Надежность водителя - это его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надежность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и высокая работоспособность.

Пригодность водителей определяется по состоянию здоровья, психологическим и личностным качествам. Пригодность по состоянию здоровья устанавливается при медицинском освидетельствовании. Психологическая пригодность - это соответствие психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности. Нередко такие качества водителя, как воля, самообладание, смелость, решительность, быстрая сообразительность, скорость восприятия и реакции предопределяют исход критической ситуации. В основе этих и других, важных для надежной деятельности водителя качеств лежат особенности протекания его психических процессов, материальной основой которых является деятельность коры головного мозга.

Подготовленность водителей определяется уровнем их профессиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Хорошо подготовленный водитель обладает широким диапазоном автоматизированных навыков, обеспечивающих правильные и своевременные действия в критических дорожных ситуациях, что позволяет ему максимально использовать технические возможности автомобиля и безошибочно, с минимальной затратой сил, управлять им; правильно оценивать и своевременно предвидеть возможные изменения дорожной обстановки и предупреждать возникновение аварийных ситуаций; безошибочно управлять автомобилем на больших скоростях, ночью, в тумане, при высокой интенсивности движения, в горных и других сложных условиях. Подготовленность определяется также уровнем психологической подготовленности водителей, т. е. сформированностью у них психических свойств, которые обеспечивают надежность их работы в любых условиях. Успешность психологической подготовки зависит от методологического уровня ее проведения, активности обучаемых в совершенствовании и тренировке, а также наличия необходимых для надежного управления автомобилем личностных и психофизиологических качеств. Недостаточная подготовленность является наиболее частой причиной ошибок, допускаемых молодыми, неопытными водителями в критических ситуациях, которые нередко приводят к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому совершенствование подготовки водителей и повышение их профессионального мастерства являются важнейшими факторами обеспечения безопасности дорожного движения.

Высокая работоспособность - это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определенного времени. Высокая работоспособность имеет большое значение для обеспечения надежности водителей. При сниженной работоспособности водитель может допускать грубые ошибки при управлении автомобилем, которые нередко приводят к ДТП. Работоспособность снижается после приема алкоголя, наркотиков, при заболевании, утомлении, в состоянии сильного нервного возбуждения или в угнетенном состоянии. Сохранение высокой работоспособности водителей обеспечивается рациональной организацией их труда и отдыха, а также контролем за их состоянием перед рейсом и в пути. Это позволяет своевременно отстранять от управления автомобилем лиц, состояние которых создает угрозу возникновения ДТП.

Основными психофизиологическими качествами, по которым определяют пригодность к вождению автомобилями, являются ощущение, восприятие, психомоторная реакция, внимание, эмоционально-волевая реакция, оперативное мышление и специальные личностные факторы:

    ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, которые непосредственно влияют на органы чувств (различают ощущение зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные, вибрационные и др.);

    восприятие - уровень развития органов чувств, точность определения пространственных отношений и временных интервалов, скорость переработки информации;

    психомоторная реакция - скорость и точность реакции водителя в критических ситуациях, четкая психомоторная координация;

    внимание - широкий объем и распределение внимания, его скорая переключаемость и стойкость, правильная организация внимания при выполнении маневра;

    эмоционально-волевая реакция - эмоциональная стойкость, высокий уровень развития волевых качеств (самообладание, решительность, настойчивость);

    оперативное мышление - скорость оценки дорожной обстановки и принятия решений, способность к быстрому профессиональному прогнозированию, хорошая оперативная память и ее готовность;

    личностные факторы - активность и направленность личности, склонность к технике, инициативность, смекалка, дисциплинированность, интерес к профессиональной работе водителя. Недостаточное развитие одних психофизиологических особенностей водителя может компенсироваться развитием других и проявляться лишь в сложных дорожных условиях, когда предотвращение аварии и разрядка острой дорожной ситуации зависят от скорости оценки ситуации, умения применить навыки управления автомобилем, от скорости и от точности реакции, самообладания, решительности и настойчивости. Мастером своего дела можно считать только того водителя, который умеет правильно и быстро оценивать дорожную обстановку, предусмотреть ее возможные изменения и никогда не попадать в сложные ситуации, а при невозможности избежать их, - максимально разрядить опасную обстановку.

Опыт и мастерство водитель добывает постепенно, другие же качества характера - чувство ответственности за безопасность других людей, способность сосредоточиться только на управлении автомобилем, выдержка и восприимчивость к информации - он должен воспитывать в себе с самого начала вождение.

Из основных психофизиологических качеств водителя особенно следует выделить внимательность и скорость реакции к соответствующим действиям на воспринятую информацию.

Внимательность - способность сосредоточить внимание на выявленном объекте опасности, сделать его полный обзор и оценить ситуацию. При средних высоких скоростях движения водитель может обозревать десятки объектов, но детально рассмотреть он может только один объект. Водителю важно уметь вовремя сосредоточить свое внимание на основном объекте опасности, который может потребовать принятие срочных мер для предотвращения аварии. При управлении автомобилем необходимо постоянно оценивать переменчивые дорожные условия и обстановку движения, чтобы вовремя определить новый режим движения.

Одним из важнейших навыков водителя, которые обеспечивают безопасность движения, является скорость реакции - закономерный ответ организму на внешнее влияние.

Процесс реакции можно подразделить на три фазы: оценка обстановки, принятия решения и выполнения соответствующих действий. Время реакции водителя при управлении автомобилем измеряется коротким промежутком от момента восприятия опасности к началу действий, направленных на ее устранение. Время реакции зависит от вида реакций - сложной, простой и в опасной зоне.

При движении автомобиля перед водителем могут возникать всевозможные препятствия и опасности. Чтобы предотвратить возникшую опасность, водитель должен правильно оценить ее и выбрать наиболее эффективное действие: остановить автомобиль, объехать объект опасности, проехать мимо него с увеличенной скоростью. Такая оценка в совокупности и выбор способа действия являют собой сложную реакцию.

Время сложной реакции водителя - с момента появления перед водителем опасности (или препятствий) к ответу на него действием, которое загодя не определил и к выполнению которого не был подготовлен, - представляет 0,8с, а при испуге, нездоровье, усталости после многочасовой работы – 1с из и более.

Простые, загодя определенные действия водителя в ответ на какую-либо опасность или препятствие называются простой реакцией.

Водитель может и должен всегда стремиться перевести сложную реакцию в простую. Однако, невзирая на то что простая реакция быстрее, чем сложная, ее время (0,4...0,6 с), потому что содержит в себе и время на мышечное движение водителя - перенос правой ноги из педали дроссельной заслонки на педаль тормоза.

Реакция в опасной зоне занимает особенное место. Она протекает с момента появления перед водителем какой-либо опасности (или препятствия), к восприятию которой водитель заблаговременно подготовился, к ответу на них простым, загодя определенным действием, к осуществлению которого водитель уже подготовлен. В чем заключается подготовка? В том, что водитель, определив место возможного появления опасности (или препятствия), загодя готовится к ее предотвращению. Поскольку такие действия водитель производит на подъезде к возможному месту опасности, то это время (0,2...0,3 с) называется временем реакции в опасной зоне. Реакция в опасной зоне предусматривает заблаговременную подготовку к восприятию и действию. Путь, проходной автомобилем за время разных видов реакций водителя при скорости 36 км/ч, показан на рис. 5.6.

Рис. 5.6. Путь автомобиля, пройденный за время разных видов реакции водителя

Важнейшим условием многолетней успешной работы водителя является его физическая подготовка. Известно, что занятие любым видом спорта положительно влияет на организм человека. Для водителей наиболее благоприятны гимнастика, спортивные игры, лыжи, плавания, гребли, легкая атлетика. Занятие спортом содействуют развитию основных качеств, полезных в профессиональной деятельности водителя. Занятие такими видами спорта, как настольный теннис, большой теннис, стрельба, помогут водителю улучшить периферическое и центральное зрение, повысить его остроту.

Специфические условия работы водителя требуют от него одинаковой работоспособности и хорошего самочувствия в течение всего изменения. Поэтому перед работой он должен хорошо выспаться. Ему необходим непрерывный сон длительностью не менее 7 час, чтобы чувствовать себя бодрым, физически полноценным работником.

Приступая к работе, полезно выполнить сложные упражнения на координацию нервных центров, которые возбуждают, непосредственно управляют важными функциями. Систематическое занятие гимнастикой способствуют укреплению здоровья и улучшению координации движений.

Необходимая физкультурная пауза, выполняемая через 3, 5, 7 час езды. Задание паузы - предупредить развитие усталости, ускорить течение окислительно-восстановительных процессов, способность поддерживать рабочий ритм, темп, концентрацию внимания. Физкультурную паузу нужно проводить с появлением первых признаков снижения работоспособности.

При длительной езде по автомагистрали, где отсутствуют пересечения в одном уровне с другими дорогами, где нет сигнализации (светофоров) и можно двигаться на высоких скоростях, возникает специфический вид усталости - дорожный гипноз. Он характеризуется сонливостью, невнимательностью, недомоганием, отчужденностью, ослаблением рефлексов, замедлением времени реакции. В таком случае необходимо остановить машину, выйти на свежий воздух, пройтись и выполнить несколько физических упражнений: повороты, наклоны, вращения туловища и председателя, прогибания у поясницы, сгибания и разгибания рук и ног.

При выполнении физических упражнений нужно помнить, что малая нагрузка не оказывает никакого влияния на организм. Благоприятный эффект достигается только при нагрузке средней величины. Достаточно объективным показателем для определения степени нагрузки является пульс. При средней нагрузке частота пульса растет на 30 % (при частоте пульса в состоянии покоя 70 ударов в 1 мин число ударов после упражнений средней нагрузки составит 70 + 21 = 91 уд.)

Для того, чтобы водитель в любых условиях мог обеспечить безопасность движения, он должен неуклонно соблюдать режим труда, отдыха и питания. Правилами дорожного движения запрещается управлять транспортным средством в состоянии усталости, если это состояние может повлиять на безопасность движения. Поэтому управлять автомобилем можно до тех пор, пока не наступит усталость.

Удлинение времени поездки более 8 час вызывает изменения в организме даже у опытных водителей. Об этом свидетельствует и статистика несчастных случаев, количество которых особенно резко растет после 10 часов непрерывной работы за рулем.

Между двумя длительными поездками (до 8 ч) должен быть как минимум 10 часовой отдых, который включает 7...8 ч нормального сна. Если поездка была длительной (более 8 ч), то после нее отдых должен быть не менее 12 часов. Усталость резко растет в условиях недосыпания: водители начинают засыпать уже через 3...5 часов движения.

Важный фактор снижения усталости - использование в поездке кратковременных перерывов. Установлено, что более целесообразные кратковременные перерывы после относительно кратковременной езды, чем длительные перерывы после длительной поездки. Поэтому рекомендуется делать 10 минутный перерыв после первых 3 часов движения, а потом через каждые 2 ч. Эти перерывы лучше использовать для активного отдыха. При непрерывном управлении автомобилем более 5 ч необходимый отдых длительностью 30 мин.

Характерным симптомом усталости является сонливость. Сон за рулем приводит к дорожно-транспортным проишествиям с чрезвычайно тяжелыми последствиями. Засыпание при управлении автомобилем быстрее наступает в ночное время, чаще всего между 24 и 5 часами утра. Засыпанию способствует отсутствие нормального сна перед ночной поездкой, например, когда время отправления в туристические поездки назначают на 4-5 часов утра. В этих условиях водитель выезжает в длительную поездку, прервав нормальный сон, и через 3-4 год движения у него наступает опасная сонливость. Выезжать в длительную многочасовую поездку можно только после нормального отдыха и хорошо выспавшись.

В напряженном труде водителя на его психическое состояние влияет этика собственного поведения и поведения других участников движения, а также взаимодействие водителя с пешеходами. Выезжая на линию, водитель с самого начала должен настроить себя на доброжелательное отношение ко всему окружающему: пропустить водителя, который спешит, или пешехода, ехать без спешки и нервозности.

Эмоцией называется переживание человеком своего отношения к тому, что он познает, делает, т. е. к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, к своей работе, к самому себе и своим действиям. Эмоции являются функцией нервной системы.

По длительности и силе проявления эмоций различают настроение и аффекты. Настроение – это длительная, спокойно протекающая эмоция, которая может иметь положительную или отрицательную окраску и в соответствии с этим по-разному влиять на поведение человека. Аффект – это короткие, бурно протекающие переживания, эмоциональные вспышки.

У водителя помимо переживаний, свойственных вообще каждому человеку, могут возникать выраженные эмоции в связи с его профессиональной деятельностью. Причинами возникающих эмоций за рулем могут быть: опасные аварийные ситуации на автомобильных дорогах, езда в условиях плохой видимости, ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, неудовлетворительное состояние дороги, плохие метеорологические условия (гололед, снег, метель, туман), необходимость резкого торможения или внезапное изменение направления движения из-за создавшейся дорожной обстановки.

Указанные ситуации могут вызвать различные по силе проявления, а иногда и противоположные по характеру эмоции: положительные или отрицательные, т. е. приятные или неприятные переживания.

Управление автомобилем является эмоционально насыщенным видом человеческой деятельности. Эмоции, возникающие за рулем автомобиля, во многом определяют степень работоспособности водителя. Так, например, опасная дорожная ситуация может вызвать у водителя отрицательные эмоции, подавляющие его психическую деятельность, снижение работоспособности. Но эта же ситуация может повысить жизненную энергию водителя, обострить его сообразительность и находчивость.

В зависимости от индивидуально-психологических особенностей человека эмоции могут быть устойчивыми или кратковременными. Эмоционально устойчивые водители обычно уравновешенные люди с устойчивыми настроениями, имеющие глубокие устойчивые интересы. Эмоционально неустойчивые водители – эмоционально неуравновешенные люди. Это может проявляться в неустойчивости эмоций, например, в быстрой смене настроений или в быстрой эмоциональной притупляемости.

Специальные исследования показали, что водители эмоционально неуравновешенные значительно чаще являются нарушителями правил движения и участниками дорожно-транспортных происшествий.

Хорошо известно, что для таких профессий, как летчик, машинист, шофер, лица с резко выраженной эмоциональной возбудимостью непригодны, так же как и эмоционально пассивные лица. Отсюда закономерно требование систематического изучения водителей в процессе их профессиональной деятельности с фиксацией внимания на степени эмоциональной возбудимости, устойчивости эмоций, умении владеть эмоциями и проявлении водителем волевых качеств.

Воля – это способность человека управлять своими действиями и поступками. Волевые действия всегда направлены на достижение сознательно поставленной цели и исходят из определенных мотивов. Мотив – это ответ на вопрос: почему и ради чего человек хочет добиться поставленной цели. Воля тесно связана с чувствами и мыслями человека.

Волевые действия всегда связаны с преодолением внутренних или внешних препятствий, т. е. с проявлением волевого усилия, направляемого на достижение сознательно поставленной цели. Во всяком волевом действии необходимо выделить подготовительный период, в течение которого человек внутренне готовит себя к совершению волевого действия. Этот период характеризуется двумя моментами: борьбой мотивов и решением. Если выполнение задачи для человека не является обязательным, то в подготовительном периоде он оценивает значение каждого из мотивов, представляет себе возможные последствия при выборе того или иного мотива и только тогда приходит к окончательному решению.

Так, например, водитель постоянно решает вопросы: обгонять впереди идущий автомобиль или не обгонять, уменьшить скорость перед большим поворотом дороги или не уменьшать, преодолеть подъем «с ходу» или переключить на низкую передачу и т. д. Иногда обстоятельства требуют мгновенного решения.

Борьба мотивов всегда должна заканчиваться решением, но оно является лишь толчком к действию. В волевом акте человека наиболее важное значение имеет исполнение принятого решения. Если решение не твердо, то действие может не последовать.

При выполнении принятого решения могут неожиданно возникнуть трудности. Умение преодолевать их и будет характеризовать силу воли человека.

Основными волевыми качествами водителя являются дисциплинированность, решительность, настойчивость и самообладание.

Дисциплинированность – это подчинение своих действий требованиям общественного долга, добросовестное выполнение своих служебных обязанностей и, в частности, строгое выполнение водителем правил движения. Дисциплина водителя также должна проявляться в уважении к водителям других транспортных средств, в культуре поведения, в опрятности одежды. Недисциплинированность за рулем проявляется прежде всего в нарушении правил движения.

Решительность – это способность быстро оценивать обстановку, принимать решение и без колебаний выполнять его. Решительность является важнейшим условием деятельности водителя в аварийной ситуации, особенно при дефиците времени. Состояние водителя, при котором он не может быстро принять решение и в соответствии с этим действовать, называют растерянностью. В тех случаях, когда для принятия решения достаточно времени, но решение либо не принимается, либо изменяется, говорят о нерешительности.

Настойчивость – это способность длительно и упорно до конца проводить принятое решение. От настойчивости необходимо отличать упрямство, т. е. необоснованную настойчивость, когда человек при выполнении волевого действия не считается с мнением других и с новыми обстоятельствами, требующими нового решения.

Самообладание – умение управлять своей умственной деятельностью, чувствами, действиями и поступками, способность водителя в опасных ситуациях не поддаваться страху. Водитель, умеющий владеть собой, сможет не только мобилизовать свои силы и возможности в неожиданной сложной дорожной обстановке, проявляя при этом энергию и активность, но и сдерживать себя, когда это необходимо. Самообладание, как и другие волевые качества, формируется в коллективе в процессе трудовой деятельности и в быту, т. е. в повседневной жизни человека.


| |

Современные автошколы внушают начинающим автолюбителям на протяжении всего курса обучения одну неопровержимую истину, что главное при управлении автомобилем соблюдать правила дорожного движения. Только тогда можно считать себя хорошим водителем автомобиля.

Конечно, никто не будет оспаривать это утверждение, что любой . Но в наше динамичное время, при высокой загруженности автодорог, водитель сегодня должен обладать определенными не только психологическими, но и высоконравственными качествами. Так как, только соблюдение правил дорожного движения не гарантирует отсутствие аварийной ситуации и самой аварии.

Водитель сегодня из-за слабого подготовительного уровня автошкол, вынужден учиться на собственных ошибках, хотя народная мудрость утверждает, что «умные люди учатся на чужих ошибках». Но необходимо знать, чему именно учиться.

Существует простой, но очень хороший тест, позволяющий проверить себя на качество вождения автомобиля. А именно, если вам мешают и вызывают раздражение другие участники дорожного движения на дороге с интенсивным движением, то это значит, вы что-то не так делаете и виноваты именно вы.

Так какими же качествами и навыками должен обладать водитель сегодня?

Личные качества, которыми должен обладать водитель сегодня

Водитель сегодня должен заблаговременно распознать возможность возникновения аварийной ситуации. Т.е. обладать навыком предвидения опасной ситуации и увидеть развивающиеся события на несколько шагов вперед и избежать аварии.

Безопасное вождение автомобиля зависит не только от вас, но и от других участников движения. Скорее всего, именно такая позиция многих водителей вынуждает прибегать к агрессивному стилю вождения. А такой стиль вождения в корне не верен, он неизбежно приводит к возникновению большинства аварийных ситуаций. Любые отношения на дороге не должны строиться на конфронтации.

Поэтому , должен обладать такими человеческими качествами, как взаимопонимание, терпимость и снисходительность к ошибкам других водителей.

Кроме того, не желательно впадать в другую крайность, которая чаще присуща неуверенным в себя и неопытным водителям — это пассивность, т.е. пассивный стиль вождения. Как говорится, истина всегда посередине.

Водитель сегодня должен уметь постоянно держать дорожную ситуацию под контролем, знать возможности и особенности поведения в различных ситуациях своего автомобиля, т.е. другими словами» чувствовать» его.

Также водитель сегодня должен владеть высоким уровнем вождения. Именно высоким уровнем, а непросто перегнать автомобиль с точки «А» в точку «Б».

Высокий уровень вождения характеризуется четкими и быстрыми, не допускающих ошибок, действиями при управлении автомобилем. Мастерство вождение автомобиля — сложная наука и приходит всегда с опытом. Поэтому дорога — всегда школа.

Личные психологические качества водителей

Кроме мастерства управления и владения положительными нравственными качествами, водитель сегодня должен обладать определенными личностными психологическими качествами. Психологические качества очень ярко проявляются при возникновении неожиданных опасных аварийных ситуациях.

Наверно каждый водитель наблюдал случаи, когда водители встречных автомобилей несвоевременно в ночное время переключают дальний свет на ближний, без необходимости ведут автомобиль посередине дороги или встречной полосе, без явных причин могут неожиданно затормозить и т.д. Такие необъяснимые действия объясняются психофизиологическими и являются причиной очень многих дорожно-транспортных происшествий.

Психофизиологические качества заложены в человеке еще с самого рождения и изменить их очень трудно, а некоторые качества — даже не возможно. Но знать их необходимо, особенно водителям автомобилей.

Знание своих психофизических качеств поможет водителям предсказать свою поведенческую реакцию в той или иной ситуации. Зная это, водитель будет стремиться избежать возникновения ситуаций, в которых может проявиться отрицательная поведенческая реакция.

Для большего понимания вышесказанного, приведем пример. Обычно молодые начинающие водители в вождении автомобиля видят в основном, как средство получения удовлетворения в виде положительных эмоций и адреналина.

Не заметно для самого водителя, если конечно он не контролирует свое поведение, начинает принимать сопернический характер, теряется контроль над дорожной обстановкой. И как результат начинает проявляться агрессивный стиль вождения. Как говорилось выше, такой стиль вождения неизбежно приводит к возникновению аварийной ситуации и того хуже, к дорожно-транспортному происшествию.

Зная свои психофизиологические недостатки и контролируя свои поведенческие реакции, можно их компенсировать.
Опять же приведем пример. Такие психофизиологические недостатки, затрудняющие водителю управление автомобилем, как легкая отвлекаемость внимания, замедленная реакция, эмоциональная неустойчивость могут быть компенсированы повышенным напряжением внимания, волевым усилием и прогнозированием развития дорожной обстановки.

Постоянно используя в своей деятельности по управлению автомобилем волевые тренировки, водитель вполне может выработать психоэмоциональную устойчивость на внешние дорожные раздражители, значительно повысить качество памяти и внимания, уменьшить время реакции.

Из всего сказанного, можно сделать один вывод, что водитель сегодня, чтобы стать профессионалом в высоком смысле этого слова в своем деле, т.е. именно , должен постоянно уметь:

  • — контролировать свое эмоциональное состояние;
  • — быть высоконравственным;
  • — постоянно заниматься самообразованием и самосовершенствованием.

Только такой водитель, при нынешней загруженности дорог автотранспортом, способен избежать дорожно-транспортных происшествий в любых аварийных ситуациях.

Видео — действия водителя в экстремальной ситуации:

Все больше и больше людей садятся за руль. Это вызвано и ускорением ритма современной жизни, и повышением благосостояния населения, и растущей индивидуализацией нашего общества, когда люди, среди прочего, стремятся к независимости от общественного транспорта.

Сейчас в каждом городе можно найти множество автошкол, куда может обратиться будущий водитель. Кто-то предпочитает самостоятельные занятия или помощь близких людей. Однако выучить правила дорожного движения и освоить навыки вождения - это лишь часть образования, воспитания водителей. Современный водитель должен отдавать себе отчет в том, что необходимо воспитывать в себе характер и взращивать определенные личные качества. В этом случае по дорогам страны будут разъезжать благоразумные люди, осознающие свою ответственность при управлении транспортным средством.

Во-первых, разумеется, водитель должен обладать определенной самодисциплиной и волей к неукоснительному соблюдению правил дорожного движения. Водитель не может игнорировать одни правила взамен других и не может применять правила выборочно, то есть лишь при некоторых ситуациях. Точнее, может, но идя на подобные компромиссы и возводя неисполнение или выборочное исполнение правил в привычку, водитель допускает неизбежный риск.

Во-вторых, и это очень важно для водителя: у него должен быть четко отработан принцип отказа от алкоголя во время или перед поездкой. Если же употребление алкоголя неизбежно, то для любого водителя должно стать правилом обращение в компании, которые оказывают услуги «трезвый водитель». Подобная практика должна войти в общественно признанную норму, и разумный водитель должен ее принять.

В-третьих, водитель должен быть честен с самим собой и объективно оценивать свои способности и состояние. В состоянии стресса или усталости необходимо признаться себе, что помощь постороннего необходима, и в этом случае опять же возможно обращение в службу «трезвый водитель» . Настоящий ответственный водитель не посчитает это постыдным или дорогостоящим.

В-четвертых, внимательный водитель должен всегда следить за происходящим на дороге, постоянно подстраиваясь под происходящие события. В этом случае опять-таки нужно трезво и добросовестно оценивать свои силы, и при сомнениях в своей адекватности восприятия быстро меняющейся действительности можно обратиться к профессиональному «трезвому водителю».

Даже технические знания по устройству автомобиля не идут в сравнение по важности с перечисленными выше личностными характеристиками водителя.