Тест по теме «Основы экологии»
Вариант 1
1. Совокупность видов, приспособленных к совместному обитанию на общей территории, представляет собой
а) царство б) тип в) биогеоценоз г) популяцию.
2. Большую роль в азотном питании бобовых растений играет биотический фактор:
а) клубеньковые бактерии б) мицелий грибов
в) дождевые черви г) одноклеточные водоросли.
3. Что представляет собой дубрава, заселенная разнообразными видами растений, животных, грибов и бактерий:
а) агроценоз, б) систему органического мира в) биогеоценоз г) биосферу.
4. Увеличение числа видов в биогеоценозе – показатель:
а) его устойчивого развития
б) изменения в нем абиотических факторов
в) влияния на него антропогенных факторов
г) ослабления в нем борьбы за существование
5. Вытаптывание отдыхающими растений в парке – это пример фактора
а) абиотического б) биотического в) антропогенного г) сезонного.
6. Сбалансированный круговорот веществ в биогеоценозе – причина
а) колебания численности популяций
б) образования новых видов
в) приспособленности видов к среде обитания
г) устойчивости биогеоценоза.
7. Какое влияние на растения оказывают животные в природном сообществе?
а) служат для них средой обитания
б) распространяют плоды и семена
в) снабжают растения кислородом
г) защищают растения.
8. Изменение среды обитания организмами в процессе их жизнедеятельности – одна из причин
а) смены биогеоценозов
б) круговорота веществ
в) саморегуляции г) увеличения численности видов.
9. В каком сообществе процесс саморегуляции слабо выражен?
а) дубраве б) сосновом бору в) березовой роще г) плодовом саду.
10. К смене биогеоценоза под влиянием антропогенного фактора приводит
а) зарастание озера
б) появление елового леса на месте соснового
в) осушение болота
г) выращивание картофеля в течение ряда лет на одном и том же поле.
11. Виды хозяйственной деятельности человека, которые могут вызвать смену растительного сообщества, - это
а) создание новых сортов растений
б) создание новых пород животных
в) уход за культурными растениями
г) вырубка леса, осушение болот, распашка степей.
12. В клетках производителей органического вещества, в отличие от потребителей, происходит
а) дыхание б) питание в) фотосинтез г) синтез белка.
13. Бактерии и грибы в природном сообществе участвуют в
а) использовании солнечной энергии
б) образовании органических веществ из неорганических
в) разрушении органических веществ до минеральных
г) поглощении углекислого газа и выделении кислорода
14. Определите верно составленную цепь:
а) мышь – семена ели – ёж – лисица
б) ёж – мышь – семена ели – лисица
в) лисица – ёж – семена ели – мышь
г) семена ели – мышь – ёж – лисица
15. Найдите ошибку в цепи питания
а) семена растений – мышь – ёж – лисица
б) растение – кузнечик – лягушка – ёж
в) крапива – гусеница – дрозд – ястреб
г) карась – окунь – водоросли
В 1. Выберите организмы, играющие роль консументов в биогеоценозе.
А) Синица Б) Майский жук В) Почвенные бактерии Г) крот Д) Сосна
В 5. Назовите три характеристики животных, в наибольшей мере страдающих в результате хозяйственной деятельности человека:
А) Использующие небольшое число пищевых объектов Б) Питающиеся разнообразной пищей
В) Оседлые Г) Совершающие миграции Д) Виды, популяции которых находятся на границе ареала Е) Пластичные, быстро осваивающие новые территории
Вариант 2
А 1. Роль консументов в лесной экосистеме играют:
зайцы-беляки 2) куколки насекомых 3) почвенные бактерии 4) осины
А 2. Основная роль в минерализации органических остатков принадлежит:
одуванчикам 2) медведкам обыкновенным 3) бактериям гниения 4) дождевым червям
А 3. Основными поставщиками энергии в сосновом лесу являются:
бактерии 2) сосны 3) белки 4) насекомые
А 4. В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи?
1) консументы - продуценты - редуценты 2) редуценты - консументы - продуценты
3)продуценты - консументы - редуценты 4) консументы - редуценты - продуценты
А 5. Сообществом можно назвать группу:
1) растений, обитающих в биогеоценозе 2) грибов, бактерий и растений
3)животных, растений и микроорганизмов 4) растений, животных, грибов и бактерий
А 6. Биогеоценозом называют совокупность:
популяций разных видов, обитающих на определенной территории
живых и неживых компонентов природы, связанных круговоротом веществ
взаимосвязанных популяций растений и животных
популяций одного вида, населяющих разные территории
А 7. В большей степени вымирание популяции амфибий может зависеть от:
чрезмерного перенаселения 2) слишком малой численности и родственных скрещиваний
3)повышения гетерозиготности популяции 4) снижения численности насекомых
А 8. Наиболее интенсивный круговорот веществ характерен для экосистемы:
дубравы 2) тайги 3) пустыни 4) степи
А 9. Все виды, образующие пищевую цепь, существуют за счет органического вещества, созданного:
только растениями 2) только растениями и животными 3) животными, грибами и бактериями
4) растениями, циано- и хемосинтезирующими бактериями
А 10. Укажите правильно составленную пищевую цепь:
клевер - ястреб - шмель - мышь 2) клевер - шмель - мышь - ястреб
3)шмель - мышь - ястреб - клевер 4) мышь - клевер - шмель - ястреб
А 11. Роль продуцента и консумента одновременно может играть:
1) эвглена зеленая 2) инфузория туфелька 3) амеба обыкновенная 4) лямблия печеночная
А 12. Какое из действий человека скорее приведет к гибели обитателей озера?
1) перенаселение видами растений и животных 2) отлов рыбы
3) разведение в нем новых пород рыб 4) смыв солей фосфора и азота в воду
А 13. Правило экологической пирамиды отражает:
1) закономерности действия экологических факторов 2) закон сохранения энергии, действующий в экосистеме 3) оптимальность цепей питания 4) соотношение биомасс на разных трофических уровнях
А 14. Укажите пункт, в котором перечислены все компоненты биогеоценоза:
климат, состав почвы и воды
состав атмосферы, воды, почвы и видовое разнообразие растений
климат, состав атмосферы и воды, растения и животные
биотоп, сообщества растений, животных, грибов, микроорганизмов
А 15. Примером детритной цепи является:
осина - заяц - лиса 2) листовой опад - дождевые черви - бактерии
В 1. Выберите три правильных ответа. В экосистеме луга обитают:
А) Крот Б) Выхухоль В) Полевая мышь Г) Дятел Д) Полевка обыкновенная Е) Ондатра
В 2. Найдите соответствие между природной и искусственной экосистемами и их признаками.
ПРИЗНАКИ ЭКОСИСТЕМ ЭКОСИСТЕМЫ
Преобладание монокультур, популяций немно- А) Природная экосистема
гих видов
Действует естественный отбор Б) Агроценоз
Упрощенность взаимоотношений между видами
Разнообразие видового состава
Разомкнутый круговорот веществ
Сложная сеть взаимосвязей между организмами
Преобладание искусственного отбора
Устойчивость, способность к длительному существованию
Вариант 1
1-в, 2-а, 3-в, 4-а, 5-в, 6-г, 7-б, 8-а, 9-г, 10-в. 11-г. 12-в. 13-в, 14-г. 15-г,
Вариант 2
1-1, 2-3, 3-2, 4-3, 5-4, 6-1, 7-2, 8-1, 9-4, 10-2, 11-1. 12-4, 13-4, 14-4, 15-2.
1.Кто предложил термин «экология»:
А) Аристотель;
Б) Э. Геккель;
В) Ч. Дарвин;
Г) В.И. Вернадский.
2.Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют:
А) биотическими;
Б) абиотическими;
В) экологическими;
В) антропогенными.
3.Понятие «биогеоценоз» ввел:
А) В. Сукачев;
Б) В. Вернадский;
В) Аристотель;
В) В. Докучаев.
4.Минерализуют органические вещества других организмов:
А) продуценты;
Б) консументы 1-го порядка;
В) консументы 2-го порядка;
В) редуценты.
5.Понятие «экосистема» вел в экологию:
А) А. Тенсли;
Б) Э.Зюсс;
В) В. Сукачев;
Г) В. Вернадский.
6.Консументы в биогеоценозе:
А) потребляют готовые органические вещества;
Б) осуществляют первичный синтез углеводов;
В) разлагают остатки органических веществ;
Г) преобразуют солнечную энергию.
7.Изменения во внешней среде приводят к различным изменениям в популяции, но не влияют:
А) на численность особей;
Б) на возрастную структуру;
В) на ареал;
Г) на соотношение полов.
8.Постоянная высокая плодовитость обычно встречается у видов:
А) хорошо обеспеченными пищевыми ресурсами;
Б) смертность особей которых очень велика;
В) которые занимают обширный ареал;
Г) потомство которых проходит стадию личинки.
9.Определите правильно составленную пищевую цепь:
А) семена ели – ёж – лисица – мышь;
Б) лисица – ёж – семена ели – мышь;
В) мышь – семена ели – ёж – лисица;
Г) семена ели – мышь – ёж – лисица.
10.Показателем процветания популяций в экосистеме служит:
А) их высокая численность;
Б) связь с другими популяциями;
В) связь между особями популяции;
В) колебание численности популяции.
11.Организмы, способные жить в различных условиях среды, называют:
А) стенобионтами;
Б) олигобионтами;
В) комменсалами;
В) эврибионтами.
12.Абиотическим фактором среды не является:
А) сезонное изменение окраски зайца-беляка;
Б) распространение плодов калины, рябины, дуба;
В) осеннее изменение окраски листьев у листопадных деревьев;
Г) осенний листопад.
13.Закон оптимума означает следующее:
А) организмы по-разному переносят отклонения от оптимума;
Б) любой экологический фактор оптимально воздействует на организмы;
В) любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на организм;
Г) любой организм оптимально подстраивается под различные условия окружающей среды.
14.Приспособленность к среде обитания:
А) является результатом длительного естественного отбора;
Б) присуща живым организмам с момента появления их на свет;
В) возникает путем длительных тренировок организма;
Г) является результатом искусственного отбора.
15.Только в водной среде стало возможным:
А) удлинение тела организмов;
Б) усвоение организмами солнечного света;
В) появление пятипалых конечностей;
Г) возникновение фильтрационного типа питания.
16.Из сред жизни самая тонкая (в вертикальном распределении):
А) воздушная;
Б) почвенная;
В) водная;
Г) водная и воздушная.
А) бабочку-белянку;
Б) божью коровку;
В) жука-короеда;
Г) древесных муравьев.
18.Почва как среда обитания включает все группы животных, но основную часть её биомассы формируют:
А) гетеротрофы-консументы 1-го порядка;
Б) сапрофаги (сапротрофы);
В) продуценты (автотрофы);
Г) гетеротрофы – консументы 2-го порядка.
19.Светолюбивые травы, растущие под елью, являются типичными представителями следующего типа взаимодействий:
А) нейтрализм;
Б) комменсализм;
В) протокооперация;
Г) аменсализм.
А) головня;
Б) омела;
В) заразиха;
Г) повилика.
Заочное тестирование
в рамках конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»
Демонстрационные задания тестирования 2011 года
Тематика теста – «Экология растений»
Инструкция по выполнению теста
Тестирование состоит из 4 частей и включает 36 заданий.
Группа «А» включает 20 заданий (А1-А20). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только 1 ответ правильный.
Группа «Б» включает 10 заданий (Б1-Б10). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только 2 ответа правильные.
Группа «В» включает 3 задания (В1-В3). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых правильными могут быть 1, 2, 3 или 4.
Группа «Г» включает 3 задания (Г1-Г3). Каждое задание содержит фразу (определение, утверждение) с пропущенным словом или словосочетанием. К каждому заданию необходимо вписать слова, заканчивающие фразу.
Задания составлены на основе заданий экологических олимпиад, а также с использованием методических пособий.
За каждый правильный ответ дается один балл. Если задание подразумевает 2 правильных ответа (группы «Б» и «В»), то за правильное их выполнение дается 2 балла, если задание подразумевает 3 правильных ответа (группа «В»), то за правильное их выполнение дается 3 балла, если задание подразумевает 4 правильных ответа (группа «В»), то за правильное их выполнение дается 4 балла. За каждую правильно завершенную фразу (группа «Г») дается 1 балл, если завершена не полностью – 0,5 балла.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться любыми источниками информации: книги, учебники, которые у Вас будут под рукой, а также сайтами в Интернете.
Желаем успеха!
Задания группы «А»
А1
– Как называется группа холодолюбивых организмов?
a
) криофилы
b
) гигрофилы
c
) термофилы
d
) ксерофилы
А2
– У растений фотопериодизм в первую очередь регулирует процессы:
a
) питания
b
) дыхания
c
) роста
d
) цветения
А3
– Какой способ борьбы с сорняками экологически безопасный?
a
) агротехнический (механический)
b
) химический
c
) применение радиоактивного излучения
d
) применение огнеметов
А4
– Транспирация - это:
a
) биологическое испарение воды растениями
b
) всасывание воды и питательных веществ корнями растений.
c
) передвижение воды и питательных веществ в растениях
d
) поглощение воздуха растениями в процессе фотосинтеза.
А5
– Химические вещества, вырабатываемые растениями, угнетающе действующие на ряд микроорганизмов, называются:
a
) феромоны
b
) фунгициды
c
) фитонциды
d
) детергенты
А6
– Группа ядохимикатов, угнетающая рост и развитие грибов, называются:
a
) феромоны
b
) фунгициды
c
) фитонциды
d
) детергенты
А7
– Глубоководные водоросли чаще всего имеют красный цвет потому что:
a
) на глубину проникают только красные лучи
b
) на глубину проникают только сине-зеленые лучи
c
) у них нет хлорофилла
d
) у них только красный хлорофилл
А8
– Растения используют для фотосинтеза:
a
) желто-красную часть спектра
b
) красную часть спектра
c
) синюю часть спектра
d
) красную и синюю часть спектра
А9
– Функцию фотосинтеза выполняют:
a
) хромопласты
b
) хлоропласты
c
) лейкопласты
d
) этиопласты
А10
– Последовательная смена одних фитоценозов (биоценозов, биогеоценозов) другими на определённом участке среды называется
a
) эволюция
b
) регрессия
c
) симбиоз
d
) сукцессия
А11
– Жизненная форма растений, характеризующаяся признаками: многолетнее растение с одним одревесневшим стволом, который сохраняется на протяжении всей жизни, называется:
a
) дерево
b
) кустарник
c
) кустарничек
d
) травянистое растение
А12
– Жизненная форма растений, характеризующаяся признаками: отсутствие постоянного древесного ствола над землёй, бывают однолетними, двулетними и многолетними, называется:
a
) дерево
b
) кустарник
c
) кустарничек
d
) травянистое растение
А13
–Водные растения, прикрепленные к почве и погруженные в воду только нижними своими частями, называются
a
) гидрофиты
b
) гигрофиты
c
) гидатофиты
d
) мезофиты
А14
– Растения, обитающие в местах с высокой влажностью воздуха и (или) почвы
a
) гидрофиты
b
) гигрофиты
c
) гидатофиты
d
) мезофиты
А15
– В настоящее время широко используется способ выращивания растений без почвы. Для их питания используют воду с растворенными биогенами. Этот способ называется:
a
) Водоносный баланс
b
) Возвратное водопотребление
c
) Гидропоника
d
) Биоаккумуляция
А16
– Распространение плодов, семян, спор и других зачатков растений воздушными течениями, называется
a
) анемохория
b
) зоохория
c
) гидрохория
d
) антропохория
А17
– Распространение плодов и семян животными, называется
a
) анемохория
b
) зоохория
c
) гидрохория
d
) антропохория
А18
– К микроэлементам, необходимым для жизни растения в очень маленьких количествах, относятся:
a
) углерод, железо, бор
b
) водород, кислород, цинк
c
) калий, кальций, магний
d
) медь, марганец, железо
А19
– На процессы фотосинтеза расходуется:
а) Не более 5% солнечной энергии
b
) До четверти всей солнечной энергии
c
) 50% всей поступившей на Землю солнечной энергии
d
) Практически вся солнечная энергия, поступившая на сушу нашей планеты
А20
– Назовите растение, которое не относится к голосеменным
a
) Вельвичия удивительная
b
) Виктория регия
c
) Гинкго двулопастной
d
) можжевельник обыкновенный
Задания группы «Б»
Б1
– К растениям-хищникам относятся:
a
) багульник
b
) росянка
c
) вереск
d
) мухоловка
Б2
– Отметьте экологические группы растений по отношению к почвам:
a
) гидрофиты
b
) галофиты
c
) базофиты
d
) ксерофиты
Б3
– Отметьте приспособления для распространения семян растений по воздуху
a
) парашютик
b
) воздухоносные полости
c
) водонепроницаемый слой
d
) крылатые выросты
Б4
– Отметьте приспособления для распространения семян растений по воде
a
) парашютик
b
) воздухоносные полости
c
) водонепроницаемый слой
d
) крылатка
Б5
– Для растений-гигрофитов характерны признаки:
a
) большие листья с тонкой кутикулой
b
) мощное развитие корневой системы вглубь
c
) длинные неразвитые механически стебли
d
Б6
– Для растений-гидрофитов характерны признаки:
a
b
) проводящие сосуды занимают центральное положение в стебле
c
) запас воды содержится в водозапасающей ткани листа
d
) на листьях имеются особые железки – гидатоды
Б7
– К трудностям жизни растений на болоте относятся:
a
) резко щелочная реакция почвы
b
) холодная вода
c
) недостаток питательных веществ
d
) недостаток кислорода в почве
Б8
– Из списка выберите растения – индикаторы кислых почв
a
) Мята полевая
b
) Люцерна посевная
c
) Черника
d
) Фиалка полевая
Б9
– Для растений-мезофитов характерны признаки:
a
) запас воды содержится в водозапасающей ткани листа
b
)
нетерпимы к длительной засухе
c
d
) отсутствие специфической морфологической адаптации
Б10
– Для растений-ксерофитов характерны признаки:
a
) стебель травянистый с воздухоносными полостями
b
) малая поверхности листьев
c
) очень тонкие листовые пластинки, состоящие всего из 2-3 слоев клеток, иногда сильно рассеченные
d
) мощное развитие корневой системы вглубь
Задания группы «В»
В1
– Укажите номера ВЕРНЫХ высказываний
a
) у березы есть цветки, собранные в соцветие
b
) некоторые растения никогда не цветут
c
) у отдельно стоящего дерева ветви длиннее с северной стороны
d
) некоторые комнатные растения – дальние родственники тропических растений
В2
–Укажите номера НЕВЕРНЫХ высказываний
a) все деревья - многолетние растения
b) во время дыхания растения вместо кислорода поглощают углекислый газ
c) пшенную крупу делают из пшеницы
d) в еловом лесу мы встретим меньше травянистых растений, чем, в сосновом лесу
В3
– Для светолюбивых растений (гелиофитов) характерны следующие признаки:
a
) повышенное содержание хлоропластов в клетках листа
b
) устьица располагаются по обеим стMsoNormalоронам листа
c
) довольно толстые листья
d
) клетки эпидермиса содержат хлоропласты
Задания группы «Г»
Г1 – Виды растений, представители которых встречаются на большей части обитаемых областей Земли, называются …
Г2 – … - растительное сообщество, совокупность растительных организмов на относительно однородном участке, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом, с животными и с окружающей средой.
Г3 – Микориза – взаимовыгодное сожительство (симбиоз) мицелия гриба с …
Выполнили все задания? Тогда откройте сборник ответов и проверьте правильность выполнения заданий.
Тест по экологии, 10-11 класс.
1. Инструктаж.
Уважаемый участник!
Будьте внимательны, предлагаемые Вашему вниманию тестовые задания разделены на различные типы (варианты). В соответствующих местах текста даны необходимые пояснения, касающиеся их выполнения. На этапе тестирования Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:
1 .Не спеша, внимательно прочитайте первое тестовое задание из числа предлагаемых.
2 .Определите, какой из предложенных вариантов ответа к заданию по Вашему мнению наиболее верно и полно завершает мысль, поставленную в самом задании.
3 .Обведите кружком выбранный Вами правильный вариант ответа. Продолжайте таким образом работу до завершения выполнения тестовых заданий всех вариантов.
4 .Тестовые задания оцениваются положительно, если даны все предусмотренные заданием правильные ответы. Если допущена хотя бы одна ошибка в тесте, то он считается не выполненным.
5 .После выполнения всех заданий проверьте правильность их выполнения.
6 .Если потребуется корректировка выбранного варианта ответа, то неправильный вариант ответа зачеркните крестиком, обведите правильный вариант ответа кружком и продублируйте букву правильного ответа.
7 .Тестовое задание считается выполненным, если Вы вовремя сдаёте его членам жюри.
Желаем Вам успеха!
2. КИМ (тест по экологии), 10-11 класс.
Задание 1. «Один из четырёх»
(Вам предлагается задания, где необходимо выбрать один правильный ответ из четырёх)
1. Байкальская нерпа обитает только в озеро Байкал. Такой вид называется:
а) эдификатором; б)доминантом; в)эндемиком; г)синантропом.
2 .Как называют стадию развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность станет главным определяющим фактором развития на Земле:
а) техносфера; б) ноосфера; в)антропосфера; г)социосфера.
3 .Согласно правилу пирамиды чисел общее количество особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:
а) уменьшается; б) увеличивается; в) остаётся неизменным; г)подчиняется синусоидному графику.
4 .Явление индустриального механизма характерно для:
а) леопардов (чёрных пантер) в Индии; б) некоторых видов жужелиц в районе Донбасса;
в) бабочек пядениц в окрестностях Манчестера (Великобритания); г) чёрных тараканов в крупных промышленных городах.
5 .Как называют организм, живущий в водах, в той или иной степени загрязнённых органическими веществами:
а)детритобионт; б)катаробионт; в)сапрбионт; г)бентобионт.
6. Кто ввёл в научный лексикон понятие «экосистема»?
а) В.И.Вернадский; б) В.Н.Сукачёв; в) Г.Зюсс; г) А.Тенсли.
7 .Как называется закон, определяющий количество передаваемой энергии с одного трофического уровня на другой?
а) правило 1%; б) правило 10%; в)правило 15%; г)закон 5%.
8 .К консументамв агроэкосистемеотносяся:
а)бактерии; б) сорные растения; в) травы; г)насекомые - опылители.
9 .Какая из приведённых цепей питания правильная:
а) кузнечики - ящерицы - трава - ястреб - заяц; б) хищники - копытные - бактерии - растительность леса; в) водоросли -дафнии -мальки рыб - окунь -чайки; г)трава - лисицы - мыши - совы - зайцы.
10 .Как называется процесс разделения популяции пространства и ресурсов:
а) экологической сукцессией; б) снижением конкуренции; в) правилами экологических;
г)дифференциацией экологических ниш.
11. На основе специфических выделений одних растений, влияющих на другие, формируются отношения:
а) симбиотические;б) трофические; в) аллелопатические; г)конкурентные.
12 .Росянка растёт:
а) в еловом лесу; б) по берегам водоёмов; в) на торфяных болотах; г) на лугах.
13 .Появление на Земле процесса фотосинтеза привело к:
а) возникновению процесса синтеза белков; б) возникновению многоклеточных организмов; в) накоплению углекислого газа в атмосфере; г) накоплению органических веществ и обогащению атмосферы кислородом.
14. Цельную теорию эволюции первым предложил:
а) Ч.Дарвин; б) Ж- Б Ламарк; в)А.Уоллес; г) Т.Гексли.
15. Какой учёный предложил использовать понятие «популяционные волны»?
а) В.И.Вернадский; б)С.С.Четвериков; в) К. Раункиер;. г) Н.Н.Тимофеев-Ресовский.
Задание 2 «Биологическая экология».
(Вам предлагается задания, где необходимо выбрать один правильный ответ)
1. Организмы, обитающие в условиях с бедными ресурсами и выживающие в них благодаря специальным приспособлениям, образно называются:
а) «Шакалы»; б) Зоофаги; в) «Львы»; г) «Верблюды».
2 .Экологической нишей называется:
а) местообитание особей данного вида; б) конкретное «жилище» животного или территория, занимаемая растением; в)всё, что окружает живой организм; г) совокупность пространства, занимаемого популяцией, используемых ею ресурсов и ритма их потребления в экосистеме.
3 . Группа организмов, называемых макрофитами, относится к следующему компоненту пресноводной экосистемы:
а) консументы; б) продуценты; в) редуценты; г) бентосу.
4 .К антропогенным гетеротрофным экосистемам не относятся:
а) биологические очистные сооружения; б) автомобильные заводы; в) заливной луг;
г) рыборазводные заводы.
5 .Биологическую продукцию, которую создают консументы и редуценты в процессе переработки растительной и животной биомассы называют:
а) вторичной; б) чистой; в) валовой; г) первичной.
6 .Низкая скорость минерализации органического вещества в тундре и тайге объясняется:
а) замедленной активностью микроорганизмов; б) ускоренной активность микроорганизмов; в) высокой активностью грибов и бактерий.
7 .Наибольшая скорость разложения органического вещества наблюдается в:
а) пустынях; б) саваннах; в)влажных тропических лесах.
8 . Сообщество растений, животных, микроорганизмов и грибов, населяющих одну территорию, взаимосвязанных в цепи питания и влияющих друг на друга, называется:
а) биогеоценозом; б) биоценозом; в) фитоценозом; г) экосистемой.
9 .Трофический уровень определяется как совокупность:
а) продуцентов, консументов, редуцентов; б) организмов, объединённых типом питания;
г) автотрофов и гетеротрофов.
10 .Какие виды взаимоотношений относятся к «материальным»?
а) пение соловья в районе гнездового участка; б) преследование ласточки ястребом;
в) уход особей с участка под влиянием ферромонов; г) рычание хищников друг на друга.
Задание 3 «Вставь пропущенное слово».
1. Компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо или косвенно воздействующие на организмы, называются: ______________________________.
2. Группа особей одного вида или сообщества по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде, в том числе о присутствии и концентрации загрязнителей, называется:_______________________________________________.
3.Нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и верхняя часть литосферы Земли
населённые живыми организмами, называется_______________________________.
4.Совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания называется_______________________.
Задние 4. Задания с двумя правильными ответами.
(Вам предлагается задания, где необходимо выбрать два правильных ответа)
1. К экосистемам с низкой устойчивостью относятся:
а) тундра; г) тропические леса;
б)хвойные леса д) агроэкосистема;
в) смешанные леса; е) озеро.
2 .К животным, ведущим активный образ жизни под снежным покровом можно отнести:
а) жерлянку; г) грача;
б) полёвку; д) медянку;
в) перепела; е) ласку.
Задание 5 «Природа моей Республики Коми»
(Вам предлагается задания, где надо вписать нужное слово, исходя из содержания вопроса)
1. Природный парк Республики Коми называется: _____________________________.
2 .Заповедник Республики Коми: ____________________________________________.
3.Напишите 5 видов растений, занесённых в Красную книгу Республики Коми:
_______, _______ , _________ , __________, _________.
4 Напишите 3 вида птиц, занесённых в Красную книгу Республики Коми:
_______, _______ , _________.
3.Ответы.
Задание 1. «Один из четырёх» -1в,2б,3а,4в,5в,6г,7б,8г,9в,10г,11в,12в,13г,14а,15б.
Задание 2. «Биологическая экология» -1г,2г,3б,4в,5а,6а,7в,8а,9б,10б.
Задание 3. «Вставь пропущенное слово» -
1. Абиотическими факторами.
2. Индикаторами среды.
3. Биосфера.
4. Биотическими факторами.
Задние 4. Задания с двумя правильными ответами -
1а, д. 2б, е.
Задание 5. «Природа моей Республики Коми».
1. Светлая вода.
2. Печоро - Илычский заповедник.
3. Родиола розовая, венерин башмачок, кубышка жёлтая, кувшинка четырёхгранная.
4.Серая утка, кречет, большой подорлик.
Используемая литература:
1. Красная книга Республики Коми : Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных, под ред. А. И. Таскаева. — М. ; Сыктывкар: ДИК, 1998.
2 . Т.А.Козлова,А.Н. Мягкова, Н.И.Сонин. Экология России. Дидактические материалы.-М:АО МДС,Юнисам.1995.
3. Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. Экология.-М:»Дрофа»,1995.