Бронировать и вооружать поезда начали еще в первой половине XIX века. Но наиболее активно этот вид передвижной бронетехники проявил себя во время Великой Отечественной, хотя использовался прежде с обеих воюющих сторон и в Первой мировой, и в гражданской кампаниях. Даже в обоих чеченских конфликтах применялись специальные бронепоезда, четыре из них и сейчас находятся на вооружении российской армии. Самыми результативными в военных кампаниях по праву можно назвать советские бронепоезда, часть из которых прошла всю Вторую Мировую войну.

Особый дивизион

В начале 1942 года в советской армии сформировали 31-й отдельный отдельный дивизион бронепоездов. Прежде подобного соединения не существовало ни в одной армии мира. Бронированные поезда оснащались реактивной артиллерией, орудиями, защищенными танковыми башнями. Боевые единицы дивизиона действовали в течение трех лет, до мая 1945 года. Советские бронепоезда дошли до столицы Третьего рейха.

Дивизион, награжденный орденом Александра Невского , уничтожил фашистский бронепоезд «Адольф Гитлер», свыше сорока артиллерийско-минометных батарей, более двадцати отдельных орудий, почти полтора десятка дзотов, около ста пулеметных точек противника, десятки вражеских самолетов.

Боевые единицы дивизиона имели звучные имена, вселявшие трепет в сердца противника.

«Русский призрак» «Илья Муромец»

«Илью Муромца» в 1942 году подарили бойцам советской армии муромские железнодорожники. Бронепоезд был оснащен 45-миллиметровой броней и ни разу за время эксплуатации его не пробил вражеский снаряд. «Муромец» первый в своем роде бронепоезд, на который установили реактивные минометы «Катюши». За минуту эта передвижная махина «накрывала» территорию, равную четырем гектарам, в полуторакилометровом радиусе.

«Муромец» был довольно скоростным и сравнительно бесшумным бронепоездом, вместе с тем, обладающим колоссальной огневой мощью. За что и получил от немцев прозвище «Русский призрак». «Призрачность» броневой единицы тем временем имела вполне реальную результативность: «Илья Муромец» во время Великой Отечественной сбил 7 самолетов противника, им были уничтожены полтора десятка вражеских артиллерийских и минометных установок, поражены свыше 30 огневых точек и уничтожены более 800 гитлеровцев.

Самое знаменитый бой «Муромца» - сражение в 1944 году под Ковелем с фашистским бронепоездом «Адольф Гитлер», единственная лобовая схватка таких бронемашин в Великой Отечественной. И наш железнодорожный великан вышел из этой битвы победителем.

«Илья Муромец» не дошел до Берлина только 50 километров, и то лишь «по техническим причинам»: мост через Одер оказался разрушенным.

«Козьма Минин» сбил 15 самолетов

Еще один бронепоезд из славной когорты отдельного бронедивизиона, действовавший с февраля 1942 года. Его горьковские железнодорожники также построили на собственные средства. Зенитные артиллерийские установки «Минина» могли бить на 12 километров, кроме того, на платформах «КМ» были укреплены крупнокалиберные и зенитные пулеметы. За три года эксплуатации «Минин» сбил 15 вражеских самолетов, «КМ» оказал большую поддержку нашим войскам, воевавшим на Курской дуге.

«Балтийская» поддержка при прорыве ленинградской блокады

Бронепоезд «Балтиец» - один из первых подобных боевых единиц, действовавших в советской армии с начала Великой Отечественной войны. Судьба постройки этой машины не отличается от истории появления других ее аналогов - «Балтийца» также изготовили на собственные средства рабочие Лениград-Балтийского электродепо. Бронепоезд стал в строй уже в июле 1941 года и был направлен на Ленинградский фронт. Ленинградский узел имел хорошо развитую железнодорожную сеть, и потому «Балтиец» мог без ущерба для себя совершать дерзкие маневры, в результате которых наносил ощутимый урон противнику.

Серьезную помощь бронепоезд оказал при прорыве блокады Ленинграда в январе 1943 года, поддерживая пехотинцев артиллерийскими ударами. Во время решающего наступления советских войск, освобождающих северную столицу от гитлеровцев, «Балтиец» продвигался вместе с наступающими соединениями Красной Армии.

Грозная сила

Бронепоезд построили в Муроме за короткий временной отрезок. По разным данным, на создание грозной боевой машины ушло порядка трех-четырех месяцев. Изначально ему решили дать имя богатыря Ильи Муромца. Но полковник Неплюев, который приехал за поездом, решил, что оно не годится. Мол, не подходит для военного времени. И решил назвать его «За Родину». Но строители бронепоезда не согласились и устроили митинг. В конце концов, боевая машина получила № 762, но по документам шла как «Илья Муромец».

Бронепоезд мог получить название «За Родину»

И в 1942 году «Илья Муромец» начал свой боевой путь с Брянского фронта. Его вооружение впечатляло своей мощью: тяжелые орудия, зенитные пушки, пулеметы… Впервые в истории бронепоездов были задействованы и реактивные минометы (на «Муромце» установили «Катюши»). Главной задачей машины было уничтожение вражеских складов горючего, оружия, артиллерийских батарей и техники.

Первый бой «Илья» провел в апреле 1942 году близ станции Выползово. Затем совершил вылазку в захваченный немцами Мценск. Здесь бронепоезд разбомбил станцию, чтобы прервать загрузку вражеских эшелонов.

Немцы не могли закрыть глаза на появление «мстителя» в своем тылу, поэтому на бронепоезд началась охота. Причем шла она и по земле, и по воздуху. Удачливее остальных оказалась немецкая авиация. Самолетам удалось выследить советский бронепоезд и атаковать его. В той схватке фашисты уничтожили штабной вагон, в котором погибли командир 31-го дивизиона бронепоездов майор Грушелевский, начальник штаба дивизии Писемский, а также корреспондент газеты «Гудок» Букаев.

Немецкая разведка несколько раз хоронила «Илью»

Но те повреждения не вывели «Муромца» из строя. Вскоре он вновь отправился на фронт. Немцы не верили, что бронепоезд построили в СССР. Поскольку он отличался мощным вооружением, толстой броней и большой скоростью. Мол, у Советского Союза не было ни времени, ни средств на его создание. Считалось, что поезд СССР передали американцы. А агенты Люфтваффе после каждого сражения докладывали, что «Илья» уничтожен. Но он снова и снова выходил на тропу войны.

Главный бой

Довелось «Муромцу» принять участие в одном из немногочисленных за историю Второй мировой сражений бронепоездов. Соперник у него был достойный — немец с красноречивым названием «Адольф Гитлер». Бой произошел в 1944 году.


Коваль (крупный железнодорожный узел в Волынской области) стал систематически подвергаться коротким артобстрелам. Причем с педантичной точностью — в девять часов утра. Обнаружить вражескую дислокацию у советских солдат никак не получалось. Но немцев подвело их неизменное расписание. Разведке удалось заметить клубы дыма. Стало понятно — действует вражеский бронепоезд. На его устранение и отправился «Илья Муромец». Помощь ему оказали артиллеристы, которые должны были точными ударами разрушить железнодорожное полотно, чтобы у противника не оставалось вариантов для маневра. Провести операцию решили быстро, без предварительной пристрелки.

Бой бронепоездов оказался скоротечным. Орудия «Ильи» и «Адольфа» ударили практически одновременно. Но советские артиллеристы оказались более точными. А добили немецкий бронепоезд залпы «Катюши». «Адольфа» накрыли клубы пара — один из снарядов угодил точно в паровой котел. С врагом было покончено.

В битве сошлись равные по силе противники

Немцы не смогли забрать остатки своей боевой машины. Поэтому советские солдаты, воевавшие на «Муромце», после освобождения Коваля лично посмотрели на поверженного противника. Тогда-то они и узнали, что бронепоезд носил имя их самого главного врага.

Мифы и легенды

После войны то и дело всплывала информация, что боя между «Ильей Муромцем» и «Адольфом Гитлером» не было. Мол, «утка» была запущена для поднятия боевого духа советских солдат. А в качестве неопровержимого доказательства приводили немецкую документацию, в которой о бронепоезде с таким названием нет ни слова.

Тот факт, что «Илья» существовал и воевал, сомнению не подлежит. Не обсуждается и его славный боевой путь. Но вот подлинность главного боя доказать или опровергнуть практически невозможно. Есть упоминания о нескольких местах (даты тоже разные), в которых сразились два бронепоезда. Это, так сказать, первая неувязочка. Вторая заключается в том, что якобы «Муромец» расправился со штабным поездом Гитлера. Тогда о полноценном противостоянии не могло быть и речи. К тому же, его после войны забрали себе союзники в качестве трофея.


Как говорилось ранее, в немецких документах нет упоминания о бронепоезде «Адольф Гитлер». Да и давать такие громогласные названия было не в характере Германии. Максимум, на что были способны немцы, так это присвоить технике какое-нибудь собственное имя. Например, «Берлин» или «Вернер». Но и это являлось редкостью. Обычно обходились банальными номерами. А в СССР было как раз наоборот. Вся техника получала красивые и гордые названия: «Советская Сибирь», «Народный мститель» и так далее. Номера тоже использовали, но их присваивали в «рандомном» порядке, чтобы запутать противника.

В СССР технике давали красноречивые названия

К тому же немцы задумывались о последствиях. Какой бы совершенной не была техника, ее могли уничтожить. И как бы тогда отреагировали простые солдаты, узнав о гибели Гитлера, пусть и воплощенного в металле?

Сильно разнятся и описания сражения. В одних источниках говорится о позиционной дуэли, в других — о лобовом противостоянии. Где-то утверждается, что «Гитлер» оказывал ожесточенное сопротивление, сумев разрушить штабной вагон, где-то — что его вывели из строя практически мгновенно. В общем, выбрать можно любую версию, какая больше нравится.

Большинство историков сходятся во мнении, что сражение у Коваля все-таки действительно было. И произошло оно в один из 127 дней, пока проходила операция по освобождению железнодорожного узла. А противником «Муромца» стал бронепоезд № 74 с бронеплощадкой BP44. Ее главное достоинство заключалось в башнях от «Тигров». И если бы такой снаряд угодил в советский бронепоезд, то его не спасла бы броня. Поэтому версия о «первом залпе», скорее всего, ближе всего к истине.

Теперь о названии. После освобождения Коваля, когда солдаты пришли посмотреть на поверженного противника, они похоже, обнаружили частично уцелевшую надпись с именем фюрера и «чем-то еще». Последняя часть могла быть банально повреждена снарядом. Учитывая, как именовали технику в СССР, солдаты могли решить, что надпись — название поезда. Возможно, подхватил эту идею и корреспондент «Красной звезды». Ведь получался фантастический заголовок.

«Илья Муромец» совершил около 160 военных операций

Но даже не совсем понятная ситуация с поверженным врагом не умаляет боевых заслуг «Ильи Муромца». На его счету более 160 огневых вылазок. В них было уничтожено 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек фашистов, 7 самолетов и порядка 875 солдат и офицеров. А также бесчисленное множество ликвидированных эшелонов и товарных поездов. За многочисленные боевые заслуги 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов (туда входил и «Муромец») удостоился ордена Александра Невского.

В 1971 году «Илью Муромца» отправился на стоянку в родной Муром. Здесь он находится и по сей день.

Фото: Памятник-бронепоезд «Илья Муромец»

Фото и описание

В городе Муром в одном из самых больших парков в честь 50-летия Советской власти на высоком постаменте выставлен знаменитый памятник-бронепоезд под названием «Илья Муромец». Его возведение пришлось на период с 1941 по 1942 годы при поддержке железнодорожников Муромского отделения крупнейшей Горьковской железной дороги.

Как известно, годы начала Великой Отечественной войны были особенно сложными в истории нашей страны, но, несмотря на это, рабочие отдавали все свои силы в свободное время, чтобы выстроить боевую машину. Немалое количество людей уехало на этом бронепоезде на военный фронт в качестве добровольцев. Для цели возведения машины к работе были подключены литейщики, проживающие в расположенных неподалеку городах – Кулебаки и Выксы, откуда поставляли необходимый для работы металл. Получая необходимый материал, труженики Дзержинского завода закаляли его. Входящие в композицию зенитные башни и вагоны были сварены сотрудниками вагонного депо, при этом в специально предназначенном локомотивном депо памятный паровоз полностью обшили броней.

Важно отметить, что в самые короткие сроки совершенно не имеющие опыта в строительстве подобного рода машин люди смогли воссоздать настоящую «крепость на колесах». Жители города Муром приняли решение о том, какое именно дать название военному шедевру, назвав его в честь легендарного и отважного богатыря Илии Муромца. Но в данном вопросе у полковника Неплюева, который принимал непосредственное участие в принятии поезда в эксплуатацию, было свое название – «За Родину!».

Перед тем, как отправить паровоз на военный фронт многочисленные рабочие устроили масштабный митинг, написав на многотонном гиганте надпись: «Илья Муромец» и нарисовав голову знаменитого былинного богатыря. По результатам многочисленных споров решили присвоить боевой машине №762, а имеющиеся рисунок и надпись приказали полностью стереть. Но все же название в честь отважного героя так и осталось в умах людей, а также в документах.

8 февраля 1942 года выстроенный бронепоезд был отправлен на фронт с одноименной станции Муром. Фронтовиков провожали жены, которые смогли водрузить над огромным паровозом внушительных размеров красное полотно, при этом на нем был вышит знаменитый герб СССР. В селении Горьком к существующему памятнику присоединили броневой паровоз под названием «Козьма Минин», причем после этого был завершен процесс формирования особого 37-го Горьковского дивизиона.

Практически все локомотивщики настолько хорошо водили «Илью Муромца», что за весь военный период знаменитый бронепоезд не получил ни одной пробоины. Первый раз за всю историю бронепоездов великого «Илью Муромца» снарядили мощными реактивными минометами, знаменитыми под названием «Катюша».

После преобразований машина стала тише передвигаться, обрела колоссальную огневую мощь и высокую скорость, что сделало бронепоезд по-настоящему внушительной боевой силой. Например, за одну минуту он мог поразить площадь в 400х400 м в радиусе 1,5 км.

За все время бронепоезд совершил более 150 огневых налетов на врага, а также при помощи минометного и артиллерийского огня смог уничтожить 14 различных орудий и специализированных минометных рот, 36 особо опасных огневых точек, 7 самолетов и более 870 немецких фашистов.

Летом 1944 года неподалеку от Ковеля, являющегося особо крупным населенным пунктом Волынской области УССР, было проведено масштабное лобовое сражение, в котором принимали участие «Илья Муромец» и немецкая боевая машина «Адольф Гитлер». В этом сражении немцы проиграли и были полностью сокрушены. Советский бронепоезд смог преодолеть расстояние в 2,5 тысячи км и только 50 км не дошел до немецкой столицы и встретил победу в городе Франкфурт.

В честь 26-й победной годовщины, отмечаемой в 1971 году, в городе воинской славы Муром был установлен памятник знаменитому бронепоезду «Илья Муромец». Данный памятник представляет собой макет настоящего паровоза в настоящую величину, который особенно схож с оригиналом, прошедшим через всю Великую Отечественную войну. Неподалеку от монумента была выставлена мемориальная доска, на которой был отмечен боевой путь бронепоезда.

Адрес: Россия, Владимирская область, Муром, Владимирское шоссе, 2А
Координаты: 55°34"34.5"N 42°01"33.4"E

Содержание:

Краткая история и описание

В Муроме , в парке имени 50-летия Советской власти на постаменте установлен памятник-бронепоезд «Илья Муромец ». Он построен в 1941 - 1942 годах железнодорожниками Муромского отделения Горьковской железной дороги .

Помимо основной тяжёлой работы в дни военного лихолетья, рабочие в свободное время отдавали все силы на строительство боевой машины, и многие из них на этом же бронепоезде уехали на фронт добровольцами. Литейщики из соседних городов Выксы и Кулебаки поставляли металл, а труженики завода Дзержинского закалили его. Вагоны и зенитные башни варили сотрудники вагонного депо.

Вид на бронепоезд с Владимирского шоссе

В локомотивном депо паровоз обшили бронёй. В короткие сроки люди, не имевшие опыта в строительстве боевых машин, создали настоящую крепость на колёсах. Муромцы решили дать паровозу имя легендарного богатыря, но у полковника Неплюева, принимавшего поезд в эксплуатацию, было придумано своё название для него: «За Родину». Накануне отправки паровоза на фронт рабочие устроили митинг, украсив многотонного гиганта надписью «Илья Муромец» и изображением головы былинного силача. В итоге боевой машине присвоили № 762, а надпись и рисунок приказали закрасить. Однако имя «Илья Муромец» осталось и в документах, и в памяти рабочих и фронтовиков.

Боевые заслуги бронепоезда «Илья Муромец»

8 февраля 1942 года бронепоезд «Илья Муромец» отправился на фронт со станции Муром-II . Жёны машинистов, провожавшие фронтовиков, водрузили над паровозом огромное красное полотно, на котором был вышит герб СССР. В городе Горьком к «Илье» присоединился бронепаровоз «Козьма Минин», после чего было завершено формирование 31-го особого Горьковского дивизиона бронепоездов.

Экипаж локомотивщиков так хорошо водил «Илью», что за всю войну бронепоезд не получил ни единой пробоины. Впервые в истории бронепоездов «Илью Муромца» вооружили реактивными миномётами «Катюша». Бесшумный ход, высокая скорость и колоссальная огневая мощь делали «Илью» поистине грозной силой. За 60 секунд бронепоезд поражал площадь 400 на 400 метров в радиусе полутора километров. «Илья Муромец» совершил 150 огневых налётов на противника и при помощи артиллерийско-миномётного огня уничтожил 14 орудий и миномётных рот, 7 самолётов, 36 огневых точек и 875 фашистов. В июне 1944 года поблизости от Ковеля - крупного узлового центра Волынской области УССР - развернулось лобовое сражение между муромским бронепоездом «Илья Муромец» и немецкой бронемашиной «Адольф Гитлер». Муромские артиллеристы оказались точнее, и вражеский «Адольф» был сокрушён в пух и прах. Пройдя путь почти в 2,5 тыс. км, от Оки до Одера, бронепоезд «Илья Муромец» лишь 50 км не дошёл до Берлина и встретил победу во Франкфурте-на-Одере .

Боевой путь бронепоезда

В 1971 году, в честь 26-й годовщины Победы над Фашистской Германией в славном городе Муроме установили памятник бронепоезду «Илья Муромец». Это макет паровоза в натуральную величину, схожий с оригиналом, прошедшим Великую Отечественную войну. Рядом с монументом поставили мемориальную доску, на которой показан весь боевой маршрут бронепоезда.

Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, на заводе города Мурома был построен бронепоезд. Строили его рабочие вагонного депо в свободное время, на свои средства. И дали ему имя былинного богатыря – «Илья Муромец». На фронт в боевом экипаже отправились добровольцами рабочие-строители бронепоезда. Среди них был и Алексей Васильевич Бирюков.

Родился он в 1913 году.

В феврале 1942-го вступил в партию и ушёл на службу в Красную Армию.

С апреля 1942 старший сержант Алексей Васильевич Бирюков принимал участие в боевых действиях в качестве машиниста бронепоезда «Илья Муромец» в составе 31 Отдельного Горьковского Дивизиона Бронепоездов.

В боях на Курской дуге Алексей Васильевич совершил героический подвиг. Когда бронепоезд грузился для переброски техники и наших войск в места проведения самых ожесточённых боев, то подвергся воздушной атаке на станции Скуратово. Отстреливаясь, «Илья Муромец» получил серьёзные повреждения: в топке паровозного котла провалились колосники, начала падать скорость.

Останавливаться было нельзя, вражеские самолёты бомбили со всех сторон, на станции рвались бомбы.

Не поставив колосняки на место, ходу паровозу не придашь, а как их поставить? Для этого надо паровоз охладить, нужно время, но бомбардировщикам не прикажешь подождать. Они кружат как ястребы, делают развороты для новых залпов.

И тут машинист Алексей Васильевич Бирюков быстро натянул на себя ватные брюки, фуфайку, шапку-ушанку, облился водой и на ходу бронепоезда полез в топку. Помощник машиниста отгрёб поглубже раскалённые угли. Пар и огонь обжигали тело даже через одежду, глаза заливало потом, голова трещала, но руки привычно и быстро делали дело. Когда всё было готово, друзья вытащили машиниста из огненной топки в дымящемся тряпье, опять облили его холодной водой, тлевшая одежда зашипела. Бронепоезд стал набирать скорость. Благодаря мужеству Бирюкова из схватки с врагом «Илья Муромец» вышел победителем.

Бирюков А.В. — 1-й слева в верхнем ряду

Бронепоезд прошел путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. Всю войну он прошёл без единой пробоины.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество старшего сержанта Бирюкова Алексея Васильевича, машиниста бронепоезда, наградили медалью «За отвагу».

В 1985 году Бирюков Алексей Васильевич был награждён Орденом Отечественной войны II степени.

Его подвиг описан в книге А.С. Потехина «31-й Особый». В ней рассказывается о строительстве и боевом пути бронепоездов «Козьма Минин» и «Илья Муромец» 31-го Отдельного Особого Горьковско-Варшавского ордена Александра Невского.