Безударный хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный встал под ударенье, Чтоб развеять все сомненья.

Картинка 9 из презентации «Ударные и безударные гласные» к урокам русского языка на тему «Безударные гласные»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока русского языка, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Ударные и безударные гласные.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 63 КБ.

Скачать презентацию

Безударные гласные

«Гласные и согласные» - Этимология. Программа Н.Ф.Виноградовой «21 век». Как назвать одним словом? Словарная работа. А, я, о, ё, у, ю, и, ы, э, е. Поставьте вопрос к слову ПОРТФЕЛЬ. Назовите согласные звуки. Что такое портфель? Назовите в слове гласные звуки. Какие гласные звуки вы знаете? Пальцы дружно отвечают, головами все кивают.

5. «Правила ослика». 1. Чередование гласных корне. Тема: «Корни с чередованием гласных Е/И». 2. Чередование гласных в корне. 4. 3. мер/мирА.

«Гласные звуки» - Чем отличаются звуки речи от всех других звуков? У а л г у а е т м н ё ы з в з д. Опыт №1. Фонема – звук. Надув шарик, наденем на трубку две тонкие резиновые плёнки. Ход урока. Работа с теоретическим материалом учебника. Демонстрация опытов - Давайте проверим, как рождаются звуки. 2. На доске записано в два столбика.

«Ударные и безударные гласные» - Спишите, изменяя слова по образцу. Ударные и безударные гласные звуки. С Е торопят, если знают, Что недолго уж до срока. Выполнила Горбунова Р.Г. учитель начальных классов. Цели. Подберите проверочные слова. Правило. Что? Припишите проверочные слова. Какой? Килограмм яблок. Шарады. Спишите четыре нужных слова.

«Гласные и согласные буквы» - Т.В. Черепанова, учитель МОУ ООШ № 21, г. Оленегорск. Гласные и согласные буквы. Р. Дорогие ребята! А. Ю. Ф. Ш. Технологический приём анимированная сорбонка.

«Урок Безударные гласные» - Тема повторения: Правописание безударных гласных в корне слова. Тема: Беглые гласные в корне слова. Наблюдение, выводы; Сопоставление своих выводов с выводами в учебнике. Объяснение пропущенных орфограмм (упр. № 85). Какое задание было самым трудным, интересным? Пень - пни. Работа с правилом на стр. 123.

Всего в теме 16 презентаций

Один из наиболее сложных для школьников и студентов разделов в русском языке - фонетика. Довольно часто учащиеся допускают ошибки при слов, характеристике тех или иных звуков, фонем. Но во многом знание фонетики - залог грамотной и культурной речи. Поэтому немало внимания следует уделить такому вопросу, как звуки. Сегодня нас интересуют Буквы, которые они обозначают, также будут рассмотрены в нашей статье. Не обойдем мы вниманием и общие характеристики звуковой системы нашего языка.

Звуки или буквы?

Для начала разберемся с тем, что же именно мы будет описывать в данной статье. Стоит отметить, что многие люди считают, что в русском языке существуют согласные и гласные буквы. Многие готовы даже поспорить и будут с пеной у рта отстаивать свою правоту. Но так ли это?

На самом деле, в русском языке такой классификации поддаются лишь звуки. Буквы же служат лишь графическим обозначением той или иной фонемы или даже сочетания фонем, а также указывают на особенность произношения того или иного звука. Поэтому нельзя говорить, что буквы бывают гласными или согласными, ударными или безударными.

Общие сведения

Перейдем непосредственно к характеристике гласных фонем. В русском языке насчитывается шесть гласных звуков, которые в свою очередь обозначаются десятью «гласными буквами». При образовании данных звуков из полости рта вырывается струя воздуха, которая не встречает при этом препятствий на своем пути. Таким образом, гласные звуки состоят только из голоса. В отличие от согласных, их можно протянуть или пропеть. К этим звукам относятся: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Гласные имеют следующие основные характеристики: ряд, поднятие, ударная или безударная позиция. Кроме того, можно выделить такую специфическую характеристику, как лабиализация.

Стоит также отметить, что именно гласные звуки служат слогообразующими. Вспомните, как в начальной школе детей учат определять слоги в слове, подсчитывая гласные «буквы».

Звук - это наименьшая части речи, которая служит не только материалом для образования слов, но и помогает различать слова со схожим звуковым составом (например, «лис» и «лес» отличаются лишь одним гласным). Изучает гласные и такая наука, как фонетика.

Давайте теперь разберем каждую из упомянутых характеристик.

Ударность и безударность

Также стоит отметить, что безударные гласные звучат менее четко и могут выступать в качестве другой фонемы при транскрибировании. Так, безударная гласная «о» может звучать как «а», а «и» звучать в речевом потоке как «е», кроме того, иногда гласный звук может и вовсе пропадать. При этом транскрипция будет отличаться от обычной записи слова.

К примеру, слово "молоко" в может выглядеть так:

1. [малак`о] - транскрипция в рамках школьной программы.

2. [мълак`о] - такая транскрипция зачастую используется в высших учебных заведениях на филологических факультетах. Знак «ъ» означает, что звук «а» произносит очень коротко, практически выпадает из слова при произношении.

Отметим, что одной из сложностей русского языка выступают именно безударные гласные. Буквы, обозначающие их на письме, не всегда сходны со слышимым звуком, что порождает массу ошибок. Если вы сомневаетесь в правильности написания того или иного слова, воспользуйтесь орфографическим словарем или проверьте написание слова при помощи известных вам правил.

Лабиализация

В русском языке есть так называемые лабиализованные звуки - «о» и «у». В некоторых пособиях их могут называть также огубленными. Их особенность заключается в том, что при их произношении участвуют губы, вытягиваясь вперед. Остальные гласные звуки русского языка этой особенностью не обладают.

Буквы, обозначающие гласные звуки, которые имеют данный признак, в транскрипции записываются точно так же, как и обычные звуки.

Ряд

В русском языке по положению языка во рту при произношении звука выделяют три ряда: передний, средний и задний.

Если основная часть языка при произнесении звука находится в задней части ротовой полости - то он (звук) относится к заднему ряду. Передний ряд характеризуется тем, что при произношении гласных, относящихся к нему, основная часть языка находится в передней части. В том случае, если при произношении язык занимает промежуточное положение, звук относится к гласным среднего ряда.

К какому же ряду относятся те или иные звуки в русском языке?

[о], [у] - задний ряд;

[а], [ы] - средний;

[и], [е] - передний.

Как видите, эти характеристики довольно простые, главное - запомнить их. Учитывая, что в русском языке не так много гласных звуков, заучить данную классификацию не составит особого труда.

Поднятие

Также есть еще одна характеристика гласных звуков по положению языка во время произношения. Тут, так же, как и при классификации по ряду, выделяют три вида звуков: низкого, среднего и высокого поднятия.

Данная характеристика учитывает положение языка по отношению к нёбу. Если при произношении язык находится в максимальной близости к нему, то звук относится к гласным верхнего поднятия, если же находится в максимально удаленной позиции от нёба, то нижнего. В случае если язык находится в промежуточном положении, он относится к гласным звукам среднего поднятия.

Определим, к какому поднятию относятся гласные русского языка:

[а] - нижнее;

[э], [о] - среднее;

[и], [ы], [у] - верхнее.

Эту характеристику и классификацию также можно довольно легко запомнить.

Соответствие звуков и букв

Как уже говорилось, гласных звуков всего шесть, но на письме они обозначаются десятью буквами. Давайте обсудим, какие буквы гласных звуков существуют в русском языке.

Звук [а] могут передавать следующие литеры: «а», «я» (фонетически [йа]). Касательно фонемы [о], то на письме она обозначается как «о» и «ё» (фонетически [йо]) . Лабиализованный [у] также могут передавать две буквы «у» и «ю» (фонетически [йу]). То же самое можно сказать и о звуке [э]: он может обозначаться буквами «э» и «е» (фонетически [йэ]).

Остальные два звука [и] и [ы] обозначаются всего одной литерой - «и» и «ы» соответственно. Вот и все так называемые гласные буквы: а, о, у, я, ё, ю, э, е, и, ы.

Порядок транскрибирования

Многим школьникам, да и студентам университетов тоже, приходится сталкиваться с таким заданием, как транскрибирование слов. Рассмотрим алгоритм, сделав упор на характеристику гласных звуков.

Порядок выполнения заданий данного типа таков:

1. Записываем слово том виде, в котором оно вам дано.

3. Делим слово на слоги. В этом нам могут все те же гласные звуки.

4. Записываем фонетическую транскрипцию слова, учитывая при этом позицию как гласных, так и согласных звуков в слове, их варианты (к примеру, в безударной позиции [о] может звучать как [а]).

5. Записываем в столбик все буквы.

6. Определяем, какой звук или счетание звуков обозначает та или иная буква, и записываем эти данные в столбик напротив.

7. Описываем характеристики звука. Тут мы не будем останавливаться на характеристике согласных звуков, отановимся лишь на гласных. В школьной традиции указывается лишь позиция звука относительно ударения (ударная или безударная). В университетах на филологических факультетах дополнительно указывается ряд и поднятие, а также наличие лабиализации звука.

8. Последний шаг - подсчет количества букв и звуков в анализированном слове.

Как видите, ничего сложного. Если вы сомневаетесь в транскрипции, ее всегда можно проверить с помощью орфоэпического словаря.

Выводы

В русском языке насчитывается шесть звуков, которым на письме соответствуют десять букв алфавита. Данные звуки, как и другие фонемы, являются теми кирпичиками, из которых строятся лексические единицы. Именно благодаря звукам мы различаем слова, ведь изменение даже одного звука может полностью изменить их смысл и превратить в совершенно другие лексемы.

Итак, мы узнали, какие «буквы» гласные: ударные и безударные, лабиализованные. Выяснили, что каждый гласный имеет такие характеристики, как ряд и поднятие, научились делать фонетическую транскрипцию. Кроме того, выяснили, какая наука изучает гласные звуки.

Надеемся, данный материал будет полезен не только школьникам, но и студентам филологических факультетов.

Наталья Шевченко
Конспект итоговой ООД Тема: В поисках хитрых букв или проделки [Й]

Цель : закрепление понятия образования йотированных гласных.

Задачи :

Коррекционно – развивающие :

Развивать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, память;

Развивать навык грамотного письма.

Коррекционно – образовательные :

Закрепить у дошкольников понятия йотированные (хитрые ) гласные буквы Я , Е, Ё, Ю и их графический профиль;

Закрепить дифференциацию звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости, гласный-согласный;

Продолжать тренировать навык звуко-буквенного анализа слов ;

Расширять и активизировать словарный запас воспитанников через работу с заданиями по карточкам, совершенствовать грамматический строй речи, навыки связной речи;

Коррекционно – воспитательные :

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом через сказки драматизации и выполнения коллективной работы.

Материал : буквари , касса букв , карандаши, фломастеры, телефон, мольберт, игрушка «Енот» и «Ёж» , картинки «Веселые буквы » , дерево, яблоки (муляж, настоящие яблоки, корзина, звуковички, 4 картинки на букву «Е» , задание «Яблоки» ,компас, рыбка на определение позиции звука в слове, слова на букву «Ю» , карточки для исправления ошибок, барабан.

Ход занятия

Вводная часть.

Дети стоят в приемной, логопед приглашает пройти их в группу.

Л.: Ребята, проходите, пожалуйста, в группу. Сегодня к нам пришли воспитатели из других групп. Поздоровайтесь с ними (дети здороваются) . Вот только не знаю, что же мы будем показывать нашим гостям? Все дело в том, что занятия как такового не будет. Вы уже научились читать и писать, выполнять звуко-буквенный анализ и скоро пойдете в школу. И я пригласила вас для того, чтобы вы помогли мне собрать, уже не нужные вам буквари , карандаши, кассу букв и отнести их детям старшей группы. Они им очень пригодятся на следующий год (логопед обращается к разным детям) Саша, Василиса принесите, пожалуйста, буквари , Кира и Артем несите карандаши (логопед все это складывает на отдельный стол) . А где же касса букв ? (она лежит на тумбочке, логопед ищет ее взглядом) А, вот она! (разворачивает ее) Ой, что это такое? Посмотрите, что случилось?

Д.: Все буквы перепутались .

Л.: Что же делать? Нам нужно срочно навести порядок в кассе. Мы не можем с вами отдать кассу в таком беспорядке. Расставьте буквы по своим местам . А чтобы «уборка» прошла быстро и без ошибок вспомним, какие звуки называются гласными, а какие согласными? (ответы детей, правило)

Л.: Вот и в кассе порядок, но мне кажется, что каких-то букв не хватает .

Д.: Хитрых .

Л.: А какие это?

Д.: Я, Ю, Е,Ё.

Л.: .А почему мы их называем хитрые буквы ?

(Дети называют правило)

Л.: Да, верно. (Звук смс - сообщение) Подождите, мне сообщение пришло, наверное что-то важное…Ой, ребята, а это вам сообщение пришло, прочитайте.

СООБЩЕНИЕ

ИЗ КАССЫ МЫ СБЕЖАЛИ. О НАС ВЫ МАЛО ЗНАЛИ – ПОЭТОМУ В ОБИДЕ, ТЕПЕРЬ НАС ПОИЩИТЕ.

ХИТЫЕ БУКВЫ .

Л.: Ребята, нужно, во что бы то не стало найти пропавшие буквы . Так мы покажем, что все о них знаем, а во - вторых вернем их в кассу, иначе касса будет не полной и по ней нельзя будет заниматься детям в следующем году. Ну, что на поиски хитрых букв ?

Д.: ответы детей.

Основная часть.

Л.: С чего же начать нам наши поиски ? Посмотрите, а куда эта стрелка ведет? Может эти стрелочки нас к букве приведут ?

На полу стрелки, ведут к первой станции, букве «Е» . Дети подошли к мольберту, на мольберте Енот (картинка) в разброс 4 картинки на букву «Е» и звуковые схемы. Детям нужно определить какая схема, к какой картинке не относится.

Л.: Ой, ребята, это же наш Енот Енотович, помните? Что же он тут делает? Что-то он грустный. Мне кажется, я понимаю, в чем дело, Енот Енотович перепутал все картинки и звуковые схемы и не может ни как все вернуть назад, давайте ему ребята поможем?

Д.: ответы детей. Дети выполняют.

Л.: Молодцы ребята, зато, что вы выполнили правильно задание, Енот Енотович возвращает вам букву «Е» .

Из-за мольберта «выходит» буква «Е» .

Л.: До свидания, Енот Енотович, а наши поиски хитрых букв продолжаются .

Логопед обращает внимание на яблоки, которые лежат на полу «дорожкой»

Л.: А кто же это яблоки разбросал? Предлагаю их собрать.

Дети вместе с логопедом собирают яблоки в корзину и приходят к яблоне.

Л.: Вот это да, сколько яблок на дереве, а давайте с вами по одному яблочку угостимся и посмотрим что же там?

На дереве наклеены яблоки (картинки, а с другой стороны задание.

Л.: Ну что, яблочки не простые, а с заданием. Вам нужно, определить зашифрованное слово и напечатать его в пустых клеточках. Для этого, правильно определите первый звук каждой картинки и запишите его буквой начиная с первой пустой клеточки.

Выполнили задание? Молодцы. За такую хорошую работу яблоня вас хочет угостить своими плодами, угощайтесь (маленькие дольки яблочка) . А куда же дальше нам идти? «Я» вам помогу! («Выходит» буква «Я» , ребята, буква «Я» к нам тоже не с пустыми руками пришла, она нам подарок принесла (достает подарок из коробки) . А что это такое?

Д.: Компас.

Л.: А для чего он нам нужен?

Д.: ответы детей.

Л.: А наши поиски продолжаются , мы ищем хитрую букву «Ю» и компас как раз нам в этом поможет, ведь на нем есть нужное нам направление : север, ЮГ, запад, восток. Как называется это направление?

Л.: давайте посмотрим, куда же направляет нам движение красная стрелка.

Идут в нужную сторону и приходят к станции буквы «Ю» .

Л.: Вот мы и на юге, как же тут жарко. А вот и следующее задание, разбирайте карточки.

Вам сейчас нужно определить, где находится буква «Ю» в начале, в середине и в конце слова, если нашли, то карточки кладем в соответствующий кармашек.

Дети отвечают и выполняют задание.

Л.: А вот и буква «Ю» спешит и вас она благодарит за хорошее знание и отличное выполнение задания. А наши поиски продолжаются нам осталось найти последнюю букву – букву «Ё» .

В этот момент произносит звуки игрушечный ЁЖ, дети идут на звуки.

Я ВСЕ ЗНАЮ! ВСЕ МОГУ! ВСЕХ НА СВЕТЕ УДИВЛЮ! САМЫЙ УМНЫЙ Я НА СВЕТЕ! ЭТО ЗНАЮТ ДАЖЕ ДЕТИ!

Л.: слышу странные слова, поспешим–ка мы туда.

Нехорошо так хвастаться.

Ребята, да это же Ёж – Хваста. Ребята,он выполнил звуко – буквенный анализ слов и хвастается что у него нет ни одной ошибочки, а что если мы его проверим?

Дети берут карточки и выполняют задание.

Л.: За то, что вы выполнили правильно задание, Ёж – Хваста возвращает вам последнюю хитрую букву «Ё» , посмотрите какая она веселая, но мне очень интересно, кто устроил весь этот беспорядок? Кажется, я догадываюсь чьи это проделки . Уж не звука ли «Й» ?

Конечно, ее! Только у нее такой неугомонный характер. Не случайно, про нее даже сказка есть. Вот послушайте.

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть : А, У, О, И, Ы,Э. Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Бывало, встанут из своих красных домиков и запоют :

По одному : (Тянуть)

А, У, О, И, Э, Ы.

а потом парами (дуэтом)

АУ, ОИ. ЭЫ!

По трое (трио)

АУО, ИЭЫ!

И даже хором

Ходили звуки по свету, голосисто пели, за это их стали называть гласными. Вот как-то раз решили гласные звуки устроить настоящий концерт и пригласили на него своих друзей – согласных звуков. Пришли согласные, а «Й» самый первый прибежал. Прибежал и сел в первом ряду, на первое место. Очень ему первым во всем хотелось быть. Сидит в своем зеленом колпачке, в кресле ерзает, концерта дождаться не может. Но вот раздалась барабанная дробь, занавес открылся и на сцене появились артисты – гласные звуки А, У, О, Э (поют) . Они пели так красиво, что «Й» не удержался и тоже стал «подпевать»

Й, Й, Й, - слышалось из зала первого ряда. Песенка у «Й» не получилась. Голос был звонкий, мягкий, нежный, но звучал коротко отрывисто. После концерта «Й» подбежал к гласным звукам и сказал : «Научите меня петь, я тоже артистом быть хочу!»

«Но разве согласные звуки в зеленых колпачках могут петь?» - удивился гласный звук [О]. «Конечно, могут!» - неунимался [Й]. «Хорошо приходи на репетицию, там посмотрим что получится» , - сказал [У]. В этот же вечер «Й» уже стоял на сцене и показывал свое мастерство – Й, Й, Й.

Слушал – слушал [А], да и говорит :

А давай-ка попробуем спеть вдвоем.

Согласен, только я напевать буду, а подхватывай.

И они запели :

ЙА,ЙА, ЙА! Так получилась песенка, которую назвали буквой «Я» . В ней [Й] поет с [А].

У вас здорово получается – задумчиво протянул [У],

Ну а со мной петь будешь?

Буду, - ответил [Й], не задумываясь – только я снова первым начну, уж очень первым быть люблю.

И тут все услышали ЙУ,ЙУ,ЙУ. Так получилась песенка, которую назвали буквой Ю . В ней [Й] поет с [У].

О, как хорошо! Спой теперь со мной! – попросил [О].

Пожалуйста.

ЙО, ЙО,ЙО – и назвали ее буквой Ё . в ней [Й] поет с [О].

Э, я не хочу оставаться в стороне, - рассудил Э, - споем вместе, - предложил он Й.

Следующая песня звучала так :

ЙЭ, йЭ, йэ – и назвали эту песню буквой «Е» .

Вот так закончилась эта репетиция. После которой в азбуке появились новые буквы Я , Ю, Ё, Е, а все потому, что [Й] спешил и впереди гласных А,У, О, Э встать норовил.

Итог занятия

Молодцы ребята, мне кажется мы теперь доказали что о хитрых буквах мы теперь знаем все и они больше никуда сбегать не захотят, а раз все буквы на месте , то думаю мы с вами может отдать буквари и кассу старшей группе (отдают кассу и буквари старшей группе ) .

Петрова Лариса Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Шолоховская гимназия, станица Вёшенская"
Населённый пункт: Станица Вёшенская Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Гласная буква Ёё. В чём хитрость этой буквы?
Дата публикации: 21.11.2016
Раздел: начальное образование

1 Методическая разработка урока литературы с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Урок литературного чтения. (обучение грамоте) 1 класс Тема урока: Гласная буква Ёё. В чём хитрость этой буквы? ТЦУ: знакомство с буквой Ёё, развитие умения обозначать мягкость согласных звуков на письме; развитие фонематического слуха, устной речи, интереса к чтению, орфографической зоркости, расширение активного, пассивного, потенциального словаря детей, используя правильные начертания букв, воспитание любви к родному краю, к родной природе. Оборудование:  компьютер, доска starBoard;  музыкальное оформление (песенка про Мамонтенка)  мультфильм « Мама для мамонтёнка»  карточки с буквами Ее,Ёё  рисунки детей  Р.Н.Бунеев.Азбука Программное обеспечение: Презентация: «Гласная буква Ёё. В чём хитрость этой буквы?» Ход урока Слайд 1. Организационный момент. Слайд 2. Создание ситуации успеха -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие вместе с Ёжиком и познакомимся с удивительным миром букв. Слайд 3. Девиз урока: Каждый день всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, четко говорим И тихонечко сидим. Слайд 4. Актуализация знаний. -Какие гласные буквы служат для обозначения твердости согласных?(а, о, у, ы) -Какие гласные буквы из изученных служат для обозначения мягкости согласных? (и, е.) -В чем хитрость буквы е? (Хитрая лисичка - буква е обозначает два звука[ й’э], когда находится в начале слова или после гласных. Когда находится после согласных, то обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [э]. Слайд 5. Наблюдение. Какие звуки обозначает буква Ё. 1
2 Отгадайте загадку: Ну и платье: Сплошь иголки Его носят вечно… ……………….ёлки. -Какой звук мы слышим вначале слова елки? [й’ о] -Звуки [й’ о] на письме обозначаются буквой Ёё. Слайд 6. Наблюдение. Какие звуки обозначает буква Ё. -Что больше всего на свете любит медведь? Мёд -Какие звуки мы слышим в этом слове? [м’ о т] -Дайте характеристику каждому звуку. Звук [м’] - согласный, звонкий, мягкий. Звук [о] - гласный? ударный. Звук [т] - согласный, глухой, твердый. Слайд 7. Знакомство с буквой Ё. -Объясни наряд буквы Ё. Звук [о] на письме обозначается буквой ё и показывает мягкость предшествующего согласного. Нарядите букву-человечка и объясните. Работа с учебником (стр.105) 1.-Как вы думаете, почему гласные е и ё дружат и стоят вместе, взявшись за руки? (Хитрая лисичка - буква е обозначает два звука[ й’ э], когда находится в начале слова или после гласных. Когда находится после согласных, то обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [э]. 2. Чтение слов и слогов с буквой ё. Продолжение наблюдения за словами с буквой ё. - Сравните первые звуки (нос - нес [н] - [н’]) - Какие звуки вы слышите после этих согласных звуков? [о] - Почему разные гласные буквы в этих словах? (Буква ё обозначает после согласных звук [о] и показывает, что этот согласный мягкий. Буква о обозначает звук [о] и показывает, что согласный твердый) - Прочитайте слова следующего столбика про себя, поставьте в словах ударение. - На что обратили внимание? (На букву ё падает ударение) - Зная, что буква ё всегда ударная, знак ударения над словом, где есть эта буква, мы не будем ставить. 3. Сейчас я прочитаю вам сказку « Почему Ё всегда ударная» 2
3 Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву- букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная. - Так почему же буква Ё всегда ударная? Слайд 8. Игра. Моя вообразилия. На что похожи буквы е и ё? Е и Ё –родные сестры, Различать сестер не просто, Но у буквы Ё две точки, Словно в лесенке гвоздочки. Слайд 9. Работа со скороговорками. Повторяя их, можно научиться правильно произносить звуки. Их даже рекомендуют взрослым артистам, так как скороговорки развивают органы речи, развивают активную артикуляцию и четкую дикцию. -Какие скороговорки вы знаете? Три сороки – тараторки тараторили на горке. Страшна пушка у опушки. Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешен. Кошка крошка на окошке кашку кушала по крошке. Расскажите про покупки, про какие про покупки, Про покупки, про покупки, про покупочки мои. Собирала Маргарита маргаритки на горе. -Мы познакомимся с новой скороговоркой. Проворонила ворона воронёнка. Прочитайте. -Как вы понимаете эту скороговорку? -Что вы заметили? (Все эти три слова в скороговорке – однокоренные слова.) -Давайте произнесем ее сначала медленно, затем умеренно быстро, а потом быстро. Работа в парах. - Кто хочет выступить перед классом? Слайд 10. Игра. Что вы знаете об этих буквах? ё ш р Составьте слово. (ёрш) - Что обозначает это слово? (Это рыба) Слайд 11. Ёрш.(текст) Река Дон богата рыбой. В Дону водятся и ерши. Ерш- это последняя рыба, о которой мечтает рыбак, отправляясь на рыбалку. И напрасно. Ерш придает ухе и пикантный вкус и нежный аромат (ерша для приготовления от чешуи и слизи не очищают, так как именно в ней кроется секрет ароматности этой рыбы). --Как ласково назвать эту рыбу?(Ёршик). Какое другое лексическое значение имеет это слово? 3
4 Слайд 12. Ёршик.Растение. Ёршик– это растение, которое можно встретить на побережье Черного моря. Слайд 13. Ёршик. Ёршик- это предмет, которым моют бутылки и посуду. Слайд 14. Многозначность слов. Это слово многозначное, так как имеет несколько лексических значений. Слайд 15. Корень слова. ёрш ёршик ершистый -Прочитайте, что вы заметили? (Корень) ёрш ёршик ёршистый -А что такое корень?(Одинаковая часть родственных слов.) -А какие орфограммы вы заметили в этих словах? (ШИ пиши с буквой и.) Работа с учебником. (стр.106) -Прочитайте слова и объясните, а эти слова считаются родственными? -Как вы понимаете слово детеныш? Слайд 16. ИГРА: «Угадай детеныша» -Я называю взрослое животное, а вы называете его детеныша. слон- слонёнок корова-телёнок кит-китёнок кот-котёнок мамонт-мамонтёнок -Прочитайте слова, обозначающие детенышей животных. Слайд 17. Суффикс. -Что придает этим словам уменьшительно-ласкательное значение? (Суффикс -ёнок-) -Кто такой мамонтенок? (Мамонтёнок- детёныш мамонта) Слайд 18. Физминутка (музыкальная) -На какого современного животного похож мамонт? -Чем отличается? -Представьте себе, что мы сейчас перенеслись на северный полюс, холодно, зябко. Давайте потрём наши ручки, носик, щечки, ушки, попрыгаем на одной ножке, потом на другой. Согрелись? -А теперь давайте присядем на снежок и посмотрим и споем песенку про мамонтенка и посмотрим отрывок из мультфильма. -Понравился вам герой этого мультфильма? -А чем он вам понравился? Так полюбился этот герой детям, они стали его рисовать и посылать в Интернет свои рисунки. 4
5 Слайд 19. Выставка детских рисунков. Слайд 20. 1.Словарная работа Кайнозойская эра-эра в геологической истории Земли протяженностью в 65,5 миллионов лет. Первобытные люди-люди, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Огромное грациозное животное- большое, красивое животное. Каменные пещеры- первые жилища первобытных людей. Наскальные рисунки- рисунки на стенах каменных пещер. Интернет-международная (всемирная) компьютерная сеть. Якутия-Дальневосточный федеральный округ (один из самых больших регионов страны). 2.Прогнозирование содержания текста. -Прочитайте название текста, рассмотрите иллюстрацию. Подумайте, о ком этот текст? Слайд 21.Текст. С.Самсонова. Мамонты. Мамонты жили в кайнозойскую эру, когда появился первобытный человек. Первобытным людям нравилось это огромное грациозное животное и они рисовали его на стенах в каменных пещерах. Вот один из наскальных рисунков, взятых из Интернета. Слайд 22. Работа над текстом. С.Самсонова «Мамонты» 1. Прочитайте текст про себя. 2. Подумайте, о ком этот текст? 3. Что вы узнали нового о мамонтах? 4. Прочитайте текст вслух. 5. Найдите слова с буквами е и ё. Слайд 23.Итог урока. Мы путешествовали вместе с Мышонком, как вы думаете чему он научился. -С какой буквой мы познакомились? -Почему эта буква хитрая? -Приведите примеры. Слайд 24. Спасибо за урок. 5

Гласными называются звуки, которые в отличие от согласных возникают при образовании тона - без участия шума.


Кроме того, в отличие от согласных гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения.

Гласные звуки в русском языке очень важны: помимо участия в смыслоразличении, они являются для нас опорными при определении ритмического строения слова и его границ.

В русском языке гласные звуки выполняют следующие функции: участвуют в построении слова, могут различать слова, создавать ритм - формировать ударение, участвовать в формировании интонации (в том числе эмоциональной - “Как она пла-авает!” - говорим мы, когда хотим выразить свое особенно теплое отношение).

Основа гласных звуков - тон. Поэтому гласные звуки хорошо слышны, их можно растягивать по длительности (потерявшись в лесу, мы зовем "ау-ау-ау! ").

Звуки речи на письме заключаются в квадратные скобки . Это транскрипция. В транскрипции не принято писать прописные буквы и ставить знаки препинания.

10 букв предназначены для обозначения гласных звуков и условно называются гласными (а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е) .

Гласных звуков шесть - [А] [О] [У] [Ы] [И] [Э].

В русском языке гласных букв больше, чем гласных звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных или хитрых гласных звуков).

Звуковое значение букв е, ё, ю, я.

1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

в начале слова: например, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма; после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, дают - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть; после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.
Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].

2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству­ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер­дости-мягкости: мех - [м′эх], нёс - [н′ос], люк - [л′ук], мял - [м′ал].