© Г. Б. Михайлова, 2012

Дворянское гнездо

Рыбинские дворяне Михалковы

Род Михалковых, представители которого в ХХ веке стали известными деятелями отечественной культуры, издавна связан своими корнями с Ярославским краем.

Предлагаемая читателям статья приурочена к двум юбилеям. В декабре 2012 года исполняется девяносто лет со дня рождения писателя и публициста Михаила Владимировича Михалкова (1922-2006). Несмотря на то, что он являлся автором более 150 книг и авторских пластинок, его настоящее имя было известно не очень широкому кругу лиц, так как поэт-песенник (всего издал более 400 песен) и публицист печатался под псевдонимами Михаил Андронов и Михаил Луговых.

А вот его старший брат, Сергей Владимирович Михалков (1913-2009), автор государственных гимнов СССР и Российской Федерации, с 1970 по 1990 год возглавлявший Союз писателей РСФСР, был широко известен как детский поэт и баснописец. В феврале 2013 года исполняется сто лет со дня рождения С. В. Михалкова.

В конце 1990-х - начале 2000-х годов на российском телевидении прошло несколько сюжетов, связанных с семьёй Михалковых. Главу семьи, одного из патриархов советской литературы, Сергея Владимировича Михалкова, снимали, как правило, в его московской квартире на Поварской. Те, кто видел эти сюжеты, наверняка обратили внимание на висящее на стене комнаты генеалогическое древо Михалковых. История семьи, воспоминания о предках - далеких и близких - играли большую роль в жизни С. В. Михалкова, хотя историческая тема в его собственном творчестве и не получила развития.

Сергей Владимирович Михалков по рождению принадлежал к древнему дворянскому роду. До 1917 года его фамилия звучала несколько по-иному, с ударением на втором слоге. Этот перенос ударения сам Сергей Владимирович объяснял просто: так его назвал школьный учитель, и это произношение постепенно закрепилось. Правда, в советские годы в среде бывших русских дворян ходила эпиграмма: «Возьмёшь журнал, и станет жалко, / Что ради премий и венков / То, что не мог писать Михалков, / Не дрогнув, пишет Михалков». Эпиграмма злая и не вполне справедливая. Если действительно изменение фамилии связано со стремлением Сергея Владимировича к социальной мимикрии, то, зная все обстоятельства советского периода истории России, вряд ли можно осуждать его за это. И разве может быть стыдно столбовому русскому дворянину Михалкову за созданные им чудесные

детские стихи, за текст государственного гимна родной страны и за те простые, но исполненные глубочайшего смысла проникновенные слова, которые начертаны на могиле Неизвестного солдата в Москве?!

Официальная родословная Михалковых была составлена ещё в конце XIX века. Автором её, вероятно, был известный ярославский генеалог Ф. А. Бычков (редактор неофициальной части и автор «Ярославских губернских ведомостей», в 1891-1894 годах служивший земским начальником в Рыбинском уезде, автор издания «Опыт библиографического указателя печатным материалам для генеалогии русского дворянства», вышедшего в Санкт-Петербурге в 1885 году). В этой росписи родоначальником Михалковых называется некий Марк Демидов, выехавший из Литвы в Тверь в XV веке на службу к князю Ивану Михайловичу Тверскому. Впрочем, многие русские дворяне считали своими предками иностранцев - это считалось престижным, однако редко соответствовало действительности.

При Рюриковичах Михалковы были всегда на виду: представители их рода то и дело упоминаются в Разрядных книгах конца XV-XVI века как воеводы, головы, наместники, как участники военных походов великих князей и царей. Михалковы XVI-XVII веков были тесно связаны с Москвой и являлись завидными вкладчиками Троице-Сергиевой Лавры. Позднее, в первой половине XVII века, на территории этого монастыря были погребены старец Арсений (в миру Артамон Иванович Михалков) и его сноха Агриппина, жена Богдана Артамоновича Михалкова.

Известный русский историк С. Б. Веселовский писал о происхождении Михалковых так: «Михалковы были из дьяческого рода, но чрез Шестовых-Морозовых находились в свойстве с Романовыми…» Это свойство, а также то, что Михалковы были в числе активных сторонников возведения на престол Михаила Феодоровича Романова, помогло им ещё более выдвинуться при новой династии. Землю за службу Михалковы получали в Рязанском, Романовском, Переславском уездах. Однако их «родовое гнездо» сформировалось на ярославской земле. Произошло это в самом начале XVIII века благодаря, в общем-то, случайности. Один из Михалковых получил в приданое за женой, урождённой княжной Ухтомской, село Петровское в Пошехонском уезде (в 1777 году эта территория отошла к Рыбинскому уезду Ярославской губернии). Князья Ухтомские - один из старинных русских княжеских родов рюриковой крови, однако к XVIII веку они фактически превратились в небогатых дворян. Тем не менее, родство с ними было для Михалковых, конечно, почётным. Судьба не раз сталкивала Михалковых и Ухтомских и в браках, и в различных жизненных ситуациях, и в общественной жизни.

О Петре Дмитриевиче Михалкове известно немного: как и положено было дворянам петровского времени, он находился на военной службе в лейб-гвардии Семёновском полку, затем - в Тобольском пехотном. «Во всех походах был везде бе-зотлучно», - писал он о себе в прошении об отставке. Военные походы петровского времени - это, прежде всего, Северная война со шведами. Дослужился Михалков до гвардейского сержанта, а в 1726 году добрая императрица Екатерина I подписала указ об отставке П. Д. Михалкова с чином поручика: «отпущен в дом его в Пошехонском уезде в село Петровское вовсе, и ни к каким делам его не определять».

Оказавшись свободным от всяких служб, Пётр Дмитриевич приступил к благоустройству Петровского. При нём в первой трети XVIII века в Петровском был возведён каменный одноэтажный барский дом. Позднее в этом доме появились второй и даже третий этажи. Но первый этаж, несмотря на перестройки, сохранял своеобразие своей архитектуры ещё и в начале XX века. В 1920 году усадьбу посетил сотрудник Русского музея М. В. Фармаковский. В отчёте, составленном им по впечатлениям от этой поездки, известный искусствовед и реставратор признаёт первый этаж дома, «со сводчатыми потолками», а также «своеобразными пропорциями внутренних помещений, с большими сводчатыми подвалами, стены которых свыше сажени в толщину», действительно постройкой петровского времени. С сожалением писал исследователь о переделках в помещении, в результате которых погибла настенная живопись, оставшаяся только «в тёмной кладовой первого этажа: здесь прямо на стене написаны две большие картины, одна изображающая Фонтанку у Летнего сада с гротом над рекой, с галерами и лодками, рассекающими воду в разных направлениях. Другая - торг из-за Данцига, очевидно пародирующая переговоры 1734-1735 гг. Над дверью той же комнаты написана сценка - собака, нападающая на быка… Вне всякого сомнения это лишь небольшой остаток своеобразной живописи XVIII века…»

Пётр Дмитриевич Михалков, заложивший основу усадьбы Петровское, скончался в 1743 году. После него владельцем Петровского стал его сын, Александр Петрович, затем внук - Владимир Александрович. Интересно, что и Александр Петрович, и Владимир Александрович были женаты на девицах из семьи дворян Шубиных, довольно близких родственницах известного Алексея Шубина, фаворита императрицы Елизаветы Петровны. К тому же Елизавета Ивановна Шубина, ставшая в 1785 году женой Владимира Александровича Михалкова, была родной сестрой ярославского губернского предводителя дворянства В. И. Шубина. Эти браки, конечно же, послужили к упрочению связей Михалковых со старинным дворянством Ярославской губернии, помогли приобрести им определённый авторитет в местном дворянском обществе.

Надо заметить, что браки Михалковых на протяжении XVIII-XIX веков вообще были удачными, говоря современным языком, престижными. Но были ли они счастливыми - мы не знаем. В каждом браке появлялись дети, и родословная Михалковых успешно продолжалась.

Те сведения, которыми мы располагаем о Сергее Владимировиче Михалкове (1789-1843), следующем владельце Петровского, позволяют сказать, что он был типичным русским просвещённым барином начала XIX века, «золотого века» русской культуры. Достаточно богатый (около 2 тысяч крепостных), образованный (закончил Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге), служивший в лейб-гвардии Семеновском полку и участвовавший в сражении с французами при Фридланде (1807), С. В. Михалков вышел в отставку подпоручиком. Несколько лет он провёл в путешествии по странам Европы (Франция, Италия, Швейцария, Германия), слушал лекции в Гёттингенском университете, одном из крупнейших и старейших университетов Нижней Саксонии (Германия), был членом масонской ложи. Из-за границы С. В. Михалков привозил произведения искусства, которые стали основой будущих художественных коллекций Петровского. Первая библиотека в усадьбе появилась также при Сергее Владимировиче. Можно сказать, что именно он окончательно превратил усадьбу в родовое гнездо Михалковых.

Женился Сергей Владимирович на Марии Сергеевне Голицыной, принадлежавшей к известному княжескому роду. Семья Голицыных в то время, которое мы называем «пушкинской эпохой», была тесно связана с литературными кругами. Один из её братьев, князь Н. С. Голицын (1796-1833), являлся близким другом поэта П. А. Катенина, сам писал стихи (его поэма «Торжество любви» была опубликована в журнале «Сын Отечества»). Сама Мария Сергеевна дружила с известной поэтессой Ю. В. Жадовской, которая происходила из ярославских дворян. Как знать, может быть, именно этот брак привнёс в род Михалковых литературную «жилку», которая ярко проявилась спустя столетие в творчестве праправнуков Сергея Владимировича и особенно его тёзки, советского поэта С. В. Михалкова.

Сергей Владимирович умер рано, прожив всего лишь пятьдесят три года, но всё же сумел двум старшим своим детям, сыновьям Владимиру и Василию, дать прекрасное образование: оба учились в Императорском Дерптском университете. Но Василий Сергеевич скончался рано: умер в Москве в 1847 году в возрасте всего лишь двадцати семи лет.

Его брат, Владимир Сергеевич Михалков (1817-1900), прожил долгую жизнь и на протяжении всего XIX века являлся главой семьи Михалковых. Он сделал блестящую служебную карьеру - в конце жизни имел чин действительного статского советника, был кавалером нескольких орденов, много добрых дел сделал, исполняя должность рыбинского уездного предводителя дворянства в течение пятнадцати лет. Однако в исторической памяти В. С. Михалков остался как увлечённый коллекционер. Собранные им коллекции (по зоологии, геологии, минералогии, палеонтологии), а также уникальная по составу библиотека и собрание русских и иностранных гравюр превратили, в сущности, усадьбу Петровское к концу XIX века в музей.

Музейная репутация Петровского подтверждается участием нескольких предметов из усадьбы в знаменитой Таврической выставке. «Историко-художественная выставка русских портретов» открылась в начале марта 1905 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга. Устроителем её был знаменитый С. П. Дягилев, который сам принимал участие в отборе портретов, для чего побывал во многих провинциальных дворянских усадьбах. Возможно, именно он выбрал в Петровском для Таврической выставки пять портретов: князя А. Н. Голицына, Василия Сергеевича и Василия Владимировича Михалковых, портрет неизвестного мужчины в цилиндре кисти Н. Д. Мыльникова и портрет Марии Сергеевны Михалковой, урождённой княжны Голицыной, работы немецкого художника Ф. Ф. Кюнеля. Последний портрет, исполненный в технике пастели, находится сейчас в коллекции Рыбинского музея-заповедника.

В конце XIX - начале XX века Михалковы преимущественно жили в Москве, в собственных домах. Владимир Сергеевич Михалков, женатый на княжне Елизавете Николаевне Голицыной, получил за ней в приданое усадьбу Назарьево в Звенигородском уезде Московской губернии. Передав права на Петровское одному из своих сыновей, Сергею Владимировичу Михалкову, он жил в последние годы своей жизни в Москве и в Назарьеве и, несмотря на солидный возраст, избирался предводителем дворянства Звенигородского уезда. В На-зарьеве сохранились могилы Владимира Сергеевича и его жены. Но коллекции, собранные Владимиром Сергеевичем в течение всей его жизни, в том числе и драгоценная библиотека, всё же хранились в старинном родовом гнезде - в усадьбе Петровское Рыбинского уезда Ярославской губернии.

Сергей Владимирович Михалков (1858-1905), фактически последний владелец Петровского из рода Михалковых, получил образование на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Как и отец, он избирался предводителем рыбинского дворянства, а с 1896 года по день смерти - ярославским губернским предводителем дворянства. Из-за ранней смерти он не успел выполнить завещание отца и распорядиться его коллекциями. Детей С. В. Михалков не имел, и обстоятельства сложились так, что завещание деда пришлось исполнять его племяннику, Владимиру Александровичу Михалкову, отцу советского писателя Сергея Михалкова.

После смерти С. В. Михалкова наследники разделили собственность в Петровском следующим образом: сама усадьба перешла во владение вдовы Сергея Владимировича, Агриппины Владимировны Михалковой; движимое имущество Петровского, в том числе коллекции, стало собственностью его старшего брата Александра Владимировича Михалкова (1856-1915). Но в момент составления раздельного акта Александр Владимирович страдал душевной болезнью и находился под опекой. Его опекунами являлись уже взрослый сын Владимир и генерал-лейтенант В. Ф. Джунковский (в 1905 году - московский губернатор, в 1913-м - товарищ министра внутренних дел и командир Отдельного корпуса жандармов). Они-то и решили судьбу родовой коллекции Михалковых: основная, и самая ценная, часть библиотеки и естественно-научных собраний была передана в Академию наук, менее ценная часть - в дар городу Рыбинску. Этот дар несколько позднее положил начало Рыбинской публичной библиотеке и Рыбинскому естественно-историческому музею.

Владимир Александрович Михалков (1886-1932) бывал, конечно, в Петровском, но в основном жил с родителями и со своей семьей в Москве и в Назарьеве. Поэтому первые детские воспоминания его старшего сына Сергея Михалкова связаны именно с Москвой и с подмосковной усадьбой Михалковых. Об этом он писал в своей книге «Я был советским писателем». И, конечно, никаких «усадебных» воспоминаний не осталось у его младших братьев - Александра (1917-2001) и Михаила (1922-2006). Петровское воспринималось ими как нечто связанное с очень дальними предками.

Все три сына Владимира Александровича были связаны с литературой. Старший, Сергей, признанный мастер, лауреат многочисленных премий, удостоенный, пожалуй, всех наград, которые существовали в Советском Союзе. Александр, инженер по профессии, автор нескольких брошюр и учебников, кроме того, увлечённо изучал историю Москвы и опубликовал книгу «Очерки по истории московского купечества». Самый младший брат, Михаил, человек удивительной, похожей на детективный роман, судьбы, является автором книги «В лабиринтах смертельного риска» и многочисленных сборников стихов. Все трое были членами Союза писателей СССР. Несмотря на принадлежность к старинному дворянскому роду, в своём творчестве ни Сергей Михалков, ни его братья не были «певцами русской дворянской усадьбы». Однако прошлое рода, семейные традиции и глубокая связь с историей своей страны определили и многие черты их творчества, и жизненную позицию, и личную судьб каждого из них.

Двое сыновей старшего из братьев, Сергея Владимировича, и его жены Натальи Кончаловской, Андрей (1937 г. р.) и Никита (1945 г. р.), стали известными кинорежиссёрами и сценаристами.

Галина МИХАЙЛОВА, научный сотрудник Рыбинского музея-заповедника

Русский дворянский род, происходящий от Михаила Ивановича, потомка в V колене Марка Демидова, по преданию, выехавшего из Литвы в начале XV в. Тимофей Михалков дьяк князя Дмитрия Иоанновича (умер в 1509 г.). Его сын Андрей был наместником в Туле… … Биографический словарь

Михалковы - дворянский род, предок которого, Гридица М., упоминается в 1498 г. ("Собр. гос. грам.", I, 336). Тимофей М. дьяк великого князя Дмитрия Иоанновича († в 1509 г.). Его сын Андрей был наместником в Туле (1580 82) и воеводой в Смоленске… … Большая биографическая энциклопедия

Михалковы дворянский род - Михалковы дворянский род, предок которого, Гридица М., упоминается в 1498 г. (Собр. гос. грам. I, 336). Тимофей М. дьяк велик. князя Дмитрия Иоанновича (умер 1509). Его сын Андрей был наместником в Туле (1580 2) и воеводою в Смоленске (1584).… …

Михалковы, дворянский род - Михалковы дворянский род, предок которого, Гридица М., упоминается в 1498 г. (Собр. гос. грам. I, 336). Тимофей М. дьяк велик. князя Дмитрия Иоанновича († 1509). Его сын Андрей был наместником в Туле (1580 2) и воеводою в Смоленске (1584).… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Михалков, Никита Сергеевич - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Михалков. Никита Михалков Имя при рождении … Википедия

Михалков, Никита

Михалков Н. - Никита Михалков Имя при рождении: Никита Сергеевич Михалков Дата рождения: 21 октября 1945 (63 года)(19451021) … Википедия

Михалков Н. С. - Никита Михалков Имя при рождении: Никита Сергеевич Михалков Дата рождения: 21 октября 1945 (63 года)(19451021) … Википедия

Михалков Никита - Никита Михалков Имя при рождении: Никита Сергеевич Михалков Дата рождения: 21 октября 1945 (63 года)(19451021) … Википедия

Михалков Никита Сергеевич - Никита Михалков Имя при рождении: Никита Сергеевич Михалков Дата рождения: 21 октября 1945 (63 года)(19451021) … Википедия

Книги

  • 100 великих династий , Е. Г. Жадько. Новая книга популярной серии "100 великих" посвящена самым знаменитым династиям в истории человечества: императорским и королевским, аристократическим и дворянским, промышленным и… Купить за 300 руб
  • Михалковы. Семейный клан , Нелли Гореславская. Трудно найти другую столь известную в нашей стране семью, которая бы могла превзойти этот старинный дворянский род по числу одаренных личностей. И корень его - Сергей Владимирович Михалков -…

Как недавно выяснилось, двоюродный дед режиссёров Никиты Михалкова и Андрея Михалкова-Кончаловского, Дмитрий Петрович Кончаловский (1878-1952) во время советско-нацистской войны работал в составе русской администрации на освобождённых немцами территориях, вёл антикоммунистическую пропагандистскую работу. Весной 1944 г. Дмитрий Кончаловский возглавил Минский Обком (Оластной Комитет) Национальной Социалистической Трудовой Партии России (НСТПР) Бронислава Владиславовича Каминского.

Учитавая такие страницы биографии этого человека как:

Окончил историко-филологический факультет Московского университета, там же преподавал древнюю историю по специальности "История Рима".

Участвовал добровольцем в войне 1914-1917 гг.

В 1918-1922 гг. - преподаватель Московского, Минского и Смоленского университетов.

В 1924-1925 гг. - технический редактор в Госиздате.

В 1929-1941 гг. - преподаватель немецкого и латинского языков в московских вузах.

То есть человек весьма образованный и достойный. Министр национал-социалистической России из него вышел бы хороший.

  • Дмитрий Петрович Кончаловский
Отдельный интерес представляет его рейхсминистру Розенбергу, где Кончаловский, как искренний русский патриот, прямо указывает немцам на все ошибки их "восточной политики" и призывает к взаимовыгодному партнёрству.

А вот крайне любопытный документ - служебная записка от 17 декабря 1942 г. от анонимного штурмбанфюрера СС из базировавшейся в Смоленске айнзацгруппы В (командиром которой был Эрих Науманн) в Берлин начальнику полиции безопасности и СД с жалобой на Кончаловского-Сошальского (здесь он ошибочно именуется Сучальским):

Начальник полиции безопасности и СД
Офицер связи при министерстве оккуп. вост. территорий
Берлин, 17 декабря 1942 г.
СЕКРЕТНО

1. Служебная записка.
Тема: Вызов русского профессора Сучальского , Смоленск, в восточное министерство.

Опираясь на телефонную беседу от 16 декабря 1942-го сообщаю на основании докладов командира айнзацгруппы B, Смоленск, следующее:
Профессор Сучальский ранее трудился в Москве профессором древней истории. В связи с его антибольшевистским настроем его лишили права на преподавание, после чего он проживал в Смоленске, где и состоялся его первый контакт с немецкими военными службами. Сучальский незамедлительно предоставил себя в распоряжение немецких ведомств и был задействован в группе активной пропаганды Отдела Пропаганды W. Благодаря доверию, которое Сучальский завоевал среди немецких военных ведомств, он мог составить точную картину относительно планов восстановления русской гражданской администрации.

По сообщения командира айнзацгруппы B, Смоленск, Сучальский, однако, неприемлем политически. Из различных его высказываний следут, что он мыслит абсолютно великорусски, если не панславистски . В служебной поездке, состоявшейся в середине 1942-го, в которой принимал участие референт айнзацгруппы B, Сучальский помимо прочего высказывался о фюрере и заявил, что не может понять, почему немецкая пропаганда настолько выдвигает фюрера на передний план. В конце концов он всего лишь человек и кроме того он обладает даром гипноза, с помощью которого склоняет немцев к реализации своих планов. «Миф» Розенберга Сучальский не признает, считая его утрированным и к тому же ошибочным в отношении исторических фактов.

Далее командир айнзацгруппы B оценивает Сучальского как типичного представителя дореволюционных интеллигентов, который пытается использовать текущую ситуацию для того, чтобы получить важный пост в русской гражданской администрации. Референту айнзацгруппы B он заявил, что стремится стать русским министром по вопросам религии и культуры.Сучальский - великоросс и будет любыми путями добиваться великорусской автономии. Германия чего-то стоит для него лишь до тех пор, пока с помощью немецких военных ведомств он может чего-то добиваться. Хотя он безусловно за мирное сотрудничество с немецким рейхом, но решительно против военной оккупации великорусской территории после окончания войны . По мнению командира айнзацгруппы B, то что Сучальский при неприемлемом для него развитии событий может выступить предводителем великорусского движения , лежит в рамках возможного.

В связи с этим я указываю, что айнзацгруппа B уже давно предупреждала Отдел Пропаганды W насчет Сучальского. Тем не менее он по-прежнему работает на ответственном посту. Лишь сейчас зондерфюрер Отдела Пропаганды W сообщил референту айнзацгруппы B, что и он считает Сучальского опасной личностью, причиной чему стала деятельность Сучальского в Смоленске в последнее время. С точки зрения зондерфюрера, Сучальский - панславист и стремится в государственно-полицейском отношении к русской автономии. Зондерфюрер будет решительно выступать против возвращения Сучальского в Смоленск.

2. Господину д-ру Кнюпферу с просьбой рассмотреть и изложить свою позицию.
3. Ограничение допуска - I/6.

СС-штурмбанфюрер [подпись]

Т.е. во время своей работы в оккупированном немцами Смоленске Кончаловский в разгар войны открыто заявлял о себе как о русском националисте, видящем в немцах лишь средство для освобождения России от большевиков, ругал сочинения главных идеологов национал-социализма и критиковал самого фюрера. В ответ на это грозные эсэсовцы написали на него жалобу с просьбой снять его с его поста в смоленской администрации, которая, однако, была оставлена без внимания, и Кончаловский как ни в чём не бывало продолжил свою деятельность. При этом в «своей» Совдепии он за одну сотую из этого разом лишился бы головы. И это естественно побуждает задать вопрос: что же лучше - быть «своим» у совков или чужим у немцев?


А буквально на днях появилась ещё и такая информация:

Пока Сергей Михалков пел оды Сталину, его младший брат Михаил (на фото вверху) служил во время Второй мировой войны в СС.
О Михаиле Михалкове заговорили только перед самой его смертью в 2006 году. Он неожиданно, 80-летним стариком, стал раздавать одно интервью за другим. Мизерным тиражом вышла его автобиографическая книжка на русском «В лабиринтах смертельного риска».

- Михаил Владимирович, как в 1941 году вы, восемнадцатилетний парнишка, оказались в фашистском тылу?

С детства я хорошо знал немецкий язык: моя бонна была немкой. В 40-м году окончил спецшколу пограничных войск НКВД, где тоже изучал немецкий.

- А как же вы затесались в немецкие ряды?

Когда шел в направлении Харькова, напоролся на немцев. Оказался в штабной роте танковой дивизии СС "Великая Германия". Рассказал ее командиру - капитану Бершу - придуманную легенду: якобы я ученик 10-го класса, по происхождению немец с Кавказа, меня отправили на лето к бабушке в Брест. Когда город захватила 101-я немецкая дивизия (об этом я узнал еще в госпитале), то я доставал продукты для их обоза. Берш мне поверил и поручил снабжать его часть провиантом. Я ездил по деревням, менял у местных жителей немецкий бензин на продукты.

Танковая дивизия СС "Великая Германия" отступала на Запад. На границе Румынии и Венгрии я сбежал, надеясь найти партизан. Но так и не нашел. Зато, попав в Будапешт, случайно познакомился с миллионером из Женевы (ему я представился сыном директора крупного берлинского концерна), который вознамерился выдать за меня свою дочь. Благодаря ему я побывал в Швейцарии, Франции, Бельгии, Турции, встречался с Отто Скорцени. Но главной целью всех этих поездок была Латвия - все-таки ближе к России. Там связался с местным подпольем, в латышских лесах мы организовали группу сопротивления. Однажды я убил капитана из дивизии СС "Мертвая голова", взял его форму и оружие - это обмундирование помогало мне искать "окно" для перехода фронта. Верхом объезжал вражеские части и выяснял их расположение. Но как-то раз у меня потребовали документы, которых, естественно, не было, я был арестован как дезертир. До выяснения личности посадили в сарай, Снова бежал, пока, наконец, не удалось пересечь линию фронта.

Но при переходе линии фронта попал в полевую жандармерию… Меня как офицера СС сразу даже не обыскали. Вскоре мне удалось бежать. Неудачно спрыгнув с пятиметровой высоты, сломал себе руку, повредил позвоночник… С трудом добрался до ближайшего хутора и там потерял сознание. Хозяин хутора, латыш, отвез меня на телеге в госпиталь, естественно, немецкий. Когда я пришел в себя, меня спросили, где мои документы. Я ответил, что они остались в кителе. В общем, не найдя документов, мне выписали карточку на имя капитана Мюллера из Дюссельдорфа.

В госпитале меня прооперировали, и из города Либавы я был эвакуирован в Кенигсберг с новенькими документами капитана эсэсовской дивизии «Мертвая голова». Меня снабдили карточками на три месяца, выдали 1800 марок и предписали трехмесячный домашний отпуск - долечиваться. Потом я должен был явиться в Лиссу на переформирование высшего комсостава СС. Там я и командовал танковой ротой.

Когда командовал танковой ротой в Лисе… я решил выслужиться и написал строевую песню для роты. На полигоне солдаты эту песню разучили и, возвращаясь в часть, пропели её под окнами штаба. Там были слова, «Где Гитлер, там победа». Меня тут же вызвал к себе генерал: «Что это за песня?». Я ответил, что слова и музыку сочинил сам. Генерал был очень доволен...

Не вдаваясь в анализ воспоминаний Михалкова, явно подкорректированных для советских реалий, отмечу лишь, что вот и ещё одно доказательство, что немцы относились к русским аникоммунистам как к равноправным союзникам, и россказни о всяких мифических планах ост - не более чем ложь красной пропаганды. Уверен, что победи Третий рейх, мемуары Михаила Владимировича открыли бы для нас куда более интересные страницы русско-немецкого боевого братства;) И не пропадал бы зря режиссёрский талант его брата, снимающего сейчас скучные агитки победобесия, ведь каков сценарий - гауптштурмфюрер дивизии СС Тотенкопф Михаил Михалков в боях с большевиками.

Никита Михалков – народный артист РСФСР, популярный российский режиссер, лауреат множества престижных премий кинематографа, известный зрителям по фильмам «Утомленные солнцем», «Раба любви», «Вокзал для двоих», «Пять вечеров».

Помимо творчества, режиссер занимает активную общественную позицию. Он является президентом Российского фонда культуры, членом президиума совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

Детство и юность

Родился Никита Сергеевич Михалков 21 октября 1945 года в семье писателя , автора знаменитого детского рассказа «Дядя Степа» и гимнов СССР и России, и литератора . По национальности Никита – русский. В семье Михалковых есть еще старший сын , который в настоящее время также является знаменитым кинорежиссером.


Никита Михалков с отцом

В 7-летнем возрасте Никита стал учеником спецшколы с математическим уклоном, в которой после окончания курса начальной школы не смог продолжать обучение, так как не справлялся с усвоением материала по точным наукам. Когда стало понятно, что ребенок уже не мог решить ни одну задачу самостоятельно, его перевели в простую школу.

С раннего детства Никита Михалков проявлял творческие способности, что и не удивило родственников, ведь мальчик является потомком известнейшей творческой династии, уходящей корнями в XV век. Никита посещал музыкальную школу и театральную студию. В молодости Михалков мечтал об актерской карьере и всесторонне развивался в этом направлении.


В 1963 году будущая легенда российского кинематографа поступил в Щукинское театральное училище, из которого на 4-м курсе был отчислен за съемки в кино, что на тот момент не поощрялось в учебном заведении.

Это обстоятельство не сильно расстроило парня, и он ни на минуту не передумал продолжать учебу в театральных вузах. Сразу же после отчисления из «Щуки» Никита поступил во ВГИК на 2-й курс, который уже к тому моменту окончил его брат Андрей.


После окончания ВГИКа в 1971 году Никиту Михалкова призвали на службу на Камчатском флоте на борту крейсера «Михаил Кутузов». Даже в армейские годы творческий молодой человек не упускал возможность проявить талант, поэтому участвовал в концертах художественной самодеятельности армии.

Фильмы и режиссура

Актерская карьера Михалкова началась еще в 14-летнем возрасте. Дебютом стала эпизодическая роль в фильме «Солнце светит всем», за которой последовали еще несколько работ в кино. Никита сыграл в картинах «Приключения Кроша» и «Тучи над Борском».

Первая серьезная роль молодого талантливого актера состоялась в фильме « », которая принесла ему популярность у зрителей.


Никита Михалков в фильме «Я шагаю по Москве»

Заниматься режиссурой Никита Сергеевич также начал в молодости. В 1974 году на экраны вышел первый фильм Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». После этого у начинающего режиссера начался плодотворный период, длившийся 10 лет. Тогда практически каждый год он снимал картины, которые неоднократно удостаивались престижных кинематографических премий.

Также Никита Михалков продолжал сниматься в кино и полюбился обществу за роли в кинолентах « », «Сибириада», «Жестокий романс». Последний стал знаковым фильмом для актера и для знаменитой телеведущей и актрисы . В 1984 году за вклад в советский кинематограф актеру и режиссеру Никите Михалкову присвоили звание «Народный артист РСФСР».


В конце 80-х годов уже известный на тот момент актер и режиссер создал продюсерское агентство «ТриТэ», первой работой которого стала триумфальная картина «Урга – территория любви», получившая «Нику» и «Оскар». Последующие фильмы мэтра кинематографа также создавались на этой студии. В 1992 году Никита Михалков вошел в состав президиума Фонда культуры России, а в 1993-м возглавил его.

В том же 1993-м на экраны вышел очередной фильм Михалкова под названием «Анна: от 6 до 18», в котором режиссер-сценарист рассказал о жизни старшей дочери Анны. За ростом будущей актрисы получили возможность понаблюдать зрители. Год спустя Никита Сергеевич снял популярный до сегодняшнего дня фильм «Утомленные солнцем», завоевавший множество престижных наград, включая «Оскар» и Гран-при Каннского кинофестиваля.


В 1998 году мэтр стал руководителем Союза кинематографистов России, не прекращая при этом творческую деятельность в актерском и режиссерском направлениях. В 1999-м на экраны вышел фильм Михалкова «Сибирский цирюльник», в 2007-м – «12», в 2010-м – «Утомленные солнцем-2», в 2013-м – «Чужая земля», в 2014-м – «Солнечный удар».

Картины были удостоены почетными номинациями и премиями. Фильмография режиссера состоит из 16 полнометражных фильмов, каждый из которых оставил свой след в истории российского кино. Яркими актерскими работами Никиты Сергеевича стали роли в картинах « », «Мне не больно», «Статский советник», « ».

В 2008 году Никита Михалков мог потерять пост руководителя Союза кинематографистов. Очередной съезд выбрал своей главой . Претензией к режиссеру была непрозрачность финансовой деятельности Союза и неуважение к решениям съездов. Михалков назвал выборы нелегитимными и собрал экстренные перевыборы. Это позволило Никите Сергеевичу остаться на своем посту.

Бизнес и общественная деятельность

С 2009 года режиссер стал одним из организаторов винодельческого бизнеса в Италии, на производственных территориях которого изготавливается марка элитного вина под названием «Додичи», что в переводе с итальянского обозначает «двенадцать». Это вино названо в честь кинокартины Михалкова «12».


Никита Михалков владеет лесным хозяйством «Темино-Лесное» и «Темино-Павловское»

Кроме этого, кинорежиссер владеет лесным хозяйством «Темино-Лесное» и «Темино-Павловское», где перерабатываются лесоматериалы и производится мебель. Также Никита Михалков является совладельцем одного из крупнейших алмазообрабатывающих заводов в России (ТМ «UralDiamond»), в отношении которого в 2013 году ФСБ РФ было заведено уголовное дело по факту незаконной торговли.

Известнейший кинорежиссер и актер также ведет активную общественную деятельность. Громкий общественный резонанс с его участием произошел в 2007 году. Тогда тремя культурными деятелями, в число которых вошел и Никита Михалков, было написано письмо , где был выражен призыв российскому президенту продолжать политическую деятельность и остаться на третий президентский срок.


Критики посчитали подобный поступок вопиющим, так как авторы письма выразили в нем якобы мнение всех российских актеров и художников.

В 2011 году режиссер начал осваивать Интернет. Он зарегистрировался на платформе «Живой Журнал» и на Youtube. Мужчина начал вести видеоблог под ником Никита-бесогон, намекая на своего небесного покровителя. В этом видеожурнале Никита Михалков боролся с неправдивой, по его мнению, информацией в Интернете. Канал прорекламировали многочисленные видеоблогеры. Блог быстро набрал популярность и обзавелся множеством подписчиков. Из этого выросла авторская интернет-передача «Бесогон TV».


Никита Михалков в передаче «Бесогон TV»

Не остался культурный деятель в стороне и от украинского вопроса, которому уделил несколько выпусков авторской передачи «Бесогон TV». В них режиссер поделился со зрителями мнением о ситуации в Украине, рассказал о фашистах и бандеровцах, а также выразил сожаление по поводу фанатизма жителей западного региона страны от .

Авторству Никиты Михалкова принадлежат несколько книг. Долгие года режиссер вел личный дневник и только в зрелом возрасте представил свои литературные труды читателю. Это биографические и публицистические книги «Территория моей любви», «Публичное одиночество», «Право и Правда. Манифест просвещенного консерватизма», «Бесогон. Россия между прошлым и будущим». Отдельным изданием вышли мемуары «Мои дневники».


В 2015 году братья Никита Михалков и Андрей Кончаловский создали проект российской сети общественного питания «Едим дома!», которая должна была стать альтернативой зарубежному McDonald"s. Официальным лицом сети кулинарий здорового питания стала супруга Андрея Кончаловского . Первые торговые точки появились в 2017 году.

Личная жизнь

Известно, что все четверо детей режиссера пошли по стопам отца и не отступили от семейной традиции рода Михалковых. Они все в той или иной мере отметились в российском кинематографе, снявшись в картинах отца и других серьезных режиссеров.


Стал не только актером, он работает в ресторанном бизнесе. часто снимается в независимом кино и стала продюсером кинопремии «Белый квадрат», взялась за режиссуру. больше известен в качестве телеведущего, но пробовал себя и в качестве актера, и в роли сценариста, режиссера.

Самая младшая из наследников Никиты Сергеевича, хоть и не провела все детство под объективом камеры, как Анна, но стала актрисой. В 2016 году дебютировала в роли режиссера.

В настоящее время у актера и режиссера Никиты Михалкова имеется уже 9 внуков и 1 правнук.

Никита Михалков сейчас

В 2018 году состояние здоровья режиссера вновь вызвало тревогу у его поклонников. В мае во время поездки в Нижний Новгород Никита Сергеевич получил травму бедра. За помощью тогда пришлось обратиться к медикам. Но последствия оказались более серьезными, чем казалось вначале. Осенью Михалков перенес 2 плановых операции, после чего его состояние стабилизировалось. Сейчас мэтр российского кинематографа уже появляется на светских мероприятиях.

Проблемы со здоровьем не повлияли на творческие планы Никиты Михалкова. Режиссер вместе с братьями Пресняковыми уже создал сценарий для нового фильма «Шоколадный револьвер». В кинокартине пойдет речь о режиссере, дочь которого погибает во время теракта, устроенного на французском курорте. Сам маэстро попадает под следствие – его обвиняют в организации этой диверсии. Ожидается, что премьера киноленты состоится в 2019 году.


Есть в копилке Никиты Михалкова и театральные работы. Его постановка «Метаморфозы» переживает уже третью редакцию. Впервые спектакль по произведениям и был показан в 2017 году. В его создании участвовали выпускники Академии кинематографического и театрального искусства, основанной Михалковым. Сейчас идут показы постановки, которая получила название «Метаморфозы-3: Враги».

Фильмография

  • 1974 – «Свой среди чужих, чужой среди своих»
  • 1975 – «Раба любви»
  • 1977 – «Неоконченная пьеса для механического пианино»
  • 1979 – «Пять вечеров»
  • 1979 – «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»
  • 1981 – «Родня»
  • 1987 – «Очи черные»
  • 1991 – «Урга - территория любви»
  • 1994 – «Утомленные солнцем»
  • 1998 – «Сибирский цирюльник»
  • 2007 – «12»
  • 2010 – «Утомленные солнцем 2: Предстояние»
  • 2011 – «Утомленные солнцем 2: Цитадель»
  • 2014 – «Солнечный удар»

Библиография

  • «Территория моей любви»
  • «Публичное одиночество»
  • «Право и Правда. Манифест просвещенного консерватизма»
  • «Бесогон. Россия между прошлым и будущим»
  • «Мои дневники»
1 июля 2013, 20:57

Мэтр советской живописи Пётр Петрович Кончаловский, прошедший огонь, воду и медные трубы, сохранивший независимость в сталинские времена, между тем, дома беспрекословно слушался супругу Ольгу Васильевну, дочь художника Василия Сурикова. Если Лелечка, как он её ласково называл, отзывалась о его работе: "Не то, Дадочка", полотно безжалостно загрунтовывалось...

Вспоминает Екатерина Богданова, внучка П.П. Кончаловского и дочь Натальи Кончаловской от первого брака: "Из маминых рассказов я рано поняла, что в семье Петра Петровича и Ольги Васильевны понятия "люкс" и "комфорт" не существовали, а словечко "уют" терпели, но не особо жаловали. Отношение к быту у них было восхитительно пренебрежительное. В трехкомнатной московской квартире на Конюшковской и в Буграх царила атмосфера если не аскетизма, то крайней умеренности, прекрасно уживавшейся с радостью бытия, неизменно сопутствующей творчеству. На завтрак всегда пили кофе из большого турецкого кофейника и ели поджаренные на сковородке сухарики с маслом и сыром. На обед варили овощные супы и готовили треску с мелко порубленным яйцом, залитым растопленным сливочным маслом. Одежда выбиралась не по принципу "модно", а по принципу "удобно, значит, элегантно". Зимой Дадочка "на выход" надевал темно-зеленую брючную пару с жилетом, летом - светлый костюм. Лелечка носила длинные, чуть расклешенные книзу платья. Единственной слабостью Дадочки было душистое мыло, которое он постоянно покупал и клал в шкаф с бельем. (Его набралось столько, что хватило на все четыре года войны.) Дисциплина в доме Кончаловских была железная, дети не знали слова "не могу" или "не хочу". Ольга Васильевна с младенчества приучала их к одному: "Надо". День моей мамы, Натальи Кончаловской, в детстве был строго расписан - уроки, пианино, французский. Единственным допустимым отдыхом считалось чтение. Лелечка не только занималась домом и детьми, но и подбирала букеты, которые Дадочка писал, снаряжала мужа и сына на этюды, первой заходила в мастерскую посмотреть на новую работу. Ее коронная фраза в момент принятия важных семейных решений: "мы этого делать не будем" (или "мы это делать будем"), которую она произносила, полностью ассоциируя себя с мужем, воспринималась не как вызов сильной половине человечества или проявление воинствующего феминизма, но как право, заслуженное годами мудрости, терпения и верности.

Художник Пётр Петрович Кончаловский, отец Натальи(см.фото выше), а также дед Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова.

Но сначала несколько слов о семье в которой вырос Пётр Кончаловский. Его отец, которого также звали Пётр Петрович, был типичным представителем революционной интеллигенции шестидесятых годов прошлого столетия.

Пётр Петрович Кончаловский, дед Натальи Кончаловской и прадед Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова.

Он был женат на дочери харьковского помещика польско-украинского происхождения Виктории Тимофеевне Лойко, разделявшей оппозиционные настроения мужа. Идеалист с высокогуманными взглядами, Петр Петрович вступил во владение крестьянами. "Эксплуататора" из него не получилось, и очень скоро хозяйство Лойко пришло в полный упадок. В семье помимо Петра было ещё пятеро детей и жили они все в крайней нужде и скитаниях, но тем не менее, очень дружно и сплочённо. Из книги Натальи Кончаловской "Дар бесценный" :

"Вдвоем они создали в семье ту атмосферу, которая привлекала к ним интереснейших людей того времени. Своим детям они прививали самые глубокие понятия о добре и справедливости. Вечные споры о литературе, искусстве, политике, беспощадная критика всего отсталого, реакционного, горячая защита прекрасного в речах отца очень рано пробудила в детях тяготение к высокому, умение отбирать лучшее, отделять главное от второстепенного, чтобы не засорять душу шелухой пошлости. Чуть не с пеленок знали дети сказки Андерсена, Перро, затем романы Диккенса, Вальтера Скотта, а еще позднее - Жорж Санд, Лермонтова, басни Крылова и целые страницы из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Рано познакомились с музыкой, живописью и скульптурой. Рано узнали они имя Чернышевского. Их трогала, заставляла трепетать полная героизма жизнь Желябова, Кибальчича, Перовской. А Веру Фигнер они видели у себя дома..."

Фотография из книги Натальи Кончаловской "Дар бесценный"

Три брата-погодки - Максим, Пётр и Дмитрий были дружны между собой. Кроме них в семье росли ещё две сестры(третья сестра умерла после тяжёлой болезни).

В доме у Кончаловских постоянно бывали писатели, художники, музыканты. Сюда-то и привез случайно своих дочерей Ольгу и Елену Василий Иванович Суриков, который уже был знаком с юным художником Петром Кончаловским.

Пётр и Ольга Сурикова влюбились друг в друга с первого взгляда, затем обвенчались. В 1903 году родилась дочь Наташа, через три года на свет появился сын Михаил.

Ольга Васильевна Сурикова(Кончаловская) с дочерью Наташей. Фотография сделана в Риме.

Наталья Кончаловская в детстве

С раннего детства будущая писательница Наталья Кончаловская росла в атмосфере творчества, дышала воздухом культуры, искусства и вдохновения. Следует отметить, что всю жизнь Наталья Кончаловская весьма гордилась собственным происхождением.

Наташа и Миша Кончаловские с дедом, Василием Суриковым.

Кончаловские были знакомы с Шаляпиными, бывали у них на Капри. Сын Шаляпина, Федор Федорович, позже стал большим другом Натальи Петровны. Маленькая Наташа просто, как домой, заходила в мастерскую скульптора С. Т. Коненкова, который был ее крестным. В студии Сергея Тимофеевича ей довелось слушать стихи Есенина, здесь же "гремел" голос Шаляпина, танцевала Айседора Дункан.

П.П. Кончаловский "Портрет дочери"

О своей юности Кончаловская вспоминала так: "В отличие от сверстниц я не готовилась ни к какой специальности и не подавала никаких надежд, хотя с младенчества обладала отличным слухом, с большой легкостью плела стихи... В домашнем хозяйстве я была расторопна: шить, кроить, вязать, стирать, стряпать я была приучена матерью с детства, и воспитанная с детства в строгой дисциплине, я глубоко вросла в жизнь семьи, для которой духовная культура, искусство, постоянный труд были основой существования".

Петр Петрович Кончаловский, «Семейный портрет», 1912 год. Изображены он сам собственной персоной, его жена Ольга Васильевна и их дети Миша и Наташа.

Всё детство Натальи прошло в путешествиях по Европе, где она знакомилась с великими произведениями искусства, училась иностранным языкам. Наталья Петровна прекрасно владела французским, английским, испанским, итальянским. Родители с детьми ежегодно уезжали во Францию, Италию, Испанию. «В Италии были по много раз и отлично знали все сокровища итальянских музеев, по которым ещё до революции таскали нас маленькими, и мы с младенчества привыкли шаркать по каменным плитам соборов и резным паркетам знаменитых галерей, и многое из того, что мы видели, вживалось в память навсегда», - вспоминала впоследствии Кончаловская в книге «Волшебство и трудолюбие». Неслучайно поэтому шести лет девочку отдали в одну из Парижских школ.

В.И. Суриков. "Царевна". Наташа позировала для этого этюда в 9-летнем возрасте, она надевала на себя наряд, взятый в костюмерной Большого театра, - бармы, оплечье и кокошник. Было тяжело стоять, но дедушка говорил: "Ничего, ничего, бомбочка, постой! Вон царевны всю жизнь такую тяжесть носили, а ты не можешь десять минут постоять..."

Во времена революции 1917 года семья Кончаловских жила в мастерской Петра Петровича на Садовом кольце у Триумфальной площади, в том же подъезде, где жил Булгаков. Было много трудностей - голод, холод, отсутствие света, отопления, выдача продуктов по карточкам. Однако, как вспоминает Наталья Петровна, несмотря на сложные бытовые условия, театры и концертные залы были переполнены, страна жила в радостном творческом подъеме.

Кончаловский П.П. "Автопортрет с женой", 1923 г.

Насыщенная искусством атмосфера дома Кончаловских, где частыми гостями бывали композитор С. Прокофьев, пианист В. Софроницкий, писатели А. Толстой, Вс. Иванов, Илья Эренбург, скульптор С. Коненков, художник Грабарь, кинематографисты Эйзенштейн, Росс, и многие другие выдающиеся современники. В послереволюционный период Петр Петрович стал одним из признанных авторитетов в советской живописи. Он много и плодотворно пишет, находя время и для преподавательской деятельности, и для большой общественной работы, и для участия в многочисленных выставках. Он один из немногих советских живописцев, кому практически беспрепятственно позволяется выезжать за границу, где часто экспонируются его работы. Позднее его внук Андрей Кончаловский напишет о том периоде: «Дед мой, Петр Петрович Кончаловский, был человек глубоко русский, но без Европы не мог жить. В его доме все дышало Европой… Он принадлежал к тому крылу русских художников, для которых кумирами были французы – Сезанн, Дега».

О Михаиле, сыне П.П. Кончаловского известно немного. Вот что удалось найти: Преимущественно писал натюрморты и пейзажи. Первые этюды маслом были созданы в 1924 г. в Венеции во время заграничного путешествия с отцом. Во время этой поездки посещал занятия в Свободной академии «Гранд Шомьер» в Париже. В 1924-1930-х гг. учился во ВХУТЕИНе в мастерских А.А. Осмеркина, И.И. Машкова. Много работал с отцом во время совместных поездок в Новгород (1926-1928), на Кавказ (1927,1931), в Крым (1929), Мурманск (1936), Красноярск (1951). Персональные выставки М.П. Кончаловского проходили в 1947 и 1961 гг.

В 23 года Наталья Кончаловская убежала в Америку – через Владивосток и Японию - с чужим мужем, Алексеем Богдановым, великолепно образованным купцом, обещавшим ей, что начнет артистическую карьеру пианиста.

Наталья Кончаловская с первым мужем Алексеем Богдановым.

Это уникальное фото 1926 года, сделанное неким нью-йоркским фотографом. Наталье Кончаловской 23 года.

По почте Богданов получил развод, женился на Кончаловской, добрался с ней до Америки, неудачно дебютировал как пианист (после чего Наталья Петровна его разлюбила). В Россию они вернулись по отдельности, и вскоре после этого Богданова расстреляли (Кончаловскую же спасло от расстрела лишь то, что она успела развестись). Но от этого брака Кончаловская родила дочь Екатерину Богданову, впоследствии удочерённую Сергеем Михалковым и вышедшую замуж за писателя Юлиана Семёнова.

П.П. Кончаловский "Автопортрет с внучкой Екатериной"

Влюблялись в Кончаловскую часто. Один из ее поклонников, поэт Павел Васильев, написал (и опубликовал) более чем откровенное посвящение Наталье Кончаловской:

В наши окна, щурясь, смотрит лето,
Только жалко - занавесок нету,
Ветреных, весёлых, кружевных.
Как бы они весело летали
В окнах приоткрытых у Натальи,
В окнах незатворенных твоих!

И ещё прошеньем прибалую -
Сшей ты, ради Бога, продувную
Кофту с рукавом по локоток,
Чтобы твоё яростное тело
С ядрами грудей позолотело,
Чтобы наглядеться я не мог.

Я люблю телесный твой избыток,
От бровей широких и сердитых
До ступни, до ноготков люблю,
За ночь обескрылевшие плечи,
Взор и рассудительные речи,
И походку важную твою.

За это получил от Кончаловской публичный нагоняй, спьяну дал ей пощечину, был в буквальном смысле побит камнями всеми присутствовавшими мужчинами и потом всю ночь до утра стоял около ее дверей на коленях, моля о прощении. Роковая женщина!

Художник Петр Кончаловский. Портрет дочери Натальи. 1938 г.

Ещё один портрет дочери, написанный П. П. Кончаловским.

Однажды, подающего надежды молодого поэта, 23-летнего Сергея Михалкова, у которого только что вышел "Дядя Степа", пригласили в дом художника Петра Кончаловского. Михалков сразу отметил одну интересную женщину. Она подавала на стол, много общалась с гостями… Сергей решился заговорить с ней… Оказалось – это дочка хозяина дома – писательница и переводчица Наталья Кончаловская. Тогда ей было 33 года. Молодые люди проговорили весь вечер. Когда пришло время уходить, Михалков понял, что влюбился. Но ничего говорить не стал. Он боялся что Наталью будет останавливать 10-летняя разница в возрасте и дочь, которая была у нее от первого брака. Сергей Михалков старался не думать о Наталье, но ничего не получалось. Он хотел встретиться с девушкой, и объясниться в своих чувствах и терзаниях, но боялся… быть непонятым и отверженным. Через какое-то время молодой поэт уехал с приятелем в Харьков, в командировку. Как-то вечером, сидя в гостинице, Сергей ясно осознал – не может жить без Натальи. Он тут же позвонил ей в Москву из гостиницы и сказал: "Я не могу без тебя. И поэтому спрашиваю – пойдешь ли ты за меня замуж?". Наталья согласилась. Вернувшись, Михалков тут же примчался в дом Петра Кончаловского, и попросил руки его дочери.

Сергей Михалков

Наталья Кончаловская и Сергей Михалков поженились в 1936 году. Вскоре Михалков стал одним из самых популярных поэтов. Его обожали дети и взрослые. Тем временем Наталья стала главным критиком для мужа. Она тщательно вычитывала все его тексты, иногда ругала, но всегда считала своего Сережу – самым талантливым.

Слева П.П.Кончаловский с внучкой Катей, справа Наталья Кончаловская с дочерью Катей и с сыном Андреем, 1939 г.

Наталья Кончаловская с сыном Никитой Михалковым

В браке у Сергея и Натальи родились двое сыновей – Андрей(1937) и Никита(1945). Супружеская жизнь Михалкова и Кончаловской не была безмятежной. Измены, ссоры, непонимание.
Сергей Владимирович любил женщин, и женщины его любили. Как человек публичный он часто не бывал дома. Пишут, что даже в командировки он не ездил без сопровождения молоденьких секретарш.
Но Кончаловская сохранила брак, не смотря ни на что. Видимо сказалось ее воспитание.

Сергей Владимирович с огромной благодарностью и уважением вспоминает о жене: "Наталья Кончаловская уже при взгляде на нее поражала воображение - она была мила и очень обаятельна. Все яркое, талантливое, совершенное моя Наташа принимала близко к сердцу. Что нас всегда сближало, не считая увлечения поэзией, искусством, готовности работать, действовать? Думаю, что чувство юмора. Ни она, ни я не отдавали предпочтения суровости, угрюмости, старались по мере сил видеть в жизни хорошее, а то и забавное. Еще отмечу особо мудрость моей жены и еще поклонюсь ей за это. Чего скрывать, за долгую-долгую нашу совместную жизнь у нас случалось всякое. И ссоры, и размолвки, и пререкания по разным поводам...Все проходило, но для меня одно оставалось неизменным - чувство глубокого уважения к жене, вечное изумление перед ее талантами и энергией".

Писательский талант Кончаловской проявился рано. Особенно ярко она заявила о себе в поэзии для детей. Кончаловская начала с переводов английской детской поэзии. Ее собственные стихи собраны в книжках "Огород наоборот", "Близнецы", "Что случилось?", "Сосчитай-ка!", "Нотная азбука". Кроме того, выходили ее книжки-ширмы, книжки-игрушки. Особое признание пришло к ней, когда вышла в свет книга "Наша древняя столица", над которой писательница трудилась на протяжении пятнадцати лет.

Одно из важнейших творческих устремлений писательницы - работа, связанная с пропагандой творчества В. И. Сурикова. Наталья Петровна, наверное, лучший биограф Василия Ивановича. Главная особенность и уникальность ее работ состоит в том, что она - единственный близкий человек, знавший Василия Ивановича в бытовой, семейной обстановке. Наташа была любимой внучкой деда. Вместе со своими родителями она еще в детстве ездила на родину Василия Ивановича - в Сибирь и навсегда полюбила эти места. Поэтому не случайно, что в создании музея-усадьбы В. И. Сурикова Наталья Петровна принимала самое активное участие. После дочерей Сурикова она вместе с братом взяла ответственность за сохранение родового гнезда деда на себя. И где бы ни находилась Наталья Петровна, она проявляла самое теплое участие в судьбе дома и его коллекции. В книге "Дар бесценный", которая вышла в 1964 году, писательница ярко, образно, с целым рядом бытовых и исторических подробностей рассказывает о творческом пути одного из великих русских живописцев. Книга основана на дневниковых записях отца и матери Натальи Петровны, высказываниях известных людей о художнике. Немаловажную часть книги составляют воспоминания самой Кончаловской о своем деде.

Большая семья. Верхний ряд слева направо: Екатерина Богданова (дочь Натальи Петровны Кончаловской от первого брака), Наталья Петровна Кончаловская (дочь художника), сын Михаила Петровича Кончаловского от первого брака Алексей, Эсперанса (жена Михаила Петровича Кончаловского), Михаил Петрович Кончаловский (сын художника), Андрон Кончаловский. Нижний ряд слева направо: Маргот (дочь Михаила Петровича от второго брака), Ольга Васильевна Кончаловская (жена художника), Петр Петрович Кончаловский, Лаврентий (сын Михаила Петровича от второго брака), Никита Михалков, Сергей Владимирович Михалков.

Сергей Михалков и Наталья Кончаловская прожили вместе 53 года. Последние двадцать лет Наталья Петровна жила на своей даче на Николиной Горе, в Москву приезжала только по необходимости. Как вспоминает о последних годах жизни Натальи Петровны сын писательницы, Никита Михалков, "она старела замечательно легко - в этом не было ни комплексов, ни болезненности. Было достоинство. Даже в преклонном возрасте, когда ей было за восемьдесят, я никогда не видел ее небрежно одетой. Если она плохо себя чувствовала, просто никого не приглашала, сознавая, что неважно выглядит. Умерла Кончаловская 12 октября 1988 года.