Нахимов Павел Степанович родился 5 июля 1802 года, в небольшом селе Городок, тогдашней Смоленской губернии. Отцом маленького Паши и десяти его братьев и сестер был майор в отставке.
В возрасте тринадцати лет, Павел с первого раза поступает на обучение в Морской кадетский корпус города Санкт-Петербурга. Который уже через три года заканчивает шестым в выпуске.

По окончании кадетского корпуса, Нахимов получает звание мичмана и отправляется на службу в Балтийский флот. Именно здесь, Павел Степанович встретит Михаила Лазарева – капитана второго ранга и своего будущего наставника. Вместе они отправятся в кругосветное путешествие на 1084 дня, в ходе которого Нахимов получит бесценный опыт в навигации по просторам Тихого и Атлантического океана.

Свое первое участие в бою, Павел Степанович принимает в 1827 году, в качестве командующего батареей на борту знаменитого корабля «Азова» . Именно при активном участии Нахимова, российский флот одерживает победу над турецким, во время исторического Наваринского сражения . За смелость и отвагу, проявленные в бою, Павел Степанович был награжден Георгиевским крестом, получил звание капитан-лейтенанта и стал командиром известного военного фрегата «Паллада» (так же почитать о современном паруснике «Паллада»).

В 1834 году Нахимов получает в свое командование линейный корабль «Силистрия», который очень скоро становится лучшим кораблем всего Черноморского флота.

Еще одной заслугой адмирала Нахимова стала его победа в Синопском сражении , во время которого Павел Степанович единолично занимался подготовкой Севастополя к обороне. Однако победа досталась адмиралу тяжелой ценой – истинный моряк вынужден был затопить в Севастопольской бухте не один парусник родного Черноморского флота (среди них был и знаменитый парусник Двенадцать апостолов).

Адмирал Павел Степанович Нахимов, трагически погиб 12 июля 1855 года. За несколько месяцев до смерти, Нахимов, единственный из офицеров, не побоялся носить эполеты – знак отличия, который приносил своему обладателю неминуемую гибель. Именно по эполетам снайперы, расстреливающие командование российского флота, находили свою мишень.

В селе Городок Смоленской области 23 июля родился Павел Нахимов. Семья его была из небогатых. Помимо него в семье еще росло три сестры и четыре брата. В возрасте 13 лет Нахимов поступает в Морской кадетский корпус в Петербурге. Остальные его братья так же посвятили свою жизнь флоту. Впервые в жизни Нахимов вышел в море спустя три года после обучения, это был бриг «Феникс».

После окончания учебы в 1818 году Нахимов получил свой первый чин – мичман и начал служить на Балтийском море. Под предводительством адмирала Лазарева Нахимов отправился в кругосветное путешествие на фрегате «Крейсер», это был 1822 год.

Военные годы Нахимова.

Павел Степанович твердой и уверенной походкой поднимался по карьерной лестнице. Началась его военная карьера в 1827 году. Будучи лейтенантом на линкоре «Азов» Нахимов пошел в атаку на турецкую флотилию и уничтожил 5 кораблей противника, это событие происходило в Наварийской бухте. После чего его повысили в звании. Год спустя, уже будучи капитаном-лейтенантом, Павел Степанович командовал трофейным корвертом «Наварин», и на нем же участвовал в блокаде Дарданелл (1826-1828гг.) 1834 год был ознаменован переходом Нахимова в Черноморский флот. Там его назначили руководить линкором «Силистрия». В 1853 году П.С.Нахимов находился уже в звании вие-адмирала.

Роль Нахимова в Крымской войне.

В боевых действиях между Россией и Турцией П.С.Нахимов сыграл не последнюю роль. Началась его деятельность с уничтожения 9 судов вражеской стороны в Синопской бухте. В 1854 году ему было доверено руководить обороной Севастополя. В процессе обороны он предлагает гениальные идеи, в частности затопить корабли противника в севастопольской бухте, там самым отрезав им доступ к городу. Далее ему вверяют руководство сухопутными войсками. Узнать больше о Крымской войне Вы можете

России и просто человек-легенда. В честь великого флотоводца учреждены несколько монет и боевая медаль. Его именем названы площади и улицы в городах, современные корабли и суда (в том числе знаменитый крейсер «Адмирал Нахимов»).

Сильный духом, он сумел пронести эту черту характера через всю жизнь, подавая пример преданности Родине и самоотверженности молодым бойцам.

Адмирал Нахимов: биография

Выходец из Нахимов был рожден 5 июля 1802 года в небогатой многодетной семье с дворянскими корнями. Поступив в 1815 году в Морской кадетский корпус города Санкт-Петербурга, директором которого впоследствии стал один из его братьев, Павел блестяще проявил себя в качестве лучшего из гардемаринов учебного заведения. За отличную учебу в 15-летнем возрасте получил чин мичмана и распределение на бриг «Феникс», на котором в 1817 году совершил плавание к берегам Дании и Швеции. Далее следовала нелегкая служба на Балтийском флоте.

Именно море, военное дело и служба Родине, любовь к которой была заложена еще в годы учебы, были смыслом жизни Нахимова. Ни в какой другой отрасли Павел Степанович себя больше не видел, отказываясь признавать даже возможность существования без морских просторов.

Влюбленный в море, он женился на военной службе и был всегда верен Родине, найдя, таким образом, свое место в жизни.

Первые годы военной службы

По окончании Морского кадетского корпуса П.С. Нахимов был определен на службу в Петербургский порт, а впоследствии переведен на Балтийский флот.

По приглашению М.П.Лазарева - своего наставника, адмирала, русского флотоводца и мореплавателя, с 1822 по 1825 год пошел служить на фрегат «Крейсер», на котором совершил кругосветное путешествие. Длилось оно 1084 дня и послужило бесценным опытом навигации на просторах Тихого и Атлантического океанов, на берегах Аляски и Латинской Америки. По возвращении, будучи на тот момент уже в звании лейтенанта, был удостоен ордена Св. Владимира 4-й степени. После трехлетнего плавания на фрегате Нахимов все под тем же начальством своего любимого наставника Лазарева перешел на корабль «Азов», на котором в 1826 году и принял первый свой бой против турецкого флота. Именно «Азов» беспощадно громил турок, первым среди остальных максимально приблизившись к врагу. В этом бою, где было много погибших с обеих сторон, Нахимов получил боевое ранение.

В 1827 году Павел Степанович был удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени и повышен до звания капитан-лейтенанта. В 1828 году стал командиром отвоеванного турецкого корабля, переименованного в «Наварин». Принимал непосредственное участие в оцеплении российским флотом в 1828-1829 годах в Русско-турецкой войне.

Мужество руководителя - пример для команды

29-летний возраст перспективный моряк встретил уже в звании командира нового фрегата «Паллада», несколькими годами позже стал командиром «Силистрии» и был повышен до капитана 1-го ранга. Бороздившая просторы Черного моря «Силистрия» была показательным судном и за 9 лет плавания под руководством Нахимова выполнила ряд сложных героических задач.

История сохранила такой случай. Во время учений судно черноморской эскадры «Адрианополь» вплотную подошло к «Силистрии», совершив неудачный маневр, что привело к неизбежному столкновению кораблей. Нахимов остался на юте один, отослав матросов в безопасное место. По счастливой случайности столь опасный момент произошел без плачевных последствий, лишь капитан был осыпан осколками. Свой поступок П.С. Нахимов обосновал тем, что такие случаи предоставляются судьбой редко и дают возможность проявить присутствие духа в начальнике, продемонстрировав его команде. Этот показательный пример мужества может принести огромную пользу в дальнейшем, в случае возможного сражения.

1845 год ознаменовался для Нахимова возведением в контр-адмиралы и получением в командование 1-й бригады 4-й флотской дивизии Черноморского флота. Коллекцию заслуженных наград в этот раз пополнил орден Св. Анны 1-й степени - за успехи на морском и военном поприще.

Нахимов: образ идеального руководителя

Моральное воздействие на весь Черноморский флот было настолько огромно, что приравнивалось к влиятельности самого адмирала Лазарева.

Павел Степанович, отдавая службе дни и ночи, никогда не жалел себя и того же требовал от матросов. Не имея в жизни иного пристрастия, чем военная служба, Нахимов считал, что и морские офицеры не могут интересоваться другими жизненными ценностями.

На судне должны быть все заняты, не может человек сидеть без работы, сложа руки: труд и только труд. Ни один товарищ не упрекнул его в желании выслужиться, все верили в его призвание и приверженность военной службе.

Подчиненные всегда видели, что он работал больше остальных, подавая тем самым яркий пример службы Родине. Нужно всегда стремиться вперед, работать над собой, совершенствоваться, чтобы не быть сломанным в будущем. Его почитали и уважали, как отца, а выговоров и замечаний боялись абсолютно все. Деньги для Нахимова не имели той ценности, к которой привыкло общество. Щедрость наряду с пониманием трудностей обычного люда - то, чем знаменит Павел Степанович Нахимов. Оставляя себе необходимую часть на оплату квартиры и скромное пропитание, все остальное он отдавал матросам и их семьям. Очень часто его встречали толпы людей. Их внимательно выслушивал Нахимов. Адмирал старался выполнить просьбу каждого. Если возможности помочь не было в связи с пустыми карманами, Павел Степанович занимал у других офицеров деньги в счет будущего жалованья и тут же их раздавал нуждающимся.

Матрос - основная сила морского флота

Он всегда считал матросов ведущей силой военного флота и относился к каждому с должным уважением. Именно этих ребят, от которых зависит исход сражений, необходимо учить, возвышать, пробуждать в них смелость, желание трудиться и вершить подвиги ради Родины.

Рядовой матрос - главный двигатель на корабле, командный состав - всего лишь пружины, на него действующие. Поэтому не стоит считать этих работяг, управляющих парусами, наводящими на неприятеля оружие, бросающимися на абордаж, крепостными людьми. Человечность и справедливость - главные принципы общения с подчиненными, а не использование их офицерами в качестве средства собственного возвышения. Как и его наставник - Михаил Петрович Лазарев - Нахимов требовал от командного состава нравственной дисциплины. На его корабле были запрещены телесные наказания, вместо чинопочитания командного состава воспитывалась любовь к Родине. Именно адмирал Нахимов, биография которого служит ярчайшим примером воспитания уважения к ближнему и полной самоотдачи в служении интересам Родины, являл собой идеальный образ командира боевого корабля.

Роль адмирала в защите Севастополя

В тяжелые для Севастополя годы (1854-1855) в период Нахимов был назначен военным губернатором города и командиром порта, в марте этого же года произведен в адмиралы.

Под его грамотным руководством город в течение 9 месяцев самоотверженно отражал атаки союзников. Именно Нахимов - адмирал от Бога - своей энергией способствовал активизации обороны.

Он координировал вылазки, вел минную и контрабандную войну, выстраивал новые укрепления, организовывал на защиту города местное население, лично объезжая передовые позиции и поднимая боевой дух войск.

Именно здесь был смертельно ранен Нахимов. Адмирал получил неприятельскую пулю в висок и умер 12 июля 1855 года не приходя в сознание. Днем и ночью у гроба любимого командира дежурили матросы, целуя ему руки и возвращаясь сразу, как удавалось смениться у бастиона. Во время похорон многочисленный флот врагов, до этого сотрясавший землю бесчисленными выстрелами, молчал; в честь великого адмирала вражеские корабли спустили флаги.

Крейсер «Адмирал Нахимов» как символ мощности и силы российского флота

Как символ мужества и силы, в честь великого человека был создан который в НАТО называют «убийцей авианосцев». Он рассчитан на поражение крупных надводных целей. Это тяжелый атомный крейсер «Адмирал Нахимов», оснащенный конструктивной защитой от применения ракетного оружия.

Военный корабль имеет следующие технические характеристики:

Водоизмещение - 26 190 тонн.

Длина - 252 метра.

Ширина - 28, 5 метров.

Скорость - 32 узла (или 59 км/ час).

Экипаж - 727 человек (в том числе 98 офицеров).

С 1999 года судно простаивает в ожидании модернизации; планируется мощное наращивание ракетного комплекса - «Калибр» и «Оникс».


План модернизации предусматривает возвращение крейсера в боевой состав военного флота в 2018 году.

Павел Степанович Нахимов – один из величайших русских флотоводцев ХIХ века. Он провёл в военно-морском флоте почти сорок лет. В 1828 году он впервые проявил себя как храбрый командир. В годы Крымской войны Нахимов прославился как гениальный стратег. В конце войны, когда бойцы Черноморского флота обороняли Севастополь от англо-французских войск, знаменитый флотоводец погиб.

Ранние годы Нахимова

Павел Нахимов родился в семье небогатого помещика 23 июля (5 июня) 1802 года, в селе Городок (ныне деревня Хмелита в Смоленской области). У Павла было четверо братьев и три сестры. Все его братья также служили во флоте. В 1815 году юный Нахимов был зачислен в Морской кадетский корпус Петербурга. По прошествии трёх лет юноша впервые в жизни вышел в плавание.

Учебное («практическое») плавание на бриге «Феникс» проходило в акватории Балтийского моря и предусматривало заход в порты Швеции и Дании. Вместе с Нахимовым в «практическое плавание» на «Фениксе» ходил Владимир Даль, который поступил в кадетский корпус на год позже Нахимова.

Кругосветное путешествие

В 1818 году Нахимов окончил кадетский корпус. Выпускаясь, он получил чин мичмана и начал службу в Балтийском флоте. Через четыре года, в 1822 году он вышел в кругосветное путешествие в составе экипажа фрегата «Крейсер» под командованием адмирала Михаила Лазарева. «Крейсер» должен был достичь Русской Америки морским путём.

Для этого корабль прошёл по такому маршруту:

  • выйдя из Кронштадта, дошёл до Портсмута;
  • из Портсмута через Атлантический океан в Бразилию (порт Рио-де-Жанейро);
  • из Бразилии, обогнув Африку и Австралию, на остров Тасмания (порт Дервент);
  • с Тасмании на Таити;
  • с Таити в русскую колонию Новоархангельск (ныне Ситка, штат Аляска).

Проведя определённое время в Новоархангельске и Сан-Франциско, «Крейсер» обогнул тихоокеанское побережье Америки, зашёл в Рио-де-Жанейро и оттуда вернулся в Кронштадт в 1825 году.

Военная карьера

В 1827 году эскадра российского Балтийского флота, объединившись в английской и французской эскадрами, атаковали турецкую флотилию в Наваринской бухте (ныне город Пилос на юге Греции). Павел Нахимов был лейтенантом на флагманском линкоре «Азов», который уничтожил пять кораблей противника. За личное мужество он был удостоен повышения в звании. Через год капитан-лейтенант Нахимов стал командиром трофейного корвета «Наварин». На этом судне будущий адмирал участвовал в блокаде Дарданелл в 1826–28 гг.

В 1834 году Павел Степанович был переведён из Балтийского флота в Черноморский и принял командование линкором «Силистрия». Первые годы службы в Черноморском флоте пришлись на мирное время, но это не помешало его продвижению по карьерной лестнице. К 1853 году он был вице-адмиралом и командиром флотской дивизии.

Крымская война. Слава и гибель

В 1853 году началась новая война между Турцией и Россией, которая позднее получила название . Адмирал Нахимов прославился в самом начале конфликта: 18 (30) ноября 1853 года эскадра под его командованием уничтожила девять судов противника в бухте. Осенью 1854 года адмиралу Нахимову было поручено командовать обороной Севастополя. Именно он предложил затопить старые корабли в севастопольской бухте, чтобы лишить флот противника войти в город с моря.

Когда флот был уничтожен, Нахимов остался в Севастополе и командовал сухопутной обороной города. 28 июня (10 июля) 1855 года на Малаховом кургане адмирал получил тяжёлое ранение в голову. Через двое суток он скончался. Героя войны похоронили во Владимирском соборе Севастополя рядом с адмиралами и Истоминым, также погибшими при обороне Севастополя.

Нахимов в Крымской войне

Июнь 1855 г. принес защитникам Севастополя не только радость победы, но и два несчастья. Контуженный в день штурма Тотлебен болел и не хотел лечь в постель. Через два дня, 8 (20) июня, осматривая батарею Жерве, он был очень тяжело ранен, и его увезли из Севастополя.

Боялись смерти Тотлебена. Но рок сохранил его и для новых блестящих достижений, для взятия Плевны в 1877 г., и для черного в его биографии года, о котором можно только повторить слова В.Г. Короленко: «В 1879-80 году в Одессе генерал-губернаторствовал знаменитый военный инженер и стратег Тотлебен. Злая русская судьба пожелала, чтобы свою блестящую репутацию воина генерал этот завершил далеко не блестящей административной деятельностью. Знаменитым генералом управлял пресловутый Панютин, по внушению которого, хотя за нравственной ответственностью самого генерала, в Одессе началась памятная оргия административных ссылок. Слишком поздно, только уезжая из Одессы, понял Тотлебен, в чьих руках он был орудием, и с отчаянием и яростью публично набросился тогда на опозорившего его седины гнусного человека…»

Но в июне 1855 г., когда тяжко раненного Тотлебена увозили из Севастополя, еще светла и ничем не запятнана была его молодая слава, и велика была скорбь защитников крепости. Их ждал в том же месяце еще более сокрушительный удар.

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.