Незнание правил русского языка не освобождает от ответственности за производимое впечатление. Если человек уважает себя и собеседника, то это сразу видно не только по произносимым им словам, но и по тому, как он ставит в них ударение. Помните: примитивный язык для тех, кто примитивно мыслит.

По тому, ЧТО и КАК говорит человек, можно составить его портрет. Стоит вашему собеседнику открыть рот, как становится очевиден его уровень культуры и эрудиции. Любопытно, что более образованные люди понимают друг друга с полуслова и не задаются вопросами, куда ставить ударение в словах «договОр», «маркЕтинг», «жалюзИ», «ходАтайство» и прочих. Это закрытый клуб для «избранных», а точнее для тех, кому не безразлично, будут его считать быдлом или нет.

Зачем нужно правильно ставить ударение в словах?

В русском языке ударение свободное, т.е. не закреплено за каким-либо конкретным слогом, что развязывает руки и языки всем тем, кто не знает норм и дает возможность неучам искажать произношение до неузнаваемости. Подвижное в разных грамматических формах (падежах, степенях сравнения и т.п.) ударение расставляет ловушки для безграмотных. Чтобы не выглядеть глупее, чем вы есть на самом деле, просто знайте, как правильно ставить ударение в наиболее употребляемых словах.

Человек, неправильно ставящий ударение в словах, становится объектом для издевок

Заметили, что люди, допускающие ошибки в произношении – вечные объекты насмешек сатириков, квнщиков и просто более грамотных «пользователей» русского языка? Это никогда не изменится! Наивно полагать, что если большая часть дворовых ребят говорит «позвОнишь?» , то это уже стало нормой. Ничего подобного! Это по-прежнему свидетельствует об их отсталости и общем низком образовательном уровне. Стоит ли равняться на хвост паровоза? Может, лучше все же узнать, где ставить ударение в словах и говорить нормально, не вызывая смешков?

Для трудных случаев есть словари и справочники, в которых подробным образом описаны правила произношения. Орфоэпические словари и различные информационные порталы, а также справочники призваны искоренять речевые ошибки и обучать не только носителей языка, но и иностранцев правильному произношению. Зачем это нужно? Самый простой ответ: чтобы успешно сдать ЕГЭ . Однако это ли истинная цель? Для кого-то и она будет невероятным достижением. Другие же отчетливо понимают, что дабы язык не стал врагом, его нужно изучать вдумчиво и постоянно работать над собой.

Где правильно ставить ударение в том или ином слове можно узнать из лингвистического словаря

В помощь иностранцам и носителям языка сегодня создаются многочисленные интернет-ресурсы, где можно найти все возможные «трудные» слова и выражения. Например, есть популярный интернет-портал gramota.ru, где не только можно проверить правописание и ударение, но и услышать, как в идеале звучат привычные слова (аудиословари «Говорим правильно» и «Русский устный»). Однако лучше полагаться на собственный мозг и записать единожды информацию туда, чем рассчитывать на постоянные «подсказки» компьютера.

Как ставить ударение в словах: нормы для некоторых частных случаев

Мнемонических упражнений для запоминания множество, поэтому выбирайте те, которые для вас наиболее эффективны. Рекомендация для всех такова: поскольку речь, это не просто набор слов, а осмысленные высказывания в конкретной ситуации, то ассоциативный метод всегда выручает и в случае, когда сомневаешься, куда поставить ударение.

Исправляйте свою речь, ведь говорить правильно – не сложнее, чем говорить с ошибками

Предлагаем запомнить данные блоки информации. Они могут служить в качестве «выручалочки» для слов жалюзи, договор, творог, каталог, квартал, торты, свёкла, щавель, звонить, баловать, красивее, облегчить, сливовый, черпать .

  • Ногти лучше не грызи и задерни жалюзИ.
  • В офис к нам прокрался вор и похитил договОр.
  • Баба испекла пирог, да забыла про творОг. Был, должно быть, дОрог на базаре твОрог. (обе формы в рамках нормы)
  • Нам оставил он в залог сто рублей и каталОг.
  • Завершается квартАл, кто теперь богаче стал?
  • Надевая шорты, вспомнил он про тОрты.
  • Дождь прошел, намокла в огороде свЁкла. И заметил сокол, сколько мокрых свЁкол. Долог путь окольный, вкусен борщ свекОльный.
  • Любишь сладость-карамель, а полезнее щавЕль. Говорили о земле, о котле и щавелЕ.
  • Кто на площади стоит, по мобильному звонИт?
  • Чтобы слез не проливать лучше уж не баловАть.
  • Быть куда красИвее поможет платье синее.
  • Чтобы много не тащить, нужно ношу облегчИть.
  • Прокисший слИвовый компот быстро слили в огород.
  • ЧЕрпать черепом черешню.

Если у вас возникли собственные ассоциативные цепочки, помогающие правильно поставить ударение в словах, то смело пользуйтесь этим методом, спасающим от тупой зубрежки. Даже если это будут не совсем приличные по содержанию «присказки» (например, «Это вам не легкий петтинг, а финансовый маркЕтинг»), главное, чтобы был желаемый результат – стопроцентная гарантия запоминания и нормативного произношения.

Сможете придумать свои «выручалочки» для таких слов, как «закУпорить», «ходАтайство» и «донЕльзя» ? Пишите свои варианты в комментариях, будем рады живой творческой мысли!

Инструкция

Ударение - это выделение одного из слогов слова, имеющего наибольшую силу. Литературная речь подразумевает соблюдение определенных правил, в том числе и в постановке ударения. Однако в нет четких инструкций по этому поводу. Ударение в нем, в отличие от многих других языков, свободное, или плавающее. В отличие от французского, где, согласно правилам, всегда падает на последний слог, в может попадать на любой из них.

Чтобы определить, на какой слог должно падать ударение, подставьте тыльную сторону ладони под и произнесите нужное слово. На каком слоге ваш подбородок коснется ладони, тот слог и будет ударным.

Однако в русском языке есть особенные слова, правильная постановка ударения в которых всегда вызывает вопросы. Таких слов всего лишь 20 и их называют исключениями.

Например, так:


Труд ученых многотомен –


В нем исследован феномен.


Можно придумать и предложения, в которые, кроме слова «феномен» войдут другие слова с аналогичным ударением. Например так: «Феномен огромен и головоломен».


Ну и наконец можно пойти «от противного», запомнив, что в слове «феномен» ударение может падать на «е» только применительно к людям:


Скажем дяде «феномЕн»,


Если дядя супермен,


Ну а если нет его –


Ударение на «О»!

Звонить », «вручить», «кровоточить», «убыстрить». Ошибки в постановке ударения в таких словах можно услышать в речи очень часто – их делают даже грамотные люди. Дело в том, что в русском языке существует тенденция к смещению ударения в глаголах к началу слова (например, «клЕить» или «опОшлить»). Кроме этого, для многосложных слов часто характерно смещение ударения к середине слова. Однако скорость этих процессов по отношению к разным словам может различаться.


В случае со словом «облегчИть» ударение на последнем в современном русском языке является единственно верным. Возможно, в будущем ударение «облЕгчить» начнет появляться в словарях сначала как допустимый вариант, а потом – и как нормативный, но пока этого не произошло.

Постановка ударения в словах «облегчен» и «облегченный»

При образовании страдательных прошедшего времени от глаголов на –ить с ударным окончаниям используется –ённ, который всегда находится под ударением. Поэтому правильное ударение – «облегчЁнный», в краткой форме – «облегчЁн».


В слове «облегчённый» ударение сохраняется во всех родах и числах – облегчЁнная, облегчЁнные, облегчЁнное и так далее. При изменении краткой формы «облегчён» ударение переходит на окончание слова – облегченЫ, облегченА, облегченО.

Особенности ударения в русском языке (продолжение)

Отдельного разгов о ра требуют безударные слова . Служебные слова и частицы, как правило, не имеют на себе ударения в русском языке. Одни из них - односложные предлоги и союзы, б ыва ют предударными словами, так называемыми проклитиками. Они прим ык ают в произношении к следующим за ними самостоятельным словам, имеющим ударение: на водЕ, при дорОге, от лЕса, по п ут И. Другие - односложные частицы, явля ют ся энклитиками, то есть послеударными словами. Они примыкают в произношении к предшествующему слову, имеющ ем у на себе удар.: пришел ктО-то, скажИ-ка, Я ведь обещал, тЫ же открыл дверь, придУт ли о ни . В этих сочетаниях частицы то, ка, ведь, же, ли становятся энклитиками .

Бывает, предлог принимает удар. на се б я, тогда следующее за ним знаменательное слово оказывается безударным. Чаще всего перетягивают на себя удар. пре д логи НА, ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ.
НА - нА воду, нА гору, нА руку, нА ухо, н
А зиму, нА год, нА дом, нА пол. Но такой перенос ударной гласной не всегда пр ои сходит. Мы говорим выйти на мОл (но не нА мол ), взобраться на хОлм (но не нА холм ), указа ть на двЕрь (но не нА дверь ), сесть на мЕль (но не нА мель ).

Перенос ударения на предлог, по нормам орфоэпии, возм ож ен тогда, когда сочетание существительного с предлогом входит в состав устойчивого об о рота или когда оно выступает в обстоятельственном значении и имеет наречный характер. В том же случ ае , когда важно выделить существительное как объект, на который направлено действие, и когда это существитель но е выступает в роли дополнения, удар. на предлог не переходит. Например:

поверить нА слово, но: обратить вн има ние на слОво "преобразование";
спустить корабль нА воду, но: из-за солнечных бликов больно смотреть на вОду;
этот человек нечист нА руку, но: на рУку б
ыла наложена повязка;
взвалить груз нА плечи, но: он положил ладони ей на плЕчи;
сдвинуть шапку нА нос, но: жонглёр постави
л на нОс картонный цилиндр;
старик туг нА ухо, но: мать посмотрела на Ухо мальчика.

Мы скажем взять грех нА душу . Это устой чи вый оборот, и удар. в нем закреплено. Но нельзя говорить: столько-то продукции приходится нА ду шу населения. Мы говорим свалиться как снег нА гол ов у . Это тоже фразеологизм, в котором ударение традиционно ставится на предлог. Но нельзя говорить: он бросил кон фе тти нА головы друзей.

Часто ударение в русском языке перено
си тся на предлог НА при сочетании его с числительными: нА два, нА три, нА пять, нА десять, нА сто, нА двое, нА трое. Но если рядом стоят два числительных со значением приблизительности, такого передвижения удар. не про исходит: уехать на двА-трИ дня, на пЯть-шЕсть месяцев, на двОе-трОе суток . Произнесение н А два-три, нА три-пять - неверное. Предлог остается безударным и в том слу ча е, когда два числительных соединены союзом ИЛИ: на двА или трИ дня, на пЯть или шЕсть месяцев, на двОе или т рОе суток.

Не переносится ударение в русском яз
ык е на предлог и тогда, когда при первом числительном есть уточнение. Сравните: уехать нА два месяца - уехать на д вА месяца и десять дней; командировка нА год - командировка на гОд и три месяца; встре ча назначена нА три часа - встреча назначена на трИ часа тридцать минут.

Наконец, следует сказать, что иногда содерж ан ие текста подсказывает необходимость сохранить удар. на знаменательном слове, а не переносить его на пр ед лог. В беседе о творчестве известного русского композитора речь шла о сюите на двЕ русск ие темы (а не нА две ). Ведущий специально выделил слово две , чтобы обратить на это внимание ауд ит ории.

ЗА - зА ногу, зА руку, зА зиму, зА душу, зА гор од , зА ночь, зА день, зА два, зА три, зА пять, зА семь, зА сорок.

Но и здесь те же ограничения:

спрятать руки зА спину - спря та ться за спИну матери;
схватить зА руки - схватить за рУки и н
О ги;
туда можно добраться зА два часа -
за двА часа сорок минут.

ПО - пО лесу, пО полю, пО полу, пО н о су, пО два, пО три, пО сто, пО двое, пО трое.

Не переносится удар. на предлог при сочетании ег о с числительными пять, шесть, семь, восемь, девять, десять... сорок и сложными числи тел ьными одиннадцать, двенадцать, пятьсот, шестьсот и т.д.: по пЯть часов, по шЕсть дней, по дЕвять руб ле й, по сОрок копеек.

Ударение не переносится и в описа
нн ых выше случаях:

по двЕ-трИ тарелки, по пЯть-шЕс ть человек;
по двОе-трОе суток, по двА или
тр И дня;
по двОе ши трОе суток, по трОе с по
лов иной суток;
пО два центнера, но по двА и три деся
ты х центнера.

ПОД - пОд ноги, пОд руки, пОд гору, п Од нос, пОд вечер.
ИЗ - Из дому, Из лесу, Из виду, Из н
ос у.
БЕЗ - бЕз вести, бЕз году не
де ля, бЕз толку.
ОТ- час От часу, год От году, От
ро ду.

Некоторые двусложные предлоги всегд а бывают безударными. Таковы ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД и предлоги с беглым О: ПОДО, НАДО, ОБО, ОТО, ИЗО - из-за лЕ са , из-под столА, подо мнОй, обо мнЕ, ото всЕх, изо всЕх.

Слабоударяемые слова - это те слова, ко то рые хотя и имеют во фразе ударение, но более слабое, чем у самостоятельных слов. Такое ударение называю т п обочным. Слабоударяемыми словами бывают многие наречные предлоги, такие, как ПОСЛЕ, КРУГОМ, МИМО, ВОКРУГ, НАПРОТИВ, ПОПЕРЕК, ОКО ЛО и другие. То, что на эти слова падает лишь ослабленное удар., ясно ощущается при сопоставлении с фр азами, в которых слова эти, употребленные в качестве наречий, становятся носителями нормального уда р.:

мать стояла сза ди детЕй - река ост ал ась сзАди;
поезд мчался ми мо полЕй - машина про
ех ала мИмо;
он помахал всле д автОбусу - люди что
-то кричали вслЕд;
мы придём по сле чАса - мы придём
к вам пОсле;
о коло дОма был родник - довольно ходить в
окр уг да Около.

Побочное ударение (или второсте пенн ое) обозначается знаком "гравис", в отличие от основного удар., обозначаемого знаком "акут". Побочное удар. имеет обычно предлог СКВОЗЬ: пр об ираться скво зь чАщу, скво зь зАросли, скво зь тумАн. Всегда несёт на себе побочное удар. и пр е длог КРОМЕ: собрались все, кро ме негО; ничего не надое собой брать, кро ме кнИг; кро ме берЁз, здесь были и л ипы. Слабоударяемыми бывают некоторые г лаг ольные формы и вводные слова БЫЛО, БЫВАЛО, СТАЛО БЫТЬ: я хотЕл бы ло взяться за чтение; сид Ел и мы, быва ло, вечерами вместе и беседовали; Он, ста ло быть, собрался уехать?

Однако не следует увлекаться побочн ым и ударениями. Если речь диктора выдержана в умеренном темпе, произношение безударных слов - с второсте п енным удар., а слабоударяемых слов - с нормальным удар. будет создавать избыточную акцентуацию, к о торая лишь утяжеляет восприятие речи и мешает слушателям.

Слова с побочным ударением привлекают к с еб е особое внимание. В большинстве своём каждое самостоятельное слово им ее т всего одно удар. Но есть слова с большим количеством слогов и сложные по составу, которые имеют еще и поб оч ное удар. Это главным образом:

слова, образованные путем слож ен ия двух основ: це льнометаллИческий, че репно- мозговОй, бессро чноотпускнОй;
слова с некоторыми пре
ф иксами иноязычного происхождения: а нтиклерикАльный, у льтрареакциОнный, су пероблОжка, ре милитаризАция;
сложносокращенные слова: зе мснарЯд
, р а йсовЕт, о бллИт, эне ргосбЫт, па ртконферЕнция .

Если в слове два ударения, то основное ударение бу де т располагаться ближе к концу слова, а ближе к началу находится побочное. Также имеет зна чен ие и удалённость основного удар. от начала слова: челове коненавИстник, вре мяпрепровож дЕ ние, хло пкоочистИтельный .

Широко употребляемые сложные слова, если они не ве лики, обычно не имеют побочного ударения: пылесОс, водостОк, садовОд, водопровОд, черн озЁ м, благодАрный, дальнозОркий, землемЕр, многовековОй . Без побочного удар. произносятся и такие распространённые с ло ва, как землетрясЕние, сельскохозЯйственный и другие.

Побочные ударения чаще появляются в к н ижных по стилистической окраске словах: (кля твопреступлЕние, кни гохранИлище ) и в специальных сло ва х: (электро нновАкуумный, гальва ноакУстика, ра диорепортАж, ки носценАрий, фо токорреспондЕнт, ша хтоподъЁ мн ик ).

Бывает, при образовании сложного сл ова путем словосложения основное удар. перемещается ближе к центру слова и оказывается не на том слоге, на ко то рый падает в слове, употребленном самостоятельно. Так, мы говорим:

боЕц - но молотобОец, сва еб Оец;
волновОй - но коротковолнОвый, д
ли нноволнОвый;
заводскОй - но эле ктрозав
Одс кий;
леснОй - но малолЕ
сн ый;
привознОй - но дальнеприв
Оз ный;
проводнОй - по эле ктропровОдный;
продавЕц - но кни гопродАвец;
сплавнОй - но лесосплАвный;
творЕц - но стихо
т вОрец;
ушнОй - но о колоУшный;
цветнОй - но одноцвЕтный.

Сложные прилагательные и сложные пор я дковые числительные, в первой части которых есть 3, 4, от 11 до 20, а также 30, 40, 50, 60... 100, нередко произносятся с двумя ударениями (по боч ное - на числительном): оди ннадцатиметрОвый, пятна дцат и литрОвый, семи десятикилометрОвый, девяно столЕтний, сто тЫсячный.

С двумя побочными удар. на пер
в ой части и с основным ударением на второй части произносятся сложные слова четырё хсо трублЁвый, эле ктромаши ностроЕние, а в то мо тогОнщик .
Всегда имеют побочное удар. сложные сло
ва , пишущиеся через дефис: ко нтр-адмирАл, каю т-компАния, пла щ-палАтка, я хт-клУб.

Побочное ударение может падать на некоторые при ст авки: СВЕРХ-, ПОСЛЕ-, МЕЖ-. Но и здесь играет роль степень употребительности слова. Напр им ер, с побочным удар. произносятся слова по слеубОрочный, по слеоперациОнный, по слеродо вО й . Но оно отсутствует у слов послезАвтрашний, послеобЕденный, послеслОвие . А в словах с приставками МЕЖ - к СВЕРХ- побочное удар. ставится всегда: ме жнационАльный, ме жотраслевОй, ме жпланЕтный; све р хглубИнный, све рхмобИльный све рхскоростнОй .

Побочное ударение необходимо, чтобы прав ил ьно произносить соответствующие гласные в слове. Если произнести слово хо змАг без второстепенного удар., то о но будет звучать так: хазмАк . Слушатель может не догадаться о значении такого с ло ва. Следовательно, побочное удар. выполняет важную смысловую функцию. Кроме того, оно играет и существенную ст и листическую роль. Появление второстепенного удар. там, где оно не обязательно, свидетельс тв ует о просторечном стиле, например: о бщежИтие, во семьсОт, де вятьсОт. Кроме недопустимой просторечной окр ас ки, такая избыточная ударность придаёт речи утомительность и трудна для во сп риятия.

Изобразительно-выразительные возможности ударения широко испо льз уются в публицистических и художественных произведениях. Автор даёт персон аж у яркую характеристику, показав своеобразие его удар. и произношения. Проявляются социальная, на ц иональная, профессиональная принадлежность персонажа и степень его образованности. Но, в стилистически нейтральной речи отступле н ие от литературных норм недопустимо. Нормативное словесное ударение способствует правильному восприятию и дейс тв енности звучащего слова.

обеспЕчение или обеспечЕние

Как правильно ставить ударение в слове ОБЕСПЕЧЕНИЕ?

В слове “обеспечение” ударение надо поставить на третий слог – обеспЕ чение .

Это одно из существительных, образованных от глагола, которых немало в русском языке (например, рисование, вышивка и прочие). И во многих случаях мы наблюдаем то же самое, что и в данном случае: ударение остается неподвижным; на какой слог оно падало в глаголе с производящей основой, на том же слоге оно оказывается в производном слове – существительном.

Ударение в слове обеспЕчение , таким образом, остается на том же слоге, на каком оно было в глаголе обеспЕчить , от которого образовано это существительное. По такому же принципу образованы, к примеру, слова рисовАние от рисовАть, слУшание от слУшать и другие.

Как запомнить, где ударение?

Чтобы запомнить, как правильно ставить ударение в слове обеспЕ чение , есть несколько мнемотехнических формул.

Самая знаменитая, наверное, – это шутливая фраза, что обеспЕ чение – это значит «лишение печени» .

Можно запомнить стишок:

Подвергается увековЕчению

Ударение в «обеспЕ чению».

Мы поддаемся обеспЕ чению

Консервами с тресковой пЕченью.

Примеры употребления

Проговорите вслух все примеры для лучшего запоминания.

  • Программное обеспЕ чение было уже приобретено.
  • Особое внимание уделяется обеспЕ чению организма белками и витаминами.
  • Мы снова вынуждены напомнить об обеспЕ чении условий договора.

Особенности

В некоторых словарях (в орфографическом Лопатина, например) в слове обеспЕчение ударение предлагается ставить не только на третий, но и на четвертый слог – обеспечЕние .

Однако до сих пор, хотя последний вариант произношения довольно распространён, считается правильным только вариант обеспЕ чение . Он представлен и во всех, включая самые современные, орфоэпических словарях. Так что, хотя и можно с уверенностью предположить, что произношение обеспечЕние станет в течение ближайшего века допустимым, в данным момент вопрос, где ставить ударение в этом слове, имеет только один ответ: обеспЕ чение .

Ударение в современном русском языке строго определено для большинства слов, иначе говоря, находится всегда на одном и том же месте. Так, например, в предложении Над седой равниной моря ветер тучи собирает, взятом из «Песни о буревестнике» М. Горького, семь слов. Ни в одном из этих слов невозможно перенести ударение на какой-нибудь другой слог. Даже изощренный во всяких словесных вывертах человек не сумеет произнести эти слова с неверным ударением.

Если взять какой-нибудь словарь и просмотреть все его разделы от «А» до «Я», то можно убедиться в том, что устойчивость, неизменяемость ударения в словах вообще присуща русскому языку. Однако при более внимательном рассмотрении словаря мы находим довольно большое количество слов, составляющих исключение из общего правила, то есть допускающих возможность переноса ударения с одного слога на другой.

Вот некоторые из таких слов: дЕвичий и девИчий, издалекА и издалЁка, мИнуло и минУло, мЫшление и мышлЕние, прОсека и просЕка.

Чтобы понять причины, лежащие в основе подобных явлений, необходимо разобраться в особенностях русского ударения и прежде всего в том, что принято называть его разноместностью.

Разноместность русского ударения характеризуется тем, что оно может падать на любой слог слова: мАльчик, машИна, самолЁт, сторожевОй и на разные его морфологические элементы — на приставку, на корень, на суффикс, на окончание: прИгород, телЕга, меховщИк, молокО.

Разноместность ударения в современном литературном языке используется для различения некоторых слов по смыслу: Атлас и атлАс, зАмок и замОк, пАхнуть и пахнУть и т. п., а также для различения грамматических форм одного и того же слова, например: мЕли — множественное число от существительного мель и мелИ — повелительное наклонение от глагола молоть и т. д.

В некоторых случаях изменение места ударения не образует ни нового слова, ни новой грамматической формы. Тогда возникают колебания, и многим из нас приходится думать о том, как сказать: Угля или углЯ, гУся или гусЯ, и т. п.

В разговорной речи число отклонений от места ударения в словах бывает иногда столь велико, что вызывает тревогу и недоумение. В чем же причины этих отклонений?

Одной из причин считается влияние на постановку ударения так называемого закона аналогии, по которому один тип ударений воздействует на другой. Так, например, у целого ряда существительных женского рода 1-го склонения типа спина, которые имеют во всех падежах единственного числа ударение на окончании и переносят его в винительном падеже на основу, образуется под влиянием аналогии форму винительного падежа с неправильным ударением на окончании (спинУ, боронУ, щекУ, ногУ, головУ и т. д.).

Другой весьма существенной причиной, вызывающей отклонения в ударении, является влияние на литературный язык диалектов (местных территориальных говоров). Так, например, влиянием северорусских говоров, в которых существует тенденция к переносу ударения на приставку, можно объяснить такие отклонения, как дОговор, зАвеса, нАпасть, прИговор, рЕмень и т. д. Южнорусские говоры дают отклонения в именительном падеже множественного числа существительных: выборА, желудЯ, дочерЯ, лошадЯ, матерЯ, средствА и др. и в прошедшем времени мужского и женского рода: понЯл, поднЯл, пробЫл, взЯла, брАла, дАла, спАла и т. д. Некоторое влияние на литературное ударение оказывает бытовая разговорная лексика (просторечие); полОжил, предлОжил, звОнишь, красивЕе, а также отдельные слова из речи моряков, шоферов, свекловодов, бухгалтеров, почтальонов, нефтяников и др. (компАс, рапОрт, свеклА, квАртал, дОставка, подошвА, кАучук).

И, наконец, третьей причиной, вызывающей колебания в ударении, надо считать наличие в нашем языке большого количества иностранных (заимствованных слов) и стремление к русифицированию этих слов путем постановки в них ударения по аналогии с похожими русскими или достаточно обрусевшими словами. Так, например, неправильная форма родительного падежа слова бамбУк — бамбукА (вместо бамбУка) появилась под влиянием примерно таких форм, как барсУк — барсукА. Читая газеты и книги, просматривая интернет, где ударение обычно не обозначается, некоторые люди запоминают иностранное слово с ударением; свойственным подобным словам в русском языке. К результате чего получается цЕмент (вместо правильного цемЕнт), прОцент (вместо процЕнт) и т. п.

Трудности, связанные с ударением в русском литературном языке, не исчерпываются его разноместностью. Они порождаются еще и тем, что ударение в одних категориях русских слов бывает неподвижным, а в других — подвижным. Неподвижность ударения характеризуется тем, что при образовании грамматических форм оно остается всегда на одном и том же месте, например: рАдость, рАдости, рАдостью, рАдостей, рАдостям, рАдостях; плывУ, плывЁшь, плывЁт, плывЁм, плывЁте, плывУт; прилЕжен, прилЕжна, прилЕжно, прилЕжны. При подвижном ударении наблюдается совершенно иная картина. Здесь при образовании новых грамматических форм ударение может перемещаться с одного слога на другой или же с одной части слова на другую, например: головА, головЫ, гОлову, голОв; люблЮ, лЮбишь, лЮбим, лЮбите, лЮбят; смЕл, смелА, смЕло, смЕлы.

Ошибки, возникающие в связи с этой особенностью ударения в русском языке, встречаются преимущественно в речи людей, плохо знающих законы грамматики. Рассмотрим некоторые из этих ошибок.

Известно, что у ряда существительных в именительном падеже множественного числа ударение падает на основу, а в остальных формах множественного числа — на окончание. А между тем многие произносят кАмнями вместо камнЯми, вОлками вместо волкАми, звЕрями вместо зверЯми, мАтерями вместо матерЯми и т. д.

Ряд существительных женского рода на -а образует особую форму винительного падежа с переносом ударения на основу. Однако многие произносят неправильно: зимУ, доскУ, горУ, стенУ, спинУ, землЮ (вместо зИму, дОску, гОру, стЕну, спИну, зЕмлю).

В глаголах необоснованный перенос ударения с одного места на другое иногда придает словам архаичный (устарелый) оттенок: дарИшь, варИшь, вертИшь, катИшь (вместо современных дАришь, вАришь, вЕртишь, кАтишь). Особенно большое количество ошибок, связанное с неправильным переносом ударения в слове, наблюдается при употреблении большой группы глаголов, имеющих ударение на основе во всех формах, кроме женского рода. Результатом такого переноса мы имеем знаменитые взЯла, брАла, дАла, спАла, а также отнЯли, понЯли, принЯли и т. п. Чтобы не ошибаться в постановке ударений в глаголах этого типа, надо почаще думать о них или лучше всего хорошенько запомнить:

  • Брал, бралА, брАло, брАли;
  • взял, взялА, взЯло, взЯли;
  • внял, внялА, внЯло, внЯли;
  • гнал, гналА, гнАло, гнАли;
  • дал, далА, дАло, дАли;
  • дОнял, донялА, дОняло, дОняли;
  • зАнял, занялА, зАняло, зАняли;
  • нАнял, нанялА, нАняло, нАняли;
  • Отнял, отнялА, Отняло, Отняли;
  • нАчал, началА, нАчало, нАчали;
  • пОнял, понялА, пОняло, пОняли;
  • прИнял, принялА, прИняло, прИняли.

Большие неприятности при постановке ударения доставляют нам краткие прилагательные без суффиксов или с суффиксами -н-, -л-, -к-, -ок, которые имеют обычно неподвижное ударение на первом слоге во всех формах, кроме единственного числа женского рода. Мы часто сомневаемся, как сказать, например: бОйка или бойкА, вЕсела или веселА, жИва или живА. Здесь тоже нельзя обойтись без «зубрежки». Поэтому сделаем над собой некоторое усилие и запомним:

  • бОек, бойкА, бОйко, бОйки;
  • вЕсел, веселА, вЕсело, вЕселы;
  • врЕден, вреднА, врЕдно, врЕдны;
  • гОлоден, голоднА, гОлодно, гОлодны;
  • горд, гордА, гОрдо, гОрды;
  • гОрек, горькА, гОрько, гОрьки;
  • густ, густА, гУсто, гУсты;
  • дёшев, дешевА, дёшево, дёшевы;
  • дОлог, долгА, дОлго, дОлги;
  • дОрог, дорогА, дОрого, дОроги;
  • зЕлен, зеленА, зЕлено, зЕлены;
  • кИсел, кислА, кИсло, кИслы;
  • крОток, кроткА, крОтко, крОтки;
  • мОлод, молодА, мОлодо, мОлоды;
  • прав, правА, прАво, прАвы;
  • пуст, пустА, пУсто, пУсты;
  • рЕдок, редкА, рЕдко, рЕдки;
  • свЕтел, светлА, свЕтло, свЕтлы;
  • тесЕн, теснА, тЕсно, тЕсны.

В отдельных случаях в среднем роде кратких прилагательных указанного типа допустимо двоякое ударение, например: Остро и острО, стАро и старО, высОко и высокО, далЁко и далекО, глубОко и глубокО, ширОко и широкО.

Некоторые односложные имена существительные женского рода в сочетании с предлогами в и на произносятся с ударением на окончании: в горстИ, в кровИ, в костИ, в ночИ, в связИ, в степИ, в тенИ, в честИ, на дверИ, на печИ, на цепИ.

В тех случаях, когда предлоги принимают ударение на себя, следующее за ними существительное или числительное теряет свое ударение. Чаще всего «перетягивают» на себя ударение предлоги на , за , под , по , из , без , например: нА воду, нА гору, нА душу, нА зиму, нА год, нА день, нА дом, зА руку, зА спину, зА город, зА уши, пОд руки, пОд ноги, пОд гору, пОд вечер, пО морю, пО полю, пО лесу, пО два, пО три, пО сто, Из дому, Из виду, Из лесу, бЕз вести, бЕз толку, бЕз четверти.

Таким образом, мы видим, что ударение в русском литературном языке имеет большое значение. Разноместность ударения делает его особым признаком слова и помогает отличать одно слово от другого, а подвижностъ ударения служит для различения грамматических форм слова в самых разнообразных его проявлениях. Однако установить четкие правила постановки ударения во всех случаях весьма трудно, а зачастую и невозможно. Поэтому в работе над повышением уровня речевой культуры рекомендуется пользоваться словарями.