Список статей:

Культура викингов - сердце Древней Скандинавии

Традиции викингов - это особый пласт мирового культурного наследия, ведь в данном случае мы говорим о целой эпохе (которая, кстати, так и называется - эпоха викингов). Скандинавские традиции включают в себя обширный перечень культурологических, в частности - обрядовых действий и явлений, дошедших до нас отнюдь не в одной лишь фольклорной и мифологических оболочке. Богатый археологический материал и сохранившиеся исторические документы (в первую очередь - работы средневековых хронистов) являются научной базой для современных знаний о скандинавской культуре.

Обычно под культурой викингов подразумевают быт и традиции народов, проживавших не только на территории Скандинавского полуострова (в основном - Норвегия и Швеция), но и в близлежащих регионах, таких как Дания и островное государство Исландия. Безусловно, германо-скандинавская культура также включает в себя верования, быт и традиционный уклад народов Северной Европы, в частности - территории современной Германии и в меньшей степени Великобритании. С другой стороны, очевиден тот факт, что культура Скандинавии в эпоху Раннего Средневековья оказала масштабное влияние на культуру всего европейского и даже частично азиатского региона (это в первую очередь торгово-культурные связи между викингами и представителями Древней Руси).

Но в связи с этим возникает закономерный вопрос - что конкретно мы подразумеваем, когда говорим о культуре викингов или скандинавских традициях? Ведь это не только могучие боги и непоколебимые герои, эпические мифы о становлении и гибели Вселенной. Традиции викингов - это гордые драккары, рассекающие свинцовую гладь северных морей. Традиции викингов - это далекое путешествие в райский Винланд за сотни лет до Колубма и Веспуччи. Традиции викингов - это эффектные «длинные дома», жестокие обряды вроде знаменитого «кровавого орла» и легендарные воины - берсерки и ульвхендары. Это эрили - резчики по камню, и скальды - поэты, сжимающие в одной руке - меч, в другой - искусство стихосложения. В этом - вся глубина скандинавской культуры, во многой до сих пор непонятой нами.

Эпоха викингов: кто построил Европу?

Традиционно эпохой викингов называют период Раннего Средневековья, соответствующий следующим хронологическим рамкам - VIII-XI век нашей эры. Эпоха викингов в Северной Европе следует сразу за так называемым «германским железным веком» (IV-VIII вв). Легендарный период владычества северных воителей предваряет нападение скандинавских воинов на английский город Дорсет в 789 году. В дальнейшем викинги регулярно совершают набеги на Англию, Ирландию, Францию. В 860 году скандинавы в составе войска русов приходят в Константинополь. Через десять лет норвежские мореплаватели открывают Исландию, еще через пять лет - Гренландию.

В эпоху викингов скандинавские воины, исследователи и первопроходцы неоднократно осаждали европейские города, правили отдельными регионами и даже целыми странами. Они обильно торговали и путешествовали, и поэтому эпоха викингов в Европе справедливо считается особым историческим феноменом, который оставил глубочайший след в культурном и историческом наследии всех европейских государств. Финалом эпохи викингов в Европе (да и во всем мире) считается легендарная битва при Стамфорд-Бридже (1066 год) и гибель последнего скандинавского конунга, короля Норвегии, Харальда III Сурового.

То есть фактически эпоха викингов представляет собой трехсотлетнее главенство скандинавской культуры над средневековыми европейскими народами. Как результат - многие правящие династии Позднего Средневековья ведут свою родословную именно от викингов, неустрашимых иноземных захватчиков (именно так их называли в южных районах). Посему неудивительно, что быт, религия и культура викингов так интересны нам сегодня, ведь именно эти отчаянные воины во многом создали мир, который известен нам сегодня из школьных учебников истории. Мир, который мы видим вокруг себя. Мир, который многим из нас хотелось бы видеть…

Отдельным блоком стоит тема язычества викингов. Это тоже неотъемлемая часть скандинавской культуры, однако данному вопросу посвящены другие разделы информационного портала «РУНАРИУМ». В разделе «Культура» как таковое язычество викингов не отражено, разве что - в обрядах и тех материалах, где рассмотрение конкретных элементов традиции викингов невозможно вне культурно-религиозного контекста. В основном речь здесь пойдет о кораблях викингов, их оружии, воинской культуре, быте и, конечно, о знаменитых (и не очень) людях, чьи деяния скандинавские скальды прославляли в веках.

Средневековая эпоха викингов относится к периоду VIII-XI вв., когда европейские моря бороздили смелые разбойники родом из Скандинавии. Их рейды вселяли ужас в цивилизованных жителей Старого Света. Викинги были не только грабителями, но и торговцами, а также первооткрывателями. По вероисповеданию они были язычниками.

Появление викингов

В VIII веке жители территории современной Норвегии, Швеции и Дании начали строить самые быстроходные по тем временам корабли и отправляться на них в далекие путешествия. На эти авантюры их толкала суровая природа родных краев. Сельское хозяйство в Скандинавии было слабо развито из-за холодного климата. Скромный урожай не позволял местным жителям вдоволь кормить свои семьи. Благодаря грабежам викинги заметно богатели, что давало им возможность не только покупать еду, но и торговать с соседями

Первое нападение мореходов на соседние страны произошло в 789 году. Тогда разбойники атаковали Дорсет на юго-западе Англии, убили тэна и ограбили город. Так началась эпоха викингов. Другой важной причиной возникновения массового пиратства стало разложение прежнего строя, основанного на общине и роде. Знать, усилившая свое влияние, приступила к созданию первых прообразов государств на Для таких ярлов грабежи стали источником богатства и влияния среди соотечественников.

Искусные мореходы

Ключевой причиной завоеваний и географических открытий викингов стали их суда, которые были гораздо лучше любых других европейских. Боевые корабли скандинавов назывались драккарами. Мореплаватели часто использовали их как собственный дом. Такие суда были мобильными. Их можно было сравнительно легко волоком перенести на берег. Сначала корабли были весельными, позже обзавелись парусами.

Драккары отличались изящной формой, быстроходностью, надежностью и легкостью. Их конструировали специально для мелководных рек. Заходя в них, викинги могли отправиться вглубь разоряемой страны. Такие вояжи становились полной неожиданностью для европейцев. Как правило, драккары строились из древесины ясеня. Они являются важным символом, который оставила после себя ранняя средневековая история. Эпоха викингов - это не только период завоеваний, но еще и период развития торговли. Для этой цели скандинавы использовали специальные купеческие корабли - кнорры. Они были шире и глубже драккаров. На такие суда можно было погрузить гораздо больше товаров.

Эпоха викингов в Северной Европе ознаменовалась развитием навигации. У скандинавов не было каких-то специальных приборов (например, компаса), но они прекрасно обходились подсказками природы. Эти мореплаватели досконально знали повадки птиц и брали с собой их в плавание, чтобы определить, есть ли рядом земля (если ее не было, пернатые возвращались на корабль). Также исследователи ориентировались по солнцу, звездам и луне.

Набеги на Британию

Первые рейды скандинавов в Англию были скоротечными. Они грабили беззащитные монастыри и оперативно возвращались в море. Однако постепенно викинги стали претендовать на земли англосаксов. В Британии тогда не существовало единого королевства. Остров был поделен между несколькими правителями. В 865 году легендарный Рагнар Лодброк отправился в Нортумбрию, однако его корабли сели на мель и разбились. Непрошеных гостей окружили и взяли в плен. Король Нортумбрии Элла II казнил Рагнара, приказав бросить его в яму, полную ядовитых змей.

Гибель Лодброка не осталась безнаказанной. Уже через два года на берег Англии высадилась Великая языческая армия. Этим войском руководили многочисленные сыновья Рагнара. Викинги завоевали Восточную Англию, Нортумбрию и Мерсию. Правители этих королевств были казнены. Последним оплотом англосаксов был Южный Уэссекс. Его король Альфред Великий, понимая, что его сил недостаточно для борьбы с интервентами, заключил с ними мирный договор, а затем, в 886 году, и вовсе признал их владения в Британии.

Завоевание Англии

Альфреду и его сыну Эдуарду Старшему понадобилось четыре десятилетия, чтобы очистить родину от иноземцев. Мерсия и Восточная Англия были освобождены к 924 году. В отдаленной северной Нортумбрии владычество викингов продолжалось еще тридцать лет.

После некоторого затишья скандинавы вновь стали часто появляться у британских берегов. Очередная волна набегов началась в 980 году, а в 1013-м Свен Вилобородый полностью захватил страну и стал ее королем. Его сын Кнуд Великий на протяжении трех десятилетий правил сразу тремя монархиям: Англией, Данией и Норвегией. После его смерти прежняя династия из Уэссекса вернула себе власть, а иноземцы покинули Британию.

В XI веке скандинавы предприняли еще несколько попыток завоевать остров, однако все они провалились. Эпоха викингов, кратко говоря, оставила заметный отпечаток на культуре и государственном устройстве англосаксонской Британии. На территории, которой некоторое время владели датчане, установился Данелаг - система права, перенятая у скандинавов. Этот регион был обособленным от других английских провинций на протяжении всего Средневековья.

Норманны и франки

В эпохой викингов называют период нападений норманнов. Под таким именем скандинавы запомнились современникам-католикам. Если на запад викинги плыли в основном для того, чтобы грабить Англию, то на юге целью их походов была Франкская империя. Она была создана в 800 году Карлом Великим. Пока при нем и при его сыне Людовике Благочестивом сохранялось единое сильное государство, страна была надежно защищена от язычников.

Однако, когда империя распалась на три королевства, а те, в свою очередь, начали страдать от издержек феодальной системы, перед викингами открылись головокружительные возможности. Одни скандинавы каждый год грабили побережье, а другие нанимались на службу к католическим правителям, чтобы за щедрое жалованье защищать христиан. Во время одного из своих рейдов викинги даже захватили Париж.

В 911 году король франков Карл Простоватый отдал викингам Этот регион стал называться Нормандией. Ее правители крестились. Эта тактика оказалась эффективной. Все больше викингов постепенно переходило на оседлый образ жизни. Но некоторые смельчаки продолжали свои походы. Так, в 1130 году норманны завоевали юг Италии и создали Сицилийское королевство.

Скандинавское открытие Америки

Двигаясь дальше на запад, викинги открыли для себя Ирландию. Они часто устраивали рейды на этот остров и оставили на местной кельтской культуре значительный отпечаток. Больше двух столетий скандинавы владели Дублином. Примерно в 860 году викинги открыли Исландию («Ледяную страну»). Именно они стали первыми жителями этого пустынного острова. Исландия оказалась популярным местом колонизации. Туда стремились жители Норвегии, бежавшие из страны из-за частых гражданских войн.

В 900 году корабль викингов, случайно сбившийся с пути, наткнулся на Гренландию. Первые колонии появились там в конце X столетия. Это открытие вдохновило других викингов продолжить поиски пути на запад. Они справедливо надеялись на то, что далеко за морем есть новые земли. Мореплаватель около 1000 года достиг берегов Северной Америки и высадился на полуострове Лабрадор. Этот край он назвал Винландом. Таким образом, эпоха викингов ознаменовалась открытием Америки за пять столетий до экспедиции Христофора Колумба.

Слухи об этой стране были отрывочными и не покинули пределов Скандинавии. В Европе так и не узнали о западном материке. Поселения викингов в Винланде просуществовали несколько десятилетий. Было предпринято три попытки колонизировать эту землю, однако все они провалились. На чужаков нападали индейцы. Поддерживать связь с колониями было крайне тяжело из-за огромных расстояний. В конце концов скандинавы покинули Америку. Гораздо позже археологи нашли следы их поселения в канадском Ньюфаундленде.

Викинги и Русь

Во второй половине VIII века отряды викингов стали нападать на земли, населенные многочисленными финно-угорскими народами. Об этом свидетельствуют находки археологов, обнаруженные в российской Старой Ладоге. Если в Европе викингов называли норманнами, то славяне нарекли их варягами. Скандинавы контролировали несколько торговых портов на берегу Балтийского моря в Пруссии. Здесь начинался прибыльный янтарный путь, по которому в Средиземноморье перевозили янтарь.

Как повлияла на Русь эпоха викингов? Кратко говоря, благодаря пришельцам из Скандинавии зародилась восточнославянская государственность. Согласно официальной версии, жители Новгорода, часто контактировавшие с викингами, обратились к ним за помощью во время внутренней междоусобицы. Так на княжение был приглашен варяг Рюрик. От него произошла династия, которая в скором будущем объединила Русь и стала править в Киеве.

Быт жителей Скандинавии

У себя на родине викинги жили в больших крестьянских жилищах. Под крышей одного такого здания умещалась семья, включавшая в себя сразу три поколения. Дети, родители, бабушки и дедушки жили вместе. Этот обычай был отголоском Дома строились из древесины и глины. Крыши были торфяными. В центральной большой комнате находился общий очаг, за которым не только ели, но и спали.

Даже когда наступила эпоха викингов, их города в Скандинавии оставались совсем маленькими, по своим размерам уступая даже поселениям славян. Люди концентрировались в основном вокруг ремесленных и торговых центров. Города строили в глубине фьордов. Делалось это для того, чтобы получить удобную гавань и в случае нападения вражеского флота заранее знать о его приближении.

Одевались скандинавские крестьяне в шерстяные рубахи и короткие мешковатые штаны. Костюм эпохи викингов был достаточно аскетичным из-за дефицита сырья в Скандинавии. Богатые представители высших классов могли носить цветную одежду, которая выделяла их из толпы, показывая достаток и положение. Женский костюм эпохи викингов обязательно включал аксессуары - металлические украшения, брошь, подвески и пряжки для пояса. Если девушка была замужем, она укладывала волосы в пучок, незамужние подхватывали волосы лентой.

Доспехи и оружие викингов

В современной массовой культуре распространен образ викинга с рогатым шлемом на голове. На самом деле такие головные уборы были редкостью и использовались больше не для боя, а для проведения ритуалов. Одежда эпохи викингов включала в себя обязательные для всех мужчин легкие доспехи.

Гораздо более разнообразным было оружие. Северяне часто использовали копье длиной около полутора метров, которым можно было рубить и колоть неприятеля. Но самым распространенным оставался меч. Это оружие было очень легким по сравнению с другими видами, появившимися в последующее Средневековье. Меч эпохи викингов необязательно производился в самой Скандинавии. Воины часто приобретали франкское оружие, так как оно отличалось лучшим качеством. Были у викингов и длинные ножи - саксы.

Луки жители Скандинавии делали из ясеня или тиса. В качестве тетивы нередко использовались сплетенные волосы. Распространенным оружием ближнего боя были топоры. Викинги предпочитали широкое, симметрично расходящееся лезвие.

Последние норманны

В первой половине XI века наступил конец эпохи викингов. Он был обусловлен несколькими факторами. Во-первых, в Скандинавии окончательно разложился прежний родовой строй. Ему на смену пришел классический средневековый феодализм с сюзеренами и вассалами. В прошлом остался и наполовину Жители Скандинавии осели у себя на родине.

Конец эпохи викингов наступил еще и из-за распространения христианства среди северян. Новая вера, в отличие от языческой, выступала против кровопролитных походов на чужбину. Постепенно были забыты многие ритуалы жертвоприношений и т. д. Первой крестилась знать, которая с помощью новой веры легитимизовалась в глазах всего остального цивилизованного европейского сообщества. Вслед за правителями и аристократией то же самое сделали обычные жители.

В изменившихся условиях викинги, желавшие связать свою жизнь с военным делом, уходили в наемники и служили у зарубежных государей. Например, у византийских императоров была своя варяжская стража. Жители севера ценились за свою физическую мощь, неприхотливость в быту и множество боевых умений. Последним викингом у власти в классическом понимании этого слова был король Норвегии Харальд III Суровый. Он отправился в Англию и попытался завоевать ее, однако погиб в битве при Стамфорд-Бридже в 1066 году. Тогда и наступил конец эпохи викингов. Вильгельм Завоеватель из Нормандии (сам также потомок скандинавских мореходов) в том же году все-таки покорил Англию.

Во Франции их называли норманнами, на Руси — варягами. Викинги — так именовали себя люди, жившие на территории нынешней Норвегии, Дании и Швеции примерно с 800 по 1100 годы нашей эры.

Войны и пиры — вот два любимых занятия викингов. Стремительные морские разбойники на кораблях, носивших звучные названия, например, «Бык океана», «Ворон ветра», совершали набеги на побережье Англии, Германии, Северной Франции, Бельгии — и брали с покоренных дань. Их отчаянные воины-берсерки дрались как бешеные, даже без доспехов. Перед битвой берсерки скрежетали зубами, кусали края щитов. Жестоким богам викингов — асам были угодны воины, погибшие в бою.

Открыватели Исландии

Но именно эти безжалостные воины открыли острова Исландия (на древнем языке — «ледяная земля») и Гренландия («зеленая земля»: тогда климат там был теплее,чем сейчас!). А предводитель викингов Лейф Счастливый в 1000 году, плывя из Гренландии, высадился в Северной Америке, на острове Ньюфаундленд. Викинги назвали открытую землю Винланд — «богатая». Из-за стычек с индейцами и между собой викинги вскоре покинули и забыли Америку, потеряли связь с Гренландией.

Эпоха Викингов

А до нашего времени дошли их песни о героях и путешественниках — саги и исландский парламент альтинг — первое народное собрание в Европе.

Началом Эпохи Викингов принято считать 793 год. В этом году произошло знаменитое нападение норманнов на монастырь, расположенный на острове Линдисфарне (северо-восток Великобритании). Именно тогда Англия, а вскоре и вся Европа узнали о страшных «северных людях» и их драконоголовых кораблях. В 794 они «посетили» близлежащий остров Веармус (там тоже был монастырь), а в 802-806 годах добрались до островов Мэн и Айона (западное побережье Шотландии)

Первое разгробление Лондона

Через двадцать лет норманнами было собрано большое войско для похода на Англию и Францию. В 825 г викинги высадились в Англии, а в 836 г впервые был разграблен Лондон. В 845 г даны захватили Гамбург, причем город был разорен настолько, что епископат, располагавшийся в гамбурге, пришлось перенести в Бремен В 851 году 350 кораблей вновь показались у берегов Англии, на этот раз были захвачены (и разумеется разграблены) Лондон и Кентербери.

Создание государстова норманнов Данло

В 866 году штормом несколько кораблей были отнесены к берегам Шотландии, где норманнам пришлось зимовать. В следующем, 867 году было образовано новое государство Данло (Danelaw). В его состав вошли Нортумбрия, Восточная Англия, часть Эссекса и Мерсии. Просуществовало Данло до 878 года. В это же время на Англию вновь напал большой флот, снова был захвачен Лондон, а затем норманны двинулись на Францию. В 885 году был захвачен Руан, а Париж оказался в осаде (в 845, в 857 и 861 годах Париж уже был разграблен). Получив выкуп, викинги сняли осаду и отошли на северо-западную часть Франции, которая в 911 году была передана норвежцу Роллону. Область получила название Нормандия.

Завоевание Англии в 10 веке

В начале Х века даны снова пытались захватить Англию, что удалось им только в 1016 году. Англосаксам удалось скинуть их власть лишь через сорок лет, в 1050 году. Но свободой насладиться они не успели. В 1066 году огромный флот под командованием Вильгельма Завоевателя, выходца из Нормандии, напал на Англию. После битвы при Гастингсе в Англии воцарились нормандцы.

Разделение на норвежцев и исландцев

В 861 году скандинавы узнали об Исландии от шведа Гардара Свафарссона. Вскоре после этого, в 872 году, началось объединение Норвегии Харальдом Прекрасноволосым, и многие норвежцы бежали в Исландию. По некоторым данным, до 930 года в Исландию переселились от 20 000 до 30 000 норвежцев. Позднее они стали называть себя исландцами, отделяя себя таким образом от норвежцев и других скандинавских народов.

Эйрик Рауд (Рыжий) основатель поселения Братталид

В 983 году из Исландии за убийство на три года был выслан человек по имени Эйрик Рауд (Рыжий). Он отправился на поиски страны, которую, по слухам, видели на западе от Исландии. Ему удалось найти эту страну, названную им Гренландией («Зеленая страна»), что звучит довольно странно применительно к этому заснеженному и холодному острову. В Гренландии Эйрик основал поселение Братталид.

Винланд Лейфа Эйрикссона сын Рыжего открыл Бостон

В 986 году некий Бьярни Бардссон отплыл из Исландии, намереваясь попасть в Гренландию. Он трижды натыкался на неизвестную землю, пока не достиг южного побережья Гренландии. Узнав об этом, Лейф Эйрикссон, сын Эйрика Рауда, повторил путешествие Бьярни, добравшись до полуострова Лабрадор. Затем он повернул на юг и, пройдя вдоль берега, нашел местность, названную им «Винланд»(«Виноградная страна»). Предположительно это произошло в 1000 году. Согласно результатам работ, проведенных учеными, Винланд Лейфа Эйрикссона находился в районе современного Бостона.

Братья Лейфа: Торвальд и Торстейн

После возвращения Лейфа, в Винланд отправился Торвальд Эйрикссон, его брат. Он прожил там два года, но в одной из стычек с местными индейцами был смертельно ранен, а его товарищам пришлось вернуться на родину.

Второй брат Лейфа, Торстейн Эйрикссон, тоже пытался достичь Винланда, но ему не удалось найти эту землю.

В Гренландии было всего около 300 усадеб. Недостаток леса создавал большие трудности для жизни. Лес рос на Лабрадоре, что было ближе, чем в Исландии, но все необходимое приходилось везти из Европы, вследствие очень тяжелых условий плавания к Лабрадору. Поселения в Гренландии существовали до XIV века.

История Викингов

ВИКИНГИ — (норманны), морские разбойники, выходцы из Скандинавии, совершавшие в 9–11 вв. походы протяженностью до 8000 км, может быть, и на большие расстояния. Эти дерзкие и бесстрашные люди на востоке достигали границ Персии, а на западе – Нового Света.

Происхождение слова викинг

Слово “викинг” восходит к древненорвежскому “викингр”. Относительно его происхождения существует ряд гипотез, наиболее убедительная из которых возводит его к “вик” – фиорд, бухта. Слово “викинг” (букв. “человек из фиорда”) применялось для обозначения разбойников, которые действовали в прибрежных водах, прячась в укромных бухтах и заливах.

В Скандинавии они были известны задолго до того, как приобрели дурную славу в Европе. Французы называли викингов норманнами или различными вариантами этого слова (норсманны, нортманны – букв. “люди с севера”); англичане всех скандинавов без разбора называли датчанами, а славяне, греки, хазары, арабы именовали шведских викингов русью или варягами.

Датские викинги

Куда бы ни отправлялись викинги – на Британские о-ва, во Францию, Испанию, Италию или Северную Африку, – они безжалостно грабили и захватывали чужие земли. В некоторых случаях они поселялись в завоеванных странах и становились их правителями. Датские викинги на какое-то время покорили Англию, поселялись в Шотландии и Ирландии.

Норвежские и Шведкие викинги

Совместными усилиями они завоевали часть Франции, известную под названием Нормандия. Норвежские викинги и их потомки создали колонии на островах Северной Атлантики – Исландии и Гренландии и основали поселение на побережье Ньюфаундленда в Северной Америке, впрочем, просуществовавшее недолго. Шведские викинги стали властвовать на востоке Балтики. Они широко распространились по Руси и, спустившись по рекам к Черному и Каспийскому морям, даже угрожали Константинополю и некоторым районам Персии. Викинги были последними германскими варварами-завоевателями и первыми европейскими мореплавателями-первопроходцами.

Активность в 9 веке

Существуют разные трактовки причин бурной вспышки активности викингов в 9 в. Имеются свидетельства того, что Скандинавия была перенаселена и многие скандинавы отправлялись за рубеж на поиски счастья. Богатые, но незащищенные города и монастыри южных и западных соседей представляли собой легкую добычу. Вряд ли можно было получить отпор со стороны разрозненных королевств на Британских о-вах или ослабевшей империи Карла Великого, поглощенной династическими распрями.

Зимой грабеж летом землевладельцы

В эпоху викингов в Норвегии, Швеции и Дании постепенно консолидировались национальные монархии. Честолюбивые предводители и могущественные кланы боролись за власть. Потерпевшие поражение предводители и их сторонники, а также младшие сыновья победивших вождей беззастенчиво воспринимали беспрепятственный грабеж как образ жизни. Энергичные молодые люди из влиятельных семей обычно приобретали авторитет благодаря участию в одном или нескольких походах.

Многие скандинавы летом занимались грабежом, а затем превращались в обычных землевладельцев. Однако викингов манил не только соблазн добычи.

Перспектива наладить торговлю открывала путь к богатству и власти. В частности, выходцы из Швеции контролировали торговые пути на Руси.

Викинг перевод — человек из залива

Английский термин “викинг” произошел от древнескандинавского слова vkingr, которое могло иметь несколько значений. Наиболее приемлемо, по-видимому, происхождение от слова vk – залив, или бухта. Следовательно, слово vkingr переводится как “человек из залива”.

Этот термин использовался для обозначения грабителей, укрывающихся в прибрежных водах, задолго до того, как викинги приобрели недобрую славу во внешнем мире. Впрочем, не все скандинавы были морскими разбойниками, и термины “викинг” и “скандинав” нельзя рассматривать как синонимы. Французы обычно называли викингов норманнами, а англичане всех скандинавов без разбора относили к датчанам. Славяне, хазары, арабы и греки, общавшиеся со шведскими викингами, именовали их русами или варягами.

Определения из энциклопедий

ВИКИНГИ (др.-сканд.), скандинавы - участники морских торгово-грабительских и завоевательных походов в конце 8-середине 11 вв. в страны Европы. На Руси их называли варягами, а Западной Европе - норманнами (сканд. Northman - «северный человек»). В 9 в. захватили Северо-восточную Англию, в 10 в. - Северную Францию (Нормандия). Достигли Северной Америки.

Энциклопедия Кирилла и Мефодия

Около трёх столетий с 800 до 1050 годы н. э. воины викингов плавали на своих кораблях, терроризируя Европу. Они плыли из Скандинавии в поисках серебра, рабов и земель. Викинги в основном нападали на Британию и Францию, пока те вторгались в Россию. Викинги исследовали много неизвестных земель, плавая по огромному Атлантическому океану.

Семейные связи были для викингов чрезвычайно важны. Люди гордились своими предками, помнили родословные за много поколений, имели высокое чувство долга по отношению к родным. Семья (в широком смысле этого слова, включая дядей и двоюродных братьев) была сплоченной группой; ее члены держались друг друга во всех трудных ситуациях и мстили за нанесенные родственникам обиды. У них было сильное общее чувство чести: оскорбление одного из них становилось оскорблением всем, и наоборот, позор, который навлек на себя трус, предатель, тот, кто совершил позорное преступление, также касался всей семьи. Кроме того, существовала общая ответственность: если один человек несправедливо убил другого, то платить за это штраф должен был не только сам убийца, но и его близкие родственники (доля, которую вносил каждый, определялась местным обычаем) и эту сумму разделяли по аналогичной пропорции среди родичей убитого. В интересах семьи было поставить на место неуправляемого, агрессивного родича прежде, чем он успеет наделать бед, даже если после семейная честь требовала помогать преступнику как только возможно.

Однако в то же самое время авторитет семьи не подавлял независимости и предприимчивости - до тех пор, пока все это не затрагивало честь. Сыновья были свободны в выборе образа жизни, будь то дома или за границей. В общем и целом кажется, что и дочерей вряд ПИ выдавали замуж против их желания, хотя в основном брак и был предметом соглашения между мужчинами из обеих семей. Семья давала помощь и совет, однако она никогда не была всемогущим авторитетом, перед властью которого отдельный человек должен был отойти на задний план.

Женщины имели достаточно высокий статус как по правовой теории, так и в повседневной практике. Они могли владеть землей и управлять собственностью, у них был полный авторитет в делах хозяйства, и нередко им приходилось в одиночку управлять фермой, пока мужья отсутствовали. Они не могли вести судебные процессы, но, если верить сагам, их неутомимая энергия нередко подливала масла в огонь кровной вражды, даже когда мужчины с удовольствием завершили бы ее. Есть даже упоминания о женщинах, обладавших личной властью, как, например, Ауд Мудрая, вдова царствовавшего в Ирландии викинга, которая руководила эмиграцией своей семьи и дружинников через Оркнейские и Фарерские острова в Исландию и которая распределяла между ними землю, как настоящий вождь. Позднее и шведские камни с рунами говорят о богатстве и активности женщин: на надписях говорится, что их заказали скорбящие супруги или дочери, и они строили в память об умершем насыпи и мосты. Некоторые из камней были воздвигнуты в память самих женщин; об одном таком камне уже упоминалось. Другой, весьма элегантный, был поставлен мужчиной в память о своей жене Одиндисе: «Никогда не придет в Хассмюру лучшая жена, чтобы заботиться о хозяйстве» (рис. 67).

Рис. 67. Рунический камень в память доброй жены

Законная жена отличалась от наложниц (которых у богатых мужчин было много) тем, что муж платил за нее выкуп; как правило, она также получала приданое от отца и подарок от мужа в день после свадьбы. Первая и третья из этих сумм становились ее собственностью, и, если брак кончался разводом, муж обязан был выплатить приданое. На законной свадьбе, кроме того, должно было быть торжественное питье «свадебного эля» перед свидетелями, и свидетели должны были отвести мужчину в постель жены. При этом жена сохраняла свое имя и имя своего отца (отчество) и никогда не порывала связей со своими родичами. Если между ними и ее мужем разгорался конфликт, то, судя по всему, она могла встать на любую сторону, смотря по тому, на чьей стороне была правда. Двух героинь в цикле легенд о Вёльсунгах даже восхваляют за то, что они лично взяли на себя мрачную кровную месть своим мужьям ради погибших братьев.

Развод был нетрудным делом и не оставлял никакого пятна на том, кто выступил его инициатором, будь то жена или муж. Все, что было нужно, - это объявить перед свидетелями причину своего недовольства партнером и сообщить о желании развестись. У нас нет полного списка приемлемых причин для развода, поскольку все упоминания об этих вещах были выброшены из кодексов законов перед тем, как они были записаны в христианские времена; в сагах фигурируют такие причины, как импотенция, ношение женой штанов, а мужем - излишне женственной рубашки и дружелюбие мужа по отношению к человеку, который убил брата жены.

Главной особенностью законов о наследстве был «одаль» - закон, касавшийся наследования земли. Согласно ему, владение родовым хозяйством принадлежало всей семье; после кончины отца его получал старший сын, однако он должен был выплатить своим братьям компенсацию за их долю в хозяйстве. Это предотвращало неэкономное деление владений и должно было заставлять младших сыновей искать себе новых земель или расчищая целину, или отправляясь за море. В то же самое время, поскольку владелец мог продать землю (при условии, что он разделит цену с совладельцами), эта система была менее жесткой, чем майорат.

Майорат - наследование родового поместья (как правило, старшим сыном или другим ближайшим родственником по мужской линии) без права продажи.

Другие участки земли, скот и серебро можно было разделить между ближайшими наследниками, и в кодексах законов даются детальные правила, определяющие порядок наследования и способ раздела. Необычайно сложные случаи запечатлевались на века; например, надпись на скале в Хиллерсьё в Швеции (рис. 68) объясняет, как женщина по имени Гейрлауг стала наследницей собственной дочери, вдовы, вышедшей снова замуж и унаследовавшей свою собственность от сына от первого брака:

«Читай эти руны! Гейрмунд женился на Гейрлауг, тогда девице. Позднее у них был сын, а затем Гейрмунд утонул. Потом сын умер. Потом она взяла в мужья Гудрика... Потом у них были дети, и из них выжила только девочка; ее назвали Инга, и Рогнвальд из Сноттсы взял ее в жены. Потом он умер, и их сын тоже умер, и мать [Инга] стала наследницей своего сына. Потом Инга взяла в мужья Эйрика. Потом она умерла. Потом Гейрлауг унаследовала это наследство после своей дочери Инги. Поэт Торбьёрн вырезал эти руны».

Рис. 68. Рунический камень из Хиллерсьё

Незаконных детей было множество, поскольку большинство мужчин жили со своими рабынями, а у многих были и постоянные наложницы. По норвежскому закону сын рабыни становился рабом, если только ему не даровали свободу в законном порядке. У других не-

законнорожденных были определенные права: например, они могли получить небольшую часть виры за убийство отца или брата и наследовать некоторые не слишком ценные предметы от отца. Но на самом деле нередко их участь была гораздо более завидной, и разница между законной женой и наложницей стиралась настолько, что статус детей почти не зависел от этого. В королевской семье Норвегии незаконный сын не раз становился королем.

В любом случае, если отец усыновлял незаконнорожденного сына, тем самым он полностью уравнивал его с законными детьми. В Дании и Швеции вся процедура состояла в сажании ребенка на колено усыновителя. Затем следовало публичное объявление об усыновлении на собрании. В норвежских законах мы находим более красочную церемонию: сначала усыновитель резал трехлетнего вола и делал сапог из кожи на его правой ноге; затем ОН устраивал пир, в ходе которого этот сапог ставили в центр зала, и сперва усыновитель, потом ребенок, а потом все домашние по очереди ставили в него правую ногу, тем самым подтверждая, что ребенок стал полноправным членом семьи.

Рис. 69. Кровать из Усеберга

Новорожденного ребенка надо было сначала показать отцу. Если ребенок был болезненным или уродливым, отец мог велеть выбросить его и оставить умирать. Араб ат-Тартуши сообщает, что бедность нередко заставляла жителей Хедебю топить своих детей. Хозяева также могли приказать выбросить ребенка, рожденного среди рабов, чтобы в доме не было лишнего рта. Однако если ребенка оставляли в живых, то его обрызгивали водой - видимо, это был настоящий языческий обычай, а не простое подражание крещению. Затем отец выбирал имя, предпочтительнее такое, чтобы оно приносило удачу, или такое, которое носил недавно умерший родич, зачастую дядя или дедушка ребенка. Имена некоторых богов (особенно Тора) часто использовали в качестве элементов личных имен; первоначально это был признак того, что ребенок находится под защитой божества. Скандинавы использовали только личное имя и имя отца (например, «Хельги, сын Торстейна» или «Тора, дочь Торстейна»). Фамилий в современном смысле этого слова не было, хотя у некоторых семей, королевских или аристократических, могло быть какое-то коллективное имя, обозначающее происхождение от знаменитого предка. Чтобы выделить человека, носившего обычное имя, нередко использовали прозвище, однако прозвище он получал, только когда становился взрослым, и оно относилось к его внешнему виду или характеру, а то и к определенному поступку, похвальному или смешному. Чтобы отпраздновать наречение имени, ребенок получал подарок, а позднее - еще один, когда у него прорезывался первый зуб. Получение прозвища также могло стать поводом для подарка, если прозвище было комплиментом.

Детей обычно воспитывали дома, однако мальчик очень часто проводил часть своего детства как приемный сын в другом доме, и отнюдь не по причине бедности: таким образом между двумя семьями образовывались узы почетной дружбы. В случае возникновения кровной вражды или в других трудных ситуациях мальчик мог ждать от семьи приемных родителей такой же помощи, как от кровных родственников, нес по отношению к приемной семье те же обязанности, что и к родной, и оставался очень привязанным к приемным родственникам на всю оставшуюся жизнь.

В языческую эпоху образования как такового не было, и даже позднее христианских школ было мало, и они были очень небольшими. Дети учились сельскому хозяйству и другим ремеслам, просто помогая взрослым в домашней работе по мере своих возможностей, и тренировались в воинском деле, сражаясь друг с другом. Ребенка, у которого был талант к какому-нибудь особенному ремеслу, вероятно, посылали учиться в другой дом, если им не владели в его собственной семье; таким же образом могло передаваться знание законов, истории и стихотворства, однако у нас нет никаких упоминаний о том, что ученые люди и знаменитые поэты собирали какие-то формально организованные группы учеников.

Считалось, что молодые люди должны работать не покладая рук. Никого так не презирали, как «жевателя углей» («запечника») - мальчика, который упорно сидел рядом с кухонным очагом, пока остальные были в поле. Юноши должны были быть смелыми, и, если даже при этом спорили со старшими, этим скорее восхищались, чем порицали. Если автор саги говорит о ком-нибудь, что «с этим мальчиком трудно было справиться; он был своеволен и драчлив», то это отнюдь не порицание.

Снорри рассказывает интересную историю о том, как святой Олав, который уже был знаменитым воином и королем Норвегии, проверял трех своих маленьких единоутробных братьев: он сажал их на колено и корчил страшные рожи; двое старших были напуганы, но трехлетний Харальд бросил в ответ свирепый взгляд и сильно дернул Олава за усы, на что Олав одобрительно заметил: «Ты, брат, видно, никому не будешь давать спуску!» На следующий день король и его мать Аста увидели, что все трое мальчиков играют у пруда; Халь-вдан и Гутхорм строили маленькие фермы, но Харальд пускал по воде щепочки, которые называл «боевыми кораблями»:

«Конунг подозвал Хальвдана и Гутхорма и спросил Гутхорма:

Что бы тебе больше всего хотелось иметь?

Поля, - ответил тот.

Конунг спросил:

А большие ли поля?

Тот ответил:

Я хочу, чтобы каждое лето засевался весь этот мыс.

А на том мысу было десять дворов. Конунг сказал:

Да, много хлеба там могло бы вырасти.

Потом он спросил Хальвдана, что бы тот больше всего хотел иметь.

Коров, - ответил тот.

А сколько же ты хочешь коров? - спросил конунг.

Столько, что, когда они приходили бы на водопой, они стояли бы вплотную вокруг этого озерка.

Конунг сказал:

Вы оба хотите иметь большое хозяйство. Таким же был и ваш отец.

Потом конунг спросил Харальда:

А что бы тебе больше всего хотелось иметь?

Тот отвечает:

Дружинников.

А сколько же ты хочешь дружинников?

Столько, чтобы они в один присест могли съесть всех коров моего брата Хальвдана.

Конунг улыбнулся и сказал Асте:

Из него, мать, ты, верно, вырастишь конунга».

Олав был совершенно прав, поскольку мальчик, когда вырос, стал королем Харальдом Хардрадом, чья полная приключений жизнь окончилась в 1066 году в Англии, в битве при Стэмфорд-Бридж.

По закону в 12 лет мальчик становился взрослым. Как правило, он оставался дома еще в течение нескольких лет, но иногда мог отправиться с викингами в поход даже в таком раннем возрасте: например, святому Олаву было только 12, когда он попал на корабль, которым командовал его приемный отец, и еще подростком (все юношеские годы он провел в набегах) сам стал вождем. Большинство молодых людей, собрав богатство за годы разбоя, возвращались домой, чтобы вести спокойную крестьянскую жизнь. Местные условия определяли, возвращался ли женатый сын в дом отца, строил ли новый дом рядом с его домом (как в Ярлсхофе) или перемещался на несколько миль от него (как обыкновенно бывало в Исландии). Конечно, многие решали поселиться за морем, и там к ним присоединялись их родственники. Другие проводили большую часть жизни, сражаясь на службе у того или другого вождя, и уже никогда не возвращались к сельскому хозяйству.

Хотя, конечно, семья и была очень важна, в жизни викингов играли большую роль и другие отношения. О связи между вождем и дружинником будет рассказано ниже. Существовали и взаимные обязательства между хозяином и гостем, а также такие, которые подарок налагал на того, кто его получил.

В Скандинавии, как и в Древней Греции, подарок означал нечто гораздо большее, чем простая любезность: он фиксировал взаимные обязательства (господина и дружинника, хозяина и гостя, друга и друга); он приносил честь получателю и обязывал его ответить подобающим образом - либо подарив в ответ какую-либо материальную ценность, или, чаще, давая дарителю защиту, помощь и верность, поскольку, как гласила скандинавская пословица, «подарок всегда ищет отдарок».

Дружба очень ценилась. Те, кто хотел этого, могли сделать дружбу столь же вечной, как и кровные узы, торжественно заключив кровное побратимство. Буквально у скандинавов это «побратимство» называлось тем же словом, что и отношения тех, кто воспитывался вместе в приемной семье, но это только так говорилось: кровными побратимами становились взрослые люди, хотя побратимство и напоминало связи между ребенком и его приемной семьей, поскольку оно устанавливало связи, аналогичные кровному родству. Есть много рассказов об этой церемонии; самый лучший можно найти в «Саге о Гисли»:

«Вот идут они на самую стрелку косы и вырезают длинный пласт дерна [то есть длинную полосу, образовывавшую почти полный круг], так что оба края его соединяются с землей, ставят под него копье с тайными знаками, такой длины, что стоя как раз можно достать рукою до того места, где наконечник крепится к древку. Им... надо было всем четверым пройти под дерном. Потом они пускают себе кровь, так что она течет, смешиваясь, в землю, выкопанную из-под дерна, и перемешивают все это, кровь и землю. А потом опускаются все на колени и клянутся мстить друг за друга, как брат за брата, и призывают в свидетели всех богов. Но когда все они подали друг другу руки...»

Символизм вполне очевиден: арка-петля из торфа символизирует лоно Матери-Земли, через которое проходят друзья, чтобы снова «родиться» уже как братья; они смешивают в земле свою кровь как знак того, что теперь они одной крови и приносят клятву. Тем самым они берут на себя обязательства, соответствующие их новому «родству», и подтверждают их, подавая друг другу руки - обычное завершение всех сделок.

Таковы были отношения, обычно связывавшие человека с ближайшим кругом тех, кто был равен ему, с его семьей и друзьями. В.то же самое время, хотя общество викингов отнюдь не делилось на классы так четко, как во многих других культурах, человек должен был занять свое место в простой социальной иерархии. В прошлом зачастую существовала наивная тенденция рисовать жизнь викингов как некую демократическую идиллию, где весь уклад определялся только совместными решениями всех свободных мужей, которые принимались после споров и вынесения приговоров на тингах (собраниях). На самом деле, как будет показано ниже, юридические и политические решения тингов были в руках местных вождей и исход споров решала отнюдь не абстрактная справедливость, а сила. Конечно, вполне очевиден яркий контраст между Скандинавией и исключительным социальным неравенством в феодальной Европе, и точно так же очевидно, что средний викинг во многом был предприимчивым индивидуалистом. Тем не менее, мир викингов отнюдь не был миром, где все люди равны.

Есть даже одна исландская поэма - «Песнь о Риге», которая целиком посвящена классовым различиям и их происхождению. Там рассказывается, как бог по имени Риг бродил по свету и посетил три дома, в каждом из которых он делил стол и постель с хозяином и хозяйкой дома и зачал сына, который стал предком цеиого класса людей. Первый дом - это простая хижина, еда в которой - хлеб из грубо смолотой муки с офубями и простая похлебка. Зачатого там сына назвали 1|Г)ль (Раб):

Кожа в морщинах была на руках, узловаты суставы, толстые пальцы и длинные пятки, был он сутул и лицом безобразен.

Затем Трэль соединяется с Тир (Рабыней), которая выглядит соответственным образом, и множество их детей обречены на тяжкий труд:

Удобряли поля, строили тыны, торф добывали, кормили свиней, коз стерегли.

Затем Риг посещает добротно построенный дом, где могучий, хорошо одетый хозяин мастерит прялку, в то время как его жена в безрукавке и украшениях занимается прядением. Здесь Ригу подали тушеную телятину и сладости, и он зачал розовощекого мальчика по имени Карл (Крестьянин), который ведет крестьянскую жизнь:

Быков приручал, и сохи он ладил, строил дома, возводил сараи, делал повозки, и землю пахал.

Крестьянин женится на Снёр (Снохе), которая ходит в льняной рубашке и одежде из козьей шерсти и владеет связкой ключей. Их сыновья носят такие имена, как Боец, Дружинник, Земледелец, Кузнец и Землевладелец, и от них происходят все крестьяне.

Наконец, Риг приходит в большой зал, где очень богато одетые мужчина и женщина сидят без дела и смотрят в глаза друг другу. Здесь ему подают пшеничный "хлеб, жареную свинину и дичь на серебряных тарелках; они пьют вино из отделанной серебром кружки. Сына, которого он зачал здесь, назвали Ярлом:

Румяный лицом, а волосы светлые, взор его был, как змеиный, страшен. Ярл в палатах начал расти; щитом потрясал, сплетал тетивы, луки он гнул, стрелы точил, дротик и копья в воздух метал, скакал на коне, натравливал псов, махал он мечом, плавал искусно.

Затем появляется сам Риг, который учит этого прекрасного юношу мудрости, называет его своим сыном и побуждает завоевать себе землю, которая стала бы владением его сыновей. Так Ярл идет на войну, завоевывает земли и получает богатство, чтобы раздавать его своим дружинникам. Затем Ярл женится на благородной девушке и зачинает сыновей, которых зовут Наследник, Наследство и Юноша. Самого младшего из сыновей зовут Кон («Кон юный» - каламбур, намек на слово «конунг»). Он, в свою очередь, становится любимцем Рига и узнаёт от него тайны рун. Хотя, к несчастью, поэма не сохранилась полностью, вполне очевидно, что Кону суждено превзойти величие своего отца и стать королем.

Дата поэмы спорна. Некоторые ученые считают, что она датируется X веком и воплощает подлинные представления эпохи викингов, а другие полагают, что она была сочинена гораздо позже и не имеет корней в подлинной традиции. В общем и целом, перед нами трехчастное деление людей на рабов, крестьян-земледельцев и аристократический класс, в который входят ярлы и короли, что вполне соответствует основным классам общества эпохи викингов. С другой стороны, картина здесь оказывается несколько искаженной: границы между классами представляются более острыми и непреодолимыми, чем это могло быть в действительности, и к тому же предполагается, что принадлежность к определенному классу передается по наследству.

На самом деле то время было периодом значительной социальной мобильности. Даже люди, которые стояли на самых низких ступеньках социальной лестницы, рабы, нередко получали свободу и им позволяли завести небольшое собственное хозяйство. Более того, кто-кто, а викинги должны были прекрасно понимать, что люди становятся рабами не по наследству и не по воле высших сил: это те, кому просто не повезло и кто попал в плен во время набега. У свободных людей также было множество способов улучшить свое положение. Те, кто не имели земли, могли отправиться за море; разбой или служба в королевской дружине за плату могли принести богатство; можно было получить выгоду от ремесла и торговли. Интересно, что в «Песне о Риге» не упоминается купец. Конечно, нельзя ожидать, что купцов будут считать отдельным социальным классом, но, наверное, было бы уместным назвать Купца среди сыновей Крестьянина. Как бы то ни было, поскольку Купца и Викинга явно не хватает, поэма изображает излишне статичную картину, не упоминая о двух основных способах получить богатство, которое - как и везде в мире - становилось ключом к продвижению по социальной лестнице. Если человек, у которого было богатство и земля, обладал сильным характером, он вполне мог стать местным вождем и обрести дружинников, которые искали бы его покровительства. В свое время он или его сыновья могли пересечь достаточно нечеткую границу между богатым крестьянином и местным князем - эти люди отличались от яр-лов и даже королей только по масштабу, а не по сути.

Более того, между скандинавским обществом и обществом феодальным, которое в то время возникало повсюду в Европе, была одна существенная разница: здесь каждый человек владел землей совершенно свободно, он не должен был платить никакому землевладельцу ни налогов, ни аренды. Конечно, в случае распри с соседями ему могла понадобиться защита со стороны вождя, и он сам должен был верно служить своему вождю при разрешении возникших у того распрей и во время войны, сражаясь в его дружине. Однако эта связь оставалась личной и недовольный дружинник мог уйти к другому вождю. Конечно, с этим были связаны определенный риск и неудобства для самого дружинника, но ему отнюдь не грозили все те ужасные штрафы и наказания, которые могли ожидать феодального вассала, собравшегося уйти от своего господина. Обычно князь разбирал споры между своими дружинниками, поддерживал их в конфликтах с посторонними людьми, щедро вознаграждал за любую службу и, если они следовали за ним во время походов, делил между ними добычу и земли. Если князь не делал всего этого или не отличался способностью к лидерству, каким бы аристократическим ни было его происхождение, очень скоро дружинники могли перейти к его более удачливому сопернику.

Статус вождей мог быть очень разным - от небольшого местного князька, чья власть ограничивалась одним фьордом, до того, кто набирал себе дружинников из целой области, содержал отряд личных телохранителей, владел боевыми кораблями и мог именовать себя ярлом, а то и королем. Само понятие «король» было весьма растяжимо. В древности это значило только то, что князья выбрали кого-то из них, чтобы он был их вождем, однако такой король оставался зависимым от поддержки князей и от решений местных тингов. Однако постепенно сильным королям удавалось утвердить свою власть над все большим и большим числом областей (часто вопреки упорному сопротивлению местных вождей), пока наконец в каждой из скандинавских стран не воцарилась единая династия, способная придать государству политическое и религиозное единство. Тем не менее многие ярлы сохранили исключительное могущество. В Норвегии ярлы Хладира всегда оставались потенциальными соперниками королей, а иногда и фактически правили страной. Колонии викингов управлялись по-разному. Исландия сознательно отвергла королевскую власть, поскольку многие ведущие поселенцы с неприязнью относились к намерению Харальда Прекрасноволосого подчинить себе всю Норвегию. Исландцы вручили власть 36 вождям, статус которых теоретически был одинаковым. На Оркнейских островах правила династия ярлов, чья власть иногда простиралась на Шотландию и Мэн; при этом они достаточно неопределенным образом зависели от норвежского короля. В Ирландии и Англии у викингов было множество вождей, которые иногда называли себя королями, а иногда и нет. Сфера их влияния менялась от десятилетия к десятилетию. «Песнь о Риге» вполне разумно показывает короля Кона только как одного - хотя и самого славного - из сыновей Ярла, не наделяя его божественным происхождением.

Одним из неотъемлемых признаков ярла или короля было то, что он держал в своем доме группу людей, более приближенных к нему, чем обычные дружинники. Основной обязанностью его личных телохранителей было сражаться за своего господина, когда бы в этом ни возникла необходимость. В остальное время они жили на добычу, а в конце службы получали землю, золото или товары. Некоторые могли оставаться на службе только на год или два: это были молодые люди, искавшие приключений, добычи и почета (пробыть хотя бы некоторое время дружинником великого вождя считалось почетным). Другие проводили на службе большую часть своей жизни и формировали ядро княжеского двора. Глубокая личная преданность, которая возникала в результате таких отношений, была очень велика; героическую верность телохранителей, погибавших в битве бок о бок с господином, можно считать одной из излюбленных тем в литературе скандинавов и германцев. Щедрость господина по отношению к дружинникам также не обойдена поэтами; один поэт при дворе Харальда Прекрасноволосого нарисовал блистательную картину жизни придворных воинов:

«Их одарили богатством и прекрасными клинками, металлом из страны гуннов и девами с Востока. Рады они, когда приближается битва. Они быстро вскакивают и хватаются за весла, они рубят снасти и раскалывают уключины, и отважно раздают удары по приказу князя».

Поэты, как и воины, получали прекрасные подарки от короля:

«По их платью и золотым кольцам видно, что это приближенные, друзья короля: красны их плащи с богато отделанными краями, мечи выложены серебром, прекрасны кольчуги, позолочены пряжки, резьбой украшены шлемы, на запястьях - кольца, что дал им Ха-ральд».

Согласно тому же самому поэту, при дворе Харальда существовала группа избранных воинов, которым он особенно доверял - берсерков, именуемых также «волчьи шкуры». Из многих текстов очевидно, что этих людей окружала аура тайны и мистического страха; согласно Снорри, они поклонялись Одину, который давал им силу; они сражались обнаженными, полные животного бешенства:

«Его [Одина] воины бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты, и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие воины назывались берсерками».

Само название «берсерк» значит «медвежья рубашка», а отнюдь не «голая рубашка» (то есть обнаженный), как можно было бы подумать по рассказу Снорри. Как слово «берсерк», так и альтернативное прозвище «волчья шкура» предполагают, что эти люди одевались в шкуры животных или даже что они, как считалось, могли по своей воле превращаться в зверей, как оборотни. Такое представление, а также представление о непобедимом обнаженном герое, судя по всему, отражено в шведском изображении двух фигур, которое предшествует эпохе викингов. Один из воинов обнажен - на нем только рогатый шлем, а другой, вероятно, - человек, одетый в волчью шкуру с головой, которая используется в качестве маски; судя по всему, они участвуют в ритуальном танце или сражаются (рис. 72). Позднее на ковре из Усеберга появляются воины, одетые в странное одеяние с капюшоном; возможно, имелась в виду медвежья шкура (рис. 71).

Многие короли, как исторические, так и легендарные, говорят, держали у себя при дворе берсерков. Возможно, братства преданных воинов, посвященных в культ Одина, существовали на самом деле. Ритмичный вой, прыжки и другие подобные методы самогипноза, описанные в некоторых сагах, могли стимулировать их боевую ярость. На службе сильному королю они делали полезное дело, однако без такого контроля бешенство и пренебрежение законами обычной жизни превращали их в угрозу обществу. Поэтому в позднейших сагах берсерков иногда изображают удивительными героями, но чаще всего представляют грубыми хулиганами, которые терроризируют всех, пока герой саги не поставит их на место.

Рис. 72. Берсерк и «волчья шкура»

С течением времени, когда монархия развивалась, первоначально простой и примитивный двор стал более сложно организован: дружинники различных рангов образовывали королевский совет. Вокруг короля днем и ночью была вооруженная охрана, которая поддерживала его авторитет, собирала налоги и представляла его на местных тингах. Дошедшие до нас детальные повествования об этом относятся к Норвегии XIII века, однако уже во времена святого Олава или Кнута Великого королевский двор заметно усовершенствовался. Летом король и его дружина путешествовали по стране: король председательствовал на тингах и выносил решения; зимой они в основном жили в поместьях короля, если их не приглашали в дома других знатных людей на зимние пиры.

Мы мало знаем о том, какое место занимали торговые центры в системе распределения власти. В ранние времена они, видимо, находились под контролем местного вождя, как это было в Исландии. Там, как только корабль подходил к берегу, прибывал местный вождь и диктовал условия торговли между купцами и крестьянами. Однако то, что и Каупанг, и Хельгё, и Бирка находятся вблизи центров королевской власти, не может быть совпадением. Не случайно и то, что многие ожесточенные конфликты между королем и князьями в более отдаленных областях возникали в том случае, когда король пытался взять торговлю под личный контроль. Очевидно, главные торговые центры были под контролем представителя короля; именно у такого человека святой Анскарий, прибыв в Бирку, добился позволения проповедовать. Видимо, королевский представитель взимал пошлину с купцов; в обмен на это король должен был гарантировать мир и закон во время торговли (необходимое условие там, где собирались люди из множества различных мест); возможно, король также играл главную роль в организации обороны от грабителей.

Одним из основных жизненных принципов в скандинавском мире было то, что рано или поздно человек обязательно становится участником кровной мести. Вся сложная система взаимоотношений, в которые вступал викинг - кровное родство, связь с семьей приемных родителей, дружба, брак, преданность вождю, - должна была прийти ему на помощь, когда возникал конфликт. Как это осуществлялось на практике, легко понять, рассмотрев ход хотя бы одной типичной семейной распри, о которых рассказывается в столь многих исландских сагах.

Первоначальная ссора могла возникнуть из-за какого-то совершенно незначительного дела, которому обе стороны сначала не придавали никакого значения, так что до возникновения открытой вражды могло пройти много времени. Однако рано или поздно член одной семьи оскорблял члена другой словесно или физически. Честь семьи оказывалась задета. Самым мудрым и мирным выходом для жертвы было потребовать денег в возмещение ущерба: только самые высокомерные и нечестные люди могли отказаться от уплаты. Но многие пострадавшие считали, что отомстить с помощью кровопролития - это более мужественно. Быстро возникала кровная вражда, поскольку было просто немыслимо, чтобы один родич позволил убить другого, не убив по крайней мере одного человека в качестве возмещения, причем это не обязательно должен был быть убийца, поскольку, как говорится в одном норвежском кодексе законов: «В этой стране издавна существовал злой обычай: когда человека убивали, его родичи нападали на любого человека, который в роду убийцы считался самым лучшим (хотя убийство могло быть совершено без его ведома или желания, и он не принимал в нем участия), и они не мстили самому убийце, хотя это легко можно было сделать».

Месть влекла за собой месть, которая иногда увенчивалась настоящей битвой между двумя семьями, их друзьями и подвластными, а то и такими радикальными действиями, как сожжение, когда одна сторона запирала другую в доме и поджигала его. У взрослых мужчин не было другого выбора, как сгореть или выйти наружу и вступить в неравный бой. В конце концов, или потому, что силы обеих сторон истощались, или потому, что их лидеры погибали, наставало время для мирного урегулирования. Штраф за убийство удовлетворял оскорбленную честь, и кровопролития прекращались.

На этой стадии существовало три дальнейших способа действия: дать «единственное суждение» пострадавшей стороне, обратиться к третейски?! судьям или начать судебный процесс. В первом случае одна из сторон признавала свою вину и шла на уступки противникам, прося их назначить любую компенсацию, на которую они, по их мнению, имеют право, и соглашаясь принять любые наказания, которые будут ими наложены. Обычай и общественное мнение должны были удержать противника от злоупотребления этим соглашением. Этот способ удовлетворял чувство чести и поэтому был наиболее приемлем для пострадавшего.

В сложных случаях, когда с обеих сторон были правые и виноватые, дело зачастую передавали третейским судьям, чье решение все клялись выполнить. Судьи оценивали компенсацию, на которую каждая сторона имела право за ущерб, нанесенный другой стороной. При таких расчетах равные потери, понесенные обеими сторонами, погашали друг друга. Рана приравнивалась к ране, отрубленная рука или нога - к отрубленной руке или ноге, смерть - к смерти, при условии, однако, что жертвы были примерно одной «ценности», то есть имели равное положение в обществе: так, смерть слуги в одной семье не могла «погасить» убийства хозяина в другой, а гибель крестьянина - гибели сына вождя. Другим фактором в расчетах была словесная или физическая провокация: считалось, что некоторые оскорбления дают право на любую месть. Приняв все в расчет, судьи подводили итог, объявляя, что одна сторона должна другой такую-то и такую-то сумму в возмещение убийств и увечий. Были основные масштабы уплат, определенные традицией: например, в Исландии цена за жизнь свободного человека составляла 120 унций серебра. В противном случае (или вдобавок) судьи могли приговорить человека к изгнанию из области, а то и из страны - на определенный срок, на всю жизнь или до тех пор, пока живы его враги. Это отчасти было наказанием, а отчасти - средством предотвратить возобновление распри. Изгнаннику давали определенный срок на то, чтобы уладить свои дела и организовать поездку. В это время никто не имел права ему досаждать. Однако, если он не уезжал, враги могли напасть на него, по закону ничем не рискуя.

Третий способ состоял в том, чтобы начать судебный процесс перед народным собранием (тингом). Тинг был неотъемлемой частью всех скандинавских обществ. Он действовал одновременно как суд и как первобытный парламент: все свободные люди, владевшие более чем довольно скромным минимумом собственности, должны были присутствовать на тинге, хотя фактически решения зачастую отражали волю наиболее могущественных из присутствующих. В каждой области существовали небольшие местные тинги, собиравшиеся на определенном месте, нередко отмеченном какой-нибудь природной особенностью: скалой, холмом или курганом, с которого ясно слышался голос председательствовавшего на собрании князя или других ораторов; иногда границы участка отмечал круг стоячих камней. Существовали также и региональные тинги, на которых решались более серьезные проблемы, а в Исландии около 920 года был организован альтинг - ежегодное всеобщее собрание всей страны. Обычно тинги собирались в определенное время, но иногда их можно было созвать, чтобы обсудить срочные вопросы общественной жизни: например, тинг мог принять или отвергнуть претендента на трон или предложение изменить религию в данной области. Тинг также мог принимать новые законы. В Исландии, во всяком случае, существовал обычай, согласно которому человек, которого называли «законоговорителем», каждый год читал треть кодекса законов на альтинге, чтобы традиционные законы не были забыты. В существующих писаных кодексах законов иногда заметны следы ритмических фраз и аллитераций, которые помогали людям запомнить устные законы.

Собрания играли важную роль в жизни людей. Обычно они длились несколько дней (исландский альтинг продолжался две недели). В этот период люди жили во временных постройках недалеко от места собрания или гостили на близлежащих фермах. Это был удобный случай, чтобы развлечься, посплетничать, заключить помолвку и поторговать. Содержание места собрания в порядке обычно вменялось в обязанности какой-нибудь жившей поблизости состоятельной семье: как и строительство дорог и мостов, это была своего рода общественная работа, которая приносила почести км, кто ею занимался. Поэтому на многих шведских рунических камнях начертаны имена тех, кто «сделал место для тинга» или усовершенствовал существующее место аллеей из стоячих камней. Первоначально тинг был в каком-то отношении религиозным собранием, «освященным» во имя богов, и мир, который надлежало любой ценой поддерживать во время всех тяжб и споров, был сродни священному миру, который надлежало соблюдать в святилище. Согласно «Саге об Эги-ле», один норвежский суд в языческие времена заседал внутри священной ограды: «Местом суда было ровное поле, окруженное вехами из орешника. Между вехами была протянута веревка. Она называлась границей суда. А в кругу сидели судьи: двенадцать из фюлька Фирдир, двенадцать из фюлька Согн и двенадцать из фюлька Хардаланд. Эти судьи разбирали тяжбы».

Процедура подачи иска перед тингом, вероятно, в разных регионах была различной. Лучше всего нам известно, как это происходило в Исландии, и здесь мы вкратце об этом расскажем. В случае убийства родственники убитого в первую очередь решали, кто из них будет истцом, или, если ни один из них не считал себя способным справиться с этим делом из-за отсутствия юридических знаний или влиятельных знакомых, должны были просить кого-нибудь действовать от их имени. Далее, жалобщик должен был отправиться в дом убийцы в определенный законом день, провозгласить обвинение перед свидетелями и потребовать, чтобы он явился перед тингом. Личность убийцы, как правило, была известна, поскольку он должен был объявить о факте убийства, как только оно случилось, поскольку если он этого не делал, то обычное, непредумышленное убийство превращалось в тайное убийство из-за угла - самое позорное преступление.

До начала следующего тинга как истец, так и ответчик старались получить как можно более широкую поддержку среди своих родственников и друзей, а также добиться поддержки вождя. Если двое противников были дружинниками разных вождей, то каждый мог автоматически рассчитывать на то, что господин ему поможет, но если оба служили у одного и того же человека, то одному или другому приходилось искать поддержки в другом месте - если только, конечно, они не просили его выступить в качестве судьи описанным выше образом. Иногда велась и закулисная борьба за то, чтобы дело слушалось на одном тинге, а не на другом, поскольку было более выгодно, если дело слушалось там, где у человека имелось много друзей. Если сами тяжущиеся были вождями, то они добивались того, чтобы на тинг их сопровождало как можно больше вооруженных дружинников.

Добраться до самого тинга само по себе могло оказаться проблемой: противники могли силой мешать друг другу проехать туда, поскольку считалось, что тот, кто не являлся на тинг, проигрывал дело. Оказавшись на месте, истец и ответчик должны были облечь свои жалобы в сложные юридические формулы (одна ошибка в изложении могла провалить все дело!) и каждый должен был предоставить «свидетелей». Это не были свидетели в современном смысле слова, а просто соседи, которые были готовы поклясться, что, по их мнению, все сказанное - правда и что каждый шаг в юридической процедуре выполнен правильно. Жалобу выслушивала коллегия из 36 «судей», функции которых были примерно теми же, что и у современных присяжных, - они не должны были вести следствие или обладать какой-то особой юридической подготовкой: их делом было просто вынести решение в пользу той или другой стороны. «Судьи» назначались председательствовавшими на тинге вождями: на местном исландском тинге три ближайших вождя назначали каждый по 12 судей. Однако на альтинге этим занималось большее число вождей, так что каждый назначал меньшее число судей, поскольку и здесь всего их было 36. Именно поэтому для каждой стороны было жизненно важно обеспечить себе поддержку. Фактически суды были лишь слегка замаскированной проверкой сил истца и ответчика, и если ни одному не удавалось подловить другого на какой-либо юридической тонкости, то на судей почти всегда влияла та поддержка, которой могла заручиться та или другая сторона, и особенно отношение к делу вождей, которое, конечно, было всем известно. Нередко, несмотря на все законы о соблюдении мира, судьи, запуганные открытой демонстрацией силы, расходились, не вынеся никакого решения.

Жалоба истца в основном представляла собой простое обвинение в убийстве. Обвиняемый пытался защищаться, утверждая, что погибший так спровоцировал его своими предшествующими нападениями или оскорблениями, что убийство было вполне оправданным и за него не следует ни платить штраф, ни нести наказания. Если судьи с ним соглашались, они объявляли, что на время убийства убитый был «нечистым» и что его родственники не могут требовать возмещения. Если же они вставали на сторону истца, то могли наложить на ответчика такое же изгнание, как нередко делали третейские судьи, но чаще налагали более жестокое наказание - ставили убийцу полностью вне закона.

Человек, оказавшийся вне закона, не имел никаких прав. Его собственность переходила к тому, кто подал на него в суд (причем определенная доля отходила к приговорившим его к изгнанию судьям). Любой, кто хотел, мог убить его безнаказанно, и его родичи не могли требовать за это никакого законного возмещения (хотя имели право мстить по личной инициативе). Теоретически, никто не должен был помогать изгнаннику или прятать его. Единственным выходом для него было покинуть страну или спрятаться в лесу или каком-нибудь диком месте и жить разбоем. Но на самом деле все было не так страшно. Наблюдать за исполнением приговора должны были личные враги приговоренного: им поручалось прийти, силой захватить его дом и имущество и, если возможно, убить его на месте. Если истец не мог найти желающих поддержать его в этом деле, то друзья изгнанника могли помочь ему выбраться из страны или найти себе убежище в доме могущественного покровителя, а то и вообще остаться в собственном доме, полагаясь на свою популярность среди местного населения. Конечно, если его преступление привело общественность в ужас, то у него было меньше шансов уйти. Как правило, преступников, к которым относились с презрением - воров или колдунов, занимавшихся черной магией, - ловили и казнили без лишних проволочек, как только суд выносил приговор. Однако тот, кто был приговорен за обычное убийство, вполне мог с помощью родных и друзей начать новую жизнь в другой стране.

Викинги — свирепые войны и умелые земледельцы из Скандинавии. Пик могущества их цивилизации приходится на 790-1100 годы нашей эры. Викинги были искусными кораблестроителями, их баркасы бороздили моря и океаны вокруг берегов Европы и Америки.

Жестокие рейды, когда полчища воинов атаковали города и деревни вдоль побережья и в устьях рек, убивали любого, кто с ними боролся, забирали в рабство и уносили горы награбленного. Викинги сочетали с мирными экспедициями, открывая новые земли для жизни и торговли. Викинги были первыми европейцами, доплывшими до Америки, более чем за 500 лет до Христофора Колумба.

Алфавит Викингов состоял из букв образованных прямыми линиями — рунами. Картины и записи Викингов высекались в камне, дереве или кости. Прямые линии рун позволяли легко делать это. Руны, как предполагалось, имели магические свойства, и воины наносили их на свое оружие, чтобы увеличить силу в бою. На Рунах вырезанных на небольших кусочках кости или дерева, записывали священные изречения, для предсказания будущего, исцеления больных, благословения людей, освещения мест и построек. В повседневной жизни, руны использовались для практических целей, например? маркировки объектов. Викинги также использовали руны на мемориальных камнях, которые были воздвигнуты в память о своих близких. Величайший каменный памятник в Скандинавии — это Еллингский камень. Этот огромный трехгранный камень был поднят королем Харальд Синезубый, как памятник своим родителям в королевской усыпальницей Еллинге в Ютландии, Дания. Одна сторона Еллингского камня покрыта рунами. Две другие стороны — резные рисунки.


Домашняя жизнь Викингов была простой, но удобной. Они часто делали дома из глинобитной смеси (сплетенные ветви и глина) или из дерева и камня, с крышами из дерна или черепицы. Если семья была очень богатой, Викинг глава семьи, строил себе отдельный просторный дом. Люди сидели и спали на лавках вдоль стен, на подушках, набитыми перьями птиц. Семья собиралась вокруг каменного очага на утрамбованном земляном полу, принять пищу и пообщаться. Очаг центральное место в доме, использовался для тепла, приготовления пищи, и как источник света.

Викинги ели два раза в день, утром и вечером. Мясо тушилось в огромных котлах под названием казан, которые были изготовлены из железа или камня. Его подвешивали над огнем на цепь, прикрепленной к крыше, или устанавливали на штатив.


Женщины Викингов были умелыми и независимыми. Пока мужчины были в отъезде, исследуя новые земли, женщины следили за домашним хозяйством. Они могли бы стать богатыми землевладельцами, и хотя не участвовали в политике, их влияние в домашних делах было неоспоримым. Как правило, мужа выбирали родители девушки, и она могла развестись с ним, если он ей изменял. Женщины викингов гордились своими обязанностями, и пользовались уважением, особенно за рукоделие, любили вышивку. Они выполняли основную работу по приготовлению пищи и добывали одежду для своей семьи. Уважаемый статус женщин доказывает, обнаруженный, роскошный корабль для женщин викингов.

Владение ключами у викингов является важным признаком ответственности и достоинства. Женщина хранила семейные ценности, в основном это были монеты и ювелирные изделия, в запертом месте, ключи от которого всегда находились при ней. Покусившихся на семейные ценности ждало жестокое наказание.


Викинги — лихие свирепые войны. Они отплывали из своих домов, и совершали дерзкие атаки на другие страны Европы. Для воина-викинга, честь и слава в сражении, были единственными вещами, которые имели значение. Войны, которые погибли смертью храбрых, как считалось, идут в Вальхаллу, рай викингов. Этот вера делала их бесстрашными, опасными противниками. Войн должен был готов, в любой момент следовать за своим вождем или королем в бой или на рейд. В отличие от римских солдат, бойцы Викингов не носили доспехов и участвовали в боях в собственной одежде и с личным оружием. Война хоронили с его самым ценным вещами мечом или копьем.

Викингов, ушедших на восток, называли “Русь” многие считают, что от этого слова Россия получила своё название.


Дети викингов помогали по дому в приготовление пищи, занимались ткачеством и прядением. Младшие дети работали на полях и в мастерских, помогая с металлом и деревообработкой. Но жизнь викингов не состояла из одной работы. В летнее время молодые Викинги плавали и играли в мяч, а зимой они катались на снежных горках и играли в снежки. В возрасте 16 лет, мальчик викинг мог быть отправлен на войну. Варяги не имели фамилий. Вместо этого, мальчики и девочки, как правило, принимали в качестве фамилии и отчества имя их отца, а иногда матери, с добавлением “сон” или “доттир” (дочь). Так, Лейф, сын Эрика, стал Лейфом Эрикссоном.

В 1001 году, Лейф Эриксон — Викинг, известный как “Лейф Счастливый”, стал первым европейцем, вступившим на землю Северной Америки. Они провел там зиму и разбили лагерь в районе, который он назвал “Винланд” (Винная Земля). Название “Винланд” появилось после увиденных Лейфом ягод, которые по ошибке, он принял за виноград. Позже по следам Лейфа последовали другие викинги которые основали поселение в районе Канады на месте современного Ньюфаундленда. Лейф счастливый был сыном Эрика Рыжего, другого исследователя викингов, открывшего Гренландию.


Викинги во многом обязаны своим успехам своим квалифицированным мастерам, сделавшим им сильное оружие и быстрые корабли. В оружейных мастерских делали мечи и копья для боя, острые железные топоры для рубки деревьев и для обработки древесины. Плотники использовали древесину для строительства кораблей, а войны отплывали на этих кораблях для нападения на соседние страны, чтобы пополнить свои ресурсы. Дома, женщины викингов, и, вероятно, некоторые мужчины, проводили часть своего дня, прядя шерсть или лен, из которых потом ткали ткани. Ткань была обычная для повседневной одежды, но её края были окрашены в яркие цвета. Такие ремесла способствовали созданию сильного и успешного общества.

Металлурги Викингов использовали листы металла, чтобы делать котлы или замки. Они также переплавляли бронзу и золото, которые использовались для создания более точных, более декоративных элементов. Металл нагревали на огне и переливали в небольшие формы из камня или свинца. Формы использовались для этого не один раз.


Викингов хоронили со всем, что, по мнению его семьи, могло понадобиться ему в загробной жизни. Обычные варяги были похоронены с мечом или любимой брошкой, а богатых мужчин и женщин хоронили на кораблях, чтобы те уносили их в следующий мир. Корабли были забиты их вещами, от одежды и оружия до кухонной утвари и мебели. Лошади, собаки, и даже рабы были убиты и похоронены вместе с умершим хозяином. Затем корабли покрывались земляными насыпями или поджигались.

Один из таких кораблей был найден в 1903 году. Корабль был красиво оформлен. Он мог бы использоваться для прибрежного плавания, но был слишком хрупким для дальних путешествий. Все украшения с корабля были украдены, но воры оставили много интересных бытовых предметов, инструментов и посуды. Корабль «Осеберг» был клинкерной постройки, т. е. доски располагались внахлест и были скреплены с помощью гвоздей.