Вместе вышли из Скейских ворот Гектор и Парис. Обрадовались троянцы, увидав обоих героев. Снова воспрянули они духом, и началась опять яростная битва. Многих героев сразили Гектор, Парис и Главк. Стали отступать греки. Увидела это светлоокая дочь Зевса и помчалась к священной Трое. Мчащуюся с Олимпа богиню встретил у столетнего дуба, росшего на краю поля, бог Аполлон. Он спросил богиню Афину, не спешит ли она на помощь грекам, и убедил ее помочь ему прекратить битву. Согласилась Афина. Решили боги, чтобы прекратить битву, внушить Гектору вызвать на единоборство славнейшего из героев-греков. Едва решили это боги, как тотчас прозрел их решение вещий сын Приама Гелен. Подошел он к своему брату Гектору и посоветовал ему вызвать на единоборство греческого героя. Гелен открыл Гектору, что он слышал голос небожителей, повелевающих так поступить, и что не судьба погибнуть Гектору в этом единоборстве.

Гектор тотчас прекратил битву, остановив троянцев; то же сделал и Агамемнон. Успокоилось поле битвы, и воины, утомленные боем, сели на землю. Афина-Паллада и Аполлон, взлетев, подобно хищным ястребам, сели на столетнем дубе, любуясь на войска троянцев и греков. Когда успокоились все, Гектор громко вызвал одного из греческих героев на единоборство. Он обещал не осквернять трупа убитого и не снимать с него доспехов и требовал, чтобы это обещал и герой греков, если будет победителем. Выслушали греки вызов Гектора, но все молчали, никто не решался выйти против Гектора. Страшно разгневался на них Менелай, он сам хотел вступить в единоборство с Гектором, но его удержал Агамемнон: он боялся, что погибнет его брат от руки Гектора, с которым даже Ахилл опасался сражаться. Стыдил греков и старец Нестор. Лишь только умолкла его гневная речь, как сразу выступило вперед девять героев: царь Агамемнон, Диомед, оба Аякса, Идоменей, Мерион, Эврипил, Фоант и Одиссей. По совету Нестора, решили бросить жребий между героями. Когда жребии были положены в шлем, Нестор стал сотрясать его, чтобы выпал чей-нибудь жребий.

Герои молили богов, чтоб выпал жребий Аякса Теламонида, Диомеда или Агамемнона. Пал жребий на Аякса. Обрадовался могучий Теламонид Аякс. Надел он свои доспехи и вышел вперед на место поединка. Он шел, подобный богу войны Аресу, огромный, могучий и грозный. Пред собой он нес окованный медью щит, большой, как башня, и потрясал тяжелым копьем. Ужаснулись, увидя Аякса, троянцы, страх проник в грудь Гектора. Грозно взглянули друг на друга бойцы. Первым бросил копье Гектор. Не пробил он щита Аякса. Метнул свое копье Аякс и насквозь пробил щит Гектора. Пробило копье и броню Гектора и разорвало хитон. От гибели спасся Гектор лишь тем, что отскочил в сторону. Вырвали копья герои и сшиблись вновь. Гектор опять ударил копьем в щит Теламонида, не согнулось острие его копья. Аякс же еще раз пробил щит Гектора и легко ранил его н шею. Не прервал боя Гектар, он поднял громадный камень и бросил им в щит Аякса; загремела медь, покрывавшая громадный щит, Аякс же схватил еще более тяжелый камень и с такой силой метнул его в шит Гектора, что проломил щит и ранил Гектора и ногу. Упал Гектор на землю, но бог Аполлон быстро поднял его.

Схватились за мечи герои, они изрубили бы друг друга, если бы не подоспели глашатаи и не простерли бы между ними жезлов.

Кончите бой, герои! - воскликнули глашатаи, - мы видим все, что вы великие воины, обоих вас одинаково любит Зевс. Наступает уже ночь, необходим всем отдых.

Глашатай, - обратился Аякс к глашатаю троянцев, - то, что ты сказал, сказать бы должен сам Гектор, ведь он вызвал на единоборство. Я готов прекратить борьбу, если он пожелает. Тотчас ответил Аяксу Гектор:

О, Теламонид, боги даровали тебе и рост великий, и силу, и разум, ты - славнейший из героев греческих. Кончим сегодня наш поединок. Мы после можем еще встретиться с тобой на бранном поле. Но расходясь, почтим друг друга даром на память о нашем единоборстве. Пусть вспоминают воины Трои и Греции, что герои бились, пылая друг против друга враждой, но разошлись примиренными, как друзья.

Сказав это, Гектор снял украшенный серебром меч и подал Аяксу, а Аякс дал в дар Гектору пурпурный драгоценный пояс. Так кончился поединок героев. Радовались троянцы, что невредимым вышел из единоборства с могучим Аяксом Гектор, и с торжеством провожали его в Трою. Ликовали и греки, увидев, какой могучий герой Теламонид Аякс. Царь же Агамемнон устроил пир в честь Аякса, созвав на него всех вождей. До вечера пировали вожди.

Когда окончен был пир, старец Нестор на собрании греческих вождей дал совет прекратить на день битву, чтобы предать погребению павших героев и построить стену с башнями вокруг стана и кораблей, чтобы была эта стена защитой грекам, а у стены вырыть глубокий ров. Согласились с советом Нестора вожди и разошлись до утра по своим шатрам.

Собрали совет вождей и троянцы. На этом совете Антенор советовал выдать грекам прекрасную Елену и похищенные сокровища. Но Парис ни за что не соглашался выдать Елену, он соглашался вернуть только сокровища Менелая, прибавив к ним дары от себя. Царь Приам дал совет отправить утром к грекам вестника, который должен был передать им предложение Париса, если же греки не согласятся с этим предложением, то продолжать битву до тех пор, пока не дадут боги окончательной победы той или другой стороне. Согласились троянцы с предложением Приама. Когда же настало утро, троянцы послали вестника к грекам, но они отвергли предложение Париса, согласились они только прервать битву на день, чтобы похоронить убитых воинов.

Еще до восхода солнца троянцы и греки приступили к погребению павших воинов. Они свезли тела к кострам и сожгли их. Затем греки выстроили за один день вокруг лагеря высокую стену с башнями и вырыли пред ней глубокий ров, Дивились даже боги-олимпийцы на эту работу греков. Только бог Посейдон разгневался на греков за то, что не принесли они жертв богам, воздвигая стену. Но громовержец Зевс успокоил Посейдона. Он дал ему совет разрушить потом стену греков и опять покрыть берег морским песком.

Греки же, окончив работу, стали готовить себе ужин. В это время прибыли с Лемноса корабли с вином. Обрадовались греки, быстро раскупили они вино, и начался пир в лагере. Не спокоен был пир греков. Громовержец Зевс раскатами грома предвещал им много бед. Часто овладевал страх пирующими, и они расплескивали из кубков вино. Никто из греков не осмелился пить, не совершив возлияния в честь грозного Зевса. Наконец, окончен был пир, и в сон погрузился весь греческий стан.

Аякс (Аянт, Эант), греч. - имя двух троянской войны, бесславно кончивших свою жизнь. Один из них был огромного роста, другой - небольшого и соответственно их называли «Аякс Большой» и «Аякс Малый».

Аякс Большой (Теламонид) был сыном саламинского царя Теламона и самым могучим и храбрым из ахейских воинов . Три из его многочисленных подвигов остались в памяти последующих поколений. Аякс первым из ахейцев принял вызов Гектора на поединок и сражался с ним на равных, пока героев не разделила ночь. Он мужественно защищал ахейские корабли от троянцев, когда Гектор хотел их поджечь, и продержался в одиночку до тех пор, пока Ахилл не прислал на помощь свое войско во главе с Патроклом. Третьим из его славных подвигов было спасение тела Ахилла. После ожесточенного боя, прикрываемый Одиссеем, Аякс Большой принес тело Ахилла в греческий лагерь. Несмотря на силу, храбрость, открытый и честный характер, Аякс не имел большого веса в военном совете: он был человеком дела, и его физические способности явно преобладали над умственными.

Аякс не дождался победного конца троянской войны. По трагическому стечению обстоятельств, причиной его смерти стал именно последний его подвиг. Фетида, мать Ахилла, рассудила, что доспехи ее сына, изготовленные самим Гефестом, должны достаться тому, кто больше всех отличился в спасении тела Ахилла. Похоже, что Аякс и Одиссей в равной мере могли претендовать на доспехи убитого героя. Сведения об их споре противоречивы. Определенно известно лишь, что доспехи достались Одиссею, а Аякс кончил жизнь самоубийством.


Кадр из фильма «Троя» (2004), в роли Аякса Большого – актер Тайлер Мэйн.

Согласно одной из версий, на войсковом собрании было решено, что оружие достанется тому, кого пленные троянцы назовут своим злейшим врагом. Троянцы назвали Аякса; однако при подсчете голосов главнокомандующий Агамемнон фальсифицировал результаты, не без основания считая, что решение троянцев продиктовано желанием насолить Одиссею, от которого они видели больше всех зла. Победителем был назван Одиссей. Аякс пришел в ярость и так долго размышлял над , что у него ум зашел за разум - ничего удивительного, особенно если учесть, что он до глубокой ночи пытался утопить свое горе в вине. В конце концов, Аякс отправился к Агамемнону, чтобы свести с ним счеты. Однако по дороге он забрел по ошибке в загон для скота. Вообразив, что перед ним Агамемнон со своей дружиной, он набросился на спящих пастухов и всех их перебил вместе со скотом. Утром, протрезвев от вина и гнева, он ужаснулся своего поступка, ушел из лагеря на берег моря и там бросился на собственный меч.

По другой версии, арбитрами в этом споре были не пленные троянцы, а сами греки. Оба героя изложили свои притязания перед общевойсковым собранием: но Аякс сделал это так неуклюже, а Одиссей с таким ораторским искусством, что оружие было присуждено Одиссею. Большой Аякс, привыкший побеждать на поле боя, не снес своего поражения в ораторском поединке. «Никто не одолеет Аякса, кроме самого Аякса!» - воскликнул он и пронзил свою грудь мечом.


Самоубийство Аякса Большого.

Аякс Малый был сыном локрийского царя Оилея (Оилид). Несмотря на малый рост и буйный и дерзкий нрав, он был отличным воином, а в метании копья с ним мог сравниться только критский царь Идоменей. Он носил только «броню полотняную», поэтому обычно сражался бок о бок со своим могучим тезкой, который прикрывал его своим щитом. Больше всего он отличился при защите стены, которой был обнесен ахейский лагерь. Успешно отражая многочисленных врагов, он отступил лишь тогда, когда Сарпедон сорвал зубец со стены, а Гектор проломил ворота. Аякс Малый был также одним из воинов, которые в «троянском коне» попали в Трою и взяли штурмом укрепленный дворец Приама. После падения Трои Аякс обесчестил Кассандру у алтаря Афины, и разгневанная богиня не простила ему этого. Когда Аякс возвращался со славой и с богатой добычей, у острова Эвбея, за которым уже виднелась его родная Локрида, Афина наслала на мореходов бурю, и корабль Аякса разбился о скалу. Однако Посейдон сжалился над Аяксом и повелел волнам вынести его на берег. Оказавшись на берегу, Аякс призвал своих попутчиков смело брать пример с него - ведь только собственная сила и отвага помогли ему спастись. Бахвальство Аякса вывело Посейдона из себя, он расколол своим трезубцем скалу, на которой стоял Аякс, тот упал в море и погиб.

Таков был конец обоих Аяксов: могилой одного из них стало море, второго - высокий курган на берегах Дарданелл (по крайней мере, так утверждает послегомеровская традиция). В 1873 г. эту «могилу Аякса» исследовала Софи Шлиман, жена открывателя Трои. Она не нашла там человеческих останков, зато обнаружила, что основание могилы составляет кольцевидное сооружение из камня, напоминающее описание могил в «Илиаде»: «Кругом означил народ ахейский могилу, основание выложил камнем, после курган высокий насыпал из глины».


На фото: матч чемпионата Нидерландов с участием клуба «Аякс».

Имя Аякса Большого до сих пор живет как символ силы в классических поговорках, в названиях мощных устройств (например, так назывался первый чешский паровоз в 1841 г.) и спортивных клубов. До нас оно дошло главным образом благодаря «Илиаде» Гомера и «Метаморфозам» Овидия. Однако сохранилась и ранняя трагедия Софокла «Аякс» (30-е гг. 5 в. до н. э.). Светоний сообщает, что одноименную трагедию написал и римский император Август, имевший обыкновение сочинять в бане при купанье: «3а трагедию он было взялся с большим пылом, но не совладал с трагическим слогом и уничтожил написанное; а на вопрос друзей, что поделывает его Аякс, он ответил, что Аякс бросился на свою губку». Из этого можно судить, что Август был самокритичен, чего никак не скажешь о большинстве властителей.

Аяксы (Теламонид и Оилид) изображены на многочисленных античных вазах и нескольких рельефах. Наиболее популярны мотивы «Аякс играет с Ахиллом в кости», «Самоубийство Аякса», «Бой Аякса с Гектором», «Спор об оружии», «Аякс Теламонид с телом Ахилла», «Бой Аякса с Энеем», «Аякс в царстве мертвых», «Аякс Малый с Кассандрой».


«Аякс играет с Ахиллом в кости»

К сожалению, не сохранилась знаменитая картина древнегреческого живописца Паррасия «Спор Аякса и Одиссея об оружии Ахилла» (2-я пол. 5 в. до н. э.), поэтому придется довольствоваться лишь историческим анекдотом о ней. Паррасий представил эту картину на конкурс, однако победу в нем одержал Тиманф. Как высказался Паррасий, он сожалел об этом «не ради себя, а ради Аякса, который вот уже второй раз был побежден недостойным».

Художники нового времени обращались к этим образам сравнительно редко: «Аякс и Кассандра» Рубенса (1617), статуя Аякса Большого работы Кановы (ок. 1800) и немногие другие работы.

Аякс предстает в «Илиаде» не только в качестве воина, но привычная литературная форма восприятия гомеровского эпоса преподносит нам его как не слишком умного великана - второго по воинской доблести после Ахилла. В то же время, Аякс постоянно руководит флангом ахейского войска, и почти всегда на этом фланге ахейцы имеют успех. Ахилл же прославляется грабежами малых городов Троады, а в большую битву включается только в финале «Илиады». Аякс выносит тело погибшего Ахилла из битвы и - как его друг и первенствующий в доблести - претендует на его доспехи. Проиграв тяжбу с Одиссеем, Ахилл - по не очень внятной древней версии - впадает в ярость и убивает себя, бросившись на меч. При этом его хоронят не на погребальном костре, а в саркофаге (деревянном гробу), в земляной могиле - возможно, в гробнице, которую удалось соорудить во время перемирия. Обычно же в условиях воны на чужбине ахейцы используют кремацию - сооружать гробницы в обстановке войны просто невозможно.
Аякс руководит значительной частью войска ахейцев, выдвинувшись в полководцы в течении войны. Его собственный отряд уместился всего в 12 кораблях. О его саламинском отряде или каких-то сподвижниках в эпосе нет сведений. Видимо, роль Аякса оказалась гораздо выше, чем его статус в начале Троянской войны.
Одной из загадок Аякса является его пренебрежение колесницами, которыми пользуются все остальные герои сражений под Троей. Эта загадка разрешается просто: Аякс получает преимущество над противником за счет аномально большого щита, который не может быть транспортирован колесницей. Видимо, Аякс также отличался могучим телосложением, и в стандартной колеснице ему было не развернуться. В целом колесница при сражении в стесненном пространстве - скорее демонстрация статуса и дань традиции. То и другое для Аякса оказывается неважным, и он просто избавляется от того, что мешает его победам в бою.
Щит Аякса, скорее не носился, а переставлялся с места на место. Но это обстоятельство совершенно напрасно приобщают к отчеству Аякса - Теламонид, которое уже у древних интерпретировалось как деталь щита, его ременная перевязь. Сын же героя Эврисак вполне логично назван по признакам, характеризующим его отца - «широкий щит» (но также, вполне возможно, и «восточный щит»). А «теламон» - это не только «перевязь», но и «опора», «держатель». Тelamones - это мужские кариатиды, атланты. Из греческого этот архитектурный термин перекочевал в латынь.
Род Аякса происходит из соседнего с Саламином о. Эгина. Эгина - имя его прабабки, сына которой Аяка (Эака) считали сыном Зевса. Известен культ Аяка по берегам и островам Саронического залива. Созвучие с именем прадеда для Аякса не является случайным. Это Аяк-младший, подобный своему предку и названный тем же именем, но в уменшительно-ласкательном звучании. Желание совместить два родовых имени и выдать его одному носителю может только спутать все на свете, и эта вольность не решит ни одной проблемы - ни хронографической, ни династической. Напротив, устранение Теломона из генеалогии убивает также родовую историю Ахилла. Тем не менее, подобные операции очень популярны среди «аналитиков» - соединение несоединимого и разъединение неразъединимого. От этого на месте истории, которая подлежит реконструкции, остаются только разрозненные черепки недостоверного знания.
Тот же результат будет и от «догадки», что отчество Аякса - вовсе не отчество, а эпитет, превратившийся в отчество. Все обоснование в данном случае покоится на неразрывной связи имени и отчества с именем Аякса. Считается, что это и есть доказательство указанного превращения. Действительно, отдельно «Теламонид» в отношении Аякса не употребляется (как, к примеру для Ахилла - Пелид). Но это потому что при таком наименовании (только по отчеству) в контексте можно спутать Аякса с его единокровным братом Тевкром, который тоже Теламонид.
Фантазийное объединение Аякса Великого и Аякса Малого Ойлида, которое допускают некоторые «аналитики», ничем не обосновано. Ссылка есть лишь на употребление в «Илиаде» имени Аякса без уточнения, о каком Аяксе идет речь. Но это вполне ясно из контекста. Вводить в эпос двух одноименных героев - было бы странной затеей. Скорее существование двух одноименных персонажей подтверждает историчность событий «Илиады», а не попытки каких-то выживших из ума рапсодов разделить надвое некогда единый образ, придав обрубкам противоположные свойства. Если даже у каких-то греческих племен были культы одноименных героев, то они уж точно не позволили бы соединиться им в один культ, где неясно, велик ли ростом культовый герой или мал, орудует ли копьем или предпочитает лук, имеет огромный щит или лишен его, имел одних родителей или других.
В преданиях множество одноименных героев (и в микенских табличках - тоже), и в древности иногда возникала путаница - события жизни одного приписывали другому. Но почти все ошибки можно исправить и составить непротиворечивые генеалогии. При этом надо отметить, что древние тоже стремились вовсе не к смешению одноименных персонажей, если знали, что они происходят из разных местностей и имели разных родителей.
Перед поединком с Гектором ахейские герои бросают жребий, и среди них - оба Аякса. Ахейцы молятся, чтобы жребий выпал на Аякса. На какого - не сказано. И это становится поводом, чтобы «аналитики» соединяли несоединимое: мол, изначально существовал лишь один Аякс. На самом деле контекст говорит о том, что ахейцы могли желать именно выпадения жребия Аякса Теламонида. Только он мог противостоять Гектору. Все остальные герои (в отсутствие Ахилла) были просто обречены на поражение. Поэтому ахейцы молились о победе, а не о некоем двуликом Аяксе, которым иногда пытаются заменить персонажей «Илиады».
Противостояние Гектора и Аякса в «Илиаде» происходит многократно. Они видят друг друга в битве восемь раз. Что дает основание «аналитикам» считать, что это повторяющийся сюжет, основанный на каком-то фольклорном предании о соперничестве двух героев. Почему к факту «Илиады» надо присовокупить некий фольклорный подтекст - неясно. Многолетняя война сталкивала многих полководцев с одной и с другой стороны. Гектор имел обыкновение обходить все войска троянцев и союзников, а Аякс командовал одним из флангов ахейцев. Поэтому они не могли не встречаться. А встречаясь - не вступать в битву. Потому что обычай войны тех времен требовал от полководца не только руководства войсками, но и участия в битве в первых рядах. Даже если Гектор уклонялся от столкновения с сильнейшими воинами врага, он понимал, что постоянно делать это он не может. Слава воина была основанием для руководства, и без нее воины его слушаться не стали бы.
Ритуальный поединок между Гектором и Аяксом был прерван наступлением сумерек и отмечен к этому моменту существенным преимуществом Аякса. Понятно, что в данном случае сражение до смерти могло быть не в интересах той и другой стороны, поскольку это возобновило бы войну, а не обеспечило перемирие. И тогда множество павших воинов некогда было бы захоронить. Поэтому поединок прекращается, возможно, и с целью не дать Аяксу развить преимущество и добить Гектора.
Кстати, ранение колен Гектора после поражения его щита камнем, пущенным Аяксом, говорит о том, что Гектор тоже пользовался огромным щитом, который закрывал его от шеи до лодыжек. Может быть, ранение было связано с ударом нижнего края щита о колена воина, а вовсе не проникновением камня сквозь щит, что в реальности просто невозможно. И в другой раз камень Аякса пробивает щит Гектора и ранит его в грудь. И если считать, что камнем можно пробить щит, который пробьет не всякое копье, то это тоже невероятно. Кроме того в этом случае скорее поражена может быть рука, удерживающая щит. Возможно, и в этом случае камень, который не может соревноваться с пробивающей способностью копья, только разворачивает щит - так, что его край ударяет воина в грудь.
После ритуальной схватки герои обмениваются дарами: между ними нет ненависти. Это разительно контрастирует с отношением Ахилла к Гектору, который на естественную гибель в битве своего друга Патрокла отвечает таким взрывом мстительного гнева, который невозможно совместить ни с какими обычаями войны. Поэтому Аякс и Гектор - это эпические герои в полном смысле слова, а Ахилл - скорее утверждает новый облик героя, соответствующий периоду затяжных войн, которых обычаи войны прежних времен рушатся и взаимные зверства очень быстро истребляют цивилизацию.
Аякс - один из самых популярных персонажей греческой вазописи. Пока первенство в искусстве вазописи было за Пелопоннесом, его изображения привязаны к полуострову. Доминирование Афин привело к массовому производству керамики с изображением Аякса в Аттике. Из этого можно было бы сделать вывод, что Аякс стал для афинян политической фигурой в борьбе с Мегарами за право владения Саламином, но скорее здесь налицо лишь переход первенства от Пелопоннеса в архаике к Афинам в классический период. Отметим, что вазопись классического периода не дает нам представлений ни о каких-то исключительных физических качествах Аякса, ни о его огромном щите. Изображение воинов достаточно стандартные - и по вооружению, и по телесным габаритам. Заметно отличаются только изображения союзников троянцев - ликийцев, фракийцев, у которых характерные головные уборы и доспехи.
Недоумения возникают по поводу большого щита «сакос», под которым понимают то щит «башенного типа» (у Аякса), то беотийский щит - изначально круглый, но с выбранными по сторонам фрагментами, делающими его подобными «восьмерке». И такой беотийский щит напоминает микенские «восьмерки» в рост человека. Понятно, что все эти щиты имеют не какое-то региональное происхождение (даже если в «Илиаде» сообщается о беотийском происхождении щита Ахилла), а общемикенское. Более позднее изображение беотийского щита на эллинистических монетах (как символа Беотийского союза), конечно, дань традиции, а вовсе не память об Аяксе. Аякс имел щит другой формы - башенной.

Во многом восприятия Аякса у древних греков сложилось случайно - в связи с морским сражением у о. Саламин в 480 г., когда греки разгромили персидский флот. Аякса вспоминали как местночтимого героя и победу связывали с его помощью. Также культ Аякса был известен у локров в Италии. Но во всем это нет ничего необычного: обожествление гомеровских героев в классическую эпоху было повсеместным. Как и изобретение сюжетов по мотивам гомеровских. Греческие трагики домысливали Гомера - так занимательно, что сегодняшние «аналитики» считают эти домыслы совершенно точным знанием. А именно, например, что Аякс покончил с собой именно тем мечом, который как дар был вручен ему Гектором. Ну а труп Гектора, разумеется, волочился за колесницей Ахилла, привязанный поясом, подаренным Аяксом. «Аналитики» свято верят Софоклу, но наотрез отказываются верить Гомеру, у которого ничего подобного не упоминается. Мы же предпочитаем не путать историю и литературу и верить Гомеру.

- (Αὶας, Aiax). Имя Аякса носили два героя Аякс Великий и Аякс Малый. 1) Аякс Великий был сын Теламона, царя саламинского, и внук Эака. Он играл весьма выдающуюся роль в Троянской войне и храбростью уступал только Ахиллесу. Он был побежден… … Энциклопедия мифологии

- (Эант) (др. греч. Αἴᾱς) имя двух греческих героев, участвовавших в осаде Трои: Аякс Малый, или Оилид сын Оилея. Аякс Великий, или Теламонид сын Теламона. Географические названия Аякс (город) канадский город. Аякс (бухта)… … Википедия

- (от соб. им.). Название греческого танца, представляющего ярость троянского героя Аякса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АЯКС 1) два Аякса, герои Троянской воины, Аякс Великий и Младший; 2) трагедия … Словарь иностранных слов русского языка

У этого термина существуют и другие значения, см. Аякс. Аякс Оилид (др. греч. Αἴας, точнее Эант Оилид) древнегреческий герой, сын Оилея, царя локров, и нимфы Рены. Прозван Малым Аяксом так как уступал в росте и силе другому участнику… … Википедия

Латинизированная форма греческого имени Аянт или Эант, имя двух греческих героев Троянской войны. Аякс Больший сын саламинского царя Теламона и предводитель саламинского войска. Великий воин, уступавший доблестью лишь Ахиллу, он покончил жизнь… … Энциклопедия Кольера

- Αιας, Aiax, 1) Э. локриец, сын Оилея, царя локридского (Όϊλη̃ος, Όϊλιάδης, Όϊλείδης), по… …

- Αιας, Aiax, 1. Э. локриец, сын Оилея, царя локридского (Όϊλη̃ος, Όϊλιάδης, Όϊλείδης), по прозванию Малый, на 40 кораблях привел локрийцев под Трою, где оказался одним из самых храбрых, хотя и был мал ростом; никто так… … Реальный словарь классических древностей

Аякс Оилид (греч. Αίας / Aîas, точнее Эант Оилид) древнегреческий герой , сын Оилея, царя локров, и нимфы Рены . Прозван Малым Аяксом так как уступал в росте и силе другому участнику Троянской войны, Аяксу Теламониду (Большому Аяксу).… … Википедия

Открытие Первооткрыватель Карл Рейнмут Место обнаружения Хайдельберг Дата обнаружения 17 августа 1936 Эпоним Аякс Великий Альтернативные обозначения 1936 QW Категория Троянцы Юпитера … Википедия

Книги

  • Казань. Путеводитель с мини-разговорником , Абдуллина Л.. Издательство "Аякс-Пресс" представляет путеводитель" Казань" в серии" Полиглот. Русский гид" . В накладном кармане на обложке размещена подробная карта, с которой можно без труда…
  • Подмосковье с картой , Бондарева Наталья Андреевна. Издательство "Аякс-Пресс" представляет новый авторский путеводитель" Подмосковье" в серии" Русский гид-Полиглот" . Наталья Бондарева не просто автор. Она архитектор, краевед, писатель,…

После смерти Ахилла остались его золотые, выкованные богом Гефестом доспехи. Фетида повелела отдать их тому, кто больше всех отличался, защищая тело Ахилла.

Следовательно, получить их должен был либо Аякс, либо Одиссей. Между ними-то и возгорелся спор за доспехи. Но как было решить этот спор? Оба героя были достойны награды. Наконец, решили, что судьями в этом споре должны быть пленные троянцы. И здесь помогла Афина-Паллада своему любимцу Одиссею. С ее помощью подменили Агамемнон и Менелай жребий Аякса да еще и неверно сосчитали голоса троянцев, и получил доспехи Одиссей. Опечалился могучий Аякс. Ушел он в свой шатер, задумав отомстить сыновьям Атрея и Одиссею.

Ночью, когда весь стан греков погружен был в глубокий сон, вышел он с мечом в руках из своего шатра, намереваясь убить Агамемнона и Менелая. Но богиня Афина-Паллада поразила безумием Аякса. Уже давно гневалась на него богиня за то, что отвергал он, надеясь на свою силу, помощь богов. Безумный Аякс бросился на стадо быков, во тьме стал убивать их, думая, что убивает греков. Оставшихся же быков погнал он в свой шатер, воображая, что гонит пленных. Ужасно истязал быков Аякс в своем шатре. Он радовался их мучениям и смерти. Ведь для него в его безумии это были не быки, а сыновья Атрея, Наконец понемногу стал проясняться разум Аякса. Велик был его ужас, когда увидел он, что весь его шатер наполнен убитыми животными. В ужасе просит Аякс объяснить ему, что произошло. Когда рассказали ему все, невыразимое горе овладело сердцем великого героя. Он решил своей смертью искупить тот позор, который постиг его. Поручив сына своего Эврисака защите своего брата Тевкра и воинов, пришедших с ним с Саламина, он удалился на берег моря, взяв с собой меч, который получил некогда в дар от Гектора, сказав, что идет молить богов смилостивиться над ним, меч же свой он хочет посвятить Аиду и богине Ночи.

В стане же греков распространилась молва о том, что совершил Аякс. Нашли убитых им быков и овец и трупы пастухов. Одиссей по кровавым следам выяснил, что все это совершил Аякс. Страшно разгневались Агамемнон и Менелай и решили отомстить Аяксу.

Между тем от Тевкра пришел вестник. Он сообщил друзьям Аякса, чтобы они оберегали великого героя, так как ему грозит гибель, но что гибель грозит ему только в этот день, когда же минует день благополучно, то уже ничто не будет угрожать Аяксу. Вскоре прибыл в стан и сам Тевкр. Узнав, что брат его ушел на берег моря, побежал он его разыскивать. Боялся он, что случилось несчастье с Аяксом. И действительно, он не застал уже в живых брата. На берегу моря Тевкр нашел лишь труп Аякса: он бросился на свой меч. Так погиб самый могущественный после Ахилла герой греков.

Не хотели Менелай и Агамемнон позволить Тевкру предать погребению труп брата. Могла бы возникнуть открытая вражда между Тевкром и сыновьями Атрея, в стане греков началась бы междоусобная битва, если бы в дело не вмешался Одиссей. Он убедил Агамемнона позволить Тевкру предать погребению великого Аякса, оказавшего столько великих услуг грекам. Новый могильный курган возвысился рядом с курганом Ахилла: под этим курганом покоился прах могучего сына Теламона, Аякса.