• Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

    • ТЕМА III. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

      • УРОК 4 . УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ И БОРЬБА КЛАССОВ В ЕГИПТЕ

      • УРОК 5. МОГУЩЕСТВО И УПАДОК ЕГИПЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

      • УРОК 7 . ЗАРОЖДЕНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И ПИСЬМЕННОСТЬ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

    • ТЕМА IV. ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ

      • УРОК 2. ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА МЕЖДУРЕЧЬЯ И ВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО

      • УРОК 3 . ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.

    • ТЕМА V. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

      • УРОК 2. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ИНДИЙЦЕВ

    • ТЕМА VI. ДРЕВНИЙ КИТАЙ

  • Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

    • ТЕМА VII. ГРЕЦИЯ В ДРЕВНЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

      • УРОКИ 2-4 . МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ПОЭМЫ ГОМЕРА «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ»

      • УРОК 5 . ЗАНЯТИЯ ГРЕКОВ И ЗАРОЖДЕНИЕ КЛАССОВ В XI-IX ВЕКАХ ДО Н. Э.

    • ТЕМА VIII. УСТАНОВЛЕНИЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ И ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ В ГРЕЦИИ В VIII-VI ВЕКАХ ДО Н. Э.

      • УРОКИ 1-2 . ОБРАЗОВАНИЕ АФИНСКОГО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА

      • УРОК 1 . АФИНЫ ПРИ ГОСПОДСТВЕ АРИСТОКРАТОВ В VIII-VII ВЕНАХ ДО Н. Э.

      • УРОК 3. СПАРТАНСКОЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО В VIII-VI ВЕКАХ ДО Н. Э.

      • УРОК 4. ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ В ГРЕЦИИ И НА БЕРЕГАХ СРЕДИЗЕМНОГО И ЧЕРНОГО МОРЕЙ

    • ТЕМА IX. РАЗВИТИЕ РАБСТВА В ГРЕЦИИ И ВОЗВЫШЕНИЕ АФИН В V В. ДО Н. Э.

      • УРОКИ 3-4 . МОГУЩЕСТВО И БОГАТСТВО АФИН В СЕРЕДИНЕ V ВЕКА ДО Н. Э. АФИНСКАЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

      • УРОК 3 . МОГУЩЕСТВО И БОГАТСТВО АФИН В СЕРЕДИНЕ V ВЕКА ДО Н. Э.

    • ТЕМА X. РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ ГРЕЦИИ В V-IV ВЕКАХ ДО Н. Э.

      • УРОК 3 . АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ ЭЛЛАДЫ В V ВЕКЕ ДО Н. Э.

    • ТЕМА XI. ОБРАЗОВАНИЕ ГРЕКО-МАКЕДОНСКИХ ГОСУДАРСТВ В ВОСТОЧНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ

      • ОБОБЩАЮЩЕ-ПОВТОРИТЕЛЬНЫЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»

  • РАЗДЕЛ IV . ДРЕВНИЙ РИМ

    • ТЕМА XII. ОБРАЗОВАНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЗАВОЕВАНИЕ ЕЮ ИТАЛИИ

      • УРОК 2. РИМСКАЯ АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА В СЕРЕДИНЕ III ВЕКА ДО Н. Э.

    • ТЕМА XIII. ПРЕВРАЩЕНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СИЛЬНЕЙШУЮ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКУЮ ДЕРЖАВУ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

      • УРОК 1 . БОРЬБА МЕЖДУ РИМОМ И КАРФАГЕНОМ ЗА ГОСПОДСТВО В ЗАПАДНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ

      • УРОК 4. РАЗОРЕНИЕ КРЕСТЬЯН В ИТАЛИИ И ИХ БОРЬБА ЗА ЗЕМЛЮ

      • УРОК 5 . ВОССТАНИЕ РАБОВ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ СПАРТАКА

    • ТЕМА XIV. ПАДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРИОД ЕЕ МОГУЩЕСТВА

      • УРОК 2 . РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ПРИ ОКТАВИАНЕ АВГУСТЕ И ЕГО ПРЕЕМНИКАХ

    • ТЕМА XV. КУЛЬТУРА И БЫТ РИМА В КОНЦЕ РЕСПУБЛИКИ - НАЧАЛЕ ИМПЕРИИ

    • ТЕМА XVI. УПАДОК И ГИБЕЛЬ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

      • УРОК 1 . НАЧАЛО УПАДКА РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА В КОНЦЕ II - В III ВЕКЕ

      • УРОК 2 . ОСЛАБЛЕНИЕ ИМПЕРИИ В III ВЕКЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЕЕ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ ДИОКЛЕТИАНЕ

  • ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ

    • ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ В ДРЕВНОСТИ

    • ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОСТИ, НАУЧНЫХ ЗНАНИЯ, ИСКУССТВА
  • ПОУРОЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Учащиеся получают первичное представление об изучаемом в V классе историческом курсе и о видах исторических источников. Одна из главных задач урока - заинтересовать пятиклассников учебным предметом.

    План урока:

    1. Повторение курса «Эпизодические рассказы из истории СССР».

    2. Знакомство с учебником.

    3. Характеристика исторических источников: письменных, вещественных, этно-. графических.
    1. Задание: «В IV классе вы познакомились с историей нашей Родины. Какие события из ее прошлого запомнились вам больше всего? Чем запомнились? Вспомните, в каком году произошли эти события». Небольшая беседа обычно протекает.активно, наиболее подготовленные ученики дают развернутые ответы. Если класс молчит, допустимы вспомогательные вопросы: «Какое важное событие произошло в 1380 г.? В каком году началась и в каком закончилась Великая Отечественная война?» и т. п.

    Учитель подчеркивает: недостаточно знать историю только своей Родины. Важно познакомиться с историей других стран и народов, с историей всего человечества. «Мы приступаем к изучению истории всего мира, иначе говоря, к изучению всемирной истории»,- говорит он. Понятие всемирная история новое для "пятиклассников, целесообразно раскрыть его в ходе работы с физической картой полушарий или самодельной картой по истории первобытного общества (см. пособие, рис. 1).

    Задание : Покажите на карте и назовите части света. Опыт свидетельствует, что лишь отдельные ученики способны выполнить задание.

    Учитель, сопровождая свои слова показом по карте, сообщает учащимся, что в нынешнем году они узнают о жизни древних народов Африки, Азии и Европы.

    2. Определение слова «история» учащиеся находят в учебнике: один из учеников читает вслух абзацы 1, 3, 4 на стр. 6. Затем учитель спрашивает: «Как называется первый отдел всемирной истории?»

    Задание : Найдите оглавление (стр. 3-5). Учебник делится на четыре части, или, иначе говоря, на четыре раздела. Названия частей выделены самыми большими на этих страницах буквами. Как называются разделы учебника? Уже на данном уроке учащиеся запоминают название первого раздела курса, которое учитель пишет на доске (На доске целесообразно записывать названия разделов (тем, уроков), новые слова, имена, даты, так называемые «памятки», домашние задания и т. п. Ниже в пособии указаны лишь относительно сложные случаи использования доски ). Он объясняет, что слово «первобытный» означает «древнейший» (с более точным определением учащиеся познакомятся при изучении § 2).

    Учитель обращает внимание на роль иллюстраций в учебнике: рисунки помогут создать представление о жизни людей в древности. Предлагается найти, например, цветн. рис. 1:

    - Вы еще не изучали жизнь первобытных людей, но, рассмотрев этот рисунок, уже сможете ответить на некоторые вопросы. Почему древнейшие люди могли жить только в жарких странах?

    - Они не имели одежды, - говорят ученики.

    - Поясните свою мысль: в каких странах можно было прожить без одежды?

    Выслушав учащихся, учитель спрашивает:

    - Есть ли другие доказательства того, что люди могли жить только в жарких странах? Рассмотрите рисунок и скажите, как люди добывали пищу.

    - Они охотились и собирали плоды. А в жарких странах больше фруктов и ягод, чем в северных.

    - Какие орудия труда вы видите на рисунке?

    - Камни и палки.

    Дополняя ответы, учитель поясняет, что не всякий камень и палка являются орудиями труда. Например, камень, найденный где-нибудь на берегу реки, не назовешь орудием труда. Но если первобытный человек придавал камню определенную форму, то такой камень превращался в орудие труда.

    В ходе рассмотрения рисунка желательно подчеркнуть, что древнейшие люди жили на Земле два с половиной миллиона лет назад, добывали пищу собирательством и охотой (подробнее об этом будет рассказано на следующем уроке).

    3. Учитель предлагает вспомнить, как ученые узнают о жизни древних людей. Этот вопрос рассматривался в IV классе, поэтому учащиеся способны указать на роль раскопок, назвать берестяные грамоты, надписи на камне и коже и т. д.

    Раскрывается понятие исторический источник .

    Слово «источник» имеет несколько значений. Что означает оно в предложении: «В лесу ребята увидели источник»? Что означает то же слово в выражении «источник знаний»? Что может быть названо источником, знаний? Приведите пример.

    Учащиеся дают разные ответы, но им понятно главное - слово «источник» может употребляться как в прямом, так и в переносном смысле. Учитель поясняет, что развалины древних зданий, обломки посуды, различные древние надписи являются источниками знаний по истории.

    Пятиклассники находят в учебнике определение понятия «письменный исторический источник» (стр. 7). Подчеркивается, что древнейшим письменным источникам около 5 тыс. лет. Представление о древнем письменном источнике может быть создано с помощью задания: «Вообразите, что в горах вы видите высеченную на скале надпись (учитель поворачивается к стене класса, будто стена и есть та скала, вглядывается, «разбирая» текст, и учащимся кажется, что они и в самом деле видят надпись): «Я царь великий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, 6 тыс. воинов убил, 20 городов сжег, 10 тыс. мужчин и женщин в плен взял, коней, верблюдов, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги». О чем расскажет ученым этот письменный источник ?

    Настоящую древнюю надпись прочесть очень трудно. Почему - обычно учащимся понятно: надписи сделаны на незнакомом языке и сложными знаками. Учитель добавляет, что ученые потратили много сил, разгадывая древние надписи. Большая часть их уже прочитана, некоторые еще предстоит разгадать (Не разгадано древнейшее индийское письмо (упомянуто в учебнике), письмо Крита, этрусков, острова Пасхи, народов Америки - майя, ольмеков и др ).

    Учитель отмечает, что, изучая одни только письменные источники, нельзя узнать, как жили люди в глубокой древности (древнейшие надписи были сделаны около 5 тыс. лет назад, а люди существуют на Земле два с половиной миллиона лет).

    Объясняются термины «археология», «вещественные источники». Целесообразно остановиться на том, какую роль играют раскопки: 1) древних мусорных ям; 2) древних могил; 3) древних городов.

    1. Для чего раскапывать древние мусорные ямы? Детям это кажется смешным. Но любая находка, даже самая незначительная, о многом расскажет археологу.

    Задание : В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей животных. Представьте себя на месте ученых: как бы вы стали изучать эти кости, чтобы побольше узнать о занятиях жителей поселка?

    «Задавайте мне вопросы, - предлагает учитель, - я отвечу на них. Что вы хотите узнать о костях?*» Выполняя задание, учащиеся знакомятся с методами исторической науки, учатся рассуждать.

    Ученики. Каким животным принадлежали кости?

    Учитель. Диким быкам, диким оленям, диким кабанам. А также домашним животным: собакам, козам, свиньям.

    Ученики. Нельзя ли узнать, когда были убиты животные?

    Учитель. Примерно десять тысяч лет назад.

    Ученики. Не видны ли следы обработки этих костей людьми? Нет ли надписей на костях?

    Учитель. Такие следы отсутствуют. Надписи также не обнаружены. Если других вопросов нет, отвечайте, что можно узнать о занятиях жителей поселка на основании находок.

    Ученики. Десять тысяч лет назад люди охотились здесь на оленей, быков, кабанов. Они разводили домашних животных: собак, коз, свиней.

    Учитель. Как узнать, какое занятие было развито больше: охота или скотоводство? Что для этого надо сделать?... Подсчитаем, каких костей было больше. Допустим, что костей диких животных.

    Ученики. Значит, охота была развита больше.

    Учитель. В мусорной яме не найдено ни одной коровьей кости. Объясните этот факт.

    Ученики. Коровы еще не были приручены людьми.

    Учитель. Возможно ли иное объяснение?

    Ученики. Может быть, жители поселка считали корову священным животным и не ели ее мяса.

    2. Вопросы: С какой целью археологи раскапывают могилы? Почему древние люди клали в могилу вещи, которыми умерший пользовался при жизни? (Ответить могут лишь немногие ученики, знакомые с этим материалом, помимо школы.) Полезно уже здесь упомянуть, что древние люди верили в посмертную жизнь человека. В «стране мертвых» умершему будто бы потребуется все, чем он пользовался на земле. Поэтому в древних могилах в отличие от мусорных ям находят неповрежденные предметы: в могиле воина - меч и шлем, в могиле богатой женщины - бусы, серьги и кольца, в могиле бедняка - горшок с пищей и орудия труда.

    3. Значение раскопок древнего города раскрывается на одном-двух примерах.

    а) В древности существовал город Ниневия (см. § 17), расположенный к югу от Кавказских гор. Однажды Ниневию осадили вражеские войска. Два года не могли они овладеть городом. Наконец враги ворвались внутрь его: по улицам неслась конница, сверкали мечи и блестели копья. Победители увели пленных, увезли все, что можно было увезти: драгоценную утварь, скот, металлическое оружие. Ограбленные дома были преданы огню. Город опустел. Никто не решался селиться

    на пепелище, только ветер гулял по некогда шумным улицам, Он приносил пыль и песок и засыпал город.

    Объясняя, почему древние города оказались под землей, учитель обратит внимание на знакомый учащимся предмет:

    - Парта, за которой вы сидите, чистая, но если в классе не убирать неделю, то можно будет пальцем написать на парте свое имя. Теперь представьте себе, каким слоем пыли и песка покрылись развалины Ниневии за две с половиной тысячи лет. Она вся оказалась под землей .

    Когда в Ниневию пришли археологи, они обнаружили полуразрушенные кирпичные стены, ворота, дома и царский дворец. Что могут рассказать о жизни людей раскопки города? Историков интересуют мельчайшие подробности: широкими или узкими были улицы, мостились ли они, из какого материала сложены стены домов, как выглядели царский дворец и дома жителей. Полеено отметить, что при раскопках Ниневии найдены не только вещественные, но и ценнейшие письменные источники - библиотека, состоящая из 20 тыс. «книг».

    б) Город Помпеи, расположенный в Италии, был засыпан пеплом во время извержения вулкана Везувия около 2 тыс. лет назад (см. стр. 221). Город погиб, не будучи разграблен и не пострадав от огня. Ученые восстановили не только внешний, но и внутренний вид домов, мастерских, бань, театра и других зданий. Хорошо сохранились мебель, орудия труда, произведения живописи и скульптуры, множество предметов быта. (Можно использовать либо несколько диапозитивов из серии «Древний город Помпеи», либо цветные фото XVI-XVIII учебника.)

    Далее учитель называет еще один источник знаний о древних людях. Это изучение жизни народностей, сильно отставших в своем развитии (рассматривается фотография «У шалаша австралийцев» на стр. 9). Учитель рассказывает, пользуясь настенной картой, об одной-двух из этих народностей (К числу наиболее отсталых современных народностей относятся мрабри в Таиланде, кубу на Суматре и хадзапи в Танзании. См.: Охотники, собиратели, рыболовы. Под ред. А. М. Решетова. Л., 1972, с. 8, 108, 144 ).

    В наши дни в Восточной Африке живет маленькое племя хадзапи. Оно не знает ни земледелия, ни скотоводства. Хадзапи добывают себе пищу охотой на антилоп, носорогов и других животных, а также собиранием плодов и съедобных кореньев, птичьих яиц, меда диких пчел. Хадзапи не умеют добывать и обрабатывать металлы, они делают орудия труда из камня и дерева, посуду из скорлупы яиц страуса, ложки из раковин. Одеждой им служат небольшие кожаные передники и сандалии, защищающие от шипов колючих кустарников. Хадзапи кочуют в поисках пищи, от непогоды они прячутся в пещерах или в небольших шалашах.

    В конце урока возможна беседа по вопросу: «Как ученые узнают о жизни древних людей?»

    Домашнее задание . Учебник, стр. 6-10. Вопрос 3 на стр. 9.

    Урок 5. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства

    (В ходе объяснения новой темы учитель прикрепляет на доску карточки со следующими изображениями: хижина, границы поселка, озе­ро, лес возле поселка и за озером, старейшина, собака, собака с охотника­ми, кабан, поросята, козлята, женщина с серпом, зернотерка, колосья яч­меня и пшеницы, глиняная посуда, ткацкий станок и другие).

    Учитель: Представьте, что перед вами родовой поселок, сущест­вовавший в жаркой южной стране 10 тыс. лет назад. Дома сделаны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители поселка охотились на диких коз, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.

    Вопрос: Вспомните, как называется такое хозяйство. (Присваивающим)

    Во главе родовой общины стоял старейшина.

    Задание: Найдите в п. 4 §4 объяснение, кого называли старейшинами.

    Итак, это был пожилой, но еще полный сил мужчина. Он лучше остальных членов рода разбирался в природе, в животных и растениях. Каждому старейшина мог дать ценный совет. Вот подошла к нему группа охотников: «Скажите, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на ка­бана: в ближайший, рядом с поселком, или в дальний за озером?» Старей­шина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес - в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники следуют этому совету и вскоре убеждаются в том, что старейшина был прав.

    Подходят к старейшине мальчики, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Я как уда­рил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба сорва­лась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гар­пун... Ну, ясно; зазубрины на нем совсем затупились - вот рыба и сорва­лась. Но не горюйте, идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!».

    Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине грибы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный. Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него будут животы болеть».

    Однако старейшина с его огромным опытом, прекрасной наблю­дательностью и цепкой памятью не только давал советы.

    Он сам участвовал в охоте, вел за собой охотников, всегда нахо­дился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спи­ны. За все это родичи и уважали старейшину. Они сами его выбрали и до­веряли ему во всем.

    Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обесси­ленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, в выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки под­бегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая лаем о приближении других хищников.

    Собака стала первым домашним животным, она помогала челове­ку на охоте. Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те находили логово кабана. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили домой. Благодаря луку и стрелам у людей стало больше мяса, потому не было необходимости съедать поросят сразу, их стали держать за оградой. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно люди приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло скотоводство .

    Запись в тетради: Охота скотоводство

    Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались собирательством. Они срезали колосья дикого ячменя и пшеницы ножами, состоявшими из кремневых пластинок, вставленных в кость или рог.

    Задание: Обратите внимание на рис. вверху стр. 19. Назовите, изображенное орудие труда.

    Женщины приносили злаки в поселок и растирали их на зернотер­ках, состоявших из двух плоских камней. На том месте, где зерно измельча­лось, на следующий год вырастали колосья. Долгое время люди не обращали на это внимания. Но однажды женщины сделали замечательное открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает, дает колос, срезав который, можно получить много зерен. Так возникло земледелие.

    Самые древние поселения земледельцев возникли в Передней Азии (это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины). В других районах Земли земледельцы выращивали другие полезные растения: фасоль и кукурузу - в Центральной Америке, картофель - в Южной Америке, ба­наны и сахарный тростник - в Индии, просо и рис - в Китае.

    Собирательство земледелие.

    Вопросы:

    -Прочитайте название первого пункта §4. Почему первое при­митивное земледелие получило такое название?

    -Какие природные условия необходимы были для занятия мо­тыжным земледелием? (Теплый климат, обилие враги, мягкая почва)

    -Прочитайте третий абзац п.1 §4 и объясните, почему первона­чально сложившуюся систему земледелия назвали подсечно-огневой?

    -Какие изменения произошли в жизни людей с появлением земле­ делия и скотоводства? (С появлением этих занятий жизнь людей перестала за­висеть от удачи на охоте и в поиске растений. Они занялись про­ изводством хлеба овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Жизнь лю­ дей улучшилась.)

    Учитель: На смену присваивающему хозяйству пришло производящее.

    Запись в тетрадях:

    Производящее хозяйство - это хозяйство, при котором человек сам производил все то, что было необходимо ему для жиз­ни, занимался земледелием и скотоводством.

    Вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало усилий; расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай, костяным серпом. Люда не могли спра­виться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу.

    Отношения в родовой общине становились все более сплоченными.

    Задание (при наличии времени): Прочитайте §4, п. 3, назовите какими занятиями еще овладел человек? (Научился изготавливать по­суду, ткать, сверлить и шлифовать.)


    1. Выучите понятие «производящее хозяйство».

    2. Представьте себе, что вы побывали в родовом поселке земле­дельцев и скотоводов. Опишите все их занятия, включив в свой рассказ названия орудий труда.

    Потепление на Земле и его влияние на жизнь человечества . Около 13 тысяч лет назад на Земле значительно потеплело. На севере Европы начал таять ледник. Тундры постепенно зарастали лесами и кустарниками. Более полноводными становились реки. Привычные к холоду животные отошли на север. Вымерли мамонты. Постепенно вывелись стада крупных травоядных животных. Человек был вынужден перейти к охоте на оленей, кабанов и иных более мелких зверей. Люди продолжали заниматься рыбной ловлей, собиранием ягод, грибов, орехов, полезных растений.
    Большие изменения в климате и природе начали происходить в странах на юг от Европы, Передней Азии и Северной Африке. В ледниковом периоде ветры с севера зимой и летом чи. Здесь было тепло и влажно. Был богатый растительный и животный мир и хорошие условия для охоты и собирательства.
    Но с потеплением почти перестали выпадать дожди в Передней Азии. Стали высыхать
    леса и степи, исчезать реки и озера. Начали образовываться такие большие современные пустыни, как Аравийская и Сахара. Значительно ухудшились условия жизни местных жителей.
    2. Новые открытия «человека разумного». Около 12 тысяч лет назад люди научились делать маленькие, размером всего в 1-3 см, острые кремнёвые пластинки правильных форм. В археологии их называют микролитами, что значит «маленькие обработанные камни».
    Их изготовление способствовало изобретению лука и стрел с острыми наконечниками. Охотники получили меткое и дальнобойное оружие, более совершенное, чем обычное копье. Из лука на расстоянии можно было убивать как крупных, так и мелких животных и птиц.
    В это время изобрели топор, привязав рубило к деревянной рукоятке. С его помощью рубили деревья и обрабатывали их.
    Для рыбной ловли научились вязать плоты, а из толстых и длинных бревен выдалбливать лодки. С помощью орудий из микролитов вырезали из кости рыболовные крючки. Люди научились плести сети.
    Охоте способствовало приручение собаки. Она выслеживала и гнала зверя, бдительно охраняла своих хозяев и их жилище. Собака стала первым домашним животным.
    3. Возникновение земледелия. В различных местах Передней Азии и в наше время встречаются заросли диких ячменя древние люди рано обратили внимание на злаки как полезную и вкусную пищу. Имея твердую оболочку, зерно хорошо сохранялось долгое время. Археологи нашли в большом количестве ножи для жатвы. Их лезвия делали из микролитов, вставленных в костяные рукоятки.
    Но чтобы приготовить из зерен еду, нужно обязательно разрушить оболочку, которая не переваривается в желудке. Для этого люди применяли терки и ступки. Их также обнаружили при раскопках. Дикие злаки долгое время собирались и использовались местными жителями. Примерно 11 тысяч лет назад люди научились сами высевать и собирать злаковые.
    Сначала для обработки почвы использовались палки-копалки. Потом начали делать узкие деревянные лопаты и мотыги с наконечниками из рога и кости. Жали серпами из рога и кости с каменными вкладышами.
    Из Передней Азии земледелие распространилось в другие страны.
    4. Приручение животных.
    Охота с луком и с собакой была более удачной. Появилась возможность не убивать всех животных, а докармливать молодняк около жилья в загонах из жердей. Это ускорило приручение животных.
    Люди со временем заметили, что козы и овцы хорошо размножаются в неволе. Наряду с собакой они стали первыми домашними животными. Потом были приручены свиньи и коровы.
    Успехи в земледелии способствовали быстрому выкорму домашних животных. Это позволяло постоянно употреблять их мясо, молоко, использовать шкуры. Постепенно снижалась роль охоты в жизни «человека разумного».
    Животноводство возникло примерно в одно и то же время, что и земледелие. Как свидетельствует археология, очень рано появились народы, которым одновременно было известно земледелие и животноводство. Их открытие является самым значительным успехом человечества за всю его историю. До этого времени люди только пользовались богатствами земли, беря все необходимое для себя из природы, растительного и животного мира. Земледельцы и животноводы своим умом и трудом начали производить самые необходимые для жизни продукты.

    Жизнь в первых поселениях земледельцев и животноводов Почти весь год земледельцы должны были работать на своих полях. Около них они строили постоянное жилье. Сначала это были плетеные из ветвей деревьев хижины, обмазанные глиной. Их сменили четырехугольные постройки, в которых из камня и глины делали очаги. Отпавшие от них обожженные куски глины использовали как первую посуду. Потом из глины начали делать и обжигать сосуды для хранения жидкостей, зерна и варки пищи.
    Основным материалом для изготовления орудий труда оставался камень. Около 7 тысяч лет тому назад его научились сверлить, подсыпая песок под сверло, сделанное из полой кости.
    Люди умело плели корзины, веревки, сети из прутьев, полосок кожи, волоса и проч. Из плетения развилось прядение из шерсти и льна. Используя полученные нитки, ткали на простом станке ткани и шили более удобную, чем из шкур, одежду.
    6. Род и племя. Земледелие и животноводство были делом многочисленных коллективов. На рисунках древних людей видно, что первых пастухов было больше, чем коров. Больших усилий требовала подготовка залежной земли под поля, сооружение оград из бревен и жердей. Поэтому отдельный род не мог существовать. Он жил нераздельно с соседними родственными родами, которые составляли племя.
    Племя было многолюдным и сложным обществом. Его главными делами управлял совет старейших людей. Они определяли места для охоты отдельных родов, подбирали участки для новых полей и выпаса домашних животных. Старейшины улаживали все основные жизненные вопросы. Их честная и полезная деятельность в интересах всего племени вызывала доверие и уважение всех людей. Поэтому все люди племени старательно и точно выполняли их приказы. Для решения наиболее важных дел старейшины созывали собрание всех взрослых мужчин.

    Русский путешественник о племенах Сибири
    Свои топоры, ножи, стрелы и иглы они делают из кости и камня. Топоры у них делались из оленьей и китовой кости, иногда из камня в виде клина. К топорищу их плашмя привязывали кожаными ремнями. Ими они выдалбливали свои лодки, чаши, корыта и прочее. Но это происходило долго и с таким трудом, что лодку приходилось делать три года, а большую чашу не менее года.
    Ножи они делали из горного хрусталя и насаживали их на деревянную рукоятку. Из этого же хрусталя у них стрелы и копья. Иглы они делают из собольих костей и шьют ими платья и обувь.

    Примитивное земледелие (о племенах о. Новая Гвинея)
    Несколько дорожек разделяли большое пространство на участки, на которых возвышались аккуратные грядки. Они имели около 75 см в ширину... В каждой грядке были посажены различные растения: сладкий картофель, сахарный тростник и много неизвестной зелени.
    Грядки состоят из мелко размельченной земли. Это достигается очень просто, но с большим трудом. Делается это при помощи самых простых приспособлений: простого заостренного кола более двух метров длины... и очень узкой лопаты в 1 м длины.
    Как же они обрабатывают землю? Двое, трое или более мужчин становятся в ряд и вместе рядом втыкают колья по возможности глубже в землю. Потом тоже вместе переворачивают продолговатую глыбу земли. Потом идут далее и переворачивают ряды таких глыб. Несколько мужчин кольями разбивают эти глыбы на более мелкие. За ними следуют женщины с узкими лопатами. Они разбивают большие комья земли, делают грядки. Даже растирают землю руками.

    13. Заполните контурную карту «Древнейший район земледелия».

    1. Закрасьте древнейший район земледелия.
    2. Напишите названия рек - Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг.

    14. Впишите недостающие слова.

    Земледелие и скотоводство возникло в Западной Азии более 11 тыс. лет назад .
    Первое домашнее животное - это собака . Потом люди одомашнили и приручили других животных, например: корова, овца, коза, свинья .

    15. Впишите недостающие слова.

    Новое ремесло - обработка металлов - появилось в Западной Азии около 8 тыс. лет назад .
    Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда, назывался медь .
    Украшения изготавливались из таких металлов, как золото, серебро .

    16. Решите кроссворд «Первобытные земледельцы и скотоводы».

    Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клетках по диагонали, прочтете название возникшего из собирательства занятия, обеспечивающего людей растительной пищей.

    Внимание! Правильные ответы указаны в скобках.

    По горизонтали: 1. Металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения (золото) . 2. Подарок, приносимый первобытными людьми духам и богам (жертва) . 3. Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда (медь) . 4. Просьба, с которой люди обращались к богам и духам (молитва) . 5. Изготовление льняного полотна и шерстяной ткани из нитей (ткачество) . 6. Возникшее из охоты занятие, надежно обеспечивающее людей мясной пищей (скотоводство) . 7. Изготовление нитей из шерсти животных или из волокон растений (прядение) . 8. Орудие для пахоты, пришедшее на смену мотыге (плуг) . 9. Изображение духа или бога (обычно из дерева, глины или камня) (идол) . 10. Несколько родовых общин, живших в одной местности (племя) .

    Ответ по диагонали: Земледелие .

    17. Найдите ошибки.

    Один ученик был большим выдумщиком. Он написал сочинение о первых земледельцах и скотоводах. Вот оно:

    «Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими грубыми лицами с приплюснутыми носами и выступающими вперед тяжелыми челюстями они напоминали обезьян.
    Три женщины устроили состязание - чей сноп будет больше. Победила самая юная - ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.
    - Нечестно! - заметил руководитель родовой общины, черноволосый парень, следивший за работой. - У тебя серп железный, а у них серпы медные.
    Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке не было - в те времена они еще не были приручены. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного и они растопчут и поле, и хижины. Кто-то из родичей догадался поджечь травму и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной».

    В этом сочинении не менее пяти исторических ошибок. Найдите и опишите их.

    Читайте так же еще статьи по разделу:
    - Краткое описание о первобытном обществе
    - Первобытное человеческое стадо
    - Образование рода
    - Первобытные охотники

    Земледелие древних людей

    Примерно 13 тысяч лет назад на земле установился климат, близкий современному. Ледник отступил на север. Тундра в Европе и Азии сменилась дремучими лесами и степью. Многие озера превратились в торфяные болота. Вымерли огромные животные ледникового времени.

    С отступлением ледника и появлением более богатой и разнообразной растительности увеличивается значение растительной пищи в жизни людей. В поисках пиши первобытные люди бродили по лесам и степям, собирая плоды диких деревьев, ягоды, зерна диких злаков, вырывая из земли клубни и луковицы растений, охотились . Поиски, сбор и хранение запасов растительной пищи были преимущественно женской работой.
    Постепенно женщины научились не только находить полезные дикие растения, но и возделывать некоторые из них вблизи поселений. Они разрыхляли почву, бросали в нее зерна, удаляли сорняки. Для обработки почвы обычно пользовались заостренной палкой-копалкой и мотыгой. Мотыгу делали из дерева, камня, кости, оленьего рога. Раннее земледелие называют мотыжным земледелием. Мотыжное земледелие было преимущественно делом женщины. Оно обеспечило женщине почет и уважение в роде. Женщины воспитывали детей, наравне с мужчинами несли заботы о хозяйстве. Сыновья всегда оставались в роде матери, и родство передавалось от матери к сыну.
    Род, в котором женщине принадлежала ведущая роль в хозяйстве, называется материнским родом , а отношения, сложившиеся между людьми в период существования материнских родов.— матриархатом.
    Кроме мотыги, появились и другие земледельческие орудия. Для срезания колосьев служил серп. Он был деревянным с острыми кремневыми зубьями. Зерно выколачивали деревянными колотушками, растирали двумя плоскими камнями — зернотеркой.
    Для хранения зерна и приготовления из него пищи люди нуждались в посуде. Наткнувшись на глиняную почву, размокшую от дождя, первобытные люди заметили, что мокрая глина липнет и вязнет, а затем, высыхая на солнце, становится твердой и не пропускает влагу. Человек научился лепить из глины грубые сосуды, обжигать их на солнце, а впоследствии и на огне.

    Земледелие древнего человека возникло в долинах больших южных рек около семи тысяч лет назад. Здесь была рыхлая почва, ежегодно удобряемая илом, который оседал на ней во время разливов. Здесь появились первые земледельческие племена. В лесистых краях перед обработкой почвы требовалось расчистить место от деревьев и кустарника. Почва.лесистых районов, не получавшая естественного удобрения, быстро истощалась. Древним земледельцам лесистых мест приходилось часто менять участки для посевов, что требовало тяжелого и упорного труда.
    Наряду со злаками древнейшие земледельцы разводили овощи. Капуста, морковь, горох были выведены древним населением Европы, картофель — коренным населением Америки.
    Когда земледелие из случайного занятия сделалось постоянным, земледельческие племена повели оседлую жизнь. Каждый род селился отдельным поселком поближе к воде.

    Иногда хижины строились над водой: вбивали в дно озера или реки бревна — сваи, накладывали на них другие бревна — настил, а на настиле возводили хижины. Остатки таких свайных поселений обнаружены в различных странах Европы. Древнейшие обитатели свайных построек пользовались полированным топором, изготовляли глиняную посуду, занимались земледелием.

    Скотоводство древних людей

    Оседлая жизнь облегчила человеку переход к скотоводству. Охотники давно уже одомашнили некоторых животных. Первой была одомашнена собака. Она сопровождала человека на охоте, охраняла стоянку. Удалось приручить и других животных — свиней, коз, быков. Покидая стоянку, охотники убивали животных. С того времени, как племена перешли к оседлости, люди пере-стали убивать пойманных детенышей животных. Они научились использовать не только мясо животных, но и их молоко.

    Одомашнение животных дало человеку лучшую пищу и одеж-ду. Люди получили шерсть и пух. При помощи веретена они су-чили из шерсти и пуха нитки, затем ткали из них шерстяные ткани. Олени, быки, а позднее и лошади стали употребляться для перевозки тяжестей.

    В беспредельных степях Центральной Азии, Юго-Восточной Европы и Северной Африки появились кочевые пастушеские пле-мена. Они разводили скот и выменивали мясо, шерсть и шкуры на хлеб у земледельцев, ведших оседлую жизнь. Возникает обмен — торговля. Появляются особые места, куда в известное Время собирались люди специально для обмена.

    Отношения между кочевниками-скотоводами и оседлыми зем-ледельцами часто были враждебными. Кочевники нападали на оседлое население и грабили его. Земледельцы угоняли у кочев-ников скот. Скотоводство развивается из охоты и поэтому, как и охота, является главным занятием мужчины. Скот принадлежит мужчине, так же как и все, что удается получить в обмен на скот. Значение женского труда у племен, перешедших к скотоводству, отступает на задний план по сравнению с трудом мужчины. Гос-подство в роде и племени переходит к мужчине. Материнский род сменяется отцовским родом. Сыновья, раньше остававшиеся в роде матери, теперь входят в род отца, становятся его соро-дичами и могут наследовать его имущество.

    Основные черты первобытнообщинного строя.

    История чело-веческого общества, как это установили основоположники марк-сизма-ленинизма, проходит пять ступеней, характеризующихся особыми отношениями между людьми, возникающими в ходе производства. Эти пять ступеней следующие: первобытнообщин-ный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический.

    Первобытно общинный строй охватывал самый длительный период в истории человечества. Он существовал сотни тысяч лет. Первобытное общество не знало частной собственности. В эту эпоху не было неравенства. Чтобы выдержать суровую борьбу за существование, люди должны были жить и трудиться сообща, справедливо разделять совместно захваченную добычу.

    Труд имел решающее значение в развитии первобытного общества и самого человека. Благодаря труду предки человека выделились из животного мира, и человек приобрел тот облик, который ему свойствен теперь. За сотни тысяч лет первобыт-ными людьми было сделано много ценных изобретений и откры-тий. Люди научились добывать огонь, изготовлять орудия и ору-жие из камня, кости, дерева, лепить и обжигать посуду из глины.

    Человек научился обрабатывать землю и вырастил полезные злаки и овощи, которыми мы пользуемся сейчас; он приручил, а впоследствии и одомашнил животных, что обеспечило ему пи-тание и одежду, облегчило передвижение.

    Первобытнообщинный строй был возможен тогда, когда люди обладали примитивными орудиями труда, не позволявшими им иметь излишки и вынуждавшими все делить поровну.

    Первобытнообщинный строй — это коллективный труд, сов-местная собственность на землю, угодья для охоты и рыбной ловли, на плоды труда, это равенство членов общества, отсут-ствие угнетения человека человеком.