Если начать со “служебных обязанностей” Афины, то их список поистине удивителен. Она покровительствует не только мудрости и войне. Афина считалась богиней большого списка ремёсел: кораблестроения, ткачества, прядения, изготовления конской упряжи и изделий из металла, гончарного ремесла и пахоты. Она покровительствовала лекарскому искусству и обучила ему бога медицины Асклепия. Она изобрела государственность и законы, научила людей готовить пищу на очаге.

Фактически, описание того, что даровала Афина людям и чему она покровительствовала, сильно похоже на дары и области влияния верховных божеств или полубогов - основателей цивилизации у многих других народов. Почему тогда верховным богом считается Зевс?

Рождение Афины. Рисунок на вазе

Надо сказать, что в греческих землях почиталось большое количество больших и малых божеств и очень долго ни одно из них не считалось главным над всеми другими богами. Стройная система, в которой каждому богу отведено своё место в огромной олимпийской семье, стала результатом приведения жрецами и мыслителями всех местных верований к некоему общему виду. Это случилось уже во времена становления чёткой властной иерархии общества, усиления государственности, и новая система иерархии богов отвечала новым представлениям о том, как вообще должно быть устроено любое сообщество в мире.

Так у богов появился свой царь. Им стал бог грома, молнии и, возможно, справедливого мщения - Зевс. Вместе с новой ролью он, вероятно, обрёл новые функции - ровно те, что должны были быть у божественного отражения земного царя и патриарха семейства.

Зевс считается отцом Афины. По одной из версий событий, он проглотил богиню мысли Метиду, после чего у Зевса страшно заболела голова. Гефест, бог-кузнец, расколол ему голову, и оттуда вылетели Афина и богиня победы Ника. В другой версии отсутствует и Метида, и Афина оказывается воплощённой мыслью Зевса. Одни исследователи считают, что такой ужасающий способ рождения говорит о древности мифа; другие считают версию с Метидой и головой Зевса попыткой примирить и связать линии официального верховного бога и куда более популярной и значимой для простого народа богини.


Картина Рене-Антуана Уасса

Более близким к изначальной истории рождения можно считать, вероятно, сюжет с великаном Палласом. По крайней мере история богини, убивающей своего отца - жестокого старого бога, пытающегося изнасиловать свою дочь, логично параллелится истории Зевса, восставшего против своего отца Кроноса, пожиравшего собственных детей. Когда у народа меняются представления о том, что хорошо и плохо, появляются и истории о том, как новые божества убивают старых, слишком диких и свирепых.

Кстати, в другой истории с Палласом его дочерью оказывается подруга Афины по играм Ника. Возможно, изначально Ника и Афина были сёстрами и убивали отца-насильника вместе. В любом случае, их изображают неразлучными.

Защитница женщин

Сложные отношения у Афины не только с Зевсом. Во-первых, она частично дублирует как его функции, так и функции некоторых других богов, например, Ареса, бога войны, и Гефеста, бога кузнецов и ремёсел. Во-вторых, она постоянно соперничает с Аресом и Посейдоном, богом океанов, и неизменно выходит из противостояния с ними победительницей. А ведь Посейдон - брат Зевса, царя богов. Афина показана фактически равной ему по силе.


Один из постоянных противников Афины - бог морей Посейдон

Самый знаменитый миф об их противостоянии - спор, кто станет покровителем города Афины. Обычно он известен в таком варианте: боги решают посмотреть, кто может поднести людям более ценный дар. Посейдон втыкает в землю трезубец, и из скалы бьёт родник. Афина втыкает копьё, и оно превращается в оливковое дерево. Вот только в роднике - солёная морская вода вместо пресной. Дар Посейдона признаётся бесполезным, и Афина побеждает. Город называют в её честь.

Есть и другая версия этого мифа. Когда приходит очередь афинян голосовать за богов, все мужчины выбирают Посейдона и все женщины - Афину. Женщин оказывается на одну больше, чем мужчин. Богиня побеждает. В ярости Посейдон устраивает потоп, чуть не смывший город с лица земли. В наказание афинянок навеки лишают права голоса, гражданства и права передавать своё имя (подобно отчеству) детям.

Афину изображали в царственном одеянии и доспехах

Этот миф показывает, прежде всего, как популярна была Афина среди женщин. И недаром. Она покровительствовала не только ткачеству и прядению. К ней обращались с просьбами помочь забеременеть или спасти от изнасилования (а к кому ещё?). О последнем, например, молила Афину троянская царевна Кассандра. Афина не смогла ей помочь, но отомстила, лишив насильника разума. Сама Афина в мифах ловко избегает изнасилования. Отец Зевс отдаёт её в жёны Гефесту в уплату за оружие для богов. Гефест пытается взять Афину силой, но она отбивается и убегает.

Богиня красоты и плодородия

Ещё одна особенность Афины, о которой часто забывают - красота и власть над красотой. Она участвует в историях, где кидается вызов её красе. Например, во время знаменитого суда Париса она наравне состязается с главной женской богиней Герой и богиней красоты и любви Афродитой (кстати, женой Гефеста). Во время празднований изображать Афину выбирали рослую и в то же время очень красивую гетеру. Сама Афина также наделяет красотой и молодостью Одиссея и Пенелопу, когда Одиссей возвращается домой. Она покровительствует им и как влюблённый паре. Так что у исследователей есть все основания считать, что образ Афродиты мог отделиться от образа Афины. Отсюда и “общий” муж.

Удивителен ли образ богини одновременно любви и войны? Нет. Он даже не уникален. Сочетает эти качества, например, древняя аккадская богиня Иштар. Только, в отличие от Иштар, богиня войны Афина и её любимцы Одиссей и Ахиллес войны всячески избегают. Одиссей находит способ предотвратить войну из-за свадьбы Елены Прекрасной, например. Правда, в войне из-за её следующей женитьбы ему всё же приходится участвовать.

Ребекка Гуэй. Афина

О древности Афины как божества мы можем судить по тому, что она имеет звериные атрибуты: её связывают с совами и змеями. У неё “совиные глаза” (то есть сверкающие), её изображают вместе с совой. Она зачинает от Гефеста сына-змея (хотя вынашивает зачатого Гея), на её щите - голова Горгоны с волосами-змеями, Вергилий описывает её доспехи как покрытые змеиной чешуёй.

Змеи - очень архаичный символ одновременно плодородия и связи с загробным миром. Кроме того, богинь со змеями или змеиными атрибутами в русле психоаналитики интерпретируют как женщин-матриархов, укротивших или присвоивших себе агрессивное мужское начало. На Крите, острове, где особенно почитали Афину, находят множество очень древних статуэток женского божества со змеями в руках. Возможно, критская богиня со змеями находится в родстве с Совоглазой! Показательно, что женщины на Крите вели активную общественную жизнь.

И может быть, афинянки когда-то тоже. А миф о споре Афины и Посейдона был нужен, чтобы утвердить как должное отъём у жительниц Афин их гражданских прав. В любом случае, однажды греческие боги проиграли христианству, и храмы Афины, включая знаменитый Парфенон, оказались разрушены людьми и временем.

Стало известно, что сын, рожденный Метидой, восстанет и сбросит его с Олимпа. Не раздумывая, Зевс поглотил жену. И тут же случилась напасть - у него нестерпимо заболела голова. Не в силах вынести мучительную боль, он приказал расколоть себе голову. Кузнец Гефест одним ударом рассек череп Зевсу, и из разбитой головы появилась богиня Афина. А сын так и пропал, не родился.

Богиня Афина, обладала храбростью льва и осторожностью кошки, она всегда была вооружена копьем и щитом, на голове носила шлем. По краю ее одежды скользили змеи, олицетворявшие неотвратимость. Однако при всей вооруженности, у девы-воительницы был вполне мирный характер. Она никогда не выпускала из рук копье, но и никогда не поднимала его на кого-то. Только один раз богиня слегка царапнула им Гефеста, сопротивляясь его домогательствам.

Статная и гордая, Афина была единственной богиней на Олимпе, одетой в боевые доспехи. Забрало ее шлема всегда было поднятым, божественное лицо являлось всему миру. Когда богиня Афина дала и целомудрия, ее именем стал называться главный греческий город. Отныне это был город Афины.

Богиня покровительствовала военному искусству и боевому мастерству. Под ее опекой также находились многие мирные ремесла, ткачество и гончарное дело, кузнечное и скорняжное. Афина дарила людям умение делать такие необходимые вещи, как упряжь для лошадей, повозки, плуги, грабли, хомуты, она обучала виноградарей, кожевенных дел мастеров и бондарей. Под ее покровительством появлялись искусные корабельщики, умеющие строить прочные суда для дальних странствий.

Часто богиня Афина Паллада изображалась в военных доспехах, держащей в одной руке копье, а в другой веретено с намотанной на него пряжей. При этом на плече у нее сидела сова, символ мудрости. Афина стремилась к превосходству ума над инстинктами, отдавала предпочтение сдержанной стратегии в решении всех жизненных вопросов. Учила людей практичности, честолюбию и упорству в достижении поставленных целей.

Главная позиция, которой неукоснительно следовала богиня Афина Паллада, это последовательное освоение дикой природы, подчинение ее людским нуждам. За такой подход богиню осуждала Артемида, которая считала, что все живое в природе должно быть вне влияния человека. А вот стремление Афины к соблюдению законодательства, всех без исключения законов, почтительное отношение к государственности на Олимпе приветствовалось, многие боги поддерживали в этом богиню-воительницу Афину.

Однажды Афина Паллада поссорилась с морским богом Посейдоном. В схватке с ним она одержала победу. После этого богиня Афина стала безраздельно владычествовать над Аттикой. Затем она помогла Персею уничтожить страшную Тогда же с помощью Афины Ясон строит корабль и уплывает за Золотым Руном. Афина Паллада покровительствует Одиссею, и тот благополучно возвращается домой после победы в Ни одно событие на Олимпе не обходится без участия Афины, богини знаний и ремесел, искусств и изобретений, покровительницы военных баталий и обычной жизни простых людей. Некоторые критически настроенные люди доказывают, что Афина - богиня чего-то неопределенного, берет под свое покровительство все, без разбора. С этим нельзя согласиться. Афина Паллада - богиня разносторонняя и многогранная.

Миф о рождении Афины Паллады. - Богиня Афина и Эрихтоний (Эрехтей). - Миф о споре богини Афины с богом Посейдоном. - Тип и отличительные признаки Афины Паллады. - Статуя Афины Паллады работы Фидия. - Богиня Афина и бог Эрот. - Миф о флейте сатира Марсия. - Афина-работница: миф о лидийке Арахне. - Великие Панафинеи.

Миф о рождении Афины Паллады

Один из древнейших греческих мифов рассказывает следующее о происхождении и рождении богини мудрости. Афина Паллада (в римской мифологии - богиня Минерва ) была дочерью Зевса (Юпитера) и его первой супруги Метиды (в переводе с древнегреческого языка - «размышление»). Богиня Метида предсказала, что у нее сперва родится дочь, а затем сын, и этот сын будет властелином вселенной.

Зевс (Юпитер), напуганный таким предсказанием, обратился за советом к богине Гее (Земле). Гея посоветовала Зевсу проглотить Метиду, что он и исполнил.

Спустя несколько времени Зевс (Юпитер) почувствовал сильную головную боль. Зевсу казалось, что череп его готов разлететься на куски. Зевс попросил бога (Вулкана) раздвоить ему голову топором и посмотреть, что там происходит. Лишь только Гефест исполнил его просьбу, как из головы Зевса вышла вооруженная и в полном расцвете сил Афина Паллада - «могучая дочь могучего отца», как богиню Афину обыкновенно называет Гомер.

Несколько памятников античного искусства (между прочими - Парфенонский фриз, не существующий теперь), изображали рождение Афины Паллады.

Афина Паллада есть, таким образом, олицетворение божественного разума и благоразумия Зевса (Юпитера). Афина Паллада - сильная и воинственная богиня, умная и рассудительная. Так как богиня Афина родилась не от матери, а прямо из головы Зевса (Юпитера), то Афине Палладе чужды все женские слабости. Богиня Афина отличается серьезным, почти мужским характером; ее никогда не смущают волнения любви и страсти. Афина Паллада - вечная девственница, любимица Зевса (Юпитера), его единомышленница, хотя иногда, как, например, в Троянской войне, богиня Афина поступает против воли отца.

Здраво и ясно смотрит Афина Паллада на человечество и охотно принимает участие во всех жизненных проявлениях людей. Афина Паллада всегда на стороне правого дела, помогает храбрым героям одерживать победы над врагами, является покровительницей Одиссея и Пенелопы, руководительницей Телемаха.

В богине Афине как бы олицетворяется человеческая культура. Богиня Афина изобрела много полезных предметов, как-то: плуг и грабли. Афина научила людей запрягать волов и заставила их склонить шею под ярмом. Мифы древней Греции полагают, что Афина Паллада первая смирила лошадь и превратила ее в домашнее животное.

Афина Паллада научила Ясона и его спутников построить корабль «Арго» и покровительствовала все время, пока продолжался их знаменитый поход.

Афина Паллада - богиня войны, но она признает только благоразумную войну, ведомую по всем правилам военного искусства и имеющую определенную цель. Этим Афина Паллада отличается от бога войны Ареса (Марса), которому приятен вид крови и который любит ужасы и смятение войны.

Богиня Афина является повсюду строгою исполнительницей законов, покровительницей и защитницей гражданских прав, городов и гаваней. Афина Паллада обладает зорким глазом. Поэты античности называли богиню Афину «голубоглазой, светлоокой и дальнозоркой».

Афиной Палладой был учрежден Ареопаг. Богиню Афину почитали как покровительницу музыканты, художники и все ремесленники.

Богиня Афина и Эрихтоний (Эрехтей)

Когда богиня Гея (Земля), родив от бога Гефеста сына Эрихтония (иначе - Эрехтея), бросила его на произвол судьбы, Афина Паллада подобрала Эрихтония и воспитала. По греческому мифу, Эрихтоний походил одною половиною своего туловища, а именно - его нижней частью, на змею.

Богиня Афина, занятая постоянно войнами, положила ребенка в корзину и поручила Эрихтония на время дочерям Кекропса, запретив им открывать корзину. Но две из дочерей Кекропса, вопреки советам старшей, Пандросы, мучимые любопытством, открыли корзину с Эрихтонием и увидали там спящего ребенка, обвитого змеей, которая тотчас же ужалила любопытных девушек.

Эрихтоний был поручен богиней Афиной Пандросе, дочери Кекропса, и вырос под ее наблюдением. Желая выказать Пандросе, а также и богине Афине свою благодарность, Эрихтоний выстроил в городе Афинах храм, одна половина которого была посвящена Афине Палладе, а другая Пандросе.

Миф о споре богини Афины с богом Посейдоном

Когда Кекропс основал город, названный потом Афинами, он не мог решить, кого выбрать покровителем названного города - богиню Афину (Минерву) или бога (Нептуна). Эта нерешительность царя Кекропса вызвала спор между богами - Афиной и Посейдоном.

Древнегреческий скульптор Фидий изобразил на обоих фронтонах Парфенона (храма Афины) этот спор. Куски этих фронтонов хранятся теперь в Британском музее.

Чтобы примирить богиню Афину и бога Посейдона, Кекропс решил выбрать того из них, кто изобретет самый полезный предмет. Бог Посейдон (Нептун) ударил землю своим трезубцем, и появился источник морской воды. Затем Посейдон сотворил коня, как бы желая дать понять, что народ, покровителем которого он, Посейдон, будет избран, станет племенем мореплавателей и воинов. Но богиня Афина превратила дикого коня в домашнее животное, а от удара копья Афины по земле появилось оливковое дерево, покрытое плодами, указывая этим, что народ богини Афины будет сильным и могучим благодаря земледелию и промышленности.

Царь Афин Кекропс обратился тогда к народу, прося его самого решить, которого из богов народ Афин желает избрать своим покровителем. Народ прибегнул к всеобщему голосованию, причем все мужчины подавали голос за бога Посейдона, а женщины - за богиню Афину. Одной женщиной оказалось больше, богиня Афина одержала победу, и город был посвящен ей. Но, опасаясь гнева Посейдона (Нептуна), пригрозившего поглотить своими волнами Афины, жители воздвигли храм и Посейдону. Вот каким образом афиняне в одно и то же время стали землепашцами, мореплавателями и промышленниками.

Тип и отличительные признаки Афины Паллады

Афина Паллада была главным божеством для афинян, и Акрополь считался ее священной горой. Античный культ богини Афины существовал очень долго и прекратился только под влиянием христианского учения.

Сохранилось много античных монет с изображением головы Афины Паллады (у римлян - богини Минервы). На одной из древнереческих монет изображена также сова - птица богини Афины, ее символ (сова Минервы ).

Известный ученый Готфрид Мюллер говорит, что идеальным типом Афины Паллады является статуя Фидия - Афина Парфенонская. Черты лица статуи Афины Паллады работы Фидия стали прототипом всех статуй богини Афины у древних греков и богини Минервы у древних римлян. Знаменитый ваятель Фидий изобразил Афину Палладу со строгими, правильными чертами. У Афины Фидия высокий и открытый лоб; длинный, тонкий нос; линии рта и щек несколько резкие; широкий, почти четырехугольный подбородок; глаза, опущенные долу; волосы, просто откинутые по сторонам лица, и вьются слегка по плечам.

Афина Паллада (Минерва) часто изображается в шлеме, украшенном четырьмя конями, показывая этим, что богиня примирилась с богом Посейдоном (Нептуном), которому была посвящена лошадь.

Богиня Афина всегда носит эгиду . На эгиде Афины Паллады помещена голова Медузы Горгоны. Афина всегда украшена драгоценностями, и ее наряд очень роскошный.

На одной из античных камей на Афине Палладе, кроме блестящей эгиды, надеты богатое колье из желудей и серьги в виде виноградных гроздей.

Иногда на монетах шлем богини Афины украшен фантастическим чудовищем с змеиным хвостом. Афина Паллада всегда изображается со шлемом на голове, весьма разнообразным по формам.

Обыкновенное оружие богини Афины (Минервы) - копье, но иногда она держит в руке громовые стрелы Зевса (Юпитера). Афина Паллада также часто держит на руке статую Ники - богини победы.

Художники античности изображали охотнее всего Афину Палладу. На самых древних памятниках античного искусства богиня Афина изображается с поднятым щитом и копьем.

Эгида Афины Паллады , которую богиня всегда носит, есть не что иное, как шкура козы, на которую богиня прикрепила голову Медузы Горгоны. Иногда эгида заменяет богине Афине щит. Олицетворяя в физическом порядке молнию, Афина должна носит эгиду как отличительный признак. На статуях древнегреческой архаики Афина Паллада употребляет эгиду вместо щита. В эпоху золотого века древнегреческого искусства Афина Паллада носит эгиду на груди.

Голова Медузы Горгоны - также один из отличительных признаков богини Афины и изображается или на эгиде, или на шлеме. Голова Медузы Горгоны должна была намекать на то, какой ужас овладевал врагами Афины Паллады, когда богиня появлялась перед ними. На одной древнеримской фреске, открытой в Геркулануме, богиня Минерва одета в пеплос, ниспадающий на хитон грубыми и неизящными складками; Минерва закрыла левую руку эгидой и готова вступить в бой.

Статуя Афины Паллады работы Фидия

Знаменитая статуя древнегреческого ваятеля Фидия, Афина Парфенонская, была изваяна из слоновой кости и золота.

Богиня Афина скульптора Фидия стояла во весь рост, грудь ее покрывала эгида, а туника ниспадала до пят. Афина держала в одной руке копье, а в другой - статую богини победы Ники.

На шлеме у нее был сфинкс - эмблема божественного разума. По бокам сфинкса были изображены два грифона. Над забралом статуи Афины работы Фидия - восемь коней, несущихся во весь опор, - символ быстроты мысли.

Голова и руки статуи Фидия были из слоновой кости, вместо глаз вставлено два драгоценных камня; золотые драпировки могли по желанию сниматься для того, чтобы город Афины в случае каких-либо общественных бедствий мог воспользоваться этим сокровищем.

На наружной стороне щита, поставленного у ног богини Афины, была изображена битва афинян с амазонками, на обратной стороне - борьба богов с великанами. Миф о рождении Пандоры был изваян на пьедестале статуи Фидия.

Богиня Минерва скульптора Зимарта, бывшая на выставке в Салоне 1855 г., есть повторение шедевра Фидия, возможно точно и тщательно воспроизведенная копия по описанию древнегреческого автора Павсания, дошедшему до нас.

Прекрасная бронзовая статуя богини Минервы, находящаяся в Туринском музее, является одной из самых замечательных и красивых античных статуй, сохранившихся до нашей эпохи.

Богиня Афина и бог Эрот

Целомудренная богиня Афина никогда не изображалась античными художниками обнаженной, и если некоторые современные художники и представляют Афину в этом виде в своих произведениях, например, «Суд Париса», то это по незнанию древних традиций.

Богини Афины никогда не касались стрелы бога Эрота, который ее всегда избегал и оставлял в покое.

Богиня любви Афродита (Венера), недовольная тем, что ее шаловливый сын не делает даже попытки ранить своею стрелою целомудренную богиню, осыпала Эрота за это упреками.

Эрот оправдывается, говоря: «Я боюсь Афину, она страшная, глаза ее зорки, а вид ее мужественен и величественен. Каждый раз, как я отваживаюсь подойти к Афине, чтобы задеть ее моей стрелой, она вновь пугает меня своими мрачными взорами; кроме того, у Афины на груди такая страшная голова, и я в страхе роняю мои стрелы и дрожа бегу от нее» (Лукиан).

Флейта Марсия

Богиня Афина нашла однажды оленью кость, сделала флейту и стала извлекать из нее звуки, доставлявшие ей большое удовольствие.

Заметив, что при игре у нее раздуваются щеки и некрасиво оттопыриваются губы, богиня Афина, не желая так обезображивать свое лицо, забросила свою флейту, прокляв заранее того, кто найдет ее и будет на ней играть.

Флейту Афины нашел сатир Марсий и, не обращая внимания на проклятие богини, принялся играть на ней и стал хвалиться своим талантом, вызывая самого бога на состязание с ним. Марсий не избежал страшной кары за свое ослушание и высокомерие.

Афина-работница: миф о лидийке Арахне

Когда богиня Афина является покровительницей ремесел и всяких женских работ, она носит название Афины-работницы, или Эрганы (по-древнегречески).

Тканье разных тканей было одним из главных промыслов афинян, но азиатские ткани всегда ценились выше по тонкости и изяществу работы. Это соперничество между двумя странами породило поэтический миф о соперничестве между Арахной и богиней Афиной.

Арахна была незнатного происхождения. Отец Арахны был простой красильщик родом из Лидии (область в Малой Азии), но Арахна славилась своим искусством ткать красивые и тонкие ткани. Арахна умела ровно и быстро прясть, а также украшать свои ткани всевозможными вышивками.

Всеобщие похвалы так вскружили Арахне голову и она начала так гордиться своим искусством, что вздумала состязаться с богиней Афиной, хвастаясь, что она может ее победить. Богиня Афина, приняв вид старухи, пришла к гордой ткачихе и стала доказывать Арахне, как опасно для простой смертной оспаривать первенство у богини. Арахна ей дерзко ответила, что, явись перед нею сама богиня Афина, она сумеет и ей доказать свое превосходство.

Богиня Афина приняла этот вызов, и они принялись за работу. Афина-Эргана выткала на своем станке историю своей распри с богом Посейдоном, а дерзкая Арахна изобразила на своих тканях разные любовные похождения и превращения богов. При этом работа Арахны была исполнена с таким совершенством, что богиня Афина не могла отыскать в ней ни малейшего недостатка.

Рассердившись и забыв, что она должна быть справедлива, Афина-Эргана в пылу гнева ударила ткачиху Арахну челноком по голове. Арахна не могла перенести подобного оскорбления и повесилась.

Богиня Афина превратила Арахну в паука, который вечно ткет свои тончайшие паутины.

Этот миф древней Греции указывает на превосходство восточных тканей: Арахна, лидийка по происхождению, все же одержала победу над афинской Эрганой. Если лидийка Арахна и была наказана, то не как работница, а только за свое высокомерное желание тягаться с богиней.

Великие Панафинеи

Праздник, известный под названием Великие Панафинеи, был учрежден в Афинах в честь Афины Паллады, защитницы и покровительницы этого города.

Великие Панафинеи были, несомненно, самым большим и древним народным праздником. Великие Панафинеи праздновались каждые четыре года, и в них принимали участие все афиняне.

Праздник Великие Панафинеи продолжался с 24-го по 29-е число древнеаттического месяца Гекатомбеона (половина июля и августа).

Первый день Великих Панафиней был посвящен музыкальным состязаниям, которые происходили в Одеоне, построенном по повелению Перикла. В Одеон собирались всевозможные певцы, музыканты с их разнообразными инструментами и поэты.

Другие дни Великих Панафиней были посвящены гимнастическим и конским состязаниям, причем победителя награждали венком из оливковых ветвей и красиво расписанными сосудами, наполненными драгоценным оливковым маслом.

Самая торжественная часть праздника Великие Панафинеи происходила в день рождения богини Афины - 28-го числа месяца Гекатомбеона. В этот день устраивалось шествие, в котором принимали участие не только все взрослые, но и дети.

Во главе процессии шли юные афинянки, они несли новое платье для статуи богини Афины - шафранного цвета пеплос. В продолжение девяти месяцев все знатные афинянки работали над ним, украшая его всевозможными вышитыми и вытканными узорами. За ними шли другие афинские девушки (канефоры ), неся на головах священные сосуды. Вслед за канефорами появлялись жены и дочери афинских вольноотпущенников и чужестранки - они не имели права нести священные сосуды и могли только держать вазы и сосуды с вином, а также складные стулья для знатных жен.

Почтенные старцы, роскошно одетые за счет города, следовали за ними с оливковыми ветками в руках; затем - устроители и распорядители праздника; мужчины с ветками и сосудами с оливковым маслом; быки, предназначенные в жертву богине Афине; дети, ведущие украшенного барана; музыканты и певцы.

Шествие заключали великолепные колесницы, запряженные четверками; ими управляли знатные юноши и всадники на прекрасных конях, в память того, что Афина Паллада первая научила запрягать и управлять лошадьми.

Отдельные группы этого шествия были изваяны на фронтоне и фресках Парфенона Фидием, и часть этих барельефов сохранилась до наших дней.

Афине Палладе были посвящены:

  • оливковое дерево,
  • петух, раннее пение которого будит людей труда,
  • змея, символ ума и обдуманности,
  • сова, от проницательных глаз которой ничего не остается скрытым во мраке ночи.

Эпитет «совоокая» придавали древнегреческие поэты и самой богине Афине.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

АФИНА - в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ("мудрости", греч. metis - "мысль", размышление") - периода оформления классической олимпийской мифологии. httr://www.5ballov.ru/referats/preview/19024/4

Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героической мифологии периода патриархата, в которой особенно выделялось мужское организующее начало. Афина является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Постепенно материнство Метиды принимает всё более отвлеченный, и даже символический характер, так что Афина считается порождением одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости, так же как Зевс воспринял их от Метиды. Там же.

Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста (или Прометея), расколовшего ему голову топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его головы в полном боевом вооружении. Поскольку это событие произошло якобы у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получила прозвище Тритониды или Тритогенеи. Там же.

Афина - одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - ближайшее к Зевсу. Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия. httr://www.5ballov.ru/referats/preview/19024/4

Истоки мудрости Афины восходят к образу богини со змеями крито-микенского периода. Изображение богини со щитом микенского времени - прообраз олимпийской Афины. Среди непременных атрибутов Афины - эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей. Там же.

Многочисленны сведения о космических чертах образа Афины. Её рождение сопровождается золотым дождем, она хранит молнии Зевса. Её изображение, т.н. палладий, упало с неба (отсюда Афина Паллада). Там же.

По Геродоту, Афина - дочь Посейдона и нимфы Тритониды. Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой ("всевлажной") и Аглаврой ("световоздушной"), или Агравлой ("полебороздной"). Там же.

Священным деревом Афины была маслина. Маслины Афины считались "деревьями судьбы", и сама Афина мыслилась как судьба и Великая богиня-мать. Там же.

Мощная богиня архаики, обладательница эгиды, Афина в период героической мифологии направляет свою силу на борьбу с титанами и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает одного из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею свое тело во время сражения. Там же.

Она - убийца горгоны Медузы и носит имя "горгоноубийцы". Афина требует к себе священной почтительности, ни один смертный не может её увидеть. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот случайно увидел её омовение. httr://www.5ballov.ru/referats/preview/19024/4

Классическая Афина наделена идейно-организующими функциями: она покровительствует героям, защищает общественный порядок и т.п. Зевс послал Афину на помощь Гераклу, и тот вывел из Эреба пса бога Аида. Любимцем Афины был Одиссей, умный и смелый герой. В поэмах Гомера (особенно "Одиссее") ни одно важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она - главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое. Афина - защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя "градозащитницы". Там же.

Огромная статуя Афины Промахос ("передовой боец") с копьем, сияющим на солнце, украшал акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон. Там же.

Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила "Евмениды". Там же.

Афина всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам, вообще рабочему люду. Афина помогла Прометею украсть огонь из кузни Гефеста. Там же.

Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Апполона. Одного её прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила станом, наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекательностью). Она наделила Пенелопу накануне встречи с супругом удивительной красотой. httr://www.5ballov.ru/referats/preview/19024/4

Афина - богиня мудрости. Для неё характерна мудрость в государственных делах. Для поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического Ума и символом всеобъемлющей мировой мудрости. Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась Афина - Фратрия ("братская"), Булайя ("советная"), Сотейра ("спасительница"), Пронойя ("провидящая").

Хотя культ Афины был распространен по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась Афина в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини - покровительницы города). Ей были посвящены земледельческие праздники. Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине. Там же.

В Риме Афина отождествлялась с Минервой. Римским празднествам Минервы посвящены два больших отрывка из "Фаст" Овидия. На протяжении всей античности Афина остаётся свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве. Там же.

Образ Афины нашел отражение во многих значительных памятниках греческой пластики. Гигантская статуя "Афины Парфенос" Фидия, поставленная в Афинах в Парфеноне в 438 г. до н.э., не сохранилась и известна нам по нескольким уменьшенным копиям. Сохранились многочисленные статуэтки богини. Отдельные сцены мифов об Афине нашли отражение в рельефной пластике храмов, например, многофигурная группа на восточном фронтоне Парфенона изображает рождение Афины из головы Зевса, на западном фронтоне воплощен спор Афины с Посейдоном за обладание землей Аттики. httr://www.5ballov.ru/referats/preview/19024/4

В греческой вазописи были распространены сцены, посвященные рождению Афины, её участию в Троянской войне, спору с Посейдоном. Встречаются изображения Афины на помпейских фресках. Там же.

В эпоху Возрождения Афину изображают в соответствии с античной художественной традицией - в панцире и шлеме. В ряде сцен Афина предстает олицетворением мудрости и символизирует триумф разума ("Минерва побеждает невежество" Б. Спрангера, "Царство Минервы" А. Эльсхаймера), добродетели и целомудрия ("Паллада и кентавр" С. Боттичелли, "Победа добродетели над грехом" А. Мантеньи), мира ("Минерва и Марс" Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.). Там же.

Одно из центральных мест в древнегреческой мифологии отведено Афине Палладе. Афина - богиня мудрости, богиня справедливой войны и победы, одна из самых почитаемых богинь Греции. Афина – дочь Зевса, самого могущественного бога на всем Олимпе, бога неба, грома и молний. Зевсу подчиняются остальные греческие боги, он имеет власть над людьми, устанавливает общественный порядок, распределяет на земле добро и зло. Но справедливо будет отметить, что любимая дочь не уступает ему не в силе, не в мудрости. Во многих легендах описано, что Афина восседает на троне рядом с Зевсом. Мать Афины – мудрая океанида Метида, первая жена Зевса.
Афине приписывают изобретение флейты, колесницы, корабля. В числе ее заслуг разработка законов и учреждение Высшего Суда в Афинах. Она олицетворение грамотности и справедливости. Афина дарит мудрость и знания, учит людей искусствам и ремеслам, помогает рукодельницам, ткачихам, гончарам. С ростом греческой культуры мудрая воительница становится еще и покровительницей науки.
Дочь Зевса – богиня мудрости - являлась объектом поклонения во всей Древней Греции, ее воспевали поэты, ею восхищались скульпторы и художники. В многочисленных работах скульпторов, художников и поэтов дочь Зевса предстает перед нами в полном боевом вооружении: на ней сверкающие военные доспехи, блестящий шлем, в руках богиня держит копье и щит. Но при всем своем боевом облике, она отличается необычайной красотой. У нее серо-голубые глаза, русые волосы, божественная фигура и величественная осанка.
Афина покровительствует героям Греции, дает им мудрые советы и выручает во время опасности. Так, богиня мудрости содействует Персею в расправе с Медузой-Горгоной, которая одним своим взглядом превращала все живое в камень. Афина снабдила Персея медным щитом, блестящим как зеркало, в который он смотрел, чтобы не встретиться взглядом с глазами Медузы-Горгоны. И благодаря этому смог отрубить ей голову. Один из любимцев Афины – Одиссей. Его богиня сопровождает на протяжении многолетних скитаний, и в итоге способствует его возвращению на родной остров Итаку. По возвращении на родину, богиня превращает Одиссея в нищего старика, и таким образом очередной раз его спасает, предоставив ему возможность отомстить своим обидчикам.
Афина выступает помощницей Гераклу в борьбе с титанами, с ее помощью он выводит из Эреба пса бога Аида Кербера. Дочь Зевса поддерживает в боевых подвигах Диомеда. Помогает Прометею вынести огонь из кузни Гефеста, а Ясону - вернуть золотое руно.
Афина – хранительница городов, их стен и крепостей. Она является защитницей таких городов как Троя, Афины, Спарта, Аргос. В ее честь назван город – столица Греции – Афины. Ежегодно в городе Афины проводились панафинеи – торжество в честь богини мудрости, сопровождаемое музыкальными и спортивными состязаниями, праздничным шествием с факелами, подношением даров и жертвоприношениями. Афине были посвящены следующие земледельческие праздники:
- праздники, связанные с прорастанием хлеба - прохаристерии;
- праздники созревания плодов – каллинтерии;
- праздники предотвращения засухи – скирофории;
- праздники начала жатвы – плинтерии и другие.
Священное дерево дочери Зевса – маслина (олива), в греческом народе получившее название «дерево судьбы». Повсюду спутниками Афины являются сова и змея – символы мудрости.
О богине Афине сложено не мало легенд и мифов. Один из самых распространенных в современной литературе – миф об Афине и Арахне. Арахна – искусная вышивальщица и ткачиха. Излишне гордясь своим талантом, она вызвала Афину на состязание по ткацкому искусству и с позором проиграла. Не выдержав этого, Арахна пыталась свести счеты с жизнью, но Афина этому воспрепятствовала. В наказание за гордыню и презренное отношение к богам богиня превратила ее в паука, чтобы та вечно висела и вечно ткала. В переводе с греческого слово «арахна» так и переводится «паук».
Неоднократно в греческой мифологии встречается описание вражды между Афиной и Аресом – богом жестокой, кровопролитной войны. Но, с Афиной рядом богиня победы Ника, и в конечном итоге Афина всегда оказывается победительницей.
В честь богини мудрости построено множество храмов и святилищ. Это храмы в городе Афины – Эрехтейон, Парфенон, Гекатомпендон, храм Зевса и Афины. Были святилища Афины и в других местах – в городах Аргос и Дельфы, на островах Делос и Родос, в Спарте. Фидием - величайшим древнегреческим скульптором и архитектором - были воздвигнуты статуи «Афина Парфенос», «Афина Лемния», «Афина Промахос», «Афина Арея». К огромному сожалению, ни одна из этих работ до наших дней не сохранилась. Среди картин античной живописи, посвященных Афине – картины Клеанфа «Рождение Афины», Антифила «Александр и Филипп с Афиной» и Фамула «Афина».
Афина – воплощение мудрости и красоты – и сегодня остается объектом восхищения и музой для многих скульпторов, художников и поэтов.