На вопрос о том, какова же столица Армении, ответит, пожалуй, даже школьник. Ну, конечно же, это Ереван! Казалось бы, что в этом такого сложного и необычного? А ведь, если задуматься, все далеко не так просто, как могло бы показаться на первый взгляд. Согласитесь, мы как-то привыкли к тому, что, например, главным городом Киевской Руси был Киев, теперь же он играет ту же роль, но для Украины. А между тем столица Древней Армении - это точно не Ереван. Почему? Все дело в том, что во времена становления страны такого города вообще не существовало.

Данная статья направлена на то, чтобы рассказать, как называется столица Армении (мы упомянем первую, все последующие и нынешнюю столицы). Кроме того, читатель узнает несколько интересных особенностей, присущих только этим городам.

Так сколько же столиц было у государства?

Если принять во внимание подсчеты современных историков, окажется, что за все время существования Армении у нее было целых 12 столиц. И это если не включать в список главные города Цопка, Коммагены, Малой Армении и остальных территориальных единиц.

Сейчас специалисты настаивают на том, что армянская государственность обладает еще более глубокими корнями, а, значит, вероятнее всего, были и другие столицы Армении, о которых мы, возможно, узнаем в будущем.

Ван - столица Древней Армении

Первым главным городом Армении пока официально считается Ван, по крайней мере, опровержений этому факту до сих пор не найдено. Почему на этой почве могут быть разногласия? Все дело в том, что, в принципе, в эпоху строительства и расцвета этого населенного пункта еще не существовало Великой Армении как таковой. В данный период только происходило объединение племен Наири в государство.

Современный город Ван сейчас не то что не столица государства Армения, он даже не находится на территории этой страны. Тем, кто хочет посетить его, стоит отправиться на восток Турции, на берег красивейшего и, кстати, одноименного озера.

Его раскопками в разное время занимались известнейшие археологи планеты. В результате проведенных работ стало известно, что около 844 г. до н.э. Сардури I перенес в город Ван свой царский двор и построил в этом месте роскошный храм Шивини. После заката его правления Ван пришел в упадок. Сейчас он представляет собой скромный провинциальный городок.

Бывшие столицы Армении до н.э.: Армавир, Ервандашат, Арташат и Тигранакерт

Краткая история современной столицы

Прежде всего, отметим, что Ереван обладает поистине древней историей. Согласно найденным летописям, он даже старше Рима.

Углубившись в историю, узнаем, что, по официальной версии, в этой местности в 782 г. до н. э. в эпоху Урартского царства основывается крепость Эребуни. Спустя время название видоизменяется в Эревуни, а в советские годы город величают Ереваном.

Ереван, как и вся территория Закавказья, являлся ареной соперничества разных империй. Свое господство здесь пытались установить персы, греки, арабы, турки, русские, поэтому Ереван не раз захватывали, разрушали и заново восстанавливали.

И, наконец, после создания Армянской Социалистической Республики было обнаружено, что Ереван совершенно не соответствует статусу столицы. Он больше напоминал средневековый город, имел нерегулярную планировку, запутанную сеть улиц.

Именно поэтому с 1920-х гг. здесь разворачивается поистине грандиозная работа по перепланировке. В советские годы Ереван можно было смело назвать городом талантливых музыкантов, писателей, актеров и ученых. О высокой культуре столицы свидетельствуют многочисленные памятники, сооруженные в честь выдающихся армян.

Городская транспортная сеть

Столица Армении - достаточно скромный по современным меркам населенный пункт. Вообще центр Еревана можно легко обследовать даже пешком всего за несколько часов. Популярным способом передвижения по столице является местное метро с единственной линией.

Также можно воспользоваться маршрутками, однако стоит обратить внимание на одну особенность: кондукторов в автобусах нет, поэтому деньги передаются водителю при выходе.

Кстати, такси в Ереване является относительно недорогим видом транспорта, при желании его даже можно арендовать на целый день (удовольствие обойдется примерно в 20 USD).

Изыски местной кухни

Как столица Армении, Ереван готов предложить своим гостям массу деликатесов. Непременно стоит попробовать местный шашлык (хоровац). Его подают с гарниром из свежей зелени и овощей. Также можно попробовать долму, тефтельки «кюфта» и хинкали.

Обратите особое внимание на своеобразную ереванскую пиццу, она называется «лахмеджун» и представляет собой запеченную тонкую лепешку с мясным пюре, соусом и рубленой зеленью. К такой трапезе стоит заказать армянское вино, например, «Старый Ереван», или фруктовую водку.

А если во время осмотра Еревана вдруг захотелось утолить жажду, местные жители с удовольствием порекомендуют попробовать тан - чуть подсоленный кисломолочный напиток.

Шоппинг по-армянски

Во все времена этот уголок земного шара славился своими ремесленниками. Например, учеными было установлено, что уже столица Армении Ани вовсю торговала с соседними странами, а ее изделия из кожи и металла пользовались спросом, ежегодно принося местными жителям стабильный доход.

На сегодняшний день как произведения искусства, так и различного рода безделушки можно купить на популярном ереванском рынке «Вернисаж» в самом центре города. За знаменитыми армянскими коврами стоит отправиться на фабрику Мергеряна или в магазин «Ковры Туфенкяна» на ул. Туманяна.

А из отпуска или деловой поездки гости страны обычно привозят самый популярный сувенир - ароматный армянский коньяк.

Достопримечательности города

Старейшим архитектурным памятником столицы Армении являются руины крепости Эребуни. Они сохранились лучше всех среди остатков культуры Урарту и занимают около 100 га. Возле входа в крепость стоит копия базальтового камня с клинописью, возвещающей о дате основания Эребуни. Интересными для посещения являются и древние церкви Еревана, а также памятник исламской архитектуры - Голубая мечеть.

В центре Еревана, на пл. Республики, расположены 5 зданий из туфа и базальта: Музей истории, Почтамт, Дом правительства, здание МИД, роскошный отель Mariott Armenia.

В свободное время обязательно стоит прогуляться по Каскаду - это архитектурно-ландшафтный комплекс с широчайшими лестницами, разнообразными цветниками и восхитительными фонтанами. Поднявшись наверх, можно насладиться отличным видом на Ереван.

Из музеев рекомендуется посетить картинную галерею, Музей геноцида армян и обязательно - мастерскую-музей Джотто. Кстати, наиболее популярной экскурсией Еревана считается посещение местного коньячного завода, существующего с 1887 г.

5 вещей, которые нужно обязательно сделать в Ереване

Столица Армении не может не понравиться любому, даже самому капризному путешественнику. Попробуем перечислить то, что нужно сделать в самую первую очередь:

  • Побывать в цитадели крепости Эребуни.
  • Сделать фото на фоне ключевой пятерки зданий на пл. Республики.
  • Сходить в одно из крупнейших собраний древних текстов в мире - музей «Матенадаран».
  • Попробовать сочный шашлык хоровац, запивая его домашним вином.
  • Приобрести отличного качества ковер со смыслом.

На севере Армении (Лорийское плато) были обнаружены более 20 разновозрастных позднеашельских памятников (0,6 млн лет), расположенных, главным образом, в предгорьях вулканического Джавахетского хребта, наиболее сходных с материалами местонахождений долины реки Раздан. Среди них преобладают поверхностные местонахождения (Благодарное, Даштадем 3, Норамут и др.), на которых собрано свыше тысячи ашельских изделий из местного гиалодацита, включая около 360 ручных рубил. Также обнаружили три стратифицированных памятника (Мурадово, Карахач и Куртан I), впервые доставившие среднеашельские и раннеашельские индустрии. Наибольший интерес представляет Карахач, где раннеашельские изделия (чопперы, пики, грубые бифасы и др.), сделанные из иных разновидностей дацита, а также андезита и оливинового долерита, обнаружены в слое вулканического пепла и в нижележащих пролювиальных отложениях.

Датировки пепла уран-свинцовым методом лежат в диапазоне 1,75-1,94 млн лет назад, что должно соответствовать и возрасту каменных изделий. Сходная с изделиями из Карахача раннеашельская индустрия обнаружена также в нижних уровнях близлежащего памятника Мурадово. В самых верхах Мурадово представлен позднеашельский материал (слой 3), а в средней части толщи - среднеашельская индустрия (слои 4-9). Раннешельские и среднеашельские комплексы выявлены также на памятнике Куртан I, расположенном в юго-восточной части Лорийского плато. По совокупности данных (абсолютные датировки подстилающих пеплов, палеомагнитные данные, возрастной диапазон найденных ранее зубов носорога), возраст культурных отложений Куртана I составляет около 1 млн лет. Открытые в северной Армении памятники содержат следы древнейших миграций ранних людей за пределы Африки. Раннеашельские материалы Карахача по возрасту близки древнейшим раннеашельским индустриям Восточной Африки (около 1,5-1,8 млн лет назад).

В Карахаче серия уран-свинцовых дат туфа, перекрывающего ашельские слои, и калий-аргоновые даты нижележащих лав, наряду с палеомагнитными характеристиками, указывают на возраст культуросодержащих отложений, соотносимый с палеомагнитным эпизодом Олдувай 1,90–1,77 млн лет назад, что аналогично возрасту известной стоянки Дманиси с олдованской индустрией. К раннему палеолиту относится поселение Сатани-Дар. Стоянка Нор Гехи (325 тыс. л. н.) известна тем, что там в одном слое под вулканической лавой нашли образцы сразу двух техник - бифасиальной и более продвинутой леваллуазной.

Следы обитания древнего человека были обнаружены в различных районах Армянского нагорья: в Арзни, Нурнусе и других местах были обнаружены стоянки с каменными орудиями, а в Разданском ущелье, Лусакерте и др. были найдены пещеры-жилища (Лусакерт I, Ереван I).

В пещерной стоянке Ереван I обнаружены фрагменты черепа и зубы ребёнка 8-12 лет и верхний резец человека 30-40 лет. В пещерной стоянке Лусакерт I обнаружен фрагмент нижней челюсти взрослого индивида. Находки относятся к сапиентной форме с налётом архаизма.

На Армянском нагорье были обнаружены следы поселений эпохи неолита. Одной из ранних культур эпохи неолита, обнаруженных в Центральном Закавказье, является Шулавери-Шомутепинская культура, которая датируется VI-IV тыс. до н. э. Другими ранними культурами является Кура-Аракская (IV-II тыс. до н. э.) и Триалетская (2200-1500 гг. до н. э.) культуры.

На территории современного Еревана в районе Шенгавита было обнаружено поселение начала бронзового века, датирующееся V-III тысячелетиями до нашей эры. Данные археологических раскопок подтверждают, что жители Армянского нагорья ещё в глубокой древности овладели многими ремёслами. Так, известно, что уже в V-IV тысячелетии до н. э. они умели плавить медь, а во II тысячелетии до н. э. - железо.

В Армении при раскопках пещеры Арени в сентябре 2008 года была найдена самая древняя обувь, возраст которой более 5500 лет. Находка датируется периодом энеолита (3600-3500 гг. до н. э). Это мягкие туфли с заострёнными концами - чарохи. Обнаруженная обувь стала самой старой археологической находкой в Европе и Азии. По мнению специалистов, эта обувь практически не отличается от той, которую носили в армянских селениях вплоть до Новейшего времени.

На территории Республики Армения были обнаружены остатки многочисленных каменных сооружений: дольменов, менгиров, кромлехов и стены циклопических сооружений. Большое количество мегалитических сооружений было обнаружено около горы Арагац, в долинах вокруг современных городов Ошакан, Парпи, Агтц и Сисиан. Наиболее хорошо сохранились сакральные и циклопические сооружения и крепости около Коша и Агавнатуна. Большой интерес представляют остатки неолитического земледельческого поселения на притоке реки Аракс, а также мегалитический комплекс Зорац Карер (арм. Զորաց Քարեր) , известный также как Караундж (арм. Քարահունջ) , расположенный в области Сюник недалеко от города Сисиан. Важнейшие археологические памятники были обнаружены в ходе раскопок в Шенгавите, Лчашене, Неркин и Верин Навер, Артике, Карашамбе. В ходе археологических раскопок были обнаружены памятники материальной культуры: кусочек текстиля XV-XVI вв. до н. э. (Артик); идеальной формы серебряный топорик XXII-XXI вв. до н. э. (Карашамб); изысканные бронзовые скульптуры XV-XIV вв. до н. э. (Лори-Берд); золотая чаша с изображениями львов III тыс. до н. э. (Ванадзор), четырёхколесные повозки III тыс. до н. э. (Лчашен), статуэтка лягушки XIII-XII вв. до н. э. (Лчашен).

Формирование армянского народа

Относительно вопроса этногенеза армян в современной науке нет единого мнения. Существуют две теории: наиболее распространенная и менее распространенная. Первая теория указывает на то, что армянский народ сформировался в период между XIII - VI веками до н. э., вторая теория, получившая название "хайасская гипотеза", указывает период формирования армянского народа между XXVI-XXIII веками до нашей эры.

В первой половине XX века некоторыми исследователями высказывалось предположение, что в слове «Хайаса» основным является корень «hайа» (hayа), что соответствует самоназванию армян - «hай» (hay), упомянутое же в конце слово «(а)са» ((а)sa) всего-то является хеттским суффиксом, которое означает «страна». Ситуация в самом общем плане соответствует английскому «land» и образованных с её помощью например таких слов, как Scotland и Ireland. Эту схему одним из первых ввел в оборот Е. Форрер и оно особенно было развито немецким исследователем Паулем Кречмером, согласно которому: «s(a)" в слове „hayasa" есть малоазиатский суффикс, а слово hayasa означает „страна хаев" (hайев, армян)». Кречмер посвятил много времени изучению вопроса о стране Хайаса. В опубликованной в 1933 году Венской академией наук работе Кречмера «Национальное имя армян Хайк» (нем. «Der nationale Name der Armenier Haik») он приходит к выводу, что "употреблённое в Богазкёских надписях имя Хайаса означает «Армения». В качестве примеров были представлены такие малоазиатские слова, как «Turhunt» и «Datta», которые, с применением суффикса «(a)са» ((a)sa), приобрели значение топонимов (стран) «Turhuntasa» и «Dattasa». Позже в Армении эту точку зрения поддерживали Николай Адонц, Григорий Капанцян и другие историки.

Геворк Джаукян, развивая эту схему, в качестве доказательств предложил также и слова «Harsankila», «Parminaija», «Hiwaswanta» и тд, которые, получая значения топонимов, соответственно получили вид «Harsanasa», «Parminasa», «Hiwasasa». По этому поводу он писал: «Основным языком Хайасы был армянский и... армянский элемент имел главенствующую роль в хайаском государстве». Рафаэл Ишханян полагает, что в говоре армян Вана и некоторых других районов Армении (например, армяне из западного берега оз. Севан) хетт. Ḫ заменяется именно Խ-, что означает возможность трансформации хетт. Ḫajasa в Հայք (hay-kʿ). Согласно Дьяконову, нет никаких причин предполагать связь между Хайасой и Арменией и что такая трансформация лингвистически невероятна: хетт. Ḫ- должно было бы перейти в Խ. Внутри Армении распространена вышеуказанная версия, созданная европейскими и советским учеными, возникшая на основании созвучия со словом «хай», о проживании протоармянских племён в области Хайаса, воевавшей с Хеттским царством во II тысячелетии до нашей эры. В восьмидесятые годы ХХ века эта версия также подкреплялась армянской гипотезой происхождения индо-европейского языка.

Государство Хайаса (XVI-XIII вв. до н. э.)

Хайаса - государство, упоминающееся в хеттских клинописных текстах в период с XVI по XIII вв. до н. э. Хайаса располагалась на территории Западной Армении. В течение этого периода Хайаса иногда заключала с Хеттским царством мир и выплачивала хеттам дань, иногда вступала с ним в военные конфликты и наносила хеттам сокрушительные поражения. Столицей Хайасы был город Куммаха, который соответствует более позднему армянскому Кеммаху, находившемуся в верховьях реки Евфрат, близ современного города Эрзинджан.

В 1405 году до нашей эры, в годы правления царя Марияс, хетты напали на Хайасу и отняли у неё провинцию Цопк, война продолжилась уже при преемника Марийа Каранни. Около 1397 года до н. э. хетты одержали победу над Карани в битве у Катхалаиа (в Каппадокии). Развивая успех, хетты опять напали на Цопк, но были отбиты. В том же году произошла битва у крепости Ани (Камах), в результате которого хеттские войска вынуждены были отступить. Война продолжалась до 1380 года до н. э. Армия Каранни несколько раз нападала на территорию Хеттского царства и опустошала её. В 1380 году до н. э. Каранни даже удалось захватить столицу Хаттуса и сжечь её. Месть за долгие годы войны была полной, хотя и сама война не закончилась.

Около 1375 года до н. э. хетты попытались высадиться на черноморском берегу Хайасы, но в битве потерпели поражение и были отброшены. В 1350-м году до н. э. Хеттское царство захватило Цопк (Цупани), но в 1349-м году до н. э. Хуканне удалось отбить эту провинцию. В 1345-м году до н. э. хетты вновь заняли Цопк, в результате чего княжества Тогарма и Мелид перешли к Хеттам, а Хуканне пришлось принять верховенство Хеттского царства. Впрочем, это не помешало ему в том же году напасть на Каппадокию и этим вынудить хеттов отступить с территории Митанни. В 1324-м году до н. э. хетты захватили крепость Дуккума и город Ерзнка, но в результате ожесточенного сопротивления Аннияса опять вынуждены были пойти на мир.

В 1324, 1321, 1320, 1319 годах хетты совершили ряд походов на территорию Хайасы, но не добились серьёзного успеха. В том же 1319-м году до н. э. Хеттское царство пыталось захватить крепость Ура, но было отбито. В отместку, армия Анании захватила Аррину с Амкувойи и, опустошив окрестности, отступила. Ананиа напал на хеттов так же и в 1318-м году до н. э., в основном уже силами подвластному ему княжества Каска. В 1317-м последовало очередное нападение хеттов, однако под той же крепостью Ура хетты потерпели серьёзное поражение. В следующем году хетты потерпели поражение уже под Кануварой.

К XIII веку до н. э., вероятно, Хайаса распалась, и её территория была захвачена хурритами. В этот период территория Хайасы могла относиться к хурритскому царству Дайэани.

Государство Урарту (XIII-VI вв. до н. э.)

Ура́рту (Арара́т, Биайнили, Ва́нское ца́рство‎) - государство, объединившее практически всю территорию Армянского нагорья. Существование Урарту как союза племён документально подтверждено с XIII, как государства - с IX века до н. э. Урарту прекратило существование в VI веке до н. э. В первой четверти 1 тысячелетия до н. э. Урарту занимало главенствующее положение среди государств Передней Азии.

После распада на Армянском нагорье централизованного государства Хайаса в начале XIII века до н.э., на ее территории образовалось множество мелких княжеств, под общим названием "страна Наири" (бук. "страна рек"). Каждое из этих княжеств стремилось установить свою власть на всем Армянском нагорье. Между ними нередко случались войны, однако постоянная угроза внешнего врага - Ассирии, побудило эти княжества соединиться в единое государство. Одним из них было Ванское княжество, располагавшееся на берегу озера Ван.

В 859 году до нашей эры правитель Ванского княжества Арам провозгласил себя единоличным царем во всей Араратской стране (именно под этим названием Урарту упоминается в Ветхом Завете и само слово "Урарту" - это искаженная ассирийская форма слова "Арарат"). Некоторые княжества признали власть Арама добровольно, другие же были подчинены силой. Во время правления Арама Урарту регулярно подвергалось набегам соседней Ассирии. Арам был современником ассирийского царя Салманасара III (период правления 858-824 гг. до н. э.), который упоминал Арама в своих летописях. Во времена царствования Арама Урарту ещё не могло противостоять мощи ассирийских военных походов. Ассирийцы регулярно проникали в центр страны, похищая ценности, скот и лошадей. Урартские войска вели партизанскую войну в горах, вынуждено оставляя плодородные низменности Армянского нагорья на разграбление ассирийцам.

Систематическое противостояние с Ассирией способствовало развитию урартской армии, которое, вероятно, началось во времена правления Арама. Судя по рисункам на барельефах, урартская армия постепенно перестраивалась от «хеттского» образца к ассирийскому. Кроме этого, кожаные и деревянные шлемы постепенно сменялись на бронзовые, увеличивалось количество железного оружия. Ключевым обстоятельством, которое в конце концов способствовало тому, что Урарту смогло эффективно защищаться от Ассирии, было развитие урартской архитектуры - монументальных защитных сооружений. Урарты сооружали всё большее число крепостей, широко используя железные орудия, и постепенно смогли выдерживать ассирийские атаки.

В 828-810 гг. до н.э., во времена правления царя Ишпуини, разгорелась масштабная война с Ассирией. Важнейшим военным успехом Ишпуини был захват буферного с Ассирией государства с центром в городе Мусасир. Мусасир являлся религиозным центром, местом почитания бога Халди, а также контролировал крупные горные железные рудники. Таким образом, Урарту при Ишпуини прочно освоило территорию между озёрами Ван и Урмия. Кроме этого, согласно урартским летописям, Ишпуини успешно отразил нападение кочевников, пришедших с территории севернее Аракса.

В 810-786 гг до н.э., царь Менуа предпринял ряд походов, расширяющих границу Урарту на север за реку Аракс и на запад в страну Хати, то есть за счет хеттских княжеств, оставшихся после распада хеттского государства, а также на юго-восток в страну Мана, лежащей у озера Урмия. В результате этих действий граница Урарту на западе дошла до верхнего течения Евфрата, а на севере урарты перешли Аракс, вошли на территорию современной Армении и заняли плодородную Араратскую долину. В качестве опорного пункта для последующих походов Менуа построил крепость Менуахинили на северном склоне горы Арарат.

В 786-764 до н. э., царь Аргишти I предпринял ряд успешных походов в страну Мана, которая надолго попала под урартское влияние, а также существенно продвинул границы Урарту в Закавказье. В 782 году до нашей эры, царь Аргишти основал город Эребуни (современный Ереван) - столицу нынешней Армении.

764-735 до н. э. - Завоевательные походы царя Сардури II, войны с Ассирией. Сардури II предпринял множество успешных военных походов по расширению границ. Многие из его ранних походов совершались в Закавказье, где урарты почти не встречали сопротивления. В ходе этих походов Сардури II легко захватывал пленных и военные трофеи. К середине своего правления Сардури II предпринял также поход в пограничную с Ассирией страну Мана, который, возможно, спровоцировал Ассирию на подготовку войны против Урарту. Правители соседней Ассирии до 744 года до н. э. были не в состоянии помешать урартам в их завоеваниях.

В 714 году до н.э. Саргон II выступил с тщательно подготовленным походом против Урарту, сразу после получения донесения о неудачном выступлении Русы I в Закавказье против киммерийцев. Поход начался с Маны, которую легко завоевали ассирийские войска. Саргон II двинулся дальше на восток, преследуя войска, лояльные Урарту, но получил донесение о том, что Руса I накопил большие силы в горном ущелье к востоку от озера Урмия, откуда готовится напасть на ассирийскую армию с тыла. Саргон II резко изменил свои планы и двинулся к войскам Русы I. Ему удалось внезапно напасть на урартский лагерь ночью, и войска Урарту потерпели сокрушительное поражение. Сам Руса I вынужден был спасаться бегством. Саргон II получил возможность продолжить движение на север, разгромил город Улху, подошёл к северо-восточному берегу озера Ван. Опираясь на данные разведки, Саргон II не решился двинуться на Тушпу, а повернул обратно. Направляясь обратно в Дур-Шаррукин, Саргон II неожиданно предпринял очень трудное путешествие через лесистые горы, неожиданно для урартских сил появился в Мусасире, разрушил и разграбил город. Руса I, узнав об этих событиях, покончил жизнь самоубийством. Ценности, захваченные Саргоном II в Мусасире, украсили его дворец в Дур-Шаррукине. Утрата контроля над главным религиозным центром страны имела тяжёлые последствия для Урарту: серьёзно пострадал культ бога Халди, главного бога страны.

Руса II пытался вернуть Урарту былую славу, воспользовавшись упадком Ассирии, провёл несколько удачных походов на западе. Построил множество новых крепостей, перенёс столицу Урарту из Тушпы в Русахинили. В 585 году до нашей эры Ванское царство окончательно погибло и потеряло свою независимость под ударами мидийцев и близких им ираноязычных племен. После этого в Армении воцаряется династия Ервандидов, а сама Армения на последующие 2 столетия становится сатрапией в составе Ахеменидской империи.

Подпишитесь на сайт, поставив лайк на официальной странице в Facebook (

История Древней Армении насчитывает не одну тысячу лет, а сами армяне жили задолго до возникновения наций современной Европы. Они существовали и до появления античных народов - римлян и эллинов.

Первые упоминания

В клинописях персидских правителей встречается название «Арминия». Также Геродот упоминает «армен» в своих трудах. По одной из версий, это был индоевропейский народ, переселившийся из Европы в XII в. до н. э.

Другая гипотеза утверждает, что праармянские племенные союзы возникли впервые на к 4-3 тысячелетию до н.э. Именно они, как утверждают некоторые ученые, встречаются в поэме «Илиада» Гомера под названием «аримы».

Одно из названий Древней Армении - Хай, - по предложениям ученых, происходит от названия народа "хайасы". Это название упоминается на глиняной хеттских таблицах во II тысячелетии до н. э., обнаруженных при археологических раскопках Хаттушаши - древней столицы хеттов.

Есть сведения, что ассирийцы называли эту территорию страной рек - Наири. По одной из гипотез, в нее входили 60 различных народов.

В начале IX в. до н. э. возникло мощное царство Урарту со столицей Ван. Считается, что это древнейшее государство на территории Советского Союза. Цивилизация Урарту, преемниками которой стали армяне, была довольно развитой. Существовала письменность, основанная на вавилоно-ассирийской клинописи, земледелие, скотоводство, металлургия.

Урарту славилась технологией возведения неприступных крепостей. На территории современного Еревана находились две из них. Первая - Еребуни, была построена одним из первых царей Аргишти. Именно она дала название современной столицы Армении. Вторая - Тейшебаини, основана царем Руса II (685-645 гг. до н. э.). Это был последний правителель Урарту. Государство не смогло противостоять мощной Ассирии и навсегда погибло от ее оружия.

На ее смену пришло новое государство. Первые цари Древней Армении - Еруанд и Тигран. Не нужно путать последнего со знаменитым правителем Тиграном Великим, который позже будет наводить ужас на Римскую империю и создаст великую империю на Востоке. Появился новый народ, образовавшийся в результате ассимиляции индоевропейцев с местными древними племенами хайами и урарту. Отсюда пошло новое государство - Армения Древняя со своей культурой, языком.

Вассалы персов

В свое время Персия являлась мощным государством. Все народы, жившие в Малой Азии, подчинились им. Эта участь постигла и Армянское царство. Господство над ними персов длилось более двух веков (550-330 гг. до н. э.).

Греческие историки об Армении времен персов

Армения - древняя цивилизация. Это подтверждают и многие историки античности, например, Ксенофонт в V в до н. э. В качестве участника событий автор «Анабасиса» описал отступление 10 тысяч греков к Черному морю через страну, которая носит название Армения Древняя. Греки увидели развитую хозяйственную деятельность, а также быт армян. Они повсюду находили в этих краях пшеницу, ячмень, ароматные вина, свиное сало, различные масла - фисташковое, кунжутное, миндальное. Древние эллины также увидели здесь изюм, стручковые плоды. Помимо продуктов растениеводства, армяне разводили домашних животных: коз, коров, свиней, кур, лошадей. Данные Ксенофонта говорят потомкам, что народ, проживающий на этом месте, был развит в экономическом плане. Обилие различных продуктов бросается в глаза. Армяне не только сами производили продукты питания, но и активно занимались торговлей с соседними землями. Конечно, Ксенофонт про это ничего не говорил, однако он перечислил некоторые продукты, которые не произрастают на данной территории.

Страбон в I в. н. э. сообщает, что Армения древняя имела очень хорошие пастбища для лошадей. Страна не уступала Мидии в этом плане и поставляла лошадей ежегодно для персов. Упоминает Страбон об обязанности армянских сатрапов, административных губернаторов времен правления персов, об обязанности поставлять в честь знаменитого празднества Митры около двух тысяч молодых жеребят.

Армянские войны в древности

Историк Геродот (V в. до н.э.) описал армянских воинов той эпохи, их вооружение. Солдаты носили небольшие щиты, имели короткие копья, мечи, дротики. На головах - плетеные шлемы, обуты они были в высокие башмаки.

Завоевание Армении Александром Македонским

Эпоха Александра Македонского перекроила всю карту и Средиземноморья. Все земли огромной персидской империи вошли в состав нового политического объединения под властью Македонии.

После смерти Александра Великого государство распадается. На востоке образуется Селевкидское государство. Некогда единая территория единого народа разделилась на три отдельных области в составе новой страны: Великая Армения, находящаяся на Араратской равнине, Софена - между Евфратом и верхним течением Тигра и Малая Армения - между Евфратом и верхним течением Ликоса.

История древней Армении хоть и говорит о постоянной зависимости от других государств, однако показывает, что она касалась только вопросов внешней политики, что благотворно сказалось на развитии будущего государства. Это был своеобразный прообраз автономной республики в составе сменяющих друг друга империй.

Часто называли базилевсами, т.е. царями. Они сохраняли лишь формальную зависимость, посылая в центр дань и войско в военное время. Никаких попыток проникнуть во внутреннюю структуру армян не предпринимали ни персы, ни эллинистическое государство Селевкидов. Если первые так управляли практически всеми своими отдаленными территориями, то правопреемники греков всегда изменяли внутренний уклад покоренных народов, навязывая им «демократические ценности» и особый порядок.

Распад государства Селевкидов, объединение Армении

После поражение Селевкидов от Рима армяне получили временную независимость. Рим еще был не готов после войны с эллинами приступить к новым завоеваниям народов. Этим и воспользовался некогда единый народ. Начались попытки восстановления единого государства, что звалось "Армения древняя".

Властитель Великой Армении Арташес объявил себя независимым царем Арташесом I. Он объединил все земли, которые говорили на одном языке, включая Малую Армению. Последняя область Софена вошла в состав нового государства позже, через 70 лет, при знаменитом правителе Тигране Великом.

Окончательное формирование армянской национальности

Считается, что при новой династии Арташесидов и произошло великое историческое событие - формирование национальности армян со своим языком и культурой. Большое влияние на них оказывало соседство с развитыми эллинистическими народами. Чеканка собственных монет с греческими надписями говорила о сильном влиянии соседей на культуру и торговлю.

Арташат - столица древнего государства Великая Армения

В эпоху правления династии Арташесидов появляются первые крупные города. Среди них - город Арташат, который стал первой столицей нового государства. В переводе с греческого он означал «радость Артаксия».

Новая столица имела выгодное географическое положение в ту эпоху. Она располагалась на магистральном пути к портам Черного моря. Время появления города совпало с налаживанием сухопутных торговых связей Азии с Индией и Китаем. Арташат стал приобретать статус крупного торгового и политического центра. Плутарх высоко оценивал роль этого города. Он дал ему статус «Карфагена Армении», что в переводе на современный язык означал город, который объединяет все близлежащие земли. О красоте и роскоши Арташата знали все средиземноморские державы.

Расцвет Армянского царства

История Армении с древнейших времен содержит яркие моменты могущества этого государства. Золотой век приходится на время правления Тиграна Великого (95-55 гг.) - внука основателя знаменитой династии Арташеса I. Столицей государства стал Тигранакерт. Этот город стал одним из ведущих центров науки, литературы и искусства всего Античного мира. Лучшие греческие актеры выступали в местном театре, знаменитые ученые и историки являлись частыми гостями Тиграна Великого. Один из них - философ Метродор, который являлся ярым противником разрастающейся Римской империи.

Армения стала частью эллинистического мира. Греческий язык проник в аристократическую верхушку.

Армения - уникальная часть эллинистической культуры

Армения в I в до н. э. - развитое передовое государство мира. Она взяла все лучшее, что было в мире - культуру, науку, искусство. Тигран Великий развивал театры, школы. Армения являлась не только культурным центром эллинизма, но и сильным в экономическом плане государством. Росла торговля, промышленность, ремесла. Отличительной чертой государства являлось то, что оно не взяло систему рабства, которую применяли греки и римляне. Все земли обрабатывали крестьянские общины, члены которых были свободными.

Армения Тиграна Великого раскинулась на обширные территории. Эта была империя, которая охватывала огромную часть от Каспийского до Средиземного морей. Ее вассалами сделались множество народов и государств: на севере - Цибания, Иберия, на юго-востоке - Парфия и арабские племена.

Завоевание Римом, конец Армянской империи

Возвышение Армении совпало с расцветом еще одного восточного государства на территории бывшего СССР - Понта во главе с Митридатом. После долгих войн с Римом Понт также потерял свою независимость. Армения была в добрососедских отношениях с Митридатом. После его поражения она осталась один на один с могущественным Римом.

После продолжительных войн единая Армянская империя в 69-66 гг. до н. э. распалась. Под властью Тиграна осталась лишь которая была объявлена «другом и союзником» Рима. Так называли все покоренные государства. Фактически страна превратилась в очередную провинцию.

После вхождения в Римскую империю начинается античный этап государственности. Страна распалась, ее земли присваивали другие государства, а местное население постоянно конфликтовало друг с другом.

Армянский алфавит

В древнейшие времена армяне пользовались письменностью на основе вавилоно-ассирийской клинописи. В эпоху расцвета Армении, во времена Тиграна Великого, страна полностью переходит на греческий язык в деловом обороте. На монетах археологи находят греческую письменность.

Создан Месропом Маштоцем относительно поздно - в 405 году. Первоначально он состоял из 36 букв: 7 гласных и 29 согласных.

Основные 4 графических формы армянского письма - еркатагир, болоргир, шхагир и нотргир - развиваются только в Средние века.

На востоке современной Турции, на берегу реки Ахурян находится город-призрак Ани́ - древняя столица армянского Анийского царства. Основанный более 1600 лет назад, город располагался на пересечении нескольких торговых путей. В 11 веке здесь проживало более 100 тысяч человек.

В последующие века Ани и близлежащие области были сотни раз завоеваны византийскими императорами, турами-османами, кочевыми курдами, армянами, грузинами…К 1300-м годам Ани оказался в глубоком упадке и был полностью заброшен в 1700-х годам.

В 2010 году «Фонд мирового наследия» внес памятники города в список «Памятники на грани гибели». Прогуляемся по древнему городу-призраку Ани, известному как «город 1001 церкви».

Фото 2.Руины мавзолея, построенного приблизительно в 1050 году нашей эры. (Фото Georgios Giannopoulos):

Город Ани - армянский город. Он расположен на одном из берегов притока реки Ахурян, на северо-востоке нынешней Турции. Впервые о городе стало известно ещё в 5 веке, когда на его месте находилась крепость, расположенная на скале. Крепость назвали Ахчакбердом, и как такового города вокруг неё не существовало вплоть до 8 века.

Поселения в районе города Ани появились около 5000 лет назад. Местные жители выдалбливали в скалах пещеры, на манер, как это было в Каппадокии. Эти пещеры можно видеть и сегодня в ущелье Бостанлар. Город начинает развиваться примерно со времен Урарту, т.е. с 9 века до н.э. Ани оказался первым городом, который находился на Великом Шелковом пути при входе в Анатолию. Это неминуемо привело к тому, что Ани стал важным торговым центром, а значит и богатым. Именно Великий Шелковый путь и стал источником процветания города. В 860-х гг. Багратиды создают Анийское царство, которое стало самым большим феодальным государством древней Армении. Столицей его становиться Ани.

С начала 9 века вокруг крепости стали появляться многочисленные ремесленные поселения, тогда город и получил своё нынешнее название, став крупным культурным и экономическим центром. В 961 году город становится столицей Армении, и начинает быстро расти.

1045 г. город становится частью Византии, в 1064 г. попадает под власть сельджуков. В течение12-13 в. Ани становиться неоднократно предметом захвата то курдами, то грузинами. Но не это привело к упадку Ани. Решающую роль здесь сыграл главный кормилец города – Великий Шелковый путь, а точнее его закат. Пропал источник постоянного дохода, город стал терять свою известность. Нашествие монголов и случившееся здесь землетрясение привели Ани к полнейшему упадку. Примерно с 16 в. люди начинают уходить из города.

Фото 3.

С середины 13 века начинается период упадка. Сначала монголы, а потом сельджуки разоряют город, отвоевав его у Византии. К тому времени в Ани проживало около 100 тысяч человек - это был самый крупный город Ближнего Востока. Население было равномерно распределено завоевателями по территории своих владений, а землетрясение 1319 года окончательно уничтожило город.

Основной достопримечательностью города являются его церкви, самой знаменитой из которых является церковь Богородицы или Аставацацин (989-1001 годы), с солнечными часами на южном фасаде, потерявшая купол лишь в 1840 году.

Фото 4.

С 1534 года город входил в состав Османской империи , а с 1878-1917 принадлежал России. Сегодня город относится к вилайету Карс, хотя от Карса находится в 42 километрах, в то время как до границы с Арменией черту города отделяет менее 1000 метров.

В городе имеется 8 входных ворот, но сохранились до наших дней лишь одни - ворота Асланлы. через которые и можно попасть в город.

Промышленность и ремёсла в города почти не развиваются, по сути Ани представляет из себя город-музей, постепенно разрушающийся и приходящий в запустение. Тем не менее, множество оригинальных памятников религиозной архитектуры все ещё привлекают туристов, посещающих Турцию , к самой армянской границе.

Фото 5.

На сегодняшний момент как такового города не существует, есть только остатки древнейших сооружений. Сейчас это плато с множеством полуразрушенных древних строений, находящееся недалеко от Карса, рядом с горами Окюздаши. Хотя даже сейчас сохранившиеся строения города Ани — это образец архитектуры прошлого. До нынешнего времени сохранились остатки городской стены и остатки башен, сооруженных еще в десятом веке, хотя они очень сильно разрушены. Чудом сохранившаяся церковь Спасителя, строившаяся с 1034 по 1036 года и еще одна церковь Святого Григория Просветителя, построенная в 1010 году, представляют собой памятники зодчества.

Сохранились еще несколько небольших церквей, которые были названы в честь Святого Григория, Гаджик и Кервансарай. До сих пор сохранился и женский монастырь Пресвятой Богородицы с прилегающей к нему маленькой церковью. Ну а основной жемчужиной древнего города можно с уверенностью назвать Главный Кафедральный Собор, строившийся целых 11 лет, еще с 989 года по 1010 год. Но самое интересное то, что на армянской земле, в пределах видимости возведена точная копия этого собора, но строившаяся уже в наше время.

Фото 6. Храм и человек для масштаба. (Фото Scott Dexter):

После осмотра всех выше перечисленных достопримечательностей имеет смысл обратить свой взор на дворец сельджуков. Так как данное сооружение (к слову одно единственное, которое решили восстановить), относится к исламскому стилю. Невдалеке также можно увидеть раскопки, где по предположениям археологов находилась улица древнего города. На этом участке видны остатки торговых заведений или жилищ. Рядом возвышается Менуджехир-Камыи, которая ранее считалось мечетью. В южной части города стоит цитадель под названием Ыдж-Кале, но, к сожалению для осмотра она закрыта. Рядом с ней монастырь Кыз-Килисеси, стоящий практически над ущельем реки.

Можно немного пройтись и осмотреть термы сельджуков, остатки древнего моста через речку Ахурян. Здесь же можно увидеть «хачкары» — примеры резьбы по камню, имеющие армянские корни. Но следует при осмотре древнего города Ани знать и то, что некоторые его части или районы, находящиеся у самой границы закрыты для экскурсий, а большое количество патрулирующих жандармов могут запретить осмотр некоторых достопримечательностей. Но в то же время они вежливо и доступно объясняют мотивы того или иного запрета.

Фото 7.

Международную известность Ани получил благодаря русскому ученому Н.Я. Марру.

Фото 8. Фрески внутри церкви Святого Григория. Здесь от них мало что осталось. (Фото Reuters | Umit Bektas):

Последние годы Турецкие ученые собираются начать новые раскопки в одном из наиболее впечатляющих туристических центров Турции – на территории древнего армянского города Ани», — сообщает официальное турецкое агентство «Анадолу».

Как сообщают турецкие источники, эти работы осуществляются археологами из университета «Памуккале» г. Денизли, расположенного на западе страны. Они, как отметил руководитель Агентства по культуре и туризму администрации провинции Карс Хакан Догана, уже ведут переговоры с министерством культуры Турции с целью получения официального разрешения на проведение раскопок в Ани.

«Ани был центром некогда могущественного армянского царства, там проживало от 100 до 200 тысяч жителей. Ани являлся одним из крупнейших городов того периода», — пишет «Анадолу», сообщая, что только за один прошлый год Ани посетило около 22 тыс. туристов.

«60% из них – иностранцы, для них Ани, по всей видимости, привлекателен как место слияния разных религий, город, где в свое время жили представители разных религий, культур, рас», — в интервью агентству «Анадолу» сказал представитель администрации провинции Карс Хакан Догана, не скрывая того, что местные власти преследуют цель увеличить поток туристов, благодаря активизации работ в Ани.

«Очевидно, что мы, как можно скорее, должны представить миру этот город, имеющий общемировое значение», — отметил Догана.

«В течение последних месяцев в Ани были проведены некоторые работы, в частности, кувшины, обломки глиняной посуды и человеческие кости, найденные в результате раскопок, осуществленных в июне 2012г., были перевезены на специальный склад», — отмечают турецкие чиновники.

Кстати, турецкие власти впервые обратили серьезное внимание на Ани около 20 лет назад. С 1989г. здесь велись работы по очистке территории, которые, однако, в 2005г. были приостановлены и возобновились лишь в 2009г., параллельно старту армяно-турецкой «футбольной дипломатии».

В 2010г. Ани уже оказался в центре крупного политического скандала, когда лидер турецких националистов Девлет Бахчели вместе со своими сторонниками провел пятничный намаз на территории армянского кафедрального собора в Ани.

Фото 9. Руины церкви Святого Григория. (Фоо AP Photo):

Фото 10. Все что осталось от храма царя Гагика - царя Анийского царства. (Фото Scott Dexter):

Фото 11. Ущелье ниже города Ани. Здесь видны многочисленные пещеры в скалах, а также укрепления. (Фото Adam Jones):

Фото 12. Восстановление Дворца торговцев. Видно явное несоответствие древних и современных материалов. (Фото Jean & Nathalie):

Фото 13. Остатки города Ани, 24 июня 2012. (Фото Scott Dexter):

Фото 14.

Фото 15. В центре кадра, на скалах виден замок. (Фото Scott Dexter):

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25. Внутри собора Ани, 4 июня 2013. Строительство началось в 989 году и было завершено в период между 1001-1010 годами. Строение рухнуло во время землетрясения в 1319 году. (Фото MrHicks46):

Фото 26. Замок на вершине горы около реки Ахурян, 4 июня 2013. (Фото MrHicks46):

Фото 27.

Фото 28. Средневековые стены Ани. (Фото Marko Anastasov):

Фото 29. Собор. (Фото AP Photo | Burhan Ozbilici):

Фото 30. Надписи на внешней стене собора. (Фото Scott Dexter):

Фото 31. Поврежденные фрески в церкви Святого Григория. (Фото Reuters | Umit Bektas):

Фото 32. Остатки церкви Святого Спасителя среди руин города Ани. (Фото Reuters | Umit Bektas):

Фото 33. Все, что осталось от древнего моста. (Фото Martin Lopatka):

Фото 34. Граница между Турцией и Арменией, 19 июня 2011. (Фото Martin Lopatka):

Фото 35. Собор города Ани на фоне горы Малый Арарат. (Фото Sara Yeomans):

Фото 36. Разрушенная церковь Святого Спасителя, 19 февраля 2010. (Фото Reuters | Umit Bektas):

Фото 37. Цитадель (слева) и мечеть (справа). (Фото Jean & Nathalie):

Фото 38. Собор и попытки его спасти от дальнейшего разрушения. (Фото AP Photo | Burhan Ozbilici):

Фото 39. Фрески внутри церкви Святого Григория. (Фото MrHicks46):

Фото 40. Церковь Святого Григория. (Фото Martin Lopatka):

Фото 41. Предупреждающий знак: «Секретная военная зона. Проход закрыт». (Фото Adam Jones):

источники

http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%90%D0%BD%D0%B8/

http://stanbul.ru/content/view/12/34/

http://www.tury.ru/sight/id/14868

http://world-archaeology-news.blogspot.ru/2012/11/blog-post_2336.html

http://cappadocia-elenatruva.ru/ani-turciya.html

И еще несколько интересных древних городов для вас: знаменитая , а вот . Вашему вниманию древняя и величественный Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -