Недаром сэра Вальтера Скотта называют отцом английской литературы, ведь этот гениальный писатель стал одним из первых, кто придумал жанр исторического романа. Рукописи одаренного мастера пера повлияли на многих писателей 19 и 20 веков. Поговаривают, что произведения Вальтера Скотта переводились на территории Российской империи со скоростью света: роман, написанный англичанином в 1829 году, в 1830-м уже прочитывался вслух в светских салонах аристократических дам и господ.

Детство и юность

Знаменитый писатель родился девятым ребенком 15 августа 1771 года в столице Шотландии – Эдинбурге, городе, наделенном достопримечательностями, храмами и каменными улочками. Будущий романист рос в многодетной пресвитерианской семье (было 13 детей, но осталось только шестеро), которая жила на третьем этаже в многоквартирном доме, находящемся в узком переулке, который ведет от Каугейта к воротам старейшего университета.

Вальтер Скотт воспитывался в семье шотландского профессионального адвоката Вальтера Джона. К главе семейства часто обращались за юридической помощью знатные клиенты, но Вальтер-старший из-за скромности и мягкости не сумел нажить состояния. Мать писателя, Анна Резерфорд, была дочерью именитого профессора медицины, который трудился в институте Эдинбурга. Анна была женщиной скромной, начитанной и обожала антикварные предметы и исторические рассказы. Эти качества унаследовал и сын.


Нельзя сказать, что детство будущего романиста было счастливым: нежданная болезнь отравляла существование маленького мальчика. Дело в том, что, когда Вальтеру исполнилось полтора года, его разбил детский паралич, поэтому все ближайшие годы ребенок отчаянно боролся за жизнь. В 1775–1777 годах Вальтер лечился на курортах, а также пребывал на ферме дедушки (там юный Скотт впервые и познакомился с народным эпосом и фольклором). Но эта неожиданная болезнь напоминала о себе Вальтеру на протяжении всей жизни, ибо великий писатель навсегда остался хромым (потерял подвижность правой ноги).


В 1778 году юноша вернулся в родной Эдинбург и начал посещать начальное учебное заведение. Вальтер не пребывал в восторге от уроков, в особенности будущему писателю не нравились сложные алгебраические формулы. Но стоит отметить, что Скотт рос феноменальным ребенком: уже в пятилетнем возрасте он зачитывался древнегреческими произведениями и мог без труда продекламировать заученную наизусть балладу.


Вальтер на протяжении всей жизни занимался самообразованием, причем школьная скамья не оставила отпечатка на знаниях писателя. Ведь даже литературный сыщик говаривал, что человеческий мозг – это пустой чердак, куда можно набить что угодно. Дурак так и делает: тащит туда нужное и ненужное. И наконец наступает момент, когда действительно необходимую вещь туда уже не запихнешь.

Поэтому, чтобы добраться до нужного в своем «чердаке», Вальтер заносил туда только самое полезное, как говорится, первой необходимости. Поэтому в дальнейшем колоссальный багаж необходимых знаний помогал Скотту писать практически на любую тему.


Вальтер-ученик был озорником, завсегдатаем мальчишеских драк и потасовок и обожал бегать на переменах. Помимо этого, Вальтер в перерывах между уроками реализовывал потенциал рассказчика: вокруг будущего романиста собирались толпы сверстников и затаив дыхание слушали удивительные истории, которые содержанием напоминали приключенческие романы великих писателей.

Также в юношеские годы Скотт прославился альпинистом: физически развитый мальчик без труда покорял горные вершины, подавая приятелям пример мужества, отваги и отличной спортивной подготовки. Когда будущему литератору исполнилось 12 лет, он поступил в колледж. Но болезнь гения вновь внесла коррективы: уже через год юный Скотт пережил кровоизлияние в кишечник, из-за чего не сумел продолжить обучение.


В эпоху Просвещения медицина не была развита, многие врачебные ритуалы тех лет и по сей день поражают современных читателей. Чтобы привести физическое состояние в норму, Вальтеру Скотту пришлось пройти через все круги ада. Мальчик на протяжении нескольких часов стоял обнаженным на лютом морозе, ходил на процедуры кровопускания, а также сидел на строжайшей двухмесячной диете и ограничивал себя в любимых лакомствах. После продолжительного лечения, которое длилось два года, юноша вернулся в родной город и пошел по стопам отца, став учеником в его адвокатской конторе.


Вальтеру не нравился однообразный труд в кабинете родителя, бумажная волокита только наводила на молодого человека тоску. Но из рутинной работы Скотт все-таки пытался извлечь для себя выгоду: чтобы разбавить скучные дни, юноша пытался с помощью чернильницы и пера изобразить на бумаге удивительные приключенческие миры. Также, переписывая различные юридические документы, Вальтер получал незначительное жалование, которое тратил на любимые книги.

По настоянию родителя дальнейшим жизненным путем Вальтер выбрал юридическую практику. В 1792 году молодой человек сдал экзамены в университете и получил достойное звание адвоката. С этого момента Скотт числился в обществе почтенным человеком с престижной профессией и образованием.


Первые годы рабочей жизни Скотт проводил с пользой: путешествовал по разным городам и странам, знакомился с бытом и традициями другого народа, а также с традиционными легендами и балладами Шотландии. Впрочем, такие поездки пошли только на руку начинающему писателю и нашли отражение во многих романах.

В то же время Вальтер начал погружаться в необъятные миры немецкой поэзии: молодой человек с трепетом переводил каждую строчку мэтров. Переводы выходили инкогнито, без имени автора, в том числе и знаменитое произведение Бюргера под названием «Ленора» (русскоязычным читателям знаком перевод ) и драма «Гец фон Берлихинген».

Литература

Сэр Вальтер Скотт, как и , не считал, что литературное поприще можно расценивать как основной заработок в жизни, а также не желал обзаводиться славой и признанием – мягко говоря, Скотт чурался популярности и относился к сочинительству без пиетета. Писательство для Скотта было ничем иным, нежели любимым занятием и развлечением, которое скрашивает одинокие часы бытия и вносит на полотно жизни новые эмоции и краски.


Романист предпочитал существовать спокойно и размеренно, посвящая большое количество времени любимому занятию – высаживанию деревьев. Творческую биографию Вальтер Скотт начал не только с переводов, а еще и с поэзии. Его первое произведение – баллада «Иоаннов вечер» (1800) – было приправлено нотками романтики. Писатель продолжал собирать шотландский фольклор, который и лежал в основе его дебютных рукописей.

В 1808 году Вальтер Скотт становится новатором на литературных просторах, придумав роман в стихах под именем «Мармион». Удивительно, но даже у такого маститого гения бывают творческие падения наряду со взлетами: ноу-хау Скотта было разнесено критиками в пух и прах. Дело в том, что те посчитали сюжет мэтра неясным: в его протагонисте смешались и добродетель, и подлость, а такие качества были непригодны для лирического героя.


Фрэнсис Джеффри высказался, что фабула «Мармиона» плоска и утомительна. Но такой прохладный прием литераторов не сказался на дальнейшей репутации автора. Русские писатели приняли роман в стихах на ура. Например, Жуковский вольно интерпретировал строки Скотта в своем творении «Суд в подземелье», а , будто подражая Вальтеру, написал поэму «Измаил-Бей», действия которой разворачиваются на Кавказе. И даже сам счел сюжет «Мармиона» притягательным и использовал некоторые мотивы в своих многочисленных творениях.

Также Скотт сочинил произведения «Два озера» (1810) и «Рокби» (1813), за счет чего стал истинным основателем нового жанра – исторической поэмы. Причем автор, подобно Шекспиру, умело смешивал в одном флаконе и выдумку, и быль. Таким образом, история в работах мастера пера не стояла на месте, а двигалась вперед: на судьбу персонажей влияли изменения эпохи.


Писатель обожал читать готические и антикварные романы, но не пошел путем предшественников. Вальтер не хотел использовать излишний мистицизм, за счет которого прославился , а также не желал становиться автором «старинных» произведений. По его мнению, многие архаизмы попросту станут непонятными читателю эпохи Просвещения.

Хотя Вальтера Скотта с рождения мучило слабое здоровье, а также плохое зрение, работал он весьма продуктивно и успевал создавать как минимум две книги за год. Всего мастер пера за свою жизнь успел сочинить 28 романов, а также множество баллад и повестей, критических статей и других творческих работ.


Произведения писателя, такие как «Пуритане» (1816), «Айвенго» (1819), «Аббат» (1820), «Квентин Дорвард» (1823), «Талисман» (1825), «Жизнь Наполеона Бонапарта» (1827) и многие другие стали настольной библией для писателей последующих лет. Например, на эти рукописи опирались , Артур Конан Дойл, Байрон, и другие именитые литературные деятели.

Личная жизнь

Личная жизнь Скотта была небезоблачной. В 20 лет Вальтеру в грудь впервые вонзилась стрела коварного Купидона: молодой человек испытал любовное чувство к некой Вильямине Белшес, дочери адвоката, которая была младше воздыхателя на пять лет. Писатель в течение пяти лет добивался взаимной симпатии от этой ветреной барышни, которая принимала ухаживания кавалера, но не торопилась охлаждать его пыл однозначным ответом.


В итоге Вильямина предпочла Вальтеру другого молодого человека – Вильяма Форбса, сына именитого банкира. Безответная любовь стала ударом для автора романов, но в то же время дала подоплеку для новых произведений, протагонистами которых стали герои с разбитыми сердцами.


В 1796 году писатель женился на Шарлотте Карпентер, которая подарила возлюбленному четверых детей – двух девочек и мальчиков. В жизни Вальтер Скотт не любил шумные приключения и экстравагантные авантюры, изобретатель романа в стихах привык проводить время размеренно, в окружении семьи и близких. И уж тем более Вальтер не являлся донжуаном: мужчина презирал мимолетные связи на стороне и был до конца верен супруге.

Знаменитый мастер пера любил домашних животных, а также с удовольствием занимался домашним хозяйством. Скотт собственноручно, без посторонней помощи облагородил свое поместье Эбботсфорд посадкой многочисленных цветов и деревьев.

Смерть

В последние годы жизни здоровье писателя резко начало ухудшаться, Вальтер Скотт пережил три апоплексических удара. А осенью 1832 года 61-летний мэтр умер от инфаркта.


В память о литераторе установлены памятники, а также сняты документальные и художественные фильмы.

Библиография

  • 1808 – «Мармион»
  • 1810 – «Дева озера»
  • 1811 – «Видение дона Родерика»
  • 1813 – «Рокби»
  • 1815 – «Поле Ватерлоо»
  • 1815 – «Властитель островов»
  • 1814 – «Уэверли, или Шестьдесят лет назад»
  • 1816 – «Пуритане»
  • 1820 – «Аббат»
  • 1823 – «Квентин Дорвард»
  • 1825 – «Талисман»
  • 1827 – «Два гуртовщика»
  • 1828 – «Комната с гобеленами»
  • 1829 – «Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева Мрака»
  • 1831 – «Граф Роберт Парижский»

😉 Приветствую постоянных и новых читателей сайта! В статье «Вальтер Скотт: биография, интересные факты»- о жизни известного шотландского писателя.

Вальтер Скотт (1771 – 1832) – писатель, переводчик с немецкого, правозащитник. Известен также как автор поэтических произведений, например, «Дева озера», романса «Аве Мария». Ему по праву принадлежит первенство создания исторического романа, как нового литературного жанра.

Биография Вальтера Скотта

В столице Шотландии в середине августа 1771 г. в семье преуспевающего адвоката и дочери профессора медицины, на свет появился девятый ребенок. Это был мальчик, которому суждено было стать всемирно известным и любимым писателем миллионов читателей.

В этой дружной семье, с патриархальными взглядами на жизнь, всего было 13 ребятишек. Однако семеро из них умерли еще в младенческом возрасте.

Слабое здоровье было и у Вальтера. В полгода малютку поразил детский церебральный паралич и навсегда оставил его хромым на правую ногу. Состояние семьи позволило провести комплексное лечение сына под руководством известных врачей на курортах и Престонпанс.

Не будем забывать, что его дедушка был заведующим кафедрой медицины в эдинбургском университете и имел массу знакомых и учеников. Чтобы укрепить здоровье малышей, родители на лето отправляли их в сельскую местность: на ферму дедушки в Сэндиноу или к дяде в живописные окрестности Келсо.

С самого раннего детства мальчик изумлял родственников неординарной памятью и способностью к воспроизведению рассказов. В семь лет пришла пора начать обучение и Вальтер возвращается в . Сначала школа, затем колледж. Здесь он увлекается альпинизмом, крепнет физически, а сокурсники готовы бесконечно слушать его рассказы.

В период своей учебы Скотт организует и ведет так называемое Поэтическое общество. Юноша много читает, особенно ему нравится творчество античных писателей. Особое место в его пристрастиях занимают народные шотландские баллады и сказания.

Он упорно изучает немецкий язык, чтобы в подлиннике читать Бюргера и , произведения которых в дальнейшем блистательно переводит. Знакомится с работами А. Смита и У. Робертсона. За ним закрепляется репутация отличного оратора.

В 1792 г. Скотт становится адвокатом. Он ведет частную практику, одновременно собирает древние легенды о Шотландии, народные сказания, путешествует по стране. Анонимно публикует в журналах свои переводы.

Личная жизнь и причина смерти

В 20 лет он влюбляется в Вильямину Белшес. К сожалению, симпатия не была взаимной и пять лет романтического ухаживания за девушкой не принесли результатов. Она выходит замуж за Вильяма Форбса — представителя богатой банкирской семьи.

Это было шоком для поэта. Образ Вильямины будет неоднократно появляться на страницах его романов.

В 1797 г. Скотт женится на Шарлотте Шарпантье. Семья мирно живет в собственном замке в Эбботсфорде, ведет тихую жизнь обычных фермеров. Перенеся три апоплексических удара в 1830-1831 гг., окончательно парализовавших его правую руку, писатель умирает от инфаркта осенью 1832 г.

После его смерти в замке организовали публичный выставочный зал. В его экспозицию входят рукописи, документы и вещи писателя.

Творчество Вальтера Скотта

Впервые о Вальтере Скотте заговорили в 1800 г. в период выхода в свет «Иванова вечера», а через два года – «Песен границы Шотландии», где были собраны оригиналы народного творчества шотландцев.

В «Деве озера» известный композитор Франц Шуберт усмотрел основу для своего произведения. Романс «Аве Мария» стал классикой, исполнявшейся в католических костёлах до настоящего времени.

Писатель был страстным почитателем рыцарства, поэзии Средневековья и Ренессанса. Но, тем не менее, в 1813 году категорически отверг предложенный ему пост поэта-романтика. На эту должность был назначен Р. Саути.

Первооткрыватель исторического романа

Скотта заслуженно называют первооткрывателем исторического романа. Из-под его пера выходили вдохновленные духом того времени легенды и прозаические произведения с неимоверной скоростью. За тридцать лет он создал 28 романов, около десятка поэм, критические статьи о литературе, исторические труды.

Быстрота создания работ была продиктована долгами издательства, которое содержал Вальтер Скотт. Он помогал издавать произведения Джонатана Свифта, О. Голдсмита, стихи Анны Сьюард и многих других начинающих литераторов.

Кроме того, поместье, где творил писатель, было наполнено целым складом антикварного оружия, картинами известных художников, рукописями, коллекционными изделиями прикладного мастерства. На содержание этого требовались большие суммы денежных средств.

Скотт писал о ведьмах, средневековых обычаях и казнях. В своей книге о жизни , автор раскрывает многие неизвестные исторические факты военных походов. Известны его критические статьи в Обозрениях про романы Д. Байрона, Р. Саути, М. Шелли Уоллстонкрафт Годвин.

Сотрудничество с Мэтью Грегори Льюисом, более известным как Чарльз Мэтьюрин, вылилось в сборник «Волшебные и ужасные истории», вышедший в 1801 году.

О готическом романе писатель всегда отзывался, как о бессмысленном нагромождении чудес и ужасов. Поэтому создал свой собственный стиль – историческую прозу. Он считал, что рассказы с богатыми иллюстрациями при свечном освещении в тепле камина способны лучше передать суть эпохи и захватить внимание читателя.

Тема призраков проходит в «Монастыре», где появляется дух Белой Дамы. В национальном шотландском стиле написаны и «Зеркало тетушки Маргарет», и «Комната с гобеленами». Критики называли его готические произведения волшебными.

Скотт заметно обогатил классический готический роман традиционными балладами, таинственностью, пересказом, в котором события могли быть отражены неточно, иллюзорно.

Видео

В этом видео дополнительная информация «Вальтер Скотт: биография, интересные факты». Вы увидите поместье, библиотеку и вещи писателя.

Романа является известный во всем мире шотландский писатель Вальтер Скотт. Биография его - это хронология жизни труженика, одновременно влюбленного в свою родину и ценящего историю и единство Британии.

Земляки его ценят за то, что он первым презентовал миру в своих книгах шотландскую культуру и самобытность. Поборников английского великодержавия писатель предупреждал, что попытка "расшотландить" его соплеменников обречена на оглушительный провал. Он чтил обычаи родного края и почитал главу своего клана. Впрочем, он всегда был поборником законности и британской государственности. Поэтому совершенно осознано писатель принял, пожалованное королем придворное звание баронет.

Детство

Родился в столице Шотландии - Эдинбурге - сэр Вальтер Скотт. Биография этого волевого и неординарного человека началась с испытания. В годовалом возрасте он переболел детским параличом, а поэтому был отмечен на всю жизнь хромотой, потеряв подвижность правой ноги. Он был девятым ребенком в семье известного эдинбургского юриста. Впрочем, всего выжило трое детей. Дважды родители лечили болезнь ребенка на минеральных источниках, что ослабило симптомы болезни. До начала учебы был частым гостем на правах племянника на фермах родственников в шотландской провинции маленький Вальтер Скотт.

Детство его было проникнуто немудреным бытом шотландской глубинки, народными сказаниями, песнями. Его душе был близок непритязательный холмистый пейзаж родины с многочисленными озерцами и старинными таинственными сооружениями.

Образование

С восьми лет Вальтер Скотт учился в Эдинбургской школе, а в 14-летнем возрасте поступил в Эдинбургский колледж. Среди сверстников он отличался феноменальной памятью и врожденным умом. Товарищи его считали непревзойденным рассказчиком. С детства и до конца своих дней будущий писатель самостоятельно работал над своей образованностью, он глубоко вникал в античную и европейскую (особенно немецкую) литературу, получив признанные всеми энциклопедические знания.

В юности, увлекшись альпинизмом, будущий классик физически окреп, и его заболевание стало проявляться в меньшей степени.

Семья, карьера

Удивительно гармоничной и целостной натурой был Вальтер Скотт (1771-1832), писатель добился подлинного общественного уважения, получив добротное адвокатское образование и почитаемую профессию. Первое его чувство было несчастным. Двадцатилетний молодой человек влюбляется в дочь друга своего отца Вильямину Бельшес и пять лет ухаживает за ней, однако она не отвечает ему взаимностью и выходит замуж за другого.

Однако ему была суждена гармоничная и счастливая семейная жизнь. Двадцати пяти лет от роду он женился на мисс Маргарет Карпентер. У супругов рождается сначала сын, а через два года - дочь. Продвигаясь по карьерной лестнице, в 1806 году он был назначен секретарем суда.

Добрый муж и отец

Согласно сохранившимся записям современников, образцовым отцом и главой семейства был сэр Вальтер Скотт. Биография его свидетельствует, что детям своим он дал должное образование, а свое имение Абботсфорд влюбленный в Шотландию писатель на свое усмотрение перестроил под старинный замок, правда, удобный и комфортабельный. Место оружейных и комнат челяди в доме классика заняли библиотечные залы и кабинет. Несмотря на довольно частые недомогания, он был приятным и хлебосольным хозяином, душой компании.

Он был добрым и справедливым человеком, сангвиником, одинаково легко и доброжелательно общающимся и с вельможами, и с простыми людьми. Его профессиональная деятельность следовала всегда золотому правилу презумпции невиновности. В политических же баталиях между британскими либералами и тори, каждые из которых пытались перетянуть известного писателя на свою сторону, он не следовал ни той, ни другой стороне, предпочитая здравомыслящую позицию государственника.

Поэтическое творчество

Первые свои литературные произведения в 25-летнем возрасте написал Вальтер Скотт. Биография известного романиста началась с поэтического творчества. Шотландец осуществил переводы мистических баллад Готфрида Бюргера «Дикий охотник» и «Ленора», а также рыцарскую трагедию Иоганна Гете «Гец фон Берлихинген». Вскоре молодой автор начинает писать произведения, основанные на шотландском фольклоре. Первое собственное произведение поэт написал в 1800 году, им стала мистическая рыцарская баллада «Иванов вечер».

Вдохновенный народным эпосом, поэт начинает развивать эту благодатную тему, выдав двухтомный сборник своих стихов под названием «Песни шотландской границы». Он имел успех. Создания третьего тома «Песен» уже с нетерпением ждала читающая публика Британии. Благодаря своей новаторской романтической поэзии стал широко знаменит Вальтер Скотт. Книги его поэтических произведений пользовались успехом у соотечественников. Среди них особое признание заслужили баллады «Мармион», «Рокби», «Дева озера», «Песня последнего менестреля».

Социальные романы

Прозу же известный романист начал писать десятью годами позже. Первое его произведение вышло в свет анонимно в 1814 году под названием «Уэверли, или 60 лет назад». Довольно часто болеющий, работал на удивление плодотворно Вальтер Скотт. Книги его (имеются в виду романы) писались в среднем по две в год. До 1827 года его проза выходила за подписью «автор Уэверли». Всего же за тридцать лет его творчества из-под пера писателя вышло 28 романов и большое количество повестей. Его литературные изыскания вышли за рамки канонических рыцарских романов, разочаровался он и в мистицизме.

Он создавал в литературе новый стиль, мастерски смешивая историю родного края, которую знал блестяще, с высокохудожественным вымыслом, при этом создавая удивительно ярких и любимых читателями персонажей. Реальные исторические события являются у него лишь полотном, на фоне которого проистекает жизнь его персонажей. Творчество Вальтера Скотта до 1819 года тяготеет к описанию судьбоносных для Британии событий и конфликтов. Наиболее яркими романами того периода являются «Роб Рой» (1818), повествующий о шотландском бунтаре и разбойнике, и «Пуритане» (1816), где речь идет о восстании против королевской династии. Кроме двух вышеупомянутых книг, внимание читателя приковывают к себе «Антиквар», «Гай Мэннеринг», «Легенда о Монтрозе».

Романтические книги

После 1819 года несколько изменяет тематику своих произведений Вальтер Скотт. Романтизм в его романах усиливается, снижается накал классового противостояния. Теперь внимание писателя приковано ко всей Британии, а не только к родной Шотландии. Разнообразней становится палитра мастера. Своеобразным Рубиконом в его творчестве становится роман «Айвенго» (1819 год), повествующий об Англии XII века. За ним следует написание книг «Аббат», «Монастырь», «Кенилворт», «Квентин Дорвард», «Пертская красавица». Создает он и биографические произведения: «Жизнь Наполеона Бонапарта», «Смерть лорда Байрона».

Финансовые невзгоды

Впрочем, не так уж прост был литературный труд, коим занимался Вальтер Скотт. Интересные факты из жизни писателя свидетельствуют, что в 1825 году, в то время, когда он работал над «Судьбой Наполеона», капитал сотрудничавших с ним издателя и типографа (Констебла и покойного к тому времени Джеймса Баллантайна), соединенный с его капиталом, прогорел на спекулятивных операциях управляющей им компании «Херст, Робинсон и К°».

Британцы с сочувствием тогда смотрели на разорение своего любимца. По воспоминаниям современников, когда разоренный сэр Вальтер Скотт, как секретарь суда, явился на его заседание, он держал себя с достоинством и кротостью. Когда же ему коллеги предложили одолжить денег, достаточных, чтобы выправить свое финансовое состояние, писатель отказался. Он, поблагодарив за участие, ответил: «Мне поможет моя правая рука». В этих словах ощущалось и высокое человеческое достоинство, и чисто шотландская гордость.

Смерть классика

Писателю почти удалось поступлениями средств от своих новых романов погасить образовавшийся от обесценивания векселей долг в 120 000 фунтов. Однако нервное напряжение и постоянный ненормированный писательский труд сказался на его здоровье. В период с 1830 по 1831 г. писатель испытывает три апоплексических удара, а 21 сентября 1832 года сэр Вальтер Скотт умер от инфаркта в своем имении Эбботсфорд. Оставшийся же за ним долг был погашен пятнадцать лет спустя, благодаря продаже прав авторства.

Следует отметить, что не только читателям книг известен Вальтер Скотт. Экранизация произведений классика знакома миллионам телезрителей. Весьма известна кинолента «Легенда о доблестном рыцаре Айвенго», а также фильм-микс по произведениям классика «Стрелы Робин Гуда». Известны любителям его творчества фильмы «Роб Рой», «Приключения Квентина Дорварда».

Заключение

Написавший читаемые в Британии и во всем мире романы, сэр Вальтер Скотт был глубоко уважаемым автором. Он стоял у истоков создания жанра исторического романа.Классик был очень гармоничной личностью и весьма удачно сочетал творческую и юридическую деятельность.

Он постиг науку мудрости: жить с людьми и для людей, обладая своей точкой зрения, но при этом не имея врагов. Примечательно, что настоящим патриотом Шотландии был Вальтер Скотт. Биография его является примером творческого литературного труда.

Вызывает сожаление преждевременная кончина этого талантливейшего человека, вызванная тяжелым ненормированным трудом и слабым здоровьем.

Сэр Вальтер Скотт (англ. Walter Scott; 15 августа 1771, Эдинбург - 21 сентября 1832, Эбботсфорд, похоронен в Драйбурге) - всемирно известный британский писатель, поэт, историк, собиратель древностей, адвокат, по происхождению шотландец. Считается основоположником жанра исторического романа.

Родился в Эдинбурге, в семье состоятельного шотландского юриста Вальтера Джона (1729-1799) и Анны Резерфорд (1739-1819), дочери профессора медицины Эдинбургского университета. Был девятым ребенком в семье, но, когда ему было полгода, в живых осталось только трое. В семье из 13 детей выжило шестеро.

В январе 1772 года заболел детским параличом, потерял подвижность правой ноги и навсегда остался хромым. Дважды - в 1775 и в 1777 годах - находился на лечении в курортных местечках Бат и Престонпанс. Детство его было тесно связано с Шотландским Приграничьем (Scottish Borders), где он проводил время на ферме своего деда в Сэндиноу, а также в доме своего дяди близ Келсо. Несмотря на свой физический недостаток, уже в раннем возрасте поражал окружающих живым умом и феноменальной памятью.

В 1778 году возвращается в Эдинбург. С 1779 года учится в эдинбургской школе, в 1785 году вступает в Эдинбургский колледж. В колледже увлекся альпинизмом, окреп физически, и приобрел популярность среди сверстников как отличный рассказчик. Много читал, в том числе античных авторов, увлекался романами и поэзией, особо выделял традиционные баллады и сказания Шотландии. Вместе со своими друзьями организовал в колледже «Поэтическое общество», изучал немецкий язык и знакомился с творчеством немецких поэтов.

Важным для Скотта становится 1792 год: в Эдинбургском университете он выдержал экзамен на звание адвоката. С этого времени он становится почтенным человеком с престижной профессией и имеет собственную юридическую практику. В первые годы самостоятельной адвокатской практики много ездил по стране, попутно собирая народные легенды и баллады о шотландских героях прошлого. Увлекся переводами немецкой поэзии, анонимно опубликовал свои переводы баллады Бюргера «Ленора».

В 1791 году познакомился со своей первой любовью - Вильяминой Белшес, дочерью эдинбургского адвоката. В течение пяти лет пытался добиться взаимности Вильямины, однако девушка держала его в неопределённости и в конце концов предпочла ему Вильяма Форбса, сына состоятельного банкира, за которого и вышла замуж в 1796 году. Неразделённая любовь стала для молодого человека сильнейшим ударом; частички образа Вильямины в последующем не раз проявлялись в героинях романов писателя.

В 1797 году женился на Шарлотте Карпентер (Шарлотта Шарпантье)(1770-1826). В жизни был образцовым семьянином, человеком хорошим, чувствительным, тактичным, признательным; любил свое имение Эбботсфорд, которое перестроил, сделав из него небольшой замок; очень любил деревья, домашних животных, хорошее застолье в семейном кругу.

В 1830 году он переносит первый апоплексический удар, который парализовал его правую руку. В 1830-1831 Скотт испытывает еще два апоплексических удара.

В настоящее время в поместье Скотта Эбботсфорд открыт музей знаменитого писателя.

Исторические романы Вальтера Скотта (1771 – 1832)

Скотт не сразу себя нашел в литературе. В творчестве писателя сыграло большую роль его шотландское происхождение. Попутно с адвокатскими делами он любительски занимался этнографией, собирал и изучал шотландский фольклор. В 1802–1803 годах он издал в двух томах собрание шотландских народных баллад, имевшее большое значение в английской литературе.

Скотт – создатель исторического романа, ка­ким мы его знаем: исторического романа Нового времени. У Скотта определились конститутивные черты исторического ро­мана. Он успел написать более двух десятков романов на разные темы. Прежде всего, нужно вы­делить его шотландские романы. Кроме того, у него есть английские и французские романы. Один из лучших романов – «Квентин Дорвард». Это роман о Франции. Скотт писал и о завоевании Англии нор­маннами в романе «Айвенго». Он писал о крестовых походах, о времени революции Кромвеля, непосредственно не касаясь революции, но подступая к ней с разных сторон. Есть у него и Англия XVIII века («Уэверли»).

Антиквариат, увлечение предметами старины для Скотта имело принципиальное значение. В XVIII веке интерес к анти­квариату был респектабельной и во многом привлекательной техникой исторического исследования. Сознание Скотта сформировали такие деятели Просвещения, как Стюарт, Хью Блэр, А. Смит. Работы философов-историков Алек­сандра Титлера, Дэвида Хьюма и Адама Фергюссона наделили его чрезвычайно современным пониманием истории и исторического прогресса.

Основная тематика и проблематика романов.

1. Вопрос о происхождении наций. В «Айвенго» (1820) изображается XII век, еще совсем недавно были англосаксы, завоевания норманнов. В романе показывается, откуда произошли современные англичане. Это англосаксонский коренной строй, переработанный норман­нами во всех отношениях: бытовых, со­циальных, психологических, культурных.

2. П олитическая концентрация наций в государство. Лучше всего она трактуется в романе «Квентин Дорвард» (1823). Подчиненная им тема – это борьба народов, которые были обой­дены национальным государством, прежде всего, шотландцев. Англичане создали свое государство, которому они подчинили шотландцев. Последние постоянно волновались, добивались политической самобытности: роман «Легенда о Монтрозе» (1819) – изображение шотландского сепаратизма.

3. Исследование буржуазных революций, которые являются началом современной Европы: роман «Пу­ритане» (1816).

4. Специфический прием ввода исторического лица в текст романа. У Скотта всегда исторические лица даются в окружении лиц вовсе не истори­ческих. Например, в «Айвенго» изображаются исторические герои: король Джон, Иоанн Безземельный, Ричард Львиное Сердце, и в то же время неисторические: Седрик Сакс, Айвенго. Истори­ческие лица тонут в среде неисторических. Для Скотта характерен своеобразный прием ввода исторического лица в поле действия: историческое лицо дается в качестве анонима, т.е. историческое лицо сначала появляется как обыкновенный человек, не имеющий никакого отношения ни к истории, ни к государству, ни к высокой политике.

5. Изображение исторических событий прошедших веков в качестве прологов сегодняшнего дня. В «Айвенго» показано становление норманнского государства в Англии. Еще нет феодализма, но в романе уже появляются: Ричард Львиное Сердце – очень феодальная фигура; еврей Исаак – человек, занимающийся денежными операциями. Подобные герои предсказывают наступление эпохи господства денег. Значит, в романе, где еще и феодализм не наступил, даются легкие предчувствия будущих столетий.

6. Поездка на только что отшумевшее поле битвы при Ватерлоо, появление в Париже, представление русскому царю, посещение принца-регента, знакомство с принцессой Викторией – все эти штрихи к биографии многое объясняют в творчестве Скотта. Например, «Эдинбургская темница» (1818) – первый роман с ярким и динамичным женским персонажем в центре повествования. Не­сколько особняком стоят романы о современной жизни.

7. «Сент-Ронанские воды» (1823) – роман, долженствующий прославить домашний уют и представить доказательство тому, что Скотт – все еще шотландец, но Шотландия, которую он описывает, – новая и приглаженная. Однако больше он не возвращался в своем творчестве к современности, а, напротив, все дальше уходил в глубь веков.

Роман «Роб Рой» (1818) больше похож на готический роман или «ромэнс», чем предыдущие романы Скотта. В «Роб Рое» изображен XVIII век, восстание шотланд­цев. В романе дано контрастное сопоставление деловых англичан – солидных в своем мире высокопоставленных купцов, дельцов, – и шот­ландцев со всей их горной, горской романтикой, во главе с Роб Роем – главой восставших шотландцев.

Действие романа сосредо­точено в замке Осбалдистон-холл. Одно из излюбленных мест героев – готическая библиотека, находящаяся в той части замка, которая, по свидетельству слуг, населена привидениями. Роб Рой – благородный разбойник – появляется во второй половине романа, хотя читатель догадывается о его вмешательстве в дела семьи Осбалдистонов. Po б Рой сравнивается с Робин Гудом, причем сходство подкрепляется несколько преувеличенной романтичностью образа. Он действует под разными именами, и не случайно выбранными, а принадлежащими ему по праву, ибо он принадлежит древнему роду. Сама местность, которая сейчас называется, как и во времена Скотта, «страной Роб Роя», – романтически сказочная историческая местность. С готическим романом роднит «Роб Роя» и фигура Рэшли – отъявленного злодея, злобного и коварного иезуита, который ненавидит все и вся, который даже перед смертью не смягчается. Для усиления драматизма в представлении этого героя Скотт использует шекспировские аллюзии.

В большинстве романов Скотта предисловия играют роль экспозиции, в них рассказывается о политических конфликтах эпохи, главных конфликтующих силах, облике эпохи. Вот почему можно сказать, что роман Скотта опирается и на антикварный роман, и на готический, и на эпистолярный, нравоописательный, но каждый раз все эти компоненты представлены в разной последовательности и с разной степенью убедительности.

Чем дальше отходил Скотт от шотландской темы, тем более он углублялся в историю. В «Айвенго» очень точно описана Англия XII века после завоевания норманнами: ее состояние, настро­ения, которые тогда существовали в английском народе, быт, нравы. Но изображаемая жизнь не замкнута в самой се­бе, всегда есть в романе чуть заметные линии, которые ведут дальше. История Ричарда Львиное Сердце, вернувшегося в Англию из австрийского плена, чтобы вернуть себе королевство, является как бы продолжением его судьбы, обрисованной в «Талисмане» – будущем романе 1825 г. Исторический персонаж представляет собой варианты освещения одного характера в двух интерпретациях: фольклорной («Айвенго») и реальной, исторической («Талисман» ), причем именно последняя дает полное и объективное представление о характере Ричарда Львиное Сердце.

Скотт неодно­кратно в своих романах возвращался к одному и тому же историческому лицу, как это случилось с Ричардом, как это случится и с Марией Стюарт в романах «Аббат» (1820) и «Монастырь» (1820). Но в последнем случае Мария Стюарт нарисована как бы в полный рост, даются не только ее личные качества, но и общединастические характеристики Стюартов, объяс­няющие их полную неспособность управлять страной.

В романах далеко не все занято одними историческими со­бытиями. В них входят сгущения, узлы повседневной жизни. Войны, историческая борьба, коллизии – это узлы повседневности. Повседневность сама и дает эти узлы, ко­торые снова готовы распуститься в ней. Это бы­ло великим художественным и историческим открытием Скотта. Он открыл первостепенное зна­чение «производства жизни» в истории народов, первосте­пенное значение простых и скромных вещей.

Секрет успеха исторических романов Скотта в том, что они отвечали на очень насущные вопросы времени. Во всех романах – будь то Англия, или Шотландия, или история Кромвеля, борьбы пуритан, – он старался дать отчет себе и своим современникам, откуда про­изошел сегодняшний день. Его интересовал вопрос о сло­жении современных наций: из каких элементов создались современные нации?