Правду о войне я начал узнавать от своего деда по матери. Алексей Ильич Старых, ныне покойный, был самый что ни есть рядовой войны — артиллерист, подносчик боеприпасов к орудию. Правду о войне я узнавал скупую, ибо рассказывать дед не любил, а может быть, не умел. И все же отдельные эпизоды засели в памяти крепко. Однажды зашел разговор об отступлении нашей армии.


ТОГДА захотелось узнать, почему же, в конце концов, мы победили, если солдата пленил страх, если танки врага наводили ужас, узнать точку зрения самого рядового участника той большой . Как же все-таки мы выстояли, переломили ход борьбы...

«Как выстояли? — переспрашивал дед и отвечал. — Да просто выстояли. У нас же приказ был — не отступать. Помню, танки прут, а сержант Потапов — земляк наш, откуда-то с Рязанщины, голос луженый у него такой, кричит: Старых, снаряд, снаряд и матерится. Чуть замешкался, Потапов тут же: застрелю... Пушка бабахает, сержант орет благим матом, мне не до танков, подноси снаряды успевай. Все страшно было — и танки, и пушка стреляющая, и сержант страшен. Сначала отступали, а потом... Мы хоть и рядовые, а понимали: все время пятиться-то нельзя, так всю Россию проотступаешь, и где могли — держались.


А немец-то в этом деле маху дал. Он ведь по-другому воевал. Вот прет он, мы подбили его две машины, и он назад, считает, что завтра реванш возьмет, обойдет нас. На рожон-то не лез, боялся. Страх-то, он, видно, с двух сторон был... А как мы поняли, где слаб фриц, то тут все и решилось...

Вот так просто бывший солдат объяснил причину того, что потом, через 1 418 дней и ночей после памятного 22 июня 1941-го, приведет к Великой Победе: мол, «переломили себя» . Дед мой, к слову, ушедший на фронт в июле 1941-го из своего родного села Дубового Рязанской области (ныне Чаплыгинского района Липецкой области), до Берлина не дошел (дошли другие), свои фронтовые сто грамм за победу опрокинул под Кенигсбергом, оттуда с полком был переброшен на Дальний Восток, воевал, как он говорил сам, с японцем.

Переломили себя... Видимо, так. Рядовой сорок четвертого, победного сорок пятого отличался от рядового сорок первого, сорок второго... Он более смел и отважен, более смекалист и опытен. Но стал таким потому, что взял суровые уроки у солдата, которому пришлось познавать войну с самого ее начала. Без тех, кто встретил врага 22 июня 1941-го, не было бы и 9 мая 1945-го.



Однажды с группой экскурсантов я разглядывал фотографию в экспозиции о войне в одном из московских музеев — группу солдат сорок первого, молодых красноармейцев. Солдаты как солдаты, лица как лица, подобных снимков у нас в стране хранится много. И вот, когда уже перевел взгляд на другой экспонат, голос экскурсовода заставил вновь обратиться к снимку, а затем открыл такое, чего ранее не знал о войне, точнее, рельефно, осязаемо не представлял. А сказано было примерно следующее: на снимке вы видите группу солдат, начинавших войну в июне сорок первого, большинство из них погибли на полях сражений в первый год войны, до Победы дожили единицы.


Вот как оно, оказывается, обстояло дело. Первые составы, если так можно сказать, нашей армии полегли, усыпав своими телами просторы державы, погибли, и в сорок пятом брала Берлин и освобождала Прагу, по сути, другая армия, другие люди.

Полегли, сделав, кто больший, кто меньший вклад в Победу, но обязательно приблизив ее.

Они погибали, чтобы выстоять, чтобы победить. Они сражались, как львы, как дьяволы, как сверхчеловеки, — наши рядовые Победы. Вот как оценил стойкость советского солдата в боях за Сталинград рядовой немецкий солдат. Приведу выдержки из дневника:

16 сентября 1942 года. Наш батальон вместе с танками атакует элеватор, из которого валит дым — горит пшеница, говорят, русские сами подожгли ее. Батальон несет тяжелые потери. В ротах осталось по 60 человек. В элеваторе сражаются не люди, а дьяволы, которых не берут ни пуля, ни огонь.


18 сентября 1942 года . Бои идут в самом элеваторе. Русские внутри него обречены. Наш батальонный командир говорит, что комиссары приказали этим людям сражаться в элеваторе до конца. Если все здания в Сталинграде будут обороняться, как это, ни один из моих сослуживцев не вернется домой .

Именно рядовой солдат, в первую очередь, сломал хребет гитлеровской машине. Он заплатил и самую большую цену за Победу. Конечно, погибали на фронте и генералы, даже в чине командующего фронтом, попадали в плен и уничтожались гитлеровцами, прежде всего, комиссары и политруки, и все же дороги Победы мостили главным образом они — рядовые войны.

За годы Великой Отечественной безвозвратные потери наших Вооруженных Сил составили — 8 млн 668 тыс. 400 чел., из них почти 7,5 млн рядовых, сержантов, старшин.

РЯДОВОЙ солдат сломал хребет гитлеровской машине, заплатил самую большую цену за Победу. И он, этот рядовой солдат, более всех выхлебал горького месива войны, проделал черновой работы. Ведь война — это не только бои, это еще и страшный каждодневный нечеловеческий труд. Что только не превозмог наш солдат. Он исколесил в своих кирзачах тысячи километров, вместо лошадей тащил на себе орудия через овраги и болота, месяцами в страшный холод жил в окопах, в жару кормил вшей и мошкару, погибал не только от вражеских пуль и осколков снарядов, но и умирал от тифа и дизентерии, рыл окопы и траншеи, прокладывал колонные пути...

Вот конкретика. Хочу обратиться вместе с читателем к воспоминаниям маршала . Мне более всего запомнился его рассказ о действиях войск Волховского фронта, которые в январе 1944-го собирались прорвать вражескую оборону под Новгородом, продвинуться до Луги и расколоть группу немецких армий «Север». Написана главка сухим военным языком и запомнилась не яркостью стиля. Другим. Вот что вспоминал маршал о подготовке к операции.

МЕРЕЦКОВ К.А.
На службе народу. —
М., 1968.

«Было построено дополнительно много траншей и ходов сообщения, оборудованы позиции для ведения огня прямой наводкой и передовые наблюдательные пункты, подвезены сотни тонн боеприпасов. Инженерные войска отремонтировали все дороги, построили ряд новых мостов и соорудили паром для тяжелых танков через реку Волхов. К сожалению, свирепые морозы и метели сорвали впоследствии его работу. Тогда саперы, работая в ледяной воде, навели мост особой конструкции, и тяжелые танки были переправлены на левый берег.

...Исходный рубеж для атаки был оборудован на всем протяжении не далее чем в 300 метрах от переднего края вражеской обороны, а кое-где в 100 метрах, причем для каждого батальона сделали по три-четыре снежные траншеи в сторону противника. В минных полях проделали 150 проходов шириной от 12 до 30 метров, сняв 7 тысяч мин различного устройства. На правом фланге 59-й армии оборудовали ложный район сосредоточения войск»

Сколько солдатского труда за словами и цифрами, приведенными маршалом, и какого! Соорудили в свирепый мороз паром, так тот же мороз да метели не дали возможность им воспользоваться. Тогда полезли в ледяную воду... А работа на минном поле? Но, оказывается, это не все, солдат всего-навсего сделал для себя подготовительную работу.

«14 января, в 10.30 утра, после полуторачасовой артподготовки танки прорыва и пехота двинулись с рубежа Любцы, Слутка на фашистские позиции, — вспоминал маршал. — Плохая погода затрудняла артиллерии вести прицельный огонь, а из-за низкой облачности авиация вообще не сумела принять участие в подготовке наступления и вступила в действие только на второй день. Часть танков застряла в болоте: внезапная оттепель, необычная для января, превратила поросшие кустами кочковатые ледяные поля в грязное месиво. Я волновался. С переднего края передали, что отдельные полки 6-го и 14-го стрелковых корпусов вышли на рубеж атаки за несколько минут до окончания артподготовки, и когда артиллерия перенесла огонь в глубину, полки эти ворвались в оборону противника. Удар оказался столь мощным, внезапным и стремительным, что первая позиция гитлеровской обороны сразу же перешла в наши руки, а 15 января была перерезана железная дорога Новгород-Чудово».

Вот он русский чудо-солдат. Авиация бездействует, танки застряли, а он врывается в оборону противника. Да, без полководцев победы не бывает, но добывают ее они — рядовые.

Здесь, думается, уместными будут воспоминания командира саперного взвода 371-го стрелкового полка 3-й Московской коммунистической дивизии, подчеркнем, ополченской, фронтового сержанта Станислава Иофина. Беседа состоялась накануне 65-летия Победы.

«В ходе контрнаступления под Москвой мои однополчане, пехотинцы-ополченцы, проявляли волю, мужество, массовый героизм, — рассказывал Станислав Леонидович, — и бойцы, и командиры, и политработники. 22 февраля 1942 года совершил подвиг командир роты автоматчиков 528-го стрелкового полка младший лейтенант Анатолий Евгеньевич Халин. Он закрыл собой в ходе наступления амбразуру вражеского дзота. Перед этим крикнул политруку: «Принимай командование ротой, я к дзоту». И по-пластунски двинулся с гранатами вперед. Пытался подавить огневую точку гранатами, но огонь не прекратился. И тогда он бросился на амбразуру. Одновременно аналогичный подвиг совершил пулеметчик нашего 371-го полка сержант Дмитрий Окороков. Отмечу, это случилось за год до подвига Александра Матросова. В последующих боях такой же подвиг совершили воины нашего полка младший лейтенант Ф. Штрайхер и боец П. Лыжин.

Но я хочу сказать о другом: одного героизма на фронте мало, героизм нужно помножить на профессионализм, — нужно уметь бить врага, — и на каждодневный труд. Вот, к слову, фронтовая судьба сапера, она не самая легкая. Наступает стрелковый полк. Вам приказывают к утреннему наступлению подготовить зигзагообразные окопы в снегу для того, чтобы утром пехота могла наступать малой кровью, не поверху же им идти, действительно. И ты часами со снегом борешься. Пробираешься к объекту наступления, к деревушке, к примеру, а там минное поле... Обнаруживаешь на ощупь мину, «устраняешь» ее, делаешь безопасный проход. Встретилась колючая проволока — режешь ее.




Все это требовало большого напряжения — физического и нервного. Немцы регулярно пускали осветительные ракеты и стреляли наугад из пулемета трассирующими пулями веером. После выполнения задачи мы, совсем измочаленные, возвращались обратно, а утром шли в наступление вместе с пехотой. Если наступление удачное, то пехота отдыхает, а саперам — нужно построить НП, землянку для командования, и многое чего еще сделать.
Зимой это очень непросто — нужно раскидать снег, продолбить шурфы, так как земля до метра в глубину мерзлая, в шурфы заложить взрывчатку, взорвать ее, потом поработать на славу лопатами, ломами. Поскольку болотистая местность и углубиться особенно нельзя, надо делать сруб в три-четыре, а то и в пять звеньев. Значит, нужно валить деревья, очистить их от сучьев, распилить, и сверху — тоже накат бревенчатый соорудить. Своих погибших боевых товарищей мы, в основном, хоронили. Такова фронтовая судьба сапера. У нас была такая поговорка: у отца было три сына — двое умных, а третий сапер: так над собой смеялись. И все же у пехотинца судьба была еще тяжелей».

А теперь возвращусь на миг к воспоминаниям о своем деде. Мне было интересно: сколько километров исколесил он по просторам Европы и Азии, сколько прошагал по фронтовым дорогам, сколько пудов снарядов перетаскал. Все, что я тогда выбил из деда: «Кто их считал, километры-то, не до этого было...» Но, оказалось, подсчитать километры примерно можно.

Великую Героиню Зою Космодемьянскую!

Александра Матросова, чей благородный порыв спас жизни десяткам сослуживцев.

Юрия Смирнова, погибшего под пытками врага, но не сообщившего интересующих их данных.

Мелитона Кантарию и Михаила Егорова, водрузивших стяг Отечества над Рейхстагом.

И все-таки таких десятки, ну, сотни, что на слуху. А Победу добывали миллионы. Добывал ее тот НЕИЗВЕСТНЫЙ СОЛДАТ , что лежит у Кремлевской стены в Александровском саду в Москве.

34 млн 476,7 тыс. человек надели в течение войны шинели и в большинстве своем солдатские. Ежегодно находилось в строю — 10,5-11,5 млн чел., причем добрая половина — в действующей армии.

И все же первых среди равных мы обязаны помнить, ибо они подчеркивают колорит фигуры рядового бойца, вынесшего все тяготы войны и принесшего Победу.


РЯДОВЫЕ войны, рядовые Победы. Так много стоит за этими словами, как объемны они... Это первым почувствовал Александр Твардовский, когда начинал книгу о Василии Теркине, о чем и признался в поэме.

Да, даже мастерски выписанный Твардовским Василий Теркин не может претендовать на собирательный образ нашего рядового солдата, принесшего на своих плечах Победу. Не может, потому что Победу ковала не просто армия великого народа, а сам народ, надевший форму рядового. Да, имя освободителя — народ, а точнее, народы нашей некогда единой державы.


Вглядитесь в публикуемые фото. На них рядовые войны — те, кто весной сорок пятого подарил нам Победу.

Анатолий ДОКУЧАЕВ,
внук рядового войны

Во время войны на территории СССР были разрушены 91 тыс. км автомобильных дорог, 90 тыс. мостов и других искусственных сооружений общей протяжённостью более 930 тыс. км.

В ходе дорожного обеспечения операций Великой Отечественной войны дорожниками было восстановлено, отремонтировано и вновь построено около 100 тыс. км автомобильных дорог, свыше 1 млн. м мостов, заготовлено и подвезено для строительства дорог более 30 млн. кубометров песка, камня и лесоматериалов.

Общая протяжённость военно-автомобильных дорог, содержащихся дорожными войсками, составила 359 тыс. км, их силами было отремонтировано 797 тыс. автомобилей и другой техники. Дорожные войска участвовали на всех фронтах во всех операциях Великой Отечественной войны. За образцовое выполнение заданий командования 59 частей дорожных войск было награждено орденами, 27 из них получили почётные наименования - Днепровских, Неманских, Карпатских и др. Более 21 тысячи воинов-дорожников награждены орденами и медалями. Дважды орденоносный 126-й мостостроительный батальон 3-го Украинского фронта в 1945 г. представлял дорожные войска на параде Победы в Москве.

Важную роль в комплектовании автотранспортных частей и подразделений сыграли поставки автомобилей иностранного производства по программе ленд-лиза. Так, за годы войны в СССР были направлены 375 883 грузовых автомобиля, 51 503 джипа и вездехода, 3 млн. 786 тыс. автомобильных шин. Другим источником пополнения автотранспортных войск техникой было использование трофейных автомобилей: только в период с ноября 1942 г. по март 1943 г. Красной Армии в виде трофеев достались 123 тыс. немецких машин. Все эти меры позволили значительно увеличить объем военных автоперевозок, в 1943 г. - вдвое больше, чем в 1941 г., в 1944 г. - втрое.

Всего автотранспортными частями и подразделениями Красной Армии за годы войны было перевезено более 145 млн. тонн различных грузов. К середине 1945 г. в составе Красной Армии находилось 664,5 тыс. автомобилей различных типов, 32,8 % из которых составляла техника, поставленная по программе ленд-лиза, 9,1 % - трофейная.

Настоящие хозяева дорог

В трудные годы войны с немецкими войсками советские военно-дорожные подразделения содержали специальные маршруты для движения гусеничных, транспортных и боевых средств, а также гужевого транспорта. Созданные военно-автомобильные дороги (ВАД) армии, фронта и центра обеспечили работу службы регулирования и организации автомобильного движения, а военно-дорожные подразделения осуществляли охрану магистралей и сооружений на них.

За годы войны в организованных на ВАД продовольственных питательных пунктах получило сухой паёк или горячую пищу 32 миллиона человек. В пунктах технической помощи было обслужено около 800 тыс. автомобилей и тракторов, заправлено горючим 2 млн. ед. различных самоходных средств. В медицинских пунктах, расположенных на ВАД, и в дорожно-эксплуатационных частях получили первую помощь сотни тысяч раненых солдат и офицеров. Пункты обогрева и отдыха всегда были готовы принять нуждающихся в них водителей и других воинов, передвигающихся по дорогам.

Для восстановления и строительства дорог и мостов были созданы специализированные дорожные части. Они, в том числе, занималась загрузкой порожних автомобилей, идущих с фронта. Во время войны военно-дорожные подразделения были подлинными хозяевами на дорогах и отвечали за их состояние.

Подвиг воинов-дорожников на Минском шоссе

23 апреля 1942 года свой подвиг совершили семеро воинов-дорожников. На 134-м километре Минского шоссе ныне стоит обелиск в честь их героического поступка.

Наши части, действующие вдоль автомагистрали, под натиском превосходящих сил противника временно отступили. На военно-автомобильной дороге (ВАД) Западного фронта, как тогда называли Минское шоссе, в это время дорожники производили ремонтные работы на мосту через ручей. Они оказались лицом к лицу с врагом. Пилы и топоры пришлось сменить на винтовки. Горстка героев держала врага до тех пор, пока не погиб последний из дорожников. Их имена: старший сержант Иванов, сержант Гасилов, рядовые Серов, Сапронов, Сергеюк, Кузьмин и Пышнов.

В канун 65-летия Победы у основания монумента появилась рамка с фотографией одного из семи бойцов, найденных поисковиками, – Сапронова Николая Ивановича, уроженца города Иванова. Он смотрит с довоенной фотокарточки как раз на безымянную речушку у деревни Цуканово, у которой принял свой последний бой.

Подвиги Брянской области

На ее территории стоит уникальный памятник На автомагистрали Орел - Рославль, перед Брянском, расположен единственный в своем роде знак, предписывающий автомобилистам подавать звуковой сигнал в память о военных водителях, не вернувшихся с войны. Справа и слева от дороги – знаки, свидетельства мужества и отваги тех, кто не бросал баранку даже под обстрелами, кто «вел машины, объезжая мины, по путям-дорогам фронтовым».

По одну руку – знаменитые полуторки, возведенные на пьедесталы. По другую – центральный монумент воинам-водителям: фронтовой шофер стоит на подножке своего надежного, верного друга-работяги, чернорабочего войны.

За памятником, уже в лесу, новые фрагменты ансамбля: та самая баранка, которую крутили без устали шоферы, макеты тех же полуторок, указатели с обозначением городов, до которых следовало дойти советским освободителям – Прага, Вена, Берлин. А водители, проезжающие мимо по трассе, сигналят и сигналят: днем и ночью, кто коротко, кто протяжно, отдавая дань уважения своим собратьям по профессии: вы нас слышите? Мы вас помним!

Памятник был воздвигнут в 1968 г. скульптором П. Мовчуном и архитектором А. Гайдученей на месте формирования в 1943 г. 18-ой автомобильной бригады, прошедшей боевой путь от Брянска через Гомель, Минск, Барановичи, Варшаву, Лодзь - до Берлина. За боевые заслуги бригада удостоена наименования 18-я Барановичская Краснознаменная ордена Кутузова.

За время Великой Отечественной войны за образцовое выполнение заданий командования 15 автомобильных соединений и частей получили почетные наименования, а 94 - были награждены орденами Кутузова, Александра Невского, Красного Знамени и Красной Звезды. За героические подвиги и самоотверженный труд более 21 тысячи автомобилистов награждены орденами и медалями, а одиннадцати было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ледовая дорога сквозь блокаду Ленинграда

22 ноября 1941 г. в окруженный Ленинград по Ладожскому озеру прошла первая колонна гужевого санного транспорта и одиночные полуторатонные автомобили. Дорогу по льду разведали, проложили и освоили дорожники Ленинградского фронта. Она имела четыре полосы для раздельного движения, была оборудована телефонной связью, постами регулирования через каждый километр, пунктами обогрева, медицинской и технической помощи, а также пунктами заправки ГСМ.

За первую зиму (движение прекратилось при таянии льда 21 апреля 1942 г.) в Ленинград и обратно проследовало более 300 автомобилей, 19 тыс. подвод, 500 тракторов и танков. Городу и фронту было доставлено 61 тыс. тонн грузов. Из осаждённого города было эвакуировано свыше 550 тысяч детей, женщин, стариков, раненых и больных.

С 19 декабря 1942 г. по 30 марта 1943 г. продолжалась вторая полная героизма зима «Дороги жизни». На этот раз по ней было перевезено уже 200 тыс. тонн грузов и около 133 тысяч человек, в основном, войсковых пополнений.

Солдатский труд воинов дорожных войск до сих пор так до конца и не оценен историей. Это была одна из самых негромких, но крайне необходимых для победы профессий. Дорожники воистину, в самом прямом смысле этого слова, мостили дорогу к 9 мая 1945 года.

В битве за столицу принимали непосредственное участие 45 дорожных частей.

В ходе оборонительного сражения дорожными частями была подготовлена кольцевая автомобильная дорога вокруг Москвы протяженностью 125 км, 28,6 км из которых были построены заново. На водотоках было наведено 7 наплавных мостов. Дорога позволила проводить разгрузку железнодорожных составов на подходах к городу и быстро выдвигать прибывающие войска на боевые позиции.

При контрнаступлении под Москвой дорожные войска получили первый опыт скоростного восстановления поврежденных участков дорог и разрушенных мостов, а также развёртывания дорожно-комендантской службы. Противник только на дорогах Западного фронта уничтожил до 250 мостов общей длиной более 5 км.

К февралю 1942 г. дорожники восстановили большинство мостов общей протяженностью 4300 м, в том числе - металлические через Волгу у Калинина, через канал Москва - Волга у Яхромы и Дмитрова. В битве участвовало 49 дорожных условных батальонов.

Наро-Фоминск – не открытая «калитка в Москву»

В сражениях под Вязьмой и за Наро-Фоминск невиданное мужество проявили бойцы 33-й армии под командованием генерала Михаила Григорьевича Ефремова. Именно эти бои сорвали планы по захвату Москвы. Они имели стратегическое значение для дальнейшего наступления советских войск и, в конечном счете, для нашей победы.

В период Великой Отечественной войны город Наро-Фоминск и река Нара стали одним из рубежей, где была остановлена фашистская армия, рвавшаяся к Москве. В течение 66 дней 33-я армия под командованием генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова отражала нападение врага. Вместе с воинами на защиту Наро-Фоминска встали и жители города.

Ожесточенные бои развернулись утром 1 декабря 1941 г. чуть южнее Наро-Фоминска – там, где проходило Киевское шоссе. Впрочем, его практически не существовало. На всех его пересечениях с дорогами, ведущими к населенным пунктам, саперами были установлены мощные фугасы, возле них постоянно дежурили команды, готовые в любую минуту превратить это место в гигантскую воронку. Согласно историческим документам, фашисты имели особый приказ – автомобильные дороги не бомбить ни авиацией, ни артиллерией. Они прекрасно понимали, что и Минское шоссе, и Киевка – это основные артерии, по которым им самим предстояло идти в Москву. Потому взрывалось все, что находилось рядом с дорогами, но сами они по возможности оберегались и, как ни странно это прозвучит, были одними из самых безопасных мест на войне. Другое дело, когда фашист начал отступать, он уже отыгрался на дорогах сполна.Несмотря на все отчаянные попытки немецко-фашистского командования, город выстоял. «Калитку в Москву» захватчики так и не смогли открыть.

В 1976 г. Наро-Фоминск первым из городов Подмосковья за мужество и героизм, проявленные в годы войны, и большие успехи в хозяйственном и культурном строительстве был награжден орденом Отечественной войны I степени. Об этом извещает стела, расположенная как раз на Киевском шоссе, на месте, которое саперы минировали на случай прорыва фашистов.

В решающей битве за Сталинград

Наиболее сложной задачей дорожных частей была организация переправ через Волгу и Дон. Для обеспечения боевых действий на участке Саратов – Астрахань было наведено 49 паромных переправ и 6 наплавных мостов с эстакадными подходами. Через Ахтубу и в дельте Волги было построено 37 мостов и наведено 35 переправ. На Дону и его притоках было построено, отремонтировано и усилено более 1200 мостов различной конструкции. В битве участвовало 42 условных дорожных батальона. Кроме дорожников, на строительстве переправ ежесуточно работало до 20 тысяч рабочих из местного населения.

Мосты и переправы сыграли огромную роль при подготовке контрнаступления наших войск. По ним за Волгу было эвакуировано почти 2 миллиона человек, 1,5 миллиона голов скота, 5 тысяч тракторов и комбайнов. На правый берег реки только за 20 суток ноября 1942 г. было переправлено более 160 тысяч солдат, 630 танков и самоходных установок, 950 артиллерийских орудий, 14 тысяч автомобилей.

Освобожденный от противника Курск

С переходом Красной Армии в наступление главной задачей дорожных частей стало восстановление и наращивание военно—автомобильных дорог вслед за войсками на территории, освобождённой от противника.

В июле - августе 1943 г. в ходе Курского сражения было построено и отремонтировано 2750 км автомобильных дорог, построено, восстановлено и усилено 3100 мостов общей протяжённостью 18 600 м. Было задействовано 140 дорожных частей в условных батальонах.

Операция гитлеровского командования «Цитадель», в ходе которой фашисты намеревались переломить ход войны в свою пользу, провалилась в том числе и благодаря героизму, невероятному напряжению сил военных дорожников, своевременно подготовивших дорожную инфраструктуру для маневров и перемещений советских войск.

«Дорога Мужества» в Старом Осколе

Город воинской славы: это почетное звание Старый Оскол получил 5 мая 2011 г. после указа президента РФ № 588 – за мужество, стойкость и массовый героизм защитников города, которые боролись за свободу и независимость Отечества.

Во время Великой Отечественной войны город служил своеобразным перевалочным пунктом на пути эвакуации людей и государственного имущества. Там располагался штаб 40-й армии, Курский обком партии.

В Старом Осколе был сформирован истребительный батальон, который поддерживал порядок в тылу, вел воздушную разведку в готовности бороться с фашистскими парашютистами. Один из взводов был направлен для защиты Курска.

Ярчайшая страница мужества и героизма старооскольцев – участие жителей, преимущественно женщин и подростков, в строительстве «Дороги Мужества».

8 июня 1943 г. вышло постановление Государственного Комитета Обороны о строительстве железнодорожной линии Старый Оскол – Ржава. Сроки были определены самые жесткие: с 15 июня по 15 августа. С введением в эксплуатацию этой линии Воронежский фронт получал самостоятельную магистраль, которая выходила на линию Курск – Белгород. Новая трасса освобождала от доставки грузов огромное количество автомашин, которые подвозили всё необходимое к передовой линии фронта за 200–300 км. С вводом в эксплуатацию «Дороги Мужества» расстояние сокращалось до 150–200 км.

Она появилась через 32 дня – столько понадобилось, чтобы уложить 95 км железнодорожного полотна шириной 5 м, возвести 10 мостов, построить 56 различных сооружений с подъездными путями. Протяженность главных и станционных путей составила 164 км, было реконструировано 24 км пути. Перед войсками Красной Армии раскрылись возможности для дальнейшего наступления в двух направлениях – Курском и Харьковском. После освобождения Старый Оскол стал одним из главных тыловых опорных пунктов.

Трудная дорога на Берлин

В ходе Берлинской операции дорожные войска всех трех фронтов (1-го Украинского, 2-го и 1-го Белорусских) подготовили и содержали более 21 тысячи километров военно-автомобильных дорог. С них было снято и обезврежено 3 тысячи вражеских мин, разобрано свыше 100 тысяч кубомет-ров завалов в городах и транспортных узлах, выполнено 180 тысяч кубометров земляных работ, построено вновь и восстановлено 28 тысяч метров мостов, в том числе построено 34 моста через реку Одер.

Работы шли под непрерывным огнем врага. Только при строительстве моста у Геритца погибли 75 и получили ранения 200 мостовиков, потоплено 11 сваебойных копров с понтонами. На мосту у Грайфенхагена погибло 45 человек.

Непосредственно в Берлине дорожники восстановили более 20 мостов через Шпрее и каналы, расчистили 75 тысяч кубометров завалов на 126 километров городских улиц. Для регулирования улиц были развернуты подразделения численностью 2400 человек, установлено более 26 тысяч дорожных знаков и указателей, а также около 140 постов регулирования. В операции участвовало 185 условных батальонов.

Был положен опыт, накопленный дорожной службой в предвоенные годы. Однако небывалый масштаб операций и высокая маневренность боевых действий поставили перед дорожниками новые сложные задачи.

С первых дней войны интенсивность движения войск и автомобильного транспорта по автомобильным дорогам превзошла все ожидания. Потребовалось обеспечить восстановление, а в отдельных случаях и строительство новых автомобильных дорог, организацию на них движения большой интенсивности. Силы и средства дорожной службы Советской Армии, фронтов и армий оказались не в состоянии справиться с возросшими задачами. Недостатки в дорожном обеспечении действующей армии и ее тыла рассматривались в Государственном Комитете Обороны СССР. На основе постановления ГКО в июле автодорожный отдел Генерального штаба был развернут в Автомобильно-дорожное управление Советской Армии, а в штабах фронтов и армий сформированы автодорожные отделы, подчиненные начальнику Тыла Советской Армии (фронта, армии).

Постановление предусматривало также организацию десяти военно-автомобильных дорог центра: семь маршрутов, отходящих от Москвы (на Ленинград, Великие Луки, Смоленск, Довск, Брянск, Горький, Ярославль), и три южных маршрута (Курск, Козелец; Харьков, Киев, Одесса). Для обслуживания этих дорог дополнительно формировались 8 дорожно-эксплуатационных полков, 11 военно-дорожных и мостовых батальонов, 5 управлений военно-автомобильных дорог с дорожными комендатурами, а для осуществления перевозок — 50 отдельных автотранспортных батальонов. Транспортные части предполагалось придавать военно-автомобильным дорогам центра для организации перевозок, как это практиковалось в период военных действий 1939/40 г. на Карельском перешейке.

Кроме частей, формируемых центром, ряд армий и фронтов за счет внутренних ресурсов формировали дорожные части своим распоряжением. На 22 августа 1941 г. Северный фронт сформировал три дорожно-строительных и один мостостроительный батальон, Северо-Западный фронт — пять дорожно-строительных батальонов, Западный фронт — два дорожно-строительных батальона, один дорожно-эксплуатационный батальон, роту регулирования и управление фронтовой военно-автомобильной дороги (ВАД) с несколькими комендатурами, Юго-Западный фронт — дорожно-эксплуатационный полк.

Постановлением ГКО от 15 сентября 1941 г. в системе Гушосдора НКВД было решено создать Управление строительства и содержания автомобильных дорог глубокого тыла, а также шесть управлений военно-дорожных работ с подчиненными им тридцатью военно-дорожными отрядами. Использование управлений военно-дорожных работ осуществлялось по указанию Автомобильно-дорожного управления Советской Армии и согласованию с автодорожными органами фронтов. Одновременно Гушосдору НКВД были подчинены республиканские и местные дорожные органы 359. Это способствовало концентрации усилий всех дорожных организаций страны на решении главных задач — подготовке и содержании основных дорог, необходимых для передвижения войск и воинских перевозок.

Формирование дорожных частей шло по двум линиям: по линии Наркомата обороны — отмобилизование дорожно-эксплуатационных частей и небольшого количества дорожно-строительных и мостостроительных батальонов и по линии Гушосдора НКВД — дорожно-строительные и мостостроительные батальоны, военно-дорожные управления и отряды, управления уполномоченных Гушосдора при фронтах и головные дорожные отделы (годоры) при армиях, а также головные дорожные базы.

Параллельное формирование привело к двойному управлению дорожными частями. Формирования Гушосдора в оперативном отношении подчинялись фронтам и армиям и выполняли их задания. Однако Гушосдор сохранил за собой право руководства этими частями через своих уполномоченных и годоры. Такая система руководства дорожными частями не отвечала требованиям маневренной войны. Поэтому приказом Народного Комиссара Обороны от 1 июля 1942 г. все дорожные части были включены в состав дорожных войск Советской Армии, а управления уполномоченных при фронтах и головные дорожные отделы при армиях расформированы.

Дорожное обеспечение зимней кампании 1941/42 г., и особенно в ходе наступления под Москвой, было первым крупным испытанием для дорожных войск и органов управления дорожной службы. Условия работы тыла в этот период были чрезвычайно сложными. Отступавший противник всеми способами стремился задержать наступление наших войск, разрушая мосты, применяя завалы и массовое минирование дорог. На дорогах Западного фронта фашисты разрушили до 250 мостов общей длиной более 5 км, среди них значительные по длине и сложные по конструкции мосты через реки Волга, Угра, Руза, Протва, Шоша, канал имени Москвы и другие. Восстановление дорог приходилось вести в 30-градусные морозы и метели днем и ночью. Военные дорожники работали по 12-15 часов в сутки, выполняя нормы выработки на 150 и более процентов, и отважно сражались с просочившимися группами немецко-фашистских войск. В конце осени 1941 г. дорожные войска Западного фронта содержали 1190 км фронтовых и 990 км армейских военно-автомобильных дорог. Примечательно, что в ноябре этого года фронтовые военно-автомобильные дороги находились восточнее, а армейские — западнее Москвы. Вокруг Москвы была подготовлена кольцевая военно-автомобильная дорога, соединившая все радиальные автомобильные и железнодорожные коммуникации столицы. Общее протяжение кольца превышало 125 км, из них 28,6 км дороги было построено заново. На кольцевом обходе было наведено пять наплавных мостов через р. Москва и два моста через Оку. Войска и автотранспорт, сосредоточившиеся на подходах к Москве, далее следовали по кольцевой военно-автомобильной дороге, без захода в город, что обеспечивало скрытый и быстрый маневр ими. С началом контрнаступления наших войск протяженность автомобильных дорог значительно возросла. Пришлось отказаться от использования всей дорожной сети. Фронты и армии стали назначать и оборудовать в своих полосах одну-две военно-автомобильные дороги, которые затем наращивались вслед за наступающими войсками. Впоследствии этот принцип организации дорожного обеспечения стал основным в Советской Армии.

За время битвы под Москвой военные дорожники Западного фронта построили и восстановили 264 автодорожных моста общим протяжением свыше 5 тыс. пог. м, обеспечили снегозащиту на протяжении 14,3 тыс. км дорог. За время наступления по военно-автомобильным дорогам этого фронта прошло 900 тыс. автомобилей, 850 тыс. из них были обеспечены горючим на заправочных пунктах и около 15 тыс. автомобилей получили техническую помощь.

Исключительно тяжелой была задача военных дорожников на Ленинградском фронте, когда транспортная связь с Ленинградом оказалась возможной только через Ладожское озеро. Построенная по решению ГКО и Военного совета Ленинградского фронта шестиполосная ладожская ледовая военно-автомобильная дорога протяженностью около 30 км стала знаменитой Дорогой жизни. Ее начальником был назначен генерал-майор интендантской службы А. М. Шилов. Дорога работала днем и ночью. Сплошным потоком по ней шли тысячи и тысячи машин. В отдельные дни интенсивность движения достигала 10 тыс. автомобилей в сутки. Лед выдерживал не более 10-14 суток такого движения, а затем его переключали на свежие полосы. В течение зимы строилось до 60 таких полос-дорог. Их общая протяженность составляла 1770 км, из которых 1650 подвергались снегоочистке 360. На трассе были развернуты два пункта технической помощи, шесть обогревательных, два заправочных. Посты регулирования устанавливались в среднем через каждый километр трассы, обозначенной, кроме того, большим количеством сигнальных фонарей-мигалок, а также дорожных знаков и указателей. На всем протяжении дороги была обеспечена телефонная связь, позволявшая центру регулирования управлять движением на трассе. Все эти работы проводились под огнем врага, в ледяную стужу. За пять зимних месяцев по Дороге жизни проследовало в Ленинград и обратно более 150 тыс. автомобилей, 10 тыс. подвод, около 500 тракторов, бронеавтомобилей и танков 361.

Успешно функционировала ледовая дорога и зимой 1942/43 г. На вновь подготовленной и обслуживавшейся 37-м и 64-м отдельными дорожно-эксплуатационными, 135-м и 138-м отдельными дорожно-строительными батальонами трассе было установлено около 12 тыс. дорожных знаков и указателей, 150 фонарей, 35 ацетиленовых маяков, построено 540 мостиков через разводья и трещины во льду. Трасса 62 раза полностью расчищалась от снежных заносов. Из 357 автомобилей, провалившихся под лед, 327 было поднято и отбуксировано на берег. Советское правительство достойно отметило лучших людей ледовой дороги, наградив более 300 человек орденами и медалями.

Разветвленную сеть военно-автомобильных дорог и переправы на них создали дорожные войска в битве под Сталинградом. Протяженность ВАД Донского фронта составляла 1390 км, Сталинградского — 1081 км, а к концу оборонительного сражения протяженность ВАД этого фронта увеличилась в два раза 362.

Исключительно важное значение для сосредоточения войск и материальных средств в Сталинградской битве имели автодорожные мосты и переправы через Волгу и ее притоки. Только при подготовке контрнаступления дорожные войска совместно с инженерными частями навели на участке Саратов — Астрахань 5 наплавных мостов с низководными эстакадами на подходах и 49 паромных переправ с длиной хода от 1 до 7 км. На окраине Сталинграда (у Тракторного завода) мост через Волгу длиной более 1250 м был построен всего за десять суток, а в районе Дубовка — Политотдельское (длиной около 3 тыс. м) — за двадцать суток 363. Устройство и эксплуатация мостов и переправ под обстрелом артиллерии противника и в условиях постоянных налетов его авиации были поистине героическим подвигом военных дорожников.

Особенно отличился на Сталинградском фронте (начальник управления автомобильных дорог фронта полковник Н. Н. Степанов) личный состав 156-го отдельного мостостроительного и 165-го дорожно-строительного батальонов. Когда с наступлением морозов создалась угроза прекращения перевозок через Волгу (построенные ранее мосты были уничтожены ледоходом), батальоны работали непрерывно днем и ночью под вражеским обстрелом, выполняя производственные нормы на 200 и более процентов. Они раньше заданного срока построили настильную переправу по льду и организовали по ней двустороннее движение автомашин и гужевого транспорта, движение воинских подразделений. За этот подвиг 73 воина-дорожника были награждены орденами и медалями 364.

В ходе наступательных операций второго периода войны выявилась необходимость дальнейшего совершенствования организации дорожного обеспечения. Первостепенное значение для решения этого вопроса имело создание в июне 1943 г. самостоятельной дорожной службы Советской Армии, начиная с центра и кончая армиями. Это значительно облегчило решение ряда вопросов руководства службой и способствовало более гибкому управлению частями дорожных войск, которые утвердились как новый специальный род войск.

Большой объем работ по дорожному обеспечению войск был выполнен в битве под Курском. В подготовительный период (апрель — июнь 1943 г.) дорожные войска Западного, Брянского, Центрального, Воронежского и Степного фронтов содержали 7 тыс. км военно-автомобильных дорог, на которых было построено, восстановлено и усилено 1700 автодорожных мостов общим протяжением до 22 тыс. пог. м 365. При этом пришлось заново построить 325 км дорог с каменными покрытиями, улучшить и отремонтировать около 3 тыс. км. Кроме дорожных частей на восстановление разрушенных автомобильных дорог широко привлекалось местное население. В районе Курска около 30-35 процентов дорожно-мостовых работ выполнялось в этот период с привлечением сил и средств местного населения.

В ходе наступления советских войск под Курском дорожные части Брянского, Центрального, Воронежского и Степного фронтов восстановили, построили, усилили и отремонтировали около 18,6 тыс. пог. м мостов и обеспечили движение на дорожной сети общим протяжением 9250 км. Дорожно-мостовые работы зачастую велись непосредственно на переднем крае, при постоянной угрозе наземного и воздушного нападения противника. Например, строительство моста через Сев. Донец в районе Белгорода, у Масловой Пристани, началось в тот момент, когда противоположный берег был еще занят фашистами. 156-й отдельный мостостроительный батальон уже завершал работы, когда в ночь на 5 августа 1943 г. враг обрушил на него мощный артиллерийский огонь. Мост был разрушен, батальон понес значительные потери в людях и технике. Несмотря на это, на вторые сутки батальон выполнил поставленную задачу 366.

Большую роль в дорожном обеспечении Курской битвы сыграли военно-автомобильные дороги Ставки Верховного Главнокомандования, развернутые на направлениях: Москва, Тула, Чернь и Тула, Воронеж, Россошь. Войска и транспортные колонны по этим дорогам передвигались с интенсивностью 5-6 тыс. машин в сутки.

Во втором периоде войны задачи по дорожному обеспечению войск возросли и усложнились. На каждом километре подготавливавшейся военно-автомобильной дороги выполнялся значительно больший объем работ, чем в первом периоде. Если в 1941 г. в среднем на километр дороги строилось 1,4 пог. м моста, то в 1943 г. — 2,3 пог. м. Соответственно увеличились объемы восстановления земляного полотна и дорожных покрытий, а также расход строительных материалов.

Особое значение приобрели фронтовые и армейские военно-автомобильные дороги, наращиваемые непосредственно за наступающими войсками. В ходе наступательных операций огромного размаха обычным делом стало быстрое восстановление мостов через такие крупные реки, как Дон, Ока, Десна, Березина, Днепр и другие. Только через Днепр было построено 45 мостов общей длиной 17 тыс. пог. м 367, в том числе мосты у Киева, Кременчуга и Днепропетровска — длиной около километра каждый. Наряду с сооружением низководных и наплавных мостов дорожные войска строили на военно-автомобильных дорогах центра и высоководные мосты, рассчитанные на многолетнюю эксплуатацию.

Увеличился и объем работы дорожно-комендантской службы. На дорожно-комендантские участки (так назывались подразделения, обслуживающие ВАД), рассчитанные на обслуживание дороги протяжением 50 км, нередко возлагалась ответственность за обеспечение 60-90 км дороги. Управления военно-автомобильных дорог вместо 300 км содержали 400 и даже 500 км дорог. Круглые сутки действовали на военно-автомобильных дорогах посты регулирования и контрольно-пропускные, продовольственно-питательные, медицинские и заправочные пункты, пункты технической помощи, отдыха и обогрева.

В третьем периоде войны в связи с наступлением наших войск все более высокими темпами объем дорожно-мостовых работ продолжал неуклонно возрастать. Чтобы не допустить отставания темпов подготовки военно-автомобильных дорог от темпов продвижения войск, потребовалось наращивать силы и средства дорожной службы оперативных объединений. За 1944 год было сформировано 6 дорожно-эксплуатационных, 5 дорожно-строительных и 20 мостостроительных батальонов, 6 управлений ВАД и 40 дорожно-эксплуатационных участков, 30 военно-дорожных отрядов. Численность личного состава дорожных войск увеличилась на 27,5 тыс. человек, значительно возросла укомплектованность их дорожно-строительной техникой 368.

Весной 1944 г., когда все четыре Украинских фронта вели наступательные действия по освобождению Правобережной Украины, дорожным войскам пришлось круглосуточно вести борьбу с распутицей. Чтобы обеспечить работу автомобильного транспорта, был применен своеобразный способ подготовки дорог. Грейдеры снимали разжиженный верхний слой грунта, добирались до твердого слоя и по нему пропускали машины. После того как этот участок пути становился непригодным для движения автотранспорта, его оставляли и таким же способом прокладывали дорогу на новом месте 369. На 4-м Украинском фронте, где грунтовые дороги стали совершенно непроезжими, выход из положения был найден в прокладке дорожными частями узкоколейных железнодорожных линий от станции Ново-Алексеевская к линии фронта.

Начиная от Днепра сеть автомобильных дорог с твердым покрытием была более густая. Но, стремясь задержать продвижение наших армий, гитлеровцы предприняли их массовые разрушения. Только на дорогах Белоруссии враг при отступлении оставил 1500 взорванных мостов и труб, разрушенные дамбы и насыпи, перепаханные вдоль и поперек шоссе. В Белорусской операции дорожные войска подготовили и обслужили 37 083 км военно-автомобильных дорог, проложили 400 км дорог с деревянным покрытием, построили и восстановили 3598 мостов 370.

В этот период выработалась наиболее рациональная последовательность выполнения дорожно-восстановительных работ. Для обеспечения соединений первого эшелона армий впереди шли подвижные головные дорожные части и вели краткосрочное восстановление дорог и мостов в армейском тылу. За ними следовали части фронтового подчинения (второй эшелон дорожных войск), которые завершали временное восстановление искусственных сооружений и организовывали военно-автомобильные дороги в границах тылового района фронта. Третий эшелон дорожных войск составляли части, подчиненные Главному дорожному управлению Советской Армии. Они осуществляли капитальные строительно-восстановительные работы.

В соответствии с этим принципом организации дорожного обеспечения во фронтах потребовалось частично пересмотреть организационную структуру и техническое оснащение дорожных частей. В результате проведения этого мероприятия дорожные части фронтов стали более мобильными и высокопроизводительными. В этот период во многом изменились и условия дорожного обеспечения, особенно на зарубежной территории. Трудность восстановления мостов через крупные водные преграды здесь во многом состояла в том, что советские военные дорожники не располагали необходимыми данными о режиме рек, их поведении зимой и весной, о местных карьерах гравия, камня, песка и других восстановительных материалов. Трудности в известной мере были связаны также с незнанием личным составом дорожных частей языка местного населения. Особенно тяжело пришлось частям при устройстве в крайне ограниченные сроки переправ через Вислу, Одер (Одра) и Дунай во время сильного весеннего паводка. Отступая, враг полностью увел или уничтожил все наплавные средства на этих и других реках. Решено было строить деревянные низководные мосты с перекрытием глубоководной части наплавными конструкциями на баржах, понтонах и плотах из бревен.

Дорожные войска сыграли большую роль в закреплении плацдармов, захваченных на Висле, и подготовке их в дорожном отношении для развертывания последующих наступательных операций. На трех плацдармах 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов южнее Варшавы было построено 24 низководных моста через Вислу и 241 км дорог с деревянными и каменными покрытиями. Всего же на Висле в полосах 2-го и 1-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов дорожными войсками было построено 32 низководных моста, 6 паромных переправ, 6 высоководных мостов и один наплавной. На Одере военные дорожники в непосредственной близости от врага построили 34 моста. Общая длина их составила 17 тыс. пог. м. Но это лишь объем работ, вошедший в сводки. Некоторые мосты возводились, уничтожались вражеской авиацией и вновь сооружались по 12 раз 371.

В дорожном обеспечении войск и тыла в Берлинской операции, проведенной тремя фронтами, приняли участие 121 дорожный батальон, 12 управлений военно-автомобильных дорог с комендатурами, 4 военно-дорожных управления и другие части дорожных войск. В ходе этой операции ими было построено и восстановлено около 80 крупных мостов, 180 км дорог с твердым покрытием, разобрано много завалов на дорогах и городских улицах 372. Эти работы обеспечили наиболее высокую за все время войны интенсивность движения войск и автотранспорта на военно-автомобильных дорогах. Так, на военно-автомобильной дороге Кюстрин (Костшин) — Берлин интенсивность движения превышала 20 тыс. автомобилей в сутки.

Серьезное внимание в этот период обращалось на охрану военно-автомобильных дорог. В тылу наступающих советских войск оставались довольно крупные группы противника, которые нередко прерывали движение на автодорожных коммуникациях и вынуждали личный состав дорожных войск вести боевые действия. Только дорожными частями 1-го Украинского фронта в 1945 г. было пленено более 15 тыс. вражеских солдат и . Для предупреждения диверсионных действий противника дорожные части выделяли значительные силы на организацию наземной охраны и обороны важных дорожных сооружений, мест расположения частей, их штабов и транспортных колонн. На всех средних и крупных мостах выставлялись посты охраны, создавались запретные зоны, на контрольно-пропускных пунктах и постах регулирования отрывались окопы полного профиля для круговой обороны, одиночные машины собирались в колонны. Для патрулирования дорог в составе дорожных войск были сформированы отдельные зенитно-пулеметные роты на автомобилях.

Находясь за рубежом нашей Родины, личный состав дорожных войск, выполняя свой интернациональный долг, оказывал всемерную помощь народам Европы, освобожденным Советской Армией, в ликвидации тяжелых последствий фашистской оккупации и восстановлении нормальных условий жизни. Сооруженные советскими военными мостостроительными частями автодорожные мосты и переправы, а также все построенные и отремонтированные автомобильные дороги по миновании в них надобности передавались местным органам власти. В Югославии дорожными частями 3-го Украинского фронта были восстановлены: большой автодорожный мост через р. Нишва у г. Ниш и мост через р. Морава у г. Парачин, а также несколько других автодорожных мостов взамен временных переправ. Во время боев за Будапешт все автодорожные мосты через Дунай в черте города были взорваны. Сразу после освобождения столицы Венгрии от немецко-фашистских захватчиков на помощь жителям пришли наши части. В первую очередь был восстановлен мост Франца Иосифа (ныне мост Свободы), затем мост имени Шандора Петефи и другие. В память о той огромной помощи, которую оказали венгерской столице в восстановлении мостов и города советские военные дорожники и автомобилисты, магистратом Будапешта была изготовлена медаль, которой награждены наиболее отличившиеся офицеры и солдаты частей 3-го Украинского фронта. Такую же помощь оказывали советские дорожные части и в других странах Центральной и Восточной Европы.

Помимо задач дорожного обеспечения дорожные войска в ходе войны выполнили большой объем работ по постройке узкоколейных железных дорог, подвесных канатных дорог и других объектов. Так, дорожные войска 4-го Украинского фронта в тяжелых условиях осенней распутицы 1944 г. построили в районах Мелитополя, Ново-Алексеевки и Перекопа сеть узкоколейных железных дорог для перевозки грузов от станций снабжения к дивизионным складам. Аналогичные работы выполняли дорожные части 1-й ударной армии Северо-Западного фронта. Нередко дорожники привлекались и к восстановлению железных дорог. Так, силами 6-го ВДУ было построено земляное полотно незаконченных участков Черноморской железной дороги в оползневых районах. На плацдарме Керченского полуострова в 1943 г. дорожные войска Отдельной Приморской армии, в условиях шторма и артиллерийского обстрела, построили подвесную канатную дорогу через Керченский пролив длиной 4,5 км. В подобных условиях канатные дороги ранее никогда не строились. Дорожными частями 3-го Украинского фронта во время весеннего паводка и ледохода была построена подвесная канатная дорога через Дунай в районе Будапешта. Большую роль в репатриации советских граждан сыграли развернутые на военно-автомобильных дорогах пункты обслуживания и специальные сборно-пересыльные пункты. Они обеспечивали сбор репатриантов, питание и перевозку их попутным транспортом. Только на военно-автомобильных дорогах 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов за 1944 год и два месяца 1945-го было обслужено 223 тыс. репатриируемых советских граждан.

Самоотверженный труд военных дорожников в годы Великой Отечественной войны являлся неотъемлемой составной частью героического ратного труда всех советских воинов по разгрому врага. О масштабе работы, проделанной дорожными войсками в годы войны, можно судить по следующим данным. Общее протяжение военно-автомобильных дорог, обслуживавшихся ими, составило около 360 тыс. км. Воины-дорожники построили, восстановили, усилили и отремонтировали свыше 100 тыс. км дорог и более 1 млн. пог. м автодорожных мостов. На пунктах обслуживания, развернутых на военно-автомобильных дорогах Ставки Верховного Главнокомандования, фронтов и армий, было обеспечено питанием 32,8 млн. военнослужащих и оказана медицинская помощь более 1,1 миллиона раненых и больных. Через пункты технической помощи и пункты заправки горючим прошло 2 млн. автомобилей. А всего по военным дорогам в годы войны проследовало 127 млн. автомобилей.

Одновременно с этим дорожные войска Советской Армии по заданиям Советского правительства выполняли в больших масштабах строительство и реконструкцию автомобильных дорог и мостов в глубоком тылу. При реконструкции северо-иранских и закавказских автомобильных дорог, по которым осуществлялись поставки по ленд-лизу, было устроено 1019 км твердых покрытий усовершенствованного типа, построено и усилено 4750 пог. м автодорожных мостов. На реках Западная Двина, Березина, Днепр, Днестр были возведены высоководные деревянные мосты, которые эксплуатировались многие годы после войны.

Самоотверженная деятельность военных дорожников неоднократно отмечалась в приказах Верховного Главнокомандующего. Их героический труд за годы войны получил высокую оценку Коммунистической партии и Советского правительства. Более 21 тыс. солдат, сержантов, и генералов дорожных войск были награждены орденами и медалями; 25 дорожным частям присвоены почетные наименования Днепровских, Борисовских, Неманских, Виленских, Карпатских, Ковельских, Кенигсбергских и других; 55 дорожных частей награждены орденами Советского Союза. Дважды орденоносный 126-й мостостроительный батальон 3-го Украинского фронта в 1945 г. представлял дорожные войска на Параде Победы на Красной площади в Москве.

Опыт дорожного обеспечения в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. показал его возросшую роль, позволил сделать важный вывод о необходимости заблаговременной подготовки дорожных войск и всего дорожного хозяйства страны. Эти выводы полностью сохраняют свою актуальность и в современных условиях.

* * *

Великая Отечественная война показала, что с развитием военного искусства, увеличением пространственного размаха вооруженной борьбы, численности и технической оснащенности вооруженных сил роль транспорта в войне все более возрастает. При этом задачи по своевременному осуществлению воинских перевозок могут быть успешно решены лишь при комплексном использовании всех видов транспорта, по единому плану и под единым руководством. В ходе войны потребовалось сосредоточить руководство работой военно-транспортных служб в руках начальников тыла, а для координации работы транспорта в масштабах страны создать при ГКО Транспортный комитет.

В ходе всей войны темпы восстановления железных дорог отставали от темпов наступления войск. Это, а также повышение маневренности боевых действий обусловило увеличение в оперативном и частично в стратегическом звеньях тыла роли более мобильных видов транспорта — автомобильного, воздушного и трубопроводного.

Война дала немало примеров новых, более совершенных методов организации воинских перевозок, их планирования и обеспечения. Широкое распространение получили комбинированные перевозки с использованием различных видов транспорта, временное увеличение пропускной способности железнодорожных участков для обеспечения срочного пропуска потока войск и грузов в требуемом направлении и т.д. В ряде случаев успешно применялась маскировка воинских перевозок в сочетании с организацией ложных перевозок. Многие из этих методов и приемов не потеряли своего значения и в настоящее время.

Снабжение вооружением и боеприпасами в годы Великой Отечественной войны

Сценарий к квесту

Посвященному Великой Отечественной Войне «По дорогам ВОВ»

Цели мероприятия : воспитание чувства гордости у учащихся за свою Родину.

Задачи:

Углубление знаний учеников о Великой Отечественной войне.

Поощрение познавательного интереса учеников к страницам боевой истории России.

Развивать чувство патриотизма у учащихся.

Способствовать формированию умений и навыков работы с историческими источниками

Развитие коммуникативной и информационной компетенций учащихся в ходе подготовки к мероприятию.

Роли: ведущий, 4 человека ответственные за этапы мероприятия

Ход мероприятий.

Каждой команде дается маршрутный лист(конверт с заданиями), на котором обозначены ключи –загадки. Решив их, вы найдете следующую подсказку которая поможет найти человека с заданием. Посетите станции, на которых вам предстоит ответить на вопросы их руководителей. За каждый правильный ответ команда получает часть зашифрованного вопроса. В конце состязания команды складывают части своего вопроса в предложение и кто первый расшифрует вопрос и ответит на него правильно, та команда и победила, которая висит в зале.

Команды расходятся каждая по своему маршруту.

Всего в квесте 5ть станций - «Временная путаница», «Герои войны», «Расшифруйте анаграмму», «Литературная гостиная», «Финишная прямая».

1. Временная путаница

блокада Ленинграда, контрнаступление советских войск под Москвой,

победа в Сталинградской битве, Курская битва, капитуляция Германии

празднование Дня Победы.

Ответ:

6 декабря 1941 года – контрнаступление советских войск под Москвой

2. Герои войны.

Распределите их на три группы: 1 – юные герои ВОВ, 2 группа –

полководцы, 3 группа – имена героев, водрузивших знамя над рейхстагом:

Космодемьянская, Жуков, Казей, Тимошенко, Рокоссовский, Портнова, Василевский, Малиновский, Конев, Голиков, Котик, Егоров, Кантария, Берест.

Ответ:

Жуков, Рокоссовский, Василевский, Малиновский, Конев, Тимошенко

Казей, Голиков, Котик, Портнова, Космодемьянская, Егоров, Кантария, Берест

3. Расшифруйте анаграмму

КУШ + ПА =? АС + ОМЛЕТ =?, ПИЛОТ + СЕТ = ?, САД+ЛОТ =?, ПАН +РОТ =?, ВАТА +ТОМ = ?

4. Литературная гостиная

Он на войне как воздух нужен,

Когда пускают едкий газ.

И пусть ответ наш будет дружен:

Да это же...

(Противогаз.)

Машина эта непростая,

Машина эта - боевая!

Как трактор, только с «хоботком» -

Всем «прикурить» даёт кругом.

(Танк)

Говорят, что я ручная.

Почему - сама не знаю:

У меня характер колкий,

Помнит враг мои осколки.

(Граната).

5. «Финишная прямая»

Команды в кабинете истории после прохождения дистанций, возвращаются туда где все начиналось и завершают свое дело до конца – расшифровывают вопрос и дает на него ответ.

Индивидуальные карты групп:

1команда

1. Длинный проход ведущий к профессии вашей, пройдя его, в конце дороги, найдешь подсказку на сегодня.

Там подсказка -

2. Подсказка ждет тебя в списках «опоздавших ».

3. Следующая подсказка ждет тебя там, где калории сжигает ты быстро.

2 команда

1. Среди множества бумаг, тебе нужна та, которая судьбу твою распишет на день грядущий.

(У этого человека, есть заветная книжка в которой ты пишешь свои желания. (Подсказка: раза 2 в год пишешь свое желание и оно исполняется в течении дня)

(А теперь приду туда, где калории вновь ты восстановишь, задание найдешь у человека, который ждет тебя.)

3. Подсказка ждет тебя в списках «опоздавших»

(Подняться тебе предстоит на единицу выше, где речь нам не знакомая звучит, здесь найдешь ты личность деловую, которая вопрос тебе предъявит)

4. Длинный проход ведущий к профессии вашей, пройдя его, в конце дороги, найдешь последнюю подсказку на сегодня.

(Подняться предстоит выше спортивного зала, где научать вас как оказывать первую медицинскую помощь.)

5. Вернись туда, откуда все началось и доделай дело до конца.

3 команда

1. Подсказка ждет тебя в списках «опоздавших»

(Подняться тебе предстоит на единицу выше, где речь нам не знакомая звучит, здесь найдешь ты личность деловую, которая вопрос тебе предъявит)

2. Длинный проход ведущий к профессии вашей, пройдя его, в конце дороги, найдешь последнюю подсказку на сегодня.

(Подняться предстоит выше спортивного зала, где научать вас как оказывать первую медицинскую помощь.)

3. Среди множества бумаг, тебе нужна та, которая судьбу твою распишет на день грядущий.

(У этого человека, есть заветная книжка в которой ты пишешь свои желания. (Подсказка: раза 2 в год пишешь свое желание и оно исполняется в течении дня)

4 Следующая подсказка ждет тебя там, где калории сжигает ты быстро.

(А теперь приду туда, где калории вновь ты восстановишь, задание найдешь у человека, который ждет тебя.)

5. Вернись туда, откуда все началось и доделай дело до конца.

4 команда

1. Подсказка ждет тебя там, где калории сжигает ты быстро

(А теперь приду туда, где калории вновь ты восстановишь, задание найдешь у человека, который ждет тебя.)

2. Среди множества бумаг, тебе нужна та, которая судьбу твою распишет на день грядущий.

( У этого человека, есть заветная книжка в которой ты пишешь свои желания (Подсказка: раза 2 в год пишешь свое желание и оно исполняется в течении дня)

3. Длинный проход ведущий к профессии вашей, пройдя его, в конце дороги, найдешь последнюю подсказку на сегодня.

(Подняться предстоит выше спортивного зала, где научать вас как оказывать первую медицинскую помощь.)

4. Подсказка ждет тебя в списках «опоздавших »

(Подняться тебе предстоит на единицу выше, где речь нам не знакомая звучит, здесь найдешь ты личность деловую, которая вопрос тебе предъявит )

5. Вернись туда, откуда все началось и доделай дело до конца.

5 команда

1.Подсказка ждет тебя в списках «опоздавших »

(Подняться тебе предстоит на единицу выше, где речь нам не знакомая звучит, здесь найдешь ты личность деловую, которая вопрос тебе предъявит)

2. Следующая подсказка ждет тебя там, где калории сжигает ты быстро. (А теперь приди туда, где калории вновь ты восстановишь, задание найдешь у человека, который ждет тебя.)

3. Длинный проход ведущий к профессии вашей, пройдя его, в конце дороги, найдешь подсказку на сегодня.

(Подняться предстоит выше спортивного зала, где научать вас как оказывать первую медицинскую помощь)

4. Среди множества бумаг, тебе нужна та, которая судьбу твою распишет на день грядущий.

(У этого человека, есть заветная книжка в которой ты пишешь свои желания (Подсказка: раза 2 в год пишешь свое желание и оно исполняется в течении дня)

5. Вернись туда, откуда все началось и доделай дело до конца.

ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОМАНД (составить вопрос и дать ответ)

Предложения:

1ТЭО. нно+име иэт рет+ ка+ные уки+вст+ано ны+цем ва+на+ли+зы «чая+нер сть+рме» - Именно эти ракетные установки немцы называли «Черная смерть»- Катюши

2. 1ТМ да+ког ло+сся+стоя мый+са гио+дран+зный лют+са в сть –еч бо+пе+ды – Когда состоялся самый грандиозный салют в честь победы? – 9 мая 1945

3. 1СКС. ре+мным+ло+пе мо+том+мен в хе+до рой+вто ро+ми+вой ны+вой ла+ста ли+ве+ кая да+бе+по – Переломным моментом в ходе второй мировой войны стала великая победа? – Битва за Сталинград

4. 2РПУ. как зы+ла+вся+на ект+про си+мтре+ного+тель ео+ного+вн па+ния+на+де йск+ во Германии на СССР в ри+пе+од рой+вто вой+ро+ми ны+вой – Как назывался проект стремительного военного нападения войск Германии на СССР в период второй мировой войны – «План Барбаросса»

5. В ко+кам гд+оу ы+бл кр+от+ыт вой+рто фт+нро и е+км – В каком году был открыт второй фронт и кем? – В 1944 Англией и США