ИСМАИЛИТЫ (араб. исма"илийа ) – одна из основных ветвей шиитского ислама, возникшая в середине 8 в. Исмаилизм появился благодаря обострению классовых противоречий, выразившихся в усилении власти феодалов и росте налогового бремени. Вспыхнувшие народные (в основном крестьянские) восстания носили характер сектантского движения, выступавшего с требованиями всеобщей справедливости и социального равенства, которое должно было быть достигнуто путем установления справедливого правления.

В середине 8 в. среди шиитов возник раскол, связанный с тем, что 6-й шиитский имам Джафар ас-Садик еще при жизни назначил преемником своего четвертого сына Мусу аль-Казима, отстранив своего старшего сына Исмаила. Часть шиитов признала 7-м имамом Мусу, однако другая группа шиитов посчитала это решение несправедливым, хотя на самом деле Исмаил скончался в 762, раньше своего отца. Эти люди провозгласили имамом Мухаммада, старшего сына Исмаила. Это поставило его жизнь под угрозу, и он был вынужден скрываться от своих преследователей.

Весь последующий период истории исмаилизма называют периодом сатр , то есть «сокрытия», ибо имена потомков Мухаммада ибн Исмаила были известны немногим. Тем не менее, сторонники потомков Исмаила создали, благодаря народной поддержке, жизнеспособную и хорошо структурированную секретную организацию, которая к 10 в. имела многочисленные филиалы в Южном Ираке, Бахрейне, Западном Иране, Хорасане, Сирии, Египте и даже Магрибе. Однако на рубеже 8–9 вв. внутри исмаилитов произошел очередной раскол. Сторонники Мухаммада ибн Исмаила посчитали, что он должен быть последним седьмым имамом (по аналогии с числом пророков). Это направление, признававшее только семь имамов, получило название сабийа («семиричники»).

Исмаилитские группы существовали в разных странах под различными названиями. Основание халифата Фатимидов, которые выдавали себя за потомков имама Исмаила, привело к размежеванию между карматами и фатимидскими исмаилитами, под властью которых оказались Магриб, Египет, Сирия, Палестина и Хиджаз.

В 1090 исмаилит Хасан ибн Сабах захватил крепость Аламут в Иране, где разместил своих последователей. За Аламутом последовало еще несколько крепостей, в результате чего ас-Сабах получил контроль над громадной территорией в Сирии и Иране. Его последователи боролись с суннитскими феодалами и крестоносцами, появившимися в Сирии в ходе первого крестового похода (1096–1099).

Крестоносцы, столкнувшись с ними в Сирии стали называть их «ассасинами» от искаженного арабского хашашийун (употребляющие гашиш). Отсюда в европейских языках появляется слово аssassin (франц., англ.) – «убийца».

Исмаилиты вкладывали особый смысл в образ имама, который в силу божественной природы своей власти обладает знанием сокровенных сторон религии, которое пророк передал своему двоюродному брату Али. Для них имам был первичным источником внутреннего и универсального смысла, скрытого во внешнем, очевидном смысле Корана или хадисов. Община исмаилитов представляла собой пример секретной организации, где рядовой член знал только своего непосредственного руководителя. Сложная иерархическая система предполагала цепь ступеней, каждой из которых соответствовала своя задача. Все члены были обязаны слепо повиноваться имаму (высшая ступень), который обладал эзотерическим (сокровенным) знанием.

Современные исмаилиты, живущие в районе Горного Бадахшана (северный Афганистан, Таджикистан), частично в Сирии, Омане и Иране, утратили свой воинственный пыл. Ныне главой исмаилитской общины (49-й имам) является Ага-хан Карим (р. 1936).

Ольга Бибикова

последователи одного из наиболее крупных течений шиитского ислама (см. ст. Шиизм), возникновение которого связано с расколом среди шиитов во 2-й пол. VIII в. После смерти 6-го шиитского имама Джафара ас-Садика в 765 г. большинство шиитов признало 7-м имамом Мусу аль-Казима, одного из сыновей Джафара. Однако часть шиитов провозгласила Исмаила, старшего сына Джафара, наследником имамата. Согласно исмаилитским источникам, Исмаил пережил своего отца и наследовал ему должным образом, по др. шиитским источникам, он скончался раньше (в 762 или 763). Седьмым имамом стал старший сын Исмаила - Мухаммад (род. ок. 738). Вскоре после признания имамата Мусы значительной частью шиитов Мухаммад оставил Медину и отправился на восток, стремясь избежать преследований со стороны Аббасидов . Он положил начало 1-му «периоду сокрытия» (араб. «даур ас-сатр»), сыгравшему впосл. важную роль в истории исмаилизма. Остаток дней он провел в Хузестане (Юж. Иран), где и скончался ок. 795 г. В сер. IX в. И. выступили против власти Аббасидов. В это время в их среде существовало 2 направления: собственно И. и карматы. .

В 890 г. карматы во главе с Хамданом бен аль-Аш"асом подняли восстание в Ираке. В 899 г. представитель Хамдана, Абу Саид аль-Джаннаби, основал независимое карматское гос-во на о-ве Бахрейн со столицей в Эль-Ахсе. При Абу Тахире Сулеймане (914-943), сыне аль-Джаннаби, карматы Бахрейна захватили Оман. В 930 г., во время хаджа , они совершили набег на Мекку, разграбили город, выломали «черный камень» в Каабе , разбили его на 2 части и вывезли в Бахрейн. Только в 951 г. карматы согласились вернуть реликвию за выкуп. Карматское государство на Бахрейне просуществовало до кон. XI в., а их идеи продолжали там господствовать еще в течение 200 лет.

Исмаилитская традиция признает 3 поколения между Мухаммадом бен Исмаилом и Абдаллахом аль-Махди, основателем Фатимидского халифата (см. ст. Фатимиды) и последним имамом периода ас-сатр (араб.- «сокрытие») в истории раннего исмаилизма. Первым из этих имамов был Абдаллах аль-Акбар (араб.- «старший»). Исмаилитские проповедники (араб. «даи») приобрели для Абдаллаха аль-Акбара участок земли в Саламии - городе, расположенном на краю Сирийской пустыни, в 35 км к юго-востоку от Хамы. Имам построил в Саламии дворец, остававшийся исмаилитским штабом вплоть до 902 г. Он скончался там вскоре после 874 г. Ок. 1009 г., при Фатимидах, над его могилой был воздвигнут мавзолей, существующий поныне и известный как макам аль-имам (араб.- «гробница имама»). После смерти Абдаллаха аль-Акбара новым имамом стал его сын Ахмад, у к-рого было 2 сына - Хусейн и Мухаммад. Согласно исмаилитской традиции, Ахмаду наследовал Хусейн. Он умер ок. 881 г., когда его сыну Али (впосл. фатимидский халиф Абдаллах аль-Махди) исполнилось всего 8 лет. Ребенок был предоставлен заботам Мухаммада ибн Ахмада, брата отца, ставшего его опекуном. Руководство И. на длительный период перешло к Мухаммаду. Он выдал одну из дочерей замуж за Али, и от этого брака в 893 г. род. аль-Каим, 2-й фатимидский халиф.

После кончины Мухаммада бен Ахмада в 899 г. Али возглавил И. и стал с тех пор именоваться Абдаллахом аль-Махди. В 909 г. он был провозглашен халифом в Сиджильмасе (юго-восток совр. Марокко). С этим событием связан конец периода «сокрытия» в раннем исмаилизме. После восшествия на престол Абдаллах аль-Махди в письме исмаилитской общине Йемена впервые предал огласке приемы, к-рые использовали его предшественники в миссионерской практике. Он разъяснял в послании, что они тайно являлись легитимными имамами, наследовавшими Джафару ас-Садику, но скрывали это из соображений безопасности. Сведение ими своей миссии к роли худжа (араб.- «доказательство») было избрано в качестве такыя (араб.- «предосторожность») во избежание преследований со стороны Аббасидов.

Установление 1-го шиитского халифата стало вызовом авторитету аббасидских халифов, офиц. представителей суннитского ислама, и взглядам суннитских ученых, определявших суннизм как единственно верное толкование ислама. В 969 г. Фатимиды покорили Египет и перенесли столицу халифата в основанный ими Каир. Фатимидам удалось включить в состав халифата страны от Магриба до Хиджаза, Палестины и Сирии и на один год (1058/59) взять под контроль Багдад, столицу Аббасидов.

В 1094 г., после смерти халифа аль-Мустансира, И. раскололись на сторонников его старшего сына Низара (низаритов) и младшего сына Мустали (мусталитов), к-рый был признан очередным халифом. Низар поднял восстание в Александрии, но был схвачен и казнен в 1095 г. Низариты стали преобладающим направлением среди И. Ирана и стран арабского Машрика, а мусталиты - в Сев. Африке, включая Египет, и др. странах, подчиненных Фатимидам. С кон. XI в. отмечается постепенный упадок Фатимидского халифата. Все поздние халифы были, как правило, марионетками в руках везиров, последний из к-рых, Салах-ад-Дин , в 1171 г. упразднил власть Фатимидов.

На севере Ирана в 1090 г. низаритский проповедник даи Хасан ибн ас-Саббах (1055-1124) создал гос-во с центром в горной крепости Аламут. В качестве религ. языка И. Ирана Хасан ибн ас-Саббах утвердил персидский, а не арабский, что стало 1-м подобным прецедентом для столь значительной мусульм. общины. На протяжении аламутского и более поздних периодов низариты Ирана, Афганистана и Ср. Азии создавали свою лит-ру исключительно на персид. языке.

В эпоху крестовых походов руководители низаритов вели активную борьбу за лидерство в мусульм. мире, используя различные формы джихада, в частности убийства видных политических деятелей. Согласно полулегендарным представлениям современников, исполнители убийств принимали стимулирующие вещества. По всей видимости, слово «ассасин», означающее в ряде европ. языков «убийца», восходит к искаженному араб. «хашиший» (употребляющий гашиш). Распространению мифа об ассасинах в Европе способствовал Марко Поло, описавший подготовку буд. убийц, для мотивации к-рых якобы инсценировалось пребывание в раю с гуриями.

Сведения об иерархии и орг-ции И., к-рые присутствуют в исмаилитских и антиисмаилитских источниках, достаточно противоречивы и не могут рассматриваться как полностью достоверные. Представленная в исмаилитских источниках строгая градация посвящения (араб. «ал-балаг») отражает скорее идеальную модель, нежели реальную практику. Орг-ция, возглавляемая имамом, строилась по принципу соответствия ее звеньев системе чисел, к-рые в свою очередь соответствовали явлениям физического мира. Так, по аналогии с числом месяцев, созвездий и т. п. мир делился на 12 «островов» (араб. «ал-джазаир»), во главе каждого стоял назначенный имамом верховный проповедник (араб. «даи дуат ал-джазира» или «ан-накиб»). Его советниками и помощниками являлись 30 проповедников-накибов, по числу дней полного месяца. Каждому накибу подчинялись 24 даи (по количеству часов в сутках): 12 «дневных» («видимых») и 12 «ночных» («скрытых»). «Видимые» провоцировали «скрытых» и вели публичные диспуты с улемами и факихами, при этом скрывая свою принадлежность к И. Подготовленные ими новички передавались «скрытым» даи, имевшим право брать клятву с неофитов. Из числа наиболее авторитетных даи избирались носившие титул «главный даи» (араб. «даи ад-дуат»), которые становились посредниками между имамом и верховными даи «островов». Наиболее приближенным к имаму был Баб-ал-абваб, или ал-Баб (араб.- «врата»), полномочия к-рого были известны только имаму и его наследникам. Согласно исмаилитским авторам, эта иерархия с нек-рыми расхождениями сохранялась до конца правления Фатимидов в Египте. У низаритов она была несколько упрощена. Главный даи носил титул «аш-Шайх» (шейх) вместо даи ад-дуат, в каждый округ назначался его заместитель - ан-наиб, которому подчинялись проповедники-даи. Особую роль играли фидаи, получавшие задания непосредственно от заместителей имама в округах. По др. сведениям, иерархия низаритов состояла из 7 ступеней: имам, даи ад-дуат, ад-даи ал-кабир, ад-даи, ар-рафик, ал-ласик, ал-фидаи. У мусталитов в каждое место проживания верующих назначался управляющий (араб. «ал-амил») из числа лиц, получивших духовное образование в особом учебном заведении в г. Сурат (Индия). В ведении управляющего находились сбор налогов и передача его верховному проповеднику (араб. «ад-даи ал-мутлак»), а также нек-рые религиозно-правовые вопросы (Прозоров . 1991. С. 112).

Четвертый правитель Аламута Хасан II (1162-1166) провозгласил себя имамом, но не в земном, а в духовном смысле, т. е. в высшей небесной реальности (араб. «хакика»), т. к. он не был потомком 4-го мусульм. халифа Али, от к-рого традиционно вели свою родословную шиитские имамы. Учение Хасана II было развито его сыном, имамом Мухаммадом II (1166-1210), провозгласившим, что имам является «совершенным откровением Бога». Низариты считали, что необходимо принимать за истину то, что провозглашает правящий в наст. время имам, в отличие от представлений его предшественников. Последним низаритским правителем Аламута стал имам Хуршах, капитулировавший в 1257 г. перед монг. силами Хулагу-хана. После падения Аламута низаритские имамы были вынуждены скрываться и утратили прямой контакт со своими последователями. Послеаламутский период (2-я пол. XIII - нач. ХV в.) - один из самых сложных в истории исмаилизма: ослабли связи между имамом и его последователями, широко применялся принцип такыя. Низаритские имамы, опасаясь преследований монголов, были вынуждены скрываться, и их местопребывание знали только некоторые из наиболее приближенных лиц. Всякие связи с исмаилитскими общинами, особенно находящимися в отдаленных местах, были прерваны. И.-низариты Бадахшана, Индии, Афганистана, Сирии и др. областей на протяжении ХIV-ХV вв. не знали о местонахождении имама.

После провозглашения в 1501 г. имамитской ветви шиизма гос. религией гос-ва Сефевидов для И. Ирана сложились более благоприятные условия. Тем не менее при ранних Сефевидах низариты подвергались преследованиям. Чтобы избежать казни, низаритский имам Шах-Тахир аль-Хусайни был вынужден в 1520 г. покинуть Иран и поселиться в Индии. Низаритские имамы восстановили центр имамата в Анджудане (Энджедане, Центр. Иран), в кон. XVII - нач. XVIII в. перенесли его в сел. Кахак (Кохек) (Дафтари. 2004. С. 200). Низаритам Ирана удалось возобновить связи с общинами в др. странах. Особый успех проповедь низаритов имела в Индии (Синде и Гуджарате).

В период правления династий Зендов (1760-1794) и Каджаров (1794-1925) имамы И. активно участвовали в политической жизни Ирана. В 1817 г. исмаилитский имам (с 1792) Шах-Халилуллах III погиб во время беспорядков на религ. почве в г. Йезд. Фатх Али-шах (1797-1834) из династии Каджаров удовлетворил просьбу вдовы имама о правосудии и выдал одну из дочерей замуж за сына и преемника убитого - Хасана Али-шаха. Шах сделал молодого имама правителем Кума и присвоил ему почетный титул «Ага-хан», к-рый стал наследственным в имамате низаритов. Следующий каджарский правитель, Мухаммад-шах (1834-1848), передал в управление Ага-хану I г. Керман. Однако усиление позиций Ага-хана и враждебное отношение к нему при дворе привели к смещению имама с поста правителя Кермана в 1837 г. После ряда вооруженных столкновений с правительственными войсками Ага-хану I пришлось покинуть Иран. В 1841 г. он вместе со свитой перешел афган. границу и прибыл в г. Кандагар. Из Афганистана Ага-хан I вскоре переехал в Индию и основал новый центр имамата И.-низаритов в г. Бомбей (ныне Мумбаи).

Перенос центра имамата из Ирана в Индию стал началом нового периода в его истории. В Британской Индии Ага-хан I пользовался поддержкой и защитой колониальных властей. За «бомбейский период», продолжавшийся почти 30 лет, Ага-хану I удалось объединить разрозненных низаритов Индии. Наиболее организованной среди них являлась община ходжа-низаритов, поэтому ее опыт послужил основой для обновления исмаилитского сообщества. Это привело к укреплению позиций низаритов Индии при Ага-хане II (1881-1885) и особенно при Ага-хане III (1885-1957), баронете Султане Мухаммад-шахе. Ага-хан III проводил политику преобразований, направленную на превращение общины И.-низаритов в совр. мусульм. общину с высоким образовательным цензом и уровнем благосостояния. Благодаря его деятельности в Индии и Вост. Африке возникла гибкая система управления под названием «советы низаритов-исмаилитов». Функции и структура советов определялись разработанным под рук. имама «Основным законом исмаилитов-низаритов». Первый совет был создан в Занзибаре, центре И.-низаритов Вост. Африки в этом периоде. При Ага-хане III организационная структура советов преобразовывалась в связи с пересмотром положений «Основного закона...» в 1937, 1946 и 1954 гг. Строились жилье для низаритов, учебные заведения, б-ки, больницы, поликлиники и т. д.

«Основной закон...» 1954 г. был обновлен в 1962 г., при новом имаме Ага-хане IV (с 1957 по наст. время). Большое внимание было уделено вопросам личного права, бракоразводным делам, опекунству, вероотступничеству и др. Для решения религ. вопросов была создана организация «Исмаилитский путь и религиозное обучение», начавшая деятельность в Вост. Африке. Она несет ответственность непосредственно перед имамом, отвечает за издание и распространение религ. лит-ры И., однако не имеет полномочий вести проповедь для привлечения прозелитов. В странах проживания И. сложилась сеть благотворительных орг-ций, отвечающих за осуществление программ развития в области образования и воспитания, здравоохранения, жилищного строительства и др. Главная роль среди них принадлежит Фонду Ага-хана, основанному в 1967 г. Штаб-квартира фонда находится в Женеве, его филиалы и отд-ния открыты в странах Вост. Африки, Юж. Азии, Европы и Америки. В 1994 г. отд-ние фонда открылось в Таджикистане.

Введение в дек. 1986 г. нового «Основного закона...» значительно упростило и унифицировало систему управления исмаилитскими общинами. Создание унифицированной системы в значительной степени отвечало интересам всех низаритских общин, как на Востоке, так и на Западе. Учитывая то, что в 70-80-х гг. XX в. большое количество низаритов эмигрировало в Европу, Америку и страны Персидского зал., новый «Основной закон...» предусматривает создание соответствующих советов для вновь образованных низаритских общин. Кроме того, значительно обновлена и усовершенствована система советов для стран традиц. проживания И.-низаритов. «Основной закон...» 1986 г. предполагал образовать самостоятельные орг-ции в странах проживания низаритов, где имеются национальные советы. В частности, во всех этих странах будут действовать «общества исмаилитского пути и религиозного обучения». Следует отметить, что новый «Основной закон...» рассматривает исмаилитско-низаритскую веру как исмаилитский тарикат , где понятие «тарикат» определяется как «убеждение», «вера», «путь в религию» (в этом смысле оно равнозначно понятию «тарикат» в суфизме).

После принятия «Основного закона...» 1986 г. система советов распространилась на низаритскую общину Сирии. В XIX в. сир. И.-низариты жили в основном в сельских районах Центр. Сирии и оставались под руководством потомственных пиров (духовных наставников), эмиров и миров (правителей). В 40-х гг. XIX в. низаритскому эмиру г. Эль-Кадмус Амиру Исмаилу удалось объединить значительную часть низаритов Сирии и при поддержке османского султана Абдула Маджида I (1839-1861) возродить заброшенный г. Саламия. В кон. XIX в. низариты Сирии установили связь с имамом Ага-ханом III, который оказал им экономическую помощь. Сегодня количество И.-низаритов в Сирии достигает примерно 100 тыс. чел., они проживают в основном в Саламии и ее окрестностях. Руководство общиной осуществляется представителями рода Амира Исмаила.

Несмотря на то что в Иране сохранилась одна из самых крупных общин И.-низаритов, там не существует исмаилитского совета. Ага-хан IV возложил руководство исмаилитской общиной Ирана на 2 комитета, находящиеся в Тегеране и Мешхеде (с 1973). Члены комитетов назначаются имамом из числа кандидатов, выдвигаемых низаритской общиной. Контроль за их деятельностью осуществляет имам. И.-низариты Ирана сохранили традиционную общинную организацию. По различным подсчетам, в Иране проживает свыше 100 тыс. И.-низаритов. Ок. половины живет в остане (пров.) Хорасан, в юж. районах и в городах Каэн, Бирдженд, Моменабад, Несрабад, Моздаб, в сел. Хошк.

Одной из самых многочисленных является исмаилитская община Афганистана, в свою очередь разделенная на 2 крупные группы: исмаилитов-хазарейцев, возглавляемых наследственным пиром Сеидом Насир-шахом Нодири, и исмаилитов афганского Бадахшана (Дарваз, Шигнан, Ишкашим, Вахан), к-рыми руководят многочисленные наследственные пиры и халифы (заместители пира).

И.-хазарейцы в основном проживают в Хазараджате, в районе Доши пров. Баглан, а также в Кабуле. Общину на протяжении 2 веков возглавляют представители рода сеидов Кайани. Первым офиц. главой общины из этого рода стал Абдул-шах Хади. В 30-х гг. XIX в. он получил от имама И.-низаритов Ага-хана I фирман (указ) о назначении пиром И.-хазарейцев Афганистана. В эпоху правления Хафизуллы Амина И.-хазарейцы подвергались репрессиям. При Бабраке Кармале (1979-1986) и Наджибулле (1986-1992) пиры Кайани стремились не участвовать в гражданской войне. Сеиду Мансуру Нодири удалось установить хорошие отношения с кабульским режимом и с нек-рыми лидерами оппозиции (Бурхануддином Раббани, Ахмад-шахом Масудом и др.), обезопасив границы компактного проживания И.-хазарейцев в пров. Баглан. Он создал там собственную администрацию, сформировал вооруженные отряды и организовал сеть торговых и финансовых учреждений. Когда талибы захватили власть в Кабуле в 1996 г., руководство И.-хазарейцев вошло в антиталибский альянс. Из-за преследований со стороны талибов Сеид Мансур Нодири и некоторые др. руководители И. были вынуждены эмигрировать из страны.

Вторая самостоятельная группа И.-низаритов Афганистана проживает в пров. Бадахшан. Она управляется местными пирами, к-рые, как правило, передают свой пост по наследству. Каждый пир в зависимости от количества дворов, входящих в его паству, имеет определенное количество халифов, к-рые занимаются сбором закята (обязательного налога на имущество и доходы, идущего на нужды общины) и следят за соблюдением традиц. обрядов и обычаев. Летом 2002 г. Ага-хан IV издал фирман, призывающий упразднить функции пиров как наследственных лидеров местного исмаилизма.

Значительное количество И.-низаритов проживает в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана. К нач. 30-х гг. XX в. религ. лидеры таджик. И. были репрессированы или бежали за границу. В 1936 г. Правительство СССР приняло решение о закрытии границы с Афганистаном, что отрицательно сказалось на связях местных И. с единоверцами за рубежом, восстановленных только после распада СССР. С кон. XX в. в ГБАО ведет активную деятельность Фонд Ага-хана.

И.-мусталиты после убийства в 1130 г. фатимидского халифа аль-Амира, сына и наследника Мустали, разделились на хафизитов и тайибитов. Хафизиты признавали имамами поздних Фатимидов и прекратили существование как течение с концом правления Фатимидской династии. Тайибиты после аль-Амира не имеют явленного имама, и ими руководят главные проповедники (араб. «да‘и мутлак»). В кон. XVI в. они в свою очередь разделились на даудитов и сулейманитов. В наст. время глава общины даудитов проживает в Мумбаи. Общая численность даудитов составляет примерно 700 тыс. чел. Сулейманиты в основном живут в Йемене, но резиденция их духовного лидера находится в Наджране, к-рый в 1934 г. перешел под контроль Саудовской Аравии. Общая численность сулейманитов достигает ок. 100 тыс. чел.

В религиозно-философской доктрине И.

выделяется 2 аспекта: аз-захир (араб.- «внешний»), доступный рядовым членам общины, и аль-батын (араб.- «внутренний, сокровенный»), доступный лишь аль-хавасс (араб.- «посвященные»), занимающим высшие ступени исмаилитской иерархии. «Внешнее» учение включает в себя обрядовые и правовые нормы, обязательные для рядовых членов общины. «Внутренняя» доктрина И. состоит из 2 частей: ат-тавиль (араб.- толкование, разъяснение), т. е. аллегорического толкования Корана, и аль-хакаик (араб.- «истины») - системы философско-богословских знаний о «высших истинах». Религиозно-философское учение И. сложилось под сильным влиянием неоплатоников и гностиков, законченный характер оно приобрело в трудах Хамид-ад-Дина аль-Кирмани (ум. в 1021), в особенности в «Успокоении разума» («Рахат ал-акль», 1020/21). В создании исмаилитской доктрины участвовали ан-Насафи (ум. в 942/3), Хибатулла аш-Ширази (ум. в 1077/78), Ибрахим аль-Хамиди (ум. в 1161/62), автор «Сокровища отрока» («Канз ал-валад»), фактически являющегося комментариями на «Успокоение разума».

Согласно религиозно-философским представлениям И., Бог (абсолют), недоступный пониманию, породил «Мировой Разум», который в свою очередь породил «Мировую Душу». «Мировая Душа» создала видимый мир, доступный восприятию. Земным воплощением «Мирового Разума» стали 7 пророков, первые 6 из которых - Адам, Ибрахим, Нух, Муса, Иса (ср. Адам , Авраам , Ной , Моисей , Иисус) и Мухаммад . Каждый из них открывал новый этап Божественного откровения. Земным воплощением «Мировой Души» являются «наследники» (араб. «васы»), состоящие при каждом из пророков (напр., ап. Петр при Иисусе, Али при Мухаммаде) и разъясняющие скрытый смысл их посланий. В каждую эпоху каждому васы наследовали 7 имамов, которых называли «завершители» (араб. «атимма»), поскольку они хранили истинный смысл божественных текстов с т. зр. их внутреннего и внешнего содержания. Седьмой имам повышался в ранге и становился пророком следующей эпохи, отвергая религ. закон предшествующего времени и провозглашая новый. Мухаммад бен Исмаил был 7-м имамом в 6-ю эпоху - эпоху ислама. В определенный момент он ушел в сокрытие как Махди. По возвращении он станет 7-м пророком и начнет заключительную эпоху. Однако он не принесет новый религиозный закон, заменяющий закон ислама, но откроет человечеству скрытые внутренние истины всех предшествующих поколений. Мухаммад бен Исмаил станет также последним имамом - эсхатологическим имамом Махди. В заключительную эпоху вечные истины предстанут без иносказаний и символов, не останется различий между внешним (араб. «захир») и внутренним (араб. «батын»), буквой шариата и внутренним духовным смыслом. Мухаммад бен Исмаил будет справедливо править до тех пор, пока существует физический мир.

Важную роль в исмаилизме играет представление о концепции, пронизывающей весь универсум жизни, что в конечном счете объясняет и разумный порядок космоса, и жизненную активность сущего. Исмаилитские мыслители разработали концепцию «баланса» (араб. «тавазун»), макроструктур мироздания, в к-рых отдельные элементы соответствуют друг другу. Тайное об-во «Братья чистоты» («Ихван ас-сафа»), существовавшее в Х в., включало И. или было близко к ним.

«Истинное вероисповедание» (араб. «милля ханифия»), согласно исмаилитским богословам, возможно только как соединение «поклонения действием» (араб. «ибада би-л-амаль»), или явного поклонения, и «поклонения знанием» (араб. «ибада би-ль-ильм»), или скрытого поклонения. Основная цель такого соединения - обеспечить соответствие между добродетелями, обретенными в процессе обоих поклонений, поскольку от этого зависит достижение конечного «счастья» (араб. «саада»). Отсутствие искомой гармонии, когда любая из этих 2 сторон становится преобладающей, оказывается, согласно теоретикам исмаилизма, неправильным с т. зр. теории и неэффективным с т. зр. практики, поскольку не дает счастья. Более того, нарушение необходимой соотнесенности внешнего и внутреннего ведет к конечной гибели человека.

Сочетание явного и скрытого поклонения дарует душе особую добродетель (араб. «ташшабух»), позволяющую человеку достичь единения с Началом Мироздания.

Лит.: Lewis B. The Origins of Isma "ilism: A Study of the Historical Background of the Fa timid Caliphate. Camb., 1940; Ivanow W. A. Ismaili Tradition Concerning the Rise of the Fatimids. L.; N. Y., 1942; idem. The Alleged Founder of Ismailism. Bombay, 1946; idem. Alamut and Lamasar: Two Mediaeval Ismaili Strongholds in Iran. Teheran, 1960; Madelung W. Das Imamat in der frühen ismailitischen Lehre // Der Islam. Strassburg, 1961. Bd. 37. S. 43-135; Строева Л. В. Государство исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. М., 1978; Corbin H. Cyclical Time and Ismaili Gnosis. L.; Boston, 1983; Додихудоев Х. Д. Философия крестьянского бунта. Душанбе, 1987; Прозоров С. М. ал-Исма"илийа // Ислам. М., 1991. С. 110-114; Аль-Кирмани Хамид ад-Дин. Успокоение разума / Пер. с араб., предисл.: А. В. Смирнов. М., 1995; Шохуморов С. Исмаилизм: традиции и современность // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 2(8). С. 128-138 [Электр. ресурс: www.ca-c.org/journal/cac-08-2000/13.shokhum.shtml]; Дафтари Ф. Краткая история исма"илизма: Традиции мусульманской общины / Пер. с англ.: Л. Р. Додыхудоева. М., 2004; он же. Традиции исмаилизма в средние века / Пер. с англ.: З. Оджиева. М., 2006; он же. Легенды об ассасинах: Мифы об исмаилитах / Пер. с англ.: Л. Р. Додыхудоева. М., 2009; Ходжсон М. Дж. С. Орден ассассинов: Борьба ранних низаритов исмаилитов с исламским миром / Пер. с англ.: С. В. Иванов. СПб., 2004.

М. Ю. Рощин

Исмаилиты, Джамоат , Золотой Юбилей, Университет Ага Хана.


Одним из центральных элементов Исламской веры является природа нерасторжимости веры с миром. Эти два элемента так глубоко переплетены, что нельзя вообразить их разделение. Они составляют "Образ жизни". Роль и ответственность Имама, поэтому, состоят из того чтобы интерпретировать веру общине и сделать все от них зависящее, максимально возможное, чтобы улучшить качество и безопасность жизни общины. ” Его Высочество Ага Хан.


Одним предложением, Его Высочество Ага Хан IV, охватывает роль и мандат учреждений Имамата, исторически утвержденные и особенно свидетельствующие за прошлые 50 лет. Образцовая жизнь Пророка Мухаммада позволяет мусульманам в каждом возрасте понять связи между делами мирскими и духовными. В Исламе, мандатом Имама является создание и поддержка социальной среды, которая состоит из гармоничного равновесия между дин и дуня . В течение последней половины века, Его Высочество смог ответить всему миру, где его последователи жили и живут в чрезвычайно переменных условиях, в которых ускорено, проходят изменения, своим предвидением и определением. Центральной основой в его руководстве, работе и долгосрочном видении это неутомимое желание создания лучшего качества жизни для настоящих и будущих поколений.


Начиная с принятия руководство над Имаматом в 1957г., он создал глобальную сеть учреждений. Организации Исмаилитского сообщества служат Имама на местных (Джамоат) , национальных и международных уровнях, в то время как другие учреждения Имамата, большинство из которых работают под патронажем Сети Развития Ага Хана (АКДН), делаю все, чтобы улучшить условия жизни и дать возможность развиваться всем, независимо от вероисповедания. Под чутким руководством Имамата работает целый штат профессионалов и самоотверженных добровольцев, чтобы изменить условия жизни посредством этих учреждений.


Вставляя современное состояние на историческое руководство и ведущей роли Имамата , установленное тысячелетиями назад, Имамат создал в недавней истории религиозные, социальные, экономические и культурные учреждения, чтобы ответить изменяющимся обстоятельствам Джамоата. Сер Султан Мухамад Шах основал организации, которые обратились к условиям первой половины 20-ого столетия, когда многие Исмаилиты жили при колониальном режиме. Эта установленная структура замечательно развилась и расширилась при существующем Имаме. Он формализовал, объединил и переориентировал существующие организации и создал много новых. Последняя половина прошлого столетия свидетельствовала о существенных глобальных изменениях, включая деколонизацию, миграцию Исмаилитов на Запад, усиление связи с сообществом Исмаилитов в Центральной Азии, экономические и социальные перевороты, войны, быстрые технологические развития


и глобализация. На фоне этого, учреждения Имамата Исмаилитов распространились более широко и быстро чем в любое другое время своей истории.


13-ого декабря 1986, Его Высочество Ага Хан провозгласил Конституцию Ши‘итов Имами Исмаилитов Мусульман , подводя управление межнационального сообщества под одной установленной структурой. Провозглашая Конституцию, Его Высочество сказала: “Я верю, что Конституция Исмаилитов предоставить сильную установленную и организационную структуру, посредством которой мой Джамоат (сообщество) будет в состоянии внести свой вклад в гармоничное развитие и обществ, в которых он живет”. Эта структура, решая проблемы сообщества в сфере дини (религиозного) и дунйави (материального) сформирует эффективную и состоятельную модель гражданского общества.


Консулы Исмаилитов отвечают за социальное управление на местных, региональных и национальных уровнях. Учреждения сообщества Исмаилитов также включают, Наблюдательный Совет, Согласительная и Арбитражная комиссия. Другие правления работают в областях экономического благосостояния, образования, здоровья, жилья, социального обеспечения, молодежи и спорта. Его Высочество определяет роли, обязанности, состав, полномочия и юрисдикцию этих органов. Он также создал Международный Форум Руководителей (LIF), кому он передал определенные дела, затрагивающие жизни сообщество Исмаилитов. Институт Исследований Исмаилизма является ключевым академическим и образовательным ресурсом сообщества. Институт, среди других аспектов своего мандата, также обращается к вопросам потребностей религиозного образования сообщества Исмаилитов, проводя исследование относительно своего интеллектуального, духовного и литературного наследия и предоставляет материалы по религиозному формированию.


Агентства АКДН работают с потребностями развития людей независимо от их вероисповедания. Сеть это стремление Имамата Исмаилитов, чтобы понять социальное сознание Ислама. Она разрабатывает организации и программы, которые стремятся освободить общество от необразованности, болезни и лишений. В обществах, где живут вместе с другими и мусульмане, сеть стремится оживить и расширять понимание плюралистического культурного наследия Ислама. Мандат АКДН происходит из этики Ислама, который стремятся к равновесию между материей и верой. Этический идеал ислама должен позволить каждому человеку соответствовать высокому статусу существа, в которого Аллах вдохнул свой дух. Аллах сделал все, что находится в небесах и на земле объектом доверия людей. Поэтому, вера может быть неполной без активного социального сознания. Основывая социальные ценности в принципах моральной ответственности, Ислам возносит общественный порядок к духовному уровню. В своей речи Его Высочество Ага Хан говорит:


Значение "качества жизни" для Имамата относится ко всему этическому и социальному контексту, в котором люди живут, а не только к их материальному благосостоянию, измеряемые с одного поколения к другому. Следовательно, Имамат это целостное видение развития, предписанной верой Ислама. Это говорить о вложении в людях, в их плюрализм, в их интеллектуальном преследовании, и поиске нового и полезного знания, столько же, сколько в их имуществе. Оно также говорить о наделении социальным сознанием, вдохновленной этикой Ислама. Это работа, которая приносит пользу всем, независимо от рода, этнической принадлежности, религии, национальности. Разве Святой Коран не говорит в одной из наиболее вдохновляющих человечеству предпосылок, что Аллах создал все от одной души?


Созданная обширная сеть Имамата направлена на потребности бедных, особенно в Азии и в Африке. Организации АКДН структурированы широко под тремя категориями: Экономическое Социальное и Культурное Развитие. Давний опыт сети в социально-экономическом развитии привлек внимание правительства для партнерства и совета в ряд затруднительных вопросов. Имамат Исмаилитов и АКДН сформировали структуры для своих инициатив по развитию и вошли в международные признанные Протоколы, Соглашения Сотрудничества, Меморандумы понимания со многими национальными правительствами и международными организациями. Они служат, чтобы усилить и сформировать международное партнерство с Имаматом и АКДН и создать отношения на долгосрочные обязательства в странах и регионах где они работают.


АКДН принимает всестороннюю стратегию помощи бедным, чтобы позволить себе быть единым с течением социально-экономического развития страны. Такая помощь ведется философией человеческого достоинства и уверенности в своих силах. Чтобы развивать свое содержание на долгие года, местные жители занимаются планированием и развитием. Поэтому проекты должны быть содержательными и уважающие общественный плюрализм. Дополнительное стимулирование признания достоинства продвигает превосходное и непрерывное усовершенствование стандартов.


Предоставление качественного образования является краеугольным камнем подхода АКДН к изменению условиям жизни людей. Это представление появляется с учения Пророка Мухаммада и Хазрати ‘Али, который вдохновил Имама ал-Муиза построить Университет Ал-Азхар, одного из самых первых в мире.


Мировая сеть образовательных учреждений АКДН, включая начальные школы, Академии Ага Хана, Университет Ага Хана и Университет Средней Азии , являются доказательством убеждений Его Высочество относительно того, что знание является жизненно важным для улучшения жизни отдельных лиц и общества в целом.


Обращаясь к социальному мандату развития АКДН, программы Фонда Ага Хана включают образование, здравоохранение и экологические нормы, восстановление культурных ценностей, и развития соответствующих инфраструктур, поддержки сельских местностей и предоставления возможностей приходящему поколения. Агентство Ага Хана по Микро-финансированию является некоммерческой программой, который предоставляет маленькие ссуды менее удачливым, чтобы создать свой специальный фундамент в равноправном гражданском обществе.



Фонд Ага Хана по Экономическому Развитию является единственным учреждением сети, который имеет прибыль. Его инновационная повестка, основанная на сильной этической структуре АКДН, который продвигает общество и партнеров частного сектора, в котором инвестиционные решения, прежде всего основанные на перспективах улучшения жизни. Принятие смелых, но продуманных мер по вложению капитала в хрупкие и сложные экономические системы, помогло в работах по восстановлению после военной или внутренней неразберихи в различных странах как Афганистан, Бангладеш, Мозамбик, Таджикистан и Уганда.


Чтобы закончить эту картину, архитектура, городская модернизация и традиционная музыка являются ответственностью Траста Ага Хана по Культуре . Это учреждение акцентирует свою работу в сфере культуры как средство усиления физической, социально-экономической регенерации мусульманских сообществ. Под его эгидой работают Инициатива Ага Хана в сфере Музыки в Средней Азии , программа Исторический Город, и различные образовательные и культурные программы, включая Программу Ага Хана по Исламской Архитектуре в Гарвардском Университете и в Массачусетском Технологическом институте.


Планы Имамата относительно следующих лет включают новые инициативы по искоренению бедности так же как создания дополнительных Академий Ага Хана, Отделения гуманитарных наук при Университете Ага Хана, Глобальный Центр Плюрализма, Музея Ага Хана, Исмаилитских Центров и Джамоатхона в Дубайе, Душанбе, Хьюстоне, Хороге и Торонто и Делегирование Имамата Исмаилитов. Золотой Юбилей свидетельствует о происхождении различных новых инициатив, которые несомненно будут выполнены, чтобы будущее поколение увидело это все как часть уникального наследия Его Высочество Ага Хана.


Примечания


Выдержка из обращения Его Высочество Ага Хана в Евангельской Академии Тутзинг, Германии, 20-ого мая 2006.

Выдержки из речи, Его Высочество Ага Хана при открытии Alltex EPZ Limited plant, Athi River, Кения, 19-ого декабря 2003.

Исмаилиты , батиниты, малахида - последователи одного из основных направлений шиизма.

История

Начало исмаилитского движения относится к середине 8 в, и связано с расколом среди по вопросу о преемнике Джафара ас-Садика. Часть шиитов признала законным наследником его старшего сына Исмаила, а поскольку он умер еще при жизни своего отца, то седьмым имамом они признали его сына Мухаммеда. В противоположность остальным шиитам сторонники сохранения имамата в потомстве Исмаила стали называть себя исмаилитами.
После смерти Мухаммеда, среди его приверженцев произошел раскол. Одни считали его последним седьмым имамом и ожидали его возвращения в качестве . Со второй половины 9 в. сторонников этого учения стали называть . Другую ветвь шиитов составили приверженцы потомков Мухаммеда ибн Исмаила, которых они считали законными представителями династии имамов. От их имени исмаилиты развернули энергичную пропаганду, благодаря которой им удалось закрепиться в Северной Африке и основать Фатимидский .
Исмаилитская пропаганда имела большой успех: к концу 10 в. под их властью оказались Магриб, Сирия, Хиджаз. В то же время усилились соперничество и расхождения внутри исмаилитского движения. В начале 11 в. выделилась община хакимитов, или друзов, обожествлявших аль-Хакима, таинственно исчезнувшего в 1021 г. В конце 11 в. среди исмаилитов произошел еще один раскол на и из-за престолонаследия. Низариты преобладали в восточных странах ( , Сирия и др.), не входивших в Фатимидский халифат. Мусталиты господствовали в Египте и западных странах ислама. Духовными преемниками мусталитов являются современные исмаилитские общины бохра в (с центром в Бомбее). В конце 11 в. низариты, действовавшие в горных районах Сирии, Ливана, и Ирана, создали независимое государство с центром в крепости (Иран), просуществовавшее до середины 13 в. В практике политической борьбы низариты, подвергавшиеся суровым преследованиям, сами широко применяли террористические методы. Потеряв большинство своих крепостей под натиском Хулагу-хана, низариты начали переселяться в Индию, в которой со временем и образовался их центр в г. Бомбее. С первой половины XIX в. духовный глава низаритов носит титул Ага-хан. Из его резиденций (в Индии и Кении) рассылаются в разные страны проповедники низаритского учения. В настоящее время общины низаритов (в некоторых странах их называют агаханиты) имеются более чем в 20 странах Азии и Африки.
В начале 17 в. в Индию (г. Гуджерат) переместился и религиозный центр мусталитов, которые, после падения Фатимидского государства, переселились из Египта в . Обосновавшихся в Индии мусталитов стали называть даудитами, а оставшихся в Йемене - сулейманитами. Между ними нет никаких серьезных расхождений в толковании ислама. В настоящее время общины мусталитов имеются также в , Иране, Кении, Танзании.

Взгляды

Вероучение исмаилитов подразделяется на «внешнее» (захир), доступное рядовым членам общины, и «внутреннее» (батин), доступное лишь «посвященным», т.е. тем, кто занимает высшие ступени исмаилитской иерархии. «Внешнее» учение (обрядовые ритуалы и правовые положения) мало чем отличается от учения имамитов.
«Внутреннее» содержит две части: толкование и и систему философско-богословских знаний, основными элементами которой являются космогония и теория цикличности. Учение исмаилитов эклектично, оно вобрало в себя идеи различных философских, мистических и гностических школ. Опираясь на мистическое значение чисел и букв, исмаилиты выработали свои эманационные теории, в которых земной мир рассматривается как отражение космического порядка.
История человечества подразделяется на пророческие циклы и рассматривается как реализация божественного повеления или закона. С наступлением последнего, седьмого цикла и с появлением «скрытого» имама будет отменена внешняя сторона религии и наступит полное откровение скрытой ее стороны - божественной истины. Эсхатологические представления исмаилитов (странствие душ, воскрешение и т.д.) также развивались в соответствии с их космогонией и теорией цикличности. Стержнем религиозно-политической доктрины исмаилитов является учение об имамате. Повиновение имаму из рода Али - важнейшее из семи (включая

Восходящих к концу VIII века . Каждое движение имеет свою иерархию имамов . Титул имама низаритов , самой крупной и известной общины исмаилитов - Ага-хан - передаётся по наследству. В настоящее время в этой ветви исмаилитов имамом является Ага-хан IV . Исмаилитов всех направлений сейчас более 15 миллионов.

История

Возникновение исмаилитов связывают с расколом в шиитском движении, произошедшем в 765 году .

После этого исмаилиты осели разрозненными общинами в разных странах, преимущественно в Персии и Центральной Азии , а также в Сирии, Индии и других странах. В 1830 году Ага Хасану Али Шаху , 46-му имаму исмаилитов, шахом Персии был дарован почетный наследный титул Ага Хана .

Структура и идеология

Одна из философско-теологических догм, которой придерживались исмаилиты, гласила, что Аллах время от времени вселял свою божественную сущность в плоть ниспосланных им пророков -«натиков » (букв. «проповедник»): Адама , Ноя , Авраама , Моисея , Иисуса и Мухаммеда . Каждого из ниспосланных пророков-натиков всегда сопровождал так называемый «самит » (букв. «молчальник»). Самит никогда не говорит от себя, его суть сводится к толкованию проповеди пророка-натика. При Моисее самитом был Аарон , при Иисусе - Пётр , при Мухаммеде - Али ибн Абу Талиб . С каждым появлением пророка-натика Аллах раскрывает пред людьми тайны вселенского разума и божественной истины. Согласно учению исмаилитов, в мир должно прийти семь пророков-натиков. Между их появлениями миром последовательно правят семь имамов, через которых Аллах дает объяснение учений пророков. Возвращение последнего, седьмого пророка-натика - Мухаммеда, сына Исмаила, явит собой последнее божественное воплощение, после которого в мире должен воцариться божественный разум, несущий всеобщую справедливость и благоденствие правоверным мусульманам.

Для религиозной доктрины исмаилитов, по всей видимости, характерна концепция неограниченной свободы воли , отказ от детерминизма и признания самостоятельного существования атрибутов Бога, характерного для доминирующих направлений в исламе.

См. также

Напишите отзыв о статье "Исмаилизм"

Примечания

Ссылки

  • Каландаров Т. С. // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 3 . - С. 192-194 .
  • ЖЖ-сообщество - сообщество «посвящённое Исмаилизму» в «Живом Журнале »
  • , Даниэль Клугер Журнал «Гриф», приложение к газете «Русский израильтянин », сентябрь 1998
  • - статья из Encyclopædia Iranica
  • . - ANT.tj.

Отрывок, характеризующий Исмаилизм

Север поник, будто внутри не соглашаясь с тем, что сам только что мне говорил... Я чувствовала всем своим сердцем, всей душой, что он верил намного более в то, во что так убеждённо верила я. Но я также знала – он не откроется мне, не предавая этим Мэтэору и своих любимых великих Учителей. Поэтому я решила оставить его в покое, не мучить его более...
– Скажи мне, Север, что стало с Марией Магдалиной? Живут ли ещё где-то на Земле её потомки?
– Конечно же, Изидора!.. – тут же ответил Север, и мне показалось, что его искренне обрадовала перемена темы...

Чудесная картина Рубенса «Распятие». Рядом с телом Христа (внизу) – Магдалина и его брат, Радан (в
красном), а за Магдалиной – мать Радомира, Ведунья Мария. На самом верху – Иоанн, а справа и слева от
него – двое Рыцарей Храма. Остальные две фигуры неизвестны. Возможно это были иудеи, у которых
жила семья Радомира?..

– После смерти Христа Магдалина покинула ту жестокую, злую землю, отнявшую у неё самого дорогого на свете человека. Она ушла, уводя с собой вместе малышку-дочь, которой было в то время всего-навсего четыре года. А её восьмилетнего сына тайно увезли в Испанию рыцари Храма, чтобы он, во что бы то ни стало, остался в живых и смог продолжить великий Род своего отца. Если желаешь, я расскажу тебе истинную историю их жизни, ибо то, что преподносится людям сегодня, является просто историей для несведущих и слепцов...

Магдалина со своими детьми – дочерью Радомир со своими детьми – сыном Светодаром и дочерью Вестой
и сыном. Витражи из церкви Святого Назара,
Лему, Лангедок, Франция
(St. Nazare, Lemoux, Langedoc)
На этих чудесных витражах Радомир и Магдалина со своими детьми – сыном
Светодаром и дочерью Вестой. Также, здесь видна ещё одна весьма интересная
деталь – священнослужитель, стоящий рядом с Радомиром одет в форму като-
лической церкви, что две тысячи лет назад ещё никоим образом не могло бы-
ло быть. Она появилась у священников только в 11-12 столетиях. Что, опять же,
доказывает рождение Иисуса-Радомира только в 11 веке.

Я согласно кивнула Северу.
– Расскажи, пожалуйста, правду... Расскажи мне о них, Север...

Радомир, предчувствуя свою скорую
гибель, отправляет девятилетнего
Светодара жить в Испанию... Чув-
ствуется глубокая грусть и общее
отчаяние.

Его мысли унеслись далеко-далеко, окунаясь в давние, покрытые пеплом веков, сокровенные воспоминания. И началась удивительная история...
– Как я тебе уже рассказывал ранее, Изидора, после смерти Иисуса и Магдалины, всю их светлую и печальную жизнь оплели бессовестной ложью, перенося эту ложь также и на потомков этой удивительной, мужественной семьи... На них «одели» ЧУЖУЮ ВЕРУ. Их чистые образы окружили жизнями ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ, которые тогда уже давно не жили... В их уста вложили СЛОВА, которых они НИКОГДА НЕ ПРОИЗНОСИЛИ... Их сделали ОТВЕТСТВЕННЫМИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, которые СОВЕРШАЛА И СОВЕРШАЕТ ЧУЖАЯ ВЕРА, самая лживая и преступная, существовавшая когда-либо на Земле...
* * *
От автора: Прошло много-много лет после моей встречи с Изидорой... И уже сейчас, вспоминая и проживая бывшие далёкие годы, мне удалось найти (находясь во Франции) любопытнейшие материалы, во многом подтверждающие правдивость рассказа Севера о жизни Марии Магдалины и Иисуса Радомира, которые, думаю, будут интересны для всех, читающих рассказ Изидоры, и возможно даже помогут пролить хоть какой-то свет на ложь «правящих мира сего». О найденных мною материалах прошу читать в «Дополнении» после глав Изидоры.
* * *
Я чувствовала, что весь этот рассказ давался Северу очень непросто. Видимо, его широкая душа всё ещё не соглашалась принять такую потерю и всё ещё сильно по ней болела. Но он честно продолжал рассказывать дальше, видимо понимая, что позже, возможно, я уже не смогу ни о чём более его спросить.

На этом витраже Магдалина изобра-
жена в виде Учителя, стоящего над
королями, аристократами, филосо-
фами и учёными...

– Помнишь ли, Изидора, я говорил тебе, что Иисус Радомир никогда не имел ничего общего с тем лживым учением, о котором кричит христианская церковь? Оно было полностью противоположно тому, чему учил сам Иисус, а после – и Магдалина. Они учили людей настоящему ЗНАНИЮ, учили тому, чему мы учили их здесь, в Мэтэоре...
А Мария знала даже больше, так как могла свободно черпать своё знание из широких просторов Космоса, после того как от нас ушла. Они жили, тесно окружённые Ведунами и одарёнными, которых люди позже переименовали в «апостолов»... в пресловутой «библии» оказавшихся старыми, недоверчивыми иудеями... которые, думаю, если бы могли, по-настоящему тысячу раз предали бы Иисуса. «Апостолами» же его в реальности были Рыцари Храма, только не построенного человеческими руками, а созданного высокой мыслью самого Радомира – Духовного Храма Истины и Знания. Этих рыцарей вначале было всего лишь девять, и собрались они вместе для того, чтобы в силу своих возможностей оберегать Радомира и Магдалину в той чужой и опасной для них стране, в которую так безжалостно швырнула их судьба. А ещё задача Рыцарей Храма состояла также и в том, чтобы (случись что-то непоправимое!) сберечь ИСТИНУ, которую несли «душой пропавшим» иудеям эти двое чудесных, светлых людей, отдававших свой Дар и свои чистые Жизни за покой на их любимой, но всё ещё очень жестокой планете...
– Значит и «апостолы» тоже были совершенно другими?! Какими же они были?! Можешь ли ты рассказать мне о них, Север?
Мне было настолько интересно, что на какой-то короткий миг даже удалось «усыпить» свои мучения и страхи, удалось на мгновение забыть грядущую боль!.. Я обрушила на Севера настоящий шквал вопросов, даже точно не зная, существуют ли на них ответы. Так сильно мне хотелось узнать настоящую историю этих мужественных людей, не опошлённую ложью долгих пяти сотен лет!!!
– О, они были истинно чудесными людьми – рыцари Храма – Изидора!.. Вместе с Радомиром и Магдалиной они создали великолепный костяк МУЖЕСТВА, ЧЕСТИ и ВЕРЫ, на котором строилось светлое УЧЕНИЕ, оставленное когда-то нашими предками для спасения нашей родной Земли. Двое из рыцарей Храма были нашими учениками, а также потомственными воинами из старейших европейских аристократических семей. Они стали у нас смелыми и одарёнными Ведунами, готовыми на всё, чтобы сохранить Иисуса и Магдалину. Четверо были потомками Русов-Меровингов, также имевших большой Дар, как и все их далёкие предки – короли Фракии... Как и сама Магдалина, также рождённая от этой необыкновенной династии, и с гордостью нёсшая свой семейный Дар. Двое же были нашими Волхвами, добровольно покинувшими Мэтэору, чтобы защитить идущего на собственную погибель их любимого Ученика, Иисуса Радомира. Они не смогли в своих душах предать Радомира, и даже зная, что его ждёт, без сожалений последовали за ним. Ну, а последним, девятым из рыцарей-защитников, о котором до сих пор не знает и не пишет никто, был родной брат самого Христа, сын Белого Волхва – Радан (Ра – дан, данный Ра)... Он-то и сумел сохранить сына Радомира, после гибели оного. Но, защищая его, к сожалению, погиб сам...
– Скажи, Север, не имеет ли это чего-либо общего с легендой о близнецах, где говорится, что у Христа был брат-близнец? Я об этом читала в нашей библиотеке и всегда хотела знать, было ли это правдой, или всего лишь очередной ложью «святых отцов»?