Эстетическое сознание - это форма общественного сознания, которая является продуктом исторического развития общества и отражает степень эстетического освоения мира. Эстетическое сознание формируется исключительно в рамках эстетической деятельности субъекта. Сфера эстетической практики пронизывает собой все сферы человеческого бытия, хотя уровень проявления самодостаточности является различным. Определенные отрасли характеризуются лишь частичным присутствием эстетического компонента, однако в некоторых, прежде всего в искусстве - эстетический компонент является доминантным. Именно искусство, в котором наиболее полно реализуется потребность человечества в эстетическом наслаждении является сферой, где через эстетическую деятельность и раскрываются компоненты эстетического сознания.

Основные составляющие эстетического сознания это эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал и эстетическая теория.

С психологической точки зрения, если человек достаточно долгое время находится в определенном эмоциональном состоянии, то этот процесс называют эстетическим переживанием. Сохранение в памяти человека определенного эстетического переживания характеризуют как эстетическое впечатление. Накапливаясь, эстетические впечатления способствуют формированию у человека эстетических чувств.

Эстетические чувства не является врожденным явлением, процесс его становления связан с общественным и индивидуальным развитием личности. Оно определяется тем культурным, социальным средой, которая окружает человека от рождения. Собственно сфера эстетических чувств является идеальной и формируется не только в результате практического освоения мира, а в основном - духовного.

Бесспорным является взаимосвязь между становлением и развитием эстетических чувств в их зависимости от органов чувств (зрение, слух и др..), однако именно в процессе индивидуальной деятельности человека происходит корреляция формы созерцания, общения и развития личности. Степень развития эстетического чувства влияет на любое проявление духовного переживания человека, а следовательно и на все формы ее деятельности. Проявлением эстетического чувства есть тяга к прекрасному, гармонии, совершенства, что приводит к самообогащения и развития личности.

Эстетические чувства могут иметь как "созерцательный" характер, когда они возникают в связи с восприятием объективной действительности, так и быть включенными в процесс нашей деятельности, предоставляя ей определенные эстетические формы и черты. С одной стороны, эстетические чувства проявляются при нашем созерцании художественных явлений - когда мы слушаем музыку, читаем книгу, смотрим театральное представление, находимся на художественной экспозиции или наслаждаемся изысканным архитектурным ансамблем. С другой - они проявляются в процессе нашей собственной активной творческой деятельности - когда мы поем, танцуем или рисуем и т.п.

Эстетические чувства связаны с окружающей действительностью, однако обычная (бытовая) деятельность человека направлена на достижение объективных результатов, в то время как эстетическая деятельность связана со сферой нашей субъективности, которая проявляется в наших эстетических переживаниях.

Характерной особенностью эстетических чувств является их не утилитарный характер. Они не связаны с удовлетворением наших насущных материальных потребностей. В основе эстетических чувств заложена потребность, которая присуща только человеку - это потребность в эстетическом переживании. Наиболее сильное влияние на развитие эстетических чувств осуществляет искусство, которое стимулирует и воспитывает способность воспринимать мир чувственно через формы культурно развитого созерцания. Повторяемость эстетического переживания обновляет и углубляет его. Эстетические эмоции и переживания являются основой эстетического восприятия. Эстетическое переживание объединяет эмоции, которые возникли под влиянием искусства и собственно специфическое его постижения.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель, представитель немецкой классической философии, отмечал, что искусство не нуждается в существовании внешних критериев и масштабов, понять его можно только исходя из него самого. Главная цель искусства заключается в раскрытии истины в почуттєвій форме.

В истории эстетики было немало концепций относительно специфики эстетического переживания. Согласно одной из них, представленной в творчестве советского психолога Льва Выготского, по своей природе механизм образования эстетического переживания и собственно его сущность являются нераскрытыми и непонятными для субъекта. Выготский указывает, что мы никогда не знаем и не понимаем, почему нам нравится то или иное произведение. Все, что мы придумываем для объяснения его действия, является более поздним домыслом, совершенно явной рационализацией без сознательных процессов. Сама же сущность эстетического переживания остается загадочным для нас. Искусство заключается в том, чтобы "скрывать" искусство.

Другая теория эстетического переживания принадлежит польскому философу Роману Інгардену, которую он предлагает в своей работе "Переживания, произведение, стоимость" (1966) ее основная идея заключается в том, что эстетическое переживание является сложным, багатофазовим. Развиваясь во времени, оно проходит ряд этапов различного характера: в одном - проверяется теория активной позиции, в другом - пассивной, в одном - интеллектуальной, в другом - эмоциональной. Согласно Інгардену, началом переживания есть "вступительная эмоция", которая характеризуется волнением. Второй этап переживания наступает, когда под влиянием этого волнения все наше сознание мы обращаем к предмету, который его вызвал. Это приводит к торможению обычного процесса осознания, сужение его поля, заинтересованность концентрируется на наблюдаемой качества. На этом третьем этапе эстетическое переживание может закончиться, но может продолжаться и дальше, если продолжается, то субъект уже имеет перед собой сформированный им предмет и общается с ним, реагируя волнением на то, что сам сделал. Таким образом, в эстетическом переживании последовательно выступают: чистое волнение субъекта, формирование предмета субъектом и переживание этого предмета зрителем. На ранних этапах переживания имеет уязвим и динамичный характер, который на конечном этапе угасает, уступая место созерцанию.

Другая концепция эстетических переживаний представлена в работе польского философа Владислава Татаркевича "Фокусировки и мечты" (1934). ее сущность заключается в том, что эстетические переживания бывают разного вида, как пассивного, так и активного, наделены как ярко выраженным интеллектуальным фактором, так и чисто эмоциональным: оно охватывает как состояния созерцания и успокоения, так и состояния обостренной чувствительности. И первые, и вторые содержатся в обычном понятии эстетического переживания и оба имеют право называться эстетическими переживаниями. Теория, которая говорит, что эстетические переживания являются опьянением, дельная, но только для части переживаний, которые охватываются этим названием.

Итак, эстетические чувства - это базисный уровень эстетического сознания человека, который является составляющей всех видов эстетической деятельности человека. Это чувства высшего уровня, что культивируется в процессе общественно-исторического развития. Оно имеет сложную структуру, которая связана с обращением, как в реальных, так и идеальных объектов. Для него характерен не утилитарный и аксиологический характер.

Человек создал поистине могучие средства познания природы и самого себя - искусство и науку, вобравшие в себя все формы человеческого познания. Искусство, наука и техника не могут не влиять на мировосприятие людей и на их психологию. Перед человеком открывается ужас мира, и он стремится к эстетическому идеалу. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание - определение ценности происходящего.

Основные категории сознания архаичного человека сформированы мифологическими представлениями. В науке сложилось представление о мифах как о структурах, выражающих «необычную» реальность, как о символических системах. К.Г. Юнг* считал, что это первичные формы, организующие психические содержания, схемы, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества - архетипы - функциональные структуры коллективного бессознательного. Результатом актуализации архетипов становятся архетипические идеи, формируется ценностное сознание человечества. Важнейшими понятиями ценностного сознания выступали понятия добра и зла, красоты и уродства. Эта система ориентаций играет важную роль в индивидуальном и общественном сознании. Современные взгляды на устройство Вселенной, и природу человека делают жесткие выводы об ответственности людей за все живое на земле. Искусство приводит к таким же заключениям, но в нем речь идет не о доказательстве, а об эмоциональном показе. Искусство может заставить нас прожить тысячи чужих жизней.

Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации является актуальным с древних времен. Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира, умения их удержать в памяти и осмыслить. Важным психологическим фактором художественного творчества является память, не «зеркальная», а избирательная. Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет воспроизводить представления и впечатления. Воображение имеет много разновидностей: философско-лирическое - у Тютчева, фантасмагорическое - у Гофмана, романтическое - у Врубеля, болезненно-гипертрофированное - у Дали, реально-строгое - у Феллини и т.д.

В художественном творчестве подсознательные процессы играют особую роль. Американский психолог Ф. Беррон обследовал группу писателей и пришел к выводу, что у представителей этой профессии эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. 89% испытуемых оказались «интуитивными личностями», тогда как в контрольной группе (люди далекие от художественного творчества), личностей, обладающих развитой интуицией, оказалось 25%. Ф.Шеллинг писал: «…художник непроизвольно и даже вопреки своему внутреннему желанию вовлекается в процесс творчества. Подобно тому, как обреченный человек совершает не то, что он хочет или что намеревается сделать, но выполняет неисповедимо предписанное судьбой, во власти коей он находится, таким же представляется и положение художника… на него действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимой глубиной». Творческий процесс особенно плодотворен, когда художник находится в состоянии вдохновения - психологическое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса» накопленного опыта и непосредственного включения его в творчество. Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию. В состоянии вдохновения достигается оптимальное сочетание интуитивного и сознательного начал в творческом процессе.

Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально-непримиримых начал и тем самым устранение реальных жизненных конфликтов, что неудовлетворенные желания - стимулы фантазии. В.Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта-художника». Проявление личностных особенностей человека способствует развитию индивидуальности, подчеркивает его уникальные и неповторимые черты.

Эстетические чувства являются продуктом культурного развития человека. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или же - в случае рассогласования их объекта с эстетическими критериями личности - как эмоции презрения, отвращения и т.п. Уровень развитости и содержательности эстетических чувств личности - важный показатель её социальной зрелости. К примеру, чувство юмора предполагает наличие у субъекта положительного идеала, без которого оно вырождается в негативные явления: пошлость, цинизм, и т.д. Если человек отказывается от культуры в пользу своих наслаждений, он лишается защиты, и может погибнуть. Если же он отказывается от наслаждений в пользу культуры, то это определённым бременем ложится на его психику. Фрейд пишет об этом так: «…всякая культура должна быть построена на принуждении и на отказе от влечений, и при ее понимании оказывается, что центр тяжести с материальных интересов передвинут на психику».

Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации, которая локализуется в бессознательном и проявляется в «стремлении к удовольствию». Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят созданные обществом требования культуры (традиции, правила и т.д.). Их основная функция состоит в подавлении «инстинктоподобных» потребностей. Особенность самореализации состоит в том, что, удовлетворяя её в единичных актах (написание романа, создание художественного произведения), личность не может удовлетворить её полностью.

Рассматривая культуру личности можно выделить внутреннюю и внешнюю её стороны. Человек подает себя окружающим, но это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда за внешне утонченными манерами скрывается циничный, презирающий нормы человеческой морали индивид. В то же время, не кичащийся своим культурным поведением, человек может обладать богатым духовным миром и глубокой внутренней культурой, интеллигентностью, которая предполагает высокий уровень эстетического развития, нравственную надежность, честность и правдивость, бескорыстие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему слову, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор характеристик далеко не полон, но главные из них перечислены.

Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Жизнь в природном и общественном мире рождает в людях сложную гамму чувств и переживаний. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва, человек опасается, переживает за своих близких, за свою страну, за жизнь на Земле. Вместе с тем людям присущ целый спектр «светлых» эмоций: ощущения счастья, гармонии, полноты телесных, душевных сил, удовлетворенности своими свершениями и жизнью. Способность руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств. Они проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, наделенный развитым эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых широк - от чувства наслаждения и восторга до отвращения. В философско-психологической литературе духовное начало человека связывают с общественным и творчески-созидательным характером его деятельности, с включенностью человека в мир культуры. Внутренний мир человека имеет многообразные связи и отношения со всем миром культуры; здесь он обретает смысл и духовное измерение.

Эстетические чувства -- эмоциональное состояние, связанное с отношением к прекрасному в окружающей социальной и природной среде. Прекрасными могут быть как физические объекты, так и отношения между людьми. Эстетические чувства смыкаются с моральными чувствами (отсюда выражение «красивый поступок», «прекрасный характер» и т.п.). В.Г. Белинский справедливо говорил, что красота -- родная сестра нравственности. Нравственное воспитание неразрывно связано с воспитанием эстетического отношения к действительности. Поступки людей оцениваются одновременно и как этическое, и как эстетическое явление, они переживаются и как прекрасное (или безобразное) и как доброе (или злое). В зависимости от свойств явлений эстетические чувства выражаются как переживание прекрасного или безобразного, трагического или комического. Понятие прекрасного изменяется в зависимости от изменений в развитии общества. Так, нормой внешней красоты женщины у крестьян являлось плотное, крупное телосложение, физическая сила, румянец, как признак здоровья, и т.п. Идеал же светской красавицы был совершенно иным.

Чувство трагического связано с отражением противоречия между необходимостью и возможностью, с отражением противоборства прекрасного с безобразным. Скорбь в связи с трагическими событиями активизирует прогрессивную деятельность людей. Трагическое вызывает ненависть к низменным явлениям.

Чувство комического основано на несоответствии того или иного социального явления, поступков людей объективным свойствам вещей: нового -- старому, содержания -- форме, реальной сущности человека -- его мнению о себе и т.п.

Отражение явлений как трагических и комических, смешных и грустных зависит не только от того, что воспринимает человек, но и от его эстетических, нравственных позиций, сложившейся системы оценок. Смех по всякому пустяковому поводу, а тем более в связи с обстоятельствами, неприятными для других людей, не эстетичен, он свидетельствует о непонимании смешного, об отсутствии подлинного чувства юмора.

Переживание прекрасного в искусстве выражается в состоянии художественного наслаждения. Оно зависит от систематического общения с прекрасным, от эстетических знаний человека, его художественных оценок и вкусов, эмоциональной возбудимости, впечатлительности, понимания взаимосвязи содержания и формы данного произведения, художественного стиля и метода.

Произведения искусства являются одним из самых мощных источников эмоционального опыта человека, они формируют отношение человека к жизни.

Эмоциональное воздействие искусства основано на том, что подлинное искусство обнажает сущность явлений, проявляет эту сущность в непосредственно воспринимаемой форме.

Чувства- наиболее устойчивые переживания человека, возни-кающие при удовлетворении или неудовлетворении социальных потребностей (любовь, гордость, ненависть, мировоззренческие чувства и др.). Отличительными особенностями чувств являются их осознанность, предметность и обобщенность.

Чувства моральные (нравственные) - переживание человеком его отношения к другим людям, к обществу, к правилам и нормам обще-жития. Возникают при сравнении явлений действительности с общественными нормами после их принятия. К положительным мо-ральным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, пат-риотизма, долга и т. д. К отрицательным моральным чувствам отно-сят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти и т. д.

Чувства интеллектуальные- чувства, связанные с познаватель-ной деятельностью и регулирующие интеллектуальную активность личности. К этим чувствам относят чувства интереса, удовлетворе-ния от интеллектуальной деятельности, любви к истине, сомнения, удивления, юмора и пр. Интеллектуальные чувства позволяют пре-одолевать трудности, поддерживают стремления к поиску истины. Поэтому так поразительна работоспособность у некоторых ученых.

Чувства эстетические - своеобразная окраска ощущений, харак-теризующих наше отношение к отдельным качествам предмета. Пе-реживание прекрасного и уродливого в природе, жизни, искусст-ве, человеке и др. Связаны с пониманием гармонии, возвышенного, трагического, комического. Огромное влияние на эмоциональные состояния человека оказывает искусство. Так, чувство трагического проявляется у человека при сопереживании трагических ситуаций других людей (катарсис).

Катарсис (англ. cathexix - энергия, затраченная на представле-ние понятий, идей, образов, символов) - первоначально понятие ка-тарсиса относилось к состоянию эмоционального потрясения, внут-реннего очищения, которое вызывалось у зрителей античных траге-дий в результате переживания за судьбу героя, которая, как правило, завершалась смертью. Катарсис - соприкосновение со страданиями людей, сопереживание трагедии.

Чувства практические (праксические) (греч. pгaktikos - деятель-ный) - чувства, связанные с деятельностью человека (досада, удо-вольствие, творческий подъем и пр.).

Страсти - абсолютно доминирующие чувства, которые захва-тывают человека и владеют им. Это, как правило, сильно выражен-ное увлечение человека чем-либо или кем-либо, сопровождающее-ся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с со-ответствующим объектом.

ЧУВСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ

Как мы уже отметили, человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем испытывает по отношению к ним те или иные чувства. Источником такого внутреннего личного отношения являются деятельность и общение, в которых оно возникает, изменяется, закрепляется или угасает. Чувством называют и патриотизм, во многом определяющий позиции человека. Чувством называют и охватившее человека отвращение к лжецу, обманувшему кого-то из мелких побуждений. Чувства всегда тесно связаны с эмоциями человека. Не случайно в литературе можно встретить рассмотрение чувства как вида эмоций, а также эмоции как результат переживания того или иного чувства.

С одной стороны переживание чувства выступает как особое, испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Во всех этих случаях говорят как особом эмоциональном состоянии человека.

Вместе с тем переживание чувства является психическим процессом, имеющим свою динамику, текущим и изменчивым. В частности, например, переживать тяжесть утраты близкого человека означает осуществлять активное переосмысление своего места в жизни, которое изменилось после невосполнимой потери, переоценить жизненные ценности, находить в себе силы для преодоления критической ситуации и т.д. Бурно протекающий таким образом эмоциональный процесс, своим итогом имеет некоторую сбалансированность положительных и негативных оценок самой ситуации потери и себя в этой ситуации. Итак, переживание связано с объективной необходимостью перенести ситуацию, ставшую критической, выдержать ее, вытерпеть, справиться с ней. Это значит эмоционально пережить что-то.

В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в воспринимаемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Чувства всегда носят отчетливо выраженный предметный характер. Это всегда чувство к чему-то. Но предмет чувств может быть и весьма обобщенным, и умозрительным.

Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Как утверждает В.К. Вилюнас, это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Например, чувство любви порождает спектр эмоций: радость, гнев, печаль, сочувствие, ревность и т.д. В одном и том же чувстве нередко сливаются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные или отрицательные) эмоции. Этим объясняется такое свойство чувств, как двойственность (амбивалентность ).

Исторически чувства формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе чувства проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитания в семье, школе и др. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.

Проблема классификации чувств остается нерешенной. Во всяком случае, пока нет исчерпывающей классификации чувств, что объясняется, во-первых, большим их разнообразием и, во-вторых, изменчивостью в зависимости от исторических условий.

Чаще всего при попытке классификации чувств можно встретить выделение такого понятия как «высшие чувства», поскольку они возникают при удовлетворении потребностей более высокого порядка. Высшие чувства - это особая группа чувств, в которых заключено всё богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и практические.

Высшие чувства обладают рядом характерных особенностей: большой степенью обобщенности, которой они могут достигнуть в своих развитых формах; связанностью с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности. Поскольку в высших чувствах раскрывается в известной мере отношение человека в целом к миру и к жизни, их иногда называют мировоззренческими чувствами.

Нравственными или моральными называются чувства, которые испытывает человек при восприятии действительности и сравнении этих явлений с нормами, категориями морали, выработанными обществом. Объектом моральных чувств являются социальные институты и учреждения, государство, человеческие коллективы и отдельные люди, жизненные события, человеческие отношения, сам человек как объект своих чувств и т.д.

Возникает вопрос: можно ли считать нравственным чувство лишь потому, что оно направлено на те или иные институты, человеческие коллективы, отдельных людей? Нет, так как возникновение морального чувства предполагает, что человеком усвоены моральные нормы и правила, что они выступают в его сознании как нечто такое, чему он обязан, не может не подчиняться.

К нравственным чувствам относят любовь, чувство долга, гуманность, доброжелательность, дружбу, сочувствие и др. Среди моральных чувств иногда отдельно выделяются морально-политические чувства как проявление эмоциональных отношений к различным общественным организациям и учреждениям, коллективам, государству в целом, к Родине и т.д. Одной из важнейших особенностей нравственных чувств является их действенный характер. Они выступают как побудительные силы многих героических дел и возвышенных поступков.

Эстетические чувства - это эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и в искусстве. Основой для возникновения эстетических чувств является способность человека воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и принципами прекрасного. Эту способность человек приобрел в процессе общественного развития, общественной практики.

Эстетические чувства характеризуются большим многообразием, сложностью психологической картины, многосторонностью и глубиной воздействия на личность человека. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии лучших произведений художественной литературы, музыкального, драматического, изобразительного и других видов искусства. Это вызвано тем, что в этих переживаниях специфически переплетаются и моральные, и интеллектуальные, и практические чувства. Огромное положительное влияние, которое оказывает восприятие произведений искусства на психические и физиологические состояния человека отметил еще Аристотель, назвав это явление «очищением» («катарсисом»). Эстетическое наслаждение приносит эмоциональное потрясение и эмоциональное прозрение. На этом основана эстетопсихотерапия.

Кроме переживаний прекрасного (или безобразного) в эстетических чувствах осуществляется и своего рода перенастройка психических и физиологических функций человеческого организма в соответствии с воспринимаемым эстетическим предметом. Как правило, эстетические чувства оказывают стеническое влияние на психику, активизируют функции организма. Это их воздействие проявляется в своеобразном волнении при восприятии произведений искусства.

Эстетическое чувство невозможно охарактеризовать какой-либо одной эмоцией, участвующей в его проявлении. Сложность и своеобразие эстетических переживаний заключаются в специфическом и неповторимом сочетании различных по своей направленности, интенсивности и значению эмоций. Н.В. Гоголь характеризовал свой юмор как видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы.

Хотя эстетические чувства являются специфическими, отличными от нравственных, они непосредственно связаны с последними. Эстетические чувства часто влияют на воспитание и формирование нравственных чувств и играют в общественной жизни и деятельности людей роль, подобную той, что исполняют нравственные чувства.

Интеллектуальными или познавательными чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Открытие новых фактов и явлений действительности, их истолкование, рассуждение по поводу тех или иных положений, нахождение новых способов решения задачи и т.д. вызывают в человеке целую гамму переживаний: удивление, недоумение, любопытство, любознательность, догадку, чувство радости и гордости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения и т.п. Все эти чувства в зависимости от характера и масштаба решаемой задачи, от степени ее трудности могут выступать в более или менее сложном виде.

Одним из самых необходимых для интеллектуальной деятельности, является чувство любознательности, любовь к истине. Оно имеет действенный характер, выражается в постоянном поиске и борьбе за новое, прогрессивное как в области познания, так и в практической деятельности. А. Эйнштейн очень метко назвал такое стремление «бегством от удивления».

Интеллектуальные чувства подкрепляют, делают приятной деятельность, связанную с преодолением трудностей на пути к достижению цели. Они обеспечивают энергию для работы, необходимой продвижению познания от имеющегося уже уровня к новым вершинам. Именно силой интеллектуальных чувств можно объяснить поражающую способность некоторых ученых.

Практические чувства или праксимические (от древнегреч. «праксис» - деяние, деятельность) - это эмоциональный отклик на всё богатство и многообразие человеческой деятельности. Эти чувства, порождаются деятельностью, ее изменением, успешностью или неуспешностью, трудностями ее осуществления, ее завершением. Практические чувства характеризуются различным содержанием и разной степенью интенсивности переживания в зависимости от форм, сложности деятельности, которую выполняет человек.

Когда выполняется привычная несложная работа, процесс которой достаточно автоматизирован, то эмоциональный отклик относится в большей мере к самому результату труда, чем к его процессу. Усложнение деятельности, привнесение в нее творческого начала порождает отклик на самый процесс ее осуществления в виде так называемых творческих чувств.

Страница 16 из 24

Эстетические чувства.

Чувства – особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью.

Эстетические чувства как своеобразные переживания человека возникают при восприятии специфических объектов – произведений искусства, красивых предметов, явлений природы. Они стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее влияние на его поведение и воздействуют на формирование общественно-политических, эстетических, этических и других идеалов личности.

Трудно представить себе человека без радости, доставляемой ему искусством, без счастья эстетических переживаний. Эстетические чувствав обыденной жизни помогают нам воспринимать окружающую действительность как близкую нам, не чуждую, не враждебную. Эстетические чувства делают бытие многоцветным.

Эстетические чувства – сложное психическое образование. Oни присущи лишь человеку как социальному существу. При этом их со­циальная природа определяется не только тем, что они возникли исторически, но и тем, что в онтогенезе личности они становятся человеческими лишь благодаря её участию в общественной жизни.

Эстетические чувства, как и вся эмоционально-чувственная сфера человеческой психики, – своеобразная форма отражения дей­ствительности, в которой объект-субъектные отношения существен­но отличаются от этих же взаимоотношений в познавательном отра­жении действительности.

Субъективные переживания личности – это часть её собствен­ной индивидуальной жизни, кровь и плоть её реального бытия. В эмоциях нет отделения объективного содержания, отражающего окружающую действительность, от внутренних состояний субъекта. В них мир не выступает чем-то существующим объективно, сам по себе, не имеющим отношения к жизни субъекта. Чувства и эмоции являются той формой психической деятельности, в которой человек присваивает себе объективный мир, делает его частью себя, придаёт ему субъективную значимость. И объективные свойства действительности в данном случае не имеют никакого значения для человека.

Посредством эстетических чувств мы открываем красоту мира и человека. Связь эстетических чувств с предметами, вызывающими их, настолько глубока, что некоторые психологи и эстетики стали ут­верждать, что эстетические чувства являются “вчувствованием” в предмет. То есть эти чувства не просто порождаются соответствующими объектами, а входят в предмет, проникают в него с особой интимной любовью. И эта проникновенность порождает собственную cущность предмета, выявляет её и делает человека соавтором объек­та.

Под влиянием эстетических чувств происходят существенные изменения в личности человека. Они оставляют неизгладимый след в нашей памяти, который сохраняется зачастую на всю жизнь. Этим объясняется надолго запоминающееся воздействие подлинных произведений искусства. Мы иногда лучше помним социальные явления, события, описанные художником, чем те, которые видели собственны­ми глазами. Объективные, не зависящие от воли и желания субъек­та изменения его психических функций, происходящие в эстетичес­ких чувствах, способствуют превращению черт личности героев художественных произведений, образов и идей художника в черты, убеждения, образы и свойства личности читателя, слушателя, зрителя. В этом превращении содержательно-личностных особенностей воспринимаемого образа в черты личности эстетические чувства играют роль “закрепителя”.

Эстетические чувства оказывают положительное, тонизирующее и оптимизирующее влияние на все психофизиологические процессы человека. Как правило, они стимулируют нашу творческую социальную активность.

Эстетические переживания складываются в нашем сознании как мозаика. Это сложное сочетание и переплетение различных, как правило, проти­воположно направленных, более элементарных эмоциональных реакций, образов, идей, которые закономерно выстраиваются в нашем созна­нии. Поэтому их нельзя охарактеризовать какой-либо одной простой эмоцией. Смех и слезы, любовь и ненависть, симпатия и отвраще­ние, счастье и горе, печаль и радость – все эти эмоции в каждом отдельном эстетическом переживании у человека сочетают­ся своеобразно, дополняя, уравновешивая, умеряя и облагораживая друг друга.

Так, например, смех, вызываемый произведениями искусства комедийного характера, сопровождается целой гаммой эмоций самой разной направленности и интенсивности. Известно, что Н. В. Гоголь характеризовал свой юмор как смех сквозь невидимые миру слезы. У А. П. Чехова смешное всегда одновременно и печально, часто вызыва­ет боль и у автора, и у читателя.

Подобное многообразие и сложное переплетение эмоциональных реакций мы переживаем и при восприятии трагедий. Страх и состра­дание, тяжёлое горе при осознании гибели близких нам людей и крушения идеалов вместе с наслаждением – вот далеко не полная картина эмоциональных реакций, входящих в состав трагического эстети­ческого чувства. Это сложное взаимодействие переживаемых одновременно и сменяющих друг друга, взаимно усиливающих и тормозящих эмоций обусловливает ни с чем не сравнимую прелесть эстетических чувств.

Другой особенностью эстетических чувств является изменение характера эмоций, входящих в их состав. Эстетические эмоции су­щественно отличаются от исходных “натуральных” их прототипов. Oни “очеловечены”, подведены под общий знаменатель тональности всего эстетического объекта, участвуют в осуществлении объединяющего их замысла художника. Так, страх, испытываемый нами при восприятии трагедийного произведения – не та эмоция, которую мы переживаем в реальной жизни при угрожающих нам обстоятельствах, хотя и называется так же. Горе и радость, счастье и несчастье, надежда и отчаяние, любовь и ненависть, восторг и разочарование как компоненты эстетических чувств существенно отличаются от их прототипов в реальной жизни.

При восприятии произведений искусства человек не пассивно переживает те или иные эмоции. Он всей душой, всей своей сущностью участвует в описываемых художником событиях. В эстетических чувствах присутствует волнение за судьбы героев, имеющее определённую линию развития: от зарождения чувства к его максимальной интенсивности иразрядке. Мы радуемся торжеству справедливости, победе героев, которым симпатизируем, испытываем страх, когда их жизни угрожает опасность, по-настоящему плачем, когда они погибают.

Существенной особенностью эстетических чувств является сло­жное взаимодействие в них эстетических и этических моментов в нашей психике.

Нравственно воспитанным человеком является не тот, кто лишь твердо знает нормы и правила поведения, а тот, у кого знания не­разрывно сливаются с чувством, превращаясь в убеждения, состав­ляющие сущность человеческой личности. Именно благодаря эстетическим переживаниям наши знания о нормах поведения, наши представления о том, что хорошо и что плохо в жизни, получают своё эмо­циональное “подкрепление” и становятся убеждениями, побудительными силами.

С образно-эстетическим содержанием произведения искусства непосредственно связаны эстетические чувства, которые принима­ют активное участие в формировании этической оценки личностью того, что вызывает эстетические переживания.

Рассматривая соотношение эстетических чувств и социально-этических функций искусства, следует иметь в виду, что почва для этического воздействия должна быть эмоционально подготовлена.

Эстетические чувства – не вторичная реакция на сформировав­шийся в сознании объективно-предметный образ того, что заложено художником в его произведении. То, что склады­вается в сознании как некоторое объективно-образное содержание, зависит в первую очередь от эмоционально-эстетической реакции на соответствующие события. При этом сенсорный материал, входящий в состав образа, несёт в себе соответствующую эмоциональную окраску, он подобран согласно “этической мерке” личности, он тенден­циозен по своему составу и этической “нагрузке”. Поэтому одни и те же события, изображённые художником, могут восприниматься специфически разными людьми именно с этической точки зрения. В за­висимости от эмоционально-эстетической реакции одна личность может осуждать поступки героя, в то время как другой человек может воспринимать их как образец для подражания.

Этическое воспитание при помощи эстетических средств осуществляется не словесными призывами к подражанию действиям героев, а положительной реакцией на них, эстетическим отношением. Мы будем подражать только тем героям, которые оцениваются нами как красивые, возвышенные, героические.

В современном обществе бурно развивается техническая эстетика, эстетика производства и другие виды эстетического освоения действительности. Главная цель этого типа эстетической деятель­ности состоит в том, чтобы способствовать развитию творческого начала, духовно-эмоциональному обогащению личности и эстетичес­комувоспитанию. Основным каналом, при помощи которого средства эстетизации человеческой деятельности влияют на настроение и формирование личности, являются эстетические чувства.

Именно сдвиги в психоэмоциональных состояниях человека определяют достижение цели эстетического освоения мира. Что же касается производственной эстетики, то через эстетические чувства, порождаемые умелым использованием света и цвета, в ряде производственных процессов мы можем компенсировать отрицательные факторы их воздействия на организм человека. Речь идёт не только о снижении утомляемости, но и о защите органов зрения, о купировании неблагоприятных влияний микроклимата производственных помещений и т.п. Музыка на производстве не только ритмизирует трудовой процесс и делает его намного эффективнее, но и оказывает оп­тимизирующее влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную систе­мы, не говоря уже о положительных эмоциях, которые она вызывает.

Все эти эффекты эстетизации труда объясняются тем, что эмоциональная жизнь человека связана с деятельностью тех образова­ний его мозга, которые имеют самое непосредственное отношение к регуляции важнейших его физиологических и психических функций.

Анализ эстетических чувств был бы неполным без характерис­тики такого свойства, с которым Аристотель связывал “катарсис” или “трагическое очищение”.

В произведении искусства художник показывает действия законченные, достигающие своей цели. Объективная действительность, не подвергнутая эстетической обработке (прототип изображаемой художником реальности), даётся читателю, слушателю, зрителю лишь в воображении. Её он видит благодаря ассоциациям, которые возникают в его сознании под влиянием изобразительных средств искусства. Эта только воображаемая на уровне представления действительность вызывает с точки зрения замысла всего произведения “снятые”, “воображаемые”, нейтрализованные отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции в эстетическом переживании имеют скорее всего харак­тер воспоминаний о событиях реальной жизни. Положительные эмоции, вызываемые эстетически обработанной действительностью, являются реальными на уровне ощущения, то есть их раздражительность дей­ствует непосредственно на наши органы чувств и имеет характер “осязаемой” реальности.

В эстетических чувствах сталкиваются реальные положительные эмоции со снятыми, воображаемыми, оставшимися в прошлом, за контекстом эстетического восприятия, отрицательными эмоциями. При этом динамика эстетических эмоциональных реакций во времени разворачивается от “воображаемых” отрицательных к полноценным положительным эмоциям.

Отмеченное здесь развёртывание эстетических чувств от“воображаемых” отрицательных эмоций к положительным идёт параллель­но с решением реальных задач в сфере реального времени, реальной жизни. Чаще всего это задачи, которые личность не могла решить до восприятия соответствующего произведения искусства и которые она решает для себя, следуя логике событий, изображённых худож­ником. Именно таким образом личность снимает причины патогенных аффектов, овладевает “безусловным раздражителем” и ликвидирует источник морально-этического конфликта.

То же самое происходит и в тех случаях, когда эстетические переживания и этико-эстетические решения возможных жизненных ситуаций предшествуют реальной встрече человека с подобными ситуациями в его личной и общественной жизни. Оставившие след в соз­нании человека эстетические переживания подсказывают правила решения реальных жизненных проблем, по их образцу строится логика реальных действий личности, на этом пути жизненные, внеэстетические отрицательные эмоции попадают в “ловушку” целостной реакции личности, связанной с эстетическими чувствами. Это происходит благодаря тому, что эмоциональные переживания группируются, ассоциируют между собой не по вызывающим их внешним причинам, а по их личностно-ценностному знаку (страх, сострадание, радость, боль, горе, восторг).

В силу этого страх, отчаяние и сострадание, которые вызывают у нас трагедийные художественные произведения, ассоциируются в единые комплексы с подобными аффектами, порождаемыми реальной жизнью. Поэтому эстетическое чувство, приводя какую-либо целостную психическую деятельность к положительному финишу вместе с “воображаемыми” эстетическими отрицательными эмоциями, выводит наружу, очищает душу человека и от подобных аффектов, вызванных реальной жизнью.

Эти механизмы лежат в основе “лечебно-профилактической (иммунизационной)” функции эстетических переживаний. При этом, очищая, искусство воспитывает личность, помогает ей решать по заданному эстетическому образцу сложнейшие этические проблемы. Катарсическое действие искусства – это двуединый процесс очищения от отрицательных патогенных аффектов и этического воспитания личности.

Таким образом, мы видим, что эстетические чувства возникают в процессе эстетического освоения действительности. Они способствуют формированию определенных черт личности, принимают самое активное участие в ее социально-этическом воспитании и играют большую роль в саморегуляции психических и физиологических функций организма. “Очищая” нас от “застойных” отрицательных эмоций, они оказывают этико-эстетическое влияние на формирование личности человека.