Заслуги Карла Линнея(1707-1778)

Крупнейший ученым додарвиновского периода биологии, креационист, шведский натуралист и естествоиспытатель.

В этой работе.

В 1735 г. труд «Система природы» представиляющий прогрессивную систему органического мира;
установил универсальность, реальность видов и выделил их главный признак (свободное скрещивание особей одного вида);
ввел основные единицы систематики: вид, род, семейство, отряд, класс;
создал систему органического мира, в которой растения были разделены на 24 класса: 23 класса явнобрачных (цветковых) и 1 класс тайнобрачных (голосеменных и споровых). Среди явнобрачных первые 12 классов выделялись только по числу тычинок, к 13-му относились растения, имевшие более двенадцати тычинок, а при отнесении растений к 14-23 классам учитывалось еще и строение андроцея. У животных были выделены 6 классов (черви, насекомые, гады, рыбы, птицы и млекопитающие);
ввел бинарную (двойную) номенклатуру, которая указывала на принадлежность организма к роду и виду;
описал около 10 тыс. видов растений и около 4,5 тыс. видов животных;
усовершенствовал ботанический язык, установив до 1000 терминов;
впервые поместил человека в один отряд с обезьянами на основании морфологического сходства.

Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка

Первый доказал что есть эволюция. Единица эволюции является отдельный организм. Движущая сила стремление к прогрессу. Направление эволюции градация, отклонение от градации. Результат эволюции приспособленность организмов, видообразование.

1.Выступал против метафизических взглядов, считал, что образование новых видов происходит, но очень медленно и поэтому незаметно.

2.Создал первое учение об эволюции, в котором сформулировал положения о движущих силах и направлениях эволюции.

3.Первым применил термины «родство», «родственные связи» для обозначения единства происхождения.

4.Правильно представлял общую картину исторического развития органического мира – движение от простого к сложному (теория градации).

5.Создал классификацию животных, разделил всех животных на позвоночных и беспозвоночных.

1.Неверно определил движущие силы эволюции.

2. Неверно считал, что приспособленность возникает косвенным путем – изменяется внешняя среда, и у организма возникают новые потребности и изменения в поведении.

3. Неверно полагал, что изменения среды несут только полезные изменения в организмах. У организмов имеется врожденная способность отвечать на изменения среды только положительными изменениями.

4. Отрицал факт реального существования видов в природе. Живая природа представлялась как ряды постоянно изменяющихся особей, которых человек только в воображении объединяет в вид.

5. Единицей эволюции считал особь.

К концу XVIIIв. в области биологии накопился огромный описательный материал. Несмотря на господство метафизических представлений, многие ученые высказывали идеи об историческом развитии природы.

Заслуга создания первой аргументированной эволюционной теории принадлежит французскому натуралисту Ж.Б.Ламарку (1744-1829). Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам.

Основные положения теории Ламарка

Основы своей эволюционной теории Ж.Б.Ламарк изложил в труде «Философия зоологии», вышедшем в свет в 1809г.

Ламарк полагал, что наиболее примитивные организмы возникают путем самозарождения, причем такое самозарождение многократно происходило в далеком прошлом, происходит в настоящее время и будет происходить в будущем.

После своего появления примитивные организмы не остаются неизменными. Они изменяются под влиянием внешней среды, приспособляясь к ней. В результате такого изменения живые организмы с течением времени в длинном ряду последовательных поколений постепенно совершенствуются, становясь все более и более сложными и высокоорганизованными.

Вследствие этого, чем больше времени проходит с момента появления путем самозарождения определенной формы, тем более совершенными и сложноорганизованными оказываются ее современные потомки. Наиболее примитивные возникли совсем недавно и еще не успели стать более совершенными.

Признавая возможность превращения одних видов в другие, Ламарк утверждал, что все живые тела в своем историческом развитии проходят путь постепенного усложнения организации. Эту постепенную прогрессию в усложнении организации он назвал градацией .

Существование градации обнаруживается, по мнению Ламарка, если расположить виды в пределах растительного и животного мира, в порядке их естественных взаимоотношений. В таком случае получается непрерывный ряд, лестница органических форм, от самых низших до наиболее организованных.

Он подчеркивает, что ступени этой лестницы заметны только при сопоставлении главных групп, составляющих классы и крупные семейства, так как виды животных и растений связаны множеством мелких переходов от одного к другому, поэтому бывает трудно разграничить их. Исходя из этого, Ламарк вначале считал, что в реальной действительности виды не существуют и что они просто придуманы систематиками для удобства классификации.

Впоследствии Ламарк пришел к правильному пониманию видов: они реально существуют в определенный отрезок времени, т.е. относительно постоянны.

Значение теории Ламарка

Научный подвиг Ламарка огромен. В период господства метафизических креационистских представлений он создал первую эволюционную теорию , провозгласив принцип изменяемости видов. Дарвин упоминал Ламарка в числе своих предшественников. К.А.Тимирязев видел основную заслугу Ламарка в том, что он первым обратил внимание на фактор времени , необходимый для эволюции.

Ламарк первым отметил прогрессивный ход эволюции , происхождение высших форм из низших. Но истинных движущих рычагов он не вскрыл.

Ошибки теории Ламарка

Ошибочным, идеалистическим было предположение о внутреннем стремлении организмов к совершенствованию.

Ошибочным было и утверждение о всегда целесообразных изменениях организмов под воздействием внешней среды и наследовании приобретенных признаков. Доказательства эволюции, выдвинутые Ламарком, были неубедительными и не были приняты современниками.

Таким образом, теория Ламарка не смогла последовательно материалистически объяснить ни причин появления многообразия форм жизни, ни существования в живой природе целесообразности, ни причин повышения организации растений и животных в процессе эволюции. И все же она будила исследовательскую мысль и способствовала накоплению фактов в пользу эволюции.

Ж. Б. Ламарк (1744-1829) создал первую целостную эволюционную теорию. Он определил предпосылки эволюции (наследственность и изменчивость) и указал ее направление (усложнение организации).

Основные положения теории Ж. Б. Ламарка.

  1. Первые организмы произошли из неорганической природы путем самозарождения. Их дальнейшее развитие привело к усложнению живых существ.
  2. У всех организмов существует стремление к совершенствованию, изначально заложенное в них Богом. Этим объясняется механизм усложнения живых существ.
  3. Процесс самозарождения жизни продолжается постоянно, что объясняет одновременное наличие в природе и простых, и более сложных организмов.
  4. Закон упражнения и неупражнения органов: постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию, а неупотребление - к ослаблению и исчезновению.
  5. Закон наследования благоприобретенных признаков: изменения, возникшие под действием постоянных упражнений и неупражнений органов, наследуются. Так, считал Ламарк, сформировалась, например, длинная шея жирафа и слепота крота.

Суть теории Ж. Б. Ламарка.

Всех животных Ламарк распределил по шести ступеням, уровням (или, как он говорил, «градациям») по сложности их организации. Дальше всего от человека стоят инфузории, ближе всего к нему - млекопитающие. При этом всему живому присуще стремление развиваться от простого к сложному, продвигаться по «ступеням» вверх.

В живом мире постоянно происходит плавная эволюция. Исходя из этого, Ламарк пришёл к выводу, что видов в природе на самом деле не существует, есть только отдельные особи. Ламарк последовательно применил в своей теории знаменитый принцип Лейбница: «Природа не делает скачков» . Отрицая существование видов, Ламарк ссылался на свой огромный опыт систематика:

«Только тот, кто долго и усиленно занимался определением видов и обращался к богатым коллекциям, может знать, до какой степени виды сливаются одни с другими. Я спрашиваю, какой опытный зоолог или ботаник не убеждён в основательности только что сказанного мною? Поднимитесь до рыб, рептилий, птиц, даже до млекопитающих, и вы увидите повсюду постепенные переходы между соседними видами и даже родами. »

На вопрос о том, почему человек не замечает постоянного превращения одних видов в другие, Ламарк отвечал так: «Допустим, что человеческая жизнь длится не более одной секунды в сравнении с жизнью вселенной, в этом случае ни один человек, занявшийся созерцанием часовой стрелки, не увидит, как она выходит из своего положения» . Даже через десятки поколений её движение не будет заметным.

Законы Ламарка

Совершенствуясь, организмы вынуждены приспосабливаться к условиям внешней среды. Как это происходит согласно теории Ламарка?

Для объяснения этого учёный сформулировал несколько «законов» . Прежде всего, это «закон упражнения и не упражнения органов» . Наибольшую известность из примеров, приведённых Ламарком, приобрёл пример с жирафами. Жирафам приходится постоянно вытягивать шею, чтобы дотянуться до листьев, растущих у них над головой. Поэтому их шеи становятся длиннее, вытягиваются. Муравьеду, чтобы ловить муравьёв в глубине муравейника, приходится постоянно вытягивать язык, и тот становится длинным и тонким. С другой стороны, кроту под землёй глаза только мешают, и они постепенно исчезают.

Если орган часто упражняется, он развивается. Если орган не упражняется, он постепенно отмирает.

Другой «закон» Ламарка - «закон наследования приобретённых признаков» . Полезные признаки, приобретённые животным, по мнению Ламарка, передаются потомству. Жирафы передали потомкам вытянутую шею, муравьеды унаследовали длинный язык, и так далее.

Как же восприняли современники теорию Ламарка? Одни учёные оставили «Философию зоологии» без всякого внимания, другие принялись разносить её в пух и прах. Ламарк преподнёс свою книгу в подарок французскому императору Наполеону Бонапарту, но тот так отругал её, что пожилой учёный не смог удержаться от слёз.

Даже Чарльз Дарвин первоначально весьма резко отзывался о книге Ламарка: «Да сохранит меня небо от глупого ламарковского „стремления к прогрессу“.

Французский учёный Жан Батист Ламарк стал первым биологом, попытавшимся создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира. Не оценённая современниками, полвека спустя его теория стала предметом горячих дискуссий, которые не прекратились и в наше время.

Жан Батист Пьер Антуан де Моне, шевалье де Ламарк, родился 1 августа 1744 г. в местечке Базантен, в семье небогатых дворян. Родители хотели сделать его священником, но в 16 лет Ламарк оставил иезуитский колледж и пошёл добровольцем в действующую армию. В сражениях он проявил незаурядную храбрость и дослужился до звания офицера.

В возрасте 24 лет Ламарк оставил военную службу и приехал в Париж, чтобы учиться медицине. Во время обучения его увлекли естественные науки, особенно ботаника. Таланта и старания молодому учёному было не занимать, и в 1778 г. он выпустил трёхтомный труд «Французская флора». Книга принесла ему известность, он вошёл в число крупнейших французских ботаников. Пять лет спустя Ламарка избрали членом Парижской академии наук.

В 1789-1794 гг. во Франции разразилась великая революция, которую Ламарк встретил с одобрением. Она коренным образом изменила судьбу большинства французов. Грозный 1793 год резко изменил и судьбу самого Ламарка. Старые учреждения закрывались или преобразовывались. Королевский ботанический сад, где работал Ламарк, был преобразован в Музей естественной истории. Ламарку предложили оставить занятия ботаникой и возглавить кафедру «естественной истории насекомых и червей». Теперь бы её назвали кафедрой зоологии беспозвоночных.

Нелегко было почти 50-летнему человеку менять специальность, но упорство учёного помогло преодолеть все трудности. Ламарк стал таким же знатоком в области зоологии, каким был в области ботаники.

Ламарк увлечённо взялся за изучение беспозвоночных животных (кстати, именно он в 1796 г. предложил назвать их «беспозвоночными»). С 1815 по 1822 г. выходил в свет капитальный семитомный труд Ламарка «Естественная история беспозвоночных». В нём он описал все известные в то время роды и виды беспозвоночных. Линней разделил их только на два класса (червей и насекомых), Ламарк же выделил среди них 10 классов. (Современные учёные, заметим, выделяют среди беспозвоночных более 30 типов.)

Основной труд Ламарка «Фи­лософия зоологии » вышел в свет в 1809 г. В нем Ламарк постули­ровал основные положения об из­меняемости видов . По мнению Ламарка, эволюция животных и растений протекает настолько медленно, что человек не заме­чает происходящих изменений. К убеждению об изменяемости видов Ламарк пришел на основании длительных исследований флоры и фауны. Он столкнулся с большими трудностями в установлении границы между многими близкими видами.

Оказалось, что некоторые растения представляют собой серию форм, рассматриваемых одними ботаниками как разновидности, а другими- как самостоятельные виды. В существовании таких форм Ламарк пра­вильно увидел веское доказательство изменяемости видов. Сравнивая растения из различных районов Франции, Ламарк обнаружил, что виды, характерные для севера страны, «через ряд нечувствительных переходов» преобразуются в виды, произрастающие на юге. Так, Ламарк обнаружил переходные формы, связывающие родственные виды. И в этом Ламарк увидел доказательство несостоятельности теории постоянства видов.

Убеждение в изменяемости организмов привело Ламарка к выводу, что вся природа состоит из непрерывного ряда особей. Он полагал, что Человеку еще не известны все особи в этом непрерывном ряду, и по­этому существуют временные «перерывы», как бы разбивающие непре­рывный ряд на отдельные группы, называемые видами. С точки зрения Ламарка, систематические категории-классы, отряды, роды и даже виды - реально не существуют, а выделяются человеком лишь для удобства распознавания и изучения. Этот вывод Ламарка был ошибоч­ным. Виды существуют реально, хотя и изменяются. Ламарк не смог обнаружить диалектического Процесса - перерывов постепенности, свя­занного с естественным вымиранием видов и разновидностей, благодаря чему возникают реальные границы между видами. Изучение многообразия животных и ра­стений привело Ламарка к представлению о градации (от лат. gradus - ступень), о возможности расположить живые тела по ступеням в зави­симости от степени сложности их организации: ряды, ступени он рассматривал как результат про­грессивной эволюции, усложнения форм жизни. Это представление - одна из сильных сторон учения Ламарка.

Факторы эволюции . Отвечая на вопрос, каковы же факторы эволюции живых тел, каковы причины, приводящие к усложнению орга­низации, выраженному в градации, Ламарк называл два основных мо­мента:

  • первый из них - активное влияние внешней среды,
  • второй - тен­денция организмов к совершенствованию.

Ламарк полагал, что под непосредственным влиянием внешней среды

изменяются растительные организмы. Измененные условия среды при

Длительном действии могут настолько изменить растительный организм,

что он может быть причислен к новому виду. Изменение условий среды

является, таким образом, непосредственным фактором видообразования .

Для животных организмов действие среды опосредовано нервной си­стемой. Изменившаяся среда изменяет в первую очередь потребности жи­вотного, затем его поведение, привычки, обеспечивающие удовлетворение потребностей. В силу этого одни органы, наиболее функционально на­груженные, постоянно упражняются, а другие теряют свое значение. Логическое развитие идеи о роли среды в процессе формирования ви­дов привело Ланарка к признанию возможности передачи по наследству признаков , приобретенных под прямым влиянием среды. Это нашло отражение в двух законах:

  • Первый: у всякого животного более частое и более длитель­ное употребление органов приводит к их увеличению и, наоборот, неупо­требление- к уменьшению или исчезновению.
  • Второй: все, что приобретено организмами под влияниями внешних условий, в результате упражнения или утрачено из-за неупот­ребления, наследуется потомками.

Гипотеза наследования приобретенных признаков, впервые сформули­рованная Ламарком, в течение целого столетия являлась предметом острых дискуссий. Данные современной генетики, подтвердили ее полную научную несостоятель­ность.

Основные положения теории Ж. Б. Ламарка:

  • Первые организмы произошли из неорга­нической природы путем самозарождения. Их дальнейшее развитие привело к усложнению живых существ.
  • У всех организмов существует стремление к совершенствованию, изначально заложенное в них Богом. Этим объясняется механизм ус­ложнения живых существ.
  • Процесс самозарождения жизни продол­жается постоянно, что объясняет одновремен­ное наличие в природе и простых, и более сложных организмов.
  • Закон упражнения и неупражнения орга­нов: постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию, а неупотребление - к ослаблению и исчезновению.
  • Закон наследования благоприобретенных признаков: изменения, возникшие под дейст­вием постоянных упражнений и неупражнений органов, наследуются. Так, считал Ла­марк, сформировалась, например, длинная шея жирафа и слепота крота.

В додарвиновский период (до 1859 г.) в естествознании господствовали метафизические взгляды на природу, которые рассматривали явления и тела природы как раз и навсегда данные, неизменные, изолированные, не связанные между собой. Они были тесно связаны с креационизмом (от лат. creatio - сотворение) и теологией (от гр. teos - Бог и logos - слово, учение, наука), которые рассматривают многообразие органического мира как результат творения его богом. Креационисты (К. Линней, Ж. Кювье) доказывали, что виды живой природы реальны и неизменны со времени своего появления, при этом К. Линней утверждал, что видов существует столько, сколько их было создано во время «творения мира».

К концу XVIII в. в биологии накопился огромный описательный материал, свидетельствовавший о том, что:

  1. даже внешне очень далекие виды по внутреннему строению обнаруживают определенные черты сходства;
  2. современные виды отличаются от давно живших на Земле ископаемых;
  3. внешний вид, строение и продуктивность сельскохозяйственных растений и животных могут существенно изменяться с изменением условий их выращивания и содержания.

Появившиеся сомнения в неизменности видов привели к возникновению трансформизма - системы взглядов об изменяемости и превращении форм растений и животных под влиянием естественных причин. Представители трансформизма - Ж. Л. Бюффон, Э. Ж. Сент-Илер, Эразм Дарвин, а в России А. А. Каверзнев и К. Ф. Рулье - были еще далеки от понимания развития природы как исторического процесса, однако их деятельность способствовала зарождению первых эволюционных представлений.

Идеи трансформизма нашли дальнейшее развитие в трудах выдающегося французского биолога Ж. Б. Ламарка (1744- 1829) - создателя первого эволюционного учения. Свои взгляды на историческое развитие органического мира он отразил в книге «Философия зоологии» (1809).

Ж. Б. Ламарк создал естественную систему животных, основанную на принципе родства между организмами. Занимаясь классификацией животных, Ламарк пришел к выводу, что виды не остаются постоянными, они медленно и непрерывно изменяются. Всех известных в то время животных по уровню их организации Ламарк разделил на 14 классов. В его системе, в отличие от системы Линнея, животные размещены в восходящем порядке - от инфузорий и полипов до высокоорганизованных существ (птицы и млекопитающие). Ламарк считал, что классификация должна отражать «порядок самой природы», то есть ее прогрессивное развитие. Все 14 классов животных Ламарк разделил на 6 градаций, или последовательных ступеней усложнения их организации:

  • I (1. Инфузории, 2. Полипы);
  • II (3. Лучистые, 4. Черви);
  • III (5. Насекомые, 6. Паукообразные);
  • IV (7. Ракообразные, 8. Кольчатые, 9. Усоногие, 10. Моллюски);
  • V (11. Рыбы, 12. Рептилии);
  • VI (13. Птицы, 14. Млекопитающие).

Усложнение животного мира носит по Ламарку ступенчатый характер и поэтому названо им градацией . В факте градации Ламарк увидел отражение хода исторического развития органического мира. Ламарк впервые в истории биологии сформулировал положение об эволюционном развитии живой природы: жизнь возникает путем самозарождения простейших живых тел из веществ неживой природы. Дальнейшее развитие идет по пути прогрессивного усложнения организмов, т. е. путем эволюции. В попытке найти движущие силы прогрессивной эволюции Ламарк пришел к произвольному выводу, что в природе существует некий изначальный закон внутреннего стремления организмов к совершенствованию Согласно этим представлениям, все живое, начиная с самозародившихся инфузорий, постоянно стремится к усложнению своей организации в длинном ряду поколений, что в конечном итоге приводит к превращению одних форм живых существ в другие (например, инфузории постепенно превращаются в полипов, полипы - в лучистых и т. д.).

Главным фактором изменчивости организмов Ламарк считал влияние внешней среды: изменяются условия (климат, пища), а вслед за этим из поколения в поколение изменяются и виды. У организмов, лишенных центральной нервной системы (растения, низшие животные), эти изменения возникают прямым путем. Так, например, у лютика жестколистного подводные листья сильно рассечены в виде нитей (прямое влияние водной среды), а надводные листья - лопастные (прямое влияние воздушной среды). У животных, имеющих центральную нервную систему, влияние среды на организм, по Ламарку, осуществляется косвенным путем: изменение в условиях жизни изменяет потребности животного, что вызывает изменение его действий, привычек и поведения. Вследствие этого, одни органы больше и чаще употребляются в работе (упражняются), а другие меньше и реже (не упражняются). При этом при упражнении органы развиваются (длинная шея и передние ноги у жирафа, широкие плавательные перепонки между пальцами у водоплавающих птиц, длинный язык у муравьеда и дятла и др.), а при неупражнении - недоразвиваются (недоразвитие глаз у крота, крыльев у страуса и др.). Этот механизм изменения органов Ламарк назвал законом упражнения и неупражнения органов . С точки зрения Ламарка, длинные шея и ноги у жирафа - результат того, что многие поколения его коротконогих и короткошеих, предков питались листьями деревьев, за которыми им приходилось тянуться все выше и выше; перепонки между пальцами у водоплавающих птиц возникли в результате постоянного раздвигания пальцев и растягивания кожи между ними при плавании в поисках пищи или для спасения от хищников. Некоторые органы при постоянном неупражнении их в ряду поколений постепенно исчезают (конечности у змей). Таким образом, изменения органов, возникающие как прямым, так и косвенным путем, становятся, по Ламарку, сразу полезными, приспособительными. Если изменения организмов, вызванные прямым или косвенным воздействием условий среды, повторяются целом ряду поколений, то они наследуются и становятся признаками новых видов. Например, незначительное удлинение шеи и ногу жирафа, происходившее в каждом поколении, передавалось следующему поколению, пока эти части тела не достигли своей нынешней длины (закон наследования приобретенных признаков).

В ламарковском толковании причин изменения видов в природе есть серьезные недостатки. Так. влиянием упражнения или неупражнении органов нельзя объяснить изменения таких признаков, как длина волосяного покрова, густота шерсти, жирность молока, окраска покровов животных 1 др., которые не могут упражняться. Кроме того, как теперь известно, не все изменения, возникающие у организмов под влиянием окружающей среды, наследуются.