Всё-таки педагогом быть очень непросто! В классе или группе все дети настолько разные, что не сразу разберёшься, к кому какой подход нужен. А в последние годы количество детей с особенностями в поведении не только не сокращается, но и даже увеличивается.

И сейчас практически в каждом классе есть свой «шустрик» («попрыгунчик», непоседа), а то и два или три сразу. Естественно, у учителя возникает целый ряд вопросов на тему «что делать, если в классе гиперактивный ребёнок?», потому что просто не обращать внимание на него нельзя (он тогда сам его на себя обратит, и не один раз), и в то же время есть и другие ученики, которым тоже нужно уделить время.

В общем, педагогу в такой ситуации не позавидуешь, но я могу дать несколько рекомендаций, которые помогут учителю или воспитателю сделать совместную с гиперактивным ребёнком жизнь более спокойной и комфортной, а обучение и воспитание – более эффективным и продуктивным.

Правда, эти рекомендации могут помочь только тем педагогам, которые готовы постараться и приложить усилия, чтобы начать изменения ситуации с себя, а не с ребёнка, потому как он находится в ещё более незавидном положении, чем учитель, работающий с ним (это во-первых), а большая ответственность за ненадлежащее поведение ученика лежит всё же не на нём самом, а на взрослом человеке, как более мудром (это во-вторых).

Сначала некоторые особенности синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (именно так называется это расстройство поведения), о которых обязательно нужно знать. Самое главное, гиперактивность – это не блажь ребёнка, не вредность и не последствия упущений в воспитании. Это медицинский диагноз , обусловленный определёнными физиологическими причинами , среди которых – патология вынашивания беременности матерью, родов, болезни в первый год жизни, минимальные мозговые дисфункции и ряд других. Чувствуете, в чём дело? Все эти причины от самого ребёнка совершенно не зависят! Значит, нет никакого смысла сердиться на него за излишнюю подвижность, недостаток внимания и порой не совсем адекватное поведение: он собой не владеет не потому, что не хочет, а потому, что не может.

Исходя из этого, первое, что нужно сделать педагогу, у которого в классе или группе есть такой «живчик», это отправить родителей вместе с ним на консультацию к врачу-неврологу и убедить их провести назначенное им медикаментозное лечение. Без этого шага все следующие рекомендации могут оказаться малоэффективными.

Ещё одна особенность ребёнка с гиперактивностью – это недостаток развития всех параметров внимания . То есть такой ученик не только не может усидеть какое-то время на месте, он к тому же часто отвлекается, с трудом сосредотачивается, не умеет распределить своё внимание на несколько объектов, допускает много ошибок и нередко не замечает их. Поэтому важно не только «успокоить» ребёнка, но и научить его управлять своим вниманием.

Итак, какие действия педагога будут способствовать улучшению поведения гиперактивного ребёнка, повышению его успеваемости и установлению более комфортных взаимоотношений между учеником и учителем, а также с одноклассниками?

1. Принять ребёнка с гиперактивностью как данность , т.е. посмотреть на него не как на источник лишних трудностей, от которого нужно поскорее избавиться или переделать, «сломать » его, а как на возможность с его помощью научиться новым умениям в плане общения, стать терпимее, гибче, терпеливее, понятливее, профессиональнее, лучше.

2. Принять ребёнка как личность , т.е. увидеть в нём, кроме отрицательных качеств (которые есть у всех, и у нас в том числе) ещё и положительные, такие, за которые он тоже достоин если не уважения и любви, то хотя бы принятия. Без этих двух одновременно простых и сложных действий к остальным перейти вы просто не сможете: у вас не будет для этого ни сил, ни желания. (Кстати, нелишним будет показать то хорошее, что есть в ребёнке, и его сверстникам: это будет способствовать установлению позитивных взаимоотношений в коллективе).

3. Ограничить до минимума отвлекающие факторы : посадить поближе к учительскому столу (в идеале – за первую парту напротив доски), убрать со стола вещи, которые в данный момент не нужны, и т.д.

4. Использовать похвалу и поощрения для гиперактивного ребёнка так часто, как это возможно (тем не менее, соблюдая меру): хвалите его за то, что смог на минуту дольше, чем обычно, внимательно слушать; за то, что сегодня допустил на две ошибки меньше, чем вчера; за то, что аккуратнее написал и т.д., и т.п. Только похвала должна быть не общими словами (молодец, хорошо и т.п.), а конкретная (что именно хорошо), чтобы ребёнок знал, какое конкретно поведение одобряется и ожидается от него, и повторял его снова и снова.

5. Так как у такого ребёнка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, следует давать ему возможность подвигаться несколько раз за время урока (да-да, снова индивидуальный подход!). Это может быть физминутка для всех или для него одного (ты устал сидеть, я понимаю. Встань и пройдись в конце класса туда-обратно несколько раз). Если остальным ученикам объяснить особенности гиперактивного ребёнка, они вряд ли будут возражать против такого хождения по классу. Или же можно давать ему задания типа «стереть с доски», «сходить в соседний класс за мелом», «помочь учителю раздать тетради» и подобные. Так он и полезное дело сделает, и подвигается, сбросит напряжение, и другие дети не будут высказывать неудовольствие по поводу того, что «почему ему можно, а нам нельзя».

6. Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания испытывают большие трудности при организации своей деятельности (так как у них нарушены и волевые процессы). Поэтому необходимо помочь им в этом, используя различные средства : планы, таблицы, расписание, алгоритм, памятки, пиктограммы, схемы, списки, графики, часы со звонком, «напоминалки» в сотовом телефоне и прочее, прочее (придумайте сами, ведь педагогам фантазии не занимать). Кроме того, режим дня и расписание занятий должны быть чёткими, стереотипными, хорошо спланированными.

7.Если ученик или воспитанник часто отвлекается, учитель может привлечь его внимание к материалу урока, не делая замечания (которые могут вызвать отрицательную реакцию), а воспользовавшись такими приёмами: подойти к парте этого ребёнка, положить руку ему на плечо, погладить по голове, встретиться с ним взглядом, положить перед ним заранее приготовленную записку с коротким ёмким содержанием («сядь прямо и слушай меня», «Выполняй задание» и т.п.). Хорошие результаты даёт такой метод: ученик и педагог заранее договариваются о «секретном знаке» (специальном жесте), которые учитель будет использовать каждый раз, когда ребёнок «выключится» из работы.

8. Несмотря на то, что ребёнку с СДВГ бывает трудно достичь хороших результатов в учёбе, всё же у большинства таких детей нарушений в интеллектуальной деятельности нет , поэтому им вполне по силам учиться в обычном классе по обычной программе. Тем не менее, дополнительные занятия с учителем или репетиторами ему часто просто необходимы.

9. Гиперактивные ученики очень часто испытывают затруднения в обращении за помощью, в правильном понимании и выполнении инструкций, потому как одна из их особенностей – это недостатки в формировании речевых функций и эмоционального развития, и, как следствие, в речевом общении с окружающими. Именно поэтому учителю необходимо объяснять задание несколько раз другими словами, а также всегда давать ему возможность обратиться за помощью в случае возникновения затруднений, чтобы ребёнок не боялся показаться хуже остальных (можно объяснить детям, что спрашивать, если что-то непонятно, нужно всегда, потому что самый глупый вопрос – это незаданный). Кроме того, большое по объёму задание или инструкцию следует дробить на несколько более мелких, предлагая их последовательно, и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, чтобы своевременно внести коррективы.

10. И последнее. Педагогу будет очень полезно прочитать литературу по проблеме организации взаимодействия с гиперактивным ребёнком. Рекомендую книгу Е. Лютовой, Г. Мониной «Шпаргалка для родителей» (для учителей там тоже очень много полезного материала), а также книгу Н.Н. Заваденко «Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания».

Педагог-психолог ПМПК Елена Михайловна Белоусова

Множество родителей и учителей задают такой вопрос. Рассказываем, как взаимодействовать с учениками, у которых синдром дефицита внимания и синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Вы можете быть в легком или в тяжелом замешательстве, если сталкиваетесь с такими детьми в первый раз. Они носятся по классу, отвечают без поднятой руки, не могут усидеть на одном месте и мешают другим и самим себе. Так? Отчасти. Но, если вы читаете эту статью, значит, вы настоящий профессионал и беспокоитесь за своих учеников. А наше дело – постараться вам помочь.

Для начала давайте попробуем разобраться: правильно ли мы понимаем явления СДВ (синдром дефицита внимания) и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Оля Каширина. Постоянно говорит, причем говорит без умолку, на уроках и на перемене, по теме и не по теме. На месте ей не сидится, она постоянно ерзает, грызет ногти или ручку.
Вася Загорецкий. Тихоня со среднего ряда. Витает в облаках, полностью отрешен от происходящего, на вопросы учителя отвечает невпопад, а иногда спонтанно выдает что-то далекое от темы обсуждения.

Кто из них страдает указанными синдромами? Конечно, кажется, что Оля. Но на самом деле и Вася тоже.

Основные показатели

Импульсивность . Внезапные ответы, резкие движения, таких детей даже называют «себе на уме».
Невнимательность . Рассеянность, витание в облаках, постоянное отвлечение от темы занятия и большие проблемы с концентрацией.
Гиперактивност ь . Тема нашего обсуждения. Шило вместо внутреннего стержня, уж простите нам эту шутку.

Эти три показателя могут комбинироваться, и в итоге мы получаем детей не только «реактивных», но и просто невнимательных, порой даже немного заторможенных, которые тем не менее все равно попадают в категорию СДВГ.
Возможно, ребенок с гиперактивностью может показаться настоящей проблемой для учителя. Дерганый, мешающий другим отвечать, а иногда, наоборот, подавленный. Зато такой ребенок всегда «в теме», не правда ли? Он легко привлекается к обсуждению, тянет руку и проявляет интерес к нестандартным форматам.
Но самой распространенной комбинацией, одновременно приносящей самый разнообразный набор впечатлений как родителям, так и учителям, являются дети и импульсивные, и невнимательные, и гиперактивные. «О, такого ребенка я знаю!» – сейчас воскликнули читающие нашу статью. Все мы знаем таких детей. Именно у таких учеников бывают «периоды» поведения, приливы и отливы.

И хотя в этой статье мы собирались говорить только о детях гиперактивных, обойтись без комментариев относительно «мечтателей» с СДВ/СДВГ нельзя.

Ученик-невидимка

Таких вы тоже знаете. В каждом классе есть свой тихоня, тихий мечтатель у окна или девочка, рисующая что-то на полях тетради. Увы, те дети, чье СДВГ скорее «невнимательное» (второй показатель из нашего списка), становятся невидимками. Будто бы Гарри Поттер дал им на время свою мантию. Признаков буйного поведения они не проявляют, так что учителя относятся к ним спокойно или даже никак. Что в результате? А в результате ребенок замыкается и «отсутствует».
Родители ругают его за плохие оценки, учителя за невнимательность, сверстники дразнят, наклеивая ярлык «не от мира сего». Но что, если виноват не ребенок?

Нужно отметить, что скучные или однотипные задания и приводят к переходу таких детей из состояния «вкл.» в состояние «выкл.». И дело не в «отсутствии», рассеянности или невнимательности, ведь вы сами знаете: такие ребята включаются, когда у них есть любимое занятие. Они способны концентрироваться на том, что им интересно. То есть учителю придется экспериментировать с методиками преподнесения информации и работать над включенностью большего процента класса (об этих методиках мы часто пишем в нашей группе в социальных сетях).

Таким детям для успешной адаптации может потребоваться помощь психолога или наставника, который «разговорит» ребенка и поможет найти себя. Подробнее об этом на осенней конференции по наставничеству GlobalMentori 2017 .

Поговорим о положительных сторонах

Ваши гиперактивные непоседы обладают некоторыми уникальными особенностями, попробуйте использовать их на занятиях.

1. Гибкое мышление
Да, эти мечтатели и фантазеры одновременно могут рассмотреть 3–4 варианта ответа или решения определенной задачи. В естественных науках предлагайте им больше «качественных задач», направленных на поиск причин явлений. На русском или литературе разрешайте использовать нетипичные формы ответа. Пусть сочинение будет в стихах, мы не на ЕГЭ. Заинтересуйте их.
2. Личное мнение
Да, когда мы спрашиваем на уроке истории о дате крещения Руси, нам хочется услышать в ответ четкий год. Но, если вопрос предполагает многовариантность, спросите гиперактивного ребенка. Причин революции 1917 года было точно больше 5. Я, как историк, могу назвать 15. Вдруг ваш ученик найдет еще больше?
3. Комментарии
Да, своими комментариями, неуместными шутками или жестами такие дети могут сбивать общий серьезный настрой. Зато это ваш способ получить желаемое вовлечение. Класс молчит? Спросите вашего гиперактивного мечтателя. Красноречие пламенного ребенка точно пробудит спящий класс.

И да, дорогие коллеги, такие дети держат нас, педагогов, в тонусе. Одинаковое задание такие дети ни за что не будут делать дважды.

Советы по работе с детьми с гиперактивностью, СДВ и СДВГ

    Если речь идет о поставленном медицинском диагнозе, пожалуйста, не полагайтесь только на эту статью, вам понадобится учебный план и школьный психолог.

    Оставайтесь в диалоге с родителями или начните его. Обязательно! Они будут вам только благодарны за простое человеческое отношение. Иногда родители могут предложить методики, которые можно смело взять в работу.

    Не пытайтесь изменить ребенка, да, вы можете его воспитать, но не надо корректировать его личность.

    Спрашивайте у самих детей, что им нравится. Берите информацию у первоисточника, он точно знает, КАК ему нравится учиться.

    Поговорите с классом. И тихоне, и вынужденному выскочке может быть сложно адаптироваться в среде «нормальных» детей, и вам лучше ненавязчиво проконтролировать ситуацию, чтобы в дальнейшем избежать травли.

    Чтобы вернуть к работе ребенка с гиперактивностью, используйте не повышенный тон, а личное обращение и контакт глаз.

    Учащимся с СДВГ может быть сложно систематизировать информацию и концентрироваться на чем-то. Им нужна система. Используйте инфографику (найдете ее в нашем ), пошаговые инструкции, советы – как учебные, так и жизненные.

    Любые требования к ребенку преподносите по-разному. Напишите на доске, проговорите, положите на стол распечатанное задание. Для младших классов очень хороши карточки с заданиями и опорные картинки.

    Постарайтесь не выпускать ребенка с СДВГ из поля зрения. Тихони часто садятся на задние парты, равно как и излишне активные ребята. Лучше посадите их поближе к своему столу. Если речь идет о младших школьниках – дайте ребенку лист или блокнот, обычные каракули помогут ему сосредоточиться. И заведите игрушки для снятия стресса. Обычный кубик или мягкий мячик с манкой, который можно теребить, очень поможет успокоить «беспокойные ручки».

    Ваша главная задача как учителя – добиться того, чтобы ребенок осмыслил полученный материал. А осмысливать можно всегда по-разному, так что используйте различные методы фиксации информации. Стикеры, доски с карточками, цветные карандаши, маркеры, ручка и бумага, заполнение таблиц – в ход может пойти все, пробуйте.

    Разбивайте любую задачу на части. Лучше меньше и постепенно. И не забывайте повторять задание, еще и еще раз.

    Не забывайте про игровой формат. Да, «мы в школе, а не в цирке», но здоровый юмор и качественное вовлечение в образовательный процесс еще никому не мешали.

    Детям с дефицитом внимания, как это может быть ясно уже из самого названия, нужна от вас обратная связь. Комментируйте их работу и хвалите, только тогда они будут лучше стараться. Им важно не только понимать требования, но и получить оценку их результата. При правильной похвале в самом ребенке можно сформировать мотивацию, которая поможет ему держать себя в руках.

Слишком активные дети... или дети "с моторчиком". Обычно до детского сада родители не считают поведение своих детей гиперактивным и требующим особого внимания. Когда ребёнок поступает в детский садик и начинает "мешать" другим детям - родители слышат слова "гиперактивность" со стороны. И только при поступлении ребёнка в школу, родители понимают, что ничего не делать нельзя. Ребёнку надо как-то помогать! Так бывает не всегда, но в основном.

На сегодняшний день проблема гиперактивности актуальна не только для специальных коррекционных, но и для других видов учебных заведений. Школьные психологи сталкиваются с тем, что ребенку диагноз гиперактивности чаще ставится по двум или нескольким признакам. А ведь заметим, что диагнозы ставят только врачи, все остальное может быть предположением, которое формируется в течение длительного наблюдения со стороны учителей, психологов и родителей ребенка.

Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:

  • Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
  • Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
  • Легкая отвлекаемость на посторонние предметы.
  • Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе).
  • Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не подумав, не выслушав до конца.
  • Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.
  • С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
  • Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
  • Неумение играть тихо, спокойно.
  • Болтливость.
  • Мешает другим, пристает к окружающим (вмешивается в игры к другим).
  • Часто складывается мнение, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  • Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.
  • Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет острых впечатлений.

Проявление 8 признаков из всего предложенного списка дает основание предположить, что ребенок может быть гиперактивным. Признаки гиперактивности (симптомы1,2,9,10), невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3, 6-8,12,13) и импульсивности (симптомы 4,5,11,14).

Что такое гиперактивность или по-другому дефицит внимания?

Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания:

"Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля."

Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатком внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатком внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.

Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и не редко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатками побуждений (Раттер М., 1987).

В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. В настоящее время этиология и патогенез синдромов дефицита внимания выяснены не достаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:

  • органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и др.);
  • перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного);
  • генетический фактор (ряд данных свидетельствуют о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);
  • особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС);
  • пищевые факторы (высокое содержание углеводородов в пище приводит к ухудшению показателей внимания)
  • социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий).

Следовательно, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей.

Важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться, что такой ребенок находится под наблюдением врача.

Для организации занятий с гиперактивными детьми психолог может использовать специально разработанные коррекционно-развивающие программы (Психогигиена детей и подростков, 1985).

В оказании психологической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями и учителями. Необходимо разъяснить взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки, взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.

Родителям нужно запомнить, что с такими детьми необходимо избегать излишней жалости и вседозволенности, а с другой стороны постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое влияние, чем на здоровых детей. Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших усилий и огромного терпения.

  • В отношениях с ребенком придерживаться позитивной модели. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  • Избегайте повторений слов «нет», «нельзя».
  • Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, что бы он мог его завершить.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашней работы и сна должно соответствовать этому распорядку.
  • Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующие воздействие.
  • Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных и шумных приятелей.
  • Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
  • Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка.

Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Выполнение некоторых рекомендаций психолога может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.

  • работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;
  • по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;
  • во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса напротив доски;
  • предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;
  • учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;
  • научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;
  • задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;
  • на определенный отрезок времени давать только одно задание;
  • дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;
  • во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: занятия физическим трудом.

И так, в работе с такими детьми можно использовать три основных направления:

  1. по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);
  2. по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  3. при необходимости должна осуществляться работа с гневом.

Современные родители слышали неоднократно такие сложные понятия, как гиперактивность, синдром дефицита внимания. Понятие гиперактивность включает в себя совокупность отклонений в процессе обучения и социальной сфере при нормальном уровне интеллектуального развития. Иногда школьные педагоги дают подобные негласные характеристики активным детям. Преподаватели могут из-за незнания или отсутствия опыта назвать подвижного и любознательного ребенка такими термином. Но оперировать подобными понятиями могут только психолог и врач-невролог, которым позволено ставить подобный диагноз. В статье читатели узнают, как ведут себя гиперактивные дети в школе рекомендации родителям, в работе с такими ребятами.

Признаки гиперактивности у ребенка

Первые признаки гиперактивности проявляются до семи лет. Воспитатели могут обнаружить первые тревожные сигналы, жалуясь на поведение любимого чада. Ключевой фразой будет то, что такой ребенок мешает проводить занятие и отвлекает других. Но порой родители готовы поверить в некомпетентность воспитателя, чем в гиперактивность малыша.

Проверить правоту педагогов, по поводу чрезмерно любимого ребенка, можно проконсультировавшись с преподавателями развивающих кружков, детского психолога и врача невропатолога.

Специалисты утверждают, что для гиперактивных детей характерно:

  • Неумение спокойно сидеть за партой, на стуле, на детском коврике на протяжении занятия или 15 минут.
  • Беспокойные телодвижения во время урока. Малыш, сидя на стуле, начинает крутиться, извиваться.
  • Чрезмерная болтливость.
  • Игнорирование просьбы педагога поиграть тихо, спокойно. И подобное действие не является актом непослушания. Малыш не умеет выполнять подобные действия.

К вышеперечисленным признакам могут добавляться такие симптомы:

  • Ребенок не умеет дождаться своей очереди во время игр, школьных занятий.
  • Проблемы с концентрацией внимания. На уроке такие дети часто отвлекаются на посторонние предметы, из за чего и падает .
  • Малышу трудно сосредоточиться при ответе на вопрос. Ребенок не слышит его до конца. Например, на вопрос, какие не являются домашними, кроха ответит неправильно, пропустив частицу «не».
  • Сложность при выполнении задания.
  • Карапуз не может завершить дело до конца.
  • Такие дети могут мешать другим ученикам, вмешиваясь в их игру или задание.
  • Может сложиться ощущение, что любимое чадо не слушает учителя, .

Отцу и матери гиперактивного ребенка стоит понимать, что чтение нотаций, запреты, наказания не подойдут в качестве воспитательных приемов. Такие дети чувствительны к замечаниям и крикам, но самостоятельно они не могут справиться со своими потребностями. Родителям стоит знать, что гиперактивность у ребенка, при правильных действиях прекращается с наступлением подросткового периода.

  1. Выработать с педагогом совместную тактику поощрения, убеждения ребенка. Именно учитель верный союзник матери. Не стоит скрывать от него поставленный диагноз, лучше предоставить ему информацию о психологических особенностях поведения ребенка. Дальнейшим этапом будет просьба о том, чтобы ребёнок сидел на местах, находящихся в поле зрения педагога. Затем учитель должен видеть, когда ребенок устает и предложить ему альтернативную деятельность: вытереть доску, раздать тетради, сходить за мелом. Всевозможные стратегии и варианты должны обсуждаться с педагогом.
  2. Соблюдать режим дня. С такими детьми стоит систематически следовать распорядку дня. При соблюдении правил хвалить ребенка. Чтобы гиперактивный ребенок был спокойнее, продолжительность сна должна составлять не менее 8 часов в сутки. А также стоит снизить или убрать из рациона шоколад, слишком острую и соленую еду.
  3. Создать благоприятную обстановку в доме. Ребенку стоит уделять больше внимания. Относитесь к любимому ребенку доброжелательно, мотивируйте на успех. Родители должны постараться равномерно распределить нагрузку, чтобы кроха не уставал. Организуйте рабочее место так, чтобы не было отвлекающих предметов. За выполнение домашнего задания детей стоит поощрять чем-то значимым для них.
  4. , в котором можно максимально развить творческий потенциал сына или дочери. Идеальным увлечением могут служить спортивные и танцевальные секции. Но при этом стоит равномерно распределять нагрузку, ведь ребенку нельзя переутомляться.
  5. Контролировать сроки выполнения работы. Гиперактивные дети плохо ощущают время, поэтому необходимо заранее предупредить малыша об окончании игры, прогулок.

В школе рекомендации родителям и советы рассмотрели. Таким образом, гиперактивность – это не болезнь или отклонение в развитии. Это психологическая особенность, которую с помощью любви, уважения можно подкорректировать.

Бывает, что ребенок плохо адаптируется к школе. По разным причинам он не вписывается в школьные правила, не может учиться сам и мешает другим. Родители в отчаянии: вроде ребёнок как ребёнок, совсем неглупый, но при этом сплошные двойки и разочарования. Вооружившись исследованиями, литературой и собственным опытом, рассказываем о поведенческих проблемах гиперактивных детей и о том, что с ними делать.

Для описания этой проблемы нередко используется «модный диагноз» — СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Мы, однако, не будем пользоваться этим клиническим штампом.

Во-первых, гиперактивность и нарушения внимания далеко не всегда идут рука об руку. Проблемы это совершенно разные, и о дефиците внимания нужно говорить отдельно. Во-вторых, даже у самых передовых медиков на данный момент нет консенсуса ни по поводу критериев СДВГ, ни по поводу того, что делать, если диагноз поставлен.

В США используется протокол WWK3, по которому детей с диагностированной гиперактивностью лечат риталином (метилфенидат — препарат-психостимулятор). Но по некоторым исследованием (например, по данным австралийских ученых) риталин при СДВГ долгосрочно неэффективен.

Другой основной препарат для лечения СДВГ — атомоксетин, известный у нас под названием страттера. Лекарство это достаточно эффективное, но вызывает значительные побочные эффекты, заставляющие многих родителей от него отказаться (тошнота, резкое снижение аппетита, замедление роста мышечной массы).

В странах СНГ гиперактивность практически не лечат лекарственно, назначая разве что ноотропы, по поводу которых полноценных, масштабных исследований не проводилось, или в тяжелых случаях нейролептики, что уж совсем необоснованно.

Каким же образом лично мы можем сгладить проявления гиперактивности у ребенка и помочь ему адаптироваться в школе, если его особенности мешают учиться и общаться так, как это делает большинство его сверстников?

Вот экстремальный непоседа. Он бегает, раскачивается на стуле, машет руками, все время болтает, не хочет и не может слушать учителя, читать учебник, нормально писать в тетради. Зато отлично мешает учиться другим. При этом он нередко отстает в эмоциональном развитии: умеет только «бегать с ребятами», но ему не хватает терпения, чтобы хоть как-то подстроиться, выслушать товарища. И потому у него не получается завести друзей.

Учителя от него стонут, сверстники быстро начинают считать шутом или вообще изгоем. Интеллект у него может быть высоким или нормальным — но бесконечная суета, бег, прыжки и вопли просто не дают ребенку проявить себя.

Как же определить свою позицию по поводу обучения нашего активного ребенка в школе? И что надо делать? Эти советы базируются как на личном опыте автора, воспитывавшего гиперактивного ребенка, так и на различной литературе. В частности, — отличной книге «Дети-тюфяки и дети-катастрофы» петербургского психолога Екатерины Мурашовой.

1. Режим

Гиперактивному ребенку нужно продолжать вести «дошкольный образ жизни» лет до десяти. Ему нельзя быть маленьким менеджером, у которого все дни расписаны по кружкам и секциям. Нельзя оставлять его на продленке, если там нет дневного сна. Послеобеденный отдых, прогулка, приготовление уроков, тихие игры и сон — только так.

При подъеме в 7.30 гиперактивный младшеклассник должен «выключать свет» максимум в 21.00. А перед этим — 20-30 минут лежать в постели и читать, рисовать или слушать аудиокнигу.

2. Никакого спорта

Распространенное заблуждение о гиперактивном ребенке — ему просто «надо дать выбегаться и устать», что если его «отдать в спорт, то он будет тратить свою чрезмерную энергию, и станет как шелковый». На самом деле сил у него не так уж много, просто он не может остановиться. А уж выносливости нет и вовсе никакой.

Если такого ребенка дополнительно возбуждать и «выбегивать», можно получить только вечерние истерики: дико устал, но все равно бешусь, пока не свалюсь.

Кроме того, спорт как раз требует не неуправляемого, а точно отмеренного энергетического потока. Гиперактивный ребенок и на бытовом-то уровне не способен направлять свою энергию. Лучше выбирать такие секции, где главным предметом внимания является не результат, а процесс, чередование нагрузки и расслабления. Они могут быть и спортивными, но уж точно не профессиональными.

3. Не медленнее, а ритмичнее

У гиперактивного ребенка импульсы между корой и подкоркой головного мозга, регулирующие активность и торможение, проводятся медленнее, чем надо.

Как ни парадоксально это звучит, гиперактивный ребенок — в чем-то тормоз. Он быстро соображает, но еще быстрее выдыхается, и потому просто не успевает сам за собой

Это быстрый, но «рваный» контакт, мигающий свет. Наши основные усилия должны быть направлены не на то, чтобы что-то замедлить или целенаправленно успокоить, а на то, чтобы сделать ребенка во всех отношениях более плавным, ритмичным. Менее «дёрганым».

Этому служит и тот же режим (мерно, циклически повторяющийся круг дел — обязанностей, практик, видов отдыха), и маленькие циклы во время приготовления уроков (если каждый три или пять минут отвлекаться по плану, а не самопроизвольно — то постепенно учишься работать эти три минуты уже не отвлекаясь).

Главная идея в том, чтобы находить ритм во всякой деятельности, заменять ритмом непроизвольные судорожные «включения» в активность и «выключения» из неё.

4. Работа с ритмом в школе

Здесь у опытных учителей обычно есть свои приемчики. Они знают, что ребенку надо трижды за урок под каким-нибудь предлогом выдернуть с места — к доске или в коридор. И что Антон будет меньше мешать, если дать ему отдельное поручение и не обращать внимание на то, что он качается на стуле во время контрольной.

Если учитель ничего такого не придумывает, возьмем инициативу в свои руки. Договоритесь с учителем, например, о том, чтобы ребенок во время урока мог пару раз на пять минут выйти из класса. А ребенку поставьте на телефон таймер — но не со звуковым сигналом. Иногда уже этого «короткого ритма» бывает достаточно, чтобы поведение существенно улучшилось.

5. Как можно бережнее с оценками

Это нужно всем детям, но тем, у кого проблемы с поведением и прилежанием — в первую очередь. Внушите ребенку, что он — это не то, что ему поставили, будь то оценка или диагноз. И не то, как его назвали или прозвали. Он — не сумма своих особенностей и странностей, не «тот самый Иванов».

Нужно обязательно противопоставить школьной репутации ребенка что-то сильное и весомое. Конечно, идеально учить ребенка так и в таком месте, чтобы подобная репутация у него вообще не начинала складываться. Но получается не всегда. Во всяком случае, за порогом дома — никаких оценок, упреков и бесконечных «какой же ты…». Какой есть, такой и слава Богу!

Если гиперактивный ребенок растет в атмосфере постоянного недовольства, ему труднее компенсировать свои особенности.

И к ним начинают добавляться другие: тяга к опасному экстриму, агрессивность, аддикции, сильные перепады настроения. Так что от школы его надо беречь, служить буфером, и по возможности выбирать мягких, бодрых и понимающих учителей.

6. Вовремя отдать пульт управления

Гиперактивный ребенок не может обеспечить сам себе постоянную включенность (см. пункт второй). Поэтому родитель должен формировать вокруг него волшебную коробочку, включая и выключая его вручную, но позволяя постепенно сформировать выносливость и усидчивость. Эти вещи действительно крепнут путем долгих тренировок.

Вот мы завели помидор на десять минут, и точно знаем, что эти десять минут ребенок будет сидеть тихо и с нашей рукой на голове решать уравнения. Помидор зазвенел, ребенок получил маленькое поощрение, затем пять минут покувыркался на кольцах — и снова десять минут математической отсидки под гипнозом родителя.

Но как только родитель замечает, что ребенок уже в состоянии обеспечить себе этот ритм сам, он вручает пульт управления самому ребенку. Крайне важно помочь ему самостоятельно поддерживать свои ритмы. Для этого можно приспособить самые разные приемы. От доски, где можно плюсиками отмечать сделанные дела, до упомянутого помидора или таймера на телефоне.

Крайне важная задача — перевести гиперактивного ребенка на самообеспечение.

Ведь если мы продолжим управлять им вручную, то неизбежно задолбаемся до крайности, да и дитятко инфантилизируем. А если просто махнуть рукой, то… кто-то выплывет, а кто-то съедет так, что потом трудно будет наверстать. Нет, я не про оценки, а про психическое здоровье, зависимости, образ жизни. Гиперактивные дети в группе риска по многим параметрам.

7. Посмотрите на себя

Очень часто гиперактивные дети рождаются у гиперактивных родителей. Если это про нас, то поразмыслим над собственными привычками и над теми приемами, которые помогают нам все-таки адаптироваться в обществе.

В гиперактивности на самом деле масса плюсов, особенно по нынешним временам.

Адаптированный гиперактивный человек быстрее соображает, легко переключается (в то время как неадаптированный гиперактивный переключаться вообще не умеет). И хотя быстро устает, но быстро и отдыхает.

Работающий короткими циклами проект-менеджер, intraday-трейдер, легкий на подъем журналист, фрилансер, которого «ноги кормят», любитель постоянных командировок (приехать и отоспаться сутки) — гиперактивные живчики при умелом управлении своим неровным потоком энергии способны быстро и легко сворачивать разнообразные горы. Но очень важно научиться правильному обращению со своими особенностями, чтобы они не перерастали в патологию, а, наоборот, делали человека более эффективным.