Тибет занимает в Китайской Народной Республике и в мире особое место. Одним из доказательств его уникальности является существование так называемого тибетского вопроса. При этом вопрос этот существует в нескольких парадигмах, в зависимости от чего его трактовка может меняться кардинальным образом.

В китайской парадигме тибетский вопрос считается измышлением сепаратистски настроенной тибетской диаспоры и враждебных Китаю сил, в тибетской - проблемой исторического и политического статуса Тибета.

Существуют также парадигмы тибетского вопроса как «политики реального» (Realpolitik), или проблемы прав человека, экзотической страны мистической духовности (Шангрила), или, наоборот, страны, где распространены деградированные формы буддизма. В основе главных парадигм тибетского вопроса лежит конфликт по поводу статуса Тибета по отношению к Китаю, выражающийся в разных формах, однако наиболее ожесточенно — в борьбе за право представительства, или, иначе говоря, идеологической борьбе за право представлять тибетский народ и его историю. Главные оппоненты в этой борьбе - правительство КНР и тибетская диаспора в лице далай-ламы XIV и его правительства в изгнании .

Китайская парадигма

Китайская парадигма тибетского вопроса существует на трех уровнях — официальном, интеллектуальном и массовом.

Можно сказать, что для всех трех уровней характерно понимание Тибета как части Китая; однако, когда дело касается более частных вопросов истории, культуры, религии, существуют различные трактовки. Скажем, ученые-исследователи не столь категоричны, как официальный Пекин, в утверждении о том, что Тибет являлся частью Китая, начиная с династии Юань (1279-1368) .

Среди трех уровней основополагающим является официальный.

Он основан на концепции единого Китая, которым на протяжении тысячелетий правили сменяющиеся династии различных этносов единой семьи народов Китая. В отношении Тибета утверждается, что, начиная с правления династии Юань, Тибет всегда находился в той или иной формальной зависимости от центрального правительства, правящего в данный промежуток истории Китаем. Понимание Тибета как части Китая в новейшее время было унаследовано от Цинской империи Китаем республиканским, а от него перешло к Китаю коммунистическому. В период существования Китайской республики (1911-1949) контроль над Тибетом был утрачен, и только в 1951 году на основании письменного соглашения из 17 пунктов Тибет вновь «вернулся в лоно единой семьи китайских народов».

Построение образа «китайского Тибета» (как, впрочем, и «независимого Тибета» в видении диаспоры) основывается на упрощенных символах, с помощью которых обосновывается утверждение о том, что Тибет является частью Китая.

Согласно официальной пропаганде, старый Тибет был воплощением жестокого режима крепостников, народно-освободительная армия Китая освободила Тибет и принесла тибетскому народу счастье и процветание.

В целях пропаганды официальной точки зрения в КНР в СМИ было запущено огромное количество телевизионных и радиопрограмм, огромными тиражами издаются популярные статьи и книги, в которых освещаются проблемы Тибета. Ни одна национальность Китая не имела такого внимания со стороны государства. Результатом кампании стал большой интерес к Тибету со стороны этнических китайцев, о чем свидетельствует, в частности, туристический поток, хлынувший в Тибет, далеко превзошедший по количеству зарубежный. В КНР была создана сеть научно-исследовательских центров, нацеленных на изучение Тибета, организованы конференции и симпозиумы, на которые приглашаются зарубежные ученые, китайские тибетологи принимают участие в зарубежных конференциях. Надо сказать, что

кампания приносит свои плоды — официальный образ «китайского Тибета» принимается в целом по всей стране.

Что же касается внешней контрпропаганды китайского правительства, то трудно не отметить ее изрядную некомпетентность. Беспрестанное повторение тезиса «Тибет является частью Китая», поношение далай-ламы и его «клики», изображение старого Тибета в виде общества с изуверскими обычаями, непомерное восхваление деяний партии и правительства — все это вкупе с орфографическими ошибками вызывает у внешней аудитории обратную задуманной цели реакцию. Особое отторжение вызывают нападки на далай-ламу, пользующегося огромной популярностью в мире.

Таким образом, символами политического мифотворчества Китая можно назвать изображение старого Тибета в виде «ада на земле», объединительную и цивилизаторскую миссию Китая, освобождение тибетских масс от крепостного ига, развитие и прогресс современного Тибета.

Эти символы по сей день формируют образ Тибета в китайском представлении. Однако наметившаяся тенденция непредвзятого исследования тибетских проблем позволяет надеяться на постепенное изменение этого стереотипа Тибета.

Тибетская парадигма

В 1959 году в результате антикитайского тибетского восстания за рубежи своей страны бежали около 100 тысяч тибетцев. В число беженцев входили далай-лама и его семейство, правительство Тибета, аристократия и высшие монашеские круги, то есть весь цвет тибетской элиты.

Благодаря их усилиям мир узнал о тибетцах и их борьбе за свободу и независимость, которая вызвала искреннюю симпатию к культуре и религии Тибета и большой интерес к тибетскому вопросу. Можно сказать, что эти работы объединяют в целом такие мощные символы, как представление старого Тибета в виде гармоничного общества, где процветала религия, между высшими и низшими царило согласие, а экономика была самодостаточной для удовлетворения нужд населения; незаконный характер китайского вторжения; уничтожение религии и традиционного уклада жизни; справедливая борьба тибетского народа за свободу и независимость.

Основными тезисами тибетской парадигмы являются следующие.

Статус Тибета . Тибет на протяжении своей двухтысячелетней истории был независимым государством.

Во времена монгольской династии Юань и маньчжурской Цин между ламами — правителями Тибета, с одной стороны, и монгольскими ханами и маньчжурскими императорами, с другой, сложились уникальные отношения духовного наставника и светского покровителя, которые полностью утратили свою значимость с падением династии Цин.

Подчеркивается также, что данные отношения имели место между тибетцами и монголами/маньчжурами, и поэтому китайское правительство не вправе утверждать свою власть над Тибетом, основываясь на этих отношениях. После провозглашения далай-ламой XIII независимости Тибета в 1912 году и участия Тибета как равного представителя в тройственной (Китай, Англия, Тибет) конференции в Симле в 1913-1914 годах и вплоть до 1951 года Тибет был полностью независимым государством. Поэтому,

по тибетской точке зрения, введение войск Народно-освободительной армии Китая в Тибет в 1951 году является актом агрессии и незаконной оккупацией Тибета.

Результаты китайской оккупации . Центральная тибетская администрация и Тибетский молодежный конгресс осуждают национальную политику китайского правительства, целью которой, по их мнению, была насильственная ассимиляция тибетского народа, а конкретным результатом - геноцид, сравнимый с нацистским истреблением евреев.

Современное положение . Резкая критика проводимой политики центрального правительства КНР.

По мнению диаспоры, проводимая политика благоприятствует китайскому государству и ханьским мигрантам, в то время как тибетцы маргинализуются, ухудшается окружающая среда Тибета, исчезает тибетский образ жизни, религия и культура тибетского народа постепенно сходят на нет.

Разрешение тибетского вопроса . В первые 20 лет эмиграции (1959-1979) достижение независимости Тибета считалось главной целью в кругах тибетской эмиграции. В настоящее время мнения существенно разделились. В то время как Центральная тибетская администрация стала придерживаться плана «срединного пути», который заключается в обретении полноценной автономии в рамках КНР, Тибетский молодежный конгресс, многие члены тибетского парламента и другие представители тибетской диаспоры не оставляют цели достижения независимости Тибета. По их мнению, независимость возможна, так как КНР может распасться как Советский Союз — из-за экономических и социальных проблем.

Тактикой далай-ламы XIV на настоящий момент является поддержание кампании интернационализации тибетского вопроса посредством обвинений Китая в нарушении прав человека, с тем чтобы добиться поддержки Запада и заставить Китай быть более сговорчивым во время переговоров.

Таким образом, можно сказать, что построение образа «независимого Тибета» тибетской диаспорой также основано на упрощенных символах: старый Тибет как идеальная страна (Шангрила), незаконная оккупация, геноцид, репрессии, насильственная ассимиляция, справедливая борьба за права человека, за свободу и независимость. Симпатии огромного большинства людей в мире лежат на стороне этого образа Тибета. Однако этот стереотип, так же как китайский, построен на политическом мифотворчестве и отрицании истории.

Тибетский вопрос на Западе

Как видно, битва представлений между Китаем и тибетской диаспорой, или борьба за право представлять интересы Тибета, очень ожесточенная. Причем обе стороны упорно настаивают на своем видении проблемы. Кто же выигрывает в этой битве представлений? На первый взгляд кажется, что тибетская сторона, поскольку ее аргументы выглядят сильнее, Пекин держит оборонительную позицию, далай-лама пользуется в мире огромным авторитетом, награждение его Нобелевской премией и золотой медалью конгресса США — свидетельство признания в мире справедливости борьбы тибетского народа.

В этой борьбе сам Запад не посторонний зритель, а теперь уже ее непосредственный участник, а также главное действующее лицо в определении проблемы.

Однако большинство на Западе и в мире не учитывают, что за этой идеологической битвой лежит реальный вопрос и реальная политика, которые в конечном итоге и определяют сущность проблемы. Реальный вопрос состоит в том, что Тибет находится в составе КНР и ни одна страна мира не признает тибетское правительство в изгнании в качестве представителя тибетского народа. А реальная политика состоит в том, что тибетский вопрос используется Западом в борьбе с Китаем, в котором он видит потенциальную угрозу сложившемуся миропорядку.

Можно сказать, что позиция тибетской диаспоры и ее сторонников, в основе которой лежат такие понятия, как право наций на самоопределение и права человека, относится к пространству идеального и не учитывает реальную совокупность всех факторов. В противовес идеальному существует так называемый реальный вопрос, или понимание мира как глобального порядка, в котором господствует доминирующие силы, одни ценности имеют перевес над другими, реализм довлеет над идеализмом, имеющие государственность довлеют над теми, у кого ее нет.

История сино-тибетского диалога насчитывает более 1400 лет.

Массовые волнения в Тибете, самосожжения последних лет свидетельствуют о том, что в сино-тибетских отношениях наступил очередной кризис.

Новое руководство КНР должно понимать, что продолжение политики, следствием которой становятся насилие и вражда, не служит долгосрочным интересам государства. Главным ключом для разрешения тибетского вопроса является скорейшее нахождение компромисса в переговорном процессе. Все надежды тибетцев на самоопределение, возрождение своей религии и культуры связываются с личностью далай-ламы, но время не на его стороне, что придает тибетскому вопросу еще большую остроту. Прагматически настроенные тибетцы понимают, что у них нет шансов борьбы на равных с «Китаем-драконом» и что жизнь шести миллионов тибетцев не может быть использована как разменная монета в политической борьбе. Несомненно, поэтому, в интересах далай-ламы, Тибета и тибетцев, Китая и китайцев скорейшее нахождение срединного пути разрешения тибетского вопроса для блага всех заинтересованных сторон.

Тибетский вопрос в России

Казалось бы, тибетский вопрос имеет мало отношения к российской действительности. Однако это не так.

Тибет и его столица — город Лхаса — места, которые, несмотря на свою отдаленность, всегда манили к себе россиян.

Многим известны имена исследователей Внутренней Азии Николая Пржевальского , Петра Козлова , Григория Потанина , Юрия Рериха . Не будет преувеличением сказать, что их открытия были вдохновлены стремлением попасть в заветную столицу далай-лам, которое, к сожалению, так и не было осуществлено. Тибет особо близок российским буддистам — бурятам, калмыкам и тувинцам.

В конце XVII века монгольские и тибетские монахи принесли на окраины Российской империи буддийскую религию, а бурятские ученые Гомбожаб Цыбиков и Базар Барадин стали пионерами изучения в России этого отдаленного края.

В настоящее время Тибет приобрел для России еще и другое значение: отношение к Тибету стало своего рода проверкой политической воли российского руководства.

Китай является нашим соседом и стратегическим партнером, чем и обусловлено специфическое отношение правительства России к тибетскому вопросу, выражающееся, в частности, в многократных отказах МИД России предоставить въездную визу далай-ламе XIV.
Сама я по специальности китаист, и Китай для меня почти что родная страна. Однако подобная позиция правительства России вызывает недоумение и у меня: получается, что интересы стратегического партнерства с Китаем для правительства важнее самочувствия собственных граждан-буддистов, лишенных возможности встретиться с иерархом своей буддийской традиции. В конце концов, буддизм и на деле является, и официально признается одной из традиционных религий нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Думается, что проблема эта отнюдь не второстепенная, она весьма остра и актуальна.

Кроме того, китайский опыт разрешения тибетского вопроса весьма немаловажен для нашей страны, так как проблема ее единства стоит не менее остро, чем в Китае.

А потому хотелось бы, чтобы власти все-таки обратили на эти вопросы внимание.

Хочется надеяться и на другое: работы ученых, в том числе и эта лекция, смогут оказаться полезными в деле установления истинного добрососедства и партнерства между народами России и Китая.

Эта проблема существует в нескольких парадигмах, в зависимости от чего его трактовка может меняться кардинальным образом. Так, в китайской парадигме тибетский вопрос считается измышлением сепаратистки настроенной тибетской диаспоры и враждебных Китаю сил, в тибетской - проблемой исторического и политического статуса Тибета.

Существуют также парадигмы тибетского вопроса как «политики реального» (Realpolitik) или проблемы прав человека, экзотической страны мистической духовности (Шангрила) или, наоборот, страны, где распространены деградированные формы буддизма.

В основе парадигм тибетского вопроса лежит конфликт по поводу статуса Тибета по отношению к Китаю, выражающийся в разных формах, однако наиболее ожесточенно – в борьбе за право представительства (representation fight) или, иначе говоря, идеологической борьбе за право представлять тибетский народ и его историю. Главные оппоненты в этой борьбе – правительство КНР и тибетская диаспора в лице Его Святейшества Далай-ламы XIV и правительства Тибета в изгнании (Центральная тибетская администрация).

Китайская парадигма

Китайская парадигма тибетского вопроса существует на трех уровнях: официальном, интеллектуальном и массовом. Можно сказать, что для всех трех уровней характерно понимание Тибета как части Китая. Среди трех уровней основополагающим является официальный. Он основан на концепции единого Китая, которым на протяжении тысячелетий правили сменяющиеся династии различных этносов единой семьи народов Китая. В отношении Тибета утверждается, что начиная с правления династии Юань, Тибет всегда находился в той или иной формальной зависимости от центрального правительства, правящего в данный промежуток истории Китаем.

Построение образа «китайского Тибета» (Zhongguo Xizang) основывается на упрощенных символах, с помощью которых обосновывается утверждение о том, что Тибет является частью Китая. Согласно официальной пропаганде старый Тибет был воплощением жестокого режима крепостников, народно-освободительная армия Китая освободила Тибет и принесла тибетскому народу счастье и процветание.

В целях пропаганды официальной точки зрения в КНР в СМИ было запущено огромное количество телевизионных и радиопрограмм, огромными тиражами издаются популярные статьи и книги, в которых освещаются проблемы Тибета. Ни одна национальность Китая не имела такого внимания со стороны государства. Результатом кампании стал большой интерес к Тибету со стороны этнических китайцев, о чем свидетельствует, в частности, туристический поток, хлынувший в Тибет, далеко превзошедший по количеству зарубежный. Надо сказать, что кампания приносит свои плоды, и официальный образ «Китайского Тибета» принимается в целом по всей стране.

Таким образом, символами политического мифотворчества Китая можно назвать изображение старого Тибета в виде «ада на земле», объединительную и цивилизаторскую миссию Китая, освобождение тибетских масс от крепостного ига, развитие и прогресс современного Тибета.

Тибетская парадигма

В 1959 г. в результате антикитайского тибетского восстания за рубежи своей страны бежало около 100 тысяч тибетцев. В число беженцев входили Далай-лама и его семейство, правительство Тибета, аристократия и высшие монашеские круги, то есть весь цвет тибетской элиты. Благодаря их усилиям мир узнал о тибетцах и их борьбе за свободу и независимость, которая вызвала искреннюю симпатию к тибетскому вопросу и большой интерес к культуре и религии Тибета.

Можно сказать, что этому способствовали такие мощные символы, как представление старого Тибета в виде гармоничного общества, где процветала религия, между высшими и низшими сословиями царило согласие, а экономика была самодостаточной для удовлетворения нужд населения; незаконный характер китайского вторжения; уничтожение религии и традиционного уклада жизни; справедливая борьба тибетского народа за свободу и независимость.

Основные тезисы тибетской парадигмы

Статус Тибета . Тибет на протяжении своей 2-тысячелетней истории был независимым государством. Во времена династии Юань (монголов, 1279-1368) и Цин (маньчжуров, 1644-1911) между ламами-правителями Тибета, с одной стороны, и монгольскими ханами и маньчжурскими императорами, с другой, сложились уникальные отношения духовного наставника и светского покровителя, которые полностью утратили свою значимость с падением династии Цин.

По тибетской точке зрения введение войск народно-освободительной армии Китая в Тибет в 1951 г. является актом агрессии и незаконной оккупацией Тибета.

Результаты китайской оккупации . Центральная тибетская администрация и Тибетский молодежный конгресс осуждают национальную политику китайского правительства, целью которой, по их мнению, была насильственная ассимиляция тибетского народа, а конкретным результатом – геноцид, сравнимый с нацистским истреблением евреев.

Современное положение . По мнению диаспоры, проводимая политика благоприятствует китайскому государству и ханьским мигрантам, в то время как сами тибетцы маргинализуются, окружающая среда Тибета ухудшается, исчезает тибетский образ жизни, религия и культура тибетского народа постепенно сходят на нет.

Разрешение тибетского вопроса . В настоящее время Центральная тибетская администрация придерживается плана «срединного пути», который заключается в обретении полноценной автономии в рамках КНР. Тактикой Дхарамсалы на настоящий момент является поддержание кампании интернационализации тибетского вопроса посредством обвинений Китая в нарушении прав человека, с тем, чтобы добиться поддержки Запада и заставить Китай быть более сговорчивым во время переговоров.

Таким образом, можно сказать, что построение образа «независимого Тибета» тибетской диаспорой также основано на упрощенных символах – старый Тибет как идеальная страна (Шангрила), незаконная оккупация, геноцид, репрессии, насильственная ассимиляция, справедливая борьба за права человека, за свободу и независимость. Симпатии огромного большинства людей в мире лежат на стороне этого образа Тибета. Однако, по нашему мнению, этот стереотип так же, как китайский, построен на политическом мифотворчестве и отрицании истории.

Тибетский вопрос на Западе

Как видно, битва представлений между Китаем и тибетской диаспорой, или борьба за право представлять интересы Тибета, очень ожесточенная. Кто же выигрывает в этой битве представлений?

На первый взгляд, кажется, что тибетская сторона, поскольку ее аргументы выглядят сильнее, Пекин держит оборонительную позицию, Далай-лама пользуется в мире огромным авторитетом, награждение Его Святейшества Нобелевской премией и Золотой медалью Конгресса США – свидетельство признания в мире справедливости борьбы тибетского народа. В этой борьбе сам Запад – не посторонний зритель, а теперь уже ее непосредственный участник, а также главное действующее лицо в определении проблемы.

Однако большинство людей в мире не осознает, что за этой идеологической битвой лежит «реальный» вопрос и «реальная» политика, которые в конечном итоге и определяют сущность проблемы. Реальный вопрос состоит в том, что Тибет находится в составе КНР, и ни одна страна мира не признает тибетское правительство в изгнании в качестве представителя тибетского народа. А реальная политика состоит в том, что тибетский вопрос используется Западом в борьбе с Китаем, в котором он видит потенциальную угрозу сложившемуся миропорядку.

Тибетский вопрос в России

Казалось бы, тибетский вопрос имеет мало отношения к российской действительности. Однако нам представляется, что это не так. Тибет и его столица город Лхаса – места, которые, несмотря на свою отдаленность, всегда манили к себе россиян. Всем известны подвиги неутомимых исследователей Внутренней Азии Н.М. Пржевальского, П.К. Козлова, Г.Н. Потанина, Ю.Н. Рериха. Не будет преувеличением сказать, что их великие открытия были вдохновлены стремлением попасть в заветную столицу Далай-лам, которое, к сожалению, так и не было осуществлено.

Тибет особо близок российским буддистам – бурятам, калмыкам и тувинцам. В конце XVII в. монгольские и тибетские монахи привнесли на окраины Российской империи буддийскую религию, а бурятские ученые Г. Цыбиков и Б. Барадин стали пионерами изучения в России этого отдаленного края. В настоящее время Тибет приобрел для России еще и другое значение: отношение к Тибету стало своего рода проверкой политической воли российского руководства.

В 2008 г. мне довелось стать зрителем вручения Золотой медали Конгресса США Его Святейшеству Далай-ламе XIV. Правда, не из залы Ротонды Капитолия, а с экрана на западном склоне капитолийского холма, где по торжественному случаю собралось огромное количество тибетцев и друзей Тибета.

После окончания церемонии Далай-лама спустился в сопровождении киноактера Ричарда Гира, официальных лиц американского истеблишмента и тибетского правительства в изгнании и обратился к собравшимся с небольшой речью. Было отрадно видеть, как почитают и уважают Его Святейшество в Америке, как гордятся тибетцы своим лидером и как благодарны они поддержке, которую получают в западном мире.

У нас же – совершенно иная ситуация. Китай является нашим соседом и стратегическим партнером, чем и обусловливается специфическое отношение правительства России к тибетскому вопросу, выражающееся, в частности, в многократных отказах МИД России предоставить въездную визу Далай-ламе XIV.

Сама я по специальности китаист, и Китай для меня – почти родная страна. Однако подобная позиция правительства России вызывает недоумение и у меня: получается, что интересы стратегического партнерства с Китаем для правительства важнее самочувствия собственных граждан-буддистов, лишенных возможности встретиться с иерархом своей буддийской традиции.

В конце концов, буддизм и на деле является, и официально признается одной из традиционных религий нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Думается, что проблема эта – отнюдь не второстепенная, она весьма остра и актуальна. Кроме того, китайский опыт разрешения тибетского вопроса весьма немаловажен для нашей страны, так как проблема ее единства стоит не менее остро, чем в Китае. А потому хотелось бы, чтобы власти все-таки обратили внимание на эти вопросы.

404 means the file is not found. If you have already uploaded the file then the name may be misspelled or it is in a different folder.

Other Possible Causes

You may get a 404 error for images because you have Hot Link Protection turned on and the domain is not on the list of authorized domains.

If you go to your temporary url (http://ip/~username/) and get this error, there maybe a problem with the rule set stored in an .htaccess file. You can try renaming that file to .htaccess-backup and refreshing the site to see if that resolves the issue.

It is also possible that you have inadvertently deleted your document root or the your account may need to be recreated. Either way, please contact your web host immediately.

Are you using WordPress? See the Section on 404 errors after clicking a link in WordPress.

How to find the correct spelling and folder

Missing or Broken Files

When you get a 404 error be sure to check the URL that you are attempting to use in your browser.This tells the server what resource it should attempt to request.

http://example.com/example/Example/help.html

In this example the file must be in public_html/example/Example/

Notice that the CaSe e xample and E xample are not the same locations.

For addon domains, the file must be in public_html/addondomain.com/example/Example/ and the names are case-sensitive.

Broken Image

When you have a missing image on your site you may see a box on your page with with a red X where the image is missing. Right click on the X and choose Properties. The properties will tell you the path and file name that cannot be found.

This varies by browser, if you do not see a box on your page with a red X try right clicking on the page, then select View Page Info, and goto the Media Tab.

http://example.com/cgi-sys/images/banner.PNG

In this example the image file must be in public_html/cgi-sys/images/

Notice that the CaSe is important in this example. On platforms that enforce case-sensitivity PNG and png are not the same locations.

404 Errors After Clicking WordPress Links

When working with WordPress, 404 Page Not Found errors can often occur when a new theme has been activated or when the rewrite rules in the .htaccess file have been altered.

When you encounter a 404 error in WordPress, you have two options for correcting it.

Option 1: Correct the Permalinks

  1. Log in to WordPress.
  2. From the left-hand navigation menu in WordPress, click Settings > Permalinks (Note the current setting. If you are using a custom structure, copy or save the custom structure somewhere.)
  3. Select Default .
  4. Click Save Settings .
  5. Change the settings back to the previous configuration (before you selected Default). Put the custom structure back if you had one.
  6. Click Save Settings .

This will reset the permalinks and fix the issue in many cases. If this doesn"t work, you may need to edit your .htaccess file directly.

Option 2: Modify the .htaccess File

Add the following snippet of code to the top of your .htaccess file:

# BEGIN WordPress

RewriteEngine On
RewriteBase /
RewriteRule ^index.php$ - [L]
RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-f
RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-d
RewriteRule . /index.php [L]

# End WordPress

If your blog is showing the wrong domain name in links, redirecting to another site, or is missing images and style, these are all usually related to the same problem: you have the wrong domain name configured in your WordPress blog.

How to modify your .htaccess file

The .htaccess file contains directives (instructions) that tell the server how to behave in certain scenarios and directly affect how your website functions.

Redirects and rewriting URLs are two very common directives found in a .htaccess file, and many scripts such as WordPress, Drupal, Joomla and Magento add directives to the .htaccess so those scripts can function.

It is possible that you may need to edit the .htaccess file at some point, for various reasons.This section covers how to edit the file in cPanel, but not what may need to be changed.(You may need to consult other articles and resources for that information.)

There are Many Ways to Edit a .htaccess File

  • Edit the file on your computer and upload it to the server via FTP
  • Use an FTP program"s Edit Mode
  • Use SSH and a text editor
  • Use the File Manager in cPanel

The easiest way to edit a .htaccess file for most people is through the File Manager in cPanel.

How to Edit .htaccess files in cPanel"s File Manager

Before you do anything, it is suggested that you backup your website so that you can revert back to a previous version if something goes wrong.

Open the File Manager

  1. Log into cPanel.
  2. In the Files section, click on the File Manager icon.
  3. Check the box for Document Root for and select the domain name you wish to access from the drop-down menu.
  4. Make sure Show Hidden Files (dotfiles) " is checked.
  5. Click Go . The File Manager will open in a new tab or window.
  6. Look for the .htaccess file in the list of files. You may need to scroll to find it.

To Edit the .htaccess File

  1. Right click on the .htaccess file and click Code Edit from the menu. Alternatively, you can click on the icon for the .htaccess file and then click on the Code Editor icon at the top of the page.
  2. A dialogue box may appear asking you about encoding. Just click Edit to continue. The editor will open in a new window.
  3. Edit the file as needed.
  4. Click Save Changes in the upper right hand corner when done. The changes will be saved.
  5. Test your website to make sure your changes were successfully saved. If not, correct the error or revert back to the previous version until your site works again.
  6. Once complete, you can click Close to close the File Manager window.

Введение

Выбрав именно эту тему, я хотела рассмотреть и проанализировать основу «тибетской проблемы»

Тибет и Китай издревле тесно связаны друг с другом. Более того, в XIII веке они вместе вошли в состав Монгольской империи и с тех пор живут как единое государство. Именно поэтому их историю нельзя рассматривать отдельно друг от друга.

Цель работы: изучить причины коренной проблемы Тибета.

Задача: Рассмотреть поэтапно установление тесных связей между Китаем и Тибетом.

Для изучения своей темы я использовала следующие материалы:

Кычанов В.И. История Тибета с древнейших времен до наших дней. – М.: Восточная Литература, Козлов П. К., Тибет и Далай-лама,

Тибетская проблема Китая / http://www.ng.ru/ideas/2008- 05-16/11_tibet.html

1.В ожидании Далай-ламы

Отношения ханьцев и тибетцев, значительно отличающихся друг от друга по языку, культуре, религии, традициям и внешнему виду, не всегда складывалась гладко и ровно. В VII–IX веках Тибет оставался довольно крупным независимым государством, управляемым местными князьями. Нередко они враждовали из-за пастбищ, но порой совместными усилиями совершали набеги на соседние государства, что причиняло большое беспокойство китайским правителям из династии Тан. Чтобы обезопасить западные границы император Дэ Цзун даже выдал свою дочь Вэнь Жэнь замуж за тибетского царя Сонгцэн Гамбо. Считается, что именно благодаря буддистке Вэнь Жэнь в Тибете появился буддизм.

Установление тесных связей и семейных уз между правителями способствовало расширению торговли, но не устраняло возможных конфликтов. Несмотря на тибетско-китайские мирные договоры, первый из которых датируется 641 годом, экспансия тибетцев продолжалась. Они захватывали обширные районы в западном Китае, стремясь завладеть торговыми путями в Среднюю Азию. В 730 году был заключен новый договор. Он, впрочем, не помешал тибетцам через двадцать лет пройти половину Китая и захватить на время его столицу – Чанъань.

Во второй половине XIII века монгольский хан Хубилай завершил завоевание Китая и перенес столицу своей империи в Пекин, положив начало династии Юань. Он благоволил тибетцам, чьи земли вошли в состав империи, и распространил ламаизм среди монголов. Тибетский монах даже стал его духовным наставником и советником по религии.

При династии Мин Тибет оказался раздробленным на множество мелких уделов. Пекин такая ситуация полностью устраивала, поскольку позволяла сдерживать некоторых чересчур влиятельных представителей тибетской аристократии, выступающих с сепаратистскими настроениями. Придерживаясь политики «разделяй и властвуй», правители Поднебесной охотно жаловали высокие титулы той части тибетской знати, которая проявляла лояльность центру.

Один из громких титулов получил и глава школы Гелугпа, иногда называемой «сектой желтых шляп». Ее представитель тибетец Соднам Джамцо в XVI веке стал первым далай-ламой, причем этим высоким званием его наградил не Пекин, а ойратский Алтан-хан. Со временем далай-лама, чья резиденция находилась в Лхасе в тысячекомнатном дворце Потала, сосредоточил высшую духовную и политическую власть в Тибете.

Последняя в истории Китая династия Цин пришла к власти в 1644 году и сохраняла ее вплоть до революции 1911 года. В 1652 году пятый далай-лама Нгаванг Лобсанг принес клятву верности цинскому императору, получив в награду золото и серебро, которых хватило на строительство 13 новых монастырей. Отныне все последующие реинкарнации далай-лам формально утверждались центральным правительством Китая, увеличившим свое влияние на Тибет. И хотя его жители все еще пользовались большой автономией, многие из них чувствовали свою подконтрольность Поднебесной. Примерно в это время появилась тибетская сказка «О мальчике, смеющемся во сне». Ее герою «благодаря особой карме удалось преодолеть множество испытаний и стать правителем Великой Китайской империи. Он взял дочь Северных Краев себе в жены, назначил трех друзей министрами и мудро правил долгие годы».

2. Независимый Тибет.

В конце XIX начале XX века Тибет оказался фактически независимым государством. Ему, например, пришлось самостоятельно разбираться со вторжением британских войск. Китай, проигравший «опиумные войны» европейцам, предпочел не вмешиваться в конфликт. Впрочем, Лондон уже в 1906 году подписал договор с Пекином, где признал полноту его власти над Тибетом. Это позволило правительству партии Гоминьдан называть его частью Китая, хотя вплоть до середины прошлого столетия сами тибетцы считали себя независимыми. Отгородившись со всех сторон от внешнего мира стеной высоких гор и труднопроходимых перевалов, они смогли сохранить свой традиционный уклад жизни. Этому способствовала и политика лам, закрывших вход в пределы Тибетского плато. Они опасались, что незваные гости, как всегда, принесут войну и разрушения. Это произошло в XIII веке, когда их пытался завоевать делийский султан, и позже, когда в XVIII веке в Тибет дважды вторгались непальские войска. Свежи в памяти были и стычки с британским экспедиционным корпусом. В 1903 году тибетцы с пиками, катапультами и примитивными ружьями сражались против современной артиллерии и пулеметов.

Как бы то ни было, несколько десятилетий тибетцы практически не испытывали давления Китая. Их отношения с Пекином в этот период лучше всего характеризуют слова учителя Лао-цзы: «Самый великий порядок в отсутствии порядка». Когда же лидеры коммунистической партии, придя к власти в 1949 году, решили навести порядок и восстановить контроль над Тибетом, хрупкое равновесие нарушилось.

3.Революция в Тибете

В 1951 году представители тибетского правительства подписали в Пекине соглашение «О мерах по мирному освобождению Тибета». Согласно документу Тибету предоставлялась автономия во внутренних делах и сохранялась прежняя система управления во главе с далай-ламой, который стал заместителем председателя Всекитайского собрания народных представителей. Центр, в свою очередь, получил право держать на высокогорном плато войска, охранять границу и вести внешнюю политику.

Идиллия в отношениях Лхасы и Пекина продолжалась недолго. Договоренности соблюдались до тех пор, пока к середине 1950-х годов социалистические реформы не докатились до частично населенных тибетцами китайских провинций Сычуань, Ганьсу, Цинхай и Юньань, где проживало более половины всех тибетцев. Пекин тогда объявил кампанию «классовой борьбы» и приступил к конфискации земель и имущества у помещиков. Возмущенные нарушением их жизни, остававшейся практически неизменной на протяжении сотен лет, и признавая не только духовную, но и политическую власть далай-ламы, они начали активно бороться против нововведений.

Постепенно волнения перекинулись на территории, находившиеся под властью Лхасы. В 1956 году лидеры монастырей Ганден, Сера и Дрепунг опубликовали заявление с требованием законодательного закрепления прежней феодальной системы. Им было что спасать. К примеру, монастырь Дрепунг являлся одним из крупнейших землевладений в мире. Он включал в себя 185 поместий, 300 огромных пастбищ, на которых работали 25 тысяч рабов и 16 тысяч скотоводов. Все богатства монастыря находились в распоряжении небольшого числа высших лам.

Светские лидеры тоже не бедствовали. Так, главнокомандующий тибетской армией и член правительства далай-ламы владел 4 тыс. квадратных километров земли и 3500 крепостных.

Однако, несмотря на все протесты, Пекин продолжал перераспределять земли знати и монастырей среди их прежних крепостных. Тибетская аристократия и духовенство ответили на это требованием предоставить Тибету независимость.

10 марта 1959 года командующий китайским военным контингентом в Тибете пригласил далай-ламу на празднование Нового года в воинскую часть. Заподозрив неладное, жители Лхасы пытались воспрепятствовать «похищению» своего лидера. Напряжение росло, в городе начались массовые стихийные митинги, на которых тибетцы требовали вывода китайских войск и объявления суверенитета. Так началось антикитайское восстание, которое было жестко подавлено китайской армией.

В ночь на 17 марта далай-лама покинул дворец. Вскоре на индийской территории в селении Дхармасала в предгорьях Гималаев появилась «Лхаса в миниатюре». Здесь обосновалось тибетское правительство в изгнании, к которому потянулись десятки тысяч сторонников далай-ламы.

В Тибете тем временем, как пишут китайские источники, «полным ходом шла революция». Военные разрушили «старый Тибет, которым руководили ламы, практиковавшие политическую систему рабства», и тем самым осуществили «мирное освобождение тибетского народа, обретшего истинную демократию».

Самое поразительное, что китайские исследователи если и преувеличивают, то не намного. Журналист-международник, специалист по Восточной Азии Всеволод Овчинников, впервые посетивший Тибет в 1955 году писал: «Тибет предстал перед моими глазами как нетронутый заповедник Средневековья. Кроме пашен и пастбищ монастыри владели также земледельцами и скотоводами. Кроме религиозного фанатизма феодально-теократический режим держался на страхе и бесчеловечных методах подавления».

Анна-Луиза Стронг в «Тибетских интервью» описывает, как она в 1959 году посетила выставку пыточного оборудования, использовавшегося тибетскими властителями: «Там были наручники всех размеров, включая крошечные для детей, инструменты для отрезания носов и ушей, ломки рук и подрезания сухожилий. Были представлены фотографии и свидетельства жертв, подвергшихся ослеплению, покалеченных или лишенных конечностей за кражу».

Шокировавшая очевидцев практика наказания за уголовно-административные проступки отчасти объяснялась тем, что в Тибете не существовало отлаженной пенитенциарной системы – до 1959 года там было две тюрьмы, сейчас их более 12. Кроме того, данные неприглядные факты помогали Пекину, проводящему реформы отнюдь не «в белых перчатках», выставить правление лам – приверженцев ненасилия – в самом невыгодном для них свете.

4. Ущемление прав Тибетского народа

Между тем жизнь тибетцев при правлении далай-ламы и в самом деле была непростой. Чего стоит только перечень налогов, которые они должны были платить в казну. Всего в пользу властей Тибета взималось около двух тысяч различных налогов. Среди них западные исследователи выделяют налог на женитьбу, рождение ребенка и смерть члена семьи. Крепостные платили налог на посадку дерева в своем дворе и на содержание животных. Они оплачивали свое право танцевать, звонить в колокольчик и играть на барабанах. Налогом облагалось заключение в тюрьму и освобождение из нее. Те, кто не мог найти работу, платили налог за то, что были безработными, а если они отправлялись в другое селение на поиски рабочих мест, то платили мзду за проезд и за ночлег хозяевам земли. Когда в 1926 году в Тибете создавалась армия и срочно понадобились дополнительные средства, был введен налог... на уши. Деньги собрали всего за год.

Тем, кто не мог платить налоги, монастыри одалживали деньги под 20–50 процентов годовых. Иногда долги переходили по наследству от отца к сыну, от деда к внуку. Задолжники, бывшие не в состоянии расплатиться по своим обязательствам, пополняли армию рабов. С этим позорным явлением Пекин и стремился покончить раз и навсегда. Но вместе с социально-экономическими пережитками Средневековья под ударом оказалось и уникальное культурно-религиозное наследие тибетцев. К 1962 году в Тибетском автономном районе осталось около 70 монастырей из существовавших 2,5 тысячи, более 90 проц. монахов было изгнано. Сегодня далай-лама, признавая в целом модернизационную роль Пекина, не устает говорить о «культурном геноциде» тибетцев и, требуя большей автономии ТАР, призывает сохранить тибетскую культуру и окружающую среду.

5.Ахиллесова пята

Проблема заключается в том, что сегодня китайское руководство акцентирует внимание прежде всего на выравнивании уровня экономического развития Тибета и других провинций. Задача эта не из легких. Казалось бы, в Тибете появились автомобильные и железные дороги, светские школы подорвали монополию монастырей на образование, работают больницы, различные предприятия и заводы, развиваются телекоммуникации. Предыдущий председатель КНР Цзян Цзэминь неоднократно подчеркивал: «Если не будет стабильности в национальных районах, то не будет стабильности в стране; если не будет среднего класса в национальных районах, то не будет его и в стране; если не будет осуществлена модернизация в национальных районах, то невозможно будет ее осуществить и в Китае в целом».

Однако несмотря на заметное улучшение качества жизни и экономический рост, «тибетская проблема» сохраняет свою актуальность. Во многом благодаря тому, что Пекин, пытаясь выравнить экономические показатели, заодно стирает ярко выраженные отличия тибетцев от ханьцев. Больше всего тибетцев раздражает то, что попытки сохранить их самобытность обходятся им с каждым днем все дороже. Обучение на тибетском языке платное, ключевые позиции в системе управления и бизнесе давно заняли ханьцы, переселившиеся в Тибет. Кроме того, недавно был принят закон, согласно которому без согласия центрального правительства КНР тибетцы не имеют права признавать реинкарнацию далай-ламы.

Китай вкладывает миллиарды долларов в Тибет, надеясь завоевать сердца его жителей, поскольку сытые и занятые работой тибетцы меньше подвержены политическому экстремизму. Однако результат зачастую не удовлетворяет никого. Та же Лхаса из города-символа тибетской самобытности превращается в один из обычных китайских уездных городов, главная цель которого, судя по всему, стать важным перевалочным пунктом. Как известно, западный Китай, то есть Тибет и Синьцзян-Уйгурский автономный район – это не только огромные запасы леса, урана, золота, угля и водных ресурсов (в Тибете берут начало самые большие реки Китая и Индокитая – Хуанхэ, Янцзы, Меконг), но и ворота для вывоза китайских товаров и импорта энергоносителей из Центральной Азии, Афганистана, Пакистана и Индии. В этом смысле данные провинции имеют важное стратегическое значение для Пекина, желающего усилить свой политический и экономический вес на региональной и международной арене.

То, что местное население нередко воспринимает в штыки планы по ускоренной модернизации, которые зачастую реализуются без учета их пожеланий, сильно расстраивает китайские власти. Проблема не только в том, что таким образом нарушается триединство, высказанное Цзян Цзэминем. Этот вопрос в последнее время приобретает поистине геополитическое звучание. Пекину принципиально важно доказать, что его тибетцы и уйгуры могут жить гораздо лучше своих соседей из Монголии, Афганистана, Пакистана, Индии и Непала.


Тэги: Тибет, Китай, проблема, сепаратизм
Последнее обновление 01.05.2009.

Одно из двух самых заметных проявлений сепаратизма в Китае (вместе с проблемой уйгурского сепаратизма) в Синьцзяне), тибетский сепаратизм проявляется в острой форме чаще и по возрасту старше. Корни проблемы Тибета и конфликта Китая с этим регионом уходят в седую древность, поскольку на Тибет с давних пор претендуют различные китайские администраторы, а местная теократия отстаивает свои права. Решение проблемы Тибета представляется делом сложным, учитывая, какой размах иногда приобретает тибетский сепаратизм. О беспорядках 2008 года см. ниже .

Китай основывает свои права на Тибет периодическим контролем за его территорией со стороны китайских лидеров разного времени, например, контролем императоров династии Цинь и Минь, а тибетцы отрицают, что этот контроль дает основания претендовать на право управлять Тибетом, и полагают, что к 1949 году последний имел все признаки независимого государства, причем довольно давно, а наблюдатели считают, что китайская позиция, абстрагируясь от собственно вопроса, выглядит куда более эшелонированной. C 1917-1918 годов по случаю смуты в Китае Тибет был де факто независим, далай-ламы контролировали примерно территорию нынешнего автономного округа.

В 1949 году, в ходе восстановления контроля центрального правительства над территорией страны, НОАК вступила в тибетские предгорья, и, как и администраторы КПК в тот период, вела себя образцово, за все щедро платила, ни у кого ничего не отбирала и никого никак не донимала, все старые лидеры остались в силе и получили подарки, денежные гранты и новые привилегии, приход армии сопровождался культурно-массовыми мероприятиями для местных жителей. В начале 1950 китайские войска стали появляться на берегу Янцзы, к востоку от ключевой крепости Чамдо, сторожившей пределы владений тибетских владык на тот момент. 7 января генерал Лю Бочен анонсировал скорое освобождение Тибета, в сентябре-октябре китайцы двинулись вперед; в наступлении было задействовано 7 дивизий, а именно 5 из 2-й армии и 2 из 1-й армии, т.е. в общей сложности 35 тыс. человек. Тибетская армия в составе 8500 солдат при 50 пушках, 250 минометах и 100 пулеметах оказала незначительное сопротивление. 18 октября пала Чамдо, и входившие в состав гарнизоны кхамы вместо боев с китайцами принялись грабить округу. Тибетское правительство после падения Чамдо переехало на юг, к границе, а потом вернулось, ради заключения 17-пунктового соглашения: все привилегии остаются, все традиции уважаются, военная и административная власть переходит к руководству КНР, для чего учреждается штаб в Лхасе, но прежняя экономическая и политическая системы остаются в силе; тибетская армия интегрируется в китайскую. Тибету был присвоен статус национальной автономии под общим руководством КПК . В сентябре 1954 года Далай-лама и Панчен-лама ездили в Пекин на первое заседание китайского Национального народного конгресса.

В середине 50-х в населенных тибетцами зонах вне собственно Тибета, в так называемом "этнографическом Тибете" (за рубежом Тибетского автономного района живет около половины всех этнических тибетцев КНР) начались экономические преобразования в духе программы КПК. Собственно территория ТАР была исключена из программы перераспределения земли, и в 1957 году Мао Цзэдун посулил тибетцам начать аграрную реформу только через шесть лет, а если к тому времени условия не созреют, то еще отложить ее, но в восточном Кхаме при попытках провести реформу дошло до восстания. В самом Тибете сперва сопротивление выражалось в праздновании Нового года, дня рождения Далай-ламы и т.п. Китайское правительство в середине 50-х завело обыкновение проводить мобилизацию тибетцев на строительство шоссейных дорог, где очень велика была смертность. Начались волнения, не уняло их даже заявление, что никого не будут заставлять работать, будут демократические преобразования и выведут армию. Ситуация, однако, продолжала ухудшаться. В 1957 последовала первая вспышка антикитайских волнений. В 1958 году состоялось большое восстание в районе Амдо.

10 марта 1959 прошла огромная, невиданная прежде демонстрация за независимость Тибета, и последующие мероприятия повлекли около 100 тыс. беженцев. Сами тибетцы утверждают, что Далай-Ламу в тот день позвал "на театральное шоу" в лагерь китайской армии командир гарнизона, оговаривалось, что без стражи и оружия, да еще и непременно тайно, а тибетцы отказались его пустить. К тому времени в столице обитало почти вдвое больше народу, чем обычно, по причине жестоких военных действий в сельской местности, и настроение у граждан было самое антикитайское. После длительных колебаний в свете начавшегося постреливания по соседнему болоту китайской артиллерии 17 марта Далай-лама решил покинуть Тибет. В ходе кризиса он несколько раз запрашивал оракула, и тот давал ответ, что надо остаться, а после минометного обстрела сменил мнение. Далай-лама с небольшой группой родственников и в сопровождении примерно 80 кхамов бежал в Индию, в чем очень помогла начавшаяся песчаная буря. 30 марта Далай-Лама пересек границу Индии. Мне довелось встречать утверждение, что вроде бы Мао Цзэдун велел не мешать ламе покинуть Тибет, надеясь так расколоть ряды традиционных лидеров Тибета.

Только в ходе умиротворения бунтующей Лхасы в ходе 5-дневных боев и обстрела из артиллерии дворца ламы было убито около 12 тыс. человек, а в общей сложности 65 тыс. На нынешних сайтах сторонников независимости Тибета сообщается, что погибло 87 тыс. чел., каковая цифра происходит из армейского архива, захваченного в 1966 году во время нападения на военный конвой. ООН в 1959 году проголосовала 45 к 9 (26 воздержалось) за осуждение действий Китая; 20 декабря 1961 56 “за”, 11 “против” при 29 воздержавшихся ГА ООН приняла еще одну резолюцию, с требованиями уважать права и свободы тибетцев, в том числе и право на самоопределение (резолюция 1723) .

В свете всего этого в рост пошло повстанческое движение, известное как "Чуши Гангдруг". Движение началось в качестве собрания пассионарных личностей под видом религиозных приношений в Лхасе. Запущенный движением лозунг “все поедатели тсампа должны объединиться” (тсампа это местное традиционное блюдо ) мало помалу обретал сторонников. К какой тактике прибегнуть, решалось после совершения обрядов и путем жеребьевки. С согласия Далай-Ламы, где на собрании в Чактса дри-Гутанг приняли решение о создании "добровольческих сил обороны Чуши Гангдруг" (сам термин значит "земля четырех рек и шести хребтов") 16 июня 1958. Это событие стало едва ли не первым в истории, поставившим по одну сторону баррикад все три крупных субэтноса тибетцев - кхамов, амдо и кхампа. В целом в повстанческих силах соблюдался следующий баланс: 70% кхам, 25% амдо, 5% из центрального Тибета. Силы движения были поделены на группы по 50-100 человек и направлены в разные углы Тибета с задачей нападать на НОАК. Основным препятствием на пути превращения "ЧГ" в реальную угрозу КНР было отсутствие достойного количества оружия, которое участники закупали на свои личные сбережения и пытались изымать со складов тибетской правительственной армии. Некоторый объем средств выручили сами тибетцы из диаспоры, организовавшие отель в Покхаре, ковровые фабрики, корзинное производство, мастерские народных промыслов, автобусное сообщение Покхара-Катманду и сервис такси по столице Непала. Кое-что обеспечили индийцы, особенно после Китайско-индийской войны 1962 года. Принял участие в судьбе повстанцев Гоминьдан, обосновавшийся на Тайване. Помощь тибетским повстанцам также взялось оказывать ЦРУ, ставшее основным поставщиком и спонсором движения. В августе 1958 последовал первый груз от американцев, они осуществляли доставку грузов на б-17, которые пилотировали эмигранты из Польши и Чехословакии; б-17 легко было купить на международном рынке, и это, как и задействование пилотов-эмигрантов, позволяло отрицать вмешательство США. За это же свойство было решено сделать основным стрелковым оружием инсургентов винтовки "энфилд". Интересная подробность: был при помощи фирмы "Келлогс" разработан, запущен в серийное производство и доставлен повстанцам походный рацион с их любимой "тсампа", к которой добавили витамины и присадки. Повстанческие силы обучались сперва в лагере на Тихом океане; на восточном побережье привыкшие к высоте тибетцы чувствовали себя плохо и в марте 1958 основную массу обучаемых перевели в подготовленный для них лагерь Хейл в Скалистых горах, на бывшую базу 10-й горной дивизии во Вторую мировую войну. Обучение велось только на английском, и лишь 1 из преподавателей сумел в конце концов освоить тибетский. Студентов обучали азбуке Морзе, добиваясь от них 12-20 слов в минуту, чтению и рисованию карт, тактике разведки и организации разведки, пользованию портативным мимеографом, был одно время и курс истории коммунизма с описанием применяемой техники, но от него отказались, поскольку в аудитории началось вольнодумство. Всего прошло обучение около 3000 чел. , которых по завершении обучения сбрасывали с самолетов на территорию Тибета.

Первое нападение совершилось в августе 1958 в местности под названием Ньямо, и в первые месяцы дела пошли так, что к югу от Брахмапутры вскоре не осталось китайских гарнизонов, кроме укрепившегося в Цеханге. Инсургенты, однако, не имели никакой связи друг с другом, очень слабую базу снабжения, и минусом являлось обыкновение новых кадров, уходя "в поле", тащить с собой всю семью. В 1959 году военные вытеснили “ЧГ” из Кхам, так что повстанцы действовали только в регионе к югу от Лхасы. Прибывшие после обучения в США эмиссары пытались наладить повстанческое движение по инструкциям ЦРУ, создавая малые мобильные группы без конкретной привязки к базе, которые действовали бы вдоль всего хайвэя, однако тибетцы обычно не в состоянии были отречься от семей, стад и всего остального, отчего все повстанческие лагеря быстро становились видны властям и подвергались расправе, как это было сперва в Пембаре, а потом и в остальных локациях.

В таких неблагоприятных условиях основной базой операций стала местность под названием Мустанг\Мустан, участок непальской территории, вклинивающийся на территорию Китая, и плюсом и минусом которого являлась труднодоступность: туда можно было из Тибета добраться только пешком через опасные тропы, а с непальской стороны за 13 дней на муле, что, соответственно, создавало удобства в плане инфильтрации, но и большие проблемы в плане логистики. Мустанг был тогда де факто независимым королевством. На территории Мустанга с индийского и американского ведома и помощи был основан лагерь для подготовки и координирования повстанцев. Теоретически предполагалось постепенно, в обстановке полной секретности, по несколько сот человек зараз, внедрять повстанцев в Тибет через Мустанг, чтобы те основывали на китайской территории базы, и делать так постепенно и с соблюдением полной тайны, но желающих оказалось намного больше, чем рассчитывали организаторы программы: лагерь рассчитывали на 300 человек, а явилось всемеро больше, и постоянно оставалось примерно порядка 6000 человек.

Отсюда тибетцы стали совершать набеги через границу; рабочим сезоном у них было время с августа по апрель, когда Брахмапутру можно форсировать вброд. Группы были организованы, в ущерб традиции, не по территориальному или родовому принципу, привычному тибетцам, а на рандомной основе. Действуя группами по 40-50 человек, в основном повстанцы совершали набеги на гарнизоны по долине, а иногда добирались до хайвэя, в 1966 году разорив большой конвой, погибла вся штабная группа местной военной группировки и был захвачен большой массив документации. Совершались и пропагандистские акции, а однажды был приглашен британский оператор, чтобы заснять одно из нападений, но фильм появился так нескоро, что никакого влияния на дела тибетские не оказал. Однако вскоре в долине разместили дивизию НОАК, а движение перевели на северный хайвэй. В целом повстанческое движение к тому времени находилось не в лучшей форме, отчасти и по причине преклонного возраста основной массы кадров – им всем было уже за 40, и повстанцы несли немалые потери за счет погибших от перенапряжения, истощения и т.д. Конфликт в маломасштабной форме продлился до конца 60-х, когда американцы окончательно прекратили поддержку. Непал потом несколько лет пробовал удалить инсургентов из Мустанга, но преуспел только к 1974 году. Кое-кто из обитателей лагеря сумел с боями уйти через китайскую территорию в Индию, несмотря на мощный заслон. Некоторое количество кадров было принято в ряды индийской армии, и стало основой для нынешних СФФ.

С начала 70-х знамя борьбы за независимый Тибет окончательно перешло к Далай-Ламе, который с согласия индийских властей перебрался северо-западную Индию, в городок Дхарамсала. По прибытии в Индию Далай-Лама объявил о создании демократического правительства с представительством от каждой провинции, и с участием женщин. Каждые 5 лет проводятся выборы в парламент, квартирующий в Дхарамсале, 46 членов выбираются 130 тысячами тибетцев по всему миру.

В самом Тибете главным был сделан Панчен-лама, который старался политическими методами добиться изменений в положении тибетцев, которое становилось очень незавидным в свете разворачивающейся "культурной революции". В 1962 панчен-лама представил китайцам доклад длиной 70 тыс. слов, в котором описывал плачевное положение Тибета, упоминал 10 тыс. убитых в каждой провинции Тибета в ходе завоевания, и после доклада 14 из 15 последующих лет провел в тюрьме. В ходе "культурной революции" было разрушено 98% монастырей (т.е. 6000 объектов в одном Тибете), и много чего было учинено, вошедшего в опубликованный в 1976 году список перегибов партии. В 1979 году как реверсия предыдущих дел был открыт для верующих храм Йокханг в Лхасе, а с 1980 обозначилась уже стратегически разумная политика в отношении Тибета, в мае этого года приехал в автономный район во главе рабочего комитета ЦК Хю Яобан, тогда генсек КПК, который по возвращении предложил экономические реформы с местным уклоном, замещение административных должностей местными кадрами, реальную культурную автономию. Всего пунктов было шесть и сопровождались они покаянием в ошибках, допущенных в период правления Мао Цзэдуна. Ввели теперь и такие штуки, как обязательный дубляж всех надписей по-тибетски, администраторов наставляли употреблять только тибетский при общении с местным населением, и сам баланс местных и неместных в администрации сместился в пользу первых, самых заядлых консерваторов перевели в другие регионы, сделаны улучшения в образовательной сфере, разрешены поездки к родственникам за рубеж. Сайт сторонников независимого Тибета говорит, что после смещения Яобана китайские партийцы в Тибете на радостях устроили попойку с фейерверками, восклицая, что не стало главного защитника тибетских сепаратистов, и предполагают, что на итоговую судьбу Яобана оказали влияние беспорядки 1987 года в Тибете.

Политическая активность тибетцев возросла к концу 80-х, и крупные беспорядки совпали с беспрецедентным случаем – приглашением Далай-ламе выступить перед комитетом по права человека конгресса США, из чего китайские власти сделали совершенно определенные выводы. 27 сентября 1987 года монахи из монастыря Дрепунг (чуть западнее Лхасы), организовали мероприятие в поддержку инициатив Далай-ламы и идей независимости Тибета, сперва ходили по круговому маршруту вокруг центрального святилища Лхасы и тибетского рынка, т.е. буквально в двух кварталах от Поталы и здания народного правительства ТАР, а после нескольких сделанных беспрепятственно кругов отправились в центр города, где и были разогнаны. 1 октября от 30 до 40 монахов вышли на демонстрацию с теми же пожеланиями плюс требованием освободить арестованных, участников акции арестовали и стали бить, собрались сочувствующие, и мероприятие быстро вылилось в массовые беспорядки, пострадали лавки и машины, в процессе разгона от 6 до 20 покойников. После этого довольно долго удавалось удерживать недовольство в рамках маленьких и быстро рассасывавшихся демонстраций, в основном задумывавшихся как способ обретения паблисити. Обычно протесты сводились к вопросу независимости Тибета, но сообщается также о большой демонстрации 19 мая 1989 года, с выражением солидарности с "про-демократическим движением", активисты которого тогда квартировали на Тяньаньмынь. Всего в 1987-89 годах зафиксирован 21 случай массовых беспорядков. В самый разгар кризиса умер призывавший к умеренности панчен-лама, самый авторитетный сторонник стратегии мира с КНР, и китайским властям не оставалось другого выхода, как в марте 1989 объявить военное положение, которое действовало по 1 мая 1990.

С 1984 года начались системные попытки экономического развития района, причем, в разрез с предлагавшейся Яобаном стратегией, решено было сделать ставку на мероприятия, требовавшие привлечение большого количества кадров и специалистов из других регионов; было одобрено 42 крупных проекта, хотя и звучали оценки, что их реализация повлечет миграцию в регион не-тибетцев, и потому обострит межэтнические противоречия. С начала 90-х регион пытались усиленно развивать экономически, и утверждается, что именно хан и выиграли от экономического развития (4-5% стабильного прироста во всех отраслях в 1990-х), поскольку в противовес консервативным тибетцам были шахтерами, администраторами и т.д. По непроверенным данным, цвели коррупция и местничество, администратор в Амдо как-то раз будто бы продал 200 должностей, в т.ч. пост главы антикоррупционного агентства.

В 1991-94 постоянно случались мелкие инциденты на экономической, по сути своей, почве, тибетцы всегда использовали их для возможности протестовать против оккупации Тибета. В июне 1993 прибыла миссия Евросоюза, состоялись волнения, магазины ханов в даунтауне закиданы камнями, волнения длились четыре дня. Начиная с 1994, когда состоялся “третий форум по работе с Тибетом” и объявлена амбициозная программа экономического развития, началось закручивание гаек, даны указания изобличать и отстранять от дел лиц, замеченных в сочувствии национализму, даны конкретные указания, и начался следующий раунд противостояния, когда китайцы указом от 20.3. потребовали не выставлять публично фотографий Далай-ламы иначе как в храмах, ограничить количество монахов, запретить языковые школы. К тому времени было в Тибете 1643 монастыря, т.е. больше, чем населенных пунктов, но пеняли, что "теперь для поступления в монастырь нужно не столько знать каноны и священные тексты, сколько речи Цзян Цзэминя и позицию КПК по разным вопросам". Закручивание гаек особого эффекта не оказывало: в сентябре 1995 и предшествующих месяцах в связи с приближающимися празднованиями 30-летия создания Тибетского автономного района, состоялись молчаливая манифестация (с кляпами во рту), голодовка, два бомбовых нападения. В Лхасе время от времени устраиваются взрывы, вроде, например, произведенного в 1996 году у стелы, поставленной в честь строителей шоссейной дороги из "основной" КНР в Лхасу. ХРВ рапортовала, что в 1998-2002 новая кампания взрывов, числом штук восемь-десять, в результате самого серьезного, в октябре 2001, погиб гаишник. Во втрой половине 90-х большой скандал вызвал вопрос с назначением нового Панчен-ламы; специальная поисковая комиссия Далай-ламы определила такового по знакам в священных озерах и прочим традиционным методам, а руководство КНР настояло на надобности прибегнуть к обычным для сложных случаев жеребьевочным процедурам при помощи "золотой урны", и, в конце концов, объявило "своего" кандидата в панчен-ламы настоящим, и пренебрегло традиционным обрядом подтверждения полномочий панчен-ламы Далай-ламой, что вызвало бурю гнева и даже массовые протесты, так что потом была проведена "кампания политического довоспитания колеблющихся и неустойчивых". Относительно судьбы признанного Далай-ламой мальчика имеются расхождения - по версии КНР, для его же безопасности и приватности правительство обеспечило его и его семью новыми документами и переселило на новое место жительства, а по версии сторонников независимости Тибета и разного рода правозащитников, он стал самым юный политзаключенным планеты.

Несколько раз возникал вопрос о переговорах относительно статуса Тибета между Далай-ламой и руководителями КНР. Интересно, что до 1978 года Далай-лама начинал свои ежегодные речи на 10 марта с вопросов независимости и свободы Тибета, а после вопрос независимости опускал, а вел речь только о "счастье тибетского народа". В 1979, по сообщениям сепаратистов, КНР впервые за 20 лет выразила интерес к дискуссиям, Дэн Сяопин приглашал старшего брата Далай-ламы обсудить вопрос урегулирования тибетской проблемы, пообещав, что все, кроме независимости, подлежит дискуссии, и Дэн Сяопин приглашал далай-ламу вернуться. С 1982 начались визиты тибетских кадров в КНР для предварительных дискуссий, но заготовленный для Тайваня вариант к Тибету китайцы применить отказались как не имеющий никаких оснований, а тибетцы полагали, что, напротив, автономия Тибета должна быть классом выше тайваньской, поскольку они ханьцам не родня. Сепаратисты утверждают, что несколько раз выдвигали предложения о смягчении режима пересечения границы для тибетцев, посылке учителей, расширении культурных контактов тибетских общин, но безрезультатно. В 1987 году Далай-лама выдвинул "5-пунктовый план урегулирования", но там сплошь и только общие слова и благие пожелания, и очень мало конкретики. В 1988 Китай согласился на возвращение Далай-ламы, если тот откажется от идеи о независимости, в июне Далай-лама выдвинул Страсбургское предложение, в речи перед европарламентом в Страсбурге: полный контроль Китая над внешней политикой и обороной и полная независимость Тибета во всех внутренних делах. . Далай-ламу приглашали на похороны и последующие ритуалы по случаю смерти панчен-ламы, подразумевая, что это будет сопровождаться дискуссиями по вопросу об автономии, но по здравом размышлении тибетцы потребовали Далай-ламе права посетить как минимум один регион Тибета и обеспечения личной встречи с Сяопином, и дело не пошло, а потом начался политический кризис в Тибете и в целом в КНР, и сторонники переговоров, вместе с прочими реформистами-сторонниками Чжао Цзыяна, были удалены из высших кругов КНР и КПК. В 1994 и 1998 годах снова проводились предварительные переговоры, ни к чему не приведшие. Еще один раунд дискуссий состоялся в 2001-2003 годах, дошло до двух визитов команды соратников Далай-ламы в Пекин и автономный регион, но снова результатов никаких не было.