Задушевные строки этого стихотворения наполнены болью и грустью, и обращены к родной матери. Примечательно, что это произведение было написано уже взрослым и состоятельным человеком, и потому строки имеют свои особенности.
Семью автора отправили в свое время в ссылку в Сибирь, осудив тогда их за мнимое кулачество. Боль, которую испытал поэт при этом, полна невысказанного ему матерью упрека, и от этого упрека лирическому герою в произведении становится еще больнее. Страдания поэта выражены в грустной любви к матери, которая переживала в тот период о том, что умирать ей придется на чужой земле.Для демонстрации эмоций автор использовал достаточно простые приемы, подчеркивающие грусть и боль переживаний автора. Вопрос "С кого какой же спрос?" риторический, и также использован для того, чтобы подчеркнуть основную мысль стихотворения и чувства его автора.
Землю и родную природу он олицетворяет, представляет, как одухотворенное существо, и выражает ей благодарность за те чувства, которые носит всю жизнь в своей душе поэт. Рифма перекрестная, классическая, а ритм стихотворения ровный и равномерный, что делает стихотворение музыкальным.
Донести до читателей автор пытался лишь страдания и эмоции человека, который безумно влюблен в родную землю, и очень сильно скучает по ней, покидая ее навсегда. Эти чувства знакомы многим, кто вынужден уехать из родного города, а строчки просты и понятны.
«Спасибо, моя родная…» Александр Твардовский
Спасибо, моя родная
Земля, мой отчий дом,
За все, что от жизни знаю,
Что в сердце ношу своем.За время, за век огромный,
Что выпал и мне с тобой,
За все, что люблю и помню,
За радость мою и боль.За горечь мою и муку,
Что не миновал в пути.
За добрую науку,
С которой вперед идти.За то, что бессменно, верно
Тебе служить хочу,
И труд мне любой безмерный
Еще как раз по плечу.И дерзкий порыв по нраву,
И сил не занимать,
И свято на подвиг право
Во имя твое, во славу
И счастье, Отчизна-мать!
Анализ стихотворения Твардовского «Спасибо, моя родная…»
Благоговейное почтение, с которым герой Твардовского относится к родине, напоминает теплые сыновние чувства. Поэт сближает два дорогих сердцу образа: мысли солдата, находящегося на чужой «немилой стороне», обращены к Матери-земле. Заветная мечта повествователя «Василия Теркина» - вернуться живым в родные места, без которых невозможны мечты о мирном будущем. Путешественник из поэмы «За далью - даль», следуя народным традициям, уважительно именует Россию матушкой. Столь высокого статуса удостаиваются Волга и Москва - два топонима-символа.
Произведение 1955 г., посвященное патриотической теме, открывается формулой благодарности. В зачине возникает еще одна ассоциация, традиционная для поэтики Твардовского: родина отождествляется с семейным гнездом, отчим домом.
Перечисление причин, послуживших поводами для признательности, занимает основную часть текста. Закономерно появление лексико-синтаксической анафоры, организующей композицию. Художественный прием позволяет выявить многогранность аспектов духовной связи: земля предков воспитала характер, сформировала систему ценностей, одарила опытом. С ней связаны милые заветные воспоминания.
Противоречивость жизненного пути выражена рядом оппозиций, которые включены в общий комплекс, объединенный семантикой благодарности. Поэт формирует два противоположных эмоциональных полюса, передающих положительную и отрицательную реакцию: радость и горестные муки, боль. Даже негативные чувства способны принести пользу: они воспринимаются как последствие справедливого наказания, поучительного урока, служащего залогом будущего успеха.
Ощущение крепкой, кровной связи с родимым краем благотворно сказывается на психологическом состоянии субъекта речи. Положительный результат такого взаимодействия изображен в двух последних строфах: герой-патриот воодушевлен, полон сил и желания честно служить матери-Отчизне. Ее прославление, счастье, «безмерный» творческий труд - в исполнении этих высоких целей лирический герой видит смысл существования.
В концовке автор вновь обращается к приему перечисления: он моделирует однородные предложения, при этом соединительный союз выступает в роли лексической анафоры. Риторическая фигура придает экспрессивность тексту. По мере ее разворачивания возрастают торжественные интонации, достигающие кульминации к финалу.
Лирика Александра Трифоновича Твардовского трогает душу своей задушевностью, пронзительной грустью и болью. Стихи, посвященные матери, написаны уже зрелым человеком и признанным мастером. В юности трудно предугадать потери и невзгоды, только прожитое время, приобретенная мудрость и неотвратимость потерь заставляют осознать кровную связь с родным существом – матерью с ее самоотверженностью и особой безграничной любовью.
Прощаемся мы с матерями Задолго до крайнего срока – Еще в нашей юности ранней, Еще у родного порога… Разлука
Еще безусловней Для них наступает попозже, Когда мы о воле сыновней Спешим известить их по почте. Со страниц этого цикла веет подлинной Россией, той малой Родиной, которая взрастила поэта, о которой он никогда не забывал, подчеркивая свое неразрывное родство со Смоленщиной. Мать и Родина – это два самых дорогих образа в поэзии Александра Трифоновича. Для него Родина-мать – не просто красивая метафора – это та основа, на которой держится жизнь.
Поэт понял ее хрупкость в далекой юности, когда семью сослали в Сибирь, осудив за мнимое кулачество. Эта боль осталась в Твардовском на всю жизнь, никогда не забываемый
Упрек, не высказанный ему матерью, и оттого еще больнее и безысходнее чувствовал свою беспомощность за них. В краю, куда их вывезли гуртом, Где ни села вблизи, не то что города. На севере, тайгою запертом, Всего там было – холода и голода. Но непременно вспоминала мать, Чуть речь зайдет про все про то, что минуло, Как не
хотелось там ей помирать, – Уж очень было кладбище немилое. Все стихи, посвященные матери Александра Трифоновича, овеяны грустью, это его тоска о счастливом времени, когда жив был родной человек, и неотвратимость ухода, невозможность заново прожить то безмятежное, пусть и трудное время. Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону – домой… Отжитое – пережито, с кого какой же спрос? Да уже неподалеку И последний перевоз.
Этот цикл напоен истинной любовью поэта к матери, к женщине-труженице вообще и безграничной благодарностью за этот мир, подаренный ему и тысячам таких же, как и он. И первый шум листвы еще неполной, И след зеленый по росе зернистой, И одинокий стук валька на речке, И грустный запах молодого сена, И отголосок поздней бабьей песни, И просто небо, голубое небо – Мне всякий раз тебя напоминают…
(Пока оценок нет)
Сочинения по темам:
- Александр Трифонович Твардовский, знаменитый советский поэт, автор всенародно любимых историй про солдата Василия Теркина, родился на хуторе Загорье, расположенном в...
- Стихотворение А. Ахматовой “Родная земля” отражает тему Родины, которая очень остро волновала поэтессу. В данном произведении ею создан образ родной...
- Горем обернулась для семьи Твардовского коллективизация. Родители и братья писателя были раскулачены и сосланы сначала в Сибирь, а потом в...
- Судьба поэта Николая Рубцова складывалась непросто. В детстве он остался без родителей и был направлен в детский дом, который располагался...