Аннотация: Доклад из опыта работы с детьми логопедической группы. Система работы направлена на развитие связной речи в младшем дошкольном возрасте и включает в себя обучение составлению предложений по демонстрируемым действиям, картинке, по предметным картинкам, связанным между собой по смыслу.

Все великие события начинаются с общения.
(Скилеф)

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.

Основой формирования связной речи является умение правильно составлять предложения и пользоваться ими в повседневной жизни.

Речь детей дошкольного возраста, быстро развивается, обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, грамматически она начинает подчиняться нормам языка. С этого времени знания об окружающих предметах, явлениях, событиях ребенок получает уже не только наглядно, но и путем словесных объяснений взрослых.

Пользуясь речью, ребенок может вступать в контакты с другими детьми, играть с ними, что тоже способствует его развитию. Таким образом, речь способствует развитию личности ребенка целом, расширяет его знания, его кругозор, помогает общаться окружающими, осознать правила поведения.

Развитие грамматического строя и связной речи осуществляется одновременно с развитием активного и пассивного словарного запаса ребенка и формированием правильного звукопроизношения. Вот почему основная задача педагогов состоит в том, чтобы сформировать навыки построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.

Поэтому в коррекционно-логопедической работе в детском саду пристальное внимание уделяется обучению детей составлению предложений. Данная задача решается посредством разнообразных методов и приемов: составление предложений по демонстрируемым действиям, картинкам, (нескольким предметным картинкам, связанным между собой), опорным словам, образцам и т.д. Формами организации для внедрения данных методов могут быть образовательная деятельность, режимные моменты, игры, продуктивная деятельность и т.д.

Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т.е. подлежащее и сказуемое. Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложений. Развивая у ребенка умение полно и грамматически правильно выражать свои мысли, мы подводим его к овладению связной речью.

  1. Подлежащее и сказуемое.
  2. Распространение предложений
  3. Грамматическое оформление
  4. Овладение связной речью.

Упражнения на составление предложений по картинкам (предметным, ситуационным и др.) могут проводиться с использованием разных методических приемов. Для упражнений используются картинки двух видов:

1) картинки, на которых можно выделить субъект и выполняемое им действие;

2) картинки с изображением одного или нескольких персонажей и четко обозначенного места действия.

По ним дети упражняются в последовательном составлении предложений различной семантико-синтаксической структуры. Приведем примеры структур предложений, составляемых по картинкам с изображением действий.

По картинкам первого вида:

§ субъект - действие (выраженное непереходным глаголом), например: Мальчик бежит, Самолет летит;

§ субъект - действие (выраженное нерасчленяемой группой сказуемого): Дети сажают деревья; Девочка катается на велосипеде;

§ субъект - действие-объект: Девочка читает книгу;

§ субъект - действие - объект - орудие действия: Мальчик забивает гвоздь молотком.

По картинкам второго вида:

§ субъект - действие - место действия (орудие, средство действия): Ребята играют в песочнице; Мальчики катаются с горки на лыжах.

Младший дошкольный возраст.

Формировать у детей умение правильно составлять предложения мы начинаем с младшей группы. Речь трехлетних детей ситуативна, поэтому ребенка учим строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). Уже на четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов – простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, режимные моменты, игры-драматизации. Материалом могут служить игрушки, предметы одежды, посуда, обувь, пища.

Самыми распространенными методами, используемыми нами, являются: составление предложения по демонстрируемому действию и по картинке.

Составление предложения по демонстрируемому действию возможно, как в специально организованной деятельности, так и на режимных моментах, в играх драматизациях.

Составление предложения по картинке облегчается тем, что действие не изменяется, оно зафиксировано. В играх-драматизациях и режимных моментах — слово сочетается с движением, демонстрируемое действие помогает ребенку строить предложение. Предложения, составленные по демонстрируемым действиям, проговариваются детьми.

Учить детей построению фраз можно в любой игровой ситуации.

Например:

Рассматривая картинку, сначала мы учим ребенка односложно отвечать на вопросы:

  • Что делает мама? (Читает)
  • Что делает собака? (Лает)
  • Что делают дети? (Поют)

Затем, учим детей формировать простые предложения, путем полных ответов на вопросы, чтобы ребенок ощутил основу предложения – подлежащее и сказуемое. (Возможно составление и по картинке и по демонстрируемому действию)

  • Что Ксюша делает? – Ксюша рисует.
  • Что делают ребята? – Ребята играют.

Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением проводится параллельно.

Формированию умения строить распространенные предложения способствуют задания типа «закончи предложение»: по картинке и по демонстрируемому действию (Воспитатель или логопед начинают озвучивать предложение, а ребенок заканчивает) Например:

  • Настя поливает что? (Цветы)
  • Почтальон разносит что? (Письма, газеты)
  • Маша ловит что? (Шарик)
  • Врач лечит кого? (Больных)

При рассматривании картинки дети распространяют предложение с помощью логопеда или воспитателя.

  • Например: Это кто? – Кошка.
  • Какая кошка? Кошка. – говорит воспитатель, понижая голос…
  • …пушистая, – договаривают дети.
  • Что делает пушистая кошка?
  • Пушистая кошка. лежит на коврике.
  • Правильно, пушистая кошка лежит на коврике.

Подобный прием можно закрепить и с помощью демонстрируемого действия. Например:

Это кто?

Ваня какой – веселый или грустный?

Веселый!

Что делает веселый Ваня?

Веселый Ваня сидит на стуле.

5) В младшей группе мы так же учим детей учат распространять предложения за счет однородных членов.

Перед детьми я выкладываю наборы картинок: овощи (морковь, лук, огурцы, картошка), фрукты (яблоки, апельсины, лимоны), животные (кошка, собака, корова, теленок), мебель (столы, стулья, шкафчики).

Сначала составляем простые предложения о том, что (кто) нарисовано на картинке.

Затем я начинаю предложение, а дети продолжают:

  • Мама купила в магазине морковь, лук.
  • У бабушки в деревне живут кошка, собака, корова и теленок.

Дети упражняются в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения. Воспитатель начинает:

  • В детский сад привезли новую мебель: столы, стулья, шкафы.
  • В овощном магазине продают вкусные фрукты: лимоны, яблоки, апельсины.

Дети сначала продолжают предложение, а потом повторяют его вслед за воспитателем или логопедом.

6)Сюжетная картинка дает больше возможностей для составления предложения, нежели предметная, потому что она, как правило, динамична. Например, я задаю ребенку вопрос «Что делают дети?» и тем самым подвожу его к построению простого предложения, к осознанию синтаксической основы предложения. В его ответе «Дети идут в лес» наличествуют подлежащее, сказуемое и обстоятельство.

В младшем возрасте мы уже начинаем учить детей составлять предложения не только по демонстрируемому действию и по одной картинке, но и по двум картинкам, связанным между собой по смыслу. Например: медведь и мед, кошка и молоко, клумба и лейка, доктор и шприц и т.д.

Структура работы по составлению предложений по двум и более предметным картинкам, связанным по смыслу, та же, что и перечисленная выше.

Сначала дети просто называют каждую картинку в отдельности. А затем с помощью вопросов составляют предложение. Например, по двум предметным картинкам: медведь любит мед, доктор делает укол и т.д. По трем предметным картинкам: медведь, мед, дерево – Медведь полез за медом на дерево.

Для упражнения детей в построении предложений можно использовать следующие игры-упражнения) в соответствии с лексической темой недели (по демонстрируемым действиям, картинкам)

Например: «День куклы» — Лексическая тема: «Мебель» или «Посуда». (Что делает кукла? Кукла спит на кровати. Кукла пьет чай. Кукла сидит на стуле. Кукла кушает ложкой. и т.д.)

«День медвежонка» — Лексическая тема «Дикие животные» (Медвежонок любит мед. Медвежонок играет на поляне. Медвежонок ищет маму).

Особенно много для развития речи дает прогулка: подготовка к ней, организация наблюдений и речевой деятельности во время прогулки, обращение к впечатлениям. Неограниченная возможность составления предложений по демонстрации действия!

Так, собирая детей на прогулку, мы обязательно разговариваем с детьми: «Сейчас мы пойдем гулять. Куда мы пойдем? (Мы пойдем гулять на улицу) Достань из шкафа шапку. Подай мне шапку. Давай мы ее наденем на голову. (Я надеваю шапку) Посмотри, какая у тебя красивая шапка (У меня красивая шапка)».
На прогулке нужно постоянно обращать внимание на красоту окружающей природы, учить детей наблюдать за погодой, за изменениями в природе. Например: «Облака плывут», «Ветер шумит», «Деревья качаются» «Деревья машут листочками» «Цветут красивые цветы», «Маленький муравей ползет», «Бабочка порхает» и т.д.

Динамика игрового действия способствует заинтересованности детей и облегчает решение дидактической задачи.

Таким образом, можно проследить последовательность работы над формированием синтаксических умений у детей младшего возраста: дети учатся односложно отвечать на вопросы, строить простое предложение, оформлять и распространять его (с помощью воспитателя) за счет однородных членов, а затем – употреблять обобщающие слова перед однородными членами; наконец они подводятся к составлению сложных предложений.

Средний и старший дошкольный возраст.

В речи детей среднего и старшего дошкольного возраста увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений.

Продолжается работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением.

Употребление существительных в косвенных падежах - винительном, дательном, творительном, родительном - без предлогов и винительном, дательном, творительном, родительном, предложном падежах с предлогами:

а) имена существительные в винительном падеже без предлога после переходных глаголов: Таня моет пол; Мама купила игрушку; Я смотрю телевизор.

б) существительные в дательном падеже: Сережа дал карандаш Пете; Таня помогает няне;

в) существительные в родительном падеже без предлога: это шапка Игоря, это домик Мишки, книга брата; Я принес один карандаш, два карандаша; Он съел три груши; Петя дал Тане четыре кубика (марки, карандаша);

г) существительные в творительном падеже без предлога (орудие действия): Я рисую карандашом, мелом; Дети моют руки теплой водой; Таня чистит зубы пастой; Нужно вытирать руки полотенцем;

д) существительные с предлогами в, на, с, у, по, под, над, служащими для выражения пространственных отношений, составление словосочетаний, отвечающих на вопросы где? куда? откуда?: Иду в садик (к у д а?); Была в садике (г д е?); Иду из садика (о т к у д а?); Мишка залез на дерево (к у д а?); Мишка сидит на дереве (г д е?); Мишка слез с дерева (откуда?); Птичка сидит на ветке (г д е?); Птичка улетела с ветки (о т к у д а?); Катя вошла в лес (к у д а?); Катя была в лесу (г д е?); Катя пришла, вернулась из леса (откуда?); Дети гуляют в парке, по парку (г д е?); Грузовик едет по лужам (г де?); Я был на улице (где?); Ходил по огороду (г д е?); Шкафчик стоит у окна, у стены (г д е?).

е) существительные с предлогами к, от, служащими для выражения пространственных отношений, соответствие их вопросам куда? откуда?: Петя подошел к дереву (к у д а?); Петя отошел от дерева (о т к у д а?).
Соответствие приставки и предлога.

2. Глаголы: а) глаголы движения: идти, ехать, бегать и др.; б) глаголы состояния: спать, есть, говорить; в) глаголы действия: рисовать, лепить, трогать и др.; г) приставочные и бесприставочные глаголы: шел в… - пришел в…; рисовал - нарисовал; просить о… - попросить о…; д) возвратные глаголы: готовить утренник - готовиться к утреннику; поднимать игрушку - подниматься по лестнице, подниматься на лифте.

3. Имена прилагательные, обозначающие цвет, форму, материал; имена прилагательные в сравнительной степени: меньше, больше, уже, выше, короче, длиннее и т. д.

4.Союзы сочинения и подчинения. Употребление сочинительных союзов (а, но, и, то-то), служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как) для связи предложений.

Например, предлагаю детям несколько картинок:

1) девочка моет пол щеткой;

2) мальчик делает девочке лодочку;

3) девочка рисует клоуна.

Отвечая на вопросы (кто? что делает?), дети сначала строят предложения из двух слов, затем с помощью вспомогательных вопросов распространяют их.

1. Мальчик делает лодочку.

Мальчик делает лодочку девочке.

Мальчик маленькой девочке делает бумажную лодочку.

2. Девочка рисует клоуна.

Девочка рисует клоуна карандашами.

Девочка рисует клоуна цветными карандашами.

Для правильного построения предложений существенное значение имеет овладение глагольной лексикой. В процессе обучения детей составлению словосочетаний, предложений с глаголами ребенка подводят к построению связного высказывания. С этой целью мы используем упражнения «Закончи предложение» или специально созданные бытовые ситуации.

  • Маша взяла утюг, она будет (гладить белье).
  • Дима взял пилу, он будет (пилить бревно).
  • Юра взял топор, он будет (рубить).
  • Папа купил Алеше велосипед, Алеша будет (кататься на велосипеде).
  • Продуктивны упражнения, в которых ребенок должен отвечать на вопросы полным предложением.
  • Кого ведут в детский сад?
  • Кого учит учитель?
  • Что рисует художник?

Переходим к сложным предложениям. Овладение навыками построения сложных предложений требует осмысления значений союзов сочинения и подчинения.

Вводить союзы в речь можно путем упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением или заканчивать предложение. Такие упражнения способствуют формированию умения пользоваться сложными предложениями.

«Закончи предложение».

Маленькая Настя скатилась с горки на санках, хотя (ей было страшно).

Тане подарили куклу, потому что. Мы пошли гулять на улицу, когда. Дети пошли в школу, чтобы. Надя не послушалась маму, поэтому. Пошел дождь, но мы.

«Ответь на вопросы».

Почему птицы осенью улетают на юг? Когда можно переходить улицу? Для чего нужен пылесос? Зачем Миша пошел в библиотеку?

Вопросы «почему?», «когда?», «зачем?», «для чего?» развивают у ребенка умение устанавливать причинно-следственные, временные, целевые связи и отношения.

Появление в речи детей сложноподчиненных предложений свидетельствует о познании и осмыслении ребенком связей и отношений, существующих в реальной жизни.

Подбор однородных определений для согласования существительного с прилагательным в роде и числе.

  • Какая сегодня погода? (Хорошая)
  • Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя)
  • Какой бывает день, когда тепло? (Теплый)
  • Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный)
  • А когда нет ветра? (Безветренный) И т.д.

Прослушивание предложений и составление ответов на вопросы с правильным употреблением предлогов.

Предложения

  • Дети были в школе. Мальчик зашел за дом.
  • Снег лежал на крыше. Кошка залезла под пол.
  • Воробей сидел на заборе. Пловец нырнул под воду.
  • Теплоходы пристают к пристани. Человек завернул за угол.
  • Посуду поставили на стол.
  • Откуда пришли дети? (Из) Откуда вышел мальчик? (Из-за)
  • Откуда сбрасывали снег? (С) Откуда вылезла кошка? (Из-под)
  • Откуда слетел воробей? (С) Откупа вынырнул пловец? (Из-под)
  • От чего отходят пароходы? (От) Откуда вышел человек? (Из-за)
  • Откуда убрали посуду? (Со)

Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают ее.

– Сегодня нужно надеть галоши, потому что… (на дворе лужи).

  • Сережа взял карандаш, чтобы… (рисовать).
  • Сережа не достает до звонка, потому что он… (маленький).
  • Дети поливают морковь для того, чтобы… (она хорошо росла).

«Один начинает – другой продолжает».

Воспитатель предлагает детям продолжить предложение:

  • Мама купила Коле… красный флажок.
  • Утром дети идут… в детский сад.

Воспитатель начинает. У нас на клумбе. Кто хочет продолжить? Галя. Распустилась красная гвоздика. Воспитатель. А можно еще продолжить? Витя. Она очень хорошо пахнет. Воспитатель. Теперь скажите все сразу.

Галя. У нас на клумбе распустилась красная гвоздика, она очень хорошо пахнет. И т. п.

Упражнения на построение предложений с глаголами сослагательного наклонения.

«Закончи предложение».

  • Мы пойдем гулять, если… (не будет дождя).
  • Цветы засохнут, если… (их не поливать).
  • Если бы я не помог Наташе, она бы… (могла упасть).
  • Чашка разобьется, если… (ее уронить).

Закрепление указанных коммуникативных навыков осуществляется путем систематического повторения детьми различных вопросительных предложений по данной инструкции, речевому образцу педагога, а также путем корректировки высказываний ребенка педагогом и другими детьми в процессе живого речевого общения.

Емельянова Е.С,
учитель-логопед

Логопедическое занятие по теме «Слово. Предложение. Текст» предназначено для учащихся первых классов, имеющих трудности в овладении письмом и чтением, обусловленные общим недоразвитием речи. Данное занятие разработано с использованием мультимедийных презентаций и игровых методов работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: "Слово. Предложение. Текст".

Цель: повторить и закрепить пройденный материал по теме «Слово. Предложение. Текст».

Задачи:

образовательные :

  1. закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст»;
  2. учить членить речевой поток на смысловые отрезки, языковые единицы речи.

коррекционно-развивающие :

  1. развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов;
  2. развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки;
  3. формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания.

воспитательные :

  1. воспитывать умение слушать себя и окружающих;
  2. воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы и развитие интереса к различной подаче учебного материала .

Оборудование: игрушка Буратино, конверт с написанными заданиями для детей, на каждого ребёнка конверты с графическими схемами, проектор, интерактивная доска.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Каждый день – всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, чётко говорим,

И красиво все сидим.

Здравствуйте, ребята, садитесь! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

II. Артикуляционная гимнастика.

Ребята, сегодня мы будем много говорить, а для этого необходимо подготовиться. Поставьте зеркала в рабочее положение. Вспомним Сказку о веселом язычке.

Жил-был Веселый язычок (Выполнение детьми упражнения «Лопатка» - Презентация 1 - слайд 2 ). Поздоровайтесь с ним (Дети выполняют упражнение для губ «Трубочка» - Презентация 1 -с лайд 3 ). Язычок очень любил свой домик. Двери домика то открывались (Дети открывают широко рот. - Презентация 1 -с лайд 4 ), то закрывались (Дети закрывают рот. - Презентация 1 - слайд 5 ). Он часто красил двери (Дети выполняют упражнение «Сладкое варенье» - Презентация 1 -с лайд 6 ), потолки (Дети выполняют упражнение «Маляр» - Презентация 1 - слайд 7 ). Когда было тепло, язычок грелся на крылечке и качался на качелях (Дети выполняют упражнение «Качели» - Презентация 1 - слайд 8 ). Подует ветер, Язычку холодно, он превращается в иголочку (Дети выполняют упражнение «Иголочка» - Презентация 1 - слайд 9 ).

Чтобы красиво говорить, нужно уметь и правильно дышать, давайте выполним упражнения. Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите спинки, поднимите головы. Правую руку положите на живот. Вдохните – животики становятся круглыми (на счёт «раз»). Выдохнули – животики стали маленькими (на счёт «два»). Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем 5 раз.

III. Постановка цели.

Логопед показывает игрушку Буратино:

Ребята, к нам гости пришёл Буратино! Он очень рад встрече с нами! Буратино, когда вчера гулял по осеннему лесу, простудился и теперь не может говорить! У него ангина! (Презентация 2 - слайд 1 ) Поэтому он принёс собой конверт, а в нём письмо с заданиями. Он хочет проверить, какие знания вы получили на логопедических занятиях.

Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.)

Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.)

Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Буратино? (Письменной речью.)

Да, если бы не письменная речь Буратино смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)

Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать. Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной? (Презентация 2 - слайд 2 )

Ребята, давайте разделимся на две команды и поиграем! Первая команда - "Листики", вторая команда - "Лучики". А Буратино будет внимательно следить за тем, какие вы активные и как вы справляетесь с заданиями, которые он для вас приготовил. За каждый правильный ответ я буду давать команде осенний листочек.

IV. Составление предложений по картинке (игра "Четвёртый лишний") (демонстрируются картинки с изображением примет осени и одна картинка с изображением лета):

Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения ():

Презентация 2 - слайд 3: Листья опадают.

Презентация 3 -слайд 1 : Часто идут дожди.

Презентация 3 -слайд 2: Птицы улетают на юг.

Презентация 3 -слайд 3: Люди загорают на пляже.

Презентация 4 -слайд 1: Дети пошли в школу.

- Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (Презентация 4 - слайд 2 ) (Люди загорают на пляже.) Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», - о лете.) Правильно, молодцы!

V. Составление графических схем предложений.

Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.)

Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой - «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.)

Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.)

Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.)

Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.)

Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.)

Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.)

Ребята, Буратино приготовил для вас новое задание! Составьте графические схемы этих предложений. Кто быстрее: первая или вторая команда?!

Посмотрим на слайд и проверим, какая команда правильно составила графические схемы предложений (Презентация 4 - слайд 3 ).

VI. Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья».

Ребята, давайте поиграем с пальчиками:

Разбросала осень листья Волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдем, «Шагают» пальцами обеих рук.

В букеты листья соберем. Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.

Лист кленовый, лист с осинки, Поочередно загибают пальцы, начиная

Лист дубовый, лист рябинки, с большого, на обеих руках одновременно

Рыжий тополиный лист на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз. Звонко хлопают в ладоши.

VII. Каллиграфическая минутка

Ребята, Буратино, загадал нам загадку (Презентация 5 - слайд 1 ):

Ветер с листьями играет,

Листья с веток обрывает.

Листья жёлтые летят

Прямо под ноги ребят.

Когда это бывает? (Осенью.)

На какой звук и букву начинается слово "осень"? (На звук и букву О .)

- Буратино, очень любит писать (Презентация 5 - слайд 2), а вы любите писать?! (Да.) Сейчас мы это проверим, напишите красиво и аккуратно букву О (Презентация 5 - слайд 3 ).

Мы вместе с Буратино оценим, какая команда лучше справилась с заданием.

VIII. Определение границ предложений в тексте.

Ребята, Буратино большой выдумщик, он припас ещё одно задание! Прочитайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения (Презентация 5 - слайд 4 ).

Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру.

- Посмотрите на слайд и проверьте, правильность определения начала и конца предложений в тексте (Презентация 5 - слайд 5 ).

IX. Развитие смысловой догадки (кроссворд).

- Ребята, последнее задание от Буратино – разгадать кроссворд. Ключевое слово “осень” (Презентация 5 - слайд 6).

1. В осеннее время года всегда бывает…(непогода) 2. Если листья падают, летят, явление это – (листопад) 3. Нет его проворней в свете, потому что это (ветер) 4. Нет, это не дым и не обман. Над рекой стоит (туман) 5. С неба пришёл, в землю ушёл.

Посмотрите на следующий слайд (Презентация 5 - слайд 7 ), проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд.

X. Итог

Молодцы! Буратино и я довольны вашими успехами! Победила дружба! (Презентация 5 - слайд 8 )

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Оборудование: игрушки (мяч, кукла, флажок, котенок, собачка).

Ход занятия

Воспитатель. Дети, сегодня мы будем говорить об игрушках, какие они и что с ними можно делать. Говорить будем громко, отчетливо, ясно произнося каждое слово. (Берет мяч и показывает детям). Что это? Дети. Мяч. Воспитатель. Скажите про мяч два слова, какой он. Дети. Мяч красивый; мяч большой; мяч красный. Воспитатель. Скажи, Сережа, сколько слов про мяч сказала Люба. Сережа. Люба сказал про мяч два слова. Первое слово - «мяч», второе - «красный». Воспитатель (роняет мяч на пол). Дети, скажите еще два слова про мяч. Воспитатель. Скажи, Галя, сколько слов про мяч сказал Гена. Галя. Гена сказал про мяч два слова. Первое слово - «мяч», второе - «покатился». Воспитатель (сажает куклу на стульчик). Скажите про куклу два слова. Света. Красивая кукла. Я сказала про куклу два слова. Первое - красивая», второе - «кукла». Воспитатель (ставит на стол флажок). Теперь скажите про флажок два слова. (Эти предложения дети также разобрали по словам, определили место их в предложений). Воспитатель (подходит к игрушке-котенку, нажимает на кнопку - котенок издает писк). Скажите про котенка два слова. (Эти предложения также разбираются по словам). Воспитатель. Валя, подойди и нажми кнопку у собачки. Скажи про собачку предложение из двух слов. Валя. Собака лает. Я сказала два слова: первое - «собака», второе - «лает». Воспитатель. Сегодня мы говорили про игрушки двумя словами. В школе будут говорить так: «Мы учились составлять про игрушки предложения из двух слов. Замечали, какое первое, какое второе слово в предложении». А кто знает загадки про эти игрушки? Сережа. Его бьют, а он не плачет. Только выше, выше скачет. (Мяч.) Гена. На праздник я его несу, я с ним шагаю и пою. (Флажок.) Марина. С хозяйкой дружит, дом сторожит. На чужих лает, в дом не пускает. Дети. Собака.

Занятие в старшей группе на упражнение в подборе слов для характеристики предмета

Программное содержание. Закрепление знаний о слове: слова разные, они звучат, произносятся друг за другом. Учить детей вслушиваться в слова, сходные по звучанию. Упражнять в самостоятельном подборе слов и четком произнесении звуков в них. Подбор разных слов к предмету (существительных - названий игрушек, прилагательных к слову мишка).

Ход занятия

Педагог показывает детям двух играющих мишек. - Посмотрите на эти две игрушки. Что можно про них сказать? - Это мишки. - Верно, это мишки. Только этот мишка какой? - Большой. - А этот? - Маленький. - А как можно назвать этого маленького мишку по-другому? Ведь они разные, а мы и одного и другого называем одним словом мишка. (Педагог жестом показывает на мишек, подчеркивая разницу в величине.) - Какое другое слово можно подобрать для этого мишки? (Показывает на меньшего.) Каким словом можно его назвать, чтобы показать, что он маленький? - Мишенька,- предлагает Саша. - Правильно, мишенька. Какое ласковое слово предложил Саша, и звучит оно приятно: «Мишенька»! Молодец, Саша. А как по-другому можно сказать? - Мишутка,- говорит Таня. - Удачное слово: мишутка! - Медвежонок,- добавляет Толя. - Очень хорошо! Теперь-то понятно, о каком мишке мы говорим. Если скажем слова мишенька, мишутка или медвежонок, значит, мы говорим об этом маленьком мишке, а большой будет просто мишка. Педагог убирает маленького медвежонка в сторону, а большого сажает на край стола. - Посмотрите, дети, на мишку и подумайте, как можно сказать про него, какой он. Я вспомнила такое слово: любимый; мишка любимый. Теперь предлагайте ваши слова: мишка какой? - Плюшевый, хороший, неуклюжий, косолапый, лохматый, коричневый, большой, красивый. - Вот сколько разных, интересных слов вы подобрали к слову мишка! - А это что за зверек? (Показывает игрушку-мышку) Правильно, это мышка, маленький зверек, живет под полом. Мишка и мышка. Это разные животные, и называю я их тоже по-разному, вслушайтесь в эти слова: мишка - мышка. - М-иии-шка. М-ыы-шка. (При произнесении этих слов интонационно подчеркивается разница в звучании ы и и.) - Вот какие интересные по звучанию слова нам встретились, произнесем все вместе, еще раз. Очень хорошо! - А вот еще два слова, они похожи друг на друга и не похожи, послушайте: кит-кот, к-ии-т, к-оо-т. Произнесите их так же. (Слова произносятся детьми 2-3 раза.) - А вот как по-разному и в то же время похоже звучат еще два слова - мак и рак: ммм-ак, рррр-ак. Произнесите эти слова. (При назывании слов кит - кот усиливается произнесение гласных звуков, при произнесении слов мак - рак внимание детей акцентируется на первых согласных звуках.) - Я назову, дети, одно слово, а вы подберите к нему другое, похожее по звучанию,- говорит педагог,- резина. - Корзина,- говорит кто-либо из детей. Педагог. Шина. Ребенок. Машина. И т. д. Особо поощряются самостоятельные поиски детей в нахождении уже двух созвучных слов. Далее детям предлагается игра «Отгадай, из какой песни слова?». Один ребенок выходит из комнаты. Педагог договаривается с остальными детьми, из какой песни они назовут слова и в какой последовательности будут предлагать их водящему. Кто-то из детей называет слова из песни «Солнечный круг»: «Пусть всегда будет солнце». Дети делятся на четыре отряда, каждый отряд произносит лишь одно слово, но не в том порядке, как в песне. Водящий определяет название песни и произносит слова в нужном порядке. Кто-нибудь из детей у доски графически изображает последовательность произнесения слов в песне, а остальные - у себя на столах при помощи счетных палочек.

Урок по русскому языку УМК ОС «Школа 2100»

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Ардона

Калаева Светлана Сосланбековна

Урок проведен в технологии деятельностного метода

Тип урока: ОНЗ

Открытие новых знаний

Тема: Составление предложений по схемам.

Цель: развитие умений читать и составлять схемы предложений и конструировать предложения по схемам; развитие умения составлять из слов предложения.

Оборудование:

    Компьютер.

    Региональный компонент. Фонограмма песни “Походная песня ” Р. Илурова, Ж. Габуева

    Учебник русского языка (Р .Н. Бунеев, Е.В. Бунеева ) 2 класс

Ход урока

1.Самоопределение к учебной деятельности.

«Где есть желание, найдётся путь!»

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность ).

Почему сегодня у нас такой девиз? (Мы будем открывать новое знание.)

Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

- Вы готовы к работе? Тогда в путь!

Пожелайте друг - другу удачи!

(Звучит фонограмма песни “Походная песня ” Р. Илурова, Ж. Габуева)

I . Актуализация знаний.

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3 ) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Какую запись должны сделать дальше?

Напишите слова «Классная работа».

1. Списывание с доски. Творческое задание: добавить подходящие по смыслу слова.

После дождя засветило … (солнце ).

На небе появилась … (радуга ).

Какая хорошая … (погода )!

Вопросы и задания:

Что у вас получилось при записи? (Предложения, текст.)

Какие признаки предложений вы можете назвать? (Слова связаны по смыслу, первое слово написано с большой буквы, в конце поставлена точка или восклицательный знак.)

2. Словарная работа.

Подчеркните словарное слово в последнем предложении.

Работа со словом погода в «Орфографической тетради» на с. 29.

3. Проверка домашнего задания .

Сколько предложений из упр. 14 вы выписали? (3.)

Как называются такие предложения? (Это пословицы.)

Что их объединяет? (Это пословицы о труде.)

П. – Выписал ли кто-то самостоятельно пословицу с таким же или похожим значением?

Дети читают найденные самостоятельно дома пословицы.

П. – Какие ещё пословицы вы нашли?

Среди невыписанных слов найдите словарное слово. (Работа .)

Запишите его и подчеркните опасное место.

II .Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

На доске изображены схемы:

Что изображено на доске? (Схема слова и схема предложения.)

Как вы их различили? (В схеме слова нет большой буквы, нет знака в конце предложения; в схеме предложения несколько слов, первое – с большой буквы, в конце предложения – точка.)

К какому из записанных на доске и в тетрадях предложений подходит эта схема? (1 и 2.) Почему? (В них четыре слова.)

Попробуйте самостоятельно составить предложение по такой же схеме. (Из дома выскочила собака. На улице идёт дождь. )

Чем же отличается схема от конкретного предложения? (Схема одна, а предложений к ней можно составить много.)

Сформулируйте тему урока. («Схема слова и предложения. Составление предложений по схемам» .)

Какие действия будем выполнять, какие умения развивать? (Составлять схемы слов, предложений; составлять предложения по схемам.)

Составим план урока.

План (примерный ).

    Повторить схемы слов, предложений.

    Учиться составлять предложения по схемам.

    Учиться правильно записывать предложение.

Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

ΙΙ I . Развитие умений – применение нового знания.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

    Работа по учебнику.

Упр. 16 (развиваются умения отличать схемы слов и схемы предложений)

Составьте на основе схем предложения с опорой на рисунки.

Упр. 17(развиваются умения читать схемы предложений и определять количество слов в них)

Самостоятельно составьте по схемам предложения.

Вопросы после выполнения задания.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Сослан, что нужно было сделать?

Удалось ли тебе составить предложение?

Ты составил интересные предложения?

Составил всё сам или с помощью товарища?

Молодец! Ты не только правильно составил предложение, но и объективно оценил свою работу.

Упр. 18 (развиваются речевые и коммуникативные умения)

Соотнесите рисунки, изобразительную информацию со словами и предложениями, аргументируйте свою позицию, составьте предложения из слов.

Текст на доске:

Зайчик прыгал по полянке. Он увидел пенёк и принял его за волка. Трусливый зайка испугался и бросился наутёк .

2. Слуховой диктант.

Учитель читает слова и предложения, а ученики на слух составляют к ним схемы.

Весна... Скоро начнутся каникулы. Мы поедем на родину Коста Хетагурова? Экскурсия была замечательная!

Какую работу мы сейчас выполняли?

Чему учились?

Кто с ней справлялся легко?

Кому пока было трудновато?

Кто или что вам помогало справиться?

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Ι V . Итог урока. Рефлексия.

Прочитайте пункты плана урока.

Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.

- Чему научились? - Довольны ли вы своей работой? - Опираясь на таблицу, закончи предложения . Сегодня я узнал, … как читать и составлять схемы предложений и конструировать предложения по схемам. Теперь я умею … составлять предложение из слов. V . Домашнее задание.Подготовиться к словарному диктанту по упр. 19.

Упр. 18 – записать 1–2 предложения из выбранных к рисунку слов (можно использовать те предложения, которые составили в классе) и составить к ним схемы.

Программное содержание: учить произносить вопросительное предложение; продолжать формировать представление о грамматическом понятии «предложение»; упражнять детей в согласовании слов в предложении; с помощью моделирования упражнять детей в составлении предложения из заданного количества слов; развивать мелкую моторику, интонационную выразительность речи, мышление, внимание, память, усидчивость.

Материал: сюжетная картинка, модели для составления предложений, схемы предложений с заданным количеством слов, вопросительный, восклицательные знаки, салфетки бумажные, музыкальный диск.

Давайте, ребята мы с вами присядем на коврик и поиграем в игру «Соберем слова в ладошку». Я назову слово, а вы мне в ладошку «подарите» свое любое слово.

Замечательно! А как вы думаете, из чего состоит наша речь? (из предложений) Слова должны подружиться, чтобы получилось понятное предложение.

Давайте встанем и продолжим играть в игру «Живые слова». Вы будете «живыми словами». Алена будет «словом» падает , а Валера «словом» снег. Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (подружить слова)

Возьмитесь «слова» за руки. Получилось у нас предложение? (Да)

Давайте прочитаем – «Падает снег». Сколько слов в предложении? (2)

У нас получилось длинное или короткое предложение? (короткое)

Давайте мы с вами в предложении добавим еще слова, чтобы получилось длинное, красивое предложение. Какие слова подойдут? (пушистый, белый)

Читаем «живое» предложение. Падает пушистый, белый.

Сколько слов в предложении? (4) «Живые слова» - разойдитесь. Слова «разбежались» и нет предложения. Дети - «слова», встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили с вами … (предложение).

- Прекрасно! Какое сейчас время года? (Зима)

- Давайте подойдем к мольберту. Какую прекрасную картинку нарисовал художник, а писатель увидел и написал рассказ. Послушайте:

НАСТУПИТЬ ЗИМА.

СНЕГ, МНОГО, НАМЕЛО.

КОМ, ПЕТЯ, ОГРОМНЫЙ, СКАТАТЬ.

ЛЕПИТЬ, ОЧЕНЬ, ПЕТЯ, СНЕГОВИК, НРАВИТСЯ.

Очень интересный рассказ, а вы поняли, о чем он. Почему не поняли? (каждое слово само по себе)

А что надо сделать, чтобы мы поняли, о чем это рассказ? (надо слова подружить)

Давайте попробуем, составим первое предложение из слов: наступить, зима.

Наступила зима. Замечательное предложение! Давайте, подружим слова из рассказа: снег, много, намело.

Намело много снега. Замечательное! Сколько слов в предложении? (3)

В рассказе еще есть слова, которые мы еще не подружили: ком, Петя, огромный, скакать. Какое предложение можно составить из этих слов? (Петя скатал огромный ком.)

Сколько слов в этом предложении? (4)

В рассказе еще есть слова, которые мы не подружили. Пожалуйста, послушайте внимательно: лепить, очень, Петя, снеговик, нравится. Какое предложение можно составить из этих слов? (Пете очень нравиться лепить

снеговика.) Сколько слов в этом предложении? (5)

Давайте, прочитаем рассказ писателя красивыми, законченными предложениями:

НАСТУПИЛА ЗИМА.

НАМЕЛО МНОГО СНЕГА.

ПЕТЯ СКАТАЛ ОГРОМНЫЙ КОМ.

ПЕТЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ЛЕПИТЬ СНЕГОВИКА.

А давайте, теперь составим схемы предложений, из которых составлен рассказ. Первое предложение состоит из двух слов. Вспомните, какое первое слово? (наступила)

Первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы. Какая мне нужна полоска? (с уголком)

Какое второе слово? (зима)

В конце предложения, что ставим? (точку )

Точка указывает на то, что предложение закончено.

(показ схемы первого предложения)

Дети у мольбертов составляют схемы следующих предложений. Вопросы по разбору схем предложений:

1. Схема, какого предложения?

2. Сколько слов в предложении?

3. Какая полоска нужна для начала предложения?

4. Что ставили в конце предложения?

5. Можно ли составить предложение из 2–3- х слов?

Ребята, посмотрите, на ваших схемах в конце предложений у всех стоит точка. А почему? (предложение закончено)

Но, ребята, не всегда в предложении в конце ставят точку. Иногда в конце предложения встречается вопросительный знак. Этот знак ставят в конце предложения, когда хотят спросить о чем- то или о ком- то. Давайте в предложениях поменяем точку на вопросительный знак. Какие предложения у нас получатся? (вопросительные)

Послушайте первое вопросительное предложение.

Наступила зима? Слышите, я спросила, наступила зима? Превращать из простого предложения в вопросительное предложение мне помогает голос и интонация.

Катя спроси, у меня наступила, ли зима. И Дима спроси.

А теперь вы попробуйте сказать свои предложения вопросительно. Ребенок произносит предложения вопросительно, а дети отвечают на вопрос.

Отлично у вас получилось! Какое у вас предложение было? (простое)

Какое предложение стало? (вопросительное)

Какой знак был? (точка)

Поменяли, на какой знак? (вопросительный)

ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

(включить музыку)

Проведем мы сейчас разминку

Возьмите листочки, сделайте комочки.

И поиграем в снежки

И с гостями тоже.

Замечательно, соберите снежки и уложите под елку.

Посмотрите, у вас на столах лежат модели и схемы предложений. Проходите и удобно садитесь. Придумайте предложение с моделью, которое соответствует схеме. Будьте внимательны, помогайте пальчиком, чтоб не сбиться.

(самостоятельная работа)

Вы составили простые предложения, в конце предложения у вас стоит? (точка)

- А теперь переверните карточку. Какой знак стоит в конце предложения? (вопросительный знак)

Прочитайте свои предложения вопросительно. Замечательно! Было какое предложение? (простое)

А стало, какое предложение? (вопросительное)

Еще есть необычный знак. Это восклицательный знак! Такой знак ставят в конце предложения, когда говорят с радостью, восклицанием. Сейчас я вам скажу предложения с восклицательным знаком.

Какие замечательные дети!

Вы сегодня хорошо отвечали!

Какие прекрасные придумывали предложения!

С восклицательным знаком мы познакомимся в следующий раз. Кто желает, может поменяться моделями и схемами и придумать новые предложения или поиграть в снежки.