Жак-Ив - известный океанограф, фотограф, изобретатель (в том числе и первого акваланга), техник. Кроме того, этот человек является автором множества фильмов и книг. О том, чем знаменит Жак-Ив Кусто, мы и поговорим сегодня.

Происхождение, детство

Будущий исследователь океана родился 11 июня 1910 года во Франции (г. Сен-Андре-де-Кюбзак). Отцом Жак-Ива был адвокат. Кусто еще в юности совершил множество путешествий и с раннего детства научился плавать. Однако из-за болезни он сильно похудел, поэтому врач не рекомендовал мальчику большие физические нагрузки.

Семья Кусто с 1920 по 1922 год жила и работала в Соединенных Штатах. Здесь Жак-Ив выучил английский язык. Весьма насыщенными были для Кусто эти годы жизни. Жак-Ив Кусто проявил большой интерес к дизайну и механике. В летнем лагере скаутов будущий изобретатель совершил первые свои погружения. Вернувшись во Францию, он приобрел первую кинокамеру, а также сконструировал автомобиль с питанием от батарей.

Обучение в академии, путешествия

К началу 1930-х годов относится обучение Жак-Ива во французской Военно-морской академии. Ему повезло, так как его группа отправилась в кругосветное путешествие на корабле "Жанна д"Арк". Через некоторое время по распределению Жак-Ив Кусто попал в Шанхай, на военно-морскую базу. Пару лет спустя он побывал также в СССР. В Советском Союзе Жак-Ив много фотографировал, однако практически все снимки были у него изъяты.

Авария, работа инструктором, женитьба

Кусто в молодости хотел стать пилотом после завершения обучения в Академии морской авиации. Однако он попал в серьезную автомобильную аварию и получил множество травм, из-за чего пришлось расстаться с этой мечтой. Симоне Мелькиор, любимая девушка Жак-Ива, помогла ему выстоять. В 1936 году в целях реабилитации Кусто начал работать на крейсере "Сюфрен" инструктором. Здесь, в порту Тулон, он первый раз в жизни исследовал море в специальных очках для Жак-Ив понял, что это и есть его предназначение.

Кусто в 1937 году женился на Симоне Мелькиор (на фото выше). У них родились сыновья Филипп и Жан-Мишель.

Погружение с маской, основание кинокомпании и первые фильмы

Вместе с Филиппом Тайе и Фредериком Дюма в 1938 году Кусто погрузился в воду с трубкой, маской и ластами. Он позднее писал о первых исследованиях океана в маске, что его глазам предстало "поразительное зрелище".

Жак-Ив в начале 1940-х годов стал основателем кинокомпании под названием "Объединение акулы". В 1942 году появился 18-минутный фильм Кусто "8 метров под водой". Он стал одной из первых картин Жак-Ива о подводном мире. Кусто во время Второй мировой войны участвовал в движении сопротивления во Франции.

Изобретения Жак-Ива Кусто

Говоря о том, чем знаменит Жак-Ив Кусто, нельзя не рассказать о множестве его из них является создание акваланга. В 1943 году состоялось испытание первого его прототипа. И оно прошло успешно. Эта модель была разработана Жак-Ивом совместно с Эмилем Ганьяном. В 1946 году началось массовое производство аквалангов. Жак-Ив Кусто за свою жизнь также создал осветительные приборы, подводную телевизионную систему и SP350 ("ныряющее блюдце") - небольшую подводную лодку, обладающую хорошей маневренностью. Она была предназначена для научного исследования глубин океана. По поручению французского ВМФ сразу же после окончания войны Кусто основал школу водолазов-аквалангистов. Несколько позже стал главой Французского центра подводных исследований Жак-Ив Кусто.

"Калипсо"

В начале 1950-х годов морской "базой" Жак-Ива стал именно этот корабль, который ранее принадлежал Британским Королевским ВМС, но был списан. Кусто переоборудовал его в мобильную лабораторию. После этого стал осуществлять на нем исследования в океане Жак-Ив Кусто. Открытия, совершенные им на этом судне, многочисленны. Одним из первых достижений, сделанных на "Калипсо", была фотосъемка морского дна, совершенная на глубинах до 7,2 км. Жак-Ива в экспедициях нередко сопровождала супруга. А сыновья его, Филипп и Жак-Мишель, работали юнгами.

Первая книга, новые фильмы и мировая известность

К началу 1950-х годов накопил уже значительный опыт изучения океана Жак-Ив Кусто. Исследования его должны были стать достоянием общественности. Для этого Кусто совместно с Фредериком Дюма в 1953 году написал книгу под названием "В мире безмолвия". В ней впервые читателям был представлен мир океана, изучению которого посвятил многие годы жизни Жак-Ив Кусто. Снятый по мотивам этой книги фильм, вышедший в 1956 году, завоевал и "Оскара". Он сразу же принес мировую известность его авторам. Кусто в 1954 году совершил путешествие по Индийскому океану и Красному морю. Итогом этой экспедиции стал сериал, известный многим из нас, - "Одиссея команды Кусто". Вот чем знаменит Жак-Ив Кусто на весь мир. Исследователь подводного мира в 1957 году стал директором находящегося в

"Подводные дома" и "Общество Кусто"

Разработка "Подводных домов", амбициозного проекта этого исследователя, относится к 1960-м годам. Его реализацией были операция 1963 года "Преконтинент II" и 1965 года "Преконтинент III".

Но мы рассказали еще не все о том, чем знаменит Жак-Ив Кусто. Этот исследователь был видным общественным деятелем. Жак-Ив в 1973 году создал некоммерческую организацию "Общество Кусто", цель которой - охрана морской среды.

Исследователь осуществлял свои экспедиции, изучая неизвестные зоны Мирового океана. Жак-Ив сконструировал новые типы судов, безопасных с точки зрения экологии. "Флот" его в 1985 году пополнился яхтой ALCYONE, которая движется благодаря электроветровой системе. В 1979 году во время съемок очередного фильма погиб младший сын Жак-Ива, Филипп.

Фонд Кусто, экспедиция в Антарктику, женитьба на Триплет

В 1981 году был создан Фонд Кусто в Париже. Спустя 9 лет исследователь отправился в экспедицию в Антарктиду. Он взял с собой шестерых детей (по одному представителю от каждого из континентов) для того, чтобы весь мир увидел, что природу Антарктики следует сохранить для молодого поколения.

В 1990 году Симона, жена Кусто, умерла от рака. Через год после ее кончины Жак-Ив женился во второй раз. Его супругой стала Франсина женщина еще до брака родила ему сына Пьера и дочь Диану.

"Калипсо-2"

"Калипсо" в 1996 году затонул в результате столкновения с баржей. Это произошло в порту Сингапура. Судно не подлежало восстановлению. Через некоторое время оно было выставлено в музее города Ла Рошель. После его поломки приступил к строительству "Калипсо-2" Жак-Ив Кусто. Биография его отмечена множеством морских экспедиций, совершенных вместе с командой на борту этого судна.

Смерть

Исследователь умер в возрасте 87 лет, 25 июня 1997 года. Смерть наступила после перенесенного респираторного заболевания, протекавшего с осложнениями. Жак-Ив скончался от инфаркта миокарда. Это произошло в Бордо (Франция). Его похоронили на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.

Жак-Иву было вручено множество различных наград за его исследования. Среди них особенно ценным был Орден Почетного легиона, который получил Жак-Ив Кусто. Книги его авторства, которые считаются самыми известными, следующие: "Живое море", "Жизнь и смерть кораллов", "В мире безмолвия", "Затонувшие сокровища", "Мир без солнца" и др.

Дело Жак-Ива продолжается

И сегодня работают "Команда Кусто" и "Общество Кусто" - организации, созданные им. Дети и внуки его продолжают дело исследователя, занимаясь изучением Мирового океана. Жан-Мишель, его сын, - защитник окружающей среды, исследователь, кинопродюсер, педагог. По стопам деда пошел также его внук Фабьен (на фото ниже). Он решил стать океанографом. В честь Жак-Ива в 2014 году он совершил подводную научную экспедицию продолжительностью в 31 день.

Погружение было осуществлено на станции Aquarius. Таким образом, сегодня продолжается важное для человечества дело, которое начал Жак-Ив Кусто. Биография его вдохновляет множество людей на изучение океанских глубин и защиту окружающей среды.

Сенкевич снимал больше старушку "Калипсо".

"Калипсо" появилась на свет в 1941 году, причем, по проекту она - минный тральщик Британских Королевских ВМС. Спроектирована и построена компанией «Ballard Marine Railway Company» (Сиэтл, Вашингтон, США). Относилась к классу кораблей BYMS - British Yard Minesweeper Mark 1 Class Motor Minesweeper. Заложена 12 августа 1941 года под заводским обозначением BYMS-26, спущена 21 марта 1942 года.

В войну честно занималась разминированиями на Средиземном море. Благодаря деревянному корпусу и довольно маломощному компактному мотору, на нее почти не реагируют мины-"магнитки", а значит, возможна работа на самых сложных типах заграждений. В ремонт попала один раз - в 1944 году, на Мальте. После войны в 1947 году передана из военного флота в гражданский и служила почтовым ботом на Мальте и острове Гоцо (Огигия).

В это время еще молодой исследователь океанских глубин Жак Кусто занялся подбором корпабля для экспедиций. И уговорил одного ирландского богатея спонсировать приобретение и переоборудование такого корабля. Ирландцу, миллионеру и бывшему члену парламента Томасу Лоэлю Гиннессу "Калипсо" попалась на глаза на каком-то средиземноморском курорте. Томас выкупил бот у английской почты, переоборудовал и сдал в аренду французским водолазам... за символический франк в год, попросив при этом о двух одолжениях: не афишировать его благотворительность и больше не лезть с предложениями о спонсорстве.

При модернизации в экспедиционное судно "Калипсо" получила комплект водолазного оборудования с надувным катером обеспечения, съемный контейнер-вертолётник с посадочной площадкой и одним вертолётом, научное оборудование, отсек для подводного наблюдения, несколько батискафов типа "ныряющее блюдце и мини-субмарин, в том числе - радиоуправляемых беспилотных, и пару водяных мотоциклов. В придачу к кораблю Томас купил для Кусто большой белый гидросамолет типа "Каталина", который на борту не помещался и летал за "Калипсо" своим ходом.

Количество ее экспедиций исчисляется десятками. За время службы она трижды намотала на винты полную кругосветку...

11 января 1996 года «Калипсо» столкнулась в Сингапурской гавани с баржей и затонула. На сегодня все что от корабля осталось - это скелет на берегу в портовом городе Конкарно, на побережье Бретань на Западе Франции.
«Калипсо» была иконой экологического движения за сохранение чудес Мирового океана. Путешествия "Калипсо" сделали мировую славу команде Кусто. В своем завещании в 1997 году Жак Ив Кусто оставил четкие указания как нужно содержать корабль который сопровождал его практически 40 лет. Но завещание не было реализовано из-за гибели корабля. После столкновения "Калипсо" с грузовой баржей Фонд Кусто задался целью поднять и восстановить корабль. Но сам командор Кусто через год умер. “Очень грустно видеть, что никто не стал ее покровителем, - сказал Пскаль Шассань, директор Ассоциации морских и речных акваторий Франции. В 2014 году Ассоциация признала "Калипсо" кораблем, представляющим морское культурное наследие страны, но государство не поддержало идею поднять корабль и превратить в музейный экспонат.
"Пренебрежение государственных структур этим кораблем, в принципе, не удивительно, - считает сподвижник Кусто капитан Жерар Абувилль, командир исследовательского пакетбота "Планет Соляр" - экспериментального судна с ходовыми на солнечных батареях, - Франция не оценила вклад "Калипсо" в мировую морскую историю. Мы являемся страной, где у морского наследия существуют серьезные трудности. У "Калипсо" шансы на спонсорство со стороны правительства уменьшилась, так как слава его отступает в прошлое. Если вы спросите у подрастающего поколения во Франции, они не знают об этом"...
Портовые власти требуют утилизации корабля, пребывающего в порту Конкарно после подъема. в 2009 году стоимость ремонтных работ составляла 273 000 евро ($300,000). Сегодня время взяло свое и состояние корпуса корабля многократно ухудшилось. Верфь в Конкарно выставила корабль на продажу по цене лома. Фонд Кусто не располагает средствами для выкупа корабля, вдова командора Кусто Франсина отказалась использовать наследство покойного мужа на эти цели.
Среди моряков города Тулона, где была приписана "Калипсо", идет сбор подписей и пожертвований на выкуп корабля с верфи. Причем, предлагается два варианта дальнейшей судьбы уникального тральщика: передача его в качестве натурного экспоната в морской музей Монако, с которым в последние годы сотрудничал Кусто. Или... затопление в Атлантическом океане на месте, где был развеян прах ее покойного капитана. Председатель инициативной группы тулонцев капитан гражданского флота Арман-Жак Савиньяк заявляет, что “Калипсо" стоит отдать морю, под салют затопив в океане, как полагается хоронить корабли, отслужившие свой век и не подлежащие восстановлению.

Калипсо (Calypso) - пожалуй, одно из самых известных в мире судов, благодаря работе знаменитого океанографа Жака-Ива Кусто и множеству фильмов о его исследованиях, в которых его плавучая лаборатория играет роль одного из главных героев.

Военный корабль для Британских Королевских ВМС построен в Сиэтле (США) компанией Ballard Marine Railway. Он был заложен 12 августа 1941 года (заводское обозначение BYMS-26), и спущен на воду 21 марта 1942 года, а еще через год начал боевые действия в составе группы кораблей на Средиземном море. Тогда будущий исследовательский корабль носил обозначение HMS J-826. К счастью, воевать ему пришлось недолго: уже в 1944 году корабль подвергся модернизации, и в 1947 году исключен из списков флота.

После окончания войны, уже в качестве гражданского судна, Калипсо работал паромом между островами Мальта и Гоцо. Именно тогда появилось имя, которому предстояло прославиться, данное в честь нимфы Калипсо, которая, судя по греческим мифам, жила на острове Огигия, ныне называемом Гоцо.

К тому времени Жак-Ив Кусто, прославившийся изобретением акваланга и несколькими фильмами о подводном мире, подыскивал судно, на котором можно было бы разместить свою плавучую научную базу.

Ирландский миллионер Томас Лоэл Гиннесс выкупил Калипсо в 1950 году и передал его Кусто в лизинг за символический франк в год, при этом взяв обещание не раскрывать его имени и не просить больше денег.

В течение еще двух лет шло переоборудование судна, которое получило аппаратуру для дайвинга, подводных киносъёмок и различных научных исследований. Кроме того, была сформирована вертолетная площадка и отсек для мини-субмарин. Более сорока лет «Калипсо» обходило чуть ли не все моря мира, став узнаваемым членом океанографической и кинематографической команды. Его имя стало нарицательным для исследовательских судов, вошло в литературу, ему посвящены многие произведения искусства.

Флот «Команды Кусто», как называли ее во всем мире, со временем вырос, обзавелся более современными судами, но «Калипсо» продолжало оставаться символом их огромной работы.

К сожалению, 11 января 1996 года в Сингапуре «Калипсо» столкнулось с баржей и затонуло. Через две недели судно было поднято со дна и отбуксировано на французскую базу Команды Кусто. Но для самого легендарного океанографа это был тяжелый удар; в следующем году он умер.

В 1998 году «Калипсо» транспортировали в Морской музей в Ла Рошель и объявили о планах превращения в плавучий музей. Франсине Кусто, вдове ученого, удалось начать восстановление судна; например, получить для него двигатели, чуть ли не лучше, чем те, что использовались прежде. Планировалось, что музей начнет работать к 100-летию Ж.-И. Кусто в 2010 году, но ассоциация, занимавшаяся подготовкой судна, столкнулась со значительным количеством проблем юридического и финансового плана. Неоднократно различные филантропические предприятия заявляли о поддержке проекта, но фактической помощи от них было очень мало. Только к середине двухтысячных начались реальные работы, но двигались они очень медленно. Судно вновь поменяло дислокацию: в 2007 г. из Ла-Рошели перевезено в г. Конкарно, где восстановительные работы начал завод Пириу (Piriou Shipyard). Однако к 2010 году не удалось сделать почти ничего, и до сих пор работы не завершены, восстановлено не все оборудование, утраченное при затоплении и при последующих переездах.

Тем не менее, работы продолжаются, и корабль готовится стать не только музеем, но и образовательной базой для ныряльщиков, готовящихся по программе Ассоциации Кусто. Для этого будет полностью возрождено необходимое оборудование, включая одно- и двухместные субмарины, различные акваланги, фото- и кинокамеры. Есть надежда, что полностью функционировать музей начнет в 2015 году.

Статья Антона Сорокина \ smotorom.ru

Научно-исследовательское судно «CALYPSO » благополучно пережило штормы и бури. Тридцать пять лет оно противостояло свирепому натиску волн и ветру. Этот корабль спасал в бушующем океане терпящих кораблекрушение и снимал экипажи с тонущих судов. Жак Ив Кусто мечтал о полезном использовании силы ветра. Капитан Кусто мечтал, чтобы ветер стал его союзником. Во время плаваний по Тихому океану Жак Ив Кусто использовал морское парусное судно. Именно тогда исследователю и мореплавателю и пришла в голову идея отказаться от традиционного паруса и разработать новую конструкцию из металла. В городке La-Rochelle капитан Кусто приступил к созданию нового типа.

научно-исследовательское судно «Calypso»


Жак Ив Кусто посвятил свой талант исследованиям морских глубин, но в какой-то момент он решил покорить своей волей Бога ветров Еолла. Человек всегда хотел плавать по морю, он строил . Сначала просто на веслах, потом на паруснике, затем на угле и дизельном топливе, сейчас на атомной энергетической установке. Однако сейчас наступило время для появления принципиально новых типов экологически безопасных судов. И таким необычным судном стали корабли изобретенные Кусто.

океанское судно «MOULIN A VENT»

Жак Ив Кусто пришел к выводу, что созданная им установка должна значительно превосходить по эффективности традиционные виды парусов. Особенностью , что создал Кусто является парус, вместо которого установлена полая аэродинамическая колонна, позволяющая эффективно использовать силу ветра.

Первый проект Жак Ив Кусто осуществил 12 октября 1983 год. Судно «MOULIN A VENT » было спущено на воду, и команда Кусто вышла в море для проведения испытаний, в результате которых проверялась теория на практике. Основой стал корпус катамарана, на палубах которого была установлена платформа с турбодвигателем парусного типа. Вся операция по изменению угла наклона, площади паруса выполнялась с капитанского мостика при помощи нажатия клавиш электроприводов. Название судна «MOULIN A VENT » означает сорт вина «Ветряная мельница», который любила вся команда Кусто . С обеих сторон полой аэродинамической колонны располагаются металлические сетки с переменным углом наклона выполненные в форме полукружий обеспечиваемые высокую сопротивляемость потоку ветра внутри трубы.

внутри аэродинамической трубы

За счет силы ветра при выключенной вентиляторной установке такая конструкция даже в пассивном состоянии в 2 раза эффективнее, чем простой парус. При подаче воздуха через нагнетательную установку эффективность становиться еще больше. Внутри колонны полностью исключается возникновение встречных воздушных потоков, уменьшающих эффективность парусов.

Эффективность установки не заставила себя долго ждать, при скорости ветра 30 узлов судно развивало скорость 11 узлов. Но вскоре труба не выдержала сильных штормов Атлантического океана и надломилась, к счастью без последствий. Причиной разрушения колонны стали разболтанность крепежа и неустойчивость старого .

гидрографическое судно «Alcyone»

«Alcyone»

«Alcyone» в Канаде

«Alcyone»

«Alcy one» в море


«Alcyone» в порту


Жак Ив Кусто решил не останавливаться на уже положительном результате, и он создал в мае 1985 года еще одно судно под названием «ALCYONE ». Океанское судно было названо в честь дочери греческого бога ветра. Второй проект корабля тоже оснащен аэродинамической установкой. С учетом прежних проб и ошибок на новое океанское судно были установлены две колонны. Испытания проходили по маршруту порт Ла-Рошель - Нью-Йорк.

Жак Ив Кусто

капитан Кусто


Корпус гидрографического судна был выполнен из алюминия, что позволило снизить качку. С капитанского мостика можно управлять работой всего оборудования и самое главное изменять угол наклона установки. Бортовой компьютер позволяет анализировать ее работу.

Ровно 107 лет назад родился человек, который открыл людям подводный мир – Жак-Ив Кусто. После себя он оставил великолепные изобретения – очки для плавания, акваланг и камеры для подводных съемок, а также множество документальных фильмов и книг о красоте природы нашей родной планеты. Ко Дню рождения великого исследователя мы выбрали 10 интересных фактов из его жизни.

  1. Большая голубая дыра стала широко известна благодаря Жак-Иву Кусто, который в 1972 году приплыл сюда на легендарном Калипсо. С командой они погрузились на субмаринах в глубины этого места, изучая природу его происхождения.
  1. Жак-Ив увлекался не только морем, но и небом. Он пытался поступить в военно-морскую авиацию. Но после автомобильной аварии, в которой он получил серьёзные травмы, с новой мечтой пришлось проститься. Это ещё больше приблизило Кусто к морю. Для восстановления здоровья он начал ежедневно плавать. Именно тогда он изобрёл очки для подводного плавания.
  2. Во время II Мировой войны Жак-Ив Кусто служил в артиллерии пулеметчиком и по окончании войны был удостоен Ордена Почетного Легиона за активное участие в антифашистской партизанской борьбе.

  1. У Кусто было четверо детей от двух жён. Причём дети от второй жены родились ещё в период, когда исследователь состоял в браке со своей первой супругой. После смерти первой жены Кусто вступил в судебную тяжбу со старшим сыном Жаном-Мишелем из-за использования фамилии в коммерческих целях. Суд оказался на стороне родителя и запретил наследнику смешивать свою коммерческую деятельность с научными заслугами отца.
  2. Корабль Жака-Ива Кусто «Калипсо» когда-то был минным тральщиком ВМС Великобритании. Исследователь пережил корабль ненадолго, Кусто не стало через год после того, как «Калипсо» затонул.

  1. Океанографический музей Монако (Musée océanographique de Monaco) основан в 1889 году, с 1957 года директором музея был Жак Ив Кусто. В аквариуме живут 4000 видов рыб.
  2. За время работы команды Кусто на «Калипсо» корабль побывал практически во всех океанах и морях мира, включая Антарктику, и даже прошёлся по руслу Амазонки.

  1. В 1974 году было основано Общество Кусто (Cousteau Society), некоммерческая исследовательская организация, основная цель которой - охрана мирового океана.
  2. В 1956 году Кусто выпустил фильм «В мире безмолвия» с использованием съёмок подводного мира. Для создания картины понадобилось два года усердной работы. При этом фильм длится 86 минут. До 2004 года он оставался единственным документальным фильмом, получившим «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.

  1. Легендарная «Одиссея команды Кусто» - цикл документальных фильмов о подводном мире - известна на всех континентах Земли.