Резьба вообще, и в частности, резьба по дереву - история с достаточно древними корнями. С незапамятных времен деревья, лес были первым и основным прибежищем человека, его жилищем. Первобытный наш предок именно из дерева изготовлял свои первые орудия труда, согревался у огня костра, получал плоды с деревьев.

На всем протяжении эволюции человека дерево всегда было рядом с ним. Человек всегда ценил не только доступность дерева как собственно материала, но и с ранних пор научился различать и ценить мягкость и пластичность дерева, возможность сравнительно легкого получения выразительных скульптурных форм.

Например резьба по дереву - история промысла геометрического направления, искусство которого заключается в выполнении узора путем комбинирования незатейливых форм — треугольников, овалов, кружков, полос и т. п. — считается древнейшей.

Во времена язычества геометрические узоры, разнообразное их сочетание, имели свою символику и магический смысл. С течением времени смысловые значения геометрических символов забывались, но их декоративность, эстетическая выразительность продолжали питать фантазию и воображение человека.

Из предметов быта, изготавливаемых из дерева, наиболее часто украшаемой была прялка - востребованный предмет в домашнем хозяйстве былых лет, по ней можно проследить практически все разновидности резьбы. Бельевой валек, рубель (для прокатки и проглаживания белья) — все украшалось геометрической или рельефной резьбой, а нередко и объемной скульптурой.


Надо отметить, что до XVIII века производство узорной ткани для крестьянской одежды всецело зависело от мастерства и фантазии мастера-резчика, выполнявшего «манеру» — это доска, при помощи которой набивали рисунок на холст.

Дошедшие до нас манеры XVII—XVIII веков — просто шедевры орнаментального резного искусства. Пряничные доски того же периода, на которых вырезаны всевозможные рисунки: звери, птицы, цветы и т. п., в руках талантливых народных мастеров становились настоящей узорчатой орнаментальной сказкой.

Повсеместное распространение при создании предметов крестьянского быта получила объемная (скульптурная) резьба.

Резались ложки с фигурными ручками, всевозможных размеров и конфигураций ковши и чаши. Их края зачастую украшались резными объемными скульптурами птиц, коней, резными поясками и т. п. Пластичны и выразительны солонницы, братины, ковши. Российские мастера по дереву занимались внутренней отделкой барских усадеб, церквей, дворцов.

До наших времен дошли резные иконостасы, производящие впечатление золотых, но на самом деле они выполнены из дерева и роскошно украшены рельефной резьбой, покрыты левкасом и позолочены. Российским мастерам хорошо были известны и освоены ими модные в XVII—XVIII вв. техника мозаики и инкрустации.

Традиционная резьба по дереву — это искусство живое, развивающееся, связанное со своим временем, его запросами.
Каждый из веков создавал свое, характерное для него искусство резьбы. Вот почему резьба по дереву история возникновения и история развития представляет особый интерес, ведь это искусство отображает в себе культура целых народов.

Резьба по дереву является очень древним и очень распространенным видом работы с деревом. Художественная резьба по дереву делается мастерами, как правило, вручную с различными ножами, топорами, резцами, стамесками и другими режущими инструментами.

От чего зависит выбор инструментов для резьбы

Выбор этих самых орудий труда зависит от возможных разновидностей породы древесины, от тонкости и точности необходимой обработки, а также ряда других не менее тонких элементов работы над материалом. Здесь можно проследить целую историю, как поколения из века в век совершенствовались и осваивали новые технологии, переходя от каменных резцов к металлическим инструментам и так далее. Существует несколько видов резьбы: геометрическая, контурная, плоскорельефная, ажурная и объемная резьбы.

Все известные традиционные ремесла современности своей ведущей отраслью являют именно художественную резьбу по дереву. Она одна из основных частей народного искусства ведь именно в этой области смогли реализовать свои таланты многие современные мастера и художники. Если у вас есть подобный талант, то художественная резьба по дереву вам отлично подойдет, только вот осваивать такое искусство нужно довольно длительный период. Сейчас создаются специальные курсы на которых обучают резьбе по дереву, ведь в этой разновидности искусства важны именно человеческие руки и умение держать инструменты. Работать с разными режущими инструментами работа опасная и сложная, но мастера нашей компании с удовольствием изготовят для вас особенные эксклюзивные подарки и сувениры из дерева.

Художественная резьба по дереву очень трудоемкий и сложный процесс, поэтому цены на подобную продукцию соответствующие. Но если у вас очень тонкий эстетический вкус, то именно такие подарки станут незаменимыми для вас и ваших родных. Здесь кроется очень много разных художественных моментов, которые по своей сути безграничны и можно проявить массу самых различных творческих изысков.

С глубокой древности люди с благодарностью и уважением относились к дереву.

Вполне закономерно, что резьба по дереву широко распространена в нашей стране, как декоративное искусство. Россия -это огромная страна бескрайних лесов с вековыми дубравами, сосновыми борами и светлыми березовыми рощами. Дерево не имеет себе равных по широте применения.

Русские мастера с помощью топора ножа и других вспомогательных инструментов делали все необходимое для жизни: жилища, мосты, ветряки, крепостные стены, церкви, орудия труда, корабли, сани, телеги, посуда, мебель, детские игрушки и многое другое.

Кроме того, дерево было куда послушнее камня. С помощью нехитрых инструментов люди строили себе дома, делали орудия охоты и пахоты. А еще они быстро научились использовать дерево как основу для создания прекрасных вещей.

Огромная роль, которую сыграло дерево в истории развития человечество, заставила людей боготворить этот дар природы. Во многих культурах в течение тысячелетий существовало поклонение дереву, ему приписывали роль русла, по которому текут силы земли и неба. Дерево обожествляли, поскольку оно верно хранило на своей поверхности просьбы и мольбы к богам, облик людей, растений и зверей.

Деревянные изделия были «родными» – теплыми, надежными, удобными, красивыми.

В разных музеях по всему миру хранятся памятники искусству резьбы по дереву.

Самый древний из них – Шигирский идол – найден в России, неподалеку от Екатеринбурга. Ученые полагают, что его создали в VIII тысячелетии до нашей эры, этот идол старше египетских пирамид. Но дело не только в древности – на поверхности идола отчетливо видны письмена, которые, по мнению исследователей, рассказывают о том, каким видели мир наши далекие предки.

Традиционные предметы быта в России, вырезанные из дерева, выразительной формы, затем покрывались богатейшим резным орнаментом или же художественной росписью, которая символизировала окружающий мир мастера. Растения, животные, сцены труда и отдыха- такая роспись указывала на основные мотивы деревянной резьбы в России.

В XIX века образовалось направление в резном народном творчестве так называемая домовая резьба. Дельцы повсеместно на Руси стали украшать крестьянские дома ажурной резьбой с красивым коньком на крыше, такие дома напоминали сказочные избушки.

Резьба у каждого умельца своя ничем не похожая на соседнюю. Геометрические кружева, изящные завитки, замысловатые розетки, фигурки львов, русалок берегинь, волшебные птицы и звери- все это ставило резной декор на уровень мировой архитектуры.

Прошло много лет, человечество изобрело огромное количество новых строительных материалов, инструментов и предметов обихода, но дерево по прежнему остается любимым материалом.


В настоящее время все чаще можно встретить строительство дом из дерева это деревянные дома из цельного и клеенного бруса, бревна, срубы из ручной рубки, оцилиндрованного бревна, и множество типов каркасного строительства, правда некоторые из них являются на половину деревянными.

Деревянные дома, в которых сохранена естественная красота дерева, несут в себе положительный эмоциональный заряд.

Но не только дома и бани, но и поделки, которыми мы украшаем свое жилище, мы с радостью носим деревянные украшения.

И это возможно потому, что и сегодня искусство резьбы по дереву живо.

Народные промыслы.Резьба по дереву: история зарождения и развитие История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приемов и способов обработки древесины, как самого простого и распространенного материала, а также появления деревянного зодчества. Наши далекие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготавливать. В связи с этим, дерево широко использовалось в быту - практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий. Со времени появления человека разумного, в ум и сердце людей заложено стремление к прекрасному. Это стремление вылилось в поразительное умение людей сделать из природного материала настоящее произведение искусства. Вряд ли найдется такой народ, который бы не украшал свое жилище и предметы быта. Однако, история развития резного дела в каждой стране особая и связана с уровнем культуры, мастерства и мировоззрения в обществе. Наверное поэтому, в каждой стране искусство резьбы по дереву имеет свои уникальные особенности, приемы и стили. Наиболее древней считается геометрическая плоскорельефная резьба. Она не только украшала домашнюю утварь и строения, но и имела смысловую, обрядовую нагрузку. Все элементы такой резьбы несли в себе символы стихий и явлений. Нанося их на предметы, украшающие дом, люди надеялись уберечься от влияния злых сил и привлечь светлые силы: жизни, плодородия и долгоденствия. Из дерева вырезали также обереги – маленькие фигурки божков, которые являлись хранителями домашнего очага. Самой древней находкой, вырезанной из дерева, считается Шигирский идол. Это деревянная скульптура, сделанная из лиственницы, которую специалисты относят ко времени мезолита, то есть к VIII тысячелетию до нашей эры. Предмет был найден на территории нашей страны, недалеко от Екатеринбурга, в ходе раскопок на восточном склоне Среднего Урала. Интересно, что туловище идола покрыто со всех сторон геометрической орнаментальной резьбой, а на более широких частях его вырезано что-то подобное лицу (личине). Изучив изображения, ученые выделили персонажи, которые связаны с небесным (верхним) и подземным (нижним) мирами, видимо воплощающими мир животных и мир растений, женское и мужское начало. Постепенно, с развитием человечества, резьба по дереву утратила свой мистический и обрядовый смысл и стала способом декоративного украшения предметов быта. Появлялись новые приемы в резьбе, техника ее обогащалась использованием новых инструментов. Начиная с XVI века, стали создаваться крупные мастерские резных дел и артели. Резьба по дереву стала повсеместным народным промыслом общегосударственного масштаба. Искусные народные мастера-резчики украшали самобытной резьбой царские дворцы, соборы и храмы, дома и усадьбы богатых и знатных людей. Жизнь людей на Руси была неразрывно связана с деревом. Мастера использовали не только саму древесину, но также и бересту, тонкие корни сосны и ели, луб, кап, капо-корень. Эти материалы использовались в различных видах художественной обработки дерева. Например, капо-корень, который представлял из себя наросты на стволе и корнях березы, имел неправильное строение, затейливое сплетение волокон и очень высокую плотность. Эти свойства делают кап или капо-корень, похожим на карельскую березу, из которой изготавливали изящные декоративные предметы: изысканную мебель, табакерки, ларцы. Народные резчики делали из капо-корня, не поддающегося влаге, отличную посуду. Испокон веков в России все традиционные предметы быта, сделанные из дерева имели выразительную декоративную форму и оформлялись богатым резным орнаментом или художественной росписью. В резном украшении прялок, ковшей, веретен, солониц, швеек, вальков, блюд и ложек имели свое отражение наблюдения людей за окружающей их живой природой. Огромное значение на Руси придавали украшению резьбой архитектурных сооружений из дерева. В XIX веке возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба. Крестьянские дома, украшенные ажурной прорезной резьбой с красивым коньком на крыше, напоминали сказочные теремки. Совершенство резных орнаментов и образов восхищает даже искушенного ценителя. Ритмичные растительные узоры, геометрическое кружево, изящные завитки, замысловатые розетки, фигурки львов, русалок-берегинь, волшебных птиц и зверей – все это ставило резной декор русской избы в один рад с шедеврами мировой архитектуры. В домовой резьбе применялась более сложная техника, чем в оформлении простых бытовых предметов. На смену трехгранновыемчатой, контурной и геометрической резьбе пришли глухая рельефная, прорезная и скульптурная. Глухая резьба с характерным сплошным фоном, применялась для украшения фронтонов домов, наличников, торцевых досок, помогая сохранить древесину от гниения. Прорезная или ажурная резьба, которая очень похожа на кружево, использовалась для оформления входов над дверями, наличников, карниза крыльца, причелин, полотенец, перил лестниц. Ажурная или пропильная резьба являлась визитной карточкой мастеров русского Севера: Владимирской, Ярославской, Костромской областей, а также Урала, Поволжья и Сибири.