Маршрут газопровода «Турецкий поток», строительство которого в настоящее время ведётся на участке от России до Турции по дну Чёрного моря, будет изменён: из Турции трубопровод пойдёт не в Грецию, а в Болгарию и далее в Румынию, Венгрию, Австрию, сообщает со ссылкой на турецкую газету Habertürk.


«Внезапные изменения были внесены в предварительно утверждённый маршрут. Согласно этим изменениям, трубопровод не пойдёт в Грецию, а из Турции будет направлен в Болгарию и оттуда далее в Европу», – пишет газета.

Согласно сообщению, «изменения в маршруте газопровода обсуждались в министерстве энергетики Турции, после чего об этом на высоком уровне была уведомлена Болгария, которая в настоящее время уже начала подготовку к реализации проекта».

Информацию подтвердил премьер-министр Болгарии Бойко Борисов, добавив, что об этом также знают председатель Евросовета Дональд Туск и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.

В кабинете Юнкера лежит именно такая схема "Турецкого потока",

Сказал Борисов журналистам.

Он напомнил, что российский газ в настоящее время поступает в Турцию через Украину и Болгарию, но с запуском «Турецкого потока» транзит по этим маршрутам будет прекращён.

Чтобы не оставлять трубы пустыми, мы договорились с руководством Турции и с президентом Владимиром Путиным, мы согласовали транзит 10 млрд кубометров газа для Сербии и 1 млрд кубометров для Македонии. К 1 июля 2018 года должен быть готов наш интерконнектор с Турцией объёмом 16 млрд кубометров,

На вопрос, есть ли возможность того, что «Турецкий поток» проследует по маршруту проекта газопровода «Южный поток» и дойдет до Варны, Бойко Борисов ответил:

Мы работаем таким образом, чтобы направить его непосредственно в газовый хаб.

Он пояснил, что «речь идёт не о транзите газа через Болгарию, а о торговле им через газовый хаб под Варной, на который топливо должно будет поступать как от газопровода "Турецкий поток", так и из Румынии, Греции и даже с разрабатываемых пока месторождений на болгарском шельфе Чёрного моря».

Именно там будет осуществляться торговля, и оттуда газ будет поставляться через наши магистрали в Салоники, Скопье, Белград и далее к Венгрии и Австрии,

Уточнил Борисов.

Издание напоминает, что Болгария реализует проект объединения своей газотранспортной сети с сетями соседних стран путём строительства газопроводов-интерконнекторов. Работы по ним находятся в разной степени готовности. Строительство межсистемной газовой связи между Болгарией и Румынией было завершено осенью 2016 года, в 2018 году планируется завершить строительство газопровода между Болгарией и Грецией, а к 2020 году - аналогичный газопровод с Сербией.

"Голубой поток" - уникальное газотранспортное сооружение, которое предназначено для поставок российского природного газа в Турцию через акваторию Чёрного моря (минуя третьи страны). "Голубой поток" - самый глубоководный трубопровод в мире.Соглашение о строительстве "Голубого потока" подписано 15 декабря 1997 года.

Общая протяжённость трассы - 1213 километров (морской участок - 396 километров, сухопутный - 817 километров).

Максимальная глубина - 2150 метров.

Общая длина тоннелей (на российском сухопутном участке) - 3260 метров.

Проектная мощность - 16 миллиардов кубометров газа в год.

Начало поставки газа - февраль 2003 года.

Объём инвестиций - 3,2 миллиардов долларов.

Газопровод "Голубой поток" - российско-итальянский проект: с российской стороны участвует энергетический концерн "Газпром", с итальянской - нефтегазовый концерн ENI ("Ente Nazionale Idrocarburi").

"Голубой поток" - новая страница в истории развития современных газотранспортных технологий и крупнейший проект в сфере экспортных поставок российского газа.

Многие западные эксперты выражали сомнение о возможности строительства газопровода на глубинах до 2150 метров в условиях агрессивной сероводородной среды.

При строительстве газопровода применялись материалы и оборудование не только российских, но и немецких, итальянских, японских производителей. Для повышения надёжности газопровода применялись трубы из устойчивой к коррозии стали с внутренним и внешним полимерным покрытием. Все объекты "Голубого потока" прошли строгую экологическую экспертизу. На газопроводе создана интегрированная система производственно-экологического мониторинга. Круглосуточно два стационарных поста измеряют экологические параметры воздуха и передают отчеты в центральный пункт производственно-экологического мониторинга газопровода "Голубой поток". Мобильная лаборатория регулярно измеряет качество воды и воздуха вокруг компрессорной станции "Береговая". В октябре 2004 года дочерняя компания "Газпрома" - ДОАО "Оргэнергогаз" - получила главный приз национальной экологической премии в номинации "Экоэффективность" за внедрение системы экологического мониторинга газопровода "Голубой поток".

"Голубой поток" дополняет газотранспортный коридор из России в Турцию, который проходит через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии. Условно он делится на три участка: сухопутный на российской стороне от города Изобильный Ставропольского края до села Архипо-Осиповка Краснодарского края на побережье Чёрного моря (373 километра), морской - от села Архипо-Осиповка до терминала "Дурусу", расположенного вблизи турецкого города Самсун (396 километров), сухопутный от Самсуна до Анкары (444 километра). Впервые в практике российской нефтегазовой отрасли на горном участке сухопутной части газопровода были сооружены протяженные тоннели под хребтами Кобыла и Безымянный.

История создания газопровода "Голубой поток"

Первые переговоры на официальном уровне по проекту "Голубой поток" начались в сентябре 1996 года.

15 декабря 1997 года было подписано российско-турецкое межправительственное соглашение, в рамках которого "Газпром" заключил контракт с турецким топливным гигантом фирмой "BOTAŞ" на поставку 365 миллиардов кубометров газа в Турцию в течение 25 лет.

В 1999 году был подписан протокол о взаимном применении сторонами льготного налогового режима к новому международному проекту

Для обеспечения финансирования, организации строительства и эксплуатации газопровода "Газпром" и итальянский нефтегазовый концерн ENI создали российско-итальянскую компанию специального назначения "Blue Stream Pipeline Co" (зарегистрирована в Нидерландах). В консорциум, созданный для выполнения работ, вошли "Saipem S.p.A." (Италия), "Bouygues Offshore S.A." (Франция), "Katran-K" (Россия) и "Mitsui & Co", "Sumitomo Corp." и "Itochu Corp." (Япония).

Российско-итальянское совместное предприятие "Blue Stream Pipeline Co" покрыло 20% капитальных затрат за счёт собственного капитала, а остальное - кредитами, полученными под экспорт газа ( 1,76 миллиардов долларов были предоставлены японскими, итальянскими и британскими экспортными кредитными организациями).

3 февраля 2000 года состоялась символическая сварка первого стыка на российской сухопутной части газопровода в районе Краснодара. Стыковка произошла на 263 км сухопутной трассы газопровода Изобильный (Ставропольский край) - Джубга (Краснодарский край, побережье Черного моря).

В декабре 2004 года российский концерн "Газпром" и турецкая государственная компания "BOTAŞ" подписали меморандум о развитии сотрудничества в газовой сфере.

"BOTAŞ" занималась строительством трубопровода, а за прокладку труб по дну Чёрного моря отвечал концерн ENI (генеральным подрядчиком строительства морского участка выступила итальянская компания "Saipem").

Строительство компрессорной станции "Береговая" началось в августе 2001 года. Это уникальное техническое сооружение, построенное на высоте 235 метров над уровнем моря. До ввода в эксплуатацию станции "Береговая" транспортировка газа обеспечивалась только посредством работы ранее введённых в эксплуатацию компрессорных станций "Краснодарская" и "Ставропольская".

В эксплуатацию трубопровод был сдан в конце декабря 2002 года. На газоизмерительной станции "Дурусу" был подписан протокол о сдаче в эксплуатацию пускового комплекса "Голубой поток". Основным назначением газоизмерительной станции "Дурусу" является снижение давления и измерение объема поставляемого российского природного газа. Измерение объемов поставляемого российского природного газа производится по международным стандартам.

20 февраля 2003 года начались коммерческие поставки в Турцию российского природного газа по газопроводу "Голубой поток" через станцию "Дурусу".

Объем поставок газа в Турцию по трубопроводу в 2003 году составил 2 миллиарда кубометров, в 2004 году - 3,3 миллиарда кубометров.

Однако в 2003 году турецкая сторона выступила с требованиями снижения цены на российский газ и пересмотра прежних контрактов. Анкара заявила о недопустимости сохранения российской монополии на поставки природного газа и начала активные поиски альтернативных источников в Туркмении, Иране, Египте, Катаре и Ираке.

В результате переговоров Россия и Турция нашли компромиссное решение. Россия обязалась уменьшить объем поставок газа, а Турция - оплачивать весь доставляемый газ, вне зависимости от своих текущих потребностей. Кроме того, договор предусматривал, что цена за газ будет меньше летом, чем зимой.

3 ноября 2005 года в Геленджикском районе Краснодарского края была введена в эксплуатацию первая очередь компрессорной станции "Береговая", что создало техническую возможность для поставок в Турцию газа в полном объёме. Выход на мощность 16 миллиардов кубометров газа в год запланирован на 2010 год. При строительстве компрессорной станции "Береговая" были применены самые передовые технологии: обычно линейные компрессорные станции располагаются на расстоянии от 80 до 120 километров друг от друга. "Береговая" доставляет газ по морскому участку на расстояние почти 400 километров.

17 ноября 2005 года на газоизмерительной станции "Дурусу" в районе города Самсун состоялись торжественные мероприятия, посвящённые реализации проекта "Голубой поток".

В 2006 году по "Голубому потоку" было поставлено 7,5 миллиардов кубометров газа, а в 2007 году - 9,5 миллиардов кубометров.

"Голубой поток" представляет собой готовый газотранспортный коридор для реализации новых проектов, одним из которых мог бы стать "Голубой поток-2" для поставки российского газа в Израиль и Италию.

Официальный сайт концерна "Газпром": http://www.gazprom.ru

Официальный сайт концерна "Ente Nazionale Idrocarburi": http://www.eni.it/en_IT/home.html

Официальный сайт компании "BOTAŞ": http://www.botas.gov.tr

Официальный сайт компании "Saipem": http://www.saipem.it

Официальный сайт компании "Bouygues Offshore S.A.": http://www.bouygues-offshore.com

Официальный сайт компании "Mitsui & Co": http://www.mitsui.co.jp

Официальный сайт компании "Sumitomo Corp.":

Мировое сообщество признает бесспорный факт способности РФ проложить трубопровод по морскому дну и успешно начать его эксплуатацию. Успех был достигнут в реализации проекта «Северный поток» в акватории Балтийского моря.

На очереди - «Южный поток», но акватория - уже Черного моря. Способна ли РФ построить газопровод с эксплуатационными показателями, которые обеспечат его безаварийную эксплуатацию в течение всего срока? Да! Способна. Специалисты РФ обеспечат функционирование трубы даже до того момента, когда природные запасы газа будут исчерпаны. В то время труба будет пустой, так как газа не будет.

Так при чем здесь «русская рулетка»? Есть ряд обстоятельств, игнорировать которые никто не имеет права.

1. Гидрология Черного моря

а) глубина большей части дна моря - 2000 метров.

Погружаясь на глубину 10 метров, имеем рост давления на 1 атмосферу. Атомная подводная лодка, на которой автор имел честь служить, погружалась на глубину 415 метров. Толщина брони, из которой была изготовлена «Мурена», составляла 5 см. Нитей между переборками мы не натягивали, это технологически невозможно сделать, но визуально фиксировали «проседания» ракетных шахт, а «стон» прочного корпуса лодки воспринимался как продолжение собственного обнаженного нерва.

б) объем воды в Черном море 550 000 км куб.

в) сероводород Н2S присутствует в 87% объема всего моря и в свободном состоянии заполнит 20 000 км куб.

г) плечо прокачки газа от станции на берегу кавказского побережья РФ до станции на болгарском берегу составляет не одну сотню километров. Нет технической возможности дополнительного «разгона» потока газа на промежуточной станции. Единственный вариант - максимально сильно поднять давление на территории РФ и отпомповывать из трубы на другом берегу. (Очень важное обстоятельство!)

2. Непреодолимые обстоятельства, на которые не может иметь влияния никто

Вследствие шторма потерпело крушение судно. Плавсредство тонет и попадает на газопровод. 15000 тонн металла получают огромную энергию, пока не преодолеют 2000 метров от поверхности до дна. Трубопровод будет перерублен мгновенно. Обычная практика в акватории Черного моря состоит в том, чтобы транспортировать металлолом на плоскодонных (!) Речных судах, в которых укреплен корпус и которым присвоен класс «река-море». Можно еще что-то приварить к корпусу речной самоходной баржи и повысить ее класс до уровня «река-океан», но от немедленной катастрофы это не спасет… Далее будет так: под бешеным давлением газ образует пузырь, который пойдет на поверхность. Инерционные силы в газопроводе (смотри п.г. - выше), время, которое требуется для срабатывания аварийной системы и перекрытия потока, позволят преодолеть невероятно большие объемы насыщенной сероводородом воды и прорвать 100–400 метровый слой обогащенной кислородом воды. Во время непогоды, когда произошла авария судна, молнии обязательно присутствуют. Смесь газа, сероводорода и атмосферного кислорода не долго будет ждать искру, которая спровоцирует взрыв.

3. Давайте помолимся за души невинно убитых в г. Беслан и в Норвегии. Дети погибли от рук террористов, молодые люди погибли на крошечном острове от руки сумасшедшего.

Трубопровод на дне моря можно увидеть на приборе так четко и ясно, как собственные тапочки на вытянутых ногах. Кумулятивный снаряд прожигает броню танка, как газетная бумага, а броня танка намного толще стенки трубы. Газопровод по дну Черного моря - это граната, которую взорвать могут непреодолимые обстоятельства и любой сумасшедший, фанатик или единоличный террорист. А организация плохих парней такой теракт сделает даже ночью.

Последствия взрыва сероводорода могут привести в самом страшном варианте к потере орбиты планетой Земля или сдвинут тектонические плиты - тогда потеряем 60% фауны и флоры. Пройдет определенный период времени и жизнь вернется и расцветет - главное, чтобы не возродился «Газпром».

За 20 лет независимости Украины у нас не было руководства, которое не «химичило» бы с газотранспортной системой. Средства, колоссальные средства затмевают разум всем и везде. Непрозрачность взаимоотношений, теневые схемы - вот что ведет к подобным проектам и может поставить на цивилизации крест. Такие отношения между Украиной и РФ - недопустимы.

Нельзя обвинять РФ во всех грехах, делаю Украину белой и пушистой. Ответственность должны нести обе стороны. И арбитром в этой ситуации должно быть мировое сообщество. ГТС Украины должна эксплуатироваться в режиме открытости и международного аудита и постоянного мониторинга. И первый шаг к этому - мировое сообщество должно поставить точку в возможных фальсификациях на выборах в ВР Украины в 2012 году. У нас чиновники действующего правительства могут сегодня покупать плавучие буровые платформы дороже, чем их продает производитель. Такое наше руководство не оставляет выбора РФ, как только начать строить «Южный поток». Такое руководство не может честно эксплуатировать ГТС Украины. Оно должно уйти. Мировое сообщество должно осознать масштаб угрозы украинской коррупции и твердолобость «Газпрома», что вместе способно создать условия для взрыва, который может легко превзойти одновременно сдетонировавший ядерный потенциал США.

— проект транснационального газопровода, который разрабатывается в целях диверсификации маршрутов поставок природного газа европейским потребителям и предполагает прокачку голубого топлива через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы.

Меморандум о взаимопонимании по реализации проекта "Южный поток" между "Газпромом" и итальянской компанией Eni был подписан 23 июня 2007 года . Он определил направления сотрудничества двух компаний в области проектирования, финансирования, строительства и управления "Южным потоком".

С 2008 года в течение нескольких лет согласовывались экономические и юридические аспекты сделки, в результате которых, были определены маршруты магистральных трубопроводов.

Маршрут газопровода на предынвестиционной стадии проекта рассматривается в нескольких вариантах и включает в себя сухопутные части газопровода, проходящие по территориям ряда европейских государств, а также морские газопроводы через Черное и Адриатическое моря (в случае выбора варианта поставок газа в южную часть Италии). Кроме того, для обеспечения "Южного потока" достаточным количеством природного газа предполагается расширение существующих и строительство новых газотранспортных мощностей на территории Российской Федерации.

Новая газопроводная система, предназначенная для снабжения "Южного потока" природным газом, по территории России пройдет от компрессорной станции "Починки" до берега Черного моря. Ее протяженность достигнет примерно 2,5 тысяч километров. Предполагается строительство 10 компрессорных станций.

Прокладка газопроводов будет вестись в восьми регионах России: Воронежской, Волгоградской, Ростовской, Нижегородской, Пензенской и Саратовской областях, Мордовии и Краснодарском крае.

Морской участок газопровода "Южный поток" пройдет по дну Черного моря от компрессорной станции "Русская" на российском побережье до побережья Болгарии.

Общая протяженность черноморского участка составит около 900 километров, максимальная глубина залегания газопровода в Черном море — 2250 метров.

Существует несколько вариантов маршрута "Южного потока" по дну Черного моря. В данный момент маршрут, проходящий через исключительные экономические зоны России, Турции и Болгарии, прорабатывается в качестве основного.

На сентябрь 2011 года доли в морском участке проекта "Южный поток" распределялись следующим образом: ОАО "Газпром" — 50%, итальянская компания Eni — 20%, немецкая компания Wintershall Holding и французская энергетическая компания EDF — по 15%.

На территориях стран Южной и Центральной Европы рассматриваются два возможных маршрута прокладки газопровода: северо-западный — в направлении Словении и Австрии через Болгарию, Сербию и Венгрию, а также юго-западный — в Грецию и Италию. От основной трассы европейского сухопутного участка "Южного потока" будут сделаны отводы в Хорватию и Македонию.

Предполагается, что газопровод по 15,57 миллиарда кубометров каждая. Ввод первой из них пока запланирован на декабрь 2015 года, вывод на полную мощность (63 миллиарда кубометров) ожидается к 2018 году. Ориентировочная стоимость "Южного потока" составляет 15,5 миллиарда евро, 10 миллиардов из которых приходится на морской участок, а 5,5 миллиарда — на сухопутный.

В целях реализации европейской сухопутной части проекта Россия подписала межправительственные соглашения с Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Словенией, Австрией и Хорватией.

В 2011-2012 годах Черногория и Республика Сербская изъявили желание принять участие в проекте. Было принято решение разработать технико-экономические обоснования строительства газопроводов-отводов в эти страны.

21 ноября 2011 года был введен в эксплуатацию первый объект "Южного потока" — подземное хранилище газа "Банатский Двор" в Сербии, которое является одним из крупнейших объектов хранения газа в Юго-Восточной Европе.

В третьем квартале 2011 года была завершена разработка сводного технико-экономического обоснования (ТЭО) "Южного потока", объединившего в себе ТЭО морского участка и ТЭО участков, проходящих по территории стран Южной и Центральной Европы. В сводном ТЭО представлены основные технические решения по проекту с обоснованием их осуществимости, оценка экологической безопасности и мероприятия по охране окружающей среды, оценка экономической эффективности проекта с учетом капитальных и эксплуатационных затрат.

В январе 2012 года в соответствии с поручением председателя правительства РФ Владимира Путина был одобрен подробный план мероприятий, позволяющий приступить к ускоренному строительству газопровода "Южный поток" не в 2013 году как планировалось, а уже в декабре 2012 года.

Окончательное инвестиционное решение по "Южному потоку" будет принято в ноябре 2012 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Крупнейшее трубоукладочное судно в мире Pioneering Spirit прибыло в Анапу для укладки газопровода «Турецкий поток». И, судя по практике другого трубоукладчика компании Allseas, Audacia, в течение нескольких дней приступит к работам. Что может помешать, так это погода. МЧС России по Краснодарскому краю предупредило о том, что 3 июня в регионе, в том числе в Анапе, возможны сильный дождь, гроза и шквалистое усиление ветра до 25 метров в секунду.

Pioneering Spirit будет укладывать глубоководную часть «Турецкого потока», которая начинается в 40 км от Анапы и продолжается до самой Турции, а Audacia уже прошла половину мелководья. По данным навигационной сайта Marinetraffic, на рейд российского порта 477-метровый гигант встал сегодня в 4 часа утра, завершив почти трехнедельный путь из Роттердама.

Трубоукладчик прибыл в Анапу. Скриншот с сайта marinetraffic.com.

За два дня до этого трубоуладчик проходил Босфор и для обеспечения безопасности турецкие власти были вынуждены закрыть пролив для других судов. «Если вы находитесь у пролива Босфор, не пропустите проход этого бегемота», - написал тогда в Twitter турецкий блоггер Алпер Белер, который отслеживает судоходство у берегов Турции. Также он выложил фотографии, которые позволяют увидеть воочию масштабы крупнейшего трубоукладчика в мире.


Фото: twitter.com.

Как уже сообщало , возведение газопровода длиной 910 километров через Черное море началось три недели назад. Сейчас его ведет трубоукладочное судно Audacia. Pioneering Spirit является крупнейшим судном в своем классе. Его общая длина составляет 477 метров и оно представляет собой катамаран, способный укладывать газопровод при глубине моря до 4 км (В Черном море по маршруту «Турецкого потока» она составляет 600−2000 метров). Грузоподъемность судна - до 48 тыс. тонн, что позволяет перемещать целые морские платформы. За один раз Pioneering Spirit способен взять на главную палубу 27 тыс. тонн труб. На его борту предусмотрено размещение 571 человека. Там установлены 13 станций сварки и 6 станций по изолированию газопровода. По своим характеристикам возможности Pioneering Spirit вдвое превышают те, что есть у Audacia. По оценкам экспертов, стоимость фрахта судна составляет 250−300 тыс. евро в сутки. Последние проекты крупнейшего в мире трубоукладчика - демонтаж добывающих платформ в Северном море.

Напомним, что в декабре и феврале компания Allseas заключила контракт с предприятием «Газпрома» South Stream Transport B.V. на строительство двух ниток «Турецкого потока». Они должны быть завершены в 2019 году. Магистраль «выйдет» из Черного моря в европейскую часть Турции и пройдет до границы с Грецией.

В Черном море из России в Турцию уже проложен один газопровод - «Голубой поток». Его «Газпром» построил в 2002 году. По магистрали протяженностью 1213 километров в прошлом году подали около 13 млрд кубометров газа.

Две нитки газопровода «Турецкий поток» обеспечат поставки 32 млрд кубометров газа в год в обход Украины. По первой - 12 млрд поступят на внутренний рынок Турции, а остальные 4 млрд кубометров, как заявляли турецкие власти, подадут в строящийся «Южный газовый коридор» из Азербайджана в Грецию и Италию. В марте «Газпром» и итальянская Eni подписали меморандум о взаимопонимании по поставкам газа в Европу по южному коридору и заявили о модернизации контрактов для изменения пунктов сдачи газа.

По второй нитке «Турецкого потока» весь газ планируется подавать в Европу. В феврале прошлого года «Газпром», Edison SpA и DEPA SA подписали меморандум о взаимопонимании по поставкам природного газа из России в Грецию и из Греции в Италию. Однако, каким образом, вопрос пока не решен. Как заявил глава Минэнерго России Александр Новак, российский газ может пойти и через Болгарию, где планируют создать региональный газовый хаб.

Схема маршрута «Турецкого потока» с сайта gazprom.ru.

Впрочем, строительство и одной ветки газопровода станет существенным ударом по Украине. «Для Украины реализация этого проекта будет иметь негативные последствия, не такие большие, как от „Северного потока“, но потеря приблизительно 15 миллиардов кубометров транзита из 70 миллиардов кубометров текущих - это очень большая сумма», - заявил ранее глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев. Сегодня Украина получает за транзит российского газа около $ 2 млрд в год, а строительство «Северного потока-2» и «Турецкого потока» снизят поступления в пять раз. После окончания действия контракта и ввода в эксплуатацию двух новых обходных магистралей «Газпром» планирует снизить транзит через Украину до 15 млрд кубометров в год. Их будут поставлять на Балканы.