Анализ ДНК древних амфор открыл учёным, что греческие моряки торговали довольно широким спектром продуктов, а не только вином, как предполагали многие историки. Доказательства были опубликованы в археологическом журнале . Доказательства были извлечены из девяти амфор, найденных на кораблях потерпевших кораблекрушение.

Анализ извлечённогоДНК материала поможет учёным, сравнив различные периоды времени, выяснить всю сложность средиземноморской торговли в Древнем мире. Археолог Брендан Фоли океанографического института (WHOI) в Массачусетсе и генетик Мария Ханссон из Университета Лунда, Швеция, извлекли ДНК из девяти амфор с кораблей, которые затонули в Средиземном море, начиная с пятого и до третьего веков до нашей эры.

Исследователи обнаружили, что ДНК винограда находится только в пяти из девяти амфор, а ДНК олив, возможно, из-за оливкового масла, в шести из них. Другими "хитами" стали ДНК из бобовых, имбиря, грецкого ореха и можжевельника и даже трав, таких как мята, тимьян и орегано.

Первый анализ с амфорой, пожертвованной Жаком Ивом Кусто, был произведён ещё в 1950-х, но не дал никаких результатов. Греческие власти разрешили изучить амфоры, находящиеся в запасниках, и первые результаты были получены, так как амфоры хранились в темноте и ДНК не подверглось разрушительному действию солнечных лучей.

Диапазон компонентов, найденных в каждой амфоре, говорит о том, что амфоры широко использовались повторно, и что они, возможно, содержали более сложные продукты питания, чем это представлялось ранее, а также травяные приправы и консерванты.

Марк Лавал, специалист по древней средиземноморской торговли в Университете Манитобы в Виннипеге, говорит, что историки не преминули сделать предположения о том, как использовали эти амфоры. Все бывшие археологические свидетельства и письменные источники подтвердились. Действительно, в те древние времена основными предметами торговли были вино, масло и мед, а также фрукты, рыба, мясо и смолы.

Он говорит, что ДНК подход дает "большие перспективы для достижения с точки зрения анализа содержания амфоры из археологически документированных затонувших кораблей", где ДНК-данные могут быть объединены с другими источниками информации о судне и его содержимом.

По этому плану действительно анализ образцов, взятых в амфорах третьего века до нашей эры, которые были найдены возле Кирении, Кипр может раскрыть картину того, как древняя торговля развивалась с течением времени, точно определяя, когда культивировались различные культуры.

Перевод текста А.Петрович

Афины получали из-за границы большую часть потребляемого ими хлеба; поэтому для них имело большое значение пользоваться доступом в страны, наиболее изобилующие хлебом, а именно в ту область Босфора Киммерийского, которая соответствует южной России. По этой причине Перикл и позаботился поставить там в нескольких укрепленных пунктах афинские гарнизоны. После пелопоннесской войны такие отдаленные посты были уничтожены, но с тех пор в афинской политике можно видеть постоянное стремление поддерживать самые дружелюбные отношения с властителями этой страны. У нас есть целый ряд декретов, постановленных в честь босфорских царей: это доказывает, какое значение придавали союзу с ними в Афинах.

с. 240 Кроме того, надо было позаботиться, чтобы сообщение с портами хлебородных земель было всегда свободно. Никогда англичане не охраняли путь в Индию так бдительно, как афиняне путь в Босфор. Существовала дорога, которая особенно нуждалась в охране: это были два пролива, которые соединяли Архипелаг с Черным морем. В эпоху своего морского могущества (V в.) афиняне поспешили подчинить своей власти город Византию (Константинополь); кроме того, они послали в Геллеспонт (Дарданеллы) военачальников, конечно, с войском и с эскадрой для несения службы по охране; наконец, Херсонес Фракийский (полуостров Галлиполи) был настоящей афинской колонией, которая поддерживала постоянные сношения с метрополией. Окончательная победа Спарты положила предел такому порядку вещей. Но, как только афиняне оправились от поражения, они снова устремили свои взоры на проливы, и одним из первых городов, который они подчинили своему восстановленному влиянию, была Византия. Пропонтида (Мраморное море) являлась для афинян таким уязвимым местом, что Филипп Македонский 26 пустил в ход все свои военные силы и все усилия своей дипломатии, чтобы вытеснить их оттуда, и Демосфен, как нам известно, спешно предпринял путешествие в Византию, чтобы завоевать дружбу непостоянных византийцев.

(Guiraud. Études économiques sur l’antiquité, стр. 9).



Денежные операции.

Афиняне, как и современные народы, были знакомы с искусством пользоваться денежными капиталами. Они различали «мертвый» капитал и деньги «работающие». Они отдавали себе отчет даже в том, что кредит - душа торговли. «Не тот, кто берет в долг, а тот, кто дает, способствует благосостоянию всех морских предприятий».

С. 241 Иногда при совершении денежных займов условия заключались только устно. Но чаще всего составлялся при свидетелях письменный акт, который хранился у третьего лица.

Обыкновенно кредитор требовал обеспечения: то он брал закладную на недвижимое имущество своего должника, то получал от него в залог какую-нибудь вещь; наконец, почти всегда одно или несколько лиц поручались за состоятельность берущего в долг.

В договорах относительно долговых обязательств отмечаются две главнейшие статьи: одна обусловливала возвращение капитала в определенный срок, другая гласила об уплате процентов.

Невозвращение капитала в срок влекло за собой различные последствия в зависимости от того, была ли выдана закладная на недвижимое или какое-либо другое имущество, или закладной не было; в первом случае заимодавец делался собственником части заложенного имущества, равной сумме долга; во втором - сумма долга удваивалась.

Что касается процентов, то закон не устанавливал высоты их; она зависела от соглашения сторон и изменялась смотря по обстоятельствам, особенно в зависимости от риска, которому подвергался капитал. Есть примеры, когда процент равнялся3,14, но чаще всего высота его была 12; иногда же он доходил до 20, 30 и 36.

Среди частных лиц многие отдавали свои деньги взаймы. В описях наследств можно нередко встретить упоминание о долговых обязательствах. Но был, кроме того, целый разряд людей, которые специально занимались денежными сделками. Это были банкиры, называемые трапезитами, потому что их конторки носили наименование трапез (столов). Все известные нам банкиры были иностранцами или вольноотпущенниками. Их главные операции состояли в следующем:

Они оказывали своим клиентам помощь в составлена договоров и принимали эти акты на хранение.

С. 242 2. Они брали на себя различные денежные уплаты то из денег, переданных им должником, то из своих собственных средств, которые они выдавали в виде аванса. Например: «Ликон из Гераклеи, уезжая в Африку, привел в порядок свои дела через своего банкира и дал ему распоряжение уплатить оставленные у него 16 мин и 40 драхм (около 610 руб.) Кефисиаду». (Демосфен. Против Каллиппа, 3). Тимофей собирается покинуть Афины; но, ожидая прибытия леса из Македонии, он условился со своим банкиром, чтобы тот, когда получится этот груз, уплатил расходы по перевозке (1750 драхм - около 648 руб.); банкир уплатил и «записал Тимофея в число своих должников». (Его же. Против Тимофея, 29-30).

3. Банкиры открывали своим клиентам текущий счет. Например: один молодой иностранец приехал в Афины; он вверяет банкиру Пасиону привезенные им с собой деньги и берет из этого капитала по мере надобности (Исократ 27 . Трапезитика, 4).

Банкиры устраивали денежные переводы. Один афинянин поехал в Милет и, не желая брать с собой капиталов из страха потерять их, внес известную сумму банкиру, а тот написал в Милет своему поверенному, чтобы он перечислил эту сумму на текущий счет путешественника.

Банкиры давали в долг деньги и частным лицам и - хотя реже - городам.

Банкир производил различные операции и со своими собственными капиталами и с капиталами своих клиентов. Чтобы внушить к себе доверие публики, он вводил в свое дело как бы соучастников, снабжавших его деньгами и бравших на себя поручительство за него; они имели право на часть доходов и, взамен этого, несли личную ответственность перед кредиторами. Нередко такие предприятия оказывались несостоятельными, и тогда происходила ликвидация дела или банкротство. с. 243 В виду этого осторожные люди помещали свои капиталы у нескольких различных банкиров; таким образом они подвергались меньшему риску потери. Так, отец оратора Демосфена имел «2400 драхм (около 890 руб.) в банке Пасиона, 600 (около 220 р.) в банке Пилада и 1600 (около 590 руб.) в банке Демомела».

Банкир Пасион.

В конце Пелопоннесской войны в Пирее был банкирский дом, принадлежавший двум совладельцам, Архистрату и Антисфену. У первого был раб Пасион, который с раннего возраста отличался большим умом. Архистрат, в конце концов, отпустил его на волю и, с согласия своего компаньона, передал ему свое предприятие. Против этого Пасиона оратор Исократ написал в 394 г. до Р. Х. свою речь под заглавием«Трапезитика». Он составил ее для сына некоего Сопэя, одного из тех греческих авантюристов, которые составляли себе состояния при дворах полуварварских царей Босфора Киммерийского и Фракии. У Сопэя был сын, стремившийся побывать в Афинах. Отец предоставил в его распоряжение крупную сумму денег и отправил его в Пирей с большим грузом хлеба и других припасов. Выскочке хотелось, чтобы наследник его состояния сделался видной персоной в Афинах; но, пользуясь удовольствиями большого города, молодой человек не должен был пренебрегать делами; отец желал, чтобы сын заботился о его товарах, поддерживал его связи, взыскивал деньги с должников и наблюдал за употреблением его капиталов.

Все шло сначала превосходно. Сопэй направил молодого человека к Пасиону, который оказал ему самый теплый и почтительный прием. И Пасион и его компаньоны предоставили себя к услугам путешественника. Они подыскали ему друзей и позаботились о его удовольствиях. Деньги, полученные от продажи товаров, были взяты в банк, и иностранцу пообещали участие в банковых с. 244предприятиях. Таким образом, сын министра полуварварского государя беззаботно предался наслаждениям этой долгожданной жизни, находя, что в Афинах даже банкиры отличались большой любезностью.

По прошествии нескольких недель распространился слух, что в Понте произошел дворцовый переворот. Сопэй, действительно, потерял расположение царя и попал в тюрьму; его имущество было конфисковано, и царь Сатир послал в Афины уполномоченных, которые должны были разыскать все капиталы, принадлежавшие его бывшему министру, и конфисковать их. Может быть, царь желал также выдачи сына опального сановника. Афины в такой мере нуждались для своей хлебной торговли в хороших отношениях с этими босфорскими царями, что не стали бы рисковать ссорой с Сатиром из-за такого пустяка.

Иностранец, ошеломленный случившимся, бросился к своему доброму другу Пасиону и рассказал ему обо всем. Хитрец Пасион сделал вид, будто принимает большое участие в его горе. Для банка было важно, прежде всего, не лишиться сумм, которые были у него в деле. Поэтому Пасион посоветовал молодому человеку отдать без возражений уполномоченным Сатира товары и небольшую сумму денег, бывшую у него на руках; что же касается капиталов, положенных в банк, то, следуя совету Пасиона, он должен был отрицать их существование и утверждать, что у него не только нет ничего, но что он еще должен банку и многим гражданам.

Иностранец был в восторге от этой мысли, не подозревая, что Пасион готовился обмануть его. Но вскоре он убедился в этом. Опасаясь тех действий, какие афиняне могли предпринять против него, он решил уехать в Византию, в надежде собрать в этом городе какие-нибудь суммы от должников его отца; во всяком случае, ему казалось, что там будут в безопасности его свобода и жизнь. Византия получала хлеб из Фракии, а потому не имела нужды в с. 245 босфорском хлебе и не боялась мелких понтийских царьков. Но перед отъездом молодой человек пожелал взять от Пасиона принадлежащие ему деньги. Пасион принял его очень вежливо, хотя имел смущенный вид; он не отрицал своего долга, но признался, что в интересах вкладчика пустил деньги в оборот, и нужно было некоторое время, чтобы вернуть их обратно. Вкладчик согласился подождать; но так как при повторных просьбах о выдаче денег банкир ссылался все на те же причины, то у молодого человека явились подозрения. Он послал к Пасиону двух своих друзей. Тогда Пасион изменил тон: он-де не понимает, чего от него хотят: он ничего не получил и не имеет никаких долгов; напротив, ему должны 300 драхм (около 110 руб.).

Сомненья не было: Пасион решил завладеть состоянием несчастного. Жаловаться было невозможно. Письменных документов не существовало, и свидетелем вклада был только один раб, состоящий при кассе банка. Но разве ограбленный молодой человек не твердил повсюду, что у него ничего нет и что он живет в долг? Пасион был, таким образом, уверен в своей безнаказанности.

Вдруг пришло новое известие, что Сопэй снова вошел в милость у царя, который решил даже обручить своего сына с его дочерью. Это совершенно меняло положение клиента Пасиона; поэтому последний и поспешил принять свои меры. Прежде всего необходимо было удалить кассира Китта, единственного свидетеля вклада иностранца. Пасион отправляет его тайно за границу и затем, думая взять наглостью, обвиняет двух друзей истца, одного из которых звали Менексеном, в подкупе его служащего, похищении из банка при посредничестве этого раба шести талантов (около 13 300 руб.) и содействии бегству преступника. Иноземец был совершенно ошеломлен таким неожиданным нападением: он должен был внести залог, чтобы избежать заключения в тюрьму, и из обвинителя превратился в с. 246 обвиняемого. Ему теперь приходилось доказывать не то, что он сделался жертвой грабежа, а что он не был совратителем и вором.

К счастью, друг его Менексен был человек сметливый. Не думая отказываться от борьбы, он бросился на розыски Китта. Ему удалось поймать раба и привезти в Афины. Там он обратился к Пасиону с просьбой разрешить подвергнуть беглеца пытке. Чтобы помешать возможности вынудить у раба признания, Пасион придумал следующее. Он стал утверждать, что Китт - свободный человек, а потому с ним нельзя обращаться, как с рабом. Менексен, понимая, что Пасион только хочет выиграть время, воспротивился предварительному освобождению Китта, если только Пасион не внесет залог в сумме, равной той, какую банк был должен иностранцу. Пасион согласился и внес 7 талантов (около 15 540 руб.), чтобы предотвратить пытку и обеспечить свободу своему служащему, которого он недавно еще обвинял в тяжком нарушении доверия.

Непоследовательность поступков Пасиона была очевидна. Попавшись в собственные сети, Пасион видимо противоречил сам себе. Он почувствовал, что ему будет трудно объяснить все свои поступки и что он попал в тупик. Тогда он сделал попытку обратиться вспять. Он заявил своим противникам, что они могут допрашивать Китта сколько им угодно. Те согласились и условились встретиться с Пасионом, его рабом и лицами, которые должны были заставить его говорить, в одном храме. Но в назначенный день банкир формально воспротивился применению пытки.

Это упорство произвело дурное впечатление, и Пасион понял, что было благоразумнее пойти на мировую. Он добился тайного свиданья с сыном Сопэя. Тут, вдали от нескромных глаз и ушей, Пасион вел себя иначе. Прикрывая лицо полой своего плаща, как человек, устыдившийся своего поведения, он плакал и говорил, что решился отрицать существование вклада иностранца благодаря серьезным денежным затруднениям; он с. 247 давал обязательство вернуть капитал молодому человеку, прося только, чтобы около дела не подымали шума и не губили совершенно его репутации.

Иностранец поверил искренности раскаяния; он обещал Пасиону молчать и согласился дать ему отсрочку. Через три дня при новых переговорах было условлено, что Пасион отправится со своим клиентом в Босфор и там возвратит ему деньги: таким образом, в Афинах никто ни о чем не узнает. Если же Пасион не уплатит долга, то посредником между ним и иноземцем будет царь Сатир, причем, в случае неблагоприятного для банкира приговора, банк должен будет, кроме основного долга, отдать еще половину требуемой с него суммы. Статьи договора были закреплены письменно и документ вручен капитану корабля, по имени Пирону, из Фер в Фессалии. Но Пасион сейчас же подкупил одного из рабов капитана; он достал через него текст договора, подделал его и через своего сообщника положил на прежнее место.

Тогда Пасион снова поднимает голову и начинает действовать с обычным бесстыдством. При первых же требованиях своего клиента ехать с ним, он заявил, что отказывается сделать это. Сын Сопэя стал настаивать и потребовал предъявления договора. Развертывают договор, но вместо первоначальных условий находят расписку в получении денег, данную иностранцем своему банкиру. Ограбленному оставалось только одно: доказать, что Пасион подделал чужую подпись.

Однако дело еще затянулось. Иностранец в сопровождении Китта отправился в Босфор. Молодой человек и раб изложили дело Сатиру. Но царь объявил, что он не сведущ в таких делах. Тем не менее он выразил сыну своего любимца расположение: собрал афинских купцов, находившихся в это время в гавани, и обратил их внимание на дело своего подданного; кроме того, он написал афинскому народу письмо и просил для молодого человека покровительства властей и присяжных. Таким образом, пользуясь заступничеством с. 248 своего государя и его нравственной поддержкой, клиент Пасиона по своем возвращении в Афины подал жалобу в суд. Защитительную речь для него написал оратор Исократ; но мы не знаем, выиграл ли иностранец это дело.

Общественное мнение в Афинах, по-видимому, не относилось сурово к плутовским проделкам, подобным описанной. Они могли влечь за собой приговор об уплате убытков, но не уголовное наказание, а потому это и не казалось бесчестием. Кроме того, греки никогда не проявляли особенной строгости в вопросах нравственности. Впрочем, нет никаких доказательств, что Пасион был виновен. Мы знаем дело с точки зрения обвинения, но не знаем его со стороны защиты. Возможно, что молодой человек был искателем приключений, который трезвонил повсюду о влиянии его отца на Сатира, друга афинян, надеялся запугать Пасиона угрозой скандального процесса и вынудить у него деньги.

Главным мотивом, удерживающим нас высказать суждение по этому делу, является рост богатства Пасиона, что могло быть только результатом доверия, которое он сумел внушить множеству своих клиентов-афинян и иноземцев. Демосфен, вспоминая сорок лет спустя рост этого вначале очень скромного состояния, говорит: «Пасион пользовался доверием, а для людей, живущих на бирже и занимающихся биржевыми делами, репутация человека трудолюбивого и честного имеет необычайно сильное влияние».

Предположим даже, что в первые годы своей карьеры Пасион когда-нибудь и поддался искушению, но зато он сумел впоследствии воспользоваться уроком. Обладая большим умом, банкир скоро понял, что для него выгоднее быть честным. Его бывший хозяин Архистрат завещал свой капитал банку; под руководством Пасиона этот банкирский дом сделался первым в Афинах; самые богатые и высокопоставленные люди, как Агиррий 28 , с. 249 Демосфен-отец 29 , Тимофей 30 , отдавали ему свои капиталы и брали у него деньги в долг. Ему не раз приходилось оказывать государству денежные услуги, а потому он легко добился звания гражданина.

В 372 г. он еще стоял во главе фирмы, а умер в 370 г. после долгой и мучительной болезни. В этот промежуток времени он, чувствуя себя старым и больным, привел в порядок свои дела и сделал такие распоряжения относительно будущего, что они делают честь его уму. Его доверенным был тогда Формион, раб иноземного происхождения, как и Китт, который имел в то время свое собственное предприятие. Формион был отпущен на волю, а затем, по мере того, как хозяин старел, он получал в банке все большее и большее значение, и в конце концов Пасион поручил ему ведение всего дела целиком.

Можно было бы предполагать, что Пасион передаст банкирский дом своему сыну Аполлодору. Но Аполлодор был полон других планов. Отец воспитал его баловнем, дал ему хорошее образование, разрешил посещать школы риторов, заводить связи среди честолюбивой и богатой молодежи. Аполлодор мечтал о политике, почестях, власти; быть может, он сгорел бы со стыда, если бы ему пришлось сидеть за отцовской конторкой. Но возможно, что и Пасион не был особенно хорошего мнения о сыне, а потому не хотел сделать его своим наследником. Во всяком случае он остановил свой выбор на Формионе. Он сдал ему в аренду сразу и банк и свою фабрику щитов. Аренда фабрики подразумевала и аренду всех ее орудий производства и рабов, обслуживающих ее; что касается банка, то там аренда распространялась на его клиентов и на право пользования вложенными капиталами.

Кроме того, Пасион гарантировал Формиону уплату 11 талантов (около24 400 руб.), выданных банком из с. 250 своих средств разным лицам под залог недвижимости - Формион тогда был еще простым вольноотпущенником, и ему было бы трудно добиваться судом уплаты этих долгов; поэтому, не желая возбуждать опасений вкладчиков относительно судьбы их денег, Пасион признал себя должником банка в упомянутой сумме.

Арендная плата за фабрику равнялась одному таланту (2220 руб.), и, по-видимому, эта сумма не ложилась тяжело на ее дела, но ежегодная уплата за банк определялась в 100 мин (около 3700 руб.), и она была, вероятно, слишком высока; по крайней мере, когда по истечении 8 лет Формион вышел из дела, наследники Пасиона не могли сдать банк в аренду за более высокую цену, хотя он находился в прекрасном состоянии.

Незадолго до смерти Пасион сделал последние распоряжения. Состояние его равнялось значительной сумме: он имел на 20 талантов (около 44 400 руб.) недвижимой собственности и 40 талантов (около 88 800 руб.), вложенных в разные дела, как ссуды под морские предприятия, закладные и различные векселя, которые должны были иметь, конечно, солидные гарантии. В общей сложности ценность состояния достигала приблизительно 60 талантов (около 133 200 руб.).

Так как у Пасиона было два сына, из которых один еще не достиг совершеннолетия, то он выбрал Формиона опекуном; при этом ответственность последнего должны были разделять несколько друзей и родственников Пасиона, привлеченных к участию в опеке; но, чтобы еще более быть уверенным в Формионе, Пасион взял с него слово жениться на своей вдове Архиппее; она получала приданое в два таланта (4440 руб.), помещенные в Аттике и на о. Пепаретосе, кроме того, жилой дом ценностью в 100 мин (около 3700 руб.), обстановку этого дома, служанок, драгоценные вещи и все, что нужно было для поддержания привычного ей образа жизни. Мы знаем с. 251 со слов Демосфена, что многие афинские, эгинские и другие трапезиты поступали так же, как Пасион.

(По Исократу. Трапезитика; Демосфен. Речь в защиту Формиона; Perrot. Mémoires d’archéologie, d’épigraphie et d’histoire, стр. 379-414).

21. Богатый город Великой Греции 31 .

В городе Сибарисе насчитывалось кроме рабов 300 000 свободных жителей. Его окружность равнялась 9 километрам с лишним. Один факт ярко рисует богатство, развивавшееся вместе с ростом населения города: в торжественных процессиях Сибариса появлялось 5000 всадников, одетых в самые роскошные костюмы; а в греческих городах всадниками могли сделаться только люди, обладающие большими доходами. Называя кого-нибудь всадником, подразумевали, что это - богатый молодой человек, принадлежащей к классу, который уплачивает самые высокие налоги. В Афинах в момент наибольшего расцвета города насчитывалось не более четвертой части числа всадников Сибариса.

Благодаря большим земельным работам сырая почва, на которой стоял город, была осушена. Хорошо устроенная система каналов отводила в море воды низкой части равнины, в настоящее время снова превратившейся в болото. Каналы были судоходны, и сибариты пользовались ими для перевозки на лодках в город или в порт вина, которое в изобилии производилось на окружающих эту низменную область возвышенностях и очень ценилось в то время.

Почва Сибариса отличалась изумительным плодородием. Варрон 32 утверждает, что пшеница родилась там сам-сот; однако, по словам Атенея 33 , местного хлеба едва хватало для потребления города. Кроме вин, с. 252 служивших предметом широко распространенной торговли, много продуктов для вывоза доставляло Сибарису и земледелие. Окружавшие город деревни занимались производством масла. Сибарис поставлял на рынок кожи от стад, питавшихся его роскошными лугами; шерсть овец, пасшихся на окрестных горах; лес, который рос на его горах, особенно на Силе, и очень ценился для постройки судов; смолу, добывавшуюся в тех же горах и считавшуюся лучшей во всем бассейне Средиземного моря; воск от разводимых в большом количестве пчел. Город владел также серебряными рудниками; этим объясняется большое количество сибаритских монет.

Наконец, сибариты, имея гавань в Лаосе на Тирренском море и будучи союзниками с одной стороны - милетцев, с другой - этрусков, являлись торговыми посредниками между этими народами. Милетские корабли привозили свои товары в самый Сибарис; этруски отправляли свои в Лаос; между этими пунктами сухопутной перевозкой товаров занимались сибариты. Организовать это дело было нетрудно, потому что и расстояние не было велико, и существовало даже горное ущелье, облегчавшее путь. Этот город в такой степени стремился удержать за собой положение международного рынка, что освобождал от всякой таможенной пошлины наиболее ценимые продукты Малой Азии и Этрурии.

(F. Lenormant. La Grande-Grèce, II, стр. 260-262, 274-275).

Богатство в Афинах.

В V и в IV в. до Р. Х. в Афинах было множество людей, владевших небольшим состоянием. Сколько насчитывалось собственников, имущество которых стоило менее таланта (около 2220 руб.), даже менее 10 мин (около 370 руб.)! Таланта было достаточно, чтобы поддерживать свое существование и не опускаться до положения людей нуждающихся. Очень часто встречается упоминание о с. 253 состояниях от 2 до 5 талантов (около 4 440-11 100 руб.). Наследство оратора Эсхина равнялось 5 талантам. Состояние Критовула 34 оценивалось Ксенофонтом в 500 мин (около18 500 руб.), и он считался человеком богатым.

Афинянин Тимократ владел 10 талантами (22 200 руб.). Ежегодный доход некоего Дикеогена составлял 80 мин (около 2960 руб.), что предполагает капитал около 11 талантов (около 24 400 руб.), и такое состояние считалось уже значительным. Один купец, по имени Диодот, имел 14 талантов (около 31 000 руб.); отец оратора Демосфена оставил после себя 15 талантов (около 33 300 руб.). Человек, обладавший таким состоянием, был уже довольно богатым, принимая во внимание высокие проценты и низкие цены на продукты. Однако, многие из афинян владели еще большими капиталами: Онетор имел 30 талантов (66 600 руб.); Конон - 40 (88 800 руб.); Стефан, сын Талла, и банкир Пасион - по 50 талантов (111 000 р.) каждый.

В первом ряду самых богатых фамилий стояло семейство Никия. Имущество этого человека оценивалось в 100 талантов (около 222 000 руб.). Его сын Никерат считался самым богатым афинянином; это и послужило причиной его гибели при Тридцати Тираннах 35). Фамилия Каллиев была еще богаче. Каллий I скупал имущество Пизистрата всякий раз, когда этот последний подвергался изгнанию; он тратил громадные деньги на конский завод, был победителем на Олимпийских играх и дал своим трем дочерям большие приданые. Его внук имел, как говорят, 200 талантов (около 444 000 руб.). Он оставил это состояние своему сыну Гиппонику, который просил, кажется, разрешения построить на Акрополе дом, чтобы хранить там в безопасности свои с. 254 сокровища; дочь Гиппоника, вышедшая замуж за Алкивиада, получила в приданое 10 талантов (222 000 руб.), что по тем временам было громадной суммой. Сын же богача расточил это огромное наследство, и к 385 году у него осталось, как утверждают, только не более двух талантов (около 4440 руб.). Состояние Алкивиада достигало сотни талантов (около 222 000 руб.). Во второй половине IV века конфискованное имущество некоего Дифила составляло 160 талантов (около 355 000 руб.). По слухам, Эпикрату 36 приписывалось состояние в 600 талантов (около 1 332 000 руб.).

В общем, хотя в Афинах и бывали крупные состояния, но встречались они редко, а кроме того, не сохранялись долго. Преобладающим явлением были средняя и мелкая собственность. Бедняки были в высшей степени многочисленны, если правда, что в 322 г. только 9000 граждан из 21 000 владели состоянием, равным 520 рублям и более; надо, правда, прибавить, что эти 520 руб. равнялись бы теперь сумме около 1600 руб.

(По Böckh. Économie politique des Athéniens, IV, III).

Первый период истории Древней Греции, с XII пo VIII вв. до н.э., называется гомеровским, потому что именно к этому времени относятся поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея".

Но гомеровский период — это еще не государство. Это переходный период от первобытно-общинного строя к классовому обществу, который принято называть строем военной демократии.

Демократия потому, что верховным органом племени было народное собрание, орган демократический, военная потому, что это народное собрание выбирало вождя, прежде всего для руководства военными действиями. В условиях усилившихся в то время военных столкновений все большую роль в жизни племени начинает играть именно военная верхушка по главе с вождем. Столкновения же усилились потому, что появление прибавочного продукта означало накопление богатств, которые можно было захватить у соседей. Такой строй военной демократии на этапе перехода к классовому обществу был у всех народов, но наиболее подробно он изучен у индейских племен Северной Америки. Басилевсы, которые действуют в поэмах Гомера, были не царями, как иногда переводят это слово, а военными вождями племен.

Следующий период, с VIII по III вв. до н.э., — период государств-полисов — и есть классический рабовладельческий период истории Древней Греции . Она не была единым государством, а состояла из многих маленьких государств — полисов.

Полис — это город-государство, т.е. город с окружающими землями.

Государство маленькое: все население полиса собиралось для решения своих дел на одной городской площади.

Важную роль в хозяйстве большинства полисов играли ремесло и торговля . На базе этих городских отраслей выдвинулись так называемые "богачи", " которые оттеснили на задний план старую аристократию, возникшую еще при разложении родового строя. Они побеждали ее под демократическими лозунгами, поэтому в передовых полисах Греции был установлен демократический строй. Примером таких полисов могут служить Афины, которые обычно возглавляли греческий мир.

Демократия здесь обеспечивалась и экономическими гарантиями: свободные бедняки имели прожиточный минимум за счет государства, а государство получило эти средства в виде налога с богачей. По законам большинства полисов грек не мог стать рабом. Рабами были только не греки, "варвары".

Сельское хозяйство и ремесло

Демократия выражалась и в том, что государство охраняло законами крестьянское хозяйство.

Каждый гражданин имел право владеть лишь небольшим участком земли , таким участком, который могла обработать его семья. Крупное землевладение не допускалось, а, следовательно, применение труда рабов в сельском хозяйстве было ограниченным.

Прогресс в сельском хозяйстве здесь выразился в переходе от зернового хозяйства к интенсивному виноградарству и садоводству. Вначале крестьяне Греции выращивали в основном пшеницу и ячмень. Но потом, когда из колоний (о них мы будем говорить позднее) стали ввозить много дешевого зерна, заниматься зерновым хозяйством в самой Греции стало невыгодным. И главное место в сельском хозяйстве Греции заняли виноградники и оливковые плантации . Оливковое масло и вино стали в больших количествах вывозить в другие страны.

Основной ячейкой ремесленного производства в Древней Греции были эргастерии — большие мастерские, в которых трудились рабы. Поскольку труд рабов обходился дешевле труда свободных людей, то и продукция эргастерии была дешевле продукции свободных ремесленников. Ремесленники не могли выдержать конкуренции и разорялись. Таким образом, труд рабов в Древней Греции применялся преимущественно в ремесле, а не в земледелии.

Торговля и колонии

Греческие полисы были обращены лицом к морю: обычно располагались в выходящих к морю долинах или на островах.

Одной из особенностей полисного устройства было то, что население полиса не могло превышать определенного предела. Когда это население разрасталось и всем уже не хватало земли, избыточная часть населения на кораблях переселялась за пределы Греции, и там, где-нибудь на морском берегу, строила город и основывала новый полис . Вот этот новый полис и считался колонией прежнего.

Жители колонии, естественно, завязывали торговлю (точнее — обмен товарами) с местным населением, обменивая у него сельскохозяйственную продукцию и сырье на греческие ремесленные изделия, вино и оливковое масло. Таким образом, колонии стали посредниками в торговле греков с другими народами. Такие колонии были разбросаны по всем берегам Средиземного моря. Были они и на Черном море: Херсоне на месте нынешнего Севастополя, Кафа — на месте Феодосии, Пантикапей — в районе Керчи. В отличие от в Греции уже торговали при помощи денег. Свои деньги чеканил каждый полис, поэтому не каждый человек мог знать соотношение ценности разных монет. Это обстоятельство породило "банкиров" — менял, которые обменивали деньги одного полиса на деньги другого. Часто банкир принимал вклады от своих клиентов и сам расплачивался за купленные ими товары. Таким образом, в его распоряжении оказывались довольно крупные суммы чужих денег, и он уже начинал давать их в рост — в долг под проценты, т.е. выступал как ростовщик.

Факт существования сношений между финикиянами и греками в микенскую эпоху можно считать, по-видимому, установленным. Финикияне привозили восточные товары, увозили сырье. Благосостояние прибрежных обитателей возрастало, потребности увеличивались; туземная промышленность стала подражать заморским изделиям.

Главной отраслью промышленности в микенскую эпоху была металлическая. Металлы сделались наиболее ценным объектом торговли и внутри страны, где мерилом ценности был скот. В VIII в. начинается мореплавание и у греков, но влияние финикиян не падает. Главным предметом ввоза был хлеб. Скот и драгоценности, как мерила ценности, сначала уступили место слиткам меди и железа, а затем благородным металлам, по весовым единицам; наконец, из Лидии была заимствована монета.

9. Особенности политической системы первых государств.

Удельный вес труда рабов был относительно невелик, хотя и постоянно возрастал. Увеличивались и другие формы эксплуатации свободных (ростовщичество, наем работников и т. д.), а также покоренных племен. Все это в конечном итоге оказывало влияние на государство.

Являясь инструментом классового господства, оно в ряде основных стран (но не везде) утвердилось в форме т.н. восточной деспотии. Вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежала монарху, обожествляемому и правящему посредством войска и чиновничества. Идеологической основой деспотизма стала религия, обожествлявшая личность и власть главы государства.

Существовала определенная закономерность в становлении деспотической формы правления. Первоначальные государственные структуры обычно возникали на основе и в территориальных границах отдельных племен или племенных союзов, сохраняя многие пережитки первобытнообщинного строя. Эти небольшие по территории государства возглавлялись правителями, нередко потомками племенных вождей, власть которых ограничивали совет знати и народное собрание. Такие властные структуры, первоначально не всегда монархические, в результате союзов и особенно завоеваний превращались в большие относительно централизованные государства. Их образование в немалой степени обусловливалось необходимостью поддержания в должном порядке единой для большей части речной долины ирригационной системы.

По мере усложнения классовых и общенациональных задач государства и особенно сохранения политической самоизоляции сельских общин монархия в ряде стран, не встречая серьезного противодействия в народе, постепенно приобретала форму деспотии.

10. Сложение египетской цивилизации, ее особенности

Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культурное развитие не только многих народов Ближнего Востока, но и древних греков. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее время стали достоянием всего человечества и по тому заслуживают внимания.

Египетская культура создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития. Развитие древнеегипетской культуры и ее высокий уровень определило, прежде всего, особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян бесспорно стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства.

Оригинальность и своеобразие культуры определялись ранним зарождением классовых отношений и государства, также довольно изолированным географическим положением долины Нила, что затрудняло контакты древних египтян, а следовательно, и заимствование культурных достижений других народов. Характер природных условий долины Нила наложил глубокий отпечаток на всю египетскую культуру. Решающая роль Нила в хозяйстве, жизни, быту, испепеляющее солнце летом и благодетельное зимой, удаленность от моря, окружающая долину Нила губительная пустыня с ее зноем, пыльными бурями и хищными зверями определили специфику египетского мировоззрения и религиозного культа, всей системы духовных ценностей. Только общим трудом, организованным сильной властью фараона, египтяне могли создать условия для нормальной жизни. Поэтому страх перед грозными силами природы, воплощаемыми в свирепых божествах, перед всесокрушающей властью фараона, их абсолютным величием и могуществом пронизывал все мировоззрение египтянина в древности.

Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему культурных ценностей. Их главным принципом было бережное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам, художественным приемам. Конечно, это не отрицало возникновения новых элементов, новых идей и новых приемов, но они появлялись медленно, проявлялись лишь в русле традиционных представлений и воспринимались не столько как принципиально новые явления, сколько как совершенствование уже существующих образцов. Традиционализм и консерватизм мышления приводили к созданию досконально разработанных чисто египетских канонов и образов, к тому органическому сочетанию мастерства, концептуальности и профессионализма, который столь характерен для шедевров египетского искусства.

Египет – «Дар Нила», речная цивилизация. Главным кормом ее являлись приливы и отливы реки, которая оставляла после себя плодородный ил, способствующий развитию сельского хозяйства, позволял сторить сложные оросительные системы. Так же благодаря созданию ирригационной системы дамб и каналов реку получилось контролировать и направлять ее в нужное русло, что позволило избежать наводнений. Для Египта была характерна диспотия, регилия исповедовась та, которую скажет император, фараон – сын бога, т.е. подчинение духовенства и государственной власти фараону. Сложная по структуре египетская религия уделяла огромное внимание загробной жизни, и египтяне изобрели множество способов мумификации своих почивших царей, чтобы обеспечить им достойное существование в потустороннем мире. В этот же период возникли и утвердились касты жрецов и чиновников.

Египтяне были язычниками, но главным богом считался бог Солнца Ра. Больших успехов достигли египтяне в науке (математика, вычислять (число «пи»), умели доказывать теорему Пифагора, развита астрономия). В Египте был создан один из первых календарей. Год у египтян делился на 12 месяцев, в каждом из которых было по 30 дней.

Жизнь Египта была очень тесно связана с природными циклами реки. Первые государства в Египте возникли как религиозные центры. Во главе таких объединений стояли первосвященники-жрецы. Эти поселения назывались «номы». Каждый ном стремился к тому, чтобы его храм посещало больше людей, так как тогда именно в этот храм шли налоги. Поэтому номы постоянно соперничали друг с другом и вели борьбу за сферы влияния и территории. Постепенно на территории Египта образовалось два государства: Верхний и Нижний Египет. Около 3000 года до н.э. царь Верхнего Египта Менес подчинил себе Нижний Египет. Объединение двух частей страны приобрело религиозный смысл. Царь объединенного Египта стал называться «фараоном», считался живым богом и олицетворял собою абсолютную власть. Вся обрабатываемая земля считалась собственностью фараона, но часть этой земли он раздавал своим родственникам и вельможам. Фараон управлял страной, опираясь на бюрократический аппарат. Чиновником мог стать только грамотный человек, успешно прошедший все испытания. Получить образование можно было не каждому, поэтому чиновники считались привилегированным сословием. Они представляли власть фараона в номах, собирали налоги, вели учет хозяйственным запасам, производили перепись населения, нанимали рабочих на строительство пирамид.

11) Зарождение государства в Китае. Социально-экономические и политические предпосылки.

Древнекитайская цивилизация возникла на основе неолитических культур, сложившихся в V-III тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ был главной территорией формирования этнической общности древних китайцев. Лишь с середины I тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории. Доимперский Китай - это совокупность племенных общностей. Предпосылками зарождения государства можно назвать такие факторы, как усвоение земледелия(мелиорация почвы), постепенное усовершенствование метала (бронзы), с этим шло усложнение военного дела (ведь было необходимо мастерство военного дела и тд), что привело к расслоению общества: те, кто подчиняется и кто главенствует, кто обрабатывает землю и кто воюет. Появление обмена, вскоре переросшего в торговлю. Формирование управленческих аппаратов и т.д. А также наличие единой веры (если можно это так назвать), религиозность или суеверие. Также изолированное развитие цивилизации сыграло свою роль. Древнекитайское классовое общество и государственность образовалось несколько позже, чем древние цивилизации Древней Передней Азии, но тем не менее, после своего возникновения они начинают развиваться в достаточно быстром темпе и в Древнем Китае создаются высокие формы экономической, политической и культурной жизни, которые приводят к складыванию оригинальной общественно-политической и культурной системы.

12) Специфика развития древней Индии. Речная цивилизация, огромная территория, леса, дожди, горы…. Однако растительность и болота являлись большим препятствием для древних земледельцев, вооруженных каменными и медными топорами. Поэтому первые поселения возникают в Индии на менее лесистом северо-западе страны. У долины Инда было еще одно преимущество. Она была ближе к древним государствам Передней Азии, что облегчало связь и торговлю с ними.

В III и первой половине II тысячелетия до н. э. в долине Инда было единое государство с двумя столицами. Это Хараппа на севере и Мохенджо-Даро на юге. Жители делились на несколько общественных классов. Большую роль играли жрецы. С упадком Индского государства распалась и общественная организация. Была забыта письменность. Появившись в середине II тысячелетия до н. э., арии принесли с собой и свою общественную организацию. В ее основе лежал раздел общества на «своих» (ариев) и «чужих» (дасов). Используя право завоевателей, арии отвели дасам зависимое положение в обществе. Существовало и разделение среди самих ариев. Они делились на 4 сословия-варны(брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, которая появилась в нач 1 тыс и означала слугу, это все неарии). Самое низкое положение у«неприкасаемые», не входили ни в одну из варн, выполняли самую грязную работу.

С развитием ремесла, ростом народонаселения и усложнением общественной жизни, помимо варн, появилось дополнительное деление по профессиям. Это дробление называется делением на касты. И в определенную варну, как и касту, человек попадал по праву рождения. Если ты родился в семье брахмана, ты брахман, если в семье шудры - ты шудра. Принадлежность к той или иной варне и касте определяла правила поведения каждого индийца. Дальнейшее развитие индийского общества привело в середине I тысячелетия до н. э. к возникновению царств во главе с раджами. В конце IV в. до н. э. в Индии образуется могущественная империя. Ее основателем был Чандрагупта, который приостановил продвижение армии Александра Македонского. Наивысшего могущества эта держава достигла при внуке Чандрагупты Ашоке (263-233 гг. до н. э.).

Уже в III тысячелетии до н. э. основным занятием жителей долины Инда было земледелие (пшеницу, ячмень, горох, просо, джут и, впервые в мире хлопчатник и сахарный тростник). Развито животноводство коров, овец, коз, свиней, ослов, слонов. Конь появился позже. Индцы были хорошо знакомы с металлургией. Основные орудия труда делали из меди (ножи, наконечники копий и стрел, мотыги, топоры и др). А также бронза, золото, свинец.

Развито было и ремесло. Важную роль играло прядение и ткачество. Мастерство ювелиров (обрабатывали драгоценные металлы и камни, слоновую кость и раковины). Высокого уровня достигла морская и сухопутная торговля. Наиболее активно шла торговля с Южным Междуречьем. Сюда из Индии привозили хлопок, ювелирные изделия. В Индию привозили ячмень, овощи, фрукты. Были торговые связи с Египтом и островом Крит.

С упадком индской культуры замерла хозяйственная жизнь. Появившиеся в середине II тысячелетия до н. э. арии были кочевниками и значительно отставали от индцев в хозяйственном развитии. Единственное, в чем арии опережали индцев, так это в использовании лошади. Только на рубеже II - I тысячелетий до н. э. новое население Индии - индийцы - вновь перешло к земледелию. Появились посевы пшеницы, ячменя, проса, хлопчатника и джута. С помощью слонов люди успешно боролись с непролазными джунглями. Развивается металлургия. Быстро освоив бронзу, уже в начале I тысячелетия до н. э. индийцы научились добывать железо. Это значительно облегчило освоение новых земель, ранее занятых болотами и джунглями. Возрождается и ремесло. Снова видное место в хозяйстве занимают гончарное дело и ткачество. Особенно славились индийские хлопчатобумажные ткани, были очень дорогими. В честь богини пашни Ситы их назвали ситец. Только торговля оставалась на низком уровне. Она ограничивалась обменом товарами между соседними общинами.

13) Древняя Греция как культурный центр античного мира.

Средиземное море стало центром притяжения народов. В 8-6 в до н.э. произошла цивилизационная революция на территории Др Греции, как ответ природным условиям. Геополитический факт и культурный также сыграли важное значение в становлении великой цивилизации (не было бы столь разнообразного народа). Особенностями было то, что: участки земли стали индивидуальной собственностью, в отл от восточных держав. Собственники земли объединялись в полисы (города-государства) для решения совместных вопросов, господствовала демократия. Именно греция считается культурным центром античного мира, ведь в ней первой люди отошли от мифологии к рационализму. Борьба за равенство против аристократии послужила причиной бурного развития ремесла и торговли. В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья функционировали независимо от власти, но в рамках закона. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Граждане были законопослушны. Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов.

В греко-латинской цивилизации также существовало рабство. Одной из особенностей цивилизации классической Греции явился стремительный подъем материальной и духовной культуры. В области развития материальной культуры отмечалось появление новой техники и материальных ценностей, развивалось ремесло, сооружались морские гавани и возникали новые города, шло строительство морского транспорта и всевозможных памятников культуры и т. п.

Порождением высочайшей культуры древности является цивилизация эллинизма, начало которой положило завоевание Александром Македонским в 334-328 гг. до н. э. Персидской державы, охватывавшей Египет и значительную часть Ближнего Востока до Инда и Средней Азии. Период эллинизма длился три столетия. На этом широком пространстве сложились новые формы политической организации и социальных отношений народов и их культуры - цивилизация эллинизма.

Торговля в Средиземноморье развивалась уже с начала 3 тысячелетия до н.э. как обмен различными продуктами и изделиями (например, сырье для металлообрабатывающих ремесел, художественные изделия и предметы роскоши для царских дворов и аристократии). Применение нечеканных слитков из меди и благородных металлов благоприятствовало этой меновой торговле. Крит, Кипр, Микены (Греция) во 2-м тысячелетии до н.э. были значительными торговыми центрами. Они имели внешние торговые сношения с Египтом, Финикией и другими государствами. Сухопутная меновая торговля в этого период была предпочтительной из-за необеспеченности морского судоходства древности. Морская торговля осуществлялась большей частью вдоль побережья, а также между островами Эгейского моря. На рубеже 2–1-го тысячелетий до н.э. финикийцы были крупнейшими купцами в Средиземноморье. Их торговые поселения распространялись далеко на Запад до испанского и марокканского побережья Атлантики (Тартесс в Испании).

С возникновением античного рабовладельческого общества и увеличением в связи с этим товарного производства античная внешняя торговля стала развиваться быстрыми темпами. Со временем цивилизация греков в античные времена на Средиземном и Черном морях распространилась далеко за пределы государства благодаря наличию мощного, хорошо оснащенного флота.

Греки оказались талантливыми последователями финикийцев в торговле и, особенно в области кораблестроения. Не повторяя слепо их образцы, они создали более оснащенные и мощные корабли с многорядным расположением весел. Биеры, триеры, пентеры – военные и пиратские корабли были вооружены мощным, тараном, на мачте они несли большой прямоугольный парус, позволяющий при попутном ветре отдыхать команде гребцов. Не хуже были и торговые суда, на которых провозились все основные товары – зерно, растительное масло или вино в амфорах.

Воинственные греки захватили и разорили много городов, ослабив морскую мощь Трои (город на северо-западе Малой Азии). Троянская война была войной торговой. Античные историки считали, что она произошла примерно на рубеже ХIII–ХII вв. до н.э. Троя держала под контролем выгодную понтийскую торговлю золотом, серебром, железом, киноварью (руда для получения ртути), корабельным лесом, льном, пенькой, вяленой рыбой, рас тельным маслом и китайским нефритом. О богатстве Трои свидетельствуют многочисленные клады (особенно знаменитый «клад Приама» с ювелирными изделиями из золота и серебра, оружием из бронзы и камня, золотыми и медными сосудами). Экономическое состояние Трои достигло высокого уровня на основе раз того производства бронзы и активной торговли с ближними и дальними государствами.

В эпической поэме «Илиада», приписываемой греческому поэту Гомеру, жившему в VIII в. до н.э., рассказывается об одном из эпизодов заключительного, десятого года осады Трои-Илиона – так назван в поэме этот малоазиатский город. Из поэмы следует, что началась эта война по воле богов. Поводом к войне с Троей послужило похищение троянским царевичем Парисом иены спартанского царя Менелая – Елены. Призвав на помощь царей греческих государств, Менелай и его брат Агамемнон с флотом в тысячу кораблей отплыли к берегам Малой Азии. 10 лет греки осаждали Трою и взяли город, прибегнув к хитрости – соорудив троянского коня.

Важнейшей отраслью промышленности в микенскую эпоху была добыча металлов. Однако металлов, добываемых из местных рудников, как Элладе, так и на островах, не хватало; финикийские купцы привозили сюда для обмена медь и олово. Металлы сделались наиболее ценной статьей торговли внутри страны, где до этого мерилом ценности был скот.

С VIII в. в районе Эгейского моря развивается греческая торговля, которая постепенно вытесняет финикийскую торговлю в, Сицилии, Южной Италии и на галльском побережье Средиземного моря. Греками была заимствована введенная впервые в Лидии 700 г. до н.э. чеканка монет; она стимулировала товарное производство и основанные на нем товарно-денежные отношения. Настоящий торговый подъем в Греции начинается вместе с колонизацией. Греки постепенно заселяют чуть не все побережье Средиземного моря. Однако господствующее положение на Западе сохранили карфагеняне, этруски – в северной и средней Италии.

Греческими торговыми центрами были: Коринф (особенно в VIII–VII вв. до н.э.), Милет (VII–VI вв. до н.э.), Афины (VI–IV вв. до н.э.); предметами импорта было зерно, рабы, спорт – глиняные сосуды, металлические изделия, текстиль и масло. Важнейшим торговым путем на суше стала дорога от Массалии по рекам Рона и Саонав глубь Галлии и дальше в Британию или Германию. Торговый путь шел из римских провинций Норик, Реции и Паннонии в Богемию, оттуда на север и северо-восток. В позднейшие времена использовалась также древняя дорога персидских царей отСард в Малой Азии в Сузы. Из Малой Азии и Сирии тянулся торговый путь на Восток через Ферганскую долину и Семиречье в Китай (Шелковый путь). Из Палестины исходили торговые пути через Гержас на «побережье благовоний» (побережье Сомали) и Южную Аравию (Йемен). Из гаваней в Персидском заливе они вели в Южную Аравию и Индию.

Благодаря завоеваниям Александра Македонского далеко распространилось влияние греческой, а затем эллинистической торговли. Наиболее мощными эллинистическими торговыми центрами были Родос (III–II вв. до н.э.), Делос, прежде всего здесь процветала торговля рабами (II–I вв. до н.э.), а также появившаяся в устьях Нила Александрия и Селевкия на Тигре (III–I вв. до н.э.).