Саша Черный (настоящее имя Александр Михайлович Гликберг) родился 1 октября 1880 года в городе Одесса. В семье провизора было 5 детей, двое из которых были Саши. Блондин и брюнет, «Белый» и «Черный». Так и появился псевдоним.
Мальчик стал гимназистом в возрасте десяти лет. Чтобы Саша смог поступить учиться вне «процентной нормы» для евреев, отец крестил его. Но учеба давалась Саше с трудом, его неоднократно отчисляли за неуспеваемость. В 15 лет мальчик сбежал из дома, начал бродяжничать и вскоре оказался без средств к существованию. Отец и мать перестали отвечать на его просьбы о помощи. О судьбе Саши случайно узнал журналист и написал об этом статью, которая попала в руки крупного житомирского чиновника К. Роше. Роше был растроган этой печальной историей, и взял юношу к себе в дом. Так Саша попал в Житомир.
Но и здесь будущий поэт гимназию не закончил, на этот раз - из-за конфликта с директором. Сашу призвали на воинскую службу, где он отслужил два года.
Далее Александр оказался в местечке Новоселицы (на границе с Австро-Венгрией), где поступил работать в местную таможню.
Вернувшись в Житомир, он начал работать в газете «Волынский вестник». Здесь напечатан его «Дневник резонёра», подписанный «Сам по себе». Однако газета быстро закрылась. Молодой человек, уже увлекшийся литературой, решает переехать в Петербург. Здесь Сашу приютили родные Константина Роше. Александр служил чиновником на Варшавской железной дороге. Его начальницей была Мария Ивановна Васильева. Несмотря на то, что она была старше Саши на несколько лет, они сблизились и в 1905 году поженились. Александр Гликберг оставил работу в конторе и целиком отдался литературному творчеству. Так он стал Сашей Черным.
Первое же его стихотворение «Чепуха», опубликованное под никому не известным псевдонимом, привело к закрытию журнала "Зритель", в котором оно было опубликовано, и распространилось в списках по всей стране. Стихи Саши Черного – и саркастические, и нежные, приобрели всероссийскую популярность. Корней Чуковский писал: «…получив свежий номер журнала, читатель, прежде всего, искал в нем стихи Саши Чёрного».
В 1906 году вышел в свет сборник стихов «Разные мотивы», который вскоре был запрещен цензурой из-за политической сатиры.
В 1910-1913 годах поэт писал детские книги.
В 1914 году Александр ушел на фронт, служил в 5-й армии рядовым при полевом лазарете и работал как прозаик. Однако, не выдержав ужасов войны, впал в депрессию и был помещен в госпиталь.
После Октябрьской революции осенью 1918 года Александр уехал в Прибалтику, а в 1920 году – в Германию. Некоторое время поэт жил в Италии, потом в Париже. На юге Франции провел он и последние годы жизни.
В эмиграции Саша работал в газетах и журналах, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступал со стихами перед русскими слушателями, выпускал книги. Особое место в его творчестве теперь занимала проза, адресованная и взрослым, и детям.
Смерть Саши Черного была внезапной и неожиданной: рискуя жизнью, он помогал соседям тушить пожар, а потом, уже дома, у него произошел сердечный приступ. Умер Саша Черный во Франции в местечке Лаванду 5 июля 1932 года. Ему было всего 52 года.

Наверное, сложно найти такого же автора, который столь полярен в произведениях для взрослых и детей: желчный, едкий "взрослый" юмор Саши Черного в стихах и прозе и очень добрые и мягкие детские стихи, очень хорошо отражающие детскую психологию:

Про Катюшу
На дворе мороз,
В поле плачут волки.
Снег крыльцо занес,
Выбелил все елки...
В комнате тепло,
Печь горит алмазом,
И луна в стекло
Смотрит круглым глазом.

Катя-Катенька-Катюшка
Уложила спать игрушки:
Куклу безволосую,
Собачку безносую,
Лошадку безногую
И коровку безрогую -
Всех в комок,
В старый мамин чулок
С дыркой,
Чтоб можно было дышать.
"Извольте спать!
А я займусь стиркой..."

Ай, сколько пены!
Забрызганы стены,
Тазик пищит,
Вода болтается,
Катюша пыхтит,
Табурет качается...
Красные лапки
Полощут тряпки,
Над водою мыльной
Выжимают сильно-пресильно -
И в воду снова!
Готово!
От окна до самой печки,
Словно белые овечки,
На веревочках висят
В ряд:
Лошадиная жилетка,
Мишкина салфетка,
Собачьи чулочки,
Куклины сорочки,
Пеленка
Куклиного ребенка,
Коровьи штанишки
И две бархатные мышки.

Покончила Катя со стиркой,
Сидит на полу растопыркой:
Что бы еще предпринять?
К кошке залезть под кровать,
Забросить за печку заслонку
Иль мишку подстричь под гребенку?..

Очень во многих стихотворениях можно найти, откуда "растут ноги" у той советской поэзии для детей, основоположником которой хотел себя считать Чуковский. Вот, пожалуйста - игровой ритм, множество звукоподражательных слов и легкий, певучий звукоряд:
Поезд

Третий звонок. Дон-дон-дон!
Пассажиры, кошки и куклы,
В вагон!
До свиданья, пишите!
Машите платками, машите!
Машинист, свисти!
Паровоз, пыхти:
Чах-тах-тах-тах!
Вот наши билеты -
Чурки да шкурки,
Бумажки от конфет!
Под уклон, под уклон,
Летим как пуля.
Первый вагон -
Не качайся на стуле!
Эй, вы, куда?
Кондуктор, сюда!
Вон там сзади
Взрослые дяди,
Тра-та-та, тра-та-та,
Они без билетов...
Зайцы-китайцы, -
Гони их долой!
Чах-тах, тах-тах,
Машинист, тормозите!
Чах-тах-тах,
Первый звонок!
Чах-тах,
Станция "мартышка"...
Чах-тах-тах.
Надо вылезать.

хотя мне довольно симпатичны его детские стихи, но все равно (исключительно личное впечатление, ни на что не претендую) его взрослые кажутся "естественнее", а детские - специально написанные "как надо" и иногда какие-то слишком "уменьшительно-ласкательные". Хотя, конечно, некоторые довольно удачны и эмоционально насыщены:
Приставалка

Отчего у мамочки
На щеках две ямочки?
- Отчего у кошки
Вместо ручек ножки?
- Отчего шоколадки
Не растут на кроватке?
- Отчего у няни
Волоса в сметане?
- Отчего у птичек
Нет рукавичек?
- Отчего лягушки
Спят без подушки?..

Оттого, что у моего сыночка
Рот без замочка.

<1912>
(очень жизненно, особенно для мам, правда:)?)

редко встречающееся произведение, я уже думала его сканировать из нашего сборника, но - ура! - нашла в сети. милый рассказ, называется "Домик в саду", как дети играют в домик:
http://schoolbiblio.ucoz.ru/index/sasha_chjornyj_quot_domik_v_sadu_quot/0-194

в конце 19- начале 20 века в русской детской литературе были распространены "жалостливые" стихотворения, которые обрывались на самом пике эмоций, не оканчиваясь ничем (советская литература потом продолжит эту "милую" традицию, бросая своих персонажей на произвол судьбы: "Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч!" - непонятно, вытащили ли мяч и успокоится ли когда-нибудь Танечка. Такие примеры есть и у Саши Черного (кроме этого еще очень показательно стихотворение о мартышке, тоскующей по Африке):

МЫШИНОЕ ГОРЕ

Ах, как вкусно пахло сало!
В животе моем бурчало -
Есть хотелось страсть.

Я ужасно волновалась
И на цыпочках прокралась
Мышеловке в пасть...

Только носом потянула,
Языком чуть-чуть лизнула,
Хлопс - и я в тюрьме!

Позабыла я про сало -
Волновалась и пищала,
Плакала во тьме.

Бог с ним, с салом, бог с ней - с пищей,
Утром злой придет котище -
Не видать мне дня!

Чуть откроют только дверцу, -
Он жестокий, он без сердца -
Гам - и съест меня...

Ах, несчастье! Ах, злодейство!
Ах, любимое семейство,
Шестеро мышат...

Я стою на задних лапках,
Нос от прутьев весь в царапках -
Нет пути назад!..

вот, пожалуйста - все плохо, будет еще хуже, и тут мы бросаем читателя страдать и упиваться всеми негативными эмоциями. Наверное, вот этот мотив окружающего негатива и безысходности объединяет творчество для детей и для взрослых у Саши Черного, несмотря на кажущиеся отличия на первый поверхностный взгляд.
для взрослых - для примера:
ДВА ЖЕЛАНИЯ

Жить на вершине голой,
Писать простые сонеты...
И брать от людей из дола
Хлеб вино и котлеты.

Сжечь корабли и впереди, и сзади,
Лечь на кровать, не глядя ни на что,
Уснуть без снов и, любопытства ради,
Проснуться лет чрез сто.
<1909>

КОЛЫБЕЛЬНАЯ (МАТЬ УЕХАЛА...)

Мать уехала в Париж...
И не надо! Спи, мой чиж.
А-а-а! Молчи, мой сын,
Нет последствий без причин.
Черный, гладкий таракан
Важно лезет под ди-ван,
От него жена в Париж
Не сбежит, о нет! шалишь!
С нами скучно. Мать права.
Новый гладок, как Бова,
Новый гладок и богат,
С ним не скучно... Так-то, брат!
А-а-а! Огонь горит,
Добрый снег окно пушит.
Спи, мой кролик, а-а-а!
Все на свете трын-трава...
Жили-были два крота,
Вынь-ка ножку изо рта!
Спи, мой зайчик, спи, мой чиж,-
Мать уехала в Париж.
Чей ты? Мой или его?
Спи, мой мальчик, ничего!
Не смотри в мои глаза...
Жили козлик и коза...
Кот козу увез в Париж...
Спи, мой котик, спи, мой чиж!
Через... год... вернется... мать...
Сына нового рожать...
<1910>

Саша Чёрный, Александр Михайлович Гликберг (1880-1932) – русский поэт и прозаик, его творчество относится к Серебряному веку, особенно прославился своими лирико-сатирическими фельетонами в стихотворной форме.

Раннее детство

Саша появился на свет в городе Одессе 1 октября 1880 года. Родители имели еврейское происхождение, отец работал провизором и агентом химической лаборатории. Позже семья перебралась в город Белая Церковь, где и прошло детство будущего поэта.

В семье было пятеро детей, двоим из них родители дали одинаковое имя – Саша. И так повелось у Гликбергов, что светлого ребёнка (блондина) звали Саша Белый, а тёмного (брюнета) Саша Чёрный. Таким образом, из детского семейного прозвища и появился будущий псевдоним поэта.

Саша Чёрный заметно отличался от своих сестёр и братьев. У него была буйная фантазия, он постоянно что-то мастерил, выдумывал, проводил опыты. То смешивал серу, зубной порошок и вазелин, чтобы получить непромокаемый порох, то пытался из сока шелковичного дерева изготовить чернила. В общем, квартира Гликбергов иногда напоминала химический завод. За такие опыты Саше нередко приходилось получать от отца, который отличался строгостью и крутым нравом.

Гликберги были зажиточными людьми, но малокультурными. Нельзя сказать, чтобы у Саши было счастливое детство, мальчик рос замкнутым и нелюдимым.

Обучение

В те времена ребёнку из еврейской семьи получить достойное образование было практически невозможно. Поэтому сначала Саша обучался на дому.

Для того чтобы мальчик мог поступить в белоцерковскую гимназию, родителям пришлось крестить его в русской православной церкви. Ребёнок начал обучение в гимназии уже в 10-летнем возрасте, учеба давалась ему нелегко, за плохую успеваемость парня несколько раз отчисляли. К постоянным домашним наказаниям добавился новый страх гимназистского ига.

В 15-летнем возрасте он не выдержал и сбежал из дома, бросив обучение. Кстати, ранее на такой же шаг решился и старший ребёнок семьи Гликбергов, а Саша Чёрный последовал его примеру.

Сначала мальчишку приютила у себя родная тётка по отцу. Она привезла Сашу в Петербург, где он поступил в гимназию, чтобы продолжить обучение. Но вскоре юноша был отчислен оттуда, не сдав экзамен по алгебре.

Положение Саши было катастрофическое: денег на жизнь не было совсем, он писал отцу и матери, просил помочь, но родители не отвечали на письма сына-беглеца. Парень стал нищим и занялся попрошайничеством.

В 1898 году в одной из крупнейших петербургских газет «Сын отечества» начинал работу молодой журналист Александр Яблонский. Он узнал о несчастном юноше, которого бросила семья, и написал репортаж о горестной судьбе подростка.

Житомир и крёстный папа К. Роше

Статью прочитал один весьма состоятельный господин из Житомира Константин Роше, много времени и средств уделявший благотворительности. Он забрал юношу к себе, предоставив ему кров и дав образование. Житомир стал по-настоящему второй родиной для Саши, а Константина Константиновича Роше он всегда считал своим крёстным отцом.

Роше обожал поэзию, свою любовь к стихам он прививал и Саше, а вскоре обнаружил, что парень и сам имеет неплохой поэтический дар.

Константин Константинович помог Саше устроиться на работу мелким чиновником в Службе сборов. Одновременно с работой молодой человек начал писать стихи.

В 1900 году его призвали на военную службу. В Житомире базировался пехотный полк, в котором Саша и прослужил 2 года в качестве вольноопределяющегося.

После службы он поехал в небольшой городок Новоселицы, где устроился работать таможенником на границе с Австро-Венгрией.

Но вскоре он вернулся в Житомир, где начал сотрудничать с газетой «Волынский вестник». В 1904 году было напечатано его первое стихотворное произведение «Дневник резонёра», начинающий поэт подписался «Сам по себе». Местную житомирскую интеллигенцию заинтересовало произведение, и вскоре Саша получил кличку «поэт».

Петербург

К сожалению, газета «Волынский вестник», в которой Саша стал регулярно печатать свои стихи, закрылась. Но молодого человека уже очень сильно увлекла литературная деятельность, и он принял решение переехать в Санкт-Петербург. Здесь он сначала жил у родственников Роше, они же помогли ему устроиться работать в железнодорожную налоговую службу.

Он служил небольшим чиновником, а его непосредственной начальницей была женщина – Мария Ивановна Васильева. Саша и Маша очень отличались друг от друга – и по положению, и по образованию, к тому же женщина была намного его старше. Несмотря на такие различия, они сблизились и в 1905 году поженились. Это дало молодому поэту шанс оставить работу в железнодорожной конторе и полностью заняться литературой.

Сотрудничать он стал с сатирическим журналом «Зритель». В выпуске под номером 23 было напечатано стихотворение «Чепуха», и впервые под произведением стояла подпись – Саша Чёрный. Это был ноябрь 1905 года. Стихотворение имело успех, и Сашу сразу же стали приглашать во многие сатирические издания.

Его начали печатать несколько журналов и газет:

  • «Журнальчик»;
  • «Леший»;
  • «Альманах»;
  • «Маски».

Популярность Саши Чёрного среди читателей росла. Однако этот факт омрачился тем, что после его сатирических стихов закрыли журнал «Зритель», а сборник поэзии «Разные мотивы» вообще запретили цензурой из-за политической сатиры.

Всё это привело к тому, что в 1906 году Саша Чёрный уехал в Германию, там он был слушателем лекций в Гейдельбергском университете.

Расцвет творчества

В 1908 году Саша вернулся в Санкт-Петербург, где как раз только открылся новый журнал «Сатирикон» и он, наряду с другими известными поэтами, стал его постоянным автором. Более того, с 1908 по 1911 год он занимал позицию бесспорного поэтического лидера «Сатирикона», благодаря журналу Саша имел всероссийскую славу. Корней Чуковский говорил о нём:

Его стихи действительно были в то время у всех на устах. Читатели любили их за искромётный юмор, особенную желчь и горечь, хлёсткую сатиру, простодушие и в тоже время дерзость, остроумные замечания и наивную детскость. Газеты и журналы просто боролись за право печатать поэзию Саши, он, как и раньше, сотрудничал со многими издательствами:

  • «Русская молва» и «Современный мир»;
  • «Киевская мысль» и «Солнце России»;
  • «Современник» и «Аргус»;
  • «Одесские новости».

Один за другим выходили в свет сборники его поэзии: «Невольная дань», «Всем нищим духом», «Сатиры».

Но в 1911 году без причин и объяснений Саша Чёрный ушёл из «Сатирикона». Возможно, сказалось внутреннее состояние души, молодой поэт почувствовал, что исчерпал себя в этом направлении. В том же году он дебютировал в литературе детской:

  • стихотворение «Костёр»;
  • вслед за ним в 1912 году вышло первое его прозаическое произведение – рассказ для детей «Красный камушек»;
  • в 1914 году знаменитая «Живая азбука» в стихах;
  • в 1915 году сборник детских стихотворений «Тук-тук».

Со временем произведения для детей заняли основное место в творчестве Саши Чёрного.

Революция и война

В 1914 году, когда была объявлена война с Германией, Сашу призвали на фронт. Ужасы войны оказались для поэта тяжёлым испытанием, он впал в жуткую депрессию, его поместили в госпиталь. А потом он продолжил свою службу в медицинских частях: был смотрителем госпиталя в Гатчине, затем отправился на фронт с Варшавским сводным полевым госпиталем № 2, помогал смотрителю в полевом запасном госпитале Пскова.

В конце августа 1918 года, когда Красная Армия вступила в город Псков, Саша покинул его вместе с другими беженцами. Революцию он не принял. Поэт делал попытки примириться с новой властью, но ничего не получилось, несмотря на то, что большевики предложили ему возглавить газету в Вильно. Чёрный выехал из России в 1920 году.

Эмиграция

Сначала он с супругой переехал в Прибалтику, в город Ковно. Затем перебрались в Берлин. Здесь он продолжал заниматься литературной деятельностью. Поэт сотрудничал с издательствами «Сполохи», «Руль», «Воля России», «Сегодня». В журнале «Грани» Саше довелось поработать редактором.

В 1923 году вышла в свет книга с его стихами «Жажда», изданная на собственные средства. Все произведения были пропитаны тоской по родине, в их строках проглядывалось горестное положение поэта «под чужим солнцем».

В 1924 году Чёрный переехал во Францию. Здесь он приложил все усилия, чтобы сделать популярной русскую литературу за границей. Сотрудничал сразу с несколькими парижскими журналами и газетами:

  • «Последние новости»;
  • «Перезвоны»;
  • «Сатирикон»;
  • «Иллюстрированная Россия»;
  • «Возрождение».

Он являлся организатором литературных вечеров, ездил по всей Франции и Бельгии с чтением своих стихов для русскоязычных слушателей, каждый год принимал участие в «днях русской культуры». Саша Чёрный выпустил детский альманах «Русская земля», в котором рассказывалось о русском народе, его истории и творчестве.

В годы эмиграции Чёрный особенно много работал над прозой. Им было создано множество замечательных произведений для детей:

Смерть

В 1929 году в южной части Франции, в небольшом местечке Ла Фавьер, Саша купил надел земли и выстроил дом. Это место стало поистине культурным русским центром за границей. Здесь собиралось много музыкантов, художников, русских писателей, часто приезжавших и подолгу гостивших у Чёрного.

5 июля 1932 года рядом с домом Саши случился пожар, загорелась соседняя ферма. Он, ни на секунду не задумываясь о последствиях для своего здоровья, побежал на помощь соседям, участвовал в тушении пожара. Придя домой, прилёг отдохнуть, но больше с постели не поднялся, умер от сердечного приступа.

Его похоронили на французском кладбище Лаванду. Самый близкий и дорогой человек для Саши Чёрного – супруга Мария Ивановна – скончалась в 1961 году. С этого времени за их могилами некому было присматривать и оплачивать, супруги не имели детей. Поэтому настоящее точное место захоронения поэта было утеряно. В 1978 году на кладбище Лаванду установили мемориальную табличку, на которой написано, что на этом кладбище покоится поэт Саша Чёрный.

Осталась лишь память и его бессмертная поэзия. На стихи Саши Чёрного были написаны песни и исполнены такими популярными российскими певцами, как группа «Сплин», Жанна Агузарова, Аркадий Северный, Максим Покровский, Александр Новиков.

Серебряный век подарил нам много замечательных поэтов и прозаиков, один из которых - Саша Черный. Талантливый автор, прославившийся своими лирико-сатирическими стихотворными фельетонами, прожил необычную и насыщенную на события жизнь. Перед вами пятнадцать интересных фактов из биографии Саши Черного .

  1. Почитатели поэта не раз задумывались о происхождении его псевдонима . Все просто! Он родился в семье, имевшей пять детей, двоих из которых назвали одинаково - Саша. Да и различались они одним цветом волос. Светловолосого мальчика звали "белый", а темноволосого - "черный". Оттуда и возникло столь загадочное прозвище.
  2. Родители Саши - евреи . Но несмотря на это, они даже крестили мальчика, чтобы он смог учиться в белоцерковской гимназии. Впрочем, Саша долго там не пробыл - его исключили, и долгое время он попрошайничал, пока добрый чиновник К.К. Роше не взял его под крылышко.
  3. Из-за стихотворения "Чепуха" - первого, написанного под именем Саша Черный - закрыли журнал "Зритель", в котором оно печаталось .
  4. Родители Саши особо не любили детей . Отец был слишком занят работой и не уделял времени воспитанию детей, а мать была всегда равнодушна к своим чадам. Когда Саша был вынужден покинуть гимназию, он много раз писал своим родителям, однако не дождался от них ни ответа, ни помощи.
  5. Константин Константинович Роше, который взял под опеку Сашу, привил ему любовь к литературе, поэзии, творчеству . Если бы не талант и нежность наставника, мир не увидел бы столь потрясающего сатирика.
  6. Личная жизнь поэта не отличалась разнообразием . У него была лишь одна жена, но преданная и всецело его понимающая. Она не раз спасала его от депрессий, к которым поэт был склонен. Несмотря на тесные отношения между супругами, они так и не завели детей.
  7. Корней Чуковский, известный читателям по своим детским произведениям, был почитателем Саши Черного . Писатели хорошо общались между собой, уважали творчество друг друга. После смерти Саши Чуковский выпустил Большую и Малую серии однотомников с его произведениями.
  8. Несмотря на свою известность, Саша был очень скрытен . Он не любил выступать на публике и печатать свои произведения, которые расходились с легкой руки. Многие его современники считали, что нелюдимость порождена тяжелым детством мальчика.
  9. Когда прогремел Октябрьский переворот, Саша тут же иммигрировал во Францию, поняв, что теперь в этой стране находиться опасно . Возможно, мы бы и не узнали имени Саши Черного и его прекрасных произведений, если бы он вовремя не спохватился.
  10. Саша Черный на протяжении всей жизни был добрым и отзывчивым человеком . Умер он, спасая соседскую ферму от пожара. Энергично и рьяно тушил поэт пожар, пролезая в самую его гущу. Перенагревание и избыточная усталость сделали свое дело - Саша пришел домой, лег на кровать и умер.

    10

  11. Незадолго до своей смерти Саша Черный приобрел небольшой домик, который стал настоящим пристанищем для русской интеллигенции, иммигрировавшей из родной страны . Регулярно там организовывались поэтические вечера, которые спасли творчество многих писателей, покинувших родные края.
  12. Саша был похоронен на кладбище Лаванду в департаменте Вар, однако могила поэта была утеряна после Второй Мировой войны . До сих пор никто не знает, где лежит его тело. Говорят, это случилось потому, что снаряд упал прямо на место захоронения поэта и уничтожил его.

    12

  13. Вопреки расхожему мнению, Саша Черный полностью раскрыл свой талант именно в иммиграции . Печатные издания Франции горели от его бесконечно новых стихотворений. Более того, он даже вдохновлял на новые идеи своих "собратьев по несчастью".

    13

  14. Как и многие поэты Серебряного века, Саша Черный был включен в советские учебники литературы . Его творчество было почитаемо в Советском Союзе, а многие произведения были экранизованы.
  15. И в нашем веке не забывают о столь вдающемся поэте. Например, Жанна Агузарова и группа "Браво" исполняли песню на стих Саши Черного "Медицинский институт", а Александр Васильев с группой Сплин записали песню "Васильевский остров прекрасен..." на стих Саши Черного "Под сардинку" .

Мы надеемся Вам понравилась подборка с картинками - Интересные факты из жизни Саши Черного (15 фото) онлайн хорошего качества. Оставьте пожалуйста ваше мнение в комментариях! Нам важно каждое мнение.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

САША ЧЕРНЫЙ 1880-1932

В 2010 ГОДУ исполняется 130 лет со дня рождения Саши Черного

настоящее имя Александр Михайлович Гликберг

поэт, прозаик, переводчик

Он родился и рос в семье аптекаря, детские годы провел на Украине. В его рассказах «Самое страшное», «Невероятная история», в стихотворении «Приготовишка» отразились воспоминания о детстве в городе Белая Церковь.

Из этого города семья Черного сначала переехала в Одессу, потом в Житомир, где будущий поэт учился в гимназии и откуда сбежал в 15 лет в Петербург. Из столичной гимназии он также был исключен за неуспеваемость.

Вторично исключенный из Житомирской гимназии без права поступления за столкновение с директором, юноша работал мелким чиновником, печатал свои произведения в местной газете.

Становится известным как детский писатель: книги «Тук-Тук», «Живая азбука» и другие.

В 1929 году приобрёл участок земли на юге Франции, в местечке Ла Фавьер, построил свой дом, куда приезжали и где подолгу гостили русские писатели, художники, музыканты.

Саша Чёрный скончался от сердечного приступа 5 августа 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слёг и больше не поднялся. Похоронен на кладбище Лаванду, департамент Вар. Могила поэта была утеряна после боевых действий Второй мировой войны. Детей у поэта не было.

С. Черный очень любил детей. К. Чуковский вспоминал: «В одно из воскресений на Крестовском в летний горячий день я услыхал десятки голосов, звонко кричавших: «Саша, Саша, скорее сюда!» - и увидел, что он... охотно откликается на эти призывы. Он сидел полуголый в лодке, взятой, очевидно, напрокат, и его черные глаза маслянисто поблескивали. Лодка была полна малышей, лет семи или немного постарше, которых он только что прокатил до моста и обратно, и теперь его ждали другие, столпившиеся неподалеку на сваях: «Саша, сюда, сюда!» Он бережно высадил одних пассажиров и, наполнив свою лодку другими, тотчас же пустился в новый рейс.

Отгадайте загадку в пословицах. О ком идет речь? 1)Против сотки их довольно одного ястреба. 2)Он землю видит, когда ест, небо - когда пьет. 3)Он под кровлю, а сова на ловлю. Воробей.

Что ты тискаешь утенка? Он малыш, а ты - большой. Ишь, задравши головенку, Рвется прочь он всей душой… Ты представь такую штуку - Если б толстый бегемот Захотел с тобой от скуки Поиграть бы в свой черед? Взял тебя бы крепко в лапу, Языком бы стал лизать. Ух, как стал бы звать ты папу, И брыкаться, и кричать!.. Ты снеси утенка к утке, Пусть идет купаться в пруд. Лапы мальчика не шутки, Чуть притиснешь - и капут.

Воробей мой, воробьишка! Серый-юркий, словно мышка. Глазки - бисер, лапки - врозь, Лапки - боком, лапки - вкось...

«Слоник, слоник, настоящий слон живой,- Отчего ты всё качаешь головой?» - «Оттого что, потому что, потому - Всё я думаю, дружок, и не пойму... Не пойму, что человек, такой малыш, Посадил меня в клетушку, словно мышь...