Спарта была главным государством дорийского племени. Её имя уже играет роль в сказании о троянской войне , так как Менелай, муж Елены , из-за которой возгорелась война греков с троянцами, был спартанский царь. Историю позднейшей Спарты начинали с завоевания Пелопоннеса дорянами под предводительством Гераклидов. Из трех братьев один (Темен) получил Аргос, другой (Кресфонт) – Мессению, сыновья третьего (Аристодема) Прокл и Эврисфен – Лаконию. В Спарте было два царских рода, ведших свой род от этих героев через их сыновей Агиса и Эврипонта (Агиды и Эврипонтиды).

Род Гераклидов. Схема. Две династии спартанских царей - в правом нижнем углу

Но все это были лишь народные сказания или догадки греческих историков, не имеющие полной исторической достоверности. К числу таких сказаний следует отнести и большую часть бывшего весьма популярным в древности предания о законодателе Ликурге время жизни которого относили к IX в. и которому прямо приписывали все спартанское устройство. Ликург, по преданию, был младшим сыном одного из царей и опекуном своего малолетнего племянника Харилая. Когда последний сам начал править, Ликург поехал странствовать, при чем посетил Египет, Малую Азию и Крит, но должен был вернуться на родину по желанию спартанцев, которые были недовольны внутренними раздорами и самим царем своим Харилаем. Ликургу поручено было составить для государства новые законы, и он принялся за это дело, испросив совет у дельфийского оракула . Пифия сказала Ликургу, что не знает, назвать ли его богом или человеком, и что его постановления будут самыми лучшими. Окончив свое дело, Ликург взял со спартанцев клятву, что они до тех пор будут исполнять его законы, пока он не возвратится из нового путешествия в Дельфы. Пифия подтвердила ему свое прежнее решение, и Ликург, послав этот ответ в Спарту, лишил себя жизни, дабы уже не возвращаться на родину. Спартанцы чтили Ликурга, как бога, и выстроили в честь его храм, но в сущности Ликург и был первоначально божеством, которое превратилось позднее в народной фантазии в смертного законодателя Спарты. Так называемое законодательство Ликурга хранилось в памяти в виде кратких изречений (ретры).

102. Лакония и её население

Лакония занимала юго-восточную часть Пелопоннеса и состояла из долины реки Эврота и ограничивавших ее с запада и востока горных хребтов, из которых западный назывался Тайгетом. В этой стране были и пахотные земли, и пастбища, и леса, в которых водилась масса дичи, а в горах Тайгета было много железа; из него местные жители выделывали оружие. Городов в Лаконии было мало. В центре страны у берега Эврота лежала Спарта, иначе называвшаяся Лакедемоном. Это было соединение пяти слобод, которые оставались неукрепленными, тогда как в других греческих городах обыкновенно существовала крепость. В сущности, однако, Спарта была настоящим военным лагерем, державшим в повиновении всю Лаконию.

Лакония и Спарта на карте древнего Пелопоннеса

Население страны состояло из потомков дорийских завоевателей и покоренных ими ахеян. Первые, спартиаты, были одни полноправными гражданами государства, вторые делились на два класса: одни назывались илотами и были крепостными крестьянами, подчиненными, впрочем, не отдельным гражданам, а всему государству, другие же носили название периэков и представляли собою лично свободных людей, но стоявших к Спарте в отношении подданных без каких бы то ни было политических прав. Большая часть земли считалась общею собственностью государства, из которой последнее давало спартиатам для пропитания отдельные участки (клеры), первоначально бывшие приблизительно одинаковой величины. Обрабатывались эти участки илотами за известный оброк, платившийся ими натурою в виде большей части сбора. Периэкам была оставлена часть их земли; жили они в городах, занимаясь промышленностью и торговлею, но вообще в Лаконии эти занятия были мало развиты: уже в то время, когда у других греков была монета, в этой стране, как орудие мены, употреблялись железные прутья. Периэки обязаны были платить налог в государственную казну.

Руины театра в древней Спарте

103. Военная организация Спарты

Спарта была военным государством, и её граждане были прежде всего воинами; к войне привлекали также периэков и илотов. Спартиатов, делившихся на три филы с подразделением на фратрии, в эпоху процветания было только тысяч девять на 370 тысяч периэков и илотов, которых они силою удерживали под своею властью; главные занятия спартиатов составляли гимнастика, военные упражнения, охота и война. Воспитание и весь образ жизни в Спарте были направлены к тому, чтобы быть всегда наготове против возможности восстания илотов, каковые вспыхивали на самом деле время от времени в стране. За настроением илотов следили отряды молодежи, и все подозрительные безжалостно умерщвлялись (криптии). Спартанец не принадлежал сам себе: гражданин был прежде всего воин, всю жизнь (собственно до шестидесятилетнего возраста) обязанный службою государству. Когда в семье спартанца рождался ребенок, его осматривали, годен ли он будет впоследствии к несению военной службы, и хилых младенцев не оставляли жить. От семи до восемнадцати лет все мальчики воспитывались вместе в государственных «гимназиях», где их учили гимнастике и упражняли в воинском деле, а также обучали пению и игре на флейте. Воспитание спартанской молодежи отличалось суровостью: мальчики и юноши всегда были одеты в легкую одежду, ходили босыми и с непокрытой головой, питались очень скудно и подвергались жестоким телесным наказаниям, который должны были переносить без крика и стонов. (Их секли для этого нарочно перед алтарем Артемиды).

Воин армии спартанцев

Взрослые тоже не могли жить, как хотели. И в мирное время спартанцы разделялись на боевые товарищества, даже обедавшие вместе, для чего участники общих столов (сисситии) вносили известное количество разных продуктов, да и пища их была обязательно самая грубая и простая (знаменитая спартанская похлебка). Государство наблюдало, чтобы никто не уклонялся от исполнения общих правил и не отступал от предписанного законом образа жизни. У каждой семьи был свой надел из общей государственной земли, и этот участок нельзя было ни разделить, ни продать, ни оставить по духовному завещанию. Между спартиатами должно было господствовать равенство; они так прямо и называли себя «равными» (ομοιοί). Роскошь в частной жизни преследовалась. Например, строя дом, можно было пользоваться лишь топором и пилою, которыми трудно было сделать что-либо красивое. На спартанские железные деньги нельзя было ничего купить из произведений промышленности в других государствах Греции. Притом спартиаты не имели права покидать свою страну, а чужеземцам запрещалось жить в Лаконии (ксенеласия). Об умственном развитии спартанцы не заботились. Красноречие, которое так ценилось в других частях Греции, было в Спарте не в ходу, и лаконское немногословие (лаконизм ) вошло у греков даже в поговорку. Спартанцы сделались лучшими воинами в Греции – выносливыми, стойкими, дисциплинированными. Их войско состояло из тяжеловооруженной пехоты (гоплиты) с легковооруженными вспомогательными отрядами (из илотов и частью периэков); конницей они не пользовались в своих войнах.

Древний спартанский шлем

104. Устройство спартанского государства

105. Спартанские завоевания

Это военное государство очень рано выступило на путь завоеваний. Возрастание числа жителей заставляло спартанцев искать новых земель, из которых можно было бы делать новые наделы для граждан. Овладев постепенно всей Лаконией, Спарта в третьей четверти VIII века завоевала Мессению [Первая Мессенская война ] и её жителей тоже обратила в илотов и периэков. Часть мессенцев выселилась, но и оставшиеся не хотели мириться с чужим господством. В середине VII в. они восстали против Спарты [Вторая Мессенская война ], но были снова покорены. Спартанцы сделали попытку распространить свою власть и в сторону Арголиды, но были сначала отбиты Аргосом и лишь позднее овладели частью берега Арголиды. Больше удачи имели они в Аркадии, но уже сделав первое завоевание в этой области (город Тегея), они не присоединили его к своим владениям, а вступили с жителями в военный союз под своим предводительством. Этим было положено начало большому Пелопоннескому союзу (симмахии) под спартанским главенством (гегемонией). К этой симмахии мало-помалу пристали все части Аркадии, а также и Элида. Таким образом к концу VI в. Спарта стояла во главе почти всего Пелопоннеса. Симмахия имела союзный совет, в котором под председательством Спарты решались вопросы войны и мира, и Спарте же принадлежало самое предводительство на войне (гегемония). Когда персидский шах предпринял завоевание Греции , Спарта была самым сильным греческим государством и потому могла стать во главе остальных греков в борьбе с Персией. Но уже во время этой борьбы ей пришлось уступить первенство Афинам .


Приложение 2.

Вариант №1.

Вопросы: 1. Как воспитывали подрастающее поколение в Спарте?

2. Что вам понравилось в воспитании спартанцев, а что нет и почему?

«Лигург (спартанский законодатель) не разрешал, чтобы дети спартанцев воспитывались купленными или нанятыми воспитателями, да и отец не имел права воспитывать сына по своему усмотрению. Он отбирал всех детей, которым исполнилось 7 лет, объединял их в агелы (отряды) и воспитывал их сообща, приучал к совместным играм и учёбе. Во главе отряда он ставил того, кто бал сообразительнее и храбрее в драках. Дете во всём брали с него пример, исполняли его приказы, терпели наказания, так что всё обучение заключалось в том, чтобы воспитать в детях повиновение. Старики наблюдали за их играми и, постоянно внося в их среду раздор, вызывали драки; они внимательно изучали, какие задатки мужества и храбрости заключены в каждом, храбр ли мальчик, упорен ли в драках. Грамоте они учили только в пределах необходимости. Всё же остальное воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах.»

Документ №2.

Определите, в каком из представленных ниже документов описана Спарта, а в каком Афины.

А. Этот город, несмотря на его грязные улицы, показался бы нам красивым городом. Вершина акрополя и городские площади были украшены храмами и другими постройками, повсюду было много мраморных и бронзовых статуй, на склоне акрополя под открытым небом располагался театр, который в дни представлений был переполнен публикой. На улицах множество ремесленников и торговцев, моряков, вернувшихся из плавания, приезжих из всех греческих городов – государств. Шумная толпа двигалась в разных направлениях, обменивалась новостями, занималась делами.

Б. Другой город сильно походил на военный лагерь, это был хмурый и не приветливый к чужеземцам город. Здесь не было ни шумного рынка, ни ремесленных мастерских. Вдоль улиц тянулись одноэтажные дома, похожие друг на друга. Здесь отсутствовал театр, почти не было каменных храмов и статуй. На улицах мы могли увидеть отряды марширующих людей, услышать отрывистые слова команды и военную хоровую песню.

Приложение 3

Беседа жителей Спарты : « Мегакл пришел к Стрепсиаду.

С.- Мегакл, вот обработанная кожа животного, сшей сандалии мне и моей жене.

М.- Стрепсиад, почему ты такой печальный, что случилось?

С.- Ты же знаешь, что я, и все мои соплеменники, эллины. Но теперь я илот – раб Спарты. И в этом виноваты спартиаты. Они тоже эллины, но они завоевали наше государство и лишили нас земли. Теперь вся земля принадлежит Спарте и спартиатам. Каждый спартиат получает одинаковый надел земли, а мы илоты, работаем на ней и половину урожая отдаем хозяевам. Но и этого спартиатам оказалась мало. Теперь они проводят криптии. Ты знаешь, что это такое?

М.- Первый раз слышу.

С.- Криптии – это убийство илотов. Спартиатам власти разрешили нападать на безоружных илотов без повода, бить нас и даже убивать. И они убивают самых молодых, сильных и крепких илотов. Сегодня ночью были убиты несколько моих соседей. Моя семья в панике, все соседи в ужасе.

М.- Странные спартиаты. Всю свою жизнь они посвятили военному делу. Вся Спарта превращена в военный лагерь. Им запрещено заниматься земледелием, ремеслом и торговлей и всякий ручной труд они презирают. Им даже запрещено ездить заграницу. Но зачем им вас убивать, вы кормите их, какой в этом смысл?

С.- Я пока не знаю. Вы, периэки, занимаетесь ремеслом и торговлей, вы свободные люди, с вами так спартиаты не обращаются. Что нам делать, посоветуй.

М.- Вам необходимо защищаться. Объединиться всем илотам и дать отпор спартиатам. Но это очень рискованно.

С.- Спасибо за совет. Пока светло нужно возвращаться домой. Прощай Мегакл.

М.- Прощай Стрепсиад.»

Приложение 4

Приложение 5.

Тест по теме «Древняя Спарта».

1.Укажите, как называлась область Греции, где возникла Спарта.

А. Лакония.

Б. Беотия.

В. Аттика.

2. Укажите, какое занятие у спартанцев было главным.

А. Торговля.

Б. Земледелие.

В.Военное дело.

3. Укажите, почему афиняне называли спартанцев неучами.

А. Потому что спартанцев с детства приучали к занятиям земледелием

и скотоводством.

Б.Потому что спартанцев с детства приучали к занятиям живописью и

В.Потому что спартанцев с детства приучали к занятиям военным

4. Укажите, кого спартанцы называли илотами.

А. Иноземцев.

Б. Покорённое население Древней Спарты.

В. Вождей.

5. Кем были илоты в Спарте?

А. Свободными земледельцами.

Б. Рабами.

В. Воинами.

6. Укажите высший орган власти в Спарте

А. Народное собрание.

Б. Ареопаг.

В. Совет старейшин.

7. Какую речь называют лаконичной?

А. Ту, которую произносил житель Лаконии.

Тема: Древняя Спарта

Задачи: показать, что жизнь в Спарте была подчинена военным законам, раскрыть причины такого общественно- политического устройства; дать представление о древних законах Спарты, сопоставить их с порядками в Афинах; охарактеризовать понятия «олигархия»; познакомить обучающихся с особенностями воспитания спартанских детей.

Планируемые результаты:

Личностные:

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующего поколения; Быть способным к самоидентификации с культурной общностью; проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Предметные:

Характеризовать жизнь в Спарте как подчинение военным законам, раскрывать причины общественно-политического устройства. Рассказывать о древних законах Спарты и личности Ликурга. Раскрывать понятие олигархии, выделять основные существенные черты данной формы правления. Систематизировать информацию о воспитании спартанских детей.

Метапредметные :

Познавательные: воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в словесной и письменной формах.

Регулятивные: умение осуществлять действия по заданному правилу; умение контролировать свою деятельность по результату выполнения задания.

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству со сверстниками.

Основные термины и понятия: спартанцы, периэки, илоты, лаконичная речь, апелла, герусия, эфор, олигархия.

Основное содержание:

    Местоположение Спарты, история ее завоевания.

    Устройство общества Спарты, положение основных групп населения.

    Законы Ликурга. Государственное устройство Спарты

    Образ жизни спартанцев. Спартанское воспитание.

Ресурсы урока: учебник, § 34, с.88-89; тетрадь - тренажер, с. 47.(№7), с.63 (№ 1), с.69 (№4); атлас; электронное приложение к учебнику.

Документ №2.

Определите, в каком из представленных ниже документов описана Спарта, а в каком Афины.

А. Этот город, несмотря на его грязные улицы, показался бы нам красивым городом. Вершина акрополя и городские площади были украшены храмами и другими постройками, повсюду было много мраморных и бронзовых статуй, на склоне акрополя под открытым небом располагался театр, который в дни представлений был переполнен публикой. На улицах множество ремесленников и торговцев, моряков, вернувшихся из плавания, приезжих из всех греческих городов – государств. Шумная толпа двигалась в разных направлениях, обменивалась новостями, занималась делами.

Б. Другой город сильно походил на военный лагерь, это был хмурый и не приветливый к чужеземцам город. Здесь не было ни шумного рынка, ни ремесленных мастерских. Вдоль улиц тянулись одноэтажные дома, похожие друг на друга. Здесь отсутствовал театр, почти не было каменных храмов и статуй. На улицах мы могли увидеть отряды марширующих людей, услышать отрывистые слова команды и военную хоровую песню.

Как вариант задания: Организация работы в парах или в группах: (или как вариант игра «передай другому». З адают друг другу вопросы. Самостоятельно принимать решения. Умение работать в группе. По ходу сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки

Конкретное задание: Выписать в тетрадь со всего учебника с.88-89 новые слова, выделенные жирным черным цветом и дать им определение.

Алгоритм работы 1 группы: чтение текста учебника «Государственное устройство» с. 89. На листе А4 сделать схему устройства Спарты. Указать орган власти, кто входил, какие вопросы решал.

Задание 2 группе: познакомится со спартанским воспитанием в учебнике; рассказать об образе жизни и воспитании детей в Спарте. Устно ответить на вопросы: понравилась вам жизнь в Спарте? Почему? Что привлекло ваше внимание? Предположите. Что бы вас могло удивить в Афинах и Спарте? Что могло разочаровать?

Алгоритм работы 2 группы:

    Чтение материала учебника «образ жизни и воспитание детей» с. 89.

    Приготовить устные ответы о жизни детей в Спарте.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Добрый день, ребята! Изобразите ваше настроение в виде смайлика в своей тетради на полях: улыбающегося или грустного. Покажите мне свое настроение в виде смайликов.

Изображают в тетрадях по истории смайлики и показывают их, демонстрируя свое настроение.

Самоопределение

(Л), целеполагание (П), планирование учебного сотрудничества (К)

2.Актуализация предыдущих знаний:

Цель: повторение изученного ранее материала, необходимого для «открытия нового знания», развития ранее приобретённых умений, выявление затруднений.

1. Мы с вами на предыдущем уроке изучили тему «Рождение демократии в Афинах», каждому ряду дается лист А4 , задача каждого обучающегося в ряду написать то, что запомнил по теме.

Или вариант: проверка д/З: если приготовили вопросы то задают своим одноклассникам, а если же нет, то собрать рисунки и работы в тетради- тренажере.

Каждый обучающихся, пишет на листе А 4 то, что запомнил по прошлой теме.

Обсуждают проделанную работу.

Показывают учителю, выполненное д/з.

Отбор информации, анализ, сопоставление, умение сравнивать, умение делать выводы, умение передавать содержание в сжатом виде. (П), (М).

Владение диалоговой формой речи, владение устной и письменной речью, ее оформление(К).

    Открытие нового знания

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новых знаний

Формулируем проблему :

Сегодня, нам предстоит о другом крупнейшем греческом полисе - Спарта. Устройство этого полиса, жизнь в этом полисе была совершенно иная.

Задача урока: узнать особенности жизни в Спарте.

Определим, как мы можем решить эту задачу. С помощью самостоятельной работы с учебником, рассказа учителя.

Дети записывают задачу урока, которую необходимо решить.

Владение диалоговой формой речи, оформление своих мыслей, формулирование собственных мыслей и позиций, участие в работе группы, распределение обязанностей, планирование своей части деятельности и ее выполнение, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля (К), (Р).

Изучение 1 пункта плана: «Местоположение Спарты. История ее завоевания».

1.Предлагает совершить путешествие в Древнюю Спарту. Рассказывает о местоположении, природных условиях Спарты, условиях её заселения. (используя карту) .

В конце 11 века до н.э. дорийцы вторглись на п.Пелопоннес, покорив местное население ахейцев. На юге Пелопоннеса дорийцы основали государство Лакедемон или Спарта.

Из моего рассказа, объясните, каким образом возникло государство Спарта????

Работа с картой атласа «Древняя Греция», находят Спарту и выясняют особенности ее местоположения.

Отвечают на вопрос учителя.

умение осуществлять действия по заданному правилу; умение контролировать свою деятельность по результату выполнения задания. (Р); анализ карты с опорой на легенду карты (П). Владение диалоговой формой речи, владение устной и письменной речью, ее оформление(К).

Изучение 2 пункта плана « Устройство общества Спарты, положение основных групп населения»

Учитель задает вопрос: Как называли жителей Спарты? (предполагаемый ответ: спартанцы.

На самом деле все жители Спарты назывались по – разному, в зависимости от их занятий. Население Спарты делилось, согласно древним Законам – спартанского законодателя Ликурга на 3 группы: Спартанцы, периэки и илоты.

Их положение было неодинаковым..

Учитель: делит класс по 3 рядам, каждый ряд получает задание охарактеризовать положение жителей Спарты.

Ваша задача, прочитав материал учебника с. 88 «Население Спарты», рассказать о своей группе населения Спарты.

Вывод : учитель показывает в электронном приложении схему «Сословное деление Спарты». Расположите снизу вверх (устно) эти группы населения, какое занимало низкое положение, среднее и господствующее???

Конкретное задание: Однодворцева, Захарова – Выписать со всего учебника новые слова, выделенные жирным черным цветом и дать им определение.

Дополнение учителя по теме: Законы Ликурга, закрепили такое положение основных групп населения, запрещалось: ч/с, богатство, передача отцом сыну своего наследства, спартанцу заниматься с/х, торговлей, ремеслом. Его долг – быть воином, физически развитым и дисциплинированным!!!

Слушают вопрос учителя и отвечают.

Записывают три группы населения Спарты.

Класс делится на 3 части по принципу 3 группы населения Спарты. Читает материал учебника, и затем устно дают ответ на заданный вопрос учителя.

В форме устного ответа формулируют расположение населения Спарты с низкого до господствующего.

Остальные выполняют конкретное задание учителя (работа с новыми словами)

умение осуществлять действия по заданному правилу; умение контролировать свою деятельность по результату выполнения задания. (Р); Владение диалоговой формой речи, владение устной речью, ее оформление.(К).

Физкультминутка

Учитель проводит физкультминутку

Выполняют вместе с учителем физкультминутку.

Изучение 3 пункта плана « Государственное устройство Спарты»

Деление класса на 2 группы:

Предлагает 1-ой группе «погостить» государстве Спарты, рассказать об органах власти Спарты.

Алгоритм работы 1 группы: чтение текста учебника «Государственное устройство» с. 89. На листе А4 сделать схему устройства Спарты. Указать орган власти, кто входил, какие вопросы решал.

Ответ: показать правильный вариант схема в электронном приложении «Государственное устройство Спарты».

2-ой группе – познакомится со спартанским воспитанием; рассказать об образе жизни и воспитании детей в Спарте. Устно ответить на вопросы: понравилась вам жизнь в Спарте? Почему? Что привлекло ваше внимание? Предположите. Что бы вас могло удивить в Афинах и Спарте? Что могло разочаровать?

Алгоритм работы 2 группы:

    Чтение материала учебника «образ жизни и воспитание детей» с. 89.

    Приготовить устные ответы о жизни детей в Спарте.

После этого происходит обсуждение ответов. Все спартанцы учились говорить кратко и точно. Такая речь называлась лаконичной. Например, однажды явились к ним послы с пустым мешком и сказали: Мешок есть, муки нет».Спартанцы, сказали в ответ: «достаточно было и двух слов.- «Муки нет».

Внимательно слушают задания учителя, делятся на 2 группы. Получают задания и выполняют его.

После этого происходит обсуждение ответов.

Включение в систему знаний

Предлагает поразмышлять: Если бы вы оказались в Древней Спарте, понравилась бы вам жизнь в ней? Обоснуйте свой ответ.

Высказывают и отстаивают свою точку зрения.

Отстаивать своё мнение, пользуясь примерами из жизни. Установление причинно-следственной связи построение логической цепочки. Применение полученной информации

Готовность применять исторические знания на основе практических действий и опыта из прошлого

Итог урока (Рефлексия деятельности).

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса

Решим тест на закрепление нового материала. (Приложение №1).

Что узнали на сегодняшнем занятии?

Что ты понял или не понял на уроке?

Выставление оценок с комментарием

2) тетрадь- тренажер с. 49 №3, или с. 54-55 № 3.

Решают тест. Проверяют друг у друга и проверяют по предложенному ключу.

Делятся впечатлениями

Помогают своим одноклассникам в неясных моментах.

Записывают в дневники задания и получают инструктаж выполнения.

Оценивание результатов собственной деятельности, деятельности, класса в целом, Регуляция своего поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованими.(Р),(К).

Тест по теме «Древняя Спарта».

1.Укажите, как называлась область Греции, где возникла Спарта.

А. Лакония.

Б. Беотия.

В. Аттика.

2. Укажите, какое занятие у спартанцев было главным.

А. Торговля.

Б. Земледелие.

В.Военное дело.

3. Укажите, почему афиняне называли спартанцев неучами.

А. Потому что спартанцев с детства приучали к занятиям земледелием

и скотоводством.

Б.Потому что спартанцев с детства приучали к занятиям живописью и

В.Потому что спартанцев с детства приучали к занятиям военным

4. Укажите, кого спартанцы называли илотами.

А. Иноземцев.

Б. Покорённое население Древней Спарты.

В. Вождей.

5. Кем были илоты в Спарте?

А. Свободными земледельцами.

Б. Рабами.

В. Воинами.

6. Укажите высший орган власти в Спарте

А. Народное собрание.

Б. Ареопаг.

В. Совет старейшин.

7. Какую речь называют лаконичной?

А. Ту, которую произносил житель Лаконии.

Древняя Спарта – античное государство, город – полис, располагавшийся в южной части Балканского полуострова, в Пелопоннесе.

Название провинции Лаконика дало второе название Спартанскому государству в античный период истории – Лакедемон.

История возникновения

В мировой истории Спарта известна как пример военизированного государства, в котором деятельность каждого члена общества подчинена единой цели – вырастить сильного и здорового воина.

В античный период истории на юге Пелопоннеса располагались две плодородные долины – Мессения и Лаконика. Между собой они были разделены труднопроходимой горной грядой.

Изначально государство-город Спарта возникло в долине Лаконика и представляло собой весьма незначительную территорию – 30 Х 10 км. Выходу к морю препятствовала болотистая местность и ничто не сулило этому крошечному государству мировой славы.

Все изменилось после насильственного завоевания и присоединения долины Мессения и во время правления древнегреческого философа и великого реформатора Ликурга.

Его реформы были направлены на образование государства с определенной доктриной – создать идеальное государство и искоренить такие инстинкты как алчность, корыстолюбие, жажду личного обогащение. Им были сформулированы основные законы, которые касались не только управления государством, но и строго регламентировали частную жизнь каждого члена общества.


Постепенно Спарта превращается в военизированное государство основной целью которой было собственная национальная безопасность. Основная задача – производить солдат. После завоевания Мессения Спарта отвоевала некоторые земли у Аргоса и Аркадии, своих соседей в северной части Пелопоннеса и перешла к политике дипломатии подкрепленной военным превосходством.

Такая стратегия позволила Спарте стать во главе Пелопоннесского союза и играть важнейшую политическую роль среди греческих государств.

Государственное устройство Спарты

Спартанское государство состояло из трех социальных классов – спартанцы или спартиаты, периэки, населяющие завоеванные города и рабы спартанцев илоты. Сложное, но логически стройное устройство политического управления Спартанского государство представляло собой рабовладельческий строй с остатками родоплеменных отношений, сохранившимися с первобытнообщинных времен.

Во главе стояло два правителя – наследственные цари. Первоначально они были полностью самостоятельны и не подчинялись кому-либо еще и не перед кем не отчитывались. Позднее их роль в управлении государством была ограничена советом старейшин – герусией, состоявшей из 28 пожизненно избранных членов старше 60 лет.

Древнее государство Спарта фото

Далее – народное собрание, в котором принимали участие все спартанцы, достигшие 30 лет и располагающие необходимыми для гражданина средствами. Несколько позднее появился еще один орган государственного управления – эфорат. Он состоял из пяти чиновников, выбранных общим собранием. Их полномочия были практически безграничны, хотя и не имели четко определенных границ. Даже правящие цари должны были согласовывать с эфорами свои действия.

Устройство общества

Господствующим классом в Древней Спарте являлись спартиаты. Каждый имел свой собственный земельный надел и определенное количество рабов илотов. Пользуясь материальными благами, спартиат не мог продать, подарить или завещать землю или рабов. Это являлось собственностью государства. Только спартиаты могли входить в органы управления и голосовать.

Следующий социальный класс – периэки. Это были жители захваченных территорий. Им разрешалось торговать, заниматься ремеслами. Они имели привилегию поступать на военную службу. Самый низший класс илоты, находящиеся на положении рабов были государственной собственностью и происходили из порабощенных жителей Мессении.

воины Спарты фото

Государство предоставляло илотов в аренду спартиатам для обработки их земельных наделов. В период наивысшего расцвета Древней Спарты количество илотов превышало господствующий класс в 15 раз.

Спартанское воспитание

Воспитание граждан считалось в Спарте государственной задачей. С рождения до 6 лет ребенок находился в семье, а после его передавали на попечение государства. С 7 до 20 лет юноши проходили очень серьезную физическую подготовку. Простота и умеренность в обстановке полной лишений с детства приучала к строгой и суровой жизни воина.

Прошедшие все испытания 20-летние юноши заканчивали обучение и становились воинами. По достижению 30 лет они становились полноправными членами общества.

Экономика

Спарте принадлежали две наиболее плодородные региона – Лакония и Мессения. Здесь преобладало пашенное земледелие, оливки, виноградники, садовые культуры. Это являлось преимуществом Лакедемонии перед греческими полисами. Самый основной продукт питания хлеб выращивался, а не привозился.

Среди зерновых культур преобладал ячмень, продукт переработки которого использовался как основной в пищевом рационе жителей Спарты. Богатые лакедемоняне использовали муку из пшеницы в качестве дополнения к основному рациону в общественных трапезах. Среди основного населения более распространена была дикая пшеница – полба.

Воинам требовалось полноценное питание, поэтому скотоводство было развито в Спарте на высоком уровне. Для пищи выращивались козы и свиньи, а в качестве тягловых животных использовали быков, мулов, ослов. Лошадей предпочитали для формирования конных военных отрядов.

Спарта это государство воин. Ему требуется, прежде всего, не украшения, а вооружение. Роскошные излишества заменялись практичностью. Например, вместо расписной, нарядной керамики, основная задача которой восхищать, достигает совершенства ремесло по изготовлению сосудов которые можно использовать в длительных походах. Используя богатые железные рудники, в Спарте изготавливалась самая прочная "лаконская сталь”.

Обязательным элементом военного вооружения спартанца был медный щит Истории известно множество примеров, когда политиканство, властные амбиции разрушали самую прочную экономику и уничтожали государственность, не смотря на всю ее военную мощь. Древнее античное государство Спарта наглядный тому пример.

  • В Древней Спарте заботились о здоровом и жизнеспособном потомстве весьма жестоко. Новорожденных детей осматривали старейшины и больных или слабых сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы. Здоровых возвращали в семью.
  • Девочки в Спарте занимались атлетикой наравне с юношами. Они также бегали, прыгали, метали копье и диск, чтобы вырасти сильными, выносливыми и произвести здоровое потомство. Регулярные занятия физическими упражнениями делали спартанских девушек очень привлекательными. Они выделялись своей красотой и статностью среди остальных эллинок.
  • Древнему спартанскому воспитанию мы обязаны такому понятию как "лаконичность”. Это выражение связано с тем, что в Спарте юношей приучали скромному поведению, и речь их должна была быть короткой и сильной, то есть "лаконичной”. Этим и выделялись жители Лаконии среди любящих ораторствовать жителей Афин.