Запомните
. В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных пишется столько же -н-, сколько было в слове, от которого они образовались:
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом. 2) Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна. 4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение. 5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку. Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание. 1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом. Два ряда однородных. 2) Стало нестерпимо душно, и пришлось открыть все окна. 3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи. 4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое, и практическое, и общенаучное значение. 5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную, либо кирпичную кладку. Одна запятая необходима: в 5-м предложении: его однородные члены соединены повторяющимся союзом либо
во 2-м предложении: оно сложносочиненное, содержит две предикативные части, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют общей придаточной части. Перед союзом И нужна запятая. Правильный ответ указан под номером 2 и 5. Ответ: 25|52
Актуальность: 2016-2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами
Правило: Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16., Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16.
Цель
Условные обозначения:
ОЧ - однородные члены. Например:
рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл
; два дополнения, порывы и стоны
. Обратите внимание
: Общая схема
: О
, О
, О
. Пример
: жёлтые, зелёные, красные
яблоки.
Общая схема
: О
и/да/либо/или О
. Пример 1
: На натюрморте изображены жёлтые и красные
яблоки.
Пример 2
: . Пример 3
Пример 4
Общая схема
: О
, О
и О
. Пример
: На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные
яблоки.
И
И
Общая схема
: О
, и О
, и О
. Общая схема
: и О
, и О
, иО
. Пример 1
: На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные
яблоки.
Пример 2
: На натюрморте изображены яблоки.
Более сложные примеры
: Пример 3
: Пример 4
: Пример 5
: Дома, и деревья, и тротуары
были укрыты снегом
Обратите внимание
: Рассмотрим примеры. Пример 1
: дети и взрослые
и читали
вслух.
Сколько рядов? Два: дети и взрослые
; собирались и читали
Пример 2: перечитывать
письмо и писать
ответ.
Схема: О
, а/но/да О
Пример 1: Пример 2: Пример 3: Мал
золотник, да дорог
.
Схема: О
, илиО
, или О
Пример 1: Чем и другие. Примеры: Я имею поручение как
от судьи
, так
равно и
от всех наших знакомых
.
Грин был
не только
но
был еще и
очень тонким психологом
. Мама не то что
сердилась
, но
все-таки была недовольна
. Туманы в Лондоне бывают если не
каждый день
, то
через день
непременно. Он был
не столько
расстроен
, сколько
Пример1: . Пример 2: Пример 3: А снег шёл и шёл.
Если в предложении есть неоднородные определения
Пример: безличной частью
, со сказуемым в . Например:
[О
Сказ и О
Сказ]. Листья
багряные, золотые
общего второстепенного члена
. Пример 1
: . через год
только начало предложения
Пример 2
: К вечеру
ветер
утих
и начало подмораживать
.
Что произошло к вечеру
? Теперь более сложный пример 1
: На окраине города
запятая поставлена
Пример 2
запятая ставится
.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ В этом задании проверяются знания двух пунктограмм: 1. Запятые в простом предложении с однородными членами.
2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И.
Цель
: найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем. Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены
Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34. Условные обозначения:
ОЧ - однородные члены. ССП - сложносочинённое предложение. Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Определяем количество основ. 2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу. 3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2). Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.
15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХОднородные члены предложения - это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него.
Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Аксаков с подлинно поэтическим воодушевлением описывает и летние
, и зимние
картины русской природы.
В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения. В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил
тяжёлый ливень и покрыл
шумом дождевых потоков и порывы
ветра, и стоны
соснового бора
рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл
; два дополнения, порывы и стоны
. Обратите внимание
: в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.
Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых. 15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.Общая схема
: О
, О
, О
. Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.
Пример
: На натюрморте изображены жёлтые, зелёные, красные
яблоки.
15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИОбщая схема
: О
и/да/либо/или О
. Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.
Пример 1
: На натюрморте изображены жёлтые и красные
яблоки.
Пример 2
: Везде её встречали весело
и дружелюбно
. Пример 3
: Только ты
да я
останемся жить в этом доме. Пример 4
: Я приготовлю рис
с овощами либо плов
. 15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.Общая схема
: О
, О
и О
. Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится.
Пример
: На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные
яблоки.
15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И
повторяется хотя бы дваждыПравило: При различных комбинациях союзного (пункт 15.1.2) и бессоюзного (пункт 15.1.1) сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И
повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами
Общая схема
: О
, и О
, и О
. Общая схема
: и О
, и О
, иО
. Пример 1
: На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные
яблоки.
Пример 2
: На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные
яблоки.
Более сложные примеры
: Пример 3
: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи
- от всего побежали далеко длинные тени.
Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ. Пример 4
: Было грустно и в весеннем воздухе
, и на темневшем небе
, и в вагоне
. Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ. Пример 5
: Дома, и деревья, и тротуары
были укрыты снегом
. Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ. Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой
, ибо это не между ОЧ, а после него. Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.
Обратите внимание
: данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.
Рассмотрим примеры. Пример 1
: По вечерам за столом собирались
дети и взрослые
и читали
вслух.
Сколько рядов? Два: дети и взрослые
; собирались и читали
. Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.
Пример 2: Вечером Вадим ушёл
в свою комнату и сел
перечитывать
письмо и писать
ответ.
Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать. 15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)Схема: О
, а/но/да О
Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся.
Пример 1: Ученик пишет быстро
, но неаккуратно
.
Пример 2: Малыш уже не хныкал
, а плакал
навзрыд.
Пример 3: Мал
золотник, да дорог
.
15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
Схема: О
, илиО
, или О
Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда:
Пример 1: А старик расхаживал
по комнате и то вполголоса напевал
псалмы, то внушительно поучал
дочь.
Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины. После сказуемого «расхаживал» запятой нет!
Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4) 15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.Правило: При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью.
Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не только не, а, скорее...
чем и другие. Примеры: Я имею поручение как
от судьи
, так
равно и
от всех наших знакомых
.
Грин был
не только
великолепным пейзажистом
и мастером
сюжета, но
был еще и
очень тонким психологом
. Мама не то что
сердилась
, но
все-таки была недовольна
. Туманы в Лондоне бывают если не
каждый день
, то
через день
непременно. Он был
не столько
расстроен
, сколько
удивлен
сложившейся ситуацией. Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами. 15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарноОбщая схема: Схема: О
и О
, О
и О
Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп):
Пример1: Аллеи, засаженные сиренями
и липами
, вязами
и тополями
, вели к деревянной эстраде
. Пример 2: Песни были разные: про радость
и горе
, день
прошедший
и день
грядущий
.
Пример 3: Книги
по географии и туристские справочники
, друзья
и случайные знакомые
твердили нам, что Ропотамо – один из самых красивых и диких уголков Болгарии.
15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми:Ряд повторов, имеющих усилительный оттенок - это не однородные члены.
А снег шёл и шёл.
Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными
Сказал так сказал, пойду проверю.
Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами
Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь
Если в предложении есть неоднородные определения
, которые стоят перед поясняемым словом и характеризуют один предмет с разных сторон, между ними нельзя вставить союз и. Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель.
15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИСложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Пример: Три раза зимовал
он
в Мирном, и каждый раз возвращение
домой казалось
ему пределом
человеческого счастья.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда: 1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и); 2) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли); 3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же). 15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.Запятая между частями сложного предложения ставится по основному правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением особых условиях
, которые ограничивают действие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, является ли предложение сложным, необходимо найти его грамматические основы. Что нужно учитывать при этом: а) Далеко не всегда каждое простое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, частотны предложения с одной безличной частью
, со сказуемым в неопределённо-личном предложении
. Например: Много труда предстоит
ему, и он
это знал
.
Схема: [предстоит
], и [он
знал
]. В дверь позвонили, и никто
не сдвинулся
с места.
Схема: [позвонили
], и [никто
не сдвинулся
]. б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я
вдруг услышал
до боли знакомый голос, и это
вернуло
меня к жизни.
Схема: [Я услышал ], и [это вернуло ]. Не теряйте местоимения в роли подлежащего, если оно дублирует подлежащее из первой части! Это два предложения, у каждого своя основа, например: Художник
был
хорошо знаком
со всеми гостями, и он
немного удивился
, увидев незнакомое ему лицо.
Схема: [Художник был знаком], и [он удивился ]. Сравним с аналогичной конструкцией в простом предложении: Художник
был
хорошо знаком
со всеми гостями и немного удивился
, увидев незнакомое ему лицо.
[О
Сказ и О
Сказ]. в) Поскольку сложное предложение состоит из двух простых, то вполне вероятно, что каждое из них может иметь однородные члены в своём составе. Запятые ставятся и по правилу однородных членов, и по правилу сложносочинённого предложения. Например: Листья
багряные, золотые
падали
тихо на землю, и ветер
кружил
их в воздухе и подбрасывал
.
Схема предложения: [Листья падали], и [ветер О
Сказ и О
Сказ ]. 15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена
. Самое сложное для учащихся -это понять, есть ли общий второстепенный член предложения
, который даст право не ставить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, относящийся одновременно и к первой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между частями ССП не ставится
. Если он есть, то во второй части не может быть аналогичного второстепенного члена
, он только один, стоит в самом начале предложения. Рассмотрим простые случаи: Пример 1
: Через год
дочка
пошла
в школу и мама
смогла
выйти на работу
. Оба простых предложения в равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что случилось через год
? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу. Перестановка общего члена в конец предложения меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смогла выйти на работу через год
.
И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. Поэтому для нас так важно во-первых, место общего члена, только начало предложения
, а во вторых, общий смысл предложения. Пример 2
: К вечеру
ветер
утих
и начало подмораживать
.
Что произошло к вечеру
? Ветер утих. Начало подмораживать.
Теперь более сложный пример 1
: На окраине города
снег уже начал подтаивать, и здесь
уже была вполне весенняя картина
. В предложении два обстоятельства, у каждого простого- своё. Именно поэтому запятая поставлена
. Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую. Пример 2
: К ночи
температура
у мамы поднялась
ещё больше, и мы
не спали
всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится
. Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.
Задание 15 ЕГЭ по русскому языку открывает блок заданий по пунктуации и проверяет ваше умение видеть синтаксические конструкции и правильно расставлять знаки препинания. Чтобы правильно выполнить это задание, вам надо уметь различать простые и сложные предложения, а также правильно ставить запятые в предложениях с однородными членами.
Формулировка задания
Расставьте знаки препинания.
Укажите два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ
запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание
поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова
и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского
пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил
2) Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные
или стихотворные импровизации.
3) Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий
детский смех и врезался в воздух скрип проржавевших от дождей
4) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как
общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной
5) В Мещёрском крае заповедными стали истоки рек и родники и рощи и
В этом задании нам встретятся сочинительные союзы
, которые могут связывать как однородные члены предложения, так и простые предложения в составе сложносочиненного.
Рассмотрим разные варианты простых предложений с однородными членами.
- Одиночные союзы И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (= И) не требуют запятой.
Ветер срывал с берез мокрые листья и бросал их на траву. Ночью вьюга злится да стучит в окно. Выбрать чёрный или синий костюм? Надо решиться сейчас либо забыть об этом навсегда.
- Однородные члены предложения с союзами А, НО, ЗАТО, ОДНАКО,
ДА (= НО) всегда разделяются запятой.
Поворчал он, да не посмел ослушаться. С тобой не соглашусь, однако возражать не буду.
- Есть союзы, состоящие из нескольких слов: ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО, ТО ЛИ – ТО ЛИ, НИ – НИ (повторяющиеся) и НЕ ТОЛЬКО…, НО И…; КАК…, ТАК И…; НЕ СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО… (составные). В предложении с такими союзами ставятся запятые между
однородными членами. Не ставьте запятую перед первой частью союза!
Позвонил в дверь не то сосед
, не то почтальон
. Мне всё это то ли приснилось
, то ли припомнилось
. Во дворе не было слышно ни лая
собак, ни голосов
людей, ни шелеста
листьев. Сегодня на улице не только прохладно, но и ветрено
. Я люблю как стихи, так и прозу
Пушкина.
Примечание: в устойчивых сочетаниях запятая не ставится (ни свет ни заря, ни жив ни мертв, ни себе ни людям
и т.п.)
- Повторяться могут и одиночные союзы И, ИЛИ, ЛИБО, ДА. В таком случае запятая ставится между
однородными членами. Не ставьте запятую перед первым союзом!
Бурный поток шумел, и пенился, и бился о скалы. Ты либо просишь прощения, либо покидаешь наш дом навсегда. Все и кричали, и размахивали руками, и бегали по берегу одновременно
.
Однородные члены могут соединяться парами. Вот как ставим знаки:
Я с удовольствием ходил на выставки и в галереи, в филармонию и в консерваторию.
- Одиночные союзы могут соединять однородные члены, относящиеся к разным рядам, в таком случае они не являются повторяющимися.
Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и бросал их на траву. Я с удовольствием ходил на выставки и в галереи и посещал филармонию.
Сложносочиненное предложение
1. Между частями сложного предложения ставится запятая.
О новом фильме много писали, и мы решили его посмотреть. Подморозило, и к утру деревья покрылись инеем. Гул затих вдали, и долго потом не было слышно ни звука.
2. Союзы И могут встретиться в одном сложном предложении, но играть при этом разные роли: соединять однородные члены и простые предложения в составе сложносочиненного.
[Мраком задернуты небо и даль], и [ветер осенний наводит печаль]. [Раннее утро в самом разгаре], и [дышится по-весеннему легко и радостно]
.
3. Запятая между частями сложного предложения не ставится
, если оба простых предложения имеют общий второстепенный член, общее вводное слово, общее придаточное предложение.
На площади
шумел народ и играла музыка. В холодные дни мая
расцвела наконец черемуха и прилетели скворцы. Очевидно
, задания попались сложные и мы не были готовы. Кажется
, температура поднимается и начинает болеть горло. Когда мы проснулись
, было уже светло и на улице играла музыка
.
Выполним задание:
1) вышло первое издание поэмы, и родился сын (сложное предложение);
2) музыкальные или стихотворные импровизации (однородные члены предложения с одиночным союзом ИЛИ);
Примечание: в этом предложении встретился союз КАК. Но задание проверяет ваше умение ставить знаки при сочинительных союзах (они перечислены выше). Во всех других случаях знаки в предложениях стоят правильно, не «улучшайте» предложения!
3) доносился смех и врезался скрип (сложное предложение); но есть общий второстепенные члены: впервые за столь долгие военные годы из парка;
4) как общие взгляды, так и обстоятельства жизни (двойной союз КАК…, ТАК И)
5) истоки рек, и родники, и рощи, и дубравы (союз И повторяется).
|