Задание 1 . Выдели начальный звук ц или ч из слов цап­ля, чайка. Дай характеристику звукам ц и ч: а) сходство (со­гласные, глухие, звонкие); б) различие: место положения язы­ка (на звук ц - язык внизу, на звук ч - язык вверху).

Различение звуков ц и ч в слогах

Задание 2 . Произнеси отраженно слоги. Выдели голосом звуки ч и ц.

ЦА -ЧА ЧА – ЦА ЦА – ЧА – ЦА - ЧА

ЦО -ЧО ЧО – ЦО ЦО – ЧО – ЦО – ЧО

ЦУ -ЧУ ЧУ – ЦУ ЦУ – ЧУ – ЦУ – ЧУ

ЦЫ - ЧИ ЧИ – ЦЫ ЦЫ – ЧИ – ЦЫ – ЧИ

ЦЕ -ЧЕ ЧЕ – ЦЕ ЦЕ – ЧЕ – ЦЕ – ЧЕ

ЧАЧ – ЧОЧ ЧУЦ – ЦУЧ ЦАЦ – ЦОЦ

Задание 3 . Запомни и воспроизведи ряды слогов.

ЦА -ЧА -ЦА ЦА -ЧА -ЧА АЦ - АЧ - АЦ

ЧА -ЦА -ЧА ЧА -ЦА -ЦА АЧ -АЦ -АЧ

Задание 4 . Закончи слова, добавив слоги ца или ча. Про­изнеси слова целиком.

Ветре... , ули... , да... , зада... , умни... , ли­си. .. , калан... , столи... , грани... , се... , ко­ри. .. , зарни... .

Задание 5 . Закончи слова, добавив слоги цо или чо. Про­изнеси слова целиком.

Ли... , пле... , яй... , горя... , письме... .

Задание 6 . Закончи слова, добавив слоги цы или чи. Про­изнеси слова целиком.

Зай... , гра... , мя... , пти... , лу... , гостин... , мол... , огур... , кирпи... , молод... , зада... , птен... .

Задание 7 . Измени слова так, чтобы появился звук ч. Про­изнеси пары слов.

Образец. Заяц - зайчик.

Лицо- .... Водица- .... Ситец- ....

Кольцо - .... Палец - .... Овца - ....

Заяц - .... Ларец - .... Венец -

Конец- .... Перец- .... Рубец- ....

Скворец - .... Огурец - ....

Птенец - .... Молодец - ....

Задание 8 . Произнеси слова отраженно.

а)Чайник, царапина, цапля, чайка, улица, уличный, туча, кольцо, лицо, мочалка, плечо, сахарница, крючок, яйцо, мальчик, цыпленок.

б)Учительница, горчица, царевич, волчица, час­тица, цепочка, чернильница, цветочки, цветочница, ученица, лечебница, падчерица.

Задание 9 . Запомни и воспроизведи ряды слов.

Перец - перчик - перцовый; спица - спичеч­ный- спичка; ситец - ситцевый - ситчик; ру­бец - рубчик - зарубцевались; мельница - мель­ничный - измельчить.

Задание 10 . Рассмотри картинки. Назови их. Картинки подбирает логопед.

Задание 11 . Отбери картинки в две колонки по наличию звуков ц и ч.



Приблизительный перечень картинок: цепь, скворец, яйцо, пчела, кузнечик, цветы, цапля, чайка, чашка, блюдце и т. д.

Задание 12 . Подними синий кружок, если в слове услы­шишь звук ц, и белый - если услышишь звук ч, оба кружка, если услышишь оба звука.

Звуки ц и ч в словосочетаниях и предложениях

Задание 13 . Произнеси словосочетания отраженно.

а) Чашка с блюдцем. Цветочница с цветами. Огурец с чесноком.

б) Певчая птица. Цветная чашка. Ученая цапля. Ручной скворец. Черная курица. Свинцовая примочка. Черный перец. Лучистое солнце. Золоченое кольцо. Певчая птица.

Задание 14 . Ответь на вопросы, используя ранее отрабо­танные словосочетания:что с чем? Какая? Что? Какое? Что?

Логопед называет два-три словосочетания и задает к ним вопрос. Например: чашка с блюдцем; цветочница с цветами. Что с чем? Дети должны ответить: Чашка с блюдцем. Цве­точница с цветами.

Задание 15 . Отраженно произнеси предложения. Ответь на вопросы целой фразой.

Что делает?

Младенец плачет. Заяц скачет.

Девочка качается. Лисица крадется.

Мальчик смеется. Курица кудахчет.

Бабочка кружится. Светлячок светится.

Конница мчится. Автоматчик целится.

Черемуха цветет. Почки лопаются. Ячмень колосится. Печка нагревается. Водичка льется.

Задание 16 . Закончи предложение. Произнеси его целиком.

Конница мчится... . Светлячок светится.... Автоматчик целится.... Почки лопаются.... Во­дичка льется....

Девочка качается на... (качелях). Бабочка кру­жится над... (цветком). Лисица подкрадывается к... (зайцу). Заяц скачет от... (лисицы).

Задание 17 . Произнеси предложения отраженно.

В колодце ключевая водица. Ходит курочка с цыплятами. Лестница ведет на чердак. Положи пе­рец в перечницу. В духовке печется калач с цука­том. Мальчик нацепил червяка на удочку. Птичка летит к птенцам. Кузнец стучит в кузнице.

Первыми улетают на юг грачи, скворцы и ласточ­ки. Дети кормили птенца червяками и гусеницами. Кукушка кладет яйца в чужие гнезда. На обочине дороги зацвели одуванчики.

Задание 18 . Произнеси отраженно пословицы.

Солнце зимой - как мачеха: светит, да не греет.

Солнце летом - как печка: всех согревает. Туча летает по небу, словно черная орлица.

Задание 19 . Рассмотри картинки. Составь предложения.

Задание 20 . Составь предложения из слов.

Птицы, кормить, птенчики. Дети, поливать, огур­цы, и, чеснок. Мальчик, в, окно, стучится. Цветы, в, саду, цвести.

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, находить и исправлять ошибки в употреблении времен глагола.

2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Ч] - [Щ].

3. Учить производить позиционный звуковой анализ слов без наглядной опоры, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

4. Учить преобразовывать слова.

5. Продолжать учить анализировать и составлять схемы простых предложений без предлога.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Исправь ошибки». Взрослый читает предложение, а ребенок слушает внимательно, исправляет допущенные ошибки и произносит предложение правильно.

Задание 2. Дифференциация звуков [Ч] - [Щ]. Назвать одинаковый последний звук в словах ([Ч], [Щ]):

мяч, грач, обруч; лещ, плащ, хвощ.

Сравнить артикуляцию звуков [Ч] и [Щ] (найти общее и различие, обратив внимание на характер воздушной струи), вспомнить характеристику звуков [Ч] и [Щ], их обозначение.

Задание 3 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Щ]»:

щ, ч, ч, щ...; ча, ща, щу, чу, ...; ач, ощ...; чайник, щенок, ящик, очки...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ча-ща, чо-...; ач-ащ, уч...

Повторить за взрослым слоговой ряд:

ча-ща-ща, ща-ча-ча, ча-ща-ча, ща-ча-ча, ща-ща-ща, ча-ча-ща.

Задание 4 . Закончить слово нужным звуком ([Ч] - [Щ]), составить с каждым словом предложения:

товари..., кле..., труба..., обру..., клю..., ово..., мя...

Закончить слова нужным слогом:

ЧА (ЩА): ту - ..., ро - ..., пи - ..., гу - ..., ку - ..., да - ...;

ЧИ (ЩИ): клю - ..., пла - ..., ку - ..., мя - ..., плю - ..., ово - ...

Задание 5 . Заменить звук [Ч] на звук [Щ] в словах. Какие слова получились? Составить предложения с каждой парой слов:

плач - плащ, челка - ...

Изменить слова по образцу, обратить внимание на появление звуков [Ч] и [Щ] в новых словах, определить место звуков [Ч] и [Щ] в словах, разделить их на слоги.

Жук - жучище, рак - ..., паук - ..., хомяк - ...,

сундук - ...,язык - ..., бык - ..., волк - ...

Рычать - рычащий, мычать - ..., ворчать - ..., молчать - ..., звучать - ...

Щенок - щеночек, ящик - ..., щепка - ..., щука - ..., щека - ..., щетка - ...

Задание 6 . Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Ч] и [Щ]):

чайник, щука, человек, чудо; ящик, овощи, обручи, плащи.

Взрослый называет слово по звукам, а ребенок произносит все слово целиком, затем - наоборот:

щука - [щука]; [чашка] - чашка.

Взрослый задает вопросы: какой первый звук в слове, последний? Какой звук стоит после звука [Ч] ([Щ]), перед звуком [Ч] ([Щ])? Каким по счету стоит звук [Ч] ([Щ]) в слове?

Задание 7 . Разложить картинки на две стопки: предметы, в названии которых есть звук [Ч], и предметы, в названии которых есть звук [Щ].

Назвать как можно больше слов со звуками [Ч] и [Щ], определить место звука в словах, разделить их на слоги.

Вспомнить загадки, чистоговорки со звуками [Ч] и [Щ] (См. темы №35, 37).

Выучить скороговорку:

Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.

Задание 8. Вспомнить буквы, которыми на письме обозначают звуки [Ч] и [Щ].

Самостоятельный звуко-слоговой анализ слова чаща (объяснить ребенку значение этого слова).

Преобразовать слова с помощью букв разрезной азбуки:

щука - щучка - щучки - щуки - щука.

Составить схемы предложений. Какое первое слово в предложении, последнее? Какие слова стоят в середине предложения? Какое предложение самое длинное?

Дима ловит щуку. Маша поймала щуку. Коля ловит удочкой большую щуку.

Письмо слов под диктовку печатными буквами, чтение: щука, щучка, щучки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №25 «Чебурашка» г. Туапсе

Конспект нод

По речевому развитию

В старшей логопедической группе

Тема: «дифференциация звуков ч-щ»

Воспитатель: Шилова К.С

Цель:

- формировать умение дифференцировать звуки Ч – Щ(изолированно, в слогах, словах, в фразовой речи).

Образовательные задачи:

Закреплять практическое употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;

Продолжать формировать фонематическое представление (находить картинки с нужным звуком).

Развивающие задачи:

Развивать фонематический слух;

Развивать память, внимание, мышление.

Массаж карандашами стимулирует речевое развитие, способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук

Воспитательные задачи:

Развивать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов;

Воспитывать самоконтроль за речью детей.

Предварительная работа: проговаривание чистоговорок, загадывание загадок на звуки щ-ч.

Оборудование: Карточки с картинками на звуки Ч и Щ, мяч, магнитная доска, карандаши.

Ход занятия

1.Организационный момент

Д/и с мячом «Один много» - Встали детки на лужок и сделали кружок.(Туча, лампочка, щётка, лещ, бочка, мяч, ящик, калач, щенок, плащ, овощи, ключ).

2.Основная часть

Изолированное произношение звуков ч-щ

На доске висят картинки с изображением сдутого шарика и паровоза.

Ребята что нарисовано на первой картинке?(сдувающийся шарик) Какой звук мы слышим когда сдувается шарик звук - щ- давайте произнесем его щ-щ-щ-щ молодцы. Что нарисовано на другой картинке? (паровоз) Какой звук мы слышим когда едет паровоз давайте произнесем его ч-ч-ч-ч молодцы.

З доровье сберегающие технологии (самомассаж рук с помощью карандашей) поочерёдное изолированное произношение звуков ч-щ.

Ребята посмотрите что я для вас приготовила (раздаю карандаши). Давайте с вами с поем песенку «шарика» и «паровоза».Положим карандаш на одну ладошку, прикроем её другой. Прокатываем карандаш между ладонями от кончиков пальцев к запястьям и произносим звуки ч-щ. Молодцы.

Игра «Эхо». Послушай внимательно и скажи как я.

Ча-ча-ча Чу-чу-чу

Ща-ща-ща Щу-щу-щу

Чи-чи-чи Че-че-че

Щи-щи-щи Ще-ще-ще

Динамическая пауза игра «Мячик»

А теперь мы поиграем я превращу вас в мячики

Вы теперь не ребятишки,

Не девчонки и мальчишки,

А весёлые мячи!

Так что прыгай и скачи!

Девочки и мальчики прыгают как мячики.

Мячик прыгал и скакал,

На иголку набежал…

Он все ниже опускается,

Воздух тихо выдувается.

А теперь поиграем так, если я скажу [ч] – вы прыгаете как мячики, а если [щ] – показываете, как выходит воздух из мячика. Молодцы.

- Дифференциация звука в словах.

- Ребята я сейчас вам раздам картинки посмотрите что на них нарисовано (дети говорят по очереди что нарисовано у каждого на картинке)

Ребята у нас на доске висят картинки с символами звуков ч это паровоз и щ это лопнувший воздушный шар. Давайте повторим какой звук мы слышим когда сдувается шар щ-щ-щ-щ а теперь когда едет паровоз ч-ч-ч-ч молодцы.

Теперь вы будете крепить картинки в словах которых есть звук ч к паровозу а картинки в словах которых есть звук щ к воздушному шару. (дети по очереди называют что у них нарисовано на картинках и прикрепляют их к определённой карточке с тем звуком который есть у них в слове).Молодцы.

Проговаривание чистоговорки.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение в котором есть звуки ч и щ, а вы будете повторять за мной.

Я вам быстро перечислю,

Что я этой щёткой чищу.

Этой щёткой чищу платье,

Этой щёткой чищу обувь

Екатерина Пинюгина
Конспект занятия «Дифференциация звуков [ч)-[щ]. Буквы Ч, Щ»

Тема : Звуки Щ – Ч .

Цель : Закрепить навык произношения и различения звуков (щ, (ч, развивать фонематическое восприятие, развивать грамматический строй речи (образование сущ. с уменьшительно – ласкат. значением, образование сущ., обозначающих детёнышей животных, развивать звуко – слоговой , языковой анализ и синтез, развивать память, внимание, мышление.

Оборудование : предметные картинки, карточки - схемы, цветные сигналы, цветные квадраты, карточки с написанными словами, сказочные персонажи, кассы, тетради, ручки, мяч.

Ход деятельности:

I. Орг. момент.

Д\и «Угадай – ка»

Назвать первый звук в слове ГУСИ .

Назвать гласный звук в слове СЫР .

Назвать третий звук в слове КОШКА .

Сколько слогов в слове ЧУДЕСА?

Назвать гласные звуки в слове МУЗЫКА .

Назвать первый звук в слове ЮЛА .

Назвать последний звук в слове ПЕНЬ .

Назвать первый слог в слове МАЛИНА.

Назвать последний звук в слове МИР .

Назвать «маленькое» слово в предложение САМОЛЁТ ЛЕТИТ НАД ЛЕСОМ.

II. Основная часть.

1. Повторение материала о гласных и согласных звуках .

2. Введение в тему.

Мы сегодня с вами отправимся в «Лесную школу» в гости к Белочке – Умелочке, которая работает там учителем и учит разных животных.

- У неё к вам письмо : «Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики! Я хочу испытать ваши смекалку, знания, ум. А для этого я придумала вам разнообразные задания. А вместе с вами их будут выполнять мои ученики.

Назовите одинаковый звук в словах ЩЕНОК , ЩЕЛЬ, ОВОЩИ, ЛЕЩ.

Назовите одинаковый звук в словах ЧАСЫ , ЧАЙНИК, ОЧКИ, ОБРУЧ.

Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить? Дайте им характеристику.

Какой звук (щ?

Какой звук (ч?

Назовите правильно букву , которая обозначает звук (щ, звук (ч)

Назовите правило правописания ЧА, ЩА; ЧУ, ЩУ

3. Закрепление материала.

а) Д\и «Смотри не ошибись»

Это задание мы будем с вами выполнять с котом Чернобурчиком.

В своих картинках определите место звуков (ч, (щ) .

А теперь я буду показывать схемы, а вы должны определить, какая схема подходит к вашей картинке.

чайник щука

грач щётка

черепаха щенок

чайка щавель

Молодцы! Кот Чернобурчик очень рад, что вы ему помогли. Следующие задания Белочка – Умелочка даёт щенку Тявке и просит вас помочь их ему выполнить.

б) Д\и «Внимательные ушки, глазки»

Вам раздаются карточки с написанными словами. В них пропущены буквы . Напишите буквы , не забывая правило :

ЧА, ЩА пиши с буквой А .

ЧУ, ЩУ пиши с буквой У .

ТУЧ… ПИЩ… РОЩ… Ч…ЙКА

СВЕЧ… Ч…ЙНИК ГУЩ… Щ…ВЕЛЬ

Щ…КА Ч…ДЕСА Ч…Щ…

в) Д\и «Звук убежал »

товари (щ) труба (ч) ле (щ)

гра (ч) ово (щ) обру (ч)

мя (ч) бор (щ) клю (ч)

клее (щ) вра (ч) пла (щ)

г) Д\и «Добавь слог – ЧИ или - ЩИ»

товари (щи) гра (чи)

кле (щи) вра (чи)

ве (щи) обру (чи)

ово (щи) труба (чи)

ле (щи) клю (чи)

Физминутка

Живёт в пещере чудовище. Приседают.

Хранит в лапах сокровище. Обнимают себя.

У чудовища длинный хвостище, Тянут руки назад.

Крепки у него лапищи, Встают с подскоком.

Кривы на лапищах когтищи, Сгибают пальцы на ногах

Остры у него зубищи, и переступают с ноги на ногу.

Черны у него глазищи,

Блестящи его усищи. Садятся на свои места.

Да ты не бойся малышка!

Чудовище это – мышка!

Пещеры – мышкина норка,

А сокровище – хлебная корка!

д) Д\и «Назови ласково» (с мячом)

Это задание вы будете выполнять вместе с черепахой Всёзнайкой.

щенок – -щука - чашка -

ящик – птица - утка -

щётка – ложка - собака -

щека - белка - шапка -

Назовите вместе с черепахой детёнышей животных

е) Д\и «Назови детёныша, детёнышей»

у собаки – щенок, щенята у зайца -

у белки – у кролика -

у волка - у барсука -

Молодцы! Как вы хорошо справляетесь со всеми заданиями.

ё) Звуко – слоговой анализ слов.

Это задание мы будем выполнять с Зайцем – Торопыжкой.

Сделайте звуко – слоговой анализ слов ЧУЧЕЛО, ПЛОЩАДЬ

Составьте схемы.

ж) Языковой анализ и синтез предложения.

Составить схему предложения. Обозначить каждую букву цветным сигналом .

РЕБЯТА ИДУТ В ЧАЩУ ЛЕСА.

Сколько слов? Назвать 1,2,3.4, 5. Назвать «маленькое» слово.

з) Работа в тетрадях.

Последние задание мы будем выполнять вместе с Тигрёнком – Полосатиком.

Написание диктанта.

Печатание слов

ТУЧА, СВЕЧА, ПИЩА, ЧАЩА, ВЕЧЕР, ЩУЧКА, ЧУДЕСА, ПЛОЩАДЬ

Обозначить каждую группу цветным сигналом.

Белочке – Умелочке очень понравилось, как вы занимались. Она прощается с вами и желает вам больших успехов в школе.

III. Итог :

Какие звуки мы сегодня различали?

Какие это звуки ?

Какие задания вам понравились?

Отметить активность детей.

Задание 26 . Выдели начальный звук из слов чудо, щука.

Игра «Поезд».

Цель. Уметь различать звуки ч и щ.

Методические указания. На звук ч-ч-ч-ч дети ими­тируют движение поезда, на звук щ-щ-щ-щ останавлива­ются.

Звуки ч и щ в слогах

Задание 27 . Произнеси отраженно слоги. Голосом выдели звуки ч и щ.

ЧА -ЩА ЩА -ЧА АЧ -АЩ АЩ -АЧ

ЧО -ЩО ЩО -ЧО ОЧ -ОЩ ОЩ -ОЧ

ЧУ -ЩУ ЩУ -ЧУ УЧ -УЩ УЩ -УЧ

ЧИ – ЩИ ЩИ – ЧИ ИЧ – ИЩ ИЩ – ИЧ

ЧЕ -ЩЕ ЩЕ -ЧЕ ЕЧ -ЕЩ ЕЩ -ЕЧ

ЫЧ -ЫЩ ЫЩ -ЫЧ

Задание 28 . Запомни и воспроизведи ряды слогов.

ЧА -ЩА -ЧА ЧУ -ЩУ -ЩУ

ЩА -ЧА -ЩА ЩУ -ЧУ -ЧУ

АЧ -АЩ -АЧ ОЩ -ОЧ -ОЩ

Задание 29 . Закончи слова, добавив слоги ча или ща. Про­изнеси слова целиком.

Образец. Ро.. .(ща) - роща.

Пи... , све... , ро... , ветре... , ку... , зада... , ча... .

Задание 30 . Закончи слова, добавив слоги чу или щу. Про­изнеси слова целиком.

Образец. Та.. .(щу) - тащу.

То... , пи... , кри... , уго... , ветре... , наве... , та... , изве... , кру... , защи... , зачи... .

Задание 31 . Произнеси слова отраженно.

Чаща, чище, щучка, щеночек, вещичка, щепочка» ручища, точильщик, часовщик, волчище, ящичек, щеточка, кричащий.

Задание 32 . а) Произнеси слова парами.

пищать - печать угощать - укачать

гуща - куча трещать - встречать

освещать - отсвечивать б) Запомни и воспроизведи ряды слов.

кричу - пищу - угощу молчу -тащу - встречу

ящик - спичка - роща пища - свеча - овощи

Задание 33 . Отбери картинки в две колонки по наличию звуков ч и щ.

Приблизительный перечень картинок: све­ча, щетка, плащ, щенок, чулок, пчела, лещ, врач, часы, чайка.

Звуки ч и щ в словосочетаниях и предложениях

Задание 34 . Произнеси отраженно словосочетания.

Почтовый ящик, сочный овощ, копченый лещ, мо­лочная пища, птичий щебет, чудесное ущелье, чер­ный плащ.

Задание 35 . Закончи предложения. Произнеси их целиком.

Письмо опускают в почтовый.... Для плохой погоды мама купила черный.... Надо отдать чу­жую.... Мы собрали на огороде сочные.... Боль­ному нужна молочная.... Очень вкусен копченый.... В лесу раздавался птичий.... Туристы вошли в чудесное....



Слова для справок: ящик, плащ, вещь, овощи, пи­ща, лещ, щебет, ущелье.

Логопед дает детям по 3-4 словосочетания, чтобы им было легче подобрать соответствующее слово. Если дети за­трудняются выполнить Задание, логопед предлагает предмет­ные картинки.

Задание 36 . Прослушай предложения. Произнеси их отра­женно.

Грачата кричат. Цыплята пищат. Дятлы стучат.

Зайчата и крольчата едят щавель.

Кто стучит?

Что едят зайчата и крольчата?

Задание 37 . Измени слова так, чтобы в них появились звуки ч или щ.

Образец. Щука- щучка.

Щека -... , вещь -... , щетка -... , щенок - ... , ящик -... , щепка -.., щука -... , щепотка - ….

Задание 38 . Подними белый кружок, если в слове услы­шишь звук ч, синий- если звук щ.

Встреча, угощение, прощение, часто, выращивать, защита, внучка, задача, пища, гуща, ручейки, та­щить.

Задание 39 . а) Закончи предложения, отвечая на вопрос: кто что делает?

Часы чинит.... Стекла вставляет.... Вещи но­сит.... Ножи точит.... Ботинки чистит....

б) ответь на вопрос целым предложением. Образец. Стекла вставляет стекольщик.

Кто чинит часы? Кто вставляет стекла? Кто носит вещи? Кто чистит ботинки? Кто точит ножи?

Задание 40

Зубы чищу, рот полощу. Кричу товарищу: «Щу­ку тащу!» Не живи чужим умом. Пойдем за гриба­ми в рощу. Поставим чучело на огороде, чтобы со­хранить овощи.

Снег растаял. Зажурчали ручейки. Прилетели в рощу грачи. Они ищут пищу.

Была чудесная погода. Мы вышли из чащи леса. Под деревьями росла чахлая трава.

Слова для объяснения: чаща, чахлая.

Мы часто ходили в рощу. Роща ожила. Птицы хлопочут у своих гнезд. Поют чижи. Кричат галча­та. Пищат скворчата.

Задание 41 . Произнеси предложения отраженно.

Учись защищать Родину. Нет большего счастья, чем служить народу. В беде выручай товарища. Жизнь правде посвящай.

Солнце освещает землю. Журчат ручейки. Зазе­ленела роща. Мы видели грача. Весну встречай.

Звуки ч и щ в связных текстах

Задание 42 . Прослушай рассказ. Ответь на вопросы. Пере­скажи, как запомнил.

В роще

Дети пришли в рощу. Там пели чижи. Оля набра­ла щавеля. Сережа поймал двух зайчат.

Куда пришли дети? Кто пел в роще? Чего набрала Оля в роще? Кого поймал Сережа?

Задание 43 . Прослушай неправильный рассказ. Перескажи правильно, по порядку. Как можно назвать рассказ?

Сережа выпустил зайчат на волю. Он давал зай­чатам морковь и щавель. Хорошо было зайчатам у Сережи. Зайчата подросли.

Задание 44 . Из двух рассказов (задания 42, 43) составь один. Перескажи.

Задание 45. Прослушай рассказ.

Козел

Идет козел мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает; идет, блеет, козочек и козляточек зовет. А козочки с козляточками в сад ушли. Травку щиплют, кору гложут, мо­лодые прищепы портят, молочко деткам копят. А козляточки молочка насосались и рожками пере­дрались.

Погодите, придет бородатый хозяин,- всем поря­док даст.

(К. Ушинский.)

Какой был козел?

Как ты догадался, что он был большой и страш­ный?

Перескажи, как запомнил.

Звуки ч и щ в стихах и загадках

Задание 46 . Отраженно произнеси стихи. Заучи наизусть (по выбору логопеда).

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

(С. Маршак.)

Ты росток,

И я росток.

Раз - листок

И два листок.

Подрастем еще чуток,

И чего же проще! -

Ты - дубок,

И я - дубок.

Станем рядом бок о бок,

Вот и будет роща.

(И. Токмакова.)

Прощай, зимушка-зима,

Ты холодная была.

Прощайте, саночки, конечки,

Наши зимние дружочки!

Щавель

Ищи щавель в любой лощине,

В лесной чащобе - не ищи,

Будь терпелив, щавель в корзине

Тащи домой, пойдет на щи.

(Л. Ефименкова.)

Этой щеткой чищу зубы,

Этой щеткой - сапоги,

Этой щеткой чищу брюки.

Все три щетки мне нужны.

Ученик учил уроки -

У него в чернилах щеки.

(С. Маршак.)

Смастери удилище

И поймай...

(страшилище). (Л. Ефименкова.)

Он ударил в медный таз

И вскричал: «Карабарас!»

И сейчас же щетки, щетки

Затрещали, как трещотки,

И давай меня тереть,

Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!»

Мы на саночках катались,

То прощались, то встречались.

Попрощались мы зимою,

Повстречались мы весною.

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны плещут.

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

(А. Пушкин.)

Если в речке есть лещи,

Мелкой рыбки не ищи.

В этой речке есть и щуки.

Коль ты мастер на все руки,

(К. Чуковский.)

Задание 47 . Произнеси пословицы. Выучи их наизусть. Не учи щуку плавать. Не живи чужим умом.

Разбери смысл пословиц.

Выучи скороговорки в трех темпах: медленном, среднем и быстром. Следи за правильным произнесением звуков ч и щ.

Щуку я тащу, тащу, Часовщик, прищурив глаз,

Щуку я не упущу. Чинит часики для нас.

(С. Маршак.)

Тащу чурбан, прячу в чулан.

Тексты на закрепление всех отработанных звуков

Задание 1 . Прослушай рассказы.

Овсянка

Шел я по улице и увидел овсянку. Величиной птица С воробья. Спинка у нее серо-коричневая с черными полосками. Брюшко желтое, грудка серо-желтая, щеки желтые, да еще на голове желтая ша­почка. Разукрашена не особенно ярко, но выглядит симпатично.

Она сидела на высохшей ветке, внимательно осматривалась...

(По В. Приходько.)

Нарисуй птичку овсянку. Расскажи, какая была овсянка.

Весной

Весной оживает вся природа. Весной тает снег. Греет солнышко. Становится теплее. На реке ломает­ся лед. Дети развешивают на деревьях скворечники. На деревьях появляются почки. На лесной опушке расцвел подснежник. После зимней спячки просыпа­ются насекомые и лягушки. Прилетают с юга первые птицы и начинают вить гнезда. Люди готовятся к по­севу зерна.

Слова для объяснения: зимняя спячка, посев. Нарисуй картинку к рассказу. Перескажи.

Жар-птица

Вышел я на лесную опушку и от неожиданности остановился. Над пожелтевшей травой порхали ярко разукрашенные птицы. Грудка у них розовая. Крылья с черно-белыми полосками. А на голове красуется, горит в солнечных лучах оранжевый хо­холок. Ну прямо-таки сказочная жар-птица. Это были удоды.

Почему удода сравнивают с жар-птицей? Нарисуй птицу удода. Расскажи, какой удод?

До первого дождя

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходи­ли в детский сад вместе. То Маша заходила за Та­ней, то Таня за Машей.

Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в од­ном платье. Девочки побежали.

Сними свой плащ, мы накроемся вместе! -
крикнула Таня.

Я не могу, я промокну! - ответила Маша.В детском саду воспитательница сказала:

Как странно - у Маши платье сухое, а у те­бя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось?

Ведь вы же шли вместе?

У Маши был плащ, а у меня не было плаща.

Так вы могли бы укрыться одним плащом,- сказала воспитательница и, взглянув на Машу, по­качала головой.- Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Правильно ли поступила Маша? Как надо было поступить?

Как понимать поговорку: Дружба до первого дождя?

Перескажи рассказ, как запомнил. ,

Зайцы и лягушки

Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь: «И от людей, и от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем. Уж лучше нам разом уме­реть, чем в страхе жить и мучиться. Давайте уто­пимся!»

И поскакали зайцы в озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхали в воду. Один заяц и говорит: «Стойте, ребята! Подождем топиться. Вот лягушачье житье, видно, еще хуже нашего: они и нас боятся».

Слова для объяснения: сошлись, плакаться, про­чих, забултыхали.

Задание 2 . Прослушай сказку. Придумай конец. Переска­жи, как запомнил.

Необыкновенная весна

Это была самая необыкновенная весна из всех, которые помнил Ежик. Распустились деревья, зазе­ленела травка, и тысячи птиц запели в лесу. Все цвело. Сначала цвели голубые подснежники. И ког­да они цвели, Ежику казалось, будто вокруг его дома море и что, стоит ему сойти с крыльца, он сразу уто­нет. И поэтому он целую неделю сидел на крыльце, пил чай и пел песни.

Потом зацвели одуванчики. Они раскачивались на своих тоненьких ножках и были такие желтые, что, проснувшись однажды утром и выбежав на крыльцо, Ежик подумал, что он очутился в желтой-прежелтой Африке. «Не может быть!»-подумал тогда Ежик...

Задание 3 . Прослушай сказку «Колобок».

Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:

Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по су­секу помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Старуха по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сме­тане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

Колобок полежал, полежал, взял да и покатил­ся- с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к две­ри, прыг через порог - да в сени, из сеней на крыль­цо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится, катится колобок, а навстречу ему заяц:

Колобок, колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:

Я, колобок, колобок, Я от дедушки ушел,

Я по коробу скребен, Я от бабушки ушел,

По сусеку метен, От тебя, зайца, подавно

На сметане мешен, уйду.

На окошке стужен.

Продолжи сказку по картинкам. Выучи песенку колобка.

Задание 4 . Прослушай рассказ.

Находчивые аисты

Я сидел на берегу золотистого озера. Не озеро, а настоящий лягушатник. Лягушки и в траве затаи­лись, и на дно ныряют, и по кочкам расселись. Ти­шиной любуются.

Недалеко от меня опустились два аиста. Для них тут вроде бы столовая.

Хочешь, на первое--зеленоватая травяная ля­гушка, на второе - темно-бурая береговая лягушка, а на третье - зеленая жаба. Но разве их в траве поймаешь!

Ходят аисты не спеша, красные ноги перестав­ляют. А лягушки перед самым носом - бултых в во­ду! И поминай как звали!

«Что же придумать?» Вот тут-то словно кто-то дал птицам совет. Один аист забрел в озеро и идет вдоль берега. А второй по траве важно вышагивает. Завидев опасность, лягушка в озеро - прыг! А аист тут как тут, проглотит - и следующую поджидает. Вот так они и охотились! Оказывается, лягушек ло­вить - дело не простое!

Расскажи, как аисты охотились за лягушками.

Задание 5 . Прослушай рассказ. Все ли правильно постро­ено в рассказе?

Зимой

Зимой холодно. Для зимующих птиц - снегирей, дятлов, синиц, воробьев - дети делают птичьи сто­ловые. Дни становятся короче. Наступают морозы. Идет снег. Зимой дети лепят из снега снеговиков. Вода в реке замерзла, становится льдом. Зимой де­ревья стоят без листьев. Только елки и сосны остают­ся зелеными. Ребята катаются на санках и коньках.

Зимой люди празднуют веселый праздник Новый год!

Перескажи рассказ по плану: .

Состояние природы зимой.

Как помогают дети зимующим птицам?

Игры детей зимой.

Праздник Новый год.

Задание 6 . Прослушай сказку. Перескажи. Кот черный - кот белый

Жила бабка и было у нее два кота. Один кот бе­лый, а другой кот черный. Черный кот ловил белых мышей, а белый кот ловил черных мышей. Черные мыши ели белый хлеб, а белые мыши ели черный хлеб. Черный хлеб пекли в белой печке, белый хлеб пекли в черной печке. Черная печка стояла в белой избе, белая печка стояла в черной избе. Черная из­ба стояла у белой речки, а белая изба стояла у чер­ной речки. Черная речка текла из белого леса, белая речка текла из черного леса. Черный лес рос днем при солнце, а белый лес рос ночью при луне.

Выпустит бабка из избы белого кота - день на­ступает, а выпустит черного - приходит ночь.

(Б. Сергуненко.)

Стихи на закрепление всех отработанных звуков


Кто кого боится

Слоненок боится мышонка,

Мышонок боится котенка,

Барашек боится волков,

А волки - красных флажков.

Щуки боится плотвица,

А щука крючка боится.

В жаркий день

Пьет из чашечки жучок Колокольчиковый сок. Пьют веселые букашки Сок пахучий из ромашки. А нарядный мотылек Земляничный любит сок. Сока хватит всем в лесу! Угощает шмель осу: - Вот вам два стаканчика, Сок из одуванчика.

(А. Масленникова.)

Весна подарила сережки березам,

По зайчику - утренним солнечным росам,

Ручью - колокольчик,

Пролески - лужайкам,

По новой шубенке - лисятам и зайкам,

Воробышкам шустрым - купание в лужах.

А мне и Светланке - по горсти веснушек.

(Н. Алтухов.)

Считалка

Кошке дай молока,

Мишке - сладкого медка,

Дай травы козленку,

Дай попить ягненку.

А тебе я книжку дам,

Если прочитаешь сам.

(Пер. Я. Акима.)

Клюква на болоте

У сосны на солнцепеке

Целый день трещат сороки: -

На болоте, на болоте...

Много мячиков найдете -

Настоящих, настоящих...

Красных, маленьких, блестящих.

Старый дятел по секрету

Рассказал нам новость эту. -

Ну чего, сороки, врете?

Это клюква на болоте!

(Рамуте Скучайте.)

Солнышко

Приди, приди, солнышко,

Под мое окошечко.

Засвети щедрее,

Всех согрей скорее.

Под солнце самое взвился

И в ясной вышине

Незримый жаворонок поет

Заздравный гимн весне.

(Е. Баратынский.)

Заинька

Заинька, выходи,

Серенький, выходи.

Вот так, эдак выходи,

Вот так, эдак выходи.

Заинька, повернись,

Серенький, повернись.

Вот так, эдак повернись,

Вот так, эдак повернись!

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой.

Вот так, эдак топни ножкой,

Вот так, эдак топни ножкой!

Заинька, попляши,

Серенький, попляши.

Вот так, эдак попляши,

Вот так, эдак попляши!

(Г. Генов.)

На лугу

Сверкает солнце в синеве,

Под ним цветы красуются.

А почему лее так в траве

Кузнечики волнуются?

Несется звонкий крик:

Внимание!

Внимание!..

Сегодня по прыжкам в длину

У них соревнование.

(И. Беляков.)

Вертишейка

Серенькая птичка,

Птичка-невеличка,

Шеей вертишь ты всегда.

Разве в этом есть нужда?

Отвечаю,

Разумей-ка,

Я же птица-вертишейка.

Может быть, и не хочу,

Но - Верчу.

(И. Беляков.)

Зима

Снежок порхает, кружится,

На улицах бело.

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

В саду, где пели зяблики,

Сегодня - посмотри,-

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Два солнца

Дождь прошел весенний,

Выбегаю на крыльцо.

Солнце в небе,

Солнце в луже –

Оба светят мне

Осень

Мы сидим и смотрим в окна.

Тучи по небу летят.

На дворе собаки мокнут,

Даже лаять не хотят.

Где же солнце? Что случилось?

Целый день течет вода.

На дворе такая сырость,

Что не выйдешь ни куда.

(С. Михалков.)

Овощи

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Морковка? Капуста? Горох? Петрушка и свекла? Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку, морковку, капусту, горох, петрушку и свеклу. Ох!

Накрытые крышкой в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, морковка, капуста, горох, петрушка и свекла.

И суп оказался не плох!

(Ю. Тувим.)

Фиалка

На солнечной опушке

Фиалка зацвела –

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хорониться,

Не любит лезть вперед.

Но всякий ей поклониться

И бережно возьмет.

(Е. Серова.)

Ванюша

Наш Ванюша – молодец,

Он загнал во двор овец,

Дал цыплятам каши,

Свинкам простокваши.

Вымыл руки и лицо,

Вышел с книжкой на крыльцо

Чистый и опрятный.

Посмотреть приятно!

Солнце

Едет, едет солнце

В золотой карете.

Видит, видит солнце

Сверху все на свете:

И щенка, и петуха,

И козу с рогами,

И как Петя во дворе

Машет кулаками.

Зеленая карета

Спят мышата, спят ежата,

Медвежата и ребята.

Все уснули до рассвета.

Лишь зеленая карета

Мчится, мчится в вышине -

В серебристой тишине.

Шесть коней разгоряченных

В шляпах алых и зеленых

Над землей несутся вскачь.

На запятках - черный грач.

Не угнаться за каретой.

Ведь весна в карете этой.

Спите, спите, медвежата,

И ежата, и ребята.

В самый тихий ранний час.

Звон подков разбудит вас.

Слова для объяснения: каре­та, запятки, подковы.

С первым апреля

Луковица в ящике

Тонкие, изящные

Выпустила перышки,

Глянула на солнышко,

Засмеялась, закричала: -

На дворе весна настала.

Открывайте окна, двери,

Я в мороз совсем не верю!

С первым апреля!

С первым апреля!

(Т. Волжина.)

Слово для объяснения: изящ­ные.

День рождения у кошки

Ждет гостей сегодня кошка

И волнуется немножко:

«Что ж так долго не идут?»

Ну а гости тут как тут.

Друг за дружкой по дорожке

Все спешат поздравить кошку.

Белка в тележке

Везет орешки.

В корзинке у зайки -

Морковь для хозяйки.

Катит медвежонок взгляда.

Меду бочонок.

Тащит петушок

Проса мешок.

А кот Тимофей

Принес двух мышей.

Всем подаркам кошка рада,

С одного ж не сводит взгляда.

Догадайся поскорей:

Чей подарок ей милей?

(С. Е. Ефимовский.)

Песня солнышку

Поднимайся, солнышко, Не скрывайся, солнышко,

Посвети немножко, В облака и тучи,

Посвети немножко, Не скрывайся в тучи -

В нашем детском саду Нас не водят гулять,

Просуши дорожки. Дождик нам наскучил.

Закали нас солнышко

Яркими лучами,

Закали лучами,

Сделай силачами.

Ты всех наших ребят

Сделай силачами.

(Г. Ладонщиков.)

Предисловие ………………………………………………………………..3

Звук С……………………………………………………………………….5

Звук С……………………………………………………………………...27

Дифференциация звуков С - С………………………………………..35

Звук 3………………………………………………………………………41

Звук 3"………………………………………………………………………49

Дифференциация звуков С - 3………………………………………...51

Звук Ц……………………………………………………………………...59

Дифференциация звуков С - Ц…………………………………………68

Звуки Ш и Ж……………………………………………………………..80

Дифференциация звуков Ж - Ш……………………………………..103

Дифференциация звуков С - Ш………………………………………...112

Дифференциация звуков 3 - Ж…………………………………………128

Звук Ч ……………………………………………………………………..139

Дифференциация звуков Ч - Т"………………………………………...155

Дифференциация звуков Ч - Ш………………………………………...160

Дифференциация звуков Ц - Ч………………………………………..170

Звук Щ……………………………………………………………………177

Дифференциация звуков Ч-Щ………………………………………...183

Тексты на закрепление всех отработанных звуков………………….188