Действие «Божественной комедии» начинается с того момента, когда лирический герой (или сам Данте), потрясенный смертью любимой Беатриче, пытается пережить свое горе, изложив его в стихах, чтобы максимально конкретно зафиксировать и тем самым сохранить неповторимый образ своей возлюбленной. Но тут оказывается, что ее непорочная личность и так неподвластна смерти и забвению. Она становится проводником, спасительницей поэта от неминуемой гибели.

Беатриче с помощью Вергилия, древнеримского поэта, сопровождает живого лирического героя — Данте — в обходе всех ужасов Ада, совершая практически сакральное путешествие из бытия в небытие, когда поэт, совсем как мифологический Орфей, спускается в преисподнюю, чтобы спасти свою Эвридику. На вратах Ада написано «Оставьте всякую надежду», но Вергилий советует Данте избавиться от страха и трепета перед неизведанным, ведь только с открытыми глазами человеку под силу постичь источник зла.

Ад Данте. Начало

Сандро Боттичелли «Портрет Данте». (wikimedia.org)

Ад для Данте — это не овеществленное место, а состояние души согрешившего человека, постоянно мучающегося угрызениями совести. Данте населял круги Ада, Чистилище и Рай, руководствуясь своими симпатиями и антипатиями, своими идеалами и представлениями. Для него, для его друзей любовь была высшим выражением независимости и непредсказуемости свободы человеческой личности: это и свобода от традиций и догм, и свобода от авторитетов отцов церкви, и свобода от разнообразных универсальных моделей существования человека.

На передний план выходит Любовь с большой буквы, направленная не к реалистическому (в средневековом смысле) поглощению индивидуальности безжалостной коллективной целостностью, а к неповторимому образу действительно существующей Беатриче. Для Данте Беатриче — воплощение всего мироздания в самом конкретном и красочном образе. А что может быть привлекательнее для поэта, чем фигура юной флорентийки, случайно встреченной на узкой улочке древнего города? Так Данте реализует синтез мысли и конкретного, художественного, эмоционального постижения мира. В первой песни «Рая» Данте выслушивает концепцию реальности из уст Беатриче и не в силах оторвать глаз от ее изумрудных глаз. Эта сцена — воплощение глубоких идейных и психологических сдвигов, когда художественное постижение действительности стремится стать интеллектуальным.


Иллюстрация к «Божественной комедии», 1827. (wikimedia.org)

Загробный мир предстает перед читателем в форме цельного здания, архитектура которого просчитана в мельчайших деталях, а координаты пространства и времени отличаются математической и астрономической выверенностью, полной нумерологического и эзотерического подтекста.

Наиболее часто в тексте комедии встречается число три и его производное — девять: трёхстрочная строфа (терцина), ставшая стихотворной основой произведения, поделенного в свою очередь на три части — кантики. За вычетом первой, вводной песни, на изображение Ада, Чистилища и Рая отводится по 33 песни, а каждая из частей текста заканчивается одним и тем же словом — звезды (stelle). К этому же мистическому цифровому ряду можно отнести и три цвета одежд, в которые облечена Беатриче, три символических зверя, три пасти Люцифера и столько же грешников, им пожираемых, тройственное распределение Ада с девятью кругами. Вся эта четко выстроенная система рождает удивительно гармоничную и связную иерархию мира, созданного по неписаным божественным законам.

Говоря о Данте и его «Божественной комедии», нельзя не отметить тот особый статус, который носила родина великого поэта — Флоренция — в сонме других городов Апеннинского полуострова. Флоренция — это не только город, где Академия дель Чименто подняла знамя экспериментального познания мира. Это место, где на природу смотрели так пристально, как нигде больше, место страстного артистического сенсуализма, где рациональное зрение заменило собой религию. На мир смотрели глазами художника, с душевным подъемом, с поклонением красоте.

Первоначальное собирание античных рукописей отражало перенос центра тяжести интеллектуальных интересов на устройство внутреннего мира и творчества самого человека. Космос перестал быть местом обитания бога, а к природе начали относиться с точки зрения земного существования, в ней искали ответы на вопросы, понятные человеку, а брали их в земной, прикладной механике. Новый образ мышления — натурфилософия — гуманизировала саму природу.

Ад Данте. Топография

Топография Дантова Ада и структура Чистилища и Рая вытекают из признания верности и смелости высшими добродетелями: в центре Ада, в зубах Сатаны находятся предатели, а распределение мест в Чистилище и Раю прямо соответствуют моральным идеалам флорентийского изгнания.

К слову сказать, все, что мы знаем о жизни Данте, известно нам из его собственных воспоминаний, изложенных в «Божественной комедии». Он родился в 1265 году во Флоренции и всю жизнь оставался верен своему родному городу. Данте писал о своем учителе Брунетто Латини и о талантливом друге Гвидо Кавальканти. Жизнь великого поэта и философа проходила в обстоятельствах весьма продолжительного конфликта между императором и Папой. Латини, наставник Данте, был человеком, обладавшим энциклопедическими знаниями и опиравшимся в своих воззрениях на высказывания Цицерона, Сенеки, Аристотеля и, само собой разумеется, на Библию — главную книгу Средневековья. Именно Латини больше всего повлиял на становление личности будущего ренессансного гуманиста.

Путь Данте изобиловал препятствиями, когда перед поэтом вставала необходимость сложного выбора: так, он был вынужден поспособствовать изгнанию своего друга Гвидо из Флоренции. Рефлексируя на тему перипетий своей судьбы, Данте в поэме «Новая жизнь» множество фрагментов посвящает другу Кавальканти. Здесь же Данте вывел незабвенный образ своей первой юношеской любви — Беатриче. Биографы идентифицируют возлюбленную Данте с Беатриче Портинари, которая умерла в 25-летнем возрасте во Флоренции в 1290 году. Данте и Беатриче стали таким же хрестоматийным воплощением истинных возлюбленных, как Петрарка и Лаура, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта.

В 1295 году Данте вошел в гильдию, членство в которой открывало ему дорогу в политику. Как раз в это время обострилась борьба между императором и Папой, так что Флоренция была разделена на две противоборствующие группировки — «черные» гвельфы во главе с Корсо Донати и «белые» гвельфы, к стану которых принадлежал сам Данте. «Белые» одержали победу и изгнали противников из города. В 1300 году Данте был избран в городской совет — именно тут полностью проявились блестящие ораторские способности поэта.

Данте все больше и больше начал противопоставлять себя Папе, участвуя в разнообразных антиклерикальных коалициях. К тому времени «черные» активировали свою деятельность, ворвались в город и расправились со своими политическими противниками. Данте несколько раз вызывали дать показания в городской совет, однако он каждый раз игнорировал эти требования, поэтому 10 марта 1302 года Данте и ещё 14 членов «белой» партии были заочно приговорены к смертной казни. Чтобы спастись, поэт был вынужден покинуть родной город. Разочаровавшись в возможности изменить политическое положение дел, он начал писать труд своей жизни — «Божественную комедию».


Сандро Боттичелли «Ад, песнь XVIII». (wikimedia.org)

В XIV веке в «Божественной комедии» истина, раскрывавшаяся перед поэтом, посетившим Ад, Чистилище и Рай, уже совсем не канонична, она является перед ним в результате его собственных, индивидуальных усилий, его эмоционального и интеллектуального порыва, он слышит истину из уст Беатриче. Для Данте идея — это «мысль бога»: «Все, что умрет, и все, что не умрет, — / Лишь отблеск Мысли, коей Всемогущий / Своей Любовью бытие дает».

Дантовский путь любви — это путь восприятия божественного света, силы, одновременно возвышающей и разрушающей человека. В «Божественной комедии» Данте сделал особый упор на цветовой символике изображаемой им Вселенной. Если для Ада характерны темные тона, то путь из Ада в Рай — это переход от темного и мрачного к светлому и сияющему, тогда как в Чистилище происходит смена освещения. Для трех ступеней у врат Чистилища выделяются символические цвета: белый — невинность младенца, багровый — грешность земного существа, красный — искупление, кровь которого выбеливает так, что, замыкая этот цветовой ряд, белый появляется вновь как гармоническое соединение предыдущих символов.

В ноябре 1308 года Генрих VII становится королем Германии, а в июле 1309 года новый Папа Климент V объявляет его королем Италии и приглашает в Рим, где проходит пышная коронация нового императора Священной Римской Империи. Данте, который был союзником Генриха, вновь вернулся в политику, где продуктивно смог использовать свой литературный опыт, сочиняя множество памфлетов и выступая публично. В 1316 году Данте окончательно переезжает в Равенну, куда его пригласил провести остаток дней синьор города, меценат и покровитель искусств Гвидо да Полента.

Летом 1321 года Данте в должности посла Равенны отправляется в Венецию с миссией заключить мир с республикой дожей. Выполнив ответственное поручение, по дороге домой Данте заболевает малярией (как и его покойный друг Гвидо) и скоропостижно умирает в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года.

В последнем круге ада перед нами
Во мгле поверхность озера блистала
Под ледяными твердыми слоями.

На эти льды безвредно бы упала,
Как пyx, громада каменной вершины,
Не раздробив их вечного кристалла.

И как лягушки, вынырнув из тины,
Среди болот виднеются порою, —
Так в озере той сумрачной долины

Бесчисленные грешники толпою,
Согнувшиеся, голые сидели
Под ледяной, прозрачною корою.

От холода их губы посинели,
И слезы на ланитах замерзали,
И не было кровинки в бледном теле.

Их мутный взор поник в такой печали,
Что мысль моя от страха цепенеет,
Когда я вспомню, как они дрожали, —

И солнца луч с тех пор меня не греет.
И вот земная ось уж недалеко:
Скользит нога, в лицо мне стужей веет…

Тогда увидел я во мгле глубоко
Двух грешников: безумьем пораженный,
Один схватил другого и жестоко

Впился зубами в череп раздробленный,
И грыз его, и вытекал струями
Из черной раны мозг окровавленный.

И я спросил дрожащими устами,
Кого он пожирает; подымая
Свой обагренный лик и волосами

Несчастной жертвы губы вытирая,
Он отвечал: «Я призрак Уголино,
А эта тень — Руджьер; земля родная

Злодея прокляла… Он был причиной
Всех мук моих: он заточил в оковы
Меня с детьми, гонимого судьбиной.

Тюремный свод давил, как гроб свинцовый;
Сквозь щель его не раз на тверди ясной
Я видел, как рождался месяц новый —

Когда тот сон приснился мне ужасный:
Собаки волка старого травили;
Руджьер их плетью гнал, и зверь несчастный

С толпой волчат своих по серой пыли
Влачил кровавый след, и он свалился,
И гончие клыки в него вонзили.

Услышав плач детей, я пробудился:
Во сне, полны предчувственной тоскою,
Они молили хлеба, и теснился

Мне в грудь невольный ужас пред бедою.
Ужель в тебе нет искры сожаленья?
О, если ты не плачешь надо мною,

Над чем же плачешь ты!.. Среди томленья
Тот час, когда нам пищу приносили,
Давно прошел; ни звука, ни движенья…

В немых стенах — все тихо, как в могиле.
Вдруг тяжкий молот грянул за дверями…
Я понял все: то вход тюрьмы забили.

И пристально безумными очами
Взглянул я на детей, передо мною
Они рыдали тихими слезами.

Но я молчал, поникнув головою;
Мой Анзельмуччио мне с лаской милой
Шептал: „О, как ты смотришь, что с тобою?..“

Но я молчал, и мне так тяжко было,
Что я не мог ни плакать, ни молиться,
Так первый день прошел, и наступило

Второе утро: кроткая денница
Блеснула вновь, и в трепетном мерцанье
Узнав их бледные, худые лица,

Я руки грыз, чтоб заглушить страданье.
Но дети кинулись ко мне, рыдая,
И я затих. Мы провели в молчанье

Еще два дня… Земля, земля немая,
О, для чего ты нас не поглотила!..
К ногам моим упал, ослабевая,

Мой бедный Гаддо, простонав уныло:
„Отец, о, где ты, сжалься надо мною!..“
И смерть его мученья прекратила.

Как сын за сыном падал чередою,
Я видел сам своими же очами,
И вот один, один под вечной мглою

Над мертвыми, холодными телами —
Я звал детей; потом в изнеможенье
Я ощупью, бессильными руками,

Когда н глазах уже померкло зренье,
Искал их трупов, ужасом томимый,
Но голод, голод победил мученье!..»

И он умолк, и вновь, неутомимый,
Схватил зубами череп в дикой злости
И грыз его, палач неумолимый:

Так алчный пес грызет и гложет кости.

Данте Алигьери - величайший и известнейший человек, рожденный в Средневековье. Его вклад в развитие не только итальянской, но и всей мировой литературы невозможно оценить. На сегодняшний день люди часто ищут биографию Данте Алигьери в кратком содержании. Но интересоваться столь поверхностно жизнью такого великого человека, который сделал огромный вклад в развитие языков, не совсем правильно.

Биография Данте Алигьери

Говоря о жизни и творчестве Данте Алигьери, мало сказать, что он был поэтом. Область его деятельности была очень обширна и многогранна. Он интересовался не только литературой, но и политикой. Сегодня Данте Алигьери, биография которого наполнена интереснейшими событиями, называют богословом.

Начало жизни

Биография Данте Алигьери началась во Флоренции. Семейная легенда, которая долгое время являлась основой семейства Алигьери, гласила, что Данте, как и все его родственники, был потомком великого римского рода, который заложил предпосылки к основанию самой Флоренции. Это предание все считали правдивым, потому как дед отца Данте состоял в рядах армии, которая участвовала в Крестовом походе под командованием Великого Конрада-Третьего. Именно этот предок Данте был посвящен в рыцари, а вскоре и трагически погиб во время битвы против мусульман.

Именно этот родственник Данте, которого звали Каччагвида, был женат на женщине, происходящей из очень богатого и знатного рода - Альдигьери. Со временем имя известного рода стало звучать немного иначе - «Алигьери». Один из детей Каччагвида, который впоследствии стал дедом Данте, часто терпел гонения с земель Флоренции в те года, когда гвельфы постоянно вели битвы с народами гибеллинов.

Основные моменты биографии

Сегодня можно найти множество источников, которые рассказывают о биографии и творчестве Данте Алигьери кратко. Однако такое изучение личности Данте будет не совсем верным. Краткая биография Данте Алигьери не сможет передать всех тех, казалось бы, неважных биографических элементов, которые так сильно повлияли на его жизнь.

Говоря о дате рождения Данте Алигьери, никто не сможет сказать точное число, месяц и год. Однако принято считать основной датой рождения время, которое назвал Бокаччо, будучи другом Данте, - май 1265 года. Сам же писатель Данте писал о себе, что родился под зодиаком Близнецов, что говорит о том, что время рождения Алигьери - конец мая - начало июня. О его крещении известно то, что это событие имело место в 1266 году, в марте, а его имя при крещении звучало как Дуранте.

Образование Данте Алигьери

Еще одним важным фактом, который упоминается во всех кратких биографиях Данте Алигьери, стало его образование. Первым учителем и наставником молодого и еще неизвестного Данте стал популярный писатель, поэт и в то же время ученый - Брунетто Латини. Именно он заложил первые поэтические знания в юную голову Алигьери.

И сегодня неизвестным остается факт, где получил свое дальнейшее образование Данте. Ученые, изучающие историю, в один голос говорят о том, что Данте Алигьери был очень образован, знал очень многое о литературе времен античности и средневековья, хорошо разбирался в различных науках и даже изучал еретические учения. Где мог получить такие широкие знания Данте Алигьери? В биографии поэта это стало очередной загадкой, которую почти невозможно разгадать.

Долгое время ученые со всего мира пытались найти ответ на этот вопрос. Множество фактов говорят о том, что Данте Алигьери мог получить столь обширные знания в университете, который находился в городе Болонье, поскольку именно там он проживал некоторое время. Но, поскольку прямых доказательств данной теории нет, то остается только предполагать, что так оно и есть.

Первые шаги в творчестве и испытания

Как и у всех людей, у поэта были друзья. Самым близким его другом стал Гвидо Кавальканти, который также был поэтом. Именно ему Данте посвятил огромное количество произведений и строк своей поэмы «Новая жизнь».

В это же время о Данте Алигьери узнают как о достаточно юном общественном и политическом деятеле. В 1300 году его избрали на пост приора, но уже в скором времени поэт был изгнан из Флоренции вместе со своими товарищами. Уже на смертном одре Данте мечтал оказаться на родной земле. Однако на протяжении всей его жизни после изгнания его ни разу не пустили посетить город, который поэт и считал своей родиной.

Годы, проведенные в изгнании

Изгнание их родного города сделало из Данте Алигьери, биография и книги которого наполнены горечью от разлуки со своим родным краем, скитальца. Во времена столь масштабных гонений во Флоренции Данте уже входил в ряды известных поэтов-лириков. Его поэма «Новая жизнь» к этому времени уже была написана, а сам он усердно трудился над созданием «Пира». Изменения в самом поэте были очень заметны по дальнейшему его творчеству. Изгнание и долгое скитальчество оставили на Алигьери неизгладимый отпечаток. Его великое произведение «Пир» должно было стать ответом уже принятым в обществе 14-ти канцонам, однако оно так и не было окончено.

Развитие в литературной стезе

Именно во время своего изгнания Алигьери пишет свое самое известное произведение «Комедия», которая стала называться «божественной» лишь спустя годы. Изменению названия сильно посодействовал друг Алигьери - Бокаччо.

О «Божественной комедии» Данте до сих пор ходит множество легенд. Сам Бокаччо утверждал, что все три кантика были написаны в разных городах. Последняя часть - «Рай», была написана в Равенне. Именно Бокаччо и говорил, что после того, как поэт умер, его дети очень долгое время не могли найти последние тринадцать песен, которые были написаны рукой великого Данте Алигьери. Эта часть «Комедии» была обнаружена лишь после того, как одному из сыновей Алигьери приснился сам поэт, который и поведал, где находились рукописи. Столь красивая легенда на самом деле не опровергается на сегодняшний день учеными, потому как вокруг личности этого творца существует очень много странностей и загадок.

Личная жизнь поэта

В личной жизни Данте Алигьери было все далеко неьидеально. Его первой и последней любовью стала флорентийская девушка Беатриче Портинари. Познакомившись со своей любовью еще во Флоренции, будучи ребенком, он не понял своего чувства к ней. Встретившись с Беатриче спустя девять лет, когда она уже была замужем, Данте осознал, насколько сильно он ее любит. Она стала для него любовью всей жизни, вдохновением и надеждой на лучшее будущее. Поэт всю жизнь был застенчив. За свою жизнь он говорил всего два раза с возлюбленной, но это не стало для него помехой в любви к ней. Беатриче не понимала, не знала о чувствах поэта, она считала, что он просто высокомерен, потому не разговаривал с ней. Именно это и стало причиной того, что Портинари однажды почувствовала сильную обиду на Алигьери и вскоре перестала с ним разговаривать вовсе.

Для поэта это был сильный удар, ведь именно под действием той самой любви, которую он чувствовал к Беатриче, он написан большую часть своих произведений. Поэма Данте Алигьери «Новая жизнь» была создана под действием слов приветствия Портинари, которые поэт расценивал как удавшуюся попытку обратить на себя внимание любимой. А свою «Божественную комедию» Алигьери и вовсе полностью посвятил своей единственной и неразделенной любви к Беатриче.

Трагическая потеря

Жизнь Алигьери сильно изменилась со смертью возлюбленной. Поскольку в двадцать один год Биче, как ласково называли девушку близкие, была выдана замуж за богатого и влиятельного человека, то остается удивительным тот факт, что ровно через три года после замужества Портинари внезапно умерла. Существует две основные версии смерти: первая заключается в том, что Биче умерла во время тяжелых родов, а вторая - что она была сильно больна, что в итоге привело к летальному исходу.

Для Алигьери эта потеря была очень большой. Долгое время не находя своего места в этом мире, он не мог больше чувствовать симпатию к кому-либо. Исходя из осознания своего непрочного положения, через несколько лет после потери любимой женщины Данте Алигьери женился на очень богатой даме. Этот брак был создан исключительно по расчету, а сам поэт относился к жене абсолютно холодно и равнодушно. Несмотря на это, в данном браке у Алигьери было трое детей, двое из которых со временем последовали по пути отца и серьезно увлеклись литературой.

Смерть великого литератора

Смерть настигла Данте Алигьери внезапно. В 1321 году в конце лета Данте отправился в Венецию, чтобы, наконец, заключить мир с известнейшей церковью Святого Марка. Во время своего возвращения в родные края Алигьери вдруг заболел малярией, которая и убила его. Уже в сентябре, в ночь с 13 на 14 число, Алигьери умер в Равенне, так и не попрощавшись с детьми.

Там же, в Равенне, Алигьери и был похоронен. Известный архитектор Гвидо да Полента хотел построить очень красивый и богатый мавзолей для Данте Алигьери, однако власти не позволили этого сделать, потому как поэт огромную часть своей жизни провел в изгнании.

На сегодняшний день Данте Алигьери захоронен в красивейшей гробнице, которая была построена только в 1780 году.

Самым интересным фактом остается то, что всем знакомый портрет поэта не имеет никакой исторической основы и достоверности. Таким представлял его Бокаччо.

Дэн Браун в совей книге "Инферно" пишет очень много биографических фактов о жизни Алигьери, которые действительно признаны достоверными.

Многие ученые считают, что возлюбленная Беатриче была выдумана и создана временем, что такой личности никогда не существовало. Однако объяснить, как в таком случае Данте и Беатриче смогли стать символом огромной и несчастной любви, стоя на одной ступени с Ромео и Джульеттой или Тристаном и Изольдой, никто не может.

Уголино

1284 - 1288 Преемник: архиепископ Пизы Руджери дельи Убальдини Рождение: ок. 1220
Пиза Смерть: март-май 1289
Голодная башня Род: делла Герардеска Дети: сыновья Гвельфо, Гардо и Угоччоне, внуки от Гвельфо: Нино и Ансельмуччо

Биография

Родился в знатной семье, известной с VIII века, потомки которой продолжают жить в Италии до сих пор. После того как в 1249 году король Энцо Сардинский (незаконный сын императора Фридриха II) был взят в плен, Уголино был назначен губернатором Сардинии (1252) и оставался в этой должности, пока остров не был захвачен Генуей (1259). Вслед за этим он унаследовал графский титул Доноратико и стал главой своей семьи. В 1271 году выдал свою сестру (или дочь) за Джованни Висконти, судью Галлуры, представителя пизанской ветви Висконти , которые держали сторону гвельфов. Это вызвало подозрение гибеллинов .

Архиепископ (ум. в 1295 г.) находится вместе с Уголино, потому что он был его единомышленником в предательстве родины, а потом предал и его; а также за то, что осудил его на подобную смерть.

В искусстве Нового времени

Деталь скульптуры Карпо: Уголино грызёт пальцы

Уголино известен и любителям русской литературы. В «Господах Головлёвых » один из персонажей декламирует «Уголино» Ник. Полевого . Герцен мечтал о том, чтобы «над Англией не тяготел свинцовый щит феодального землевладения и она, как Уголино, не ступала бы постоянно на своих детей, умирающих с голоду». Николай Гумилёв в Пизе тщетно искал «ненасытную страсть Содомы и голодный вопль Уголино». В «12 стульях » Уголино - «гроссмейстер ордена фашистов».

Примечания

  1. Данте Алигьери. Божественная Комедия. «Ад», Песнь 33
  2. Джованни Виллани , NUOVA CRONICA, кн. 7. 121. КАК БЫЛИ ИЗГНАНЫ ИЗ ПИЗЫ СУДЬЯ ДИ ГАЛЛУРА И ГВЕЛЬФСКАЯ ПАРТИЯ И СХВАЧЕН ГРАФ УГОЛИНО : «В июле 1288 года Пиза раскололась на несколько партий и между ними разгорелась борьба за власть; во главе одной стоял судья Нино Ди Галлура деи Висконти и некоторые гвельфы, ко второй принадлежал граф Уголино деи Герардески с остальными гвельфами, третью возглавлял архиепископ Руджери дельи Убальдини с семействами Ланфранки, Гваланди, Сисмонди и прочими домами гибеллинов. Граф Уголино ради власти сблизился с архиепископом и его сторонниками и отступился от судьи Нино, своего внука, невзирая на то, что тот был сыном его дочери, и они порешили захватить его или изгнать со всеми его людьми из Пизы. Узнав об этом и не имея сил сопротивляться, судья Нино удалился из города и направился в свой замок Кальчи, где он заключил военный союз против пизанцев с Флоренцией и Луккой. Чтобы скрыть предательство, отдав приказ об изгнании Нино, граф Уголино перед отъездом судьи перебрался из Пизы в свое имение под названием Сеттимо. Когда Нино покинул город, воодушевленный граф вернулся в Пизу и с большой торжественностью был поставлен горожанами во главе правительства, но у власти он продержался недолго, ибо счастье ему изменило и его постигла божья кара за грехи и предательство (ведь рассказывали, что он велел отравить графа Ансельмо да Капрайя, своего племянника, сына сестры, завидуя его популярности в Пизе и опасаясь за свою власть). Сбылось то, что незадолго перед тем предсказывал графу Уголино один мудрый и достойный придворный по имени Марко Ломбардо: когда граф стал полновластным правителем Пизы и достиг наивысшего могущества и благополучия, он устроил по случаю своего дня рождения торжество, на котором присутствовали дети и внуки, вся его семья и родственники обоего пола в роскошной одежде и со всем подобающим богатому празднику убранством. Граф обратился к упомянутому Марко и, указывая на то, с какой пышностью и великолепием было устроено празднество, спросил его: „Что ты думаешь об этом?“. Мудрец незамедлительно отвечал ему: „Навряд ли какой-нибудь барон в Италии окажется злополучнее вас“. Напуганный этими словами граф спросил: „Почему же?“ - „Потому что у вас всего в избытке, кроме Божьего гнева“. И действительно, гнев Господень скоро разразился над ним, ибо Богу было угодно наказать его за грехи и измены: как прежде архиепископ Пизанский и его сторонники замыслили прогнать из города партию судьи Нино при пособничестве предателя графа Уголино, так и теперь, когда сила гвельфов была подорвана, он решил избавиться от Уголино, обратив ярость народа против него, и устроил на него нападение во дворце, объявив, что граф изменил пизанцам и выдал их замки Флоренции и Лукке. Толпа набросилась на его сторонников, и ему ничего не оставалось, как только сдаться, причем в свалке были убиты его побочный сын и племянник, и захвачены вместе с графом Уголино два его сына и три внука, дети его сына; их заключили в темницу, а прочих родственников и сторонников: Висконти, Убицинги, Гуатани и другие гвельфские семейства - изгнали из города. Так изменнику изменил изменник, и гвельфская партия в Тоскане оказалась чрезвычайно ослаблена, а гибеллины усилились благодаря названному перевороту в Пизе, могуществу гибеллинов Ареццо, а также силе и победам дона Джакомо Арагонского и сицилийцев над наследником короля Карла».
  3. Nicole Martinelli, «Dante and the Cannibal Count» , Newsweek (1 февраля 2007).
  4. Francesco Mallegni, M. Luisa Ceccarelli Lemut. Il conte Ugolino di Donoratico tra antropologia e storia (2003).
  5. Paola Benigni, Massimo Becattini. Ugolino della Gherardesca: cronaca di una scoperta annunciata . Archeologia Viva n 128 (2008).
  6. Данте цитирует тут речь Энея Дидоне у Вергилия: «Ты, царица, велишь обновить несказанное горе »
  7. Х. Л. Борхес. Девять эссе о Данте. Ложная проблема Уголино
  8. Ломброзо. Сумасшедшие артисты и художники

Ссылки

Возможно, эта история не дошла бы до нас, растворившись бесследно в прошлом, как и многие другие подобные истории, если бы Данте Алигьери, выдворенный из Флоренции по политическим мотивам, не нашел приют в Равенне у Гвидо да Полента, племянника Франчески да Римини.

Прекрасная красавица Франческа мечтала о любви. Но кого заботят мечты юной девушки, если на кон поставлены честь и достоинство двух знатных родов?

Между семействами Римини и Равенны существовала давняя вражда. Уладить раздор в средневековой Италии можно было лишь одним способом - породниться. И отцы благородных семейств приняли решение поженить детей. Из четырех сыновей Римини отец Франчески выбрал старшего. Джованни, по прозвищу Калека, отличался свирепым нравом и ужасной внешностью, и вряд ли Франческа по доброй воле согласилась бы выйти за него замуж. Чтобы сделка не расстроилась, решено было прибегнуть к хитрости. Для заключения брачного договора в Равенну отправили младшего брата Джованни красавца Паоло.

Франческе приглянулся молодой юноша, и она с радостью покинула отчий дом. И лишь прибыв в поместье Римини, поняла, что была жестоко обманута, ее мужем оказался не красивый и добрый Паоло, а жестокий калека Джованно. Однако любовь, вспыхнувшая между Франческо и Паоло, не погасла.

Согласно обычаям того времени, Джованно, лорд Пезаро, обязан был жить по месту своей службы, а его семья должна была находиться за городом, в родовом замке. Этот замок и стал для Франчески тюрьмой и одновременно местом тайных встреч с любимым.

Легенда гласит, что однажды Джованно, заподозрив неладное, не уехал из замка, а выждал какое-то время и ворвался в спальню жены в тот момент, когда она тайно встречалась с Паоло. В комнате был потайной выход, но Паоло не успел им воспользоваться. Разъяренный обманутый муж, выхватив кинжал, бросился на брата. Франческа встала между мужем и любимым, приняв смертельный удар на себя. Это не спасло Паоло, следующим ударом был убит он.

Так гласит легенда. Исторические факты свидетельствуют немного о другом. Франческа к тому времени уже не была юной прекрасной девой, от первого брака она воспитывала дочь. И тайных встреч между ней и Паоло не было. Коротая время за чтением книг, она иногда читала их вместе с младшим братом мужа. Именно в такой момент их застал Джованно и, приняв дружеский поцелуй за доказательство измены, не раздумывая, убил обоих.

Это не помешало Данте поместить погибших в ад, где они, по воле автора, кружились, не размыкая объятий, в вечном вихре дьявольского огня. Любовная страсть, приведшая к гибели, навсегда соединила их после смерти.
Но даже Данте, уготовив им муки ада, ничего не говорил о длительной связи и супружеской измене. Подробности о тайных встречах в комнате с потайным ходом появились позже, когда в свет вышла трагедия Габриэле Д’Aннунцио «Франческа да Римини».

Моральные устои Средневековья были таковы, что всякая любовь считалась греховной. Данте не искал и не желал искать оправдания возлюбленным. Но его упоминание в «Божественной комедии» о муках Франчески и Паоло в аду позволило появиться прекрасной легенде о любви, сюжет которой лег в основу произведений многих музыкантов, художников и писателей.