Кронос вошел в историю как один из великих титанов, который сверг своего отца, чтобы завладеть престолом. В браке с богиней Реей произвел на свет будущих великих богов Олимпа: Зевса, Гестию, Деметру, Посейдона, Аида и . Оракул предсказал владыке, что он будет низвержен сыном. Чтобы удержать власть, Кронос стал пожирать своих детей.

Кто такой Кронос?

Отец Кроноса по мифам был верховным богом, Уран обладал жестоким характером и огромной силой, первых своих детей – сторуких пятидесятиголовых гекатонхейров и трех циклопов – он заточил в Тартар. Поэтому Кронос – бог времени – решил взять власть в свои руки и занять место на престоле. Мать Гея помогла ему вызволить титанов и дала алмазный меч. Вместе с братьями и сестрами Крон победил отца, занял трон и женился на сестре – титаниде Рее. Помогавшим ему титанов и гекатонхейров вновь заточил в Тартаре.

Знак Кроноса

Знаком бога времени называют часы, но на самом деле эту роль играл серп Кроноса. Этим орудием, сделанным из алмаза, он оскопил прежнего владыку неба Урана, чтобы тот никогда больше не производил детей – возможных соперников в борьбе за трон. Убивающий своих малышей Кронос стал символом времени, которое создает и разрушает. Изображали его в капюшоне, с крыльями на спине и серпом в руке, каждый предмет имел свое символическое значение:

  • капюшон олицетворял осеннее истощение силы Солнца;
  • крылья напоминали о быстро текущем времени;
  • серп свидетельствовал о неизбежности, невозможности что-либо изменить во времени.

Кронос - мифология

Хотя бог Кронос в греческой мифологии именовался владыкой «золотого века», времени, когда люди чувствовали себя равными богам, он больше прославился, как отец верховного Зевса. Мать Гея предсказала Крону, что его свергнет собственный сын, и с той минуты дети Кроноса и Реи были обречены. Владыка проглатывал их сразу после рождения. Только Зевса матери удалось спасти, подсунув мужу запеленутый камень.

Растили малыша тайком на острове Крит, по легенде выкормила его божественная коза Амалфея. Охраняли мальчика куреты, чтобы не услышал Крон, эти воины били в щиты, когда ребенок плакал. Повзрослев, Зевс решил свергнуть отца и позвал на помощь циклопов, эта война длилась 10 лет. Это время, когда бился Зевс против Кроноса, тряслась и горела земля, назвали титаномахией. Только после долгого противостояния будущий громовержец рискнул вывести из Тартара гекатонхейров, которые помогли победить верховного титана. Но как можно было освободить ранее проглоченных Кроносом детей?

Зевс попросил о помощи дочь Океана титаниду Метиду, и она дала молодому богу волшебное зелье. Когда его подмешали в питье Крона, тот стал изрыгать все проглоченное ранее. Освобожденные дети стали богами Олимпа:

  • Гестия;
  • Деметра;
  • Посейдон;
  • Гера.

Кронос и Рея

Жена Кроноса Рея считалась богиней Земли и плодородия, материнства, изобилия, во многом, благодаря ей, люди во времена правления Крона жили без горя и трудов. Есть версия, что это имя означает «рай, Ирий», который воцарился на свете. Гомер упоминал Рею, как богиню, непринужденно живущую в потоках времени, сопровождающую людей от появления на свет и до смерти. Желая освободить всех своих детей, она подговорила титанов и гекатонхейров восстать против Крона, рискнула спасти Зевса и дала ему оружие против титана. Древние фракийцы дали этой богине еще несколько имен:

  • Бендис;
  • Котис;
  • Геката.

Миф о Кроносе и его детях

Почему Кронос ел своих детей, а не уничтожал их? Ответ на этот вопрос пытались найти исследователи, и пришли к мнению, что Крон не мог лишить жизни бессмертных существ, а только заточить в коконе вечности – в самом себе. Этот жест стал символом всепоглощающего времени: дети Кроноса рождаются и уничтожаются им же. После того, как мать Гея предсказала свержение Кроносу от рук собственного сына, тот решил их поглощать, чтобы никто не мог освободить детей владыки неба.


Кто убил Кроноса?

Кронос и Зевс боролись за власть, но исследователи считают, что непокорный сын пытался положить конец безумству космических стихий и навести порядок на земле. Потому и убрал под землю всех титанов, а сторожить пленников поставил гекатонхейров. Мифы рассказывают, что Зевс победил отца в бою и заточил в Тартар, но орфики выдвинули другие версии:

  1. Громовержец опоил Кроноса медом и кастрировал, потом отправил в Тартар.
  2. Зевс победил владыку космоса в бою, но отправил не в Тартар, а на остров на краю земли, за океаном, где жили только мертвые.

Мифы сохранили сказания и о семени бога Кроноса. Из разных источников и других верований были составлены две версии:

  1. Семя бога изначально хранилось в яйце из серебра, в тайнике времени. Из него родились и Земля, и первое поколение богов, в некоторых сказаниях Кроноса называют еще Драконом-Змеем.
  2. Семя Крона хранил в секретном месте Зевс уже после свержения отца-титана. Из этого запаса родилась позднее .

Кронос (или Крон), в греческой мифологии один из титанов, по другой версии верховное божество. Период главенства Кроноса считался Золотым веком

Семья и окружение

Кронос младший сын первого бога Урана-Неба и богини Геи-Земли. По Диодору Кронос был старшим сыном и поэтому стал во главе богов. По Ферекиду Сирскому Кронос победил Офиона и поэтому имел право на царствование.

Его женой стала титанида Рея, сестра Кроноса, которая родила ему Зевса , Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. От союза Кроноса и нимфы Филиры родился кентавр Хирон, позже опасаясь ревности Реи, Кронос превратил Филиру в кобылицу.

Сестрой Кроноса считается Афродита, появившаяся из крови, смешанной с семенем Урана, попавшей в море. Другие братья и сестры Кроноса - циклопы, эринии, гекатонхейры, оры и ореады, Титаны (Гиперион, Иапет, Крий, Кей, Океан) и Титаниды (Диона, Мнемосина, Рея, Тетис, Феба, Фейя, Фемида) и множество других богов и существ рожденных Геей и Ураном.

Мифы

Уран ненавидел своих детей от Геи за их уродливость и мощь, и боясь быть свергнутым одним из своих детей, заточал их в недрах Земли. Гея, мучаясь от тяжести своих детей, задумала прекратить бесконечную плодовитость своего кровожадного мужа. Она выковала серп и спросила своих детей, кто из них готов помочь ей в этом мероприятии. Кронос согласился исполнить волю своей матери. Этим серпом он оскопил Урана. Серп Кронос бросил в море у мыса Дрепан в Ахайе.

После этого Кронос стал править богами и людьми. При нём наступил Золотой век. Но и Кронос боялся своих детей, Уран предсказал ему ту же судьбу - быть поверженным своим сыном от Реи. И Кронос совершил ту же ошибку, что и его отец, он решил избавляться от всех своих детей. Он проглатывал каждого ребёнка, которого показывала ему Рея, она не смела противиться своему мужу. Но однажды Рея решила обмануть Кроноса.

Рея родила Зевса в глубокой пещере на Крите и спрятала его там, вместо младенца она принесла Кроносу завёрнутый камень и тот проглотил обманку. Когда Кронос понял, что его обманули, он начал искать младенца по всей земле, но когда малыш плакал, куреты стучали копьями о щиты, чтобы никто не услышал его плач.

И вот возмужавший Зевс решил освободить своих братьев и сестёр и отомстить своему отцу. Метида помогла своему будущему мужу, она дала Кроносу волшебное питьё, вызывающее тошноту и Кронос изверг из себя всех своих проглоченных детей. После чего Зевс сверг ослабевшего Кроноса в Тартар. Но на защиту Кроноса встали титаны и началась Титаномахия - война длившаяся долгих десять лет. После победы титаны тоже были отправлены в заключение в Тартар, где их охраняли освобождённые Гекатонхейры (сторукие). Однако по более поздней версии (по орфикам) Кронос примирился с Зевсом и был отправлен править на острова блаженных, скорее всего отсюда возникло понятие о царствовании Кроноса как счастливом и благодатном времени.

Имя, эпитеты и характер

Первоначально Кронос - бог земледелия, позднее, в эллинистический период, отождествлялся с богом, персонифицирующим время, Хроносом (время), из-за созвучия их имён. Этимология имени Кронос неизвестна. Неизвестно, греческого ли происхождения это имя. Существовал у ионийцев, во всяком случае, в ряде ионийских городов есть праздник Кроний, но исконность его связи с Кроносом сомнительна, так что бог Кронос, будучи персонажем мифов, оказывается в то же время на периферии религиозных культов и верований.

В римской мифологии Кронос известен под именем Сатурна, который воспринимался как символ неумолимого времени. По преданию, отождествлявшему Кроноса с Сатурном, он был разбит Зевсом и бежал в Италию. Отождествлялся с финикийским богом, которому приносили в жертву младенцев.

Культ и символика

Кроносу были посвящены празднества кронии, в Риме - сатурналии, во время которых господа и слуги менялись своими обязанностями и воцарялось безудержное веселье карнавального типа.

Кронос был богом и в Аравии. В Олимпии ему был сооружён храм. Жертвы Кроносу приносили в Олимпии на вершине горы Кроний в весеннее равноденствие в месяце Элафионе басилом. Кронос царствовал в Ливии и Сицилии и основал Гиераполь.

В культуре и искусстве

Ему посвящён XIII орфический гимн. Образ Кроноса (Сатурна), пожирающего своих детей, получил отражение в изобразительном искусстве (Рубенс, Гойя).

В культуре и искусстве

В честь Кроноса была названа морская рептилия - Кронозавр (Kronosaurus) - гигантский плиозавр раннемеловой эпохи.

Древнегреческая мифология повествует нам о том, как с рождением страшных детей в мире появилось зло! И первым орудием зла стал непокорный, непочтительный , лишивший отца Урана творческой силы. И как мы помним, последними, кого родил Уран, пролив кровь и семя в океан и выкрикнув проклятие Крону, были страшные эриннии, силы мщения.

И конечно, первой их жертвой стал Крон. Взял он в жены титаниду Рею, олицетворение Земли, и начали рождаться у него дети.

Но проклятие Урана не давало ему покоя. Уран предсказал Крону, что его собственный ребенок поступит с ним точно так же и займет его место на троне.

И начинается страшное. Крон одного за другим глотает всех своих рождающихся детей.

Сколько раз обыгран этот дикий сюжет в изобразительном искусстве! И обыгран неверно.

Мы забываем, что речь-то идет о богах, которым смерть не свойственна. Поэтому бесполезно представлять себе Крона, отгрызающего и пережевывающего куски младенцев. Он поглощал их каким-то совершенно иным путем, не прерывая их жизни - прервать ее было невозможно.

И за этим скрыта аллегория.

По-видимому, первоначально Крон был божеством земледелия, иначе, откуда бы взяться у него серпу. И только позже благодаря созвучию Крон-Хронос он стал олицетворять время. Но в любом случае картина получается интересная. Время, воцарившееся в мире и поглощающее свое будущее. Этакое вечное царство Здесь и Сейчас! Любопытно, что именно царствие Крона было названо Гесиодом «золотым веком», когда жили бесконечно, не зная бед и болезней!

Так кто же были эти дети, проглоченные Кроном?

Гестия, богиня «прирученного» огня, того огня, который служит людям, горит в жертвеннике и домашнем очаге. Богиня, защищающая этим огнем любое человеческое жилище: и дома, и города, и государства.

Деметра, богиня плодородия. Покровительница всего, что растет на земле, матери Рее. Богиня, кормилица, защищающая земледельцев.

Гера - богиня брака и семьи. Очень важная для жизни людей богиня.

Аид - бог подземного царства мертвых. Интересно, что подземное царство мертвых, это вовсе не Тартар, рожденный Хаосом в начале творения. Тартар расположен дальше, за пределами смерти. А значит, Аид со своим царством мертвых, это тоже божество, необходимое только человеку. Должен же человек уходить куда-то после смерти.

Посейдон - бог морей. Очень странное имя у него, означающее в переводе «трясти землю». Вероятно, именно его шалостям древние греки приписывали землетрясения. Ведь земля плавает в водах великого Океана.

Вот какая интересная получается картина. В этом мире, где царит Крон - Время, нет места человеку. Все, покровительствующее человеку, защищающее его интересы, проглочено временем. Между тем, по Гесиоду, это золотой век. Загадка!

Но рождается у Крона шестой ребенок, маленький Зевс, и прожорливый отец совершает роковую ошибку. Он доверчиво разрешает жене Рее удалиться для родов на дальний остров Крит, как посоветовали ей родители, Уран и Гея. Она рождает Зевса и прячет его, а отцу Крону, пришедшему за новорожденным сыном дает большой камень, завернутый в пеленки. Еще одно указание нам на то, что Крон поглощал своих детей каким-то неизвестным нам путем. Не заметив, проглотил и камень. И спокойно покинул остров Крит.

Удивительный это был остров. Населен он был полубогами. Кто такие? Видимо, соединялись боги не только с себе подобными, но и со всем живым и неживым миром.

Так жила на острове полубогиня Амалфея - коза, вскормившая Зевса молоком. Ее супруг Мелиссей, тоже полубог, покровитель пчел, кормил Зевса медом. Их дочери, нимфы Адрастея и Идея нянчили маленького бога.

А еще жили на острове удивительные существа, называемые куретами. Их родил титан Гелиос - Солнце от … деревьев. Трудно предположить, как именно они выглядели, но при этом были вооружены, потому что первое оружие в мире сделали именно они. С непонятной целью. Воевать пока было не с кем.

Куреты тоже сыграли в спасении маленького Зевса важную роль. Когда малыш начинал плакать, они гремели своим оружием, чтобы заглушить его крики и скрыть от Крона его пребывание.

Так удалось вырасти живым и невредимым самому младшему из детей Крона.

крон мифология древней, крон секюрити оод
Кро́нос , Крон (др.-греч. Κρόνος) - в древнегреческой мифологии - верховное божество, по иному мнению титан, младший сын первого бога Урана (неба) и богини Геи (земли). Первоначально - бог земледелия, позднее, в эллинистический период, отождествлялся с богом, персонифицирующим время, Хроносом (др.-греч. Χρόνος от χρόνος - время). Период верховенства Крона считался за золотой век.
  • 1 Этимология
  • 2 Кронос и Зевс
  • 3 Позднейшая традиция
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Этимология

Этимология имени Кронос неизвестна. Сами греки поздних времён, из-за созвучия имён, сопоставляли его с Хроносом-временем. Неизвестно, греческого ли происхождения это имя. Только серп - древний атрибут - говорит об их природе. Существовал у ионийцев, во всяком случае, в ряде ионийских городов есть праздник Кроний, но исконность его связи с Кроносом сомнительна, так что бог Кронос, будучи персонажем мифов, оказывается в то же время на периферии религиозных культов и верований.

Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей, возвращал их снова в недра земли. Поэтому Гея, изнемогавшая от бремени, уговорила Кроноса, родившегося последним, оскопить Урана. Кронос стал верховным богом.

Серп, которым он оскопил Урана, Кронос бросил в море у мыса Дрепан (Серп) в Ахайе. Этот серп хранился в пещере в Занкле (Сицилия).

Оскопление Урана Кроном. Джорджо Вазари и Жерарди Христофано, XVI век, Палаццо Веккьо, Флоренция

По Ферекиду Сирскому Кронос победил Офиона и первым был коронован. По другой версии Кронос был старшим сыном, и поэтому стал царём.

При нём наступил золотой век. Кронос боялся предсказания Урана, по которому кто-то из его детей, рождённых ему Реей, свергнет его, а поэтому проглатывал их одного за другим. Так проглотил он Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. От союза Кроноса с нимфой Филирой (которую он после, опасаясь ревности Реи, превратил в кобылицу) родился кентавр Хирон.

Кронос и Зевс

Рея, беременная Зевсом, не желая лишиться последнего ребенка, родила его в глубокой пещере на Крите и скрыла там, а Кроносу дала проглотить камень (Байтил). Этот камень позже показывали в Дельфах. Также легенду с камнем связывали с утёсом Петрах над Херонеей. Этот камень называют агадир. Когда Кронос понял, что обманут, стал искать Зевса по всей земле, но куреты помешали ему найти младенца и когда Зевс плакал, они стучали копьями о щиты, чтобы Кронос не услышал плач маленького Зевса.

Сатурн (Рубенс)

Когда Зевс вырос, он начал войну с отцом. После десятилетней войны Кронос был свергнут Зевсом и заключён в Тартар.

По одному сказанию, Зевс в Олимпии боролся за власть с Кроносом и победил. Согласно же орфикам, Зевс по совету Нюкты напоил Крона мёдом, тот заснул и его оскопили (кастрировали). По версии, оскоплён Зевсом, от его семени родилась Афродита (обычно здесь фигурирует Уран). Уже после титаномахии, Кроноса и ставших на его защиту титанов Зевс заключил в Тартар.

Зевс сверг отца, освободил из его чрева братьев и сестёр, заставив Кроноса изрыгнуть проглоченных им детей, и воцарился над миром, сделав своих братьев и сестёр олимпийскими богами (Гестию - богиней домашнего очага, Геру - женой и царицей богов, Деметру - богиней полей и плодородия, Аида - богом подземного царства мёртвых и Посейдона - богом морей).

По более позднему варианту мифа, Кронос впоследствии был переселён на «острова блаженных». Отсюда в представлении древних греков «царство Кроноса» соответствовало сказочному «золотому веку».

Позднейшая традиция

Кронос похоронен на Сицилии. Был богом в Аравии. Отождествлялся с финикийским богом, которому приносили в жертву младенцев. Олимпии ему был сооружён храм. Жертвы Крону приносили в Олимпии на вершине горы Кроний в весеннее равноденствие в месяце Элафионе басилом.

Ему посвящён XIII орфический гимн.

Кроносу соответствует римский Сатурн. По преданию, отождествлявшему Кроноса с Сатурном, он был разбит Зевсом и бежал в Италию (см. Сатурн). Кронос царствовал в Ливии и Сицилии и основал Гиераполь.

Образ Кроноса (Сатурна), пожирающего своих детей, получил отражение в изобразительном искусстве (Рубенс, Гойя).

В честь Кроноса назван cron - планировщик задач в UNIX-образных операционных системах.

См. также

  • Петбе

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. 2 т. Т.2. С.18, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. 3 т. Т.1. С.392-393
  2. Зайцев А. И. Греческая религия и мифология: курс лекций / Под ред. Л. Я. Жмудя. - М.: Academia, 2005. - С. 63. - 208 с. - (Classicus: Классическая учебная книга). - 5100 экз. - ISBN 5-7695-1681-X.
  3. Гесиод. Теогония. 154-185
  4. Павсаний. Описание Эллады VII 23, 4
  5. Каллимах, фр.43 Пфайфер, ст.70
  6. Ферекид, фр. В4 Дильс-Кранц = Тертуллиан. О венце 7
  7. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 66, 4
  8. Гесиод. Теогония. стр. 497-500; Павсаний. Описание Эллады X 24, 6
  9. Павсаний. Описание Эллады IX 41, 6
  10. Первый Ватиканский мифограф II 3, 3
  11. Гигин. Мифы 139
  12. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 3-5; 2, 1 далее; Нонн. Деяния Диониса XXIV стр. 228
  13. Павсаний. Описание Эллады V 7, 10; VIII 2, 2
  14. Орфика, фр. 154 Керн = Порфирий. О пещере нимф 16
  15. Первый Ватиканский мифограф II 4, 1
  16. Климент. Протрептик 30, 3
  17. Нонн. Деяния Диониса XL 403
  18. Плутарх. О суеверии 13
  19. Павсаний. Описание Эллады V 7, 6
  20. Павсаний. Описание Эллады VI 20, 1
  21. Полемон, фр.102 Преллер

Ссылки

  • Энциклопедия античной мифологии: Кронос

. Крон (мифология) Крон (мифология)

Этимология

Этимология имени Кронос неизвестна. Сами греки поздних времён, из-за созвучия имён, сопоставляли его с Хроносом-временем. Неизвестно, греческого ли происхождения это имя. Только серп - древний атрибут - говорит об их природе. Существовал у ионийцев , во всяком случае, в ряде ионийских городов есть праздник Кроний, но исконность его связи с Кроносом сомнительна, так что бог Кронос, будучи персонажем мифов, оказывается в то же время на периферии религиозных культов и верований . Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей, возвращал их снова в недра земли. Поэтому Гея , изнемогавшая от бремени, уговорила Кроноса, родившегося последним, оскопить Урана. Кронос стал верховным богом .

Серп, которым он оскопил Урана, Кронос бросил в море у мыса Дрепан (Серп) в Ахайе . Этот серп хранился в пещере в Занкле (Сицилия) .

При нём наступил золотой век. Кронос боялся предсказания Урана, по которому кто-то из его детей, рождённых ему Реей , свергнет его, а поэтому проглатывал их одного за другим. Так проглотил он Гестию , Деметру , Геру , Аида и Посейдона . От союза Кроноса с нимфой Филирой (которую он после, опасаясь ревности Реи, превратил в кобылицу) родился кентавр Хирон .

Кронос и Зевс

Рея, беременная Зевсом , не желая лишиться последнего ребенка, родила его в глубокой пещере на Крите и скрыла там, а Кроносу дала проглотить камень (Байтил). Этот камень позже показывали в Дельфах . Также легенду с камнем связывали с утёсом Петрах над Херонеей . Этот камень называют агадир . Когда Кронос понял, что обманут, стал искать Зевса по всей земле , но куреты помешали ему найти младенца и когда Зевс плакал, они стучали копьями о щиты, чтобы Кронос не услышал плач маленького Зевса.

Зевс сверг отца, освободил из его чрева братьев и сестёр, заставив Кроноса изрыгнуть проглоченных им детей, и воцарился над миром, сделав своих братьев и сестёр олимпийскими богами (Гестию - богиней домашнего очага, Геру - женой и царицей богов, Деметру - богиней полей и плодородия, Аида - богом подземного царства мёртвых и Посейдона - богом морей).

По более позднему варианту мифа, Кронос впоследствии был переселён на «острова блаженных ». Отсюда в представлении древних греков «царство Кроноса» соответствовало сказочному «золотому веку ».

Позднейшая традиция и упоминания

Кронос похоронен на Сицилии . Был богом в Аравии . Отождествлялся с финикийским богом , которому приносили в жертву младенцев . В Олимпии ему был сооружён храм . Жертвы Крону приносили в Олимпии на вершине горы Кроний в весеннее равноденствие в месяце Элафионе басилом .

Ему посвящён XIII орфический гимн.

Кроносу соответствует римский Сатурн . По преданию, отождествлявшему Кроноса с Сатурном, он был разбит Зевсом и бежал в Италию (см. Сатурн). Кронос царствовал в Ливии и Сицилии и основал Гиераполь .

См. также

Напишите отзыв о статье "Крон (мифология)"

Примечания

Ссылки

  • .

Отрывок, характеризующий Крон (мифология)

– А вы разве умеете? – спросила Наташа. – Дядюшка не отвечая улыбнулся.
– Посмотри ка, Анисьюшка, что струны то целы что ль, на гитаре то? Давно уж в руки не брал, – чистое дело марш! забросил.
Анисья Федоровна охотно пошла своей легкой поступью исполнить поручение своего господина и принесла гитару.
Дядюшка ни на кого не глядя сдунул пыль, костлявыми пальцами стукнул по крышке гитары, настроил и поправился на кресле. Он взял (несколько театральным жестом, отставив локоть левой руки) гитару повыше шейки и подмигнув Анисье Федоровне, начал не Барыню, а взял один звучный, чистый аккорд, и мерно, спокойно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню: По у ли и ице мостовой. В раз, в такт с тем степенным весельем (тем самым, которым дышало всё существо Анисьи Федоровны), запел в душе у Николая и Наташи мотив песни. Анисья Федоровна закраснелась и закрывшись платочком, смеясь вышла из комнаты. Дядюшка продолжал чисто, старательно и энергически твердо отделывать песню, изменившимся вдохновенным взглядом глядя на то место, с которого ушла Анисья Федоровна. Чуть чуть что то смеялось в его лице с одной стороны под седым усом, особенно смеялось тогда, когда дальше расходилась песня, ускорялся такт и в местах переборов отрывалось что то.
– Прелесть, прелесть, дядюшка; еще, еще, – закричала Наташа, как только он кончил. Она, вскочивши с места, обняла дядюшку и поцеловала его. – Николенька, Николенька! – говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая его: что же это такое?
Николаю тоже очень нравилась игра дядюшки. Дядюшка второй раз заиграл песню. Улыбающееся лицо Анисьи Федоровны явилось опять в дверях и из за ней еще другие лица… «За холодной ключевой, кричит: девица постой!» играл дядюшка, сделал опять ловкий перебор, оторвал и шевельнул плечами.
– Ну, ну, голубчик, дядюшка, – таким умоляющим голосом застонала Наташа, как будто жизнь ее зависела от этого. Дядюшка встал и как будто в нем было два человека, – один из них серьезно улыбнулся над весельчаком, а весельчак сделал наивную и аккуратную выходку перед пляской.
– Ну, племянница! – крикнул дядюшка взмахнув к Наташе рукой, оторвавшей аккорд.
Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.
Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел и они уже любовались ею.
Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.
– Ну, графинечка – чистое дело марш, – радостно смеясь, сказал дядюшка, окончив пляску. – Ай да племянница! Вот только бы муженька тебе молодца выбрать, – чистое дело марш!
– Уж выбран, – сказал улыбаясь Николай.
– О? – сказал удивленно дядюшка, глядя вопросительно на Наташу. Наташа с счастливой улыбкой утвердительно кивнула головой.
– Еще какой! – сказала она. Но как только она сказала это, другой, новый строй мыслей и чувств поднялся в ней. Что значила улыбка Николая, когда он сказал: «уж выбран»? Рад он этому или не рад? Он как будто думает, что мой Болконский не одобрил бы, не понял бы этой нашей радости. Нет, он бы всё понял. Где он теперь? подумала Наташа и лицо ее вдруг стало серьезно. Но это продолжалось только одну секунду. – Не думать, не сметь думать об этом, сказала она себе и улыбаясь, подсела опять к дядюшке, прося его сыграть еще что нибудь.
Дядюшка сыграл еще песню и вальс; потом, помолчав, прокашлялся и запел свою любимую охотническую песню.
Как со вечера пороша
Выпадала хороша…
Дядюшка пел так, как поет народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне все значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев – так только, для складу. От этого то этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, и у дядюшки был необыкновенно хорош. Наташа была в восторге от пения дядюшки. Она решила, что не будет больше учиться на арфе, а будет играть только на гитаре. Она попросила у дядюшки гитару и тотчас же подобрала аккорды к песне.
В десятом часу за Наташей и Петей приехали линейка, дрожки и трое верховых, посланных отыскивать их. Граф и графиня не знали где они и крепко беспокоились, как сказал посланный.
Петю снесли и положили как мертвое тело в линейку; Наташа с Николаем сели в дрожки. Дядюшка укутывал Наташу и прощался с ней с совершенно новой нежностью. Он пешком проводил их до моста, который надо было объехать в брод, и велел с фонарями ехать вперед охотникам.
– Прощай, племянница дорогая, – крикнул из темноты его голос, не тот, который знала прежде Наташа, а тот, который пел: «Как со вечера пороша».
В деревне, которую проезжали, были красные огоньки и весело пахло дымом.
– Что за прелесть этот дядюшка! – сказала Наташа, когда они выехали на большую дорогу.
– Да, – сказал Николай. – Тебе не холодно?
– Нет, мне отлично, отлично. Мне так хорошо, – с недоумением даже cказала Наташа. Они долго молчали.
Ночь была темная и сырая. Лошади не видны были; только слышно было, как они шлепали по невидной грязи.
Что делалось в этой детской, восприимчивой душе, так жадно ловившей и усвоивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? Как это всё укладывалось в ней? Но она была очень счастлива. Уже подъезжая к дому, она вдруг запела мотив песни: «Как со вечера пороша», мотив, который она ловила всю дорогу и наконец поймала.
– Поймала? – сказал Николай.
– Ты об чем думал теперь, Николенька? – спросила Наташа. – Они любили это спрашивать друг у друга.
– Я? – сказал Николай вспоминая; – вот видишь ли, сначала я думал, что Ругай, красный кобель, похож на дядюшку и что ежели бы он был человек, то он дядюшку всё бы еще держал у себя, ежели не за скачку, так за лады, всё бы держал. Как он ладен, дядюшка! Не правда ли? – Ну а ты?
– Я? Постой, постой. Да, я думала сначала, что вот мы едем и думаем, что мы едем домой, а мы Бог знает куда едем в этой темноте и вдруг приедем и увидим, что мы не в Отрадном, а в волшебном царстве. А потом еще я думала… Нет, ничего больше.