Сочинение (essay) или топик (topic) на английском языке – важная часть письменной речи. Написание сочинения помогает пополнять словарный запас и на практике отрабатывать сложные грамматические конструкции. Сочинение – одно из самых важных и сложных заданий в экзаменах на знание английского языка. Встречается оно как в ЕГЭ, так и в международных экзаменах – , и др. Написать сочинение на английском языке сложнее, чем письмо или электронное сообщение, поэтому и требования к сочинениям намного выше. Оно должно соответствовать выбранному заранее стилю повествования, подробно раскрывать тему и быть строго структурированным, не говоря уже о том, что в сочинении недопустимы грамматические ошибки. В зависимости от темы и назначения, сочинения или эссе по английскому языку могут быть нескольких видов.

Виды эссе

Описательное

Основная цель: описать основные черты объекта, процесса, явления.

Этот вид эссе допускает эмоциональный, экспрессивный стиль, включающий большое количество деталей. При написании такого текста забудьте о краткости и лаконичности. Используйте воображение, чтобы максимально точно описать то, что вы хотите.

Аналитическое

Основная цель: проанализировать и критически оценить заявленную тему.

Среди всех видов эссе этот выделяется повышенным требованием к структурированности текста и логике повествования. В аналитическом эссе важно строго упорядочить информацию и преподнести ее последовательно. Также важную роль здесь играют слова-связки, которые позволят читателю следить за ходом ваших мыслей.

Сочинение-рассуждение

Основная цель: привести аргументы «за» и «против» какой-либо позиции.

К особенностям данного сочинения относится большое количество приводимых примеров и раскрытие разных идей и взглядов. Для написания такого эссе важно провести тщательное исследование по выбранной теме.

Убеждающее

Основная цель: убедить читателей в своей точке зрения.

Данный тип эссе предполагает заочную дискуссию с читателями. Задача автора здесь – максимально убедительно аргументировать свою позицию, чтобы читатели с ней согласились. Для достижения этой цели допускается манипулировать эмоциями читателей, но основными инструментами должны быть логичное построение и точные факты.

Сравнение и сопоставление

Основная цель: обсудить основные различия и сходства между выбранными объектами. В данном топике автору предстоит рассортировать разные вещи или понятия по категориям. Такой тип сочинения полезен, когда необходимо проанализировать разницу между объектами.

Причинно-следственное

Основная цель: объяснить, как и почему определенные причины приведут к определенным результатам.

Данное сочинение предполагает два варианта построения текста: один результат и несколько причин, вызвавших его; или одна причина, которая привела к нескольким результатам. Часто данный тип эссе используется в темах про экологию и политику.



Структура эссе

Стандартное сочинение на английском языке состоит из разных видов информации, которые располагаются в специальных разделах текста. Даже в коротком топике обязательны три таких раздела: вступление, основная информация или «тело» и заключение.

Вступление

Вводный абзац топика должен содержать формулировку тезиса и в общих чертах дать понять читателю, о чем будет сочинение. Заканчиваться вступление должно словом или фразой, которые переносят читателя в первый абзац следующего раздела эссе.

Тело

Первый абзац

В первом абзаце сочинения должен быть самый сильный аргумент, самый выразительный пример или самая подходящая иллюстрация. Первое предложение этого абзаца должно по смыслу продолжать вступление. Там же или во втором предложении должна содержаться основная мысль абзаца.

Бесплатный урок на тему:

Неправильные глаголы английского языка: таблица, правила и примеры

Обсудите эту тему с личным преподавателем на бесплатном онлайн уроке в школе Skyeng

Оставьте контактные данные и мы свяжемся с вами для записи на урок


Второй абзац

Во втором абзаце должен содержаться второй по силе аргумент или иллюстрирующий пример. По своему содержанию он продолжает первый абзац, дополняя его новой информацией.


Третий абзац

В третьем абзаце используют самый слабый аргумент или иллюстрирующий пример. Здесь также дополняется основная информация сочинения, но она уже не так важна, как в первых двух абзацах основной части. Последнее предложение третьего абзаца должно отсылать читателя к заключению.

Пример на английском Перевод
In a similar way, we are all like Edison in our own way. Whenever we learn a new skill — be it riding a bike, driving a car, or cooking a cake — we learn from our mistakes. Few, if any, are ready to go from training wheels to a marathon in a single day but these early experiences (these so-called mistakes) can help us improve our performance over time. You cannot make a cake without breaking a few eggs and, likewise, we learn by doing and doing inevitably means making mistakes. В каком-то смысле, мы все похожи на Эдисона в нашем собственном пути. Всякий раз, когда мы осваиваем новый навык – будь то езда на велосипеде, вождение автомобиля или приготовление торта – мы учимся на своих ошибках. Немногие, если таковые имеются, могут пройти путь от новичка до профессионала, но этот опыт (так называемые ошибки) может помочь нам улучшить нашу производительность с течением времени. Вы не можете сделать пирог, не разбив несколько яиц, и, к тому же, мы учимся, делая, а любое действие предполагает совершение ошибок.

Заключение

Заключительный абзац – последний по порядку, но отнюдь не последний по значению. Это ваш последний шанс донести до читателя свою мысль и позицию, поэтому еще раз постарайтесь четко и логично сформулировать основной посыл сочинения. Не растягивайте заключительный абзац – трех-четырех предложений будет достаточно.

Полезные фразы для каждой части

Вступление

This topic discusses – Данное сочинение рассматривает …
The definition of … will be given – Определение … будет дано …
The topic focused on – Данный топик сфокусирован на …
In this essay – В этом эссе.
The key aspect discussed – Ключевой аспект обсуждения.
Views on … range from – Взгляды на … колеблются от …
The central theme – Центральная тема.
Emphasised are – Подчеркнуто, что …

Тело

For example – Например
As can be seen in – Как видно в …
An illustration of – В иллюстрации …
As demonstrated by – Как продемонстрировано в …
Is observed – Рассматривается
Another essential point – Другой важный аспект
Additionally – Вдобавок
More importantly – Что еще более важно
In the same way – В то же время

Заключение

In summary – В целом.
In conclusion – В заключение.
In brief – Вкратце.
To summarize – Подводя итог.
To sum up – Подводя итог.
To conclude – В заключение
Thus – Таким образом.
Hence – Отсюда.
It has been shown that – Было показано, что …
In short – Вкратце.

Слова-связки и вводные слова для сочинения в таблице

Английское слово/фраза Перевод Использование
In order to для того, чтобы Используется, чтобы начать объяснение цели эссе или конкретного аргумента.
In other words другими слова Помогает выразить мысль более четко, просто, понятно.
To put it another way с другой стороны Синоним «другими словами».
That is to say то есть Позволяет добавить больше деталей к объяснению.
Moreover более того
What’s more более того Позволяет привести больше аргументов для поддержки точки зрения автора.
Likewise подобно этому Позволяет описать что-то, что подтверждает правоту автора.
Another key thing to remember еще одна вещь, которую следует запомнить Синоним фразы «а также», с помощью которого можно добавить дополнительные детали к описанию.
As well as а также Смысловой синоним союза «и», который помогает добавить новую информацию.
Coupled with наряду с Используется при рассмотрении двух и более параметров одновременно.
However однако Используется, чтобы начать фразу, которая противоречит предыдущей.
On the other hand с другой стороны Используется, чтобы показать мнение, противоположное тому, что только что было высказано, или чтобы рассмотреть вопрос под другим углом.
By contrast/in comparison напротив/по сравнению Помогает рассмотреть сходства и различия сравниваемых объектов.
Despite this несмотря на это Используется, чтобы показать мнение, которое существует вопреки предыдущему утверждению.
Significantly значительно Используется для обозначения утверждений, смысл которых может быть понят не сразу.

Критерии оценивания эссе на международных экзаменах в таблице

Международные экзамены (на примере IELTS) ЕГЭ

В данном экзамене эссе, которое является частью раздела «Письмо», оценивается по четырем критериям.

Написание эссе на английском языке — стандартное задание на экзамене. Именно за эту работу начисляют наибольшее количество баллов, т.к. задание само по себе не из простых. Даже на родном языке не каждый сумеет грамотно и последовательно изложить свои мысли на определенную тему. Что уж говорить, если вам предстоит это сделать на английском языке.

Итак, что представляет собой эссе? Эссе это небольшое сочинение, целью которого является передача индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному вопросу. Именно такое творческое задание, как написание эссе, дает возможность охарактеризовать вас как личность, показать ваше мировоззрение, ваши знания, ваш потенциал.

Как вы уже поняли, для написания эссе на английском языке необходим достаточно высокий уровень владения языка, а т.к. это задание можно назвать творческим, вы должны научиться выражать свою точку зрения и развивать заданную мысль. Этим искусством вполне можно овладеть, особенно если следовать плану, который мы обсудим ниже. Я дам вам парочку очень полезных советов по написанию эссе на английском языке, которые вам не раз помогут.

Структура эссе

Эссе на английском языке должно включать в себя три смысловые части: введение, основная часть и заключение.

Введение

Во введении вы должны четко обозначить ключевую тему-проблему, о которой собственно вы и будете рассуждать дальше. То есть для начала вы должны сообщить тему эссе, перефразировав ее при помощи синонимов ключевых слов. Вы должны показать, что поняли и осмыслили тему.

Необходимо также указать, что существуют противоположные мнения по поводу этой проблемы, и обозначить какую именно позицию занимаете вы. При этом лучше всего использовать безличные конструкции, чтобы подчеркнуть объективность.

Введение может содержать некий комментарий к теме. Это может быть определению ключевого понятия или ваше объяснение того, как вы понимаете тему. Вы можете перечислить, какие именно аспекты темы будете рассматривать и почему.

Итак, правильно составленное введение должно давать ясное представление того, о чем пойдет речь в основной части. Чтобы красиво и правильно его сформулировать используйте следующие фразы, которые обозначат направление ваших мыслей:

  • Now I would like to express my point of view on the problem of … − Сейчас, я бы хотел высказать свое мнение по поводу …
  • This essay deals with … — Это эссе рассматривает …
  • This essay will examine … — Это эссе исследует …
  • This essay will analyse … — Это эссе проанализирует …
  • Many people think … but others do not agree − Многие люди думают, что …, но другие с этим не согласны
  • Let us consider what the advantages and disadvantages of … are − Рассмотрим, каковы преимущества и недостатки …
  • Let’s consider some pros and cons of it − Давайте рассмотрим некоторые плюсы и минусы (этого)
  • Let us start by considering the facts − Начнем с рассмотрения фактов
  • Let us start by considering pros and cons of it − Начнем с рассмотрения плюсов и минусов (этого)
  • It is generally agreed today that … − Сегодня общепризнано, что …

Можете также задействовать выражения, которые определят план вашей работы:

  • The essay is divided into three main sections — Эссе разделено на три основные части
  • The third part compares … — В третьей части сравниваются …
  • Finally, some conclusions will be drawn as to … — В завершении будут сделаны определенные выводу по поводу …

Основная часть

В основной части вы также должны привести несколько противоположных мнений, которые расходятся с лично вашим мнением, и рассказать, почему вы с ними не согласны. Все должно быть аргументировано и подкреплено примерами.

Вся информация в основной части должна быть логически разделена (т.е. текст делится на абзацы). Вы должны хорошо продумать конструкцию вашего эссе и корректно подвести основную часть к заключению.

Следующие фразы можно использовать в основной части, когда размышляете над проблемой и аргументируете свою точку зрения:

  • To begin with … − Начнем с того, что …
  • You can … − Вы можете (Можно) …
  • Firstly, … / Secondly, … / Finally, … − Во-первых, … / Во-вторых, …/ Наконец, …
  • The first thing that needs to be said is … − Прежде всего, следует сказать, что …
  • One argument in support of … − Один из аргументов в поддержку …
  • One should note here that … − Здесь следует отметить, что …
  • First and foremost … − В первую очередь …
  • It is often said that … − Часто говорят, что …
  • It is true that … / clear that … / noticeable that … − Это правда, что … / Ясно, что … / Примечательно, что …
  • The second reason for … − Вторая причина …
  • Another good thing about … is that … − Еще один положительный момент … заключается в том, что …
  • For the great majority of people … − Для подавляющего большинства людей …
  • We live in a world in which … − Мы живем в мире, в котором …
  • It is a well-known fact that … − Хорошо известно, что …
  • It is undeniable that … − Нельзя отрицать, что …
  • A number of key issues arise from the statement. For instance, … − Это утверждение затрагивает ряд ключевых вопросов. Например, …
  • First of all, let us try to understand … − Прежде всего, давайте попытаемся понять …
  • One of the most striking features of this problem is … − Один из самых поразительных аспектов этой проблемы …
  • What is more, … − Более того, …
  • The public in general tend to believe that … − Общественность в целом склонна полагать, что …
  • Besides, … because it is … − Кроме того, … потому что …
  • Doubtless, … − Несомненно, …
  • It is (very) clear from these observations that … − Из этих наблюдений (абсолютно) ясно, что …
  • One cannot deny that … − Нельзя отрицать, что …
  • Another way of looking at this question is to … − Чтобы взглянуть на эту проблему с другой стороны, надо …
  • On the other hand, we can observe that … − С другой стороны, мы можем наблюдать, что …
  • If on the one hand it can be said that … the same is not true for … − И если с одной стороны, можно сказать, что …, то же самое нельзя сказать о …
  • The other side of the coin is, however, that … − Однако, с другой стороны, …
  • One should, however, not forget that … − Тем не менее, не следует забывать, что …
  • One should, nevertheless, consider the problem from another angle − Тем не менее, следует взглянуть на эту проблему с другой стороны
  • On the other hand, … − С другой стороны, …
  • Although … − Хотя …
  • Besides, … − Кроме того, …
  • Moreover, … − Более того, …
  • Nevertheless, one should accept that … − Тем не менее, следует признать, что …
  • Furthermore, one should not forget that … − Кроме того, не следует забывать, что …
  • In addition to … − Кроме того, что …
  • However, we also agree that … − Однако, мы также согласны с тем, что …

Фразы, выражающие личное мнение:

  • In my opinion this subject is very controversial — По моему мнению, этот вопрос является спорным
  • In my view … − По моему мнению, …
  • To my mind … − По моему мнению, …
  • To my way of thinking … − По моему мнению, …
  • Personally I believe that … − Лично я верю, что …
  • I feel strongly that … − Я твердо убежден, что …
  • It seems to me that … − Мне кажется, что …
  • As far as I am concerned … − Что касается меня, …

Вы можете подкрепить свое мнение мнением неких экспертов:

  • Experts believe that … − Эксперты считают, что …
  • … say that … − … говорят, что …
  • … suggest that … − … предполагают, что …
  • … are convinced that … − … убеждены, что …
  • … point out that … − … отмечают, что …
  • … emphasize that … − … подчеркивают, что …
  • Perhaps we should also point out the fact that … − Возможно, нам также следует отметить тот факт, что …
  • According to some experts … − По мнению некоторых экспертов, …
  • One must admit that … − Надо признать, что …
  • It would be unfair not to mention that fact that … − Было бы несправедливо не упомянуть тот факт, что …
  • Which seems to confirm the idea that … − Что, по-видимому, подтверждает мысль (о том), что …
  • We cannot ignore the fact that … − Мы не можем игнорировать тот факт, что …
  • From these facts, one may conclude that … − Из этих фактов, можно сделать вывод (о том), что …
  • One cannot possibly accept the fact that … − Трудно смириться с тем фактом, что …
  • The most common argument against this is that … − Наиболее распространенным аргументом против этого является то, что …
  • Thus, … / Therefore, … − Таким образом, … / Поэтому …

Заключение

Заключение — это финальная часть вашего эссе. В заключении вы должны подвести итог высказанным рассуждениям, т. е. сделать вывод и подтвердить свою точку зрения. В зависимости от темы эссе, может быть уместно дать твердый или обтекаемый ответ на заданный темой вопрос. Или же, вы можете уточнить перспективы и последствия заданной проблемы.

В заключении вы должны выразить свое мнение, которое подкреплено аргументами, рассмотренными ранее. В заключении обычно является уместным перечислить основные идеи эссе. В этом случае нужно обратиться к введению и провести параллели. Но не повторяйтесь слово в слово, используйте другую формулировку.

В заключении может присутствовать наводящий на дальнейшие размышления вопрос, цитата, яркий эффектный образ (конечно если это уместно). Как вариант, в заключении вы можете предложить вариант решения обсуждаемой проблемы, сделать прогноз результатов или последствий, призвать к действию.

Заключение — это наиболее важная часть эссе. Ведь именно в заключении заключена вся ценность вашей работы, где вы подводите итог вашим рассуждениям. В нем вы демонстрируете насколько серьезно вы подошли к рассмотрению заданной темы и насколько вы вообще способны самостоятельно рассуждать и делать выводы.

Вам помогут специальные фразы, которые помогут вам последовательно изложить свои мысли:

  • In conclusion … − В заключение …
  • On the whole … − В целом …
  • To conclude … − В завершение …
  • To sum up … − Таким образом …
  • All in all … − В целом …
  • All things considered … − Учитывая все обстоятельства …
  • Finally … − В конечном счете … (В заключение…)
  • Lastly … − В заключение …
  • In conclusion, I can say that although … − В заключение я могу сказать, что, хотя …
  • Taking everything into consideration… − Принимая все во внимание …
  • Taking everything into account … − Принимая все во внимание …
  • So it’s up to everybody to decide whether … or not − Так что каждый должен решить для себя … ли …, или нет
  • The arguments we have presented … suggest that … / prove that … / would indicate that … − Представленные нами аргументы … предполагают, что … / доказывают, что … / указывают на то, что …
  • To draw the conclusion, one can say that … − Подводя итог, можно сказать, что …
  • From these arguments one must … / could… / might … conclude that … − Исходя из этих аргументов, надо … / можно … / можно было бы … прийти к заключению о том, что …

Если вы уже написали основную часть эссе, то составить заключение не должно составить труда. Вместе с тем, хотелось бы перечислить наиболее грубые ошибки, которые просто нельзя допускать в заключении эссе:

1. Нельзя выдвигать в заключении совершенно новые идеи. Это просто не логично. Если они действительно важны, они должны быть включены в основную часть.

2. Ни в коем случае не используйте оправдательный тон. Вы должны быть уверены в своих высказываниях. Не используйте фразы типа:

  • I may not be an expert − Возможно, я не специалист
  • At least this is my opinion − По крайней мере, я так думаю

3. Не стоит заострять внимание на слишком мелких и незначительных деталях. Ваша задача — это подвести итоги и сделать выводы.

4. Ни в коем случае нельзя опровергать значимость предыдущих аргументов из основной части.

Объем разделов

Объем каждого из разделов может варьироваться в зависимости от поставленного задания и темы эссе. В любом случае как минимум половину вашего эссе должна составлять основная часть. В качестве общего представления об объеме каждого раздела может служить следующее соотношение:

  • Введение — 10 — 25% общего объема
  • Основная часть — 50 — 80% общего объема
  • Заключение — 10 — 25% общего объема

Полезные вводные фразы

  • Moreover … − Более того …
  • Most of all … − Больше всего …
  • It is important to note that … − Важно отметить, что …
  • It is important to remember that … − Важно помнить, что …
  • An important point is that … − Важным является то, что …
  • Аt the moment, … − В данный момент, …
  • In conclusion, … − В заключение, …
  • After all, … − В конце концов, …
  • In any case, … / Anyway, … / Either way, … − В любом случае, …
  • Actually, … − Вообще-то, …
  • Firstly, … − Во-первых, …
  • Instead of … − Вместо того, чтобы …
  • In the first place, … − В первую очередь, …
  • From time to time, … − Время от времени, …
  • Аs a result of … − В результате …
  • Indeed, … − Действительно, …
  • In order to … − Для того, чтобы …
  • I must admit, … − Должен признать, …
  • In other words, … − Другими словами, …
  • It makes sense (to) … − Имеет смысл …
  • It seems that … − Кажется, (что) …
  • In short, … / In a nutshell, … − Короче, … / Короче говоря, …
  • Besides, … − Кроме того, …
  • Luckily, … / Fortunately, … − К счастью …
  • Unfortunately, … − К сожалению, …
  • In addition, … − К тому же, …
  • By the way, … − Между прочим, … / Кстати, …
  • I should … / I had better … − Мне следовало бы …
  • It may seem that … − Может показаться, что …
  • Finally, … − Наконец, …
  • In fact, … / Actually, … − На самом деле, …
  • As far as I know, … − Насколько я знаю …
  • Аs far as I can judge, … − Насколько я могу судить, …
  • It doesn’t matter that … − Не важно, что …
  • It is not surprising that… / It is no great surprise that … − Не удивительно, что …
  • But other than that, … − Но кроме этого …
  • However, … − Однако, … / Тем не менее, …
  • It turned out that … − Оказалось, что …
  • Frankly speaking, … / To tell the truth, … − Откровенно говоря, … / Честно говоря, …
  • In my opinion, … − По моему мнению, …
  • To tell the truth, … − По правде говоря, …
  • As a matter of fact, … − По сути дела, …
  • First of all, … / Above all, … − Прежде всего, …
  • It is self-evident that … − Само собой понятно, что …
  • It goes without saying that … − Само собой разумеется, что…
  • It should be noted that … − Следует отметить, что …
  • I advise you (to) … − Советую вам …
  • On the one hand, …, on the other hand, … − С одной стороны, …, с другой стороны, …
  • Also, … − Также …
  • As well as … − Так же как и …
  • Meanwhile, … / Meantime, … − Тем временем, …
  • It is well known that … − Хорошо известно, что …
  • As for … / Concerning … − Что касается …
  • It can mean, that … − Это может означать, что …
  • I would rather … − Я бы предпочел …
  • I would like to … − Я бы хотел …
  • I think, … / I believe, … / I guess, … − Я думаю, … / Я полагаю, … / Я считаю, …


Для того, чтобы не беспокоиться о ясности вашего эссе, у вас должен быть четкий план и глубокое понимание материала. Старайтесь использовать простые фразы, без заумных выражений. Так вы сможете избежать большого количества ошибок на английском языке. Не злоупотребляя сложными выражениями, вы должны также избегать сокращений или сленга.

Помните о разнице между письменной и устной речью. Используйте как можно больше прилагательных и наречий, чтобы сделать ваше эссе красочным и выразительным. В целом, вы должны ясно и четко изложить основные идеи и проблемы вашего эссе, чтобы читатель мог проследить за ходом вашей мысли, не отвлекаясь на ненужные рассуждения.

В идеале, вы должны стремиться к полному отсутствию грамматических и орфографических ошибок. Общая структура, делание на абзацы, пунктуация — все должно быть выполнено правильно, чтобы помогать читателю проникнуться вашими рассуждениями. Вот несколько советов при написании эссе:

1. Используйте академический стиль написания

  • Избегайте очень категоричных суждений и обобщений.
  • Если возможно, избегайте личных местоимений.
  • Доказывайте сказанное при помощи цитат и данных с указанием источника.
  • Соблюдайте гендерное равенство: когда речь идет об абстрактной личности, используйте person вместо man. Также лучше употреблять местоимение they вместо he или she.
  • Старайтесь использовать фразы, в основе которых лежит существительное, а не глагол. Например вместо «Crime was increasing rapidly and the police were becoming concerned» напишите «The rapid increase in crime was causing concern among the police».

2. Не используйте элементы разговорной речи

  • Вместо сокращений don’t, they’re, it’s и т. д. всегда используйте полную форму
  • Исключите сленг и разговорные выражения. Например: kid, a lot of/lots of, cool.
  • Не отклоняйтесь от темы.
  • Вместо фразовых глаголов (get away with, get off, put in) используйте однословные синонимы.
  • Избегайте слишком общих слов (all, get, thing). Выражайтесь точно и конкретно.
  • Не злоупотребляйте восклицательными знаками, скобками, избегайте прямых вопросов.

3. Стремитесь придать тексту объективность

  • Приветствуется использование безличных конструкций (It is believed that ., it can be argued that …).
  • Используйте пассивный залог, если нет необходимости указывать исполнителя действия (Experiment had been conducted).
  • Используйте некатегоричные глаголы (suggest, claim, suppose).
  • Чтобы избежать личных суждений, но показать свое отношение к вопросу, можно использовать наречия: apparently, ideally, arguably, unexpectedly, strangely.
  • Чтобы смягчить категоричность используйте модальные глаголы could, would, may, might.
  • Чтобы избежать обобщений, используйте уточняющие наречия: some, a minority of, several, many, a few.

4. Связность текста

Что бы ваше эссе приятно читалось, кроме того что мысли в нем должны быть выражены последовательно, переход от одной мысли к другой должен быть плавным, одно должно как бы вытекать из другого. Вы должны сохранять связность текста и направлять читателя. В этом вам помогут вводные и связующие фразы, рассмотренные выше. они могут выполнять различные функции. Например.

Прежде всего, Ваше эссе по английскому языку должно осветить ВСЕ аспекты, изложенные в задании, а также должно быть написанным в соответствующем стиле (нейтральном). Оно должно логично делиться на абзацы и соответствовать предложенному в задании плану.

Чтобы не запутаться в процессе написания Вашего эссе, надо потратить 5-7 минут на обдумывание плана и подготовку всех аргументов. Традиционно мы будем делить эссе на пять абзацев.

Абзац 1. Вступление

Здесь должна быть постановка проблемы. Поскольку постановка проблемы уже изложена в задании, Ваша задача – грамотно её пересказать. Именно ПЕРЕСКАЗАТЬ, а не перефразировать.

Вместо банальных “ Some people think, ... Others think, ... ” можно использовать:

Some people claim that ..., while others argue that ...

После того как Вы описали суть проблемы, можно задать непосредственно вопрос, на который Вы и будете отвечать в своём эссе. Например: “What is better: ... or ...?”, “What should we do: ... or ...?”

Последним предложением вступительного абзаца Вы должны поставить цель Вашего эссе. Это можно сделать, например, так:

In this essay I will try to look upon this issue.
In this essay I will try to express my opinion on this issue.
In this essay I would like to express my point of view on this issue.
In this essay I will try to answer this question. (Это наиболее простой вариант, если предыдущие два Вам вспомнить будет трудно, вспомните его)

Абзац 2. Ваше мнение

Начать этот абзац логичнее всего с высказывания Вашей позиции касательно данного вопроса. Полезные фразы (обязательно соблюдайте данную пунктуацию!):

In my opinion, ...
From my point of view, ...
To my mind, ...
Personally, I think that ...
I’m certain that ...
As far as I am concerned, ...

Далее надо дать 2-3 аргумента, подтверждающие Вашу точку зрения. Аргументы могут быть любые, если Вы их грамотно истолкуете. То есть такие, чтобы с ними сложно было поспорить (в разумных пределах, разумеется).

Совет: Лучше дать 2 аргумента и подробно их оправдать и привести примеры в их поддержку, чем 3 кратких и не полностью раскрытых. Помните, что количество слов в эссе ограничено.

Здесь не надо забывать про средства логической связи предложений. Первый аргумент хорошо начать с:

Firstly, ...
To start with, ...
To begin with, ...
First of all, ...

После того как Вы сформулировали первый аргумент, надо его подтвердить и/или дать пример в подтверждение. Вот самые простые модели, как это можно сделать:

Because ...
. That is why ...
. For example, ...

Если Вы начинали словом “Firstly, ...” , то второй аргумент следует начать словом Secondly, . Если первый аргумент шел с фразами “To start with, ...”, “To begin with, ...”, то второй можно начать следующими словами:

Moreover, ...
Furthermore, ...
Besides, ...
In addition, ...

Второй аргумент надо также подкрепить примером или доказательством.

Абзац 3. Противоположное мнение

Начинать абзац Вы будете с постановки противоположного мнения по предложенной теме или вопросу. Сделать это можно так:

Others believe that ...
Some people argue that ...
However, some people think that ...

Далее следуют 1-2 аргумента, подтверждающие противоположное мнение. Советую изначально подумать о двух. А уж сколько в итоге написать: 1 или 2 – решите в процессе, исходя их получающегося размера Вашего эссе.

Совет: Противоположные аргументы Вам потом предстоит оспорить, поэтому, придумывая их изначально, продумывайте, как Вы будете их оспаривать. Если на придуманный аргумент Вам нечем возразить, лучше сразу его заменить на другой, чтобы не делать это во время написания эссе. Оно ведь тоже ограничено!

Совет: При оспаривании аргументов, Вы не должны повторять ничего из написанного во втором абзаце. Поэтому, если у Вас не получается придумать контраргумент, не повторяясь, попробуйте придумать что-то другое. Как вариант, Вы можете придумать другие аргументы «за», пока сочинение еще не написано. В любом случае, лучше это продумать изначально, пока Вы составляете план эссе, нежели чем в процессе написания!

Абзац 4. Ваши контраргументы

Суть этого абзаца – объяснить, почему Вы не согласны с противоположным мнением. Начать абзац можно, например, с предложения:

I can’t agree with this opinion because ...
I’m afraid I can’t agree with this idea because ...

ВНИМАНИЕ: если Вы дали два аргумента в предыдущем абзаце, то и опровергнуть надо обязательно оба. Разграничить их можно следующими фразами:

As for ...,
Speaking about ...,
As far as ... is concerned,

Совет: При опровержении противоположных аргументов лучше всего предлагать пути их решения, а не доказывать их недееспособность. Например, если кто-то считает, что домашние животные опасные, то не надо утверждать, что они, на самом деле, безобидные. Лучше обратить этот недостаток в достоинство, сказав, что зато они являются отличными охранниками в загородных домах.

Абзац 5. Заключение

Самая частая ошибка многих учеников: в заключении они просто высказывают свое мнение. Этого не достаточно. Ведь заключение относится ко всему эссе, а не только ко второму абзацу.

Таким образом, в заключении надо суммировать всё, о чем говорилось в эссе и выразить свою точку зрения. Также можно дать свои рекомендации по существующей проблеме. Самое главное: в заключении не должно быть никакой новой информации.

In conclusion, ... To sum up, ... To conclude, ...

Далее даём читающему понять, что существует две точки зрения на данную проблему, и несмотря на противоположную точку зрения, мы всё-таки придерживаемся своей. Например, сделать это можно по следующей схеме:

Despite the fact that ..., I’m convinced that ...
Taking into consideration different opinions on this issue, I believe that ...

Языковое оформление эссе

После того как Вы написали ЕГЭ эссе по английскому, обязательно пересмотрите его еще раз на предмет возможных ошибок. Из моего опыта наиболее частых ошибок, советую обратить внимание на следующие вещи:

Пробегитесь отдельно по всем существительным. Если существительное исчисляемое и стоит в единственном числе, перед ним обязательно должен быть артикль! Скорее всего, он у вас должен быть неопределенный (но смотрите сами по контексту).

Пробегитесь по всем вводным словам и фразам и убедитесь, что после них стоят запятые. Перед словом ‘that’, наоборот, запятой не должно быть: “I think that ...”, “Others believe that ...” .

Если подлежащее выражено 3 лицом единственного числа (he/she/it ), не забудьте к глаголу приписать окончание –s!

По поводу «умных» слов отдельный разговор. В критериях оценивания есть отдельный пункт: Лексика. Поверьте, лучше не употребить умное слово, чем употребить его неверно и получить за это минус баллы.

Совет: Если Вы не знаете много «умной» лексики, по максимуму впихните её в заранее заученные фразы. Например, вместо банального “for example” можно использовать “for instance”; вместо “I think” употреблять “I believe / suppose / presume”. То есть, по сути, Вам надо придумать лексику, которую Вы точно сможете употребить в Вашем эссе по английскому, какая бы тема Вам ни попалась.


Без особых прикрас можно сказать, что в экзамене ЕГЭ по английскому языку эссе является наиболее трудной задачей. Как можно правильно выразить свою мысль, дать ей логические аргументы, подкрепить их примерами и объяснениями, и при этом грамотно и без ошибок оформить текст, да еще и не выйти за пределы по количеству слов? В этой статье мы постараемся разобрать структуру эссе и дать советы по улучшению качества Вашего эссе.

Начнем с конца. Написанное Вами эссе будет оцениваться по следующим критериям:

Максимальное количество баллов, которое Вы можете получить за эссе – 14 баллов.


Перед тем как задумываться о правильном выполнении каждого критерия, сначала давайте сделаем наше эссе по английскому языку пригодным для проверки. Самое главное здесь – объем.

Формально Ваше эссе по английскому языку должно уложиться в 200-250 слов. Это не надо воспринимать буквально и паниковать, если Вы написали 198 слов. Однако, имейте в виду, что эссе не будет проверяться, если количество слов в нем менее 180. Если же у Вас получится более 275 слов, то проверяющий отсчитает от начала эссе 250 слов, отчертит остальное и проверит всё вплоть до черты. То есть, при первом раскладе Вы теряете всё эссе; при втором, скорее всего, потеряете заключение, что тоже немаловажно.

Прежде всего, Ваше эссе по английскому языку должно осветить ВСЕ аспекты, изложенные в задании, а также должно быть написанным в соответствующем стиле (нейтральном). Оно должно логично делиться на абзацы и соответствовать предложенному в задании плану.

Чтобы не запутаться в процессе написания Вашего эссе, надо потратить 5-7 минут на обдумывание плана и подготовку всех аргументов. Традиционно мы будем делить эссе на пять абзацев.

Абзац 1. Вступление

Здесь должна быть постановка проблемы. Поскольку постановка проблемы уже изложена в задании, Ваша задача – грамотно её пересказать. Именно ПЕРЕСКАЗАТЬ, а не перефразировать.

Совет: Не перечитывайте задание 10 раз, пока формулировки не вдолбятся Вам в голову. Тогда писать вступление своими словами будет очень и очень трудно. Прочитайте данную в задании ситуацию один или два раза, убедитесь, что Вы правильно её поняли. Закройте готовую ситуацию и попытайтесь её пересказать на английском языке именно так, как Вы её поняли, как будто Вы рассказываете об этом другу, который не понял, о чём там шла речь. ВНИМАНИЕ: после того как Вы это сделали, обязательно откройте ситуацию и убедитесь, что Ваш пересказ по сути совпадает с данной Вам ситуацией. Теперь можно ехать дальше.

Вместо банальных “Some people think, ... Others think, ... ” можно использовать:

Some people claim that ..., while others argue that ...

После того как Вы описали суть проблемы, можно задать непосредственно вопрос, на который Вы и будете отвечать в своём эссе. Например: “What is better: ... or ...?”, “What should we do: ... or ...?” и т.д. В 2018 году вышло уточнение, которое отнесло риторические вопросы к стилистическим ошибкам. Поэтому их мы не используем.

Последним предложением вступительного абзаца Вы должны поставить цель Вашего эссе. Это можно сделать, например, так:

In this essay I will try to look upon this issue.
In this essay I will try to express my opinion on this issue.
In this essay I would like to express my point of view on this issue.
In this essay I will try to answer this question. (Это наиболее простой вариант, если предыдущие два Вам вспомнить будет трудно, вспомните его)

Абзац 2. Ваше мнение

Начать этот абзац логичнее всего с высказывания Вашей позиции касательно данного вопроса. Полезные фразы (обязательно соблюдайте данную пунктуацию!):

In my opinion, ...
From my point of view, ...
To my mind, ...
Personally, I think that ...
I am certain that ... (Обратите внимание! Мы не сокращаем: пишем I am...)
As far as I am concerned, ...

Далее надо дать 2-3 аргумента, подтверждающие Вашу точку зрения. Аргументы могут быть любые, если Вы их грамотно истолкуете. То есть такие, чтобы с ними сложно было поспорить (в разумных пределах, разумеется).

Совет: Лучше дать 2 аргумента и подробно их оправдать и привести примеры в их поддержку, чем 3 кратких и не полностью раскрытых. Помните, что количество слов в эссе ограничено.

Здесь не надо забывать про средства логической связи предложений. Первый аргумент хорошо начать с:

Firstly, ...
To start with, ...
To begin with, ...
First of all, ...

После того как Вы сформулировали первый аргумент, надо его подтвердить и/или дать пример в подтверждение. Вот самые простые модели, как это можно сделать:

<аргумент>, because ...
<аргумент>. That is why ...
<аргумент>. For example, ...

Если Вы начинали словом “Firstly, ...” , то второй аргумент следует начать словом Secondly, ...

Если первый аргумент шел с фразами “To start with, ...”, “To begin with, ...”, то второй можно начать следующими словами:

Moreover, ...
Furthermore, ...
Besides, ...
In addition, ...

Второй аргумент надо также подкрепить примером или доказательством.

Абзац 3. Противоположное мнение

Начинать абзац Вы будете с постановки противоположного мнения по предложенной теме или вопросу. Сделать это можно так:

Others believe that ...
Some people argue that ...
However, some people think that ...

Далее следуют 1-2 аргумента, подтверждающие противоположное мнение. Советую изначально подумать о двух. А уж сколько в итоге написать: 1 или 2 – решите в процессе, исходя их получающегося размера Вашего эссе.

Совет: Противоположные аргументы Вам потом предстоит оспорить, поэтому, придумывая их изначально, продумывайте, как Вы будете их оспаривать. Если на придуманный аргумент Вам нечем возразить, лучше сразу его заменить на другой, чтобы не делать это во время написания эссе. Оно ведь тоже ограничено!
Совет: При оспаривании аргументов, Вы не должны повторять ничего из написанного во втором абзаце. Поэтому, если у Вас не получается придумать контраргумент, не повторяясь, попробуйте придумать что-то другое. Как вариант, Вы можете придумать другие аргументы «за», пока сочинение еще не написано. В любом случае, лучше это продумать изначально, пока Вы составляете план эссе, нежели чем в процессе написания!

Абзац 4. Ваши контраргументы

Суть этого абзаца – объяснить, почему Вы не согласны с противоположным мнением. Начать абзац можно, например, с предложения:

I cannot agree with this opinion because ...
I am afraid I cannot agree with this idea because ...
Немного странно звучит “I am afraid”, а не “I"m afraid”, но лучше не сокращать, т.к. за это можно поплатиться драгоценными баллами.

ВНИМАНИЕ: если Вы дали два аргумента в предыдущем абзаце, то и опровергнуть надо обязательно оба. Разграничить их можно следующими фразами:

As for ...,
Speaking about ...,
As far as ... is concerned,

Совет: При опровержении противоположных аргументов лучше всего предлагать пути их решения, а не доказывать их недееспособность. Например, если кто-то считает, что домашние животные опасные, то не надо утверждать, что они, на самом деле, безобидные. Лучше обратить этот недостаток в достоинство, сказав, что зато они являются отличными охранниками в загородных домах.

Абзац 5. Заключение

Самая частая ошибка многих учеников: в заключении они просто высказывают свое мнение. Этого не достаточно. Ведь заключение относится ко всему эссе, а не только ко второму абзацу.

Таким образом, в заключении надо суммировать всё, о чем говорилось в эссе и выразить свою точку зрения. Также можно дать свои рекомендации по существующей проблеме. Самое главное: в заключении не должно быть никакой новой информации.

In conclusion, ...
To sum up, ...
To conclude, ...

Далее даём читающему понять, что существует две точки зрения на данную проблему, и несмотря на противоположную точку зрения, мы всё-таки придерживаемся своей. Например, сделать это можно по следующей схеме:

Despite the fact that ..., I am convinced that ...
Taking into consideration different opinions on this issue, I believe that ...

Языковое оформление эссе

После того как Вы написали ЕГЭ эссе по английскому, обязательно пересмотрите его еще раз на предмет возможных ошибок. Из моего опыта наиболее частых ошибок, советую обратить внимание на следующие вещи.

Последним заданием в письменной части ЕГЭ по английскому языку является написание эссе . Размер сочинения должен составлять 200-250 слов, а его структура должна быть следующей: введение (с формулировкой проблемы), собственное мнение (включая 2-3 аргумента), противоположное мнение по проблеме (включая 1-2 аргумента), причина несогласия с противоположным мнением и заключение. При выполнении данного задания вы можете использовать готовые эссе по английскому языку , которые представлены ниже.

Список готовых эссе


FOOD
1. Some people say that fast food has a bad effect on our health.
2. Some people say that genetically modified food is hazardous to health.
3. Some people think that there are many benefits of being a vegetarian.
4. Some people think that organic food is healthier than conventional food.
5. Some people believe that the only way to lose weight is following a weight loss diet.
6. Some people think that we should eat at home.
FASHION
7. Some people believe that it is important to look nice and to follow fashion.
8. Some people think that clothes help them show who they really are.
9. Some people think that schoolchildren should wear school uniforms.
10. Some people say that there should not be any rules about the clothes people can wear in the workplace.
11. Some people say that wearing fur is unacceptable.
12. Some people think that tattoos and piercing make them more attractive.
TRAVEL & TOURISM
13. Some people think that tourism ruins everything that it touches.
14. Some people say that school trips are beneficial for students.
15. Some people say ecotourism benefits the environment and local people.
16. Some people think that the best way to travel in a town or in a city is on foot.
17. Some people say that cars have improved our lives in a number of ways.
18. Some people say that travelling by plane is very convenient.
19. Some people say that taking public transportation is a convenient option for travelling.
20. Some people say that hitchhiking is the best way of travelling.
21. Some people say that travelling to exotic countries is an exciting experience.
22. Some people think that international travel has a lot of benefits.
23. Some people say that the best way to travel is by train.
24. Some people say that the best way to travel is by ship.
25. Some people choose to travel abroad to receive medical care.
FRIENDSHIP & LOVE
26. Some people say that having friends is important for everyone.
27. Some people think that you can have only one true friend.
28. Some people think that only those who have much in common can become friends.
29. Some people think that nothing can ruin a true friendship.
30. Many people think that love makes a person happy.
31. Some people think that jealousy is a very destructive emotion.
MONEY
32. Some people think that only those who earn a lot of money can be happy.
33. Some people think that pocket money teaches teenagers to be responsible.
34. Some people say that making money with the Internet is reality.
35. Some people say that teenagers should work to earn money.
LEISURE TIME ACTIVITIES
36. Some people say that having a hobby is important for everyone.
37. Some people say that playing computer games is the best way to spend your free time.
38. Some people believe that teenagers should not be given too much free time.
39. Some people think that reading is a waste of time.
40. Some people think that collecting various things is a waste of time and money.
EDUCATION
41. Some people say that online education is an excellent alternative to traditional education.
42. Some people think that homeschooling is an excellent alternative to traditional education.
43. Some people think that self-education is not very effective.
44. Some people think that if you want to get a good education, you should go abroad.
45. Some people think that boys and girls should study separately at different schools.
46. Some people think that the most important thing for a teacher is to make studying enjoyable for students.
47. Some school-leavers think that university is not for them and choose not to go.
48. Some people think that computers may replace teachers in the future.
49. Some people believe that exams are the best way to check the student’s knowledge.
50. Many people think that homework is essential for every student.
51. Some people believe that students should be allowed to choose the subjects they want to study.
52. Some people think that grades encourage students to learn.
53. Some people think that students will use computers instead of textbooks in the future.
54. Some people think that creativity is an essential ability which must be taught at school.
55. Some people think that punishment should be used in class to achieve discipline and to make students study hard.
WORK & CAREER
56. Some people say that having jobs can be of great benefit to teenagers.
57. Some people say that they would prefer to work at home.
58. Some people think that it is more important to get satisfaction from your work than to earn much money.
59. Some people think that in any occupation discipline is more important than talent.
60. Some people think that young people should follow in their parents’ footsteps when choosing a profession.
61. Some people change their jobs every few years.
62. Some people think that it is better to work abroad.
63. Some people believe that they will be successful and happy only if they work much.
64. At present, there is no difficulty in finding a good job.
65. Some people think that there is nothing worse than being unemployed.
66. Many people believe that it is important to develop teamwork in the workplace.
67. Some people prefer to work for themselves or to own a business.
SCIENCE & TECHNOLOGY
68. Some people think that modern technologies make life more convenient.
69. Some people say that cell phones have changed our lives for the better.
70. Some people say that using mobile telephones must be prohibited in school.
71. Some people believe that all teenagers should have a cell phone.
72. Some people think that the Internet has more drawbacks than advantages.
73. Some people think that children should spend less time surfing the Net.
74. Some people say that the Internet has improved the effectiveness of education.
75. Some people say that social networking sites offer considerable advantages.
76. Some people believe that there are real risks to dating via the Internet.
77. Some people think that online chatting cannot substitute for face-to-face communication.
78. Some people prefer writing traditional paper letters to using e-mail.
79. Some people think that cloning opens up new opportunities.
80. Some people are worried about computers and robots doing the same things that people can do.
81. Some people say that a virtual field trip can be a good alternative to a traditional field trip.
THE ARTS
82. Some people say that the theatre is likely to disappear.
83. Some people think that graffiti is vandalism.
84. Some people believe that dancing can be of great benefit to children.
MUSIC
85. Some people believe that listening to music has good effects on everyone.
86. Some people think that rap music has a bad influence on teenagers.
87. Some people say that they are used to working or studying to the sound of music.
FILMS
88. Some people think that watching movies is beneficial to everybody.
89. Some people are fond of 3D films.
BOOKS
90. Some people prefer watching a film version to reading a book.
91. Some people say that electronic books are going to replace paper books in the future.
92. Some people say that we do not need public libraries any more.
93. Some people say that reading detective stories is just a waste of time.
SPORTS, HEALTH & BEAUTY
94. Some people say that weight loss diets can be very harmful.
95. Some people say that it is important to exercise regularly.
96. Some people say that extreme sports are too risky.
97. Some people believe that children should be encouraged to go in for sports.
98. Some people dream of becoming professional athletes.
99. Some people say that one should go to a fitness club to be healthy and slim.
100. Some people think that surfing is rather risky.
101. Some people think that parkour is not for everybody.
102. Some people think that physical attractiveness is important for everyone.
103. Some people think that plastic surgery can help them to become more attractive and happier.
FAMILY PROBLEMS
104. Some people prefer to have only one child.
105. Some couples choose not to have children.
106. Some people choose to build a family through adoptions.
107. These days, some people adopt children from overseas.
108. Some people believe that adult children should not live with their parents.
109. Some people think that couples should not marry young.
110. Some people say that it is wonderful to have a sibling.
111. Some people believe that grandparents should take an active part in their grandchildren’s upbringing.
GLOBAL PROBLEMS
112. Some people say that overpopulation is a major problem for the human race.
113. Some people think that stress can ruin one’s life.
114. Some people continue smoking in spite of all warnings.
115. Some people believe that the problems caused by gambling are very serious.
116. Some people say that capital punishment should be allowed.
117. Some people believe that the lives of the disabled are much easier nowadays.
MASS MEDIA
118. Some people say that there is nothing better than watching TV.
119. Some people believe that watching TV can have harmful effects on children.
120. Some people think that reality TV shows are enjoyable and bring many benefits to the audience and the actors.
121. Many people watch soap operas because they find them enjoyable and realistic.
122. Some people say that print media will disappear in the future.
123. Some people say that radio is not as popular as it used to be.
SHOPPING
124. Some people say that shopping is interesting and enjoyable.
125. Some people say that shopping malls have advantages over small shops.
126. Some people say that our lives would be better if we bought fewer goods.
127. Some people say that online shopping is an excellent alternative to traditional shopping.
ENVIRONMENTAL PROBLEMS
128. Many people say that it is important to recycle waste.
129. Some people believe that going green has a lot of benefits.
130. Some people prefer hybrid cars to traditional cars.
131. Some people think that there are many reasons to promote carpooling.
YOUTH PROBLEMS
132. Some people say that modern teenagers are carefree.
133. Some people are worried about the strong influence of peer groups on teenagers.
134. Parents have many concerns about their teenagers dating.
135. Some parents think that teenagers should not be given much independence.
ANIMALS
136. Some people believe that animals should not be taken from their natural surroundings and put into zoos.
137. Some people think that keeping exotic animals as pets is an interesting experience.
138. Some people think that keeping pets is a waste of time and money.
139. Some people object to animal testing.
140. Some people think that virtual pets can replace real pets.
MISCELLANEOUS
141. Some people think there are a lot of benefits of living in a big city.
142. Some people believe that learning foreign languages is a waste of time.
143. Some people say that the English language should be learnt in England.
144. Many people dream of being famous someday.
145. Time management skills are important for success.
146. Some people do not care whether they buy pirated or legal CDs and DVDs.
147. Some people think it is important to be honest in any situation.
148. Some people say that ambitiousness is the key to success and happiness.
149. Some people think that we should use critical thinking rather than trust intuition.
150. Some people say that nonverbal messages improve communication.