Слайд 2

Цель

  • Выявить своеобразие раскрытия темы в стихотворениях Некрасова
  • Охарактеризовать язык произведений
  • Слайд 3

    Основной тезис урока

    • Некрасов – «печальник народного горя»
    • Народная тема – центральная в творчестве поэта
    • Его интересует не только внешняя сторона жизни народа, но и особенности национального характера
  • Слайд 4

    Тройка

    • Образ главной героини – символическое представление судьбы русской крестьянки.
    • Образ тройки и дороги – метафорическое воплощение представлений автора.
    • Автор противопоставляет красоту героини и ее горькую судьбу (усиление трагизма переживаний).
  • Слайд 5

    Несжатая полоса

  • Слайд 6

    Забытая деревня

    • Особенности композиции: рассказ о случаях из жизни крестьян деревни
    • Трагичность сюжета стихотворения
    • Обобщенный образ крестьян: мужики бесправны, наивны, терпеливы
  • Слайд 7

    В полном разгаре страда деревенская…

    • Тема стихотворения – тяжелая доля русской крестьянки.
    • Какими выразительными средствами автор передает свое отношение к героине стихотворения?
  • Слайд 8

    Размышления у парадного подъезда

    • Центральный образ стихотворения – «деревенские русские люди», жизнь которых – сплошной стон
    • Финальные строки содержат осуждение покорности народа
    • Особую роль в восприятии стихотворения играют повторы однокоренных слов, усиливающих эмоциональное воздействие, и восклицательных предложений
  • Слайд 9

    Железная дорога

    Композиция:

    1 часть – лирический горой рассказывает сыну генерала о строителях железной дороги
    2 часть – поэтизация творческой силы «масс народных»
    3 часть – протест генерала
    4 часть описание награды за «труды роковые»

    Идея стихотворения: народ является главным создателем и материальных, и духовных ценностей

    Слайд 10

    • Оценка труда строителей: труд рабский, изнуряющий
    • Соотношение описаний природы и картин народного труда
    • Символический смысл образа дороги
  • Слайд 11

    Выводы

    • В основе изображений Некрасовым народа лежит реалистический принцип.
    • Описывая тяжелые условия труда народа, бесправное положение, каторжный труд крестьян, поэт раскрывает и особенности национального характера, в котором долготерпение, невежество и покорность сочетаются с добротой, стремлением к красоте и надеждой на лучшее будущее.
  • Слайд 12

    Домашнее задание

    • Выучить наизусть стихотворения Некрасова: «Так это шутка? Милая моя…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тяжелый крест достался ей на долю…», «Если мучимый страстью мятежной…»
    • Подготовить сообщение о творческих и семейных взаимоотношениях Н.А.Некрасова и А.Я.Панаевой
  • Слайд 13

    Посмотреть все слайды

    Н.А. Некрасов был признан великим поэтом еще при жизни. Его современники считали его борцом за права всех людей и пламенным патриотом. Некрасов вошел в нашу литературу как истинно народный поэт, поэт-гражданин. Он искренне сочувствовал простому народу, не понаслышке зная трудности его жизни. Все творчество Некрасова посвящено беззаветно любимой родине. Однако эта любовь не ослепляла, она помогала поэту видеть те недостатки, которые не замечались обществом, и бороться за народное счастье.

    В творчестве Некрасова освещено

    Множество тем, касающихся жизни простого человека, показано разнообразие типажей. Очень часто главным действующим лицом служит не один человек, а некая группа, сообщество, за которым угадывается весь русский народ. Но есть и отдельные персонажи, заслуживающие внимания. Как бы то ни было, Некрасова всегда привлекала судьба простого человека.

    Во многих стихотворениях автор освещает беспомощность и бессилие самых обыкновенных героев – русоволосых деревенских мужиков. Но для лирического героя важна не внешность, и даже не характер, а судьба крестьян. Эта тема прослеживается во многих произведениях, в частности,

    Можно вспомнить "Размышления у парадного подъезда".

    Раз я видел, сюда мужики подошли,

    Деревенские русские люди,

    Помолились на церковь и стали вдали,

    Свесив русые головы к груди.

    Лирический герой намеренно подчеркивает типичность этих персонажей. На фоне невыраженной индивидуальности героев их судьба, наоборот, целиком завладевает вниманием лирического героя. Он с гневом обличает вельможу, жалеет мужиков. Но не в силах один человек изменить судьбу целого сословия, и лирический герой с бессильной жалостью смотрит вслед несчастным мужикам, оплакивая их судьбу. Конечно, нетрудно угадать отношение автора к затронутой проблеме, Некрасов здесь выступает не столько как обличитель, читателю передается боль автора за народ, ни за что терпящий такие муки.

    Народ как главный герой представлен и в стихотворении "Железная дорога". Здесь прослеживаются те же мотивы, что и в предыдущем. Лирический герой размышляет о бедах, постигших строителей дороги, то есть о народе, так как есть четкое указание, что наличием железной дороги пассажиры обязаны не графу и не подрядчику, а именно простым многострадальным людям. Они в точности повторяют судьбу героев "Размышления у парадного подъезда", сходны и описания, однако в железной дороге появляются и новые мотивы, элементы мистицизма:

    Чу! восклицанья послышались грозные!

    Топот и скрежет зубов.

    Тень набежала на стекла морозные…

    Что там? Толпа мертвецов!

    Народ не безмолвствует, мертвецы восстали и грозно спрашивают, помнят ли живые, чем обязаны им. Но автор намеренно вложил такие слова в уста мертвецов, он подчеркивает, что живые люди никогда не поднимутся на подобное "восстание". По мысли автора, беда простого человека и заключается в том, что он не умеет отстаивать свои права.

    В частности, в этом стихотворении появляется конкретный персонаж, один из тех мертвецов, но он показан гораздо ярче. Это работник-белорус. Его образ вводится автором не только для того, чтобы показать лишения, которые терпит народ, хотя и это важно:

    Губы бескровные, веки упавшие,

    Язвы на тощих руках,

    Вечно в воде по колено стоявшие

    Ноги опухли; колтун в волосах.

    Но больны и изуродованы все мертвецы, главная отличительная черта белоруса – то, что он молчит. Этим автор подчеркивает беспомощность человека, неспособность постоять за себя. И, конечно, главная цель введения этих образов – раскрыть тему народных страданий, судьбы людей.

    Вообще, тема судьбы народа является главной в лирике Некрасова. Лирический герой показывает безвыходность положения крестьян. Такая же судьба, как у мужиков, приходивших к вельможе, рабочих, строивших железную дорогу, ждет всех молодых людей. Ярким примером этого служит образ "хлебопашца вольного" из стихотворения "Забытая деревня". Он "угодил в солдаты", а в понимании Некрасова был обречен на страдания до самой смерти. Здесь снова звучит тема безысходности, страданий крестьян.

    Особое место в поэзии Некрасова занимает образ женщины. В сознании автора это единый образ, однако некрасовские женщины очень разнообразны и, на первый, взгляд, непохожи друг на друга.

    Женская судьба в понимании поэта неотделима от судьбы всего народа. Эта идея подтверждается путем введения двух разных женских образов в стихотворении "Забытая деревня". Это бабушка Ненила и девушка Наташа. Старушка доживает свой век в одиночестве, а Наташа бредит свадьбой, но судьба их одинакова: Ненила умирает, так и не дождавшись барина, и надежды девушки на счастливую семейную жизнь тоже пошли прахом. Наташа повторит судьбу Ненилы, как и многие девушки-крестьянки.

    Та же тема затронута и в "Тройке", где главной героиней выступает молодая девушка. Лирический герой и тоскует, и негодует одновременно, как и лирический герой "Забытой деревни". Как и Наташу, девушку ждут отнюдь не радужные перспективы.

    И в лице твоем, полном движенья,

    Полном жизни, – появится вдруг

    Выраженье тупого терпенья

    И бессмысленный, вечный испуг.

    Конечно, центральное место в лирике Некрасова занимает образ женщины-страдалицы, но это образ реальный, а особенно интересен образ страдающей музы в воплощении молодой крестьянки. Она молчит под пыткой, автор вводит здесь тему поэзии, которая стерпит все за правду.

    Ни звука из ее груди,

    Лишь бич свистел, играя…

    Все эти интересные образы получили новое воплощение в поэме "Кому на Руси жить хорошо?". Это и сами мужики, ищущие счастливого, и молодые люди, и девушки, и страдающие женщины. Но наряду с ними появляются и новые образы.

    Мужик-весельчак, Яким Нагой, поражает своей жизнерадостностью, а богатырь Савелий – мудростью, не свойственной остальным.

    Но, конечно, центральным образом поэмы можно считать Гришу Добросклонова. Он вобрал в себя все черты образов лирики Некрасова. Лирический герой представляет его богатырем, спасителем России. Это скорее фольклорный образ. Поэма не закончена, и впоследствии автор, видимо, хотел представить нового героя, однако образ Гриши все равно не теряет от этого своей привлекательности, читатель верит, что он идеальный человек.

    Поэзия Н.А. Некрасова очень разнообразна, автор представляет на суд читателей множество интересных характеров. Однако ключевое место в творчестве поэта занимает образ народа, народа, которому он служил всю жизнь.

    Н. Некрасов впервые в русской поэзии открыл перед читателем народную жизнь во всей ее полноте - с ее красотой и мудростью, с ее бездонным горем и мучениями. До него чуть ли не господствовавшим в литературе было мнение, которое, к примеру, без обиняков высказал писатель и журналист А. Дружинин. Он убеждал Некрасова, тогда еще молодого издателя журнала «Современник»: «Подписчики у журнала люди образованные.

    Ну интересно ли образованному читателю знать, что Ерема ест мякину, а Матреша воет над павшей коровой. Право, все, что пишут о русском мужике, преувеличено. Какие это у него потребности могут быть к другой жизни? Он совершенно доволен и счастлив, если ему удастся в праздник опиться до опухоли брагой или до скотского состояния водкой».

    Некрасов не только опроверг ложь о русском мужике; он увидел народную душу, как душу великую: чистую и возвышенную, отзывчивую и милосердную, страдающую и терпеливую, сильную и мятежную. Ни для одного автора раньше «низменная», обыкновенная жизнь простого, задавленного нуждой и рабством человека еще не была главным, постоянным предметом поэзии.

    Благодаря правде, беспощадной и обжигающей, на которую был способен Некрасов, благодаря его дару мастерски рисовать эту «низменную» жизнь красками точными и резкими, стихи поэта оказались неведомой ранее литературой, художественным открытием. И. Тургенев, прочитав в журнале одно из первых «истинно некрасовских» стихотворений «Еду ли ночью по улице темной…», писал из-за границы В. Белинскому: «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение в 9-ой книжке “Современника” меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение - и уже наизусть выучил». В самом деле, разве можно было с большей выразительностью нарисовать такое:

    Помнишь ли день, как, больной и голодный,

    Я унывал, выбивался из сил?

    В комнате нашей, пустой и холодной,

    Пар от дыханья волнами ходил.

    Помнишь ли труб заунывные звуки,

    Брызги дождя, полусвет, полутьму?

    Плакал твой сын, и холодные руки

    Ты согревала дыханьем ему.

    Он не смолкал - и пронзительно звонок

    Был его крик… Становилось темней;

    Вдоволь поплакал и умер ребенок…

    Бедная! Слез безрассудных не лей!

    ………………………………………………..

    В разных углах мы сидели угрюмо.

    Помню, была ты бледна и слаба,

    Зрела в тебе сокровенная дума,

    В сердце твоем совершалась борьба.

    Я задремал. Ты ушла молчаливо,

    Принарядившись, как будто к венцу,

    И через час принесла торопливо

    Гробик ребенку и ужин отцу.

    Голод мучительный мы утолили,

    В комнате темной зажгли огонек,

    Сына одели и в гроб положили…

    Случай нас выручил? Бог ли помог?

    Ты не спешила печальным признаньем,

    Я ничего не спросил,

    Только мы оба глядели с рыданьем,

    Только угрюм и озлоблен я был…

    Сколько чисто русских картин находим мы в стихах и поэмах Некрасова - и всегда они окрашены в цвет печали, всегда они созвучны крестьянской нужде, рекрутским слезам, унылой ямщицкой песне, грустной колыбельной… «Опять, - будто извиняясь, говорит поэт, - опять я о печальнице-родине», и это «опять» трагически повторяется сейчас, словно и не прошло полтора столетия и не изменился мир, человек, русская земля.

    Каким же долговечным оказалось чувство поэта, какую же непроходяще больную струну задел он, если эхо от его стихов все еще летит над нашими просторами и не может заглохнуть оно ни в дремучих русских лесах, ни во всесветных русских далях, ни в переживших многое русских душах:

    Опять пустынно-тих и мирен

    Ты, русский путь, знакомый путь!

    Прибитая к земле слезами

    Рекрутских жен и матерей,

    Пыль не стоит уже столбами

    Над бедной родиной моей.

    Опять ты сердцу посылаешь

    Успокоительные сны

    И вряд ли сам припоминаешь,

    Каков ты был во дни войны, -

    Когда над Русью безмятежной

    Восстал немолчный скрип тележный,

    Печальный, как народный стон!

    Русь поднялась со всех сторон,

    Все, что имела, отдавала

    И на защиту высылала

    Со всех проселочных путей

    Своих покорных сыновей.

    Некрасова можно назвать летописцем народного горя. Перечитайте его поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и «Коробейники», «Мороз, Красный нос» и «Крестьянские дети», «Саша» и «Орина, мать солдатская», «Железная дорога» и «Несчастные», «Русские женщины» и «Дедушка», «Современники» и «Белинский», да и множество стихотворений, запавших в память, - «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Молебен», «Несжатая полоса» - в совокупности они представляют живую и подробную картину крестьянской России, ее нужды, вытягивающего жилы труда, варварства и рабства. А ведь сколько было вокруг прозаиков, поэтов, драматургов, бойких журналистов - и никто из них не сорвал завесу, за которой скрывалось ужасающее неустройство русской жизни. Некрасов это сделал со всей страстью народного печальника и заступника:

    Родная земля!

    Назови мне такую обитель,

    Я такого угла не видал,

    Где бы сеятель твой и хранитель,

    Где бы русский мужик не стонал.

    Стонет он по полям, по дорогам,

    Стонет он по тюрьмам, по острогам,

    В рудниках, на железной цепи;

    Стонет он под овином, под стогом,

    Под телегой, ночуя в степи;

    Стонет в собственном бедном домишке,

    Свету божьего солнца не рад;

    Стонет в каждом глухом городишке,

    У подъезда судов и палат…

    «Муза мести и печали» - сказал о своей песне Некрасов. Почему «печали» - понятно. А почему - «мести»? Русские поэты никогда не воспевали месть, разве что - месть врагу. Любое из христианских чувств могли вызвать в читательском сердце стихи отечественных поэтов: боль, жалость, участие, сострадание, но месть…

    Мне кажется, объяснить это чувство поэта позволит сходное состояние Льва Толстого, выраженное им спустя четверть века после смерти Некрасова. Ежедневно получая гневные письма обездоленных соотечественников, автор «Войны и мира» полностью соглашался с предупреждением, которое обращали к властителям его корреспонденты накануне первой русской революции: «На то, что власть делает с народом, может быть только один ответ: мстить, мстить и мстить!»

    Некрасов не только в детстве и юности был ранен ужасающим насилием над подневольными людьми. И позже он, журналист, человек общественного склада, жадно следил за событиями в России и остро переживал любую жестокость. А вести о насилиях и об ответном народном гневе были не так уж редки.

    В донесении третьего отделения полиции Николаю I за 1841 год, например, говорилось: «Следствием об убийстве могилевского помещика Свадковского дворовыми людьми его открыто, что поводом к сему злодеянию было необыкновенно жестокое обращение его с крестьянами в продолжение 35 лет…». «…неповиновений оказано в 27 имениях и большею частью представлялась необходимость в употреблении воинской помощи для усмирения; в имениях графа Борха и Демидовой начальство принуждено было действовать вооруженной рукой, и в первом убито было 21 и ранено 31, а в последнем убито 33 и ранено до 114 человек».

    В отчете за 1843 год ведомство Бенкендорфа сообщало: «Получен безымянный донос о засечении помещиком Тверской губернии Постельниковым десятилетней дворовой девочки Фирсовой. Обнаружено, что Фирсова действительно умерла от голода и побоев. В трех губерниях казенные крестьяне… с оружием в руках встретили посланные туда воинские команды, и лишь усиленными отрядами приведены в повиновение, причем ранено и убито 43 человека…».

    Мог ли Некрасов, зная это, писать по-иному, без гнева и возмущения:

    Вот он, наш пахарь угрюмый,

    С темным, убитым лицом, -

    Лапти, лохмотья, шапчонка,

    Рваная сбруя; едва

    Тянет косулю клячонка,

    С голоду еле жива!

    Голоден труженик вечный,

    Голоден тоже, божусь!

    ………………………………………

    Зрелище бедствий народных

    Невыносимо, мой друг.

    Небезызвестный «доносчик от литературы» Фаддей Булгарин сообщал третьему отделению полиции в 1848 году: «Некрасов - самый отчаянный коммунист; стоит прочесть стихи его и прозу в “С.-Петербургском альманахе”, чтобы удостовериться в этом. Он страшно вопиет в пользу революции».

    Но кто же готовит революции? Совсем не те, кто «вопиет» против рабства и насилия, а как раз те, кто издевается над собственной страной. Возбудители восстаний - это люди, стоящие у власти. Это они подталкивают народ к революциям, подталкивают своей жестокостью, продажностью, неспособностью обеспечить согражданам сносную жизнь. Сегодня над стихами Некрасова с недоумением вспоминаешь словоблудие фарисеев: «Лимит на революции вышел». Господа, вышел лимит на издевательство над замордованным народом. Долго вам не придется безнаказанно делать это. Прислушайтесь к поэту:

    Каждой стране наступает

    Рано иль поздно черед,

    Где не покорность тупая -

    Дружная сила нужна;

    Грянет беда роковая -

    Скажется мигом страна.

    Страстное желание народной свободы было живым зерном в поэзии и Пушкина, и Лермонтова, и Кольцова. Но только в лирике Некрасова это зерно проросло и стало колосом, и если окинуть взглядом всю русскую поэзию, то именно этот колос положил начало созревшему полю надежды. Россия запомнила Некрасова как провозвестника свободы, и после него отечественная литература уже не могла восприниматься иначе, как светоч в любом ненастье, в обступившем сумраке, во временной тьме. Было неслыханным доселе делом, чтобы в поэзии звучал бесстрашный и оправданный призыв мести:

    Необузданную, дикую,

    К угнетателям вражду

    И доверенность великую

    К бескорыстному труду.

    С этой ненавистью правою,

    С этой верою святой

    Над неправдою лукавою

    Грянешь божьею грозой…

    Одна из петербургских газет писала тогда: «Не по звучности стиха, не по поэтической обработке формы, а по самому содержанию, близкому каждому сердцу, невольно задевающему его за живое, по животрепещущему интересу мысли, по ее гуманности, по состраданию к страждущему, по юмору, иногда желчному и даже несколько болезненному, по страстному драматизму, - произведения Некрасова пользуются общей любовью, горячим сочувствием, и уже тогда, когда порознь помещались в журналах, многими выучивались наизусть или выписывались в особые тетрадки».

    Некрасов много думал о собственном жребии певца; определив его для себя, он оставил такой завет следующим поколениям лириков:

    А ты, поэт! избранник неба,

    Глашатай истин вековых,

    Не верь, что не имущий хлеба

    Не стоит вещих струн твоих!..

    Будь гражданин! служа искусству,

    Для блага ближнего живи,

    Свой гений подчиняя чувству

    Всеобнимающей Любви…

    Стихи Некрасова словно бы вторят житейскому крестьянскому разговору, задушевной народной песне. Кажется, что его поэзии изначально присущ национальный склад. Он открыл мир нашей бытовой жизни, как мир духовный и нравственный, найдя в этом сочетании русского быта и духовности истинную, бесценную красоту.

    В отечественной, да и в мировой, лирике немного найдется поэтов, которые бы, как Некрасов, рассказали столько житейских историй, составивших в совокупности то, что мы называем народным бытием; открыли столько людских судеб, составивших в совокупности народную судьбу. И все эти истории и судьбы освещены светом земной красоты и целительного сочувствия. Мы со школьной скамьи запомнили наизусть печальные строки из поэмы «Мороз, Красный нос»:

    …Саврасушка, трогай,

    Натягивай крепче гужи!

    Служил ты хозяину много,

    В последний разок послужи!

    Чу! два похоронных удара!

    Попы ожидают - иди!..

    Убитая, скорбная пара,

    Шли мать и отец впереди.

    Ребята с покойником оба

    Сидели, не смея рыдать,

    И, правя савраской, у гроба

    С вожжами их бедная мать

    Шагала… Глаза ее впали,

    И был не белей ее щек

    Надетый на ней в знак печали

    Из белой холстины платок…

    Но едва ли отдавали мы отчет в том, что история бедного Прокла, его несчастной жены Дарьи и неприкаянных детей на всю жизнь западет в нашу память, обретет житейскую правду, как трагедия, словно бы случившаяся на наших глазах и потрясшая нас, - едва ли сознавали мы, что она запечатлеется как живая картина в нашей судьбе во многом из-за сопровождающих ее чудесных, незабываемых строк о крестьянском труде, о русской природе. Например, этих:

    Не ветер бушует над бором,

    Не с гор побежали ручьи,

    Мороз-воевода дозором

    Обходит владенья свои.

    Глядит - хорошо ли метели

    Лесные тропы занесли,

    И нет ли где трещины, щели,

    И нет ли где голой земли?

    Пушисты ли сосен вершины,

    Красив ли узор на дубах?

    И крепко ли скованы льдины

    В великих и малых водах?

    Идет - по деревьям шагает,

    Трещит по замерзлой воде,

    И яркое солнце играет

    В косматой его бороде…

    Наверно, в своем родовом Грешневе и позже в местах, где Некрасов охотился, он не только увидел людское горе, но и наслушался сочных разговоров, шутливых перепалок, затейливых словечек, насмотрелся старинных обрядов, искусных розыгрышей. Все это перешло в книги поэта:

    Ой! легка, легка коробушка,

    Плеч не режет ремешок!

    А всего взяла зазнобушка

    Бирюзовый перстенек.

    Дал ей ситцу штуку целую,

    Ленту алую для кос,

    Поясок - рубаху белую

    Подпоясать в сенокос -

    Все поклала ненаглядная

    В короб, кроме перстенька:

    «Не хочу ходить нарядная

    Без сердечного дружка!»

    Много таких простонародных обычаев приоткрыл Некрасов, много обрядов - сватовства ли, похорон ли, начала ли жатвы, конца ли страды - обрядов, сложившихся в русской жизни за века, вывел он на свет, словно говоря: «Полюбуйтесь-ка на родное богатство, русские люди, подивитесь таланту и мудрости предков!» В поэме «Кому на Руси жить хорошо» чуть не каждый герой бает о своем житье-бытье или тяготах сельского мира не стертыми словами, а с особым словесным выходом, со своим приговором и присказкой. К примеру, крестьянка Матрена Тимофеевна решила поведать странникам о своей жизни обстоятельно, с подробностями, и начала свою повесть с юности, с дозамужней поры. Приехал к ней парень со сватами - всю ночь не спала невеста, мысленно увещевала жениха:

    Ах! что ты, парень, в девице,

    Нашел во мне хорошего?

    Где высмотрел меня?

    О святках ли, как с горок я

    С ребятами, с подругами

    Каталась, смеючись?

    Ошибся ты, отецкий сын!

    С игры, с катанья, с беганья,

    С морозу разгорелося

    У девушки лицо!

    На тихой ли беседушке?

    Я там была нарядная,

    Дородства и пригожества

    Понакопила за зиму,

    Цвела, как маков цвет!

    А ты бы поглядел меня,

    Как лен треплю, как снопики

    На риге молочу…

    В дому ли во родительском?..

    Ах! кабы знать! Послала бы

    Я в город братца-сокола:

    «Мил братец! шелку, гарусу

    Купи - семи цветов,

    Да гарнитуру синего!»

    Я по углам бы вышила

    Москву, царя с царицею,

    Да Киев, да Царьград,

    А посередке - солнышко,

    И эту занавесочку

    В окошке бы повесила,

    Авось ты загляделся бы, -

    Меня бы промигал!..

    От внимания к разговорному крестьянскому языку идет и смелость Некрасова в художественном употреблении любого слова. Известно, что народ может поставить ходячее словечко в такое соседство, что никакому краснобаю не приснится:

    Под косой трава валилася,

    Под серпом горела рожь…

    …………………………………….

    Уж овечка опушается ,

    Чуя близость холодов…

    ……………………………………

    Над болотом засинелася ,

    Понависнула роса…

    ……………………………………

    Дождик, что ли, собирается,

    Ходят по небу бычки

    ……………………………………

    Тит домой. Поля не ораны ,

    Дом растаскан на клочки…

    И сколько поэзии разлито по страницам этого «социального» сочинения!

    Ночь тихая спускается,

    Уж вышла в небо темное

    Луна, уж пишет грамоту

    Господь червонным золотом

    По синему по бархату,

    Ту грамоту мудреную,

    Которой ни разумникам,

    Ни глупым не прочесть.

    Весной, что внуки малые,

    С румяным солнцем-дедушкой

    Играют облака:

    Вот правая сторонушка

    Одной сплошною тучею

    Покрылась - затуманилась,

    Стемнела и заплакала:

    Рядами нити серые

    Повисли до земли.

    А ближе, над крестьянами,

    Из небольших, разорванных,

    Веселых облачков

    Смеется солнце красное,

    Как девка из снопов.

    Можно приводить красочные строки из поэм и стихотворений Некрасова еще и еще - они опровергают расхожее мнение о том, что наш классик - будто бы поэт идеи, что художественное, эстетическое было чуждо ему. Это неправда. Некрасов всегда носил в душе то идеальное, что отличает подлинного художника. Как-то он убеждал Тургенева: «…уйди в себя, в свою молодость, в любовь, в неопределенные и прекрасные по своему безумию порывы юности, в эту тоску без тоски - и напиши что-нибудь этим тоном. Ты сам не знаешь, какие звуки польются, когда раз удастся прикоснуться к этим струнам сердца, столько жившего, как твое, - любовью, страданием и всякой идеальностью».

    Сам он во многих и многих произведениях - от первых стихотворений о любви: «Пускай мечтатели осмеяны давно…» и «Когда из мрака заблужденья…» до последней предсмертной, как бы прерываемой рыданиями, поэмы о матери - излил столько нежности, благодарности жизни и людям, что стал любимейшим поэтом соотечественников.

    У этого революционного демократа, каким в двадцатом веке представляло его наше литературоведение, была истинно христианская душа. В поэме «Тишина» он восклицал при виде православной церкви на нищей русской земле:

    Храм воздыханья, храм печали -

    Убогий храм земли твоей:

    Тяжеле стонов не слыхали

    Ни римский Петр, ни Колизей!

    Сюда народ, тобой любимый,

    Своей тоски неодолимой

    Святое бремя приносил -

    И облегченный уходил!

    Войди! Христос наложит руки

    И снимет волею святой

    С души оковы, с сердца муки

    И язвы с совести больной…

    Мы говорили о том, какой болью отзывалось в душе Некрасова бесконечное терпение народа. Но вглядываясь в русского человека, поэт никогда не путал в нем покорность с добротою, отзывчивостью, стойкостью в беде. Припомните героев его поэм, припомните, как относятся они к Божьим заповедям, по каким нравственным законам они живут. Например, Орина, мать солдатская, так отвечает на вопрос, почему умер ее сын-богатырь, вернувшись домой после солдатчины:

    Не любил, сударь, рассказывать

    Он про жизнь свою военную,

    Грех мирянам-то показывать

    Душу - богу обреченную!

    Говорить - гневить всевышнего,

    Окаянных бесов радовать…

    Чтоб не молвить слова лишнего,

    На врагов не подосадовать,

    Немота перед кончиною

    Подобает христианину.

    Знает бог, какие тягости

    Сокрушили силу Ванину!

    По убеждению Некрасова, простолюдина не считает за человека как раз тот, у кого нет Бога в душе. И мучитель, и стяжатель, и мздоимец, для которых нет суда земного и которые не боятся суда небесного, вызывают у поэта саркастические строки:

    Счастлив, кому мила дорога

    Стяжанья, кто ей верен был

    И в жизни ни однажды бога

    В пустой груди не ощутил.

    Сам поэт всегда «ощущал в груди» Бога. Его душа умягчалась, когда он говорил о Божьем соборе, о церковном звоне, о праведных людях. Тут он часто доходил до слившейся воедино земной и небесной песни:

    Чу! тянут в небе журавли,

    И крик их, словно перекличка

    Хранящих сон родной земли

    Господних часовых, несется

    Над темным лесом, над селом,

    Над полем, где табун пасется,

    И песня грустная поется

    Перед дымящимся костром…

    Так что ныне нам приходится открывать «нового» Некрасова, хорошо чувствовавшего редкую красоту чистой души, ее близость к Божьему образу. Да и не мог быть иным поэт, который писал:

    Храм божий на горе мелькнул

    И детски чистым чувством веры

    Внезапно на душу пахнул.

    Особая сердечность и какая-то виноватость перед другой душой, незащищенной и страдающей, воплотились в стихах Некрасова, обращенных к женщинам. Не знаю, имел ли право какой-то другой русский поэт сказать в конце своего пути, как Некрасов:

    Но я всю жизнь за женщину страдаю.

    К свободе ей заказаны пути;

    Позорный плен, весь ужас женской доли,

    Ей для борьбы оставил мало сил…

    Казалось, поэт торопился запечатлеть в стихах светоносные характеры своих современниц, какого бы сословия - «низкого» или «благородного» - они ни были. Крестьянка Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», Саша из одноименного повествования, Орина, мать солдатская, жены декабристов - княгини Волконская и Трубецкая из поэтической дилогии «Русские женщины», наконец, героини лирических признаний Некрасова - все эти образы отложились в нашем сердце, как родственные, дорогие. Почему? Может быть, потому, что нас в стихах поэта трогает необыкновенное понимание женской души, сопереживание с нею и благодарность за свет и доброту. С особой силой эта нота звучит в поэме «Мать»:

    И если я легко стряхнул с годами

    С души моей тлетворные следы

    Поправшей все разумное ногами,

    Гордившейся невежеством среды,

    И если я наполнил жизнь борьбою

    За идеал добра и красоты

    И носит песнь, слагаемая мною,

    Живой любви глубокие черты, -

    О мать моя, подвигнут я тобою!

    Во мне спасла живую душу ты!

    В любовных стихах Некрасова нет того традиционного романтизма, которым обычно лирический герой окутывает свое чувство. У Некрасова в интимной лирике, как и в других сочинениях, много бытовых подробностей. Предмет его поклонения - не эфемерный, возвышенный образ, а земная женщина, живущая в той же будничной среде, что и поэт. Но это не значит, что его любовь оказывается нарочито приземленной, лишенной высокого поклонения и чистой поэзии. Счастье и страдание любящих людей, ежедневно соприкасающихся с прозой жизни, с житейскими невзгодами, передаются Некрасовым строками столь же трагическими и безмятежными, отчужденно холодными и огненно страстными, как и бессмертные строки других прославленных певцов:

    Ты всегда хороша несравненно,

    Но когда я уныл и угрюм,

    Оживляется так вдохновенно

    Твой веселый, насмешливый ум;

    Ты хохочешь так бойко и мило,

    Так врагов моих глупых бранишь,

    То, понурив головку уныло,

    Так лукаво меня ты смешишь;

    Так добра ты, скупая на ласки,

    Поцелуй твой так полон огня,

    И твои ненаглядные глазки

    Так голубят и гладят меня, -

    Что с тобой настоящее горе

    Я разумно и кротко сношу

    И вперед - в это темное море -

    Без обычного страха гляжу…

    Все адресаты некрасовских стихов о любви - это женщины, которые поддерживали его в жизненных невзгодах, самоотверженно делили с ним испытания судьбы. В 1848 году гражданской женой поэта становится Авдотья Яковлевна Панаева, настоящая русская красавица, женщина с литературным талантом.

    Вместе с Николаем Алексеевичем она написала роман «Три стороны света»; ее воспоминания стали интереснейшим рассказом о литературной жизни России середины девятнадцатого века. А. Панаевой посвящены многие стихи поэта, ставшие украшением русской лирики. Читая их, отмечаешь особенность лирических откровений Некрасова: в его признаниях нет поэтических домыслов, натяжек; здесь факт биографии, семейная, бытовая история подняты до высокого искусства. Вот стихотворение 1855 года, когда поэта поразил недуг, казавшийся ему смертельным:

    Тяжелый крест достался ей на долю:

    Страдай, молчи, притворствуй и не плачь;

    Кому и страсть, и молодость, и волю -

    Все отдала, - тот стал ее палач!

    Давно ни с кем она не знает встречи;

    Угнетена, пуглива и грустна,

    Безумные, язвительные речи

    Безропотно выслушивать должна:

    «Не говори, что молодость сгубила

    Ты, ревностью истерзана моей;

    Не говори!.. близка моя могила,

    А ты цветка весеннего свежей!..»

    Н. Чернышевский справедливо называл стихи Некрасова о любви «поэзией сердца». Из глубин сердца, восторженного и трезвого, благодарного и измученного, всплывали строки таких изумительных стихотворений, как «Я не люблю иронии твоей…», «Прощанье», «Ты меня отослала далеко…», «О письма женщины, нам милой…», «Мы с тобой бестолковые люди…». Не могу не привести первое из них.

    Здесь все: и напряжение лирического чувства, и благородная интонация, и стилистическая отточенность строк, и философское осмысление сказанного - все подчинено тому, чтобы песнь во славу любви была поэтически высокой и в то же время житейски близкой любому читателю:

    Я не люблю иронии твоей.

    Оставь ее отжившим и нежившим,

    А нам с тобой, так горячо любившим,

    Еще остаток чувства сохранившим, -

    Нам рано предаваться ей!

    Пока еще застенчиво и нежно

    Свидание продлить желаешь ты,

    Пока еще кипят во мне мятежно

    Ревнивые тревоги и мечты -

    Не торопи развязки неизбежной!

    И без того она недалека:

    Кипим сильней, последней жаждой полны,

    Но в сердце тайный холод и тоска…

    Так осенью бурливее река,

    Но холодней бушующие волны…

    Последние годы жизни и особенно предсмертные месяцы поэту скрасила другая женщина - Фекла Анисимовна Викторова. Дочь солдата, сирота, она была моложе Николая Алексеевича на тридцать лет. «От нее веяло душевной добротой и глубокой привязанностью к Некрасову», - писал литератор А. Кони. Поэт называл ее по-своему - Зиной, Зинаидой Николаевной. Незадолго до смерти Некрасов обвенчался с ней, чтобы обеспечить ей право на наследование.

    И в стихах, обращенных к Зине, все тот же лирический герой: страдая от жестокой болезни, он понимает, что невольно терзает и близкую женщину, и потому стремится поддержать ее своей благодарностью, своим утешением:

    Да не плачь украдкой! - Верь надежде,

    Смейся, пой, как пела ты весной,

    Повторяй друзьям моим, как прежде,

    Каждый стих, записанный тобой.

    Говори, что ты довольна другом:

    В торжестве одержанных побед

    Над своим мучителем-недугом

    Позабыл о смерти твой поэт!

    Когда-то В. Белинский справедливо заметил: «Для истинного художника - где жизнь, там и поэзия». Некрасов умел находить поэзию в обыкновенной жизни да еще в такие времена, когда для миллионов русских людей она была подневольна и мрачна. Но уныние и безнадежность казались ему страшнее смерти. Поэт оставил нам множество свидетельств своей непреклонной веры: «Сбирается с силами русский народ…», «Вынесет все - и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе…», «Не погиб еще тот край, что выводит из народа столько славных то и знай…»

    До читателей, создать целостную картину мира в поэзии. Этот гениальный человек соединил в своем творчестве много аспектов, которые до него считались несочетаемыми и относились к совершенно разным литературным жанрам.

    Об авторе

    Николай Алексеевич появился на свет 28 ноября (10 декабря) 1821 года в небольшом городе Немиров Подольской губернии, в Российской империи, в дворянской, некогда богатой семье. Помимо его стихов, Некрасов стал известен и благодаря занятой им твердой позиции революционера с демократическими настроениями.

    Поэт вошел в список классиков русской литературы. Долгое время он выпускал журнал под названием «Современник», а чуть позже - «Отечественные записки». Лирика Н.А. Некрасова основана на теме народа, его обездоленности. Писатель часто пользовался простонародными выражениями. Именно благодаря Николаю Алексеевичу в официальной грамматике появились некоторые обороты. Некрасов был известен своими сатирическими произведениями, поэмами, памфлетами.

    Сам он был дворянином. Его семья была не такой богатой, как их знатные предки, но и нужды они не испытывали. Отец служил поручиком в армии.

    Вся жизнь поэта вошла в основные темы лирики Некрасова.

    Родина в творчестве поэта

    Для него на первом месте всегда был простой народ. Соответственно, именно эта линия стала основополагающей в его поэзии.

    Основные темы лирики Некрасова достаточно разнообразны и проницательны. Он не просто поверхностно затрагивал волнующие темы, но и погружался в них полностью. Казалось, что поэт переносит себя благодаря своему творчеству в жизнь крестьян, испытывает те же чувства.

    Возможно, что именно поэтому и сейчас популярна и актуальна лирика Некрасова. Стихи его были крайне остросоциальными, он давал подлинные описания таким проблемам, как нищета, рабство.

    Некрасов не раз признавался в своей любви к простым людям. Он также ожидал вместе с ними, что когда-нибудь появится герой, который сможет спасти всех страждущих и отомстить за их невзгоды.

    Любовь к своей Родине у него всегда стояла на первом месте, и не важно, что происходило в то время в его жизни.

    Несчастные крестьяне

    Судить о том, насколько Николай Алексеевич был поклонником простых людей России, как тяжело переживал за их участь, можно уже по тому факту, что в одном из его произведений бессмертная Муза являлась к нему в крестьянском облике.

    В этом произведении девушку жестоко избивали ее хозяева, а Некрасов увидел эту картину.

    Глубокие познания психологии и природы человека помогали поэту в произведениях рисовать поразительно яркие и правдоподобные образы. Однако он чаще всего старался передать крестьянский. Он не только любил людей, которые проживали в его стране, но еще и ненавидел тех, кто делал жизнь других нестерпимой.

    Некрасов всегда оставался готовым к тому, чтобы подняться на борьбу с угнетателями. Он ждал начала таких действий, не задумываясь, положил свою жизнь на то, чтобы открыть всему миру глаза на несправедливость.

    Некрасов объяснил свою позицию в стихотворении «Рыцарь на час». Там он высказал идею о том, что настоящая борьба за права людей - это великое дело всех, кто любит.

    Поэт не боялся рассказывать о реальном положении вещей. Он сострадал всем, кого угнетают.

    Вдохновение

    Что вдохновляло Некрасова? Широкие просторы страны, ее зеленые дали, белые зимы, леса, поля, реки, озера и горы. Несмотря на то что поэт описывал крестьян с состраданием, для него всегда народ представлялся в мужественном прекрасном облике сильных и ничем не сломленных людей. Его произведение под названием «Тишина» можно воспринимать как признание в любви своей родине. Поэт говорит, что любит только ее, другая ему не нужна. Некрасов желал увидеть еще при своей жизни свободных крестьян, с которых сняли все цепи угнетения. Он сетовал на то, что может не застать того момента, когда крестьян сделают свободными и счастливыми.

    Поэт представлял, что будет в тот момент, когда люди станут еще сильнее. Страна начнет процветать.

    Женские мотивы лирики Некрасова

    Народный поэт черпал свое вдохновение и в простых девичьих образах. Ему нравилось превращать ничем не примечательную на первый взгляд девушку в персонажа, который навсегда останется в сердцах читателей. Этот вид лирики Некрасова - один из главных в произведениях поэта.

    Основной действующей героиней является крестьянка, которая способна на самые различные подвиги. Она предана своей Родине. Также женщина может быть любящей матерью.

    Зажиточный класс избивает и унижает простую крестьянку, а она все молча терпит. Героиня работает не покладая рук.

    Образ простой русской красавицы с высокими моральными качествами можно найти в большинстве стихов Некрасова.

    Поэт хотел научить своих читателей тому, что важно не только то, что бросается в глаза, что снаружи, но и внутренний мир человека. Он сам восхищался такими качествами, как трудолюбие, гордость, самоотверженность.

    В стихотворении о женщинах из русских селений Некрасов сравнивает крестьянок с настоящими царицами.

    Светлый образ матери

    Поэт рос в семье, где постоянно видел страдания самого близкого человека. Отец его играл в карты, был достаточно вульгарным. А мать представляла собой интеллигентную женщину, которая влюбилась в малограмотного молодого человека. Она вышла замуж без согласия на то родителей и всю жизнь прожила несчастной.

    Некрасов сильно внутренне переживал за мать и всю сложившуюся в семье ситуацию. О доли своей матери он позже написал в таких произведениях, как «Рыцарь на час», «Мать», «Последние песни». Эта женщина вдохновляла его. Она была прообразом для самых любимых героинь, сильных и стойких духом, способных выживать в нелегких условиях.

    Мать всегда оставалась положительным персонажем в любых поэмах. Помимо нее, в некоторых поэмах есть и такие герои, как сестра героя, а также отец. Но в то время, как первая - это его друг, помощник, страдающая от жестокого родителя, то последний описывается в роли настоящего деспота.

    Любовная лирика

    Такой стиль написания стихов предполагает наличие чувств. Если древние греки называли лирикой песни и баллады, которые повествуют о любви, то и во времена поэта ничего не менялось.

    Темы лирики Некрасова стали еще более интимными. На написание новых произведений его вдохновляла именно любовь.

    Однако поэт привносил в нее несколько другие оттенки. Если у всех остальных любовная лирика возвышенная и очень вдохновляющая, то у Некрасова совсем наоборот. Его влюбленные становятся бестолковыми, ироничными и почти оторванными от реальности.

    Личная жизнь

    Многие идеи для своих почерпнул из личных переживаний и проблем, они определенно наложили отпечаток на его лирику. Он одновременно любил трех разных женщин. Две из них были абсолютно недоступны для поэта.

    Вполне возможно, что, называя своих персонажей мятежными или оторванными от реальности, он подсознательно стремился получить такую же жизнь, пережить те же эмоции.

    Гражданская лирика Некрасова

    Несмотря на то что любовная лирика у поэта сквозит почти в каждом стихотворении, она принимает самые разнообразные формы: страдания по Отчизне, переживания, страхи и надежды. Некрасов остро чувствовал всю несправедливость мира тех времен.

    Он сам исполнял свой долг перед страной и призывал других руководствоваться собственной головой и сердцем, не забывая отдавать себя на благо Родины. Одна из самых часто цитируемых фраз Николая Алексеевича говорит о том, что даже если человек никогда не будет поэтом, он всегда останется гражданином.

    Пример такой лирики Некрасова найти несложно. Но самый показательный - это «Поэт и гражданин». В нем создатель высказывает все свои мысли о том, каким должен быть идеальный житель России. Некрасов говорит о нравственности поступков, которые позже будут влиять на будущее поколение.

    Основной линией этой поэмы является идея долга каждого, который заключается в участии. Гражданская лирика Некрасова намекает на то, что любой, кто видит чужие страдания, не должен просто проходить мимо них. Он обязан помочь как-то, защитить угнетаемый народ.

    Некрасов ориентировался для себя на следующих личностей:

    • Шевченко;
    • Добролюбова;
    • Белинского.

    Их собственные очерки и работы были такими же социально острыми, как и лирика Некрасова. Стихи, посвященные этим великим гениям, говорят о том неоценимом вкладе, который они внесли в такой вид искусства, как литература.

    Творчество великого русского поэта Н.А. Некрасова представляет собой яркий пример слияния мастерства большого художника и позиции гражданина - сына своей Родины. Следуя традициям поэтов-декабристов, традициям Пушкина и Лермонтова, Некрасов уделяет большое внимание предназначению поэта и поэзии, их роли в жизни общества.

    Поэт Некрасова - это пророк, которого к людям послал «бог гнева и печали». Позиция Некрасова наиболее полно представлена в стихотворении «Поэт и гражданин»:

    Не может сын смотреть спокойно

    На горе матери родной,

    Не будет гражданин достойный

    К Отчизне холоден душой.

    Стихотворение «Поэт и гражданин» написано в форме диалога и представляет собой полемику (спор) с широко распространенными тогда взглядами на поэта как на нечто возвышенное, чуждое земным страданиям. Идеал некрасовского поэта - «Отечества достойный сын».

    Поэзия Некрасова пользовалась громадной популярностью. В 60-е годы19 века появился новый читатель - разночинец, который в стихах и поэмах находил отзвук своим мыслям и думам. Некрасов стал поэтическим вождем нового поколения. Свой гений поэт отдал русскому народу, жил его жизнью и боролся за его счастье. «Некрасов опустил поэзию с небес на землю. Под его пером поэзией стало простое, житейское, обыденное человеческое горе… »

    Главный герой творчества Некрасова - крестьянство. Картинами народного горя полны его произведения:

    Поздняя осень. Грачи улетели.

    Лес обнажился. Поля опустели.

    Только не сжата полоска одна,

    Грустную думу наводит она.

    Особое место в произведениях Некрасова занимает образ русской женщины. «Тип величавой славянки» предстает перед нами во многих стихотворениях: «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская», в поэмах «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо».

    В полном разгаре страда деревенская,

    Доля ты, русская долюшка женская,

    Вряд ли труднее сыскать!

    Говоря о горькой женской участи, Некрасов не перестает восхищаться удивительными духовными качествами своих героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства. «Грязь обстановки убогой к ней словно не липнет», она и «коня на скаку остановит», и «в горящую избу войдет».

    Характеры русских женщин в произведениях Некрасова говорят о силе, чистоте, неподкупности простого народа, о необходимости перемен в жизни.

    Сам Некрасов называл свою музу «родной сестрой» «крестьянки молодой», высеченной на Сенной площади. (ст.«Вчерашний день часу в шестом…»)

    А в стихотворении «Элегия» он говорит о своем предназначении:

    Я лиру посвятил народу своему.

    Быть может, я умру, неведомый ему,

    Но я ему служил - и сердцем я спокоен…

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - подлинно народная поэма

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) - вершина творчества Некрасова. Поэме поэт отдал долгие годы неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил он сам, «по словечку», в течение 20 лет.

    Поэт мечтал, чтобы книга дошла до народа и была ему понятна. Поэма не была закончена, но и в незаконченном виде она представляет собой великое произведение.

    «Кому на Руси жить хорошо» - самая демократическая, самая революционная поэма в русской литературе 19 века. По широте охвата и всестороннему освещению русской жизни накануне и после реформы, по многообразию типов, по глубокому чувству патриотизма, по силе ненависти к крепостничеству, по литературному мастерству - это подлинно художественная энциклопедия русской жизни 19 века.

    Необычайно широко охватывает она события народной жизни, поднимает самые главные вопросы своего времени и заключает в себе несметные сокровища народной речи.

    В центре поэмы - собирательный образ русского крестьянства, образ кормильца и хранителя русской земли.

    Главная тема поэмы - изображение эксплуатации, угнетения и борьбы народных масс. С точки зрения трудящегося крестьянства оценивается вся жизнь народа: мужицкое горе и радости, беспросветная нищета и невеселое мужицкое счастье - «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями», чаяния и ожидания народные, друзья его и враги - Оболт-Оболдуевы, «Последыши», купцы, чиновники и попы, сидящие на шее народа.

    7 мужиков-правдоискателей идут искать и не находят Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село. И хотя одна из глав поэмы изображает деревенских счастливцев и даже носит название «Счастливые», но на самом деле эти «счастливцы» глубоко несчастны. Это замученные нуждой, больные, голодные люди.

    А сколько человеческого страдания в той части поэмы, где говорится о доле русской женщины - крестьянки Матрены Тимофеевны Корчагиной:

    Нет косточки неломаной,

    Нет жилочки нетянутой.

    Некрасов рисует крестьян реалистически, без идеализации, показывая и отрицательные стороны: невежество, забитость, низкий уровень сознания, пассивность, долготерпение. Но и их терпение не вечно.

    В поэме прослеживаются этапы нарастания народного гнева, классовой борьбы. Зреющий протест крестьянства отражен во многих образах: это и Яким Нагой, и Ермил Гирин, и Матрена Тимофеевна, и Савелий-богатырь святорусский, и атаман Кудеяр.

    В последней главе «Пир на весь мир» Некрасов ясно выразил свои патриотические, революционные идеалы, создав образ народного посланца и заступника Григория Добросклонова.

    Героя поэмы отличают горячая любовь к народу, готовность к подвигу и тяжким испытаниям:

    Ему судьба готовила

    Путь славный, имя громкое

    Народного заступника,

    Чахотку и Сибирь.

    Рать подымается

    Неисчислимая.

    Сила в ней скажется -

    Несокрушимая.

    Некрасов в своей поэме поставил великий вопрос: «Кому на Руси жить хорошо» - и дал на него великий ответ в заключительной песне «Русь»: только такой народ, который за века рабства сохранил свое золотое, щедрое сердце, достоин счастья.