Тарбагатай – село в Бурятии, расположенное в 52 км юго-восточней от Улан-Удэ, на реке Куйтунка. В селе проживает около 5,3 тысяч человек. Тарбагатай был основан в начале первой половины XVIII ст. Первоначально село носило название слобода Паргабентей, однако немного позже местные жители решили присвоить ему другое название - Тарбагатай. В 1744 году в селе была построена православная Зосимо-Савватиевская церковь.

Начиная с середины XVIII ст. в Забайкалье стали жить старообрядцы – семейские, выходцы из Белоруссии. Семейским не только удалось успешно вести сельское хозяйство на бесплодной земле, но и принести с собой свои старообрядческие обычаи. Здесь обходились без священников, вместо церквей строили молельные дома и «беспоповские» часовни. В 1810 г. - возведена старообрядческая часовня. Барон А. Розен в своих «Записках» оставил небольшое описание Тарбагатая того времени.

В 1982 году в селе состоялось торжественное открытие Тарбагатайского народного музея «Элементы семейской старины», сохранилось здание, в котором в волостном правлении находился штаб партизан Тарбагатайского фронта, особняк С. Чебунина, где вела революционную работу большевистская организация и размещалась явочная квартира.

На сегодняшний день село Тарбагатай является туристическим местом. По всему селу стоит большое количество старообрядческих домов, раскрашенные в самые яркие цвета, с расписными ставнями и узорными заборами. Жители села Тарбагатай с радостью угощают гостей вкуснейшими местными пирогами и исполняют традиционные песни.

Тарбагатай (Республика Бурятия, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

История России с человеческим лицом - так можно сказать о Тарбагатае, старообрядческой деревушке, расположенной в Забайкалье. Это одно из немногих мест в России, где время будто не властно над бытом и верованиями людей. Каждый двор и каждый ритуал дышит культурой старообрядчества, а жители открыты и дружелюбны с посетителями, желающими окунуться в незнакомый и давно ушедший в века мир староверов.

Поэт Н. А. Некрасов посвятил селу Тарбагатай несколько строф поэмы «Дедушка». Он описал процветающую, самодостаточную общину и ее народ «нравов суровых», который «трезво и честно живет».

Немного истории

Первые упоминания о селе Тарбагатай относятся к 18 веку, но история его жителей началась гораздо раньше - с расколом Русской церкви. После церковной реформы середины 17 века старообрядцы - люди, продолжавшие придерживаться прежнего уклада жизни, веры и религиозных обрядов, - были объявлены еретиками и подвергнуты гонениям. В середине 18 века по указу Екатерины II их семьи, жившие в Польше, Украине и Белоруссии, были насильно перемещены в Сибирь, на самую окраину империи, в край сурового климата и неплодородных земель. Тарбагатай стал одним из тех сел, где пришлые старообрядческие семьи мирно ужились с местными, сумев сохранить свое культурное наследие. К началу 20 века 4 из 5 семей деревни были староверческими.

Что посмотреть

Главной достопримечательностью деревни не без оснований считают радушие ее жителей. В Тарбагатае вас встретят вкуснейшей местной кухней, напитками старой рецептуры и национальными песнями. Внимание посетителей сразу же привлекают раскрашенные в яркие тона дома-избы: некоторые поновее, другие же видели праотцов нынешних староверов. «Семейские» - так прозвали пришлых за их семейность и привычку селиться патриархальными общинами. Бережно хранимые обряды и традиции - гордость тарбагатайцев: многие предметы старины и ценные экспонаты, иллюстрирующие эпизоды из истории деревни, можно увидеть в музее «Элементы семейской старины», открытом благодаря стараниям общины. В его коллекции более 1000 экспонатов, в том числе самовары, кувшины, старые плуги и мельницы, различные элементы одежды, отданные в дар самими тарбагатайцами, а также иконы и церковные облачения.

Жители села устраивают для гостей костюмированные представления и спектакли, основанные на их верованиях и обрядах. Любой может стать участником «Старообрядческой свадьбы» и попеть старорусские песни с местным фольклорным ансамблем.

Неподалеку от деревни расположена Лев-гора, похожая на львиную голову с пушистой гривой. С нее открывается захватывающий вид на долину реки Селенги и окружающие ее степи и пролески. На вершине горы есть еще одна достопримечательность, особо полюбившаяся местным жителям, - две естественные каменные чаши, образовавшиеся в горной породе после удара молнии. Тарбагатайцы верят, что если бросить монетку в одну из чаш, жизнь потечет спокойной рекой, а если в другую - понесется бурным потоком.

Практическая информация

Адрес: Республика Бурятия, село Тарбагатай. Координаты: 51° 28′ 50″ N, 107° 21′ 35″ E.

Добраться можно на личном авто - 50 км от Улан-Удэ в сторону границы с Монголией.

Часы работы: свободный вход в светлое время суток. Посещение - бесплатное.

История Тарбагатая

В 1764 году царский генерал-майор Маслов выселил...

Читать всё

Находится на расстоянии 52 км от города Улан-Удэ. Перед поселком на перевале находится автозаправочная станция и пост ГАИ. Недалеко от перевала находится природная достопримечательность - скала «Гребешок», бывшая в древние времена сакральным местом. Это место известно также тем, что во время гражданской войны здесь находились позиции семейских партизан, которые не имея оружия, одной решимостью остановили войска атамана Семенова. В поселке находится центр культуры старообрядцев, в котором есть музей и фольклорный ансамбль «Судьбинушка». Центр организует встречи, экскурсии с демонстрацией жилищ и старинных обрядов. Работают магазины, кафе, почта, библиотека, автозаправочная станция.

История Тарбагатая

В 1764 году царский генерал-майор Маслов выселил из пределов Польши и направил в Сибирь партию старообрядцев. Группа в составе 824 человек, была поселена недалеко от Верхнеудинска в селе Тарбагатай.

На юг от столицы нашей республики г. Улан-Удэ раскинулось редкой красоты земля: высокие горы и хребты, вековые сосновые боры, дремучая тайга, песчаные распадки и заливные луга в речных долинах. Здесь расположено село Тарбагатай. Большая часть пути из Улан-Удэ в село Тарбагатай идет мимо голых высоких гор, отчасти приспособленных под пашню. Только справа среди зеленых берегов блистает на солнце Селенга с ее бесчисленными островами, заросшими сочными разнотравьем, ивняком да черемухой, поистине черемуховый край.

Известно, что, Н.А. Некрасов в поэме «Дедушка» дал восторженное описание Тарбагатая – одного из крупных сел в Забайкалье. В отрывке посвященном названному селу, дана высокая оценка сосланных староверов.

Горсточку русских сослали

В страшную глушь за раскол,

Землю да волю им дали;

Материал из сайт

Тарбагатай – центр Тарбагатайского р-на Республики Бурятия. Село расположено на речке Куйтунке, впадающей в реку Селенгу, и на речке Тарбагатайке, впадающей в Куйтунку. Название происходит от бурятского слова «тарбаган», по-русски сурок, которые в большом количестве обитали и обитают в этой местности. На географической карте имеется около дюжины Тарбагатаев.

Тарбагатай – наиболее известное по многим литературным и историческим источникам село. Точной даты основания села до сих пор не имеем. Возникновение Тарбагатая можно отнести к первой четверти XVIII в. К 1740 г. это была вторая после Куйтуна по численности деревня.

В Материалах Комиссии для исследования землевладения, землепользования в Забайкальской области (СПб., 1898 г. Вып. 6. Л.16) записано: «Коренными жителями селения Тарбагатайского надо считать инородцев». Вероятно, имелись в виду оседлые крещеные буряты, платящие ясак. Потом к ним подселились русские казаки и крестьяне. В 1744 г. в Тарбагатае была построена Зосимо-Савватиевская новообрядческая никонианская церковь, к ней были приписаны все окрестные деревни. Тарбагатай становится слободой, в ней находится приказная изба. В 1746 г. составлены исповедные росписи прихожанам этой церкви, живших в разных, примерно в 20, селениях. Эти росписи по ряду семейских сел частично опубликованы. По остальным деревням прихожане не расписаны, не указаны места их проживания. Это затрудняет выявление данных поселенцев в деревнях Тарбагатайского ведомства. А проживало в них более 300 новообрядцев- сибиряков. Затем в 1765 г. были приселены старообрядцы. В Тарбагатае к 30 дворам новообрядцев крестьян-старожилов прибавилось 17 дворов русских старообрядцев.

П.С. Паллас в 1772 г. записал: «Тарбагантельская слобода... в оной изрядная находится церковь и около 40 дворов, меж коими 10 польские колонисты занимают, лежит при соединении речки Куйтуна (Холодная) с Тарбагантеем (Сурочья река). (Паллас П.С. 1788. С. 224.) Надо полагать, что ко времени путешествия Палласа несколько семей из Тарбагатая переселились в другие деревни.

Анализируя списки прихожан, перешедших в новообрядчество, проживавших до прихода семейских, предполагаю, что в Тарбагатае в 1746 г. проживали следующие семьи. Из числа духовных 1 семья Василия Трапезникова, 6 семей ясашных людей – Черниговских, 2 семьи Курдюковых. Итого 9 семей, казаки Сюсины, Жарких, Трутнев. В списке 1766 г. к этим фамилиям добавлена семья Шадрина Ивана сына Иванова, Сюсиных и др.

В 1829 г. в Тарбагатае проживали уже 8 семей Черниговских, Курдюковых – 4 семьи, Мокровых – 2 семьи, Батуриных – 3 семьи, а также семьи Василия Худяева, Родиона Шадрина, Тимофея Орлова. (НАРБ. Ф. 207. Оп. 1. Д. 59, Лл. 91 – 91 об., и Лл. 250 – 251 об.)

Примечательно, что в 1824 г. в Тарбагатае численно преобладали ясачные над другими русскими старожилами. Государственных крестьян-старожилов было в то время 22 ревизских души, ясачных – 77 душ. (НАРБ. Ф. 207. Оп. 1. Д. 1599. Л. 13.) Ныне в этом селе преобладают старообрядцы.

К 1824 г. в Тарбагатае была построена старообрядческая церковь во имя святителя Николая Чудотворца. И в те годы господствующей церковью активно насаждается единоверие. Миссионеры забрали у старообрядцев их храм. Единоверческую церковь стали называть Знаменской по имени единоверческого попа Василия Знаменского.

В 1878 г. крестьянин с. Куйтун Павел Тихонович Шитин, уставщик-поповец, с изрядной суммой денег был отправлен в Россию за беглым попом, но к этому времени в центральной части России появились старообрядческие епископы, рукоположенные митрополитом Босно-Сараевским Амвросием, который присоединился в 1846 г. к христианам старой православной веры, там Павел Шитин был рукоположен в сан священноиерея и стал первым распространиетелем этого направления в Забайкалье. Приехал в Тарбагатайскую волость он уговорил до десяти человек присоединиться к Древлеправославной Христовой Церкви (современное название Русская Православная Старообрядческая Церковь) и через два года умер. Древлеправославная Церковь Христова распространенилась в ряде Тарбагатайских сел.

В 1929 г. священноиерей Древлеправославной Церкви Христовой Амвросий (Федотов) в г. Томске был возведен в достоинство архиерея, в иночестве ему было наречено имя Афанасий. О его жизни и деяних имеются книги. Это был первый епископ из среды семейских.

Благодаря действующим церквам Тарбагатай был одним из основных центров духовной культуры. Здесь проживало и служило духовенство официального православия. Отсюда насаждалось единоверие, здесь жили весьма подготовленные старообрядческие начетчики и уставщики. В церкви и в волостном правлении были сосредоточены многие книжные и архивные богатства, которые по дурости атеистов, к сожалению, загублены и разворованы.

В 1966 г. – 2945 чел.

1988 г. – 1444 хозяйства и 4638 чел.

По состоянию на 1 января 2013 г. в с. Тарбагатай проживает 4515 чел. Село как районный центр растет.

Из Тарбагатая вышло много выдающихся людей, как из среды сибиряков, так и из старообрядцев. Одни из них широко известны. Ф.И. Заиграев, богатый предприимчивый крестьянин, в доме которого останавливались путешественники и княжна Варвара Шаховская ожидала встретиться со своим возлюбленным декабристом Мухановым, а встретилась с И.Д. Якушкиным. Был известен старообрядческий начетчик, уставщик И.И. Чебунин. В селе вырос полный георгиевский кавалер Афанасий Перфильевич Думнов, а затем вышла целая плеяда государственных деятелей: Медведев Назар Ермилович, министр лесного хозяйства Бурятии, Медведев Поликарп Трифонович, министр юстиции Бурятии, Иван Игнатович Калашников – видный политический и общественный деятель, бывший министр внутренних дел Республики Бурятия генерал-майор милиции, бывший зам. председателя Народного Хурала Республики Бурятия и др. Но о них должна идти речь особо.