Творчество – неотъемлемый компонент человека. Кто-то выбирает творческий труд за основу своей жизни, другие применяют его время от времени. Что же такое творчество? Как обнаружить и развить в себе творческие способности? Чем отличается творческая личность от обычного человека? Можно ли говорить, что существует психология творчества, выходящая за рамки привычного восприятия? Попытаемся разобраться в этих вопросах вместе.

Что такое творчество?

Творчество - это процесс создания чего-то нового, ранее не встречавшегося в мире. Речь идет не только о произведениях искусства либо архитектурных шедеврах. Это однозначно творчество, но определение данного понятия намного шире. Ведь даже пара написанных строчек в блоге школьницы уже является чем-то новым для этого мира.

Творчество можно рассматривать как в глобальном плане, так и на бытовом уровне.

Бывают следующие виды творчества:

  • Художественное – визуализирует внутренние переживания человека;
  • Декоративно-прикладное – преображает окружающий мир;
  • Музыкальное – позволяет чувствовать ритм и воспроизводить красивые звуки;
  • Научно-техническое – совершает научные открытия и неожиданные изобретения;
  • Философское – сопутствует поискам мыслителей и мудрецов;
  • Социальное – совершенствует правовые, культурные и прочие взаимоотношения в обществе;
  • Предпринимательское – помогает в успешном развитии бизнеса;
  • Духовное – дает идеологические основы общества;
  • Повседневно-бытовое – увеличивает способности человека приспосабливаться к возникающим обстоятельствам;
  • Спортивно-игровое – связано с нестандартным выполнением необходимых тактико-технических элементов.

Есть похожее понятие креативности. Многие считают ее и творчество синонимами. Поскольку эти два слова существуют в русском языке, то правильнее было бы выделить каждому из них свою экологическую нишу. Пытаясь разделить креативность и творчество, определение последнего звучит, как процесс создания чего-то нового. А креативность – это способность человека создавать новое. В первом случае, мы говорим о действии, во втором – о свойстве.

Можно встретить и такую классификацию, где творчество – это более широкое понятие, а креативность рассматривается в качестве направленного творчества, то есть в ответ на определенную потребность.

Например, если девушку бросил молодой человек, и она, рыдая в подушку, пишет стихи – это и будет акт творчества. Если же креативщику рекламного агентства поручат придумать новую зубную щетку, то слезы и стихи ему не пригодятся. Это должен быть готовый продукт, в чем и поможет креативность.

Кто такая творческая личность?

Творческая личность - это человек-творец, создающий что-то новое. Причем под «новым» подразумевается не только созидание, но и разрушение, ведь творческий труд порой связан с уничтожением имеющихся форм.

Например, игра в боулинг, когда спортсмен при помощи шара должен разрушить выстроенные кегли, но сам подход к игре может быть очень даже творческим.

Задатки к определенным видам деятельности возникают еще на этапе эмбрионального развития человека, но непосредственно творческие способности появляются уже после рождения. Желательно обеспечить ребенку гармоничное развитие, в том числе и творческий труд. Рисование, танцы, декоративно-прикладное искусство и т.п. Чем многограннее будет развиваться человек, тем ему проще будет адаптироваться во взрослой жизни.

Творчество в психологии занимает особое место, ведь благодаря ему можно исправлять целый ряд психосоматических расстройств. Существует даже такое направление, как арт-терапия – применение элементов творчества в лечебных целях. Это в очередной раз подчеркивает важность данной темы.

Но как понять, что человек имеет творческие способности? Существуют ли признаки, по которым можно определить творческую личность?

Признаки творческого человека.

Распознать, что перед нами находится творческая личность можно, как минимум, по семи отличительным признакам:

  1. Возможность видеть больше, чем другие;
  2. Стремление к прекрасному;
  3. Свободное выражение своих эмоций и чувств;
  4. Умение фантазировать;
  5. Склонность к риску и необдуманным поступкам;
  6. Трепетное отношение к своим произведениям;
  7. Следование за своей мечтой.

Творческая личность не поставит материальные блага выше своих фантазий и целей. Многие авторы тратят годы жизни на создание своих произведений, даже не понимая, в конечном счете, смогут ли на них заработать. Психология творчества скорее основана на удовлетворенности результатом либо самим творческим процессом, чем на возможности разбогатеть.

Хотя, не стоит думать, что творческая личность будет ходить без гроша за душой. Талантливые люди могут добиться признания среди своих современников. А занимаясь любимым делом и заработать получится.

Важным свойством, определяющим творчество, является умение видеть то, что скрыто от других людей. Ведь, для того, чтобы создать новое, надо это представить, увидеть в своих фантазиях. Одни смотрят на небо и видят облака, а другие – белогривых лошадок. Все слышат шум мотора, а кто-то распознает в нем начало своей новой музыкальной композиции.

Умение и желание фантазировать определяет творчество во всех его видах и проявлениях. Прежде, чем мастер создаст очередную скульптуру, она должна возникнуть в его голове. И даже новый оригинальный борцовский прием, зачастую, проводится мысленно, а уже потом выполняется и на ковре.

Как развить творческие способности?

Как и любые другие умения, творческие задатки также можно усиливать и развивать. Во-первых, следует понять свои умения и интересы. Во-вторых, больше упражняться в этой деятельности. Например, глупо ходить на танцы, если хочется научиться рисовать или наоборот. В-третьих, никогда не останавливаться на достигнутом и все время совершенствоваться. В-четвертых, окружать себя такими же увлеченными людьми. В-пятых, верить в свои силы и свой талант.

Творчество помогает людям лучше реализоваться, эффективнее справляться с ежедневными заданиями и отличаться от других. Творческая личность всегда добьется успеха, какой бы род деятельности она не выбрала. Именно поэтому стоит всегда развивать свои творческие способности, не пренебрегая ними в пользу других жизненных приоритетов. Человек должен развиваться гармонично и творчество – важная часть этого процесса.

Что такое творчество? Написанный на холсте пейзаж, или стих, наполненный душевными переживаниями, новый архитектурный шедевр или вкуснейшее блюдо, приготовленное поваром? Творчество, вдохновленное порывом души выражается в разных вещах, оно уникально и бесценно не только для автора, но порой и для всего человечества.

Творчество - что это?

Уникальность – это основной критерий этого понятия. Само же понятие «творчество» подразумевает процесс деятельности человека, который создает определенные ценности, как материальные, так и духовные. Такой результат может получиться только у автора данного творчества. Этот факт и придает ценность конечному результату. При этом в процессе производства творчества автор выражает свои личностные аспекты.

Психология творчества

Наука, техника, виды искусства, обычный день в повседневной жизни – все это может быть сферами, в которых человек проявляет свою уникальность. Целый раздел психологии изучает творческую деятельность человека. Психология активно изучает творческое и , вдохновение, воображение, индивидуальность и интуицию. Долгие годы изучения этих областей так и не выдали четкие ответы на вопросы, что такое творчество и как его внедрять в жизнь простых людей. В основу психологии творчества положены отношения, которые складываются между автором и продуктом.

Философия творчества

У человека не существует предела в мире желаний и фантазий. Эгоист желает всего того, чего нет у других людей, человек, который одержим мечтой, желает того, чего не существует в природе, у разумного человека жажда творчества выливается в . Вся философия творчества направлена на то, что была создана гармония и красота, а созданные шедевры служили на благо цивилизации.

Виды творчества

Творческая личность может искать реализацию своих идей, замыслов, полетов фантазии в разных видах деятельности:

  1. Научное творчество – различного рода открытия, конечный продукт – знания.
  2. Техническое творчество – практическое ил технологическое развитие, конечный продукт – механизм или конструкция.
  3. Художественное творчество – эстетическая основа мира, стремление к прекрасному. Конечный продукт – художественный образ (поэма, картина, скульптура).
  4. Сотворчество – это восприятие произведений искусства, их интерпретирование.
  5. Детское творчество – процесс воображения ребенка, его фантазия.
  6. Педагогическое творчество – особый подход к преподаванию знаниям, его цель научить чему-то новому.

Что развивает творчество в человеке?

Четкого, определенного ответа на поставленный вопрос не может дать никто. Для того что бы открыть и развить человек должен ответить сам себе на вопрос, что такое творчество конкретно для него? Развитию способностей человека в творчестве может поспособствовать гармония, стоит попробовать посмотреть на привычный мир другими глазами, под новым углом. Очистив свое сознание намного проще зачерпнуть, то новое, что предложит мир. Настоящий творец живет, в каждом человеке.

Что способствует творчеству?

Терпимость к окружающему миру и внутреннее спокойствие - это основа творческого процесса. Открытому для мира человеку, лишённому стереотипов и предрассудков легче ощутить тончайшую материю творчества, почувствовать легкое дыхание музы у себя за спиной:

  1. Стоит найти мелодию, которая оказывает положительное влияние на творческий процесс.
  2. Письмо от руки, а не с помощью компьютера способствуют творчеству.
  3. Медитация - лучший способ расслабиться привести мысли в порядок.
  4. Занятия свободными ассоциациями разбудят воображение.
  5. Не стоит зацикливаться, стоит порой подумать о чем-то далеком. Например, о том, как встречать Новый год в 2030 году.
  6. Синие и зеленые цвета влияют на творческие способности.
  7. Смена обстановки может поспособствовать творчеству.
  8. Смейтесь, даже через силу. Это окажет положительное влияние на головной мозг.
  9. Сделайте что-то руками.
  10. Тренируйтесь. Во время занятий спортом не только укрепляется тело, но и в значительной степени раскрепощается мозг.
  11. Попробуйте что-то новое. Жизнь и творчество тесно связаны, новые эмоции может принести, например, поездка за границу, покорение гор, погружение на глубины морские.
  12. Спите, то самое «утро вечера мудренее» действительно работает.

С чего начинается любое творчество?

Замысел или задумка, это начало любой работы художника, композитора, писателя, изобретателя, модельера. Творческий процесс начинается с образного наброска, замысла всего произведения. У каждого индивида этот процесс проходит по-своему, но всегда делится на три этапа. Без соблюдения подобного плана действий замысел будет рождаться стихийно и не всегда воплощаться в жизнь.

  • познание и творческая переработка впечатлений;
  • возникновение художественного замысла;
  • реализация замысла.

Творчество и воображение

Новые образы создаются на основе реальности окружающего мира. Но приправленные воображением они делают творчество по истине уникальным. позволяет получить представление о чем-либо при этом, не входя с ним в контакт. Творчество в жизни человека всегда связано с воображением, его примеры можно увидеть при изучении процесса создания. Например, при создании сказочных существ и различных предметов используются особые приемы.

  • перемещение – субъективное перенесение объекта в новые, непривычные ситуации;
  • типизация – отнесение объекта к определенному типу;
  • аналогия – создание образа по аналогии с другим;
  • преувеличение или преуменьшение;
  • придача – объекту приписываются новые функции и свойства;
  • агглютинация – создание образа из двух разных идей.

Творчество и креативность

Зачастую большинство людей воспринимают данные понятия, как одно целое. Но такое сравнение ошибочно. Слово «креативность» в конце 80-х годов пришло в бизнес-сообщества, а уже после стало употреблять в широких кругах. Креативность – это способности, которые может проявить человек в нестандартном, творческом мышлении, его способность к выдвижению уникальных идей. Творчество подразумевает деятельность по созданию, способность преодолевать стереотипы, это мотивация к новому. Творчество и креативность тесно связаны, их все сложнее отделить друг от друга.

Как развить творческие способности?

Стремление к большему, это нормальное развитие человека в любой области. человека безграничен, а при правильной его тренировке он может удивить владельца, который сомневался в наличии хоть каких-то творческих зачатков в своей личности:

  1. Утренний ритуал. Проснувшись, сразу берем ручку, блокнот и пишем. О чем? Обо всем! Главное писать, можно особо и не думать. Писать следует минимум 750 слов.
  2. Задаем вопрос к любому объекту или действию: «А что, если бы?». Например, а что, если бы собаки умели разговаривать? А что, если бы все люди в мире замолчали? Этот метод призван .
  3. Дробление и соединение разных слов. Такой метод обязательно заставит мозг отключить привычное мышление и включить фантазию. Необходимо взять два разных слова их раздробить соединить. Например, подушка + одеяло = подуяло, шторы + тюль = штоль.
  4. Метод Торренса основывается на однотипных каракулях, которые еще называют дудлами. На листе бумаг стоит нарисовать одинаковые символы (несколько кругов или квадратов, кресты, ромбы и так далее). Включаем фантазию и рисуем с использованием нарисованных фигур.
  5. Метод фокальных объектов. «Берем» случайный объект, например карандаш, расчёску, небо и открываем книгу (газету, журнал) на любой странице. «Хватаем» случайные 5 слов, связываем их с предметом в историю.

Творческий кризис

Фантазия не включается, вдохновение не приходит, вокруг все серо и мрачно и явно не способствует рождению новой идеи или шедевра. может коснуться любого человека, деятельность или жизнь которого так или иначе связана с творчеством. В чем же кроется проблема творчества? Не стоит искать ответы в окружающем мире, при этом не разобравшись в себе. Поиск ответов на вопросы «Что такое творчество? Как начать снова творить? Где найти творческое вдохновение?» будут безрезультатными, если человек не найдет в себе силы для обретения спокойствия.

  1. Необходимо творить (писать, рисовать, конструировать и так далее) в одном том же месте.
  2. Стоит отвести одно и то же время для творческой деятельности.
  3. Перед началом работы стоит прослушивать одну и ту же песню.
  4. Использовать для работы одни и те же вещи, например для письма один и тот же текстовый редактор, для рисования привычные кисти и мольберт.
  5. Следует работать каждый день, порядок больше всего уничтожают выходные.

Книги о творчестве

Черпая вдохновение из книгах, многие окрыляются жизнью героев, примерами их жизни. Мир творчества необычный, яркий и страстный представлен во многих работах известных авторов:

  1. «Кради, как художник» Остин Клеон . Автор рассказывает читателям, о том, как открыть в себе творчество.
  2. «Муза, где твои крылья?» Яны Франк наполнена вдохновением и написана для людей, которые решили посвятить все свою жизнь творчеству.
  3. «Воплощение идей» Скотта Белкси расскажет, как преодолевать сомнения, расставлять приоритеты и достигать результата.
  4. «Гениальность на заказ» от автора Марка Леви предлагает необычный способ находить решение проблемы - фрирайтинг.
  5. «Сотвори и продай» С. Воинская . Книга рассказывает, как продать свое творение.

Тво́рчество - 1) Божественная деятельность, связанная с творением мира и попечением о нём; 2) разумно-свободная деятельность, направленная на создание чего-либо качественного нового.

Кто обладает способностью к творчеству?

В особом, исключительном понимании способность к творчеству свойственна только .

Только Он обладает нетварной, присущей Ему по природе от вечности творческой силой; только Он способен творить всё, что ни пожелает (), каким хочет образом и из ничего (); только Он в силах творить вне зависимости от каких-либо внешних влияний, условий и обстоятельств (); наконец, только Он, творя, никогда не совершает просчётов и ошибок и заранее, влпоть до мельчайших деталей, знает итоговый результат ().

Творческая способность Бога проявилась в и проявляется до сих пор в делах и (в частности) .

Из Божьих созданий способностью к творчеству наделены ангелы и люди.

Некоторыми современными мыслителями творческие способности ангелов ставятся под сомнение. Как правило, одним из центральных аргументов, используемых для «доказательства» и объяснения этой гипотезы, служит библейское утверждение, что ангелы суть служебные духи (). Смысл аргументации сводится к тому, что коль скоро они должны служить, то творческая инициатива и, следовательно, творческая деятельность им ни к чему.

В действительности же это объяснение противоречит очевидному. , а в ещё большей степени Священное Предание предоставляет нам массу возможностей убедиться в обратном.

Способностью к творчеству обладают и . В этом отношении сам диавол именуется изобретателем и творцом . В отличие от светлых ангелов демоны используют свои творческие способности для измышления способов и средств к совершению зла, для построения и реализации козней.

Человек также способен к творческой деятельности. Способность к творчеству является одной из основных черт , отпечатленного в человеке при его творении.

В отличие от творчества добрых ангелов, свободных от греха и служащих исключительно Добру, и от творчества падших духов, сеющих и приумножающих зло, творческая деятельность не стяжавшего святости человека бывает направлена как на Добро, так и на зло.

Иногда бывает, что и сам человек, творя, не осознаёт, что фактически способствуют злу. Так, злу могут служить отдельные направления или предметы искусства, литературы, науки.

Положим, «искусство» может способствовать разжиганию в человеке греховных страстей; «литература» - навязыванию ложных нравственных ).

Наконец, «наука» (а точнее сказать, некоторые представители научного сообщества) может подталкивать человека к обманчивым выводам, таким, например, как вывод о вечности материи, о естественном происхождении человека разумного от дикой неразумной обезьяны, которая, в свою очередь, обязана происхождением более примитивным существам. Кому неизвестен расхожий атеистический тезис «наука доказала, что Бога нет»?

Для того, чтобы творчество человека отвечало его высшему предназначению, необходимо и жить, и творить в соответствии как с естественным, так и сверхъестественно данным Божьим законом, прислушиваясь к голосу Церкви и собственной совести. Именно такая, богоугодная реализация творческой способности может служить верным средством уподобления человека Творцу.

Творчество - это процесс деятельности человека, результатом которого является создание новых по качеству материальных и духовных ценностей, отличающихся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью. Зародилось оно в глубокой древности. С тех пор между ним и развитием общества существует неразрывная связь. В творческом процессе участвуют воображение и мастерство, которое человек приобретает, получая знания и претворяя их в жизнь на практике.

Творчество является активным состоянием и проявлением свободы человека, результатом созидающей деятельности, это дар, данный человеку свыше. Необязательно быть великим и талантливым, чтобы творить, создавать красоту и дарить людям любовь и добро ко всему окружающему. Сегодня занятия творчеством доступны каждому человеку, так как существуют различные виды искусств, и каждый может выбрать занятие по душе.

Кого считают человеком творческим?

Это не только художники, скульпторы, актеры, певцы и музыканты. Творческим является любой человек, который в своей работе использует нестандартные подходы. Таковой может быть даже домохозяйка. Главное - любить свою работу и вкладывать в нее душу. Будьте уверены: результат превзойдет все ваши ожидания!

Декоративное творчество

Это вид пластического искусства, к которому относят декоративное оформление интерьера (украшение помещения с применением станковой живописи) и экстерьера (использование витражей и мозаики), оформительское искусство (применение промышленной графики и афиши), прикладное.

Эти виды творчества предоставляют уникальную возможность познакомиться с культурными традициями своего народа, воспитывают чувство патриотизма и огромное уважение к труду человека. Создание творческого продукта прививает любовь к прекрасному и формирует технические способности и навыки.

Прикладное творчество

Это народное декоративное искусство, призванное украшать жизнь и быт людей в повседневной жизни в зависимости от их требований. Создавая вещи определенной формы и назначения, человек всегда находит им применение и старается сохранить увиденную в них привлекательность и красоту. Предметы искусства передаются по наследству, от предков к потомкам. В них прослеживается народная мудрость, уклад жизни, характер. В процессе творчества человек вкладывает в произведения искусства душу, чувства, свои представления о жизни. Наверное, поэтому их познавательная ценность так велика.

Проводя археологические раскопки, ученые находят различные вещи, предметы быта. По ним определяется историческая эпоха, отношения в обществе того далекого времени, условия в социальной и природной средах, возможности техники, материальное положение, традиции и верования народа. Виды творчества могут рассказать о том, какой образ жизни вели люди, чем занимались и интересовались, как относились ко всему окружающему. Художественные особенности произведений прикладного искусства воспитывают в человеке уважение к культуре и достоянию нации.

Декоративно-прикладное творчество. Виды техник

Какие существуют виды прикладного творчества? Их великое множество! В зависимости от способа изготовления того или иного предмета и используемого материала, различают следующие техники рукоделия:

  • Связанные с применением бумаги: айрис фолдинг, или радужное складывание бумаги, бумагопластика, гофротрубочки, квиллинг, оригами, папье-маше, скрапбукинг, тиснение, торцевание.
  • Техники плетения: ганутель, бисероплетение, макраме, плетение на коклюшках, фриволите или узелковое плетение.
  • Роспись: жостовская, хохломская, городецкая и т. д.
  • Виды росписи: батик - рисование по ткани; витраж - роспись по стеклу; печать штамповая и при помощи губки; рисование ладошками и отпечатками листьев; орнамент - повтор и чередование элементов узора.
  • Создание рисунков и изображений: выдувание краски через трубочку; гильоширование - выжигание узора по ткани; мозаика - создание изображения из элементов маленьких размеров; нитяная графика - выполнение изображения нитками на твердой поверхности.
  • Техники вышивки по ткани: простой и болгарский крестик, гладь прямая и косая, гобелен, вышивка ковровая и ленточная, золотое шитье, ришелье, мережка и многие другие.
  • Шитье по ткани: пэчворк, квилтинг, квилт или лоскутное шитье; артишок, канзаши и другие.
  • Техники вязания: на вилке; на спицах (простое европейское); крючком тунисское; жаккардовое, филейное, гипюрное.
  • Виды творчества, связанные с обработкой дерева: выжигание, выпиливание, резьба.

Как вы сами могли убедиться, существует огромное количество разнообразных видов техник декоративно-прикладного искусства. Здесь перечислены только некоторые из них.

Народное творчество

В произведениях искусств, созданных народом, отобрано и бережно сохранено главное, здесь нет места лишнему. Предметы народного творчества наделены самыми выразительными свойствами. Это искусство воплощает простоту и вкус. Поэтому оно стало понятным, любимым и доступным людям.

С глубокой древности человек стремился украсить свое жилище предметами народного изобразительного искусства. Ведь они сохраняют тепло рук умельца, который понимает природу, умело отбирает для своих предметов только самое прекрасное. Неудавшиеся творения отсеиваются, остаются жить только ценные и великие.

Каждая эпоха имеет свою моду на интерьер жилища человека, который постоянно меняется. Со временем все более предпочтительными становятся строгие линии и прямоугольные формы. Но и сегодня люди черпают идеи из бесценной кладовой - народных талантов.

Устное народное творчество

Это фольклор, который нашел свое отражение в художественной коллективной творческой деятельности простого человека. В его произведениях отражается жизнь, идеалы и мировоззрения, созданные народом. Они потом бытуют в массах.

Виды народного творчества:

  • Пословицы - поэтические мини-произведения в виде краткого ритмичного изречения. В основе лежит вывод, поучение и обобщенная мораль.
  • Поговорки - это обороты речи или словосочетания, отражающие жизненные явления. Часто присутствуют юмористические нотки.
  • Народные песни - они не имеют автора или он неизвестен. Слова и подобранная для них музыка сложились в ходе исторического развития культуры того или иного этноса.
  • Частушки - это русские народные песни в миниатюре, обычно в виде четверостишия, с юмористическим содержанием.
  • Загадки - они встречаются на любой ступени развития общества у всех народов. В древности их считали средством испытания мудрости.
  • Пестушки - короткие напевы матушек и нянюшек в стихотворной форме.
  • Потешки - это песенки-приговорки, которыми сопровождается игра с ручками и ножками ребенка.
  • Прибаутки - веселые коротенькие истории в стихотворной форме.
  • Виды народного творчества невозможно представить без закличек, при помощи которых люди во времена распространения язычества обращались к различным явлениям природы, прося у них защиты, или к животным и птицам.
  • Считалки - небольшие ритмические стишки. С их помощью определяется ведущий в игре.
  • Скороговорки - это фразы, построенные на сочетании звуков, которые затрудняют их быстрое произношение.

Творчество, связанное с литературой

Литературное творчество представлено тремя родами: эпическим, лирическим и драматическим. Они были созданы в глубокой древности, но существуют и поныне, так как определяют пути решения задач, поставленных перед литературой человеческим обществом.

В основе эпоса лежит художественное воспроизведение внешнего мира, когда носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к рассуждениям. Лирика - это непосредственное выражение чувств и мыслей писателя. В драматическом способе сочетаются два первых, когда действующие лица с самыми разными характерами представлены в одной пьесе с непосредственным лирическим самовыявлением.

Литературное творчество, представленное эпосом, лирикой и драмой, в полной мере открывает безграничные возможности для глубокого отображения жизни людей, их сознания. Каждый литературный род имеет свои формы:

  • Эпический - басня, поэма, баллада, рассказ, повесть, роман, очерк, художественные мемуары.
  • Лирический - ода, элегия, сатира, эпиграмма.
  • Драматический - трагедия, комедия, драма, водевиль, шутка, сцена.

Кроме того, отдельные формы какого-либо рода поэзии подразделяются на группы или типы. Например, род литературного произведения - эпический. Форма - роман. Типы: социально-психологический, философский, семейно-бытовой, приключенческий, сатирический, исторический, научно-фантастический.

Народное художественное творчество

Это емкое понятие, включающее в себя различные жанры и виды художественного творчества. В их основе лежат самобытные традиции и своеобразные способы и формы творческой деятельности, которая связана с трудом человека и развивается коллективно, основываясь на преемственности традиций.

В народном художественном творчестве отражается внутренний мир человека, его духовный облик, живая память народа. Различают несколько периодов в его развитии:

  • Языческий (до X века).
  • Христианский (X-XVII века).
  • Отечественная история (XVII-XIX века).
  • ХХ век.

Длительный путь развития претерпевает народное искусство, в результате которого определились следующие виды художественного творчества:

  • Фольклор - это мировоззрение и нравственные убеждения народа, его взгляды на человека, природу и общество, которые выражаются словесно-поэтическими, музыкально-хореографическими, драматическими формами.
  • Декоративно-прикладное искусство призвано удовлетворять эстетические потребности и бытовые нужды человека.
  • Бытовое любительское творчество - это художественные явления в праздничной и повседневной жизни человека.
  • Самодеятельное художественное искусство - это организованное творчество. Оно ориентировано на обучение людей художественным умениям и навыкам.

Творчество, связанное с техникой

Трудовая деятельность человека постоянно совершенствуется, приобретает творческий характер. Многим людям удается подняться на самую высокую ступень в своих творениях и изобретениях. Итак, что же такое техническое творчество? Это деятельность, основная задача которой заключается в создании таких технических решений, которые будут обладать новизной и иметь общественную значимость не только в своей стране, но и за ее пределами, то есть мировую. Иначе это называют изобретательством, что эквивалентно понятию техническое творчество. А оновзаимосвязано с научным, художественным и другими видами.

Для наших современников открыты большие возможности и созданы все условия для занятий любимым делом. Существует огромное количество специализированных клубов, дворцов, кружков, научных обществ. В этих учреждениях взрослые и дети занимаются авиа- и судомоделированием, мотоциклетным спортом, картингом, автоконструированием, программированием, информатикой, вычислительной техникой. Большой популярностью пользуются такие виды творчества, как разработка конструкций спортивных транспортных средств: мини-автомобилей, автокаров, снаряжения для рыболовов, туристов и альпинистов.

Виды и функции творчества

Существуют разные виды творчества:

  • производственно-техническое
  • изобретательское
  • научное
  • политическое
  • организаторское
  • художественное
  • повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

Творчество как способность

Творчество как процесс (творческое мышление)

Стадии творческого мышления

Г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация - временное отвлечение от задачи.
  3. Озарение - появление интуитивного решения.
  4. Проверка - испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре

Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь.

Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.

  1. Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
  2. Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
  3. Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.

Стадии изобретательского процесса

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева . Он пишет:

Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки зрения:

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.

Таким образом, творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу , связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

См. также

Примечания

Литература

  • Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
  • Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.
  • Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.
  • Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. - Мн.: Экономпресс, 2000.
  • Бердяев Н. А. Смысл творчества// Философия творчества, культуры и искусства. - М.: Искусство, 1994.
  • Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002.
  • Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.
  • Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. - Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  • Петрова В. Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2009. - № 9 - Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры.
  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, - СПб.: Питер, 2005.
  • Сабанеев Л. Л. Психология музыкально-творческого процесса // Искусство, 1923. - № 1. - С.195-212.
  • Юнг К. Г. Психологические типы.
  • Яковлев В. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии . - 2003. - № 6. - С. 142-154.
  • Психология и поэтическое творчество Карл Густав Юнг
  • О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии, № 6, 1956. - С. 37-49 © Альтшуллер Г. С. , Шапиро Р. Б., 1956
  • Психология детского творчества (часть 1) Элла Прокофьева