«Аскольд» - бронепалубный крейсер 1-го ранга; во время Русско-японской войны входил в состав 1-й Тихоокеанской эскадры, базировавшейся в Порт-Артуре. Назван в честь Аскольда - легендарного киевского князя.

Из особенностей корабля нельзя не отметить характерный пятитрубный силуэт, единственный в Российском флоте того времени.

Основные характеристики:

Водоизмещение 5905 т.
Длина 132,5 м.
Ширина 15 м.
Осадка 6,2 м.
Бронирование палуба - 39…51 мм,
рубка - 152 мм,
щиты орудий - 25 мм.
Двигатели три вертикальные паровые машины; 9 котлов Шульца-Торникрофта.
Мощность 19 650 л. с. (14,45 МВт).
Движитель 3 винта.
Скорость хода 23,8 узла на испытаниях.
Дальность плавания 3140 миль (10-узловым ходом), запас угля - 1300 т.
Экипаж 580 офицеров и матросов.

Вооружение:

Артиллерия 12 × 152-мм/L45,
12 × 75-мм/L50,
8 × 47-мм,
2 × 37-мм орудий,
2 × 64-мм десантные пушки,
2 пулемёта.
Минно-торпедное вооружение 6 × 381-мм торпедных аппаратов.

Строился в Киле на немецкой верфи «Германия»; заложен в 8 июня 1899, спущен на воду 2 марта 1900, вступил в строй в 1902. Службу в российском военном флоте начал в составе Балтийского флота, а в 1903 был направлен на Дальний Восток.

В начале Русско-японской войны «Аскольд» являлся одним из наиболее активно действующих кораблей порт-артурской эскадры. Крейсер участвовал во всех её операциях: вёл артиллерийские бои с японскими кораблями, прикрывал свои миноносцы и отбивал атаки вражеских, досматривал подозрительные торговые суда.

10 августа (28 июля по старому стилю) 1904 «Аскольд», на котором держал флаг командир отряда крейсеров контр-адмирал Рейценштейн, вместе с порт-артурской эскадрой участвовал в неудавшемся прорыве во Владивосток.
Прорвавшись вместе с крейсером «Новик» мимо японской эскадры, «Аскольд», получивший тяжёлые повреждения, пришёл в Шанхай, где был интернирован до конца войны. После войны входил в состав Сибирской флотилии.

В начале первой мировой войны «Аскольд», находившийся на Дальнем Востоке, вошёл в состав союзной англо-французской эскадры для действий против германской крейсерской эскадры адмирала Шпее.
Позже он был направлен на Средиземное море, где принимал участие в боевых действиях против Турции и Австро-Венгрии, в том числе и в Дарданелльской операции.
После длительного ремонта во Франции (с марта 1916) «Аскольд» в июне 1917 под командованием Казимира Кетлинского прибыл в Мурманск и вошёл в состав флотилии Северного Ледовитого океана.

В 1918 захвачен англичанами в Кольском заливе. Крейсер участвовал в операциях интервентов, а позже вошёл в состав британского флота под названием «Glory IV».
В 1922 выкуплен Советской Россией, но ввиду плохого технического состояния продан на слом и отбуксирован в Гамбург, где и был разобран.

Интересные факты

Команда крейсера «Аскольд» и сам крейсер являются одними из ключевых действующих лиц романа Валентина Пикуля «Из тупика».

Во время Русско-японской войны 1904 - 1905 годов на крейсере служил будущий Верховный Правитель Российского государства адмирал Колчак.

В ночь с 20 на 21 августа 1916 года в артпогребе корабля произошел взрыв. Командование обвинило в случившимся матросов крейсера, считавшихся до этого «неблагонадежными», хотя прямых доказательств причастности экипажа так и не было найдено. После скорого суда и следствия четверо аскольдовцев - Захаров, Бешенцев, Шестаков и Бирюков - были приговорены к смертной казни.
Моряков расстреляли 15 сентября в форте Мальбуск. Больше ста человек из экипажа «крамольного» крейсера было сослано в плавучие тюрьмы и штрафные батальоны.
После революции многие моряки обвиняли офицеров корабля в том что те устроили провокацию с целью выявить и ликвидировать «большевистское подполье».


«Аскольд», крейсер.

В 1904 году стойко защищал Порт-Артур. В октябре 1907 года экипаж крейсера поддержал вооруженное восстание владивостокских рабочих и солдат. Царское правительство свирепо расправлялось с революционерами «Аскольда». Не проходило года, чтобы с корабля не списывали и не осуждали «политически неблагонадежных». В сентябре 1916 года, когда «Аскольд», совершая переход к берегам Кольского полуострова, ошвартовался во французском порту Тулон, офицеры-монархисты, опасаясь восстания, расстреляли по ложному обвинению в заговоре четырех матросов.

В начале 1917 года, когда крейсер стоял на ремонте в Англии, моряки встретились с лидерами рабочего движения в г. Глазго, в том числе с У. Галлахером, впоследствии одним из руководителей коммунистической партии Великобритании, участвовали в демонстрациях рабочих, проходивших под лозунгом «Да здравствует свободная Россия!».

В октябрьские дни 1917 года «Аскольд» находился в Мурманске. Получив известие о победе вооруженного восстания в Петрограде, моряки вынесли резолюцию: «Судовой комитет и команда крейсера стоят на стороне власти Советов и такое свое решение будут поддерживать всеми имеющимися средствами».

Матросы принимали активное участие в боях по освобождению севера от белогвардейцев и интервентов.

Вступил в строй в 1902 г. Водоизмещение - 5905 т, длина - 130,0 м, ширина - 15,0 м, углубление - 6,0 м. Мощность машин - 19 000 л. с. Скорость - 23 узла. Дальность плавания 3140 миль. Вооружение: 12 - 152-мм, 12 - 75-мм, 8 - 47-мм, 2 - 37-мм орудия, 2 десантных пушки, 4 пулемета, 6 торпедных аппаратов. Экипаж - 534 чел.

Из книги Корабль идет дальше автора Клименченко Юрий Дмитриевич

«Аскольд» Мы вернулись из Германии в 1945 >году. Вернулись все, кто остался в живых.Встретили нас в Ленинграде как родных. После объятий и приветствий повезли на дизель-электроход «Балтика», где интернированные должны были пройти карантин. Там мы окунулись в сказочную

Из книги Личный пилот Гитлера. Воспоминания обергруппенфюрера СС. 1939-1945 автора Баур Ганс

Крейсер «Дойчланд» под огнем После восстановления германской армии мы часто посещали заводы Круппа в Эссене. Гитлер здесь выслушивал доклады и осматривал новые образцы вооружения. Обычно после этого Гитлер ехал в отель «Дрезен» в Годесберге. Накануне описываемых здесь

Из книги Виктор Конецкий: Ненаписанная автобиография автора Конецкий Виктор

Крейсер «Аврора» взяли на пушку (Реплика на статьи Натальи Т. и Льва Л.) Ну и статейку вы опубликовали, братцы! Даже я, потерявший зубы, захотел покусать вас. Бабу - первую.Вот Т. пишет: «…выдраенный до светло-желтого блеска деревянный пол…» Полов на кораблях не бывает -

Из книги Великий Ильюшин [Авиаконструктор №1] автора Якубович Николай Васильевич

Из книги Отечественные мореплаватели - исследователи морей и океанов автора Зубов Николай Николаевич

11. Кругосветное плавание М. Лазарева на фрегате «Крейсер» (1822–1825) и плавание Андрея Лазарева на шлюпе «Ладога» к русской Америке (1822–1823) 36-пушечный фрегат «Крейсер» под командой капитана 2-го ранга Михаила Петровича Лазарева и 20-пушечный шлюп «Ладога», которым

Из книги На румбе - Полярная звезда автора Волков Михаил Дмитриевич

КРЕЙСЕР ШВАРТУЕТСЯ К КАТЕРУ И был день, который запомнился Стрелкову особо. На утреннем построении дивизиона был зачитан приказ о допуске молодых лейтенантов к самостоятельному управлению катером во всех условиях плавания.- Поздравляю, Сергей Иванович, - пожал ему

Из книги Океан. Выпуск тринадцатый автора Баранов Юрий Александрович

«Аврора», крейсер. Матросы «Авроры» вместе с питерскими рабочими в феврале 1917 года принимали участие в свержении самодержавия. В апреле встречали В. И. Ленина на Финляндском вокзале.В ночь на 25 октября 1917 года «Аврора» заняла боевую позицию у Николаевского моста (ныне

Из книги Три кругосветных путешествия автора Лазарев Михаил Петрович

«Алмаз», крейсер. Единственный из крейсеров, прорвавшийся в мае 1905 года после Цусимского сражения во Владивосток. Позже плавал на Балтике и Черном море. На корабле активно действовала революционная подпольная организация.В 1917 году матросы «Алмаза», находившегося в

Из книги Чекисты [Сборник] автора Дягилев Владимир

«Диана», крейсер. В один из дней 1918 года в Кремле, на куполе здания Сената, в котором разместилось Советское правительство, появилось несколько человек.- Государственный флаг поднять! - взволнованно произнес комендант Кремля Павел Мальков, бывший матрос крейсера

Из книги автора

«Олег», крейсер. «С вами хочет говорить Ленин от имени революционного правительства» - появились слова на телеграфной ленте. Исполнявший обязанности председателя Центробалта водолаз матрос Николай Измайлов, находившийся в Гельсингфорсе, продиктовал телеграфисту:

Из книги автора

«Россия», крейсер. С этим кораблем связано имя известного революционера матроса Тимофея Ульянцева. В 1913-1914 годах он руководил здесь подпольной организацией РСДРП(б). В ее ряды вступали наиболее политически сознательные моряки. В апреле 1917 года на нем было 50 большевиков.

Из книги автора

«Рюрик», крейсер. Экипаж активно участвовал в революционных событиях 1917 года.«Мы шлем тебе, Керенский, проклятие, - писали моряки 2 октября 1917 года. - Требуем от ЦИК немедленного созыва Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, который

Развитие проекта "Варяга" с улучшенной защитой, более удачным расположением орудий и надежной энергетической установкой.

постройка верфь Германия, Киль

заложен 8.06.99

спущен 3.03.1900

укомплектован янв. 1902

водоизмещение 5.950/5.860 т.

размерения 123,3/130/132,1х15,6х6,2 м

механизмы 3 вала ВТР, 19 котлов Шульца-Торникрофта; 19.000л.с.=23уз, испытания 20.017=23,36уз. форс. 23.600=24,5 уз

уголь 720/1.100 т.

дальность 1.550 (23,2), 3.250 (13,5), 4.300 (10) миль

броня (круп.) щиты орудий 25, рубка 152/30, подача 38, палуба 51-76 (скосы), гласис над МО 102, защита ТА 37-63 мм

вооружение 12-152/45, 12-75/50, 8-47/43, 2-37/23, 2-63,5/19 (дес), 6 ТА 381мм (2 подводных, 4 надводных)

экипаж 20/514 чел

Строился в Киле на немецкой верфи «Германия»; заложен в 8 июня 1899, спущен на воду 2 марта 1900, вступил в строй в 1902. Службу в российском военном флоте начал в составе Балтийского флота, а в 1903 был направлен на Дальний Восток.

В начале Русско-японской войны «Аскольд» являлся одним из наиболее активно действующих кораблей порт-артурской эскадры. Крейсер участвовал во всех её операциях: вёл артиллерийские бои с японскими кораблями, прикрывал свои миноносцы и отбивал атаки вражеских, досматривал подозрительные торговые суда.

10 августа (28 июля по старому стилю) 1904 «Аскольд», на котором держал флаг флаг командир отряда крейсеров контр-адмирал Рейценштейн, вместе с порт-артурской эскадрой участвовал в неудавшемся прорыве во Владивосток. Прорвавшись вместе с крейсером «Новик» мимо японской эскадры, «Аскольд», получивший тяжёлые повреждения, пришёл в Шанхай, где был интернирован до конца войны. После войны входил в состав Сибирской флотилии.

В начале первой мировой войны «Аскольд», находившийся на Дальнем Востоке, вошёл в состав союзной англо-французской эскадры для действий против немецких крейсеров адмирала Шпее. Позже он был направлен на Средиземное море, где принимал участие в боевых действиях против Турции и Австро-Венгрии, в том числе и в Дарданелльской операции. После длительного ремонта во Франции (с марта 1916) «Аскольд» в июне 1917 прибыл в Мурманск и вошёл в состав эскадры Северного Ледовитого океана.

В 1918 захвачен англичанами в Кольском заливе. Крейсер участвовал в операциях интервентов, а позже вошёл в состав британского флота под названием «Glory IV». В 1922 выкуплен Советской Россией, но ввиду плохого технического состояния продан на слом и отбуксирован в Гамбург, где и был разобран.

«Аскольд» - лучший крейсер, некогда входивший в состав Первой тихоокеанской эскадры флотилии Российской империи, база которой располагалась в Порт-Артуре. Корабль принимал участие в боевых действиях во время Русско-японской, а затем и Первой мировой войн. В этой статье будут представлены: краткая характеристика крейсера «Аскольд», фото и описание его походов.

Предпосылки к созданию корабля

С середины 1890 годов император Николай II начал проводить курс, направленный на укрепление позиций России на Дальнем Востоке, в Корее и Северном Китае. В то время развивался небывалыми темпами. Строительство новых кораблей проходило благодаря финансовой поддержке американского и английского правительств. В связи с этим Морское ведомство Российской империи в 1897 году решило не только обновить, но и значительно расширить состав эскадры, находящейся в Тихом океане. Планировалось, что через пять лет флот будет состоять из четырех броненосных крейсеров, десяти эскадренных броненосцев и двадцати крейсеров-разведчиков.

В феврале 1898 года император Николай II утвердил программу по усилению судостроения для Дальнего Востока. После этого вице-адмирал П. Тыртов, который управлял Морским министерством, отдал приказ МТК (Морскому техническому комитету) начать составление заданий на проектирование как крейсеров водоизмещением 3000 и 6000 тонн, так и других кораблей.

Создание крейсера «Аскольд»

В первых числах июля 1898 года состоялось заседание МТК, на котором проекты кораблей, разработанные немецкой фирмой «Фридрих Крупп», были признаны лучшими, а уже в конце месяца Николай II дал свое разрешение на заказ первого судна. Его строительство началось на верфи города Киль в Германии.

Целью заказа крейсеров за пределами Российской империи было не только скорейшее пополнение флота, но и получение новейших образцов от различных кораблестроительных фирм. После того как были выбраны лучшие из них, планировалось начать серийную постройку современных военных судов уже на отечественных заводах и верфях.

История создания крейсера «Аскольд» началась с того, что 24 октября 1898 года прибыла первая партия металла, предназначенная для строительства корабельных конструкций. Наблюдать за работами в Германии был назначен капитан 2 ранга Н. Рейценштейн. Ему помогали Л. Алексеев - старший инженер-механик, который контролировал постройку механизмов, и Э. Р. де Грофе - младший судостроитель.

«Аскольд» получил свое название 21 декабря. Его почти сразу же зачислили в списки флота. Свое название судно унаследовало от парусно-винтового корвета, носившего имя Аскольда - легендарного князя Киевской Руси, правившего в IX веке. Именно под его руководством был совершен знаменитый поход на Константинополь.

Испытания

Бронепалубный крейсер «Аскольд» был торжественно спущен на воду 2 марта под марш, исполняемый оркестром германского флота. Кроме того, освятить судно приехал из Берлина протоиерей А. Мальцев, а также хор певчих, прибывший из самого Петербурга.

Впервые корабль вышел в море 11 апреля 1901 года. Официальное шестичасовое испытание крейсера состоялось 15 сентября и проходило оно у острова Борнхольм. Сначала судно смогло развить скорость до 23,59, а затем и до 24 узлов.

Дополнительные испытания, целью которых было опробовать главные механизмы, проводились в Кильской бухте 3 ноября того же года. Тогда машины смогли развить мощность в 23 500 л. с. при 128 об/мин. Всего ходовые приемные испытания крейсера длились 2 ч 20 мин. 12 января 1902 года на крейсере «Аскольд» в торжественной обстановке были подняты гюйс, вымпел и Андреевский флаг. Вся эта церемония сопровождалась звуками оркестра и залпами артиллерийского салюта.

Характерные отличия

Начнем описание крейсера «Аскольд» с его особенностей по сравнению с другими кораблями того времени. Прежде всего, он отличался от остальных судов класса 6000 т формой корпуса и конструкцией. Для создателей этого крейсера главной целью являлась возможность облегчить сам корабль. Это позволило установить на нем самую мощную из всех силовых установок, которые использовались тогда на подобных судах.

«Аскольд» - крейсер, который отличался от других кораблей мира своим силуэтом, имевшим пять тонких труб, еще на стадии разработки был прозван «пачкой папирос». Так было задумано отнюдь не из-за стремления сделать что-либо оригинальное. Подобный подход обеспечивал заданную контрактом скорость, для чего конструкторам пришлось увеличить количество котлов.

Корпус

Он был собран по бракетной или клетчатой системе набора. Его длина составляла 131,2 м, а ширина - 15 м. Литые ахтерштевни и форштевни крепились к вертикальному килю. Параллельно ему были установлены шесть днищевых стрингеров, при этом крайние из них служили ограничителями междудонного пространства и обладали водонепроницаемыми свойствами.

Шпангоуты устанавливали вместе со штапицей, а их нумерация производилась, начиная с кормы. Двойное дно находилось между 13-м и 115-м шпангоутами, а сплошные водонепроницаемые флоры располагались на каждом пятом из них. Второе дно, которое находилось в машинных отделениях, тянулось вдоль бортов и доходило до броневой палубы, образуя межбортовое пространство с шириной в 575 мм.

Крейсер «Аскольд» был оборудован тремя палубами, устланными линолеумом: верхней, жилой или батарейной, и броневой. Корпус судна имел водонепроницаемые переборки, делившие его на 13 отсеков, предназначавшихся для обеспечения живучести корабля в случае боевых повреждений. Угольные ямы располагались вдоль бортов от 50-го до 97-го шпангоута под и над броневой палубой, служа дополнительной защитой для корабля.

Красная краска «Интернациональ», выпускаемая фирмой «Гольцапфель», покрывала подводную часть корпуса. Она служила для защиты как от коррозии, так и от обрастания ракушками и водорослями днища корабля. Изнутри междудонное пространство покрывал портландский цемент толщиной от 13 до 50 мм. На тех участках, где сталь корпуса судна соприкасалась либо с медью, либо с ее сплавами (кингстоны и дейдвудные трубы), размещали специальные протекторы, изготовленные из цинковых брусков.

Бронирование

Вдоль всей длины крейсера «Аскольд» проходила карапасная броневая палуба. Ее нижняя кромка, расположенная посередине корпуса, находилась ниже ватерлинии на 1 400 мм. Все отверстия для вентиляторов и дымовых труб были оборудованы броневыми решетками. Спусковые люки, а также угольные горловины защищались специальными крышками. Палубные броневые плиты были двухслойными: снизу корабельная сталь 10-15 мм, а сверху - легированная никелевая броня 30-60 мм.

Элеваторы для подачи боеприпасов и основания всех дымовых труб на участке от жилой до броневой палуб прикрывались 40-миллиметровыми плитами. Наклонными броневыми комингсами в 100 мм толщиной был защищен ход в румпельное отделение. Торпедные надводные аппараты прикрывала 60-миллиметровая, а боевую рубку еще более чем в 2 раза мощнее вертикальная броня. Осуществлялась также и защита приводного руля, переговорных труб и машинных телеграфов. Их размещали в бронированных трубах, имеющих толщину 80 и диаметр 400 мм.

Вооружение

Главным калибром крейсера «Аскольд» были 152/45-миллиметровые орудия Канэ в количестве 12 штук. Их изготовили на Они размещались как в носовой надстройке, так и на верхней палубе. Боекомплект для орудий, состоящий из 372 сегментных, 624 чугунных и по 564 фугасных и бронебойных снарядов, был рассчитан на 3 часа сражения по 180 выстрелов на каждую из пушек.

Зенитная и вспомогательная артиллерия на крейсере была представлена восемью 47/43-миллиметровыми орудиями Гочкиса, два из которых были установлены на съемных станках и при необходимости их переносили на катера, а остальные шесть - стационарные. На судне имелись две пушки Барановского, водруженные на лафеты. Обычно их использовал корабельный десант. Эти пушки имели небольшую массу, поэтому их можно было легко выгрузить на катер или баркас и вручную доставить на берег. Они всегда стояли на верхней палубе. Кроме того, на борту «Аскольда» размещались два 37/23 -миллиметровые орудия Гочкиса, часто используемые на баркасах крейсера, а также пулеметы «Максим», предназначавшийся для вылазок корабельного десанта.

На станках, сконструированных Меллером, были размещены на батарейной палубе еще двенадцать 75/50-миллиметровых орудий Канэ без щитов. Их боекомплект, рассчитанный на 2,5 часа, составлял по 650 выстрелов для каждой пушки. Всего насчитывалось 2116 чугунных и 1500 бронебойных снарядов.

Минно-торпедное вооружение было представлено четырьмя надводными и двумя подводными 381-миллиметровыми аппаратами. Кроме того, на борту судна имелись еще две 254-миллиметровые торпедные установки, предназначенные для катеров.

Энергетическая установка

Машинно-энергетическое оборудование занимало пять котельных и два машинных отделения. Оно было разработано фирмой «Германия». Каждая из трех основных вертикальных четырехцилиндровых паровых машин имела свой винт.
Пар для машин давали 9 котлов Торникрофта-Шульца. Один размещался в пятом, а остальные были распределены попарно по четырем котельным отделениям.

Поверхность колосников составляла 107 м², максимальное давление пара - 17 кгс/см², а суммарная нагревающаяся поверхность котлов - 5020 м². Расход угля равнялся 1 кг/л.с. в час, КПД - 60 %, а паропроизводительность каждого из котлов - 21,2 т/ч. Запас топлива в 720 тонн мог обеспечить дальность плавания лишь на 2340 миль, вместо запланированных 6500. Расход угля на максимальном ходу не превышал 18 т/ч.

Ходовые качества

Руль у «Аскольда» - полубалансирного типа. Его рама изготавливалась из литой стали, а затем обшивалась металлом толщиной 8 мм и заполнялась пробкой. Паровая машина управления крейсером позволяла с легкостью перекладывать руль на полном ходу с одного борта на другой всего лишь за 30 секунд.

Золотник рулевой машины координировался с четырех постов, где размещались штурвалы либо с электрическим, либо с гидравлическим приводами в кормовой, боевой и ходовой рубках, а также в румпельном отделении. Минимальный ход корабля составлял 10 узлов. Судно можно было развернуть на месте, используя только машины и не применяя при этом руль.

Команда корабля и обитаемость

В самом начале штатный экипаж судна состоял из 21 офицера, 9 кондукторов и 550 нижних чинов (матросов и унтер-офицеров). Незадолго до Первой мировой количество военнослужащих на корабле увеличилось еще на 70 человек. На крейсере «Аскольд» помещения, где жили члены команды, были размещены в кормовой части судна на броневой, а также под полубаком жилой палубы.

Каюты командного состава и офицеров были одноместными и располагались, начиная от 72-го шпангоута, и шли в сторону кормы. Там же находилась и кают-компания. Кроме помещений для матросов на жилой палубе еще находились корабельная церковь, лазарет, камбуз, баня и аптека.

Начало службы

В середине января 1902 года на «Аскольде» был поднят гюйс и флаг. С этого момента корабль официально встал в строй флотилии Российской империи. 27 января он покинул Киль и отправился в Либаву. 18 июня крейсер посетил сам император Николай II. Во время стоянки в довооружили. Тогда на него была установлена радиостанция, собранная в местной Минной мастерской. Кроме того, крейсер «Аскольд» оснастили приборами Гейслера к торпедным аппаратам и орудиям, пулеметами, ограничителями углов обстрела и прицелами. Были проведены переговорные трубы к элеваторам со снарядами, дооборудованы артиллерийские погреба и изготовлен минный плотик. Также судно укомплектовали полным набором боеприпасов и вооружения согласно штату.

В конце августа Николай II опять посетил «Аскольд», но уже в сопровождении семьи и греческой королевы Ольги Константиновны. Гости пожелали экипажу корабля счастливого плаванья. В начале сентября бронепалубный крейсер покинул Кронштадт и отплыл на Дальний Восток. На его борту находился и А. Н. Крылов - будущий советский академик.

В феврале 1903 года судно прибыло в Порт-Артур. С этого момента корабль стал частью эскадры, входящей в состав Тихоокеанского флота Российской империи. В январе следующего года командир «Аскольда» Рейценштейн был назначен начальником целого отряда крейсеров, а на его место пришел Грамматчиков.

Боевое крещение

Российский флот с крейсером «Аскольд» Русско-японская война, начавшаяся к вечеру 26 января 1904 года, застала стоящим у Порт-Артура. Тогда японские миноносцы впервые атаковали нашу эскадру. В середине февраля «Аскольд» вместе с еще двумя крейсерами «Новик» и «Баян» были втянуты в перестрелку с четырьмя боевыми кораблями противника. Пятого мая бронепалубный крейсер участвовал в прикрытии транспорта «Амур», ставившего минное заграждение неподалеку от Порт-Артура.

В конце июля того же года русская эскадра Тихоокеанского флота вышла в море с одной целью - прорваться во Владивосток. «Аскольд» возглавлял отряд кораблей, который следовал в составе кильватерной колонны вслед за броненосцами. Тогда же и завязался бой с японцами в Желтом море. Большинство кораблей русского отряда повернули обратно в Порт-Артур, тогда как «Новик» и «Аскольд» решили пойти на прорыв. Известно, что бой был довольно жестоким. Однако русские моряки сумели выстоять, проявив при этом необычайную стойкость и героизм. В 19 ч 40 мин русским крейсерам удалось прорваться сквозь японское заграждение.

«Аскольду» - лучшему крейсеру Порт-Артурской эскадры - в ходе боя были нанесены довольно серьезные повреждения. Кроме того, ранения получили 48 человек, а также были убиты десять матросов и один офицер. 11 августа этот героический корабль вместе с канонерской лодкой «Манджур» и миноносцем «Грозовым» спустил флаг. Несколько деталей машин, винтовки, замки орудий и боевые отделения торпед были сняты с судов и сданы в арсенал. Крейсер после вывода из дока оставался стоять какое-то время у пристани Общества КВЖД.

Дальнейшая судьба корабля

История крейсера «Аскольд», входившего в число кораблей Сибирской флотилии, была насыщена событиями:

  • 1914 год - участие в поисках крейсера «Эмден» и германских угольщиков, конвойная служба в водах Индийского океана, операции, проводившиеся на Средиземном море, захват немецкого парохода «Хайфа», уничтожение двух турецких судов.
  • 1915 год - обстрел и разрушение железнодорожного моста у Триполи, задержание персидского парохода с турецкими военнослужащими на борту, проведение Дарданелльской операции, во время которой корабль обстреливал береговые позиции противника.
  • 1916 год - находился в составе десанта, захватившего греческие форты. В августе на бронепалубном крейсере «Аскольд» в снарядном погребе прозвучал взрыв, причину которого следствие так и не смогло установить. Несмотря на полное отсутствие каких-либо улик, суд выдвинул обвинение восьми матросам, четверо из которых вскоре были расстреляны.
  • 1918 год - захвачен иностранным десантом и передан англичанам, которые переименовали его в «Глори IV» и сделали из него плавучую казарму.
  • 1921 год - возвращен на родину после оплаты затрат по его содержанию, а затем продан немцам на металлолом.

В заключение

К сожалению, в небольшой публикации невозможно дать развернутую характеристику судна. Тем же, кто заинтересовался этой темой, будет не лишним ознакомиться с монографией В. Я. Крестьянинова «Крейсер «Аскольд», вышедшей в 2012 году. Здесь дано полное техническое описание корабля, история постройки и рассказы о его героических походах.

Модель крейсера «Аскольд», выполненную еще в далеком 1900 году, можно увидеть в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга. Макет корабля есть также и в Гамбурге (Германия). Он выставлен на показ в Международном морском музее на одном из стендов, посвященных событиям Русско-японской войны.

Этот пятитрубный красавец крейсер нельзя спутать ни с каким другим кораблем всех флотов мира. Даже окрашенный в темный зеленовато-оливковый боевой цвет, он красотой и стремительностью обводов корпуса вызывал всеобщее восхищение и привлекал к себе пристальное внимание.
Бронепалубный крейсер 1 ранга "Аскольд" был заложен в 1899 году по заказу русского правительства на судоверфи в городе Киль. В 1900 году корабль был спущен на воду и через два года вошел в состав Балтийского флота. Вскоре "Аскольд" перешел на Дальний Восток, пополнив Тихоокеанскую эскадру.
На второй день после начала русско-японской войны, 27 января 1904 года, крейсер в составе эскадры вступил в перестрелку с японскими кораблями. Находясь в Порт-Артуре, "Аскольд" совершил пять боевых выходов, а 28 июля 1904 года вместе с эскадрой покинул главную базу, пытаясь прорваться во Владивосток. Во время боя в Желтом море корабль получил несколько подводных и надводных пробоин и, оторвавшись от основных сил эскадры, прорвал вражескую блокаду. Однако из-за больших повреждений и потерь в личном составе крейсер был вынужден зайти в нейтральный морской порт Шанхай и находиться там до окончания боевых действий.
После войны "Аскольд" прибыл во Владивосток и вошел в состав Сибирской флотилии, а осенью 1914 года перешел в Средиземное море. Действуя там совместно с английским и французским флотами, "Аскольд" в апреле 1915 года участвовал в Дарданелльской операции.
Союзное командование неоднократно отмечало русский крейсер, который всегда имел блестящую репутацию и вызывал всеобщее восхищение точностью стрельбы.
Пройдя за полтора года войны более 55 тысяч миль, "Аскольд" в марте 1916 года отправился во французский порт Тулон для ремонта, который продлился более года. На корабле была создана нелегальная военно-революционная организация, в которой было около 30 членов РКП(б) и сочувствующих. Во Франции матросы крейсера часто встречались с русскими политэмигрантами, доставлявшими на корабль нелегальную литературу.
Узнав о создании на корабле революционной организации, командование крейсера пошло на провокацию - устроило в артиллерийском погребе взрыв 75-миллиметрового снаряда. Вся вина была свалена на революционно настроенных матросов, объявленных на следствии и суде немецкими шпионами. После обысков восемь аскольдовцев предстали перед судом, четверо из них - Д. Г. Захаров, Ф. И. Бешенцев, Е. Г. Шестаков и А. А. Бирюков были расстреляны, еще несколько "неблагонадежных" было списано с крейсера.
Февральская буржуазно-демократическая революция застала "Аскольд" в английском порту. Узнав о свержении царизма, матросы настояли на списании с корабля и отправке в Россию участников тулонской провокации и открыто перешли на сторону революции.
17 июня 1917 года крейсер прибыл в Россию, бросив якорь на рейде Мурманска. Находясь в составе флотилии Северного Ледовитого океана, экипаж революционного корабля встретил Великий Октябрь. На митинге, состоявшемся 29 октября, моряки вынесли следующую резолюцию: "Команда стоит на страже власти Советов и такое свое решение будет поддерживать всеми имеющимися средствами".
Экипаж "Аскольда" оказался наиболее революционно настроенным среди экипажей кораблей, базировавшихся на Мурманск, поэтому эсеро-меньшевистские предатели, засевшие в Мурманском Совете, стремились расколоть монолитность рядов матросов "Аскольда". С этой целью весной 1918 года часть матросов была демобилизована, часть направлена на укомплектование экипажей других кораблей после чего на "Аскольде" была оставлена небольшая команда для его охраны.
Однако и оставшийся на корабле малочисленный экипаж продолжал стоять на большевистских позициях. Английские интервенты, обеспокоенные революционными выступлениями личного состава, 14 июля 1918 года вооруженным путем захватили крейсер и под конвоем морской пехоты отправили моряков на берег. Попавший в руки англичан корабль был разграблен, разоружен и впоследствии уведен в Англию. В ноябре 1921 года, по окончании гражданской войны и иностранной военной интервенции, "Аскольд" был возвращен Советской России, но ввиду непригодности к дальнейшему боевому использованию по решению правительства продан на металлолом.
Водоизмещение нормальное 5905 т; длина 130 м, ширина 15 м, осадка 6 м; мощность механизмов 19000 л. с.; скорость хода максимальная 23 уз; дальность плавания 3140 миль. Вооружение: 12 152-мм, 12 75-мм, 2 63-мм, 8 47-мм и 2 37-мм орудия, 2 пулемета, 6 торпедных аппаратов. Экипаж 534 человека.