Нечетная сторона.

Таким романтичным сегодня увидеть проспект не представляется возможным, а когда-то на этой аллейке стояли лавочки, сидели влюбленные, дети катались на велосипедах, да и я с друзьями в хорошую погоду возвращалась иногда домой пешком из центра.

Ах, как давно это было. Ну да ладно. Продолжаем виртуальное путешествие по проспекту. Для наглядности снова та же карта.


Сохранилась прекрасная фотография Ходынского поля и Петровского парка, снятая с аэроплана. Это фото из музея Авиации и космонавтики, оно датировано 1910 г.


На следующем панорамном фото виден отрезок Петербургского шоссе от Петровского дворца до современной улицы Серегина, ранее Пеговский переулок. На сайте ПастВью этот снимок датирован 1930 г. Разберем это фото справа налево. Здание крайнее справа - это аэровокзал и командно-диспетчерский пункт 1920-х годов. В 1930-х здесь размещался штаб дальних перелетов.


Оно сохранилось до наших дней, правда неоднократно меняло свой облик.
Дом №37к10 . Вот таким мы видим его в фильме 1924 г. "Папиросница от Моссельпрома", когда американский коммерсант прилетает в Москву, его самолет садится на Ходынском поле и мы видим здание аэровокзала. До постройки этого здания в начале 1920-х годов под аэровокзал использовался павильон Московского общества воздухоплавателей (нем ниже). Вокзальная функция "свалилась" на него просто потому, что оно было ближайшим к главному входу на аэродром.


В числе первых пассажиров этого аэровокзала были также Сергей Есенин и Айседора Дункан . В 1923 году аналогичное путешествие совершили Владимир Маяковский и Лиля Брик .
На фото 1947 г. здание это слева, с большими стеклянными окнами второго этажа и с башенкой на крыше, а в центре въездные ворота на аэродром.

В 1960-х - это вертолетная станция для полетов в аэропорты Москвы. Вот таким этот домик помню я.


Без существенных изменений здание простояло на своём месте 90 лет, до весны этого года, когда её нынешние хозяева коммерсанты разобрали деревянные верхние этажи и выстроили на их месте кирпичный новодел. То есть подлинным остался только кирпичный первый этаж. А сейчас оно стоит заброшенное и никому не нужное, и его трудно узнать.

Далее на панорамном фото 1930 г. видна цепь ангаров, точную их принадлежность восстановить трудно, но по воспоминаниям авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева она была следующая "По краю аэродрома стояло несколько деревянных ангаров. Один ангар - нашего летного отряда, соседний принадлежал советско-германскому обществу «Дерулюфт». Дальше шли ангары, где собирались самолеты Р-1 производства бывшего московского велосипедного завода «Дукс», и еще дальше - ангар Московской школы военных летчиков... Полеты на аэродроме производились редко: было мало самолетов, и летали они только в хорошую погоду".
Длинный ангар, предположительно, школы летчиков, виден справа на фото 1921 г. за самолетом "Илья Муромец".


Расскажу немного об этих самолетах. Под этим названием в 1913 - 1918 гг. выпускалось несколько серий четырёхмоторных цельнодеревянных бипланов, разработанных под руководством И. И. Сикорского на Русско-Балтийском вагонном заводе.
"Илья Муромец" стал первым в мире пассажирским самолётом. Он впервые в истории авиации был оснащён отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. На нем имелось отопление (выхлопными газами двигателей) и электрическое освещение. Кроме того, на крыше салона у него имелась прогулочная палуба, куда во время движения могли выходить пассажиры.

Эти самолеты принимали активное участие в Первой мировой войне и совершили более 400-х боевых вылетов.
После революции они использовались для почтово-пассажирских перелетов из Москвы в Харьков. Последний раз поднимались в воздух в 1923 г.
Но вернемся к нашим постройкам, снова смотрим панорамную фотографию 1930 г.. Далее виден по характерной крыше один из ангаров фирмы "Дукс". Напомню, по воспоминаниям летчика Россинского, эта фирма поставила свои ангары на Ходынском поле одной из первых, так как они были необходимы для производства аэропланов, которые в последствии здесь же и испытывались, она владела 4-мя ангарами. Фото 1917 г.


За ним видна вышка Центральной аэронавигационной станции. Фото 1923 г.


Правда, мне непонятно, почему стрелка на сайте ПастВью указывает в сторону современной гостиницы Аэростар, подскажите, кто знает.
Дом №37к9 - современное здание гостиницы "Аэростар" стоит в глубине проспекта, она была построена в 70-х годах прошлого века к Олимпиаде 1980 года архитектором Меерсоном А.Д., а в начале 90-х годов была полностью реконструирована.


Дом №37к1 и к2 - далее, ближе к проспекту, на этом отрезке сейчас стоят два здания, соединенные переходом - это Ространснадзор (Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, д. 37.к1), здание раньше принадлежало МГА СССР, и Росавиация (Федеральное агентство воздушного транспорта, соответственно д.37 к2).


Идем дальше. На старой фотографии 1915 - 1917 г. виден следующий отрезок старого аэродрома.


Справа виднеется вышка Центральной аэронавигационной станции, в центре ангары, а слева павильон Императорского московского общества воздухоплавателей (И.М.О.В.). В 1911 при И.М.о.в. была организована Московская школа авиации, где велась подготовка военных лётчиков и механиков, переподготовка лётчиков (освоение новых типов самолётов), а также проводились опытные работы и испытания самолётов и их вооружения.
Здание школы м.о.в. Фото 1915-1917 гг.


Общество было учреждено в 1910 г. Одним из его основателей был профессор Н. Е. Жуковский . В работе М. о. в. принимали участие учёные и изобретатели. М. о. в. имело свой аэродром на Ходынском поле. На поле стоял павильон м.о.в., располагался он напротив современной улицы Пилота Нестерова, левее от ворот, а сами ворота находились как раз напротив этой улицы. Название свое улица получила в честь летчика П. Н. Нестерова , автора знаменитой «петли Нестерова», который летал на специально построенном для него самолете "Моран". Предвоенные газеты июля 1914 г. сообщали, что "штабс-капитан Нестеров совершил несколько полетов на новом аппарате, во время которых поднимался на высоту до 1000 метров, планируя и делая спуск по спирали". Через месяц он погибнет в воздушном бою, впервые применив таран.
Первые въездные ворота выглядели так.


Следующие ворота были построены на средства промышленника Прохорова В.В . Хочется несколько слов написать об этом человеке, хотя достоверных сведений о нем немного.
Василий Васильевич Прохоров , потомственный почетный гражданин, был из рода текстильных предпринимателей Прохоровых (точное родство установить не удалось), предположительно, окончил И.М.Т.У. в 1912 г. по спец. инженер-механик. Женившись на Вере Григорьевне Зиминой, он получил огромное состояние, ее отец - Зимин Григорий Иванович из известной орехово-зуевской текстильной династии, а мать Людмила Викуловна из рода купцов Морозовых. Известно, по крайней мере, о двух его детях - дочери Вере (1908 - 1982 гг.) и сыне Борисе (1904 - 1928) .
Прохоров был одним из первых авиаторов в России. В 1910 г. он уехал во Францию учиться авиации, но во время полётов в По получил серьёзную травму. Вернувшись в Россию, в 1913 году Прохоров получил пилотский диплом. Еще он стал "соавтором" ряда Всероссийских рекордов, летая пассажиром с Габер-Влынским . Ему также принадлежит приоритет в практическом применении самолёта как транспортного средства. Как-то раз, В. Прохоров собирался из своего имения ехать в театр на балет, но лошадей подали поздно и на поезд он опоздал. Недолго думая, Прохоров во фраке и манишке приказал вывести свой "Моран", и во фрачном костюме уселся на пилотское место и улетел в Москву. На Ходынку он прилетел за 20 минут до прихода поезда на вокзал, и с аэродрома преспокойно уехал в театр.
Достопримечательностью Ходынского аэродрома был шикарный прохоровский павильон с ангаром. Над павильоном возвышалась статуя Икара с распростёртыми крыльями, а по углам стояли статуи греческих богинь — покровительниц искусств, под козырьком на фасаде красовалась философская надпись: "Vers les nouveaux de la vie etemele!" ("К новым берегам вечной жизни!"). Застеклённый павильон располагался прямо на крыше ангара. Его устлали коврами и украсили картинами.


Почётными посетителями павильона считались известные театральные деятели В.И.Немирович-Данченко и К.С.Станиславский . В ангаре хранился "Моран", на крыльях снизу была огромная надпись "Прохоровъ". Он часто летал и так же часто терпел аварии. Несмотря на это, на всех без исключения "Ведомостях сдачи аэропланов в полёте" за 1917 - начало 1918 гг. в графе "Директор аэродрома" стоит подпись Прохорова, подкреплённая личным штампом: "Пилот-инженер по сдаче аэропланов фабрики Акционерного общества "Дукс" военному ведомству". После 1917 года, когда ангар Прохорова национализировали, он часто посещал аэродром и наблюдал за полётами. Позже, когда аэродром закрыли, его часто видели на липовой аллее Ленинградского проспекта, откуда он наблюдал за полётами.
Ворота эти в стиле модерн были построены по проекту архитектора Льва Кекушев , сын которого в будущем сам станет известным авиатором.


Напротив павильона общества воздухоплавотелей стояло деревянное здание офицерского собрания. Над ним, как правило, висел полотняный конус — указатель направления ветра и шар или флаг, оранжевый или синий, означавший разрешение или запрет полетов. Справа находились мастерские и подсобные помещения школы авиации и ряд ангаров, где хранились самолеты школы и частных владельцев.
Вид в сторону Сокола от ворот аэродрома. Фото 1915 - 1917 г.


Постепенно полеты стали одним из городских развлечений, и любители их, бывало, ночевали у Ходынского аэродрома, чтобы поспеть к началу полетов. Многие полеты тогда кончались трагично - по традиции на местах падения самолетов товарищи погибших летчиков высевали красные маки, и сверху все Ходынское поле было покрыто красными кругами.
Вид аэродрома справа и слева от ворот. Фото 1913 г.


В конце 1917 деятельность Общества воздухоплавания прекратилась, аэродром получил название Центральный аэродром имени Л.Д.Троцкого, а с 1926 г. имени М.В.Фрунзе.
Вот так выглядел центральный вход после революции.


В своей книге "Края Москвы" Лев Колодный пишет: "Летное поле Ходынки первых лет Октября видело много собраний, митингов, парадов. Первомайским днем 1918 г. на нем состоялся парад воинских частей Московского гарнизона, а также воздушный парад... Отсюда в 1923 г. ушел в Нижний Новгород самолет «Промбанк», начавший пассажирские перевозки в нашей стране. Отсюда взлетали машины по первой международной линии Москва - Кенигсберг. Ходынское поле видело всех наших легендарных летчиков и конструкторов, начинавших тут свой путь, - С. В. Ильюшина , А. Н. Туполева , А. С. Яковлева ...
На этом поле произошли многие важные события, поразившие воображение людей. И среди них - полет первого отечественного самолета из металла конструкции Туполева (было это в 1924 г.). В начале 30-х годов появился первый аэровокзал. Центральный аэродром встречал и провожал многих великих наших современников. На это поле было доставлено из Берлина знамя Победы".
После войны здесь на территории аэродрома вместо деревянных вырастают огромные бетонные ангары. А вдоль Ленинградского проспекта стоят одноэтажные домишки, их хорошо видно при увеличении на фото слева,

Так давайте прочитаем немного информации об истории этого замечательного места.

Сегодня исполняется ровно 10 лет с момента последнего взлета самолета марки Ил с Ходынского поля в Москве.

На Ходынском поле располагался первый московский аэродром. Датой основания которого стало 17 июня 1910 года, когда Общество воздухоплавания объявило о положительном решении штаба Московского военного округа по выделению земли на территории Ходынского поля под лётное поле. В дальнейшем аэродром получил название Центральный аэродром им. Фрунзе.

Вблизи аэродрома были расположены ОКБ Сухого, Микояна, Яковлева, Ильюшина и авиационные заводы: № 30 (ныне ОАО «РСК «МиГ»), № 51 (ныне ОАО «Компания «Сухой»), № 240 (ныне ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина»).

В ноябре 1931 года на Центральном аэродроме было открыто первое в СССР здание аэровокзала. В 1936 — 1937 годах аэродром реконструировали, построили бетонную взлётно-посадочную полосу. В 1938 году к аэропорту была подведена линия метро с одноимённой станцией.

В 1947-1948 годах большая часть авиарейсов была переведена с Центрального аэродрома в аэропорты Быково и Внуково, с тех пор и вплоть до закрытия основным назначением Центрального аэродрома стали испытания новых самолётов.

На Ходынском поле проводились испытательные полеты и получили путевку в жизнь самолеты ведущих ОКБ, на которых были установлены сотни мировых рекордов по скорости и дальности полетов, грузоподъемности и другим параметрам, что позволило нашей стране быть лидером в ряде направлений мировой авиации.

ОКБ имени Ильюшина на Ходынке проводило летные испытания новейших пассажирских самолетов Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-86, Ил-96-300, Ил-114, военных Ил-20, Ил-22, Ил-38, ныне известного и востребованного Ил-76.

С 1960 по 1971 годы на аэродроме функционировала «Центральная вертолётная станция»: отсюда выполнялись по расписанию пассажирские рейсы вертолётов Ми-4П и Ми-8 в аэропорты Внуково, Домодедово и Шереметьево.

Последний самолёт взлетел с Ходынского поля на остатке взлетно-посадочной полосы длиной 1 350 метров 3 июля 2003 года. Это был противолодочный Ил-38SD для ВМС Индии, управляемый В.М. Иринарховым.

В 2003 году аэродром был закрыт и исключён из «Перечня аэродромов совместного базирования РФ», на остатках взлётно-посадочной полосы и рулёжных планировалось организовать «Музей авиации на Ходынском поле». Вместо этого почти не охраняемая экспозиция будущего музея со временем превратилась в авиакладбище. С января 2012 года начался вывоз некоторых самолётов на реставрацию в частный музей техники.

На сегодняшний день взлётно-посадочная полоса и рулёжные дорожки сохранились частично и используются автошколами и школами повышения водительского мастерства. Так же на них проходят репетиции парадов Победы, и временно базируется боевая техника, участвующая в параде.

Как взлетали самолеты с Ходынки можно посмотреть в документальном фильме "Прощание с Ходынкой!"

Информация предоставлена ОАО "Авиационный комплекс им.С.В.Ильюшина"

Аэродром на этом месте появился в 1910 году, здесь раскрылись и окрепли крылья России. А до той поры столько здесь всего перебывало... Всего в семи километрах от Кремля раскинулось-распахнулось обширное Ходынское поле. Свое название равнина получила от протекавшей по ней речкеХодынке, левого притока Москвы-реки, ныне упрятанного под землю, в трубу

3десь, на уходящем к горизонту просторном лугу, пасли скот, заготавливали отличное сено, травили собаками медведей в «Медвежьем садке», пускали воздушные шары, устраивали кулачные бои, сражались отчаянно с поляками и тушинскими самозванцами.

В начале XVIII в. через это поле пролегла «царская дорога», Петербургское шоссе, соединившее две столицы. По этой дороге цари въезжали в Первопрестольную на коронацию, а Ходынское со временем стало местом проведения массовых встреч, гуляний, выставок и ярмарок.

Особенно прославило Ходынку пышное празднество в честь успешного завершения войны с Турцией летом 1775 г. На торжество с берегов Невы прибыла сама матушка - Екатерина II , лицезреть которую народ стекался не только из Москвы, но и из ближайших слобод, деревень и сел. В XIX в. равнина стала местом летнего расположения московского гарнизона, стрельбищ и войсковых учений. Посему ее стали именовать Военным полем, а после революции - Октябрьским.

О сложности армейских буден свидетельствует газета «Московские ведомости» (3 июля 1862 г.): «Батарея гренадерской артиллерийской дивизии на заднем Ходынском поле во время лагерного сбора производила практические стрельбы боевыми зарядами из орудий полевых, а также осаднога и крепостного калибра... » Хоть палили «по квадрату», но жителей деревушки Щукино попросили поостеречься и туда не ходить по ягоды.

В XIX в. поле стало стремительно уменьшаться в объеме. Это были уже военные лагеря с плацпарадом, шеренгами палаток, конюшнями, кирпичной водокачкой, к ней сарай с углем. Много места отвели артиллерийским паркам с громадными пороховыми складами, что дожили до наших дней.

Немалый кусок Южной части поля по указу Сената 1831 г. был отведен «Обществу конской скачки» для устройства ипподрома, на что ушла сразу 121 десятина луга (десятина - 1,09 га). Невдалеке, на будущей Беговой улице, возник «Клуб Конноспортивного общества», рядом массивные «Конюшни Манташева» - настоящий лошадиный дворец. Сравнительно недалеко от ипподрома, опять-таки на земле поля, на деньги известного мецената К.Т. Солдатенкова была построена Солдатенковская больница, ныне Боткинская - целый лечебный городок.

Рядом возвели громадные кирпичные Николаевские зимние казармы с таким же большим войсковым храмом. Кроме того, этот лакомый кусок земли со всех сторон обступили десятки небольших предприятий - политурная фабрика купца Васильева, лайковый заводик Федянина. Этот перечень можно продолжать: одни уходили, другие приходили коптить воздух и отравлять речку. Особняком стоят крупные Всероссийские выставки с массой павильонов, подсобных помещений, ангаров для хранения экспонатов, будок охраны, рестораны с кухнями и погребами-ледниками. В 1872 г., в дни Всероссийской политехнической выставки, на территории Ходынского поля проложили от Брестского вокзала железонодорожную ветку до Петровского дворца, где остановился император Александр II со свитой. Вдоль ветки расположилась представительная транспортная экспозиция. По этой же трассе через 10 лет вновь проложили рельсы - теперь уже к 1-й Всероссийской промышленно-художественной выставке. Павильоны ее располагались на месте нынешнего стадиона Юных пионеров, а здание царской резиденции на выставке до сих пор цело.

Выставки 1872, 1882, 1891 гг. «откусывали» понемногу от когда-то такого просторного поля, оставались постройки, к ним добавлялись новые, а то и возникали целые улицы – такая, например, крупная, как Беговая.

Самая трагичная страница в истории этого достопамятного места приходится на 18 мая 1896 г., когда в дни коронации Николая II предполагалась раздача «царских подарков» из ларьков, стоявших на Ходынском поле. Вот что свидетельствует об этом король московских репортеров Владимир Гиляровский: «Каменный царский павильон, единственное уцелевшее от бывшей на этом месте промышленной выставки здание, расцвеченное материями и флагами, господствовал над местностью. Рядом с ним уже совсем не праздничным желтым пятном зиял глубокий ров - место прежних выставок... » Именно этот ров, ямы от прежних фундаментов, и сыграл роковую роль западни, откуда многие не смогли выбраться.

По нынешней топографии, место массовой гибели людей пришлось на 1-й Боткинский проезд. Власть предержащие недолго печалились и многое сделали, чтобы перевернуть эту страницу истории.

На Ходынском поле стали проводить «Праздники цветов», которые привлекали массу публики, так как фантазия устроителей этого красочного, благоухающего цветочного парада была неиссякаемой.

В 1908 г. Московская Окружная железная дорога пересекла Ходынку с севера на юг и тем самым еще поприжала нашу равнину. Кстати, это обширное пространство в разных направлениях пересекали проселочные дороги. Более того, вплоть до 1920 г. летное поле Ходынки все еще перечеркивали две дороги. И нередко можно было видеть, как через аэродром плетется подвода или пылит пролетка. А то строем идут солдаты: ведь рядом с Серебряным бором долгие годы были лагеря, называемые почему-то «Кукушкой». Лишь после постановления правительства о передаче Ходынского военного поля «в исключительное пользование Воздушного флота» здесь с 1921 г. ограничили движение через аэродром обозов и проложили обходные дороги. Но еще долго Ходынка была излюбленным местом прогулок у москвичей: в выходные дни тянулись через летное поле цепочки людей погулять в Серебряном бору.

Первые полеты в Москве проходили над ипподромом. Осенью 1909 г. французские авиаторы Леганье и Гийо продемонстрировали полет по кругу на высоте 15 м над беговой дорожкой. На трибунах творилось невообразимое: овации и крики заглушали шум мотора.

1910 г. по праву можно считать годом создания русской авиации. Именно в начале 1910 г. в Москве окрепла и была реализована идея создания «для систематического развития авиации» Московского общества воздухоплавания (МОВ). Главенствующей задачей МОВ было «содействовать развитию русского воздухоплавания во всех его формах и применениях, преимущественно научно- технических, военных и спортивных». В марте 1910 г. учредили Совет общества, председателем был избран командующий войсками Московского военного округа генерал Плеве. Новорожденное МОВ состояло из трех комитетов: спортивного - его возглавил Николай фон-Мекк , военного - генерал-лейтенант 3уев и научно-технического - профессор Н.Е. Жуковский. В мае состоялись полеты приглашенного в Москву известного спортсмена и отчаянного авиатора Сергея Уточкина на его самолете «Фарман IV ». Вначале Уточкин демонстрировал свое мастерство над ипподромом, а затем над Ходынским полем. «6 мая москвичи увидели прекрасный полет, который рассеял скептическое отношение к авиации, вызванное первыми неудачными полетами в Москве иностранных авиаторов. Уточкин описывает один круг, другой, поднимается все выше и выше, быстро достигает 120 м и вдруг сразу пролетает над трибунами и исчезает за ними...» Этот полет над Ходынским полем продолжался целых 19 мин. 22 сек. Вечером того же дня Общество воздухоплавания чествовало воздушного виртуоза в ресторане «Яр».

К чести замечательного спортсмена Сергея Уточкина, который стремился к развитию русской авиации, он пожертвовал 2 тыс. рублей на создание авиашколы для обучения новых пилотов, а МОВ обратилось в штаб военного округа с ходатайством о выделении на Ходынском поле участка под аэродром. Все вопросы довольно скоро были решены, и 17 июня 1910 г. совет Общества сообщил общему собранию «о полном решении вопроса с землей», то есть будущий аэродром был привязан к конкретному месту - Ходынскому полю.

Да, лучшего места в Москве нечего было желать: обширность территории, близость к городу, достаточно удобное транспортное сообщение. Из центра почти к воротам поля следовал трамвайный маршрут № 6. Этот первый аэродром в основном сооружался на общественные деньги - поступлений от энтузиастов Воздушного флота. Строительство началось со взлетно-посадочной полосы и шести ангаров, крошечных по нашим меркам: на 1-2 самолета.

Одним из первых помещение на два летательных аппарата потребовал С. Уточкин, который решил обосноваться в Москве. Вернувшемуся «после обучения полетам» из Франции Борису Россинскому городские власти разрешили поставить ангар для его самолета "Блерио ХI ». Одним из ангаров на два аппарата владел известный московский молокоторговец Чичкин. В Москве только и были молочные магазины Чичкина и Бландова с действительно превосходными продуктами. После революции Чичкин забросил самолет, но стал помогать новой власти налаживать сыроварение. Самый большой ангар поставил завод «Дукс», ранее выпускавший велосипеды, а затем летательную технику.

Между ангарами втиснуты были ящики от самолетов. В них мотористы с помощью пилотов перебирали моторы своих аэропланов. Для смазки моторов использовали касторовое масло, которое покупали в ближайшей аптеке. Бензин брали у Нобиля - его привозили в дубовых бочках. В полет летчики одевали жесткие каски, обтянутые кожей. Прозрачных козырьков на аэроплане еще не было, и брызги касторки с моторов летели в физиономию.

Итак, на новом аэродроме жизнь била ключом. В «Бюллетене МОВ» с гордостью писали: «Теперь не узнаешь прежде пустынного уголка Ходынки, отведенного под аэродром Общества. По линии шоссе по направлению к Всехсвятской роще тянется ряд ангаров, уже выстроенных или еще строящихся. Через центральный въезд (против Стельны) попадаешь к трибунам, которых пока две. Трибуны легкого типа, длиной по 50 сажень, с крытыми ложами наверху. Они рассчитаны на 3000 человек». В проходных воротах стоял вахтер и спрашивал: «Пропуск есть?» Отвечать можно было что угодно. Во всех случаях звучало одно и то же: «Ну, проходите».

Официальное открытие аэродрома состоялось 3 октября 1910 г. в присутствии большого числа чиновных лиц, генералитета. Для показательных полетов были приглашены известные русские авиаторы.

15 октября состоялся первый московский «дальний» перелет. Летчик М. Ефимов на самолете «Блерио ХI », сделав круг над аэродромом, улетел вдаль. Вскоре стало известно, что Ефимов попал в облака, заблудился и сел возле деревни Черемушки. Перелет длиной около 20 верст стал одним из самых дальних в России в 1910 г. Наступившие морозы заставили прекратить полеты.

Ходынское поле до эры авиации было главным местом московских армейских парадов, на которых постоянно присутствовали российские императоры со свитой и высокими иноземными гостями. Проводились они обычно после летних маневров или каких-то событий. Последний такой крупный государев смотр войскам состоялся в конце августа 1912 г., по случаю 100 - летия Бородинской битвы. Трибуны Ходынского аэродрома были заполнены до отказа, почетных гостей разместили в двух ложах. В праздничном смотре приняли участие 40 тыс. войск всех родов!

В период мировой войны на Ходынском аэродроме была открыта первая отечественная школа летчиков, которая подготовила немало отважных пилотов. Несовершенство техники тех дней, ошибки в пилотировании нередко приводили к трагичному финалу. Как свидетельствовал известный летчик К.К. Арцеулов, когда он приехал в 1915 г. с фронта на Ходынку испытывать первую партию истребителей производства завода «Дукс», с воздуха он обратил внимание на ярко-красные пятна, разбросанные по летному полю. Оказывается, среди травы целыми семействами здесь гнездились алые гвоздики - их сеяли на месте гибели авиатора.

И немного мажорных нот из далекого 15-го года. Примечательностью Ходынского аэродрома стал необычный ангар, его возвели на деньги Василия Васильевича Прохорова, родственника известного мануфактурщика. На крыше этого сооружения высился застекленный павильон, устланный коврами, украшенный картинами. Был в нем и великолепный буфет. В этом салоне перед огромным стеклом с обзором всего поля стояли кресла для гостей. Сюда весьма часто заглядывали К. Станиславский и В. Немирович-Данченко.

Над павильоном возвышалась статуя Икара, а в ангаре сиротливо стоял единственный «Моран» с мотором в 60 л. с. По крылу аэроплана огромными буквами значилось: «Прохоровъ», этот свободный художник летал редко и малоудачно. Невдалеке от авиатора-поэта солидно возвышался ангар авиазавода «Дукс», на нем тоже был павильон для наблюдений, но все скромно и добротно. Гостями «Дукса» были люди делового мира, военные.

После гражданской войны начался впечатляющий расцвет Ходынки, а с ней и советской авиации, тогда же было признано «исключительное значение Ходынки для нужд авиации». Ходынское поле признали «...весьма подходящим для создания Главного аэродрома Воздушного Флота». Более того, в 1920 г. официальная хроника дополнительно известила, что «местом для создания опытного аэродрома страны опять же избрана Ходынка».

Только перечисление невероятного рабочего авиаобъема Ходынки займет не один солидный том, Коснемся хоть нескольких эпизодов тех лет - здесь что ни день, то «впервые стартовал», «успешно испытан», «установлен рекорд».

Первый праздник Воздушного Флота состоялся 2 августа 1920 г., в параде участвовало всего несколько самолетов, но зато «лучшие красные орлы, герои гражданской войны» продемонстрировали отличную технику пилотирования.

Довольно любопытна попытка участия авиации в рекламных акциях тех дней, М. Булгаков в очерке «Торговый ренессанс» упоминает: «Осенью (1921 г.) самолеты авиационной группы «Воздушный Флот» уже сделали первый опыт разброски объявлений над Москвой, и теперь открыт прием объявлений «С аэроплана». Строка такого объявления стоит 15 руб, на новые дензнаки».

Продолжим хронологию аэродрома. 3 мая 1922 г. - начало полетов по маршруту Москва - Кенигсберг - Берлин. Компания совместная - Германия - СССР «Дерулюфт». Важно, что окно в Европу приоткрылооь.

15 июля 1923 г. по решению Совета Труда и Обороны состоялись первые регулярные пассажирские полеты Москва - Нижний Новгород. Путь в 420 км совершался за 2,5 часа. Обслуживал линию четырехместный самолет «АК- 1», моноплан конструкции Александрова и Калинина. На билете первой линии Аэрофлота было написано: «Пассажир обязан следить при полете за колесами самолета и в случае неполадки докладывать летчику». Сегодня это кажется невероятным, но тогда пассажир обязан был помогать летчику, который не мог оторвать рук от штурвала, а необходимых приборов и датчиков просто не существовало.

Родоначальник всех металлических самолетов нашей страны «АНТ- 2» конструктора Андрея Николаевича Туполева совершил первый полет 26 мая 1924 г. на Ходынском аэродроме.

В марте 1923 г. энтузиасты авиации создали Добровольное общество друзей Воздушного Флота (ОДВФ). Задачи Общества выражал лозунг: «Трудовой народ - строй Воздушный Флот!» В последующие годы ОДВФ оказало правительству реальную помощь в создании мощной авиации. Праздники членов ОДВФ, полеты агитэскадрильи постоянно проходили на Ходынском аэродроме.

В том же 1923 г. было учреждено общество «Добролет» - будущее Министерство гражданской авиации. Долгие годы Центральный - бывший Ходынский, Главный аэродром, получивший имя М.В. Фрунзе, имел неказистое, маловместительное здание аэропорта. Вновь созданный «Добролет» решил объединить усилия Осоавиахима, Укрвоздухпути и даже немцев («Дерулюфт» долгое время имел на Ходынке свои ангары) и построить совместно крупный аэропорт. Но вышло как у Крылова: рак да щука. И только к ноябрю 1931 г. на Ходынке был сдан первый в СССР аэропорт, в то время один из самых больших в мире. Не случайно и ближайшая станция метро была наименована - «Аэропорт». Кстати, этот долгожитель, несмотря на развитие авиалиний, только к январю 1966 г. был заменен современным зданием городского аэровокзала.

Ходынский аэродром - сгусток отечественной авиационной истории. Это поле принимало всех наших легендарных пилотов, отсюда взлетали первые российские аэропланы, здесь закладывались ведущие авиационные и ракетные КБ -Поликарпова, Микояна, Яковлева, Ильюшина, Сухого, Лавочкина. Здесь встречали и провожали многих наших великих современников. Именно здесь в Отечественную войну формировались воинские соединения. Сюда утром 9 мая 1945 г. летчик А.И. Семенков доставил акт о безоговорочной капитуляции Германии, а затем прилетело и знамя Победы.

(Я)

Высота НУМ

3 мая 1922 года с Центрального аэродрома начали выполняться первые в истории России международные авиаперелёты по маршруту Москва - Кёнигсберг - Берлин . 15 июля 1923 года начались и первые регулярные внутригосударственные пассажирские рейсы Москва - Нижний Новгород . Путь в 420 км преодолевался за 2,5 часа. Полёты выполнялись на четырёхместном моноплане АК-1.

На аэродроме совершали свои полеты выдающиеся русские летчики П. Н. Нестеров , С. И. Уточкин , В. Коккинаки и В. П. Чкалов .

21 сентября 1920 года Приказом Реввоенсовета № 1903 здесь был создан научно-опытный аэродром (НОА) Главвоздухфлота республики - первая в стране исследовательская и испытательная в сфере военной авиационной техники. 24 октября 1924 года НОА при ГУ РККВФ преобразован в Научно-Опытный аэродром ВВС СССР. В связи с возросшим объёмом работ 26 октября 1926 года Опытный аэродром преобразован в Научно-испытательный институт ВВС РККА . В 1932 году НИИ ВВС (ныне это ГЛИЦ ВВС) был перебазирован на аэродром Чкаловский вблизи города Щёлково Московской области.

В ноябре 1931 года на Центральном аэродроме было открыто первое в СССР здание аэровокзала . В 1936-1937 годах аэродром реконструирован, была построена бетонная взлётно-посадочная полоса (в период реконструкции авиарейсы выполнялись из нового московского аэропорта Быково , а все испытательные полёты проводились с аэродрома НКТП в посёлке Подлипки . В 1938 году к аэропорту была подведена линия метро с одноимённой станцией .

Вблизи аэродрома были построены ведущие авиационные ОКБ: Сухого , Микояна , Ильюшина , Яковлева и их авиационные заводы. После Великой отечественной войны вблизи аэродрома осталось (и находятся здесь до настоящего времени) три авиастроительных предприятия : завод № 30 (ныне Производственный центр им. П. А. Воронина РСК «МиГ»), завод № 51 (ныне ОАО «Компания „Сухой“»), завод № 240 (ныне Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина). До начала 1930-х годов вблизи аэродрома располагался также государственный авиационный завод № 1 (до революции «Дукс»), затем он был переведён на другую территорию, а в бывших его цехах был сформирован авиационный завод № 39 им. Менжинского .

В 1947-1948 годах большая часть авиарейсов была переведена с Центрального аэродрома в аэропорты Быково и Внуково (кроме того, во второй половине 1940-х годов регулярные почтово-пассажирские и грузо-пассажирские авиарейсы выполнялись с аэродромов Остафьево и Люберцы (Жулебино)) ; с тех пор и на все последующие десятилетия основным назначением Центрального аэродрома стали испытания новых самолётов .

Наиболее активным эксплуатантом аэродрома был завод № 30. В 1950-е годы на аэродроме испытывались производимые заводом пассажирские самолёты Ил-12 , Ил-14 , бомбардировщики Ил-28 (при этом чаще всего использовался магнитный курс взлёта и посадки 345°). С 1959 по 1978 годы на аэродроме испытывались выпускаемые заводом пассажирские самолёты Ил-18 и созданные на их базе военные самолёты Ил-20 , Ил-22 , Ил-38 (при этом использовались магнитные курсы взлёта и посадки 093 и 273°).

С 1960 по 1971 годы на аэродроме функционировала «Центральная вертолётная станция»: отсюда выполнялись по расписанию пассажирские рейсы вертолётов Ми-4 П и Ми-8 в аэропорты Внуково , Домодедово и Шереметьево .

Последний самолёт взлетел отсюда 3 июля 2003 года, это был противолодочный Ил-38 SD для ВМС Индии . В аэродром был закрыт и исключён из «Перечня аэродромов совместного базирования РФ» , на остатках взлётно-посадочной полосы и рулёжных дорожек были оставлены списанные самолёты и вертолёты . На этом месте планировалось организовать «Музей авиации на Ходынском поле». Вместо этого почти не охраняемая экспозиция будущего музея со временем превратилась в авиакладбище. С января 2012 года начался вывоз некоторых самолётов на реставрацию в музей Вадима Задорожного .

По состоянию на 1 апреля 2014 г. московское правительство совместно с застройщиком ГК «Интеко» планируют полностью очистить территорию Ходынки и разместить на этой территории новые здания и общественную парковую зону.

Сохранившиеся строения

На сегодняшний день в различном состоянии сохранились следующие строения аэродрома:

См. также

Источники

Напишите отзыв о статье "Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе"

Ссылки

  • Конкурс по застройке Ходынки, Апрель 2014г. realty.rbc.ru/articles/01/04/2014/562949991014503.shtml

Отрывок, характеризующий Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе

– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.
Он улыбнулся и протянул ей руку.

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.
Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что то понять и припомнить.
– Не хочу больше. Тимохин тут? – спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке.
– Я здесь, ваше сиятельство.
– Как рана?
– Моя то с? Ничего. Вот вы то? – Князь Андрей опять задумался, как будто припоминая что то.
– Нельзя ли достать книгу? – сказал он.
– Какую книгу?
– Евангелие! У меня нет.
Доктор обещался достать и стал расспрашивать князя о том, что он чувствует. Князь Андрей неохотно, но разумно отвечал на все вопросы доктора и потом сказал, что ему надо бы подложить валик, а то неловко и очень больно. Доктор и камердинер подняли шинель, которою он был накрыт, и, морщась от тяжкого запаха гнилого мяса, распространявшегося от раны, стали рассматривать это страшное место. Доктор чем то очень остался недоволен, что то иначе переделал, перевернул раненого так, что тот опять застонал и от боли во время поворачивания опять потерял сознание и стал бредить. Он все говорил о том, чтобы ему достали поскорее эту книгу и подложили бы ее туда.

Ходынское поле - один из наиболее хаотично застроенных районов Москвы, который в последнее десятилетие переживает масштабную трансформацию. В 2003 году на Ходынке был окончательно закрыт Центральный аэродром имени Фрунзе, и его летное поле попало под новое строительство. Кроме жилых домов, в районе появился и ледовый дворец спорта «Мегаспорт», и один из самых больших в России ТРЦ «Авиапарк», длина фасада которого больше протяженности Красной площади, и новая .

The Village решил узнать, что же осталось от бывшего Ходынского аэродрома в 2016 году. Почти ничего: на поле идет строительство станции «ЦСКА» из пускового участка второго кольца московского метро и начаты работы над новым парком, который станет архитектурным центром и связующим звеном всего района.

На фото: вид на восточную часть Ходынского поля и строительство станции метро «ЦСКА»

Стоимость строительства первой очереди ТПК

83 670 000 000 рублей

В декабре 2016 года должно завершиться строительство первого участка Третьего пересадочного контура - еще одной кольцевой линии московского метрополитена, которая разгрузит центральные станции подземки. На участке длиной более десяти километров появится пять станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Движение по новой линии начнется уже в следующем году.

По плану кольцо ТПК должно замкнуться к 2020 году. На трассе длиной 58 километров разместятся 28 станций. Бюджет магистрали превысит 300 миллиардов рублей .

Стоимость строительства парка на Ходынском поле

500 000 000 рублей

Парк, созданием которого занимается московское архитектурное бюро Kleinewelt Architekten, будет завершен к 2018 году. Планируется, что в парке разместится и , спроектированное ирландцами Heneghan Peng Architects.