Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова митрополит

митрополит в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

митрополит

митрополита, м. (греч. metropolites) (церк.). Высшее звание православных епископов.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

митрополит

А, м. Высшее почетное звание (духовный сан) архиерея, а также архиерей, имеющий это звание.

прил. митрополитский, -ая, -ое и митрополичий, -ья, -ье.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

митрополит

    Высший почетный титул некоторых епископов в православной и католической церкви, управляющих крупными епархиями.

    Духовное лицо, имеющее такой титул.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

митрополит

МИТРОПОЛИТ (греч. metropolites) в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен патриарху.

Митрополит

(от греч. mētropolítēs), высший духовный сан в некоторых христианских церквах.

Википедия

Митрополит

Митрополи́т - первый по древности епископский титул в христианской Церкви. Первоначально титул митрополита носили епископы христианских церквей, резиденции - кафедры - которые находились в главных городах - административных центрах провинций Римской империи.

Примеры употребления слова митрополит в литературе.

Услыхав об этом, Сильвестр и Адашев начали умолять то чрез письма, то чрез митрополита , чтобы дана была им очная ставка с клеветниками.

Курбский, правду ли он говорил о чудесах или выдумал, чтоб только напугать Иоанна для детских неистовых его нравов, и достиг своей цели: душу его исцелил и очистил, развращенный ум исправил с помощью Алексея Адашева, митрополита Макария и всех преподобных мужей, пресвитерством почтенных.

Да, конечно, потребная и пристойная митрополиту русскому роскошь в церковной утвари и драгих облачениях, в божнице с иконами новогородских, суздальских, греческих и старинных киевских писем, в митрах, посохах, дарохранительницах, сосудах из серебра, алавастра, иноземного камня и стекла, в навощенных полах, в расписанной травами слюде оконниц, в занавесах узорной тафты - была соблюдена.

И хотя кончина - удел всякого живущего на земле, сердце все еще не может смириться с мыслью, что мы не услышим более мудрое, выстраданное слово Санкт-Петербургского митрополита , не склоним головы пред его благодатным архипастырским благословением.

Почивший владыка много потрудился на самарской земле, помогая митрополиту Мануилу в управлении епархией, а затем и сам воспринял архипастырские труды на самарской кафедре.

Дорогой Владыка и Архипастырь, митрополит Санкт-Петербургски и и Ладожский ИОАНН!

И, говоря о сонме молитвенников наших, хочется сегодня вспомнить, что именно в этот день исполнилось сорок лет со дня кончины владыки митрополита Григория - великого архипастыря, исповедника, того, кто способствовал возрождению этой священной митрополии в трудные годы жизни Церкви.

России новые сотни тонн золота, перекачать моря нефти, продать наши алмазы, лес, руду, но никогда им не истребить, не отнять у нас золотое слово архипастыря всея Руси - высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского.

Санкт-Петербургская епархия простилась со своим архипастырем, митрополитом Иоанном День и ночь тянулась к Свято-Троицкому собору Александро-Невской Лавры бесконечная вереница людей, которые приходили сюда отдать последнее целование и последний поклон.

Через несколько дней царь в сопровождении митрополита , ближних бояр и зодчих Постника и Бармы совершил поездку в село Дьяково осмотреть тамошний храм.

Кроме общих соборов, созывавшихся митрополитом всея Руси из подведомственных ему владык, могли быть еще частные, созывавшиеся владыкою, какой-нибудь области из подведомственного ему духовенства: так, в 1458 году ростовский архиепископ Феодосий созвал собор в Белозерске для отвращения некоторых злоупотреблений, например позволения вступать в четвертый брак.

Царь с боярами осудили его за дела и слова на смертную казнь и послали на позор вместе с товарищами, но митрополит с владыками и архимандритами отпросили его от смертной казни, и он сослан был на Белоозеро в тюрьму, а людей его распустили.

Но едва ли не большею виною и Даниила и Александра в глазах Батыя, Берке и даже в глазах Сартака - этого самого благоприятствующего русским из всех золотоордынских ханов и к тому же христианина - было то, что посредником в этой свадьбе выступал митрополит Галича, Киева и всея Руси.

После небольшого перерыва митрополит Иосиф начал грандиозный благодарственный молебен за избавление земли Русской от величайшей опасности.

Симеон срядился к новому пиру на подворье Богоявления в Кремнике, где обычно батюшка встречался со своим крестником и с митрополитом , ежели не желал лишних глаз и ушей.

ЕПИСКОП

Епископ (греч. ἐπίσκοπος - надзирающий, надсматривающий; от ἐπί - на, при + σκοπέω - смотрю) в современной Церкви - лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей (от греч. αρχι - главный, старший + ἱερεύς - священник).

Первоначально, в апостольское время, термин «епископ», как он употребляется в посланиях апостола Павла, обозначал старшего наставника отдельной общины последователей Иисуса Христа. Епископы надзирали христиан конкретного города или конкретной провинции, в отличие от апостолов (преимущественно странствующих проповедников). Впоследствии термин обретает более специфическое значение высшей степени священства - над диаконской и пресвитерской.
С появлением различных епископских званий - поначалу почётных - (архиепископа, митрополита, патриарха) термин в русском языке также стал обозначением младшего из них, хотя не потерял и более общего значения, для которого также используют термин архиерей (греч. αρχιερεύς). В грекоязычных Церквях общим термином обычно является ιεράρχης, то есть иерарх («священноначальник»).
Сам Иисус Христос именуется в Послании к Евреям «Архиереем по чину Мелхиседекову во веки» - греч. «ὅπου πρόδρομος ὑπὲρ ἡμῶν εἰσῆλθεν Ἰησοῦς, κατὰ τὴν τάξιν Μελχισεδὲκ ἀρχιερεὺς γενόμενος εἰς τὸν αἰῶνα.» (Εβραίους 6:20)

Епископ в Новозаветное время

В оригинальном греческом тексте Нового Завета находим 5 упоминаний слова греч. επίσκοπος:
Деяния (Деян.20:28); Послание к Филиппийцам (Фил.1:1); Первое послание к Тимофею (1Тим.3:2); Послание к Титу (Тит.1:7); Первое послание Петра (1Пет.2:25).
В Первом послании сам Иисус Христос именуется «Пастырем и Епископом душ Ваших» (1 Петр 2.25) - греч. «τὸν ποιμένα καὶ ἐπίσκοπον τῶν ψυχῶν ὑμῶν».

Должность епископа в различных конфессиях христианской церкви
Канонические основания и роль епископа в Церкви

По учению как Православной, так и Католической Церквей, одним из существенных признаков канонической легитимности и действительности священства вообще и епископства в частности признаётся их апостольское преемство, то есть принятие священства от того, кто сам получил полноту власти в Церкви от Апостолов - через последовательный и непрерывный ряд их преемников.
Апостольское преемство осуществляется в Церкви через епископов. Епископская хиротония (рукоположение) должна совершаться несколькими епископами, - минимум двумя епископами (1-е Апостольское Правило), кроме особых случаев.
Как первосвященник епископ может совершать в своей епархии все священнодействия: исключительно ему принадлежит право рукоположения священников, диаконов, и хиротесии низших клириков, освящения антиминсов. Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии. Всякий священник имеет право совершать богослужение только с благословения своего правящего епископа. В византийской традиции православия видимый знак такого благословения - выданный епископом антиминс, возлежащий на престоле храма.
Епископу подчиняются также все монастыри, находящиеся на территории его епархии кроме ставропигиальных, подчиняющихся непосредственно патриарху - предстоятелю поместной церкви.
К половине VII века обычай обязательного безбрачия епископов стал восприниматься как норма, что было закреплено в 12 и 48 Правилах Трулльского собора («Пято-шестого»). Причём последнее правило предусматривает: «Жена производимаго в епископское достоинство, предварительно разлучася с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его в епископа, да вступит в монастырь, дале́ко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа.» В практике Русской Православной Церкви закрепился обычай, имеющий силу закона, совершать епископскую хиротонию только над лицами, принявшими постриг в малую схиму.

Епископ в православии
Епископство в России

В III в. существовала Скифская епархия Вселенской церкви с центром в Добрудже, которой подчинялись скифы-христиане, жившие в том числе и на землях современной России. Именно с этой общины верующих, созданной апостолом Андреем, по церковному преданию начинается распространение православной веры в России.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в малом епископском облачении и в зелёной мантии

В 961 г. состоялся безрезультатный визит в Киев посланника Оттона Адальберта (будущего первого Магдебургского архиепископа). Обычно епископы утверждались на служение решением церковных иерархов.
Первым Киевским митрополитом, прибывшим в Киев для постоянного пребывания, был Михаил, Митрополит Киевский и всея Руси.
В 1147 г. на Киевскую митрополию без санкции Константинопольского престола был возведен митрополит Климент Смолятич. Это вызвало раскол между киевской митрополией и епархиями Новгорода, Смоленска, Полоцка и Суздаля.
В 1155 г. изгнал «незаконного» Киевского . Константинопольской патриархией на киевскую митрополичью кафедру был назначен новый Митрополит Киевский и всея Руси Константин I.
За верность в поддержке своей политики и за поддержку епископа Нифонта во время киевского раскола Константинопольский патриарх предоставил Новгородской кафедре автономию. Новгородцы стали избирать на своём вече епископов из числа местных священнослужителей. Так, в 1156 г. новгородцы впервые самостоятельно избрали архиепископом Аркадия, а в 1228 г. сместили архиепископа Арсения.
Избрание Рязанского епископа Ионы Митрополитом Киевский и всея Руси в 1448 г. ознаменовало фактическую автокефализацию Московской Церкви (северо-восточной части Русской Церкви). Западнорусские епископы сохранили организационную самостоятельность от Москвы, оставаясь под юрисдикцией Константинополя.
В 1162 г. Владимирский князь просил константинопольского патриарха Луку Хризоверга учредить митрополию во Владимире, однако получил отказ.
С учреждением Московской патриархии в 1589 г. 4 епископские кафедры: (Новгородская, Ростовская, Казанская и Крутицкая) были преобразованы в митрополичьи. Но образования митрополичьих округов (митрополий - по примеру иных Восточных Церквей) в то время не произошло: все российские правящие епископы по своим административным и судебным правам остались равны. Митрополиты отличались от епископов и архиепископов только преимуществами чести.
Фактически, с кон. XVIII в. вплоть до восстановления патриаршества в кон. 1917 г., в Российской империи были только 3 епархии, епископы которых обычно носили митрополичий сан: Санкт-Петербургская, Киевская и Московская (с 1818 года).
С 1852 г. титул Митрополита Литовского и Виленского назначен епископам Вильнюса (первый Митрополит Литовский и Виленский - высокопреосвященный Иосиф (Семашко)).
В настоящее время Вильнюсские митрополиты носят титул Митрополит Виленский и Литовский.

Касательно возрастного ценза для поставляемого в епископы, имевший на Руси применение «Номоканон» (Титул I. Гл. 23) предусматривает минимальный 35-летний возраст для ставленника - кандидата -, а в ис¬ключительных случаях - 25-летний. Но церковная история знает отступления от указанной нормы.


Синее облачение архиерея включает саккос, омофор и палицу

Синее облачение архиерея включает саккос


Зелёное облачение архиерея включает саккос, омофор и палицу

Красное облачение архиерея включает саккос, омофор и палицу

Белое облачение архиерея включает саккос, омофор и палицу


Архиереи в полном епископском облачении

На саккосе надета широкая лента – омофор. На головах – митры. На груди – крест и панагия (икона). Во время богослужения епископ собою символизирует Христа. Так, лента омофора (в переводе с греч. омофор – несу на плечах) символизирует заблудшую овцу, которую Добрый Пастырь несет на плече. Митра же символизирует царское достоинство епископа, по подобию Царства Христова.

Поверх облачения во внебогослужебное время епископ надевает мантию. На голове у него обычно монашеский клобук. У митрополита клобук белого цвета. У патриарха вместо клобука – патриарший куколь.


Головной убор епископа – митра

Священник заслуженный, на голове у него - митра

Митрой награждаются священнослужители за особые заслуги или по прошествии 30 лет священнослужения.


Герб епископа

Йохан Отто фон Гемминген - католический епископ

Епископ Регенсбурга Герхард Людвиг Мюллер

В католицизме епископу принадлежит прерогатива совершения не только таинства священства, но также и миропомазания (конфирмации).
Совершенно особое место в епископате принадлежит епископу Рима, особый статус которого, развиваясь на Западе в течение столетий, был закреплён решениями Первого Ватиканского собора.
В соответствии с догматической конституцией Второго Ватиканского собора Lumen gentium (провозглашена Павлом VI 21 ноября 1964 г.) был создан институт коллегиального участия епископов в управлении Церковью. Римский Папа служит президентом Коллегии епископов. Папа, согласно учению Римской Церкви, «имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять. Коллегия Епископов обладает властью не иначе, как в единении с Римским Первосвященником в качестве главы». Епископы в протестантских конфессиях признаются только как временно назначаемые административно-учительные главы общин, а не как наследники особых благодатных даров или полномочий, которые существуют с апостольских времён. Согласно взглядам эпохи Реформации, служение - это не sacerdotium, жертвенное служение, но ministerium, обслуживающее служение, которое должно обслуживать общину Словом Божиим и Таинствами. Поэтому в Аугсбургском вероисповедании, артикул 5, служение называется ministerium docendi evangelium et porrigendi sacramenta, служение провозглашения Евангелия и отправления Таинств, которое было установлено Богом, чтобы люди могли получать оправдывающую веру. Епископат же, являясь важным и полезным органом в протестантских церквах и деноминациях, не считается принадлежащим к особому сану. Епископы именуются так же председательствующими пасторами, и в их обязанности входит председательствовать на Конференциях, делать назначения и рукополагать в дьяконы и во пресвитеры, и вообще наблюдать за жизнью Церкви.

Митрополиты


Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир после окончания богослужения. На голове у него – белый клобук с бриллиантовым крестом, на плечах омофор, в руках жезл. Цвет облачения – черный, потому что идет Великий пост.


Облачения приснопамятного митрополита Ленинградского Никодима (Ротова) (умер в 1978 г.). Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Духовной Академии.

В настоящее время в составе Русской Православной Церкви полноценные митрополичьи округа в том или ином виде существуют. В частности таковыми являются:
- Латвийская православная церковь,
- Православная Церковь Молдовы,
- Эстонская Православная Церковь,
- Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ),
- Украинская Православная Церковь,
- Японская Православная Церковь.

В 2011 г. Священным Синодом было принято «Положение о Митрополиях Русской Православной Церкви» (данные митрополии, являющиеся всего лишь объединением епархий на территории субъекта Российский Федерации и не обладающие автономией, следует отличать от митрополичьих округов).

Митрополит Киевский и всея Руси - титул предстоятеля Русской Церкви в период её нахождения в составе Константинопольского Престола, то есть от времени Крещения Руси и основания митрополии в Киеве до 1686 года, когда Киевская митрополия в результате присоединения Украины к России была присоединена к Московскому патриархату.

Митрополит это церковный термин, который обозначает главу церкви какой-либо области. Данное название произошло от наименования особого головного убора «митры». Их носили главы церквей в древности. Впервые слово «митрополит» упоминается еще в начале 4 века нашей эры. Тогда митрополиты возглавляли церкви различных провинций Римской империи.

Что делал митрополит

Митрополит возглавлял церковную общину того или иного региона. Региональное разделение по округам было основой административного деления церкви. Каждая провинция возглавлялась своим митрополитом. А все они были подчинены Папе Римскому. А в православии, митрополиты подчинялись Патриарху. При этом митрополиты были наделены определенными функциями помимо чисто церковных дел:

  • он разрешал споры и управлял жизнью все священников, монахов монастырей, расположенных на его территории. Фактически, он был правителем своего округа и полновластным хозяином;
  • митрополит судил уголовные дела о преступлениях против церкви и веры. К таковым относилось святотатство, вероотступничество. Надо сказать, что в России еще в 18 веке людей за вероотступничество сжигали на кострах. А за святотатство наказывали телесно – били шелепами или батогами. Многие не выдерживали такого наказания и умирали;
  • в ведении митрополита находились бракоразводные дела, споры о наследстве;
  • в разных странах митрополиты наделялись и другими функциями. Например, в России они обязаны были следить за правильностью мер и весов. Церковные служители проверяли на рынках вес гирь, чтобы исключить обман покупателей.

Таким образом, митрополит решал важные церковные дела и участвовал в жизни общества. Он был видной фигурой в своей области.

Митрополиты в России

Изначально митрополитов назначал Патриарх Константинополя. Со временем, русские князья стали ставить митрополитами своих доверенных людей. Пришлые греки сменились русскими священнослужителями. Но формально они находились в подчинении у Патриарха. С падением Византии, патриаршество было создано в Москве. И митрополиты стали назначаться Патриархом Русской православной церкви.

(13 голосов : 4.5 из 5 )

Митрополи́т – (греч. μητροπολίτης (от греч. μητρόπολις – столичный город, матерь городов) – архиерей областного города) – епископа; 2) - обладатель этой правительственной степени.

Митрополит – титул главного города, области или провинции. Титул митрополита возник потому, что некоторые епископы (главных городов, то есть метрополий) имели под своим началом нескольких подчиненных им епископов, управляющих епархиями. Кафедра митрополита находилась в главном городе (метрополии) провинции Римской Империи. Впоследствии митрополитами стали называться епископы, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской Православной Церкви титул «митрополит» является почетным званием, следующим после титула « ». Отличительной частью митрополита является белый клобук.

«Митрополит и его округ»

Через своего епископа каждая частная поддерживала единство с прочими частями Единой Вселенской Церкви и вступала с ними в связь. По примеру апостольского Собора, епископы нескольких соседних епархий собирались для взаимных советов и составляли общие определения по церковным делам. Посредством таких собраний из нескольких епископских областей образовались особые крупные части Церкви, как бы округа. Центрами этих округов и местами Соборов были главные города в различных частях империи, которые не только в политическом, но и в церковном отношении имели большее значение, как матери для других городов при распространении христианства, или митрополии. Епископы этих городов – митрополий пользовались большим уважением перед остальными епископами менее важных городов одного и того же округа, были среди них первыми, или архиепископами, и председательствовали на Соборах. С IV -го века в восточных Церквах им было присвоено наименование митрополитов. В некоторых странах епископы, имевшие значение митрополитов, назывались примасами.

К авторитету, которым пользовались митрополиты по значению своих городов, присоединяла и власть, чтобы упрочить союз отдельных Церквей и укрепить единство церковного управления. Так, митрополитам было предоставлено право не только созыва областных Соборов и председательства на них, но и высшего надзора за церковными делами их округов; епархиальные епископы должны были считать своего митрополита своим главой и не имели права предпринимать без него ничего важного, превышающего их власть. (Апост. 34; Ант. 9). Он заботился о замещении вакантных епископских мест (IV всел. 25); утверждал избрание епископов (I всел. 4; Лаод. 12) и ставил их на должность с епископами своего округа (IV всел. 28); поставленный в епископы без разрешения митрополита не должен был оставаться епископом (I всел. 6). С его разрешения и с его грамотой епископ мог отправляться в путешествие вне пределов митрополии (Карф. 32). Митрополит принимал апелляции на суд епископа от его клира (Карф. 37 и 139) и обвинения на него (Карф. 28). Окружные епископы обязаны были поминать при священнослужениях имя своего митрополита, в знак их общения с ним (Двукр. 14). Но власть митрополита была ограничена местным Собором его округа (Апост. 34; Ант 9). До учреждения патриаршества, митрополит ставился Собором епископов округа (Сард. 6) и мог быть судим таким же Собором вместе с соседствующими митрополитами (III всел. 1).

Некоторым епископам давался иногда титул митрополита без власти. Пользуясь правом чести, они должны были в порядке церковного управления подчиняться тому митрополиту, к округу которого принадлежали их епархии; напр., епископ иерусалимский, до возведения своего в патриаршеское достоинство, был в зависимости от кесарийского митрополита (I всел. 7)».
Протоиерей В.Г. Певцов. Лекции по церковному праву.

«Исторически первым епископским титулом являлся титул митрополитов. Митрополиты были епископами первенствующих городов провинций; под их председательством проходили епископские соборы. В 34-м Апостольском правиле о них говорится так: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них и признавати его яко главу…». Зонара в толковании на этот канон называет первенствующих епископов «архиереями митрополии», а митрополиями на административном языке Римской империи именовались центры провинций (по-гречески – епархий). Поскольку на территории такой «епархии» находилось несколько епископий (епархий – в нашем понимании), то значение греческого слова «епархия» (т.е. латинская «провинция») соответствует, когда речь идет о церковно-территориальном делении, нашему митрополичьему округу (ныне такие округа существуют в одной только Румынской Церкви).

Термин «митрополит» впервые упоминается в канонах I Никейского Собора. В конце 4-го правила сказано: «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту». Своеобразие устройства Африканской Церкви заключалось в том, что там только епископ самого Карфагена был первоиерархом всей поместной Церкви, а в митрополичьих округах первым был не епископ центрального города провинции, а старейший по хиротонии».
Протоиерей . Церковное право.

Митрополит - это духовный сан высокого ранга в христианской церкви. Первое официальное упоминание звания зафиксировано в документах I состоявшегося в Никее в 325 году. Там же было упорядочено его место в иерархической лестнице.

Церковная иерархия

В Римской империи главные города провинций назывались митрополиями. Архиерей, имеющий кафедру, то есть свою резиденцию, в митрополии назывался митрополитом.

Митрополит - это высший титул епископа. А епископ (надзирающий, надсматривающий), в свою очередь, имеет высшую третью степень священства, после диакона и пресвитера (он же священник, он же иерей). Поэтому епископа часто называют архиереем. «Архи» - частица, пришедшая из греческого языка и служащая для обозначения высокого церковного чина. Архиереи управляли епархиями и подчинялись митрополиту. Если же епархия была крупной, то епископы или архиереи, ею управляющие, назывались архиепископами. В Русской православной церкви этот почетный титул следует сразу за митрополитом.

Внешние различия

Эти высшие церковные ранги внешне отличаются головным убором - клобуком. Епископы носят черный, архиепископы - черный с крестом из драгоценных металлов и камней, а митрополиты носят белые клобуки с таким же крестом. Отличаются они и мантиями. Так, у епископов и архиепископов они лилового или темно-красного цвета, у митрополита - голубого, Патриарх носит мантию зеленого цвета. В Великий пост все мантии епископата черного цвета. Митрополит - это почетный титул. Присвоение такого звания является своеобразной наградой, знаком отличия, дающимся за заслуги. В Русской православной церкви санов архиепископов и митрополитов удостаиваются епископы за личные заслуги перед церковью. Даруются они и за выслугу лет.

Один из самых древних

Необходимо отметить, что митрополит - это самый древний титул в христианской церкви. Некоторые исследователи церкви считают, что митрополитами были апостолы, другие относят возникновение этой юрисдикции к II веку, когда возникла необходимость централизации церковной власти.

А в 325 году и 341 на этот сан был просто окончательно установлен. Были прописаны полномочия, которые значительно увеличились в объеме. Все было узаконено и регламентировано, не должно было больше вызывать никаких споров. Толедский Собор, прошедший в 589 году, еще более расширил права митрополита - теперь он мог наказывать подведомственных ему епископов. Вообще, христианское учение сформировалось на Соборах IV - VIII веков. Последующие годы не приносили каких-либо значительных изменений.

Самый первый

Русь крестилась в конце X века при князе Владимире Святославовиче. В большинстве случаев утверждается, что в 988 году, но некоторые историки называют и 991. Также нет точных данных о первом Киевском митрополите. Но с XVI века принято считать, что им был Михаил. Еще он имел имя Сириянин, потому что по национальности он был или грек, или сириец.

Считается, что митрополитом Михаилом и монахами, прибывшими с ним, были построены Златоверхо-Михайловский и Киево-Межегорский монастыри. Первенство оспаривает митрополит Леонтий, некоторые источники называют именно его первым митрополитом с теми же датами правления - 992-1008 годы. Затем шли Феофилакт, Иоанн I, Феопемпт, Кирилл I Грек. Даты правления каждого из них оспариваются. Надо отметить, что все они были иностранцами.

Первый русский

И только принявший в 1051 году и правивший церковью до 1054 года митрополит Илларион (Русин) был соотечественником. Умер он около 1088 года. Церковь он возглавлял во времена Прославлен как святитель - в Православной церкви это святые из епископского чина. Он автор книги «Слова о Законе и Благодати», написанной им в 1030-1050 годах. Кроме того, он написал «Молитву», «Исповедание веры».

Написал также Похвалу Ярославу Мудрому. Очень незначительны сведения о жизни Иллариона, но в «Повести временных лет» указывается, что строительство Киево-Печерской Лавры началось в 1051 году, то есть во времена правления Иллариона. В Новгородской II Летописи указывается, что в 1054 году митрополитом Киевским стал Ефрема. Это дает возможность предположить, что сразу после смерти в 1054 году Ярослава Мудрого Илларион был смещен.

Святитель и чудотворец

Очень значительной фигурой в истории Русской православной церкви был митрополит Алексий. Именно он является небесным покровителем двух знаменитых Московских и всея Руси Патриархов - Алексия I (Сергей Владимирович Симанский, Патриарх с 1945 по 1970) и Алексия II (Алексей Михайлович Ридигер, Патриарх с 1990 по 2008).

Выходец из боярского рода, сын Фёдора Бяконта, родоначальника нескольких дворянских родов, таких как Плещеевы и Игнатьевы. Всея России чудотворец и святитель Московский (канонизирован спустя 50 лет после кончины), митрополит Алексий при жизни добился значительных успехов как крупный государственный деятель и тонкий дипломат. С ним считались в Княжестве Литовском и Орде, с которой у него были контакты и другого рода - Алексий исцелил ханшу Тайдулу от глазной болезни. С 1354 года назначенный на должность и всея Руси Елевферий Фёдорович Бяконт (в миру) находился на этом поприще вплоть до своей кончины в 1378 году. Он основал несколько обителей, в том числе в Кремле. Сам Кремль при нем стал отстраиваться в камне. Кроме этой обители, он основал Спасо-Андроников, Симонов, Введенский Владычный и Серпухов монастыри. Его перу принадлежат несколько церковных сочинений. Святые мощи чудотворца в 1947 году были перенесены в Елоховский Богоявленский собор в Москве, где они и покоятся по нынешний день.

Митрополиты-соотечественники

С момента крещения Руси и до XIV века страна представляла собой одну митрополию, главу которой назначали в Константинополе. Естественно, чаще всего присланные митрополиты не были русскими. Князьям хотелось видеть на этом посту соотечественников, потому что до того, как в 1589 году было введено на Руси патриаршество, митрополиты стояли во главе церковной иерархии, и от них многое зависело. Первым русским Киевским главой церкви был годы правления 1147-1156). Затем на этом посту были еще и греки, и болгары. Но с момента правления Феодосия (1461-1464), при котором начался период полной автокефалии отечественной церкви, во главе её стояли в основном русские митрополиты, которые с этой поры стали именоваться «Московскими и всея Руси».

Видный церковный деятель и публицист, оставивший после себя значительное литературное наследие, Феодосий (Бывальцев) знаменит тем, что стал первым Московским митрополитом, назначенным русским князем, а не Константинопольским патриархом. Этот наивысший церковный сан Русской православной церкви - митрополит Московский, до утверждения патриаршества с момента правления Феодосия еще носили Филипп I и Геронтий, Зосима и Симон. А также поочередно его были удостоены Варлаам и Даниил, Иосиф и Макарий, Афанасий и Филипп II, Кирилл, Антоний и Дионисий. Московский митрополит Иов уже был и первым Патриархом.