Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» относится к ранним произведениям русского писателя и продолжает романтические мотивы его творчества.

Горький написал это произведение под впечатлениям от путешествия по южной Бессарабии в 1891 году. Сам же писатель считал этот рассказ одним из самых лучших и красивых в своем творчестве.

Композиция «Старухи Изергиль»

Рассказ состоит из трех новелл, которые соединены между собой общей идеей. Подобная композиция «Старуха Изергиль» довольно сложна, так как новеллы представлены как самостоятельные произведения, которые повествуют о историях, которые лишь отчасти связаны между собой.

Но новеллы пронизаны единой идеей, которая заключается в том, чтобы показать настоящую ценность человеческой жизни. С помощью трех разных легенд, Горький полноценно раскрывает образ главных героев и их представлений о жизни.

Писатель создает интересную и сложную систему образов, которая представляет собой основное средство для раскрытия темы «Старухи Изергиль» - человеческой свободы и несвободы.

Образы героев – ключевого к смыслу произведения

Основной образ первой новеллы – это эгоистичный индивидуалист Ларра , навлекший на себя бремя одиночества. Горький показывает героя в наихудшем свете. У людей Ларра вызывает страх и гнев.

Его натуру писатель использует для того, чтобы продемонстрировать к чему может привести непомерное желание свободы, полностью исключающее понятие справедливости и любви. Ларра знает только собственное «я», считает себя самым сильным и волевым, и отвергает все остальное, в том числе и людей.

Второй образ, созданный Горьким, противоположен Ларе, это милосердный Данко-альтруист . Он любит людей больше всего на свете и самопожертвование ради них - норма жизни для Данко.

Таким образом, Горький показывает истинную силу, что может быть в человеке – не ту, которая давит своей волей всех вокруг, а та, которая способна не только любить, но и полноценно выражать любовь, не страшась последствий и жертв.

Наиболее сложным для анализа представляет собой третий образ рассказа – старуха Изергиль . Она не является персонажем легенды, как два других героя, она – реальный человек, и ее история больше всего напоминает действительность

Она рассказывает историю любви, показывая какой гордой и непримеримой с самой собой она была. Она рассказывает о тех, кого она любила, но нет ощущения того, что любовь старухи Изергиль была наполнена светом и искренностью.

Тем не менее, она совершала поступки, которые были близки именно ей, чувствуется, что она поступала так, как ей указывало сердце. Ее история больше напоминает образ Ларра, и именно новелла о ней помогает лучше понять ключевую тему первого отрывка рассказа.

Образ старухи Изергиль дополняет образ двух других героев, делая их более доступными для понимания и более определенными. И истории трех героев приводятся к одной мысли, к извечному для литературы вопросу о смысле человеческой жизни, к тому, во имя чего человек проживает целую жизнь.

Тема: Максим Горький. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

Цель урока:

    Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького; проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко; провести параллель с библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя; рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении;

    Развивать навыки анализа художественного произведения;

    Подвести учащихся к мысли о ценности человеческой жизни, к пониманию ответственности за свой жизненный выбор.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе. Перед читателем возникают образы сильных и вольнолюбивых героев Горького. Важнейшим вопросом, составляющим идейное содержание рассказа «Старуха Изергиль», является смысл человеческой жизни, высшее предназначение. Раскрытию идеи служат сюжет и композиция произведения, а также особый героический пафос.

III. Работа над темой урока.

1. Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер.

Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.

Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

(см. слайды презентации «Романтические рассказы Горького»)

2 . Герои предстают в романтическом пейзаже . Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом).

Беседа по вопросам:

    В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

    Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

    Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору);

    Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

3. Композиция рассказа “Старуха Изергиль”.

    Каково композиционное решение рассказа?

    В произведениях, каких авторов мы встречались с такой композицией? (“Ася” И.С. Тургенева, “После бала” Л.Н. Толстой, “Макар Чудра”, “Песенка о Соколе” М. Горький).

    Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).

    Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).

4 . Анализ легенды о Ларре.

    Кто является главным героям первой легенды?

    Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

    Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).

    Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).

    Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова. (Карточка №1)

Чувство собственного достоинства, самоуважения.

Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.

Гордыня - непомерная гордость.

    Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.

    К чему приводит крайний индивидуализм героя? (к преступлению, к эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку)

    Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).

    Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?

    Каково отношение автора к психологии индивидуализма? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором индивидуализм доведен до крайности)

5. Анализ легенды о Данко.

а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко:

    В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение)

    Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает).

    б) Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им)

    Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии)

    Как складываются отношения между Данко и толпой?

Работа с текстом . (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко).

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал , поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

    Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ?

См.схему на слайде в презентации.

Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)

IY. Вывод по уроку.

Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание:

1. Заполнить таблицу к рассказу

2. Прочитать пьесу Горького «На дне».

М. Горький считал «Старуху Изергиль» своим лучшим произведением, о чем свидетельствуют его письма, адресованные коллегам по перу. Это произведение относится к раннему творчеству писателя, однако оно удивляет необычными образами, сюжетными линиями и композицией. Школьники изучают его в 11 классе. Предлагаем краткий анализ произведения «Старухи Изергиль», который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания - 1894.

История создания - Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Задумку поэт воплотил только спустя 3 года.

Тема - В произведении раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.

Композиция - Структура произведения имеет особенности. Его можно определить как рассказы в рассказе. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей, связующим звеном между которыми является диалог парня и старухи.

Жанр - Рассказ. Части посвященные Ларре и Данко - легенды.

Направление - Романтизм.

История создания

История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлен природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.

Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чем писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать еще что-то подобное.

Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.

Тема

В анализируемом рассказе отобразились мотивы характерные для романтической литературы. Их автор реализовал посредством неординарных сюжетов и образов. М. Горький раскрыл несколько тем , среди которых выделяются следующие: любовь, которая не подчиняется; человек и общество, поколение слабых людей. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения.

Начинается «Старуха Изергиль» пейзажной зарисовкой, погружающей читателя в атмосферу Бессарабии. Постепенно авторское внимание переключается на компанию юношей и девушек. За ними наблюдает рассказчик. Он замечает внешнюю красоту молодых людей, которая излучает свободу, наполняющую их души. Сам рассказчик остается возле старухи Изергиль. Женщина не может понять, почему ее собеседник не пошел с веселой компанией. Постепенно между рассказчиком и старухой завязывается разговор.

Женщина рассказывает парню из чужого края местные легенды, вспоминает о своей жизни. Первая легенда посвящена Ларре - тени, которая бродит по бессарабским степям. Когда-то это был юноша - сын орла и женщины. Он вместе с матерью спустился с гор после смерти отца-орла. Парень считал себя выше людей, поэтому посмел убить девушку. За это его изгнали. Сначала Ларра наслаждался одиночеством, без зазрения совести похищал девушек и скот. Но одиночество начало «съедать» его. Ларра решил покончить с собой, но смерть не захотела освобождать его от мучений. Парень тысячи лет блуждал по степям, его тело и кости высохли, осталась лишь тень.

В первой части раскрывается проблема человека и общества. М. Горький показывает, что человек не может жить без любви, без поддержки других людей. Одинокое существование - лишь иллюзия счастья, которая очень быстро разбивается.

Во второй части старуха рассказывает о своей жизни и отношениях с мужчинами. Смысл жизни, по мнению героини, в любви. У Изергиль было много поклонников. Она умела отдаваться нежным чувствам без лишних раздумий. В молодости женщина жертвовала собой ради тех, кого любила. Ее же безжалостно предавали, использовали, однако ее душа продолжала излучать свет. Рассказ Изергиль подталкивает читателя к выводу: нельзя позволять своему покрываться каменной оболочкой, даже если его не раз разбивали.

Третья часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» - легенда о Данко, парне, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. В ней автор продолжает тему конфликта человека и общества. Вот только Данко - полная противоположность Ларры. Данко - типичный романтический герой. Он отчужден от общества, в то же время его душа наполнена благородными порывами. Этого парня Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика.

Смысл названия произведения следует искать в системе образов. Центром ее является именно старуха Изергиль. Важно также учитывать символическое значение имени женщины. Большинство исследователей считает, что имя «Изергиль» образовалось от древнескандинавского «иггдрасиль», означавшего ясень. Скандинавы считали это дерево основой мира, связывающим три царства: мертвых, богов и людей. Героиня рассказа тоже напоминает посредника между живыми и мертвыми, ведь хранит и передает мудрость, подаренную самой жизнью.

Идея произведения: прославление смелости, красоты и благородных порывов, осуждение пассивности и духовной слабости людей.

Основная мысль – человек не может быть счастливым без общества, в то же время он не должен гасить свой внутренний огонь, пытаясь соответствовать стереотипам.

Композиция

Особенности композиции позволяют автору раскрыть несколько тем. Произведение можно назвать рассказами в рассказе. Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказика и старухи Изергиль. Первая и последняя части - легенды, а вторая - воспоминания старухи о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части.

Каждый рассказ имеет экспозицию, завязку, развитие событий и развязку. Поэтому для более глубокого понимания произведения «Старуха Изергиль» анализ сюжета каждой его части следует делать отдельно.

Главные герои

Жанр

Жанр произведения - рассказ, ведь оно небольшого объема, а главную роль играет сюжетная линия старухи Изергиль. Также в рассказе есть две легенды (первая и третья части). Некоторые исследователи считают их притчами из-за ярко выраженной поучительной составляющей. Направление «Старухи Изергиль» - романтизм.

Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогаю приблизить рассказ к фольклору.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 1048.

Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни.

Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна из них принадлежит гордецу, который никого не любил, кроме себя. Когда Ларре сказали, что «за все, что человек берет, он платит собой», себялюбец ответил, что этот закон его не касается, ибо он хочет остаться «целым». Надменный эгоист вообразил, что он, сын орла, выше других людей, что ему все дозволено и дорога только его личная свобода. Это было утверждение права на господство сильной личности, противостоящей массе. Но вольные люди отвергли индивидуалиста-убийцу, осудив его на вечное одиночество.

Себялюбцу Ларре контрастно противопоставлен герой второй легенды - Данко. Ларра ценил только себя и свою свободу, Данко же решил добыть ее для всего племени. И если Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего «я», то Данко погиб, спасая своих соплеменников. Освещая путь вперед, смельчак «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

Изергиль, скрипучий голос которой «звучал, как будто это роптали все забытые века», рассказала две древние легенды. Но Горький не хотел связать ответ на вопрос: «В чем смысл жизни и настоящей, а не мнимой свободы?» только с мудростью прошлых лет. Трехчастная композиция позволила художнику установить связь между легендами, рассказанными героиней, и реальной действительностью. Повествование Изергиль о собственной судьбе, поставленное в центре произведения, служит как бы связующим звеном между преданием и реальной жизнью. Изергиль сама встретила на своем пути свободолюбивых и мужественных людей: один из них сражался за свободу греков, другой оказался среди восставших поляков. И потому не только легенды, но и собственные наблюдения привели ее к знаменательному выводу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда ест место подвигам». Не менее важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!»

Вместе с воспеванием подвига во имя счастья людей в рассказе проявилась и другая, не менее характерная черта горьковского творчества, - обличение трусливой косности обывателя, мещанского стремления к покою. Когда Данко умер, его смелое сердце продолжало пылать, но «осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой». Что же смутило этого человека? Подвиг Данко мог воодушевить других юношей в их неустанном стремлении к свободе, и потому мещанин постарался погасить пламя, освещавшее дорогу вперед, хотя сам воспользовался этим светом, оказавшись в темном лесу.

Заканчивая рассказ размышлениями «о великом горящем сердце», Горький как бы пояснял, в чем заключено истинное бессмертие человека. Ларра отторг себя от людей, и о нем в степи напоминает лишь темная тень, которую даже разглядеть трудно. А о подвиге Данко сохранилась огненная память: перед грозой в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца.

В рассказе явственно ощущается связь с традициями романтизма. Они проявились в контрастном противопоставлении двух героев, в использовании традиционных романтических образов (тьма и свет в легенде о Данко), в гиперболизированном изображении героев («Что сделаю я для людей!?» - сильнее грома крикнул Данко»), в патетике, напряженной взволнованности речи. Связь с романтической традицией ощущается и в трактовке отдельных тем, например, в понимании личной свободы у Ларры. В романтических традициях даны в рассказе и картины природы.

“Старуха Изергиль” – произведение, где в аллегорической форме изображается авторский идеал личности. Даже в реалистическую основу повествования проникают элементы романтизации: действие происходит в Бессарабии, на морском берегу, где рассказчик работает на сборе винограда.
Природа этого края кажется “странной и сказочной”. С впечатлением от уходящих в ночь людей сливаются “острый запах” моря и испарений земли, запоминаются переливы “очертаний и красок” (“мягкие, как клубы дыма” и “резкие, как обломки

Скал”, облака, меняющие цвет от пепельно-голубого до матово-черного, “золотые крапинки звезд” на темно-голубом небе, кроваво-красный диск луны, “вышедший из недр этой степи”). Соединяют реальный и романтический планы падающие от листвы и облаков “кружевные тени”.
Рассказ написан с использованием излюбленной писателем формы обрамления. Повествованием рассказчика обрамляется легенда о Ларре, повествование о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым эти три части делает основная идея произведения – стремление выявить истинную ценность человеческой личности.
Так, в первой легенде речь идет о Ларре – сыне орла и женщины. Он человек и, в то же время, фантастическое существо. Придя к людям, Ларра не собирается мириться с их законами.

Он отвечал, “если хотел”, говорил со “старейшими”, как с равными, отказываясь “повиноваться” им, чтить обычаи. Убив выбранную им девушку за то, что “она оттолкнула его”, Ларра предстает перед судом племени. И под угрозой смерти этот герой не “опустил своей головы”, говоря “так, точно они были рабы”.

Расспрашивая его, люди увидели, что он считает себя “первым на земле и, кроме себя, не видит ничего”, желая остаться “вольным, как птица”, “как отец его”.
Суд является кульминацией сюжета легенды, построенном на конфликте “племени” и исключительной, стремящейся жить по законам абсолютной свободы личности. “Страшным наказанием”, которого не выдумать “в тысячу лет”, стало для Ларры бессмертие. Именно оно стало для него самой страшной казнью: “его вечная жизнь была вечной отверженностью”.
Вторая часть рассказа посвящена описанию жизни старухи Изергиль. Она одна из тех, кто “умеет жить”, тратя здоровье и молодость на любовь. Нанизывая в своем повествовании эпизоды встреч с возлюбленными, героиня не вспоминает их имен.

Один за другим воскрешаемые ею люди, как тени, проходят перед рассказчиком: черноусый рыбак с Прут, огненно-рыжий гуцул. Сюда входят и важный турок, его сын, “бледный и хрупкий цветок Востока, отравленный поцелуями”, “маленький полячок”, которого оскорбленная Изергиль бросила в реку. Это и богатые паны, один из которых осыпал героиню золотом, но не добился любви.
Рассуждение Изергиль о том, что “в жизни…всегда есть место подвигам”, находит подтверждение в ее собственной судьбе. Ради Аркадэка, последнего и самого любимого из всех, она подвергается смертельной опасности. Спасая его из плена, Изергиль одевается нищей и проникает в деревню, где схваченные за участие в восстании поляки ожидают своей участи. Там она убивает часового перед амбаром (“Я же обеими руками втискивала его голову глубже в грязь.

Он и задохнулся…”) и освобождает пленников. Но, услышав лживую благодарность и обещание любить “за то, что…увела его”, Изергиль прогоняет возлюбленного.
Ее повествование заканчивается возвращением к той жизни, какой живут все. Изергиль сравнивает себя с птицей, но теперь это уже не вольный орел, “царь птиц”, а Кукушка: “Тогда увидела я, что пора мне завести свое гнездо, будет жить кукушкой! Уж тяжела стала я, и ослабели крылья, и перья потускнели…”
Чувства, которые испытывает автор после рассказа Изергиль, иные, чем в финале легенды о Ларре: “Мне грустно было рядом с ней”. Героиня выглядит, как страшное напоминание о скоротечной жизни: “На месте щек были черные ямы…”, “Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами…”. Это “тяжелое” впечатление, подтвержденное звуками, запахами и красками природы (“… клочья облаков… гасили звезды одну за другой”, “Воздух раздражал нервы странным запахом…”, “На месте луны осталось только мутное опаловое пятно…”), неожиданно разрешается увиденным в “черной” и “страшной” дали светом. “Странные голубые языки огня”, вспыхивающие в степи, возвращают сказочную атмосферу.

Изергиль снова рассказывает легенду о “сильных и красивых людях”.
Третья часть является в рассказе ключевым эпизодом, представляющим собой кульминацию лирического сюжета. Так же, как в предыдущих, в ней есть внутренний сюжет, построенный на рассказе Изергиль. Эта легенда о том, как “в старину” враждебные племена нарушили мирную жизнь “веселых, сильных и смелых людей”, прогнав их “в глубь леса”, в болота и тьму. Они не могли биться на смерть с “сильными и злыми врагами”, так как были хранителями “заветов”.

Не могли эти люди и двигаться “вперед”. Путь им заграждали “великаны-деревья”, в кронах которых “пел похоронную песню” ветер, а сквозь ветви “не видать было неба”. Ослабев от “тоскливых дум”, от страха и плача, люди были согласны на “рабскую жизнь” у врагов.
В такую минуту всеобщей слабости появился герой, позвавший за собой. Данко был “лучшим из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”.
Кульминацией, так же, как в легенде о Ларре, становится суд над героем. Данко должен погибнуть за то, что “повел… и утомил” людей, подтвердив их “бессилие”. Они стали, “как звери”, на их лицах не было и следа благородства, но от “желания спасти их, вывести на легкий путь” внутренний огонь Данко разгорался еще ярче.

Он “разорвал… себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой”, как пылающий факел. “Гордый смельчак” отдал свою жизнь за то, чтобы придать смелость уставшим от безнадежности и скорби людям. Спасенные не замечают ни “крови, что била горячей струей из разорванной груди Данко”, ни его смерти. Острожный человек”, единственный из всех, кто заметил огонь, наступил ногой на гордое сердце…
Развязка конфликта рассказа двойственна: это высвечивание трагической участи необыкновенной личности в мире тьмы, царящей в обществе и заполняющей душу человека. Но, в то же время, это воспевание геройских поступков “гордых смельчаков”, пытающихся рассеять тьму, вывести людей к “солнечному свету”.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Предлагаем вам неожиданную интерпретацию популярного и хорошо освоенного школьной методикой произведения. Как и ко всякой интерпретации, основанной на мифологических изысканиях, к ней стоит отнестись с известной долей скепсиса – однако же она позволяет по-новому взглянуть на некоторые важные, узловые моменты текста и отдельные его детали. И уж во всяком случае, сделать разговор на уроке более […]...
  2. Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ “Старуха Изергиль”, которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о. своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. В […]...
  3. Раннее творчество М. Горького отмечено влиянием романтизма. Одним из наиболее ярких романтических произведений этого художника является рассказ “Старуха Изергиль”, написанный в 1894 году. Все герои ранних рассказов Горького красивы и самоотверженны, их жизнь имеет высокий идейный смысл. Один из таких героев – Данко. Он изначально заявлен автором как “лучший из всех”, исключительный человек. Несмотря на […]...
  4. Произведение “Старуха Изергиль” было написано Максимом Горьким в 1895 году. Рассказ относится к ранним произведениям, написанных Горьким. “Старуха Изергиль” – это одно из произведений Горького, наполненное духом романтизма. Ведь Горький поправу считается первым, кто ввел романтизм в русскую литературу. Романтические произведения занимают огромное место в творчестве писателя. Композиция рассказа “старуха Изергиль” необычна. Сам Горький говорил, […]...
  5. Ранний романтический рассказ Горького “Старуха Изергиль” – поэтическое размышление о свободе и человечности. Две притчи – о Ларре и Данко. Один рассказ о человеческой жизни – история самой старухи о ее долгой жизни. Повествование развивается на фоне прекрасной степной природы Бессарабии, для описания которой автор находит слова, будто напоенные ароматом трав. Ларра из рассказа “Старуха […]...
  6. Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы. В советские годы Горький выступал как публицист, драматург и прозаик. В своих рассказах он отражал новое направление в русской […]...
  7. Рассказ ” Старуха Изергиль ” (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Вместе с тем все три части объединены общей […]...
  8. Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые, которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений – рассказ “Старуха Изергиль”. Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко, который любит людей […]...
  9. Каков положительный идеал Горького-романтика и что писатель противопоставляет этому идеалу? (По рассказу А.М. Горького “Старуха Изергиль”) Для раннего А.М. Горького характерно обращение к ро­мантизму. Романтическим произведением, например, являет­ся рассказ писателя “Старуха Изергиль”. Характеры в нем выписаны контрастными, “черно-белыми” красками, в рус­ле романтической традиции. Однако, в отличие от настоя­щих романтиков, писатель поэтизирует не зло, а добро. По­этому […]...
  10. Идейно-художественное своеобразие Композиция рассказа (вступление – легенда о Ларре – рассказ о жизни Изергиль – легенда о Данко – заключение) устанавливает связь между легендой и реальной действительностью. Две легенды в рассказе противостоят друг другу. Они освещают две концепции жизни, два представления о ней. Ларра – гордец, себялюбец, эгоист. Он утверждает право на господство сильной личности, […]...
  11. В образе Данко Горький выразил свою мечту о человеке, тесно связанном с народом, способном возглавить его борьбу за свободу и счастье. В то время, когда он писал свой рассказ, он еще не видел конкретного воплощения своей мечты, но позже, в партии большевиков, он нашел людей, бесстрашно ведущих народ по пути преобразования мира. Горький сравнивал Ленина […]...
  12. Рассказ М. Горького “Старуха Изергиль” был написан в 1894 году. Это произведение принадлежит к раннему периоду творчества писателя. Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей, являющихся носителями противоположных жизненных ценностей. Бескорыстная любовь Данко к людям и ничем не сдерживаемый эгоизм Ларры – проявление одного и того же чувства – любви. Бесспорно, Данко и Ларра – личности […]...
  13. “Старуха Изергиль” – одна из ранних работ пера Максима Горького, где уже в полной мере воплотился талант автора с его многообразием использования ярких, даже индивидуальных художественно-выразительных средств. Красочные, цепкие и чуткие сравнения, в которых автор представляется тонким наблюдателем, человеком с подвижной и богатой образной фантазие, перерастают во всю сложность и силу системы образов этого произведения […]...
  14. Рассказ М. Горького “Старуха Изергиль” написан в 1895 году, сам автор признавался в письме к А. П. Чехову в том, что считает его самым стройным и красивым своим про­изведением. Отличительной особенностью рассказа является наличие в повествовании героя-рассказчика. Такая манера но­сит название “сказовой” и нередко использовалась писателем для создания эффекта достоверности описываемых событий. В самом начале […]...
  15. Главная заслуга М. Горького заключается в том, что он ввел в литературу героев смелых, свободолюбивых, готовых к подвигам во имя великой идеи. Это было новым для литературы конца ХIХ века. Образы Горького были написаны живо, яркими красками, что способствовало выделению какой-либо отдельной, самой главной черты в герое. Рассказ “Старуха Изергиль” относится к ранним романтическим произведениям […]...
  16. Одним из наиболее ярких ранних произведений Горького, в котором он также переосмысливает традиционные представления о добре и зле, красоте и силе, но в несколько другом аспекте, является рассказ ” Старуха Изергиль “. Этот рассказ состоит из трех частей: легенды о Ларре, рассказа Изергиль о ее собственной жизни и легенды о Данко, обрамленных повествованием автора-рассказчика. Единым […]...
  17. В раннем творчестве Горького главную позицию занимает романтический герой. Ярким примером этому является образ Данко в повести “Старуха Изергиль”. Он единственный бросил вызов стихии, повел свой народ через дремучий лес. Когда люди заблудились и стали винить Данко, ему стало жаль их, и он захотел спасти людей (“Он любил людей и думал, что, может быть, без […]...
  18. Ранние произведения М. Горького отличаются большим разнообразием по своей тематике и жанровым особенностям. Многие ранние произведения (“Макар Чудра”, “Челкаш”, “Два босяка”, “Песня о соколе” и др.) проникнуты чувством резкого неприятия окружающего мира и страстным устремлением к лучшему будущему. Рассказ “Старуха Изергиль” был написан в 1894 году. Он отображает идеал народа, его мечту о прекрасном и […]...
  19. Ранний период творчества М. Горького отличается глубоким романтическим пафосом, верой в человека и его безграничные возможности, в необходимость кардинального преобразования мира. Ранние герои писателя выражают свободы, любви, служения людям. Пример тому – рассказ “Старуха Изергиль”, давно ставший хрестоматийным. Это произведение состоит из трех небольших частей, две из которых являются легендами, а третья представляет собой повествование […]...
  20. Каковы типологические особенности пейзажа, открывающего произ­ведение М. Горького “Старуха Изергиль”? Размышляя над вопросом на заданную тему, используйте справочные материалы и понятийный аппарат литературоведения. Представьте тер­мин, который вы будете применять для характеристики понятия “пейзаж”. Проанализируйте предложенный вам фрагмент с точки зрения его типологических особенностей. Покажите, что пейзаж гармониру­ет с необычной, фантастической тональностью легенды. Отметьте, что картины […]...
  21. Тема ранних рассказов Горького – необыкновенные герои в обыкновенной жизни. Общую идею ранних рассказов можно сформулировать так: автор ищет в тяжелой, сонной российской действительности, которая его окружает, смелых и гордых людей; эти яркие, вечно ищущие смысл жизни герои противопоставляются окружающей мещанской среде, с ее ограниченными интересами и убогим духовным миром. Иными словами, в идейном содержании […]...
  22. Рассказ “Старуха Изергиль” относится к ранним произведениям Максима Горького. Он написан в 1895 году, когда автор писал романтические произведения. Для романтических произведений характерны идеи раздвоения личности, некоторого эгоизма, противопоставления себя и мира вокруг. Зачастую романтический герой стремится уйти в свой мир, сбежать от реальности, он чувствует, что мир жесток и груб, что не может быть […]...
  23. М. Горький стал писать свои первые рассказы в 90-е годы девятнадцатого столетия. Это было время бурного развития капитализма в России. Нищая и голодная деревня двинулась в город в поисках работы и куска хлеба, крестьяне пополнили собой ряды босяков, жизнь которых будущий писатель хорошо узнал во время своих скитаний по Руси. Творчество М. Горького тех лет […]...
  24. Первые произведения Горького “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш”, “Песня о Соколе” – сразу привлекли к себе внимание романтическим пафосом, изображением гордых и смелых людей, жизнеутверждающим гуманизмом. Почти одновременно с этими произведениями он пишет “Двадцать шесть и одна”, “Супруги Орловы”, “Озорник” и другие. В статье “О том, как я учился писать” (1928) Горький […]...
  25. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”: “Идея подвига во имя общего счастья” “Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как “Старуху Изергиль” написал”, – говорил автор произведения М. Горький. Этот рассказ был, несомненно, очень любим писателем. Написанный в ранний творческий период рассказ “Старуха Изергиль” относится к романтической прозе. Для […]...
  26. На мой взгляд, из всех ранних произве- дений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтич- ный. Его герои – смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. По- вествование о жизни старухи Изергиль об- рамлено двумя легендами — […]...
  27. В литературе роль ключевого признака романтического стиля написания исполняет прием, согласно которому человек, стремящийся к обретению свободы, изображается в необычном образе. Такие люди зачастую отличаются наличием гордого нрава, и не желают признавать устои и ведение жизни по законам своего общества. Герои такого типа встречаются нам в произведениях раннего периода творчества А. М. Горького. Рассказ “Старуха […]...
  28. “В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…” (М. Ю. Лермонтов). (По рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”) В каждом человеке живет герой. Но для того, чтобы лучшие качества смогли проявиться, необходимы соответствующие условия. Русская литература редко обращала свое внимание на героические поступки. Более интересными для русских классиков оказывались душевные переживания и […]...
  29. “Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу”,- так начинает Максим Горький одно из своих лучших произведений. В рассказе “Старуха Изергиль” отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Рассказ относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтическую линию, в которой наиболее сильно отразилось авторское […]...
  30. Практически все творчество М. Горького отличается романтическим пафосом, верой в человека и его безграничные возможности, в необходимость кардинального преобразования мира. Примеры тому мы находим как в ранних произведениях писателя, так и в его зрелом творчестве. Например, в рассказе “Старуха Изергиль” Горький излагает нам две контрастные легенды, связанные между собой реальной историей жизни героини. Первой Изергиль […]...
  31. Образ Ларры. Антиподом Данко является другой персонаж рассказа “Старуха Изергиль” – сын женщины и орла, “сверхчеловек” Лappa, презирающий людей (“он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего”). Гордость, по мнению автора, – чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным, слабого – сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского […]...
  32. Максим Горький особенно любил путешествовать по родным просторам. Много чего было взято из данных путешествий, и автор создал собрание очерков. Именно это стало основой написания рассказа “Старуха Изергиль”. Рассказ был написан в 1884 году. Автор очень гордится данным произведением и подчеркивает это. В основе рассказа лежит история цыганки, которая уже много видела в жизни. Горький […]...
  33. Главная героиня, образ которой был создан Горьким в рассказе “Старуха Изергиль”, проговаривает важную фразу, связанную с тем, что в жизни человека всегда находится место подвигам. Произведение содержит описание легенды, посвященной Ларре, в которой звучат нотки осуждения эгоизма и индивидуализма. Этому герою характерны были такие качества как ловкость, сила, хищность и жестокость. В адрес людей он […]...
  34. Необычные содержание и форма ранних произведений Максима Горького, относящихся к периоду неоромантизма в его творчестве, вызывают у читателей благородные эмоции, пробуждая в них желание стать самим выше. Во многом это объясняется жанровым своеобразием, которое в некоторой степени можно объяснить влиянием фольклора. Однако влияние фольклора не сводится только к заимствованию Горьким отдельных сюжетов народного творчества. Художественные […]...
  35. Время, в которое создавались ранние романтические произведения Горького, было тяжелым и неопределенным: над страной сгущались революционные тучи, были обострены до предела все социальные противоречия. Лучшие писатели-реалисты того времени А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн с предельной правдивостью изображали тот период в своих произведениях. Горький же в это время заявляет о необходимости поисков […]...
  36. 1. Горький – художник-мыслитель. 2. Композиционные особенности рассказа. 3. Главная идея легенды о Ларре, ее нравственно-философская основа. 4. Героический поступок Данко. 5. Старуха Изергиль и ее жизненная позиция. 6. Картины природы в рассказе. Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода “философию”, которой автор […]...
  37. “Каждый сам себе судьба” (gо рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”). …Дьяволу служить или пророку, Каждый выбирает для себя. Ю. Левитанский. Что такое судьба? Ожегов трактует значение этого слова как “стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека”. Но так ли это? Я уверена, что каждый человек – “сам себе судьба”. Рассказ Максима Горького “Старуха Изергиль” – […]...
  38. Богатый жизненный опыт дал М. Горькому обильный материал для его первых произведений. В эти же ранние годы вырабатываются главные идеи и темы его творчества. Это, прежде всего, идея активной личности. В рассказе “Старуха Изергиль” повествование строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерное противопоставление двух мировоззрений. Герой-повествователь – носитель общественного сознания, принадлежит к […]...
  39. Мир романтических произведений раннего периода творчества М. Горького. Описание событий в романах и других произведениях раннего М. Горького, романтический период, отличается от общепринятого понимания этой литературной традиции. Несовершенство окружающего мира и людей не уводит героев Горького от реальности в идеальный мир (как это было в литературе XIX в.), наоборот, оно мобилизует силы и заставляет действовать, […]...
  40. В своем произведении “Старуха Изергиль” Горький рассказывает две легенды, которые услышал он от старой рассказчицы. В этих повествованиях противопоставляются два разных героя. Оба они – люди сильные. Но, один из них действует только ради собственного удовлетворения, а другой же жертвует собственной жизнью ради людей. Это – Данко. Происходили эти события очень давно. Жило племя людей. […]...
Особенности композиции повести М. Горького “Старуха Изергиль”