Наука и религия

Каковы основные постулаты науки?

В науке (естествознании) существуют безусловные положения, которые не доказываются, но принимаются в качестве исходных, поскольку являются необходимыми для построения всей системы знания.
Наиболее лаконично эти аксиомы выразил один из величайших ученых XX века: «Вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимаемого субъекта, есть основа всего естествознания» . (Эйнштейн А. Собрание научных трудов / М. 1964. Т. 4. С. 136)

Могут ли точные науки выражать мировоззрение? Поскольку наука по своей сути является системой развивающихся знаний о мире, то есть знаний, непрерывно изменяющихся и поэтому никогда не способных дать полного и законченного представления о мире в целом. Научные знания неустойчивы, что противоречит самому понятию мировоззрения как чего-то определенного и законченного .

Научные знания против религии? Нет. Потому что наука и религия так же несопоставимы, как километр и килограмм. Эти сферы могут соприкасаться, пересекаться, но не опровергнуть друг друга.
Кроме этого, те мизерные знания о вселенной, которыми располагает человечество, не только не опровергают бытие Бога, но и не способны достаточно серьезно дать ответы о происхождении космоса, жизни на Земле, человеческого разума.

Религия против развития науки? В религии, как и в точных науках, основным методом познания является опыт . Вера и в религии, и в науке – вещь необходимая, но не более, чем в остальных проявлениях человеческой деятельности. Очень многие великие изобретатели и ученые были верующими людьми, что подтверждает мысль о том, что научные факты являются нейтральными в мировоззренческом смысле . Кроме того, некоторые достижения науки подтверждают основные религиозные, особенно христианские, реалии.

Данные науки могут подтверждать Библейские события?

Последние 50 лет было сделано множество открытий, которые косвенно или напрямую подтверждают основные данные Библии. (Великий потоп, вавилонская башня, существование городов и стран, где происходили Библейские события, исход евреев из Египта, обстоятельства чуда прохождения через Чермное море и т. д.)

Истина

Возможно ли обрести истину в философии?

Богословие основывается на Божественном Откровении, а философия – на ряде отвлеченных идей или постулатов. Богословие исходит из факта – из Откровения, полнота которого дана во Христе, ибо Бог... в эти дни последние говорил нам в Сыне (Евр. 1:1-2). Философия же, рассуждающая о Боге, исходит не из факта явления Живого Бога, а из отвлеченной идеи Божества. Для философов Бог – удобная для построения философской системы идея. Для богослова же Бог есть Тот, Кто ему открывается и Кого невозможно познать рассудочно, вне откровения. (Догматическое Богословие. архим. Алипий (Кастальский).

Возможно обрести истину в магизме и оккультизме?

Цели магии и оккультизма посюсторонни. Магия пытается высшие силы заставить служить земным интересам, безотносительно к вечным ценностям. Колдовство, магизм и оккультизм предполагают «религиозную свободу», открытое равнодушие относительно истины и человеческой справедливости. Олигархическая власть фактически есть единственная цель подобных «духовных» практик.

К каким последствиям приводит видение сущности христианства в исполнении нравственного долга?

Мнение, что исполнение общепринятых нравственных принципов уже делает человека достойным вечных благ, ошибочно. Поскольку инструменты спасения человека от рабства греха – догматы, принадлежность к Церкви, Христос и т. п., – становятся ненужными, возникает «христианский атеизм», который перетекает обычно в отрицание Христа как Бога, «порядочный нигилизм». Кроме того, подобное мнение влечет за собой бесконечное и безумное дробление на «религиозные кружки» и «секты-однодневки».

Пример -10 заповедей коммунизма
Современные понятия нравственности почти кардинально отличаются от понимания нравственности, существовавшего, например, еще 2 столетия назад. Не имея Божественных основ, святоотеческого опыта и опыта жизни в Церкви, человек практически никогда не может стать подлинно нравственным, не говоря уже о состоянии «обожения» или святости.

АКСИОМЫ И ПОСТУЛАТЫ В ТОЧНЫХ НАУКАХ
Канарёв Ф.М.

kanarevfm @ mail . ru
Анонс. Учитывая интерес наших читателей к понятию «Аксиома», на котором базируется истинность исходных научных утверждений, представим обобщённую информацию по роли этого понятия в точных науках.
1. Краткий анализ состояния проблемы
Научные понятия «Аксиома» и «Постулат» появились давно. Они были представлены ещё в III веке до нашей эры в геометрии Евлклида, но без определений сущностей, которые он заложил в эти понятия. Исаак Ньютон также базировал свои доказательства, используя эти понятия, и также не дал им определения. Впоследствии эти понятия широко использовались математиками и физиками. Они придавали этим понятиям исторически сложившийся смыл, который никем не был определён.

Евклид в своих «Началах» даёт определения тем понятиям, которые он использовал при формулировке постулатов и аксиом. Мы не будем приводить все эти определения, но перечислим ряд понятий, которые он определил .

На первом месте знаменитое определение понятия «точка». «Точка есть то, что не имеет частей». Далее приводятся определения понятий: линия, прямая линия, поверхность, угол и определения понятий о различных геометрических фигурах. После этого Евклид приводит постулаты , не определяя само понятие «постулат» .
«Постулаты

Допустим:


  1. Что от всякой точки до всякой точки можно провести прямую линию.

  2. И что ограниченную прямую можно непрерывно продолжать по прямой.

  3. И что из всякого центра и всяким раствором может быть описан круг.

  4. (Акс. 10) И что все прямые углы равны между собой.

  5. (Акс. 11) И если прямая, падающая на две прямые, образует внутренние и по одну сторону углы, меньше двух прямых, то продолженные эти две прямые неограниченно встретятся с той стороны, где углы меньше двух прямых».
Пятый постулат (Акс. 11) - главный предмет спора ученых .
«Общие понятия

(Аксиомы )


1. Равные одному и тому же, равны между собой.

2. И если к равным прибавляются равные, то и целые будут равны.

3. И если от равных отнимаются равные, то остатки будут равны.

4. И если к неравным прибавляются равные, то целые будут не равны.

5. И удвоенные одного и того же равны между собой.

6. И половины одного и того же равны между собой.

7. И совмещающиеся друг с другом равны между собой.

8. И целое больше части.

9. И две прямые не содержат пространства».

Трудно поверить, но это так. Приведенная информация является фундаментом всех точных наук. Обратим внимание на четвертый постулат. В скобках он значится, как десятая аксиома, а пятый - как одиннадцатая. Нам не известно, почему четвертое и пятое постулированные утверждения отнесены к аксиомам. Или надо полагать, что их можно считать одновременно и постулатами и аксиомами. Конечно, если бы Евклид определил понятия «Постулат» и «Аксиома», то четвертый и пятый постулаты могли бы оказаться в списке аксиом.

Известны споры ученых о корректности формулировки пятого постулата Евклида . Они явились следствием отсутствия определений понятий «постулат» и «аксиома». Последующие определения этих понятий уже не приобрели в сознании ученых ту значимость, которая была бы им придана, если бы они были в «Началах Евклида». Тем не менее, мы должны относиться к этому недостатку как естественному, не ущемляющему гениальность Евклида , , .

Спустя около двух тысяч лет после Евклида, появились гениальные «Математические начала натуральной философии» Исаака Ньютона , . Он, также как и Евклид, уделил большое внимание определению новых понятий, на которых базируются его законы. Его «Математические начала» начинаются с заголовка

«Определения

Определение 1.

Количество материи (масса) есть мера таковой, устанавливаемая пропорционально плотности и объему её» .

После этого Ньютон описывает свое понимание абсолютного пространства и абсолютного времени, не придавая свойствам сущностей, которые заключены в этих понятиях, аксиоматического смысла. Самые главные его идеи изложены под заголовком : «Аксиомы или законы движения».

«Закон 1. Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние».

Поставив закон равномерного прямолинейного движения, которое всегда является следствием ускоренного движения, на первое место, он поставил следствие впереди причины, нарушив причинно-следственные связи между разными фазами движения тел, что автоматически породило противоречия в совокупности его законов, которые оставались незамеченными более 300 лет. Исправление этих противоречий привело к рождению новой совокупности законов, описывающих ускоренное, равномерное и замедленное механические движения тел. В результате бывшая динамика Ньютона получила новое название «Механодинамика» .

«Закон 2. Изменение количества движения пропорционально приложенной силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует». Этот закон также получил уточнение, учитывающее интенсивность изменения количества движения, рождающую явление удара и формирующую ударную силу.

«Закон 3. Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе – взаимодействия двух тел друг на друга между собою равны и направлены в противоположные стороны». Этот закон остался без изменений, но получил другой порядковый номер – 4.

Далее, Исаак Ньютон формулирует следствия, вытекающие из этих законов. Перечисленные законы касаются механического движения тел. После этих законов было открыто еще много других законов, которые описывают электрические, магнитные, электромагнитные и другие свойства тел, газов, жидкостей и различных физических явлений и процессов.

Анализируя постулаты Евклида и аксиомы или законы Ньютона, замечаем, что они первыми придали большое значение необходимости определения тех понятий, которыми они пользовались. Сделано это было для того, чтобы добиться однообразия в понимании сущности этих понятий, так как без этого невозможно взаимопонимание.

Далее, следует обратить внимание на то, что основополагающие понятия, которые легли в основу всех остальных доказательств, Евклид разделил на два класса: постулаты и аксиомы. Из его «Начал» трудно заключить, какими принципами он руководствовался, относя одни утверждения к классу постулатов, а другие – к классу аксиом. Нет этого разъяснения и у Ньютона. Он сразу назвал свои законы аксиомами.

Последователи Евклида и Ньютона также не придали значимости этому моменту, поэтому процесс отнесения основополагающих научных утверждений к классу аксиом или к классу постулатов принял хаотический характер. Каждый ученый, не имея четкого критерия при оценке сущности своих основополагающих научных утверждений, относил их или к классу постулатов, или к классу аксиом. Сложившаяся ситуация использования этих понятий отразилась в Словаре русского языка и в Советском энциклопедическом словаре .

В Словаре русского языка понятия «Аксиома» и «Постулат» представлены следующим образом .

Аксиома – положение, принимаемое без доказательств в качестве исходного положения, или, как неоспоримая истина - совершенно очевидное утверждение.

Постулат – исходное положение, принимаемое без доказательств.

В Советском энциклопедическом словаре понятия «Аксиома» и «Постулат» представлены так :

Аксиома – положение, принимаемое без логического доказательства в силу непосредственной убедительности, истинное исходное положение теории.

Постулат – утверждение, принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное, хотя и недоказуемое её следствиями, и поэтому играющее в ней роль аксиомы.

Итак, главное, что следует из приведённых определений понятий «Аксиома» и «Постулат» - отсутствие однозначности этих определений и схожесть функций, реализация которых приписана этим понятиям.

Мы не будем останавливаться на использовании понятий «Аксиома» и «Постулат» другими учёными, а представим определения этих понятий, которые мы сделали впервые в своих научных трудах , , .

Аксиома – очевидное утверждение, не требующее экспериментальной проверки и не имеющее исключений.

Постулат – неочевидное утверждение, для доказательства достоверности которого требуется экспериментальная проверка.

Окончательную формулировку понятия «Аксиома» и «Постулат» приняли в последних изданиях нашей монографии .

Отметим ещё одну особенность совокупности научных утверждений, которые относятся к аксиомам и постулатам, - ранжированность (уровень значимости в научных исследованиях) их в реальной действительности, независимой от человека. Это необходимо для формирования правильных представлений о методах поиска начала любой научной проблемы при её анализе. До этого не было четкого представления о том, что для усиления значимости различных аксиом в научном поиске необходимо ранжировать их по уровню общности и важности. Создается впечатление, что мы осознали это лишь тогда, когда признаки кризиса теоретической физики предельно обнажились. Мы не сможем преодолеть его, если не наведем порядок в основополагающих научных понятиях, которыми мы пользуемся.

Задача, которую необходимо решить, не из простых. Прежде всего, надо найти её начало. Без этого мы не сможем систематизировать наши основополагающие научные утверждения и установить их полноту. Сейчас мы увидим, что начинать надо с анализа сущности главных свойств научных понятий, которыми мы пользуемся. Эта область исследований относится к теории познания. С неё и начнем .

2. Определение понятий, характеризующих

первичные элементы мироздания

Процесс познания родился, видимо, тогда, когда из отдельных человеческих звуков стали создаваться слова, которые привели к формированию в памяти образов, соответствующих смысловому содержанию этих слов. Постепенно круг предметов и явлений, заключенных в словесные оболочки, расширялся. Сейчас человек пользуется таким большим количеством слов, в которые вложено настолько разнообразное содержание, что одинаковое понимание смысла этого содержания превратилось в одну из сложнейших проблем общения между людьми, в том числе и между учеными , .

Любое знание формируется нашим мозгом, поэтому теория познания тесно связана с процессом нашего мышления. Основой мышления является процесс связи понятий в логические структуры, формирующие наши представления о познаваемом объекте. Следовательно, точность нашего знания зависит от точности используемых понятий и полноты отражения познаваемой сущности с помощью этих понятий.

Точность понятий, которыми мы пользуемся, определяется их смысловой ёмкостью. Чем меньше смысловая ёмкость понятия, тем оно точнее отражает сущность, заключенную в этом понятии, и тем однообразнее она понимается теми, кто пользуется этим понятием. Например, понятие «точка» одно из малоёмких понятий, поэтому оно вызывает примерно одинаковые представления почти у всех, кто пользуется этим понятием, и не формирует разногласий в понимании сути этого понятия.

Сравним малоёмкое понятие «точка» с безбрежно ёмким понятием «познание». Очевидно, что оно формирует у разных людей разную смысловую сущность и разную смысловую ёмкость процесса познания. Например, познание смысла жизни, познание счастья, микромира, Вселенной, познание правил арифметики, познание вкуса пищи человеком или животным и т.д.

Невозможно дать такое определение понятию «познание», которое отражало бы все возможные или мыслимые варианты этого процесса. Следовательно, это понятие формирует у того, кто им пользуется, сугубо личные представления о сути процесса познания.

Таким образом, в голове у каждого человека своя смысловая ёмкость каждого понятия. С учетом этой ёмкости он и судит о достоверности того или иного суждения.

Разная смысловая ёмкость одних и тех же понятий у разных людей и является главной преградой на пути точной передачи и точного восприятия информации. Из этого следует, что сложность познания увеличивается с увеличением смысловой ёмкости используемых понятий, потому что с увеличением смысловой емкости понятия растут трудности с его однозначным определением.

Возьмем, например, понятие «счастье» и попытаемся дать ему определение. Мы сразу видим, что сделать это невозможно, так как оно тесно связано с чувственным восприятием человеком окружающего его мира. Потерявший дорогую вещь чувствует себя несчастным. Нашедший эту вещь – счастливым. Мы не будем касаться здесь проблемы невозможности логического обоснования норм морали, но отметим, что непонимание влияния морали на поведение человека – источник всех его бед и проблем человечества в целом.

Самой точной наукой считается математика и это не удивительно, так как она пользуется самыми малоёмкими понятиями, которые поддаются более или менее точному определению. Например, понятия: единица, ноль, два, три, точка, линия, плоскость, угол, треугольник, и т.д. не только легко определить, но и легко связать их с числами, которые потом автоматически входят в математические зависимости, описывающие различные характеристики сущностей этих понятий.

Мы не будем углубляться в этот анализ, но отметим исключительную важность смысловой ёмкости понятий для их однозначного понимания, без чего вообще не мыслима наука. Теперь мы понимаем, почему гении человечества Евклид и Ньютон начинали с определения тех понятий, на базе которых они строили свои доказательства.

Вполне естественно, что не все научные понятия имеют одинаковый обобщающий смысл и в силу этого, одинаковую значимость для научного познания. Из этого следует необходимость ранжировать основополагающие научные понятия по уровню обобщающего смысла и научной значимости.

Какими понятиями мы пользуемся, прежде всего, при познании окружающего нас мира? Ответ однозначный – теми из них, которые определяют основополагающие или первичные элементы мироздания. Возможно ли существование мира вне пространства? Нет, конечно. Поэтому понятием «пространство» определен первичный элемент мироздания, без которого невозможно никакое существование. Таким образом, по уровню значимости для научного познания мира понятие «пространство» занимает первое место.

Поставив понятие «пространство» на первое место по уровню значимости для научного познания мира, мы должны дать ему определение. Но сделать это не так просто, потому, что понятие «пространство» относится к числу понятий с большой смысловой емкостью. Тем не менее, у большинства людей сформировались одинаковые или близкие представления о сути или смысловом содержании этого понятия. Этим мы и воспользуемся. Для нас важнее не определение понятия «пространство», а тот факт, что оно является вместилищем всего сущего и поэтому мы ставим его на первое место по значимости для научного познания.

Теперь надо определить основные свойства пространства, от которых зависит точность нашего знания обо всем, что расположено в этом пространстве. Первое и самое главное свойство пространства – его абсолютность . Как её понимать? Как определить абсолютность? Современный уровень знаний позволяет нам считать пространство абсолютным потому, что в Природе нет таких явлений, которые могли бы влиять на пространство: сжимать, растягивать или искривлять его .

Утверждение об относительности пространства, на котором базировалась теоретическая физика ХХ века, до сих пор не имеет однозначного экспериментального доказательства его достоверности, поэтому мы не принимаем его во внимание , .

Какое научное понятие является вторым по значимости? Материя, без неё пространство было бы пустым. Мы теперь понимаем, что невероятно большая смысловая ёмкость этого понятия исключает для нас возможность его однозначного определения. Далее, сущность, которую отражает это понятие, имеет такое большое количество разнообразных свойств, что мы не можем подобрать признака этой сущности, который давал бы нам основание считать материю абсолютной. Мы можем опираться на более или менее одинаковое понимание учеными смысловой сущности понятия «материя» и этого нам достаточно на данном этапе развития научного знания .

Следующим по важности для научного познания окружающего нас мира является понятие «время». Сущность, которая заложена в этом понятии, появилась тогда, когда появилась материя в пространстве. В пустом пространстве время отсутствовало. Опыт, накопленный человечеством при осознании сущности понятия «время», указывает на важность основного его свойства – необратимости. Оно течет только в одном направлении. Другое важное свойство времени заключается в постоянстве темпа его течения. Поэтому у нас есть все основания считать время абсолютным. Это свойство определим следующим образом. Время абсолютно , потому что в Природе нет таких явлений, которые могли бы влиять на темп его течения – ускорять или замедлять этот темп .

Утверждение об относительности времени, на котором базировалась теоретическая физика ХХ века, не имеет прямого экспериментального доказательства его достоверности. Зафиксированное изменение темпа течения времени различными приборами в различных условиях отражает свойства самих приборов, но не факт изменения темпа течения времени. Поэтому мы полагаем, что это заблуждение само собой уйдет из сферы деятельности ученых в раздел истории науки.

Итак, мы установили три первичных элемента мироздания, на которых оно базируется с момента его сотворения, если был такой. Вероятность его мы опишем позже.

Теперь мы должны обратить внимание на то, что осталось незамеченным Евклидом, Ньютоном и его последователями и что играет такую же значимость в познании нами мира, как и сами понятия «пространство», «материя» и «время». Как связаны между собой те сущности, которые отражены в этих понятиях?

Прежде всего, все три первичных элемента мироздания: пространство, материя и время существуют независимо друг от друга. Однако, их разделить невозможно. Время также течет только в пространстве, содержащем материю. То есть, все три первичных элемента мироздания неразделимы. Поскольку это важное свойство оставалось незамеченным, то появились теории, в которых пространственная координата движущегося объекта представляется независимой от времени. Оказалось, что время можно отделить от пространства, как это сделано в преобразованиях Лоренца, и анализировать закономерность его течения отдельно . Это – главное заблуждение, на котором базировалась теоретическая физика ХХ века.

Поскольку пространство невозможно отделить от времени и невозможно представить существование материи вне пространства, то неразделимость этих трех первичных элементов мироздания является аксиомой. Это третья по важности аксиома точных наук.

А теперь, обращаясь к постулатам и аксиомам Евклида, мы сразу ощущаем необходимость определить эти понятия.

Аксиома – очевидное утверждение, не требующее экспериментальной проверки и не имеющее исключений.

Постулат – неочевидное утверждение, достоверность которого доказывается только экспериментальным путем или следует из экспериментов , .

Добавим к этому определение понятия гипотеза.

Гипотеза – недоказанное утверждение. Доказательство может быть теоретическим и экспериментальным. Оба этих доказательства не должны противоречить аксиомам и общепризнанным постулатам.

Можно, конечно, оспаривать точность этих определений. Однако они достаточны, чтобы разделить все основополагающие утверждения точных наук на два класса: аксиомы и постулаты.

Сделать это надо для того, чтобы облегчить процедуру проверки связи с реальностью любой теории. Если теория противоречит хотя бы одной аксиоме Естествознания, то она должна отвергаться научным сообществом автоматически, без обсуждения. Если теория противоречит признанному постулату и не противоречит ни одной аксиоме Естествознания, то она заслуживает обсуждения, в результате которого достоверность или область действия постулата могут быть поставлены под сомнение.

С учетом приведенных определений понятий «постулат» и «аксиома» постулаты и аксиомы Евклида можно считать аксиомами с некоторой корректировкой их содержания. Аксиомы или законы Ньютона автоматически становятся постулатами, так как сущность, отраженная в его законах, далека от очевидности и достоверность утверждений, отраженных в его законах, требует экспериментальной проверки.

Поскольку мы решили систематизировать аксиомы точных наук, а точнее аксиомы Естествознания, и расположить их по уровню значимости и ёмкости обобщающего смысла, то приведем обновленный список аксиом Естествознания.

3. Аксиомы Естествознания

1 – пространство абсолютно;

2 – время абсолютно;

3 – пространство, материя и время – первичные, независимые и неотделимые друг от друга, элементы мироздания;

4 - между двумя точками можно провести только одну прямую линию;

5 – ограниченную прямую можно неограниченно продолжать в обе стороны;

6 – из всякого центра и всяким раствором циркуля можно описать круг;

7 - все прямые углы равны между собой;

8 – если прямая, падающая на две прямые, образует сумму внутренних углов, равную двум прямым углам, то продолженные эти прямые неограниченно нигде не встретятся 1 ;

9 – равные одному и тому же, равны между собой;

10 – если к равным прибавляются равные, то и целые будут равны;

11 – если от равных отнимаются равные, то и остатки будут равны;

12 – если к неравным прибавляются равные, то и целые будут не равны;

13 – удвоенные одного и того же равны между собой;

14 – половины одного и того же равны между собой;

15 – совмещающиеся друг с другом равны между собой;

Как видно, мы добавили к аксиомам Евклида три новых аксиомы, но по уровню обобщающего смысла и значимости для Естествознания они оказались на первом месте. Нам представляется, что продолжение списка аксиом – дело, прежде всего, математиков .

4. Постулаты Естествознания

На первое место постулатов мы ставим основной закон Ньютона:

Основной закон Механодинамики. Сила, действующая на материальное тело, движущееся с ускорением, всегда равна массе тела, умноженной на ускорение, и совпадает с направлением ускорения.

1 – Закон 1. Ускоренное движение тела происходит под действием ньютоновской активной силы и сил сопротивления движению в виде силы инерции, и механических сил сопротивления, сумма всех сил при ускоренном движении тела в любой момент времени равна нулю.

2 – Закон 2. Равномерное движение тела происходит под действием силы инерции, а постоянная активная сила, приложенная к телу, преодолевает силы сопротивления равномерному движению.

3 – Закон 3. Замедленное движение твёрдого тела управляется превышением сил сопротивления движению над силой инерции.

4 - Закон 4. Силы, с которыми действуют друг на друга два тела, всегда равны по модулю и направлены по прямой, соединяющей центры масс этих тел, в противоположные стороны.

5 – Закон 5. При ускоренном движении твердого тела ньютоновское ускорение, формируемое ньютоновской силой, равно сумме замедлений, формируемых всеми силами сопротивлений движению.

6 - Закон всемирного тяготения. Сила взаимодействия между телами прямо пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между их центрами масс.

Приведем формулировку второго постулата А. Эйнштейна, на котором базировалась теоретическая физика ХХ века.

«2. Каждый луч света движется в покоящейся системе координат с определенной скоростью независимо от того, испускается ли этот луч света покоящимся или движущимся телом».

Современный уровень знаний позволяет нам дать более точную формулировку этому постулату.

6 - Скорость фотонов, излученных покоящимся или движущимся источником, постоянна относительно пространства и не зависит от направления движения источника и его скорости .

В новой теории микромира количество научных утверждений, имеющих статусы научных постулатов, достигает уже несколько сотен и это количество растёт. Большая часть новых научных постулатов выражена в форме математических моделей, описывающих структуры обитателей микромира и их взаимодействия, а также различные физические процессы и явления.

Мы предоставляем возможность другим исследователям продолжить список постулатов. Он будет многократно длиннее списка аксиом. Думается, что математики согласятся с необходимостью перевести многие их утверждения, которые они до сих пор считали аксиоматическими и которые теперь не соответствуют понятию «аксиома», в класс постулатов .

5. Обсуждение результатов

Итак, мы имеем список аксиом, необходимых нам для проверки связи с реальностью существующих физических теорий. Если окажется, что какая – то теория или новый постулат противоречат хотя бы одной из аксиом Естествознания, то они ошибочны.

Самая главная роль аксиом – быть фундаментом новых теорий. Фундамент любой будущей теории, которая будет построена на основе перечисленных аксиом, будет иметь вечную прочность.

В своих многочисленных публикациях мы уже показали, как использовать аксиомы для анализа связи с реальностью существующих теорий и для разработки новых , , , , , , .

Теперь утверждение о том, что параллельные прямые пересекаются в бесконечности, является не аксиомой, а постулатом и требуется экспериментальное доказательство достоверности этого утверждения. Сделать это, конечно, невозможно, так как пересекающиеся параллельные прямые перестают быть прямыми.

Таким образом, приведенные первые три основополагающие аксиомы Естествознания выступают в качестве независимых критериев для проверки достоверности математических моделей различных физических теорий. Для тех, кто согласен с очевидной достоверностью приведенных трех основополагающих аксиом Естествознания, сообщаю, что они реализуются только в геометрии Евклида. Из этого следует первый однозначный вывод о связи математических моделей этой геометрии с реальной действительностью.

Особо следует подчеркнуть роль аксиомы Единства пространства - материи - времени в математическом описании процесса движения любых объектов в пространстве. Эта аксиома устанавливает строгое соответствие между перемещением любого объекта в пространстве и течением времени в процессе этого перемещения. Математически это выражается зависимостью координат положения объекта в пространстве от времени.

Материю нельзя отделить от пространства. Нельзя представить себе и течение времени вне пространства. Пространство, материя и время - первичные неотделимые друг от друга элементы мироздания. Думаю, что достоверность утверждения о единстве пространства, материи и времени очевидна. Оно не имеет исключений и содержит все признаки аксиомы. Как только мы признаем этот факт, так сразу аксиома Единства пространства - материи - времени вступает в права независимого судьи достоверности математических моделей, описывающих движение материальных объектов в пространстве, и тех теорий, которым эти модели принадлежат.

Математические модели движения материальных объектов в пространстве, построенные в псевдоевклидовых геометриях, противоречат аксиоме Единства пространства - материи - времени. Поэтому первой будет отвергнута четырехмерная геометрия Минковского и его идея единства пространства и времени, так как постулированная им математическая модель четырехмерной геометрии, где реализуется эта его идея, противоречит аксиоме Единства , .

Ученые точных наук слишком увлеклись процессом отнесения своих научных утверждений к разряду аксиоматических. Больше всех этим грешат математики. Ведь аксиома - это очевидное утверждение, не требующее экспериментальной проверки и не имеющее исключений . Все остальное - постулаты. Если теория противоречит хотя бы одной аксиоме Естествознания или общепризнанному научному постулату, то она ошибочна.

Конечно, процесс реализации идеи следования приведенным аксиомам Естествознания пойдет быстрее и плодотворнее, если мировое научное сообщество созреет до осознания необходимости придать списку основополагающих аксиом статус обязательности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, по уровню обобщающего смысла и значимости для научных исследований на первом месте стоит аксиома: пространство абсолютно , на втором – время абсолютно , на третьем – пространство, материя и время неразделимы . Ценность аксиомы не зависит от её признания. Она сама защищает свою достоверность очевидной связью с реальностью.

Важную роль в научных исследованиях играют постулаты – утверждения, достоверность которых не очевидна, но доказана экспериментально или следует из экспериментов. Ценность постулата определяется уровнем признания его достоверности научным сообществом.

Литература
1. Евклид. Начала Евклида. Книги I-VI. М-Л 1948г. 446с.

2. Клайн М. Математика. Утрата определенности. М.: Мир. 1984.

3. Kanarev Ph.M. On The Way to The Physics of The XXI Century. Krasnodar. 1995. Pag. 269. (In English).

4. Канарев Ф.М. Кризис теоретической физики. Третье издание. Краснодар. 1998. 200 с.

5. Исаак Ньютон. Математические начала натуральной философии. М. «Наука» 1987. 687с.

6. КудрявцевП.С. Исаак Ньютон. М.: Учпедгиз, 1943.

7. Канарёв Ф.М. Механодинамика. 3-я часть учебного пособия «Теоретическая механика». http://www.micro-world.su/ Папка «Учебные пособия».

8. Словарь русского языка. В 4-х томах. Издательство «Русский язык». М. 1981.

9. Советский энциклопедический словарь. Издательство «Советская энциклопедия». М. 1981.

10. Канарёв Ф.М. Вода – новый источник энергии. 3-е издание. Краснодар. 2001. 200с.

11. Канарёв Ф.М. Конспект лекций по теоретической механике. Краснодар, 2001. 263с.

12. Канарёв Ф.М. Начала физхимии микромира. Краснодар, 2002. 334с.

13. Канарёв Ф.М. Начала физхимии микромира. Монография. 15-е издание. 2011г.

http://www.micro-world.su/ Папка «Монографии».

14. Хилл Т.И. Современные теории познания. М.: Прогресс. 1965. 530с.

15. Канарев Ф.М. Новый анализ фундаментальных проблем квантовой механики. Краснодар. 1990, 173c.

16. Канарев Ф.М. Анализ фундаментальных проблем современной физики. Краснодар, 1993. 255 с.

17. Канарёв Ф.М., Зеленский С.А. Курс лекций по теоретической механике. Краснодар, 2007. 360 с.

18. Ацюковский В.А. Логические и экспериментальные основы теории относительности. М.: Изд-во МПИ. 1990.

19. Денисов А. Мифы теории относительности. Вильнюс, 1989.

20. Робертсон Б. Современная физика в прикладных науках. М.: Мир, 1985.

21. Бакельман И.Я. Высшая геометрия. М. «Просвещение». 1967. 367с.

22. Канарёв Ф.М. Кризис теоретической физики. Первое издание. Краснодар 1996, 143 с.

23. Канарёв Ф.М. Кризис теоретической физики. Второе издание. Краснодар 1997, 170 с.

24. Канарёв Ф.М. Вода - новый источник энергии. Второе издание. Краснодар 2000. 153 с.

25. Сазанов А.А. Четырехмерный мир Минковского. М.: «Наука» 1988, 222с.

1 Это уточнённая формулировка аксиомы Евклида о параллельности прямых.

Окружающий мир-это в значительной мере созданный человеком мир информационных технологий, техники и научных достижений. Он определяет уровень цивилизации человечества, разнообразие и глубину эксплуатации земных ресурсов. XXI век - эпоха науки, ее грандиозного прогресса вперед и влияния на развитие цивилизации.

Понятие "наука" имеет несколько значений, с одной стороны, наука - это динамическая система достоверных, наиболее существенных знаний о объективные законы развития природы, общества и мышления. Знания выступают продуктом науки и в то же время ее материалом, который вновь привлекается к научной деятельности для получения новых знаний. При этом знания об окружающем мире могут быть обычными, будничными и научными. Научные знания отличаются от обычных последовательностью, систематичностью, а также тем, что создают новые понятия, законы и теории. Научные знания не только раскрывают и объясняют новые явления в природе, обществе или хозяйственный практике, но и позволяют совершенствовать человеческую деятельность, предвидеть ее результаты и последствия.

Наука - не только система научных знаний, которые объясняют окружающий мир, но и средство его измерения и преобразования. Она влияет на познание природы человеком не через эмоциональное восприятие, а путем систематизированной логической взаимодействия интеллекта, природы и общества.

С другой стороны, наука представляет собой специально организованную деятельность людей. Как отрасль человеческой деятельности, наука является сложным социальным институтом, который сформировался в процессе разделения труда, постепенного отделение умственного труда от физического и преобразования познавательной деятельности в специфический вид занятий отдельных лиц, коллективов и учреждений. Первыми материализованными продуктами научной деятельности были древние рукописи и книги, позже началась переписка между исследователями, которое привело к появлению во второй половине XVII века научных журналов. Но окончательное становление науки как сферы деятельности произошло тогда, когда начали создаваться специальные научные учреждения, часть из которых финансировало государство.

Наука как деятельность людей включает следующие процессы:

1) формирование знаний , что происходит в результате специально организованных научных исследований;

2) передача знаний, что возникает в результате коммуникаций ученых и других лиц, занятых научно-исследовательской работой. Коммуникации могут быть как формальными (научные монографии, описания изобретений, материалы научных собраний, форумов, конференций, симпозиумов, научные отчеты, диссертации), так и неформальными (переписка, беседы, обмен препринтами, оттисками статей, а также распространенные в настоящее время электронные журналы, электронная почта, электронные конференции);

3) воспроизведение знаний , которая заключается в подготовке научных кадров, формировании научных школ.

Объектом науки выступают природа и формы движения материи, человеческое общество в его развитии, человек и его деятельность.

Субъектами науки есть люди, которые имеют определенное количество знаний и готовы к научной деятельности.

Суть науки раскрывается в ее функциях. Познавательная функция науки отражает большое стремление человеческого разума к познанию и оправдывает само существование человека на земле. Познавательная функция науки - это проявление наиболее существенных знаний о законах развития природы, общества и мышления и их взаимосвязь. Критическая функция науки заключается в оценке выявленных закономерностей, свойств, тенденций с целью усиления положительных сторон явлений, процессов и устранения негативных. С этими функциями связана и практическая , которая заключается в совершенствовании окружающего мира, особенно системы материального производства и общественных отношений.

Как известно, в экономическом развитии любого государства сочетается три типа технологий-доіндустріальні, индустриальные и постиндустриальные. В доиндустриальных и индустриальных технологиях ведущая роль принадлежит материальным ресурсам, труда и способам их сочетание в технологическом процессе. В постиндустриальных или мехатроннихтехнологіях видное место занимают знания и информация. Именно отрасли, которые используют мехатронные технологии, развиваются в 5-10 раз быстрее. Поэтому наука и "высокие" технологии становятся главными источниками экономического развития отдельных государств, огромной производительной силой общества.

Понятия, которые имеют оттенок специального научного значения, называются сроками. Это может быть слово или словосочетание, которое несет конкретный научный содержание (например, дисконтирования, процентная ставка, фискальная политика).

Понятия, которые приобретают широкого содержания и употребляются в разных значениях с несколькими оттенками, превращаются в категории (например, категории рынка, спроса, денег, финансов, предприятия торговли).

Основой формирования науки как системы знаний выступают принципы - определенные ключевые, исходные положения, первый степень систематизации знаний. В отличие от законов принципы объективно в природе не существуют, а определяются учеными. Так, общим принципом всех исследований служит принцип диалектики - рассматривать все явления и процессы во взаимосвязи и руси как в пространстве, так и во времени. В экономических науках наиболее широко применяемыми являются принципы комплексности, контроля и другие. Разновидностью принципов является постулаты - утверждения, которые принимаются в пределах определенной научной теории за истину, хотя и не могут быть доказаны средствами этой теории и поэтому выполняют в ней роль аксиом. Аксиома , в свою очередь, - это положение, которое принимается без логических доказательств через свою непосредственную убедительность, наглядность, несомненность. Например, одним из постулатов в экономических науках является постулат об ограниченности ресурсов.

Научные законы - это утверждение (с использованием принципов, понятий и категорий), которые отражают необходимые, существенные, устойчивые и повторяющиеся объективные явления и связи в природе, обществе и мышлении. Законы носят объективный характер, существуют независимо от воли и сознания людей. Познание законов - задача науки, которое становится основой преобразования людьми природы и общества. Существует три основных группы законов: специфические или частичные (например, закон спроса и предложения, закон стоимости), общие, т.е. характерные для больших групп явлений (например, закон сохранения энергии, закон естественного отбора, закон циклического развития) и всезагальні или универсальные (например, законы диалектики).

Научная теория - высшая степень обобщения и систематизации знаний. Под теорией понимают систему основных идей, положений, законов в той или иной области знаний, которая дает целостное представление о закономерностях и классификацию.

Логический подход дополняет два вышеназванных и основан на выделении различных сторон определенного объекта науки, учете общего и частного, абстрактного и конкретного.

Следует отметить, что даже сочетание этих подходов не позволяет сделать совершенной и неизменной классификации наук, потому что связи между объектами природы и общества и научными знаниями очень многогранны и взаимозависимы. Кроме того, с бурным развитием науки рождаются новые знания, которые дополняют и объединяют различные отрасли наук.

В наиболее общем виде все отрасли научных знаний объединяют в три группы:

  • знания о природе (математика, физика, химия, биология, география и др.);
  • знания об обществе (экономические науки, исторические, правовые и др.);
  • знания о мышления (философия, логика, психология и др.). Если речь идет именно об науки, эту классификацию можно видоизменить и поделить все науки на следующие укрупненные группы:
  • естественные науки (математика, физика, химия, биология и др.);
  • технические науки - система знаний о целенаправленное преобразование природных сил и процессов в технические объекты;
  • медицинские науки;
  • общественные науки (экономика, социология, политология, правовые науки, демография и др.);
  • гуманитарные науки (история государства, история искусства, церкви, теология, языкознание и литературоведение, философия, логика, психология и др.).

Каждая из названных наук имеет свои "паростки" знаний, которые все время разветвляются. Процесс ветвления, рождение новых "ветвей" на "дереве науки" называется диверсификацией наук. Диверсификация наук - это появление новых наук на стыке ранее известных или в результате отделения от них. Вследствие этого непрерывного процесса сформировались в свое время такие подотрасли наук, как физика твердых тел, статистика спроса, товароведение, финансы международных страховых операций, эргономика и др.

Разветвления наук способствует их переплетение, взаимопроникновению, интеграции. Интеграция - это объединение наук в новую науку. Результатом интеграции стали такие известные науки, как биохимия, математическая статистика, инженерная генетика и др.

В целом в Украине принято выделять следующие основные отрасли наук : физико-математические, химические, биологические, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географические, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социологические, политические, другие.

По характеру своей направленности и отношением к общественной практики науки делятся на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные науки направлены на познание основ и объективных законов развития природы, общества и мышления вообще. их основная цель - поиск истины, которую затем можно применять в разного рода исследованиях как в самих фундаментальных науках, так и в прикладных. К фундаментальным наукам относятся математика, отдельные разделы физики, химии, философия, экономическая теория, языкознание и другие.

Прикладные науки, развиваясь на базе фундаментальных, разрабатывают пути и методы применения и внедрения в практику результатов фундаментальных исследований. Показателем эффективности исследования в области прикладных наук выступает не столько получение истинного знания, сколько непосредственное практическое значение. К прикладных наук принадлежат все технические науки, большая часть медицинских, экономических наук и др. В настоящее время почти каждая укрупненная отрасль науки сочетает в себе фундаментальные и прикладные науки.

Квантовые постулаты Бора, объясняющие до этого не понимаемые физиками процессы, происходящие в атомах, стали фундаментом, на котором впоследствии выросла квантовая физика. В основу квантовой теории, разработанной Нильсом Бором, входят три постулата, сформулированные им в результате экспериментов либо наблюдений за поведением атомов различных веществ, правило квантования, выведенное на основе изучения атома водорода, и несколько формул, математически объясняющих постулаты Бора.

Вконтакте

Видео поможет вам лучше понять теорию, если во время чтения статьи возникнут вопросы. Посмотреть видео о правилах теории отца квантовой физики вы можете, перейдя по ссылкам:

  • https://www.youtube.com/watch?v=b0jRlO768nw;
  • https://vk.com/video290915595_171732857.

Постулаты, входящие в квантовую теорию Бора

Первое правило

Первое правило гласит , что энергия En в системах, образованных из атомов, может существовать, только если эти атомы находятся в специализированных или, иными словами, квантовых состояниях. В других случаях атом не отдаёт свою энергию в окружающую его среду.

Это правило, выведенное учёным, абсолютно противоречит знаниям, накопленным классической механикой. Согласно аксиомам классической механики, любые атомы либо электроны, которые в настоящее время движутся, обладают энергией, и эта энергия может быть любого рода.

Кроме того, основной вывод из первого постулата одного из отцов квантовой физики в корне противоречит знаниям в области электромагнетизма, полученным Максвеллом в девятнадцатом веке, поскольку допускает возможность движения молекулярных частиц без излучения в окружающее пространство электромагнитных импульсов.

Второе правило теории

Оно гласит, что свет, который излучает атом, является результатом его перехода из состояния, во время которого он обладал большей энергией Ek, в состояние, в котором он обладает уже меньшей энергией En. Формула, рассчитывающая количество энергии, которую излучает в окружающее пространство фотон, представляет собой разность Ek — En.

Второе правило теории Бора предусматривает, что возможен обратный процесс, т. е. атом может вернуться в состояние, где он хранит в себе больший запас энергии, чем был у него ранее, если перед этим он поглотит некоторое количество энергии света.

Третий постулат Бора

Суть его состоит в том, что электрон в атоме либо атом в молекуле переходят с одной орбиты на другую и во время этого либо испускают, либо поглощают энергию . Эта энергия выделяется из них так называемыми квантами или порциями, которые наука может измерить и вычислить.

Третье правило, обнаруженное Бором, было изучено другими известными физиками и подтверждено в результате эксперимента, проведённого учёными Франком и Герцем.

Третий постулат сыграл значительную роль в развитии оптики, поскольку доказал, что атомы испускают только те спектры света, которые способны также и поглотить.

Атом водорода и правило квантования

Для того чтобы разработать модель атома простейшего из известных в настоящее время элементов, водорода, Бор постулировал правило квантования или, иными словами, закономерность, согласно которой определяются уровни энергии электрона в зависимости от его стационарных значений, занимаемых им на орбите.

Отсюда следует, что в зависимости от того, на какой орбите находится электрон в атоме или атом в молекуле определяется коэффициент обладаемой ими энергии.

При помощи правила квантования , опираясь на выведенные Ньютоном законы механики, Нильс Бор смог вычислить значение минимального возможного радиуса орбиты электрона в атоме, а также значения энергии, которые имеют атомы и электроны, находясь в стационарных состояниях.

Значение постулатов и их влияние на научный мир

Несмотря на то что некоторые предположения и мнения, высказанные Бором, в дальнейшем оказались неправильными и ошибочными, за что его нещадно критиковали коллеги по научному цеху и в том числе сам Альберт Эйнштейн, тем не менее его постулаты сыграли важную роль в физике: