Именно со спектакля " Федра" я завершил просмотр всего текущего репертуара театра Романа Виктюка на сегодняшний день.А начал я просматривать спектакли в прошлом году,в конце 20-числах декабря,когда попал на операцию в больницу № 33 ,в Сокольниках,окна которой выходили на против театра.Уже на второй день после операции,увидев в окно, как зрители стекались в театр,я снимал больничное одеяние,быстро принимал душ,одевал костюм с галстуком, и как ни в чем не бывало,отправлялся в театр смотреть очередную постановку.Так продолжалось почти каждый вечер, вплоть до моей выписки из больницы.Врачи и медсестры потом говорили: " Много нам приходилось на своем веку видать больных пациентов,но чтобы больные,да еще после хирургической операции, отпрашивались в театр,такого мы еще не видели.Про меня ходили тогда анекдоты.Через месяц спустя,на одной из вечеринке,за банкетом,где присутствовал сам Роман Григорьевич,я поведал ему за бокалом вина,о своем пристрастии к его театру.Присутствовала там и главный администратор Наталья Васильевна.Они были крайне удивлены и в тоже время восхищены моим рвением.С тех пор я стал посещать театр Виктюка,как завсегдатай.Теперь о самой постановке " Федра" .Безусловно,прежде чем смотреть этот спектакль желательно ознакомиться с древнегреческой трагедией.А это не совсем так просто.Помню,как мы сдавали в институте зачет и экзамен по предмету истории театра.Мы кропотливо вживались в каждую фразу этого не простого текста.Да и творчество Марины Цветаевой трудновато для восприятия.Поэтому,если у Вас нет времени прочитать данное произведение.,то уж по крайней мере- прочтите с краткое содержание трагедии,что бы хотя бы знать,кто такие из персонажей Федра,Тессей и Ипполит.И этого покажется маловато.Нужно любить поэзию Марину Цветаевой и понимать ее! Надо знать стиль режиссуры самого Виктюка,его манеру работать с артистами.Ведь все женские роли исполняют мужчины.А это не все из сидящих в зале зрителей, воспринимают по нормальному.К тому жеактеры произносят текст надрывно и в то же время на растяжку в голосе медленно и плавно.К этому надо привыкнуть.Но в целом артисты демонстрируют вместе со стихами изумительную по красоте пластику тел! С обнаженным торсом это смотрится красиво и великолепно.Все два часы актеры работаю на износ.Музыка,оформление,сценография,свет на высоте.Все это завораживает.Подобного не увидишь в других театрах.У Романа Григорьевича свой зритель,и с каждым своим спектаклем,маэстро под восторженные аплодисменты и возгласы "Браво" выход на поклон.Это своего рода ритуал и надо видеть, как исполнители,склоняясь на одно коленно,жестами вытянутых рук,приглашают мастера на сцену,а тот в свою очередь,вначале кланяется нам,зрителям, с трех сторон (конструкция театра имеет форму треугольника), а уж потом поклон артистам.И еще очень долго благодарный зритель не отпускает маэстро!

С 14 по 31 июля на сцене МТЮЗа пройдет театральный марафон из самых ярких спектаклей Театра Романа Виктюка. Традиции театра завершать сезон таким марафоном в этом году исполнилось 15 лет. Зрители увидят лучшее, что было создано. В афише - 11 спектаклей: "Служанки" (17 и 24 июля), "Саломея" (15 июля), "Несравненная!" (29 июля), "Мастер и Маргарита" (28 июля), "Последняя любовь Дон Жуана" (22 июля), "Нездешний сад" (20 июля), "R&J: Ромео и Джульетта" (23 июля), "Коварство и любовь" (27 июля), "В начале и в конце времен" (21 июля), "Давай займемся сексом" (16 июля), а также предпремьерный показ "Федры" (14 и 30 июля), которой осенью театр откроет сезон и свой "дом", как актеры называют отреставрированное здание на Стромынке.

По случаю премьеры и театрального марафона Роман Виктюк собрал пресс-конференцию, в которой также участвовали директор театра Валерий Райков и актеры Дмитрий Бозин, Игорь Неведров, Александр Дзюба.

"Нам отдали сакральное здание в Сокольниках, - начал Роман Григорьевич. - Мы возвратили стране гениальное произведение архитектора Мельникова. Долгие годы театр был в запустении. Текла крыша. Дождь, холод, ветер, а мы продолжали репетировать великую драматургию мира и согревали нашей энергией эти стены. В мире нет такого звукорежиссерского пульта, какой есть у нас в театре. Я был в нью-йоркском театре, который построил Питер Брук. Он считается лучшим в мире. Но я могу с уверенностью сказать, что у них только туалеты лучше. Театр, как известно, начинается не с вешалки, а с туалета. Во всем остальном мы превосходим их".

По словам директора театра Валерия Райкова, точная дата открытия театра пока неизвестна. Он откроется осенью, сейчас идет окончательная наладка оборудования, обучение персонала работать с ним, доукомплектация, набор нового персонала. "На плечи коллектива легла колоссальная ответственность, - сказал он. - Превращение из постоянно гастролирующей труппы в репертуарный стационарный театр. Завершающая стадия ремонта всегда самая сложная. Надо сделать так, чтобы все работало, всего хватало, и нигде не было очередей - ни в туалете, ни в буфете".

Главная интрига сезона - премьера спектакля "Федра" по поэме Марины Цветаевой. По словам Виктюка, это будет посвящение актрисам, ушедшим из жизни - Елене Образцовой, Ольге Аросевой, которые играли в его спектакле "Реквием по Радамесу" в Театре Сатиры.

Труппе было непросто ставить Цветаеву, приходилось оглядываться на легендарный спектакль "Федра" Александра Таирова 90-летней давности, искать новое прочтение. "Это реминисценция великого спектакля, но у нас будет новая версия, в ней будет совсем другая энергетика, тексту Цветаевой и сами себе мы задаем новые вопросы, - рассказал исполнитель главной роли Дмитрий Бозин. - Мы иначе рассматриваем саму историю Марины Цветаевой, потому что когда ставился тот спектакль, еще были живы сверстники и в зале сидели люди, которые могли лично воспринять ее одиночество, трагедию человека, отлученного от мира. Выбор этого человека в пользу виселицы, и выбор Федры в пользу виселицы стал абсолютно личностным. И был ответом тому времени и обществу, которое отлучило Цветаеву. Сейчас, конечно, история другая. И я, в первую очередь, задаю вопрос тому демону, который владел Цветаевой, который владел Федрой, который вынудил их отказаться от мира людей. Демону захватившему и не пощадившему. Сейчас любой из нас, кто решится на диалог с таким существом, тоже пусть не ждет пощады. И об этом я хотел бы поговорить со сцены. С одной стороны нет тебе пощады, но с другой стороны, хочешь ли ты прожить без этого диалога".

Александр Дзюба, который играет в "Федре" Тезея, считает, что каждый раз спектакль будет создаваться по-новому - предпремьерный показ, премьера и все остальные спектакли будут сильно отличаться друг от друга, и это будет своего рода эксперимент. Игорь Неведров, который исполнит роль Ипполита, пришел в Театр Виктюка из Театра на Таганке, в котором при Юрии Любимове Виктюк поставил "Федру" в первой редакции. По его словам, он очень любит своего учителя и счастлив, что попал к нему. "Но такого владения энергией, которое могут позволить себе мои коллеги в Театре Виктюка, нет нигде, - говорит он. - Спектакль "Федра" напоминает мне полотно крупной формы подобно картинам Брюллова или Иванова. Цветаева создала удивительное произведение искусства, которое создает пищу для ума и духа, а Роман Григорьевич с нашей помощью добавил к нему пищу для глаза и уха". Спектакль будет идти в сопровождении живой музыки: Дзюба, к примеру, будет играть на барабанах.

Театр подумывает над увеличением труппы, что поможет не нарушать традицию долгих гастролей - одна часть труппы будет работать в Москве, другая - ездить по миру. Зато к приглашению других режиссеров Виктюк относится с опаской. "Они ставят-ставят, а актеры "киснут-киснут", - считает Роман Григорьевич. Его поддерживает Александр Дзюба: "В Театр Виктюка приходят работать, в первую очередь, с Виктюком. Мне не нужны другие режиссеры. Я готов работать с Романом Григорьевичем еще лет двадцать".

На вопрос, трудно ли будет привыкать работать на стационарной площадке, Дмитрий Бозин отшутился: "У меня никогда не было своей гримерки, чтобы там посидеть и настроиться на спектакль. Я как подводная лодка, всегда сразу окунался в материал. Да и в новом здании гримерок не так много. Так что буду снова подводной лодкой".

Роли исполняют: заслуженный артист РФ Дмитрий Бозин, Игорь Неведров, Александр Дзюба, Иван Иванович и другие.

Театр Романа Виктюка открывает свой летний «Театральный марафон» предпремьерным показом спектакля «Федра».

Трагедия одиночества и незаурядной души, сочиненная Мариной Цветаевой, вдохновляет Романа Виктюка уже более тридцати лет. Один из лучших спектаклей 80-х, его легендарная «Федра» в Театре на Таганке с Аллой Демидовой в главной роли, сделала режиссера символом нового театрального направления. А сегодня, в XXI веке великое поэтическое произведение возвращается на сцену в совершенно новом прочтении Мастера. «Федра» как синтез слова, музыки, ритмики, хореографии, жеста и мимики - все то, что формирует современный сценический почерк Виктюка. Это было хорошо известно в театре «Серебряного века» времен Блока с его «Розой и крестом», времен студий молодых Таирова и Вахтангова, с которыми Цветаева была связана самым непосредственным образом. «Федра» 2015 года возрождает традиции Серебряного века русской сцены, «Привала комедиантов» и «Старинного театра» Евреинова с имитацией разных форм театральности - от античности до постмодерна. Виктюк и актеры его театра прочли «Федру» Цветаевой в духе игрового мифологического студийного театра. По выражению самого Романа Григорьевича: «Полутанец, полупение, полугимнастика, полуэротика задуманы как фон и исток трагических событий».

Не пересказывая содержание трагедии, напомним, что речь идет о борьбе главной героини с пагубной страстью к пасынку Ипполиту, которую заронила в ее сердце Афродита, желая отомстить афинскому царю, мужу Федры Тезею за измену богине любви. В самой любовной напасти к пасынку, посланной Афродитой, Федра является только невинной жертвой, о чем говорила в записных книжках Цветаева. А в финальных словах Тезея - разрешение конфликта: «Нет виновного. Все невинные».

Роман Виктюк начинает свой юбилейный, "Театральный марафон". До конца июля на сцене Московского ТЮЗа покажут 10 спектаклей, поставленных в разные годы одним из самых непредсказуемых режиссёров страны. Но настоящий сюрприз для театралов - предпремьерный показ долгожданной "Федры" по пьесе Марины Цветаевой.

Страстная, мятущаяся Федра, не преодолевшая искушения запретной любви к своему пасынку Ипполиту. Древнегреческую трагедию в театре Виктюка сыграли без женщин. В роли Федры — Дмитрий Бозин. Его не испугали, не смутили ни загадочная женская душа, ни сложный цветаевский текст с её знаменитой звукописью и ускользающим смыслом, передает .

"Я не испытываю этот стих, этот слог как муку, я испытываю его как — наконец-то! Наконец-то мне дали те слова, которые выражают суть, самую суть, живущую у тебя внутри, поэтому я этим наслаждаюсь. А зрителей, конечно, бывает жалко", — говорит исполнитель роли Федры в спектакле, заслуженный артист России Дмитрий Бозин.

К цветаевской драме Виктюк возвращается снова и снова. Ставил её еще 30 лет назад на Таганке с Аллой Демидовой. Сейчас другое время и другая "Федра". Впрочем, главному в своём стиле Виктюк не изменяет. Соединение текста с магией музыки и красотой человеческого тела — его попытка достучаться до небес.

"Я занимаюсь только вечностью. Горизонтальное меня не интересует", — подчеркивает народный артист России, художественный руководитель театра Роман Виктюк.

В новой "Федре" звучит дорогой для режиссера голос — Елены Образцовой. Это одна из последних записей певицы, специально для спектакля. В финале генеральной репетиции Виктюк просит повторить её на бис и поднимает зал.

"Так она не пела никогда! Когда, казалось бы, что связки отказывают, у неё они были на гениальной высоте, как она в юности пела, это чудо никто объяснить не может!" — восхищается народный артист России, художественный руководитель театра Роман Виктюк.

Каждое лето театр Виктюка ударно завершает сезон — несколько дней подряд играют лучшие спектакли. Стартующий во вторник марафон — пятнадцатый, юбилейный. И как надеются артисты, последний, который пройдет не на собственной сцене.

В здании ДК Русакова, переданном театру почти 20 лет назад, завершается реставрация. Долгие годы здесь не играли спектакли, только репетировали — памятник конструктивизма, творение архитектора Мельникова, был в плачевном состоянии. Сейчас занимаются интерьерами, инженерными системами, осваивают новейшее театральное оборудование — звук, свет. Это вообще будет самая оригинальная сцена Москвы. С огромными окнами и своеобразной конструкцией зрительного зала.

"Здесь будут совсем по-другому стоять кресла, вы их еще не видите, они будут подиумом стоять вот так от сцены вверх. И здесь это можно будет всё трансформировать, играть на разных плоскостях", — рассказывает директор театра Романа Виктюка Валерий Райков.

Переезжать собираются осенью. Официальную дату открытия еще не назначили. Однако Роман Виктюк уже решил, какой спектакль на новой сцене сыграют первым. Конечно, премьеру этого лета — цветаевскую "Федру".

Юлия Богоманшина, Сергей Давидяк. "ТВ Центр".

Классический античный сюжет о трагической, всепоглощающей страсти Федры к пасынку Ипполиту, которую заронила в ее сердце богиня Афродита, мстя Тезею, супругу Федры, пересказан Мариной Цветаевой, которую Роман Виктюк называет первой и единственной великой поэтессой и чье творчество сопровождает мастера всю его жизнь. В текстовую ткань спектакля режиссер искусно вплетает одноименный стихотворный цикл Цветаевой, написанный в период работы над драмой.Как и в древнегреческом театре, внимание зрителя в постановке сосредоточено не на внешних эффектах, а на героях, которых играют мужчины. Фигуры актеров похожи на фрески Микеланджело, хор является частью легенды, ее атмосферой. Спектакль поставлен в духе игрового мифологического студийного театра. По словам Виктюка, «Федра» – это полутанец, полупение, полугимнастика, полуэротика, задуманные как фон и исток трагических событий.Невозможно выразить словами ту энергию и страсть, которые двигали Цветаевой при написании «Федры», заставляя нас задуматься о новых, вернее, забытых в советском театре средствах театральной выразительности – о синтезе слова, музыки, ритмики, хореографии, о силе голоса, жеста и мимики в палитре актера, то есть о том, что было хорошо известно в театре Серебряного века времен Блока с его «Розой и крестом», времен молодого Таирова и Вахтангова с их студиями, с которыми Цветаева была связана самым непосредственным образом. Постановка пытается возродить эту забытую театральную традицию.Информацию о предстоящих спектаклях можно посмотреть на сайте.