Мохаммед Ибрагим-бек родился в 1888 г. в кишлаке Кок-Таш Локай-Таджикского района в семье узбека-локайца из рода «Аксары» племени «Иса-Ходжа» Чакабая, который был, по одним сведениям, офицером Бухарской армии, по другим, - чиновником эмира Бухарского.

До свержения эмира Бухары Алим-хана 1920 г. Ибрагим-бек служил в бухарской армии. В 1920 г. он примкнул к басмаческому движению, но, став в 1922 г. курбаши локайцев, начал борьбу не с Советами, а с Энвер-пашой, очевидно, рассматривая его как самозванца. После ликвидации 4 августа 1922 г. Энвер-паши советскими войсками Ибрагим-бек стал главным предводителем басмачей-выходцев из бывшего Бухарского эмирата.

Условно деятельность Ибрагим-бека в этом качестве можно разделить на два этапа. Первый этап басмачества под его предводительством длился с декабря 1922 г., когда он прибыл из Афганистана и созвал в таджикском поселке Гиссар курултай (совещание) курбашей, став, по сути, их координатором, по июнь 1926 г., когда в июне его отряд был разбит, а сам курбаши скрылся на территории Афганистана.

После бегства с остатками своей банды в Афганистан, Ибрагим-бек принял под городом Мазари-Шариф участие в боях с советскими войсками, вторгшимися в апреле 1929 г. на территорию Афганистана для поддержки свергнутого короля Аманулла-хана.

Второй этап - с ноября 1929 г., когда Ибрагим-бек вступил в конфликт с властями Афганистана, что ускорило его решение вторгнуться в июне 1930 г. на советскую территорию, по 23 июня 1931 г. - закончился сдачей Ибрагим-бека и его приближенных войскам ОГПУ. В результате операции, разработанной и проведенной мазари-шарифской резидентурой Иностранного отдела ОГПУ (политическая разведка), отряд басмачей под предводительством Ибрагим-бека был разгромлен.

Ибрагим-бек был допрошен в Особом отделе САВО в Ташкенте и там же 31 августа 1931 г. - расстрелян.

Примечания

Лакайцы (локайцы) - представители одной из трех наиболее крупных узбекских племенных конфедераций, расселившиеся на территории Узбекистана, Таджикистана и Афганистана.
РГВА. Ф. 25895, оп. 1, д. 875, л. 53.
Сайид Амир Алим-хан (1880–1943) - правитель Бухарского эмирата в 1910–1920 гг. В 1918 г. подписал мирный договор с РСФСР. В 1920 г. в результате Бухарской революции свергнут с престола. Пытался организовать борьбу против Советов. В 1921 г. в результате Гиссарской экспедиции советских войск потерпел поражение и бежал в Афганистан.
Энвер-паша (Исмаил Энвер; 1881–1922) - турецкий военный и политический деятель. Окончил Академию Генерального Штаба в Стамбуле (1903). В 1913 г. осуществил государственный переворот. Во время Первой мировой войны занимал пост заместителя главнокомандующего (главнокомандующим формально числился султан). После поражения Турции бежал в Германию, позже некоторое время находился на территории Советской России. В 1921 г. принял участие в антисоветском басмаческом мятеже в Средней Азии и был убит в бою с советскими войсками.
В 1920 г. на территории Туркестана были образованы два советских государства -Хорезмская Народная Советская Республика (главным образом, на территории бывшего Хивинского ханства) и Бухарская Народная Советская Республика (главным образом, на территории бывшего Бухарского эмирата). Над басмачами-выходцами из бывшего Хивинского ханства предводительствовал Джунаид-хан (Мохаммед Курбан Сердар). См.: РГВА. Ф. 25895, оп. 1, д. 850.
Аманулла-хан (1892–1960) - эмир (1919–1926) и король (1926–1929) Афганистана. 28 февраля 1919 г. провозгласил независимость Афганистана. В результате обмена дружественными посланиями с В.И. Лениным в 1919 г. между РСФСР и Афганистаном были установлены дипломатические отношения, в 1921 г. заключен советско-афганский договор «О дружбе», в 1926 г. с СССР - Договор о нейтралитете и взаимном ненападении. Пытался проводить прогрессивные реформы. В 1928 г. посетил СССР. Отрекся от престола и эмигрировал в результате антиправительственного восстания 1928–1929 гг.
23 января 1922 г. было принято решение об упразднении Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) и создании на ее основе Государственного политического управления (ГПУ) при Народном комиссариате внутренних дел (НКВД). С образованием 30 декабря 1922 г. Советского Союза 2 ноября 1923 г. ГПУ было преобразовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ).

Конец басмачества в Таджикистане

Самый напряженный характер борьба с басмачами носила в приграничных районах, куда поступала помощь от англичан. Все лидеры басмаческого движения были связаны с английской разведкой, питая её полученными от своих соплеменников из Советской России сведениями и получая от англичан помощь для проведения вылазок через границу. 45-дневный рейд по северному Афганистану регулярных частей РККА в 1929 году https://cont.ws/@artads/907653 -"Секретная операция РККА в Афганистане. 1929 год" , не отрезвил горячие головы эмигрантов.
В конце июня 1930 года была предпринята ещё одна вылазка за кордон -- советские войска, части сводной кавалерийской бригады, следуя негласному соглашению с Надир-шахом (который осознавал угрозу дезинтеграции Афганистана и отложение северных провинций) , совершили рейд на территорию Афганистана. Цель операции -- уничтожение басмаческих банд на севере страны. Вылазкой руководил коммунист Яков Мелькумов (Мелкумян Акоп Арташесович; по другим данным — Аршакович). Тот самый Мелькумов, про которого в своё время распустили слухи, будто он лично зарубил в 1922 году Энвер-пашу, скрывшегося в Москве от предъявленного ему в Турции смертного приговора, а затем по договорённости с большевиками прибывшего в Туркестан для помощи в агитации по усмирению басмачей. Надо сказать, что в ТуркВО(а после переформирования -- в САВО) с 1918 года служило много армян. Они были везде-- в войсках, особенно на командирских должностях, в ЧК, заседали в трибуналах, служили в отрядах милиции и продразвёрстки, а также в военно-партийных отрядах -- были такие Части особого назначения (ЧОН) и отряды особого назначения (ОСНАЗ).

И отправляя в это пекло Энвер-пашу, руководители большевиков не могли не понимать, что там его ждёт смерть. Ведь в регулярные части РККА помимо армян-большевиков влились целые отряды дашнаков, отметившихся ранее зверствами в Персии и на территории современного Азербайджана, а также и в самом Туркестане: https://cont.ws/@artads/345325 -"Зверства армян".
Энвер Паша наверняка тоже понимал, что ему уготовлена роль жертвенного барашка и по прибытии переметнулся на сторону басмачей, чем отсрочил свою гибель. А убит он был вопреки байкам и фантазиям новоявленных армянских псевдоисториков не в рукопашном бою с Мелькумовым(Мелкумяном), а как показала после эксгумации в 1996 году тела Энвер-паши экспертиза -- в результате 5(!) пулевых ранений в грудь. Так что не было никакой рукопашной схватки Мелькумяна с Энвер-Пашой -- с пятью пулями в груди не особо размахаешься клинком.
Мелькумов успешно руководил борьбой с басмачами, сам под пули старался не лезть, больше времени проводя в штабе или за ведением переговоров.

Главари басмачей у многих местных считались героями и потому всегда снабжались свежими сведениями. Родовые связи были крепче привнесённой извне идеологии. В ряды различных большевистских отрядов вступали только кровники басмачей и не желавшие работать на земле и трудом зарабатывать себе на жизнь. Но тут ещё была и экономическая подоплёка -- работавшие на земле дехкане знали кому эта земля принадлежала веками и в соответствии с прежними договорённостями своих предков отправляли налоги своим старым хозяевам, эмигрировавшим в Афганистан. Советские власти были против этого и часто прерывали снабжение баев и запрещали беднякам финансировать прежних хозяев. В случае, если налог к баю не дошёл, приходили его представители из местных и наказывали или в случае неповиновения, из-за границы проникали басмачи и изымали с процентом.
В 1920-х годах недовольства вспыхивали то в одном кишлаке, то в другом, высылавшиеся на помощь местным советским ячейкам отряды красноармейцев подвергались засадам и нападениям, а вступившие в милицию местные часто переходили на сторону басмачей, причём иногда целыми подразделениями, перебив предварительно командиров. Жители вступали в банды или оказывали им поддержку и помощь в том числе и по призыву баев и духовенства, предлагавших осуществлять террор против партийного и советского актива, помогали басмачам захватывать кишлаки и указывали на всех лояльных советской власти, у которых изымались фураж и продукты. Всё это требовало от партийного и военного командования понимания местных обычаев, но они практически не учитывались при советизации азиатских территорий. Коллективизация шла полным ходом, опираясь в первую очередь на военных.

Фото^ Мелькумов(Мелькумян), обвинённый Сталиным в фашистском заговоре и его награды
Мелькумяну иногда лично приходилось рисковать и участвовать в операциях. Так было и в тот день 20 июня 1930 года, когда по приказу из Москвы надлежало выдвинуться на территорию соседнего Афганистана для ликвидации банд, то и дело переходивших границу и устраивавших грабительские налёты на советские учреждения и органы власти, обозы, караваны и отряды.
В советских источниках звучало так:
«Вторжение объяснялось необходимостью обеспечить социалистическое строительство в СССР, в частности в Таджикистане и Узбекистане, необходимостью лишить басмачество экономической базы, истребить басмаческие кадры»
Граница была перейдена у пограничного поста Айвадж, после чего советский отряд продвинулся вглубь Афганистана на 50-70 км.
Крупные басмаческие главари, Ибрагим-бек и Утан-бек не вступая в бой с превосходящими их численно красноармейцами, ушли в горные районы афганской провинции Бадахшан. Советский отряд под командованием Мелькумова (Мелькумяна) в прямом смысле выжигал всё на своём пути. Населённые этническими узбеками и таджиками кишлаки уничтожались полностью, а в кишлаках со смешанным населением зачистка проводилась выборочно. В долине реки Кундуз-Дарья разрушены все кишлаки и кибитки, населенные кунградцами, локайцами, туркменами и казахами, сбежавшими от советской власти, сожжён весь урожай на полях и в запасниках, отнят почти весь скот. Это была настоящая зачистка территории, жёсткая молниеносная и жестокая. В советских документах в качестве ликвидированных фигурирует 839 басмачей-эмигрантов и членов их семей. Но учитывая количество сожжённых на протяжении 35 км в долине реки Кундуз-Дарья населённых пунктов, эта цифра должна быть значительно выше. Источники называют изъятие 40 винтовок, что говорит о небольшом количестве басмачей среди уничтоженных, а скорее указывает на уничтожение мирных жителей. В отчёте о проведении операции фигурировали данные о потерях: "Наши потери - утонул при переправе один красноармеец и ранены один комвзвода и один красноармеец". То есть это была самая настоящая зачистка афганской территории, за которую Мелькумов получил поощрение. Несмотря на бегство Ибрагим-бека и Утан-бека, советское руководство расценило операцию как успешную-- был уничтожен идейный вдохновитель басмачества глава религиозной секты Пир-Ишан, а также известные главари бандитов -- курбаши Домулло-Донахан и Ишан-Пахлаван.
Ибрагим-бек продолжал делать вылазки через границу.
Следуя секретным договорённостям, достигнутым с сотрудниками советской миссии в Кабуле, весной 1931 года по поддерживавшим Ибрагим-бека кишлакам нанесла внезапный удар кавалерия нанятых(видимо на советские деньги) Надир-шахом туркмен-кочевников. Лидер басмачей вместе отрядом из 1,5 тыс. моджахедов был вынужден (как только открылись перевалы) в марте того года уйти с территории Афганистана, где после уничтожения в 1929 году таджика Бачайи Сакао, эмиром снова стал пуштун. Против Ибрагим-бека на территории нынешних Узбекистана и Таджикистана были развёрнуты крупные советские военные силы, включавшие части 7-й (бывшей 1-й) Туркестанской кавбригады, 3-й Туркестанской стрелковой дивизии, 83-й кавполк 8-й Туркестанской кавбригады, Узбекскую кавбригаду, Таджикский стрелковый батальон, Киргизский кавдивизион, 35-й отдельный авиаотряд, отряды милиции, ОГПУ и краснопалочников. Операция по ликвидации басмачей охватила районы горных хребтов Байсунтог, Актау (Актаг) и Бабатаг. С каждым боем количество басмачей уменьшалось, а в бою под Дербендом в 30 км от Байсуна в июне 1931 года отряд Ибрагим-бека практически прекратил своё существование.

Фото: Ибрагим-бек.
На втором снимке Ибрагим-бек (второй слева) и члены специальной опергруппы Валишев, Куфельд и Енишевский.
Снимок сделан в Душанбе сразу после митинга по случаю поимки Ибрагим-бека. 1931 г.)
23 июня 1931 года в горах Таджикистана в долине реки Кафирниган после переправы Ибрагим-бек был пленен специальным отрядом под командованием сотрудника ОГПУ и одновременно директора колхоза «Кзыл Юлдуз» (русск.: "Красная Звезда") Мукума Султанова.

В Москве на заседании Политбюро под председательством Сталина была отмечена эффективность действий спецслужб при нейтрализации Ибрагим-бека, убедивших афганского эмира в желании разноплеменных жителей северного Афганистана отделиться.
А Ибрагим-бек был доставлен в Ташкент, где тогда располагался штаб САВО и прочие руководящие организации советской власти. В особом отделе САВО он был тщательно допрошен, также как и арестованные вместе с ним члены банды:
Абдукаюм Парваначи, уроженец кишлака Дангара, узбек-локаец, 47 лет, неграмотный.
Салахуддин Сулейман Ишан Судур, уроженец города Старая Бухара, таджик, 54 года.
Ишан Исхан Мансур-хан, уроженец кишлака Кайрагач, узбек, 48 лет.
Али Мардан Мухаммад Датхо, уроженец кишлака Бешбулак, узбек-локаец, 44 года, неграмотный.
Кур Артык Ашур Датхо, уроженец кишлака Сасык-Булак, узбек-локаец, 40 лет, неграмотный.
Курбан Кенджи Токсаба, уроженец кишлака Кизыл-Кия, узбек-локаец, 28 лет, неграмотный.
Ташмат Ходжа Берды, уроженец кишлака Караманкул, узбек, 47 лет, неграмотный.
Мулла Нияз Хаким Парваначи, уроженец Бухары, таджик, 53 года.
Курбан-бек Шир Али, уроженец кишлака Шурчи, узбек-локаец, 34 года, неграмотный.
Мулла Ахмад-бий Сеид, уроженец кишлака Мундук.
Мирза Каюм Чары, уроженец кишлака Сары-Аб, узбек, 34 года, грамотный.
Азим Марка Астанкул, уроженец села Кокташ, узбек-локаец, 51 год, неграмотный.
Ишан Палван Бахадур-заде, из Кабадиана, узбек, 44 лет.
Али Палван Ил-Мирза, из кишлака Урулык, узбек-локаец, 42 года, неграмотный.
Шах Хасан Иманкул, из кишлака Таушар, таджик, 38 лет, неграмотный.
Все они решением Коллегии ОГПУ от 13 апреля 1932 года были приговорены к расстрелу. В отношении помощников Ибрагим-бека приговор был приведен в исполнение 10 августа 1932 года. Ибрагим-бека расстреляли три недели спустя — 31 августа.

Главари басмачества были вынуждены признать прочность Советской власти и социалистического строя. Ибрагим-бек на суде говорил:
«Когда я уезжал на север Афганистана с тем, чтобы перейти на советскую территорию... я слышал заверения от представителя бывшего эмира в Лиге Наций Юсуфбая Мукумбаева о том, что имеется решение Лиги Наций о возврате Бухары бывшему эмиру. Для меня это означало, что иностранные государства в моей борьбе с Советской властью окажут вооруженную поддержку. Я строил также расчеты и на то, что меня широко поддержит население. Однако я убедился в обратном. В самом Таджикистане поддержку у населения не получил и пришел к тому концу, который обязателен для тех, кто не понимает, на чем держится Советская власть, — именно на прочной поддержке трудящегося населения...»{390}.
Один из подручных Ибрагим-бека, Сулейман Салахутдинов, сказал: «По своей темноте не представлял себе силу Советской власти. Ведя борьбу, убедился, что наша затея, т. е. борьба против мощной Советской власти, была нелепа»{391}. Другой помощник Ибрагима, Ишан Исахан Мансурханов, также признал силу Советской власти: «Наши планы не осуществились, — сказал он, — потому что мы не имели представления о силе Советской власти. В борьбе я убедился, что наши затеи были бессмысленны»{392}.
С разгромом Ибрагим-бека, борьба с басмачеством в Таджикистане была закончена. Отдельные группы во главе с Утан-беком, бежавшие за границу, преследовались отрядами афганских войск. Некоторые мелкие банды все еще предпринимали попытки вторгаться на советскую территорию, однако всякий раз встречали достойный отпор советских пограничников.

[ 24 июня 1931 года в Кабуле был подписан новый советско-афганский Договор о нейтралитете и взаимном ненападении. С советской стороны в них участвовал посол Л.Н. Старк, с афганской - министр иностранных дел Файз Мухаммад-хан, после чего наша страна увеличила финансирование Афганистана, а афганские подразделения при взаимодействии с частями РККА в течение лета-осени 1931 года начали громить басмаческие отряды Утан-бека, туркмена Джана-бея и других моджахедов, грабителей и контрабандистов...;SS]
Утан-бек с двумя десятками басмачей метался по горам и пескам Северного Афганистана. В первых числах декабря он с небольшой бандой бежал в Иран под покровительство главаря туркменской эмиграции [ в дальнейшем досаждал ещё своими вылазками Советской власти; SS].
В декабре 1931 года обстановка на советско-афганской границе стала более-менее спокойной. Прекратились массовые налеты басмачей [хотя отдельные случаи происходили вплоть до конца 1930х-начала 40х гг.; SS] . Основная борьба шла против контрабандистов.
http://militera.lib.ru/researc...
*****
Повсюду организовывались отряды дружинников-краснопалочников, состоявшие в основном из новообращенных комсомольцев и коммунистов и под руководством сотрудников ОГПУ. Одновременно войсками и милицией велось уничтожение старой элиты-- феодально-родовой верхушки и сочувствующих ей во всех внутренних азиатских районах СССР, что предопределило окончательное установление централизованной власти в Средней Азии.
Басмачи уничтожались тысячами уже после того, как решением Коллегии ОГПУ была приговорена банда Ибрагим-бека.
SS. 08.04.2018.

«31 спорный вопрос» русской истории:

басмачество как результат просчетов большевиков

К началу 1920-х годов Советская Россия подчинила себе практически всю территорию страны, за исключением Дальнего Востока. Оставалось дело за малым — усмирить национальные окраины.

Если в Белоруссии, на Украине и Кавказе большевики достаточно быстро достигли успеха, то процесс «замирения» Средней Азии растянулся на долгие годы. Борьба с вооруженным антисоветским движением — басмачеством — продолжалась до 1930-х. Попытаемся понять, в чем была суть басмачества и как вышло так, что сама национальная политика большевиков привела к его возникновению.

Пик басмачества в Средней Азии пришелся на первую половину 1920-х. Центрами вооруженного сопротивления советской власти стали Ферганская долина, Хорезм, Закаспийская область, южные районы современной Киргизии. В советской историографии басмачей считали однозначным злом — закостенелыми феодалами и наймитами западных империалистов. Однако в последние годы историки пытались уйти от столь однобокой трактовки басмаческого движения, которое возникло в пику экспансии Советов и во многих отношениях было национально-освободительным.

Кто такие басмачи?

В тезисах по национальному и колониальному вопросам, подготовленных Владимиром Лениным ко II съезду коммунистического интернационала, утверждалось, что единственный путь для зависимых, отсталых и слабых наций (к таковым большевистское руководство, очевидно, и причисляло народы Средней Азии) — это вхождение в состав единого федеративного союза. В той же работе Ленин пишет, что буржуазно-демократическому освободительному движению на окраинах империи необходима поддержка со стороны большевиков, но призывает при этом бороться с «перекрашиванием» этого движения в цвета коммунизма.

Руководствуясь этими принципами, советские власти начали экспансию в Среднюю Азию, где к началу Гражданской войны еще вполне благополучно существовали два феодальных государства, Хивинское ханство и Бухарский эмират (после установления советской власти в 1920 году и до вхождения в СССР в 1924-м — Хорезмская народная советская республика и Бухарская народная советская республика соответственно) — протектораты Российской империи. Впоследствии их территории, наряду с Ферганской долиной, стали основными базами басмачества.

Слово «басмач» произошло от тюркского «басмак», что означает «совершать набег, налет». Басмаческие банды появились на территории Средней Азии еще до того, как регион стал частью Российской империи. Но если в XIX веке это были небольшие разбойничьи шайки, то после Октябрьской революции басмачество приняло массовый характер.

Известно, что в освоении Средней Азии Москва проявляла предельную нетерпимость к традиционному патриархальному укладу местной жизни, опиравшейся по большей части на ислам. Тем не менее советские историки отказывались считать одной из главных причин расцвета басмачества просчеты самих большевиков. С точки зрения коммунистических исследователей, басмачество стало результатом враждебной по отношению к Советам позиции «эксплуататорского класса», в том числе духовенства, а также влияния Великобритании на обстановку в Средней Азии.

Последнее утверждение, про заговор мирового капитализма против СССР, более чем спорно. После того как исход Гражданской войны стал очевиден, а все проекты, поддержанные англичанами в Средней Азии (например, Закаспийское временное правительство), провалились, Лондон отказался от прямой помощи антисоветскому движению. Существуют свидетельства, что базировавшиеся в Афганистане басмачи снабжались оружием и боеприпасами через консульство Великобритании в Персии до конца 1920-х годов, однако эта помощь не носила систематического характера, а со временем и вовсе была свернута. Как ни хотели бы англичане насолить Советам, расшатывать ситуацию в регионе с помощью исламистски настроенных формирований было не в их интересах, поскольку, в первую очередь, это угрожало владениям самой британской короны. Как бы то ни было, окончание басмаческого движения многие связывают с союзным договором между Москвой и Лондоном, подписанным в 1942 году — именно тогда англичане обязались пресекать любую активность антисоветских банд на подконтрольной им территории.

Суд над басмачами в Душанбе
Фото: архив РИА Новости

Любопытно рассуждал о причинах возникновения басмачества большевик Георгий Сафаров, в 1921 году опубликовавший работу «Колониальная революция (опыт Туркестана)». В ней автор указывал, что советская власть в Средней Азии носила откровенно колонизаторский характер. В числе главных причин распространения басмачества Сафаров назвал экономический кризис, приведший к упадку сельского хозяйства и массовому обнищанию дехкан (крестьян), а также тот факт, что интересы большевиков в регионе, как правило, представляли «деклассированные элементы». Работу Сафарова критиковали все последующие советские историки, а сам автор, что неудивительно, был объявлен «врагом народа» — как участник троцкистско-зиновьевской группировки (расстрелян в 1942 году).

По мнению современного таджикского историка Камолудина Абдуллаева, по большей части также отвергающего то влияние на басмачей со стороны англичан и ваххабитов, на котором настаивали советские специалисты, в 1918-1920 годах басмачество было спонтанным движением «против насилий и бесчинств, творимых новой властью и Красной армией, которое в 1921-1922 году переросло в гражданскую войну между сторонниками и противниками новой власти». При этом, соглашаясь с религиозной мотивацией движения, Абдуллаев отказывается считать его национально-освободительным, поскольку объединения басмачей, как правило, были разобщены и преследовали свои, сугубо локальные цели, а сами среднеазиатские нации еще только формировались.

Отряды басмачей пополнялись в основном за счет разоренных экономическим кризисом и революцией дехкан, а во главе подразделений стояли или местные феодалы, или уже зарекомендовавшие себя в дореволюционные годы бунтовщики. В 1918 году хлопковые хозяйства окончательно пришли в упадок, местные жители вынуждены были сеять вместо хлопка пшеницу — подвоз хлеба из России полностью прекратился, региону грозил полномасштабный голод. Поскольку для выращивания пшеницы не требовалось такого количества работников, как для посева и обработки хлопка, сотни тысяч жителей сельской местности остались неустроенными. Это вынуждало многих из них браться за оружие, чтобы элементарно прокормить себя и семью.

Одновременно басмачество подогревалось и религиозной политикой советских властей. Сами басмачи нередко называли себя моджахедами, то есть борцами за веру. Большевики, принявшиеся отделять церковь от государства, в Средней Азии столкнулись с наибольшим количеством трудностей. Четко сформулированной линии поведения в отношении мусульман не было — в итоге в некоторых случаях местные власти доходили до прямых репрессий в отношении служителей культа, тогда как другие священнослужители чувствовали себя так же вольготно, как и в царское время.

Но как только большевики почувствовали, что репрессивные меры в отношении мулл и их паствы приводят лишь к росту народного возмущения, а следовательно, и к увеличению количества басмачей, они пошли на попятную. В январе 1920-го власти Туркестанской республики создали комиссию по согласованию законоположений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства с шариатом и адатом. Двумя годами спустя было принято решение вернуть вакуфные (то есть находящиеся в собственности мечетей) земли их хозяевам. Одновременно руководство Бухарской народной республики издало документ, обязывавший местные власти привлекать мусульман к молитве; работников, которые саботируют это распоряжение, разрешалось наказывать — вплоть до расстрела.

Совещание басмачей в Таджикистане
Фото: архив РИА Новости

Религиовед из Самарканда Мустафо Базаров в своем труде «Советская религиозная политика в Средней Азии в 1918-1930 годах» пишет, что, пойдя на уступки мусульманам, большевики, в частности, решили восстановить и шариатские суды, деятельность которых сразу после революции новая власть попыталась было свернуть. В июле 1922-го вышло постановление ЦИК Туркестанской республики, согласно которому религиозные суды могли функционировать наряду с советскими. Все эти послабления способствовали расколу басмаческого движения — часть из тех, кто примкнул к повстанцам, включая многих священнослужителей, вернулись к мирной жизни. Но как только советская власть одержала верх над главными отрядами басмачей, начался новый виток репрессий против служителей культа и верующих в целом. К 1927 году шариатские суды были окончательно упразднены, а вакуфные земли отошли к государству.

шариатский суд

Как они воевали

Считается, что басмачи до зубов были вооружены британским оружием; однако английские винтовки «Спрингфилд» (а позже — немецкие маузеровские винтовки) были у них лишь в ограниченном количестве. Основным же огнестрельным оружием басмачей были старинные кремневые ружья, так называемые «карамультуки».

Итак вот он - Мультук! Кара-Мультук! Снайперская винтовка 18-го века!
Естественно дульнозарядная, естественно - на черном порохе, огромная пушка с фитильным замком. Точный год происхождения неизвестен, но это где-то вторая половина 18-го века - Афганистан либо Западный Тибет. Ствол - нарезной, кованный (их ковали, спирально оборачивая полосу раскаленного железа вокруг оправки с профилем нарезов), 50-го калибра (12,7мм), длина ствола - 110см, общая длина карамультука - 160см.

карамультук

Вообще само название в переводе на русский, обозначает "кара -черное мультук - ружье", видимо отталкиваясь от черного пороха, который там применялся. Кроме нарезного ствола, этот снайперский агрегат уже имел регулируемый на три позиции прицел и сошки, в походном положении, складывающиеся назад, при раскладывании вперед - играют роль двойного штыка или рогатины (сошки оббиты снизу металлическими острыми конусами). Поразительно качество материалов и изготовления - ни ржавчины, ни раковин в металле нет, состояние ствола и полей нарезов - близкое к идеальному, дерево ложи - а это дуб, кроме пары механических повреждений, нигде не гнилое.

1903 А3 “ Спрингфельд “

Тактико-технические характеристики

Тип механизма

ручное перезаряжание, запирание поворотом затвора

Калибр, мм

Патрон

30-06 (7,62x63)

Длина, мм

Длина ствола, мм

Вес без прицела и патронов, кг

Емкость магазина, патронов

Начальная скорость пули (Vq), м/с

Темп стрельбы, выстр./мин

Нарезы/направление

Прицельная дальность стрельбы, м

Эффективная дальность стрельбы, м

Сложившийся в советском кинематографе образ басмача — удалого кавалериста также не совсем соответствует действительности: образцовыми наездниками были только туркменские бойцы. Что же касается ферганских или бухарских дехкан, то далеко не каждого из них можно считать лихим джигитом. К тому же во время Первой мировой войны уроженцев Средней Азии не брали в армию, где они могли бы обучиться умению сражаться в седле. Как указывает современный узбекский публицист Ядгор Норбутаев, басмачи действовали против красноармейцев, как правило, в качестве конной пехоты — когда лошадь используется только на марше, а перед боем всадники спешиваются.

Тактика басмачей мало чем отличалась от тактики других партизанских формирований: базируясь в труднодоступных горных или пустынных районах, отряды совершали конные рейды во владения большевиков — там басмачи ликвидировали партийных активистов или им сочувствующих, захватывали провизию и оружие. Впрочем, время от времени басмачам удавались полномасштабные операции с применением полевой артиллерии.

горная пушка басмачей

В 1924 году в Ташкенте издали «Сборник указаний по борьбе с басмачеством»; один из его авторов — советский военачальник Сергей Каменев, подавивший выступления басмачей в Фергане и Бухаре.

Сергей Сергеевич Каменев

В брошюре перечислялись войсковые приемы, которыми должны руководствоваться командиры красноармейцев: оккупация района, охваченного басмачеством, борьба летучими (маневренными) отрядами, истребительными отрядами и затем, как вспомогательный прием, прочесывание района и окружение банд противника.

«Басмачи хитры, — утверждал Каменев, — надо их перехитрить; басмачи находчивы и дерзки, подвижны и неутомимы — нам надо быть еще более находчивыми, дерзкими и подвижными, устраивать засады, внезапно появляться там, где нас не ожидают. Басмачи хорошо знакомы с местными условиями — и нам надо хорошо их изучить. Басмачи базируются на симпатии населения — надо нам завоевать симпатии. От красных командиров требуется творчество, находчивость и изобретательность, но отнюдь не шаблон».

Как пишет российский историк Александр Андреев в своей книге «Восточные ордена: ассасины, ваххабиты, басмачи, дервиши», первый смотр басмаческих отрядов прошел в январе 1918-го в Коканде, когда Туркестанская автономия еще не была разгромлена большевиками. Во время этого смотра установили воинские звания: десятком командовал унбаши, сотней — юзбаши, отрядами — курбаши, военным районом — ляшкар-баши, военным округом — эмир ляшкар-баши. Унбаши на правой стороне груди имел два красных круга — один в другом, у юзбаши на правой стороне груди располагался круг с крестом посередине и два полумесяца на правом рукаве выше локтя. Впрочем, после того как басмаческое движение приобрело массовый характер, а основную массу бойцов составили простые крестьяне, все эти знаки отличия оказались невостребованными.

Главари басмачей

Советская власть пришла в Среднюю Азию в ноябре 1917-го, когда в Ташкенте произошло восстание большевиков и эсеров, сместившее представителей Временного правительства. Уже к концу того же года Советы захватили власть на большей части Туркестанского генерал-губернаторства. В апреле 1918-го Туркестан объявили Советской республикой, признав суверенитет Бухары и Хивы.

Ибрагим-бек
Фото: архив РИА Новости

При этом в ноябре 1917 года, когда в Ташкенте проходил III съезд Советов Туркестанского края, движение «Шуро-и-Исламия» собрало в Коканде IV Чрезвычайный краевой общемусульманский съезд, на котором была провозглашена Туркестанская (Кокандская) автономия со своим временным правительством (в него вошли узбеки, казахи, татары и один еврей) и парламентом — его созыв назначили на март 1918-го. Планировалось, что две трети мест в этом органе получат местные депутаты, представляющие мусульманское население, и треть — немусульмане. Для защиты автономии была создана своя милиция, командиром которой стал Ходжи Магомед Ибрагим Ходжиев — впоследствии известный по кличке Кичик Эргаш (маленький Эргаш).

Обосновавшиеся в Ташкенте большевики в январе 1918 года потребовали от руководства автономии признать власть Советов; получив отказ, они стали стягивать к Коканду войска. К началу боев в городе власть в автономии захватил Эргаш, разогнавший правительство и арестовавший часть министров. Правда, его отряды не смогли противостоять большевикам. Заняв город, советские части немедленно принялись грабить местных жителей. На мирной конференции 21 февраля было подписано соглашение, по которому все население Туркестана признавало власть краевого Совета народных комиссаров. Большевики получили в свое распоряжение всю территорию края, за исключением земель Хивы и Бухары.

Поскольку покинувшие Коканд отряды Эргаша и стали, по сути, первыми басмачами, в 1918-1919 годах (то есть до того, как советская власть была установлена в Хиве и Бухаре) главным центром басмачества оказалась Ферганская долина. Регион перевели на военное положение, а в феврале 1919-го здесь был создан специальный Ферганский фронт.

Басмачи в Восточной Бухаре
Фото: архив РИА Новости

Одним из лидеров ферганских басмачей оказался бывший участник Среднеазиатского восстания 1916 года Мадамин-бек, под командованием которого в некоторые периоды набиралось до 30 тысяч сабель. Сразу после революции Мадамин-бек возглавил отряд советской милиции, который в полном составе и увел к маленькому Эргашу. В дальнейшем он стал почти полновластным хозяином Ферганской долины и постоянно конфликтовал как с Эргашем, так и с частями так называемой Крестьянской армии, которую учредили местные русские поселенцы, чтобы защищаться от бандитов всех мастей.

В 1919 году Мадамин-бек возглавил Временное Ферганское правительство, куда вошли и его оппоненты — Эргаш и командующий Крестьянской армией Константин Монстров. После разгрома ферганских войск частями Красной армии Мадамин-бек пошел на сотрудничество с большевиками, часть его армии влилась в ряды победителей, а сам курбаши в марте 1920-го вместе с Михаилом Фрунзе принимал парад красноармейцев и так называемых «красных басмачей».

При попытке склонить на сторону Советов других вождей басмачества Мадамин-бек был убит.

Другим видным лидером басмаческого движения на его первом этапе был Джунаид-хан — представитель туркменского племени йомуд. Еще до начала Первой мировой войны он занимался тем, что грабил караваны в Каракумах и вел постоянную борьбу с хивинским ханом. Перед Октябрьской революцией Джунаид-хан занял в ханстве солидное положение, впоследствии возглавив его армию. Осенью 1918-го, ликвидировав ряд туркменских вождей, Джунаид-хан совершил переворот и, возведя на престол малолетнего Саид Абдуллу-хана, фактически захватил верховную власть в Хиве.

Весь последующий год Джунаид-хан с переменным успехом совершал набеги на территории, контролируемые советами. Он устанавливал контакты с лидерами белогвардейского движения в Туркменистане, а также с адмиралом Колчаком, который прислал басмачам на подмогу казачью сотню, несколько тысяч винтовок и миллион патронов. В ноябре 1919 года в ханстве началось восстание младохивинцев — сторонников реформ, которые выступали с либеральных позиций еще с 1910-го. Левое крыло этого движения объединилось в Хорезмскую коммунистическую партию. На помощь восставшим выдвинулись части Красной армии, и к концу февраля 1920 года Советы установили полный контроль над территорией ханства — на его месте образовалась народная советская республика.

Дехкане записываются в добровольческий отряд по борьбе с басмачами
Фото: архив РИА Новости

После разгрома ханства Джунаид-хан бежал в Каракумы, а впоследствии перебрался в Персию, которую использовал как новый плацдарм для вторжения в пределы советской территории. Его отряды совершали набеги в Туркестан в 1922, 1923, 1927, 1929 и 1931 годах. В 1924-м Джунаид-хану удалось даже осадить Хиву, а в 1927-м его бойцы добились редкого для басмачей свершения — они сбили советский самолет.

Скончался Джунаид-хан в 1938 году; с его смертью, как отмечают исследователи, басмачество окончательно приобрело грабительско-контрабандный характер.

Джунаид-хан

В начале 1920-х особого размаха басмачество достигло на территориях, ранее подконтрольных Бухарскому эмирату. Последний эмир, Сайид Алим-хан, старался придерживаться строгого нейтралитета и отказывал басмачам в помощи, пока большевики не тревожили его владения. Однако в 1920 году Красная армия вторглась в эмират и провозгласила советскую власть. Эмир удалился в Афганистан и оттуда всячески поддерживал антисоветские выступления, которые в Бухаре возглавил курбаши Ибрагим-бек.

Сайид Алим-хан

До 1931 года он вел борьбу с советской властью, пока при очередной попытке вторгнуться в СССР с территории Афганистана не был взят в плен — и после непродолжительного суда расстрелян. К тому моменту численность бойцов в отрядах Ибрагим-бека все еще составляла не менее двух тысяч человек. В послужном списке этого курбаши значится множество успешных диверсий против советской власти, захват кишлаков, расстрел партийных активистов. Одно время Ибрагим-бек планировал создать в северном Афганистане собственное исламское государство во главе с изгнанным из Бухары эмиром, а в 1930-м он входил в число инициаторов массового вторжения басмаческих отрядов в СССР, которое, однако, было сорвано советскими пограничниками.

Деятельность Ибрагим-бека в начале 1920-х годов была тесно связана с присутствием в Средней Азии Энвера-паши — османского подданного, младотурка и одного из идеологов пантюркизма. До того как попасть к басмачам, Энвер-паша сотрудничал с советской властью и активно продвигал идею слияния большевизма и ислама. Прибыв в 1921 году в Бухару в качестве советского эмиссара, Энвер-паша вместе с группой сопровождавших его турецких офицеров практически сразу перебежал к басмачам и изъявил желание служить бухарскому эмиру, который к тому моменту уже лишился власти.

Кадр из фильма «Седьмая пуля»
Фото: архив РИА Новости

Наибольших успехов Энвер-паша как один из лидеров басмачей достиг в 1922 году, когда эмир Сейид Алим-хан признал его главнокомандующим всеми отрядами повстанцев Бухары и Хивы. Отряды Энвер-паши тогда заняли Душанбе, а потом и практически всю восточную часть бывшего эмирата. Энвер-паша отказывался от переговоров с большевиками и требовал полного вывода советских войск из Туркестана. В планы этого человека, называвшего себя прямым потомком пророка Мухаммеда, входило создание в Средней Азии исламского халифата — он заменил бы Энвер-паше родную Турцию, где в то время всю полноту власти прибрал к рукам Кемаль Ататюрк — его непримиримый противник.

Энвер-паша

В 1922 году на волне военных успехов Энвер-паша перессорился с другими лидерами басмачей и, в первую очередь, с Ибрагим-беком, которого какое-то время даже держал под арестом. В результате этих склок единая армия паши развалилась, а сам он вынужден был отступить в горы. В августе того же года во время одной из стычек с частями Красной армии на территории нынешнего Таджикистана Энвер-паша был убит.

В советской историографии Энвер-паша представлялся едва ли не как агент британского империализма в Средней Азии, что кажется сомнительным — хотя бы потому, что паша был англофобом и ориентировался, как и многие другие турецкие политики, прежде всего на Германию.

Помимо крупных отрядов басмачей в Средней Азии на протяжении всех 1920-х и 1930-х годов действовало множество мелких банд, которые со временем полностью маргинализировались и передислоцировались на территорию соседних Ирана, Китая и Афганистана, откуда совершали набеги на территорию СССР. Часто — исключительно с контрабандными целями. В связи с этим вся тяжесть борьбы с басмачами легла на погранвойска. Только за период 1931-1940 годов бойцы Пянджского пограничного отряда ликвидировали 41 банду, убили и взяли в плен 1288 басмачей и контрабандистов.

Иван Георгиевич Поскребко

В 1931 году басмаческая банда Абды-хана бесчинствовала в пограничных селениях Туркмении. Вскоре к Абды-хану присоединился Мамед-Али, и в басмаческой шайке стало до двухсот хорошо вооруженных всадников.

Ликвидация банды была поручена группе пограничников во главе с помощником коменданта коммунистом Иваном Георгиевичем Поскребко. К группе командира-украинца присоединились местные джигиты с проводником-туркменом, называвшим себя русским именем Андрюша.

Трое суток в условиях беспощадной жары и песчаных ветров двигался отряд Поскребко навстречу банде, чтобы преградить ей путь к колодцу Досуюк.

колодец в пустыне

Наступило 15 сентября. Наблюдатель с высокой сопки подал сигнал: «Внимание! Вижу банду…» Из-за сопки показалась группа всадников. Первый залп пограничников смешал ряды бандитов, но не остановил их. Они ринулись на развалины, где занял позицию отряд. Поскребко повел бойцов и джигитов в атаку. Пулемет и клинки пограничников сделали свое дело. Но это были лишь незначительная часть банды. Жажда гнала к колодцу и остальных басмачей. В сумерках на горизонте показалось больше сотни всадников. Силы были неравны. Поскребко понимал, что отряд может выручить только внезапная атака. Неожиданный удар рассеял басмачей, однако они поняли, что пограничников немного, и, укрывшись за грядой песчаных холмов, открыли сильный огонь. Близилась ночь, бандиты могли, уйти в темноте. И Поскребко вновь повел бойцов в атаку.

Жестокой была схватка. Немало басмачей полегли от пограничных клинков, но попал под вражеский удар джигит Андрюша, затаившийся в кустах басмач в упор выстрелил в Ивана Поскребко… Подкрепление подошло, когда большая часть банды была уже разгромлена. В 1932 году имя И. Г. Поскребко присвоено одной из пограничных застав.

подвиг Ивана Георгиевича Поскребко

Считается, что последние басмачи совершали нападения на советскую территорию уже с подачи агентов абвера, которые активизировались в Центральной Азии с началом Великой Отечественной войны. Так, в сентябре 1941-го на участке Муграбского погранотряда произошло несколько столкновений, в ходе которых убили пятерых пограничников и политрука. Потери бандитов составили 64 человека.

В итоге

Безвозвратные потери Красной армии, понесенные в борьбе с басмачами в период с 1922-го по 1931-й год, оценивают более чем в 600 человек. Если приплюсовать к этому убитых во время Гражданской войны, то общее число может составить полторы-две тысячи человек. Потери среди басмачей и мирного населения с трудом поддаются общему учету, хотя, например, только с 1 мая 1924-го по 1 декабря 1925-го ликвидировали 2104 участника повстанческих формирований, а с 20 марта по 2 июня 1931-го басмачи потеряли убитыми 1224 человека (при 106 погибших красноармейцев).

Несмотря на эти довольно скромные по меркам Гражданской войны жертвы, история борьбы с басмачеством превратилась в одну из советских легенд. Она, в частности, стала одной из излюбленных тем отечественных кинематографистов, породив целый жанр — «истерн». Самые значительные его ленты — «Джульбарс» (1936), «Красные пески» (1968), «Алые маки Иссык-Куля» (1972), «Седьмая пуля» (1972). Воюют с басмачами главные герои культового советского фильма «Офицеры» 1971 года, вокруг становления советской власти в Средней Азии разворачивается и действие всем известного «Белого солнца пустыни».

Сейчас в республиках Средней Азии осторожно переосмысляют движение басмачей, предполагая, что оно все-таки было, прежде всего, освободительным. При всех плюсах и минусах такого подхода нельзя не согласиться с тем, что по сути своей басмачество было партизанским движением, появившимся как реакция на просчеты и перегибы национальной политики большевиков. В этом Советы принципиально отличались от царских властей, все-таки учитывавших специфику региона.

ордена среднеазиатских советских республик

скульптурная композиция “ Басмачи “

Петр Бологов

Поскольку во внутриафганской войне лидеры среднеазиатских басмачей поддержали Бачайи Сакао (1929 г.), то новый афганский правитель Надир-шах (1929–1933) имел основания желать их устранения с внутриафганской политической арены. Уже спустя месяц после смены режима Ибрагим-бек получил предписание нового генерал-губернатора Ханабада Сафар-хана прибыть в Ханабад и сдать оружие.

Справка: Ибрагим-бек Чакабоев (1889–1932). Из узбекского племени локай. До революции служил у Гиссарского бека в чине караул-беги (поручик). Начал борьбу со сторонниками советской власти на территории Восточной Бухары еще в 1919 г. После бегства Алим-хана в Афганистан, получив подкрепление в Бальджуане, летом 1921 г. с отрядом в 500 бойцов возвратился в Кокташ, где был провозглашен беком Локая. В 1921–1924 гг. вел непрерывную вооруженную борьбу с БНСР от имени амира Алим-хана. В 1924–1925 гг. организовал и возглавил новое вторжение отрядов басмачей в Восточную Бухару (Таджикистан), но был разбит и в июне 1926 г. перенес свою базу в северный Афганистан. Основным местом сосредоточения его сила стало левобережье реки Вахш и Джиликульский район. Организовывал регулярные вооруженные рейды на территорию Узбекской ССР и ТаджАССР (Таджикской ССР).

Курбаши отказался подчиниться и с сотней басмачей двинулся на Мазари-Шариф, что привело к столкновениям афганских войск и вооруженных отрядов Ибрагим-бека. В ноябре афганским властям сдался курбаши Алимарданов-датхо из окружения Ибрагим-бека. В марте 1930 г. Сафар-хан вынужден был направить в район Андераба военный отряд для мобилизации афганцев на борьбу с отрядами Ибрагим-бека.

Полпред ОГПУ в Средней Азии 30 марта докладывал о подготовке Ибрагим-беком восстания в северном Афганистане с целью создания самостоятельного государства во главе с бывшим бухарским амиром Алим-ханом. Правительство Надир-шаха рассматривало Ибрагим-бека как реальную угрозу. В связи с этим, когда 9 мая в город Алиабад прибыл отряд басмачей Ибрагим-бека, то власти привели гарнизон города в боевую готовность. В это время Ибрагим-бек, видимо под давлением афганцев, отдал приказ о роспуске своих основных сил (ок. 1,5 тыс.чел.) и оставил себе отряд всего в 200 чел. Известно, что 18 мая Ибрагим-бек встретился с лидером туркменской эмиграции Ишан-халифом и получил подтверждение договоренности о совместном походе на территорию СССР. 9 июня Ибрагим-бек, заявив о своей верности Надир-шаху, отклонил новое предложение афганских властей прибыть на переговоры в Мазари-Шариф.

Однако за внешним проявлением лояльности к афганским властям стояли твердые намерения Ибрагим-бека по созданию независимого узбекско-таджикского анклава. Летом 1930 г. он перешел к конкретным действиям и, подняв восстание в области Бадахшана и Каттагана, сформировал на подконтрольных территориях собственную администрацию. Такое развитие событий не соответствовало как интересам Афганистана, так и СССР, которые договорились о совместных действиях афганской армии и САВО против Ибрагим-бека. На основании этого в конце июня 1930 г. c согласия афганского правительства на территорию Афганистана совершила рейд сводная кавбригада САВО под командованием Я.Мелькумова. Ей была поставлена задачи уничтожить антисоветские базы басмачества на афганской территории, лишить их экономической базы и истребить командные кадры.

Афганские и советские регулярные части дали сражения отрядам Ибрагим-бека под Ханабадом и Алиабадом (19 июля). Ибрагим-бек и Утан-бек вынуждены был отступить в горы. Афганцы в боях потеряли около тысячи человек. Преследуя басмачей бригада Мелькумова, не встретив «организованного сопротивления», ликвидировала «...шайки до 30-40 джигитов, отдельных басмачей, эмигрантов и их активных пособников». Всего в ходе рейда «...было уничтожено 839 человек, среди них глава религиозной секты, идейный вдохновитель басмачества Пир Ишан, курбаши Ишан Палван, Домулло Донахан..., сожжен весь эмигрантский хлеб, частично угнан и уничтожен скот. Сожжены и разрушены кишлаки Актепе, Алиабад, а также другие кишлаки и кибитки в долине реки Кундуз-Дарья на протяжении 35 км».

Только в конце 1930–начале 1931 гг. военному министру Афганистана Шах-Махмуд-хану, руководившему действиями афганских войск, удалось мобилизовать необходимые военные силы, нанести поражение отрядам Ибрагим-бека и, восстановив центральную власть в мятежном районе, оттеснить басмачей от Ханабада к советской границе. 6 марта в районе Таликана афганские правительственные войска разбили самый крупный отряд Ибрагим-бека, так что басмачи только убитыми потеряли 315 чел. 16 марта в Ханабаде состоялась публичная казнь 35 пленных басмачей.

Испытывая давление со стороны афганских властей и, стремясь использовать недовольство коренного населения Средней Азией советской политикой коллективизации, Ибрагим-бек с отрядом ок. 1500 чел. перешел в марте 1931 г. на территорию Таджикской и Узбекской ССР. Угроза широкого антисоветского восстания во главе с наиболее крупной фигурой басмачества вынудила командование САВО направить против Ибрагим-бека значительные военные силы, включавшие части 7-й (бывшей 1-й) Турккавбригады, 3-й Туркстрелкдивизии, 83-й кавполк 8-й Турккавбригады, Узбекскую Кавбригаду, Таджикский стрелкбатальон, Киргизский кавдивизион, 35-й отдельный авиаотряд и др. Район боевых действий с басмачами Ибрагим-бека охватывал районы горных хребтов Байсунтог, Актау (Актаг), Бабатаг. Решающий крупный бой по разгрому отряда Ибрагим-бека состоялся в июне 1931 г. под Дербендом (в 30 км от Байсуна). 23 июня Ибрагим-бек при попытке перейти советско-афганскую границу был задержан. Арестован и доставлен в Ташкент, где был расстрелян по приговору суда.

После подписания советско-афганского договора от 24 июня 1931 г. два государства начали совместные действия по подавлению остатков басмаческих отрядов на афганской территории. В этот момент в северном Афганистане активизировался курбаши Утан-бек, отряд которого численностью 45 чел. вступил в бой с афганцами в районе Гольдшан-Кудук. После удара афганских войск Утан-бек отступил, но уже 27 августа разгромил афганский отряд в горах Кара-Батыр. 28 августа в бою с туркменами Джаны-бая южнее Кундуза Утан-бек был тяжело ранен. Тогда афганское правительство направило на север дополнительные военные подразделения с целью окончательной ликвидации басмачества.

28 октября 1931 г. в провинцию Каттаган вошла войсковая группа Ф.Мамат-хана, которая, взаимодействуя с частями Красной Армии на советско-афганской границе, начала уничтожение последних отрядов среднеазиатских басмачей. Утан-бек не сдался и в конце октября возобновил вооруженные нападения. Его отряд ограбил Богускут, а спустя неделю караван на дороге Кундуз-Ташкурган. Афганские войска, поддержаные туркменами, 9 ноября дали Утан-беку бой. В середине ноября командир афганской Каттагано-Бадахшанской дивизии Ф. Мухамеджан ввел группу в 900 сабель в Кундузскую долину и к 8 декабря ликвидировал басмаческую группу Утан-бека. Последний бежал в пески и прекратил борьбу.

Лидер басмачей(пойман в 1931) Ибрагим-бек Фото:1920- е

Историческая справка: «Басмаческий фронт» проходил по территории трех современных среднеазиатских республик - Узбекистана, Таджикистана и Киргизстана. Так называемое «басмаческое движение» - сложное и многоплановое явление в истории Средней Азии. Оно получило весьма различные оценки в советской, западной и современной среднеазиатской исследовательской литературе. Но большинство авторов сходятся в том, что басмаческое движение в Средней Азии в региональном плане имело несколько очагов, каждый из которых имел свои особенности.2 Как правило, исследователи выделяют четыре очага басмаческого движения в Средней Азии, среди которых - ферганский, бухарский, хорезмский (хивинский) и самаркандский. Южный Киргизстан занимает восточную часть Ферганской долины, и таким образом, как географически, так и по своим региональным, этническим особенностям, составу участников и основным персонажам движения, относится к ферганскому очагу басмачества. С военно-географической и геополитической точки зрения значение региона южной Киргизии всегда было велико. Регион находится на стыке границ 4-х крупных азиатских государств - Китая, Индии, Афганистана и Бухары. Город Ош, важнейший экономический, торговый и культурно-религиозный центр Ферганской долины, являлся также важнейшим центром пересечения коммуникаций. Русские ученые-географы (в частности В.Ф. Новицкий), изучавшие регион и как возможный театр военных действий, еще в конце XIX в. установили, что из г. Ош через перевалы Памиро-Алайского хребта можно было попасть в Индию и Китай. Кроме того, Ош - это своеобразный узел путей, ведущих из Семиречья в Ферганскую долину и Ташкент.

В некоторые годы общее количество басмачей достигало нескольких десятков тысяч бойцов. Одновременно по всему бывшему Туркестану действовали десятки повстанческих отрядов. Наиболее крупными лидерами басмачей были Мадамин-бек, Ибрагим-бек, Джунаид-хан, Иргаш, Жаныбек-казы, Куршермат, Муэтдин-бек,Энвер-паша. К осени 1926 басмачество было в основном разбито по всей Средней Азии. Новый импульс движение получило в связи с насильственной коллективизацией в конце 1920-х - начале 1930-х. Ибрагим-бек, собравший св.1 тыс. всадников, вторгся в 1931 из Афганистана в Таджикистан, но был разбит и взят в плен. Активизировались и повстанцы в туркменских Каракумах, продержавшиеся до 1933. Последние басмаческие группы исчезли после того, как в 1942 СССР и Великобритания договорились о прекращении взаимной враждебной деятельности с территории Ирана и Афганистана.

После Мадамин-бека басмачество возглавил Шер Мухаммад-бек (более известный как Куршермат), отряды которого действовали в восточной части Ферганы. К тому времени большевики смогли сформировать боеспособную армию во главе с Михаилом Фрунзе, провели мобилизацию в Туркестане, стали конфисковывать лошадей в кишлаках для нужд Красной армии, чем подрывали материальную основу басмачества. Эмир Бухары Сеид Алим-хан поддерживал нейтралитет, опасаясь разгрома эмирата (которого он в итоге всё равно не смог избежать), и не оказывал помощи ферганским повстанцам, препятствуя их сношениям с Афганистаном.

Летом 1920 года Куршермату удалось объединить часть басмаческих отрядов Ферганы в «Армию Ислама» и предпринять активное наступление в районе Андижана, Джелалабада, Оша, Коканда и Намангана. Во второй половине 1920 года Красная армия нанесла поражение отрядам Куршермата и его соратника Муэтдин-бека, после чего они были вынуждены перейти к тактике партизанской борьбы, налетов и диверсий. Фрунзе, достигнув успеха, перебросил войска на завоевание Бухарского эмирата, что дало возможность ферганским басмачам собраться с силами. В конце 1920 года движение получило новый размах.

Осенью 1921 года в Туркестан прибыл бывший военный министр Турции и лидер младотурок Энвер-паша, который приступил к объединению всех мусульманских и пантюркистских повстанцев. Он установил связи с Куршерматом и Джунаид-ханом и сформировал 20-тысячную повстанческую армию. В конце 1921 года отряды Энвер-паши захватили Душанбе, затем Карши и начали наступление на Бухару. Но в ходе упорных боев они были выбиты за Вабкент, Гиждуван и Кермине, а 15 - 29 июня 1922 года войска Красной армии разбили повстанцев под Байсуном, Бальджуаном и Кофрюком. 14 июля 1922 года части РККА вступили в Душанбе. В августе основные силы Энвер-паши были разбиты, а сам он убит в бою.

К апрелю 1921 года большинство крупных отрядов было разгромлено. Осенью 1921 года Куршермат эмигрировал в Афганистан, передав командование Муэтдин-беку. К первой половине 1924 года в Ферганской долине не осталось повстанческих отрядов, оставшиеся ушли в горы.