следует прежде всего выделить сатирическую линию творчества Высоцкого, в которой он выступает как представитель легальной оппозиции. Во многих песнях поэт-бард высмеивает безмозглую, ограниченную, консервативную власть, которая не умеет управлять без помощи кнута.

А урод-то сидит на уроде

И уродом другим погоняет,

И это всё – при народе,

Который приветствует вроде

И вроде бы всё одобряет.

Высоцкий обличал ложь официальной пропаганды. Одна из лучших его песен называется «Притча о правде и лжи». Эти категории получают персонификацию и представлены в виде двух женщин. Ложь заманила к себе Правду на ночлег, раздела её, присвоила имущество и стала выдавать себя за Правду, а Правду теперь оголяют

Высоцкий давал понять, что в стране нет свободы, и обличал холопское положение, на которое обречён народ. Эти мотивы сквозят в тексте песни «Солдаты и король»:

Нет-нет, у народа не трудная роль:

Упасть на колени – какая проблема! –

За всё отвечает король,

А коль не король, ну тогда – королева!

Высоцкий отрицательно относился к тем, кто в силу своего конформизма «падал на колени». Сам он был человеком очень честным и пытался показать, что принцип социальной справедливости в СССР давным-давно нарушен. В одном из произведений создаётся жанровая сценка с глубоким социальным подтекстом

У Высоцкого есть не только песни, но и стихи, не положенные на музыку. В тексте «Мосты сгорели» поэт опровергает миф о расцвете, который будто бы переживает советское общество и, подобно Ерофееву, изображает исторический прогресс как движение по замкнутому кругу

Во многих других текстах Высоцкий даёт реалистически конкретные сцены жизни брежневского общества, чтобы приблизить людей к реальности. Очень большое место у него занимают изображения «маленького человека». Тем самым Высоцкий противостоит идеализации, которой подвергался этот образ в официальной литературе. Постоянные персонажи многих песен – пьяницы. Безусловно, подобные персонажи у Высоцкого даны чаще всего с иронией, как в песне «Милицейский протокол». В этих песнях Высоцкий часто пользуется литературной (персонажной) маской: герой, как бы исповедуясь, рассказывая об одном из случаев жизни, раскрывается до конца. Свою вину герой песни «Милицейский протокол» относит на качество водки.

Вполне естественно в лирике Высоцкого возникают мотивы самоуничтожения, саморазрушения: автор и лирический герой вполне сознательно строят свою жизнь как гонку по-над пропастью ради того, чтобы острее пережить гибельный восторг свободы: «Я лег на сгибе бытия,/ На полдороге к бездне,/ И вся история моя -/ история болезни», - пишет Высоцкий в поэме «История болезни» (1977-1978), одном из самых автобиографичных и самых страшных текстов позднего периода его творчества. Саморазрушение - это логичная плата за волю к цельности в карнавальном мире, утратившем цельность, не знающем границ между добром и злом, правдой и ложью, наполненном множеством спорящих и несовместимых друг с другом правд. Гротескная «логика обратности», при которой «все происходит наоборот» по отношению к поставленной

человеком сознательной цели, оборачивается и на лирического героя Высоцкого. Высоцкий так и не смог примирить романтический максимализм своего лирического героя («Я не люблю») с его же всеядностью, открытостью для «чужого» слова и «чужой» правды. Именно это гротескное сочетание воли к цельности с принципиальным отказом от цельности превращает всю поэзию

Высоцкого в своего рода «открытый текст», выходящий за пределы породившей его социальной эпохи.

Исповедальный характер лирики Владимира Высоцкого всегда поражал и продолжает поражать читателей своей искренностью, откровенностью и насыщенностью. Известно, что Высоцкий был многогранной творческой личностью поэт, певец-бард, актер…

Его лирике присущи две основные тематики это любовь и война. Причем на военную тему Владимир стал писать стихотворение еще в раннем возрасте. Многих поражает то, что человек, не прошедший войну и не узнавший ее тягот, так отчаянно и сильно пишет о ней.

Военная тема

Лирика Высоцкого тем и примечательно, что любую поднятую в ней тему, поэт пропускает через себя, переживает ее полноценно, не жалея самого себя. О войне Высоцкий говорил, что он отдает дань той эпохи и тем людям, которые прошли этот ужас в своих песнях и стихах, что для него это долг перед самим собой, ведь последующие поколения живут лишь благодаря тем, кто самоотверженно отдал свои жизни на войне.

Причем его военная лирика полна ассоциаций, и поэт говорит об обобщенном явлении войны, которое затрагивает каждую личность. Знаменитыми произведениями Высоцкого на тему войны являются «Песня о летчике» , «На братских могилах…» , «Мы вращаем Землю» .

Эти песни о долге и чести, о той суровой действительности жестокой войны, на которой приходится быть смелым, отважным и решительным. Владимир Высоцкий описывал ощущение войны с такой точностью и душевностью, что перед глазами слушателей становились настоящие военные картины.

Поэт тем и парадоксален, что он практически заставляет людей задумываться о таких важных жизненных понятиях, как преданность, долг, любовь к жизни и Родине, о настоящей дружбе и любви.

Любовная лирика

Будучи истинным художником слова, Высоцкий с особым надрывом и глубиной рассказывал и о любви. В жизни каждого человека, независимо от возраста и положения, это важная, животрепещущая тема. В жизни самого Высоцкого любовь была яркой и необычной, подробности его любовной жизни были известны всем, его роман с француженкой Мариной Влади был у всех на устах…

Многие говорят о том, что для творчества Владимира Высоцкого не было запретных тем, а его любовная лирика это открытый, отчаянный крик о собственных чувствах и переживаниях. Но сам поэт не любил говорить о своей любви, не любил рассказывать о ней какие-нибудь подробности, но многое можно понять из его лирики душевной и откровенной.

Любовная лирика Высоцкого это и мелодичность, и тонкий смысл, и необычная, запоминающаяся форма стиха. Но нельзя не отметить, что его лирика до изумления своеобразна, вряд ли возможно найти в русской поэзии ее аналог.

В этом заключается самобытность и харизматичность Владимира Высоцкого, как поэта и исполнителя, свою лирику он создавал не по шаблонам и стандартным формам, она является его олицетворением, поэтому она настолько честная и исповедальная.

Он раскрывал души людей, раскрывая свою собственную в стихах и песнях, и только так его могли не только услышать, но и полностью понять, проникнуться ее чувствами. Именно по этой причине, Владимир Высоцкий вошел в отечественную литературу, как настоящий мастер слова - живого и реалистичного, и поэтому такого трепетного и проникающего прямо в душу.

В 1985 году астрономы Крымской обсерватории назвали вновь открытую планету между орбитами Марса и Юпитера - Владивысоцкий. В космосе, среди огромного количества планет, блуждает маленькая светящаяся точка, и это вечно живое небесное тело связано с именем знаменитого поэта, певца и актера - Владимира Высоцкого. Так кто же он - актер, поэт или композитор? Он сам в одном из интервью ответил на этот вопрос так: «Я думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез, - может быть, это какой-нибудь новый вид искусства. Может быть, все это будет называться в будущем каким-то одним словом, но сейчас пока этого слова нет».

Так в чем же особенности лирики Высоцкого? В чем особенности всего его творчества? А его творчество интересно и многогранно. Им написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театров, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, в радиоспектаклях. Свой жанр на эстраде он чаще всего называл авторской песней. Первое свое стихотворение он написал в 1961 году. Начал Высоцкий писать свои песни только для своих друзей, чтобы петь в маленькой дворовой компании. Поэтому первые песни были такими уличными и даже немного хулиганскими. Позднее он стал писать о войне и на более философские темы.

Поэта много спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну, писал о ней, и писал так, как будто сам принимал в ней участие. Он отвечал: «…Мы дети военных лет - для нас это вообще не забудется. Один человек метко заметил, что мы «довоевываем» в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я вот отдаю дань этому времени своими песнями. Это почетная задача - писать о людях, которые воевали»:

Я этот небесный квадрат не покину.
Мне цифры сейчас не важны, -
Сегодня мой друг защищает мне спину,
А значит, и шансы равны.
(«Песня летчика»)

Это не песни - ретроспекции: они написаны человеком, который войну не прошел. Это песни-ассоциации. Если вы в них вдумаетесь и вслушаетесь, вы увидите, что их можно петь и теперь: просто взяты персонажи и ситуации из тех времен, но все это могло произойти и здесь, сегодня. И написаны эти песни для людей, большинство из которых тоже не участвовали в этих событиях. А ведь, по словам М. Кульчицкого:



Война ж совсем не фейерверк,
А просто трудная работа,
Когда черна от пота, вверх
Скользит по пахоте пехота.

Эти песни написаны на военном материале с прикидкой на прошлое, но вовсе не обязательно, что разговор в них идет только чисто о войне… Много песен о войне он написал и для кино. Высоцкий сам снимался в картинах, но по общему признанию судьба киноактера у него не сложилась. Кинематограф не использовал всех его возможностей. Половина сыгранных ролей эпизодические. По-настоящему раскрывался он только на концертах, где всегда работал в полную силу. Каждый концерт, как последний. Исполняя песни, он мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать голову в плечи. И казалось: еще секунда, и рухнет потолок, и взорвутся динамики, лопнут струны, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене… Казалось: на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал. Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу. Высоцкий, который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно. Высоцкий очень много внимания уделял спортивной теме. Он хотел создать целую программу, где будет песня о каждом виде спорта. Это, конечно, непомерная задача, так как видов спорта очень много. Однако он много работал и кое-что написал. Например, песня «Профессионалы», которую он написал после игры СССР-Канада в хоккей, когда советские хоккеисты стали в пятый раз чемпионами мира. Игра была тяжелой, и наши болельщики опасались, что канадские профессионалы, владеющие силовыми приемами, смогут победить, но все оказалось по-другому:

…Профессионалам, отчаянным малым,
Игра-лотерея, - кому повезет.
Играют с партнером, как бык с матадором, -
Хоть, кажется, принято наоборот.

У него есть «Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать длинную (А он очень не хотел)» или тоже шуточная песня - «Песня о сентиментальном боксере». А знаменитая «Утренняя гимнастика», такая антиалкогольная песня-шутка, вроде пародии на некоторые упражнения гимнастики:

Вдох глубокий, руки шире,
Не спешите - три, четыре! -
Бодрость духа, грация и пластика!
Общеукрепляющая,
Утром отрезвляющая,
Если жив пока еще, - гимнастика.

«Песенка про прыгуна в длину» посвящена другу Владимира, знаменитому прыгуну в длину Г. Климову. У него несчастье: он все время переступает доску, от которой отталкивается, - и у него рекорды не засчитываются:

Что случилось, почему кричат?
Почему мой тренер зазвонил?
Просто восемь сорок результат,
Правда, за черту переступил.
«Песня о штангисте» посвящена Василию Алексееву, самому сильному человеку в мире:
…Но отмечен грацией мустанга,
Скован я, в движениях не скор.
Штанга, перегруженная штанга, -
Вечный мой соперник и партнер.
Есть у него стихотворение и о шахматах:
…Ход за мной - что делать? Надо, Сева, -
Наугад, как ночью по тайге…
Помню - всех главнее королева:
Ходит взад-вперед и вправо-влево, -
Ну а кони вроде - буквой «Г».

Много песен Высоцкого посвящено альпинистам. «Альпинизм - это не спорт, но даже если и спорт, то соревнования здесь неуместны, - они ни к чему хорошему не приведут», - эту фразу Высоцкий произнес в одном из интервью. Поэт писал песни, как бы погружаясь в атмосферу того, о чем пишет. Так же случилось на съемках фильма «Вертикаль». Он вместе со съемочной группой приехал в горы, и они своей красотой просто покорили его:

…Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.

Он много встречался там с умными, хорошими людьми, а люди в горах ведут себя совершенно иначе, чем в обычной городской обстановке. Они раскрываются совершенно по-другому. Дело в том, что обстановка во время восхождения приближена к военной, и поэтому люди ведут себя как в бою:

Здесь вам не равнина, здесь климат иной, -
Идут лавины одна за другой!

В ином месте это редко увидишь. Сам Высоцкий рассказывал: «Меня пригласили как-то выступать альпинисты, я к ним приехал, они давно хотели меня послушать, но тут внезапно выяснилось, что потерпела аварию какая-то группа. Их всех, как одного, сдуло ветром, они ушли ночью, в непогоду, ушли на маршрут спасать людей. Зачем люди ходят вверх? Наверное, чтобы проверить, чтобы посмотреть, что ты есть за человек, понять лучше людей, которые с тобой. Потому что в горах нет милиции, нет скорой помощи, которые могли бы тебя спасти или выручить»:

В горах ненадежны ни камень, ни лед, ни скала, -
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк, -
И молимся, чтобы страховка не подвела.

Песни о море, о шторме, о моряках он исполнял не так часто, но их у него было немало. Его восхищала морская взаимовыручка, и в песнях «Человек за бортом» и «Спасите наши души» он это отразил:

Был шторм - канаты рвали кожу с рук,
И якорная цепь визжала чертом,
Пел песню ветер грубую - и вдруг
Раздался голос: «Человек за бортом!..»

Среди его друзей было много моряков, и он часто пел им в кают-компаниях. Морские песни у Высоцкого - это особая категория душевных песен:

Только снова назад обращаются взоры -
Цепко держит земля, все и так и не так.
Почему слишком долго не сходятся створы,
Почему слишком часто моргает маяк?!

С Мариной Влади Высоцкий познакомился в 1967 году, и лишь в 1980 году они поженились. Но это был трудный союз. У Высоцкого остались дети от первого брака, и у Марины - тоже. Положение еще осложнялось и тем, что М. Влади жила и работала в Париже. Их обоих соединял только телефон. Он звонил в Париж в любое время дня и ночи, пел в телефонную трубку только что написанные песни, признавался в любви. Жаль, что связь могла прерваться на самом наисокровеннейшем месте, это действовало на нервы обоим. Возникал невероятно сложный клубок чувств. Об этом говорится в песенном обращении к телефонистке международной станции 07. В этом монологе весь Владимир Высоцкий, со своей ослепительной страстью, с безудержным желанием любить сейчас, а не когда-нибудь в будущем:

Для меня эта ночь вне закона.
Я пишу - по ночам больше тем.
Я хватаюсь за диск телефона,
Набираю вечное 07. -
Девушка, здравствуйте!
Как вас звать? Тома.
Семьдесят вторая! Жду! Дыханье затая!
Быть не может, повторите, я уверен - дома!
Вот! Уже ответили! Ну, здравствуй, - это я.
Когда же им удавалось все-таки встретиться, то они были просто счастливы:
Не видел я другой такой руки,
Которая меня бы так ласкала…

Большая любовь вдохновляла Высоцкого на создание своеобразных по духу и характеру лирических музыкально-поэтических произведений, которые обогатили своими мелодиями, содержанием, формой его песенное творчество:

Дом хрустальный на горе для нее.
Сам, как пес бы, так и рос в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи.
Любовь окрыляла Высоцкого, и он посвящал ей все новые и новые стихи:
В какой день недели, в котором часу
Ты выйдешь ко мне осторожно…
Когда я тебя на руках унесу
Туда, где найти невозможно…

Поэт не любил афишировать свою личную жизнь, и потому о ней он говорил мало, зато разные газетные писаки и прочие «по - читатели» его творчества дополняли этот недостаток своими домыслами. А он им отвечал:

…Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, - когда в нее плюют.

Толпы поклонников, которые видели в нем только кумира, а не творца, постоянно донимали глупыми вопросами о личной жизни. Чтобы не было неясностей, Высоцкий написал песню, которая отвечала на многие вопросы любопытных:

Я все вопросы освещу сполна,
Дам любопытству удовлетворенье.
Да! У меня француженка жена,
Но русского она происхожденья.
Нет! У меня сейчас любовниц нет.
А будут ли? Пока что не намерен.
Не пью примерно около двух лет.
Запью ли вновь? Не знаю, не уверен.

Нам долго не будет хватать Владимира Высоцкого - его талантливых выходов на сцену «Таганки» и его героев, которых он создавал, его веселых, грустных, озорных и непримиримых песен, его доверительного хрипловатого голоса… В своих стихах и песнях поэт сумел передать склад ума и образ русского народа. Он выражал какую-то удаль, отчаянность, сумбур жизни своего народа и в то же время его широту. Вот это все вместе, это поэтическое и в то же время насмешливое и мудрое отношение к жизни делало его песни очень жизненными. В октябре 1985 года был открыт памятник Высоцкому на его могиле. Поэт отлит из бронзы во весь рост, он словно стремится вырваться из стягивающих его пут. На нем - гитара. Позади - две красивые лошадиные головы, которые напоминают о самой лучшей его песне:

…Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые,
И дожить не успел, мне допеть не успеть…

Во все времена поэзия оказывала огромное влияние на общественную жизнь. Творчество поэтов способствовало духовному раскрепощению, вскрывало людские пороки, заставляло нас задуматься над окружающей жизнью. Одним из таких поэтов был Владимир Высоцкий - олицетворение совести народа.

Творчество Высоцкого - это биография нашего времени. В огромном количестве стихов, написанных в разные периоды, поэт затронул очень важные вехи истории. Три основные темы заняли значимое место в гражданской поэзии Высоцкого: Великая Отечественная война, трагедия народа в период культа личности Сталина, тупость и косность советской бюрократии.

Стихи Высоцкого о Великой Отечественной войне звучат с такой пронзительной силой, насыщены такой обжигающей правдой, что кажется, будто автор сам хлебнул лиха на войне. Потрясает стихотворение «Мы вращаем землю». Символический образ солдата останавливает движение фашистских полчищ:

От границы мы землю вертели назад,
Было дело сначала.
Но обратно ее закрутил наш комбат,
Оттолкнувшись ногой от Урала.

Казалось бы, что все рухнуло, пропало, «солнце отправилось вспять и едва не зашло на востоке». Но «сменные роты на марше» остановили вращение Земли и «закрутили» планету обратно, пока не дошли до Берлина. Конечно, подвиги наших солдат в этой войне были воспеты еще до Высоцкого, но с каким чувством пишет он об этом! О мужестве русских воинов рассказывает поэт в стихотворении «Вцепились они в высоту...»:

Вцепились они в высоту, как в свое.
Огонь минометный, шквальный.
Но снова мы лезем, хрипя, на нее
За вспышкой ракеты сигнальной.
И крики «ура!» застывали во рту,
Когда мы пули глотали,
Семь раз занимали мы ту высоту,
Семь раз мы ее оставляли.

И эта высота, на которую бойцы шли в атаку, стала для них перекрестком всех судеб и путей, олицетворением Родины, которую обязательно надо отстоять.

В произведениях Высоцкого война предстает не парадным своим портретом, а суровой правдой, некрасивой, жестокой, но всегда верной. В стихотворении «Тот, кто стрелял...» поэт рассказал о солдате, отказавшемся приводить в исполнение несправедливый приговор. В другом произведении Высоцкий обратился к судьбе людей из штрафного батальона. Этих солдат на фронте мало жалели и еще меньше берегли. Они своими телами устилали пространство перед укреплениями врага, прокладывали путь для других частей:

У штрафников один закон, один конец:
Коли, руби фашистского бродягу.
И если не поймаешь в грудь свинец,
Медаль поймаешь за отвагу.

Писать о «штрафниках» до недавнего времени было запрещено. Но Высоцкий писал. Писал и о них, и о стрелковых ротах, штурмующих безымянные высоты, и о летчиках, гибнущих в неравном бою, о сражениях с альпийскими стрелками в горах, о десантниках и подводниках. Война - это не только победы, но и кровь, и смерть. Раз были погибшие, значит, остались вдовы, сироты. Поэту в своих стихах удалось передать тоску жен, матерей, невест, проводивших своих мужчин на войну:

Ивы плачут о вас,
И без ваших улыбок
Бледнеют и сохнут рябины...

Стихи Высоцкого о Великой Отечественной войне - дань памяти и уважения тем, кто погиб за наше будущее. Но погибали не только на фронте. В жестокие и мрачные годы культа личности Сталина миллионы честных людей были расстреляны, посажены в тюрьмы и лагеря. Эта судьба не миновала и участников войны. «Великий вождь» заявил, что у нас нет попавших в плен, а есть только предатели. И многие бывшие солдаты стали «врагами народа». Высоцкий открыто сочувствовал жертвам репрессий. Его стихи на эту запретную в те времена тему были особенно заметны среди почти всеобщего молчания. В стихотворении «Попутчик» поэт написал о том, как становились «врагами народа». Двое людей встретились в поезде, разговорились:

Мой язык, как шнурок, развязался,
Я кого-то ругал, оплакивал.
А потом мне пришили дельце
По статье уголовного кодекса.
Успокоили - все перемелется,
Дали срок, не дали опомниться.

В «Охоте на волков» и ее продолжении - «Охоте с вертолетов» автор рассказал о психологии людей, становившихся без вины виноватыми. Они понимали ужас и противоестественность происходящего, но не могли восстать:

Вы легли на живот и убрали клыки,
Даже тот, даже тот, кто нырял под флажки,
Чуял волчие ямы подушками лап;
Тот, кого даже пуля догнать не могла б, -
Тоже в страхе взопрел и прилег - и ослаб.

Среди стихов Высоцкого, повествующих о времени культа личности, особое место занимает стихотворение «Банька по-белому». От него мороз по коже! Сюжет немудреный, но поэт так сумел передать чувства и мысли невинно осужденного человека, что мы чувствуем себя участниками событий. Несмотря на то что люди вдруг становились «врагами народа», они продолжали верить в Сталина:

А потом на карьере, в топи ли,
Наглотавшись слезы и сырца,
Ближе к сердцу кололи мы профили,
Чтоб он слышал, как бьются сердца.

Но слишком много потом было «веры и лесу повалено». И вот, очевидно, уже после смерти Сталина бывший заключенный с исковерканной судьбой все чаще думал о том, что профиль вождя у него на груди - это клеймо преступника на безвинном человеке.

Стихи поэта о жестоких уроках истории являются поэтическим реквием всем невинно осужденным и служат предупреждением против опасности повторения «мрачных времен».

Высоцкий всегда откликался на события, происходящие в стране. В тяжелые годы застоя, когда давилось все новое и прогрессивное, преследовалось каждое честно сказанное слово, поэт не мог примириться с окружающей действительностью, уйти в себя. В стихотворении «Старый дом» он с болью и горечью писал:

Кто ответит мне - что за дом такой?
Почему во тьме - как барак чумной?
Свет лампад погас, воздух вылился...
Али жить у вас разучилися?

Главный герой искал «край, где светло», но нет никаких надежд на перемены к лучшему. Наивной представляется мечта о какой-то другой жизни:

О таких домах не слыхали мы,
Долго жить впотьмах привыкали мы.
Испокону мы в зле и шепоте
Под иконами в черной копоти.

Поэт неоднократно обращался к вопросу о том, как трудно сохранить себя, остаться честным среди окружающей атмосферы лжи и лицемерия. В «Песне микрофона» Высоцкий сказал горькие, но очень верные слова:

Часто нас заменяют другими,
Чтобы мы не мешали вранью.

Поэт бы автором и многих сатирических стихотворений. Высоцкий высмеивал бюрократов, чиновников, подхалимов, обывателей. Он был беспощадным судьей и самому себе, своим слабостям и ошибкам. Именно это давало ему моральное право силой сатиры бичевать чинуш и трибунных фразеров, респектабельных проходимцев и воинствующих обывателей. Так, стихотворение «Спасите наши души» повествует о судьбе моряков, гибнущих на подводной лодке. Оно отражает состояние нашего общества в период брежневского «безвременья»:

Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!

Всем сердцем любил Высоцкий Родину. Он говорил: «Без России я ничто!» Страдал за свой народ, гордился им, переживал все его невзгоды, криком кричал в своих стихах, чтобы его услышали, чтобы достучаться до сердец и умов людей. Ведь и первый сборник его стихов, который, к сожалению, увидел свет после смерти поэта, назывался «Нерв». Правдивые произведения поэта читались запоем, вызывали широкий общественный резонанс. Это был своего рода подвиг. Сейчас у нас в стране идет процесс обновления, и как нам не хватает Высоцкого! Существует мнение, что он был хорош для своего времени. Я думаю, такие, как он, нужны и сейчас точно так же, как и тогда люди высокого гражданского мужества.

Среди многочисленных стихотворений Владимира Высоцкого есть такие, в которых звучит романтическое восприятие миря. Поэт-романтик, бескомпромиссный максималист в своих требованиях к человеку, Высоцкий искал героев, вступающих в единоборство со стихией, способных совершить подвиг во имя высоких целей. Поэтому так часто в его песнях возникали ситуации, требующие от человека предельного напряжения духовных и физических сил.

Многие из песен Высоцкого посвящены горам, альпинизму. Одна из альпинистских песен – это «Песня о друге», написанная в 1966 году. В ней говорится о настоящей мужской дружбе, которая возникает между людьми в горах.

Если друг

Оказался вдруг

И не друг, и не враг,

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош, –

Парня в горы тяни –

Горы дают возможность проверить, какой человек рядом с тобой, насколько он надёжен:

Если шел он с тобой

Как в бой,

На вершине стоял – хмельной, –

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

Горы как символ мечты, недосягаемого поиска, предстают в стихотворениях: «Здесь вам не равнина» и «Прощание с горами». О любви Высоцкого к горам свидетельствуют такие строки:

В суету городов и потоки машин

Возвращаемся мы – просто некуда

Деться! –

И спускаемся вниз с покоренных вершин,

Оставляя в горах,

Оставляя в горах свое сердце…

Находясь в горах на съемках фильма «Вертикаль», Высоцкий понял, что лучше гор «могут быть только горы, на которых еще не бывал … « Песню «К вершине» Высоцкий посвятил погибшему в Альпах прекрасному скалолазу Михаилу Хергиани. Он не боялся опасности:

Ты идешь по кромке ледника,

Взгляд не отрывая от вершины

Горы спят, вдыхая облака,

Выдыхая снежные лавины…

В песне «Расстрел горного эха» Высоцкий описывает эхо, отзывающееся на человеческие крики. Оно может помочь человеку, попавшему в беду и ему нужна помощь. И если его стоны и крики никому не слышны, эхо подхватит крик о помощи и многократно усилит его. Но люди не хотели слышать эхо и «пришли умертвить, обеззвучить живое ущелье». Они расстреляли эхо и с гор посыпались камни, которые Высоцкий сравнивает со слезами:

К утру расстреляли притихшее горное,

Горное эхо –

И брызнули слезы, как камни, из раненых скал!..

Для лирики Высоцкого характерен творческий интерес к миру стихий, к внутренней диалектике природы, составной частью которой является человек с его радостями и страданиями. И как ни была бы жестока жизнь – мужество и стойкость человека всегда бывают вознаграждены: В стихотворении «Белое безмолвие» в условиях далекого Севера мужает и крепнет человек:

…Наше горло отпустит молчание,

Наше слабость растает как тень, –

И наградой за ночи отчаяния

Будет вечный полярный день!

Во многих песнях Высоцкого звучал мотив беспокойства, неустроенности, поиска своего места в жизни. Лирический герой стихотворения «Парус» напоминает нам лермонтовского героя в одноименном стихотворении. Он такой же свободный, мятежный и беспокойный:

Многие лета –

Всем, кто поет во сне!

Все части света

Могут лежать на дне,

Все континенты

Могут гореть в огне, –

Только все это –

Не по мне!

Парус! Порвали парус!

Каюсь! Каюсь! Каюсь!

В одном из стихотворений Высоцкий сказал: «Я, конечно, вернусь, весь в друзьях и мечтах. Я, конечно, спою, не придет и полгода… « Он сдержал свое слово, обращаясь к нам, своим современникам. Впрочем, он и не покидал нас, войдя в нашу жизнь прочно и навсегда. Прошло уже более двадцати лет, как Высоцкого нет с нами, а голос его по-прежнему звучит с такой же силой и предельной искренностью, заставляя тревожно биться сердце.

Время Высоцкого не прошло. Сегодня мы не только слушаем Высоцкого – мы его читаем и видим тот писательский путь, который был им пройден. Видим то место, которое он занял в литературе. Феномен Высоцкого – одно из самых ярких и оригинальных явлений в культурной жизни России XX века.