Разница в достатке семей все равно будет проявляться. Помимо комплекта формы есть также обувь, верхняя одежда, телефон и гаджеты. Дети ходят друг к другу в гости, разговаривают о том, кто и где отдыхает. «Уравнять» эти показатели форма не в состоянии. К тому же, среди детских психологов бытует мнение, что скрытое социальное неравенство не идет ребенку на пользу. Оно существует в обществе, а форма - лишь попытка «замаскировать» его искусственно. Задача родителей и учителей - научить детей достойно принимать разные обстоятельства и ставить на первое место человеческие качества, а не стоимость одежды.

Развитие индивидуальности

Для развития вкуса, стиля и индивидуального подхода к одежде необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем просто разрешать ребенку надевать то, что ему вздумается. Это совокупность множества факторов, в которых ежедневная образцовая одежда играет далеко не первостепенную роль. Важно путешествовать с детьми, развивать в них чувство прекрасного. У семьи должно возникать желание хотя бы время от времени устраивать по выходным культурную программу и ходить в музеи. Если одежда для школьника - один из способов проявить себя и эмоционально разрядиться, почему бы не сделать это в выходные , причем в подходящей культурной обстановке?

Школьная форма убивает любое проявление индивидуальности. Человек с детства должен научиться организовывать свой внешний вид, овладеть этикетом, одеваться удобно, к месту. У ребенка должна быть возможность подумать и оценить, что больше подходит под определение приличия, строгости и скромности: рваные джинсы, футболка с дурацкой надписью или что-то другое. Родители должны учить детей одеваться адекватно ситуации, а не только давать указания. А это большая работа. Если хочется уйти от этих важных семейных обязанностей, переложив всю ответственность за формирование вкуса на «третью сторону» - форма самое простое решение.

Дисциплина

Форма помогает ребенку лучше контролировать эмоции, поведение, соблюдать дисциплину. В большинстве случаев школьный костюм мальчиков и девочек включает пиджак или жакет. Такой вид одежды, ее фасон, в котором присутствует фиксированная линия плеч и лацканов на груди, как говорится, «держит форму» - посылает сигнал телу выпрямить спинку, делать более сдержанные движения. Такая одежда создает определенный психологический настрой: школьник понимает, что, надев форму, он идет не отдыхать, а учиться. Для этих же целей компании используют дресс-код.

Школьная форма заставляет детей чувствовать себя не дисциплинировано, а скованно и во многом ограничивает их свободу , не дает важным эмоциям выхода. Большую часть времени ребенок проводит в учебном заведении, а деловой костюм, зачастую, не создает малышам чувство удобства, комфорта и важной в его возрасте естественности и раскованности во время активного движения, общения или игр.

Стоимость

Купив строгий комплект, не нужно думать, во что одеть ребенка. Это, несомненно, плюс для родителей. Аккуратный и универсальный вариант всегда наготове. К тому же, он обходится семье дешевле, чем 3-5 вариантов повседневной одежды.

На самом деле, хорошая школьная форма - это всегда дорого . Хотя бы принимая во внимание тот факт, что за неделю ребенок успевает несколько раз испачкать одежду, иногда приводя ее в совершенно непригодное состояние. Купить несколько пар джинсовых брюк и десяток кофт/футболок/свитеров на порядок дешевле, чем четыре форменных комплекта одежды. В противном случае ее придется бесконечно стирать. Помимо этого, купленная вами одежда (не форма) будет пригодна и для других мероприятий, а не только школьных занятий.

Деловой стиль

Деловой костюм - важный статусный элемент современного общества. В детстве он воспитывает в ребенке чувство стиля, который может пригодиться ему в работе. Ребенок привыкает в повседневной жизни выбирать для себя деловую одежду.

Ребенку может и не понадобиться носить на работу строгий офисный костюм. Не стоит заранее решать за него, как ему стоит одеваться в будущем и вообще как жить. К тому же, необходимо помнить, что строго ограниченный стиль и фасон одежды идет не всем. Разница в телосложении, которую можно скрыть, подобрав ребенку правильные джинсы и трикотаж, форменный костюм только подчеркивает. Что порождает немало поводов для насмешек одноклассников и развития комплексов.

Корпоративный дух

Школьная форма - прерогатива и отличительный признак элитарных учебных заведений. Ученики престижных гимназий и лицеев всегда выглядели опрятно и интеллигентно. Своя форма есть у именитых Оксфорда и Кембриджа. С введением обязательной школьной формы школа повышает свой статус.

Это маскировка реальной ситуации в школе. Если утрировать ситуацию, получается, что без наличия формы школе гордиться решительно нечем? Вряд ли лучше изображать, что стандарты у нас как в «элитной Европе», чем сформировать такую атмосферу и обстановку, которую ученики и без формы будут любить и которой будут гордиться.

Качество

Правила пошива школьной формы утверждены ГОСТом и проходят очень серьезную проверку. А значит, сомнений в безопасности и качестве предоставляемых материалов, их практичности во время ежедневной носки у родителей быть не должно.

В целях экономии некоторые школы заказывают одежду недорогую и, как следствие, ненадлежащего качества. Это факт. Такие вещи быстро теряют форму и внешний вид. Ткани и фасоны школьной формы обычно непрактичны: либо она мнется, либо (синтетика) оставляет затяжки и катышки. Все это требует очень деликатного ухода, ручной стирки и тщательной глажки, что будет отнимать много сил у родителей, которые следят за тем, чтобы их ребенок выглядел в школе чисто и опрятно.

«Нужна ли нам школьная форма?»

Цель мероприятия:

    привлечь внимание учащихся и родителей к данной теме; показать важность и актуальность обсуждаемой проблемы через обсуждение в дебатах.

Задачи:

    Создать условия для проведения дебатов «Нужна ли школьная форма?»

    Развивать умение высказывать свое мнение, вести диалог;

    Учить учащихся грамотно излагать свои мысли;

    Учить учащихся умению убеждать людей, доказывать свою правоту путем убеждения;

    Учить учащихся умению слушать, понимать других людей, умению уважительно относиться к чужому мнению.

Этап подготовительный

Распределение ролей в дебатах:

    Таймкипер;

    2 команды по 3 человека (команда «утверждения» и команда «отрицания»);

    эксперты – судьи (3 человека);

    зрители (родители, учащиеся).

Общие принципы дебатов:

    позиция «Я - хороший, ты - хороший» (Э. Берн);

    позиция «Поймите меня правильно»;

    истина превыше всего;

    краткость - сестра таланта;

    уважение и дружелюбие при высказываниях.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1.Вступительное слово ведущего: Добрый день!
Какие ассоциации возникают у нас при слове «дебаты»? Спор, дискуссия, столкновение мнений, выборы президента…
Для 100 тысяч студентов и школьников и 20 тысяч преподавателей «Дебаты» являются интересной и познавательной интеллектуальной игрой. И мы сегодня увеличим эти цифры.
Сейчас у нас состоятся дебаты. Тема «Нужна ли школьная форма?»
В игре принимают участие две команды: Команда утверждения и Команда отрицания.
Надо помнить, что дебаты – это спор ради победы. И этот спор оценивается. Здесь будет проигравший и победивший. Поэтому задача команд в течение дебатов попытаться убедить судей в своей правоте.
Вы задаетесь вопросом: «А кто судьи?» (Родители, учащиеся).
Следит за соблюдением регламента дебатов и правилами игры будет таймкипер.
Победа в дебатах всецело зависит от мастерства команды: именно индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры.

2. Выступление участников – заявление позиций.

Тема дебатов: «Нужна ли школьная форма?»
Для выступления Вам отводится 5 минут. За это время вы должны высказать свою позицию по данному вопросу.

3. Вопросы командам

Переходим к следующему этапу наших дебатов: есть желающие задать вопросы нашим командам? (Вопросы задают и участники игры, и гости).

4. Заключительное слово участников

Сейчас мы выслушаем наши команды, которые в течении одной минуты постараются подвести итог сегодняшних выступлений.
5. Подведение итогов

Жюри подсчитывает баллы, заработанные каждой командой, а гости могут тоже принять участие в подведении итогов. У Вас есть красные и зеленые жетоны. Проголосуйте за победителей дебатов. Если вы согласны с первой командой, то в ящик опустите красный жетон, иначе – зеленый.

6. Объявление решения судей

Слово для оглашения итогов предоставляется экспертам.

7. Заключительное слово ведущего

Ребята! Вы сегодня были на высоте! И не важно кто победил, я считаю, что победу одержал каждый из вас, ведь сегодня вы научились отстаивать свое мнение не с помощью силы, а пытаясь убедить человека с помощью аргументов, фактов, что является незаменимым достоинством в жизни. В дебатах вы научились не только говорить, но и слушать своих оппонентов. Я думаю, что сегодняшняя игра помогла получить знания и умения, необходимые для успешной жизнедеятельности в современном обществе. Действительно, дебаты учат многому, и не просто учат, а развивают.

Удачи вам! Спасибо за игру!

Материал к проведению мероприятия:

К мероприятию учащимся на обсуждение были предложены следующие вопросы:

    Была ли раньше в нашей стране школьная форма?

    Носят ли учащиеся в других странах школьную форму?

    Зачем нужна школьная форма?

    Хотят ли ученики нашей школы носить форму?

    Какие стили одежды вы знаете?

    Соблюдают ли учащиеся нашего класса школьную форму?

Вопросы для родителей:

    Нравится ли вам внешний вид школьников?

    Нужна ли школьная форма?

    Какой стиль одежды подходит для школьной формы?

    Совместимы ли украшения с деловой одеждой?

Из истории школьной формы

В далеком 1834 году был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. А в 1896 году появилось положение о гимназической форме для девочек. Воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев определенных цветов, в зависимости от возраста воспитанниц. Для воспитанниц 6 – 9 лет – коричневый (кофейный), 9 – 12 лет – голубой, 12 – 15 лет – серый и 15 – 18 лет – белый.

Однако в 1918 году был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Несомненно, в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.

Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной в 1949 году в СССР вводится единая школьная форма. Для мальчиков – это был костюм серого цвета, состоящий из брюк и куртки, которая по своему покрою напоминала солдатскую гимнастерку. Дополнял это широкий пояс с массивной пряжкой. Школьная

форма СССР для мальчиков дополнялась фуражкой с кокардой. Выглядело это

не очень красиво, мешковато. Позднее советская школьная форма, для мальчиков, стала синего цвета. Несколько изменился фасон брюк. Куртка стала напоминать современную джинсовую куртку. Застегивалась она на металлические пуговицы. Для юношей старшеклассников – это стал классический мужской костюм синего цвета, который выглядел довольно неплохо, а стоил недорого.

Советская школьная форма для девочек, изменений претерпела мало. Она состояла из коричневого платья и фартука, белого в праздничные дни, черного в будние. Платье шилось, как правило, из шерстяного кашемира и было довольно колючим.

Дополнялась Советская школьная форма значками: октябрятским, пионерским и комсомольским. Пионеры носили ещё и пионерский галстук. На рукавах были нашиты эмблемы.

Постепенно школьная форма претерпевала изменения и становилась чуть более свободной. Однако отменена она была лишь в 1992 году.

Школьная форма в других странах

Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например, в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке, Кипре и Гонконге.

Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах. В Польше - до 1988 года.

В Бельгии школьная форма есть только в некоторых католических школах, а также в британских. Типичная одежда- брюки и юбки темно-синего цвета, белая или голубая рубашка и галстук.

В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code). На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.

Японская школьная форма

Для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка, тёмный пиджак и брюки для мальчиков, и белая рубашка, тёмный пиджак и юбка для девочек, или же «сейлор фуку» - «матросский костюм». К форме обычно даётся ещё большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.

В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой так как ученики могут участвовать в её разработке.

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.

О необходимости школьной формы

В последнее время всё чаще поднимается вопрос о необходимости введения школьной формы для учащихся школ. Исследование компании "Будь в Форме!", проведенное в 2005 году, показало, что в Москве примерно 60 процентов школ ввели или собираются вводить форму, а в Санкт-Петербурге эта цифра составила не менее 90 процентов.

Существуют различные точки зрения на то, нужна ли вообще стандартная форма школьникам. Основные мнения и подкрепляющие их доводы сводятся к следующему:

Доводы за школьную форму :

    Форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.

    Форма исключает возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде.

    Единый стандарт на форму гарантирует, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.

    Если единая форма существует, то на неё устанавливают невысокие цены, она недорогая, доступная для широкого круга населения.

Доводы против школьной формы:

    Форма - элемент уравнительного воспитания и обучения и лишает учеников возможности выражать свою индивидуальность в одежде.

    Требование ношения формы само по себе есть форма насилия над личностью.

    Форма может быть слишком дорогой для бедных семей.

    В конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность так, как это ему угодно. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения.

Искусствоведы выделяют в современной одежде три основных стиля : деловой костюм в классическом стиле, спортивный и романтический.

Классический стиль

В моде есть вещи, которые, несмотря на все перемены вкусов, пристрастий, привязанностей, остаются в определённой степени неизменными. Общественное мнение признаёт их превосходными, примерными, образцовыми . Основа этого стиля - простота и аккуратность. Все вещи должны быть элегантными, без излишеств и наворотов, довольно скромными и неброскими. Обычно этот стиль отличается простотой кроя - никакой многослойности - и аккуратностью. Смелые, но не вычурные аксессуары хорошего качества.

Спортивный стиль - это удобная, практичная, гигиеничная и красивая одежда для спорта. Удобная, практичная, современная модель позволит чувствовать себя комфортно в любой ситуации . Складывается на основе одежды для профессионального и любительского спорта, экипировки туристов, униформы. Изначально многие ее элементы заимствованы из формы спортсменов.

Составляющими этого стиля являются простые конструкции, комфортность, яркие цвета, разнообразие элементов отделки (застежки, карманы, крючки, липучки), использование принтов.

Романтический стиль , к нему относят одежду женственную. Распространен в 60-е и 70-е годы, характерно использование фольклорных элементов, изящные вышивки, цветы, драпировки, оборки, воланы, рюши, банты. Длинных платьев летящего покроя из набивных хлопчатобумажных тканей с обтягивающим верхом. … Он предполагает красивые, но с практической точки зрения бесполезные детали. В романтическом стиле традиционно создаются вечерние туалеты

Вы сейчас познакомились с тремя основными стилями: с деловым, спортивным и романтическим. Деловой стиль подходит для торжественных случаев и для повседневной носки в школу. Спортивный стиль используют на уроках физкультуры, в туристическом походе, на прогулке. Романтический стиль для дискотеки, свиданий.

Подведем итоги: для повседневной одежды в школе подходит деловой стиль - брюки, юбки, блузки, рубашки, жилетки. На уроки физкультуры нужно приобретать вещи спортивного стиля: трико, шорты, футболки и спортивные кофты. Для дискотек и праздников можно одеться в романтическом или повседневном стиле: нарядные платья, джинсы, свитера и другое.

Помните, каждому конкретному случаю подходит свой стиль одежды. Давайте не будем их путать и в школе придерживаться делового стиля одежды!

Примечание

Каждая команда имеет право взять на протяжении игры не более 8 минут на подготовку к выступлениям (не более 2-х минут за игру). Таймкипер предупреждает спикеров (команды) за 1 и 0,5 минуты до окончания времени выступления (подготовки) спикеров и подает сигнал об окончании времени выступления (подготовки).

Эксперты оценивают выступления участников по следующим критериям:

1. Содержательность выступлений

2. Аргументированность

3. Полнота освещения вопроса

4. Конкретность

5. Логичность

6. Рациональное использование времени

7. Культура общения

Эксперты оценивают (по 5-ти балльной системе) обе команды, делают выводы о том, какая из сторон была более убедительной и чья точка зрения победила в данных дебатах .

Ильиных Наталья Григорьевна

МАОУ ООШ №4 г.Красновишерска

Директор нашей школы обязывает всех младших школьников носить форму. Но многие родители против этого. Как нам быть?
А. И. Никонорова, Москва

В НЕКОТОРЫХ школах совет может принять решение об обязательном ношении школьной формы. Такие прецеденты уже были в отдельных российских регионах. Законно ли это? Абсолютно, если такое решение записано в уставе общеобразовательного учреждения.

Отмена школьной формы в перестроечное время народ воспринял как революцию. Действительно, в России еще в XIX веке гимназисты носили полувоенные мундиры и форменные фуражки. Была специальная одежда и для девочек. В советское время традицию продолжили. И вдруг - дети пошли в школу в разной одежде. Тогда было очень много споров. У школьной формы нашлось немало сторонников и противников. Однако многие неправильно поняли суть преобразования. Государство только отменило обязательное ношение школьной формы. Но ее никто не запрещал. Сейчас никто не мешает любой школе ввести у себя определенный стандарт одежды.

Закон Российской Федерации "Об образовании" гласит, что школа имеет право самостоятельно на основе своего устава определять права и обязанности ученика, если это не противоречит другим законам. Документов на этот счет не существует. Для того чтобы нарядить детей в стандартные пиджачки и платья, нужна только добрая воля администрации и родителей. Если решение принято, ваш ребенок обязан появляться на занятиях только в форме. Но, как говорится, есть момент...

Вашего ребенка не могут заставить ходить в школу, скажем, в экстравагантной, вызывающей одежде.

Это уже противоречит Конвенции о правах ребенка, которая гласит, что школьная дисциплина может поддерживаться при помощи методов, "отражающих уважение человеческого достоинства ребенка...". Поэтому проследите, чтобы школьная форма была нормальной деловой одеждой.

Кстати, вопреки распространенному мнению в школьной форме все-таки больше плюсов, чем минусов. Специалисты по детской психологии считают, что стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. Кроме того, она устраняет соревновательность в одежде среди детей. Ребенок из богатой семьи уже не будет иметь повода для издевательств над более бедным одноклассником. И самое главное - ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени.

В последнее время за возврат школьной формы выступает очень много родителей.

По данным социологического опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), число сторонников единообразия в одежде учащихся (по сравнению с данными двухлетней давности) увеличилось на 16%, и сегодня это две трети респондентов. За единую школьную форму высказалось и Министерство образования и науки. Противников школьной формы осталось столько же - 31%, а вот ее сторонников уже 64%.

Главные аргументы противников одевания школьников на одно лицо - элементарное нежелание детей ее носить (32%) и "потеря индивидуальности" (18%). Низкое качество тканей и пошива отмечали 14%, увеличение расходов на обучение ребенка - 15%, затраты времени родителей в связи с покупкой формы.

А вот мнения детей и взрослых по этому поводу.

Анастасия Петрова, ученица 9-го класса:

"Школьная форма не в моем вкусе. Мне кажется, что в ней я буду чувствовать себя скованно, поэтому лучше носить свою одежду. И дело не в том, что я хочу выделить себя среди всех остальных. Просто хочется надевать то, в чем я ощущаю себя комфортно".

Василий Груздев, ученик 10-го класса:

"Я против школьной формы. Думаю, что это не решит никаких проблем. Конечно, хорошо, когда каждое утро не надо думать, что сегодня надеть. Просто надел школьную форму, и все. Но в своей одежде чувствуешь себя удобнее. Потом у каждого человека свой имидж, и поэтому хочется подчеркнуть свою индивидуальность".

Алексей Пименов, педагог:

"Было бы лучше, если все ученики носили школьную форму. Во-первых, это стирает различия, обусловленные социальным статусом родителей учащихся. Мне как учителю важно, чтобы в классе было равенство между учениками. Если этого нет, то происходит борьба, или, другими словами, соперничество".

Тамара Соколова, педагог:

"Я много разговаривала с учениками на эту тему. В принципе сейчас в школах никаких расслоений по социальному статусу нет. Такой "крутой" ученик, который позволяет себе излишества в одежде и выпячивает достаток своих родителей, сам чувствует большой дискомфорт. Сами же ученики могут поставить таких "крутых" на место, сказав, например, что ему место в частной школе. Вообще я считаю, что нет большой необходимости одевать детей в школьную форму. Это, скорее всего, больше подходит частным школам, а не муниципальным".

Что касается зарубежного опыта, то в США, где все больше детей ходят в школы в одинаковой одежде, был проведен опрос среди учителей. Он показал, что введение формы в 60% случаев улучшало дисциплину в классе, повышало уровень внимания учеников. Да, соглашались педагоги, с одной стороны, школьная форма нивелирует личность, но с другой - она сплачивает коллектив. По результатам другого опроса, родители американских ребят уверены: форма - знак элитарности учебного заведения.

Многие родители, несмотря на то что школьная форма давно стала обязательным атрибутом учебной жизни, задаются вопросом: школьная форма — это обязательно? Нужно ли, готовя ребенка к школе, покупать форму или можно обойтись без нее?

У родителей и педагогов, учащихся выпускных классов есть множество аргументов «за» и «против». Многие считают, что обязательное ношение школьной формы ущемляет права и обязанности личности. Другие уверены, что школьная форма организует ученика, улучшает дисциплину в классе, повышает уровень внимания на занятиях.

Для чего была введена школьная форма?

  1. Для обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни.
  2. Устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися.
  3. Предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками.
  4. Укрепление общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.

Является ли школьная форма обязательной при посещении учебного заведения?

С момента как ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее — Закон) дал образовательным организациям возможность устанавливать требования к одежде школьника (цвету, виду, размеру, фасону, знакам отличия и т. д.), вопросов относительно необходимости школьной формы стало еще больше.

С правовой точки зрения, если образовательная организация ввела школьную форму, то она является необходимым условием посещения школы. Обязанность учащегося — выполнять Устав образовательной организации и требования локальных актов, например, ношение школьной формы (ст. 43 Закона). Каждый родитель, который отдает ребенка в 1 класс, должен ознакомиться с Уставом образовательного учреждения под роспись. Если Устав содержит пункт о том, что в школе форма обязательна, то все обучающиеся, как участники образовательного процесса, обязаны выполнять требования школы — носить форму.

В ситуации, когда ученик пришел в школу без формы — он нарушил требования Устава образовательного учреждения. Данная ситуация не должна повлечь за собой такую меру как отстранение от учебы. Это связано с тем, что каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Нарушения Устава образовательного учреждения могут привести к дисциплинарным взысканиям. Чаще всего в школьной практике с учеником или его родителями достаточно провести беседу, чтобы внешний вид ученика соответствовал требования школьного этикета.

Здесь стоит отметить, что школа должна принять локальный акт, с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей и представительного органа работников школы, учащихся. Введение требований к одежде должно приниматься решением всех участников образовательного процесса.

Кто определяет, какую форму должны носить дети?

Данный вопрос относится к компетенции образовательной организации, которая устанавливает виды одежды (спортивная, парадная, повседневная). Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки школы, класса в виде эмблем, галстуков, значков. Школа может порекомендовать купить одежду определенного фасона или цветовой гаммы, но не имеет право требовать купить форму в конкретном магазине, указав определенного производителя.

Специальные требования к форме обучающихся предусмотрены для образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области:

  • обороны и безопасности государства;
  • обеспечения законности и правопорядка;
  • таможенного дела и т. д.

В данном случае правила ношения форменной одежды и знаков различия устанавливаются учредителем образовательной организации (ст. 38 Закона).

Могут ли школьников обеспечить формой бесплатно?

Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления (ст.38 Закона). Это означает, что некоторые категории школьников могут быть обеспечены формой за счет бюджетных средств, если это предусмотрено субъектом РФ.

Решение о введении требований к одежде обучающихся должно учитывать материальные затраты малообеспеченных семей (Письмо Минобразования России 28.03.2013 г. № ДГ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»). Таким образом, если субъект РФ установил жесткие требования к форме, то в его обязанности будет входить обеспечение такой формой всех малоимущих граждан.

Порядок обращения за получением субсидии зависит от региона проживания семьи учащегося. В зависимости от территории за получением субсидии можно обратиться либо в МФЦ, районную администрацию, либо в школу.

  • Одежда должна соответствовать гигиеническим требованиям к одежде для детей, подростков и взрослых (СанПиН 2.4/71 1.1.1286-03).
  • Одежда должна соответствовать погоде, месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении.
  • Не рекомендуется ношение обуви, одежды с травмирующей фурнитурой, асоциальной символикой.
  • Внешний вид должен соответствовать общепринятым нормам делового стиля и носить светский характер.

Безусловно, учащиеся, которые придерживаются определенных требований к внешнему виду, соблюдают правила школьной жизни. Плюсов от того, что школа вводит ношение школьной формы, гораздо больше, чем минусов. Детям необходимо ощущать свою принадлежность к определенной группе, коллективу. Это успешно достигается за счет введения школьной формы.

Российские предприятия легкой промышленности предложили ввести единую форму для учеников младших классов по всей стране. Представители отрасли считают необходимым сделать школьную форму отдельным сегментом одежды и закрепить стандарты ее производства на законодательном уровне.

«Летидор» вспоминает, когда и где школьная форма появилась впервые, и рассматривает основные вехи в мировой истории.

С древнейших времён школьная форма была отличительным знаком высшего общества, ведь далеко не каждый мог дать своим детям образование. Это не просто атрибут образовательной системы, но ещё и древняя традиция, которая менялась вместе с развитием общества.

Когда появилась школьная форма

Определить «день рождения» формы практически невозможно, поскольку первые школы появились задолго до нашей эры. Уже к III тысячелетию до нашей эры во многих городах Междуречья были школы при храмах. Специальной формы у школьников не было, они должны были одеваться как будущие писари: в короткий хитон (подобие рубашки), кожаные доспехи с изящной отделкой из хламиды (плотная ткань). На Востоке такую форму тысячелетиями носили юноши, обучаемые наукам (девушки, как известно, долгое время не принимали участия в процессе обучения). Но уже тогда появились и особые знаки отличия. Например, в древней Греции ученики Аристотеля повязывали специальным восточным узлом галстуки и носили белые тоги, перекинутые через левое плечо.

Древние индийцы учились в так называемых «семейных школах». Ученики жили в доме учителя-отца и во всем ему повиновались. На академические занятия им полагалось приходить в дхоти курта - так называли костюм из двух элементов. Ноги и бедра оборачивали полоской ткани, наверх надевали рубаху, которая у разных каст отличалась цветом, пошивом и орнаментом. С развитием буддизма в I-VI веках дхоти курта сменили на курту и паджами - длинную рубаху и широкие штаны. Да-да, слово «пижама» пришло к нам из хинди и буквально обозначает «одежда для ног».

Что было с формой в Средние века

В средневековой Европе с упадком античной культуры начались «темные» времена для образования. Институты и школы были практически уничтожены. Избежали этой участи только церковные школы при монастырях. Форма в те времена представляла собой обычную монастырскую одежду. После тяжелых времен впервые школьная форма была введена в Англии.

С 1552 года появились Christ’s Hospital - школы для сирот и детей из бедных семей. Для учеников шили специальный костюм, состоящий из темно-синего жакета с фалдами до щиколотки, жилета, кожаного пояса и брюк чуть ниже колена. Эта форма существует и по сей день, только теперь её носят не сироты, а будущая элита Великобритании. Форма была утверждена на государственном уровне. В то же время дети из разных элитных школ придумали особые условные знаки, по которым ученики понимали место друг друга. Сколько пуговиц застегнуто на блейзере, как завязаны шнурки, под каким углом надета шляпа, как ребёнок держит школьную сумку (за одну ручку или за две) - все это были социальные маркеры, невидимые для непосвященных.

Что со школьной формой в России

В России форма появилась в 1834 году с принятием закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров - студенческие и гимназические. Форма была военного фасона: фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. Надо ли говорить, что мальчишки с гордостью носили такую одежду не только в школе, но и в повседневной жизни.

Девочки носили весьма строгий и скромный наряд - коричневые платья и фартучки. Одна цветовая гамма у каждого заведения, а фасон менялся в зависимости от моды. После революции школьную форму упразднили как элемент буржуазии. Время «бесформенности» длилось вплоть до 1949 года. Дальше гимнастерки сменили костюмы на четырех пуговицах, фуражка и ремень с бляхой. При этом прическа ученика непременно должна была быть «под машинку», как в армии.

В 1992 году под влиянием демократических идей школьная форма была официально отменена постановлением о правах ребёнка. Утверждалось, что каждый ребенок имеет право выражать свою индивидуальность так, как считает нужным. В 2012 году вновь был принят закон, вернувший школьной форме законный статус.