Евгений Велтистов Новые приключения Электроника

Победитель невозможного

Первое апреля

ОБЫКНОВЕННЫЕ ГЕНИИ

Дом проснулся на рассвете. В легком утреннем тумане он был похож на спящее чудовище. Высоко над землей засветилось розовое окно и погасло - словно моргнул осторожный глаз, наблюдая, какое выдалось весеннее утро. Приятный легкий морозец, серебристый иней на деревьях, неожиданно мягкий воздух.

Молнии огней пробежали внутри дома. Они все множились, образуя причудливые узоры, и вот уже весь дом опоясался цепью электрических сигналов. Дом ожил, глубоко вздохнул, загудел лифтами - еле слышно, про себя, чтобы не заглушить первую капель с крыши. Весна!..

Открылось окно в вышине, и чей-то звонкий голос прервал спокойствие утра:

Э-эй!.. Слушайте все!.. Я - гений!

Улица насторожилась от такого нескромного признания. Пропала капель.

Гений! Гений!

Пискливо отозвалось еще одно окно:

Гений - это я!.. Ура! Я открыл вечную истину…

Громыхнула балконная дверь, и мальчишеский басок прогудел:

Че-пу-ха! Я самый сильный в мире…

Кем был этот самый сильный в мире, помешал дослушать ветер. Он налетел неожиданно, прозвенел сосульками, смешал и унес с собой слова. Легкий солнечный свет позолотил стены, туман рассеялся. Дом неторопливо гасил ненужные огни и выглядел обычным домом, построенным по всем правилам теоремы Пифагора.

Вышла из подъезда школьница с тяжелым портфелем и, оглядев пустынную улицу, скорчила дому рожицу:

Первое апреля - никому не верю! - И убежала, хрустя льдышками.

Учитель математики Таратар отлично знал, какой сегодня день. По дороге в школу он вспомнил эпизод из своей школьной жизни. Полвека назад Семен Таратар написал на доске очень длинное уравнение. Когда учитель, решая уравнение, начертил график, класс засмеялся: на доске четко обозначилась фигура крокодила. Учитель, которого ребята называли Крокодилом Крокодиловичем, внимательно посмотрел на юного математика и сказал: «Я не обижаюсь. Это остроумное уравнение достойно пятерки с плюсом». Автор «уравнения Крокодила» чувствовал себя неловко…

Теперь он сам Таратар Таратарыч - так зовут его между собой ребята. Куча хитроумных уравнений потребуется, чтоб обрисовать его грузноватую фигуру, набитый книгами потрепанный портфель, очки от близорукости. Каждый год Таратар к первому апреля дает свободные задания каждому классу: доказывайте что хотите… А своему любимому восьмому «Б» сказал: «Попробуйте решить известные, но не решенные до сих пор задачи…» Он знает: тут же, на переменке, его математики начнут атаковать великую теорему Ферма, не доказанную уже более трехсот лет. Теорему они, конечно, не решат, но зато по-новому увидят многие истины…

«Я покажу вам Таратара Таратарыча! - думал с улыбкой учитель, припоминая лица своих учеников. - Вот поставлю всем пятерки с плюсом, а потом объявлю, что это была шутка…»

Он вошел в класс и сразу почувствовал: что-то случилось. Ученики, как всегда, встали, приветствуя учителя, он привычным жестом разрешил им сесть. Но воздух в комнате был словно наэлектризован.

Нет Виктора Смирнова, - заметил вслух Таратар, мельком взглянув на ряды.

Он опаздывает, - сказал кто-то с саркастическим смешком.

Учитель начал урок, не обратив внимания на таинственный намек про Смирнова.

Более трехсот лет назад французские математики Паскаль и Ферма забавы ради решили проанализировать игру в кости и открыли ряд правил. - Таратар усмехнулся, представив события, о которых рассказывал. - Как вы знаете, эти правила развились в сложные игровые схемы, которые применяются и в наши дни… Я не интересуюсь, какими методами пользовались вы, готовя сегодняшнее задание, но сейчас мы рассмотрим результаты… Итак, кто самый смелый?

Я! - прозвучал уверенный басок.

Макар Гусев с трудом вылез из-за парты.

Парта была тесновата для атлетически сложенного спортсмена. Он держал свернутую в трубку тетрадь.

Как называется твоя работа, Гусев?

- «О стереометрии бочек, имеющих наивыгоднейшую форму», - ответил Макар.

Вот это да! - восхищенно выдохнул кто-то. - На собственном опыте?

На опыте Иоганна Кеплера, - парировал Гусев.

Кажется, именно так называлась одна из работ Кеплера, в которой он предвосхитил многие результаты интегрального исчисления, - сказал Таратар.

Макар, рисовавший мелом винную бочку, обрадованно обернулся:

Точно! Кеплер только что женился… - Макар расчленил бочку на части и писал формулы. (Одобрительный гул за спиной подтверждал, что всем нравится комментарий к старинной задаче.) - Из одиннадцати невест с большим трудом выбрал себе жену, - продолжал баском Макар. - Ну, а отец жены говорит ему: «Ты хоть и придворный императорский математик, но покажи мне, какая польза от твоей учености». - «Пожалуйста, - отвечает Кеплер. - Я могу рассчитать, сколько чего в каждой твоей бочке, не заглядывая в нее»… Зря смеетесь! Все это мы с Сыроежкиным прочитали в биографии Кеплера.

Подтверждаю, - сказал с места Сергей Сыроежкин, - что Макар собственноручно принес бочку на сто литров и разложил ее двумя способами.

Я, конечно, не собираюсь жениться, но знаю точно, что методом Кеплера доказывать труднее, - сознался Макар под всеобщий смех. - То ли дело интегралами!

И он показал на доску, где внезапно для всех простая бочка воскресила историю четырехвековой давности.

Таратар смотрел на бочку и на Макара, не скрывая радости.

Блестящее подтверждение ряда побед математики, - объявил он. - Обратите внимание на главный вывод Гусева: целый научный трактат Кеплера, который был в свое время открытием, уложился в одну современную формулу. Молодец!

Ну что вы, - отмахнулся покрасневший Макар. - У других получше.

Неужели? - Таратар слегка удивился. - Кто же эти другие?

На стол учителя посыпались тетради. Тетради с доказательствами и расчетами восьмого класса «Б». Здесь были доказательства многих замечательных неравенств, недоказуемых теорем о квадратуре круга и разделении угла на три равные части, расчеты движения материков, массы сверхзвезд, продолжительности жизни элементарных частиц, точной скорости света и многих других исторических и современных задач. Только математик способен понять, что пережил в эти короткие минуты учитель. Но Таратар, приняв на свой стол груду математических рукописей, не утратил привычного оптимизма. Ведь он вызвал этот взрыв неожиданной энергии. Учитель успел лишь отметить про себя, что среди всех работ нет ничего похожего на «уравнение Крокодила». Неужели такие шутки устарели?

Ребята сдали работы. Лишь перед Вовой Корольковым, соседом Сергея Сыроежкина, лежала толстая тетрадь в коричневом переплете.

«Неужели и это тоже мне?» - весело подумал Таратар и спросил Королькова:

Ну, а ты?

Я не хотел бы… так сразу, - сказал побледневший Корольков.

Это очень ценная работа.

«Недаром товарищи зовут его Профессором», - подумал Таратар и сказал:

Назови тогда проблему, чтобы все оценили ее значение.

Доказательство теоремы Ферма, - произнес едва слышно Профессор.

Таратару стало жалко способного ученика: до чего себя загнал, просто зачах за письменным столом. А все виноват он, учитель, со своими свободными заданиями. Им ведь только волю дай, этим самолюбивым юным «фермистам», - день и ночь будут атаковать неразрешимые задачи, пока не потеряют здоровье. Да ведь разве докажешь теорему Ферма!

А ты делаешь зарядку по утрам? - спросил учитель Королькова.

Корольков взглянул на учителя с таким изумлением, словно тот обратился к нему по-марсиански.

Это доказательство великой теоремы Ферма, - упрямо повторил он.

Таратар взял тетрадь Профессора, быстро перелистал работу. В глазах зарябило от бесконечных фиолетовых формул, заполнивших тетрадь. Профессор писал мелкими, аккуратными, почти печатными буквами.

Теорема Ферма доказана для шестисот частных случаев, - медленно произнес Таратар. - Математики всего мира отказались решать теорему. Неужели тебе удалось найти совсем новый пример?

Здесь не пример. Здесь решение всей теоремы!

Профессор сел на свое место, как победитель.

Таратар взвесил в руке пухлую тетрадь. «Мало ли было за триста лет доказательств недоказуемой теоремы! Вот еще одна дон-кихотовская попытка - возможно, даже и оригинальная…»

Год написания: 1964

Жанр: повесть

Главные герои: Громов - профессор, Сережа Сыроежкин - советский школьник

Немногие знают, что известный детский фильм снят по мотивам произведения Велтистова, а краткое содержание повести «Приключения электроника» для читательского дневника поможет познакомиться с ним поближе.

Сюжет

Громов конструирует робота с искусственным интеллектом, похожего на семиклассника Сыроежкина. Робот убегает из лаборатории и сталкивается с Сережей. Школьник решает поменяться с электроником ролями, чтобы тот ходил вместо него в школу и слушался родителей, а он в это время будет отдыхать и развлекаться.

Электроник добивается успехов в школе, его хвалят учителя, родители довольны им, а одноклассники восхищаются. Сережа начинает скучать и тосковать в одиночестве, он не может никому показаться. Мальчик рассказывает электронику о своих переживаниях, робот признается, что ему нравится роль человека, но затем он убегает от людей, а Сыроежкин возвращается к своей обычной жизни.

Вывод (моё мнение)

Нужно ценить свою жизнь такой, какая она есть, - школу, учебу, родителей, одноклассников, друзей. Несмотря на неудачи и лень эти вещи - делают нас полноценными и целостными. Одиночество и безделье еще никого не сделали счастливым, напротив, оставшись с самим собой и не имея занятий, человек начинает деградировать и дичать.

Евгений Велтистов

Приключения Электроника


Электроник - мальчик из чемодана

ЧЕМОДАН С ЧЕТЫРЬМЯ РУЧКАМИ

Ранним майским утром к гостинице «Дубки» подкатил светло-серый автомобиль. Распахнулась дверца, из машины выскочил человек с трубкой в зубах. Увидев приветливые лица, букеты цветов, он смущенно улыбнулся. Это был профессор Громов. Почетный гость конгресса кибернетиков приехал из Синегорска, сибирского научного городка, и, как всегда, решил остановиться в «Дубках».

Директор «Дубков», организовавший торжественную встречу, занялся вещами. Из распахнутой пасти багажника торчал закругленный угол большого чемодана.

Э-э, даже такой силач, как вы, не поднимет его, - сказал профессор, заметив, что директор заглядывает в багажник. - Это очень тяжелый чемодан.

Пустяки, - отозвался директор. Он обхватил чемодан мускулистыми руками и поставил на землю. Лицо его покраснело. Чемодан был длинный, черного цвета, с четырьмя ручками. По форме он напоминал футляр контрабаса. Однако надписи точно определяли содержимое: «Осторожно! Приборы!»

Ну и ну… - покачал головой директор. - Как же вы справлялись, профессор?

Приглашал четырех носильщиков. А сам руководил, - сказал Громов.

Мы оставили вам тот же номер. Вы не возражаете?

Прекрасно. Весьма благодарен.

Директор с тремя помощниками взялись за ручки и отнесли чемодан на второй этаж. Поднявшись за ними, профессор с удовольствием оглядел голубоватые стены гостиной, удобную мебель, маленький рабочий стол у широкого, во всю стену, окна. Он почувствовал, что в комнате пахнет сосновым лесом, и улыбнулся.

Директор нажал на одну из кнопок у двери:

Запах хвои не обязательно. Если хотите, можно цветущие луга, фиалки и даже морозный день. Это кнопки генератора запахов. Для настроения.

Все чудесно, настроение отличное, - успокоил его профессор.

Мы так и думали. Пожалуйста, располагайтесь, отдыхайте. - И директор удалился.

Профессор распахнул окно. В комнату с шорохом листвы влетел утренний ветерок и запутался в прозрачных шторах. Под окном росли крепкие дубки, солнечные лучи пробивались сквозь их лохматые шапки и ложились светлыми пятнами на землю. Вдалеке шуршали шины. Над деревьями прострекотал маленький вертолет - воздушное такси.

Громов улыбнулся: он никак не мог привыкнуть к этим вертолетам и ездил в обычных такси. Он видел, что город раздался и похорошел. От вокзала ехали мимо километровых цветников, в бесконечном коридоре зеленых деревьев, застывших, как в почетном карауле. Куда ни посмотришь - везде что-то новое: березовая рощица, хоровод стройных сосен, яблони и вишни в белых накидках, цветущая сирень… Сады висели и над головой, на крышах зданий, защищенные от непогоды прозрачными раздвижными куполами. В промежутках между окнами, которые перепоясывали здания блестящими лентами, тоже была зелень: вьющиеся растения цеплялись за камни и бетон.

Дубки подросли, - сказал профессор, смотря в окно.

Да, он много лет не был в этом городе.

Он нагнулся над чемоданом, отпер замки, откинул крышку. В чемодане, на мягком голубом нейлоне, лежал, вытянувшись во весь рост, мальчик с закрытыми глазами. Казалось, он крепко спит.

Несколько минут профессор смотрел на спящего. Нет, ни один человек не мог бы сразу догадаться, что перед ним кибернетический мальчик. Курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы… Синяя курточка, рубашка, летние брюки. Сотни, тысячи таких мальчишек бегают по улицам большого города.

Вот мы и приехали, Электроник, - мягко произнес профессор. - Как ты себя чувствуешь?

Ресницы дрогнули, блестящие глаза открылись. Мальчик приподнялся и сел.

Я чувствую себя хорошо, - сказал он хриплым голосом. - Правда, немного трясло. Почему я должен был лежать в чемодане?

Профессор помог ему вылезти, стал поправлять костюм.

Сюрприз. Ты должен знать, что такое сюрприз. Но об этом поговорим потом… А теперь одна необходимая процедура.

Он усадил Электроника на стул, достал из-под его куртки маленькую электрическую вилку на эластичном, растягивающемся проводе и вставил ее в розетку.

Ой! - дернулся Электроник.

Ничего, ничего, потерпи, - успокаивающе сказал профессор. - Это необходимо. Ты будешь сегодня много двигаться. Надо подкрепиться электрическим током.

Оставив Электроника, профессор подошел к видеотелефону, набрал на диске номер. Засветился голубой экран. Громов увидел знакомое лицо.

Да, да, Александр Сергеевич, я уже здесь, - попыхивая трубкой, весело сказал Громов. - Самочувствие? Превосходное!

Я не хочу, - раздался за его спиной скрипящий голос Электроника. - Я так не могу…

Профессор погрозил Электронику пальцем и продолжал:

Приезжайте… Жду… Предупреждаю, вас ждет сюрприз!

Экран погас. Громов повернулся, чтобы спросить мальчика, почему он капризничает, но не успел. Электроник вдруг сорвался со стула, подбежал к подоконнику, молниеносно вскочил на него и прыгнул со второго этажа.

В следующее мгновение профессор был у окна. Он увидел, как мелькает между деревьями синяя курточка.

Электроник! - крикнул Громов.

Но мальчик уже исчез.

Покачивая головой, профессор достал из кармана очки и нагнулся к розетке.

Сбегая по лестнице, профессор заметил удивленное лицо директора и успокаивающе помахал ему рукой. Сейчас было не до объяснений.

У тротуара стояло такси. Громов резко распахнул дверцу, упал на сиденье. Переводя дыхание, скомандовал шоферу:

Вперед! Надо догнать мальчика в синей куртке!..

… Так начались необычайные события, которые вовлекли в свой круговорот немало людей.

БЕЛЫЙ ХАЛАТ ИЛИ ФОРМУЛЫ?

Живет в большом городе обыкновенный мальчишка - Сергей Сыроежкин. Внешность его ничем не примечательна: круглый курносый нос, серые глаза, длинные ресницы. Волосы всегда взъерошены. Мышцы незаметные, но тугие. Руки в ссадинах и чернилах, ботинки потрепаны в футбольных баталиях. Словом, Сыроежкин такой, как и все тринадцатилетние.

Сережка полгода назад переехал в большой желтокрасный дом на Липовой аллее, а до этого он жил в Гороховом переулке. Даже странно, как среди зданийвеликанов мог так долго сохраниться последний островок старого города - Горохов переулок, с его низенькими домиками и такими маленькими дворами, что всякий раз, когда ребята затевали игру в мяч, обязательно разбивали окно. Но вот уже полгода, как Горохова переулка нет. Бульдозеры снесли дома, и теперь там орудуют длиннорукие краны.

Велтистов, "Приключения Электроника": краткое содержание и главные герои Наверное, мало кто из поколения сорока-тридцатилетних не смотрел в детстве увлекательный фильм о приключениях мальчика-робота Электроника. Именно тогда, когда в большинстве населенных пунктов вещали в лучшем случае четыре канала, вся детвора бывшего СССР с нетерпением ожидала очередную серию знаменитого фильма. И это был настоящий подвиг для тогдашней малышни – дождаться очередного показа. Все три серии знаменитого музыкального фантастического фильма, снятого по мотивам произведения, которое написал Велтистов, – «Приключения Электроника» (краткое содержание помнят многие из нас), смотрятся, что называется, на одном дыхании.

Все герои хороши Милые сердцу герои, даже отрицательные, до сих пор иногда будоражат воображение бывших пионеров. Как сумел добиться этого Велтистов? «Приключения Электроника», главные герои которых – не только разгильдяй Сережа Сыроежкин и робот Эл, но и мрачный силач Макар Гусев, и ябеда Зоя Кукушкина, и умники Максим Корольков и Витя Смирнов, передают всю чистоту и наивность, но в то же время доброту и искренность подростков. Надо отдать должное и создателям фильма – все эти образы были выписаны сценаристами и режиссёрами удивительно качественно.

Художественные фильмы не снимают по наитию. Как правило, в основе каждого из них лежит книжный сюжет. Фильм про мальчика-робота – не исключение. В его основе лежит фантастическая повесть Велтистова «Приключения Электроника». Еще в далеком 1964 году советский писатель создал для подростков свое первое произведение из трилогии «Мальчик из чемодана». О чем же этот роман? Первый самообучающийся робот Итак, некий профессор Громов делает нешуточное открытие. Он изобретает, выражаясь современным языком, самообучающегося робота-андроида. Все его предварительные расчеты оказываются верными, и в результате научных изысканий удается изготовить первый прототип такого андроида. Его сделали очень похожим на настоящего советского школьника – Сергея Сыроежкина, чей портрет профессор увидел на обложке детского журнала. Робот был выполнен настолько хорошо, что профессор, недолго думая, назвал его почти человеческим именем – Эл (укорочено от Электроник). К вопросу создания и обучения робота Е. Велтистов («Приключения Электроника» – это же научно-фантастическая повесть) подошел очень серьезно. Он подробно описал кипевшую в лаборатории работу. Громов и его ассистентка Маша тестировали интеллектуальные способности андроида. Результаты были впечатляющими. Мозг биоробота работал с потрясающей скоростью.

Побег Электроника Однако Громов не прекращал экспериментировать. Спустя некоторое время становится понятно, что ресурсы лаборатории исчерпаны. Роботу Электронику становилось тесно в узком информационном пространстве, которое могли предоставить профессор и его ассистентка. Что же придумал Велтистов? Приключения Электроника, краткое содержание которых не передать в трех словах, продолжаются на воле, ведь жажда накопления знаний и желание вырваться из замкнутого пространства лаборатории побудили робота бежать. Попав в огромный, доселе неисследованный мир, он поначалу не знает, что ему делать. Однако совершенно человеческое чувство – любопытство – толкает Электроника на изучение всего происходящего вокруг. Встреча двойника Внешний вид робота ничем не выделял его среди других людей (именно на этой особенности андроида построил Евгений Велтистов приключения Электроника). Поэтому профессор Громов, который, конечно же, хватился пропажи, сразу же потерял его из поля зрения. Раздосадованный ученый не мог понять, почему его детище решило покинуть лабораторию. Однако спустя некоторое время он решил, что Электронику просто стало скучно. Ему захотелось новых знаний и впечатлений.

Разве мог обойтись без встречи прототипа и робота Велтистов? «Приключения Электроника», краткое содержание которых можно выразить словами «общение обычного семиклассника Сергея Сыроежкина с роботом», написаны именно ради этой встречи. И все приключения как раз и начинаются со столкновения живого и электронного мальчишек. Мы уже знаем, почему внешне они очень похожи друг на друга. Сергей просто рад очередному другу, а для робота такая встреча – это возможность быстрее адаптироваться в новом для него мире. Электроник раскрывается Сыроежкину, рассказывая тому, что он робот. Сыроежкин потрясен, но удивляется недолго. Он читал много фантастических рассказов и знает про концепцию робототехники. Проверяя знания и силу Электроника, Сергей лишний раз убеждается, что имеет дело с настоящим андроидом. Подмена Е. Велтистов «Приключения Электроника» писал об обычных подростках. В процессе общения мальчишек выясняется, что у Сергея не все в порядке с учебой. Это создает ему реальные проблемы и в школе, и дома. У Сыроежкина возникает хитроумный план: подменить себя роботом. Благо, что они практически на одно лицо. Под предлогом развития навыков общения он предлагает Электронику пойти вместо него в школу. Так он рассчитывает решить сразу несколько проблем. Во-первых, существенно поправить свои дела в плане успеваемости в школе. Во-вторых, наладить отношения с родителями, которые пошатнулись в результате плохой учебы. И, в-третьих, обрести, наконец-то, личную свободу. Как раз последнего, по мнению Сыроежкина, ему явно не хватает. Электроник, созданный для того, чтобы помогать людям, соглашается, не раздумывая. Просьба Сережи как раз вписывается в его концепцию познания социума. Из троечника в отличники Так и начались приключения Электроника (содержание его похождений занимает почти все три повести). Одевшись как Сыроежкин, он идет в школу. Там Эл быстро адаптируется благодаря компанейскому статусу самого Сергея. Добрый и отзывчивый разгильдяй довольно популярен в школьной среде. Однако вскоре одноклассники увидели разительные изменения, которые произошли с троечником Сыроежкиным. На уроке математики он блестяще написал контрольную, чем поверг учителя в шок. Показал глубокие познания в литературе, а на уроке рисования сделал почти художественный портрет понравившейся ему учительницы. Ну и совсем покорил новый Сыроежкин и одноклассников, и учителя своей сумасшедшей силой, которую он продемонстрировал на уроке физкультуры.

Электроник и родители Сыроежкина Вся школа не переставала удивляться такой трансформации вчерашнего разгильдяя и прогульщика в примерного школьника. Вместе с тем ближайшие друзья начали замечать в нем некоторые странности поведения. Отношения псевдо-Сыроежкина с матерью также налаживаются. Мама не перестает радоваться сыну, который наконец-то взялся за ум и стал прилежно заниматься. А вот отношения с отцом стали складываться странно и непредсказуемо. По всей видимости, образ настоящего Сыроежкина был более по душе не очень суровому родителю. Парень, который все время проводит за книгами в ущерб общению с отцом, стал его настораживать. Именно так показывает необходимость человеческого общения Велтистов.

«Приключения Электроника», краткое содержание которых нас сегодня интересует, повествуют о том, как подлинный Сергей Сыроежкин наслаждался свободой. Он целые дни напролет проводил в старом гараже, катался на мопеде и отдыхал от школы. Неправильная свобода Со временем, когда первый восторг прошел, Сережа начал ощущать беспокойство. Он издалека наблюдал, как робот общается с его школьными товарищами. Замечал, как нежно и любя смотрит на Электроника его мать. Постепенно парень пришел к выводу, что идея замещения была не очень-то удачной. Как же раскрывает сюжет Велтистов? «Приключения Электроника», главные герои которых запутались в своих эмоциях, продолжаются довольно откровенным для детской книжки разговором. Тоскуя, Сергей высказывает наболевшее Электронику при очередной встрече. Тот тоже довольно серьезно вжился в роль. Роботу нравится общаться в школьном коллективе и с родителями Сыроежкина. Самообучающаяся программа все больше делает его похожим на человека. Он уже почти испытывает эмоции, и его желание стать человеком усиливается с каждым днем. Человек – это звучит гордо Внутренний конфликт приводит к тому, что робот снова убегает от людей, а Сыроежкину приходится буквально отвоевывать свое имя. Все ребята помогают ему в учебе, и самостоятельно заработанные отличные оценки лишний раз подтверждают то, что главное – это желание и сила воли. Наверное, именно это хотел подчеркнуть Велтистов. «Приключения Электроника», отзывы о которых только восторженные, повествуют и о том, что даже робот, оказавшись в сложной ситуации, сумел не пойти на поводу у шайки воров, а поступил «по-человечески», предотвратив готовившееся преступление.

Евгений Велтистов прославился своей тетралогией об Электронике. В нее вошли книги "Электроник - мальчик из чемодана" (1964 г), "Рэсси - неуловимый друг" (1971 г), "Победитель невозможного" (1975 г), "Новые приключения Электроника" (1989 г).

Герои книги - семиклассники, а затем восьмиклассники семидесятых, которые встречаются с чудесным кибернетическим мальчиком, созданным профессором Громовым. Случайно увидев в журнале фото Сергея Сыроежкина, Громов решает подарить своему творению этого озорного мальчишки.

Так случилось, что Сергей и Электроник встретились. На этом построен сюжет книги. Сбылась мечта Сыроежкина. Кибернетический двойник стал ходить за него в школу, поражая учителей и своими необыкновенными способностями. У Электроника появилось много друзей, он стал нравиться девочке Майе, и Сыроежкин понял, как это грустно, когда твое место занято. Он находит в себе мужество рассказать правду.

Дружба Электроника и Сыроежкина дала героям то, чего у них не было: Сыроежкин понял, как важно всего добиваться самому, а Электроник обрел способность испытывать эмоции.

В повести "Рэсси - неуловимый друг" Электроник создает кибернетическую собаку, которая становится помощником в борьбе с отрицательным героем фон Кругом, который губит , делая из них воров. Сыроежкина снова путают с Электроником. Его похищает помощник фон Круга Мик Урри, чтобы , как профессору Громову удалось создать робота, наделенного человеческими эмоциями. Но друзья с помощью Рэсси наказывают злодея.

В третьей части, которая "Победитель невозможного", герои, ставшие восьмиклассниками, делают открытия, которые не под силу ученым. Они ссорятся, мирятся, как обычные дети, но наука увлекает их больше всего.

В четвертой части "Новые приключения Электроника" Громов создает девочку - робота Элечку. События повести разворачиваются в пионерском лагере, где Элечка, общаясь с детьми, становится похожей на человека. Ее волнуют вопросы, которые важны для подростков. Она спрашивает у Электроника, что такое любовь и ищет ответ на этот непростой вопрос.

Электроник и Элечка в конце книги становятся людьми.

Судьба тетралогии Велтистова

Евгений Велтистов после успеха книги создал сценарий фильма "Приключения Электроника", который с удовольствием смотрят современные дети. Электроника они знают по фильму, а не по книге.