Скоро в Украине объявят результаты приемной кампании — дети и их родители узнают, в какой университет они поступили. Но что если нет? Что если ваш ребенок не поступил в тот вуз, который хотел? Отчаяться, рвать на себе волосы и идти туда, где баллов оказалось достаточно? Как быть — советы дают ученый и писатель Владимир Спиваковский и практикующий психолог Вера Романова.

Вера Романова, кандидат психологических наук, практический психолог

У человека должны быть разные переживания, и отказываться от негативных эмоций, от того, что так случилось, не надо. Дать себе вволю попереживать, поплакать — нужно, и потом подумать, чем эта ситуация полезна для вашей жизни. Я в свое время поступила везде, где угодно, кроме той специальности, на которую хотела поступить — я мечтала попасть в таможню. В итоге я решила год не терять и пошла на психологию, английский и литературу. И после первой сессии я поняла, что попала туда, куда было нужно.

Конечно, мы живем в мире оценок. И когда происходит такая ситуация с поступлением в вуз, первая мысль: «А что будут говорить мои друзья, одноклассники, учителя? Что я — неудачник!». И естественно, что найдутся люди, которые так и скажут. Внешняя оценка удручает эту ситуацию, и по сути, это главное переживание, с которым сталкивается ребенок и его родители. Исходя из этого:

1. Важно понимать, как я сам себя оцениваю, зафиксировать свою собственную точку переживания: «То, что со мной происходит, я действительно чувствую? Или это не совсем зависит от меня, просто в такие обстоятельства я попал? А действительно ли, когда я готовился к экзаменам, я реализовывал свою мечту, а не родителей, например?»

2. Сложившуюся ситуацию можно воспринять как способ начать все с нуля, заново. Нужно уточнить свою мечту и спросить себя: а каким человеком я мечтаю стать, кем в жизни я себя вижу?

3. А затем принять решение, что делать дальше. Например:

— мы будем восстанавливать утерянное, чтобы дальше все было так, как принято в обществе (будем готовиться еще год, ходить к репетиторам, снова сдавать документы);

— мы можем пойти за помощью (например, сам я не могу ничего, но мне могут подсказать, на какие курсы пойти, чтобы поступить; куда устроиться на работу, если мы приняли решение работать);

— мы можем искать альтернативные варианты (записаться на курсы Сoursera, например, найти программу для обучения в иностранном вузе. Но родителям нужно понимать, что если ваш ребенок уехал из этой страны учиться в Европу, например, то он уехал отсюда навсегда, потому что очень тяжело ему будет с проевропейским мышлением возвращаться и жить здесь дальше).

4. Свою жизнь можно строить не только по принципу «воплотить мечту в реальность», а создать настоящий проект своей жизни. Сделайте следующее упражнение вместе со своими детьми, ответьте на 4 вопроса:

— что я хочу изменить/сделать в своей жизни?

— что я не хочу?

— кто мне в этом будет помогать?

— и кто мне в этом будет мешать?

Ответив на вопрос «Что я не хочу?», отметайте эти идеи из своей головы сразу. Сфокусируйтесь на ответе на вопрос: «Что я хочу изменить?». Критерий успешности проекта — это степень его реализуемости: а смогу ли я при наличии тех возможностей, что есть у меня, взять и реализовать его либо же я нафантазировал? Мы можем надеяться на судьбу, на родственников, на систему образования, а можем только на себя. Если вы говорите, что вы можете сделать это, значит, ваш проект вполне реализуем, а остальное дело заключается в поиске ресурсов. Подсказка: ваш ресурс скрывается в ответе на третий вопрос.


Владимир Спиваковский, ученый, писатель, бизнесмен, президент корпорации Гранд

Что делать, если ребенок никуда не поступил? Вариантов несколько.

Первый. Расстроиться, впасть в депрессию, обвинять всех вокруг, проклинать судьбу и разочароваться в людях и в мире.

Второй. Принять к сведению эту неприятность и рассмотреть несколько выходов из создавшегося положения. Может, даже окажется, что не все так плохо. Миллионы людей не поступили в первый год и они не ощутили впоследствии особых потерь.

Третий. Учесть, что (как бы это сказать помягче), наше отечественное образование в целом очень слабое, и проучившись 5-6 лет, вы ничего не будете знать и уметь, да и работы не будет. Поэтому…

Вариант четвертый. Если есть мозги и характер, или хотя бы одно из этих двух, то стоит устремиться . Там много денег не надо, а перспективы гораздо более радужные. Тысячи уехали и не жалеют.

Пятый. Пойти по пути моды и пользы. Поступить в какой-нибудь , дистанционно, желательно западный, их сейчас много. Если есть проблемы с английским языком, то тут надо решить для себя принципиальную вещь: зачем вам вообще высшее образование, если у вас не будет свободного английского? В наше время это уже просто обязательно. Так что вперед, в онлайн.

Шестой. Пойти работать. С моей точки зрения, это самый крутой выход, так как понимание «работы» сейчас ценится гораздо выше, чем любой диплом. Поэтому если будете выбирать, где работать, то выберите компанию своей мечты и идите туда на любую должность, хоть самую мизерную. Потому что ротация кадров сейчас настолько быстрая, что вы сможете даже продвинуться по службе.

Седьмой . Сесть на шею папе с мамой и целый год делать им нервы.

А вообще, не вешайте носа, ребята. Раньше даже на эту тему песенка была такая: «Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло». Университет, в который вас не приняли, это и есть та невеста… Из каждой неудачи сумейте извлечь удачу.

Ваши надежды не оправдались, но бить в набат не стоит. Ребёнок не стал хуже только оттого, что проходной балл оказался ему не по зубам. У него будет ещё масса возможностей доказать свою профпригодность. Не ищите виноватых, успокойтесь и осознайте, что жизнь продолжается.

2. Поддержите ребёнка

Ребёнку стыдно перед вами и страшно перед завтрашним днём. Он, может, впервые в жизни столкнулся с поражением и растерян. Не нагнетайте обстановку. Покажите, что готовы поддержать его, несмотря ни на что.

3. Найдите положительные стороны

Посмотрите на это иначе. Возможно, вы избежали неминуемого исключения, нервотрёпки из-за перевода в другой вуз или чего-нибудь похуже.

В США многие школьники сознательно пропускают год после выпускного. Это время - называется оно gap year - молодые люди стараются провести с пользой: работают, путешествуют, отдыхают, помогают родителям, заводят знакомства, ищут себя. Когда наступает пора подавать документы, они чувствуют ответственность, а не принуждение. Ваш ребёнок за год также повзрослеет и поймёт, что ему нужно.

4. Поищите альтернативные варианты

По правилам Приказ Минобрнауки России от 14.10.2015 N 1147 (ред. от 20.04.2018) «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» абитуриент может подать документы и их копии в пять образовательных учреждений, в каждом - на три специальности. То есть у вас целых 15 попыток. Если не получилось в одном вузе, попытайте счастье в другом. Если баллов мало, выберите вечернее, очно-заочное, заочное отделение или .

5. Переходите к плану «Б»

Спросите у ребёнка, что он собирается делать дальше. Большинство идёт работать, но существуют и другие варианты.

Работа или стажировка

По закону «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.07.2018) начинать карьеру можно в 16 лет. Правда, до 18 лет с некоторыми ограничениями. Вчерашнему школьнику нельзя заниматься тяжёлым, вредным и опасным трудом, работать в игорном бизнесе и ночных заведениях и более 35 часов в неделю.

Без опыта работы берут курьерами, разнорабочими, расклейщиками объявлений, промоутерами, в рестораны быстрого обслуживания. Опросите друзей: возможно, кому-то нужен стажёр или подмена на время отпуска. Также можно найти массу предложений в социальных сетях.

Волонтёрская программа

Безопасный и бюджетный вариант отправиться в путешествие, посмотреть мир, набраться опыта и сделать доброе дело. Программ, доступных школьникам, много: можно собирать урожай, участвовать в археологических раскопках, помогать больным или спасать животных.

Ребёнок получит бесценный опыт в обмен на свою помощь. Многие организации предоставляют бесплатное проживание, питание, оплачивают дорогу. В некоторых случаях придётся заплатить только за перелёт и оформление визы. Иногда требуется покрыть организационные сборы. Если нет денег, разместите заявку на Volunteer Forever - вам помогут собрать необходимую сумму.

Вот сайты, которые помогут найти волонтёрскую программу:

Армия

Юноши, признанные годными к несению воинской службы, должны отслужить год в армии. Если ребёнок не намерен поступать в аспирантуру, то лучше отозваться на призыв сразу. Результаты ЕГЭ действуют четыре года, и пересдавать экзамен в следующем году не придётся.

Кроме того, отслужившим предоставляются льготы при поступлении:

  • Право на бесплатное посещение подготовительных курсов.
  • Преимущество на зачисление при равных баллах с другими абитуриентами.

6. Готовьтесь к поступлению в следующем году

Если результаты ЕГЭ не позволяют пробиться ни в один желанный вуз, придётся потратить год на подготовку. На этот раз вам не обязательно оплачивать репетиторов. Ребёнок может выйти на работу и заниматься самообразованием. Благо возможностей для этого

Екатерина Корнеева работает уже два года бухгалтером (закончив одни лишь профильные курсы) в сети "Дикси", несмотря на то, что целых 25 лет она видела себя только в белом халате.

Она трижды была абитуриенткой Первого московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова. Когда она поступала в вуз, ЕГЭ ещё не было, однако ей, как и сегодняшним абитуриентам, приходилось ждать целый год перед следующей попыткой.

Большинство преподавателей и психологов сходятся во мнении - в абитуриентских кампаниях нет причин для сильных переживаний и не стоит бить тревогу и прощаться с достойным будущим, даже если поступить в этом году не удалось. Панику во время поступления в вузы создают чаще всего не абитуриенты, а их родители и родственники.

Большинство драм разворачивается в конце июля - начале августа: становятся известны списки зачисленных на бюджет. Скандалы, жалобы и угрозы родителей - уже часть своеобразного "обряда", внутри которого оказываются приёмки . Однако путь силы выбирают не все - некоторые вопреки здравому смыслу стучатся в одни и те же закрытые двери на протяжении нескольких лет.

Основные причины безуспешных попыток попасть в вуз

Психолог Анфиса Калистратова говорит, что бесконечные попытки поступить способны привести к эмоциональному выгоранию абитуриента: он может со временем просто потерять интерес и мотивацию учиться.

Основная проблема - зацикленность на результате. Когда человека засасывает в цикл одной цели - покорить вуз. Чем чаще попытки, тем концентрации всё меньше, работоспособности и данных для поступления - тоже. Соответственно, результат - всё хуже.

Факторы, которые мешают выпускникам поступить:

- зацикленность на результате;

- родители навязывают желаемую профессию, о которой поступающие не имеют никакого представления. А бороться за то, чего не знаешь, нет никакого желания;

- нечёткая система планирования и низкий уровень подготовки абитуриента;

- установленная планка (вуз и количество баллов за ЕГЭ) задрана слишком высоко - вы не должны себя переоценивать.

Если вы на бюджет не прошли (а на договор нет денег), то, по словам специалистов, необходимо психологически восстанавливаться в течение нескольких месяцев. Всё зависит от возраста, возможностей и состояния здоровья непоступившего.

Чтобы поскорее забыть обо всех ужасах абитуриентской кампании, нужно следовать простым советам психологов.

1. Самое важное - не отчаиваться. Многие выдающиеся личности добились своих целей не с первого раза.

2. Отдохнуть физически и морально, а после выстроить план на следующий год.

3. Понять, какие ошибки были допущены, и осознать, что в течение года можно наверстать знания.

4. Найти то, что вас вдохновит и отрезвит. У всех разные вкусы, но самое действенное - туристические походы, выезд с семьёй на природу или к морю (именно природа может помочь абстрагироваться и отдохнуть душой). Это поможет сократить время ожидания следующей попытки.

5. Если вы отдохнули, но вам всё ещё морально тяжело и вы не чувствуете почвы под ногами, то не бойтесь обратиться за помощью к специалистам. Это не показывает вашу слабость, а только означает, что самостоятельно вы не можете найти ресурсов для того, чтобы учебную трагедию пережить.

Восстановление с психологом зависит от уровня тяжести. В среднем путь к спасению длится от пяти до десяти сеансов. Всё зависит от настроя выпускника, его открытости и готовности принять постороннюю помощь.

95% родителей истерят вокруг ЕГЭ. Сегодня для любого абитуриента и его родителей процесс поступления в вуз - психологическая травма. И неважно, какой исход. Это дикий стресс. Результаты экзаменов и отсутствие фамилии ребёнка в списках на зачисление травмируют не столько детей, сколько их родителей, - пояснила Калистратова.

Чаще всего абитуриенты берут измором м едицинские, т ворческие (кино, театр, изобразительное искусство, музыка) и военные вузы.

По словам психологов, такие вузы выбирают те, кто осознанно понимает, что профессиональный путь будет непростым, а конкурс в университете - высоким.

У таких идейных абитуриентов есть за что бороться. И большинство будет стоять до последнего, - говорит психолог Алексей Захаров. - Однако много и тех, кто ломается уже после первого неудачного поступления. Всё зависит от того, как у человека развит волевой фактор. Он вопреки потрясению из-за неудачи может взять себя в руки, настроиться на повторное поступление и ни на секунду не расслабляться в течение года.

Стоит отметить, что, по словам о тветственного секретаря приёмной комиссии Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина Виктора Пирожкова, нередко дважды поступают на первый курс и те, кто уже стал студентом.

Бывает, что человека отчисляют с первого курса, а на следующий год он вновь к нам поступает. Такие студенты преподавателям нравятся: поскольку человек привязан к вузу и стремится попасть на ту же специальность или направление подготовки. Порядка 600 человек в год мы отчисляем с разных курсов. Около 30% поступивших не доходят до конца учёбы. Но, как правило, 10% из числа отчисленных возвращаются к нам вновь и пересматривают своё отношение к учёбе.

Преподаватели о рецидивистах в образовании

Педагоги в свою очередь к настырным абитуриентам относятся зачастую положительно, однако за упорство поблажек не делают.

Преподаватель Высшей школы экономики (ВШЭ) Борис Калягин рассказал, что "репит" у абитуриентов не редкость.

Если человек пытается поступить не один год, это вызывает по меньшей мере понимание. Когда кто-то настойчиво старается, видно стремление добиться результата - можно говорить об уважении, о том, что человек хочет чего-то в жизни добиться и стать настоящим профессионалом. Поступление со второго раза - довольно частое явление.

Однако, как подчеркнул преподаватель, после введения ЕГЭ упорных выпускников стало чуть меньше, потому что подавать документы они могут сразу в несколько учебных заведений.

Экзамены проходят в разное время и шансов пройти больше.

Преподаватель биологического факультета МГУ Владимир Воейков сообщил, что для образовательного процесса неважно, с какого раза поступает абитуриент.

Мне нравятся абитуриенты, которые продолжают свои попытки поступить даже после неудачи. У нас на факультете такое случалось неоднократно. Мы не делаем никакой дифференциации между теми, кто поступил с первого раза, а кто со второго: главное - результат. Поступить всегда и в любой университет можно, главное - подготовиться.

C мнением Воейкова полностью согласились и другие преподаватели МГУ.

В свою очередь преподаватель факультета медицинской психологии Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Сергей Мац уверен, что никаких особых психологических потрясений "крах 27 июля" не несёт.

Всё зависит от человека. Отношения никак не меняются, когда их регистрируют в загсе. Точно так же ничего не меняется от того, поступил человек или не поступил с первого раза. Люди и не такое переживают - тоже мне драма.

По мнению Маца, главная проблема приёмной кампании - родители выпускников, для которых главное в жизни, чтобы их чадо получало пятёрки и поступило в престижный вуз.

| 28.06.2011

Как психологически помочь ребенку, если тот провалил вступительные экзамены в вуз.

Материалы по теме:

Многие родители воспринимают успехи и поражения своих детей, как свои собственные. Вы потратили кучу денег на репетиторов и дополнительные занятия, вместе со своим ребенком к , и даже остались довольны его результатами. Но, увы, этих результатов оказалось недостаточно, для того, чтобы поступить в выбранный . Как вести себя с ребенком, и что предпринять, чтобы год до следующей попытки не прошел впустую?

Как поддержать ребенка

Редкий родитель, узнав, что ребенок не поступил в институт, удержится от упреков. Припоминают все: и кино с друзьями вместо физики в восьмом классе, и свидание вместо урока у репетитора в одиннадцатом, и сон до обеда накануне очередного экзамена.

Кажется, будто родительский гнев в такой ситуации оправдан. Ведь большинство детей действительно иногда прогуливают, убегают в кино и бездельничают. Однако психологи утверждают, что предъявляя претензии ребенку, вы злитесь не на него, а … на себя. В глубине души все родители уверены: именно они виноваты в провале. Недоглядели, не проконтролировали. Совет тут может быть один: прекратите заниматься самобичеванием и помогите тому, кому сейчас гораздо хуже, чем вам - вашему ребенку. Его надо не обвинять, а поддерживать, утешать и вдохновлять на новые подвиги.

Ваша главная задача - не дать ребенку потерять веру в себя. После провала даже у взрослого человека могут опуститься руки. Что уж говорить о подростке, завалившем первое в своей жизни серьезное испытание!

Особенно тяжело приходится вечным отличникам и перфекционистам: ведь они-то имели все шансы на успех. Представьте себе, каково это - в течение нескольких лет слышать об окружающих: «Ну ты-то уж точно поступишь» - и не оправдать надежд!!! Тут недалеко до настоящей депрессии.

Вторая группа риска - социально активные юноши и девушки, нацеленные на успех. Для них поступление в вуз - своего рода подтверждение собственного статуса. Клеймо неудачника, замаячившее на горизонте, пугает таких детей сильнее, чем сам факт провала и дальнейшая неопределенность. Особенно сильно они переживают, если все их друзья уже стали студентами, а они - нет.

Но и легкомысленные отроки, которым, по их словам, «не очень-то и хотелось», в глубине души все равно переживают неудачу. И в чем-то им приходится даже тяжелее остальных - ведь именно на таких подростков обрушивается наибольшая волна родительского гнева. Песню «Пока нормальные дети учились, ты …» знают почти все дети. В том числе - и те самые, «нормальные». И еще никому никогда эта песня не помогала. Забудьте ее. Поговорите с ребенком по душам. Призовите на помощь всю свою родительскую интуицию и найдите нужные слова, чтобы объяснить: неудачи случаются у всех. И не вы, ни другие близкие люди не станут любить его меньше из-за того, что он не поступил в вуз. Припомните свои неудачи, расскажите, как вам удалось обратить их себе на пользу.

Объясните ребенку, что в следующий раз ему будет легче: у него появился определенный опыт, знание того, как надо вести себя на сдаче ЕГЭ и вступительных испытаниях. И к тому же у него есть целый год для того, чтобы психологически дозреть до предстоящей учебы, осознать важность образования, а быть может - и пересмотреть выбор вуза и будущей профессии. Чуть позже, когда сын или дочь успокоится, вместе составьте дальнейший план действий.

Что делать дальше

В ближайший год ребенку надо чем-то заниматься. Здесь есть три варианта.

  1. Посвятить все силы учебе, чтобы на следующий год пересдать ЕГЭ и набрать нужное количество баллов. По закону «Об образовании» пересдавать ЕГЭ можно неограниченное количество раз, но только раз в год. Хорошо, если при выбранном вами вузе есть подготовительные курсы. В этом случае ребенок будет чувствовать себя «почти студентом» и к тому же сумеет понять, нравится ли ему учиться в этом вузе, или, пока не поздно, стоит поискать другой. Если таких курсов нет, найдите репетиторов. Кроме того, составьте программу самостоятельных занятий.
  2. Совместить подготовку с работой. Идеальный вариант - работа в организации, имеющей возможность подать заявку на целевой прием в выбранный вами вуз. Таким правом, согласно «Порядку приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования», обладают органы государственной власти или местного самоуправления. Неплохой вариант - просмотр вакансий на сайтах выбранных вами вузов. это не дает, но зато ребенок получит возможность оценить свою будущую альма-матер изнури, да и учиться потом ему будет легче. Если эти варианты отпадают, пробегитесь по записной книжке - наверняка у вас найдутся знакомые, которые смогут пристроить ребенка на работу, желательно - в сфере его будущей профессии.
  3. Поступить в колледж, дающий право на льготное зачисление в вуз по выбранной специальности. Сегодня таких колледжей достаточно много, и их успешные выпускники принимаются в вуз без учета результатов ЕГЭ, причем сразу на второй или третий курс. Кроме того, что важно для юношей - такие колледжи как правило дают .

Кстати, об армии надо сказать отдельно. Конечно, туда никому не хочется. Однако постарайтесь не запугивать ребенка возможностью службы, а рассматривать армию, как один из вариантов дальнейшей жизни. С такой установкой сыну будет гораздо проще адаптироваться, если его все-таки призовут. К тому же лица, отслужившие срочную службу, пользуются преимущественным правом при зачислении в вузы.

Перспектива «потери года» часто кажется выпускникам и их родителям трагедией. Однако на самом деле поступление в университет сразу после школы не всегда оказывается лучшим вариантом: далеко не все школьники к моменту окончания 11 класса способны сделать осознанный выбор траектории своего развития, а сидение за партой и всепоглощающая подготовка к ЕГЭ не дает возможностей как следует познакомиться с будущей профессией. В итоге многие выпускники, пересевшие со школьной скамьи на студенческую, в конечном счете разочаровываются в собственном выборе, а процент отчислений на первом же курсе в некоторых технических вузах может достигать 30-40%.


Если выпускник не поступил в вуз - у него есть возможность «взять паузу», лучше разобраться в себе и своих жизненных устремлениях, попробовать себя в разных областях и выяснить, подходит ли ему выбранная область деятельности.

Смена вуза или формы обучения

Если вы не прошли на бюджет в «вуз мечты», можно рассмотреть альтернативные варианты - иногда в вузах с невысоким рейтингом, не пользующихся успехом у абитуриентов, могут оказаться свободные бюджетные места (по закону в таком случае университеты могут «добирать» абитуриентов до начала учебного года), да и стоимость контрактного обучения может оказаться вполне доступной. Еще более «экономичный» вариант учебы - очно-заочное (вечернее) и заочные отделения, набор на которые обычно продолжается дольше, чем на дневное. Если вы не хотите «терять год» - учеба даже в не самом рейтинговом вузе может оказаться хорошим вариантом.


Можно воспринимать это как своего рода тест-драйв обучения по выбранному вами профилю - у вас будет возможность выяснить, действительно ли вы хотите и можете изучать необходимые дисциплины, привлекает ли вас эта профессия. Если ответ будет положительным - через год вы можете вновь попытаться пройти на бюджет в тот университет, в котором хотели учиться изначально. Да и пересдать, к примеру, ЕГЭ по литературе, освоив вузовский курс введения в литературоведение, будет гораздо проще.

Смена образовательной траектории

Получить профессиональное образование по интересующему вас направлению можно в техникумах, лицеях и училищах - прием в них производится без экзаменов, по конкурсу аттестатов, а срок обучения на базе 11 классов - от двух лет (1 год 10 месяцев). При этом выбор специальностей огромен, обучение ведется в том числе и по таким популярным у абитуриентов направлениям, как менеджмент, юриспруденция, социальная работа и так далее. И это - самый быстрый путь в профессию.


При этом, отучившись в техникуме , вы потом сможете продолжить образование по той же специальности (в некоторых случаях - по ускоренной программе), сменить профиль обучения, совмещать учебу с работой и так далее. Право на получение высшего образования на бюджетной основе за выпускниками техникумов сохраняется.

Устройство на постоянную работу

Оптимальный вариант - попробовать найти стартовую, «низовую» должность в той сфере, в которой бы вы хотели работать в дальнейшем. Это позволить «окунуться» в жизнь отрасли, понять «правила игры», осознать, к чему вы стремитесь. Однако, даже если работа никак не связана с профилем, по которому вы хотели бы учиться - в любом случае это ценный опыт «взрослой жизни», который способствует взрослению и развитию самостоятельности, ответственности, умению налаживать взаимоотношения с людьми, планировать свое время и так далее.


Что интересно, все эти качества в дальнейшем могут оказаться серьезным подспорьем в процессе обучения - а сам факт опыта работы (в любой сфере) станет серьезным плюсом при трудоустройстве по специальности.


Чтобы не «выпадать» из процесса обучения, можно совмещать работу с учебой на языковых курсах, подготовкой к ЕГЭ, самообразованием - просто для того, чтобы держать мозг в тонусе.

Профессиональные курсы

Краткосрочные профессиональные курсы продолжительностью в несколько месяцев - еще один вариант получения прикладной специальности. Причем они необязательно должны быть платными - городские центры трудоустройства как правило предлагают довольно большой выбор бесплатных курсов в разных направлениях, по окончанию которых выдается диплом государственного образца (а во время их прохождения может даже выплачиваться стипендия). При этом выпускники школ без опыта работы принадлежат к числу «льготников», которых положено направлять на такие курсы вне очереди.


За год можно успеть и получить специальность, и поработать в выбранной сфере - а потом иметь возможность не просить у родителей на карманные расходы, подрабатывая на каникулах или во время учебы.

Gap year (год перерыва)

Практика, довольно распространенная во многих зарубежных странах, но пока не особенно распространенная в России - «год перерыва», во время которого вчерашние школьники «познают мир»: путешествуют, изучая особенности разных стран, занимаются волонтерством, пробуют себя на временной работе в разных направлениях. Эта «пауза» становится способом расширить кругозор, повзрослеть, получить опыт самостоятельности и получить знания о мире - ведь опыт человека, который постоянно сидит за партой, довольно ограничен. Причем gap year - не признак неуспеха, его иногда берут и блестящие абитуриенты, которые просто хотят отдохнуть от постоянной учебы и «освежить» свое восприятие мира.


Разумеется, такой подход к свободному году требует серьезного планирования и поддержки родителей. Однако даже короткий «отпуск» может подарить массу новых впечатлений и оказаться полезным.

Варианты для юношей призывного возраста

Для молодых людей, признанных годными к несению воинской службы, и не поступивших в университет, варианты выбора сужаются. Они могут либо попытаться «прорваться» на очное отделение другого вуза, либо поступить в техникум (отсрочка от армии сейчас предоставляется на все время обучения).


Однако служить рано или поздно все равно придется - закон накладывает на «уклонистов» все больше ограничений, и единственным по сути легальным вариантом избежать службы по призыву становится непрерывная учеба до 28 лет (бакалавриат - - аспирантура). Поэтому многие выбирают отслужить в армии прямо сейчас - тем более, что условия прохождения службы стали гораздо мягче, а сроки сократились до одного года. При этом результаты ЕГЭ действительны на протяжении четырех лет и пересдавать их не придется - да и дальнейшую жизнь можно будет строить уже без учета необходимость отдавать долг Родине.