Впервые Иван Фёдоров стал печатать книги, до него они переписывались вручную. В древности книги высоко ценились. Первый печаный станок был изобретён в 15 веке. По указу царя Ивана Грозного в 1563 году на Руси была построена первая типография. Церковный дьякон Иван Фёдоров был назначен руководителем типографии. Впоследствии он стал первопечатником.

Согласно сохранившихся источников известно, что с 1510 года во 2 мая началась биография Ивана Фёдорова, он получил образование в Краковском университете и степень бакалавра. Происхождение Фёдоров имел из белорусского рода Рагозиных. Книга «Апостол» - первая, которая была издана в 1564 году. Над этой книгой первопечатник Фёдоров со своим напарником Петром Мстиславецом год работали. Цвет заглавной буквы каждой главы был красным в этой книге, в каждой главе был красивый узор с переплетавшимися ветками виноградной лозы. Вторая книга, напечатанная первопечатниками, называлась «Часовник» и использовалась как учебное пособие для обучения чтению детей. Книга была последней, выпущенной в России Иваном Фёдоровым.


В Москве не всем пришлось по вкусу создание типографии, многие считали настоящим кощунством печатать на печатном станке священные писания. С появлением печатного станка труд монаха-переписчика стал совершенно невыгодным. В 1566 году в типографии произошёл пожар, предполагают, что это был поджог. Затем Фёдоров и его друг покинули Россию. Затем Фёдоров и Мстиславец продолжили работу уже в Литве. Типография находилась в городе Заблудове и называлась она друкарня. Здесь в 1569 году была напечатана совместная книга Фёдорова и Мстиславеца «Учительское Евангелие». После выхода книги Мстиславец переехал в Вильну и открыл свою типографию.


Иван Фёдоров, когда остался один, стал печатать «Псалтырь с Часословцем». Гетман Ходкевич вскоре закрыл типографию Фёдорова. Она находилась в его владениях. В 1572 году Фёдоров открыл во Львове типографию, где напечатал «Апостол», а в 1574 году выпустил на русском языке «Азбуку».

Умер первопечатник во Львове в 1583 году и похоронен на кладбище Онуфринского монастыря. Останки в 18 веке были перезахоронены в притворе церкви. Кончина Ивана Фёдорова была как и у всех людей. На надгробном камне на его могиле написано: «Друкарь книг пред тым невиданных».

Ух, ты!.. Вот, это да!.. Будьте здоровы!..

Сегодня чтобы напечатать книгу, достаточно зарядить краской и нужным количеством бумаги принтер. Подождав три минуты (или полчаса – тут роль играет мощность устройства), любой желающий распечатает необходимую книгу – хоть Библию, хоть «Поваренную книгу анархиста». Раньше же для выполнения подобного рода дел пришлось бы приложить гораздо больше усилий и использовать гораздо больше ресурсов, а провести такую операцию могли единицы, в числе которых и Иван Федоров.

Детство и юность

О детстве первопечатника нет достоверной информации. По предположениям историков, Иван родился в 1510 году в Великом Московском княжестве. Во многом эта дата основана на заключениях советского историка Евгения Львовича Немировского, который нашел документ, указывающий, что в период с 1529 по 1532 год Иван проходил обучение в Ягеллонском университете, который расположен в Кракове, нынешней столице Польши.

Также, по мнению советских и российских историков, предки первопечатника были родом с земель, принадлежащих нынешней Республике Беларусь. После окончания Ягеллонского университета в 1532 году Федорова назначают диаконом церкви Николы Гостунского. Его непосредственным руководителем в те годы становится сам митрополит Макарий, с которым Ивану предстоит долгое сотрудничество.

Первая типография

В 1552 году принял знаковое решение – начать печатать книги на церковнославянском языке в Москве. До этого были аналогичные попытки напечатать книги на церковнославянском, но за рубежом.


Царь приказал, чтобы к нему привезли специалиста в области типографии, проживающего в Дании. Этим специалистом был Ганс Мессингейм, прославившийся своими работами не только у себя на родине. Под его руководством строилась первая типография на Руси.

По указу царя из Польши были привезены типографские станки и первые литеры – печатные элементы с символами церковнославянского алфавита. Позже их обновил и дополнил Васюк Никифоров, приглашенный царем в 1556 году. Также Никифоров стал первым русским гравером – это его работы можно найти в сохранившихся экземплярах книг, отпечатанных в той типографии.


Утвердившись в своих ожиданиях по поводу книгопечатания, Иван Грозный открывает Московский печатный двор, функционирующий и развивающийся за счет государственного бюджета. Происходит это событие в 1563 году.

Уже на следующий год будет издана первая и, к счастью, сохранившаяся книга печатного двора – «Апостол». Позже ее дополнит «Часослов». В обоих случаях активное участие в работе принимает Иван Федоров, о чем свидетельствуют выходные данные изданий. Считается, что царь назначил его учеником Мессингейма по совету митрополита Макария.


"Московский Апостол" Ивана Федорова

Неспроста полноценной дебютной работой издательства стала книга религиозного характера, как и в случае с Иоганном Гуттенбергом. Церковь тех лет существенно отличалась от нынешних церквей. Тогда в приоритете стояло образование народа, а все учебники так или иначе были связаны со священными писаниями.

Стоит упомянуть, что Московский печатный двор не единожды становился жертвой поджогов. Поговаривали, что это работа монахов-переписчиков, которые увидели в книгопечатании конкуренцию, способную снизить потребность в них или, как минимум, стоимость предоставляемых монахами услуг. Отчасти они были правы.


В 1568 году по указу царя Федоров перебирается в Великое княжество Литовское. В дороге Иван останавливается в городе Заблудове, расположенном в Гроднянском Повете. Его у себя приютил бывший военачальник Григорий Ходкевич. Узнав о том, чем Федоров занимается, Ходкевич, как действующий государственный деятель, попросил первопечатника помочь с открытием местной типографии. Открытие Заблудовской типографии состоялось в том же году.

Напечатав несколько пробных «книг» (в каждой из которых было не более 40 непронумерованных страниц и не было выходных данных), работники Заблудовской типографии под руководством Федорова издают первую и, по сути, единственную свою работу – книгу «Учительское Евангелие». Происходит это в 1568-1569 годах.


После этого издательство прекратило работу, поскольку, по мнению Ходкевича, появились дела поважнее. Под этими словами он подразумевал изменения в гражданской и политической жизни страны, связанные с подписанием Люблинской унии в 1569 году, что привело к объединению Литвы и Польши в единую страну – Речь Посполитую.

Эта новость не обрадовала Федорова, поэтому он решил перебраться во Львов, чтобы открыть там собственную типографию. Но и тут его ожидало разочарование – местные богачи не горели желанием инвестировать свои финансы в книгопечатание, а поддержки в лице духовенства Иван не нашел – местные священники были приверженцами переписывания книг от руки.


Тем не менее, какие-то деньги Федорову удалось выручить, и он стал печатать книги, продавать их во Львове, Кракове и Коломые, а на вырученные деньги печатать новые. В 1570 году Федоров издал «Псалтырь».

В 1575 году Ивану был предложен пост управляющего Дерманского Свято - Троицкого монастыря. Федоров согласился на эту должность, полагая, что книгопечатание стоит оставить в прошлом. Однако уже через два года первопечатник был занят постройкой новой типографии по просьбе (и на финансы) князя Константина Острожского.


Книга Ивана Федорова "Острожская Библия"

Острожская типография выпустила ряд образовательных книг: «Азбука», «Букварь» (дополненное и переработанное издание «Азбуки») и «Греческо-русскую церковнославянскую книгу для чтения». В 1581 году вышло издание Острожской Библии, ставшее третьей знаковой книгой в биографии Федорова (две предыдущие – «Апостол» и «Псалтырь»).

После издания Острожской Библии Федоров передал бразды управления типографией старшему сыну, а сам стал разъезжать по командировкам по Европе – делился опытом с зарубежными коллегами, узнавал о новых открытиях и разработках, представлял свои проекты высокопоставленным персонам (в числе которых – король Германии Рудольф Второй). Ознакомиться с примерами работ Федорова можно в Интернете – фото сохранившихся изданий выложены в свободном доступе.

Личная жизнь

О личной жизни Федорова тоже практически нет информации. Известно, что Иван был женат, и что у него было двое сыновей, старший из которых также стал книгопечатником (и даже получил соответствующее прозвище Друкар, в переводе с украинского «печатник»). Жена Федорова умерла еще до выезда мужа из Москвы. Есть теория, согласно которой умерла она как раз во время родов второго сына. Младенец тоже не выжил.

Смерть

Умер Иван 5 декабря 1583 года. Произошло это во время очередной командировки в Европу. Тело Федорова доставили во Львов, где похоронили на кладбище, расположенном на территории церкви Святого Онуфрия.

  • В те годы, когда жил первопечатник, фамилии в нынешнем понимании еще не прижились. Поэтому на выходных данных его изданий, а также в отдельных деловых бумагах, Иван подписывался по-разному: Иван Федоров («Апостол», 1564 год), Иван Федорович Москвитин («Псалтырь», 1570 год), Иван, Федоров сын, из Москвы («Острожская Библия», 1581 год).
  • Помимо церковной службы и книгопечатания, Федоров изготавливал многоствольные мортиры и отливал пушки.

  • Иван Друкар – сын Федорова - погиб спустя три года после смерти отца. Произошло это при невыясненных обстоятельствах, однако некоторые грешат на тех же монахов-переписчиков (что маловероятно).
  • Есть теория, согласно которой Федоров далеко не первый книгопечатник на Руси – печатать пробовали и раньше, но результаты были намного хуже, поэтому типографское ремесло с первого захода не прижилось.

Память

  • В 1909 году рядом со зданием Печатного двора поставили памятник Федорову.
  • В 1933 году изображение Ивана Федорова впервые появилось на марке. В 1983 и в 2010 появилось повторно.
  • В 1941 году режиссер Григорий Левкоев снял ленту «Первопечатник Иван Федорович».

  • 1977 год стал годом открытия музея Ивана Федорова во Львове. Позже его повредила группа религиозных фанатиков, однако сотрудникам музея и помощникам из числа добровольцев удалось восстановить здание и основную часть экспонатов.
  • В 1983 году монетный двор выпустил юбилейную монету с профилем Федорова в память о 400-летии со дня смерти.
  • Во многих городах России и Украины имеются улицы, названные в честь Ивана Федорова.

В центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный старорусский кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник Ивану Федорову. Кто же такой Иван Федоров? За что ему поставлен памятник в столице нашей Родины? Почему вся страна в 1958 г. отмечала как памятную дату 375-летие со дня его смерти?

Перенесемся в XVI в., когда царствовал Иван Грозный. Люди и тогда тянулись к просвещению. Недаром же старорусские книжники считали чтение книг одной из человеческих добродетелей. «Книги - это реки, напояющие Вселенную, в них ведь неисчетная глубина», - говорили они.

Но удовлетворить тягу к книжному просвещению в те времена было не так легко. В России еще не умели печатать книги. Их переписывали от руки особые переписчики - писцы. Порой такой писец работал многие месяцы и, окончив свой труд, облегченно писал в конце: «Как радуется заяц, убежавший от ловушки, так радуется и писец, окончивший эту книгу».

Конечно, рукописных книг было мало, и стоили они дорого.

К этому времени книгопечатание было уже широко распространено в большинстве европейских стран. И в России потребность в печатных книгах все росла.

После взятия русскими войсками Казани в 1552 г. правящие круги тогдашней России стремились распространить христианство среди мусульманского населения. Нужно было много печатных книг для церковного богослужения, притом таких, в которых не было бы описок. Тогда-то, по желанию царя Ивана Грозного, решено было прибегнуть к книгопечатанию.

В 1553 г. в Москве был построен Печатный двор. Он стоял на Никольской улице (теперь улица 25 октября). Там и до сих пор остались строения Печатного двора более позднего времени.

Первой книгой, вышедшей в Москве с обозначением места и года печати, был «Апостол» 1564 г. Это довольно объемистая книга церковного содержания. Печатники старались сохранить в ней все особенности рукописи. Шрифт воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы выделялась красной краской.

Начало главы украшали заставки - орнаменты, на которых переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками. В конце книги рассказывается, почему введено было книгопечатание в России, и названы печатники: дьякон Иван Федоров и Петр Мстиславец.

Отсюда мы впервые узнаем об Иване Федорове. В то время ему было лет 30-40. Сан дьякона (младший церковный чин) дали первопечатнику, чтобы поставить его в более привилегированное положение по сравнению с простыми людьми. Нет никакого сомнения, что Федоров был русским, и притом москвичом; он сам писал о себе: «Иван Федоров, печатник из Москвы». Он был не только печатником, но и знал различные ремесла и был одним из образованных и предприимчивых людей своего времени.

Его товарищ - Петр Мстиславец, судя по прозвищу, происходил из города Мстиславля, на Смоленщине. Следовательно, и второй первопечатник был русским или белорусом.

Конечно, первопечатники не сами выдумали способы книгопечатания, уже известные в других странах. Навыки печатного дела получены были, вероятно, из Италии, где в то время книгопечатание достигло особенного расцвета. Но печатались книги по образцу русских рукописей.

Печатный двор работал недолго. В октябре 1565 г. он выпустил вторую книгу - «Часов-ник», содержавшую различного рода молитвы. В России того времени «Часовник» служил первой книгой для обучения чтению. «Апостол» печатался год и стоил очень дорого. «Часовник» же печатался всего два месяца.

Что случилось дальше, не вполне ясно. В России наступило тревожное время опричнины. Позднейшие рассказы говорят о гибели Печатного двора от пожара, но подтверждения этому мы не имеем. Рассказывают о бегстве первопечатников из Москвы в Литовское великое княжество, но и это только предположение.

Может быть, первопечатники покинули Москву даже с согласия самого царя, чтобы помочь развитию книгопечатания в Белоруссии.

Во всяком случае, через несколько лет после выхода «Часовника» печатники оказались в Литовском княжестве. Здесь они работали в Заблудове, белорусском местечке, принадлежавшем крупнейшему землевладельцу и гетману Ходкевичу. 8 июля 1568 г. печатники стали набирать первую свою книгу в Литве. Через 9 месяцев она вышла из печати. Петр Мстиславец вскоре покинул Заблудово и переехал в столицу Литвы - Вильно (современный Вильнюс), где продолжал печатать книги. Иван Федоров остался в Заблудове и напечатал там еще одну книгу - «Псалтирь», окончив работу в марте 1570 г.

Но Ходкевич состарился и больше не хотел утруждать себя хлопотами, связанными с печатанием книг, Он предложил первопечатнику прекратить свое дело и стать небольшим землевладельцем. Иван Федоров гордо ответил старому гетману, что найдет иное поле для своей деятельности, потому что хочет «рассевать духовные семена по Вселенной», а не работать сохою.

И вот Иван Федоров вместе с семьей отправился в новые скитания. Он поехал в богатый украинский город Львов, где надеялся найти помощь. Деньги ему удалось достать только у местных ростовщиков, и то с большим трудом.

В 1573 г. Иван Федоров приступил к созданию первой печатной украинской книги. Это был тоже «Апостол», походивший на московский экземпляр, только, пожалуй, еще более красивый. Он был напечатан в 1574 г. В послесловии этой книги Иван Федоров рассказал о том, как составилась «друкарня», т. е. типография, в Москве и во Львове. По его словам, в Москве получилось «великое озлобление» против него не от самого царя, а от многих начальников и священнослужителей. Злоба их изгнала первопечатника из своего отечества и заставила переселиться в незнакомые места. Когда же он поселился во Львове и начал устраивать печатное дело, то и здесь не встретил никакой помощи, хотя и обращался к богатым и благородным, кланялся им, стоя на коленях, ноги их омывал слезами.

«Апостол» был выпущен, но ростовщики потребовали уплаты долга, и напечатанные книги со всем оборудованием типографии остались у них в закладе. Так Иван Федоров опять сделался почти нищим.

Неожиданно он получил предложение работать у богатейшего украинского феодала - князя Острожского, создавшего свою типографию в городе Остроге. Иван Федоров переехал в Острог вместе со своей семьей. Здесь он начал устраивать новую друкарню. Из острожской типографии вышла громадная книга «Библия», напечатанная двумя изданиями - в 1580 и 1581 гг.

Прожив несколько лет в Остроге, печатник опять вернулся во Львов. Богатый князь Острожский не постыдился преследовать его за долги, и суд постановил наложить арест на вещи Ивана Федорова. Так у печатника было отнято его последнее имущество.

…Незаметно подошла старость и болезнь. Однажды к постели тяжело больного печатника пришел один из ростовщиков и потребовал денег. Это было последним ударом. 6 декабря

1583 г. Иван Федоров умер. Необычна была надпись, которую друзья вырезали на могильном памятнике: «Иоанн Федорович, друкарь москвитин, который своим старанием печатание небывало обновил. Умер во Львове года 1583, декабря 6». А под гербом Ивана Федорова была вырезана и другая надпись: «Друкарь книг, перед тем невиданных».

Да, это воистину был первопечатник, друкарь книг, не виданных до него в России и на Украине.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Заслуга русского первопечатника Ивана Федорова. К сожалению, хранит в себе тайну многих страниц биографии первопечатника.

Доподлинно неизвестно, когда родился Иван Федоров, также не известно точно, к какому сословию первопечатник принадлежал. Приблизительной датой рождения Ивана Федорова считается второе десятилетие 16 века. Место рождения - загадка. Одни утверждают, что Федоров родом из Москвы, другие из села под Калугой.

В 1563 году Иван Федоров, по просьбе митрополита Макария и царя , создает в Москве первую типография. Неспроста Иван был первым русским книгопечатником. Он был прекрасно обучен грамоте, хорошо выражал свои мысли и много читал.

Историки вполне допускают, что к моменту строительства типографии он уже был известен, как мастер печатного дела. Федоров, вместе со своими соратниками специально подбирал шрифты для типографии, подготавливал печатный станок. 1 марта 1564 года в свет вышла первая русская книга, отпечатанная на его типографии - «Апостол». Книга получилась добротной. Второй книгой отпечатанной на типографии был «Часослов». «Часослов» был напечатан в течение двух месяцев.

Вскоре умирает митрополит Макарий. Труды по производству книг в Москве на этом заканчиваются. Бояре подожгли типографию. Мастера печатного дела, в испуге бежали в Литву. Иван Федоров тоже покидает Москву. Иван вместе с детьми обосновался в Литве, в имении Заблудово, принадлежащее гетману Ходкевичу. Польская знать не пожалела денег на развитие печатного дела. Так, Иваном Федоровым была основана новая типография в Литве. Типография проработала недолго, выпустив несколько книг, в силу определенных обстоятельств, производство закроется.

Гетман Ходкевич подарил Ивану Федорову деревеньку. В течение некоторого времени, Иван будет заниматься земледелием. Судьба простого землевладельца не прельщает его и он отправляется во Львов. Путь его был тяжелый. Федоров был отцом большого семейства, да и время было неспокойное - эпидемии, кроме того в пожитках было много громоздких и тяжелых типографических инструментов. Во Львове идеи строительства типографии сначала не имели успеха. Иван Федоров не отчаивался, и обратился к обычным горожанам с просьбой пожертвовать деньги на строительство, народ откликнулся. Но местные ремесленники сильно боялись конкуренции, и в связи с особенностью местных законов всячески мешали строить типографию.

Все трудности и невзгоды первопечатник преодолел. Типография была готов. Впереди был целый год кропотливой работы. И вот, 25 февраля в свет выходит новое издание «Апостол». Федоров работает над набором «Азбуки». Дела идут с переменным успехом, несколько раз он закладывал свою типографию. В 1575 году, по просьбе Константина Острожского, И ван возглавил Дерманский . Здесь Федоров много работал, и наконец - то решил все свои финансовые проблемы. В стенах монастыря, он занимался издательством славянской библии - «Острожевская библия». Книга вышла очень качественная в плане верстки, о содержании тоже можно высказаться исключительно в положительных тонах. При составлении книги, Иван Федоров прочитал и проанализировал массу литературы, даже ездил в Турцию, для сравнения источников.

В период с 1578 по 1581 годы Иван Федоров печатает такие книги, как: «Псалтырь с Новым Заветом», «Хронология Андрея Рымши». В 1582 году Иван Федоров возвращается в Львом. Здесь он безуспешно пытается выкупить свою типографию, затем организовать новую. В последние годы жизни талантливый русский первопечатник Федоров разрабатывает разборную модель пушки, и даже предлагает её Саксонии и Австрии. Правителям этих государств разработка не приглянулась. Умер Иван Федоров 3 августа 1583 года .

Кто такой Иван Федоров, знает, пожалуй, сегодня каждый школьник. Из учебников по истории детям известно о том, что первую русскую печатную книгу создал именно этот человек. Также они знают, что был он и весьма просвещенным человеком по меркам той эпохи. Но многие интересные факты из жизни этой легендарной личности в учебной литературе не представлены. Равно как и то, насколько тернист был творческий путь русского первопечатника.

на Руси

Первую книгу предки современных россиян встретили с любовью и большим почетом. Но кто такой Иван Федоров, жители Руси тогда еще и не ведали. Ведь прототип современного издания появился задолго до рождения этого человека. В раннем Средневековье книги не печатали, а переписывали. Делали это специально обученные люди - переписчики. Работа этих специалистов была тяжела, а производительность труда не превышала и четырех страниц в день.

В середине XV века немец изобрел подвижные буквы для книгопечатания. Это изобретение послужило толчком к зарождению издательского дела в Европе. Но первая московская типография, а создана она была в середине XVI века, действовала исключительно на государственной основе. Сам приказал соорудить для этих целей отдельное здание, в котором, по предположительным данным, и трудился Иван Федоров. Первопечатник кратко ознакомил соотечественников с печатной продукцией, издав в Москве всего две книги. Вскоре он вынужден был покинуть родные края. Новый, прогрессивный метод пришелся не по вкусу переписчикам. И это не удивительно, ведь создание книгопечатного станка лишало их основного источника дохода.

В изгнании

Первые книгопечатники на Руси не вызвали симпатии не только у профессиональных переписчиков, но и у служителей церкви. Последние узрели в инновационном методе еретический мотив. В результате заговора здание типографии, расположенное на Никольской улице, было предано огню. Однако существует и другая версия, согласно которой к этому пожару церковнослужители не имели отношения. Такое явление в те времена в деревянной Москве случалось регулярно. И мастера не решились просить у грозного царя очередную ссуду на строительство новой типографии.

Полна загадок биография Ивана Федорова. Кратко все же можно сказать, что многие годы первого русского печатника протекали не в Москве, а на чужбине. Сперва Федоров отправился в Литовское княжество, затем - во Львов, где смог благополучно открыть собственную мастерскую.

«Апостол»

Биография Ивана Федорова имеет множество белых пятен. Предположительно, образование он получил в Кракове. Однако в университете не было обнаружено сведений, подтверждающих обучение русского первопечатника типографскому искусству.

С основами западноевропейского книгопечатания Федоров был хорошо знаком. Но для издания книг на Руси следовало создать буквы, опираясь на традиции русской письменности. Над первой своей книгой Федоров трудился целый год. Помощь в этом деле ему оказывал его же сподвижник Книга называлась «Апостол». Шрифт в этом произведении книгопечатного искусства был чрезвычайно вычурным и напоминал рукопись. Каждый абзац начинался с большой красной буквы, которая была выполнена в сложном витиеватом стиле. В этой книге также присутствовали ссылки автора на греческие и венецианские образцы.

В новом издании была изложена биография Ивана Федорова. Кратко первопечатник повествовал о своей учебе. По его словам, книгопечатному искусству его обучал некий датский мастер.

«Часовник»

Не известно по сей день, так ли достоверны сведения первопечатника о своем образовании. Жизнь Ивана Федорова полна загадок в силу давности лет. Но, несомненно, этот человек владел всеми специальностями, задействованными в типографии того времени. Знаменитый русский первопечатник выполнял функции гравера, наборщика, а также самостоятельно изготавливал шрифты.

Об этом искусстве автор первых русских книг писал как о даре, ниспосланном свыше. Произведения его, как правило, имели духовное содержание. Поэтому не удивительно, что вторым изданием Федорова и Мстиславца стал сборник молитв. «Часовник» являл собой один из первых примеров учебной литературы. По этой книге, которая имела карманный формат, детей еще долгие годы обучали грамоте.

Кратко свидетельствует о его деятельности на территории Руси. «Часовник» стал второй и последней книгой, изданной в московской типографии. Но стремление к книгопечатному искусству Федоров не утратил до конца своих дней.

«Евангелие»

Путь великой личности всегда сложен и тернист. История первого книгопечатника - яркий тому пример. Биография Ивана Федорова богата печальными событиями. Немало трудностей его поджидало в жизни. Но оказавшись в изгнании, он не менее настойчиво продолжал создание книжных творений. Обосновавшись в княжестве Литовском, Федоров смог продолжить дело всей своей жизни. Совместно с гетманом Григорием Ходкевичем ему удалось выпустить «Учительское Евангелие».

«Псалтырь»

Биография Ивана Федорова и его творческий путь связаны с такими именами, как Григорий Ходкевич, Петр Мстиславец. Эти люди в разное время были соратниками этого великого человека в печатном деле. «Псалтырь» - книга, которую Федоров выпустил уже самостоятельно. Ходкевич к тому времени перестал проявлять интерес к типографии в силу преклонного возраста. Мстиславец по приглашению литовских коллег перебрался в Вильно.

«Апостол»: Львов

Кто такой Иван Федоров, во Львове знал каждый просвещенный человек. На Украине остро ощущалась нехватка печатного слова. Скитаясь долгие годы по городам и странам, Федоров нашел здесь временное пристанище и благодаря влиятельным благородным людям смог основать мастерскую. В этом городе был издан новый «Апостол». Хотя местное население и нуждалось в просвещении, типография вскоре была разорена.

В предисловии произведений, которые были выпущены за границей, Иван Федоров кратко рассказал читателям о гонениях книгопечатников со стороны московской церкви.

«Букварь»

На вопрос о том, кто такой Иван Федоров, невозможно дать односложный ответ. Этот человек представляет собой яркую фигуру своего времени, он является создателем русского шрифта, издателем первой книги. Всем знакомый «Букварь» увидел свет благодаря этой выдающейся личности.

На основе исторических данных и памятников русского печатного искусства можно создать приблизительное описание Ивана Федорова. Это был человек невероятно трудолюбивый и упорный. До последних дней своей жизни он не прекращал активных действий не только по обустройству очередной типографии, но даже замыслил отлить настоящую войсковую пушку. К сожалению, планам его не суждено было сбыться в силу скоропостижной кончины.

Острог

Последняя мастерская Федорова находилась в городе Остроге. В организации этой типографии ему помощь оказал местный князь, чья резиденция слыла в округе культурным и просветительным центром. Для мастерской книгопечатнику была выделена высокая башня, расположенная на берегу реки. Здесь мастеру удалось издать около пяти книг. Первая восточнославянская Библия стала последним и самым крупным изданием русского первопечатника. Ее тираж превышал тысячу экземпляров, что по тем временам было значительным показателем.

В подготовку издания Библии, которая получила название «Острожской», входило изготовление и прорисовка литер, представленных в пяти новых шрифтах. Множество ошибок, содержащихся в копии, высланной Иваном Грозным, замедлило процесс создания этой книги. Для редактирования потребовались аналоги на иностранных языках.

Несмотря на свой неугомонный пыл и невероятное трудолюбие, первопроходец русского издательского дела умер в полной нищете. Он был похоронен на чужбине, а спустя два столетия после смерти надгробие с его могилы бесследно исчезло.