ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

2 КЛАСС

Учитель изобразительного искусства

МОУ «Гимназия «Логос»

Горячева Елена Николаевна

2013 год

Тема урока: 2 класс. «Колорит – душа живописи»

Вид занятия:

1. Беседа об искусстве.

2.Тематическое рисование во 2 классе.

Тема занятия:

    Изображение пейзажа.

Цель:

Задачи:

Образовательные:

    закрепление полученных знаний о цветовом круге, теплых и холодных цветах, о технике смешивания основных цветов;

    продолжить освоение техники живописи гуашевыми красками.

Развивающие:

    передача настроения через цвет, создание определенного колорита;

    уметь проводить словесное и изобразительное описание живописного произведения с использованием понятий «колорит», «Теплые и холодные оттенки»;

    развивать тв орческое воображение и внимание.

Воспитательные:
    воспитывать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру

    воспитывать художественный вкус на основе изучения произведений художников ;

    формировать умение трудиться и творить;

    воспитание любви к природе;

    п риобщение учащихся к эстетической культуре.

Оборудование для учителя:

    Репродукции картин с пейзажами и натюрмортами:

    Презентация «Колорит – душа живописи»;

    Компьютер, проектор;

    Классная доска;

    Лист:

    Гуашевые краски:

    Банка с водой;

    Кисти.

Оборудование для учащихся:

    Альбом;

    Гуашевые краски:

    Палитра;

    Банки с водой;

    Кисти.

Музыкальный ряд:

А. Вивальди «Времена года. Февраль»

А. Вивальди «Времена года. Июль»

Межпредметные связи: изо бразительное искусство, музыка, литература. Тип урока: совершенствования знаний, умений и навыков. Форма проведения: фронтальная, (совместно-индивидуальная).

Используемые методы: метод игровой драматургии, элементы проблемного обучения, исследовательский, частично-поисковый , практический, словесный, наглядный (с применением ИКТ средств),

Используемая литература:

Учебник «Изобразительное искусство. Разноцветный мир»: Учебник для 2 класса 4-летней нач. школы/ Под ред. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. – Москва «Баласс», 2011г;

Рабочая тетрадь «Изобразительное искусство. Разноцветный мир» для 2 класса 4-летней школы/под ред. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. – Москва «Баласс», 2011 г.

План урока:

1. Мотивация к учебной деятельности - 1 минуты

2. Определение темы, цели и учебных задач - 2 минуты

3. Актуализация опорных знаний и изучение нового материала - 8 минут

4. Физкультминутка - 2 минуты

5. Применение изученных знаний и практическая работа - 20 мин

6. Подведение итогов урока - 5 мин

7. Рефлексия - 2 мин

Ход урока:

I. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Цель: психологически подготовить учащихся к работе на уроке.

Это очень просто, дети,
Все нарисовать на свете.
Нам понадобится с вами
Карандаш и лист бумаги.
Ну и глазки, безусловно.
Ведь они, дружок, помогут
Увидать любой предмет,
Форму рассмотреть и цвет,
Круглый он или квадратный,
Весь шершавый или гладкий,
Он кривой или прямой,
Маленький или большой.

Я рада снова видеть вас. Думаю, что сегодняшний урок порадует нас новыми открытиями и принесет радость от полученных результатов.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ.

Цель: развивать умение формулировать, выделять нужное, строить полный ответ, ставить цели и задачи.

(Слайд 1)

Тема нашего урока «Колорит – душа живописи».

(Слайд 2)

На уроке мы ВСПОМНИМ правила работы гуашевыми красками, технику живописи мазком. Мы ЗАКРЕПИМ полученные раннее знания о цветовом круге, теплых и холодных цветах, НАУЧИМСЯ давать характеристику живописному произведению.

    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА .

Цель: систематизировать знания обучающихся по пройденному материалу, уметь передавать настроение через цвет, создавать определенный колорит, уметь проводить словесное описание живописного произведения.

(Слайд 3)

Узнаем новое понятие «КОЛОРИТ»


(Слайд 4) Повторяем и закрепляем знания о цветовом круге, как можно получить различные цветовые оттенки (смешивая основные цвета в разных пропорциях). Учимся распознавать теплые и холодные оттенки.

(5 слайд)

Если в картине больше теплых цветов, то колорит картины ТЕПЛЫЙ. С помощью каких цветовых оттенков художники изобразил осенний пейзаж и натюрморт с гвоздиками в теплом колорите? (дети перечисляют теплые оттеки и указывают их на картинах)

(6 слайд)

Как же теплые цвета в картине влияет на наше настроение? Если картина написана теплыми красками, мы ощущаем радость и тепло. К картине, написанной в теплом колорите подходит веселая музыка. Такая как музыка А. Вивальди «Времена года. Июль» (слушаем музыку. Разглядываем картину)

(7слайд)

Рассмотрим картину, написанную в теплых тонах Павла Кузнецова «Натюрморт». Натюрморт написан в оранжевых, красных, розовых цветах. Посуда как будто становится частью голубых узоров на ковре и кажется почти невесомой. Цветовая гамма картины притягивает взгляд, рождая ощущение радости и веселья, нарядного праздника. Какое впечатление производит на вас эта картина? (дети добавляют собственные определения увиденной картины)

(8 слайд)

Если в картине больше холодных оттенков, то колорит картины ХОЛОДНЫЙ. С помощью каких цветов художник изображает ранее утро? (дети перечисляют холодные оттенки, указывая их на картине)

(9слайд)

Как же холодные цвета в картине влияет на наше настроение? Картина, написанная в холодном колорите, вызывает печальное, дождливое настроение. К такой картине подходит плавная, печальная музыка. Такая как музыка А. Вивальди «Времена года. Февраль» (слушаем музыку, разглядываем картину)

(10 слайд)

А теперь, рассмотрим картину выполненную в холодном колорите Павла Кузнецова «Весна в Крыму». В пейзаже использованы оттенки, тонко передающие зелено-голубой весенний колорит нежной, молодой зелени, цветущего дерева, прозрачного морского воздуха. Какое настроение она рождает у вас? (дети добавляют собственные определения увиденной картины)

К этой картине очень подходит стихотворение Евгения Баратынского

Весна , весна ! Как воздух чист !

Как ясен небосклон !

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он .

Весна , весна ! Как высоко ,

На крыльях ветерка ,

Ласкаясь к солнечным лучам ,

Летают об лака !

    Разминка

Вы наверное устали? Считалочка для физкультминутки.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнём,

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

5. ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕНЫХ ЗНАНИЙ И ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний на уроке, возможности их применения при выполнении практического задания, продолжить освоение многослойной акварельной техники живописи, развивать тв орческое воображение и внимание , формировать умение трудиться и творить.

Немного передохнули и теперь необходимо приступать к работе . (11 слайд)

Перед выполнением практического задания давайте вспомним правила работы гуашевыми красками в технике мазка. Вы знаете, что при работе гуашевыми красками мы не используем много воды, краску смешиваем и разводим на палитре стараясь сохранить пастозную консистенцию, необходимую для создания плотного, густого цвета, даем высыхать предыдущему красочному слою. Краску наносим на поверхность бумаги не крупными мазками, при необходимости добавляем другие оттенки, смешивая краску прямо на листе. Начинаем выполнять работу от верхнего края листа. Учитель выполняет поэтапно задание, вслух объясняя все действия.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы, для контроля организации рабочего места, правильности выполнения приемов работы, оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения, контроля качества выполняемой работы

(12 слайд) Положите альбом горизонтально

(13 слайд) Перед началом работы красками необходимо выполнить набросок будущего пейзажа. Отмечаем линией горизонт, затем дальний берег, ближний берег, острова. В последнюю очередь намечаем силуэты стволов берез на горизонте.

(14 слайд) светло-голубым цветом выполняем небо, нанося краску мазками, белым цветом изображаем облака, стараясь передать фактуру поверхности облаков. У самой линии горизонта добавляем немного фиолетового цвета, показывая полоску леса на дальнем плане

(15 слайд) изумрудно-зеленым, бежевым и коричневым цветом, мазками, прокрываем поверхность земли, выделяя холмы более светлыми оттенками. Теми же красками изображаем острова на реке.

(16 слайд) темно-голубым цветом прокрываем поверхность воды, по краям берега белым цветом рисуем нерастаявший снег, фиолетовой краской тонкой кистью подчеркиваем кромку берега у воды..

(17 слайд) сиренево-фиолетовым цветом рисуем кроны берез на дальнем плане и отражение берез в реке.

(18 слайд) для завершения работы необходимо дать рисунку немного просохнуть, затем выполнить тонкой кистью рисунок стволов и ветвей берез коричнево-черным цветом. Выполняем рисунок кустов вербы на переднем плане красно-коричневым цветом. Белым цветом, тонкой кистью выполним рисунок почек вербы на ветках кустов на переднем плане, подчеркнем белые стволы берез на заднем плане. Коричневым цветом рисуем птиц вдали и гнезда на березах.

Работа завершена.

(19 слайд)

Задание на дом. Выберите картину, написанную в теплом или холодном колорите.

Опишите словами настроение, которое вызывает у вас эта картина.

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Прикрепите свои рисунки к доске, давайте посмотрим на результаты своей работы:

Какой получилась весна на ваших работах?

Домашнее задание: подобрать стихотворение для описания весны на своей работе.

7. РЕФЛЕКСИЯ.

Цель: создать условия для самооценки учащихся эмоционального состояния.

Поднимите кружок того цвета, который передаст ваше настроение и покажет, понравился ли вам урок.

Урок закончен.

Приведите в порядок свое рабочее место.

До следующего урока.

Cлайд 1

Цвет в произведениях живописи Не можешь – узнай, Не знаешь – узнай, Не бойся тропы отвесной, Пробуй, Ищи, Свершай, Достигай, Чтоб жизнь твоя стала песней. Л.Татьяничева

Cлайд 2

Цвет в произведениях живописи Цвет – душа живописи. Действительно, основу художественных средств реалистической живописи составляет цвет в единстве с рисунком и светотенью

Cлайд 3

Василий Иванович Суриков (1848-1816) Русский живописец. Передвижник. В монументальных полотнах, посвященным переломным моментам, напряженным конфликтам руской истории, главным героем показал народную массу, разнообразную, богатую типами, индивидуальностями, исполненную сильных чувств.

Cлайд 4

Cлайд 5

Колорит (лат. color – цвет) система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Закономерное сочетание цветов помогает глубже выразить замысел художника, передать его настроение, богатство и красоту окружающего мира, раскрыть внутренний мир персонажа.

Cлайд 6

Валёр (от франц. valeur – буквально цена, ценность) приём передачи последовательной градации света и тени в пределах какого-либо цвета. Его применение позволяет тоньше и богаче показать предметы в световоздушной среде, достичь особой глубины и богатства колорита, тонкости цветовых отношений и переходов.

Cлайд 7

Архип Иванович Куинджи (1841-1910) Русский живописец. Передвижник. Картинам Куинджи характерны романтическая приподнятость, панорамность композиции, декоративная звучность колорита, до иллюзии близкие к натуре эффекты освещения.

Cлайд 8

Cлайд 9

Лессировка нанесение тонких и полупрозрачных слоев краски для достижения нужной интенсивности цвета. Лессировка используется для обогащения колорита.

Cлайд 10

Цветовой тон одна из основных характеристик цвета (наряду с цветонасыщенностью), определяющих его оттенок по отношению к основному цвету спектра и выражающаяся словами «голубой, лиловый, коричневый» и т.д. Различия в названиях красок в первую очередь указывают на цветовой тон (например изумрудная зелень, лимонная желтизна).. В живописи тоном также называют основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произведения и сообщающий колориту цельность. Тон в картине в зависимости от преобладания тех или иных цветов и различий в их сочетании может быть золотистым, серебристым, теплым, холодным.

Cлайд 11

Локальный цвет понятие в цветоведение было введено Леонардо да Винчи в его «Книге живописи». Это основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, отражений от окружающих предметов.

« Говорят, что есть дружественные и враждебные цвета, и это правда, если мы примем во внимание, что некоторые из них настолько трудно объединимы и так режут глаз своим соседством с другими, что даже воздух и свет эти всемирные создатели гармоний едва ли могут примирить нас с их непосредственной близостью» Д. Дидро 2


В 1676 г. Ньютон провел эксперимент по расщеплению светового луча с помощью призмы: затемнив окно и оставив в нём небольшое отверстие, Ньютон расположил перед солнечным лучом, проникающим сквозь это отверстие стеклянную призму. Белый луч света, пройдя через призму, превратился в последовательный ряд цветов, которые отобразились на расположенном позади призмы экране. В результате он получил 7 явно различимых цветов спектра. 3




5




7


Термин «гармония» происходит от греческого слова «harmonia» что означает созвучие, согласие Термин «гармония» происходит от греческого слова «harmonia» что означает созвучие, согласие Цветовая гармония в живописи -это согласованность цветов между собой в результате найденной пропорциональности цветов, их равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета Цветовая гармония в живописи -это согласованность цветов между собой в результате найденной пропорциональности цветов, их равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета Цветовая гармония важнейшее средство художественной выразительности в живописи наряду с композицией, рисунком, перспективой, светотенью и фактурой Цветовая гармония важнейшее средство художественной выразительности в живописи наряду с композицией, рисунком, перспективой, светотенью и фактурой 8






Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом Колорит раскрывает нам красочное богатство мира. Он помогает художнику передать настроение картины: колорит может быть: теплым и холодным, светлым и темным, спокойным, радостным, тревожным, грустным и др. 11


Колорит - это как бы «цветовая одежда» картины. В нем важно не каждое из цветовых пятен, а их соотношение именно по цвету и размеру. Колорит в живописи - это характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй как одно из средств правдивого и выразительного изображения действительности. Колорит раскрывает красочное богатство мира. 12


















Вывод: Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом. Вывод: Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом. Колорит помогает художнику передать настроение картины, он может быть теплым и холодным, светлым и темным, спокойным, радостным, тревожным, грустным и др. Колорит помогает художнику передать настроение картины, он может быть теплым и холодным, светлым и темным, спокойным, радостным, тревожным, грустным и др. Колорит воздействует на чувства зрителя, создает настроение в картине и служит важным средством образной и психологической характеристики. Таким образом, колорит есть наиболее ценное качество живописи; иными словами колорит определяет живопись: есть колорит, значит, есть живопись. Колорит воздействует на чувства зрителя, создает настроение в картине и служит важным средством образной и психологической характеристики. Таким образом, колорит есть наиболее ценное качество живописи; иными словами колорит определяет живопись: есть колорит, значит, есть живопись. 21


Задание 2. Написать этюд из предметов быта. Задача привести изображение к колористической цельности и единству цвета. Для того, что бы добиться этого, мы будем использовать тонированную бумагу. Этапы работы над натюрмортом 1. Выполнить подготовительный рисунок с соблюдением пропорций. 2. Работу в цвете начинаем с падающих и собственных теней. 3. Пишем полутона, уточняем тоновые и цветовые отношения. 4. Свет пишем в последнюю очередь, обобщаем

Слайд 2

«Говорят, что есть дружественные и враждебные цвета, и это правда, если мы примем во внимание, что некоторые из них настолько трудно объединимы и так режут глаз своим соседством с другими, что даже воздух и свет - эти всемирные создатели гармоний - едва ли могут примирить нас с их непосредственной близостью»Д. Дидро

Слайд 3

В 1676 г. Ньютон провел эксперимент по расщеплению светового луча с помощью призмы: затемнив окно и оставив в нём небольшое отверстие, Ньютон расположил перед солнечным лучом, проникающим сквозь это отверстие стеклянную призму. Белый луч света, пройдя через призму, превратился в последовательный ряд цветов, которые отобразились на расположенном позади призмы экране. В результате он получил 7 явно различимых цветов спектра. 3

Слайд 4

Цвет- это физическое явление, которое образуется путем преломления света Цвета разделяют на: Хроматические- все цвета радуги Ахроматические- белый и черный 4

Слайд 5

Слайд 6

Основные характеристики цвета

цветовой тон (оттенок цвета) светлота насыщенность 6

Слайд 7

Слайд 8

Термин «гармония» происходит от греческого слова «harmonia» - что означает созвучие, согласие Цветовая гармония в живописи -это согласованность цветов между собой в результате найденной пропорциональности цветов, их равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета Цветовая гармония - важнейшее средство художественной выразительности в живописи наряду с композицией, рисунком, перспективой, светотенью и фактурой 8

Слайд 9

Типы цветовых гармоний

Родственная Монохромная Троичная Контрастная 9

Слайд 10

А. Я. Головин «Купавки» 10

Слайд 11

Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритомКолорит раскрывает нам красочное богатство мира. Он помогает художнику передать настроение картины: колорит может быть: теплым и холодным, светлым и темным, спокойным, радостным, тревожным, грустным и др.

Слайд 12

Колорит - это как бы «цветовая одежда» картины. В нем важно не каждое из цветовых пятен, а их соотношение именно по цвету и размеру. Колорит в живописи - это характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй как одно из средств правдивого и выразительного изображения действительности. Колорит раскрывает красочное богатство мира. 12

Слайд 13

Голландский натюрморт 13

Слайд 14

«Натюрморт с атрибутами искусства» «Натюрморт с атрибутами науки» 14

Слайд 15

«Подсолнухи» «Ирисы» 15

Слайд 16

«Фрукты и бронза» «Красные рыбки» 16

Слайд 17

«Розы» «Розы, Фрукты, Вино» 17

Слайд 18

«Сухие краски» «Агава» 18

Слайд 19

«Натюрморт. Рыбы» «Снедь московская. Хлебы» 19

Слайд 20

«Лён» 20 «Натюрморт с яблоками»

Слайд 21

Вывод: Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом. Колорит помогает художнику передать настроение картины, он может быть теплым и холодным, светлым и темным, спокойным, радостным, тревожным, грустным и др. Колорит воздействует на чувства зрителя, создает настроение в картине и служит важным средством образной и психологической характеристики. Таким образом, колорит есть наиболее ценное качество живописи; иными словами колорит определяет живопись: есть колорит, значит, есть живопись. 21