Пять-шесть этажей, высокие потолки, лоджии с панорамным остеклением, закрытый для проезда машин двор - будь этот дом построен в Минске, его бы сразу отнесли к категории элитных, уникальных. Маркетологи и риелторы уж точно нашли бы подходящие эпитеты, чтобы выделить его на фоне безликих многоэтажек. Как ни странно, выбивающаяся из шаблонов новостройка появилась не в столице и даже не в прогрессивной «Новой Боровой», а на окраине деревни Быкачино Смолевичского района. Она стала первым жилым домом нового города, который растет рядом с Национальным аэропортом Минск. Onliner изучил этот дом снаружи и внутри.

Подарок Китая за $15 миллионов

Большая стройка, призванная сделать Беларусь узловой платформой нового Шелкового пути, началась еще в 2014 году. За это время ландшафт в районе аэропорта претерпел значительные изменения. Там, где еще недавно шумел лес, выросли складские терминалы, громадный выставочный комплекс, гостиница, производственные здания, протянулись километры асфальтированных улиц и велодорожек. Все это - стартовая площадка китайско-белорусского мегапроекта под названием «Великий камень». Проектирование жилого района велось давно, и вот в ноябре прошлого года на окраине деревни Быкачино торжественно заложили символический камень в основание первого дома.

Если на предварительных макетах жилой район «Великого камня» напоминал обычный минский спальник, утыканный типовыми панельками, то в жизни все оказалось намного интереснее. Уже по первым эскизам стало понятно, что первый дом будет построен по индивидуальному проекту, воплотившему в себе современные тенденции в архитектуре.

Невысокая этажность, комбинированная отделка фасада, окна в пол и панорамное остекление лоджий - так будущий дом выглядел на рендерах. Посмотрим, что же получилось в итоге.

Взглянем с похожего ракурса на актуальное состояние дома. Как видим, изменился разве что цвет вентилируемого фасада. Вместо черного был выбран серый.

Нельзя не отметить, что дом возведен ударными (по белорусским меркам) темпами. Первый камень заложили в конце ноября прошлого года, а сейчас заканчивается благоустройство территории, новостройка практически готова к заселению. С финансированием никаких проблем не было. Строительство обошлось в $15 миллионов, которые были выделены Беларуси в качестве технико-экономической помощи. Другими словами, это подарок нашей стране от правительства Китая. Подрядчиком выступала 25-я компания китайской корпорации по железнодорожному строительству (CRCC), а ее банком-партнером – «Банк Дабрабыт», который решал вопросы по операциям между странами и брал на себя общение с китайскими финучреждениями. На стройке трудились около 200 рабочих, 50 из них - белорусы, остальные - китайцы.

Кто здесь будет жить

В новостройке 156 квартир с выполненной отделкой, при этом ни одна из них не поступит в продажу. Дело в том, что дом арендный. Ключи получат сотрудники компаний-резидентов индустриального парка, которые пока добираются на работу из Минска. Узнать размер арендной платы нам не удалось. Известно лишь, что цены будут конкурентоспособны по отношению к уровню цен на съемное жилье в пригороде.

Помимо жилья в доме на первом этаже расположены встроенные помещения. Там должны открыться аптека, ЖЭС, парикмахерская, почтовое отделение, фельдшерский пункт, пункт охраны правопорядка - минимальный набор социальной инфраструктуры, которой будут пользоваться жильцы дома и жители деревни Быкачино.

Китайский проект, адаптированный под наши нормы

Изучим новостройку в деталях. Конструктивно она представляет собой железобетонный каркас с утепленными внешними стенами из газосиликатных блоков. С внешней стороны дома применен комбинированный вентилируемый фасад, со стороны двора стены оштукатурены и покрашены.

В доме восемь подъездов. Четыре из них имеют высоту 5 этажей, еще четыре - 6 этажей. Внутри П-образного контура сформирован двор, закрытый для движения машин, парковки же оборудованы по периметру здания (из расчета одно место на одну квартиру). Такой соразмерный человеку формат застройки можно встретить в Вильнюсе, Копенгагене, Стокгольме - да в любом европейском городе, где девелоперы думают о качестве жилой среды и комфорте людей.

Интересуемся, типовой ли это проект для Китая, можно ли встретить такие дома в Пекине, других городах.

- Проект китайский, но адаптированный под белорусские нормы и требования, - говорит руководитель China Desk «Банка Дабрабыт» Хайбо Чжун. - У нас в Китае в городах такие низкие дома почти не строят. Обычно 25-30 этажей. А 5-6 этажей - это где-нибудь в провинции.

Но надо понимать, что проект этот не коммерческий. Если бы перед заказчиком стояла цель заработать деньги, все выглядело бы иначе. Как - можно увидеть на примере района Лебяжий, где китайская компания BUCC возводит жилой комплекс «Променад».

Как выглядят квартиры

Заходим в один из подъездов, где уже выполнена отделка мест общего пользования и квартир. На каждом этаже здесь по четыре квартиры. Первое, что удивляет, - огромные по высоте входные двери. Ни в одной минской новостройке видеть такие не доводилось. Высота потолков здесь - 3,1 метра. Впечатляет!

Чистовая отделка добротная. Здесь нет привычных для государственного арендного жилья обоев в цветочек и линолеума. На полу - ламинат и плитка (с подогревом), стены выкрашены в светлые тона. Квартиры обставляются новой мебелью, бытовой техникой, всей необходимой сантехникой. Кухни комплектуются духовым шкафом, варочной панелью и холодильником. В санузлах установлены стиральные машины.







На момент нашего визита оформление квартир еще не было завершено. Но общая картина, в принципе, уже понятна.







У многих людей есть предубеждение относительно китайцев, что те не моются, питаются рисом с тараканами и живут в говне.

Однако Китай опережает Россию лет на 30. И не только по количеству шоссе, городских дорог с разделителями и скоростных железных дорог.

Современная китайская архитектура ушла гораздо дальше нашей. Китайцы не просто строят квадратные метры, они строят жилье, приятное для глаза и души. Конечно, с нашей точки зрения у них не всегда хватает вкуса. Но цели и решения у них на голову выше наших.

Первая особенность - сложный периметр

У нас здания в сечении - прямоугольники. Китайское здание в сечении - сложная фигура. У любого здания есть углубления и полуколодцы на фасаде, которые у нас считались бы а) нефункциональными и б) отъедающими драгоценные метры. Они служат одной цели: так душевнее.

Китайцы знают толк в том, что придает душевность зданию. Даже если здание - унылое.

Даже если это новостройка средней руки.

Вторая особенность - украшение крыши

Даже если здание простейшее, в Китае нельзя после верхнего этажа просто тупо закончить фасад.

Обязательно сверху что-нибудь должно быть. Если денег мало, пойдет просто козырек или ограда из крупных элементов.

Если денег много, надо городить кокошник, чтобы был виден за 20 километров.

Главное - украсить крышу.

Сверху обычно устраивается смотровая площадка, место для шашлыка, разбивается сад. Все только для жителей, посторонним попасть сложно - вахтер не пустит.

Один из балкончиков на 36-м этаже:

Третья особенность - особенные верхние этажи

Китайцы понимают самое главное - нет ничего приятнее верхнего этажа. Или двух верхних этажей. Поэтому квартиры там делаются особенными и продаются гораздо дороже.

Даже в невысоком здании верхний этаж и крыша над ним - самое уютное место.

Выше тебя - только небо. Это китайцы понимают и ценят. Безвкусица? Зато каждый балкончик - уютные и приватный.

Сравните с видом из окна в любом спальном районе России.

Найдите у нас что-нибудь подобное.

А все дело в том, что китайцы не только платежеспособны, а еще и разборчивы. Поэтому нет дефицита желающих купить как можно больше квартир на крыше с видом. И архитекторы стараются для людей, а не для застройщиков.

Массовая многоэтажная застройка в Китае - охуенна. Хочется жить в таком доме, со сложными балконами, уютными закутками, нишами, крышами и пролетами.

А в это время в Москве строится элитный (=для лохов) квартал "Сады Пекина". Ни один уважающий себя китаец на такое бетонное говно не посмотрел бы даже - ни балкончиков, ни эркеров, ни углублений, ни мансард.

Великая Россия:

Немытый Китай:

На юго-западном участке БКЛ строительство трех станций метро и перегонов между ними отдано китайской компании CRCC (China Railway Construction Corporation). Опыт для нас более чем интересен. В прошлом году я снимал транспортировку китайских щитов в Москву , а теперь китайцы запустили третий щит в работу. Началась проходка левого перегонного тоннеля от станции «Аминьевское шоссе» в сторону «Мичуринского проспекта»

Всего CRCC поставили в Москву пять щитовых комплексов. Это лицензионная копия немецких Herrenknecht с небольшими доработками. Китайцы не имеют права их продавать кому-либо за пределами своей страны, но могут на них сами работать где угодно. Это, кстати, первый случай, когда высокотехнологичное китайское оборудование для строительства тоннелей экспортируется в Европу.

Помимо этого они привезли своих рабочих и другую тяжелую строительную технику. Причем, например, китайский грейфер для сооружения стены в грунте так понравился одной нашей компании, что они закупили его для своих нужд.

1. Котлован станции «Аминьевское шоссе». Глубина метров 20 примерно. Отсюда уже один щит стартовал (внутреннее кольцо, ППТ), а теперь взял старт новый щит по наружному кольцу (ЛПТ).

2. Станция будет мелкого заложения с одной островной платформой.

3. ТПМК «Дарья» (раздалось мощное громыхание из Канады) должен пройти около 1,5 километра. Трасса тоннеля пройдет под Киевским направлением железной дороги, рекой Очаковкой и станцией «Мичуринский проспект» Калининско-Солнцевской линии метро.

4. Слева «Евгения» - она сооружает правый перегонный тоннель. Сейчас щит остановился перед путями Киевской ж/д - ждут, пока подрядчики железной дороги закончат установку пакетов. А справа - «Дарья».

5. Китай неисправим. Даже вносит свое очарование такой перевод.

6. Подрядчики из Китая выполняют только основные строительные работы, а установку и тестирование инженерного наполнения участка будут проводить российские специалисты.

7. Новенький щит из Китая. В целом все как у Herrenknecht.

8. Разработка грунта станции «Аминьевское шоссе».

9. Дизельвоз.

10. Как я написал, CRCC поставила пять ТПМК. Все они получили имена в честь героинь сериала «Папины дочки»: Евгения, Полина, Галина, Дарья и Мария.

11. По слухам, кому-то из руководства компании очень нравится этот сериал:)

12. На китайских площадках уже работает около трехсот специалистов из Поднебесной.

13. Торжественный монтаж кольца.

14. Нет, правда, кто-то таки спрыгнул?!

15. Помимо этого я посмотрел и другие китайские площадки. Станцию «Мичуринский проспект» я вам уже показывал , поэтому посмотрим следующую станцию «Проспект Вернадского». Здесь идет выемка грунта.

16. И вовсю идет проходка в сторону станции «Мичуринский проспект». Справа «Полина» прошла уже более 100 метров. А слева собирают «Галину».

17. «Банка»:)

18. В целом, на самом деле, все чисто и аккуратно.

19. Пульт управления щитом.

20. Привезли блоки для нового кольца.

21. Управляющей компанией по строительству Большой кольцевой линии и других новых станций и линий в Москве выступает АО «Мосинжпроект». Строительные работы ведутся разными подрядчиками, включая компании «Мосметрострой», «Ингеоком», «МИП-строй № 1», «ИБТ», «Трансинжстрой», CRCC и другие.


Китай развивается невиданными в истории темпами. Статистика говорит, что за последние два года в КНР произведено больше бетона, чем в США за весь двадцатый век. И сегодня мы расскажем про 7 вещей , которым Китай может научить Россию , Америку и весь остальной мир.

Активное строительство

Конечно, огромное количество произведенного в Китае бетона говорит о невероятных объемах строительства в этой стране. Строится все – кварталы высоченных небоскребов, закрывающие горизонт районы многоэтажной и малоэтажной жилой застройки, правительственные, культурные, образовательные учреждения, промышленные объекты.



Китай – это одна из немногих в современном мире стран, которая ведет строительство целыми городами. По всей Китайской Народной Республике идет возведение новых населенных пунктов. При этом они часто возводятся в соответствии с государственным планом возле обнаруженных недавно месторождений полезных ископаемых или в перспективных промышленных районах.



Сейчас в Китае уже 220 городов-миллионников и 23 населенных пункта, где живет свыше 5 миллионов человек. А Пекин и Шанхай могут похвастаться более чем 10 миллионами жителей.





При этом все больше и больше простых жителей Китая могут позволить себе собственную квартиру. Считается, что ее может приобрести в кредит каждая семья со стабильным заработком, ведь цены на недвижимость – небольшие, а получить заем – относительно несложно. Это в немалой степени и обусловливает невиданные темпы строительства в КНР.

Развитие наземной транспортной инфраструктуры

Отдельным пунктом от строительства в целом следует упомянуть и развитие транспортной инфраструктуры. Возведение сети автомобильных дорог в Китае ведется рекордными темпами. К примеру, в 2013 году общая длина дорожной сети в КНР составляла 4,1 миллиона километров, из которых 104,5 тысячи км являлись высокоскоростными автомагистралями. Через год последний показатель составлял уже 111,9 тысяч километров, разительный рост. И ведь процесс не останавливается ни на день!



План строительства подразумевает, что в ближайшие годы сеть высокоскоростных автомагистралей соединит все города с населением свыше 200 тысяч человек во всех регионах государства.





Следует напомнить, что развитие сети дорог – это не только укладка асфальта на ровной местности, это еще и строительство мостов, путепроводов, многоуровневых развязок, а также тоннелей через горы и водные препятствия. Например, сейчас в КНР насчитывается более 300 тысяч мостов, из которых, по крайней мере, тысяча имеет длину в один километр и больше.



КНР также стремится построить . В течение последних двадцати пяти лет власти вкладывают огромные ресурсы в строительство железнодорожных линий, из которых заметная часть является скоростными.



Железные дороги – это кровеносные артерии в теле любого крупного государства. Через них идет поток товаров и ресурсов, с их помощью передвигается внутри страны большинство жителей.



По состоянию на 2014 год общая протяженность всех линий железных дорог в КНР составляла 120 тысяч километров, из которых более 16 тысяч были высокоскоростными. Статистика говорит, что каждую неделю в Китае открывается в среднем 40 новых маршрутов поездов.



Более того, Китай в 2011 году запустил программу, согласно которой он планирует опутать сетью собственных железных дорог всю Юго-Восточную Азию.

Развитие воздушной транспортной инфраструктуры

Не меньшее внимание в Китае уделяют и развитию воздушного транспорта, инфраструктуры для воздушных перевозок. Это вполне логично, учитывая большие размеры страны и огромное количество жителей в ней. К примеру, это понимали в Советском Союзе, где гражданская авиация получала огромные государственные дотации, но при этом объединяла такие разные и отдаленные регионы страны.



Некоторое время назад Управление гражданской авиации КНР приняло план развития, рассчитанный на период до 2030 года. За это время количество аэропортов в государстве должно вырасти до 2000 (сейчас их около 400). То есть на протяжении полутора десятилетий в Китае ежегодно будет открываться около 100 новых воздушных вокзалов, по одному каждые три-четыре дня!

Диверсификация источников ресурсов

Всего три-четыре года назад ученые и экономисты предрекали скорый коллапс в Китае. Согласно их представлениям, такой огромной экономике при условии продолжения нынешних темпов роста уже через несколько лет может начать не хватать ресурсов. А это приведет к стагнации и дальнейшей деградации.



Но китайцы своими действиями показали, что не стоит их хоронить раньше времени. Проблему нехватки ресурсов в будущем в КНР решают … инвестициями. Бизнесмены из Поднебесной активно скупают по всему миру пахотные земли и месторождения полезных ископаемых.

Особенно перспективным регионом для них в этом направлении является Африка. Огромное количество ресурсов Черного континента ждут умелого хозяина, а слабые и коррумпированные власти африканских государств с радостью за бесценок передают месторождения китайцам.



В Африку заходит китайский мелкий и крупных бизнес, туда едут сотни тысяч или даже миллионы китайских рабочих. И трудятся они не на благо африканских стран, а ради собственного процветания и экономического могущества Китая.



Китайский бизнес также присматривается к некоторым европейским, южноамериканским и российским ресурсам. Особенно, к малозаселенной, но богатой ресурсами Сибири.

Образование

В Китае понимают, что развитие стране невозможно без наличия огромного количества высокообразованных профессионалов. Интересно, что еще два десятилетия назад дети из хороших китайских семей стремились попасть в иностранные ВУЗы, в том числе, в российские университеты. Сейчас все перевернулось на 180 градусов. Все больше и больше китайской «золотой молодежи» остается после школы «грызть гранит науки» в КНР, а в Россию едут представители менее обеспеченных слоев населения.



Дело в том, что в последние десятилетия Китай совершил в плане образования огромный скачек вперед. Среди жителей КНР с самого раннего возраста навязывается культ учебы. Непосещение ребенком школы – это немыслимое дело, ведь именно образование дает ему шанс на лучшее будущее.



И государственная политика всячески поддерживает образовательную систему. Если в 2003 году ее бюджет составлял около 50 миллиардов долларов, то к 2011 эта сумма выросла в пять (!) раз. При этом в стране насчитывается более двух тысяч университетов. И сейчас уже студенты со всего мира едут учиться в Китай. Это же касается и лучших преподавателей из западных стран, которых китайские ВУЗы стараются привлечь на работу.

Умение пользоваться чужими достижениями и делать их лучше

Китайцы всячески стараются взять у мира все самое лучшее, не утратив при этом собственных достижений. Это можно увидеть не только на примере иностранных преподавателей в ВУЗах КНР, но также в экономике и промышленности Поднебесной.

Еще десять, даже пять лет назад мир высмеивал китайские копии iPhone и других товаров. Но, научившись копировать чужие успехи, умельцы из Поднебесной начали на этой основе создавать собственные достижения.



Примером тому может послужить активный рост продаж китайских мобильных брендов. Еще два-три года назад лишь отдельные фанаты на Западе знали про существование компании , выпускающей мобильные телефоны. Сейчас же Xiaomi превратилась в самый успешный на планете старт-ап, в третьего в мире производителя смартфонов после Apple и Samsung.



При этом самой Xiaomi не пришлось ничего изобретать. Компания пользуется разработанными для крупных игроков рынка технологиями. Но делает из этих комплектующих куда более интересные, качественные и дешевые аппараты.

Умение ждать

Китайцы поражают весь мир своим умением ждать. Беспрерывная история этого государства составляет около пяти тысячи лет. А потому в большинстве своих действий китайцы не стремятся достигнуть максимального результата, максимальной выгоды в кратчайшие сроки. Их инвестиции, их активность рассчитана на будущее, порою, очень отдаленное.



К примеру, упомянутые выше африканские земли и месторождения, которые приобретаются китайскими бизнесменами, не очень нужны им непосредственно сейчас. Но через десять-двадцать лет в них наверняка появится необходимость. И к тому моменту это уже будут успешно обрабатываемые поля, а также вполне функционирующие шахты, карьеры и заводы.

Это касается не только экономики, но и политики. Континентальные китайцы не смирились с потерей Тайваня, но они не стремятся вернуть остров военными методами как можно быстрее, хотя могли бы. Наоборот, КНР ведет по отношению к Тайваню максимально мягкую политику, обещая ему как можно больше выгод, в случае, если два Китая объединятся.

Это не произойдет в ближайшие годы. Возможно, процесс займет не одно десятилетие. Но китайцы умеют ждать.


На данный момент, жители многих стран мира могут позавидовать китайцам: их упорству, их трудолюбию, их успехам. Но если появление популярных российских смартфонов - это дело будущего, то эти .