Тест по теме «Основы экологии»

Вариант 1

1. Совокупность видов, приспособленных к совместному обитанию на общей территории, представляет собой

а) царство б) тип в) биогеоценоз г) популяцию.

2. Большую роль в азотном питании бобовых растений играет биотический фактор:

а) клубеньковые бактерии б) мицелий грибов

в) дождевые черви г) одноклеточные водоросли.

3. Что представляет собой дубрава, заселенная разнообразными видами растений, животных, грибов и бактерий:

а) агроценоз, б) систему органического мира в) биогеоценоз г) биосферу.

4. Увеличение числа видов в биогеоценозе – показатель:

а) его устойчивого развития

б) изменения в нем абиотических факторов

в) влияния на него антропогенных факторов

г) ослабления в нем борьбы за существование

5. Вытаптывание отдыхающими растений в парке – это пример фактора

а) абиотического б) биотического в) антропогенного г) сезонного.

6. Сбалансированный круговорот веществ в биогеоценозе – причина

а) колебания численности популяций

б) образования новых видов

в) приспособленности видов к среде обитания

г) устойчивости биогеоценоза.

7. Какое влияние на растения оказывают животные в природном сообществе?

а) служат для них средой обитания

б) распространяют плоды и семена

в) снабжают растения кислородом

г) защищают растения.

8. Изменение среды обитания организмами в процессе их жизнедеятельности – одна из причин

а) смены биогеоценозов

б) круговорота веществ

в) саморегуляции г) увеличения численности видов.

9. В каком сообществе процесс саморегуляции слабо выражен?

а) дубраве б) сосновом бору в) березовой роще г) плодовом саду.

10. К смене биогеоценоза под влиянием антропогенного фактора приводит

а) зарастание озера

б) появление елового леса на месте соснового

в) осушение болота

г) выращивание картофеля в течение ряда лет на одном и том же поле.

11. Виды хозяйственной деятельности человека, которые могут вызвать смену растительного сообщества, - это

а) создание новых сортов растений

б) создание новых пород животных

в) уход за культурными растениями

г) вырубка леса, осушение болот, распашка степей.

12. В клетках производителей органического вещества, в отличие от потребителей, происходит

а) дыхание б) питание в) фотосинтез г) синтез белка.

13. Бактерии и грибы в природном сообществе участвуют в

а) использовании солнечной энергии

б) образовании органических веществ из неорганических

в) разрушении органических веществ до минеральных

г) поглощении углекислого газа и выделении кислорода

14. Определите верно составленную цепь:

а) мышь – семена ели – ёж – лисица

б) ёж – мышь – семена ели – лисица

в) лисица – ёж – семена ели – мышь

г) семена ели – мышь – ёж – лисица

15. Найдите ошибку в цепи питания

а) семена растений – мышь – ёж – лисица

б) растение – кузнечик – лягушка – ёж

в) крапива – гусеница – дрозд – ястреб

г) карась – окунь – водоросли

В 1. Выберите организмы, играющие роль консументов в биогеоценозе.

А) Синица Б) Майский жук В) Почвенные бактерии Г) крот Д) Сосна

В 5. Назовите три характеристики животных, в наибольшей мере страдающих в результате хозяйственной деятельности человека:

А) Использующие небольшое число пищевых объектов Б) Питающиеся разнообразной пищей

В) Оседлые Г) Совершающие миграции Д) Виды, популяции которых находятся на границе ареала Е) Пластичные, быстро осваивающие новые территории

Вариант 2

А 1. Роль консументов в лесной экосистеме играют:

    зайцы-беляки 2) куколки насекомых 3) почвенные бактерии 4) осины

А 2. Основная роль в минерализации органических остатков принадле­жит:

    одуванчикам 2) медведкам обыкновенным 3) бактериям гниения 4) дождевым червям

А 3. Основными поставщиками энергии в сосновом лесу являются:

    бактерии 2) сосны 3) белки 4) насекомые

А 4. В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи?

1) консументы - продуценты - редуценты 2) редуценты - консументы - продуценты

3)продуценты - консументы - редуценты 4) консументы - редуценты - продуценты

А 5. Сообществом можно назвать группу:

1) растений, обитающих в биогеоценозе 2) грибов, бактерий и растений

3)животных, растений и микроорганизмов 4) растений, животных, грибов и бактерий

А 6. Биогеоценозом называют совокупность:

    популяций разных видов, обитающих на определенной террито­рии

    живых и неживых компонентов природы, связанных круговоро­том веществ

    взаимосвязанных популяций растений и животных

    популяций одного вида, населяющих разные территории

А 7. В большей степени вымирание популяции амфибий может зави­сеть от:

    чрезмерного перенаселения 2) слишком малой численности и родственных скрещиваний

3)повышения гетерозиготности популяции 4) снижения численности насекомых

А 8. Наиболее интенсивный круговорот веществ характерен для экосис­темы:

    дубравы 2) тайги 3) пустыни 4) степи

А 9. Все виды, образующие пищевую цепь, существуют за счет органического вещества, созданного:

    только растениями 2) только растениями и животными 3) животными, грибами и бактериями

4) растениями, циано- и хемосинтезирующими бактериями

А 10. Укажите правильно составленную пищевую цепь:

    клевер - ястреб - шмель - мышь 2) клевер - шмель - мышь - ястреб

3)шмель - мышь - ястреб - клевер 4) мышь - клевер - шмель - ястреб

А 11. Роль продуцента и консумента одновременно может играть:

1) эвглена зеленая 2) инфузория туфелька 3) амеба обыкновенная 4) лямблия печеночная

А 12. Какое из действий человека скорее приведет к гибели обитателей озера?

1) перенаселение видами растений и животных 2) отлов рыбы

3) разведение в нем новых пород рыб 4) смыв солей фосфора и азота в воду

А 13. Правило экологической пирамиды отражает:

1) закономерности действия экологических факторов 2) закон сохранения энергии, действующий в экосистеме 3) оптимальность цепей питания 4) соотношение биомасс на разных трофических уровнях

А 14. Укажите пункт, в котором перечислены все компоненты биогеоценоза:

    климат, состав почвы и воды

    состав атмосферы, воды, почвы и видовое разнообразие растений

    климат, состав атмосферы и воды, растения и животные

    биотоп, сообщества растений, животных, грибов, микроорганизмов

А 15. Примером детритной цепи является:

    осина - заяц - лиса 2) листовой опад - дождевые черви - бактерии

В 1. Выберите три правильных ответа. В экосистеме луга обитают:

А) Крот Б) Выхухоль В) Полевая мышь Г) Дятел Д) Полевка обыкновенная Е) Ондатра

В 2. Найдите соответствие между природной и искусственной экосисте­мами и их признаками.

ПРИЗНАКИ ЭКОСИСТЕМ ЭКОСИСТЕМЫ

    Преобладание монокультур, популяций немно- А) Природная экосистема

гих видов

    Действует естественный отбор Б) Агроценоз

    Упрощенность взаимоотношений между видами

    Разнообразие видового состава

    Разомкнутый круговорот веществ

    Сложная сеть взаимосвязей между организмами

    Преобладание искусственного отбора

    Устойчивость, способность к длительному суще­ствованию

Вариант 1

1-в, 2-а, 3-в, 4-а, 5-в, 6-г, 7-б, 8-а, 9-г, 10-в. 11-г. 12-в. 13-в, 14-г. 15-г,

Вариант 2

1-1, 2-3, 3-2, 4-3, 5-4, 6-1, 7-2, 8-1, 9-4, 10-2, 11-1. 12-4, 13-4, 14-4, 15-2.

1.Кто предложил термин «экология»:

А) Аристотель;

Б) Э. Геккель;

В) Ч. Дарвин;

Г) В.И. Вернадский.

2.Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют:

А) биотическими;

Б) абиотическими;

В) экологическими;

В) антропогенными.

3.Понятие «биогеоценоз» ввел:

А) В. Сукачев;

Б) В. Вернадский;

В) Аристотель;

В) В. Докучаев.

4.Минерализуют органические вещества других организмов:

А) продуценты;

Б) консументы 1-го порядка;

В) консументы 2-го порядка;

В) редуценты.

5.Понятие «экосистема» вел в экологию:

А) А. Тенсли;

Б) Э.Зюсс;

В) В. Сукачев;

Г) В. Вернадский.

6.Консументы в биогеоценозе:

А) потребляют готовые органические вещества;

Б) осуществляют первичный синтез углеводов;

В) разлагают остатки органических веществ;

Г) преобразуют солнечную энергию.

7.Изменения во внешней среде приводят к различным изменениям в популяции, но не влияют:

А) на численность особей;

Б) на возрастную структуру;

В) на ареал;

Г) на соотношение полов.

8.Постоянная высокая плодовитость обычно встречается у видов:

А) хорошо обеспеченными пищевыми ресурсами;

Б) смертность особей которых очень велика;

В) которые занимают обширный ареал;

Г) потомство которых проходит стадию личинки.

9.Определите правильно составленную пищевую цепь:

А) семена ели – ёж – лисица – мышь;

Б) лисица – ёж – семена ели – мышь;

В) мышь – семена ели – ёж – лисица;

Г) семена ели – мышь – ёж – лисица.

10.Показателем процветания популяций в экосистеме служит:

А) их высокая численность;

Б) связь с другими популяциями;

В) связь между особями популяции;

В) колебание численности популяции.

11.Организмы, способные жить в различных условиях среды, называют:

А) стенобионтами;

Б) олигобионтами;

В) комменсалами;

В) эврибионтами.

12.Абиотическим фактором среды не является:

А) сезонное изменение окраски зайца-беляка;

Б) распространение плодов калины, рябины, дуба;

В) осеннее изменение окраски листьев у листопадных деревьев;

Г) осенний листопад.

13.Закон оптимума означает следующее:

А) организмы по-разному переносят отклонения от оптимума;

Б) любой экологический фактор оптимально воздействует на организмы;

В) любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на организм;

Г) любой организм оптимально подстраивается под различные условия окружающей среды.

14.Приспособленность к среде обитания:

А) является результатом длительного естественного отбора;

Б) присуща живым организмам с момента появления их на свет;

В) возникает путем длительных тренировок организма;

Г) является результатом искусственного отбора.

15.Только в водной среде стало возможным:

А) удлинение тела организмов;

Б) усвоение организмами солнечного света;

В) появление пятипалых конечностей;

Г) возникновение фильтрационного типа питания.

16.Из сред жизни самая тонкая (в вертикальном распределении):

А) воздушная;

Б) почвенная;

В) водная;

Г) водная и воздушная.

А) бабочку-белянку;

Б) божью коровку;

В) жука-короеда;

Г) древесных муравьев.

18.Почва как среда обитания включает все группы животных, но основную часть её биомассы формируют:

А) гетеротрофы-консументы 1-го порядка;

Б) сапрофаги (сапротрофы);

В) продуценты (автотрофы);

Г) гетеротрофы – консументы 2-го порядка.

19.Светолюбивые травы, растущие под елью, являются типичными представителями следующего типа взаимодействий:

А) нейтрализм;

Б) комменсализм;

В) протокооперация;

Г) аменсализм.

А) головня;

Б) омела;

В) заразиха;

Г) повилика.


Заочное тестирование
в рамках конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды»

Демонстрационные задания тестирования 2011 года

Тематика теста – «Экология растений»

Инструкция по выполнению теста

Тестирование состоит из 4 частей и включает 36 заданий.

Группа «А» включает 20 заданий (А1-А20). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только 1 ответ правильный.

Группа «Б» включает 10 заданий (Б1-Б10). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только 2 ответа правильные.

Группа «В» включает 3 задания (В1-В3). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых правильными могут быть 1, 2, 3 или 4.

Группа «Г» включает 3 задания (Г1-Г3). Каждое задание содержит фразу (определение, утверждение) с пропущенным словом или словосочетанием. К каждому заданию необходимо вписать слова, заканчивающие фразу.

Задания составлены на основе заданий экологических олимпиад, а также с использованием методических пособий.

За каждый правильный ответ дается один балл. Если задание подразумевает 2 правильных ответа (группы «Б» и «В»), то за правильное их выполнение дается 2 балла, если задание подразумевает 3 правильных ответа (группа «В»), то за правильное их выполнение дается 3 балла, если задание подразумевает 4 правильных ответа (группа «В»), то за правильное их выполнение дается 4 балла. За каждую правильно завершенную фразу (группа «Г») дается 1 балл, если завершена не полностью – 0,5 балла.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться любыми источниками информации: книги, учебники, которые у Вас будут под рукой, а также сайтами в Интернете.

Желаем успеха!

Задания группы «А»

А1 Как называется группа холодолюбивых организмов?
a ) криофилы
b ) гигрофилы
c ) термофилы
d ) ксерофилы

А2 – У растений фотопериодизм в первую очередь регулирует процессы:
a ) питания
b ) дыхания
c ) роста
d ) цветения

А3 Какой способ борьбы с сорняками экологически безопасный?
a ) агротехнический (механический)
b ) химический
c ) применение радиоактивного излучения
d ) применение огнеметов

А4 Транспирация - это:
a ) биологическое испарение воды растениями
b ) всасывание воды и питательных веществ корнями растений.
c ) передвижение воды и питательных веществ в растениях
d ) поглощение воздуха растениями в процессе фотосинтеза.

А5 Химические вещества, вырабатываемые растениями, угнетающе действующие на ряд микроорганизмов, называются:
a ) феромоны
b ) фунгициды
c ) фитонциды
d ) детергенты

А6 – Группа ядохимикатов, угнетающая рост и развитие грибов, называются:
a ) феромоны
b ) фунгициды
c ) фитонциды
d ) детергенты

А7 – Глубоководные водоросли чаще всего имеют красный цвет потому что:
a ) на глубину проникают только красные лучи
b ) на глубину проникают только сине-зеленые лучи
c ) у них нет хлорофилла
d ) у них только красный хлорофилл

А8 – Растения используют для фотосинтеза:
a ) желто-красную часть спектра
b ) красную часть спектра
c ) синюю часть спектра
d ) красную и синюю часть спектра

А9 – Функцию фотосинтеза выполняют:
a ) хромопласты
b ) хлоропласты
c ) лейкопласты
d ) этиопласты

А10 – Последовательная смена одних фитоценозов (биоценозов, биогеоценозов) другими на определённом участке среды называется
a ) эволюция
b ) регрессия
c ) симбиоз
d ) сукцессия

А11 – Жизненная форма растений, характеризующаяся признаками: многолетнее растение с одним одревесневшим стволом, который сохраняется на протяжении всей жизни, называется:
a ) дерево
b ) кустарник
c ) кустарничек
d ) травянистое растение

А12 – Жизненная форма растений, характеризующаяся признаками: отсутствие постоянного древесного ствола над землёй, бывают однолетними, двулетними и многолетними, называется:
a ) дерево
b ) кустарник
c ) кустарничек
d ) травянистое растение

А13 –Водные растения, прикрепленные к почве и погруженные в воду только нижними своими частями, называются
a ) гидрофиты
b ) гигрофиты
c ) гидатофиты
d ) мезофиты

А14 – Растения, обитающие в местах с высокой влажностью воздуха и (или) почвы
a ) гидрофиты
b ) гигрофиты
c ) гидатофиты
d ) мезофиты

А15 – В настоящее время широко используется способ выращивания растений без почвы. Для их питания используют воду с растворенными биогенами. Этот способ называется:
a ) Водоносный баланс
b ) Возвратное водопотребление
c ) Гидропоника
d ) Биоаккумуляция

А16 – Распространение плодов, семян, спор и других зачатков растений воздушными течениями, называется
a ) анемохория
b ) зоохория
c ) гидрохория
d ) антропохория

А17 – Распространение плодов и семян животными, называется
a ) анемохория
b ) зоохория
c ) гидрохория
d ) антропохория

А18 – К микроэлементам, необходимым для жизни растения в очень маленьких количествах, относятся:
a ) углерод, железо, бор
b ) водород, кислород, цинк
c ) калий, кальций, магний
d ) медь, марганец, железо

А19 – На процессы фотосинтеза расходуется:
а) Не более 5% солнечной энергии
b ) До четверти всей солнечной энергии
c ) 50% всей поступившей на Землю солнечной энергии
d ) Практически вся солнечная энергия, поступившая на сушу нашей планеты

А20 – Назовите растение, которое не относится к голосеменным
a ) Вельвичия удивительная
b ) Виктория регия
c ) Гинкго двулопастной
d ) можжевельник обыкновенный

Задания группы «Б»

Б1 – К растениям-хищникам относятся:
a ) багульник
b ) росянка
c ) вереск
d ) мухоловка

Б2 – Отметьте экологические группы растений по отношению к почвам:
a ) гидрофиты
b ) галофиты
c ) базофиты
d ) ксерофиты

Б3 – Отметьте приспособления для распространения семян растений по воздуху
a ) парашютик
b ) воздухоносные полости
c ) водонепроницаемый слой
d ) крылатые выросты

Б4 – Отметьте приспособления для распространения семян растений по воде
a ) парашютик
b ) воздухоносные полости
c ) водонепроницаемый слой
d ) крылатка

Б5 – Для растений-гигрофитов характерны признаки:
a ) большие листья с тонкой кутикулой
b ) мощное развитие корневой системы вглубь
c ) длинные неразвитые механически стебли
d

Б6 – Для растений-гидрофитов характерны признаки:
a b ) проводящие сосуды занимают центральное положение в стебле
c ) запас воды содержится в водозапасающей ткани листа
d ) на листьях имеются особые железки – гидатоды

Б7 – К трудностям жизни растений на болоте относятся:
a ) резко щелочная реакция почвы
b ) холодная вода
c ) недостаток питательных веществ
d ) недостаток кислорода в почве

Б8 – Из списка выберите растения – индикаторы кислых почв
a ) Мята полевая
b ) Люцерна посевная
c ) Черника
d ) Фиалка полевая

Б9 – Для растений-мезофитов характерны признаки:
a ) запас воды содержится в водозапасающей ткани листа
b ) нетерпимы к длительной засухе
c d ) отсутствие специфической морфологической адаптации

Б10 – Для растений-ксерофитов характерны признаки:
a ) стебель травянистый с воздухоносными полостями
b ) малая поверхности листьев
c ) очень тонкие листовые пластинки, состоящие всего из 2-3 слоев клеток, иногда сильно рассеченные
d ) мощное развитие корневой системы вглубь

Задания группы «В»

В1 – Укажите номера ВЕРНЫХ высказываний
a ) у березы есть цветки, собранные в соцветие
b ) некоторые растения никогда не цветут
c ) у отдельно стоящего дерева ветви длиннее с северной стороны
d ) некоторые комнатные растения – дальние родственники тропических растений

В2 –Укажите номера НЕВЕРНЫХ высказываний
a) все деревья - многолетние растения
b) во время дыхания растения вместо кислорода поглощают углекислый газ
c) пшенную крупу делают из пшеницы
d) в еловом лесу мы встретим меньше травянистых растений, чем, в сосновом лесу

В3 – Для светолюбивых растений (гелиофитов) характерны следующие признаки:
a ) повышенное содержание хлоропластов в клетках листа
b ) устьица располагаются по обеим стMsoNormalоронам листа
c ) довольно толстые листья
d ) клетки эпидермиса содержат хлоропласты

Задания группы «Г»

Г1 Виды растений, представители которых встречаются на большей части обитаемых областей Земли, называются …

Г2 – … - растительное сообщество, совокупность растительных организмов на относительно однородном участке, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом, с животными и с окружающей средой.

Г3 – Микориза – взаимовыгодное сожительство (симбиоз) мицелия гриба с …

Выполнили все задания? Тогда откройте сборник ответов и проверьте правильность выполнения заданий.

Тест по экологии, 10-11 класс.

1. Инструктаж.

Уважаемый участник!

Будьте внимательны, предлагаемые Вашему вниманию тестовые задания разделены на различные типы (варианты). В соответствующих местах текста даны необходимые пояснения, касающиеся их выполнения. На этапе тестирования Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

1 .Не спеша, внимательно прочитайте первое тестовое задание из числа предлагаемых.

2 .Определите, какой из предложенных вариантов ответа к заданию по Вашему мнению наиболее верно и полно завершает мысль, поставленную в самом задании.

3 .Обведите кружком выбранный Вами правильный вариант ответа. Продолжайте таким образом работу до завершения выполнения тестовых заданий всех вариантов.

4 .Тестовые задания оцениваются положительно, если даны все предусмотренные заданием правильные ответы. Если допущена хотя бы одна ошибка в тесте, то он считается не выполненным.

5 .После выполнения всех заданий проверьте правильность их выполнения.

6 .Если потребуется корректировка выбранного варианта ответа, то неправильный вариант ответа зачеркните крестиком, обведите правильный вариант ответа кружком и продублируйте букву правильного ответа.

7 .Тестовое задание считается выполненным, если Вы вовремя сдаёте его членам жюри.

Желаем Вам успеха!

2. КИМ (тест по экологии), 10-11 класс.

Задание 1. «Один из четырёх»

(Вам предлагается задания, где необходимо выбрать один правильный ответ из четырёх)

1. Байкальская нерпа обитает только в озеро Байкал. Такой вид называется:

а) эдификатором; б)доминантом; в)эндемиком; г)синантропом.

2 .Как называют стадию развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность станет главным определяющим фактором развития на Земле:

а) техносфера; б) ноосфера; в)антропосфера; г)социосфера.

3 .Согласно правилу пирамиды чисел общее количество особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:

а) уменьшается; б) увеличивается; в) остаётся неизменным; г)подчиняется синусоидному графику.

4 .Явление индустриального механизма характерно для:

а) леопардов (чёрных пантер) в Индии; б) некоторых видов жужелиц в районе Донбасса;

в) бабочек пядениц в окрестностях Манчестера (Великобритания); г) чёрных тараканов в крупных промышленных городах.

5 .Как называют организм, живущий в водах, в той или иной степени загрязнённых органическими веществами:

а)детритобионт; б)катаробионт; в)сапрбионт; г)бентобионт.

6. Кто ввёл в научный лексикон понятие «экосистема»?

а) В.И.Вернадский; б) В.Н.Сукачёв; в) Г.Зюсс; г) А.Тенсли.

7 .Как называется закон, определяющий количество передаваемой энергии с одного трофического уровня на другой?

а) правило 1%; б) правило 10%; в)правило 15%; г)закон 5%.

8 .К консументамв агроэкосистемеотносяся:

а)бактерии; б) сорные растения; в) травы; г)насекомые - опылители.

9 .Какая из приведённых цепей питания правильная:

а) кузнечики - ящерицы - трава - ястреб - заяц; б) хищники - копытные - бактерии - растительность леса; в) водоросли -дафнии -мальки рыб - окунь -чайки; г)трава - лисицы - мыши - совы - зайцы.

10 .Как называется процесс разделения популяции пространства и ресурсов:

а) экологической сукцессией; б) снижением конкуренции; в) правилами экологических;

г)дифференциацией экологических ниш.

11. На основе специфических выделений одних растений, влияющих на другие, формируются отношения:

а) симбиотические;б) трофические; в) аллелопатические; г)конкурентные.

12 .Росянка растёт:

а) в еловом лесу; б) по берегам водоёмов; в) на торфяных болотах; г) на лугах.

13 .Появление на Земле процесса фотосинтеза привело к:

а) возникновению процесса синтеза белков; б) возникновению многоклеточных организмов; в) накоплению углекислого газа в атмосфере; г) накоплению органических веществ и обогащению атмосферы кислородом.

14. Цельную теорию эволюции первым предложил:

а) Ч.Дарвин; б) Ж- Б Ламарк; в)А.Уоллес; г) Т.Гексли.

15. Какой учёный предложил использовать понятие «популяционные волны»?

а) В.И.Вернадский; б)С.С.Четвериков; в) К. Раункиер;. г) Н.Н.Тимофеев-Ресовский.

Задание 2 «Биологическая экология».

(Вам предлагается задания, где необходимо выбрать один правильный ответ)

1. Организмы, обитающие в условиях с бедными ресурсами и выживающие в них благодаря специальным приспособлениям, образно называются:

а) «Шакалы»; б) Зоофаги; в) «Львы»; г) «Верблюды».

2 .Экологической нишей называется:

а) местообитание особей данного вида; б) конкретное «жилище» животного или территория, занимаемая растением; в)всё, что окружает живой организм; г) совокупность пространства, занимаемого популяцией, используемых ею ресурсов и ритма их потребления в экосистеме.

3 . Группа организмов, называемых макрофитами, относится к следующему компоненту пресноводной экосистемы:

а) консументы; б) продуценты; в) редуценты; г) бентосу.

4 .К антропогенным гетеротрофным экосистемам не относятся:

а) биологические очистные сооружения; б) автомобильные заводы; в) заливной луг;

г) рыборазводные заводы.

5 .Биологическую продукцию, которую создают консументы и редуценты в процессе переработки растительной и животной биомассы называют:

а) вторичной; б) чистой; в) валовой; г) первичной.

6 .Низкая скорость минерализации органического вещества в тундре и тайге объясняется:

а) замедленной активностью микроорганизмов; б) ускоренной активность микроорганизмов; в) высокой активностью грибов и бактерий.

7 .Наибольшая скорость разложения органического вещества наблюдается в:

а) пустынях; б) саваннах; в)влажных тропических лесах.

8 . Сообщество растений, животных, микроорганизмов и грибов, населяющих одну территорию, взаимосвязанных в цепи питания и влияющих друг на друга, называется:

а) биогеоценозом; б) биоценозом; в) фитоценозом; г) экосистемой.

9 .Трофический уровень определяется как совокупность:

а) продуцентов, консументов, редуцентов; б) организмов, объединённых типом питания;

г) автотрофов и гетеротрофов.

10 .Какие виды взаимоотношений относятся к «материальным»?

а) пение соловья в районе гнездового участка; б) преследование ласточки ястребом;

в) уход особей с участка под влиянием ферромонов; г) рычание хищников друг на друга.

Задание 3 «Вставь пропущенное слово».

1. Компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо или косвенно воздействующие на организмы, называются: ______________________________.

2. Группа особей одного вида или сообщества по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде, в том числе о присутствии и концентрации загрязнителей, называется:_______________________________________________.

3.Нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и верхняя часть литосферы Земли

населённые живыми организмами, называется_______________________________.

4.Совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания называется_______________________.

Задние 4. Задания с двумя правильными ответами.

(Вам предлагается задания, где необходимо выбрать два правильных ответа)

1. К экосистемам с низкой устойчивостью относятся:

а) тундра; г) тропические леса;

б)хвойные леса д) агроэкосистема;

в) смешанные леса; е) озеро.

2 .К животным, ведущим активный образ жизни под снежным покровом можно отнести:

а) жерлянку; г) грача;

б) полёвку; д) медянку;

в) перепела; е) ласку.

Задание 5 «Природа моей Республики Коми»

(Вам предлагается задания, где надо вписать нужное слово, исходя из содержания вопроса)

1. Природный парк Республики Коми называется: _____________________________.

2 .Заповедник Республики Коми: ____________________________________________.

3.Напишите 5 видов растений, занесённых в Красную книгу Республики Коми:

_______, _______ , _________ , __________, _________.

4 Напишите 3 вида птиц, занесённых в Красную книгу Республики Коми:

_______, _______ , _________.

3.Ответы.

Задание 1. «Один из четырёх» -1в,2б,3а,4в,5в,6г,7б,8г,9в,10г,11в,12в,13г,14а,15б.

Задание 2. «Биологическая экология» -1г,2г,3б,4в,5а,6а,7в,8а,9б,10б.

Задание 3. «Вставь пропущенное слово» -

1. Абиотическими факторами.

2. Индикаторами среды.

3. Биосфера.

4. Биотическими факторами.

Задние 4. Задания с двумя правильными ответами -

1а, д. 2б, е.

Задание 5. «Природа моей Республики Коми».

1. Светлая вода.

2. Печоро - Илычский заповедник.

3. Родиола розовая, венерин башмачок, кубышка жёлтая, кувшинка четырёхгранная.

4.Серая утка, кречет, большой подорлик.

Используемая литература:

1. Красная книга Республики Коми : Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных, под ред. А. И. Таскаева. — М. ; Сыктывкар: ДИК, 1998.

2 . Т.А.Козлова,А.Н. Мягкова, Н.И.Сонин. Экология России. Дидактические материалы.-М:АО МДС,Юнисам.1995.

3. Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. Экология.-М:»Дрофа»,1995.