Но в этот раз мы хотим обратить ваше внимание на регалии русских царей, которые очень редко покидают стены Оружейной палаты. Это держава и скипетр. В выставочных витринах представляется уникальная возможность разглядеть их со всех сторон и поразиться мастерству их исполнения.

Держава. Западная Европа, конец XVI - XVII века. Фото с сайта Музеев Московского кремля .


О происхождении скипетра и державы нет точных документальных данных, однако совершенно очевидно, что они созданы первоклассными западноевропейскими ювелирами. Эти регалии представляют собой великолепные произведения искусства эпохи позднего Возрождения.



Скипетр имеет вид литого золотого стержня с изящными членениями и виртуозно выполненным гротескным орнаментом, мастерски расцвеченным цветными эмалями.

Фрагмент. Скипетр. Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Скипетр - дл. 70,5.


Канфарение — украшение поверхности металлического предмета равномерно расположенными мелкими точками, штрихами, линиями и пр. с помощью особых чеканов или пуассонов.


Фрагмент. Скипетр. Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Скипетр - дл. 70,5.

Фрагмент. Скипетр. Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Скипетр - дл. 70,5.

Фрагмент. Скипетр. Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Скипетр - дл. 70,5.


Увенчанная высоким крестом держава декорирована большим количеством драгоценных камней в нарядных кастах. Ее верхнюю часть украшают высокорельефные, покрытые многоцветной эмалью изображения сцен из жизни библейского царя Давида: «Помазание царя Давида пророком Самуилом», «Победа Давида над Голиафом», «Возвращение с победой», «Гонение от Саула».

Каст (оправа камня) — общая деталь всех ювелирных изделий с камнями. Существуют два типа кастов, различающихся принципом держания камня, — глухие и крапановые. В глухих — камни удерживаются сплошными стенками по всему периметру каста, а в крапановых — отдельными стойками (крапанами), вырезанными в касте или напаянными на него.

Фрагмент. Держава. «Помазание царя Давида пророком Самуилом». Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение.


1. И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя.
2. И сказал Самуил: как я пойду? Саул услышит и убьет меня. Господь сказал: возьми в руку твою телицу из стада и скажи: «я пришел для жертвоприношения Господу»;
3. и пригласи Иессея к жертве; Я укажу тебе, что делать тебе, и ты помажешь Мне того, о котором Я скажу тебе.

(Первая книга Царств 16:1-3)


Давид — второй царь народа Израиля после Саула, младший сын Иессея из Вифлеема. По Библии, царствовал сорок лет: семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединённого царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Образ Давида представляет собой образ идеального властителя. Историчность царя Давида является предметом научной дискуссии.

Каждая сцена - это замечательная скульптурная миниатюра, в которой привлекают тщательная проработка черт лиц, деталей костюма, оружия, уверенная передача пейзажа, сложных движений удлиненных фигур с несколько манерными жестами и позами.

Фрагмент. Держава. «Победа над Голиафом». Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение.
Держава - в 42,4; дл. окружности 61; дм. основания 6,7.


48. Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину.
49. И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю.
50. Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида.
51. Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали.

(Первая книга Царств 17:48-51)


Художественные особенности этих двух памятников дают возможность считать, что скипетр был создан в знаменитых придворных мастерских императора Рудольфа II, которые находились в Праге, а держава, скорее всего, принадлежит к работам златокузнецов южногерманских кузнецов, с которыми император поддерживал тесные связи.

Фрагмент. Держава. «Возвращение с победой». Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение
.
Держава - в 42,4; дл. окружности 61; дм. основания 6,7.


6. Когда они шли, при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами.
7. И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!

(Первая книга Царств 18:6,7)

Царь Саул — библейский персонаж, согласно Ветхому Завету первый царь народа Израиля и основатель единого Израильского царства (около 1029—1005 год до н. э.), создатель регулярной еврейской армии, в ветхозаветном повествовании — воплощение правителя, поставленного на царство по воле Бога, но ставшего Ему неугодным. Возможно, является реальным историческим лицом. Был выбран и помазан на царство пророком Самуилом, позднее не исполнил его повеление и вступил с ним в конфликт, и пророк тайно помазал на царство юного Давида.

Фрагмент. Держава. «Гонение от Саула». Западная Европа, конец XVI - XVII века.

Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение.

Держава - в 42,4; дл. окружности 61; дм. основания 6,7.

1. И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда.
2. И собрались к нему все притесненные и все должники и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек.
3. Оттуда пошел Давид в Массифу Моавитскую и сказал царю Моавитскому: пусть отец мой и мать моя побудут у вас, доколе я не узнаю, что сделает со мною Бог.
4. И привел их к царю Моавитскому, и жили они у него все время, доколе Давид был в оном убежище.
5. Но пророк Гад сказал Давиду: не оставайся в этом убежище, но ступай, иди в землю Иудину. И пошел Давид и пришел в лес Херет.

(Первая книга Царств 22:1-5)

Возможно, что именно к этим предметам относятся сведения о привозе в Москву в 1604 году от Рудольфа II царю Борису Годунову с посольством Генриха фон Логау регалий, в числе которых скипетр и держава.


Держава. Западная Европа, конец XVI - XVII века. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение.
Скипетр. Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Скипетр - дл. 70,5.
Фото из инстаграма Музеев Московского Кремля
.

Мы советуем вам воспользоваться великолепной возможностью рассмотреть эти уникальные экспонаты с невероятно близкого расстояния и посетить выставку «Борис Годунов от слуги до государя всея Руси».

Выставка продлится до 31 января 2016 года.

Адрес: Московский Кремль. Выставочный зал в Успенской звоннице.
Время работы: с 10 до 17, кассы с 9:30 до 16:30
Выходной - четверг.
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
Все подробности .

Регалии Царской Власти: Корона, Скипетр, Держава

Корона, скипетр, держава - это регалии, знаки царской, королевской и императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует. Происхождением своим регалии обязаны в основном античному миру. Так, корона ведет начало от венка, который в древнем мире возлагался на голову победителя в состязаниях. Затем он превратился в знак почести, воздаваемой отличившемуся на войне, - военачальнику или должностному лицу, став таким образом знаком служебного отличия (императорский венец). Из него и образовалась корона (головной убор), получившая в странах Европы широкое распространение как атрибут власти еще в раннее средневековье.

В отечественной литературе издавна существовала версия, что к числу русских царских регалий принадлежит одна из старейших средневековых корон, якобы присланная в дар великому князю Киевскому Владимиру Мономаху византийским императором Константином Мономахом. Вместе с «шапкой Мономаха» от византийского императора якобы был прислан и скипетр.

Большой наряд царя Михаила Федоровича. Венец - Мастерские Московского Кремля, 1627. Держава - Западная Европа, конец XVI века. Скипетр - Западная Европа, около 1600.

Известен рассказ англичанина Горсея, очевидца коронации Федора Ивановича сына Ивана Грозного:
«На голове царя был драгоценный венец, а в правой руке царский жезл, сделанный из кости однорога, трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями, который был куплен прежним царем у аугсбургских купцов в 1581 году за семь тысяч фунтов стерлингов».
В других источниках сообщается, что венчание на царство Федора Ивановича во всем было подобно «посажению на стол» Ивана Грозного, с той только разницей, что митрополит подал в руки нового царя скипетр. Однако изображение скипетра на печатях этого времени не было принято, как и державы (иначе - «яблока», «яблока державного», «яблока самодержавного», «яблока царского чина», «державы Российского царствия»), хотя в качестве атрибута власти она была известна русским государям с XVI века.
Во время венчания на царство Бориса Годунова 1-го сентября 1598 года патриарх Иов подал царю вместе с обычными регалиями еще и державу. При этом он произнес: «Яко убо сие яблоко приим в руце свои держаши, тако держи и вся царствия, данный тебе от Бога, соблюда их от врагов внешних».

Михаил Федорович

Венчание на царство родоначальника дома Романовых царя Михаила Федоровича происходило уже по четко составленному «сценарию», который не менялся до XVIII века: вместе с крестом, бармами и царским венцом митрополит (или патриарх) передавал царю в правую руку скипетр, а в левую - державу. При венчании на царство Михаила Федоровича перед тем, как передать регалии митрополиту, скипетр держал князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, а державу - князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

Calling of Mikhail Fedorovich

Большой Наряд царя Михаила Федоровича

После освобождения от польских интервентов русскому государству требовалось много оружия для войска, защищавшего его границы. Кроме того, новому царю - Михаилу Федоровичу Романову - необходимо было восстановить богатство и пышность московского двора. В царских мастерских стали спешно готовить новые украшения, золотую и серебряную утварь, парадное оружие.
А в 1627-1628 годы кремлевские ювелиры выполнили для Михаила Федоровича «государев Большой наряд», который включал золотой, украшенный яркой эмалью и драгоценными камнями царский венец, скипетр и державу. «Большой наряд» русский царь надевал только в особо торжественных случаях - во время «парадных входов» и во время приема иноземных послов.

Золотой чеканный венец «наряда Большой казны» окружен типично русскими прорезными «городками» и ажурными запонками с драгоценными камнями. Их обилие в сочетании с белыми, голубыми и зелеными эмалями создает звучную красочную гамму.

Держава «Большого наряда» представляет собой золотой пояс разделенный на два равных полушария и увенчанный высоким крестом. Верхнее полушарие в свою очередь разделено на четыре части, в каждую из которых вписано чеканное изображение из жизни библейского царя Давида, символизирующее мудрость правителя искусно чеканные рельефы оживляются многокрасочной мозаикой.


"Большой наряд". Держава и скипетр. Фрагмент Конец 16 века, около 1600
Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех, латы; чеканка, гравировка, резьба, канфарение
Держава: высота 42,4 см, окружность 66,5. Скипетр: высота 70,5 см, минимальный диаметр 17, максимальный диаметр 25 см


Солнцев Фёдор Григорьевич

Эмалированные медальоны рельефные, украшены драгоценными камнями. В целом держава имеет в своем обрамлении 58 диамантов, 89 рубинов и турмалинов, 23 сапфира, 51 изумруд и 37 больших жемчужин

Скипетр состоит из трех столбиков, соединенных между собой и сплошь покрытых эмалями и драгоценными камнями. Он символизировал мировую ось, был близок магическому жезлу, палице, молнии; скипетр был эмблемой Зевса, а также всех богов, связанных с плодородием.

Древний скипетр большого наряда, хранящийся в Оружейной палате, в описи Государева большого наряда, составленной в 1642 г. по указу царя и великого князя Михаила Федоровича, описан следующим образом:

«Скипетр золот чеканной с розными финифты и с каменьи, с алмазы и с яхонты червчатыми и с изумруды; наверху три орла пластанных крылами вместе, с финифты; по верху орлов корона, на короне на спне камень яхонт лазорев, на нем зерно гурмицкое. Со скипетра снят яхонт лазорев, а в то место положен изумруд».

После замены лазоревого яхонта изумрудом этот скипетр большого наряда, как видно из последующих описей, сохранился в том же виде по настоящее время. О нем же упоминается в описи казны и царского наряда царя Иоанна Алексеевича:

«Скипетр золот с розными финифты, на нем орел с короною, на короне изумруд; сверху и на исподе того изумруда по зерну гурмицкому; в нем двадцать алмазов, девять яхонтов червчатых, три изумруда; одного алмаза нет; влагалище оклеено бархатом алым, посредине атласом червчатым».

При общем царствовании царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей этот скипетр принадлежал Иоанну. А для царя Петра Алексеевича сделан был сходный с ним скипетр, золотой с цветною финифтью и также украшенный изумрудом большим, на спне, с двумя бурмицкими зернами, тремя малыми изумрудами, двадцатью алмазами и девятью яхонтами.

Эти царские регалии призваны были символизировать богатство и растущее могущество русского государства. А еще для царя Михаила Федоровича был изготовлен саадак - налуч и колчан, стрел, украшенный золотым с эмалью узором. Налуч и колчан играют яркими красками: среди трав орнамента, вплетаясь в него, сверкают сапфиры, изумруды и рубины. Орнамент легко и свобод! покрывает всю поверхность причудливыми завитками и букетами.

В центре всей композиции многоцветной эмалью выполнены геральдические символы русского государства: двуглавый орел, Георгий Победоносец, единорог, грифон и орел.

Саадак был изготовлен сравнительно быстро: работу начали августе 1627 года, а к ноябрю 1628 года уже закончили. Его создавала большая группа мастеров, в том числе и немецкие ювелиры служившие в Оружейной палате. И тем не менее эти вещи соответствовали исконно русским вкусам того времени.

На изготовление саадака пошло около 3,5 килограмма золе более 500 алмазов, рубинов, изумрудов и сапфиров. Поверхность саадака была расцвечена ярким эмалевым узором и золотым орнаментом из трав, цветов и букетов, образующих весьма замысловатую композицию.


Михаил Фёдорович в Большом наряде.

Большой наряд хранился на Казённом дворе, в Большой Казне. Поэтому также назывался нарядом Большой Казны.

В допетровской Руси царские одежды и утварь были распределены на наряды, т. е. подобраны сообразно виду и ценности. Драгоценное хранилось на Казенном дворе, всё прочее - в казне Мастерской палаты; в каждом хранилище счет Наряда был особый. При царе Михаиле Федоровиче в записной книге Мастерской палаты значилось тридцать нарядов обыкновенного платья, а на Казенном дворе - 8 нарядов.


Казенный двор в Кремле
Из "Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича". Миниатюра. Фрагмент
Москва, 1672-1673

В состав Наряда Большие Казны входили регалии, в которые государи облекались в день венчания на царство, при приеме посланников и чужеземцев, при хиротонии архиереев и в великие праздники (например, Шествие на осляти).

Состав Большого наряда

1. Золотой Крест из Животворящего Древа, при нём цепь золотая (цепь крещатая).

Золотая цепь царя Михаила Федоровича работы кремлевских мастеров - самая ранняя из царских цепей в собрании Оружейной палаты. Впервые она упоминается в документах царской казны в 1640 году. В ней 88 круглых, слегка изогнутых колец, на канфаренном фоне которых исполнена похожая на орнамент надпись, переходящая с кольца на кольцо. Надпись включает молитву пресвятой Троице, полный титул царя с перечислением городов, княжеств, земель, входивших тогда в Российское государство, и наставление царю жить «по заповедям божьим, править мудро и справедливо».

2. Шапка Мономаха и другие царские венцы.


Шапка Мономаха.Изготовлена на Востоке (Бухара, Хорезм или Египет). С XVIII в. - геральдическая корона царств Великия, Малыя и Белыя Руси.

Шапка Мономаха - главная регалия русских великих князей и царей. Символ-корона самодержавия в России. Представляет собой золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII - начала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом.

«Шапка Мономаха» относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая». Возможно, что именно она впервые в 1572 году в завещании Ивана Грозного была названа «шапкой Мономаха».

3. Диадима - широкое круглое ожерелье.


Бармы. Оружейная палата

Бармы (по разным источникам, происходит от греч. parmai - круглый щит, или от перс. berme - охранение, защита, или от др.-польск. brama - украшения на руках и ногах женщин, или от др.-исл. barm - край) - широкое оплечье с нашитыми на него изображениями религиозного характера и драгоценными камнями. Бармы из круглых металлических щитков-дробниц, скреплённых шнурами и украшенных драгоценными камнями и эмалями, появились в Византии, где входили в парадную одежду императоров.

В Россию, по преданию, их впервые прислал из Византии император Алексей I Комнин для Владимира Мономаха. Однако первое летописное упоминание о них встречается под 1216 годом и сообщает, что «облечье», шитое золотом, носится всеми князьями. Как коронационные регалии впервые упоминаются в 1498 году - их возложили на князя Дмитрия (сын Ивана Молодого). С середины XVI века до начала XVIII века бармы надевались русскими князьями и царями при коронации и во время торжественных выходов.

Перед венчанием на царство бармы выносили из хранилища царских одежд и регалий в Успенский собор и оставляли на золотом блюде в алтаре. На венчании после возложения на царя наперсного креста митрополит направлял в алтарь двух архимандритов и игумена за бармами, которые отдавали их епископам, подававших бармы митрополиту. После трёх поклонов и целования митрополит, ознаменовав бармами царя, возлагал их на него, благословляя крестом. После возложения барм следовало возложение венца.

4. Скипетр.
Скипетр (др.-греч. σκῆπτρον «жезл») - древнейший символ власти, употреблялся ещё фараонами. Первообраз скипетра - пастушеский посох, присвоенный затем церковью архиереям как знак пастырской власти; европейские государи заменили его укороченными жезлами - скипетрами.


«Большой Наряд»: корона Михаила Федоровича и скипетр и держава Бориса Годунова.Кликабельна

В состав атрибутов русской царской власти скипетр вошёл в 1584 году при венчании на царство Фёдора Иоанновича. Один из синонимов слова царь стало слово скипетродержатель.


Вид на старое здание Оружейной палаты
П.А. Герасимов. Акварель.
Середина XIX века

Скипетры московских царей хранятся в Оружейной палате. Скипетр, употреблявшийся русскими государями, изготовлен к коронации Павла I, в виде золотого жезла, осыпанного алмазами и драгоценными камнями; в вершине его знаменитый бриллиант «Орлов».

Верхняя часть Императорского скипетра с бриллиантом «Орлов»
История
Скипетр был изготовлен в начале 1770-х годов для императрицы Екатерины II Великой. Использованные материалы - золото, алмаз «Орлов», бриллианты, серебро, эмаль.
Длина скипетра - 59,5 см

Гладко отшлифованная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками, ручка прочеканена каннелюрами (вертикальными желобками), усиливающими игру светотени.
Скипетр завершает литой золотой двуглавый орёл - герб Российской империи, украшенный чёрной эмалью и бриллиантами.
Парадность этой эмблемы монархической власти усилил роскошный алмаз «Орлов», украсивший скипетр в 1774 г.
Ныне императорский скипетр хранится в Алмазном фонде Российской Федерации.

Скипетр - щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической (как правило, гербовой: геральдической лилией, орлом и т.п.) фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов – серебра, золота или слоновой кости; наряду с короной одна из древнейших инсигний самодержавной власти. В русской истории скипетр явился преемником царского посоха – повседневного, а не парадного символа власти царей и великих князей, некогда принимавших эти регалии от крымских татар в знак их вассальной присяги.
В государственный герб России скипетр был включен столетие спустя. Он занял свое ставшее традиционным место в правой лапе двуглавого орла на печати 1667 года царя Алексея Михайловича.

5. Яблоко золотое с крестом - то есть держава.

Держава (ст.-слав. държа - власть) - символ государственной власти монарха, представлявший собой золотой шар с короной или крестом.

Исторически держава была знаком отличия императоров Римской империи и английских королей, позже стала атрибутом власти ряда западноевропейских монархов. С наступлением христианской эры держава увенчалась крестом.

Держава царя Михаила Федоровича (вторая половина XVI в.); Держава императорская, 1762 г. (золото, бриллианты, сапфир 200 кар., алмаз 46,92 кар., серебро, высота с крестом 24 см.)

Россия переняла сей знак у Польши, в которой он назывался яблоком. Впервые держава была использована как символ власти русского царя в 1557 году.

Если скипетр считается символом мужского начала, то держава - женского.

Держава (или державное яблоко) в русской христианской традиции символизирует Царство Небесное и, нередко, в средневековой живописи и иконописи Иисуса Христа или Бога Отца было принято изображать с державой.

Держава - символ знания. «Яблоко» - символ плода дерева познания в Библии.

Держава - символ монархической власти (например, в России - золотой шар с короной или крестом). Название произошло от древнерусского "държа" - власть.

Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом.

Держава являлась также знаком отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника. Иногда в изобразительном искусстве с державой изображался Христос, как Спаситель Мира или Бог Отец; в одной из вариаций держава находилась не в руках Бога, а под его ногой, символизируя небесный шар. Если скипетр служил символом мужского начала, то держава – женского.

Россия заимствовала данную эмблему из Польши. Впервые была использована как символ царской власти на церемонии венчания Лжедмитрия I на царство. В России первоначально называлась державным яблоком. Начиная со времен правления российского императора Павла I, представляла собой шар из синего яхонта, осыпанный бриллиантами и увенчанный крестом.

Держава представляет собой увенчанную крестом сферу из драгоценного металла, поверхность которой украшена самоцветами и священной символикой. Державы или державные яблоки (как называли их на Руси), стали постоянными атрибутами власти ряда западноевропейских монархов задолго до венчания на царство Бориса Годунова (1698), однако введение их в обиход русских царей не следует считать безусловным подражанием. Заимствованной могла казаться лишь вещественная часть ритуала, но не его глубинное содержание и символика самого «яблока».

Иконописным праобразом державы являются зерцала архангелов Михаила и Гавриила – как правило, золотые диски с инициалами Иисуса Христа или поясным изображением Эммануила (Христа Отрока). Такое зерцало, а вслед за ним и державное яблоко, символизирует Царство Небесное, власть над которым принадлежит Иисусу Христу и через обряд миропомазания отчасти «делегируется» православному царю. Тот обязан привести свой народ на последнюю битву с Антихристом и победить его воинство.

6. Окладень - цепь или перевязь с орлом.
Золотая сканная цепь

В конце XVII ст. в сокровищнице насчитывалось больше чем 40 золотых цепей и цепочек XVI-XVII ст. - неотъемлемых составляющих парадной царской одежды. Среди тех, что сохранились к нашему времени наиболее известной есть цепь «Большого Наряда». Она была презентована царю Михаилу Федоровичу в 1631 г. голландским штатгальтером Фредериком - Генрихом Оранским. Изготовленный в Западной Европе в 1620 - е гг., он был переделан мастерами Оружейной Палаты и стал частью «Большого Наряда». После переделки 1640 - х гг. цепь состоит из 79 сканных прямоугольных трёхгранных звеньев.


Маршальский жезл

Жезл - символ духовной и светской власти, а также власти командующих войсками (в древности). Сохранившиеся до нашего времени маршальские жезлы имеют вид короткой палки, делаются из серебра или золота и украшаются драгоценными камнями и государственными эмблемами. В придворном быту жезл употребляются некоторыми придворными чинами: гофмаршалами, церемониймейстерами и другими. Жезлы эти обычно имеют вид металлической или костяной трости, увенчанной государственной эмблемой. В настоящее время маршальские и придворные жезлы употребляются лишь в торжественных случаях.

8. Платно царское.

Платно царское - царские регалии; одежда, входящая в состав Большого наряда. Употреблялась в особо торжественных случаях: при венчании на царство, при встречах иностранных послов, во время праздников.


Царь Фёдор Алексеевич перед образом Спаса Нерукотворного. 1686 год. Иван Салтанов, Ерофей Елин, Лука Смолянинов. Москва, Оружейная палата. Дерево; темпера, масло. 244 х 119. Поступила в 1891 году. Происходит из Архангельского собора Московского Кремля.

Описание платна

Платно по крою было аналогично опашню. Длинная одежда с рукавами. От опашня платно отличалось отсутствием нашивок. Нашивки - поперечные полоски по числу пуговиц. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами.

Царское платно изготовлялось из дорогих золотных тканей: алтабаса, аксамита и других. Подкладка тафтяная, опушка атласная. Длина рукавов 10 или 11 вершков. Ширина рукава 6, 7 или 8 вершков в локтях. Ширина в подоле около 4 аршин. По краям и разрезам Царское платно обшивалось жемчужным кружевом (каймой). Застёгивалось платно на 11 или 12 пуговиц.

Меховое царское платно на мехе горностая.
Царское платно надевали на Царский становой кафтан.
С 1678 года Царское платно начали называть порфирой.
При погребениях тело царя покрывали Царским платном. Платно покрывали гробовым покровом.

9. Кафтан становой царский.

Кафтан (перс. خفتان‎) - мужское платье, различают турецкий, персидский и марокканский кафтаны.

Также назывался кавтан, кофтан. Длинная одежда, простирающаяся почти до полу, с пуговицами и застёжками спереди.


Стрельцы в кафтанах

10. Царское место.
Царское место - в широком значении трон, престол русского царя, в более специфическом - почетное место царя в православном храме, примыкающее со стороны иконостаса к одному из восточных столбов в соборе либо к боковой стене в его интерьере; включало в себя огражденное седалище за отдельным входом и завершалось богато декорированным деревянным шатром на резных колонках, который обычно был увенчан изображением короны или двуглавого орла. Самый известный подобный памятник -- в Успенском соборе Московского Кремля (так называемый Мономахов трон).

Мономахов трон.1856

11. Предметы одежды (тафья, колпак, чеботы, посох, подаренный Михаилу Фёдоровичу в 1613 году, калита великого князя Данила).
12. Другие предметы: стоянец (стоян), на который ставилась держава, ковши для угощения послов, топоры рынд, золотые цепи рынд и другое.

***
Рында - оруженосец-телохранитель при великих князьях и царях России XVI-XVII веков.

История
Рынды сопровождали царя в походах и поездках. Во время дворцовых церемоний стояли в парадных одеждах по обе стороны трона с бердышами на плечах. Набирались из юношей знатного происхождения. Во время приема иностранных послов рынды стояли по обе стороны царского трона, с маленькими топориками; стоять по правую сторону считалось более почетным (отсюда местничество). Во время войны рынды всюду безотлучно следовали за государем, нося за ним оружие. У каждого рынды были по 1-3 подрынды или податня (тоже из стольников). Главный рында пользовался правом прибавлять к своему отчеству -вич. Так как рынды не были чинами придворными, то они не получали жалованья. Состояли в ведении оружейничего.

Рында с большим саадаком - главный оруженосец царя. Так же были рынды с другим саадаком, с меньшим копьем, с рогатиной и т. д.

Должность рынды упразднена при Петре I в 1698.

Одежда рынд


Иван Билибин. Костюм для оперы "Борис Годунов" Мусоргского.

Рынды одевались в одежду белого цвета, расшитую серебром. В описи казны Михаила Фёдоровича перечисляется «платье рындова»:

Четыре шубы горностайные под белой камкой, опушены горностаем, на шубах восемь завязок с серебряными кистями.
четыре терлика белых из камки индейской, исподы песцовые белые, ожерелья горностаевые, пять нашивок с серебряными кистями.
четыре кушака кызылбашских с золотыми полосами и шелковыми полосами разных цветов.
четыре шапки рысьих, четыре шапки песцовых белых.
сапоги сафьяновые белые.

Смирная (траурная) одежда.

Четыре шубы собольи под чёрным атласом, шубы с 8 завязками с чёрными кистями.
четыре терлика атлас гвоздичный (или вишнёвый).
четыре шапки тафтяных гвоздичных или вишнёвых.
сапоги сафьяновые чёрные.

Одежда и топоры рынд хранились в составе Большого наряда.

Вместо терлика могла использоваться ферязь.

В.Семёнов.Рында.

Ношение нарядов

В разное время состав Большого наряда мог незначительно меняться. Например, Фёдор Алексеевич в составе Большого наряда вместо чеботов носил башмаки.

В Большой Казне хранились 10 перстней, которые царь надевал вместе с Большим нарядом на приёмы послов. Например, 18 августа 1647 года при приёме литовского посла на царе было 4 перстня. При приёме голландского посла 20 июня 1648 года - 9 перстней.

В разных случаях вещи Большого наряда могли сочетаться с вещами других нарядов. Например, 6 января 1671 года при царском выходе на царе было: крест, диадима второго наряда, шапка царская первого наряда, платно царское второго наряда и т. д.

Калита передавалась по наследству и хранилась в составе Большого наряда, как напоминание о милосердии Ивана Калиты. 19 апреля 1635 года была скроена новая калита из камки по образцу калиты Ивана Даниловича Калиты.

Стоянец (стоян) - серебряные пирамиды высотой около аршина. На усечённой вершине пирамиды размещалось блюдо для постановки державы. Стоянец стоял слева от трона.

Иллюстрации -Солнцев Фёдор Григорьевич

Царские регалии: Шапка, скипетр и держава большого наряда Михаила … Википедия

Держава Царские регалии: шапка, скипетр, держава из так называемого Большого наряда царя Михаила Фёдоровича Романова Держава (древнерусское «държа» власть) символ государственной власти монарха, представлявшая собой золотой шар с короной или … Википедия

Екатерина II с кор … Википедия

Скипетр - (от греч. σκηπτρον посох, жезл) почетный знак, символизирующий владычество. С давних времен является атрибутом верховной власти. Прообраз С. пастушеский посох. С. был изв. у др. греков и римлян, римские императоры и полководцы традиционно… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Держава (от др. рус. дьржа владычество, могущество): Держава независимое, самостоятельное государство. Держава в России символ власти монарха золотой шар с короной или крестом. Также символами русских царей были скипетр и корона. «Держава» социал … Википедия

ДЕРЖАВА - золотой шар, символизирующий монархическую власть. Название произошло от древнерусского «държа» власть. Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом.… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

А; м. [греч. skēptron] Один из знаков монархической власти: жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой. Королевский с. С. монарха. Корона, с. и держава символы монархии. С. в руках монарха. Собраться под с. монарха (объединиться под властью… … Энциклопедический словарь

скипетр - а; м. (греч. sk ēptron) Один из знаков монархической власти: жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой. Королевский ски/петр. Ски/петр монарха. Корона, ски/петр и держава символы монархии. Ски/петр в руках монарха. Собраться под ски/петр… … Словарь многих выражений

У этого термина существуют и другие значения, см. Скипетр (значения). Верхняя часть Императорского скипетра с бриллиантом «Орлов» Им … Википедия

Имперская держава. Сокровищница Хофбургского замка … Википедия

Книги

  • Россия державная , . Эта книга о структуре и истории высших государственных учреждений Российской империи и о важнейших государственных церемониях. В книге рассказывается о главных символах российской…
  • Россия державная , Бутромеев В.П.. Выход книги приурочен к 400-летию дома Романовых. "Россия державная"-книга о структуре и истории высших государственных учреждений Российской империи и о важнейших государственных церемониях.…

Окунаясь вглубь веков, попробуем разобраться, что означают скипетр и держава в российской истории.

Скипетр представляет собой фигурный жезл. Его выполняли из серебра, слоновой кости, золота, обрамляли самоцветами и использовали геральдическую символику. В истории России скипетр - это преемник царского посоха, являющийся символом власти великих князей и царей.

Говоря о символах монархической власти, нужно остановиться на державе - золотом шаре с крестом и короной. Поверхность сферы обычно украшалась самоцветами и символикой. От древнерусского слова «държа», которое означает «власть», и произошло это название. Скипетр и держава русских царей являются древнейшими из инсигний самодержавной власти.

Державные шары, или державные яблоки - так они назывались на Руси, также служили атрибутами власти римских, германских и др. императоров.

Короны в Российской Империи

Останавливаясь на регалиях российских императоров, стоит особо выделить Для коронаций в царстве пользовались Шапкой Мономаха.

В России обряд первой императорской коронации был проведен над женой Петра Великого Екатериной Алексеевной, впоследствии ставшей Екатериной Первой. Именно для Екатерины I специально изготовили первую в России императорскую корону.

Шапка Мономаха - древняя регалия

Упоминание о Шапке Мономаха появилось еще в XVI в. в «Сказании о князьях Владимирских». В нем говорится о Константине Мономахе - византийском императоре, правившем в XI веке. Отсюда и название. Вероятнее всего, Иван Калита был первым ее обладателем. По имеющимся искусствоведческим данным, изготовлена Шапка Мономаха была на Востоке в XIV в. Это самая древняя корона России. Ее не носили как повседневный головной убор, а использовали, венчая российских монархов период с 1498-го по 1682-й год. Корона состоит из золотых пластин с узорами. На верху короны находится крест, инкрустированный драгоценными камнями. Шапка Мономаха обрамлена соболиным мехом. Вес венца без меха - 698 граммов.

Таким образом, Шапка Мономаха, так же как скипетр и держава, является символом России еще с допетровских времен. Кстати, ей приписывают лечебные свойства. Так, считается, что она способна избавить от разных недугов, особенно от головной боли.

Скипетр и держава царя Бориса Годунова

Появление таких понятий и предметов, как скипетр и держава в качестве символов власти российского государства, связано с царствование Бориса Годунова. Они были заказаны в мастерам при дворе Рудольфа II. Изготовление происходило в Эгере (современный город Хэб). Ювелиры при создании комплекта следовали традициям Ренессанса.

И хотя существует легенда, гласящая, что скипетр и держава были посланы еще в XI ст. князю Владимиру Мономаху, в действительности они были подарены царю Борису Великим посольством императора Рудольфа II, который правил В 1604 году они нашли свое применение в составе его великого наряда.

Мономахов скипетр был изготовлен из золота с деталями из эмали. В качестве украшений были использованы двадцать бриллиантов, большой изумруд, а также иные драгоценные камни. Держава имеет эмалированную инкрустацию. На деталях изображены сцены времен царствования Давида. Украшена держава 37 большими жемчужинами, 58 бриллиантами, 89 рубинами, а также изумрудами и турмалинами.

Корона - важнейшая регалия Михаила Федоровича Романова

Царю принадлежала корона из «Большого наряда». Ее изготовил в 1627 году дьякон Эфим Телепнев. Он был главным мастером в Оружейной палате. Венец короны состоит из двух ярусов. Внизу на внешнем каркасе находится восьмизубчатая диадема. Корона обрамлена соболиным мехом с драгоценными камнями. Уже после XVIII века корона «Большого наряда» стала короной «Царства Астраханского».

Утраченные регалии Российской Империи

До наших дней сохранились лишь некоторые регалии. Они нашли достойное место для существования в Оружейной Но многие из них безвозвратно утрачены. К таким можно отнести «Большой венец» Царя Федора I Ивановича. Говоря об этом произведении искусства, нужно сказать о его несказанной уникальности. Корону изготовили в Стамбуле в конце XVI века. В качестве дара Патриарх Константинопольский Еремий II переслал корону Царю Федору I Ивановичу, который был последним из рода Рюриковичей. «Большой венец» надевался царями лишь на важные торжества. Около 1680 года корону разобрали. Впоследствии ее детали были использованы для «диамантовых шапок» Ивана V и Петра I.

Корона, скипетр и держава на царском гербе

В 1604 г. у Лжедмитрия, на малой его печати, появилось изображение трех корон под орлом. Такое изображение появилось впервые и просуществовало недолго. Однако уже в 1625 году вместо креста между главами орла возникла третья корона. Это изображение появилось при царе Михаиле Фёдоровиче на малой государственной печати. Так же сделали в 1645 году для его сына Алексея на Большой государственной печати.

Державы и скипетра на гербе не было до времен царствования Михаила Фёдоровича. В 1667 году с изображением государственных регалий власти появилась государственная печать царя Алексея Михайловича. Впервые четвертого июня 1667 года царем дается официальное и четкое разъяснение символики, связанной с тремя коронами. Каждая из корон, изображенная на гербе и печати, соответствует царствам -Сибирскому, Казанскому, Астраханскому. А скипетр и держава России означают «Самодержавец и Обладатель». А уже в 1667 году, 14 декабря, появляется первый Указ о гербе.

Корона, скипетр и держава на гербе России

Спустя века, 25 декабря 2000 года, принимается конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации». Этот символ государства представлен геральдическим щитом. Он четырехугольный, красного цвета. Нижние углы у него закруглены.

В центре расположен с двумя головами, каждая из которых увенчана малой короной, а над ними возвышается одна большая корона. Значение трех корон является олицетворением не только суверенитета всей РФ, но и ее частей, то есть субъектов. Также на гербе изображены скипетр и держава. Фото регалий поражают своей красотой. В правой лапе орел держит скипетр, а в левой - державу.

Скипетр и держава России являются символами единого государства и власти. Также на груди орла имеется изображение серебряного всадника на коне. Человек убивает копьём чёрного дракона. Допускается воспроизводить герб Российской Федерации не только в цветном исполнении, но и в однотонном. При необходимости его можно изображать без геральдического щита.

Скипетр - щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической (как правило, гербовой: геральдической лилией, орлом и т.п.) фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов - серебра, золота или слоновой кости; наряду с короной одна из древнейших инсигний самодержавной власти. В русской истории скипетр явился преемником царского посоха - повседневного, а не парадного символа власти царей и великих князей, некогда принимавших эти регалии от крымских татар в знак их вассальной присяги. В состав царских регалий скипетр «из кости однорога трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями» (сэр Джером Горсей, Записки о Московии XVI, века) вошел в 1584 году при венчании на царство Федора Иоановича. Эта подаваемая в алтаре храма патриархом Всея Руси в руки Помазанника Божия инсигния власти тогда же вошла в царский титул: «Бога в Троице славимого милостию скипетродержателя Российского царствия».
В государственный герб России скипетр был включен столетие спустя. Он занял свое ставшее традиционным место в правой лапе двуглавого орла на печати 1667 года царя Алексея Михайловича.

Держава - символ монархической власти (например, в России - золотой шар с короной или крестом). Название произошло от древнерусского "държа" - власть.

Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом.

Держава являлась также знаком отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника. Иногда в изобразительном искусстве с державой изображался Христос, как Спаситель Мира или Бог Отец; в одной из вариаций держава находилась не в руках Бога, а под его ногой, символизируя небесный шар. Если скипетр служил символом мужского начала, то держава - женского.

Россия заимствовала данную эмблему из Польши. Впервые была использована как символ царской власти на церемонии венчания Лжедмитрия I на царство. В России первоначально называлась державным яблоком. Начиная со времен правления российского императора Павла I, представляла собой шар из синего яхонта, осыпанный бриллиантами и увенчанный крестом.

Держава представляет собой увенчанную крестом сферу из драгоценного металла, поверхность которой украшена самоцветами и священной символикой. Державы или державные яблоки (как называли их на Руси), стали постоянными атрибутами власти ряда западноевропейских монархов задолго до венчания на царство Бориса Годунова (1698), однако введение их в обиход русских царей не следует считать безусловным подражанием. Заимствованной могла казаться лишь вещественная часть ритуала, но не его глубинное содержание и символика самого «яблока».

Иконописным праобразом державы являются зерцала архангелов Михаила и Гавриила - как правило, золотые диски с инициалами Иисуса Христа или поясным изображением Эммануила (Христа Отрока). Такое зерцало, а вслед за ним и державное яблоко, символизирует Царство Небесное, власть над которым принадлежит Иисусу Христу и через обряд миропомазания отчасти «делегируется» православному царю. Тот обязан привести свой народ на последнюю битву с Антихристом и победить его воинство.